Читать онлайн "И лун медлительных поток..." автора Сазонов Геннадий Кузьмич - RuLit - Страница 16. Комполэн болотный дух


Сценарий постановки по мансийской сказке "Комполэн – болотный дух"

Разделы: Внеклассная работа

Действующие лица:

  • Мама
  • Дочь
  • Медведь
  • Охотник Касюм
  • Злой дух Комполэн

Ход мероприятия

Картина первая.

Сцена разделена на две половины. На первой половине стоит чум, на второй половине – берлога медведя. Между ними находится лес. Возле чума сидит мама. Вбегает дочь.

Дочь: Мама, а кто такой Комполэн?

Мама: (настороженно) Почему ты спрашиваешь про него? Нельзя лишний раз произносить его имя!

Дочь: Я поругалась с подругой. И она мне сказала: «Чтоб тебя с собой Комполэн забрал!»

Мама: (внимательно смотрит) Действительно, сегодня вы, наверное, встретились с ним, если уже с утра успели поругаться. Хочешь знать, кто же такой Комполэн? Ну что ж, послушай! (музыка)

Давно это было… Тогда еще люди понимали языки птиц, трав, деревьев, дорожили их дружбой. А самые мудрые из племени хранили тайны Понимания. Звери дарили людям лишние шубы, а в тяжелую годину делились последней шкурой – ведь они были братьями. Старые люди слышали от своих дедов и прадедов, а им передавали свои деды и прадеды, что в давние времена Медведь был старшим братом людям, Лось – средним, а Журавль и Лебедь – младшими. Чайки, Гагары были людям сёстрами, а значит кому-то матерью, кому-то бабушкой. Они и положили начало человеческому роду. Появились люди из рода Чайки, из рода Гагары, из рода Гуся, из рода Лося. Кедр был братом, а Берёза – сестрой. Разве могли смириться с этим тёмные силы? Разве могли согласиться Духи Зла с тем, что всё живое на Земле дружит между собой? А из всех Духов самым злым и коварным был Комполэн – Дух болотный. Он путал всё в клубок, устраивал засады, ставил ловушки, подслушивал и разглашал чужие тайны. Болотный Дух Комполэн пугал всех из непроходимой чащи, заводил в гиблые места, расстилался тропой над трясиной и уходил вдруг под землю, навсегда уводя с собой того, кто шёл по ней.

И вот, что он снова однажды натворил…

Картина вторая.

Музыка. Мама и дочь уходят, Появляется медведь из берлоги.

Медведь: (держит в лапах рыбу) Это мне, это Касюму. Ох, какая жирная рыба. Эту я отнесу своему младшему брату Касюму. (идет к чуму) Здравствуй, Касюм. Хороший, удачный день сегодня. Много я рыбы наловил, и тебе тоже принёс. Ешь, Касюм, свежая рыба, вкусная.

Касюм: Спасибо тебе, мой старший брат. А это тебе – свежая малина. Ешь на здоровье, копи жир – скоро тебе в берлогу, под снег ложиться.

Медведь: (кланяется) Ну, благодарю тебя, мой младший брат. Пойду, подкреплюсь еще ягодами да кореньями. (уходит)

Касюм: Ну, а мне пора на охоту. (уходит)

Картина третья.

Выходит Медведь из берлоги.

Медведь: Вроде бы поднакопил жирку на зиму. Спать пора, в сон всё больше и больше клонит.

Выходит Комполэн в образе Лося.

Комполэн: (трубит как Лось) Спать собрался, брат?

Медведь: Да уже пора! (потягивается) Жира накопил, хватит на зимовку.

Комполэн: И не боишься, брат?

Медведь: А чего мне бояться? Холода, что ли, бояться? Шерсть густая, под кожей жира накопил. Чум мой тёплый и без горящего чувала. Шерсть густая. (поглаживает) Мне, брат Лось зимой зелёные сны снятся.

Комполэн: И охотника Касюма не боишься? Пока ты сны смотришь, он чум твой разорит.

Медведь: Он брат мой младший.

Комполэн: Или спалит твой чум. Спалит, пока к тебе сны из лета приходят.

Медведь: Не пойдёт брат на брата. Мы одного рода-племени!

Комполэн: Вот посмотришь. Ни одной шкуры не подарили звери летом охотнику Касюму. Замёрзнет он зимой в травяной одежде. Вспомнит, что у тебя шуба тёплая, и разденет тебя догола. Вот увидишь!

Медведь: (сердито) Что-то не узнаю я тебя, Рогатый! Уходи с глаз долой! Пойду я спать.

Комполэн и Медведь уходят. Звучит тревожная музыка. Медведь выходит.

Медведь: Что-то странное творится в моем чуме. Постель жёсткая, еловые ветки торчат – не уснуть. И тётушка Сонница со своей колыбельной песней не смогла мне помочь. (раздаётся стук дятла по дереву) Это что такое, зимой гром гремит? (облегчённо вздыхает) А, нет, это дятел ударил по сухой лиственнице. (раздаётся скрип, словно снег скрипит под лыжами) Что такое? Неужто охотник Касюм крадется? А-а-а, это же две сухие ёлочки качаются и тоненько скрипят. Но всё же, что это? Почему я спать не могу? Всё из-за этого Рогатого! Не может мой младший брат мне навредить! Зря наговаривал на него Лось! (уходит в берлогу).

Картина четвертая.

Комполэн в образе бурундука подходит к чуму Касюма. Касюм сидит возле костра, дрожит от холода. Он в тонкой одежде.

Комполэн: Холодно тебе, брат Касюм?

Касюм: Ничего, ничего! Костёр пожарче разведу – теплее станет!

Комполэн: А где твоя зимняя шуба? Потерял?

Касюм: Так получилось! Не было у братьев лишней шкуры. Ничего… Ухи поем, чаю попью – согреюсь!

Комполэн: А у Медведя, брата твоего старшего, есть лишняя шуба! Я сам видел, как он на себя вторую шубу натягивал!

Касюм: Если бы она была у него, то поделился бы со мной. Он добрый. Он ведь для меня тайменей ловил. Шишки с кедра для меня сбивал. В гости ко мне приходил!

Комполэн: Да это он чум твой смотреть приходил! Ему в твоём чуме чувал понравился, говорил мне: «Приходи ко мне, когда я выгоню охотника из чума. Будем на огне кедровые шишки калить».

Касюм: Пусть приходит. У меня всем места хватит!

