Самая красивая и популярная легенда Несвижского замка о призраке Барбары Радзивилл. Легенде о Чёрной Панне Несвижа или Чёрной Даме Несвижского замка уже больше 400 лет. Возникла она на реальных исторических событиях, в центре которых были страстные романтические отношения коронованных особ, которые, как известно, не могут жениться по любви. Во времена Николая Радзивилла по прозвищу Чёрный, род Радзивилов был очень могущественен, но Николаю было мало титула князя и захотел он стать королём ВКЛ. Решив породниться с будущим польским королём Сигизмундом Августом через свою двоюродную сестру Барбару Радзивилл, которая жила по соседству с Сигизмундом в Вильно. Красавица Барбара и Август полюбили друг дружку и стали тайно встречаться.Легенды Мирского замка. Истории про духов на белорусском языке
Легенды Несвижского замка
После смерти старого короля тайна вышла наружу. Через 17 дней после смерти отца, Август уже руководил заседанием литовского Сейма, где и объявил о своей женитьбе и получил согласие на признание Бабрары королевой. Однако Сейм Речи Посполитой прошел менее гладко. Самые влиятельные магнаты категорически отказывались признавать этот брак. Считалось, что он позорит королевский титул. Однако Август, ранее мягкий и уступчивый, твердо стоял на своем: «Что сделано - то сделано, и никто не вправе требовать от меня изменить клятве, данной мною своей супруге, но, наоборот, вы должны были удерживать меня от нарушения клятвы, данной перед Богом. Я дал своё слово чести быть справедливым к жене, и я не могу его нарушить перед лицом Всевышнего, который видит все мои поступки. Слово чести и клятва перед Богом для меня дороже всех царств мира». Мать сделала всё для расторжения брака, плела искусные интриги, настраивала шляхту.
Спор о коронации Барбары шел на протяжении двух лет. Но все же, упорство Авгутса принесло свои плоды, сопротивление шляхты постепенно ослабело, и в декабре 1550 года Барбара одела Польскую корону.
В знак протеста Бона Сфорца вернулась в Италию. Мать короля принадлежала к древнему роду Медичи, которые имели обширные познания в ядах. Она отдала приказ своему аптекарю устранить Барбару. Аптекарь Монти успешно выполнил указание, подсунув яд вместо лекарства. Через шесть месяцев после коронации Барбара умерла от страшной болезни. Умирала она в тяжких муках. вся покрытая язвами, источающими зловонный запах, который сложно было выносить.
Однако, несмотря на все это, король оставался с любимой женой до последнего вздоха, ухаживал и поддерживал в ней жизнь. По традиции, Польских королей хоронили в Кракове. Но Август настоял на том, чтобы перевезти тело Барбары на родину - в Вильно: «Не приняли ее тут при жизни, не оставлю ее здесь и после смерти». Весь путь от Кракова до Вильно он прошел пешком, следуя за черной каретой. Похоронили Барбару в Кафедральном соборе в Вильно, её саркофаг и сейчас находится там.
После смерти любимой король очень сильно тосковал. Он часто наведывался в Несвижский замок к братьям своей возлюбленной. Здесь все напоминало о любимой Басеньке. В один из таких визитов,отчаянно тосковавший король с помощью чёрной магии и алхимиков Твардовского и Мнишека решил вызвать дух Барабары. У ритуала было лишь одно условие - не прикасаться к призраку. Когда появилась видение Барбары, король не смог сдержать своих чувств и бросился к призраку, чтобы обнять, разрушив этим магические чары. Так душа несчастной женщины не смогла вернуться в свой мир, и вынуждена была скитаться по Несвижскому замку.
По одной из версий, она смогла бы приобрести покой, если бы любимый после смерти оказался рядом с ней. Август пообещал любимой, что почувствовав близкую кончину, приедет умирать именно сюда, в Несвижский замок. Однако и на этот раз судьба оказалась слишком жестокой ко влюбленным. Смерть пришла к королю слишком быстро, и он так и не смог выполнить свое обещание. Так и остался призрак на этой земле и вынужден вечно бродить среди живых. Чёрной Панной ее прозвали потому, что ходит призрак в черных траурных одеждах, в знак своей несчастной любви.
Считается, что Чёрная Дама предупреждает жителей Несвижского замка об опасности. Так, видели ее за некоторое время до пожара в замке в 2002 году.
Во времена Великой Отечественной в легенду о призраке Чёрной Дамы верили немцы и побаивались её. Завидев где нибудь неясные тени или очертания они неистово обстреливали это место и быстренько прятались.
posmotrim.by
Увлекательные легенды о Мирском замке
Содержание:
Мирский замок – удивительно интересное место с богатой историей и множеством тайн, которыми здесь дышит буквально каждый камень. Однако он – лишь один из множества мест белорусской земли, загадки которых еще никто не разгадал, а легенды, известные и не слишком, манят не только ученых, но и любителей тайн. Каждый кирпич в их кладке – свидетель нашей истории, свидетель событий, о которых мы можем только догадываться.
Яблоневый сад
Еще в конце XIX века на месте Мирского озера был большой яблоневый сад. Но новый владелец замка Николай Святополк-Мирский затеял грандиозную реставрацию замка и реконструкцию прилегающей территории и решил разбить на месте старинного неухоженного сада парк с озером по европейскому образцу. Он приказал вырубить сад и вырыть на его месте озеро.
Время тогда было весеннее, и яблони стояли в цвету, поэтому работники князя долго отказывались рубить деревья: согласно народному поверью, рубить цветущее дерево – большой грех, и люди, которые так поступают, будут прокляты, а их семьи обречены на несчастья. Но Николай Святополк-Мирский продолжал настаивать на своем и даже собственноручно вырубил несколько яблонь, чтобы показать, что не верит в глупые суеверия. А уж когда он пообещал удвоить работникам плату за вырубку сада, тем ничего не оставалось, кроме как взяться за топоры.
Считается, что этим поступком князь подписал себе и еще многим ни в чем неповинным людям смертный приговор. Работы по обустройству парка и озера шли полным ходом, но едва ли не каждый день здесь случались какие-нибудь беды и несчастные случаи. То запряженная в телегу лошадь понесет и затопчет кого-нибудь, то обвалится на землекопов берег котлована, который рыли под будущее озеро, то строитель или садовник поскользнется или споткнется на ровном месте и упадет с переломом, а то и со свернутой шеей. И все бы еще обошлось, если бы среди погибших на этом строительстве не было единственного сына местной ведьмы. Предание гласит, что, узнав о смерти любимого ребенка, та в гневе прокляла и князя и его озеро, сказав: «Пусть утонет в нем столько людей, сколько было здесь загублено молодых цветущих деревьев».
