Чу-чу, русским духом пахнет! Кто в сказках говорит чу русским духом пахнет


Конспект урока чтения Сказки А. С. Пушкина

Урок12. сказки А. С. Пушкина

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения сравнивать народную и литературную сказку, соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении читать выразительно.

Личностные:умение ориентироваться на моральную норму с опорой на литературное произведение.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение расставлять книги на выставке в соответствии с темой урока, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки, соотносить иллюстрацию с содержанием текста; сравнивать народную и литературную сказки.

Регулятивные:умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков; умение высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг (сказки А. С. Пушкина разных лет издания, разного художественного офрмления).

Урок

I. Актуализация знаний.

Коммуникативные УУД: уметь внимательно слушать выступления одноклассников и оценивать их высказывания.

1. Рассказы учащихся о необычных историях.

2. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Познавательные УУД: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Рассматривание выставки книг со сказками А. С. Пушкина (дополнительно иллюстрации из учебника на с. 52).

– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

– Какая сказка ваша любимая?

– Почему она вам нравиться?

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу.

– В чём разница между сказками Пушкина и русскими народными?

– Почему Пушкин каждый раз подчёркивает слово «сказка»? (Наверное, он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка.)

– Давайте поробуем сравнить сказки А. С Пушкина с народными сказками.

II. Изучение нового материала.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, участвовать в диалоге, оценивать позицию партнёра.

Демонстрация иллюстрации к вступлению к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

– Что изображено на иллюстрации (картинке)?

Чтение учителем текста вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Повторное рассматривание иллюстрации.

– На иллюстрации действительно изображён дуб? Создана ли атмосфера сказочного леса (густого, заросшего, непроходимого)? Найдите фигуру кота, который лежит на цепи и читает сказки. Видите ли вы филина, птицу Сирин на ветке, Бабу Ягу с метлой, Избушку на курьих ножках, изображение Пушкина, который сидит с русалкой на дереве? Появилось ли у вас ощущение, что сучья деревьев, словно руки, могут схватить путника в свои объятия и не выпустить?

Повторное чтение текста.

– Действительно ли Пушкин знал много русских сказок? Сумеете это доказать? (Читает 2-ю часть «Вступления» «Там чудеса…». Учащиеся называют сказочные сюжеты с действием избушки на курьих ножках, Бабы Яги, Василисы Прекрасной и Серого Волка, Кощея Бессмертного.) А другие сюжеты сказки, которые упоминает Пушкин, знаете? Кто в сказках говорит: «Чу, русским духом пахнет»? (Баба Яга.) Как они звучат в стихотворении? Найдите эти строки и прочитайте. Существует ли на самом деле лукоморье или это «сказочная территория»?

– Рассказ в произведении может вестись от любого лица – девочки, мальчика, кошки, собачки. Иногда поэтесса пишет от лица мальчика, а поэт – от лица девочки. Кто говорит эти слова – сам Пушкин или его герой, который ведёт рассказ? Авторская сказка невозможна без народной. Встречались ли вам в сказках слова, похожие на эти: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»? Почему в рот не попало? Рассказчик побывал в чудесном, волшебном, сказочном мире, он попал туда из обыкновенного земного измерения и не может там стать своим: не может пить сказочные напитки, есть сказочную еду – он может быть только наблюдателем. (Учитель может объяснить, используя образ зеркала.)

– Волшебный мир – изнаночный мир – это то же, что зазеркалье. В зеркале каждый может видеть всё, что стоит на столе, но можно ли, протянув руку, что-то взять там, в зазеркалье, выпить там, в зазеркалье? Нет! Можно только наблюдать.

– Кот учёный умеет только сказки рассказывать? Найдите ответ в тексте. (Читает 5-ю и 6-ю строки.) а герою Пушкина кто рассказывает сказки или поёт песни? Найдите ответ в тексте.

(Читает последнюю строку.)

– Вспомните русские народные сказки, в которых есть Баба Яга, Кощей Бессмертный, Учёный Кот и другие герои?

– Какие сказки, по-вашему, красивее – народные или пушкинские?

– Да, сказки Пушкина красивее, потому что написаны звучными, прекрасными стихами.