Комполэн: Ещё Медведь говорил мне: «Всякое едал в тайге, всё пробовал, а вот каков на вкус охотник, не знаю. Приду как-нибудь тёмной ночью и съем!»

Касюм: Всего что ли?

Комполэн: (сердито) Да. Сначала справа - с ног до головы, потом слева - с головы до ног!

Касюм: Почему сердит на меня мой старший брат? Может, обидел я его чем-то нечаянно? Пойду, попрошу у него прощения!

Комполэн: Иди, иди! Только собак с собой возьми, нож острый, лук да стрелы!

Касюм: Кто же в гости с ножом ходит?

Комполэн: А вдруг на тропе злые духи встретятся? Вдруг не пустят тебя к брату Медведю? Возьми, охотник, острый нож да тугой лук!

Касюм: Ладно! Зимой в глухой тайге немало злых духов.

Комполэн убегает в сторону медведя, Касюм собирается в дорогу.

Картина пятая.

В стороне медведя слышится шум. Выбегает Медведь.

Медведь: Ай-ё! неужто брат Касюм мой дом ломает? Наверное, пришёл шубу мою снимать? Как темно. Ветер воет! Мороз визжит! Первый раз я зимой на улице! Видно, правду Лось говорил! Охотник дом мой разорил, сейчас, наверное, раздевать меня начнет. Но я ему не дамся!! (прячется)

Касюм: (кричит) О-о-о! брат мой старший к тебе иду!

Медведь: Охотник уже говорит: «Что-о, страшно? Иду, иду!» ну, пусть идёт! Иди, я тебя встречу!

Встречаются, Медведь сбивает Касюма с ног.

Касюм: (вскакивает, кричит) Правду мне бурундук говорил! Съесть меня захотел, старший брат?!

Медведь поворачивается спиной, охотник бьет ножом.

Медведь: Аю-аю! Больно… больно мне! Почему ты с меня последнюю шкуру содрать решил?!

Уходят в разные стороны.

Картина шестая.

Выходит Комполэн.

Комполэн: (радостно) Наконец-то, я добился своего! Медведь всю зиму шатался, еле выжил. Теперь ищет человека, чтобы отомстить ему за разрушенный дом. А охотник всю зиму просидел у чувала, ноги-то Медведь ему переломал. (уходит)

Касюм: (сидит возле чума, горестно вздыхает) Виноват я перед старшим братом. Ох, как виноват! Надо бы найти Медведя, и попросить у него прощения за то, что ранил нечаянно! (уходит)

Выходят мама и дочь.

Картина седьмая.

Дочь: Мама, ну что же, нашли друг друга медведь и охотник?

Мама: Они часто находят друг друга. А вот договориться помириться пока не могут. Но наши самые мудрые люди говорят, что настанет снова такое время, когда всё вернётся к своему началу: Медведь опять будет братом, и Кедр будет братом, а Берёза – сестрой. Оно настанет тогда, когда каждый навсегда изгонит из своего сердца злобу, не оставит в своей душе ни пятнышка Тьмы.

Музыка. Занавес.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок литературного чтения 4 класс «Комполэн – Болотный Дух»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Начальная общеобразовательная школа №9"

ХМАО - Югра Тюменской области

Урок литературного чтения 4 класс

«Комполэн – Болотный Дух»

подготовила

учитель начальных классов

Коваленко Людмила Алексеевна

г. Нягань

2011

Тема урока: Анна Митрофановна Конькова. «Комполэн – Болотный Дух»

Взаимоотношения человека и животных.

Цели урока: 1. Продолжить знакомство с творчеством Анны Коньковой.

2. Учить детей размышлять над содержанием сказки; развивать умения

выражать своё отношение к прочитанному и последовательно излагать

свои мысли; делать выводы; давать характеристику персонажам.

3. Продолжать работу над развитием навыка правильного и осознанного

чтения, речи, пополнение словарного запаса учащихся, внимания,

наблюдательности, памяти, умения работать дружно.

Оборудование: карточки со словами, карточки для работы в группах, магнитофон, книги у каждого ученика «Сказки бабушки Аннэ», иллюстрации к прочитанным сказкам.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

- Здравствуйте, я рада нашей встрече!

Постараемся работать хорошо и дружно!

  1. Проверка домашнего задания. Словарная работа.

- Начнём урок с игры «Подскажи словечко».

Дома вы должны были найти определения слов, объяснить их значение.

На доске: Медведь, не залёгший в спячку … медведь-шатун

Тёмнохвойный лес, где растут пихта, ель, кедровая сосна … урман

Мансийская печка – очаг из глины … чувал

Переносное конусообразное жилище из обработанных шкур … юрта

Ой, что это!? Как холодной водой облили! … астюх

Название рыбы, один из родов семейства лососевых … таймень

Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт … _________

Мы оставим этот пункт открытым, узнаем, когда прочитаем сказку.

(Ученики читают с доски определения и называют слова, по ходу на доску прикрепляются карточки с этими словами. Последнее определение не было дано на дом, поэтому не все ученики могут ответить на вопрос, и он остаётся открытым)

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Все эти слова нам встретятся в сказке, прочитаем её название.

Чтение хором: Анна Митрофановна Конькова «Комполэн – Болотный Дух».

- Ребята, кто такой Комполэн? Полузверь-получеловек

- В какой сказке мы встречались с этим персонажем? Зайчонок и Комполэн.

- Дайте характеристику этому персонажу. Злой, сердитый, свирепый,

хитрый, совершает плохие поступки.

- Почему ему удалось обмануть зайчика? Он был маленький, глупый трусливый.

На доску вывешивается таблица со словами:

зайчик

маленький - взрослыми

глупый -

трусливый -

- Что может произойти, если Комполэн решит подшутить над …

(учитель вывешивает первое слово)

- Подберите антонимы и продолжите ряд.

(появляется следующая запись)

маленький – взрослыми

глупый - умными

трусливый – храбрыми

  1. Чтение сказки под магнитофон по ролям.

(Работа по "звуковому ориентиру" А. Кушнира)

(Сказка заранее записана на магнитофон, где читают по ролям лучшие ученики)

(Можно без «звукового ориентира», читают заранее подготовленные ученики, или учитель)

  1. Работа по содержанию сказки.

- Определите настроение сказки. Грустная, трагическая … медведь

поссорился с охотником и оба пострадали.

- Как это произошло? Обращаемся к тексту.

Возьмите карточки №1 и вставьте подходящие по смыслу слова.

Работа в парах 1 – 2 минуты.

