Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Русь скоморошья». Музыка в народном духе 4 класс


Урок музыки "Песня - душа народа" 4 класс

Конспект урока по музыке 4 класс

подготовила учитель музыки: Гераськина Татьяна Николаевна, МАОУ СОШ №43 г. Томска

Тема урока :Песня – душа народа

Цели урока: обобщить и закрепить ранее полученные знания о русских народных жанрах и показать их многообразие: плясовые, хороводные, шуточные солдатские, лирические.

Задачи:

• Научить делать разбор музыкального произведения и определять общий характер.

•Научить находить соответствующий ритмический рисунок к музыкальному жанру.

• Прививать любовь к народной песне. Научить чисто и выразительно интонировать, петь легко и свободно .

Ход урока

Слайд№1

I.Учащиеся входят в класс под звучание песни «Песня о Родине» музыка Виталия Алексеева ,слова Инги Лейме и Виталия Рысай.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте гости»

Когда вы входили в класс, звучала мелодия.

- Знакома она вам она и как называется? («Песня о Родне»)

-Вспомните строки из песни, где дается её описание .( поле широкое, небо без края, травы медовые, росы расветные).

-Какие чувства переданы в песне? (любви, нежности)

-Найдите подтверждения этим слова. (Не надышаться тобой, не напиться, Родина милая).

-Мне бы хотелось , чтобы вы исполнили песню так, как вы сами чувствуете любовь к родной земле и передали в исполнении.

Слайд№2

Исполнение песни « Песня о Родине».

-Молодцы, но мы забыли самое главное. Кто автор песни?( уч-ся могут сказать народная). Я согласилась бы с вами, но к сожалению эта песня композиторская муз. Виталия Алексеев,слова Инги Лейме и Виталия Рысай. Многие композиторы стараются написать песню в народном стиле и главное здесь, как можно точнее передать характерные черты народной песни. И когда это достигается, то о такой песне говорят –песня в народном стиле.

Сегодня на уроке мы будем и строителями и исполнителями .На доске справа находится строитель-музыкальный материал и необходимо выбрать первое брёвнышко . И так, как называются песни в которой переданы характерные черты народной песни.

( учащиеся выбирают «бревно- песня в народном стиле»)

II.Тема нашего урока : Песня –душа народа. Слайд№3

 Русские народные песни поются душою. Именно поэтому они пелись и сохранялись веками. Душою спеть можно, если душа поет и тогда песня просто льется , рассказывая о целом мире, затрагивая все стороны жизни человека, сопровождая его и в радости, и в горе.

- О чём пели и слагали песни в народе?( о работе, о любви, о земле, о природе, о солнце, о мечтах .) Люди сочиняли и пели песни о том , что их окружало. Из всего перечисленного мы можем народные песни разделить на жанры:

- Назовите их.( лирические, солдатские, хороводно - игровые, свадебные, трудовые).Молодцы!

- О какой песне пойдет речь? Наигрываю «Вниз по матушке, по Волге»

Слайд№4

Исполнение песни «Вниз по матушке, по Волге»

-Какой показана река-Волга? (широкая, большая)

-Какое течение у реки?( медленное)

-Какой характер? ( спокойный)

-Как вы у знали об этом? ( из музыки. Песня передаёт характер и течение реки).

Эту песню часто исполняли на посиделках.

-Кто объяснит, что такое посиделки?

Слайд№5

Рассказ.

Исполнение 1 куплета.

К какому жанру мы можем отнести эту песню?(Лирический)

(учащиеся выбирают «бревно- лирическая песня»)

На посиделках рассказывали былины, сказани и пели……

Звучит мелодия частушки.

Слайд№6

-Что такое частушка?

Когда – то частушка была неотъемлемой частью русских праздников, почитаемых на Руси: рождественского и масленичного гулянья, посиделок, свадеб и других семейных торжеств. Сколько в них эмоционального подъёма, народного юмора и задора, присущих только русской частушки! Не одну сотню лет она веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: войну и разруху, голод и нищету, беды и ненастья.

Но частушка и сейчас пользуется большой популярностью. Так давайте же исполним частушки.

Исполнение частушек

К какому жанру мы можем отнести эту песню?(Частушки)

(учащиеся выбирают «бревно- частушки»)

Сегодня мы познакомимся еще с одной песней, а к какому жанру относится эта песня, я думаю, вы мне скажете сами. Слайд№7

Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении Ф. И. Шаляпина.

– О чем рассказала эта русская народная песня?

– Когда исполняли такие песни?

– К какому жанру относится эта песня? (Трудовая песня).

Тема труда нашла широкое отражение во многих русских народных песнях.

– Как вы думаете, зачем русский народ слагал трудовые песни? (Чтобы облегчить свою тяжелую работу).

