Разьяснение о молитве ад-духа. Намаз духа


Молитва «ад-духа» — Musulmanin.com

Молитва «ад-духа»

Составил Дамир Хайруддин

По Своей Милости Всевышний Аллах облагодетельствовал верующих различными видами поклонения, за которые Он уготовил им великую награду. Однако, к сожалению, мы зачастую их не совершаем в силу различных причин: недостаток имана, лень, нехватка времени, занятость, невежество и т. п. Поэтому при подготовке данного материала я, прежде всего, рассчитывал напомнить себе, а затем и своим единоверцам о необходимости каждый день запасаться такими делами, в которых мы больше всего будем нуждаться в тот День, когда «ни богатство, ни дети ничем не помогут перед Аллахом». К числу таких дел относится добровольная утренняя молитва, которая по-арабски называется «ад-духа».

Содержание:

1. Определение слова «ад-духа» 2. Молитва «ад-духа» и ее другие названия 3. Время наступления и окончания молитвы «ад-духа» 4. Шариатское законоположение о молитве “ад-духа” 5. Количество ракаатов молитвы “ад-духа” 6. Достоверные хадисы о достоинстве совершения молитвы «ад-духа» 7. Достоверные предания о совершении молитвы “ад-духа” сподвижниками 8. Коллективное совершение молитвы «ад-духа» в мечети — религиозное нововведение

1. Определение слова «ад-духа»Слово «ад-духа» имеет несколько значений:(1) первая половина дня до полудня, утро.«В тот День, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь вечер или утро» (сура «ан-Назиат», аят 46). Ибн Аббас сказал: «Что касается «вечера» (ашия), то это период времени от полудня до захода солнца. Что же касается «утра» (духа), то это период времени от восхода солнца до полудня» («Тафсир» Ибн Касира).(2) сияние солнца«Клянусь солнцем и его утренним сиянием» (сура «аш-Шамс», аят 1). Муджахид сказал: «То есть, клянусь [солнцем] и его сиянием». («Тафсир» Ибн Касира).(3) дневной свет, день.«Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его дневной свет» (сура «ан-Назиат», аят 29). Ад-Даххак сказал: » т.е. вывел день». Ибн Зейд сказал: «Т.е. сияние дня». («Тафсир» ат-Табари).Согласно определению толкового словаря арабского языка «Лисан аль-Араб» дополнительная утренняя молитва «ад-духа» получила такое название из-за периода времени, в который она совершается, т.е. когда солнце находится на небосклоне в первой половине дня.2. Молитва «ад-духа» и ее другие названияВ Сунне эта молитва имеет ряд названий: утренняя молитва (салят ад-духа), молитва часто кающихся (салят аль-аввабин), молитва начала дня (салят ад-дахва), молитва восхода солнца (салят аль-ишрак), утреннее славословие (субха ад-духа). Хадисы, в которых упоминаются эти названия, будут приведены далее.3. Время наступления и окончания молитвы «ад-духа»Время молитвы «ад-духа» начинается с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья, и продолжается почти до полудня.В качестве шариатского доказательства можно привести длинный хадис от Амра ибн Абасы, да будет доволен им Аллах, которому посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соверши рассветную молитву, а затем воздержись (от намазов), пока солнце не покажется (над горизонтом ) и не поднимется на высоту копья (румх) либо двух копий, ибо оно восходит меж двух рогов шайтана, и ему (т.е. солнцу — прим. Д.Х.) поклоняются (в это время) неверующие. Затем молись столько, сколько пожелаешь, ибо эта молитва будет иметь свидетелей, (а награда за нее) записана, пока тень от копья не сравнится с ним по длине, после чего воздержись (от намазов), ибо Ад (в это время) разжигается, а его врата распахиваются» (аль-Байхаки, аль-Хаким, Ибн Хузейма и др.).