И действительно, проклятие начало сбываться. С тех пор практически каждый год в этом озере тонул человек, причем чаще всего мужчина. Да и сам князь Николай не избежал проклятия – в 1898 году он был найден мертвым на берегу проклятого озера.
Долгое время никто не знал, почему люди вообще оказывались в озере – ведь все, знающие о проклятии, старались держаться от него подальше. Загадкой было и то, почему тонут обычно мужчины. Пока, наконец, одна из потенциальных жертв проклятия не спаслась из губительных вод.
Дело было поздним летним вечером, когда домой из замка возвращался с работы дневной сторож. Было очень душно – и ему захотелось освежиться. Помня о проклятии, он решил, что купаться в озере не станет, а просто подойдет к воде и как следует умоется. Как только он приблизился к берегу, ему показалось, что он увидел кого-то в воде. Приглядевшись, он понял, что это прекрасная обнаженная девушка с длинными волосами. Мужчина, завороженный зрелищем, быстро сбросил одежду и бросился в озеро, но, как ни старался он доплыть до красавицы, догнать ее не мог. Раздосадованный, он повернул к берегу, но вдруг незнакомка, сделав всего несколько взмахов руками, оказалась рядом с ним. Тут-то сторож и рассмотрел, что волосы ее имеют зеленый оттенок и похожи на водоросли, кожа неестественно белая, а губы синие, как у покойницы, да и пахнет от нее рыбой и речной тиной. Разумеется, мужчина в ужасе поплыл к берегу, но тут же почувствовал, как холодные пальцы с нечеловеческой силой схватили его за ноги и потянули на дно. Он сразу же стал звать на помощь, и, на счастье, его услышали отдыхающие неподалеку люди: двое из них подплыли к нему и вытащили на берег. Поначалу истории сторожа не поверили, решив, что он просто-напросто пьян, но вскоре заметили у него на обеих щиколотках опоясывающие их синяки, оставленные пальцами озерной нечисти.
С тех пор люди говорят, что призраки срубленных яблонь мстят людям, принимая облик прекрасных девушек и заманивая одиноких путников в озеро. Естественно, поймать такую русалку пытались, в основном, мужчины. К счастью, за последнее время никто в Мирском озере не утонул. Похоже, мстительные духи погубленного яблоневого сада уже собрали положенное им число жертв.
Легенда о бараньей голове
На южной стороне Мирского замка в стене отчетливо выделяется небольшой камень, напоминающий по виду голову барана с красиво закрученными рогами. Предание гласит, что если этот камень выпадет из стены или его оттуда достанут, то замок разрушится до основания, и никто никогда не сумеет его восстановить. Правдивость этой легенды пока никто не рискнул проверить, но многие исследователи до сих пор пытаются понять, что означает этот загадочный камень и в чем его символизм. К сожалению, никаких документов на этот счет не сохранилось, и исследователям старины остается только выдвигать версии.
По одной из них, у этого камня христианские корни, и каменная голова барана призвана изображать святого агнца. Среди многочисленных христианских текстов есть история о принятии Богом жертвы сына Адама и Евы Авеля, который отдал на заклание своего любимого ягненка. За это искреннее и бескорыстное подношение на жертву и дарителя снизошел небесный свет и благодать. Возможно, архитектор или сам хозяин замка задумал привлечь удачу и благодать в Мир, разместив в южной стене постройки камень с изображением агнца.
По другой версии, этот знак имеет магическое происхождение и напрямую связан с языческими традициями наших предков. Нередко в старину, прежде чем заложить новый дом или другую постройку, на место будущего строительства приглашали чародея или волхва, который приносил богам жертвы для будущего благополучия дома и его обитателей. В зависимости от достатка семьи жертвой могла стать просто курица или петух, а если хозяин дома был богат – то баран или конь. Череп жертвенного животного потом закапывали под фундаментом дома или вмуровывали в стены, а его душа берегла жильцов от напастей. Считается, что со временем такие традиции отошли в прошлое, но в память об этом ритуале в стену Мирского замка в виде своеобразной «жертвы» могли вмуровать не череп настоящего барана, а камень с его изображением. Но существовал и другой ритуал, к которому могли прибегнуть при строительстве замка. Согласно языческим верованиям, в начале строительства чародей снимал мерку с головы любого живого существа, предназначенного в жертву. В случае с Мирским замком мерка была снята с головы барана. Потом кудесник находил по особым, только ему известным приметам подходящий камень и обтесывал его по снятой мерке. Получившуюся «голову» при строительстве вмуровывали в стену. Считалось, что этот ритуал отбирал у жертвы ее тень, так что в скором времени она умирала и становилась духом-хранителем того здания, в которое поместили магический предмет. Если верить этой легенде, дух барана теперь вечно будет ходить вокруг Мира и охранять его от всевозможных бед и врагов, пока его не освободят, вынув из стены камень.
Подземный ход
Еще одна легенда о Мирском замке гласит, что в эпоху Радзивиллов между Мирским и Несвижским замками был прорыт подземный ход. Причем это был не узкий земляной тоннель, укрепленный лишь деревянными балками, существовавший во многих старинных постройках. Согласно некоторым свидетельствам, в легендарном проходе Мирского и Несвижского замков свободно могла проехать карета, запряженная тройкой лошадей. С тех пор история тоннеля и хранящихся в нем богатств окутана тайной.
Казалось бы, геологические условия в этой местности не самые подходящие для подземного строительства. Да и зачем с огромными трудностями прокладывать подземную дорогу, если можно свободно путешествовать поверху, причем без риска быть заваленным тоннами земли. Но в существование подземелий верят, и знаменитый проход длиной свыше 30 км долгое время не дает исследователям покоя. Считается, что именно там во времена Наполеоновских войн были спрятаны легендарные сокровища Радзивиллов, а входы в тоннель после этого намеренно разрушили. Эти богатства уже два века не дают покроя кладоискателям и даже во времена фашистской оккупации германские подразделения вели раскопки между Миром и Несвижем в поисках золота и драгоценностей. Но пока сокровища так и не найдены.
Тем не менее, совсем недавно был открыт подземный ход, который начинается под северо-западной башней Мирского замка и тянется почти на полтора километра. Дальше раскопки пока не продвинулись, но специалисты считают, что эта система туннелей вполне может оказаться в несколько раз больше наземной площади замка, ведь исследователи и реставраторы периодически находят в ближайших окрестностях Мира фрагменты других подземных сооружений, которые вполне могут оказаться частью единого целого.
Эти находки подстегнули интерес не только ученых и исследователей, но и привлекли повышенное внимание «черных» копателей. Кладоискатели уверены, что именно им повезет отыскать легендарные сокровища Радзивиллов. В последнее время их стало настолько много, что в дело пришлось вмешаться властям и установить строгий контроль над всем раскопками в районе, ведь в результате бурной деятельности старателей страдают не только окрестные пейзажи, но и непосредственно стены замка и его подвалы.
