Уныние - это состояние человека, когда его ничто не радует, не доставляет ему удовольствия. Также в этом случае наблюдается полная апатия и депрессия. Обычно такие душевные переживания отражаются и на здоровье. В религиозной литературе описывается данное состояние человеческой души, духовные лица относят его к смертным грехам. Поэтому впадать в уныние считается плохим действом. Почему не стоит зацикливаться на негативе? Рассмотрим тему как с религиозной точки зрения, так и с психологической. Какие опасности для человека скрывает уныние? Уныние – это состояние, которое можно выявить как по внешним, так и по внутренним признакам. Существует две основных градации. По ним же можно определить присутствие уныния. К первой относятся эмоциональные особенности, которые присущи данному состоянию. Ко второй можно отнести физические проявления. В чем проявляется эмоциональное состояние человека при унынии? Какие физические особенности появляются при унынии? Какие особенности поведения присутствуют у человека в состоянии уныния? Какие изменения сознания могут возникнуть у человека, который пребывает в унынии? Каким способом можно победить уныние? Это можно сделать посредством трех основных практик, которые могут помочь человеку справиться с данным состоянием. Уныние - это состояние, при котором человек чувствует себя подавленным и никому не нужным. При первых проявлениях следует сделать усилие, чтобы выйти из апатии. Нельзя поддаваться унынию, необходимо заставить себя переключиться на другие занятия и перестать заниматься самокопанием. К сожалению, на сегодняшний день является не редкостью, что при всем внешнем благополучии того или иного человека он не испытывает чувства радости. Встречаются случаи, когда гражданин материально обеспечен, у него есть семья, он ездит на дорогие курорты, но ничто не доставляет ощущение удовлетворения. Причём у людей, у которых больше денег, уныние и депрессия наблюдаются чаще, чем у тех, кто испытывает какие-либо материальные трудности. Также встречаются ситуации, когда человек всегда чем-то недоволен. Например, ему кажется, что у него плохая жена или что, если бы у него была машина, то он был бы счастлив, и прочее. А на самом деле выходит так, что смена места жительства, покупка машины и появление новой супруги все равно не приносят удовлетворения. С точки зрения психологии данное состояние человека называется депрессией. На сегодняшний день оно считается наиболее распространённым психическим расстройством. Существуют службы психологической помощи людям. Если уныние находится на начальной стадии, психолог поможет найти человеку выход из его состояния. Но бывает, что психологическая поддержка может оказать только временный эффект. Поэтому через какое-то время все опять возвращается к человеку. Если говорить о религии, то уныние считается смертным грехом. В связи с этим существуют определённые объяснения причин появления его и того, как с ним бороться. Существует два вида уныния. К первому виду относится состояние, которое полностью поглощает человека, происходит упадок духа. А второй вид уныния связан со злобой и раздражительностью. Независимо от типа, уныние – грех. Человек, который пребывает в данном состоянии, может начать обвинять других людей в его несчастьях. Чем больше он погружается в себя, тем сильнее обвиняет окружающих. Также количество людей, которые считаются виновниками, возрастает. У человека появляются злоба и ненависть ко всем людям, с которыми он так или иначе контактирует. Следует понимать: все, что происходит с нами, является следствием наших поступков. Если кто-либо оказался в ситуации, которая доставляет ему дискомфорт, значит, он сам ее создал. Для того чтобы выйти из неё, следует начать действовать по-другому. Также нужно помнить, что чем сильнее злиться на обстоятельства или неблагоприятную ситуацию, тем будет хуже. А если принять все смиренно, ситуация разрешится сама по себе. Не нужно доводить себя до отчаяния. Оно может привести к мыслям о самоубийстве. Человека, который пребывает в унынии, можно узнать по внешним признакам. У него грустное лицо, которое выражает печаль. Также у такого человека будут опущены плечи. У него будет присутствовать пониженное давление, вялость. Если он увидит другого человека в хорошем расположении духа, это может вызвать у него недоумение. Какими могут быть причины возникновения уныния? Основное лекарство от уныния - это вера в Бога и труд. Даже если у человека нет сил, необходимо начать что-то делать, действовать. Со временем придёт желание жить дальше, уйдёт печаль. Прежде всего, следует знать, что человек в унынии не может реализовать свои возможности. Это связано с тем, что он не видит, какие горизонты раскрывает перед ним жизнь. Так как все мысли человека связаны с депрессивными переживаниями, он видит во всем только негативные моменты и печалится. Человек своим настроем лишает себя возможности вести полноценную жизнь и радоваться самым простым вещам. Как победить уныние? Сейчас будут перечислены приемы: Теперь вы знаете, что такое уныние. Как видите, это плохое состояние. Оно негативно влияет на человека, на его психологическое и физическое здоровье. В нашей статье мы дали хорошие советы, которые помогут вам избавиться от уныния. Благодаря им вы сможете справиться с таким состоянием. И помните, что наилучший способ борьбы с печалью - это труд. Поэтому не жалейте сил, трудитесь на благо себе и людям. Желаем вам удачи и позитивного настроения. www.syl.ruКак избавиться от уныния, как бороться со смертным грехом? Дух уныния как с ним бороться
это состояние апатии и подавленности. Как победить уныние :: SYL.ru
Негативное влияние
По каким признакам можно определить, что человек находится в печали?
Изменение поведения
Изменения в мыслях
Побеждаем недуг
Уныние в современном обществе
Уныние – грех. Религиозная точка зрения
Внешние признаки
Причины появления
Какие существуют способы для того, чтобы справиться с данным состоянием?
В чем состоит опасность уныния?
Как победить такое состояние?
Небольшое заключение
Как избавиться от уныния, как бороться со смертным грехом?
Поэтому если тот, кто называет себя верующим, часто грустит, на душе у него тревожно, делать ничего не хочется — возможно, он впал в грех уныния. Что это, как бороться с напастью, к чему она может привести, если вовремя не обратить внимание на такое состояние души?
Описание уныния
Казалось бы, название говорит само за себя, унылый человек — печален, вял, ему ничего не хочется. Но только ли этим исчерпывается состояние уныния? Википедия характеризует его как один из смертных (грозящих вечными муками душе) грехов. Плохое настроение бывает у всех, это еще неглавный признак греха уныния. Чем же отличается простая грусть от тяжелой духовной болезни?
