Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма. Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё. Под влиянием Монтескьё Фридрих Карл фон Мозер выпустил книжечку (56 страниц) «О немецком национальном духе» (Von dem deutschen Nationalgeist, 1765), вызвавшую обширную дискуссию. Учение Гердера о народном духе с одной стороны развивает просветительское, с другой стороны уже предвосхищает романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. В романтическом учении о продуктивном духе народов братьев Гримм, которое было в целом узким и националистическим, этому духу надлежит из темного лона породить все своеобразие нации. Впоследствии романтическое учение исторической школы права (Савиньи) привело к недооценке наднациональных связей и влияний в исторической жизни и было связано пуповиной с естественно-правовым пониманием истории, поскольку это понимание истории заменяло веру в стабильную, всеобщую природу человека верой в стабильную природу народов. Это учение изолировало отдельный народ и игнорировало воздействия на его духовное бытие, возникавшие из политического и культурного сосуществования народов — своего рода аберрация зрения, дававшая себя знать едва ли не до конца XIX в. У Гегеля национальный дух обозначает культурно-исторические проекции Абсолютного Духа. Вступая в противоборство друг с другом, национальные духи диалектически движут историю. Эмпирическим выражением национального духа является народ. Национальный дух посредством национального характера влияет на формирование индивидуального духа. Национальный дух осознает себя в религии, искусстве, системе права, политике, философии (наряду с духом времени). Государство является организацией определенного народа, объективированным выражением своеобразия национального духа. Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Спасибо! Мир нематериального невероятно сложен и разнообразен, но я обязательно смогу в нём освоиться.
Сфера нематериального для меня пока тёмный лес. Помоги мне разобраться, что такое аватара: Человек, общество События, действия Физика мира Пространство и время Текст и информация Абстрактные идеи Свойства и качества Другое/Не знаю
Текст комментария:
kartaslov.ru Материал из Википедии — свободной энциклопедии Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма. Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё. Под влиянием Монтескьё Фридрих Карл фон Мозер выпустил книжечку (56 страниц) «О немецком национальном духе» (Von dem deutschen Nationalgeist, 1765), вызвавшую обширную дискуссию.[1] Учение Гердера о народном духе с одной стороны развивает просветительское, с другой стороны уже предвосхищает романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. В романтическом учении о продуктивном духе народов братьев Гримм, которое было в целом узким и националистическим, этому духу надлежит из темного лона породить все своеобразие нации. Впоследствии романтическое учение исторической школы права (Савиньи) привело к недооценке наднациональных связей и влияний в исторической жизни и было связано пуповиной с естественно-правовым пониманием истории, поскольку это понимание истории заменяло веру в стабильную, всеобщую природу человека верой в стабильную природу народов. Это учение изолировало отдельный народ и игнорировало воздействия на его духовное бытие, возникавшие из политического и культурного сосуществования народов — своего рода аберрация зрения, дававшая себя знать едва ли не до конца XIX в. У Гегеля национальный дух обозначает культурно-исторические проекции Абсолютного Духа. Вступая в противоборство друг с другом, национальные духи диалектически движут историю. Эмпирическим выражением национального духа является народ. Национальный дух посредством национального характера влияет на формирование индивидуального духа. Национальный дух осознает себя в религии, искусстве, системе права, политике, философии (наряду с духом времени). Государство является организацией определенного народа, объективированным выражением своеобразия национального духа. Значение словосочетания «национальный дух». Национальный дух
Значение словосочетания НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ. Что такое НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ?