Писатель М. Горький говорил, что Пушкин «украсил народную сказку блеском своего таланта», и мы согласимся с ним.

Поэт С. Маршак считал, что сказка Пушкина – «прямая наследница сказки народной».

Работа над выразительным чтением отрывков из сказок А. С. Пушкина, данных в учебнике (с. 52–53).

Внеурочная деятельность.

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Подготовить выразительное чтение отрывка из любой сказки А. С. Пушкина, нарисовать к нему иллюстрацию (по желанию наизусть).

infourok.ru

Образовательный материал | Школьные файлы SchoolFiles.net

Урок 1ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ УЧЕНОГО КОТА.ВСТУПЛЕНИЕ К ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» Цели: рассмотреть названия и авторов литературных произведений; учить ориентироваться по содержанию учебника, работать с дополнительной литературой; повторить имена русских классиков; ввести понятие «иллюстрация»; дать представление о вступлении как первой части в большом стихотворении (поэме). Ход урока I. Речевая разминка. – Прочитайте скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, постепенно наращивая темп чтения: Три скороговорки прокатились с горки. II. Изучение нового материала. Учитель читает текст учебника (внешняя интрига), делая акценты на местах, которые понадобятся для обсуждения. – Рассмотрите картинку с обложками книг. Что общего в книгах, которые рассматривают Маша и Миша? (Это сказки.) Маша взяла с полок сборники народных сказок, а Миша – сказки, у которых есть авторы. Текст учебника читает учитель. – Найдите страницу с содержанием. Уточните название сказкиА. С. Пушкина о рыбаке и рыбке. Какие сказки поэта знаете? – Рассмотрите картинку художника Васильева. К какой сказке она нарисована? Объясните значение слова «иллюстрация». Учитель читает стихотворение «У лукоморья…». – На иллюстрации действительно изображен дуб? Создана ли атмосфера сказочного леса (густого, заросшего, непроходимого)? Найдите фигуру кота, который лежит на цепи и читает сказки. Видите ли вы филина, птицу Сирин на ветке, Бабу Ягу с метлой, избушку на курьих ножках, изображение Пушкина, который сидит с русалкой на дереве? Появилось ли у вас ощущение, что сучья деревьев, словно руки, могут схватить путника в свои объятия и не выпустить? Повторное чтение текста. – Действительно ли Пушкин знал много русских сказок? Сумеете это доказать? (Читает 2-ю часть «Вступления» «Там чудеса…». Учащиеся называют сказочные сюжеты с действием избушки на курьих ножках, Бабы Яги, Василисы Прекрасной и Серого Волка, Кощея Бессмертного.) А другие сюжеты «сказки», которые упоминает Пушкин, знаете? Кто в сказках говорит: «Чу, русским духом пахнет»? (Баба Яга.) Как они звучат в стихотворении? Найдите эти строки и прочитайте. Существует ли на самом деле лукоморье или это «сказочная территория»? – Рассказ в произведении может вестись от любого лица – девочки, мальчика, кошки, собачки. Иногда поэтесса пишет от лица мальчика, а поэт – от лица девочки. Кто говорит эти слова – сам Пушкин или его герой, который ведет рассказ? Авторская сказка невозможна без народной. Встречались ли вам в сказках слова, похожие на эти: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»? Почему в рот не попало? Рассказчик побывал в чудесном, волшебном, сказочном мире, он попал туда из обыкновенного земного измерения и не может там стать своим: не может пить сказочные напитки, есть сказочную еду – он может быть только наблюдателем. Учитель может это объяснить, используя образ зеркала. – Волшебный мир – изнаночный мир – это то же, что зазеркалье. В зеркале каждый может видеть все, что стоит на столе, но можно ли, протянув руку, что-то взять там, в зазеркалье, выпить там, в зазеркалье? Нет! Можно только наблюдать. – Кот ученый умеет только сказки рассказывать? Найдите ответ в тексте. (Читают 5-ю и 6-ю строки.) А герою Пушкина кто рассказывает сказки или поет песни? Найдите ответ в тексте. (Читают последнюю строку.) Заметили, куда идет кот, когда он «песнь заводит»? А куда идет кот, когда «сказки говорит»? Прочтите плакат Летучей Мыши. (Обнаруживаем завораживающий таинственный ритм поэтического текста, в который вплетается «там-там».) Учитель читает действие интриги. – Почему вы любите праздники? Что, по-вашему, является в жизни самым важным и ценным? – Кого еще из мира природы люди с древних времен считали своими предками? В древности люди считали своими прародителями сначала животных (в те самые далекие времена, когда они добывали себе пищу охотой), а немного позже – и деревья, и растения. Славяне (а также кельты, германцы) своим первопредком считали медведя. Народы Севера – оленя. Некоторые народы Африки – крокодила и кита. Народы Древнего Египта – орла и змею. Индейцы древней Мексики – орла, волка (койота), черепаху. Народы Китая – зайца. И так далее. Таких животных и растений-прародителей в научном мире называют тотемами. Тотем – слово из языка индейцев, которое означает «его род», то есть родич, прародитель. На Руси тотемными деревьями, кроме дуба, считались все деревья, которые участвовали в свадебной или похоронной обрядовой практике. Это береза, рябина. Дурным тотемом считалась осина (осиновый кол – для борьбы с оборотнями). Поскольку новогодняя елка (сосна) в европейских странах и в России участвует в праздновании Нового года, ее тоже можно считать более поздним вариантом такого тотемного дерева (просто елка стала участвовать в обрядовой практике в те времена, когда люди уже вышли из состояния первобытной древности, стали цивилизованными). Естественно, что у других народов свои тотемные деревья. В Древней Греции это кипарис, сосна, лавр. У японцев – дикая вишня – сакура и клен. Где-то это баобаб и т. д. III. Итог урока. – С каким произведением познакомились? Кто автор? Что вам понравилось? Что больше всего запомнили?