- Человек не хочет (иногда не может) выполнять свои основные обязанности.
- Постоянно находится в апатии, ничто не в силах заинтересовать его.
- Обвиняет Господа в том, что Он слишком строг к нему, жалуется на судьбу и окружающих.
- Пренебрегает своими христианскими обязанностями — не посещает храм, не молится, не читает Священное Писание.
В католической традиции тоже считается очень опасным состоянием, которое ведет ко многим другим грехам. Например, к лени, пренебрежению к своему телу, чревоугодию, любви к развлечениям и т. п.
Иногда эта беда настигает лучших из лучших — кажется, вчера еще член церковной общины горел желанием взяться за новый молитвенный подвиг, а сегодня совсем его забросил. В такой ситуации надо помнить, что Господь специально посылает данное искушение, чтобы человек боролся с ним, духовно возрастал.
Бывает, что печаль и нежелание браться за дела указывают на то, что ранее подвижник был очень самонадеян, возгордился. А ведь истинный христианин должен в душе носить смирение. Это значит, что все хорошее, что есть в душе — от Бога, следовательно помощи надо просить у Него, не надеясь на собственные силы.
Что говорят мудрецы
Святые отцы об унынии знали не понаслышке. Жизнь в монашеском уединении выявляет самые ужасные пороки, заставляет демонов более активно нападать на подвижников.
Святой Феофан писал, что унывать — значит скучать за любым делом. Это может быть обычная работа по дому или молитвенное правило. Иноку хочется все бросить, его не радует больше ни пребывание в храме, ни дела на благо монастыря.
Это состояние может продлиться довольно долгое время. Испытав несколько раз ощущение духовного подъема после молитвы, человек может очень загрустить, когда ощущает внутри лишь холод и маловерие.
Унывать — что значит это с точки зрения святых отцов? Существует разница между обычной печалью и смертным грехом. Грусть — явление преходящее, она является нормальной реакцией на внешние события. Однако при этом человек не теряет дееспособность. Проходит время — возвращается обычное состояние. Грех же может пытаться победить человека в любой момент. Кажется, что все хорошо, но на душе появляется тяжесть, терзают сомнения, появляется тоска.
Духовная болезнь имеет вполне видимые физические проявления.
- Нарушается цикл отдыха и бодрствования — либо одолевает бессонница, либо наступает сонливость.
- Расстраивается пищеварение — мучают запоры.
- Человек переедает либо, наоборот, теряет аппетит.
- Наступает быстрое утомление — одолевает слабость, боли в области сердца, мышцы становятся вялыми.
Уныние тесно связано с физическим расслаблением. Поэтому монашествующие называли его «полуденным бесом». Иноки очень рано встают, поэтому в полдень для них наступает время обеда. А после приема пищи многих клонит в сон. Здесь и подстерегает нерадивых опасность.
Последствия, как бороться
Почему же этого греха следует всеми силами избегать? Казалось бы, в плохом настроении нет особой опасности. Но святые отцы предупреждают — это дорожка ведет в пропасть. Личность, подпадая под влияние депрессивного состояния, скатывается все глубже. Проблемы нарастают, как снежный ком, который, в конце концов, может привести к нежеланию жить. А суицид — единственный грех, который нельзя «отмолить», потому что, совершая его, человек отворачивается от Бога.
Страшней всего то, что отчаяние заставляет вчерашнего христианина разувериться в Боге. Для него Господь больше не является всемогущим, благим и неизменным. Впадая в греховный ропот, несчастный тем самым отвергает спасение, которое принес в мир Христос. Смирение сменяется гордыней, вера — самонадеянностью. Так сатана улавливает множество душ. На самом деле уныние заставляет терзаться уже здесь, а за чертой земного существования эти муки многократно усиливаются.
Вот к чему может привести обычная жалость к себе, а ведь она весьма характерна для людей нынешнего времени. Как же бороться с проявлениями слабости? Об этом тоже можно прочесть у святых праведников:
- Приступы лености и расслабления лечатся обычным принуждением. Без него в любом начинании ждет провал.
- Не следует потакать себе во всем. На каждое «не хочу» имеется «надо». Ранний подъем, посещение храма, чтение молитв — через преодоление собственных слабостей воспитывается сила воли. Только так.
- Если каждый день совершать хотя бы одну небольшую победу над ленью, со временем можно получить впечатляющий результат. Секрет успеха очень прост — регулярность, постоянство, последовательность.
Все хорошее дается в жизни в обмен на усилия. Также совершается и спасение души — через понуждение, «силою берется», как говорится в Евангелии. Для этого не надо совершать великих подвигов где-то на краю земли, а просто изо дня в день трудиться над собой.
Можно представить себе душу, как поле, поросшее тернием (это грехи). Чтобы посеять полезные растения, сначала надо выполоть сорняки. Но поначалу работа может показаться просто невыполнимой. И тут может появиться желание опустить руки. Именно об этом предупреждают монахи — унывать и сдаваться нельзя! Даже если каждый день обрабатывать небольшой участок, со временем на поле можно вырастить хороший урожай.
Духовный маяк
Очень важно в период отчаяния не оставаться в одиночестве, хотя это и кажется хорошей мыслью. Наоборот, надо просить помощи у более опытных в духовной жизни людей. Если христианин еще не воцерковлен, то лучше побыстрей начать процесс. Это поможет не унывать, прийти в тонус.
В каждом храме есть священник, к нему и следует обратиться, поделиться тем, что мучает. Бояться не следует — многим тяжело дается буквально каждый поход в храм. Это нечистый пытается отвадить душу от святого места. Ему спокойней, когда человек сидит возле телевизора, а не молится.
Для борьбы с унынием применяются обычные церковные таинства:
Если в церкви требуется помощь, следует заняться волонтерской работой. Что именно надо делать — скажет священник. Для мужчин всегда найдется физическая работа на территории, для женщин — послушание в храме. Вовлечение в общее дело будет очень благотворно влиять и на психику, и на духовное состояние страдающего. Многие таким образом выстраивали правильные отношения с Богом, некоторые даже решали пойти духовным путем.
Христианин всегда должен помнить о том, что надо просить помощи в молитвах у святых. Может казаться по-другому, но выбор есть всегда: поддаться обстоятельствам либо обратиться к Господу, излить свою печаль и приниматься за дело.
