Глава VIII. ИОАНН И ИЛИЯ В своей речи о Предтече Господь сказал: «Если желаете принять, он есть Илия, имеющий прийти» (Мф. 11, 14). (Согласно пророчеству Малахии 4,5–6: «вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшнаго, и он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их».) Имя Илии называется вместе с именем Иоанна, как некое общее имя обоих; в каком–то смысле Иоанн есть и Илия, хотя не наоборот, — Илия не есть Иоанн. Предтеча как–то совмещает в себе Илию, не сливаясь с ним и превосходя его. Как мы знаем, еще до его рождения ангел сказал Захарии, что Иоанн предыдет пред Господом в духе и силе Илии. И имя Илии приметается к Иоанну не только книжниками и фарисеями, к нему скорее враждебными (Ин. 1, 21), но и самим Господом. Учение о перевоплощении душ, именно праведников (столь укоренившееся в позднейшей еврейской мистике в Каббале), было свойственно фарисеям, а через них распространилось и в народ, в качестве некоторого суеверия. Следы его встречаются и в Евангелии. Суеверный страх Ирода перед Предтечей выразился, прежде всего, именно в этом предположении: «царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мк. 6, 14, также 6, 16; Мф. 14, 1–2;Лк. 9, 7–9). Такое же предположение, как ни противоречило оно очевидности, высказывалось и народом, допускавшим, что Иисус это Илия, или Иеремия, или один из пророков (Мк. 6, 15, Мк. 8, 28; Мф. 16, 14; Лк. 9, 19). В этом выразились смущение и растерянность, суеверием оборонявшиеся от веры. Но это же указывает, сколь легко воспринималось сознанием представление о том, что Илия может, так сказать, повториться в Иисусе. Спаситель, кроме речи Своей ко всему народу, имел об этом еще беседу с тремя избранными учениками после Преображения. Во время его они видели Илию вместе с Моисеем, беседующими с Господом об Его страданиях. Ученики уразумели уже, — после беседы на пути в Кесарию Филиппову и на горе Преображения, что Иисус и есть обетованный Мессия, и им известно было из пророчества Малахии, что пришествие Его уготовляется пророком Илией. Посему и спросили Его ученики Его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия приходит прежде и устроит все. Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, и поступили с ним как хотели; и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17, 10–13; Мк. 9, 11–13). Итак, Спаситель неоднократно и определительно говорит об Иоанне как об Илии. Означает ли это прямое личное отожествление их? Но, помимо общих соображений, против этого достаточно свидетельствует ответ самого Иоанна посольству священников и левитов: «Что же — ты, Илия? он сказал: нет» (Ин. 1,21). Нужно помнить, что евангелист Иоанн уже имел пред собою рассказ синоптиков о свидетельстве Христовом об Иоанне как Илии. Иоанн не Илия, и, однако, «если хотите принять, он есть Илия», «Илия уже пришел, и не узнали его». Это, прежде всего, относится к сходству служений Предтечи и Илии, из которых первый предваряет первое пришествие Христово, а второй — второе, чего не различали Иудеи, сливавшие оба их воедино. (Церковь воспевает Илию: «во плоти ангел пророков основание, второго предтеча пришествия Христова Илие славный» — тропарь.) В смысле сродства служения толкует это Златоуст[159], и, вслед за ним, большинство толковников. Слова Спасителя, однако, содержат больше, чем простое сближение служений. В них указуется некая тайна личного соотношения Илии и Иоанна, для нас не раскрытая. Углубляться в нее нескромно, однако и не замечать ее неверно. Мы должны, разумеется, отстранить то грубое истолкование, которое дается сторонниками учения о личном перевоплощении. Но, помимо этого, грубого и нехристианского воззрения, могут быть и иные, доселе неведомые нам соотношения между душами, параллельные отношениям родства или происхождения. Связь Илии и Иоанна, столь непререкаемо установленная Спасителем, во всяком случае побуждает нас внимательнее всматриваться в черты сходства и различия обоих пророков. Илия и Иоанн оба являются проповедниками истинной веры и покаяния, а постольку и обличителями, с той разницей, однако, что образ Илии и в этом отношение является ветхозаветно суровым и грозным (история избиения жрецов Вааловых: ЗЦар. 18, 40, истребление пяти десятков Охозии, 4 Цар. 1). Есть внешнее сходство в общей строгости жизни и в аскетическом облике обоих пророков, и оно, конечно, поражало народное воображение: Илия описывается, как «человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим» (4 Цар. 1, 8). Иоанн «имел одежду из верблюжьяго волоса и пояс кожаный на чреслах своих» (Мф. 3,4). Илия, подобно Иоанну, получил свое главное богооткровение в пустыне, где «в веянии хлада тонка» было ему явление Славы Божией. Илия явился великим чудотворцем, чем он отличается от Предтечи, который не творил знамений. При всей ветхозаветности духовного облика Илии в нем оказалось, однако, нечто настолько новозаветное, что он, вместе с Моисеем, явился предстоящим Господу на горе Преображения. Этим лицезрением Господа на земле (во славе Его), он сближается с Предтечей. «Таинника показа тя Христос, яко чистоты садителя и девства пребожественное прозябение на Фаворе божественнаго воплощения», поет о нем св. Церковь (служ. пр. Илии, кан. п. 8, тр. 3). И, надо думать, в этом же новозаветном существе ветхозаветного пророка заключается и основание, почему он является вторым Предтечей, т. е. ему дано пророческое служение и в Ветхом, и в Новом Заветах, чем он, конечно, также сближается с «ходатаем Завета Ветхого и Нового», с Иоанном. Илия не вкусил смерти в своем взятии на небо, подобно Еноху, и, согласно Откровению, оба они являются на землю в последние времена для последнего вразумления (11, 3–6), пока не будут убиты антихристом (11, 7) к общему ликованию, «потому что два пророка сии мучили живущих на земле» (11, 10). Они вкусят смерть, отдав дань общему человеческому уделу, чтобы воскреснуть и взойти снова на небо на облаке пред лицом всех (11, 13). Здесь Илия соединяется с Енохом , но в речах Господа, в пророчестве Малахии и в общецерковном Предании он выделяется как нарочитый и преимущественный предтеча второго пришествия Христова, подобно тому, как первый Предтеча уготовляет первое пришествие. Постольку они имеют сродство, как проповедники неумолимого покаяния. Однако служение Предтечи, который, как первый из рожденных между женами, очевидно первенствует и над Илиею и над Енохом, состоит в том, что он есть не только Предтеча, но свидетель о Христе и друг Жениха, а сверх того проповедник во аде. Поэтому он есть Илия, лишь «если хотите принять», т. е. только в известном ограниченном смысле, и именно превосходство служения Предтечи