schoolfiles.net

Чу-чу, русским духом пахнет!

«Наши в Голливуде» – тема, которая будоражит кровь русскоязычного читателя не хуже, чем знание, что радио изобрел Попов (на самом деле, Тесла), а лампочку Ильич (на самом деле, Эдисон). Так уж мы устроены: если видим, как Тактаров мутузит чудовище в «Хищнике», а Хабенский тусуется с Джоли в «Особо опасен», то сразу испытываем чувство гордости, вроде и понимая, что все это не более чем личные заслуги упомянутых товарищей. Все равно, статей по теме в Рунете хватает.

В сравнении с уже имеющимся, данный материал не предлагает ничего радикально нового: всего лишь сужает рамки до тех киноартистов, что снимались в западных триллерах и фильмах ужасов. С одной стороны, это позволяет отсечь тех, кого в данном контексте упоминали уже не раз – Крамаров, Юл Бриннер, да и у Ди Каприо, говорят, бабушка русская была. С другой – освободить место для менее известных Ф. Ф. Шаляпина, Михаила Чехова (племянника автора «Трех сестер») и многих других.

Так что читайте и ужасайтесь. Вернее, читайте и гордитесь. А не хотите – так плюньте космополитичной слюной автору в спину! Но потом все равно прочтите: вдруг узнаете что-то новое. Собственно, ради последнего статья и писалась.

Мария Успенская 

Мария Успенская (1876 – 1949)

В 1917-м Успенская, имевшая за плечами несколько ролей в отечественном немом кино, становится актрисой Московского Художественного Театра (МХТ). Но в 1922 году, находясь на гастролях в США, оставляет труппу и обосновывается в Нью-Йорке.

В 1936-м, после нескольких лет преподавания актерского мастерства, уже немолодая Мария Александровна берется покорять Голливуд. И успешно: до своей смерти она сыграла двадцать киноролей, дважды номинировавшись на «Оскар». Фильмография актрисы на диво разнообразна: от военной драмы «Мост Ватерлоо» (1940) до приключенческой малобюджетки «Тарзан и амазонки» (1945, роль пожилой королевы племени).