Современные ученые, да будет милостив к ним Аллах, определили длину копья (румх) и время наступления и окончания намаза «ад-духа» согласно привычному нам исчислению. В частности, шейха аль-Албани спросили о длине копья, упоминаемого в хадисе, и он ответил: «Высота копья составляет два метра согласно нынешней системе измерения длины» («аль-Мавсуа аль-Фикхийа» Хусейн аль-Увейша). Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал: «Время этой молитвы наступает после того, как солнце поднялось над горизонтом на высоту копья, когда это видно воочию, и заканчивается незадолго до полудня. Иными словами, время молитвы «ад-духа» наступает спустя двадцать минут после восхода солнца и заканчивается за пять-десять минут до полудня. Лучше же совершать эту молитву ближе к полудню» (комментарий к «Сорока хадисам ан-Навави»).На желательность совершения молитвы «ад-духа» ближе к полудню указывает следующий хадис: «Аль-Касим аш-Шейбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали молитву «ад-духа», Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другой час лучше, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда,] когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат» (Муслим).4. Шариатское законоположение о молитве “ад-духа”

Молитва “ад-духа” является желательной (мустахабб) и по степени совершения относится к богоугодным деяниям, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха, делал постоянно и редко оставлял (сунна муаккада). Имам Муслим назвал одну из глав в своем сборнике хадисов “ас-Сахих” так: “Глава о желательности совершения молитвы “ад-духа”.

5. Количество ракаатов молитвы “ад-духа”

Как следует из  хадисов, наименьшее количество ракаатов молитвы “ад-духа” — два. Что же касается наибольшего количества ракаатов этой молитвы, то мусульманские ученые разошлись во мнениях.

Одна группа ученых опиралась на хадис о действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, в которых максимальное количество ракаатов молитвы “ад-духа” составляет восемь. В частности, об этом сообщается в хадисе, который передал Абдуррахман ибн Абу Лейла: “Никто мне не рассказывал о том, чтобы он видел, как пророк, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву “ад-духа”, кроме Умм Хани, которая говорила, что в день завоевания Мекки пророк, мир ему и благословения Аллаха, вошел в ее дом и совершил восемь ракаатов” (аль-Бухари, Муслим).

Более подробно этот хадис приводится в “Сахихе” Муслима от Абдуллаха ибн аль-Хариса ибн Науфаля, который сказал: «[В своё время] я задавал вопросы [многим] людям, желая найти кого-нибудь, кто рассказал бы мне, как совершал молитву “ад-духа” посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, но никак не мог найти [такого человека]. Однако [я всё же сумел сделать это, и] Умм Хани бинт Абу Талиб сообщила мне, что, когда в день завоевания Мекки солнце поднялось уже достаточно высоко, посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, принесли [кусок] ткани, которую он использовал, чтобы укрыться [от чужих взоров], после чего совершил полное омовение. [Умм Хани сказала]: «Затем он приступил к молитве, состоявшей из восьми ракатов, и я не знаю, какой [из столпов его молитвы] занимал больше времени, ибо [продолжительность] его стояния была примерно равна [продолжительности] поясных и земных поклонов». [Она также] сказала: «И я не видела, чтобы он совершал [такую молитву] ни до, ни после этого»».

Вторая группа ученых опиралась на хадис, в котором передаются слова, а не действия пророка, мир ему и благословения Аллаха, о молитве “ад-духа”. Максимальное число ракаатов в этом хадисе составляет двенадцать. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершает два ракаата молитвы “ад-духа”, тот не будет записан среди пренебрегающих. Кто совершает четыре ракаата молитвы “ад-духа”, тот будет записан из числа поклоняющихся. Кто совершает шесть ракаатов молитвы “ад-духа”, они будут достаточны для него в течение этого дня. Кто совершает восемь ракаатов молитвы “ад-духа”, Аллах записывает его из числа покорных. Кто совершает двенадцать ракаатов молитвы “ад-духа”, Аллах построит ему дом в Раю” (ат-Табарани). Однако из-за наличия в иснаде этого хадиса одного передатчика, о котором мнения мухаддисов разошлись, этот хадис относится к числу слабых.