в сравнении со служением Илии препятствует их полному личному отожествлению. Можно сказать так, что служение Илии как предтечи есть лишь одна из сторон жизни и деятельности того, кто ублажается Церковью как «проповедник Христов и креститель, ангел, апостол, мученик, пророк, предтеча, связник, друг ближний, пророков печать, из рожденных пречестнейший, ходатай ветхия и новыя благодати». Как ни велик тот, кто есть «во плоти ангел, пророков основание», но он не есть ни самовидец Слова, ни друг Жениха, ни апостол. Спаситель говорит об Иоанне, как об Илии, в свидетельстве о Самом Себе, которым является Его свидетельство о Предтече, одинаково и в речи об Иоанне, и в беседе после Преображения. В обоих случаях спрашивается, Он ли Мессия и, следовательно, соответствуют ли и другие обстоятельства мессианскому пришествию, а в частности, всеми ожидаемому пришествию Илии. Господь отвечает на первый и основной вопрос утвердительно, подтверждая, что и остальные условия этому соответствуют, в частности и подготовление его прихода через Илию, хотя на этот раз оно совершилось иным, человеку неведомым образом: в качестве Илии, на служение его, в одном из своих служений выступил Иоанн. Поэтому отожествление Илии и Иоанна логическое ударение имеет на тожестве не личного, но мессианического момента, а отсюда и должно быть понимаемо в своем значении. И, тем не менее, в этом сближении Илии и Иоанна остается некая неразгаданная тайна. Следующая глава > religion.wikireading.ru Поздравляю всех с днём пророка Илии!.. По этому случаю предлагаю вашему вниманию своё эссе примерно годичной давности... Иоанн Предтеча. Иоанн креститель в духе илии
Глава VIII. ИОАНН И ИЛИЯ. Малая трилогия
Иоанн Креститель - это пророк Илия ?..
Огненное восхождение Илии Пророка на Небеса
Нижегородская школа, конец 15 - начало 16 веков
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ - ЭТО ПРОРОК ИЛИЯ ?
И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
2 Пет 1:19-21
Моя добрая подруга Альфия Шайхутдинова как-то указала мне один фрагмент Евангелия, на который я никогда не обращал внимания. Намёк Альфии, исповедовавшей буддизм, был более чем прозрачным, а именно: Иоанн Креститель - это одно из перерождений пророка Илии. Немного погодя я припомнил, что очень аккуратно склонить меня от православия к буддизму уже пытались некоторые комментаторы моих религиозных эссе.
Вообще говоря, цепь перерождений живых существ, сансара - не Буддой выдумана. Гаутама Шакьямуни просто априори принял эту древнюю индуистскую концепцию. Заслуга самого Будды в том, что он нашёл путь к прекращению цепи перерождений и к достижению нирваны. В некоторых течениях индуизма рассматривается идея перевоплощения, реинкарнации, которая очень близка к идее сансары, но вообще говоря, не тождественна ей. Близкое к концепциям сансары и реинкарнации учение о переселении душ, метемпсихозе, было независимо от индуизма сформулировано Пифагором, Эмпедоклом, Сократом, Платоном и детально разрабатывалось неоплатониками и неопифагорейцами, крупнейшими из которых были Плотин и Плутарх.
Христианство же, по крайней мере, православная конфессия, как известно, напрочь отвергает и сансару, и реинкарнацию, и метемпсихоз. Причём исповедуемое в православии воскресение мёртвых, анастасис, почти ничего общего с названными учениями не имеющее, возведено в ранг догмата. Никео-Цареградский Символ веры завершается словами: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Догмат же этот основан на многочисленных фрагментах Священного Писания.
"Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мёртвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк 20:34-38)
"Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога" (Рим 6:8-10)
"Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение" (Ев 9:24-28).
Короче, в православии чётко и однозначно утверждается, что смерть однократна, а после воскресения будущая жизнь вечна. Именно по этому вопросу острые драматические дискуссии между христианами и неоплатониками разгорелись уже в самые ранние, ещё апостольские времена. Когда апостол Павел выступал в афинском ареопаге, неоплатоники слушали его проповедь очень внимательно - но только до тех пор, пока Павел не заговорил о воскресении мёртвых. А дальше: "Услышав о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время" (Деян 17:32)
Плотин, крупнейший из неоплатоников, читал евангелия и критиковал их именно в части проблемы воскресения мёртвых. По иронии судьбы, единственный философский термин в Символе веры - единосущный (омоусиос) - был позаимствован как раз у Плотина. Есть версия, что последняя представительница александрийской неоплатонической школы Ипатия была убита толпой пришлых изуверов (а слово "изувер" исконно значило "религиозный фанатик") именно в результате вспыхнувшего спора как раз по этому вопросу.
В то же время намного более гибкий буддизм, не знающий ни религиозного, ни философского авторитета, оказался очень восприимчивым к христианским влияниям. В поздних формах буддизма, начиная с Махаяны, определённо просматриваются христианские мотивы, переосмысленные на свой лад. Но заимствуя что-то из христианства, буддизм оставался на своей исходной почве и не превращался в нечто эклектическое. Изначальная догматика буддизма при этом не претерпела никаких радикальных изменений.
Но в 19-м веке серьёзная попытка синтезировать христианство и буддизм в одно оккультное теософское учение была предпринята Еленой Блаватской. На деле всё это оказалось изощрённым лукавством, имеющим целью отвратить христиан от христианства, буддистов от буддизма, и заставить тех и других поверить в "тайную доктрину". Подобную же попытку сконструировать из христианства и буддизма новую религию предпринял и Лев Толстой. Последователями и пропагандистами теософского учения Блаватской стали Николай и Елена Рерихи, назвавшие это учение "живой этикой". Уже в наше время подобное учение проповедуется субкультурным течением New Age. Собственно, в недрах New Age и зародилась идея о том, что Иоанн Креститель - это реинкарнация пророка Илии.
Тут мне могут задать вопрос: а что вы имеете против объединения христианства и буддизма в одно учение, чем вас смущает тезис об отождествлении пророка Илии и Иоанна Крестителя, что такого еретического вы здесь увидели? Ну, первое, что лично меня коробит - это чисто вкусовые ощущения. И христианство, и буддизм - мировые религии, понять которые способен любой человек, и это учения внутренне логически непротиворечивые и потому претендующие хотя бы на рациональную истинность. А вот "тайная доктрина" Блаватской и "живая этика" Рерихов - просто бред сивой кобылы.