Трудовые песни слагали лесорубы, грузчики, бурлаки. При подъеме грузов, бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной и дружной.

– Посмотрите на картину замечательного русского художника Ильи Ефимовича Репина. Слайд№8

– Как называется эта картина? (“Бурлаки на Волге”).

– Чем занимались бурлаки?

– Могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде?

Анализ картины. (На картине И. Репина показано, с каким огромным физическим напряжением тянут бурлаки тяжелую баржу).

Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” (фрагмент).

– Какие слова часто повторяются в ней? (Часто встречаются такие восклицания и слова как “Ой, раз, еще раз”, “Эй, ухнем”).

– Как вы думаете, почему? (В песне подчеркивалось то место, которое служило сигналом для одновременного рывка или движения).

– Что музыка изображает? (Изображает тяжелый, изнуряющий шаг бурлаков).

(учащиеся выбирают «бревно- трудовые песни»)

Слайд№9

Посмотрите на картину , что за сцена изображена на ней?

-Какие чувства переданы ? Отчего так горько и тяжело матери?

Рассказ.

Но, вот что интересно в песнях образ солдат передан иным, каким же?( бодрым, неунывающим, храбрым)

Слайд№ 10

Исполнение песни  «Солдату́шки, бра́вы ребяту́шки»

К какому жанру мы отнесём эту песню?(Солдатские)

(учащиеся выбирают «бревно- солдатские песни»)

Слайд№11

Хоровод -один из наиболее своеобразных жанров русского народного песенного творчества, сочетающий в себе поэзию и музыку с театральными элементами и хореографией. Хороводы начинались весной и исполнялись в течение всего лета. Этот жанр был очень любим молодежью. Отсюда - ярко выраженный оптимистический характер хороводных песен.

Исполнение песни « В сыром бору тропина».

(учащиеся выбирают «бревно- хороводно- игровые песни»)

Слайд№12

Вот мы и построили избу, не простую музыкальную.

Исполнение песни «Русская изба»

V. Итог урока

Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча,

Широка и глубока,

И свободна, и гремуча,

И привольна, и звонка!

Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о себе, своих друзьях, своем классе.

infourok.ru

Урок музыки в 4 классе на тему: «Музыка моего народа»

Музыка моего народа.

Тема урока: Разнообразный мир башкирской народной песни

Цели:

1)Знакомство с жанром башкирской народной музыки: кыска-кюй, с вариационной формой музыкального произведения; с творчеством композитора Сальманова Р.В;

2)Развивать и совершенствовать слушательские, вокально-хоровые навыки, навыки игры на музыкальных инструментах;

3)Воспитать любовь к башкирской народной музыке, к традициям и обычаям народа

Оснащение урока: диапроектор или мультимедиа, настенный экран, магнитофон.

Музыкальные инструменты: баян, курай, ложки, треугольник, бубенцы, кубыз;

Зрительный ряд: портрет башкирского композитора Рафика Сальманова.

Музыкальный ряд: Башкирская народная песня «Урал», Башкирская народная песня «Карабай» в исполнении женского хора, Башкирская народная песня «Карабай », Р.Сальманов «вариации на тему «Карабай»

Ход урока.

Эпиграф к уроку: «Народная песня – зеркало жизни народа».

  1. Организационный момент.

Построение. Вход под музыку «Косилка - молотилка»

-Здравствуйте, ребята!

+Здравствуйте.

-Как приятно видеть вас нарядными , улыбнитесь друг другу, пожелаем хорошего настроения и начнем урок.

-Ребята, послушайте ,пожалуйста, мелодию. Вспомните название произведения. Определите характер музыки. И внимательно послушайте, на каком музыкальном инструменте она исполнена.

Звучит башкирская народная песня: «Урал».

(Слайд 2. Природа Башкортостана).

Учитель читает стихотворение об Урале. (40 сек)

Ай , Урал, ты, мой Урал,

Великан седой Урал!

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

Заиграй же, мой курай,

Песню чтоб вошла в сердца,

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!..

- Это башкирская народная песня «Урал»

III. Повторение пройденного материала.

-Какой характер?

+ Спокойная, широкая, свободная, просторная, протяжная, задумчивая….

К какому же жанру башкирской народной песни относится услышанное нами произведение?

+ Узун кой.

- Какие протяжные песни ещё знаете?

+ «Буранбай», « Салават», « Азамат» , «Соловей»…

IV.Проверка домашнего задания.

- Вспомните домашнее задание.

+Принести стихе об Урале.

V.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня наш урок посвящен башкирской народной песне. Мы с вами вспомнили один из жанров башкирской народной музыки – узун-кюй, А подробно остановимся еще на одном из них, разучим новую песню, познакомимся с формой музыкального произведения.