Третья группа ученых считала, что нет ограничения на максимальное количество ракаатов “ад-духа”, опираясь на хадис, который передала Айша, да будет доволен ею Аллах: “Обычно посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву “ад-духа” в четыре [раката, но иногда] добавлял к ней столько ракатов, сколько было угодно Аллаху” (Муслим).

6. Достоверные хадисы о достоинстве совершения молитвы «ад-духа»1. Укба ибн Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Достаточно тебе совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я посредством их избавлю тебя [от бед] до конца твоего дня!» (Ахмад, Абу Яъля).2. Абу Дарда и Абу Зарр, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщили, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний и Благословенный Аллах сказал: «О сын Адама! Не откладывай [из-за слабости и лени] совершение ради Меня четырех ракаатов в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (ат-Тирмизи, Ахмад).3. Абу Мурра ат-Таифи, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (Ахмад).4. Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда люди принялись обсуждать близость места, куда совершил поход этот отряд, богатую добычу, доставшуюся его воинам, и их быстрое возвращение домой. Услышав это, посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «А не указать ли мне вам на место похода, которое еще ближе, на добычу, которая еще богаче, и на возвращение, которое занимает еще меньше времени? Тот, кто совершит ритуальное омовение (вуду), а затем отправится в мечеть для выполнения утренней молитвы славословия (субха ад-духа), его место похода будет еще ближе, ему достанется еще большая добыча, и он быстрее вернется обратно» (Ахмад, ат-Табарани).5. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил богатую военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда какой-то мужчина сказал: «О посланник Аллаха! Мы никогда раньше не видели, чтобы отряд столь быстро возвращался да еще и с такой богатой добычей! Кто же в этом отряде?!» Выслушав его, пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «А не сообщить ли мне вам о том, кто возвращается еще быстрее, чем они, и которому досталась еще большая добыча? Человек, который совершает ритуальное омовение наилучшим образом, а затем отправляется в мечеть, где он выполняет обязательную рассветную молитву, а вслед за ней — дополнительную утреннюю молитву, еще быстрее возвращается обратно и получает еще большую добычу» (Абу Яъля, аль-Баззар, Ибн Хиббан).6. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк, мир ему и благословения Аллаха, завещал мне три вещи, и я не оставлю их до самой смерти: поститься по три дня каждый месяц, совершать два ракаата молитвы “ад-духа” и совершать молитву витр перед сном». (Аль-Бухари, Муслим).

7. Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Каждый из вас должен отдать садаку за свои кости. Каждый тасбих (т.е. произнесение слов: “Субхана-Ллах”) – это садака, каждый тахмид (т.е. произнесение слов: “Аль-хамду ли-Ллях”) — это садака, каждый тахлиль (т.е. произнесение слов: “Ля иляха илля-Ллах”)- это садака, каждый такбир (т.е. произнесение слов: “ Аллаху Акбар”) — это садака, побуждение к одобряемому — это садака и удерживание от порицаемого — это садака. Заменить же все это может совершение двух ракаатов молитвы “ад-духа”». (Муслим).

8. Бурайда, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “В человеке есть триста шестьдесят суставов, и за каждый из них он должен отдать садаку”. Люди спросили: “А кому же это по силам, о пророк Аллаха?!” Тогда он ответил: “Засыпать плевок в мечети (- это садака), убрать препятствие с дороги (- это садака). Но если ничего не нашлось, то два ракаата молитвы «ад-духа» заменят для тебя все это” (Абу Дауд, Ахмад и др.).

