Приданое от кума Косили молодые муж и жена свой луг на окраине дремучего леса. Ребеночка своего положили в зыбку берестяную, а зыбку на березке в тени повесили. Косили, косили, напекло молодайке солнцем голову, она и упала без памяти. Муж испугался, схватил жену и побежал к речке, а про дитя забыл. Провозился до темноты, кое-как жена очнулась и первым делом спрашивает: — А где же наше дитятко? Муж за голову схватился — забыл! И как теперь вспомнить, на каком дереве зыбка висела? У матери всякая хворь сразу прошла, вскочила она и бегом на ту опушку. Муж за ней. А темно, а страшно! И дитя молчит, голоса не подает. Хоть бы кричало, так найти легче было бы. "Уж не померла ли доченька?" — подумала мать, и слезы хлынули из глаз. Вдруг слышит рядом чей-то голос — словно дерево скрипит:Духи лесные, водяные. Лесные духи
Лесные духи
И в тот же миг вышла из-за тучи луна, светло сделалось. Видит молодая мать — на березе висит зыбка, как прежде висела, а рядом стоит куст не куст, а вроде как маленький человечек, весь из веток сделанный, и качает эту зыбку, приговаривая:
— Баю-баю, дитятко, баю-баю, милое! Матушка оставила, батюшка оставил! Баю-баю, дитятко!
Поняла молодка, что это кто-то из лесных духов ребенка приголубливает. "Как бы не забрали себе!" — думает, а подойти, попросить ребенка боится. Наконец набралась храбрости, лепечет дрожащим голосом:
— Куманек, а куманек! Родимый! Отдай ты мне моего ребеночка!
Отбежал лесной от зыбки, в ладоши раз-два, а сам шумит:
— Ха-ха-ха! Шел да шел, да кумушку нашел!
Гулко побежал по лесу и все то же повторяет: видно, по нраву ему, что куманьком назвали.
Молодайка схватила дитя из зыбки, только повернулась — лесной поперек дороги стоит и спрашивает:
— Приданое у девки есть ли?
Женщина только и могла, что головой со страху покачала. Ну какое может быть приданое у младенца? О том еще и не думал никто!
— Неладно, кума! — пробурчал лесной, вытянул свои руки, а пальцы у него — как веточки, длинные, тонкие. Видит баба — светится меж ними что-то. В то же мгновение лесной исчез, а на тропе остался малый сундучок. Горит огнем, весь переливается жаркими сполохами.
Тут муж подоспел, одной рукой жену схватил, другой — сундучок и давай бог ноги из леса!
А вслед шумит-гудит, словно ветер в вершинах дерев:
— Слышь, кума! Приданое-то девкино прежде времени не растранжирь, не то худо будет!
Так они потом еще пятнадцать лет сундучок открыть боялись, пока дочка не заневестилась. Ничего, хорошее приданое дал лесной дух: доверху полон был его сундучок златом и серебром.
А. Ремизов. Из цикла "К морю-океану"
Старички и старушки — Лесавки в прошлогодних листьях сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на весь лес, без головы, без хвоста, скачут, вот как свистят.
Пройдет мимо дерева слепышка Листин, прошуршит листьями, не бойся: Листин не страшный, Листин только пугать любит. Слепышка Листин — в лесу живет. Весь из листьев. Есть и Листина-баба — игрушка: туловище сделано из мха, а вместо рук еловые шишки, на ногах настоящие лапотки. Листин-слепышка и Листина-баба только и знают, бродят в лесу, шуршат.
Лесные духи. Лес издревле воспринимался как живое существо, вмещающее в себе множество загадочных обитателей, как предрасположенных к человеку, так и злокозненных.
В Лесе Праведном, где упокоены души предков, иногда показываются "лесные старики", "лесные отцы" — седовласые, величавые, в белоснежных одеяниях.
Среди лесных божеств главенствует Святобор. Ниже чином добрый дед Лесовик. Руки и ноги у него покрыты дубовой корой, в волосах и бороде вьется плющ, а на голове — птичье гнездо, по щекам зеленый мох растет. Если заблудишься в лесу, скажи только: "Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык", — и вскорости отыщешь верный путь. Помощников у Деда немало: Колток, Кущаник (Кустин), Деревяник, Листовик (Листич), Травяник (Травник), Корневик, Стебловик, Орешич, Ягодник, Грибник. Они ухаживают за растениями, блюдут порядок в лесу, не дают буйствовать Лешему.
В озере лесном обитает благодушный Водяник с Езерицами, озерными русалками. Их подружки, живущие на суше, называются Дубравицами, Сенявами, Русявами, Зеленицами.