Вспомните, под какую музыку (песню) мы вошли в класс?

+ «Косилка-молотилка».

- Кто автор этой песни?

+ Это народная?

- Какой характер?

+ Быстрая, задорная, веселая, танцевальная, энергичная.

- А мы можем отнести эту песню к узун-кюй?

+ Нет.

+ Эта песня относится к другому жанру башкирской народной песни - кыска-кюй.

  1. Знакомство с новой темой.

-Теперь послушаем еще одно произведение. В исполнении женского хора прозвучит башкирская народная песня «Карабай».

- Определите характер и подумайте к какому жанру отнесем?

Слушание.

+ Веселая, быстрая, танцевальная.

Значит к какому жанру относится?

+ Кыска –кюй.

- Сейчас послушайте эту песню в моем исполнении и потом вы расскажете о чем и о ком эта песня?

Исполнение учителем.

+ О ком это песня?

- О девушке.

- Как зовут девушку?

+Асмабика.

+ Существует несколько легенд об истории возникновении этой песни. Одна из них - юноша Карабай восхищаясь танцем Асмабики посвятил ей эту песню.

- Понравилась вам эта песня?

Давайте ее разучим.

Ребята, все приняли позу исполнителя. ( осанка прямая, голову держим правильно).

Вспомним распевочку.

Әллиләү-генәйем,

Бәлиләү генәйем.

Әсмәбикә тыпыр-тыпыр

Баҫып килә генәйем.

Әллиләү-генәйем,

Бәлиләү генәйем.

Әсмәбикә һыуҙар алып

Ҡайтып килә генәйем

Разучим 1 куплет

Разучивание песни по фразам.

Слайд.№ 5

Многие известные композиторы обращались к народной музыке.

И вот один из башкирских композиторов Рафик Вафич Сальманов написал вариации на тему башкирской народной песни «Карабай».

Давайте ее прослушаем, приняли позу слушателя

- Ваша задача определить, изменится ли тема, мелодия музыки? Если вы почувствуете изменение, то поднимите руку

Слушание «Вариации на тему Карабай».

А какие изменения вы услышали в музыке?

-Одна и та же мелодия звучит в разном характере, меняется настроение.

Учитель:- Мы с вами послушали произведение. Оно написано в форме вариаций.

Слайд

Вариации - это постепенное изменение одной основной темы, то есть мелодии. Главная мелодия всё время остаётся неизменной, а изменения вносятся только в сопровождение.

- Это вариационная форма.

Тема урока: Музыка моего народа.

Разнообразный мир башкирской народной песни.

Слушали: Башкирскую народную песню «Карабай».

«Вариации на тему Карабай» Р.Сальманова

Вариации - это постепенное изменение одной основной темы, то есть мелодии. Главная мелодия всё время остаётся неизменной, а изменения вносятся только в сопровождение.

- Ребята, сегодня мы прослушали несколько произведений. Звучание каких музыкальных инструментов вы слышали?

- Курай, баян.

- А еще какие башкирские народные инструменты вы знаете?

- Кубыз, домбра, бубны, ложки, треугольник, маракасы, подносы, свистульки.

А давайте попробуем создать свой музыкальный ансамбль.

И исполним разученную с вами песню.

Ансамбль от французского еnsemble (вместе) – означает совместное исполнение.

А ансамбль это исполнение произведения несколькими музыкантами.

На баяне буду играть сама, а искусство игры на кубызе нам покажет музыкальный работник детского сада №3 Ильсияр Рафисовна.

Ложки- народный инструмент, состоит из двух деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук.

Разучим партию ложек.

Разучим партию треугольников

Разучим партию бубнов.

Ритм и по жесту.

А роль Асмабики исполнит ваша одноклассница Шарипова Айгуль.

- Молодцы! Замечательный ансамбль получился у нас. И прекрасное исполнение танца.

- А вы обратили внимание на танцевальные движение, вот она прядет, вот наматывает шерсть, вот вышивает, да она настоящая рукодельница. Вот такие рукодельницы шили, украшали орнаментами национальные костюмы.

А когда мы видим наш народ в этих костюмах. Ведь в обыденные дни мы их не носим.

-На праздниках, на народных гуляниях, на сабантуе.

- А этот год богат на праздники. Какие же праздники?

+65 лет Великой победе.

+ 75 лет Илишевскому району.

+20 лет принятию декларации о суверенитете Республики Бащкортостан.

Наш народ умеет работать, так отдыхать ++++++++++++++

О дост.

Подведение итогов урока.