Делаем
Карту слов лучше вместе
Предложения со
словом «национальный дух»:
Оставить комментарий
Национальный дух — Википедия (с комментариями)
См. также
Напишите отзыв о статье "Национальный дух"
Примечания
Литература
Отрывок, характеризующий Национальный дух
– Так смотри же, гребешков, гребешков в тортю положи, знаешь! – Холодных стало быть три?… – спрашивал повар. Граф задумался. – Нельзя меньше, три… майонез раз, – сказал он, загибая палец… – Так прикажете стерлядей больших взять? – спросил эконом. – Что ж делать, возьми, коли не уступают. Да, батюшка ты мой, я было и забыл. Ведь надо еще другую антре на стол. Ах, отцы мои! – Он схватился за голову. – Да кто же мне цветы привезет? – Митинька! А Митинька! Скачи ты, Митинька, в подмосковную, – обратился он к вошедшему на его зов управляющему, – скачи ты в подмосковную и вели ты сейчас нарядить барщину Максимке садовнику. Скажи, чтобы все оранжереи сюда волок, укутывал бы войлоками. Да чтобы мне двести горшков тут к пятнице были. Отдав еще и еще разные приказания, он вышел было отдохнуть к графинюшке, но вспомнил еще нужное, вернулся сам, вернул повара и эконома и опять стал приказывать. В дверях послышалась легкая, мужская походка, бряцанье шпор, и красивый, румяный, с чернеющимися усиками, видимо отдохнувший и выхолившийся на спокойном житье в Москве, вошел молодой граф. – Ах, братец мой! Голова кругом идет, – сказал старик, как бы стыдясь, улыбаясь перед сыном. – Хоть вот ты бы помог! Надо ведь еще песенников. Музыка у меня есть, да цыган что ли позвать? Ваша братия военные это любят. – Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь, – сказал сын, улыбаясь. Старый граф притворился рассерженным. – Да, ты толкуй, ты попробуй! И граф обратился к повару, который с умным и почтенным лицом, наблюдательно и ласково поглядывал на отца и сына. – Какова молодежь то, а, Феоктист? – сказал он, – смеется над нашим братом стариками. – Что ж, ваше сиятельство, им бы только покушать хорошо, а как всё собрать да сервировать , это не их дело. – Так, так, – закричал граф, и весело схватив сына за обе руки, закричал: – Так вот же что, попался ты мне! Возьми ты сейчас сани парные и ступай ты к Безухову, и скажи, что граф, мол, Илья Андреич прислали просить у вас земляники и ананасов свежих. Больше ни у кого не достанешь. Самого то нет, так ты зайди, княжнам скажи, и оттуда, вот что, поезжай ты на Разгуляй – Ипатка кучер знает – найди ты там Ильюшку цыгана, вот что у графа Орлова тогда плясал, помнишь, в белом казакине, и притащи ты его сюда, ко мне. – И с цыганками его сюда привести? – спросил Николай смеясь. – Ну, ну!… В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна. Несмотря на то, что каждый день Анна Михайловна заставала графа в халате, всякий раз он конфузился при ней и просил извинения за свой костюм. – Ничего, граф, голубчик, – сказала она, кротко закрывая глаза. – А к Безухому я съезжу, – сказала она. – Пьер приехал, и теперь мы всё достанем, граф, из его оранжерей. Мне и нужно было видеть его. Он мне прислал письмо от Бориса. Слава Богу, Боря теперь при штабе.
Национальный дух — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма.
Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё. Под влиянием Монтескьё Фридрих Карл фон Мозер выпустил книжечку (56 страниц) «О немецком национальном духе» (Von dem deutschen Nationalgeist, 1765), вызвавшую обширную дискуссию.[1] Учение Гердера о народном духе с одной стороны развивает просветительское, с другой стороны уже предвосхищает романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. В романтическом учении о продуктивном духе народов братьев Гримм, которое было в целом узким и националистическим, этому духу надлежит из темного лона породить все своеобразие нации. Впоследствии романтическое учение исторической школы права (Савиньи) привело к недооценке наднациональных связей и влияний в исторической жизни и было связано пуповиной с естественно-правовым пониманием истории, поскольку это понимание истории заменяло веру в стабильную, всеобщую природу человека верой в стабильную природу народов. Это учение изолировало отдельный народ и игнорировало воздействия на его духовное бытие, возникавшие из политического и культурного сосуществования народов — своего рода аберрация зрения, дававшая себя знать едва ли не до конца XIX в.
У Гегеля национальный дух обозначает культурно-исторические проекции Абсолютного Духа. Вступая в противоборство друг с другом, национальные духи диалектически движут историю. Эмпирическим выражением национального духа является народ. Национальный дух посредством национального характера влияет на формирование индивидуального духа. Национальный дух осознает себя в религии, искусстве, системе права, политике, философии (наряду с духом времени). Государство является организацией определенного народа, объективированным выражением своеобразия национального духа.