Лесавки — дед и бабка Лешего, маленькие, серенькие, похожие на ежей. Их дом — прошлогодняя листва. С конца лета и до осени Лесавки бодрствуют: веселятся, водят хороводы, поднимают листву, шелестят, шебуршат, копошатся. Эти маленькие лохматые божества за короткое время натрудятся, умаются, а потом долго спят.
Листин — это старый слепой дух, предводитель Лесавок. Его жена и помощница — баба Листина. Они не страшные, хотя пугать любят. Листин — слепыш весь из листьев, баба его — с туловом из мха, вместо рук — еловые шишки, на ногах настоящие лапотки. Они не такие буйные и шустрые, как Лесавки, — сидят в куче листьев подле пня или оврага и командуют — кому когда шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится: это Листин с Листиной советуются и дают Лесавкам заделье. А потом уже раздается шелест да шум, кружатся хороводы опавшей листвы: то лесавки играют.
В непроходимой чащобе, пуще, живет Пущевик. У него руки, как сучья, которыми он зацепляет путника, срывает одежду, норовит выколоть глаза — не пускает в свои владения! Сверкающие очи, косматые зеленые волосы, то кустом колючим прикинется, то корягой, то веткою сухою. В чаще своей Пущевик тушит и останавливает лесные пожары. В его владениях вечный мрак и постоянная влажная прохлада среди самого жаркого лета. Здесь всякое движение невольно замирает, всякий крик пугает до дрожи. Чувство непобедимого ужаса туманит разум — редко кто выйдет, избавившись от гнета Пущевика.
Клады в лесу охраняют крохотные Щекотуны и Полуверицы, под кустами прячутся Подкустовники, во мху копошится Моховик — это самый маленький из лесных духов. Он живет во мшистых лесных болотах, является людям либо в образе крошечного старичка, либо бараном или свиньей, и заводит в глубь своих владений.
Детей и доныне пугают Манилой и Водилой — они закладывают людям путь к родному дому, заставляют подолгу плутать. А тем молодицам, которые по каким-то причинам пробудут в лесу в одиночестве (допустим, в охотничьей избе) две-три недели, грозит беда: могут стать "лесными девками" — колдуньями — и тоже поселиться в чащобе, может быть, даже навеки.
(По Ю. Миролюбову)
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев"Русские легенды и предания"
назад в оглавление вперед
Лесные духи
Copyright © 2018 V. Bokov's studio
История России в датах
www.rushrono.ru
Лесные, водяные и домашние духи
Существует немало всевозможных духов и нежити в славянской мифологии. Само происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах, уставших славить бога: сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ. Здесь мы коротко расскажем о некоторых из них.
Домовой
Домовым или Хозяином называют веселого духа, который оберегает домашний очаг от всяких бед. Домовой выглядит как своеобразный strashno.com энергетический сгусток, его высота не превышает метра. Если жильцы дома и домовой дружат, то домовой может стать похож на кого-либо из жильцов. Домовой очень любит домашние хлопоты, он бережно относится к вещам и просто обожает различные яркие мелочи — пуговицы, ленты, кусочки ткани.
Иногда домовой поселяется в жилище человека не один, у него есть супруга — Домовиха или Домаха, которая больше всего любит следить за хозяйкой очага, как та по дому управляется. Также в семье домовых есть дети — Домани, именно они любят пошалить и поиграть с вещами хозяев дома.
Домовые по праву считаются хранителями домашнего очага, они помогают семье в трудностях, известны случаи, когда домовые предотвращали супружеские измены. Очень уж эти существа не любят скандалы. Так же известно, что домовые могут предсказать будущее или предостеречь хозяев от беды.
Домового невозможно увидеть strashno.com таким, какой он есть на самом деле. Когда он хочет что-то сказать человеку, чаще всего принимает облик кого-то из близкого окружения. Вообще, домовые добрые по своей натуре существа, однако характер у него достаточно сложный. Поэтому если домовой обиделся, то его стоит задобрить — оставить кусочек хлеба, предложить кашу или оставить на видном месте яркую пуговичку. Домовой задобрится.
Дух зеркала, Повелительница Зазеркалья
У зеркал есть тоже свои владычицы — их называют Зеркалицами. Зеркалица — дух отражений и зеркал, она может отворить двери в иной мир. Зеркалица очень привязана к дому и его обитателям, поэтому смерть одного из членов семьи — и для неё горе тоже. По этой причине, пока покойник находится дома, все зеркала следует завесить тканью: ведь Зеркалица, скучая по покойному, будет показывать его отражение. А это зрелище не из приятных. Зеркалица strashno.com является добрым духом и не переносит нечистую силу. Поэтому, согласно поверьям, колдуны и вампиры не отражаются в зеркалах.