-Итак, в башкирских народных песнях и танцах отражается не только те или иные события в жизни народа, но и дух, атмосфера всей ее жизни. Особо ярко это выражается в жанре кыска-кюй

Слайд № Эпиграф.

«Народная песня – зеркало жизни народа».

Тест.

  1. К какому жанру относится башкирская народная песня «Карабай».

а) кыска-кюй,

б) узун-кюй

2. Кто написал «Вариации на тему «Карабай»

а) Р.Муртазин

б) Р. Сальманов

3. Какое из определений верно? Вариация – это

а) музыкальная форма, в которых тема подвергается различного рода изменениям;

б) Музыкальное произведение из двух частей.

Итог урока.

Выход под б.н.п. песню «Карабай»

infourok.ru

Музыка моего народа. Русские народные инструменты. 4-й класс

Разделы: Музыка

Ход урока

Дети заходят в класс. Звучит русская народная песня “Светит месяц”. Детям раздаются свернутые бумажки трех цветов, на которых написано название инструмента. Учитель встречает учеников в русском платке на плечах, отстукивая ритм на ложках или трещотке, кланяется в пол.

Презентация. Слайд №1 “Музыка моего народа”

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Зовут меня Екатерина Павловна, и хочу пригласить я вас в удивительный и таинственный мир – мир русской народной песни.

А какие песни называют русскими народными? (Те, которые сочинялись и исполнялись людьми, старые песни)

Ребята, о чем пели люди в народных песнях? Какую роль песня играла в их жизни? (Дети отвечают)

А благодаря чему, мы, слушатели, можем отличить русскую народную песню от обычной? (Дети отвечают)

А вот эту песню можно назвать русской народной? (исполняю 2 куплета “Во кузнице”). Дети отвечают “Да”. А как вы догадались?

Исполняем вместе песню “Во кузнице”.

Слайд №2 “Текст песни”

А что бы вы еще добавили к голосу? Что еще использовали люди, исполняя песни? (Музыкальные инструменты) Как их называют? (Народные) Какие народные инструменты вы знаете? (Балалайка, гусли, ложки и т.д.)

Сегодня на уроке я хочу вас познакомить с некоторыми народными инструментами.

Слайд №3 “Народные инструменты”

Именно поэтому я пришла к вам не с пустыми руками.

Учитель открывает плетеный короб, а там лежит три инструмента.

(Не доставая из короба позвенеть бубном). Догадались что это за инструмент? (Это бубен) Правильно.

Слайд №4 “Бубен”

Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись у скоморохов. А кто такие скоморохи, вы знаете? А еще бубны использовались в ратном деле и известны исторические факты, которые подтверждают использование бубна в первых крестовых походах. А как вы думаете, для чего военным бубен? Бубен звучит, как несколько колокольчиков, то есть это придавало противнику ощущение того, что на него надвигается многочисленное войско, хотя бубнов было всего несколько. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов. Также, по сей день бубны используют шаманы.

А скажите, как можно играть в бубен? (Ударяя по нему рукой или потряхивая, звеня бубенцами) Настоящие виртуозы игры на бубне ударяют им по коленам, локтям, лбу и даже носу, подбрасывают их и ловят в воздухе.

Учащимся с желтыми бумажками раздаются бубны, исполняют ритмический рисунок.

А это что за инструмент? (Не доставая из короба погреметь трещоткой) Это трещотка. Молодцы.

Слайд №5 “Трещетка”

На что похож звук трещетки? Трещотки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Использование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент, кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов.

Как же играют на трещотках? (Ударяя дощечки друг о друга или веером)

Учащимся с зелеными бумажками раздаются трещотки, исполняют ритмический рисунок.

Ну а это самый простой народный инструмент, который мы осваиваем с самого детства, особенно когда хотим кушать? (Постучать ложками) Это ложки. Правильно.

Слайд №6 “Ложки”

Ребята, а попробуйте сами придумать историю появления этого инструмента. Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук.

А кто может показать, как правильно нужно играть на ложках? (Дети показывают).

Учащимся с красными бумажками раздаются ложки, исполняют свой ритмический рисунок.

Скажите, пожалуйста, ребята, к какой группе инструментов народного оркестра относятся эти три инструмента? Имеют ли они определенную звуковысотность? (Ударные инструменты). Посмотрите, ребята, насколько просты эти инструменты. Все они родом из самых подручных материалов. То, что окружало людей в жизни, сразу становилось музыкой. В этом и заключается особенность нашей народной музыки – в ее простоте, доступности и душевности.

Вдруг у учителя звонит телефон (подговорить сопровождающего). Ему якобы сообщают о фестивале.

Ребята, мне только что сообщили, что на мою электронную почту пришло приглашение на какой-то фестиваль. Давайте посмотрим.