Особое место в послужном списке Успенской занимает классический цикл ужасов «Universal». В 1941 году она играет цыганку Малеву в «Человеке-волке» и возвращается к этой роли в сиквеле – «Франкенштейн встречает Человека-волка» (1943). Несмотря на то, что работать пришлось с мастерами жанра, Лоном Чейни-младшим, Клодом Рейнсом и Белой Лугоши, образ не затерялся, обретя самостоятельную популярность. В 1995-м Мел Брукс даже процитировал его в пародийном хорроре «Дракула: Мертвый и довольный», где говорящую с акцентом цыганку так и называют: «мадам Успенская».

Иван Мозжухин 

Иван Мозжухин (1889 – 1939)

Иван Мозжухин был главной звездой отечественного кино в дореволюционный период. Богатый актерский диапазон помогал ему быть одинаково убедительным как в комедиях, так и в мистических драмах, которые до 1917 года снимались у нас довольно часто. Вот неполный перечень его работ на поприще киноужасов: «В полночь на кладбище» (1910), «Ночь перед рождеством» (1913), «Таинственный некто» (1914), «Пиковая дама» (1916), «Пляска смерти» (1916), «Сатана ликующий» (1917) и др. К сожалению, многие из этих фильмов с заманчивыми названиями сегодня утрачены.

В 1920-м, чудом избежав расстрела, Мозжухин уезжает за рубеж. В Европе его карьера развивается далеко не так успешно, а с появлением звукового кино и вовсе сходит на нет. Тем не менее, к этому периоду относится одна из ярких удач Мозжухина, причем не только в качестве актера, но и режиссера – мистическая мелодрама «Костер пылающий» (1922). Поставленные и сыгранные им сцены сюрреалистических ночных кошмаров сегодня представляются важной вехой в демонизации кино, которая была начата еще Мельесом и продолжена немецкими экспрессионистами 20-х.

Владимир Соколов 

Владимир Соколов (1889 – 1962)

Владимир Соколов никогда не снимался в русском кино, играя только в театре. Но оказавшись за границей, тут же получил несколько предложений от крупнейших режиссеров эпохи – Георга Вильгельма Пабста и Жана Ренуара. В конце 1930-х Соколов перебрался в США, где принял участие в ряде кинолент различных жанров и художественной ценности: от классического вестерна «Великолепная семерка» (1960) до фантастики категории Б «За пределами временного барьера» режиссера Эдгара Улмера (1960).

Роль верховного правителя цитадели в последнем фильме – не единственный вклад Соколова в мир би-муви. В 1950-х он снимается в фильмах ужасов «Я был подростком-оборотнем» (1957) Джина Фаулера и «Мистер Сардоникус» (1961) Уильяма Касла. Его можно увидеть в популярных хоррор-серилах «Сумеречная зона» (1959–64), «Триллер» (1960–62) и «Альфред Хичкок представляет» (1955–62). Играл он и в нуарах, в частности, у Фрица Ланга («Улица греха», «Пока город спит»), а незадолго до смерти появился в триллере «Человек на веревочке» (1960) Андре де Тота, режиссера «Музея восковых фигур» (1957).

Ольга Бакланова 

Ольга Бакланова (1896 – 1974)   

В отличие от Марии Успенской, которая на родине не была причастна к мистическому кино, Бакланова до революции снималась исключительно в фильмах подобного рода: «Загробная скиталица» (1915), «Женщина-вампир» (1915), «Петля смерти» (1915) и др.

После революции, когда вампиры и декаданс оказались не в чести, Бакланова пробует сменить амплуа, участвуя в пропагандистском фильме «Хлеб» (1918). Но все же образ сумеречной дамы берет свое: в 1925-м, вскоре после получения звания заслуженной артистки республики, Бакланова с театральной труппой едет на гастроли в США, откуда решает не возвращаться.

В 1928 году выходит сразу шесть фильмов с ее участием – для эмигрантки из России абсолютный рекорд. Среди них криминальная драма «Пристани Нью-Йорка» и немой хоррор «Человек, который смеется» с Конрадом Фейдтом в заглавной роли.

Но после такого успешного начала карьера актрисы постепенно сходит на нет. В 1929 году у нее три роли, в 1930-м – две, а в 1931-м – всего одна. Последний всплеск и вместе с тем наиболее яркий штрих ее фильмографии пришелся на 1932 год, когда вышли «Уродцы» Тода Браунинга – натуралистический хоррор с участием настоящих цирковых «фриков». В нем Бакланова сыграла циркачку, которая ради наживы выходит замуж за лилипута.