Дворовый
Покровитель двора, помощник домового. Дружит с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, особенно если они белой или светлой масти. Подношения — хлеб с солью — этому мохнатому дедушке приносят на вилах и оставляют в яслях.
Чур
Древний бог очага, охранитель границ земельных владений. Очаг и тёплая изба — место его обитания. Он освящает право собственности и определяет необходимое количество работы («Через чур!»). Его изображение — деревянная чурка.
Чудинко
Злой домашний дух в виде деревянной или тряпичной куклы, которую недоброжелатели подкладывали во время строительства соседской избы. Чудинко по ночам пугал хозяев стуком, треском — чудил. Избавиться от него можно было, только найдя и уничтожив куклу.
Злыдни
Злые существа, маленькие, со сморщенными мордочками, в сером или чёрном одеянии, их всегда несколько, и пакости они творят сообща. Поселившись в каком-нибудь доме, на беду хозяина, губят урожай, наводят болезни на домашний скот, ссорят домашних. Разорят хозяйство и уходят к себе на мельницу, чтобы подыскать новую жертву.
Кикимора
Вредный домашний и дворовый дух, враг домового. Иногда живёт на болотах. Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. С изумрудными глазами и зелёными волосами. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам. Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Путает пряжу, бьет посуду, насылает на кур «вертун», когда те кружатся до изнеможения и падают, околев; выстригает всю шерсть у овец. Особо усердствует на Святки.
Банник
Банный дух. Банника чаще всего описывают маленьким, но сильным злым старичком с радужными глазами и с длинной бородой, покрытой плесенью. Все неприятные происшествия в бане (кто-то ошпарился или угорел и прочее) приписывались Баннику. Плохой приметой считалось идти в баню к «четвёртому пару», потому что этот пар Банник считает своим. Он очень ревностно относится к своим владениям и недолюбливает людей, а в четвёртый пар вообще может накинуться и зашпарить. В случае нападения Банника, убегайте задом наперёд — в таком случае ему не достать свою жертву. Следует немедленно покинуть баню и вызвать на помощь Домового. Можно с ним и поладить: оставить хороший пар, тазик воды, хороший веник. Иногда оставляют угощение — ржаной хлеб с солью. Живет Банник за каменкой, чаще всего под полком. В женском роде в бане командует баниха, обдериха. Страшная, strashno.com лохматая старушка и появляется в виде кошки.
Водяной
Хозяином вод в славянской мифологии всегда считался Водяной. Он обитает на дне, командует водными жителями, в том числе и русалками, а также пасет косяки рыб. Водяного можно встретить в омутах или под водяной мельницей. В старину вообще считали, что мельники имеют связь с водяными и, соответственно, со всей нечистой силой.
Водяной по своей сущности не агрессивный дух, но затащить к себе в царство зазевавшегося человека может. Делает он это исключительно с целью поразвлечь себя. Чаще всего Водяной предстает в образе старика с выпученными глазами и рыбьим хвостом. Борода и усы опутаны тиной и отливают зелёным цветом. В некоторых случаях он может обернуться кем угодно — либо рыбой невероятных размеров, либо человеком. Когда Водяной злится, он может разрушить запруды, в таких случаях приносят в strashno.com жертву животное, дабы смягчить его гнев.
Жены Водяного — Водянихи, Водяницы. Они любят озорничать — рвать сети, портить мельничные жернова.
Шишига
Маленькое, горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом (см. ниже), ибо напоминает его мелочностью своих пакостей.
Русалки
Русалка — человекоподобное существо, обычно женского пола, обитающее в водоемах. Также её называют купавкой, водяницей, шутихой. Русалка похожа на людей, с очень длинными волосами и иногда с рыбьим хвостом вместо ног. По ночам русалки любят выходить из воды, располагаться на камнях или на траве и расчёсывать свои волосы.
Женщин русалки недолюбливают, а молодых парней strashno.com русалки завлекают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков или разными способами заманить пловца на глубину. Чтобы уберечься от чар русалок, нужно избегать их взгляда и смотреть в землю.
Берегини
Их часто путают с русалками. Берегинями славяне называли воздушных дев, которые оберегали людей от злых духов и прочей нечисти. Отсюда и название. Берегинями могли стать умершие до свадьбы невесты. Считалось, что они обладали легким нравом, привлекательной внешностью и отличались дивными голосами. Они любили водить хороводы по берегам водоемов, обычно это случалось ранним летом.