«А Комполэн примчался к лесовней юрте охотника Касюма, увидел – сидит охотник в ______________ одежде у костра, _____________________ от холода.

Обернулся бурундучком Комполэн и тоненьким голоском спрашивает: ____________ тебе охотник Касюм?

Ничего, - стуча зубами, отвечает охотник. – Ничего, пожарче раскину _____________ - ________________ в юрте станет …

- А где твоя _____________ шуба? – пискнул Бурундучок. – Нету? Потерял?

- Так получилось, - улыбается охотник.

– Не было у братьев лишней ______________

Ничего … Уху поедим, чаю попьём - ______________________ !

А у Медведя, старшего твоего брата, есть ___________________ шуба.

Видел я, как он на себя вторую шубу натягивал, - тихонько присвистнул Бурундучок». (Отрывок взят из сказки)

5. Проверка.

- Насколько вы были внимательны, сейчас проверим.

(Один ученик читает у доски – все проверяют).

- Ребята, как вы думаете, что послужило предметом ссоры?

- Что решил сделать охотник?

(сходить в гости к Медведю и проверить)

  1. А в это время!

(на доске появляется запись)

  1. Помчался, остановился, надавил, опрокинул, …

  2. Вскочил, запутался, не понимает, …

  3. Упала, сорвала, ударил, …

- Прочитайте глаголы, чьи действия они описывают? Попытайтесь восстановить события.

(Ученики рассказывают, по плану, используя глаголы, что произошло)

- Как вы думаете, для чего Комполэн помчался вперёд охотника? Разбудить, рассердить медведя.

- Удалось ему это? Да, удалось.

7. - И чем же всё закончилось?

Представляете, у нас тоже поработал какой-то злой Дух и перепутал концовку сказки.

Кто поможет быстро её восстановить?

(к доске вызываю 6 учеников, они определяют последовательность и зачитывают концовку)

- А вы, ребята, внимательно следите, можете помочь.

Карточки:

  1. – Правду Бурундучок говорил. Съесть меня захотел старший брат.

- И ударил охотник ножом в грудь Медведя.

  1. – Аю – аю! Больно … больно мне, - простонал Медведь, - зачем ты, охотник, с меня последнюю шкуру снимаешь? – И, зализывая рану, помчался в слепую ночь.

  1. Всю зиму бродил – шатался в урмане Медведь, как заяц, обгладывая кору, из-под снега добывая ягоду, отнимал у бурундуков орешки и чуть не умер с голода.

  1. И охотник всю зиму просидел у очага – чувала: поломал ему ноги Медведь.

  1. Навсегда поссорил охотника и Медведя Болотный Дух – Комполэн.

  1. Не спит зимою Медведь – шатун, ищет человека, чтобы отомстить за разрушенную юрту, а охотник, убив Медведя, просит у него прощения за то, что убил нечаянно.

- Вы очень хорошо справились потому, что были внимательны.

- Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить.

- Что может произойти, если Комполэн решит пошутить над взрослыми, умными, храбрыми?

(Медведь и охотник поссорились)

- Ребята, они ведь были умными, храбрыми и всё же ссора произошла.

- Какого качества им не хватало?

(доверия, друзья должны доверять друг другу)

- Мудрости!

- А кто может сказать, что такое мудрость? (определение на доске)

Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Вывод: Зло бывает хитрым и жестоким, чтобы его победить, недостаточно быть умным и храбрым, нужно быть ещё и МУДРЫМ!

Так давайте и мы с вами будем учиться быть мудрыми у нас ещё вся жизнь впереди!

Список используемой литературы

1. Анна Митрофановна Конькова «Сказки бабушки Аннэ»;

2. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова "Толковый словарь русского языка"

globuss24.ru

Урок литературного чтения по теме А.М. Конькова. "Комполэн — «Болотный Дух» . Взаимоотношения человека и животных"

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Анны Коньковой.
  2. Учить детей размышлять над содержанием сказки; развивать умения выражать своё отношение к прочитанному и последовательно излагать свои мысли; делать выводы; давать характеристику персонажам.
  3. Продолжать работу над развитием навыка правильного и осознанного чтения, речи, пополнение словарного запаса учащихся, внимания, наблюдательности, памяти, умения работать дружно.

Оборудование: карточки со словами, карточки для работы в группах, магнитофон, книги у каждого ученика «Сказки бабушки Аннэ», иллюстрации к прочитанным сказкам.

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

– Здравствуйте, я рада нашей встрече!

Постараемся работать хорошо и дружно!

2. Проверка домашнего задания. Словарная работа.

– Начнём урок с игры «Подскажи словечко».

Дома вы должны были найти определения слов, объяснить их значение.

На доске:

Медведь, не залёгший в спячку … медведь-шатун
Тёмнохвойный лес, где растут пихта, ель, кедровая сосна … урман
Мансийская печка – очаг из глины … чувал
Переносное конусообразное жилище из обработанных шкур … юрта
Ой, что это!? Как холодной водой облили! … астюх
Название рыбы, один из родов семейства лососевых … таймень
Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт … _________

Мы оставим этот пункт открытым, узнаем, когда прочитаем сказку.

(Ученики читают с доски определения и называют слова, по ходу на доску прикрепляются карточки с этими словами. Последнее определение не было дано на дом, поэтому не все ученики могут ответить на вопрос, и он остаётся открытым.)

– Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Все эти слова нам встретятся в сказке, прочитаем её название.

(Чтение хором: Анна Митрофановна Конькова «Комполэн – Болотный Дух».)

– Ребята, кто такой Комполэн? (полузверь-получеловек)

– В какой сказке мы встречались с этим персонажем? (Зайчонок и Комполэн)

– Дайте характеристику этому персонажу. (Злой, сердитый, свирепый,хитрый, совершает плохие поступки.)

– Почему ему удалось обмануть зайчика? (Он был маленький, глупый трусливый.)

На доску вывешивается таблица со словами:

маленький –глупый –трусливый –

– Что может произойти, если Комполэн решит подшутить над … (учитель вывешивает первое слово "взрослыми")

– Подберите антонимы и продолжите ряд. (появляется следующая запись)

маленький – взрослыми глупый – умными трусливый – храбрыми

3. Чтение сказки под магнитофон по ролям.

(Сказка заранее записана на магнитофон, где читают по ролям лучшие ученики)

(Можно без «звукового ориентира», читают заранее подготовленные ученики, или учитель)

4. Работа по содержанию сказки.

– Определите настроение сказки. (Грустная, трагическая … медведь поссорился с охотником и оба пострадали.)