Слайд №7 “ афиша”

“Внимание! Внимание! Сегодня состоится музыкальный фестиваль народного творчества “Играй, гармонь!”. Всех талантливых ребят приглашаем принять участие в фестивале. Гость праздника - ансамбль музыкантов, играющих на русских народных инструментах, завоевавший славу во всем мире – ТЕРЕМ-КВАРТЕТ! Приходите, будет интересно!”.

Ребята, я считаю, что нам стоит попробовать подготовиться к этому фестивалю. Тем более, что теперь в нашем распоряжении есть не только знания о народной песне, но и народных инструментах. Давайте сейчас попробуем их соединить.

Играем в игру “Ритмический рисунок”. Каждая группа инструментов по очереди отстукивает свой ритм по команде учителя. А учитель, в свою очередь, в разном порядке указывает на инструменты.

Разучиваем без музыкального сопровождения с инструментами “Во кузнице”.

Текст песни на экране. Слайд №8

Итак, фестиваль народного творчества “Играй, гармонь” считается открытым. И первым номером выступает всемирно известный ансамбль народных инструментов “Терем-квартет”.

Видео-сюжет

А почему квартет? На каких инструментах играли артисты? Я знаю, что вы уже знаете все о происхождении балалайки. А помните ли вы имя музыканта, который усовершенствовал деревенскую балалайку и создал целый оркестр народных инструментов? (Василий Андреев)

Слайд №9 “Андреев с оркестром”

Уважаемые гости нашего фестиваля. Сейчас для вас выступит молодой, но весьма талантливый оркестр народных ударных инструментов “4 народный”.

Выступление учащихся “Во кузнице” с сопровождением.

Текст песни. Слайд №10

Вот и подошла наша встреча к концу. Скажите, пожалуйста, вам понравилось играть на народных инструментах? А с какими инструментами мы сегодня познакомились? Я благодарю вас за отличную работу на уроке и желаю вам и вашей учительнице творческих успехов и помните, как сказал Сервантес “Где живет музыка – плохого быть не может”. До встречи на следующем фестивале.

Выход учащихся под песню “Валенки”.

Слайд №11 “Благодарю за отличную работу”

Приложение 1

Приложение 2

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок музыки в 4 классе. «Музыка без границ»

Урок музыки в 4 классе

 Тема: «Музыка без границ»

data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"data-ad-slot="9721443996"data-ad-format="auto">

Цели:

  • обобщить знания учащихся о творчестве народов разных стран, углубить и расширить представления об особенностях музыки разных народов, накапливать музыкальные знания об инструментах и разнохарактерных произведениях;
  • определить уровень музыкальных знаний;
  • развивать музыкальный и ритмический слух, интеллект, музыкальный вкус;
  • воспитывать патриотизм, интерес и уважение к музыке своей страны и других народов.

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: музыкальная гостиная

Технология: игровая

Методы и приемы: монологической,

диалогический, практический, стимулирующий метод.

Методическое обеспечение урока: государственная программа по музыке, календарный план учителя, ноутбук или музыкальный центр, баян или фортепиано, ноты, творческие тетради учеников, карточки с изображениями инструментов, плакат с ребусы, плакат с опорными схемами (характер музыки).Урок музыки в 4 классе. «Музыка без границ»Сценарий урока

1. Организационный момент: вход в класс под музыку, музыкальное приветствие.

2. Разминка. Оглашение темы урока.

Беседа: Наш урок сегодня будет необычный. Мы отправимся в музыкальное путешествие. Разные народы живут на нашей земле и у каждого своя, особая музыка. Это зависит от окружающей природы, климата, различных ремесел — словом, от всех условий жизни. Очень легко отличить музыку славянских народов от музыки народов Закавказья или Средней Азии, Прибалтики или Молдовы.

3.Актуализация предварительных знаний.

А есть ли у музыки национальность? (Да. Музыка разных народов имеет свои характерные черты)

А нужен ли нам переводчик, когда мы слушаем музыкальное произведение, например, без слов (Нет.)

В какой стране не была бы написана музыка, она нам понятна потому, что ...

Музыка передает что?(Чувства и настроение)

Грустная,веселая,радостная,торжественная,взволнованная, траурная, нежная, величественная,

энергичная.

Всем людям нашей планеты Земля присущи одинаковые чувства. Именно поэтому музыку называют «языком души». Можете ли вы представить свою жизнь без музыки? (Нет). Музыка звучит вокруг нас всегда. Веселая, бодрая — она создает всем хорошее настроение, приносит радость, отвлекает от неприятных мыслей. Неторопливая, мягкая, задумчивая мелодия настраивает нас на мечтательный лад. А в часы печали или беды нам хочется послушать медленную, грустную песню, потому, что она соответствует нашему настроению.