Славяне верили, что берегини привязаны к жилищу человека и что они защищают жителей дома. Также им приписывали умение предсказывать будущее. Кроме того, берегини нередко спасали маленьких детей, оставленных без присмотра возле водоема. Также славяне выделяли берегинь-водниц — духов воды, которые отвечали за сохранность бродов — т.е. мест, где можно было strashno.com перейти водоем вброд. В быличках сохранились рассказы о том, как берегини указывали измученным путникам брод.
Леший
Лесной дух-оборотень. Внешний вид Лешего очень похож на человеческий, но его легко вычислить по перепутанной обуви. Часто у Лешего нет правого уха, волосы обычно с пробором налево, а зелёные глаза горят, словно угли. Леший может принять облик любого лесного существа или растения. В лесу он хозяин, и все подчиняется его правилам. Леший предпочитает жить в ельниках, очень любит громко петь и ходит по лесам с очень большой скоростью. Также лешие умеют имитировать голоса человека, заводя ауканьем в чащобы путников. К соседям он относится уважительно — будь то полевик (повелитель полей) или домовой. Боится Леший чёрных петухов, трёхцветных кошек и «четырёхглазых» собак. И поселения с такими обитателями предпочитает обходить стороной.
Лешие не имеют цели причинить человеку strashno.com какой-то вред, они скорее шутят, просто шутки их получаются злые и грубые — то заведут человека в топь, то туман в глаза напустят. Впрочем, от морока человеку легко избавиться — достаточно знать и прочитать молитву, или поменять местами обувь на правой и левой ногах, или одеть вывернутую на изнанку одежду.
Однако в день на Ерофея-мученика (17 октября) в лес ходить не стоит — лешие бесятся, и ничто их не берет, тогда они могут причинить настоящий вред и даже погубить человека. В деревнях бытует мнение, что Лешие неравнодушны к женскому полу. А пастухи в стародавние времена старались заключить с ними договор о том, чтобы скот оставался в целости и сохранности.
Шиш
Нечистая сила, обычно живущая на обочинах дорог, там же справляющая свои свадьбы. Голова у него с кулачок, нос длинный и вертлявый strashno.com — словом, похож на кукиш. «Хмельные шиши» мучают пьяниц, допившихся до белой горячки.
Яга, Баба-Яга
Изначально заботливая Берегиня, которая впоследствии, во времена христианства, превратилась в страшное, демоническое существо, которым пугали детей. По одной версии имя «Яга» происходит от глагола «ягать» = «ругаться, вздорить», а по другой — от огрублённого слова «Яшка». Яшей в славянских песнях называли ящура — некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого, отсюда название «ящур». Баба Яга изначально прародительница, очень древнее положительное существо, хранительница (если надо, воинственная) рода, традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.
Бес
Происходит от славянского обозначения «без», а дальше следует любое положительное понятие, например: без…совести, Бога, справедливости, понятия, добра, чести и т.д. Душа таких людей после смерти не могла попасть в Вырий (Рай) и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными strashno.com проделками. Отрицательные эмоции, вызываемые этими проделками у живущих людей, служили пищей таким духам. Общеславянское слово, того же корня, что и «бояться». Злые духи, которые для последователей Сатаны являлись тем же, что для праведников — ангелы-хранители. Они невелики по размерам, способны на всё — от невинных шалостей до убийств.
Чёрт
Антропоморфное существо, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостом и копытами. Также использовались и другие эпитеты: нежить, лукавый, нечистый, окаянный. От прочей нечисти отличается свободой передвижения и мест обитания. Постоянное место обитания чёрта — пекло (ад), где он и его собратья всячески мучают грешные души. Однако чёрт может появиться в любом месте. Живут черти в лесах, на болотах, в заброшенных домах и церквях, на перекрёстках, могут вселяться в человека. Также обладают способностью к оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще — strashno.com в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик знакомого — соседа, мужа и т. п.). Основное назначение чёрта — искушать человека, толкать его на дурные поступки, склонять к лени, жадности, злобе и прочим порокам и грехам. Они часто насылают морок, провоцируют на преступление, самоубийство, пытаются заполучить душу человека. Искуситель нашёптывает свои козни человеку в левое ухо, а ангел-хранитель наставляет на путь истинный, шепча в правое ухо.
В брак черти в основном вступают с ведьмами. Когда чёрт с ведьмой венчаются, устраивают они игрища, пляски и шабаши, во время которых на перекрёстках дорог возникают пыльные вихри. По другим поверьям, черти соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри. Когда чёрт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Черти особенно опасны в «нечистых» местах в определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже — strashno.com в полдень) или года (на святки и в канун Купалы). В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром.