9. Абу Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто вышел из своего дома в состоянии ритуальной чистоты для совершения обязательной молитвы, того ждёт награда, подобная награде совершающего хадж и находящегося в ихраме. А кто вышел для совершения молитвы восхваления “ад-духа”, при чём только она заставила его выйти (из дома), того ждёт награда, подобная награде совершающего ‘умру. А кто совершает молитву за молитвой, не пустословя в промежутках между ними, его запись (благих дел будет) в верховьях седьмого неба” (Абу Дауд).

10. Анаc ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершит рассветный намаз вместе с группой мусульман (джамаа), а затем будет сидеть и поминать Аллаха, пока не взойдет солнце, после чего совершит два ракаата, того ждет награда как за хадж и за умру”. Далее Анас сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “…полностью, полностью, полностью”. (ат-Тирмизи).

11. Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда], когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат».

12. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Никто не будет неуклонно совершать молитву “ад-духа”, кроме часто кающегося”. И он также сказал: “Поистине, она — молитва часто кающихся!» (Ибн Хузайма, ат-Табарани, аль-Хаким).

7. Достоверные предания о совершении молитвы “ад-духа” сподвижниками

1. Масрук передал: “Мы читали Коран в мечети, и люди принимались читать Коран после стояния (в молитве) Ибн Масуда. Затем мы поднимались и совершали молитву “ад-духа”. Вести об этом дошли до Ибн Масуда, и он сказал: “Рабы Аллаха! Не возлагайте на рабов Аллаха то, что не возложил на них Аллах! Если уж вам  необходимо совершить (эту молитву), то (выполняйте ее) в ваших домах!” (Ибн Абу Шейба).

2. Аль-Касим ибн Мухаммад передал, что Айша закрывала за собой двери, после чего совершала молитву “ад-духа”. (Ибн Абу Шейба).

3. Аль-Касим передал, что Айша совершала молитву “ад-духа” и выполняла ее долго (Мусаддад).

4. Зейд ибн Аслам передал, что Айша совершала восемь ракаатов, а затем говорила: “Даже если бы мои родители были воскрешены для меня, я бы не оставила эти (ракааты)” (Малик).

5. Ибн Абу Мулейка передал, что Ибн Аббаса спросили о молитве “ад-духа”, и он ответил: “Поистине, она (упомянута) в Писании Аллаха, и нет ничего, что могло бы ее заменить, после чего прочитал: “В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его Имя. Его славят в них по утрам и перед закатом” (сура “ан-Нур”, аят 36). (Ибн Абу Шейба).

6. Шуъба, вольноотпущенник Ибн Аббаса, передал, что Ибн Аббас спрашивал: “Тень уже падает (на землю)?”Если ему отвечали утвердительно, то он вставал и молился (Ибн Абу Шейба).7. Аль-Харис ибн Науфаль передал, что Ибн Аббас не совершал молитву «ад-духа». Далее он сообщил: «Тогда я вошел к Умм Хани и сказал ей: «Расскажи ему то же, что ты рассказала мне!» Умм Хани ответила: «В день завоевания Мекки посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, зашел ко мне в дом. Он велел налить воду в таз и принести кускок ткани, которую он использовал, чтобы укрыться от меня, после чего совершил полное омовение. Затем он обрызгал угол дома и совершил восемь ракаатов «ад-духа». Его стояние в этих ракаатах, поясные поклоны, земные поклоны и сидение были примерно одинаковы по продолжительности и равны друг другу». Услышав этот хадис, Ибн Аббас вышел со словами: «Я ведь читал то, что меж двух обложек (т.е. Коран — прим. Д.Х.), а узнал о молитве «ад-духа» лишь сейчас: » …и они (горы) славословили вместе с ним (Даудом) после полудня и утром (ишрак)»(сура «Сад», аят 18). А я-то все спрашивал себя [,читая этот аят]: «Что такое ишрак?!» После этого Ибн Аббас стал говорить: «Это — молитва «аль-ишрак». (ат-Табари, Ибн Касир). Схожие предания от Ибн Аббаса приводятся в сборниках ат-Табарани, аль-Хакима и Исхака ибн Рахавейха.8. Передается, что Ибн Умар сидел в мечети посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, пока не наступал день, и при этом он не молился. Затем он отправлялся на рынок по своим делам, а затем возвращался к своей семье. При чем он сначала заходил в мечеть, где совершал два ракаата, а уже затем шел домой (Ибн Саъд).8. Коллективное совершение молитвы «ад-духа» в мечети — религиозное нововведениеМуджахид передал: «Я вошел вместе с Урвой ибн аз-Зубейром в мечеть, где уже сидел Абдуллах ибн Умар, прислонившись к комнате Айши. В это время люди в мечети совершали молитву «ад-духа». Тогда мы спросили его об их молитве, и он ответил: «Религиозное нововведение (бидъа)» (Муслим, Ахмад и др.). Имам ан-Навави в комментариях к «Сахиху Муслима» пишет: «Аль-Кади (Ийад -прим. Д.Х.) и другие ученые считали, что Ибн Умар имел в виду, что когда люди открыто совершают эту молитву в мечети и специально собираются ради нее, то именно это является религиозным нововведением, а не сама основа совершения молитвы «ад-духа».