Не надо упиваться жалостью к себе, это опасный путь. Некоторым нравится, когда окружающие выражают сочувствие, жалеют. Чтобы уныние не переросло в отчаяние, необходимо внимательно относиться к тому, что происходит в душе.
Как не охладеть к вере
Состояние, в котором сердце слово застыло, хорошо известно опытным духовникам. Оно является одним из признаков уныния. А причиной становится любовь к развлечениям, переедание, леность. Либо Господь попускает его в качестве испытания. Человек, охладевший, начинает забывать не только все хорошее, что было в его жизни, но и Бога отодвигает на второй план. Он становится не смыслом жизни, а какой-то отвлеченной идеей.
Христианин теряет интерес к духовной жизни, не хочет участвовать в молитвах и таинствах. А эти шаги ведут к полной духовной деградации. Чтобы ее избежать, надо тщательно подготовиться к исповеди, принять Святые Дары (причастие), понуждать себя почаще ходить в храм. Вот еще несколько советов от опытных священников:
- Полезно чтение Священного Писания, духовных книг;
- За каждой обыденной вещью надо стараться видеть промысел Божий, милость Творца;
- Надо найти для себя занятие, которое будет приносить пользу окружающим. Ведь к праздному человеку бесу подобраться проще всего.
Самое сильное оружие
Чудесным образом Христос способен оживить увядшую душу, вернуть ей радость жизни, способность вновь воспринимать живительную благодать Святого Духа. А средство для исцеления доступно каждому, всегда и при любых обстоятельствах — это молитва. В состоянии уныния бесы наводят мысли о том, что не стоит и начинать, не поможет. Это потому что святые слова единственное, что гонит их прочь.
Данное средство борется с самым корнем любого греха, потому что молитвенное воздыхание направлено к Богу, демонстрирует веру в Него. Даже если слова приходится выговаривать через силу, они сокрушают невидимую стену, возведенную грехом между человеческим сердцем и Спасителем.
Необязательно сразу браться за большое количество длинных молитв. Ослабевшая душа может этого не выдержать, тогда подвижник скатится в еще более глубокую пропасть отчаяния. Начать следует с самых коротких:
- «Господи, помилуй!»
- «Богородице Дево» (читать по десяткам, начиная с одного, постепенно увеличивать).
- «Слава Богу за все!»
Надо стараться в любом событии находить светлую сторону. Не пытаться избавиться от испытаний и скорбей, а переносить их терпеливо, даже с благодарностью. Ведь тем, кто верен до конца, Господь уже готовит вечную награду. По свидетельству отцов Церкви, она несоизмеримо больше любых земных страданий.
pravoslavie.guru
Как избавиться от греха уныния?
Как избавиться от греха уныния?
Здравствуйте, дорогие наши посетители!
Греховный дух уныния, время от времени, охватывает (за редким исключением) душу каждого человека. Уныние, в буквальном смысле слова, отравляет жизнь, подкидывая порой опасные суицидальные мысли… С этим страшным духом нужно бороться в самом начале его появления.
Одна православная женщина задала следующий вопросы:
Есть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния? Можно ли скорбеть, не унывая? Как избавиться от уныния?
Отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):
«Чтобы это желание было спасительно, надо подготовить свою душу, ведь с грязной душой попадешь только в ад. Надо еще здесь на земле потрудиться в поте лица, послужить Господу Богу. Надо постоянно духовно совершенствоваться… А пока то состояние, в каком мы сейчас находимся, не соответствует Царству Небесному. Не исправившись здесь, мы не исправимся и там, а в Царство Небесное ничто нечистое не входит. Какие мы есть, такими и там останемся…
Если же мы с вами достигли такого совершенства, что у нас нет уже ни гнева, ни раздражения, ни обиды, ни ревности, находимся в любви к Богу и ближнему, то нам не отчего бежать из этого мира. Для нашей души уже пришло время покоя. Такая душа не стремится перейти в тот мир, она сознает свое несовершенство.
Порой бывает, проживет человек долгую – 90-100 -летнюю жизнь. Уж и физических сил нет, а он все не умирает. Это оттого, что, может быть, есть грехи нераскаянные, душа не готова для рая, а Господь желает этой душе спасения. Потому-то и нет этой душе смерти. Так что не торопитесь из этого мира выходить.
– Можно ли скорбеть, не унывая?
– Уныние – это смертный грех. Вот, умер у вас родственник, будет естественно для вас поскорбеть о нем. Но в это состояние далеко входить нельзя, потому что после долгой сильной скорби начинается уныние. Вот, звонит одна наша матушка, говорит, что у нее большая скорбь – умерла сестра. Я ей: «Ну, поскорби немножко, но в уныние впадать не надо. Если бы не билось – не ломалось, то куда бы все девалось? Все люди рождаются и умирают».
У меня мама умерла на руках. Я причастил ее, и она через час отошла, я сидел рядом. Ну, зачем я буду плакать? Я знаю, что она с покаянием, после причастия умерла – наоборот, надо радоваться, что человек отстрадал, отмучился здесь на земле. Некоторые могут подумать: “Какое у него жестокое сердце!” Конечно, была скорбь, но рассудил, что лучше радоваться ее благой кончине, чем плакать.
– Как избавиться от уныния?
- Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает. Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, – благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние.
Особенно часто в унынии тот, кто не раскаян в грехах – душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости? Потому, что нет покаяния. Многие скажут: “А я каюсь!” Каяться на словах, одним языком – это мало. Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра: «вымытая свинья снова идет валяться в грязи» (2 Пет.2:22).
Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна. Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь. Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого. Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо…
Наш путь христианский – ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: “Всю жизнь ты болтал – теперь хватит! Принимайся за дело – читай молитву. Не хочется? Заставлю!”
Если уныние только пришло, только началось – открывайте Евангелие и читайте до тех пор, пока бес не отойдет от вас. Допустим, алкоголику захотелось выпить – если он понимает, что бес напал, пусть открывает Евангелие, несколько глав прочитает – и бес сразу отойдет. И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить.
Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа – сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий, и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий. Он уперся руками в косяки двери и вскричал: «Господи, до чего бесы обнаглели – уже из келий насильным путем вытаскивают!» Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: “Господи, что же Ты не помогаешь?” А Господь и говорит ему: «А ты ко мне не обращаешься. Как только обратился, Я тебе сразу помог».
Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: «Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери. А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке и конь рванул в сторону – бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив». И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его… Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед».
Что делать с унынием?
Молитва святого Ефрема Сирина — об унынии
Святые отцы о борьбе с гордыней, унынием и гневливостью
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Похожий материал:
К записи "Как избавиться от греха уныния?" оставлено 3 коммент.
Оставить комментарий
semyaivera.ru
Депрессия. Испытание унынием / Православие.Ru
Депрессия, метко прозванная американскими специалистами "психическим насморком", распространяется в мире не менее активно, чем физическая простуда в холодный сезон. В настоящее время, согласно данным Американской психиатрической ассоциации, только в США ежегодно этому недугу оказываются подвержены около 15 млн. человек. Другие исследования оценивают распространенность депрессивных расстройств гораздо выше - более 26% среди женщин и 12% среди мужчин. Согласно результатам научных исследований, опубликованным в "Журнале клинической психиатрии", ежегодные расходы, связанные с заболеваемостью американцев депрессией, в 1990г. составили 43,7 млрд. долларов. Эта сумма включает в себя стоимость 290 миллионов потерянных рабочих дней, психотерапевтической помощи и снижения трудоспособности. Эти данные показывают, что из всех хронических заболеваний клиническая депрессия в наибольшей степени выводит людей из строя. Несмотря на распространенность и деструктивность этого заболевания, точный механизм или механизмы возникновения депрессии пока еще не открыты. Многие годы ученые считали, что депрессия связана с недостатком нейромедиаторов - либо вещества норэпинефрина, либо серотонина - в важнейших синапсах центральной нервной системы. Однако ключевая биохимическая причина депрессии пока остается неизвестной.
В противоположность биохимической версии возникновения депрессии, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что депрессия - это невыраженная и неосознанная ярость, реакция на состояние беспомощности или зависимости от других или на утрату возлюбленного(ой). Наиболее ранний гнев у ребенка мог быть вызван чувством "покинутости" матерью, когда у нее появляется другой ребенок. Поскольку ребенок не мог позволить себе гневаться на свою мать и идти на противостояние, полагал Фрейд, он обращал свой гнев против себя. Таким образом, невыраженный гнев сдерживался или направлялся внутрь себя. Депрессия по Фрейду - обращенный внутрь гнев. Каждый раз, когда индивид чувствует свое одиночество, его охватывает депрессия.
В некоторых случаях депрессию вызывают многие лекарственные препараты. К ним относятся, в частности, гормональные контрацептивы и анаболические стероиды. Один исследователь описывал два одинаковых случая: у женщин, никогда не страдавших психическими заболеваниями, через один-два месяца после введения норпланта (контрацептив длительного действия, который вживляется под кожу) возникала глубокая депрессия.
Прекращение приема таких стимулирующих наркотиков, как кокаин и амфетамин, также может вызвать симптомы депрессии, например, тоску, бессонницу и апатию.
Несмотря на то, что депрессию называют болезнью XX, а теперь и XXI века, этот недуг отнюдь не нов. Еще Гиппократ описывал сходное психическое состояние под названием "меланхолия", видя его причину в наполнении мозга "черной желчью". В Священном Писании приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета: от них страдал, например, царь Саул, а облегчение ему приносила игра Давида на гуслях. Многие места из Книги Псалмов свидетельствуют о том, что пророк и псалмопевец Давид также испытывал нападения тяжелого давящего уныния. Печален стих царя Соломона-Экклесиаста, повествующий о суете сует. Стоит ли винить в распространении депрессии современное информационное общество с его стилем и темпом жизни, если житель древней Иудеи или античной Греции был знаком с депрессивной симптоматикой ничуть не хуже, чем наш современник? Быть может, причина болезни кроется в претерпевшей грехопадение человеческой душе, за последние несколько тысяч лет изменившейся так мало?
Ни в одном из имеющихся в настоящее время научных трудов по психиатрии или психологии депрессия не получила столь точного и исчерпывающего описания, как в творениях святых отцов, где задолго до становления и развития светских наук о душевных расстройствах эти состояния были определены как греховные страсти уныния и печали. Тягчайшим из духов злобы называет дух уныния св. Иоанн Лествичник.
Пожалуй, напоминающий Илюху из нашей присказки персонаж отыщется в кругу знакомых каждого из нас, а кто-то, быть может, узнает в этом герое и себя в определенные жизненные моменты. Как помочь многострадальному меланхолику? Его мрачное настроение мигом подхватывает массовая культура. Ставшая в некоторых кругах хорошим тоном этика декаданса убеждает людей в том, что быть счастливым и радостным - неприлично, неправильно в нашем гибнущем мире. Лучше красиво увядать, предаваясь эффектному саморазрушению.
Поговорим о различии вариантов мужской и женской депрессии. У женщин депрессивные состояния чаще сопряжены с недовольством своей внешностью (дисморфофобия), желанием похудеть, исправить какие-то недостатки лица, фигуры. Толчком к развитию депрессии может послужить долгая травмирующая ситуация в семейной жизни (муж пьет, бьет жену) или невозможность создать семью, неудачи на работе, материальные проблемы, то есть, вполне реальные житейские причины. Депрессия у женщин может быть связана с гормональной перестройкой организма при беременности, после родов, при наступлении климакса. С мужчинами все гораздо сложнее. С большей легкостью атакуя Еву, которая порой не распознает вражеского нападения, видя причину внезапного приступа плохого настроения в "критических днях" или неудачной диете, для Адама враг рода человеческого подготовил артиллерию потяжелее.