Что касается православных христиан, то здесь нет никаких вопросов, всё уже решено. Отрицание либо искажение христианских догматов есть уклонение в ересь. А публичная проповедь этого под видом "истинного" христианства влечёт за собой отлучение от Церкви. Собственно, и Блаватская, и Толстой, и Рерихи это отлучение себе уже реально схлопотали. А последователям учений Блаватской и Рерихов Русской Православной Церковью впредь провозглашена анафема. Православный человек просто должен знать об этом и не делать глупостей.
Буддистам в этом отношении вроде бы ничего такого не грозит. Но не советовал бы я вам, уважаемые буддисты, увлекаться всякой хреновиной. Честное слово, ваша религия - несомненная духовная ценность. По-христиански скажу вам: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф 7:6) Очень не хотелось бы мне, чтобы буддизм растворился в болоте оккультизма.
Но давайте вернёмся к нашим двум пророкам и решим вопрос по существу. Действительно ли из евангельского текста следует, что Иоанн Креститель - реинкарнация пророка Илии? Для людей, мало знакомых с Библией, считаю нужным сперва рассказать о том, кто это такие.
Пророк Илия жил в 9-м веке до н.э. в Израильском царстве при нечестивом царе Ахаве. Пользуясь слабохарактерностью царя, его жена Иезавель решила установить языческий культ Ваала и Астарты. Против этого резко выступил пророк Илия, и дело дошло до его знаменитого состязания с жрецами Ваала. "И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных]; пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо, [пусть будет так]. И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. [И сказал Илия Фесвитянин пророкам Вааловым: теперь отойдите, чтоб и я совершил мое жертвоприношение. Они отошли и умолкли.] Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, и положил дрова [на жертвенник], и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. [И сделали так.] Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк [и воззвал на небо] и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!] Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там" (3 Цар 18:22-40)
Но какая же связь между пророком Илиёй и Иоанном Крестителем? А дело в том, что пророк Малахия предсказывает, что приходу Бога на землю будет предшествовать явление пророка Илии: "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием" (Мал 4:5-6). Тут не так просто понять, о каком приходе Бога на землю идёт речь - о первом или же втором пришествии Иисуса Христа. Судя по смыслу слов - скорее о втором. Реально же явлению Иисуса Христа предшествовала деятельность Иоанна Крестителя, ставшего таким образом Предтечей Бога на земле.
Иоанн Креститель - родственник и ровесник Иисуса Христа в Его земной жизни. Иоанн начал крестить людей путём погружения в воду (баптизма). Этот обряд практиковался и ранее, в отношении язычников, обращаемых в иудейство. Но Иоанн призывал креститься и самих иудеев. "В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: `отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мф 3:1-12)
Крестился от Иоанна и Сам Иисус Христос. "Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф 3:13-17)
Судьба же Иоанна Крестителя была трагической. "В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу" (Мф 14:1-12)
Однако буддисты строят свой тезис не только на туманном пророчестве Малахии. Основным, как они считают, безотбойным аргументом для них является фрагмент из евангелия от Матфея: "И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде. Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе" (Мф 17:10-13) Примерно так же Иисус Христос отвечал и в евангелии от Марка: "И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем" (Мк 9:11-13) Христос здесь не говорит прямо о том, что Иоанн Креститель есть реинкарнация пророка Илии, но буддистам ничего не стоит додуматься до этого самим.
Но есть в Новом завете и другие слова. Ученикам Христа нетрудно было понять, о ком идёт речь, потому что ещё раньше Христос сказал им: "Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти" (Мф 11:7-14) Здесь уже полным-полно оговорок, указывающих на то, что слова о тождестве пророка Илии и Иоанна Крестителя нельзя понимать буквально.
А вот что сказал Ангел отцу Иоанна Крестителя Захарии: "тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк 1:11-17) Тут уже совершенно ясно утверждается, что пророк Илия и Иоанн Креститель не тождественны друг другу, а лишь сходны по духу и силе.
Но тут я слышу от буддистов: "Неубедительно! Вы расуждаете по-христиански, то есть затуманиваете смысл. А нам с нашей буддийской точки зрения абсолютно ясно, что пророк Илия умер и в одном из перерождений стал Иоанном Крестителем". Ну что же, давайте рассуждать с буддийской точки зрения.
Начнём с того, что пророк Илия не умирал. Буддисты как-то упускают из виду известный многим библейский рассказ о том, что пророк Илия вознёсся на небо живым. "Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо" (4 Цар 2:11). Как это с точки зрения буддизма возможно - не умерев, переродиться?
Далее, во время евангельских событий Илия находился в Царстве Небесном. То есть с буддийской точки зрения - в нирване. Это видно из описания преображения Иисуса Христа на горе Фавор, когда три Его ученика, заглянув краешком глаза в Царство Небесное, увидели там и Илию. "По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (Мф 16:1-4) Как это с точки зрения буддизма возможно, достигнув нирваны, продолжать перерождения?
Не знаю, что ответили бы на это буддисты, но думаю, что сам Будда по своему обыкновению ответил бы на это красноречивым молчанием. Но если Будда молчит, может, нам ответит сам Иоанн Креститель? Евангелист Иоанн рассказывает, что такой прямой вопрос был задан Иоанну Крестителю фарисеями. "И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет" (Ин 1:21)
subscribe.ru
Иоанн Предтеча, смотреть онлайн
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Передача из Москвы.
– Мы встречаемся с Вами в канун празднования дня Усекновения главы Иоанна Предтечи и потому сегодняшнюю нашу программу хотелось бы всецело посвятить этому пророку и рассказать о его личности.
– Иоанн Предтеча – это великий пророк. Можно сказать, что это последний пророк Ветхого Завета. Иисус называет его величайшим из всех. Он больше всех тех пророков, которые были до него, поскольку сподобился стать Предтечей Иисуса Христа.
– Хотелось бы сразу поговорить о его рождении. Насколько известно, он был рожден престарелыми родителями, и факт его рождения – это чудо. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Блаженный Феофилакт объясняет, почему именно от престарелых родителей родился Иоанн Креститель. Пресвятая Дева Мария, Исаак тоже родились от пожилых родителей. Так что многие персонажи Библии были рождены от старых людей. Блаженный Феофилакт объясняет это так: в том случае, когда ребенок рождается таким чудесным образом, он является плодом молитв, которые совершали его родители в течение очень многих десятилетий. Они вымаливали ребенка, и он являлся свидетельством их любви, потому что если в семье не было детей, то это говорило об отсутствии Божьего благословения для этой семьи. Даже по еврейским законам человек мог развестись со своей женой, если в течение десяти лет от нее не было детей.