– Как это произошло? Обращаемся к тексту.

Возьмите карточки №1 и вставьте подходящие по смыслу слова.

Работа в парах 1 – 2 минуты.

«А Комполэн примчался к лесовней юрте охотника Касюма, увидел – сидит охотник в _____ одежде у костра, _____ от холода. Обернулся бурундучком Комполэн и тоненьким голоском спрашивает: _____ тебе охотник Касюм? Ничего, - стуча зубами, отвечает охотник. – Ничего, пожарче раскину _____ – _____ в юрте станет … – А где твоя _____ шуба? – пискнул Бурундучок. – Нету? Потерял? – Так получилось, – улыбается охотник. – Не было у братьев лишней _____. Ничего … Уху поедим, чаю попьём – _____ ! А у Медведя, старшего твоего брата, есть _____ шуба. Видел я, как он на себя вторую шубу натягивал, – тихонько присвистнул Бурундучок. »

5. Проверка.

– Насколько вы были внимательны, сейчас проверим.

(Один ученик читает у доски – все проверяют).

– Ребята, как вы думаете, что послужило предметом ссоры?

– Что решил сделать охотник? (сходить в гости к Медведю и проверить)

6. А в это время!

(на доске появляется запись)

  1. Помчался, остановился, надавил, опрокинул, …
  2. Вскочил, запутался, не понимает, …
  3. Упала, сорвала, ударил, …

– Прочитайте глаголы, чьи действия они описывают? Попытайтесь восстановить события.

(Ученики рассказывают, по плану, используя глаголы, что произошло)

– Как вы думаете, для чего Комполэн помчался вперёд охотника? (Разбудить, рассердить медведя.)

– Удалось ему это? (Да, удалось.)

7. И чем же всё закончилось?

Представляете, у нас тоже поработал какой-то злой Дух и перепутал концовку сказки.

Кто поможет быстро её восстановить?

(к доске вызываю 6 учеников, они определяют последовательность и зачитывают концовку)

– А вы, ребята, внимательно следите, можете помочь.

Карточки:

  1. – Правду Бурундучок говорил. Съесть меня захотел старший брат. – И ударил охотник ножом в грудь Медведя.
  2. – Аю – аю! Больно … больно мне, – простонал Медведь, – зачем ты, охотник, с меня последнюю шкуру снимаешь? – И, зализывая рану, помчался в слепую ночь.
  3. Всю зиму бродил-шатался в урмане Медведь, как заяц, обгладывая кору, из-под снега добывая ягоду, отнимал у бурундуков орешки и чуть не умер с голода.
  4. И охотник всю зиму просидел у очага-чувала: поломал ему ноги Медведь.
  5. Навсегда поссорил охотника и Медведя Болотный Дух – Комполэн.
  6. Не спит зимою Медведь-шатун, ищет человека, чтобы отомстить за разрушенную юрту, а охотник, убив Медведя, просит у него прощения за то, что убил нечаянно.

– Вы очень хорошо справились потому, что были внимательны.

– Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить.

– Что может произойти, если Комполэн решит пошутить над взрослыми, умными, храбрыми? (Медведь и охотник поссорились)

– Ребята, они ведь были умными, храбрыми и всё же ссора произошла.

– Какого качества им не хватало? (доверия, друзья должны доверять друг другу) Мудрости!

– А кто может сказать, что такое мудрость? (определение на доске)

Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Вывод: Зло бывает хитрым и жестоким, чтобы его победить, недостаточно быть умным и храбрым, нужно быть ещё и МУДРЫМ! Так давайте и мы с вами будем учиться быть мудрыми у нас ещё вся жизнь впереди!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок литературного чтения 4 класс «Комполэн – Болотный Дух»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Начальная общеобразовательная школа №9"

ХМАО - Югра Тюменской области

Урок литературного чтения 4 класс

«Комполэн – Болотный Дух»

подготовила

учитель начальных классов

Коваленко Людмила Алексеевна

г. Нягань

2011

Тема урока: Анна Митрофановна Конькова. «Комполэн – Болотный Дух»

Взаимоотношения человека и животных.

Цели урока: 1. Продолжить знакомство с творчеством Анны Коньковой.

2. Учить детей размышлять над содержанием сказки; развивать умения

выражать своё отношение к прочитанному и последовательно излагать

свои мысли; делать выводы; давать характеристику персонажам.

3. Продолжать работу над развитием навыка правильного и осознанного

чтения, речи, пополнение словарного запаса учащихся, внимания,

наблюдательности, памяти, умения работать дружно.

Оборудование: карточки со словами, карточки для работы в группах, магнитофон, книги у каждого ученика «Сказки бабушки Аннэ», иллюстрации к прочитанным сказкам.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

- Здравствуйте, я рада нашей встрече!

Постараемся работать хорошо и дружно!

  1. Проверка домашнего задания. Словарная работа.

- Начнём урок с игры «Подскажи словечко».

Дома вы должны были найти определения слов, объяснить их значение.

На доске: Медведь, не залёгший в спячку … медведь-шатун

Тёмнохвойный лес, где растут пихта, ель, кедровая сосна … урман

Мансийская печка – очаг из глины … чувал

Переносное конусообразное жилище из обработанных шкур … юрта

Ой, что это!? Как холодной водой облили! … астюх

Название рыбы, один из родов семейства лососевых … таймень

Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт … _________

Мы оставим этот пункт открытым, узнаем, когда прочитаем сказку.

(Ученики читают с доски определения и называют слова, по ходу на доску прикрепляются карточки с этими словами. Последнее определение не было дано на дом, поэтому не все ученики могут ответить на вопрос, и он остаётся открытым)

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Все эти слова нам встретятся в сказке, прочитаем её название.

Чтение хором: Анна Митрофановна Конькова «Комполэн – Болотный Дух».

- Ребята, кто такой Комполэн? Полузверь-получеловек

- В какой сказке мы встречались с этим персонажем? Зайчонок и Комполэн.

- Дайте характеристику этому персонажу. Злой, сердитый, свирепый,

хитрый, совершает плохие поступки.

- Почему ему удалось обмануть зайчика? Он был маленький, глупый трусливый.

На доску вывешивается таблица со словами:

зайчик

маленький - взрослыми

глупый -

трусливый -

- Что может произойти, если Комполэн решит подшутить над …

(учитель вывешивает первое слово)

- Подберите антонимы и продолжите ряд.