Но что же такого ценного хранят в себе подземелья Мирского замка?
Двенадцать апостолов
Из документальных свидетельств доподлинно известно, что Мирский замок с официальным визитом посещал король польский и курфюрст саксонский Август. В его честь был устроен большой прием с торжественным обедом, а после обильного застолья почетного гостя ждал сюрприз. Хозяин дома пригласил короля и других знатных особ посетить фамильную сокровищницу Радзивиллов, которая располагалась в подземельях Мирского замка.
Процессия спустилась в подвал по каменным лестницам и двинулась сквозь каменные же переходы. Через некоторое время гости остановились перед массивной дверью, окованной железными полосами и украшенной резным фамильным гербом. Хозяин собственноручно отпер ее своим ключом. За дверью оказалась железная решетка, для которой у Радзивилла также был ключ. А за ней гости увидели настоящее чудо – двенадцать апостолов, отлитых из золота и серебра. Каждая статуя была в человеческий рост, украшена драгоценными камнями и одета в золотые и серебряные одежды. Да и кроме чудесных скульптур в сокровищнице было на что посмотреть: в обтянутых шелком и бархатом витринах под стеклом хранились золотые и бриллиантовые колье и диадемы, драгоценная посуда, рыцарские цепи и перстни. Дипломат Николай Васильевич Репнин писал о посещении сокровищница Радзивиллов в письме императрице Екатерине II: «Там были золотые слитки, уложенные до самого потолка. Золота было на сотни пудов, множество золотых украшений да 12 апостолов из этого металла и серебра». Это самое известное документальное подтверждение того, что драгоценные статуи действительно существовали и хранились в подземельях под Мирским замком.
Невероятное богатство Радзивиллов подтверждает и тот факт, что после посещения сокровищницы хозяин замка подарил королю Августу золотой крест, буквально усыпанный крупными бриллиантами с большим изумрудом в верхней части. Этому так же есть документальные свидетельства – хронисты Августа написали, что принимая щедрый подарок, король сказал: «Я принимаю этот дар. Но не из рук подданного, а друга».
Белая Дева
Есть в Мире и легенды о гостях с того света: здесь, как и во многих других старинных замках и поместьях, живут свои духи и привидения.
Самым любимым и почитаемым экскурсоводами, реставраторами и работниками музея привидением Мирского замка можно смело назвать призрак Белой Девы. Хотя «Девой» его называют скорее из вежливости или для красоты, ведь общепризнанно, что это неупокоенный дух первой жертвы проклятого озера – юной княгини Софьи Святополк-Мирской. Она утонула в возрасте 12 лет, и тогда ее куда чаще звали просто Сонечка. Так многие ласково называют привидение и сейчас.
Призрак ведет себя скромно и никому не докучает, движется бесшумно и старается не попадаться людям на глаза. Так что видят ее не очень часто. Очевидцы утверждают, что выглядит она или как небольшое вертикально вытянутое белое облачко, или – если подойти поближе и вглядеться – как молодая полупрозрачная девушка, одетая в длинные белые одежды. Впрочем, рассмотреть ее во всех деталях никогда не удается – это привидение весьма застенчиво и, заметив людей, сразу же исчезает. Появляется Сонечка чаще всего или в надвратной башне, которую, к слову, тоже называют «белой», или рядом с фамильной усыпальницей, где была похоронена Софья Святополк-Мирская. Причем видят Белую Деву чаще всего весной или ранним летом, когда княжеские могилы затапливает талой водой. Может быть, в этом и причина ее беспокойства?
Говорят также, что музейные работники много раз видели Сонечку уходящей по подземному ходу к Несвижскому замку. Считается, что Белая Дева может состоять в приятельских отношениях с другим известным привидением – Черной Панной Несвижской, так что неудивительно, что эти призраки ходят друг к другу в гости, а старинный тоннель используют, чтобы не шокировать людей своим поведением.
Привидение Радзивилла
Есть в Мирском замке и еще одно привидение бывшего хозяина – Доминика Радзивилла. В отличие от мирной и робкой Сонечки, этот призрак не прочь напугать незваных гостей своего дома ни много ни мало до смерти, и истории о нем рассказывают самые жуткие. Считается, что если неосторожно заглянуть этому потустороннему существу в глаза, можно тут же расстаться с жизнью.
Так, рассказывают историю о женщине, которая поздней ночью возвращалась домой мимо стен замка. Было полнолуние и все вокруг было прекрасно освещено холодным лунным светом. Только благодаря этому она и увидела на одной из галерей замка силуэт странно одетого мужчины. На незнакомце был длинный темный плащ и старомодный цилиндр, а в руках он держал трость. Испугавшись, женщина хотела убежать, но не смогла сделать и шагу, замерев от ужаса. А таинственный незнакомец медленно обернулся лицом к ней, и в лунном свете она увидела его глаза.
Говорят, что в ту ночь жуткий, полный отчаяния женский крик разбудил всех жителей близлежащих домов. Те, кто был посмелее, прибежали с фонарями на помощь, но нашли только бездыханное тело женщины, умершей, судя по всему, от страха. Той ночью в местечке Мир спать не ложились и до утра сидели с зажженным светом, слушая вой собак, которые не унимались до самого рассвета.
Медицинское заключение постановило, что женщина у стен замка умерла от разрыва сердца. Врачи ссылались на то, что у бедняжки было слабое сердце, и ничего пугающего и загадочного в ее смерти нет. Но местные жители не поверили, ведь они знали: на самом деле несчастная повстречала жуткого обитателя Мирского замка – привидение Доминика Радзивилла – и погибла от его взгляда.
Эта история с участием призрака Радзивилла не единственная. Всего ему приписывают четыре умерших при сходных обстоятельствах жертвы. Так что гулять в полнолуние при ясном небе у стен замка и по сей день считается небезопасным, а уж если в такую ночь доведется увидеть незнакомца в старинной одежде, лучше бежать без оглядки.
Дитя в подвале и воины
Разумеется, призраки бывших хозяев замка – не единственные сверхъестественные обитатели Мира. За почти 500-летнюю историю здесь появлялись и другие потусторонние посетители.