Но не так страшен чёрт, как его малюют. Универсальное средство борьбы с чёртом — святая вода и крестное знамение.
Упырь
Славянский оборотень (сравним с западноевропейским инкубом), бродящий по ночам ведьмаком, волком или пугачом и высасывающий кровь у людей и скотины. Чтобы угомонить их, разрывают могилу и пробивают труп осиновым колом.
Луговичок
Русский дух лугов, маленький зелёный человечек в одежде из травы. Он помогает исподтишка людям во время сенокоса и считается дитятею Полевого. Бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Луговичок бывает очень сердитым, когда люди покос прозевают: гонит траву в буйный рост и так заплетёт ее, что ни срезать, ни разорвать, а то и сушит траву на strashno.com корню.
Полевой (полевик)
В русской мифологии род Нежити, один из немногочисленных подвидов нечистой силы, что творит свои чёрные дела не ночью, а средь бела дня. Увидеть его непросто, движется он очень быстро, так что заметить его можно лишь по мельканию огненно-рыжей шерсти. Он низкоросл, с кривыми ногами, рожками и хвостом, увенчанным кисточкой. Если Полевик разозлится, то в пору сенокоса у работника может быть солнечный удар. Полевик в хорошем расположении духа помогает сберечь свой дом — поле. На картинке изображены Полевик и Полуденица.
Автор: Aurelia
strashno.com
Кодами - духи леса
Кто бы из нас не захотел отправиться в самую чащу горных японских лесов, чтобы насладится свежестью воздуха, услышать шелест листьев, щебетание птиц и наконец увидеть нечто удивительное, волшебное, необъяснимое. И не только увидеть, но еще и познакомится! Но чтобы увидеть придется дожидаться сумерек, а вот услышать - это всегда пожалуйста. Нужно всего лишь что-нибудь громко сказать или выкрикнуть и вам обязательно, всенепременно, ответят духи деревьев кодами.
Ведь то, что вы поначалу приняли за эхо, на самом деле ответ лесного духа. Как, разве вы не слышали, что эхо задержалось чуть дольше положенного? Да и вообще, словом "кодама" в Японии принято обозначать эхо. Не знаю, корректно ли проводить аналогию с нашим лешим, скорее эти маленькие духи по своему назначению похожи на греческих дриад.
Итак, кодама – это душа дерева, сама его сущность, которая может покидать свое дерево, для того чтобы присматривать за лесами и равновесием в природе. Конечно, живут кодама не во всех деревьях. Внешне деревья ставшие пристанищем духа не слишком сильно отличаются от обычных. Но вот если такое дерево срубить, то сделавшему это человеку не миновать беды, ибо страшное проклятье нависнет над несчастным. Кроме того, дух, живущий в дереве, погибал и равновесие в лесу нарушалось. Потому из поколения в поколение, от отца к сыну передаются указания в каком именно дереве живет кодама. Так же в некоторых районах Японии считалось, что если сделать зарубку на очень старом дереве и оно начнет кровоточить - это верный признак наличия кодама. Кроме того, для того, чтобы выделить священные деревья используются священные ограждающие веревки из рисовой соломы симэнава.
Наверное, если долго искать, то в каком-нибудь дремучем лесу ещё можно найти старые, одинокие деревья огражденные таким образом. Но, и конечно, такие веревки можно увидеть в манге и аниме, где они могут являться защитой от злых духов и быть предупреждением об опасностях для путников на дорогах.
Выглядят кодама по-разному, одни утверждают, что они похожи на маленькие тусклые шары, которые можно увидеть лишь ночью, другие утверждают, что они невидимы. В общем, единого мнения о том как выглядят кодама нет. Это и понятно, ведь по преданиям увидеть кодама может только человек долго живущий в окрестностях рядом с лесом. А еще считалось, что увидеть кодама - это добрый знак. Присутствие лесного духа указывает на то, что это место наполнено особенной жизнью и положительной энергией. Они делают землю вокруг леса плодородной и благословляют сельчан, почитающих деревья с кодама.
Кодама изображают по разному, например, известный японский иллюстратор сказаний Торияма Секиен в книге "Ночной парад сотни демонов" изобразил кодама в виде фигурки человека рядом с деревом. Хотя в наше время наиболее популярно изображение кодама, которое встречается в известном аниме "Принцесса Мононоке" где они изображены в виде маленьких, забавных человечков чем то похожих на детей. Здесь они не менее скрытные чем кодама из легенд и в нужный момент если захотят могут исчезнуть или появится вновь. Но есть у них и особенности о которых в сказках и легендах ничего не говорится. Например, они могут поворачивать свою голову по кругу, от чего раздается гремящий звук, который можно сравнить со звуком хвоста гремучей змеи.