Депрессия у мужчин часто возникает безо всякой на то видимой причины. Например, наш Илья - высокооплачиваемый сотрудник преуспевающей фирмы. Он молод, хорош собой, не обделен вниманием прекрасного пола. У него есть любящие родители, которые искренне гордятся сыном и души в нем не чают. Есть и друзья, которые всегда помогут в трудную минуту, выслушают, ободрят. Но, тем не менее, время от времени на Илью "находит". В такие периоды мрачные часы уединения сменяются отчаянными молодецкими выходками, зачастую пьяными. То наш герой ввязывается в криминальную разборку, явно недооценивая собственные силы. Оказавшись после этого на больничной койке, он тут же, в стационарных условиях, влюбляется и завязывает роман. Выписавшись из больницы, начисто забывает предмет былой страсти и отправляется за компанию с другом-экстремалом прыгать с парашютом. Сломав еще пару недоломанных ребер, не унимается, а покупает подержанный автомобиль (новый, видно, разбить жалко, зная свои особенности), садится за баранку в не очень трезвом состоянии, прихватывает с собой визжащую от восторга пьяную же подругу и гонит по ночному шоссе в неизвестность. "Еще жив?" - неудивительно, что знакомые Ильи уже давно начинают интересоваться его судьбой именно с этого вопроса.
Да, как видно из яркого примера, депрессия у мужчин часто сопряжена с алкоголизмом и может скрываться за его маской, выдавая причину за следствие. Представители сильного пола реже, чем женщины, признаются сами себе, что им требуется помощь специалиста. Если для женщин в период депрессии характерна слезливость, склонность к жалобам, желание обрести поддержку в лице священника, врача, родственников, друзей, то мужчины предпочитают страдать молча, из страха продемонстрировать кому-либо свою слабость. Например, экстремальные выходки Ильи имеют двоякую направленность - с одной стороны, желание убежать от своего недуга с помощью острых ощущений, с другой - доказать всем окружающим, что он не слезливый меланхолик, а "Крутой Уокер". Но оба этих пути ведут в тупик. Мы знаем из церковного предания, что любая болезнь посылается нам как жизненный крест, как духовное упражнение. От депрессии нельзя убежать. С ней необходимо бороться, как и с любой другой страстью, уповая на помощь Божию.
Бывает, что депрессией ошибочно называют состояние острого горя, например, при утрате близкого человека, тяжелой болезни, катастрофе. Главное отличие депрессии от состояния здоровой печали - это отсутствие надежды. Здоровый человек говорит себе: "Сейчас мне плохо, но это только сейчас. Со временем все изменится". По прошествии некоторого промежутка времени он уже не вспоминает травмирующее событие с точностью до мелких деталей - срабатывает спасительное свойство человеческой памяти забывать то, что ранит. При истинной депрессии бывает иначе. "Мне плохо и так будет всегда. Нет надежды. Нет выхода", - так звучит демонское нашептывание, которое больные депрессией принимают за свои мысли. Нетрудно догадаться, что цель этих внушений - привести человека к страшному и необратимому греху самоубийства. Причем этот ужасный акт не обязательно должен быть осуществлен через пресловутые веревку и мыло или прыжок с подоконника тринадцатого этажа. Постоянное истязание себя мрачными мыслями, если не искать выхода, может привести к постепенному ослабеванию и угасанию организма. Множество самых неожиданных болезней не заставят долго себя ждать, проявляясь на изможденном страждущей душой теле. Не минуют жертву депрессии и пагубные пристрастия вплоть до самых страшных вариантов наркозависимости. "Умерла от тоски", - разве не привычная для нас фраза, знакомая по любовным романам. Вдумайтесь в ее подлинный смысл.
К счастью, депрессия излечима. Об этом говорят данные психиатрической литературы. Но даже эти оптимистичные данные не говорят о той милости, которая открывается страждущей душе Врачом душ и телес, если больной проявляет твердую веру и непреложное мужество в борьбе с недугом. Врачи и лекарства - только помощники, через которых может быть дано исцеление. Дано тогда, когда ты будешь готов его принять.
Тем не менее, если вы замечаете у себя или кого-то из близких характерные симптомы депрессии, не следует пренебрегать медицинским обследованием. Стоит обратить внимание на следующие признаки:
1. Подавленное состояние духа большую часть дня, почти ежедневно, иногда раздражительность по отношению к детям или подросткам.
2. Заметно снизившийся интерес ко всему - апатия, или общая неудовлетворенность, почти ежедневная пониженная активность большую часть дня.
3. Значительная потеря или, наоборот, прибавление веса без изменения диеты.
4. Почти хроническая бессонница или патологическая сонливость.
5. Психомоторное возбуждение или психомоторное торможение - ненормальное ускорение или замедление психомоторных движений или психических процессов, почти ежедневно наблюдаемые другими людьми.
6. Почти хроническая усталость или потеря энергии.
7. Часто ощущаемое состояние никчемности, излишнее либо неуместное чувство вины.
8. Почти постоянная пониженная способность к мышлению, невозможность сосредоточиться и нерешительность.
9. Навязчивые мысли о смерти, или мысли о самоубийстве без особого плана, или попытка к самоубийству, или особый план его осуществления.
Если у вас отмечаются пять и более перечисленных признаков в течение времени не менее двух недель, в том числе обязательно наблюдаются первый и второй симптомы, это должно послужить поводом для обращения к врачу. Вряд ли оказываются правы те больные, которые полностью пренебрегают медицинской помощью и лекарствами. Быть может, они считают, что полностью уподобились отцам-пустынникам, надеясь на исцеление собственными молитвами?
Что же делать, если демон уныния избрал вас своей целью? Во-первых, излишне напоминать православному христианину, что следует обратить внимание на свою духовную жизнь, привести ее в порядок под руководством духовника. Во-вторых, не верьте своей депрессии, не становитесь ей послушны. Помните, что за этим состоянием скрывается мерзкий демон, чающий вас погубить и низвести на дно ада. Отвечайте на его нападки соответствующими молитвами, которые можно найти в любом молитвослове. Рационализируйте, оценивайте трезво все мысли, которые приходят к вам в голову. Я глупый, скверный, ни на что не гожусь? Нет, я чудное творение Божие. Все дурное во мне от моих грехов, но я пойду на исповедь, покаюсь и буду исправляться. С работы выгнали? Значит, неполезно мне было там работать. Я потерплю, помолюсь, и новая работа найдется. Жених бросил, нашел другую? Да ты посмотри на него - пьет, дерется, институт бросил, непонятно чем занимается. А заодно и на себя посмотри - не нужно ли в себе что изменить, если даже такой красавец тобой пренебрег. Вон дома пыль во всех углах. Исправишься - другого жениха Бог даст, хорошего, работящего. Помните - выход есть. По молитве он обязательно откроется.