На первом этаже Мирского замка с его восточной стороны долгое время находилась парадная столовая, а неподалеку от нее в полуподвальном помещении располагалась кухня и многочисленные кладовки. Руководил всем этим обширным хозяйством старший повар. Одно время эту должность занимала женщина по имени Вера Ивановна Хмель. Как-то раз поздним февральским вечером она, отпустив поваров и прочую прислугу, обходила свои владения, проверяя, надежно ли заперты замки на дверях кладовых. Неожиданно на ступеньках, ведущих в подвал, прямо перед ней возник мальчик лет 12. Он был одет в старинную ночную рубашку, а его бледное худое лицо, казалось, слегка светилось в темноте. Удивительно, но женщина не испугалась призрака и даже пошла ему навстречу, а когда подошла к ребенку поближе, сумела услышать, как тот прошептал: «Мне очень холодно». А через мгновение видение исчезло.
После этого случая, привидение ребенка видели на лестнице еще несколько раз. Оно не причиняло никому вреда или неудобств, только жаловалось на холод. И все же две служанки после встречи с призраком слезно умоляли перевести их на работу в другое крыло замка, подальше от беспокойного покойника – правда, не известно, были ли их просьбы исполнены.
Появления призрака прекратились сразу же после того, как во время реставрации полов замка в подвале нашли скелет ребенка и по всем правилам захоронили его на православном кладбище.
Во время все той же реставрации замка, проводившейся при Николае Святополк-Мирском, были обнаружены и еще два скелета. Нашли их под полом в восточной части замка, и, судя по одежде и амуниции, они когда-то были воинами и пролежали здесь по меньшей мере 200 лет. По приказу хозяина замка их похоронили там же, где и скелет мальчика – на православном кладбище. И вот с этого-то и начались странности.
До сих пор, согласно легенде, в новогоднюю ночь ровно в полночь в восточных комнатах и коридорах можно услышать шум боя, лязг мечей и стоны раненых. К сожалению, проверить правдивость этой легенды сейчас практически невозможно – в новогоднюю ночь музей Мирского замка закрыт.
limberi.by
Мистическая Беларусь | SOFTMIXER
Массовая культура переживает настоящий паранормальный бум: всякого рода битвы экстрасенсов и мистические истории, которые инсценируются на российских телеканалах, набирают невероятные рейтинги. А ведь в соседней Беларуси есть легенды похлеще всяких надуманных, порой высосанных из пальца телеисторий. И по числу средневековых замков с привидениями страна ушла недалеко от Шотландии, Франции, Чехии и Румынии…
Черная дама
Дворцово-замковый комплекс, бывшая резиденция Радзивиллов, XVI век. Расположен на территории города Несвижа, в 112 км от Минска.
Несвижский замок – это не только резиденция князей, музей и парк. Это еще и одно из самых загадочных мест в Беларуси. Известно, что в замке обитает дух Барбары Радзивилл, супруги польского короля Сигизмунда.
Это, пожалуй, одна из самых красивых и трагичных историй из жизни селебрити XVI века – Барбары Радзивилл, литовской красавицы и наследницы владений Гаштольдов и великого князя литовского и короля польского Сигизмунда II Августа.
Барбара, дочь Юрия Радзивилла, была необыкновенно хороша собой: грациозная блондинка с темными глазами, алебастровым цветом лица. В 17 лет княжну могущественного белорусского рода выдали замуж за графа Гаштольда, но к 23 годам она овдовела.
Вскоре молодая красавица познакомилась с наследником польского короля Сигизмундом Августом. Несмотря на то, что на тот момент наследник польского престола был женат, между молодыми людьми вспыхнула любовь, и Барбара стала любовницей будущего короля. По настоянию братьев Барбары, которые "застукали" парочку во время тайного свидания, Сигизмунд и Барбара тайно обвенчались.
После смерти своего отца Сигизмунд унаследовал трон. Вот тут и открылась тайна о его браке с Барбарой. Разразился скандал – молодую жену короля никак не хотели принимать при польском дворе, но более всего негодовала мать Сигизмунда, королева Бона Сфорца из рода Медичи – самых великих отравителей в истории. Итальянка уже подыскивала для сына выгодную с политической стороны партию.
Картина "Смерть Барбары Радзивилл", 1860 г.
Сигизмунд был непреклонен, и Барбару признали в качестве законной супруги монарха, ее коронация состоялась 7 мая 1550 года. Но насладиться счастьем новой королевской чете не удалось, королева стала угасать на глазах и через год скончалась. По одной из версий она была отравлена по приказу матери короля.
Картина "Пан Твардовский вызывает дух Барбары Радзивилл".
Убитый горем, Сигизмунд никак не хотел смириться со смертью любимой жены. Он решил с помощью спиритизма вызвать душу покойной супруги.
В Несвиж, где жили братья Барбары, был приглашен известный в Европе колдун-чернокнижник Твардовский. Королю строго-настрого запретили дотрагиваться до привидения, но, когда призрак Барбары в белых одеждах появился, обезумевший от счастья Сигизмунд кинулся к нему с криком "Басенька моя!" и попытался обнять.
Раздался взрыв, зеркала разлетелись вдребезги, по комнате пошел трупный запах, белые одежды Барбары стали черными, и призрак исчез – растворился в воздухе замка...
Говорят, если бы король умер в этом замке, его душа соединилась бы с душой возлюбленной Барбары. И Сигизмунд дал слово, что так и будет. Однако смерть настигла его внезапно, в совсем другом месте, и с тех пор призрак Барбары Радзивилл, прозванный Черной дамой, наводит ужас на посетителей замка, тогда как привидение короля Сигизмунда, одинокого и несчастного, бродит по Краковскому замку.
Черная монашка
Женский монастырь бенедиктинок в Несвиже, конец XVI века. Построен на средства князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки и его жены Эльжбеты Евфимии.
Здесь же, в Несвиже, мистической славой пользуется другой исторический объект – комплекс бывшего монастыря бенедиктинок, на территории которого ныне расположен Несвижский государственный педагогический колледж им. Я. Коласа.
Говорят, находиться внутри помещения в темное время суток жутко, поэтому студенты стараются не задерживаться: здесь слышны шаги, постукивания, неясный шепот местного привидения – Черной монашки, которая может толкнуть, ущипнуть, а больше всего любит разбивать зеркала.
Белая дама и Черный монах
Гольшанский замок, резиденция подканцлера Великого княжества Литовского Павла Стефана Сапеги, первая половина XVII века (Ошмянский район Гродненской области).
По комнатам замка до сих пор бродят Белая дама с Черным монахом, а в францисканском монастыре мучается душа заживо погребенной девушки.
По легенде, Сапега поставил перед строителями задачу: построить монастырь в короткие сроки, пообещал и премиальные, если каменщики управятся вовремя. Строители торопились, но как назло одна из стен неожиданно обрушилась. Рабочие восстановили постройку, однако стена рухнула вновь.