С другой стороны, Феофилакт поясняет это так: поскольку пожилые люди достаточно давно вышли из молодого возраста, то они утратили плотскую страстность молодости, а значит, и зачатые ими дети рождаются бесстрастными. Юность и страстность передаются детям от молодых родителей. А когда пожилые люди с постом и молитвой зачинают ребенка, то он наследует от них некое бесстрастие. У такого ребенка всегда больше повода для стремления к целомудрию. В этом заключается тайна рождения не только Иоанна Крестителя, но и других великих святых, угодников Божиих.
– Хотелось бы спросить у Вас о степени родства Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. В каком родстве они находились между собой?
– В Православной энциклопедии говорится, что мы не можем выяснить это, опираясь только на Священное Писание. Установить это, исходя из библейского текста, невозможно. Лопухин в «Толковой православной Библии» говорит, что Мария и Елизавета были сестрами, но Ипполит Римский придерживался иной точки зрения по этому вопросу, которая возобладала в формате Священного Предания в нашей Церкви. По этой версии Елизавета была теткой Девы Марии. Она была рождена от Анны, которая была родной сестрой Елизаветы.
– А почему они тогда называются сестрами?
– Это одна из версий, которая была высказана Лопухиным в «Толковой православной Библии» на толкование первых глав Евангелия от Луки, где Елизавета называется «южницей» – сродницей Марии. Но если мы берем в рассмотрение позицию Ипполита Римского, то она более четко состоялась и в житиях святых в корпусе исследования Димитрия Ростовского. По этой версии получается, что Иоанн Креститель был двоюродным дядей Иисуса Христа, то есть Мессия был его племянником.
– А сохранилось ли предание о том, в каких условиях рос Иоанн Предтеча?
– Когда Ирод дал приказ избить всех младенцев от двух лет и ниже, то угроза была и для жизни Иоанна Крестителя. Они с Иисусом родились примерно в одно время, в один год. Родители спрятали своего ребенка. Отец, праведный Захария, знал, где прячется праведная Елизавета со своим сыном. Его стали допрашивать воины. Ворвавшись в храм, они убили Захарию между престолом и жертвенником за то, что он не раскрыл им эту тайну. Потом прекращается жизнь праведной Елизаветы, и Иоанн Креститель после этого воспитывается в пустыни. Сразу возникает вопрос: если в Библии говорится о том, что он растет в пустыне, то для того, чтобы жить там, нужен как минимум оазис. И потом непонятно, кто приютил его.
Есть такая точка зрения очень многих библеистов, которая отражена в Священном Предании, она говорит о том, что Иоанна Крестителя воспитывали ессеи. Это была ветхозаветная иудейская община, которая вела очень строгий аскетический образ жизни. Иосиф Флавий пишет, что эти люди были как ангелы. Ессеи – это описывает и Флавий, и другие исследователи – как раз брали осиротевших детей к себе на воспитание. Они жили в пустынях, и из житийной литературы мы знаем, что Иоанна Крестителя воспитывали ангелы, а жизнь ессеев была ангелоподобная. Во-первых, потому что они имели обет безбрачия, а кроме того они занимались исследованием Писания, переписыванием Священных текстов. Кумранские рукописи, которые сохранились до сих пор, как раз были связаны с общиной ессеев.
– Это была своего рода монашеская община?
– Да, это было монашество до христианства. И Иоанн Креститель как бы принимает и разделяет их образ жизни. Он тоже монах до возникновения христианского монашества, которое появилось в IV веке. Он подвизается: у него нет семьи, живет в пустыни, ведет аскетический образ жизни, питаясь диким медом, акридами. Так что, скорее всего, его воспитание в пустыне было возможно только в общине ессеев.
– А в каком возрасте Иоанн Креститель вышел на общественное служение?
– Как и Господь наш Иисус Христос, он выходит на общественное служение в возрасте 30 лет. По еврейским законам – это отражено и в Пятикнижии Моисея – это был возраст активного служения перед Богом. Когда человеку исполняется 30 лет, он может священнодействовать, возглавлять молитвенное собрание в синагоге, может служить в таком широком диапазоне в храме. Поэтому и Иоанн Креститель, и Господь наш начинают свое служение в тридцатилетнем возрасте.
– А они знали друг друга: Иоанн Креститель и Иисус Христос?
– В Евангелиях мы можем найти такое высказывание: «Иоанн не знал Его», но это, скорее всего, маловероятно, и здесь имеется в виду то, что он не знал, что Иисус – это Сын Божий. А как племянника, скорее всего, знал и относился к Нему соответствующим образом.
Некоторые отцы даже высказывали такую мысль: Иоанн Креститель знал Его как Мессию обетованного. Ведь мы видим, что он знал об этом, когда был еще во чреве своей матери. Когда Дева Мария пришла в гости к Елизавете, ее младенец в Духе Святом взыграл от радости. Потом же Господь Иисус Христос открылся ему именно как Богочеловек, как второе лицо Святой Троицы в день Крещения, которое называется также днем Богоявления. Иоанн Креститель был введен в эту тайну. Он был первым из всех людей, кто созерцал тайну Триединого Бога. Давайте вспомним, что в Нагорной проповеди было сказано, что чистые сердцем Бога узрят. Так вот Иоанн Креститель был именно таким чистым сердцем человеком. Он видел особо Сына Божия, Который стоял в струях Иордана; видел особо Духа Святого в виде голубином, Который парил над головой Сына Божия; и из осеняющего облака он слышал особо голос Бога Отца, Который свидетельствовал: «Сей есть Сын Мой, в Нем Мое благоволение». Факт того, что Иоанн Креститель оказался созерцателем тайны Триединого Божества, показывает, насколько он был чистым человеком, потому что только чистые сердцем могут узреть Бога.
– Как получается, что если они друг друга знали, Иоанн посылает двух своих учеников к Спасителю, для того чтобы те уточнили: «Ты ли Тот, Кого мы ждем, или нам нужно ждать кого-то другого?» Ведь было же Божественное откровение Иоанну Предтече?
– Святые отцы согласно истолковывают этот текст таким образом. У Иоанна Крестителя не могло быть никаких сомнений по поводу Иисуса Христа. Особенно когда был день Богоявления на Иордане, где он слышал свидетельство Самого Бога. Но, увидев сомнения учеников – а у Иоанна Крестителя была своя школа, из которой некоторые переходили к Иисусу Христу и становились Его апостолами – он для того, чтобы не оскорбить их чувств, не говорит напрямую: «Пойдите и развейте свои сомнения!» Он приписывает их сомнения себе, чтобы облегчить своим ученикам этот морально сложный момент: пойти и убедиться самим, Кто есть Иисус Христос. Иоанн Предтеча имел уверенность в этом еще от чрева матери, то есть от Духа Святого, и потому приписать эти сомнения именно ему, мы никак не можем.