Ваши родители, бабушки, дедушки любят напевать песни своей молодости, которые напоминают им о тех или иных событиях их жизни. В музыке, песнях, танцах особенно четко выражаются черты каждого народа. По народным песням можно изучать не только обычаи, традиции людей, но и историю каждой страны, потому что именно в песнях отражались все исторические события, войны, победы и поражения.

6) А музыкальные инструменты у разных народов одинаковы?  (Нет, но могут быть похожими).                                                                       Контроль.

Давайте назовем инструменты, которые мы уже знаем: Баян,бандура, балалайка, цимбалы, волынка, домра, свирель, дудка, бубен, гармонь)

Слушание. Музыкальная викторина: узнать название произведения, звучащие  инструменты, страну.

   "Лявониха", «Светит месяц»,«Юрочка», «Лезгинка», "Перепёлочка", «Гопак», «Картофель», «Барыня».

5.Ритмическая пауза. Русский народный танец «Кадриль». Учащиеся выполняют базовые движения кадрили под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Занимательная минутка «Загадка о нотах».

Урок музыки в 4 классе. «Музыка без границ»   За обедом и за ужином

      С этой Нотой дружим мы.

            Что мы сыплет в борщ и щи?

Ну-ка в нотах поищи.

(Соль.)

        Всего две ноты нам нужны

   Мы их поставим рядом.

   И что же? Меро длины,

    Теперь назвать их надо.

(Ми-ля.)

          Две ноты слово составляют.

       Пусть никого НЕ удивляет,

       Что с этим сочетаньем нот

     Нас познакомить огород.

(Фа-соль.)

              Предлог, две ноты и согласный

                 Составят вкусный овощ красный.

(По-ми-до-р.)

Распевание.

Звукоряд  до-мажор, пение в терцию, распевание по фрагментам песни «Утушка луговая» (до-ре-ми-фа-соль-до).

Хоровое пение. «Цыплята» азербайджанского композитора Гусейнли. Сначала дети узнают песню в записи на азербайджанском языке.

             А) Кто написал песню?                              Б) В каком характере будем ее исполнять?

Нужно выбрать слова: мужественно, радостно, ласково, торжественно, бодро, печально, шаловливо, взволнованно, энергично, нежно, шуточно.

В) Работа над исполнением. Пение с солистами и по группам.

Пение. Русская народная песня «Я на горку шла»

             А) О чем поется в песне?                            Б) Как надо ее петь?

В песне есть довольно сложные мелодичные ходы. Поработаем над их исполнением. (Работа нам интонированием мелодии и ритмическим рисунком).

  1. Репризы. Обобщение.

Учитель: Сегодня мы с вами слушали и пели музыку разных народов. Давайте вспомним каких. (Славянского, Закавказского, Средней Азии и Прибалтики) Нам вся эта музыка была понятна? Значит, музыкальное искусство сближает народы? Да! Какие взаимоотношения помогают людям объединяться? Дружба, мир, уважение, дружба. Значит, мы можем  подвести итог: музыкальный язык — это такая универсальная речь, которая не требует перевода и не имеет границ. И мы должны учиться понимать музыку других народов уважать их культуру.

Комментирую выставленные оценки за урок.

Ещё по теме

shkolamuzikant.ru

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Русь скоморошья».

Цель урока:

углубить и расширить знания детей о русской народной культуре.

Задачи:

Воспитательные:

воспитывать любовь к Родине средствами народной музыки.

Образовательные:

определить роль скоморохов в народном фольклоре;

познакомить с образами скоморохов в художественных фильмах и изобразительном искусстве;

познакомить с музыкальными портретами скоморохов в классической музыке.

Развивающие:

формировать навыки ритмической работы с помощью пластических движений под музыку;

формировать эмоциональную отзывчивость через инсценирование песни и игру на простейших музыкальных инструментах.

Тип урока:

изучение нового материала.

Вид урока:

комбинированный.

Оборудование и дидактические материалы:

Презентация «Русь скоморошья»;

Компьютер с мультимедийными возможностями;

Фрагменты видеофильма;

Музыкальный материал:

Фрагменты из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина;

Фрагменты из оперы «Садко» Н.А. Римского- Корсаково;

Фрагмент из балета «Петрушка» И. Стравинский;

Фрагмент песни «Скоморошья – плясовая»;

Ход урока

Организационный момент

I Исполняется попевка – приветствие.

II Актуализация знаний

Учитель:

- Садитесь ребята (звучит музыка из балета И.Стравинского «Петрушка»).

hello_html_38045cb8.png

Стук в дверь.

- Кто-то еще пришел к нам на урок.