В период депрессии не пренебрегайте общением с людьми. Даже если вам искренне хочется бежать в пустыню, остановитесь и заставьте себя силой вернуться в социум. Ведь на людях все наши грехи и страсти становятся очень хорошо видны, и с ними гораздо легче бороться. Хотя демон уныния будет внушать обратное. Мне очень хорошо знакомо это состояние по собственным периодам уныния и по опыту общения с вышеописанным Ильей. В такие периоды очень легко сходишься со случайными попутчиками, например, в поезде, особенно, если они предложат вместе выпить. Мимолетное общение, легкость, никаких обязательств! Зато старым друзьям, которые могут принести тебе реальную пользу, зная твое душевное устроение досконально, очень трудно показаться на глаза. Хочется от них бежать, сгорая от ложного стыда. Илья, например, в таком состоянии всегда бегает от друзей, с которыми раньше вместе исповедовался у общего духовника, боится, что они силой повлекут его, мрачного и спьяну не проспавшегося, к строгому протоиерею на исповедь. Я, перетрудившись на ниве отечественной дефектологии, шарахаюсь в узком пространстве клинического коридора от опытной коллеги, способной замечательно вернуть на место пошатнувшиеся мозги. В период депрессии в голову приходят самые неожиданные, фантастические идеи, которые надо внимательно отслеживать и уничтожать как абсурдные. Например, Илье кажется, что совершенно безобидная, тихая девица с его работы строит интриги, чтобы его на себе женить. По этой причине он с ней больше не здоровается, а если завидит вдалеке, то сразу пускается наутек. Стоит однажды принять такую мысль, и она обрастет сотней фактов и доказательств, якобы подтверждающих ее истинность: и с работы вас хотят выжить, и обманывают, и меньше всех платят, и друзья все не друзья, а так... Вспомните слова апостола: "Не всякому духу верьте". Демоны уныния - асы маскировки. Их главная задача - заставить вас думать, что причина вашего тяжелого настроения кроется в жизненных обстоятельствах, отношениях с окружающими, осени, темноте, холоде, полнолунии, только н в их лукавом нашептывании.
А если станет совсем невмоготу - позовите в гости других страждущих от депрессии, приготовьте вкусные антидепрессивные блюда (на столе рекомендуются соленые сорта сыра, красное вино, мясо со специями и инжир) и спойте вместе печальную русскую народную песню о несчастной любви. Пусть она даст выход негативным эмоциям - именно для таких случаев народ эти песни и сложил. У вас есть надежда. Противостаньте депрессии, и убежит она от вас, вместе со своим лукавым хозяином.
www.pravoslavie.ru
Чтобы уныние заунывало / Православие.Ru
– А что голову повесили? Унываете?
– Унываю, батюшка. Сильно.
– Отчего так?
– Да страшного ничего вроде, но обстоятельства! На работе то, что хочу сделать, не получается. Такое впечатление, словно ты строишь, а сила какая-то злая всё разрушает. Дома ссоримся из-за пустяков то и дело, замучился уже. Здоровье тоже не очень радует, спортом бы заняться надо, всё не соберусь никак.
– Уж больно вы подавлены… Надо постараться из этого состояния выбраться поскорее.
– Стараюсь! Голову уже сломал, как на работе всё обустроить, как с женой отношения наладить, как на спорт время выкроить… Но сделаю, всё сделаю!
Уныние, вне всякого сомнения, одна из самых страшных и разрушительных болезней человеческой души. Если прочие страсти, овладев человеком, заставляют его чего-то желать, к чему-то стремиться, активизируют различные процессы, то уныние, не спасая от действия этих страстей, постепенно приводит одержимого им к полному параличу. Оказавшийся в его власти – словно цветок, накрытый непроницаемым колпаком, лишенный света, воздуха и воды, сохнущий и чахнущий.
И странное дело: невзирая на обессиленность, опустошенность унынием, человек унывающий зачастую много и тяжко грешит. А от грехов, их тяжести и мыслей о посмертном воздаянии унывает соответственно еще больше. И всё ходит и ходит по этому замкнутому, страшному, в сущности, кругу, не зная, как выйти из него и освободиться.
При этом одна из главных ошибок – это, как ни странно, как раз то самое, выше процитированное стремление «всё изменить», точнее – видение в этом панацеи: с «изменением всего» – того, что и заставляет его унывать, – человек связывает и изменение своего душевного состояния. Вроде бы, логично. Но…
Как же быть, если внешние обстоятельства изменить не удается? Если ты прилагаешь все возможные усилия, ищешь пути решения, даже помощи просишь у тех, кто помочь может, и молишься, конечно же, а всё остается по-прежнему? Или того больше – ситуация вообще от тебя не зависит ни в коей мере. Что тогда? Продолжать унывать, преуспевая в виду этого «на горшее»?
Думается, нет, неправильный это порядок. Все силы в первую очередь как раз-таки и надо бросить не столько на «решение проблем», сколько на борьбу с унынием. Победа над ним – вот первостепенная задача! Тогда и силы на всё остальное появляются.
Преподобный Антоний Великий говорил: «Пусть то, что причиняет тебе скорбь, станет источником радости»
Легко сказать, да нелегко сделать? Безусловно, как и вообще всё, что имеет отношение к нашему спасению. Царствие Божие как берется? Силой. И «употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Человек, будучи не в силах изменить обстоятельства, всегда может изменить свое отношение к ним. Преподобный Антоний Великий говорил: «Пусть то, что причиняет тебе скорбь, станет источником радости». Чудно звучит, загадочно, парадоксально? Наверное… Но христианский взгляд на жизнь нередко представляется стороннему человеку парадоксальным. А суть тут – именно в христианском взгляде.
Ты болен и болезнь не покидает тебя? Но ведь это Господь послал ее тебе для усовершения в терпении, для преуспеяния в мужестве христианском. Разве эта мысль неспособна утешить? Тебя притесняют неблагонамеренные люди, обижают, досаждают, гонят ни за что ни про что? Но разве через это ты не становишься ближе к Тому, с Кем поступали так же, а потом и вовсе распяли? У тебя не ладится дело, ты бьешься, мучаешься, но ничего не выходит? А не приходила ли тебе мысль, что Господь по какой-то особой причине не помогает тебе, а, напротив, препятствует, потому что в конце концов это дело обратится не к пользе, а во вред? Ты трудишься, подвизаешься для того, чтобы научиться преодолевать искушения, жить жизнью подлинно христианской, незазорной, но всё падаешь и падаешь? И горько, и больно тебе? Но подумай: Господь видит и труд, и ревность твою, да только попускает тебе падения эти, чтобы ты… смирился, ибо хочет научить добродетели самой важной и самой высокой.