См. также
Напишите отзыв о статье "Национальный дух"
Примечания
- ↑ Nicholas Vazsonyi. Montesquieu, Friedrich Carl von Moser, and the «National Spirit Debate» in Germany, 1765—1767 // German Studies Review, Vol. 22, No. 2 (May, 1999), pp. 225—246
Литература
- Тимофеев А. И. [http://anthropology.ru/ru/texts/timofeev/rusppf_19.html Концепции народного духа у Г. Гегеля и И.Ильина.] // Россия: прошлое, настоящее, будущее. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. / Отв. ред. М. С. Уваров. СПб.: Издательство БГТУ, 1996. C.67
Отрывок, характеризующий Национальный дух
Вдруг я вспомнила, как Стелла много, много раз повторяла, что я могу намного больше... Но могу – что?!.. Я понятия не имела, о чём они все говорили, но теперь уже чувствовала, что начинаю понемножку успокаиваться и думать, что в любых трудных обстоятельствах мне всегда помогало. Жизнь вдруг показалась совсем не такой уж несправедливой, и я понемногу стала оживать... Окрылённая положительными новостями, все последующие дни я, конечно же, «пробовала»... Совершенно себя не жалея, и вдребезги истязая своё, и так уже измождённое, физическое тело, я десятки раз шла на «этажи», пока ещё не показываясь Стелле, так как желала сделать ей приятный сюрприз, но при этом не ударить лицом в грязь, сделав какую-нибудь глупую ошибку. Но вот, наконец-то, решила – хватит прятаться и решила навестить свою маленькую подружку. – Ой, это ты?!.. – сразу же зазвучал счастливыми колокольчиками знакомый голосок. – Неужели это правда ты?! А как же ты сюда пришла?.. Ты что – сама пришла? Вопросы, как всегда, сыпались из неё градом, весёлая мордашка сияла, и для меня было искренним удовольствием видеть эту её светлую, бьющую фонтаном, радость. – Ну что, пойдём гулять? – улыбаясь, спросила я. А Стелла всё никак не могла успокоиться от счастья, что я сумела придти сама, и что теперь мы уже сможем встречаться, когда пожелаем и даже без посторонней помощи! – Вот видишь, я же тебе говорила, что ты можешь больше!.. – счастливо щебетала малышка. – Ну, теперь всё хорошо, теперь уже нам никто не нужен! Ой, а это как раз-то очень хорошо, что ты пришла, я тебе хотела что-то показать и очень тебя ждала. Но для этого нам придётся прогуляться туда, где не очень приятно... – Ты имеешь в виду «нижний этаж»? – поняв, о чём она говорит, тут же спросила я. Стелла кивнула. – А что ты там потеряла? – О, я не потеряла, я нашла!.. – победоносно воскликнула малышка. – Помнишь, я говорила тебе, что там бывают и хорошие сущности, а ты мне тогда не поверила? Откровенно говоря, я не очень-то верила и сейчас, но, не желая обижать свою счастливую подружку, согласно кивнула. – Ну вот, теперь ты поверишь!.. – довольно сказала Стелла. – Пошли? На этот раз, видимо уже приобретя кое-какой опыт, мы легко «проскользнули» вниз по «этажам», и я снова увидела, очень похожую на виденные раньше, гнетущую картину... Под ногами чавкала какая-то чёрная, вонючая жижа, а из неё струились ручейки мутной, красноватой воды... Алое небо темнело, полыхая кровавыми бликами зарева, и, нависая по-прежнему очень низко, гнало куда-то багровую громаду неподъёмных туч... А те, не поддаваясь, висели тяжёлые, набухшие, беременные, грозясь разродиться жутким, всё сметающим водопадом... Время от времени из них с гулким рёвом прорывалась стена буро-красной, непрозрачной воды, ударяя о землю так сильно, что казалось – рушится небо...Национальный дух и государственность (в свете уроков двух революций)
кандидат философских наук,
Центр исследования проблем глобализации
e-mail: [email protected]
tel.: 996- 0 555 072-150; 996-312-447-407; 996-312-89-15-73
Национальный дух и государственность
(в свете уроков двух революций)
Мы обсуждаем крайне важные и ключевые проблемы становления нашей государственности, которые сопряжены с разного рода перипетиями и противоречиями. При подготовке и изложении материалов подобного класса мы сталкиваемся со многими факторами неопределенности и разночтений одних и тех же событий со стороны общественности.