Такое было свойственно людям духовным: брать на себя внешние сомнения своих учеников, делиться ими с ними для того, чтобы подвигнуть их к разрешению от этих сомнений. Кстати, когда Иисус Христос обличал Петра в том, что он трижды отрекся от Него, Он напрямую ему этого не высказал. Господь трижды спросил его: «Любишь ли ты Меня?» – а не задал ему трижды вопрос: «Почему ты Меня предал?». И трижды отвечая, Петр понял, о чем его спрашивает Господь. Он трижды отрекся от Христа, а на Тайной Вечери Спаситель предсказал ему: «Прежде, чем петух пропоет, ты трижды отречешься от Меня».
Поэтому поведение Иоанна Крестителя в этой ситуации схоже с поведением Сына Божия, Который, наставляя Петра, разрешая какие-то его недоумения, действовал очень деликатно.
Когда Иоанн увидел сомнения учеников, которые могли возникнуть особенно тогда, когда он был арестован и ему грозила смерть, а его школа могла прекратить свое существование, он посылает их к Сыну Божию от своего имени, чтобы они смогли разрешить свои сомнения, недоумения.
– Вы сказали, что когда Иоанн Креститель был арестован, то соответственно была угроза того, что его школа закроется, а ученики разбегутся. Скажите, а впоследствии они все же образовали свое учение или нет?
– Да, его школа существовала достаточно долго. Еще в книгах XIX века я читал, что учениками Иоанна являются некоторые группы на Ближнем Востоке. Это движение не оставляло иудейских традиций, но, следуя за своим учителем Иоанном Крестителем, признавало, что Иисус Христос из Назарета – Мессия. И что интересно, когда мы читаем книгу Деяний святых апостолов, то в 19-й главе находим такое повествование: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса». (Деян. 19; 1-5)
– Кстати, хотел сразу же спросить, а в чем различие между крещением Иоанновым и крещением во имя Господа нашего Иисуса Христа?
– Крещение, которое совершал Иоанн, было известным обрядом в иудаизме и носило название микве. Это когда совершалось погружение в воду, то есть омовение. В книге Левит неоднократно говорится о том, в каких случаях нужно совершать микву. Здесь поразительно то, что Иоанн Креститель совершал этот обряд омовения по отношению к тем людям, которые пришли к нему из Иерусалима, Десятиградия, Иудеи. Обычно когда еврей оказывался нечистым, осквернившись от чего-то, то он сам погружался в воду. А полностью его погружали в том случае, если он долго жил среди язычников и возвращался назад, или же когда язычник принимал иудаизм, ему делали обрезание, а потом совершали микву. То, что Иоанн Креститель находился там, где было много воды, тоже не случайно: миква считается совершенной тогда, когда человека целиком, с головой погружали в воду. И вот этот обряд совершался над людьми, пришедшими из Иерусалима, Десятиградия, Иудеи. Тем самым Иоанн им как бы говорил: «Вы хуже, чем язычники. Вы оскверненные и живете как будто бы не на святой земле, а где-то в Риме. Вас надо омывать». Это был вызов им.
С другой стороны, почему он совершал этот обряд в пустыне? Как пишут святые отцы, выводя людей в пустыню, он словно напоминал евреям их исход из Египта, когда они в течение сорока лет странствовали по ней и там услышали Божественное откровение: Бог дал им святой закон. Это было как бы восстановление тех обетов, которые некогда давали их отцы на горе Синай, когда они обещали Богу исполнить все, что услышали.
То, что делал Иоанн Креститель, было, конечно же, вызовом, потому что когда пришли книжники и фарисеи, то они спросили: «Почему ты крестишь, если ты не Мессия, не пророк? Что ты имеешь в виду, когда это делаешь?» И хотя каждый из них совершал омовения, но когда кого-то погружали полностью в воду, это было связано с обновлением веры, с восстановлением обетов после серьезного осквернения с язычниками или же когда человек принимал веру.
– А в чем заключалось общественное служение Иоанна Предтечи?
– Он был Предтечей Иисуса Христа, как это было предсказано древними пророками, сказавшими, что перед Христовым пришествием будет глас вопиющего в пустыне, который предуготовит путь Господу, прямыми сделает стези Его. Иоанн Креститель был именно тем человеком, который предуготовлял пришествие Сына Божия. Кстати, некоторые святые отцы говорили, что его крещение, хоть и не являлось совершенным, но оно предуготовляло Христово крещение. Оно приучало людей к мысли, что придет более совершенная форма крещения. В крещении Иоанна больше очищалось тело. Он сам говорил: «Я крещу вас водой, но Тот, Кто идет за мною, будет крестить вас Духом Святым и огнем». Так вот как раз и в крещении Иоанновом, и во всех омовениях, которые совершались по закону Моисееву, не хватало присутствия Духа Святого. В христианском крещении мы имеем всю благодатную полноту: в этот момент очищается не только тело человека, но и его душа.
– А что значит крестить Духом Святым и огнем?
– Крестить Духом Святым означает, что после того, как Христос на Голгофском кресте искупил род человеческий, Он сделал людей способными принять в очищенную душу благодать Святого Духа.
По истолкованию одних святых отцов, крещение Святым Духом должно сопровождаться огненными языками. Это то, что мы видим в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков. По другому истолкованию крещение огнем означает страдания, мучения, переживания, скорби.
– Почему Иисус Христос говорил про Иоанна Предтечу, что это есть Илия, которому и следовало прийти?
– Если мы откроем окончание Ветхого Завета, то в книге пророка Божия Малахии прочитаем следующие слова: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». (Мал. 4, 5-6)
– Что это значит?