Победа над унынием – всегда дело веры. Ее проявление, свидетельство о ней. Причем не обязательно, чтобы вера была сильной, великой – пусть она будет всего лишь с горчичное зерно, пусть просто – будет. Дух уныния стремится умертвить ее, отнять у нас этот дар, потому что знает его силу. Нельзя ему уступать – никак!
Всё самое светлое, радостное нужно представить пред взор разума своего, ввести в тьму своего сердца: случаи помощи Божией, примеры милости Его к нам; память о том, что не всегда мы были столь неудачливы, как сейчас; уверенность: и на нашей улице будет вновь праздник. И обязательно благодарить Бога – за всё! Даже если сердце не отзывается, просто устами благодарить. И еще – делать всё наперекор унынию, противное тому, чего оно хочет. И оно обязательно само заунывает и убежит. Мы даже и не заметим как.
www.pravoslavie.ru
Преодоление уныния / Православие.Ru
Баба Тоня, пережившая все «прелести» гражданской войны, коллективизации, оккупации, разрухи и голода, приезжая к нам из села, всякий раз с неподдельным умилением и радостью говорила: «Как же хорошо вы живете!»
***
Это просто беда нашего времени: при очевидном изобилии и разнообразии еды, одежды и «товаров народного потребления» – словом, всего, что должно по идее облегчать нашу жизнь, – все больше людей впадают в тягчайшее, безвыходное (как им кажется) уныние.
Конечно, бывают случаи исключительные, когда человек пережил горькую потерю или вошел в «полосу» бед, скорбей и напастей и душа его, отягощенная невыносимым (как кажется) грузом обстоятельств, впадает в тягчайшее уныние.
Но ведь существует множество других примеров, когда «объективные» внешние обстоятельства не имеют к происходящему в душе человека прямого отношения. То есть человеку именно кажется, что обстоятельства его невыносимы, в то время как при ближайшем рассмотрении они вполне сносны и даже при ином расположении сердца могут служить причиной благодарности, счастья и радости.
Удивительно, насколько мы подчас не умеем ценить то, что имеем!
Кажется, немалую роль в нынешней эпидемии уныния сыграл насаждаемый повсеместно дух гедонизма, наслаждения, стремления к обладанию, упоению всеми земными благами. Причем именно не удовлетворение тем, что приходит естественным образом при разумной и доброй организации жизни, а жадное, болезненное стремление к какому-то «среднестатистическому» счастью, стремление к такому уровню материальной жизни, который почему-то кем-то когда-то был признан «золотым стандартом». И как-то мы постепенно усвоили мысль, что без этого «стандарта» жизнь не может считаться ни счастливой, ни состоявшейся.
Говорят, у американцев самое жестокое оскорбление – это назвать человека «неудачником», то есть тем, кто не сумел достичь в жизни этого самого «стандарта». И у нас уже принято стало оценивать человека по его социальному статусу, по степени материального преуспеяния.
Но ведь раньше ничего подобного не было, по крайней мере у нас и в широком употреблении. И никогда у русского народа не считалось оскорблением назвать кого-то или даже назваться самому неудачником. И мы даже знаем множество веселых, неунывающих и сметливых таких «неудачников», которые странствуют по страницам нашей классической, да и современной русской литературы и горя не знают.
И это примечательно. Понятие счастья, радости, довольства у нас как-то никогда не увязывалось прямо с достижением материальных благ, а все больше с духовным расположением, с радостной благостью, настроенной все приключающиеся напасти переносить благодушно и стойко.
Очевидно, корни такого отношения кроются в православной вере. Помните, как у апостола Павла: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть». К слову, апостол вовсе не настаивает на внешней нищете как непременном условии благочестия и продолжает так: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 11–13).
Удивительный отрывок! То есть дело даже не в том, нищий ты или богатый, нуждаешься в чем или нет, а в том, чтобы во всех обстоятельствах оставаться христианином, быть благодарным за то, что есть, и не впадать, с одной стороны, в уныние, а с другой – в надменное самодовольство.
Примечательно, что самый частый, по крайней мере – в приватной беседе высказываемый, аргумент такого уныния – это пустота. Непонимание и нечувствование смысла жизни. То есть и «завал» житейский бывает причиной уныния, но все же именно не внешние обстоятельства большей частью, а нежелание их терпеть, непонимание, для чего и зачем «это все», становится причиной уныния.
Нас слишком долго приучали к безверию. Но, кажется, сама благодать хранила наш народ и в самые тягостные периоды истории давала ему духовные, нравственные силы для преодоления бед и напастей.
Может быть, это было связано с тем, что народ наш после революции терпел в известном смысле насилие над собой, хотя по рвению сердца, по нетерпению и утрате веры сам стал причиной такого тяжкого рабства. Но все же, как кажется, в большинстве своем народ очень скоро опомнился от своего «кровавого разгула» и больше новую власть терпел, чем радовался ей, воздыхая о своих согрешениях и сетуя, что переусердствовал, «перевернув жизнь».
Может быть, за эту «подневольность» Дух Божий не оставлял наш народ.
Но сейчас…
Сейчас дело иное. Множество, именно множество, если не большинство, людей добровольно, с самозабвением бросилось у нас в погоню за земным счастьем. И «золотой стандарт» стал в полном смысле нашим золотым тельцом. Теперь достижение карьерных высот, внешнего благополучия, достатка и комфорта стало у нас главным мерилом состояния жизни. И вот это по-настоящему опасно, потому что свидетельствует о повсеместном духовном оскудении.
Думается, что это «добровольное рабство» как раз и лишает нас благодати Духа Святого – именно потому, что не вызвано никаким внешним принуждением или насилием.
А без благодати Божией жить человек не может! Жизнь его тогда ограничивается плотскими и душевными потребностями и погоней за их удовлетворением. Но даже удовлетворение этих потребностей не доставляет отраду душе, не насыщает ее, а, напротив, истощает, потому что ничто не может заменить человеку общения с Богом в Духе Святом.