Субъективно говоря, историческая справедливость будет установлена только тогда, когда мы изменимся сами в своих помыслах и поступках в лучшую сторону. Только истинные обстоятельства событий должны стать нашими ориентирами, но не корпоративные или узкоэгоистичные интересы. Поэтому мы не имеем права отклоняться от правды и системности, целостности, давая разносторонние оценки противоречивого момента. В данном случае для нас важно затрагивать речь о теоретических и практических вопросах одновременно.
Итак, ^ – триединые понятия, отражающие разные уровни этно-исторического описания природы сообщества людей, связанных единым языком, этическими принципами, генеалогическими особенностями буквально каждого человека, которые сопровождают его на протяжении всей жизни. Посему без учета национального духа государственное строительство в такой стране как Кыргызстан, немыслимо.
У каждой нации имеются свои исторические корни, менталитет, заложенные с самого зарождения этой нации, что закреплено в особых обычаях и традициях, которые не повторяются другими народами. Например, кыргызские традиции имеют тысячелетние исторические пути, и по своему содержанию являются отражением судьбы кыргызского народа.
В совокупности все эти явления, стороны нациогенеза отражают то состояние, которое характеризует народ: это – национальный дух. Духовные основы нации и делают ее сильной, непобедимой, обеспечивая ей бессмертие. У нас принято считать так: если у тебя мощные культурно-этнические корни, опора на сильные традиции, уважение к своим истокам, включая гены, непоколебимая воля к лучшей жизни, то ты – надежный фундамент нации. В таком случае никто из тебя никогда не сделает раба и холопа ни при каких обстоятельствах.
Национальный дух – это сила, которая способна возродить народ в период трудностей и нести представителя каждой национальности по пути прогресса и развития. Присущими кыргызам двумя характеристиками данного феномена можно считать манасовость и пассионарность. Сии качества позволяют нам говорить об особенностях устройства кыргызской государственности в условиях современного нациогенеза.
Манасовость – мировоззрение, охват мира в целостном видении, где нет врага и чужака, где все свои. Манасовость вырабатывает такие качества как отвага, стоическое терпение, героизм, а с другой стороны – великодушие, отсутствие скрытных враждебных чувств к кому-либо, восприимчивость новизны, способность учиться. Весьма широкий обзор мироустройства – от своей точки самосущности – до беспредельных просторов Вселенной являются проекцией манасового духа личности. В часы испытаний боем Манасовый человек всегда на виду, в бой идет первым, за спину товарищей не скрывается; для таких личностей считается позором опоганить честь своего рода, откуда он произошел. Родовая принадлежность человека издревле воспитывает чувство корпоративного духа. Поэтому важное значение имеет в кочевом праве отцовская ответственность.
Не от тебя спросят за твои деяния и проступки, но от твоего отца; а в свою очередь, ты отвечаешь за сына. Воспитание мужчины в кыргызской семье под неусыпным контролем отца – не только большая школа выживания, но и становления личности. Ошибок можно простить, но слабостей отцовская ответственность не допускает. Поэтому в кочевой цивилизации каждый на своем месте и всегда готов выполнить свои обязанности перед родом и в целом перед народом любой ценой. Никто раньше времени не стремится занимать высокое социальное положение, пока не пройдет жизненные уроки, необходимые для правителя.
Что касается событий 24 марта 2005 года и 6-7 апреля 2010 года, то это предмет скрупулезной историко-психологической аналитики. Митинговые страсти 24 марта были результатом скрытных действий тогдашней власти по передаче «спорных» территорий Китаю, а затем последовавших кровавых событий в Аксы. Протестующий народ требовал справедливости и больше ни тыйына от правительства. Митингующие не требовали повышения пенсий и пособий, приоритета за свою гражданскую активность. Они нутром чувствовали, что потеря части территории страны – путь к потере государственности. Интуиция народа не обманула. Это показывают события наших тревожных дней, когда на карту всерьез поставлена судьба целой страны.