(появляется следующая запись)

маленький – взрослыми

глупый - умными

трусливый – храбрыми

  1. Чтение сказки под магнитофон по ролям.

(Работа по "звуковому ориентиру" А. Кушнира)

(Сказка заранее записана на магнитофон, где читают по ролям лучшие ученики)

(Можно без «звукового ориентира», читают заранее подготовленные ученики, или учитель)

  1. Работа по содержанию сказки.

- Определите настроение сказки. Грустная, трагическая … медведь

поссорился с охотником и оба пострадали.

- Как это произошло? Обращаемся к тексту.

Возьмите карточки №1 и вставьте подходящие по смыслу слова.

Работа в парах 1 – 2 минуты.

«А Комполэн примчался к лесовней юрте охотника Касюма, увидел – сидит охотник в ______________ одежде у костра, _____________________ от холода.

Обернулся бурундучком Комполэн и тоненьким голоском спрашивает: ____________ тебе охотник Касюм?

Ничего, - стуча зубами, отвечает охотник. – Ничего, пожарче раскину _____________ - ________________ в юрте станет …

- А где твоя _____________ шуба? – пискнул Бурундучок. – Нету? Потерял?

- Так получилось, - улыбается охотник.

– Не было у братьев лишней ______________

Ничего … Уху поедим, чаю попьём - ______________________ !

А у Медведя, старшего твоего брата, есть ___________________ шуба.

Видел я, как он на себя вторую шубу натягивал, - тихонько присвистнул Бурундучок». (Отрывок взят из сказки)

5. Проверка.

- Насколько вы были внимательны, сейчас проверим.

(Один ученик читает у доски – все проверяют).

- Ребята, как вы думаете, что послужило предметом ссоры?

- Что решил сделать охотник?

(сходить в гости к Медведю и проверить)

  1. А в это время!

(на доске появляется запись)

  1. Помчался, остановился, надавил, опрокинул, …

  2. Вскочил, запутался, не понимает, …

  3. Упала, сорвала, ударил, …

- Прочитайте глаголы, чьи действия они описывают? Попытайтесь восстановить события.

(Ученики рассказывают, по плану, используя глаголы, что произошло)

- Как вы думаете, для чего Комполэн помчался вперёд охотника? Разбудить, рассердить медведя.

- Удалось ему это? Да, удалось.

7. - И чем же всё закончилось?

Представляете, у нас тоже поработал какой-то злой Дух и перепутал концовку сказки.

Кто поможет быстро её восстановить?

(к доске вызываю 6 учеников, они определяют последовательность и зачитывают концовку)

- А вы, ребята, внимательно следите, можете помочь.

Карточки:

  1. – Правду Бурундучок говорил. Съесть меня захотел старший брат.

- И ударил охотник ножом в грудь Медведя.

  1. – Аю – аю! Больно … больно мне, - простонал Медведь, - зачем ты, охотник, с меня последнюю шкуру снимаешь? – И, зализывая рану, помчался в слепую ночь.

  1. Всю зиму бродил – шатался в урмане Медведь, как заяц, обгладывая кору, из-под снега добывая ягоду, отнимал у бурундуков орешки и чуть не умер с голода.

  1. И охотник всю зиму просидел у очага – чувала: поломал ему ноги Медведь.

  1. Навсегда поссорил охотника и Медведя Болотный Дух – Комполэн.

  1. Не спит зимою Медведь – шатун, ищет человека, чтобы отомстить за разрушенную юрту, а охотник, убив Медведя, просит у него прощения за то, что убил нечаянно.

- Вы очень хорошо справились потому, что были внимательны.

- Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить.

- Что может произойти, если Комполэн решит пошутить над взрослыми, умными, храбрыми?

(Медведь и охотник поссорились)

- Ребята, они ведь были умными, храбрыми и всё же ссора произошла.

- Какого качества им не хватало?

(доверия, друзья должны доверять друг другу)

- Мудрости!

- А кто может сказать, что такое мудрость? (определение на доске)

Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Вывод: Зло бывает хитрым и жестоким, чтобы его победить, недостаточно быть умным и храбрым, нужно быть ещё и МУДРЫМ!

Так давайте и мы с вами будем учиться быть мудрыми у нас ещё вся жизнь впереди!

Список используемой литературы

1. Анна Митрофановна Конькова «Сказки бабушки Аннэ»;

2. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова "Толковый словарь русского языка"

doc4web.ru

Читать онлайн "И лун медлительных поток..." автора Сазонов Геннадий Кузьмич - RuLit

— Комполэн — не зверь, не человек, — говорили мудрые отцы народа манси. — Это сила Зла, и рождается он там, где человек отступает от правды, когда он тайно хочет служить Тьме. Он рождается там, где человек тайно прячет маленькую подлость.

Разгадав Комполэна, стали видеть его наяву. Комполэн, Дух Болотный, — полумужчина, полузверь. Наполовину в нем от зрячего человека, наполовину от леса, реки, камня и подземного мира. По грудь Комполэн — мужчина. На короткой мощной шее держится тяжелая, словно из камня, голова, бритая и темнокожая, но от макушки на плечи буйно падает жесткий, как лошадиный хвост, клок волос. Глаза его огромны, черны и неподвижны — не видно дна. Ноздри его раздуваются и дрожат, улавливая запахи, уши остры и напряженно прижаты к голове, а рот огромен — с острыми, беспощадными зубами. От волосатой груди к ногам терялось человеческое туловище и возникало то, что было от дикого леса, реки, камня и подземного царства. Делилось оно на две половины, и правая — темно-красная. Дышала жаром та половина, как разгорающийся костер. Левая половина наливалась густой синевой, как замерзающая река. И все это — лед и пламя — струилось, переливалось, оставалось неуловимым, колдовским и чарующим. Пламенная, кипящая половина в багряных сполохах рождала мелких духов в мужском обличье, а посиневшая от холода, заледеневшая, еще не проснувшаяся, в зеленоватых отблесках половина рождала маленьких духов с женским лицом, женскими повадками. Но там, где обе половины, как две реки, сливались в цельность, в багрово-синей полосе закатов и восходов дышала звериная злоба и мерцала непостижимая Тайна, которой еще не было в древних Тайнах Понимания. Одна нога у Комполэна лосиная, с расплющенным копытом, другая нога — лошадиная. И оттого Комполэн оставлял за собою сразу две тропы — то ли стадо лосей прошло, то ли табун коней проскакал. Страшен Комполэн и преданно служит Тьме и Страху, проникает насквозь в мысли людей и тягучие думы зверя.