Когда Сапега пригрозил, что оставит строителей без оплаты, они, поразмыслив, решили, что тут не обойтись без потусторонних сил: чтобы монастырь не разрушался, нужна жертва, и будет ею та из жен строителей, которая первой принесет мужу обед. Первой пришла юная жена самого молодого каменщика. Ее и замуровали живой в монастырской стене. С тех пор и блуждает по монастырю неприкаянная душа несчастной женщины.
Все это могло остаться лишь легендой, пока в 1995 году в монастыре не решили провести реставрацию. Под одной из стен был обнаружен скелет, принадлежавший девушке. Причем его расположение говорило о насильственной смерти. Директор музея попросила двух местных рабочих закопать кости на кладбище.
Со временем собирались отпеть мученицу по христианскому обычаю и установить крест. Но завершить благое дело не удалось – один за другим рабочие умерли при странных обстоятельствах, и место захоронения костей найти не удалось.
А дальше началась полная мистика. Стена, под которой нашли скелет, дала сильнейшую трещину. Реставраторы даже боялись, что здание не устоит, но монастырь удалось спасти. Теперь в его галереях нередко можно услышать чьи-то бегущие шаги и тяжелые вздохи.
Неподалеку от монастыря находятся развалины самого Гольшанского замка. В одной из сохранившихся башен обитает еще одно знаменитое привидение – Черный монах.
В легенде, которую описал Владимир Короткевич в своем романе "Черный замок Ольшанский", рассказывалось, что когда-то давно безродный молодой парень Гремислав Валюжинич полюбил знатную красавицу-княжну Ганну-Гордиславу Гольшанскую. Девушка ответила взаимностью.
Чтобы встречаться со своей возлюбленной, Гремислав переодевался в монаха. Когда же об их тайных встречах узнал муж княжны, он убил обоих. С тех пор нет покоя Черному монаху (так прозвали его местные жители) и его Белой даме. Они то и дело появляются в нишах башни и наводят смертный ужас на случайных прохожих.
Говорят, когда из стены появляется смутная тень Белой Дамы происходит искривление пространства: теряется чувство гравитации, утрачивается представление о верхе и низе, невозможно убежать, отыскать дверь или хотя бы выключатель.
Привидение Сонечки
Мирский замок (поселок Мир, Кореличский район, Гродненская область), XVI век. Был заложен князем Илиничем, позже перешел во владения Радзивиллов, потом продан Николаю Святополк-Мирскому.
В Мирском замке обитает привидение в образе женщины, которое живет в белой башне. Местные жители дали имя призраку – Сонечка. Говорят, это дух Софии Святополк-Мирской, которая была похоронена в начале XX века в фамильной усыпальнице, которая находится рядом с замком. Весной княжеские могилы затапливает водой, а летом нет отбоя от вандалов. Не потому ли дух Софии периодически выходит "в мир?"
Правда, дурная слава приписывается не самому Мирскому замку, а пруду. На его месте в былые времена рос красивый яблоневый сад. Хозяин замка Святополк-Мирский в мае 1898 года распорядился вырубить яблони, когда они цвели, и на этом месте выкопать озеро. С тех пор это место считается проклятым, и каждый год в этом озере тонет человек, чаще мужчина.
Еще одна известная легенда – о саде. С правой стороны замка раньше был прекрасный цветущий сад, однако в конце XIX века новый владелец замка Николай Святополк-Мирский приказал его вырубить, а на освободившемся месте вырыть пруд. По одной из версий, вскоре князю было ночное видение – незнакомка прокляла его род.
По второй версии к князю пришла мать одного из лесорубов, погибшего при вырубке сада, и прокляла эти места, сказав, что с этих пор каждый год в пруду будет тонуть по одному человеку за каждое вырубленное дерево.
Так или иначе, но первой жертвой пруда стала 12-летняя княгиня Сонечка, а в 1898 году на его берегу был найден и сам Николай Святополк-Мирский. Оба похоронены в фамильной усыпальнице недалеко от пруда.
Призрак Ядвиги
Лошицкая усадьба, Минск. История урочища начинается с XV-XVI веков. Владели князья Заславские (потомки Гедимина), князья Друцкие (прямые потомки полоцкого князя Всеслава Чародея), последние 150 лет – князья Прушинские.
Самый известный призрак Минска обитает в Лошицкой усадьбе, где трагически погибла супруга последнего владельца усадьбы – Евстафия Любанского – потомка дворян Прушинских по материнской линии.
Евстафий женился в 37 лет. Его избранницей стала двадцатилетняя дочь главы мозырской шляхты Ядвига Киневич. Девушка была образованной и очень хороша собой, супруг же был целиком погружен в работу (владел пивоваренным заводом "Бровар"), общественную деятельность, науку (он увлекался выращиванием редких растений и пород деревьев).
До сих пор в Лошицком парке можно полюбоваться экзотическими деревьями и кустарниками.
Молодая хозяйка быстро стала героиней минских балов и приемов, которые устраивались минской аристократией. На одном из них она познакомилась с минским губернатором А.Н. Мусиным-Пушкиным.
Роман был бурным и широко обсуждаемым в свете. Накануне революционных событий 1905 г. чиновник был отозван в Петербург. Но связь с Ядвигой он не прекратил – по несколько раз в день в Лошицу стали приходить депеши из столицы империи, что не могло не возмущать законного супруга молодой женщины. Однажды вечером, возможно после ссоры с мужем, Ядвига выбежала из дома и направилась к реке.
Что произошло дальше, никто не знает: возможно, она сама бросилась в реку, возможно, это произошло случайно. Спустя некоторое время Пан Любанский, отправившийся вместе со всеми своими слугами на поиски жены, нашел бездыханное тело Ядвиги в реке недалеко от усадьбы.
Ядвига Киневич, 1898 г.
После трагической гибели жены помещик потерял интерес к усадьбе, а дела на его заводе пошли и совсем худо. Пан решил уехать на Кавказ, но прежде заложил окно в спальне любимой жены кирпичом и посадил у реки маньчжурский абрикос.
Говорят, весной, во время цветения абрикоса в парке появляется призрак пани Любанской. Девушки верят, что если прийти в эту пору и повстречаться с привидением Ядвиги, дела сердечные обязательно наладятся…
О появляющемся в полнолуние белом призраке рассказывают не только любящие посудачить бабки, но и люди вполне серьезные. Евгений Терехов утверждает:
«В апреле, когда полнолуние совпадает с периодом цветения маньчжурского абрикоса, это настоящая жемчужина парка, с 10 до 11 часов вечера на фоне луны появляется необычайно отчетливый силуэт женщины в широких белых одеждах. А не далее как в 2003 году, в пятницу 13-го, в канун Янова дня, который бывает примерно раз в 70 лет, в это же вечернее время, силуэт белой дамы парил над водой у слияния Лошицы и Свислочи».