Манасам свойственны также свободолюбие и сильная воля сызмальства. Если бы не дух манасовости, то 7 апреля люди здравого рассудка и полных жизнелюбия не пошли бы под пули. Стремление режима задавить справедливость, установить аморальную диктатуру, душить свободу слова и действий побудили людей на восстание, чтобы окончательно решить – либо свобода, либо позорное существование под пятой сатрапской тирании средневекового подобия. Манасовый дух кыргызской нации отличается готовностью жертвовать собою, если этого требуют обстоятельства. Это – древний кодекс поведения каждого кочевника.
Вспомним манасову клятву перед народом и Тенгри (в авторском переводе):
Алты сан аман турганда, Ыйык кыргыз жеримди Душмандын буту баскыча, Асыл кыргыз элимди Тебелетип б\т\нг\, Кор кылып карап жаткыча, Туулбай туна ч\г\й=н, Тир== ж=рб\й \л\й=н! Аткарбасам антымды, Т\ш= т=кт== Жер урсун, К\к\-Теъир /з= урсун!!! | Пока я в полном здравии, Чем позволить чужаку Топтать мою святую землю, Чем смотреть на то, как Враги попирают мой народ, Лучше родовое проклятие заслужу, Лучше умру, чем так жить! Но если я не выполню клятву сию, То пусть меня покарает мать Земля, Да накажет Тэнгри Всевышний! |
Есть нации, которым свободолюбие и воля к победе заглушены. Эти люди зачастую происходят их рабов и низших сословий без определенного рода, либо потомки взятых в плен невольников. Весьма трудолюбивы, покорны, старательны, связаны с внутренними общинными интересами. Внутренне присущие им интриги в основном связаны с выгодой контактов и отношений людей друг с другом. Торгово-бытовая психология «ты меня не трогай, а я тебя не трогаю», «ты – мне сколько, я – тебе столько же» сидит в крови у людей даже генетически. Они беспрекословны перед правителями, не самостоятельны при принятии решений. Принятые в совете старейшин решения могут быть нарушены при первой же выгодной сделке. Аккуратно и добротно стараются выполнить тысячекратно опробованные навыки крестьянского труда, торгашества, ради хоть малейшей выгоды из продаваемого и покупаемого товара или других обязанностей.
Оседлые мелкоторговцы и ростовщики мстительны, неясны их помыслы и планы по отношению к другим людям. Это их потомственная черта характера, закрепленная в сознании и быту Правило быта для такой общины: «Любую команду от вышестоящего богача надлежит исполнить до мелочей». Могут между собой переругаться, угрожая всеми видами расправ, но обычно так и не разрешившись, эти споры приостанавливаются как бы «впрок». Поэтому бунт таких общин опасен своей ослепленностью, выполнением приказов или указаний авторитетов или главарей без оглядки. Но они при первой же атаке или при первом же упорном сопротивлении убегают и стараются скрыться за спиной других, при этом нередки случаи выдачи своих же людей, когда окажутся в притеснении. Странность в том, что такие действия не осуждаются, а наоборот получают оправдание. Честность для таких людей означает беспрекословное выполнение указаний сверху, авторитетов, если даже эти указания заведомо преступны.
Представители манасовых родов, напротив, дорожат своей свободой, вольны в своих поступках, ответственны за слова и деяния. Они благородны и на месте решают любые вопросы. Не любят, когда над ними довлеют и нарушают гармонию потребления в общине. Потеря чести для них – страшнее смерти, они проникнуты идеей справедливости и быстро принимают решение в ключевые моменты, даже положив голову на алтарь победы. Победа для таких людей и наций – воля к жизни, главное призвание в их жизнедеятельности. В обществе таких наций царит дух свободы, открытости и ответственность за свой род, за свой народ. Выдача секретов, своих товарищей, предательство, измена караются весьма сурово, чтобы такие явления были искоренены из психологии людей впредь. Такие люди не боятся сильных врагов и не ведают страха за свою жизнь и за свое богатство. Духовное богатство является главной опорой этой категории людей. Рабская психология могла появиться и развиваться у такого народа впоследствии потери лидеров, предводителей, передовых людей и после сильного террора больших сил со стороны (империи, тоталитарная власть).