– Это пророчество о том, что перед пришествием Мессии должен прийти Илия. Когда Христос рассуждал об Иоанне Крестителе, Он действительно сказал, что это и есть Илия, которому надлежит прийти. Но в каком смысле Иоанн Креститель есть Илия? Конечно же, не в смысле реинкарнации. Никакой реинкарнации нет. Давайте вспомним, что у пророка Илии был ученик Елисей, который хотел стать его преемником. Он просил у Илии, чтобы его дух почил на нем в два раза сильнее, чем был у самого пророка Илии. Илия сказал ему: «Если ты увидишь мое вознесение на огненной колеснице, то сподобишься этого». И действительно, как говорится в Книгах Царей, когда Илия вознесся в огненной колеснице, его дух почил на Елисее. Каждое из чудес, которые когда-то совершил пророк Илия, Елисей повторил дважды. Например, Илия воскресил одного человека, а Елисей – двух: одного при жизни, а второго уже после своей смерти. В 14-й Книге Царей говорится, что когда несли тело умершего человека, то, увидев, полчища наступающих моавитян, носильщики бросили мертвого в гроб пророка Елисея. Коснувшись при падении его костей, умерший ожил и встал на свои ноги.
То есть Елисей стал Илией не в том смысле, что тело пророка вознеслось, а душа Илии вселилась в пророка Елисея. Такого не бывает – замена одной души другой. Здесь имеется в виду, что Елисей был в духе Илии. Точно так же и Иоанн Креститель, который даже внешне напоминал собой пророка Илию. Он был таким, как его описывает Книга Царей: его волосы, борода, кожаный пояс на чреслах.
Сам Илия придет в этот мир, когда будет Второе пришествие Христа, и будет выступать в роли Предтечи. Он придет во дни антихриста вместе с пророком Божьим Енохом, жившим до потопа и взятым живым на небо. Енох будет представителем первого допотопного мира, а Илия станет представителем второго мира, который сберегается для огня, и они будут обличать антихриста. В Апокалипсисе они называются «двое, одетые во вретища». Антихрист убьет Илию и Еноха, три дня они будут лежать непогребенными, и, как сказано в книге Откровения, весь мир увидит, как они воскреснут. Сразу возникает вопрос: как весь мир может увидеть то, что происходит на определенной территории, а именно в Иерусалиме? Наверное, будет видео трансляция. И будет, наверное, показано: вот они лежат. Антихрист, может быть, скажет: «Они никогда не воскреснут. Сделаем просмотр в режиме реального времени, все смотрите, наблюдайте». Но все увидят именно то, как они воскреснут.
– И какие последствия будут у этого?
– Это будет началом поражения антихриста. Енох и Илия будут обличать антихриста, доказывать, что истинный Христос – это Тот, Кого распяли иудеи. И Илия будет особо проповедовать именно евреям, которые не верят в Иисуса Христа. И через проповедь, как мы прочитали у пророка Малахии, он обратит сердца сынов к отцам. Вера отцов Авраама, Исаака и Иакова была верой в Христа, грядущего Мессию. И через проповедь Илии еврейский народ отречется от антихриста и примет верою Иисуса Христа. Пророк Захария пишет, что они будут взирать на Того, Которого пронзили, и плакать о Нем как плачут об единородном сыне. И весь Иерусалим тогда наполнится великим рыданием. Каждое колено будет плакать особым образом.
– Почему Иисус Христос в притчах называет Иоанна Предтечу «другом жениха»? Что подразумевается под этими словами?
– В притчах описывается мессианский пир, который раскрывает тайну Жениха Христа и тайну Его невесты – Церкви. А Иоанн Креститель, который является связующим звеном между Ветхим и Новым Заветом, реально приуготовлял души многих людей к тому, чтобы из ветхозаветной Церкви они перешли в новозаветную. Он не видел радости Жениха, потому что когда в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов, это было началом новозаветной Церкви. Но он знал, что это произойдет, и радовался. Поэтому как друг жениха не ревнует, а радуется за него, так и Иоанн Креститель ни в чем не ревновал Иисуса Христа, но радовался и, более того, со смирением говорил: «Мне надлежит умаляться, а Тебе расти». Говорил, что недостоин даже развязать ремень Его сапог, настолько он почитал Господа Иисуса Христа. И, как друг Жениха, он совершил свое славное служение, которое запечатлел и своей мученической смертью.
– Почему Иоанн Предтеча был взят под стражу Иродом Четверовластником, ведь, насколько я знаю, он почитал Иоанна как пророка?
– Да, Ирод Антипа почитал его как пророка. Надо сказать, что почитание Иоанна Крестителя было очень сильно в еврейском народе и существует отчасти и до нашего времени. Историк Иосиф Флавий пишет в своих трудах об Иоанне без всякой связи своего повествования с личностью Иисуса Христа. Он пишет, что это был особый праведник, которого очень почитали, уважали. В еврейской традиции Иоанн – Йоханан. Казалось бы, Иван – такое русское имя, на самом деле Иван, Иоанн – это еврейское имя Йоханан. Это теософное имя: оно содержит в себе частицы от имен Божиих, главного четырехбуквенного имени Бога.
Иоанн Креститель мужественно обличал Ирода в том, что тот при живом брате имел его жену как свою любовницу. Иоанн говорил ему: «Тебе нельзя иметь жену брата твоего». Похоже, что он обличал Ирода на глазах у других людей, может быть, когда тот торжественно выезжал из своего дворца и возвращался в него. Это не понравилось Ироду, и тогда он схватил Иоанна Крестителя и заключил его в крепость. Иосиф Флавий считает, что это была крепость Масада, где находилась одна из военных ставок Ирода Антипы, и где, по его мнению, Иоанн Креститель был казнен. В христианской традиции называются другие места казни. Но Ирод не хотел казнить Иоанна, это очевидная истина, потому что в Евангелиях мы читаем, что он любил беседовать с Крестителем. Возможно, они собеседовали в крепости Масада.
Ирод вообще был любопытный человек. Мы видим, как он вел себя по отношению к Иисусу Христу. Когда Пилат, узнав, что Иисус родом из Галилеи, направляет его к Ироду, тот начинает требовать чудес, знамений. То есть это был человек любопытный, ищущий, но его проблема заключалась в том, что он был слишком занят самим собой. Это был известный кутила, очень богатый олигарх, как бы сказали сейчас, и человек, для которого деньги значили все. Его отец Ирод Великий именно золотом купил для себя положение иудейского царя, хотя по нации был идуменянин. А его сын Ирод Антипа был уже кошерный еврей, потому что был рожден от еврейки, причем из Хасмонейского, то есть царского, рода.
Ирод Антипа – символ очень богатого человека. Это плутократ, олигарх, и Христос очень боялся, что этот дух олигархии, плутократии проникнет в церковную среду, завладеет лидерами церкви. Именно поэтому Христос говорил апостолам: «Берегитесь закваски Иродовой». То есть: «Когда вы станете вождями христианских церквей, берегитесь закваски Иродовой». Таким образом, Христос предупреждает нас о трех заквасках. О закваске саддукейской: саддукеи – это те, кто сомневались в вечной жизни, то есть такие латентные атеисты. О закваске фарисейской: фарисеи были «слишком религиозны», для того чтобы обращать внимание на простых людей. И о закваске Иродовой: это те, кто исповедуют теологию процветания, или теологию обогащения, даже в наших рядах, хотя она возникла в протестантском мире. Это очень опасно, и Христос говорит: «Берегитесь этого».