Судачат в народе и о том, что на здешних мельницах, их было две, водились черти. Мельницы давно уже разрушились, а нечистая сила по привычке заглядывает сюда. Правда, видят ее только те, кто изрядно принял на грудь. И видят лишь однажды.
После встречи беспечного пьянчуги с чертом его неизменно находят наутро мертвым. Быль это иль небыль, сказать не беремся. Но Евгений Терехов свидетельствует: случаев, когда пьяных мужиков наутро находили мертвыми именно на развалинах мельниц, наберется уже с десяток…
источник
Похожие материалы:www.softmixer.com
Легенды Минска | Эзотерика
Минск, как и всякий другой населенный пункт, имеет свои легенды и предания. Другое дело, что мы их мало знаем. Так как за годы советской власти информация о минских призраках, о городских легендах тщательно умалчивалась и делалось все, чтобы стереть ее из людской памяти.
И сейчас они «живы» лишь благодаря тем немногим людям, для которых городская мифология не только увлечение, но и профессия, таким, как историки Артур Зельский и Иван Сацукевич.
Большинство преданий, которые они рассказали корреспонденту газеты «СБ», не могут претендовать на историческую достоверность. Но все же хочется в это поверить. Потому что город без легенд буден скучен.
На этой странице собраны легенды, предания, связанные с Минском, историей возникновения названий его улиц, районов.
Следующие легенды Минска:
1. Предание об основании Менска (Минска). 2. Костел святого Роха. 3. Золотая Горка.4. Дом масонов. 5. Минская икона Божией Матери. 6. Комаровка. 7. Лошица. 8. Красавицы и чудовище. 9. Русалка в Свислочи. 10. Дом с приведениями. 11. Крокодилы из Татарского болота. 12. Белая панна Кальварии. 13. Призрак ратуши. 14. Про то, как Лесовик с Водяником гору не поделили.
1. Предание об основании Менска (Минска).
Между Татарским концом и Переспенским мостком, у самого Виленского почтового пути, когда-то поселился знаменитый богатырь-знахарь по прозванию Менеск, или Менский, и построил на реке Свислочи большую каменную мельницу на семь колес. Никто самого Менеска не видел, тем не менее, в окрестных местностях свислочской земли слышны были самые фантастические рассказы о его силе. Говорят, что в его мельнице мука мололась не из ржи, а из камней, что ночью слышались какие-то странные крики, ауканье, песни, музыка и танцы, что в полночь ездил он на своей мельнице по селениям и набирал дружину из храбрых, смелых, сильных людей, которые позже образовали целый народ, а поселился он рядом с мельницей. Тут и был основан город и назван именем богатыря — Менск.
Известный белорусский археолог Г. В. Штыхов считает, что название Минску дала река Менка, впадающая в Птичь в 12 ки-лометрах севернее современного города Дзержинска. Археологи обнаружили там древнее поселение. По мнению ученого, его жители по каким-то причинам в XI веке перешли с берегов Менки на Немигу и основали там новое поселение, сохранив за ним старое название — Менск.
Подобного же мнения придерживался и ведущий географ БССР В. А. Жучкевич. Более того, он высказывал предположение, что на берегах Свислочи к этому времени уже существовало самостоятельное поселение Немига. А вот профессор Э. М. Загорульский исключает возможность переноса. По его гипотезе, похожее название с корнем «мен» имела исчезнувшая маленькая речка, впадавшая в Свислочь. Изначальное «Менск» было искажено в XIX веке. Царские чиновники механически восприняли польскую форму Minsk, сделав ее общеупотребительной.
С 1916 года в среде белорусской интеллигенции утвердилось название Менск-Белорусский. Оно сохранялось во время немецкой и польской оккупации, использовалось в документах эмиграционных белорусских правительств.
После установления Советской власти историческая форма Менск стала достоянием только белорусского языка, но и она была заменена на Минск в конце 30-х годов в связи с усилением репрессий против национальных кадров республики. Любопытно, что до этого в белорусских книгах указывалось место издания — Менск, а в русских — Минск.
2. Костел святого Роха.
В 1890 году в газете «Минский листок» была помещена публикация ксендза Харевича о Золотогорском костеле и его названии. По преданию, во время одной из многочисленных эпидемий XIX века (1831 г.?) кому-то из минчан приснился вещий сон: спасение зависит от святого Роха, статуя этого святого погребена в костеле бонифратров (милосердных братьев, или гостеприимных братьев), ее надо найти и извлечь. После продолжительных поисках в руинах была найдена деревянная статуя св. Роха. Ее очистили, в торжественной процессии пронесли по городу и установили в деревянной каплице на Золотой Горке. В некоторых публикациях указывалось, что св. Рох является патроном (покровителем) города.
3. Золотая Горка.
Откуда пошло название «Золотая Горка»? Есть несколько версий.Первая. В старые времена эта местность была излюбленной для сокрытия кладов. Их здесь не раз находили, что и привело к возникновению названия.
В основу другой версии легла легенда. После ликвидации эпидемии холеры один врач, по национальности поляк, выйдя из каплицы, снял плащ, расстелил его на земле и бросил несколько золотых монет. Он призвал горожан тоже сделать пожертвования на строительство каменного костела. Посыпались медные, серебряные и золотые монеты. Образовалась небольшая горка. Люди так и назвали это холмистое место — Золотой Горкой.
Третья. Название появилось в период «золотой» осени, когда эта местность, покрытая лиственным лесом, преображалась — окрашивалась в яркие желтые, багряные, золотые тона. В солнечную погоду холм сиял от золота кленов, чем и снискал себе название.
По четвертой, сюда, на холмистое место на постой с Игуменского тракта заворачивали купцы те, что побогаче. Золото они имели в достатке.
4. Дом масонов.
Отреставрированное недавно здание по Музыкальному переулку в некоторых материалах о прошлом города упоминается как Дом масонов. По одним данным, историческими исследованиями это не подтверждается. Нет якобы достоверных сведений о заседаниях в этих стенах масонской ложи «Северный факел». Но в двадцатых годах ХIХ века муж одной из владелиц здания был в списках членов масонской ложи. Возможно, поэтому он и получил свое название.
По другим данным предполагают, что дом принадлежал минской масонской ложе «Красный факел» и был построен этим же обществом.(К тому же, в разных источниках фигурируют разные названия масонской ложи — в одних — «Красный факел», в других — «Северный факел»).В плане дом представляет собой масонский крест. Достигалось это за счет симметрично выступающих с четырех сторон центральных частей фасада. Существует легенда, что по законам ложи дом строился без окон. Оконные проемы заменялись нишами, в которые были вставлены цветные стекла. Они скрывали от любопытных масонские тайны.