6-7 апреля кыргызстанцы вышли на площадь под снайперские пули не из-за отчаянной бедности. Бедных людей хватает и в других соседних странах, даже в России. Мотивацией революции стала воля к свободе и справедливости, которые были попраны режимом семейно-клановового правления. Можно было терпеть все трудности жизни, но когда народ видит, что нарушаются не просто права, но древние устои нравственности, справедливость, когда идет явный обман и пренебрежение элементарными моральными обязательствами перед народом (например, присяга), чаша терпения лопнула. Люди шли под пули, чтобы даже ценой своей жизни завоевать справедливость, чтобы завтра восторжествовала истина в образе жизни. Пассионарные кыргызы доказали всему миру, что не умеют жить в рабском подчинении диктатуре семейного клана, которой охотно воспользовались международные аферисты. Подвиг людей, вышедших на площадь 7 апреля перед сильно подготовленной полицией подгнившей власти, не был слепым актом эффекта толпы. Это был пассионарный прорыв бастиона диктатуры, протест против удушливой атмосферы и антинародной воровской психологии правителей.
***
^ должна сидеть в каждом кыргызстанце. Если мы найдем код развития, а этот код лежит в наших генах, то мы быстро поставим страну на ноги. Наши силы разъединены. Произошла деморализация населения. Международное положение шаткое. Находимся на грани экономической изоляции из-за боязни соседних государств проникновения к ним «заразы революции». Инвесторы относятся с большим скепсисом после известных всем рецидивов «мистер 10%», который перерос до «мистер 50%». Во-вторых, их пугает то и дело проявляющаяся нестабильность в стране.
У нас есть способы нейтрализации этих негативов. Мы противопоставим трудностям и препятствиям прежде всего нашу волю к победе и национальный дух чести.
Нам предстоит построить подлинно народную государственность, в духе полного проявления свободы воли каждого гражданина – полноправного участника государственного строительства. Власть должна быть подотчетной и подконтрольной народу. Тогда исчезнут такие уродливые явления как коррупция, безнаказанность за деяния со стороны властей, нарушение прав человека и гражданина. Тогда казна получит в полном объеме налоговые и таможенные поступления, появится доверие со стороны иностранных инвесторов и международных организаций. Тогда никто из зарубежных государств, фирм и частных лиц не будет обманывать правительство при освоении природных богатств, месторождений цветных и благородных металлов. Никто не посмеет предлагать заведомо невыгодные для нас проекты. Мы будем открыты для честных инвесторов и предпринимателей, создавая в стране рай для бизнесменов. Мы эффективно используем природные энергетические силы как солнце, ветер, воды, уголь, а может быть, даже урановые месторождения. Тогда мы получим энергетическую независимость и эффективнее распоряжаться водно-энергетическими ресурсами.
За годы правления Бакиевых народное хозяйство республики потерпело убытки на 3,6 миллиарда долларов США (не считая упущенные выгоды). Это прямые экономические потери. Косвенно же мы потеряли примерно столько же. Если посчитать, куда можно было вложить приблизительно 7 миллиардов долларов, то мы можем представить, в каком экономическом и социально-психологическом состоянии находились бы все мы в настоящее время. Структуру потерь составляют энергетические, продовольственные, импорт-экспортные движения, вывоз капиталов и денег за рубеж в поисках защиты от рейдерства и государственного рэкета. Недоимки составили от таможни примерно до 1,8 миллиарда долларов и налоговых недоимок – 0,67 миллиарда долл. США. Однако эта тенденция грозит иметь продолжение и при нынешней власти, так как правила игры не изменились в лучшую сторону. По-прежнему продолжаются коррупционные схемы. Люди дают и берут взятки и заключаются явно невыгодные для государства сделки. Это говорит о нравственном климате, инерция которой сохраняется с удивительной устойчивостью. Следовательно, есть над чем задумываться, когда мы говорим о причинах и уроках 24 марта и 7 апреля. Экономика – категория нравственная, и от состояния морали в системе правления зависит благосостояние народа. Нужна ли нам третья революция? Не лучше ли изменить отношение людей к национальной государственности как личное состояние? Это – вопросы риторические.