Помимо аниме и манги кодама встречается и в игровых вселенных. Так, например, в "Подземелья и драконы" если кодама благоволит путнику, то может даже показаться на глаза, естественно не в истинном обличье, а приняв облик деда. Хотя, думаю для внушительности будет правильней назвать его древним старцем. Также кодама может в качестве маскировки выбрать женщину почтенного возраста (видимо в игре "Подземелья и драконы" у него какой-то фетиш на стариков). Но такое, если это можно так назвать, явление кодама случается крайне редко. Обычно они остаются невидимыми, молча наблюдая за теми, кто проходит через их лес.
Кодама понимают человеческую речь, однако крайне редко это показывают. Да и в общем то сами по себе они не особо разговорчивы, хотя для общения между собой у них есть свое наречие из щелчков и постукиваний. Летать они, в отличие от многих других духов, так и не научились, но для того чтобы спрятаться они всегда могут растаять в воздухе как дым. Кроме того, они обладают способностью проходить сквозь кору деревьев и использовать корни и ветки деревьев как некую транспортную систему, как бы претекая с одного дерева на другое.
Если говорить об их воинственности, то тут можно лишь сказать, что к посторонним они агрессию не проявляют, и если начать их каким-либо образом доставать, начать провоцировать, то скорее всего вы успехов не добьетесь. Они просто исчезнут в чаще оставив глупого смертного наедине со своими проблемами. Однако, не все кодамо из игры столь лояльны и можно даже сказать добродушны к нарушителям спокойствия. Если вырубать леса и продолжать каким-либо другим способом тревожить лесных духов, они могут всерьез обеспокоится и дать вам, ну вы уже наверняка догадались чего. В таком состоянии кодами крайне недружелюбны по отношению к людям и перестают просто уходить вглубь леса. Они объединяют свои силы заставляя деревья обретать некое подобие жизни. Так что лесорубы пришедшие в лес могут столкнуться с рядом сложностей, например, с пропажей товарищей, которых как вы можете догадаться постигла страшная участь. Одни из них были затянуты под землю корнями деревьев, других поглотили их стволы. Такие кодама становятся злыми и уже не могут вернуться к прежней тихой жизни без посторонней помощи. А помочь им может священник из близлежайшего храм, он как бы унимает злость духов и помогает им вспомнить кто же они такие на самом деле и в придачу высаживает новые деревья , чтобы в них смогли поселится маленькие кодама.
В Японии люди живущие неподалеку от леса с кодамо, прежде чем срубить дерево и построить дом, либо какой-нибудь сарай или там пристройку, всегда долго молились древесной душе, объясняя, зачем им понадобилось это дерево. А срубив, всегда делали в доме особенное святилище или укромный уголок, который назывался "яфуне", где мог поселиться не пожелавший расстаться со своим телом кодама. И если такие бревна, уже уложенные в стену, вдруг начинали пускать зеленые ветки и корни - что ж, значит, кодаме понравился его новый дом.
monbook.ru
Духи лесные, духи водяные на древнерусском словарике
ДУХИ ЛЕСНЫЕ, ВОДЯНЫЕ — обитатели лесов, полей, лугов, болот, рек, озер, и т. д., схожие и даже родственные людям. Существовали представления, согласно которым все эти просторы были населены ими вместе с сотворением рода человеческого.
- Лешие,
- попутники,
- боровые,
- моховые,
- ауки,
- лесавки,
- болотняники,
- водяные,
- русалки,
- полевые,
- луговые
- и т.п. имеют сходство с человеком и внешнее, и в своих действиях, в существовании.
Они наделены многими человеческими чертами. В то же время они связаны с богами и подчинены, в частности, Велесу.
data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">
Духи лесные, духи водяные наделялись чертами человеческого Характера, их поведение соответствовало поведению человека. Им присуще и зло, и добро. Ничто человеческое им не чуждо — иначе, как по образу и подобию своему, человек их при думать не мог. Но в большей мере им была; свойственна роль берегинь, роль покровителей человека или его деятельности. Человек по необходимости должен был приписывать им больше положительных черт или признаков, нежели отрицательных, — иначе бы он не мог рассчитывать на успех своих действий. По мере же установления господства христианства духам и лесным, и водяным, а все сказано касается и духов домашних, все в большей мер стали приписываться лишь черты отрицательные. Христианская мифология положительно сосредоточила на другом полюсе — на Христе.