Впервые дом был обозначен на плане города в 1817 г. Сама масонская ложа была основана в Минске в 1816 г. и просуществовала до 1822 г., когда была запрещена решением царского правительства.
5. Минская икона Божией Матери.
В иконостасе Свято-Духовой церкви есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.
История этого дивного образа восходит к евангельским временам.Как сообщает предание, икона была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. Многие столетия она находилась в Византии.
Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину из Корсуни (Херсонеса — города на Крымском полуострове) святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Предание гласит, что икона пятьсот лет хранилась в этой церкви Киева.
Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 г., когда во время нашествия татаро-монгол Киев был разрушен. В тяжёлую годину татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева её где-то спрятали. В 1482 г. Киев подвергся очередному опустошительному набегу со стороны татар. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу. Сама икона была брошена в воды Днепра.
Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по «необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет» (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы).
В 1616 г. 18 октября униатский митрополит Иосиф Вильямин Рутский распорядился перенести икону из православной замковой церкви в тогдашний униатский Свято-Духов монастырь. Только после воссоединения униатов в 1839 г. эта святыня была возвращена православным. Когда в Минске открылась православная архиерейская кафедра, тогда церковь Свято-Духова монастыря, где хранилась святая икона, была переименована в Петропавловский кафедральный собор. В этом соборе Минская икона Божией Матери находилась почти до 30-х годов XX века, который был варварски взорван летом 1936 г. Незадолго до уничтожения этого храма икона была помещена в краеведческий музей.
В 1941 г. после отступления Красной Армии благочестивая православная жительница Минска выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал её в Свято — ПетроПавловский собор (Екатериненскую церковь) на Немиге. После закрытия этой церкви в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято — Духов кафедральный Собор, в котором свято сберегается доныне.
Святой образ Минской Богоматери пережил много лихолетий. Ему поклонялись люди многих поколений. Матерь Божия помнит их всех, прибегавших к Её заступничеству в своих молитвах.
В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
6. Комаровка.
Как-то на паперти Николаевского храма (район улицы Кропоткина?) бездельничал юродивый Федька Комар. Он стал свидетелем как какой-то человек внезапно скончался на дороге к храму. В руках у него был тяжелый грязный мешок. На том месте, где стоял Николаевский собор, в древности находилось кладбище. Говорили, что на нем был похоронен со всеми своими сокровищами лихой разбойник Сенька Сокол — лучший из дружинников князя Глеба Всеславича.
Юродивый, схватив мешок, побежал в ближайший лес, подальше от людских глаз. На дне мешка заманчиво блестели золотые монеты. Однако, охваченный страхом и жадностью, Федька Комар не заметил, как угодил в болото.С тех пор это место и стали называть Комаровкой.
По другой версии название пошло от огромного количества комаров, в изобилии летающих над этой болотистой местностью.
7. Лошица.
Владелец Лошицы пан Евстафий Любанский женился в 37 лет на двадцатилетней Ядвиге Киневич — дочери главы мозырской шляхты. Красавица Ядвига была женщиной любвеобильной и успевала строить глазки многим видным мужчинам. Местные жители рассказывают, что Ядвига воспылала страстью к красивому молодому человеку (то ли гусару, то ли простому панскому служащему) и уже ждала от него ребенка. Естественно, Евстафий вынести этого не мог…
Что точно произошло в ту злополучную ночь точно не известно. Известно лишь, что среди ночи Ядвига Любанская спустилась по обрывистому берегу к реке (тропинка сохранилась по сей день) и, судя по всему, села в лодку. Наутро последнюю хозяйку лошицкой усадьбы нашли уже мертвой недалеко от перевернутой посудины. Убитый горем Евстафий приказал навсегда заложить кладкой окно в комнате Ядвиги. (Зачем?) Сам же он после смерти жены забросил все дела и уехал на Кавказ, где вскоре и умер.
Ядвига же, судя по всему, покидать лошицкие владения не собирается. О появляющемся в полнолуние белом призраке рассказывают не только любящие посудачить бабки, но и люди вполне серьезные.
Например, заместитель директора Лошицкого садово-паркового хозяйства Евгений Григорьевич Терехов. «В апреле, когда полнолуние совпадает с периодом цветения реликвии лошицкого парка — маньчжурского абрикоса, с 10 до 11 часов вечера на фоне луны появляется необычайно отчетливый силуэт женщины в широких белых одеждах. А не далее как в 2003 г, в пятницу 13-го, в канун Янова дня, который бывает примерно раз в 70 лет, у слияния Лошицы и Свислочи также с 10 до 11 вечера силуэт белой дамы парил над водой. Как говорят в народе: на мельницах черти водятся. Не стали исключением и лошицкие мельницы (а было их две). Видят чертей обычно те, кто изрядно принял на грудь. Но видят их лишь однажды. После встречи пьянчуги с чертом снова, первого находят наутро мертвым». На памяти Евгения Терехова случаев, когда пьяных наутро находили мертвыми, и именно на развалинах мельниц, наберется уже с десяток.
Кроме всего прочего, есть еще в лошицком парке так называемый обручальный дуб. Как вспоминает внучатая племянница последней хозяйки усадьбы, с незапамятных времен сюда приходили просить здоровья, любви, дружбы, творческого вдохновения. В общем, кому что нужно. И все желания (особенно если речь идет о творчестве) дуб до сих пор исполняет исправно.
8. Красавицы и чудовище.
Бывшая Высокая гора, где сейчас располагается Юбилейная площадь, давным–давно называлась Змеевой. По преданию, в ее глубоких пещерах жил кровожадный змей. По сути, обыкновенный, можно даже сказать, стандартный дракон, коих когда–то было немало по всей Европе.
Дракон, как это водится среди всех уважающих себя драконов, злодействовал. Требовал дань, разнообразные яства, похищал людей. А раз в год обязывал окрестные селения предоставлять ему десять красивых девушек. Красавиц, идущих на заклание, выбирали по жребию. И вот однажды дракон «прокололся» — жребий пал на девушку, суженым которой оказался известный местный богатырь. Ему крайне не понравилось, что невеста попадет к змею, и он отправился к рептилии разобраться. Произошел жесткий и кровопролитный поединок… Легенда имеет два варианта развязки. Один из них — самый настоящий хеппи–энд. Богатырь побеждает супостата, забирает свою суженую, и живут они долго и счастливо. Второй вариант трагичен. В битве со змеем богатырь выиграл, но сам был смертельно ранен. Хрустальный гроб с телом героя опустили на дно реки Свислочь, аккурат в то место, где под водой скрылся поверженный змей. Предание рассказывает, что еще многие десятилетия, когда уровень воды в реке опускался, над водой торчали огромные ребра убитого чудовища.
9. Русалка в Свислочи.