В заключение призываю себя, а затем уже моих братьев и сестер по вере неуклонно совершать молитву «ад-духа», обучить этому наши семьи, родственников, соседей и друзей и надеяться на награду Великого и Всемогущего Аллаха!

musulmanin.com

зуха | Ислам в Дагестане

В категорию желательных намазов, совершаемых индивидуально, входит и намаз-зуха.

Время намаза-зуха (духа) начинается после восхода солнца, когда солнце поднимается на высоту копья относительно нашего зрения – приблизительно 3,5 м над горизонтом, и заканчивается в полдень, когда наступает время обеденного намаза. Лучшее время для него наступает по истечении 1/4 части светового дня. Самое меньшее количество ракаатов намаза-зуха – два ракаата. Можно совершать намазы в четыре, шесть или восемь ракаатов. Самое большее количество – двенадцать ракаатов. Совершение ракаатов попарно является сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В первом ракаате после суры «аль-Фатиха» читают «ащ-Щамси» и «аль-Кафирун», а во втором – «ад-Духа» и «аль-Ихлас». В последующем в первых ракаатах читают «аль-Кафирун», а во вторых – «аль-Ихлас». Намаз-зуха лучше совершать в мечети. Но чем совершать рано в мечети, лучше совершить дома по истечении 1/4 части светового дня. То есть больше ценится время совершения этой молитвы, чем место.

После намаза-зуха рекомендуется читать ду’а:

اللّهُمَّ إن الضُّحاءَ ضحاؤك والبهاءَ بَهاؤك والجَمالَ جمالك والقوةَ قوتك والقدرةَ قدرتك والعِصمةَ عصمتك اللهم إن كان رزقي في السماء فأنزله وإن كان في الارض فأخرجه وإن كان مُعسَّرا فيَسِّره وإن كان حراما فطهِّره وإن كان بعيدا فقرِّبه بحق ضحائك وبهائك وجمالك وقوتك وقدرتك آتني ما آتيت عبادك الصالحين

Перевод: «О мой Аллах, и время зуха – это Твое время, и ценности – Твои ценности, и красота – Твоя красота, и сила – Твоя сила, и могущество – Твое могущество, и защита – Твоя защита. О мой Аллах, если та милость и богатство, обладателем которых я стану, – на небесах,– ниспошли их на землю, если в земле – выведи их наружу, если труднодоступны они – облегчи мне их достижение, если они запретны – сделай их дозволенными, если они далеки – приблизь их ко мне. Ради Твоего зуха, ценностей и красоты, силы и могущества дай мне то, что Ты даешь праведным рабам Своим».

Если намаз-зуха пропущен, является сунной возместить его.

Намаз-тахийят

Из категории желательных намазов, не совершаемых коллективно, – намаз-приветствие (тахийят).