Существует немало всевозможных духов и нежити в славянской мифологии. Само происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах, уставших славить бога: сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ
data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">
Вконтакте
Google+
Мой мир
Одноклассники
drevnerus.ru
Лесные духи - Энциклопедия Упорядоченного
(Духи Леса, лесная нечисть)Мелкая лесная нечисть, из числа исконных обитателей миров Упорядоченного. Обладают собственной не сильной магией, магией Леса. Духи леса служат Хозяевам болот, рек, рощ и тому подобного.Во времена владычества Молодых богов большинство духов подчинились Ялини и считали противников Молодых Богов своими врагами.Являясь бесплотными созданиями, лесных духи почти не заметны людскому глазу, но маг мог заметить едва видимые огоньки их бледно-зеленых глаз в укромных местах: расщелинах пней или в густой листве. Обитая в глухих, не заселенных людьми местах они следили за растениями, оберегая их от болезней, вредителей, и недоброжелательно настроенных существ. Жизнь всех растущих созданий находилась под их неусыпным надзором, и если глупый мужик станет попусту махать в лесу топором, то не пройдет и недели, как у него либо волки корову задерут, либо огород зарастет лебедой, либо хорек найдет лазейку в курятник. Не упадет ни одна шишка, не засохнет ни одна былинка так, чтобы это осталось им неведомо.При помощи заклятия повеления обычный смертный маг мог заставить духа отвечать на его вопросы, однако при этом следовало соблюдать осторожность. Лесные обитатели, были, мстительны, им не следовало сообщать своего имени, поскольку они могли навести на след мага кого-нибудь более могущественного или навредить сотней иных известных им способов.Духи леса любят поговорить, повелевающее заклинание их не столько сдерживает, сколько дает возможность слушающему понять их и направить разговор в нужное русло. Духи ворчливы, могут наговорить магу дерзостей, но заклинание обязывает их отвечать на вопросы и говорить правду. Истинный Маг может повелевать большим количеством духов, например, разогнать всю мелкую нечисть с какой-нибудь территории, скажем для скрытного перемещения войска по этой местности. Бран Сухая рука враждовал с Лесными Духами, уничтожая их посредством своей магии.
encyclopedia.perumov.club
Лесные духи славян - Бастилия
В сонме мифических существ, которые, согласно верованиям наших далеких предков, населяют лес, наряду с семейством Лешего и командой Деда Лесовика есть несколько проказников. Вот о них и пойдет сегодня речь.
Аука.Этот персонаж имеет очень выразительную внешность: этакий пузатенький малыш с надутыми щечками. Он обладает удивительной способностью не нуждаться во сне – то есть абсолютно. Бодрствует круглосуточно и круглогодично. Живет он в самой глухомани леса, в избушке, проконопаченной золотым мхом.
Может быть, именно это обстоятельство обеспечивает постоянно тепло в домике даже в самую сильную стужу. Хотя, как пишет А. Ремизов, «бойко выходит дым из трубы», стало быть, помещение хорошо протапливается. Для поддержания чистоты Аука держит в качестве метлы медвежью лапу. И еще одно чудесное свойство имеет его жилище: в нем всегда есть запас талой воды.
Кстати, зима для Ауки – любимое время года, поскольку он может резвиться, обходясь без конкуренции других лесных духов, почивающих до весны. У него два любимых занятия – шутить – балагурить и сбивать путников с дороги. Уже само имя выдает способ проказ этого невидимки: он отзывается на голос человека со всех сторон и таким образом путает следы. И делает это не от злости, а для собственного развлечения.
Боли-бошка.Дух с чудным именем предпочитает обретаться в ягодных местах. В качестве обличья при встрече с людьми выбирает вид бедно-пребедного и очень грустного востроносенького старичка небольшого росточка: одежда вся в лохмотьях, взгляд печальный, выражение лица – скорбное.
Впрочем, если присмотреться, можно заметить хитринку в глазах. Лукавец с глубоким вздохом сообщает встречному, что потерял свою суму и просит-умоляет помочь в ее отыскании. У того, кто посочувствует жалостному виду Боли-Бошки и примет его горестное заявление за чистую монету, тотчас разболится голова (вот что означает имечко-то!).
Кроме того, человек теряет способность ориентироваться на местности. А все оттого, что как только сердобольный посетитель леса откликнется на мольбу и начнет искать пропажу, Боли-бошка вскакивает ему на шею, стягивает голову петлей и катается верхом в свое удовольствие.