Где–то в XVI веке в Минске жила прекрасная шляхтянка. Что ни день, в дом красавицы, что стоял на перекрестке улиц Подгорной и Францисканской (нынешние Карла Маркса и Ленина) приезжали сваты, но она всем отказывала, претенденты казались ей недостойными. Как водится, в девушку влюбился молодой, красивый, но бедный шляхтич. Долгое время ходил он к ней, но так и не добился взаимности. Та прямо сказала, что за бедняка не пойдет. И вот однажды, зайдя в очередной раз к своей зазнобе, парень увидел ее в объятиях некрасивого, глупого, но богатого горожанина. Юноша не на шутку разозлился. Дождался, пока соперник уйдет, схватил прагматичную красавицу и утопил ее в Свислочи.
Вскоре после этого в реке появилась обворожительная русалка, которая лунными ночами заманивала в воду проходящих мимо мужчин и топила их в глубоких омутах. Поговаривали, что русалка эта и есть утопленная красавица, которая в силу своей злобной натуры продолжала мстить мужчинам.
10. Дом с приведениями.
В XIX веке в здании по улице Зыбицкой (нынешняя Торговая, 27) жил купец. У купца были две родные дочери и одна приемная. Девушки подросли, им надо было дать соответствующее образование. Купец нанял гувернера — красивого образованного молодого человека из бедной семьи. Все три дочери мгновенно в него влюбились. Ответные чувства у гувернера проснулись к приемной дочери. Понимая, что купец на неравный брак согласия не даст, молодые люди решили сбежать.
По плану молодой человек с лошадьми ждал свою возлюбленную недалеко от дома. Но сводные сестры, узнав о намечающемся побеге, связали пытавшуюся скрыться девушку и посадили в подвал до вечера, когда должен был прийти отец.
По трагической случайности как раз в это время (а дело было весной) вода в Свислочи поднялась настолько высоко, что затопила подвал. Связанная девушка утонула. Прождав час, парень понял: что–то не так, и направился в дом. Увидев бездыханное тело своей возлюбленной, он впал в неистовство и убил двух сестер, а после повесился сам. По преданию, привидения всех участников этой драмы до сих пор обитают в стенах дома.
11. Крокодилы из Татарского болота.
Впервые о «крокодиле» упоминает немецкий дипломат и путешественник барон Сигизмунд Герберштейн, который в XVI веке посещал наши края. В своих «Записках о московских делах» он вспоминал, что белорусы содержат в качестве домовых божеств «каких–то змей с четырьмя короткими ногами с черным и жирным телом, имеющих более трех пядей (45 — 60 см) в длину».
В Минске, в Татарском болоте (на месте нынешнего Дворца спорта), действительно водились похожие на крокодилов крупные ящерицы длиной до полуметра. В 1885 году был пойман последний минский «крокодил». Его чучело долгое время хранилось в кабинете директора одного из городских реальных училищ.
12. Белая панна Кальварии.
Примерно в конце XIX века, поздней осенью, умерла молодая паненка. Ее решили похоронить на Кальварийском кладбище. Положили в гроб, отпели, замуровали в склепе. Но оказалось, что паненка не умерла, а уснула летаргическим сном. Проснувшись, девушка так и не смогла выбраться из заколоченного гроба и в муках погибла. С тех пор ее привидение в поздние ноябрьские ночи на протяжении века бродило по кладбищу. Призрак исчез лишь после того, как вандалы разрушили склеп. Хотя до сих пор некоторые полуночники, которые прогуливались возле кладбища, утверждают, что видели странную белую фигуру, бродившую между могилами.
13. Призрак ратуши
Случилась эта темная история в XVIII веке. У Кароля Радзивилла был друг и дальний родственник Михал Володкович, который хотел стать членом Минского магистрата. Этот человек был разгильдяем, пьяницей и бабником. Естественно, что с такой славой в ратуше его никто не ждал. Володкович обратился за помощью к своему родственнику и собутыльнику, и тот решил проблему кардинальным способом. Радзивилл приехал в Минск с солдатами, вошел в магистрат, и в одночасье непутевый товарищ получил вожделенную должность. Несмотря на свой новый солидный статус, новоявленный член магистрата продолжал творить одно безумство за другим. То саблей в присутственном месте, подвыпив, махать начнет, то проповедь ксендзу сорвет, устроив бесплатную раздачу вина у входа в храм.
Городские власти долго терпели выходки самодура, зная о высоком покровителе злодея, который в любом случае вытащит его из тюрьмы. Но однажды чаша терпения переполнилась. 12 февраля 1760 года Володковича схватили и практически без суда и следствия приговорили к расстрелу. К ничего не понимающему Володковичу в темницу пришел священнослужитель и предложил покаяться, мол, этого достаточно, чтобы его простили. Но бедолага, то ли чувствуя собственную безнаказанность, то ли считая, что его разыгрывают, извиняться отказался. Сразу после этого Михала вывели в парк возле ратуши и расстреляли. Говорят, что душа злодея еще долго появлялась по ночам возле ратуши и требовала справедливого возмездия. Ратушу уничтожили, а сейчас, когда ее восстановили, поговаривают, что призрак появился опять.
14. Про то, как Лесовик с Водяником гору не поделили.
На окраине Минска, в районе улицы Кошарской (нынешняя Красноармейская), еще в XIX веке стоял лес, о котором рассказывали интересную легенду. У подножия одного из холмов этого леса лежал валун, его еще называли «Дзед». Водяник и Лесовик поспорили, кому будет это место принадлежать. Решили устроить соревнование — кто возьмет огромный валун и донесет его до вершины горы, тот и станет полновластным хозяином. Первым взялся Водяник, взвалил себе камень на плечи, закряхтел, сделал несколько десятков шагов и остановился. Лесовик оказался покрепче: взяв валун, он споро пошел в гору. Водяник понял, что проигрывает, и решил сжульничать, подставил подножку. Лесовик споткнулся, валун упал и сразу врос в землю. Рядом с ним забила криница и вырос дуб–великан. А вскоре люди устроили возле камня языческое капище.
Самое удивительное в этой легенде то, что она имеет совершенно реальное продолжение. Последние жрецы этого капища, отец и сын Севастеи, жили еще в начале XX века. И капище в Минске действительно существовало. Православные священники жаловались тогда на городских женщин: мол, днем они в церковь ходят, а вечером «становятся» язычницами. По преданию, камень «Дзед» помогал бесплодным женщинам.
Капище уничтожили в начале XX века. Отец Севастей умер, а сын был репрессирован в 1927–м. Дуб спилили, источник засыпали. Камень продолжал лежать. После его перевезли в музей валунов, что в микрорайоне Уручье.
Самые интересные статьи:
Похожее
ezoterik-page.com