В русском языке есть подзабытое ныне или в лучшем случае узко понимаемое слово – целомудрие.
Обычно под целомудрием понимается половое воздержание, телесная и душевная чистота. Но слово это глубже по своему значению. Достаточно вслушаться в него, чтобы понять, что речь идет о какой-то сокровенной, особенной мудрости, и мудрость эта связана с целостностью.
Надо понимать, слово это говорит о том, что высшая человеческая мудрость заключается в разумном единстве жизни: телесной, душевной и духовной, соединяющей человека с Богом. Об этой целостности, об этом единстве с Богом должен человек заботиться более всего остального, и эта целостность составляет смысл и содержание, полноту человеческой жизни.
Отсюда главная причина абсолютного большинства «безвыходных» уныний – беспечность о духовной жизни и наступившая вследствие этой продолжительной беспечности пустота.
Здесь никакими самоуговорами и убеждениями не поможешь. Здесь именно нужно сознательно обратиться к свету, распахнуть закрытую наглухо «форточку души», чтобы свежий воздух благодати наполнил жизнь утраченным смыслом и содержанием.
И первое, что нужно сделать человеку, пребывающему в унынии, – это от всего сердца, от всей души со слезами раскаяния попросить у Бога прощения за то, что так долго пренебрегал Его призывом, думал прожить «по-своему», сам по себе. Чем и обрек себя на тьму, духоту и жестокую тоску с унынием. Это на самом деле великий грех, совсем не малый! И следствие этого греха, как видим, тоже не шуточное…
Невозможно обмануть Бога, «спрятавшись» от Него за своим неверием, потому что только Бог и есть наша жизнь в ее подлинном, высшем смысле.
Нужно, обязательно нужно принести свое покаяние в храм и излить на исповеди, а потом приобщиться тела и крови Христовой, которыми в безумной дерзости своей, может быть, так долго пренебрегал. И с этого дня все силы души, все внимание и усердие обратить к Богу, к исканию Его правды, которая открывается в Церкви: и в Священном Писании, и в опыте жизни святых отцов, и в возможности общей и частной сердечной молитвы…
Без этого не может быть действительного и полного исцеления от тоски и уныния!
Но не всегда благодатные перемены происходят с человеком сразу. А случается, что и верующие люди, посещающие храм и участвующие в таинствах, впадают в уныние.
Здесь, может быть, дело в том, что от человека в делании добра требуется настойчивость и усердие. Требуется понуждение себя и терпение. А терпение проявляется, конечно, не тогда, когда человеку легко и радостно, а тогда, когда трудно и физически, и душевно. Словом, благодать Божия, желая духовного преуспеяния и возрастания человека, иногда оставляет его на время, чтобы человек мог проявить свою веру в терпеливом и усердном делании добра даже в обстоятельствах душевной пустоты и стеснения. Именно такие сознательные, порою крайние усилия в духовном делании необходимы, потому что служат проявлением доброй человеческой воли не благодаря, а вопреки обстоятельствам.
Потому и говорит святой Иоанн Златоуст, что главное средство от тоски и уныния – это благодарность Богу. Пусть даже с усилием и усилием крайним, но сознательно приносимая благодарность и есть действительное выражение нашей веры, и без этого выражения никакой духовной жизни нет и быть не может.
Еще в этой связи святые отцы говорят о решимости. О твердом намерении переносить все находящие испытания терпеливо и с всецелым упованием на Бога, на Его милость, которая и жесточайшие испытания обращает в неизреченные блага при нашем согласии и доверии. Это нам очень важно понять и помнить! Бог желает нам такой исключительной радости, что если бы мы могли хоть в малой степени почувствовать ее, то, по слову многих отцов, согласились бы в этой земной жизни претерпеть самые жестокие мучения.
И притом все наши скорби и несчастья зачастую только кажутся нам такими по сравнению с навязанным нам представлением о «золотом стандарте» счастья. А на деле все наши беды и напасти всего лишь нетрудные и нетягостные «трудности», по неизреченной милости Божией с великим снисхождением предоставляемые нам для спасения, которое без трудов и скорбей и терпения никак не возможно.
И наоборот – внутренняя расслабленность, вялость, вечное ожидание «преференций» от жизни, постоянное недовольство и мучительные мечты о комфорте и достатке парализуют волю, делают человека склонным к меланхолии и унынию.
Дело зачастую совсем не в трудностях, а в отношении к жизни, в решимости переносить скорби и испытания, во внутренней собранности. Вот чему нам нужно учиться самим и чему учить детей, чтобы они выросли действительно добрыми людьми, крепкими душой и телом.
Чехов с присущей ему меткостью когда-то сказал: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение самое наглое». От этого самомнения, от сластолюбия человек становится расслабленным, вялым, утрачивает терпение – важнейшее качество полноценной жизни. И именно от недостатка терпения рождается и зреет в душе человека уныние.
Мы становимся заложниками своей расслабленности. Комфорт и сытость не приносят счастья. Это не значит, что нужно непременно спать на голой земле, одеваться в рубище и довольствоваться хлебом с водой. Но это значит, что нужно с благодарностью принимать то, что посылает Господь, искать возможность для приложения сил – и не для своей только выгоды, но во славу Божию, на пользу людям.
И самое главное, что нам нужно иметь, – это твердое упование на милость Божию и такую же твердую решимость ради Него переносить находящие искушения. А дух уныния нужно гнать от себя с гневом, как некую мерзость, приражающуюся к душе, но власти над ней не имеющую. И слова благодарности, сказанные пусть даже через силу в самую трудную минуту, даже вопреки смущенному чувству и разуму, – это самые ценные, золотые слова. Потому что эти слова – выражение подлинной свободы, доверия Богу, любящему нас больше, чем мы можем себе представить.
www.pravoslavie.ru
Как бороться с унынием и его порождениями. 6 часть - Психология - Для души - Статьи
Но как именно можно удалить от себя уныние?
Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».
Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.
Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.
Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».
Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?
Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые – ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.
Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели – точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.
Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.
Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».
Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.
Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.
Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.
И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.
Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин.
Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:
«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.
Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.
Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.
Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.
Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.
Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».
Источник: http://www.pobedish.ru/main/depress?id=153#ixzz1y2uQLVLu
happy-school.ru