Медведь наловил в реке тайменей, поел и принес семь рыбин охотнику Касюму: «Кушай, Касюм! Свежая, сочная рыба!» Охотник Касюм принял рыбу, поблагодарил и вынес Медведю берестяной кузов — пайву малины: «Кушай, Япум! Наливайся жиром. Скоро тебе в лесовнюю юрту под снег ложиться». Поел Медведь малины, поломал рябины, сладкими и горькими корешками закусил, расчесал шерсть на загривке и собрался было прилечь на зиму, как подкрался к нему Комполэн. Обернулся Дух Болотный Лосем, разгреб копытами мох и протрубил над ухом Медведя: «Спать собрался, брат?» — «Да, пора!» — зевая, протянул Медведь. «И ты не боишься, брат?» — «А чего мне бояться? — удивился Медведь. — Холода, что ли, мне бояться? Шерсть густая, гляди! Под шерстью жира накопил. Юрта моя теплая. Мне, брат Лось, зеленые сны все снятся…» — «Ты охотника Касюма не боишься? — протрубил Лось. — Пока тебе сны зеленые снятся, он юрту твою разорит…» — «Он брат мне младший! — ответил Медведь. — Младший брат не пойдет злом на старшего. Мы одного народа!» — «А вот попомни меня, — раздул ноздри Лось-Комполэн. — Не подарили летом звери ни одной шкуры Касюму. Дохлое было лето… Замерзнет он зимой у костра в травяной одежде, без теплой шкуры и горячего мяса. Вспомнит он, что у тебя шкура теплая, и разденет он тебя до голенького!» — «Не узнаю тебя, Рогатый! — рассердился Медведь. — Иди-ка с глаз моих!»

Прилег Медведь в берлоге, голову на лапы положил — неудобно. С одного бока на другой повернулся — неудобно. Постель стелил мягкую, а она жестко вздыбилась торчком — не уснуть. Вошла и присела на глаза тетушка Сонница, ветер запел колыбельную, раскачал сосны, и сосны запели, и лес тихо-тихо подпевал, стряхивая снежинки. И медведь стал засыпать. Но только он погрузился в сон, как гром раздался над головой. Вскочил Медведь, выглянул из своей юрты — то дятел ударил по сухой лиственнице. Как в воду, вошел в сон Медведь, но тут раздался тонкий-тонкий скрип, как у снега, когда его режут лыжи. «Что такое? — взревел Медведь. — Неужто охотник Касюм крадется?» Выглянул Медведь из юрты — две сухие елочки вершинами друг о дружку трутся и тоненько скрипят. «О Небо! — взмолился Медведь. — Да что это? Почему же я спать-то не могу?»

А Комполэн примчался к лесовней юрте охотника Касюма. Увидел — сидит охотник в травяной одежде и дрожит от холода. Обернулся Бурундуком Комполэн и тоненьким голоском спрашивает: «Хо-ло-дно-о те-бе, охотник Касюм?» — «Ничего, — стуча зубами, отвечает охотник. — Ничего, сейчас пожарче раскину огонь в чувале… Заходи, грейся!» — «А где твоя зимняя шуба? — пискнул Бурундучок. — Нету? Или потерял?» — «Так получилось, — улыбается охотник и подбрасывает смолье в чувал. — Не было у братьев лишней шубы… Уху поедим, чаю с ягодой попьем — согреемся!» — «А у Медведя, старшего твоего брата, есть лишняя шуба, — просвистел Бурундучок. — Видел я, как он на себя вторую шубу натягивал», — тихонько скрипнул зубами Бурундучишко. «Ежели бы она была, то он поделился бы со мной, — ответил охотник. — Он ведь мне тайменей ловил, понял? Он добрый, мой старший брат. С кедра шишки мне сбивал, корешки сладкие показывал. В гости ко мне приходил, сказки мне рассказывал…» — «Да это он юрту твою смотрел, — закрутился вокруг охотника Бурундук. — Ему в твоей юрте чувал понравился. Говорил мне Медведь: „Приходи в гости… вот я скоро выгоню охотника из юрты. На огне стану кедровые орешки жарить“». — «Пусть приходит, — бодро говорит охотник. — Места у огня всем хватит!» — «А Медведь мне говорит, — продолжает Бурундучок-Комполэн, — говорит: „Все ел-кушал в тайге, все пробовал на клык, только вот не знаю, какой на вкус охотник. В темную ночь приду и съем“», — чуть не плачет Бурундучок. «Всего, что ли?» — удивился и растерялся охотник. «Нет, — зарыдал зверек, — сначала с ног до головы, потом с головы до ног». — «О Небо! — воскликнул охотник. — Почему сердит на меня старший брат, может, чем-то обидел нечаянно? Пойду попрошу у него прощения». — «Иди, иди! — закружился Бурундучок-Комполэн. — Только собак с собой возьми, острый нож да стрелы…» — «Кто же в гости с ножом ходит?» — удивился охотник, обувая лыжи. «А вдруг на тропе злые духи? — ответил Комполэн. — Вдруг не пустят тебя к брату Медведю. Возьми-возьми, охотник, острый нож да стрелы». — «Ну ладно! — согласился охотник. — Зимой много в урмане злых духов».

www.rulit.me

Урок литературного чтения 4 класс «Комполэн – Болотный Дух» - VEKOR.RU

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №9»

ХМАО — Югра Тюменской области

Урок литературного чтения 4 класс

«Комполэн – Болотный Дух»

подготовила

учитель начальных классов

Коваленко Людмила Алексеевна

г. Нягань

2011

Тема урока: Анна Митрофановна Конькова. «Комполэн – Болотный Дух»

Взаимоотношения человека и животных.

Цели урока: 1. Продолжить знакомство с творчеством Анны Коньковой.

2. Учить детей размышлять над содержанием сказки; развивать умения

выражать своё отношение к прочитанному и последовательно излагать

свои мысли; делать выводы; давать характеристику персонажам.

3. Продолжать работу над развитием навыка правильного и осознанного

чтения, речи, пополнение словарного запаса учащихся, внимания,

наблюдательности, памяти, умения работать дружно.

Оборудование: карточки со словами, карточки для работы в группах, магнитофон, книги у каждого ученика «Сказки бабушки Аннэ», иллюстрации к прочитанным сказкам.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

— Здравствуйте, я рада нашей встрече!

Постараемся работать хорошо и дружно!

  1. Проверка домашнего задания. Словарная работа.

— Начнём урок с игры «Подскажи словечко».