Заходит скоморох.

hello_html_29a49d29.png

Скоморох:

- Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

Я пришел Вам сказать:

Пора урок про Русь скоморошью начинать,

Будем в игры играть, будем петь и плясать.

Учитель:

-А как тебя зовут?

Скоморох:

-А зовут меня Тишкой, на радость девчонкам и мальчишкам!

Учитель:

- А кто из Вас знает, из каких времен к нам явился скоморох?

Дети:

- из Древних времен.

Учитель:

- верно. Расскажи нам скоморох, чем ты занимался? Что ты видел, чем ты жил, как для людей старался?

Скоморох:

На базарах, на княжих пирах,

На игрищах тон задавали,

Играли на гуслях, валынках, гудках

На ярмарках люд потешали.

Хоть бубен - не меч, а струна - не копье,

Но кто, же из смертных не знает

Как песня уставшему силы дает,

Как музыка дух поднимает?

Беспечное племя веселых бродяг,

Рожденное духом свободы,

Не нужно было ни славы, ни благ

Довольно любви всенародной.

Учитель:

- Как вы думаете, ребята, легкое дело было у скоморохов?

Дети:

-Нет

III Изучение нового:

Учитель:

- Наверное, за их не легкий труд, они увековечены на фресках одного из первого христянского храмах Древней Руси 11 века – Киевского Софийского собора (слайд №1).

hello_html_m1ae7334e.jpg

hello_html_670e4b0a.jpg

В то время скоморохи были желанными гостями на княжеских пирах. Именно скоморохи были первыми музыкантами Древней Руси. В их среде создавались и совершенствовались музыкальные инструменты.

- Какой струнный музыкальный инструмент был одним из самых древних?

Дети:

-Гусли.

Учитель:

- Большое количество пословиц было создано народом.

Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.

Ладно слушать скомороха на гусельках, а сам играть станешь – ан не по нас.

На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке. (Слайд №2- изображение гуслей).

hello_html_m3b0965b0.jpg

Звучит музыкальный фрагмент на гуслях.

hello_html_m75a0078b.jpg

Учитель:

-Вот еще несколько пословиц:

Скоморох голос на гудке настроит, а житья своего не устроит.

У всякого скомороха свои погудки.

- А что за Инструмент гудок? Струнный или духовой?

Дети:

Ответы детей.

Учитель:

- Это струнный инструмент. (Слайд №3)

hello_html_m7dea18bb.jpg

У скоморохов были и ударные, и духовые инструменты. И про них народ сложил свои пословицы.

Ни в дудочку, ни в сопелочку.

Ваня за дудку, Спиря за гудок.

Скоморох:

- А я пришел к Вам не с пустыми руками, а с подарками. А если отгадаете мои загадки, получите в подарок музыкальные инструменты.

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она - любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет "трень" да "брень".

(Балалайка)

hello_html_2073ff64.jpg

Заливается трехрядка,

И народ идет вприсядку!

А трехрядка неплоха –

Есть и кнопки, и меха.

И все тульские старушки

Под нее поют частушки!

(Гармонь, гармошка)

hello_html_13fc1cc3.png

Расскажу тебе, дружок, -

В древние века

Дунул тихий ветерок

В трубку тростника.

Человек услышал вдруг

Нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный инструмент.

(Дудочка, флейта, свирель, духовой инструмент).

hello_html_mc6b0e42.jpg

За обедом суп едят,К вечеру «заговорят»Деревянные девчонки,Музыкальные сестренки.Поиграй и ты немножкоНа красивых ярких... (Ложках)

hello_html_m446b4dce.jpg

Он похож на погремушку,Только это не игрушка! (Маракас)

hello_html_m6e96880f.jpg

Раздаются музыкальные инструменты детям. Скоморох прощается с ребятами.

Учитель. На ярмарках на праздниках скоморохи развлекали народ исполнением шуточных песен-скоморошин. Разучим с Вами одну из этих песен.

Идет разучивание песни «Скоморошья плясовая».

hello_html_29a4390d.jpg

Динамическая пауза.

Учитель: «Представьте себя скоморохами. Попляшем и подыграем себе на музыкальных инструментах». ( Звучит музыка из балета И.Стравинского «Петрушка»).

hello_html_m4412cff3.jpg

Учитель.

Скоморохи-актеры выступали в масках и скоморошьем платье. За каждым персонажем их шуточных пьесок или сатирических сценок («глум») был закреплён определённый характер. (Слайд №4).

hello_html_7a354a5e.jpg

В сценках скоморохи выступали защитниками простого народа. Такие представления заканчивались непременной победой добра над злом торжеством справедливости..

Расцвет скоморошества пришелся на 15-17 века. Тогда многочисленные группы скоморохов бродили по всей Руси.