Михаил Чехов 

Михаил Чехов (1891 – 1955)

Племянник писателя Антона Чехова, Михаил, долгое время был одним из ведущих актеров отечественного театра. А вот с кино не везло: единственную крупную роль, да и ту по случаю, он получил всего за год до выезда за рубеж.

В Америке Чехов не стал сниматься чаще. Правда, роль в триллере «Завороженный» (1945) – одна из немногих, зато у Хичкока – принесла Чехову номинацию на «Оскар». Однако наибольшей славы Чехов достиг как педагог. Разработав собственную систему актерского мастерства, он обучал, кроме прочих, Мэрилин Монро и Клинта Иствуда.

Его концепции остаются популярны до сих пор. О роли Чехова в своем становлении упоминают такие не чуждые хоррору персонажи, как Джонни Депп и Энтони Хопкинс.

Ольга Чехова

Ольга Чехова (1897 – 1980)

Основным достижением Ольги Чеховой в России стал ее брак с Михаилом Чеховым, в результате которого родилась дочь Ада. Через пару лет брак распался, а еще через три года – в 1920-м – Чехова подалась за рубеж.

Она много снималась в Германии и к началу 30-х сделалась настоящей звездой немецкого экрана. Ее слава не пошла на убыль с приходом нацистов, что стало поводом для легенд о романах с Гитлером и связях с советской разведкой. После войны Чехова продолжила карьеру в западной Германии. Оставив кино, писала книги, выпускала именную косметику.

Среди темных киноролей Чеховой стоит отметить «Замок Фогелед» (1921), который был снят Фридрихом Мурнау за год до «Носферату». В дальнейшем она появлялась в ряде триллеров, среди которых выделяется главная роль в «Мэри» (1930) Хичкока, немецкий авторемейк его же фильма «Убийства» (1930).

Аким Тамиров 

Аким Тамиров (1899 – 1972)

«Русский» армянин Аким Тамиров в 19 лет поступил в школу при МХТ, на сцене которого стал в скором времени выступать. А вот поиграть в кино довелось уже в США.

Он начал с малого – съемка в эпизодах и параллельно усердное изучение английского языка, – а в результате сделал одну из самых успешных кинокарьер в среде русской актерской эмиграции. И хотя главные роли ему не давали из-за акцента, Тамиров регулярно играл персонажей второго плана, в том числе у таких мастеров, как Сесиль де Милль и Билли Уайлдер. А Орсон Уэллс и вовсе причислял его к любимым актерам – Тамиров снимался у него четырежды. Два раза актер номинировался на «Оскар», а за роль Пабло в «По ком звонит колокол» (1943) был удостоен «Золотого глобуса».

Тем, кто хочет увидеть Тамирова в мрачном кино, есть из чего выбрать: «Альфавиль» (1965) Жана-Люка Годара, «Печать зла» (1958) Орсона Уэллса, «Жюстина Маркиза де Сада» (1969) Хесуса Франко и др. Особенно стоит отметить участие Тамирова в фильме ужасов «Черное бездействие» (1956), объединившем отряд ветеранов классического хоррора: Бэзила Рэтбоуна, Белу Лугоши, Джона Кэррадина, Лона Чейни-младшего и даже Тора Джонсона из «Плана 9» (1959) Эда Вуда. Любопытно, что ранее Тамиров уже встречался с Лугоши, но не на съемочной площадке, а на страницах книги: в рассказе Джерома Сэлинджера «Ляпа-растяпа» (1948) героиня постоянно упоминает двух этих известных артистов.

Миша Ауэр

Миша Ауэр (1905 – 1967)

Миша Ауэр эмигрировал из России вместе с матерью в юном возрасте, не успев ничем отличиться дома. Зато Голливуд помог ему сделать карьеру и стать вторым известным за рубежом Ауэром – после деда Леопольда, скрипача и дирижера.