Дома вы должны были найти определения слов, объяснить их значение.

На доске: Медведь, не залёгший в спячку … медведь-шатун

Тёмнохвойный лес, где растут пихта, ель, кедровая сосна … урман

Мансийская печка – очаг из глины … чувал

Переносное конусообразное жилище из обработанных шкур … юрта

Ой, что это!? Как холодной водой облили! … астюх

Название рыбы, один из родов семейства лососевых … таймень

Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт … _________

Мы оставим этот пункт открытым, узнаем, когда прочитаем сказку.

(Ученики читают с доски определения и называют слова, по ходу на доску прикрепляются карточки с этими словами. Последнее определение не было дано на дом, поэтому не все ученики могут ответить на вопрос, и он остаётся открытым)

— Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Все эти слова нам встретятся в сказке, прочитаем её название.

Чтение хором: Анна Митрофановна Конькова «Комполэн – Болотный Дух».

— Ребята, кто такой Комполэн? Полузверь-получеловек

— В какой сказке мы встречались с этим персонажем? Зайчонок и Комполэн.

— Дайте характеристику этому персонажу. Злой, сердитый, свирепый,

хитрый, совершает плохие поступки.

— Почему ему удалось обмануть зайчика? Он был маленький, глупый трусливый.

На доску вывешивается таблица со словами:

зайчик

маленький — взрослыми

глупый —

трусливый —

— Что может произойти, если Комполэн решит подшутить над …

(учитель вывешивает первое слово)

— Подберите антонимы и продолжите ряд.

(появляется следующая запись)

маленький – взрослыми

глупый — умными

трусливый – храбрыми

  1. Чтение сказки под магнитофон по ролям.

(Работа по «звуковому ориентиру» А. Кушнира)

(Сказка заранее записана на магнитофон, где читают по ролям лучшие ученики)

(Можно без «звукового ориентира», читают заранее подготовленные ученики, или учитель)

  1. Работа по содержанию сказки.

— Определите настроение сказки. Грустная, трагическая … медведь

поссорился с охотником и оба пострадали.

— Как это произошло? Обращаемся к тексту.

Возьмите карточки №1 и вставьте подходящие по смыслу слова.

Работа в парах 1 – 2 минуты.

«А Комполэн примчался к лесовней юрте охотника Касюма, увидел – сидит охотник в ______________ одежде у костра, _____________________ от холода.

Обернулся бурундучком Комполэн и тоненьким голоском спрашивает: ____________ тебе охотник Касюм?

Ничего, — стуча зубами, отвечает охотник. – Ничего, пожарче раскину _____________ — ________________ в юрте станет …

— А где твоя _____________ шуба? – пискнул Бурундучок. – Нету? Потерял?

— Так получилось, — улыбается охотник.

– Не было у братьев лишней ______________

Ничего … Уху поедим, чаю попьём — ______________________ !

А у Медведя, старшего твоего брата, есть ___________________ шуба.

Видел я, как он на себя вторую шубу натягивал, — тихонько присвистнул Бурундучок». (Отрывок взят из сказки)

5. Проверка.

— Насколько вы были внимательны, сейчас проверим.

(Один ученик читает у доски – все проверяют).

— Ребята, как вы думаете, что послужило предметом ссоры?

— Что решил сделать охотник?

(сходить в гости к Медведю и проверить)

  1. А в это время!

(на доске появляется запись)

  1. Помчался, остановился, надавил, опрокинул, …

  2. Вскочил, запутался, не понимает, …

  3. Упала, сорвала, ударил, …

— Прочитайте глаголы, чьи действия они описывают? Попытайтесь восстановить события.

(Ученики рассказывают, по плану, используя глаголы, что произошло)

— Как вы думаете, для чего Комполэн помчался вперёд охотника? Разбудить, рассердить медведя.

— Удалось ему это? Да, удалось.

7. — И чем же всё закончилось?

Представляете, у нас тоже поработал какой-то злой Дух и перепутал концовку сказки.

Кто поможет быстро её восстановить?

(к доске вызываю 6 учеников, они определяют последовательность и зачитывают концовку)

— А вы, ребята, внимательно следите, можете помочь.

Карточки:

  1. – Правду Бурундучок говорил. Съесть меня захотел старший брат.

— И ударил охотник ножом в грудь Медведя.

  1. – Аю – аю! Больно … больно мне, — простонал Медведь, — зачем ты, охотник, с меня последнюю шкуру снимаешь? – И, зализывая рану, помчался в слепую ночь.

  1. Всю зиму бродил – шатался в урмане Медведь, как заяц, обгладывая кору, из-под снега добывая ягоду, отнимал у бурундуков орешки и чуть не умер с голода.

  1. И охотник всю зиму просидел у очага – чувала: поломал ему ноги Медведь.

  1. Навсегда поссорил охотника и Медведя Болотный Дух – Комполэн.

  1. Не спит зимою Медведь – шатун, ищет человека, чтобы отомстить за разрушенную юрту, а охотник, убив Медведя, просит у него прощения за то, что убил нечаянно.

— Вы очень хорошо справились потому, что были внимательны.

— Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить.

— Что может произойти, если Комполэн решит пошутить над взрослыми, умными, храбрыми?

(Медведь и охотник поссорились)

— Ребята, они ведь были умными, храбрыми и всё же ссора произошла.

— Какого качества им не хватало?

(доверия, друзья должны доверять друг другу)

— Мудрости!

— А кто может сказать, что такое мудрость? (определение на доске)

Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Вывод: Зло бывает хитрым и жестоким, чтобы его победить, недостаточно быть умным и храбрым, нужно быть ещё и МУДРЫМ!

Так давайте и мы с вами будем учиться быть мудрыми у нас ещё вся жизнь впереди!

Список используемой литературы

1. Анна Митрофановна Конькова «Сказки бабушки Аннэ»;

2. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»

vekor.ru

Урок литературного чтения 4 класс «Комполэн – Болотный Дух»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №9″

ХМАО — Югра Тюменской области

Урок литературного чтения 4 класс

«Комполэн – Болотный Дух»

подготовила

учитель начальных классов

Коваленко Людмила Алексеевна

г. Нягань

2011

Тема урока: Анна Митрофановна Конькова. «Комполэн – Болотный Дух»

Взаимоотношения человека и животных.

Цели урока: 1. Продолжить знакомство с творчеством Анны Коньковой.

2. Учить детей размышлять над содержанием сказки; развивать умения

выражать своё отношение к прочитанному и последовательно излагать

свои мысли; делать выводы; давать характеристику персонажам.