Моховой и Лазавик.Эти лесные духи обитают в болотистой местности. Кроха Моховой маскируется с помощью зеленого или бурого цвета – под стать мху, в котором живет. Он считается самым низкорослым представителем в популяции лесных духов. Может являться людям в образе свиньи или барана, а захочет спрятаться – превращается в маленькую кочку. И хотя обычно является сторонником вегетарианской пищи, но, по слухам, как вы понимаете, непроверенным, способен заесть ребенка. А может, этим просто стращали детишек-непосед.
По роду занятий Мохового можно отнести к постовым или контролерам: он не позволяет собирать ягоды в неположенное время. Тех, кто попадется на этом, Моховой начинает водить кругами до тех пор, пока вконец не измотает. Но для справедливости надо отметить, что помучив изрядно, как правило, отпускает ослушников подобру-поздорову.
О лазавиках известно, что это карлики ростом с ноготок, самая яркая характеристика их внешности – длиннющая борода. Другая особая примета – семисаженный кнут в руках. Они могут напугать человека сверканием глаз, которые горят, как огоньки.
Пущевик.Прозванье его указывает на место обитания – в пуще, то есть в густом непроходимом лесу. Внешность его смахивает на корягу, руки подобны сучьям, глаза сверкают. Нрав у жителя лесной глуши тяжелый. Не любит, когда люди проникают в его владения: начинает цепляться за одежду, рвать и срывать ее, а то и глаз норовит выколоть. Но и польза от Пущевика есть, притом немалая: он способен останавливать лесные пожары.
Вот сколько разнообразных верований было о проказливых духах лесов. И заметьте, на них сваливали ответственность за то, что кто-то заблудился. Будто бы этот кто-то не сам заплутал, а попался на удочку хитрецов, обитающих в лесу...
bastiliya.com
Лесные духи | The Heavenly Yard вики
Ранняя ИсторияПравить
После того, как в середине Третьего периода Эвиллиоса бог Элд захоронил души 62 существ, в BT 528 они переродились как духи.[1] Не имея права покидать лес, духи жили в мире, служа Тысячелетнему Древу и часто играя у озера Развлечений.[2]
Служба ЭлдуПравить
В EC 325 Элд приказал духам возвести магический барьер вокруг леса, чтобы не пускать внутрь магов. Духи создали барьер и поддерживали его до тех пор, пока Элд не приказал его снять.[3] В январе EC 500 дух по имени Микаэла сбежал из леса и был атакован ролламской птицей. После того, как человек две недели выхаживал духа в облике птички, тот вернулся в лес. Спустя несколько дней Элд отдал Микаэлу и Гумилию в ученики магу Эллуке Клокворкер , и они перевоплотились в людей.[4]
Биология и Внешний вид Править
Духи не имеют материальных тел или физической оболочки. Их истинные формы бесполы и могут свободно где-нибудь летать или плавать в свободное время. Духи могут общаться друг с другом, но их духовные формы невидимы для человеческого глаза и неслышимы для человеческого уха. Однако они могут быть обнаружены и выглядеть как размытые шары света для людей, обладающих большим магическим талантом и профессиональной подготовкой; кроме того, обученные магии пользователи могут общаться с духами.[5] Подобно людскому, превосходный интеллект духов позволяет им воспринимать инновации и адаптироваться к незнакомой ситуации и обстановке.[6]
Духи обладают огромной магической силой, как правило неподвластной даже мощным магам,[7] но не могут взаимодействовать с материальным миром, находясь в бесплотной форме, хотя, как результат, духи бессмертны. Силой Элда духи способны превращаться в материальных животных в лесу Тысячелетнего древа. В форме животного дух по-прежнему способен общаться с другими духами и непонимаем обычными людьми. Кроме того, духи имеют власть исцелять от любых травм в пределах леса.[8]
Интересные фактыПравить
Концепция и происхождение Править
- Духи - общее название нематериальных существ в религии, мифологии и фантастике.
- Лесные духи, возможно, основаны на феях, метафизических существах, что, как известно, обитают в лесах.
- ↑ Deadly Sins of Evil: Fifth Pierrot - Part 2, Chapter 3
- ↑ The Daughter of Evil: Wiegenlied of Green - Chapter 2, Section 1
- ↑ Gloom of Held
- ↑ The Daughter of Evil: Wiegenlied of Green - Chapter 2, Section 1
- ↑ The Daughter of Evil: Wiegenlied of Green - Chapter 1
- ↑ The Daughter of Evil: Wiegenlied of Green - Chapter 2, Section 1
- ↑ The Daughter of Evil: Wiegenlied of Green - Chapter 1
- ↑ The Daughter of Evil: Wiegenlied of Green - Chapter 2, Section 1
ru.thy.wikia.com