Трагедия Ирода заключается в том, что какое-то время, возможно, длительное, он сподобился общаться с последним пророком Ветхого Завета, самым великим его пророком, а потом даже сподобился видеть Сына Божия, принимать Его в своем дворце. Но дух обогащения владел Иродом так, что не он наслаждался своим богатством, а богатства порабощали и использовали его. Лукавый дух богатства овладевал этим человеком. И кончилось все печально. В книге Деяний апостолов описывается, что он сел на трон, стал величаться, на нем были драгоценные одежды, и люди стали кричать: «Это бог! Это бог!» Ирод упал, стал заживо гнить и погиб.
– Как получилось, что Иоанна Предтечу обезглавили, несмотря на почитание самим Иродо?
– Ирод стал заложником слова, которое дал. Он дал слово царя в день своего рождения. Кстати, в Библии говорится только о дне рождения фараона и о дне рождения Ирода, чтобы праздновались чьи-то еще дни рождения, не говорится. Из этого Иероним Стридонский делает очень интересный вывод. В своем толковании на Евангелие от Матфея он пишет: «Так как в Писании говорится, что два человека отмечали свой день рождения – фараон и Ирод –и в обоих случаях эти люди были далеки от истины, то, скорее всего, нельзя праздновать день рождения: это будет день собственного гедонизма». И в православной традиции это было усвоено, в старину отмечали день Ангела, а день рождения... ведь непонятно, чем окончится эта жизнь. В книге Иова мы видим, что Иов проклинал день своего рождения.
– Почему?
– Потому что он оказался в очень тяжелых испытаниях, переживаниях, скорбях и был не рад, что появился на свет. Поэтому у нас, православных христиан, больше празднуют день Ангела. Потому что святой, имя которого мы носим, для нас ключ к тому, как мы должны раскрывать свою жизнь, в духовном смысле подражая тому, имя которого носим.
Ирод же отмечал свой день рождения. Собралось очень много гостей: были какие-то сатрапы, представители власти, наверняка были и представители римской власти, может быть, даже Пилат (детали не уточняются). И вот дочь его любовницы Иродиады плясала перед ними. Ирод был в пьяном состоянии, расслабившись на трапезе в честь своего дня рождения, и он выкрикивает: «Клянусь, полцарства отдам. Что ни попросишь, то я тебе и дам». Эта девочка поспешила к своей матери с вопросом: «Что просить у Ирода?» Та дала совет: «Проси голову Иоанна Крестителя». Потому что Иродиада и так все имела, но она боялась, что пророк Божий, который говорит, что недолжно иметь Ироду жену брата, возьмет над ним верх. Тем более Ирод относился к Иоанну Крестителю с уважением. Тогда Иродиада потеряет все. Она не сможет вернуться к своему мужу, который не примет ее как прелюбодейку, ушедшую к брату. И с чем она тогда останется?
Когда Ирод услышал эту просьбу, то, конечно, был удивлен, но ради клятвы и, как сказано, возлежащих с ним, не решился отменить того, что перед ним озвучила дочь Иродиады, и приказал убить Иоанна Крестителя. Обычно когда восточные деспоты праздновали свой день рождения, в этот день они отпускали заключенных. И мы можем предположить, что Иоанн Креститель слышал шум музыки, и, когда к нему спускались люди, мог подумать, что его идут освобождать в честь дня рождения Ирода. Но ему зачитали смертный приговор, и он был обезглавлен. Этим самым Иродиада надеялась, что больше не услышит голос пророка. Но по церковному преданию, когда голову Иоанна Крестителя внесли пред глаза Ирода, мертвая голова громко и внятно произнесла слова: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Конечно, такое свидетельство уже мертвого пророка казалось еще более значимым, чем все те наставления, которые Иоанн Креститель давал этому человеку при жизни.
Взаимоотношения между Иродом и Иоанном Крестителем – это отношения между религией и Церковью, миром политики и миром веры. Здесь мы видим, что мир политики, мир человеческий, может проявлять какой-то интерес к религии, к Церкви, но всегда использует все это в своих целях. И когда он окажется перед выбором: или своя собственная честь, благополучие, достоинство, или гонения против Церкви, то всегда начнет гонения против Церкви.
– Что стало впоследствии с теми, кто умертвил пророка? Ирод расстался с Иродиадой? Может быть, сами палачи как-то пострадали?
– Жизнь их, конечно, не сложилась. Есть предание, что с Иродиадой произошел какой-то несчастный случай и она была каким-то образом обезглавлена. Это не было связано с палачами, но она попала в некую катастрофу. Таким образом действует принцип «мера за меру». Когда человек совершает какое-то зло, оно к нему возвращается. По наказанию того или иного человека даже можно узнать, за что его Бог наказывает. И то, что, по древнему преданию, Иродиада была обезглавлена, свидетельствует, что она не раскаялась в своем преступлении: в том, что подговорила свою дочь просить у Ирода голову Иоанна Крестителя. В Писании мы можем всегда догадаться по наказанию, какую оплошность совершил человек. Например, прекрасный Иосиф был продан в рабство, там был обвинен в блудодеянии с женой Потифара, терпел великие скорби, находясь в тюрьме. Из этих трех наказаний церковные экзегеты устанавливают, чем он согрешил. Он говорил своим братьям, рожденным от свободных женщин, что они плохо обращаются с братьями, которые рождены от наложниц Иакова. Подозревал братьев в том, что они могут вести себя не нравственно. Говорил, что они жестоки, коварны. В результате он сам оказывается в рабстве и там мог сравнить. Конечно, с детьми Бельги и Зельпы (жен Иакова), обращались не так, как с детьми свободных, но нормально. Находясь в египетском рабстве, он понял, что был неправ. Иаков мог подозревать своих старших братьев в нецеломудренном поведении, но когда в этом обвинили его, наверное, задумался, что поступал неправильно, обвиняя братьев. Он оказался в тюрьме: может быть, он желал, чтобы отец Иаков наказал братьев за их поведение. В книге Бытия говорится короткой строкой: «Он доносил худые вести о братьях». Но по наказанию, которое он получил, мы можем четко определить, какие худые слухи он мог доносить на своих братьев.