3. Продолжать работу над развитием навыка правильного и осознанного

чтения, речи, пополнение словарного запаса учащихся, внимания,

наблюдательности, памяти, умения работать дружно.

Оборудование: карточки со словами, карточки для работы в группах, магнитофон, книги у каждого ученика «Сказки бабушки Аннэ», иллюстрации к прочитанным сказкам.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

— Здравствуйте, я рада нашей встрече!

Постараемся работать хорошо и дружно!

  1. Проверка домашнего задания. Словарная работа.

— Начнём урок с игры «Подскажи словечко».

Дома вы должны были найти определения слов, объяснить их значение.

На доске: Медведь, не залёгший в спячку … медведь-шатун

Тёмнохвойный лес, где растут пихта, ель, кедровая сосна … урман

Мансийская печка – очаг из глины … чувал

Переносное конусообразное жилище из обработанных шкур … юрта

Ой, что это!? Как холодной водой облили! … астюх

Название рыбы, один из родов семейства лососевых … таймень

Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт … _________

Мы оставим этот пункт открытым, узнаем, когда прочитаем сказку.

(Ученики читают с доски определения и называют слова, по ходу на доску прикрепляются карточки с этими словами. Последнее определение не было дано на дом, поэтому не все ученики могут ответить на вопрос, и он остаётся открытым)

— Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Все эти слова нам встретятся в сказке, прочитаем её название.

Чтение хором: Анна Митрофановна Конькова «Комполэн – Болотный Дух».

— Ребята, кто такой Комполэн? Полузверь-получеловек

— В какой сказке мы встречались с этим персонажем? Зайчонок и Комполэн.

— Дайте характеристику этому персонажу. Злой, сердитый, свирепый,

хитрый, совершает плохие поступки.

— Почему ему удалось обмануть зайчика? Он был маленький, глупый трусливый.

На доску вывешивается таблица со словами:

зайчик

маленький — взрослыми

глупый —

трусливый —

— Что может произойти, если Комполэн решит подшутить над …

(учитель вывешивает первое слово)

— Подберите антонимы и продолжите ряд.

(появляется следующая запись)

маленький – взрослыми

глупый — умными

трусливый – храбрыми

  1. Чтение сказки под магнитофон по ролям.

(Работа по «звуковому ориентиру» А. Кушнира)

(Сказка заранее записана на магнитофон, где читают по ролям лучшие ученики)

(Можно без «звукового ориентира», читают заранее подготовленные ученики, или учитель)

  1. Работа по содержанию сказки.

— Определите настроение сказки. Грустная, трагическая … медведь

поссорился с охотником и оба пострадали.

— Как это произошло? Обращаемся к тексту.

Возьмите карточки №1 и вставьте подходящие по смыслу слова.

Работа в парах 1 – 2 минуты.

«А Комполэн примчался к лесовней юрте охотника Касюма, увидел – сидит охотник в ______________ одежде у костра, _____________________ от холода.

Обернулся бурундучком Комполэн и тоненьким голоском спрашивает: ____________ тебе охотник Касюм?

Ничего, — стуча зубами, отвечает охотник. – Ничего, пожарче раскину _____________ — ________________ в юрте станет …

— А где твоя _____________ шуба? – пискнул Бурундучок. – Нету? Потерял?

— Так получилось, — улыбается охотник.

– Не было у братьев лишней ______________

Ничего … Уху поедим, чаю попьём — ______________________ !

А у Медведя, старшего твоего брата, есть ___________________ шуба.

Видел я, как он на себя вторую шубу натягивал, — тихонько присвистнул Бурундучок». (Отрывок взят из сказки)

5. Проверка.

— Насколько вы были внимательны, сейчас проверим.

(Один ученик читает у доски – все проверяют).

— Ребята, как вы думаете, что послужило предметом ссоры?

— Что решил сделать охотник?

(сходить в гости к Медведю и проверить)

  1. А в это время!

(на доске появляется запись)

  1. Помчался, остановился, надавил, опрокинул, …

  2. Вскочил, запутался, не понимает, …

  3. Упала, сорвала, ударил, …

— Прочитайте глаголы, чьи действия они описывают? Попытайтесь восстановить события.

(Ученики рассказывают, по плану, используя глаголы, что произошло)

— Как вы думаете, для чего Комполэн помчался вперёд охотника? Разбудить, рассердить медведя.

— Удалось ему это? Да, удалось.

7. — И чем же всё закончилось?

Представляете, у нас тоже поработал какой-то злой Дух и перепутал концовку сказки.

Кто поможет быстро её восстановить?

(к доске вызываю 6 учеников, они определяют последовательность и зачитывают концовку)

— А вы, ребята, внимательно следите, можете помочь.

Карточки:

  1. – Правду Бурундучок говорил. Съесть меня захотел старший брат.

— И ударил охотник ножом в грудь Медведя.

  1. – Аю – аю! Больно … больно мне, — простонал Медведь, — зачем ты, охотник, с меня последнюю шкуру снимаешь? – И, зализывая рану, помчался в слепую ночь.

  1. Всю зиму бродил – шатался в урмане Медведь, как заяц, обгладывая кору, из-под снега добывая ягоду, отнимал у бурундуков орешки и чуть не умер с голода.

  1. И охотник всю зиму просидел у очага – чувала: поломал ему ноги Медведь.

  1. Навсегда поссорил охотника и Медведя Болотный Дух – Комполэн.

  1. Не спит зимою Медведь – шатун, ищет человека, чтобы отомстить за разрушенную юрту, а охотник, убив Медведя, просит у него прощения за то, что убил нечаянно.

— Вы очень хорошо справились потому, что были внимательны.

— Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить.

— Что может произойти, если Комполэн решит пошутить над взрослыми, умными, храбрыми?

(Медведь и охотник поссорились)

— Ребята, они ведь были умными, храбрыми и всё же ссора произошла.

— Какого качества им не хватало?

(доверия, друзья должны доверять друг другу)

— Мудрости!

— А кто может сказать, что такое мудрость? (определение на доске)

Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Вывод: Зло бывает хитрым и жестоким, чтобы его победить, недостаточно быть умным и храбрым, нужно быть ещё и МУДРЫМ!

Так давайте и мы с вами будем учиться быть мудрыми у нас ещё вся жизнь впереди!

Список используемой литературы

1. Анна Митрофановна Конькова «Сказки бабушки Аннэ»;

2. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»

www.alllessons.ru


Смотрите также