Начав работу в кино, Миша скоро зарекомендовал себя ролями второго плана, тиражируя образ комического эмигранта из России. За одну из таких ролей, в фильме «Мой слуга Годфри» (1937), он даже номинировался на «Оскар». А еще Мишу Ауэра можно увидеть в детективном триллере Рене Клера «И не осталось никого» (1945), нуаре Орсона Уэллса «Мистер Аркадин» (1955) и хоррор-комедии с участием Эбботта и Костелло «Задержите это привидение» (1941).

В «чистых» ужасах Миша снимался четырежды. В одном из них, «Король диких» (1931), он оказался на площадке вместе с Борисом Карлоффом всего за несколько месяцев до его звездного «Франкенштейна» (1931). А в другом, «Монстр идет» (1932), исполнил роль главного злодея, благодаря чему был помещен на афишу, выполненную в зловещих зеленых тонах.

Федор Шаляпин-младший

Федор Шаляпин-младший (1905 – 1992)

Не считая рождения в семье прославленного оперного певца, Федор Федорович Шаляпин не совершил до отъезда за рубеж ничего выдающегося. Эмиграция помогла ему раскрыть себя, но далеко не сразу.

С конца 1920-х Шаляпин снимается сначала в немых, а затем и звуковых фильмах, но без особого успеха. Будь то голливудский «По ком звонит колокол» (1943), где его герой по фамилии Кашкин умирает на руках персонажа Гэри Купера или красочные итальянские пеплумы – в молодом возрасте славы Шаляпину-младшему снискать не удалось.

Известность пришла к нему уже в преклонные годы. «Преисподняя» (1977) Дарио Ардженто, а затем «Имя розы» (1986) Жан-Жака Анно открыли актеру дорогу в мир мрачного кинематографа, с которым Шаляпин не расставался до самой смерти. Далее был «Собор» (1988) Микеля Соави и итало-американские «Катакомбы» (1988). Триллер «Макс и Иеремия» (1992) стал последней работой артиста, только было узревшего новые горизонты.

Лиля Кедрова

Лиля Кедрова (1918 – 2000)

Лиля родилась в петербургской артистической семье оперных певцов Софьи и Николая Кедровых. В 1922 году в возрасте четырех лет вместе с родителями она переехала в Европу.

С конца 1930-х Кедрова снимается в кино, а в 1945 году начинает театральную карьеру. Обе стези приносят ей ряд престижных наград –  «Оскар» за лучшую роль второго плана в фильме «Грек Зорба» (1964), премию «Тони» за сценическую версию этой же истории и др. Кедрова продолжала работать в кадре и на сцене до начала 1990-х.

Что до темного жанра, то актриса появляется в европейских хоррорах «Ночное дитя» (1975) и «Кровавый прилив» (1982). Ее можно увидеть в «Разорванном занавесе» (1966) Хичкока, где, кроме Кедровой, снималась еще одна эмигрантка, балерина Тамара Туманова. Кроме того, она снималась в «Жильце» (1976) Полански и нескольких менее известных триллерах.

Олег Видов

Олег Видов (р. 1943)

Многие наверняка помнят Олега Видова по его советским киноролям. Для кого-то он – лейтенант Славин из «Джентльменов удачи» (1971), а для кого-то Морис Джеральд из «Всадника без головы» (1973). В 1983 году Олег Борисович едет в социалистическую Югославию, где снимается в двух фильмах и в ряде телевизионных сериалов. Оттуда перебирается в Австрию, затем едет в Италию и, наконец, обосновывается в США.

В Америке Видов занимается в основном коммерческой деятельностью. Основанная им фирма «Films by Jove» в начале 90-х получила права на прокат советской анимации, открыв наши «Сказки» и «Аленькие цветочки» широкому западному зрителю.

Но бывает, что случается и сыграть: например, в «Красной жаре» (1988) или в хоррорах – «Исполнитель желаний 2» (1999) и «6 дней темноты» (2014). Вряд ли эти работы можно отнести к тем, которыми стоит городиться. Впрочем, наверняка найдутся те, кому будет любопытно увидеть, как постаревший «лейтенант Славин» служит злобному джинну или «огребает» от более продвинутой (в техническом отношении) нечистой силы.