Образы скоморохов до сих пор встречаются в музыке, театре, кинофильмах и других видах искусства.

Познакомимся с портретами скоморохов в операх А.П.Бородина «Князь Игорь», Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка» и «Садко». (Видеофрагменты).

hello_html_4d3a726b.png

Закрепление пройденного материала.

Учитель.

Какую роль играло искусство скоморохов на Руси?

Какие музыкальные инструменты использовали скоморохи ?

В каких произведениях и каких композиторов встречаются образы скоморохов?

Где встречаются скоморохи в нашей современной жизни?

Рефлексия учебной деятельности.

У Вас остался на парте смайлик. Я еще раз включаю Фрагмент из балета «Петрушка», а вы под звуки музыки изобразите условно ваше настроение.

hello_html_32816d2c.jpg

hello_html_16b910ed.jpghello_html_m452421aa.jpghello_html_44569cab.jpg

Радость Безразличие Грусть

Используемые сайты:

http://flaminguru.ru/- пословицы о музыке

http://vashechudo.ru/ - музыкальные загадки

http://neposed.net/ - загадки про инструментальные иструменты.

infourok.ru

Календарное планирование 4 класс Музыкальное искусство

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

4 класс

33часа (1 ч в неделю)

п/п

Дата

Тема урока

Приме -чания

По

плану

По факту

РАЗДЕЛ I «Музыка родного края»

ТЕМА 1. (8 ч) МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА

1.

06/09

Роль музыки в жизни народа.

Воспр. Народные песни различных жанров: трудовые, бурлацкие, хороводные, частушки, плясовые.

Испол. Народная песня «Ах, вы сени».

2.

13/09

Связь музыки с жизнью и бытом человека.

Воспр. Р. Щедрин. «Озорные частушки».

Испол. Хоровод «Во поле береза стояла».

3.

20/09

Источники и традиции народного музыкального творчества.

Воспр. С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (фрагменты).

Испол. Д. Кабалевский. «Песня про родной край»

4.

27/09

Интонационные особенности, общие и отличительные черты в народном ипрофессиональном творчестве.

Воспр. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» (фрагменты).

Испол. О.Лобова. «Колыбельная для школы».

5.

04/10

Профессиональная музыка в народном духе. Жанры народных песен.

Воспр. «Колокольный звон», «Богородице, дева, радуйся».

Испол. Русская народная песня «Сел комарик на дубочек»,

6.

11/10

Связь народной музыки с творчеством композиторов.

Воспр. Р. Шуман. «Дед Мороз».

Испол. Т.Попатенко. «Тонкая рябина».

7.

18/10

Русская духовная музыка и творчество С.В.Рахманинова.

Воспр. С. Рахманинов. Концерт № 3 (часть 1)

Испол. Т.Попатенко. «Новогодняя полька»,

8.

25/10

Персонажи славянского фольклора. Календарные песни.

Воспр. Музыка зимних праздников.

Испол. Изученные песни

РАЗДЕЛ II « Музыка разных народов мира»

ТЕМА 2. МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ НЕТ НЕПРЕОДОЛИМЫХ ГРАНИЦ (10 ч)

9.

08/11

Родственность музыки славянских народов.

Воспр. К. Мясков «Белорусский народный танец».

Испол. Украинская народная песня «Хороший танець гопачок».

10.

15/11

Родственность музыки славянских народов.

Воспр. Белорусский народный танец «Бульба».

Испол. Масленичные песни, «А мы просо сеяли».

11.

22/11

Общие качества протяжных лирических песен: напевность.

Воспр. Украинская народная песня «Ревет и стонет Днепр широкий».

Испол. Масленичные песни, «Милый мой хоровод».

12.

29/11

Общие качества протяжных лирических песен: широкое разворачивание музыки.

Воспр. Русская народная песня «Вниз по матушке по Волге».

Испол. Л. Книпер «Почему медведь зимой спит».

13.

06/12

Общие качества протяжных лирических песен: многоголосие с подголосками, относительно свободное движение голосов.

Воспр. Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» («Прощание с Масленицей»).

Испол. А. Гусейнли «Цыплята».

14.

13/12

Театрализация народных песен, детских музыкальных развлечений (считалки, дразнилки).

Воспр. Грузинский народный танец «Лезгинка».

Испол. Прибалтийская народная песня «Петушок».

15.

20/12

Мазурка, полька, баркарола.

Воспр. Ф. Шопен «Мазурка», «Краковяк».

Испол. Чешская народная песня «Полька».

16.

27/12

Песни разнообразного содержания и характера.

Воспр. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (фрагменты).

Исполнение изученных песен.

infourok.ru


Смотрите также