***
Посредством сильного национального духа, объединенного, концентрированного под одной идеей «Кыргызстан – моя святая страна» мы обоснуем идею своей государственности. Отчий дом, родной край и республика моя – святыня моя. Вот в этом кроется идеология «Прыжка барса от Хан-Тенгри». Каждый камень, каждая горсть земли родной страны нам дороги, ибо за землю нашу проливали свою кровь наши предки. Пращуры наши оставили нам такое наследие – божественную землю Ала-Тоо, которая недаром называется «Троном Бога». Наш национальный дух, наследующий великие святыни лучезарных отцов-основателей кыргызской нации – Тюмень-Ата, Сактан-Ата, Угуз-Ата, Манас-Ата, оставивших код бессмертия, несет собой миссию облагораживания всей Земли. Нам необходимо обрести потерянные знаки и найти код безошибочного развития через общенациональную переоценку ценностей, которые искажены в ходе долгой борьбы за выживание под прессом многочисленных империй и чуждых режимов этатического типа.
Моральным кодексом для каждого кыргызстанца должен звучать насыят (наставления) как набат, поместившийся в 32 строки известного гуманиста и мыслителя XIV века Кетбука «Будь начеку!».
Приведем сии стихи в авторском переводе, заранее извиняясь за несовершенства перевода по части аллитерации:
Сак болгун
Кєгүш тоону кыян жууп, Көрк бузулат, сак болгун. Көсөмдөрүң элди алдап, Көч бузулат, сак болгун. Өзөгүңө өрт таштап, Өз бузулат, сак болгун. Сөөлөтүнон ажырап, Сөз бузулат, сак болгун. Салкын тоону кыян жууп, Салт бузулат, сак болгун. Намыс түгөп, ар түгөп, Нарк бузулат, сак болгун. Кара тили калп минип, Карт бузулат, сак болгун. Калыс сөзүн айта албай, Калк бузулат, сак болгун. Кызыл тоону кыян жууп, Кырман качат, сак болгун. Кыз-уланың дүйнө кууп, Кырдан качат, сак болгун. Кырды-түздү жат элге Кыйган качат, сак болгун. Кылгылыкты кыргызга Кылган качат, сак болгун. Тулпар тоону кыян жууп, Тул болосуң, сак болгун. Кудагыйсыз, кудасыз Кун болосуң, сак болгун. Кубат-күчүң соодалап, Пул болосуң, сак болгун. Кудуреттүү элдерге Кул болосуң, сак болгун! | Будь начеку
Синие горы сель смоет, И красу испортит – будь начеку. Предводители обманут народ, И кочевой стан разрушат, будь начеку. Ужалив сердце твое ядом, Свои же предадут – будь начеку. Лишившись мудрости корней, Слово исказится – будь начеку. Хладны горы сель смоет, И нарушатся традиции, Люди лишатся достоинства, И бесчестие грядет – будь начеку. Облекая слово ложью, Старец заречется – будь начеку. Не сумев внимать словам праведным, Народ испортится – будь начеку. Красну гору сель смоет, Гумно истощится – будь начеку. Парни и девы за богатством, Бросят отчий дом – будь начеку. Тот, кто продал чужакам Горы и долы тучные, Накликав бед народу, Сам сбежит – будь начеку. Зеленые ложбины сель смоет, Где паслись белые лошади, Засватают тебя без дани, Будешь сирым, будь начеку. Станешь разменной монетой, Торгуя телом и силою, Станешь рабом и прозябнешь Под сильными народами – Будь начеку! |
Таким образом, национальный дух является и архитектором, и дизайнером, и прорабом строительства нового Кыргызстана, свободного от коррупции, семейно-клановых диктатур. Восхождение Кыргызской Республики к высотам современной цивилизации под лозунгом «Прыжок Снежного Барса» может стать результатом укрепления подлинно народной власти, принципом для которой является «каждый на своем месте силен». Тогда мы будем жить в сильном Кыргызстане, который займет достойное место среди стран, развивающихся по законам подлинного гуманизма и демократии.
te.zavantag.com