Александр Годунов 

Александр Годунов (1949 – 1995)

В 1970-е Александр Годунов был одним из ведущих советских танцоров балета: заслуженный артист, лауреат фестивалей, член труппы Большого театра. Это не помешало ему в 1979 году, во время гастролей Большого в США, попросить политического убежища.

Продолжая карьеру в американском балете, Годунов начинает параллельно сниматься в кино, специализируясь на исполнении отрицательных персонажей. Примечательны его появления в триллере «Свидетель» (1985) с Харрисоном Фордом, первом «Крепком орешке» (1988) и комедии ужасов «Камень викингов» (1990). В 1992 году Годунов играет главного злодея в «Музее восковых фигур 2» – постмодернистском фарсе, построенном на пересечении бесконечного числа кинематографических хоррор-вселенных – а в 95-м одну из ведущих ролей в боевике «Зона», вышедшем уже после его внезапной смерти.

Илья Баскин 

Илья (Элия) Баскин (р. 1950)

В 1970-е никто бы не подумал, что этот нескладный курчавый парень, известный (или не известный) по третьеплановой роли в телефильме «Большая перемена» (1973) и работе в Московском театре миниатюр, совсем скоро станет одной из главных звезд «русского Голливуда». И тем не менее, уехав в 1976-м, имея за плечами всего четыре ленты, за последующие сорок лет Баскин увеличил свою фильмографию в десятки раз. В 80-е были «Москва на Гудзоне» (1982) и «Космическая одиссея 2010», продолжение эпохальной ленты Кубрика, в 90-е – «Остин Пауэрс» (1997) и «Самолет президента» (1997), в новом веке – «Трансформеры 3» (2011) и вторая и третья части трилогии «Человек-паук» Сэма Рэйми. И еще множество менее известных картин, а также роли в сериалах.

Что до темного кино, то в 1986 году Баскин снялся в «Имени розы», сыграв эксцентричного монаха-травника. В 1988-м была «Глубоководная звезда шесть», в 2009-м – «Ангелы и демоны», а в 2015 году сразу два, правда, малоизвестных хоррора – «Рой» и «Silent Screams».

В свои 66 актер продолжает активно сниматься, а значит, новые персонажи – в том числе, как здесь принято надеяться, макабрического толка – должны быть не за горами.

Антон Ельчин 

Антон Ельчин (1989 – 2016)

Антон Ельчин оказался «там» во младенчестве, что избавило его от необходимости адаптироваться к иной жизни. Разумеется, в этом смысле считать его русским актером, конечно, нельзя – он с детства был человеком западной среды. Но тот странный механизм, который заставляет нас по-особенному смотреть «Красную жару», потому что в одной из сцен со Шварценеггером мелькает Савелий Крамаров, работает и здесь.

Наиболее известные образы Ельчина – космонавт Павел Чехов в новом «Стартреке» и юный Кайл Риз в продолжении «Терминатора». А еще были триллеры «И пришел паук» (2001), «15 минут страха» (2001), «Странный Томас» (2013) и «Зеленая комната» (2015), роль в вампирской мелодраме Джима Джармуша «Выживут только любовники» (2013) и хорроры «Ночь страха» (2011) и «Моя девушка – зомби» (2014).

Ельчин участвовал как в масштабных голливудских проектах, так и в независимом кино. Он не боялся «странных» фильмов – роль в своеобразном зомби-хорроре Джо Данте в 2014 году тому подтверждение. Возможно, если бы не ранняя кончина, он мог бы стать второй после Юла Бриннера кинозвездой из России с приставкой «супер».

***

Увы: обо всем сказать невозможно. А о ком-то и просто не хочется. Некоторые из современных российских актеров снимаются в импортных триллерах, но упоминать их отдельно почему-то неинтересно. Имен не назовем, но вы же их и сами знаете, да?

Ну и, конечно, кто-то, наверняка, оказался забыт. Бывает. Исправимся. Ибо эта статья предваряет новую колонку журнала DARKER. Там и вспомним, кого забыли, и довтянем, кого не довтянули. А может, и упомянем тех-кого-нельзя-называть.

darkermagazine.ru


Смотрите также