Так и в случае с Иродиадой. Само наказание, что она была обезглавлена, четко устанавливает, что обезглавлена она была за то, что способствовала казни Иоанна Крестителя.
– Какова была дальнейшая судьба Ирода?
– Как я уже сказал, в книге Деяний описана его трагическая смерть. Его правление не состоялось. Этот человек всю жизнь пытался быть богатым, занимать достойное положение среди людей, но в целом надо сказать, что он потерпел кораблекрушение в вере, не состоялся как тип религиозного человека. На склоне своих лет он оказался банкротом и потерпел политическое фиаско: начинаются Иудейские войны, Первая, Вторая, до этого всевозможные волнения. И его жизнь не состоялась. Прямо можно сказать, что Бог сделал все, для того чтобы его жизнь состоялась. И Иоанн Креститель его обличал. Для чего? Не для того, чтобы опозорить царя, а для того чтобы исправить его. И Господь был перед его глазами. И все это прошло мимо этого человека. Поэтому те, кто пытаются решать религиозные вопросы политическими методами, тоже закваска Иродова, и она никого ни к чему хорошему не приведет.
– То есть Ирод так и не покаялся?
– Нет.
– В Евангелии от Луки сказано, что когда до Ирода дошли слухи, что Спаситель исцеляет многих людей и творит чудеса, тот озаботился и сказал: «Не Иоанн ли это воскрес?» Получается, что даже это на него никак не подействовало?
– Тот факт, что он произнес эти слова, подтверждает, что он видел какое-то чудо после смерти Иоанна. Наша традиция говорит: он видел говорящую голову Иоанна. Увидев такое чудо, он, услышав потом о Христе, действительно мог предположить, что это Иоанн Креститель, который воскрес. И надо заметить, что Христос начинает Свое общественное служение тогда, когда Иоанн Креститель был взят под стражу. То есть политика пленила Ветхий Завет: Иоанн Креститель – величайший пророк Ветхого Завета. С его пленением происходит пленение всей традиции Ветхого Завета – а он был праведник своего поколения – и уже начинается миссия новозаветная.
– В Евангелии говорится и о том, что не все почитали Иоанна Предтечу как пророка. Даже Спаситель, когда спрашивает: «За кого вы Меня почитаете?» – тут же приводит слова: «Вот Иоанн не ест, не пьет, живет в пустыне, а вы говорите, что в нем сидит бес». Как можно истолковать эти слова?
– Думаю, что негативное отношение к Иоанну Крестителю могло иметь политическую мотивацию. Оно могло возникнуть после того, как Ирод его пленил. Это религиозные лидеры: старцы и архиереи еврейского народа могли провоцировать толпу против плененного пророка, чтобы в глазах народа как-то реабилитировать царя Ирода Антипу, его действия по отношению к Иоанну. Но в целом надо сказать, что глубокое почитание Иоанна Крестителя сохранялось в народе. И на вопрос: «За кого почитаете Иоанна Крестителя?» – они не могли ответить однозначно, потому что, как поясняется в Евангелии, боялись народа. Если бы ответили: «За пророка», тогда Христос сказал бы: «Он пророчествовал обо Мне». Если бы сказали: «Мы не почитаем его за пророка», так весь народ считал его пророком. Поэтому, скорее всего, те люди, которые могли говорить, что в нем был бес, исполняли политический заказ.
– Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. Почему это праздник? Ведь по сути мы вспоминаем скорбное событие.
– В действительности человека убивают за веру тогда, когда его не могут сломить, переубедить, заставить подчиниться, не могут его запугать. И как признание своего поражения и бессилия, не могущие надругаться над его душой, они уничтожают его тело. Поэтому любой мученик, по-гречески мартирос, – это свидетель, который своими страданиями свидетельствует о силе исповедания своей веры. И мученики – это люди, которые славным образом засвидетельствовали о своей вере. Они всегда победители. И Иоанн Креститель был именно таким победителем над своими врагами. Какие, по сути говоря, претензии могли быть у Ирода к Иоанну Крестителю? Никаких. Ведь он искал спасения этому царю. Мы видим, что Ирод собеседовал с ним, значит, Иоанн Креститель не молчал.
Когда Христос оказался перед Иродом, то Он ничего говорил, не отвечал на вопросы. Думаю, что это связано с тем, что Иоанн Креститель уже сказал этому человеку все, что можно. Однажды шанс ему был предоставлен.
– Получается, он просто не услышал.
– Тогда не услышал, и Христос понимал, что и сейчас не услышит.
– Если это праздник, какая трапеза разрешается в этот день?
– Это день считается постным, из благоговения к страданиям этого Божьего пророка мы стараемся поститься строго. Хотя можно вкушать масло, потому что это пост с оттенком торжества. Это праздник победы Божьего пророка над нечестивым царем. Поэтому трапеза должна быть скромной, постной, но в тоже время немного праздничная.
– В народе есть поверье, что в день Усекновения главы Иоанна Предтечи нельзя есть продукты, которые имеют круглую форму, потому что они как бы символизируют главу Иоанна Крестителя. Насколько это верно?
– Если взять церковный календарь, то, наверное, каждый день кого-то обезглавливали. Особенно первомучеников, потому что многие из них были римскими гражданами и для них не предусматривалось другой казни, кроме как отрубить голову. По римскому праву только так можно казнить гражданина Рима.
Думаю, что если кто-то это делает из особого почитания Иоанна Крестителя, что ж, пусть продолжает. Но если это превращается в какое-то суеверие: вы ели круглое, а мы не ели... Нельзя противопоставлять свою домашнюю традицию тому, как ведут себя люди вокруг. Потому что в канонах мы не найдем, что в этот день нельзя вкушать то, что имеет круглую форму.
– К сожалению, время нашей программы подходит к концу. Благодарю Вас за столь интересную беседу. И что бы Вы хотели в завершение пожелать нашим телезрителям?
– Иоанн Креститель – это апостол, пророк покаяния. И когда мы хотим пережить подлинное покаяние, должны вспоминать его слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Когда мы слышим этот призыв к покаянию, очень значимыми становятся его слова: «Сотворите плод, достойный покаяния». То есть надо не просто покаяться, но надо сотворить плод покаяния – совершить какие-то добрые дела, что могут как-то изгладить, компенсировать то зло, которое мы сотворили в своей жизни. И пусть таким Иоанн Креститель и будет запечатлен в нашем сознании – как апостол покаяния, как пророк покаяния, ищущий плод покаяния в нашей жизни.
Ведущий Сергей Юргин Записала Евгения Осипцова
tv-soyuz.ru