Намаз-тахийят – это двухракаатный намаз, совершаемый после входа в мечеть.

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить в желательном порядке два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый аль-Бухари и Муслимом. Этот намаз следует совершать всякий раз при входе в мечеть, даже если вы вошли ненадолго. Если вы вышли на короткое время и снова зашли, то и в этом случае следует совершить тахийят. Намаз-тахийят считается совершенным также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он считается выполнившим сунну относительно тахийят-намаза, но чтобы получить вознаграждение за него, пусть сделает вместе с совершающим намазом намерение и для намаза-тахийят. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахията, затем и другого намаза. Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т.п.). Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если мусульманин сядет в мечети, то время совершения намаза-тахийят заканчивается. Но если он сел по забывчивости и не прошло времени больше, чем нужно для совершения двухракаатного намаза, то время намаза-тахийят не считается законченным. Время его не заканчивается и в том случае, если присесть с намерением тут же встать, например, из-за усталости, или присесть, чтобы испить воды. Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить, то ему желательно четыре раза произнести следующие славословия:

سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللهُ وَاللهُ أكْبَرُ

«Субхана ллахи ва-льхамду лиллахи ва ла илаха илла ллаху ва ллаху акбар».

Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, и Аллах велик».

Сказано, что это замещает  тахийят. Если в пятницу мусульманин войдет в мечеть во время чтения проповеди (хутбы) имамом, то и тогда ему следует совершить намаз-тахийят. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакимом и другими, говорится:

«Когда один из вас зайдет в мечеть, пусть совершает двухракаатную молитву».

Намаз-тахийят – это настоятельная сунна (суннатун муаккадатун). Его разрешают совершать и в периоды, когда совершать намазы нежелательно. Но если его пропустили, то возмещать уже не надо.

Намерение произносится так: «Я намерен совершить намаз-тахийят». В тахийяте разрешается совершать и более двух ракаатов. Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха.

Примечание:

Нужно быть предельно внимательным при совершении намерения для намаза-тахийят. Если сделать намерение, как обычно у нас принято, «я намерился совершит двухракаатный намаз, возвеличивая мечеть», то этим намерением нужно подразумевать – не просто возвеличивать саму мечеть, а именно возвеличивать Хозяина мечети, то есть Аллаха, а в противном случае намаз не засчитывается.

Мухаммад  Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического  института им. Саида-афанди

islamdag.ru

Разьяснение о молитве ад-духа | HijamaBio

От Абуд-Дарды и Абу Зарра رضي الله عنهما передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم передал слова Аллаха:ابْنَ آدَمَ ارْكَعْ لِي مِنْ أَوَّلِ النَّهَارِ أَرْبَعَ رَكَعَاتٍ ، أَكْفِكَ آخِرَهُ«О сын Адама, сделай Мне в начале дня 4 ракъата, и Я избавлю тебя в его конце», хадис передал ат-Тирмизи (437), и шейх аль-Альбани назвал его сахихом.Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал: «В начале дня», — говорили, что имеется в виду духа-намаз, ишракъ-намаз или сунна и фард фаджра-намаза, потому что он совершается в начале дня. Я сказал, что ат-Тирмизи и Абу Дауд отнесли эти ракъаты к духа-намазу, и они поместили этот хадис в главу «Салят ад-духа»

«Я избавлю тебя», — т.е. от твоих забот, «в его конце», — т.е. в конце дня. Ат-Тыби сказал: «Т.е. Я избавлю тебя от твоих забот и защищу тебя от того, что ненавистно тебе, после твоего намаза и до конца дня. Очисти свою душу в начале дня, и Я очищу твою душу в конце дня, исполнив твои нужды» («Тухфат аль-Ахвази», 2\478).

Салят аль-ишракъ – это салят ад-духа, совершенный в начале его времени, и это не два разных салята. Он был назван «аль-ишракъ», т.к. делается почти сразу после восхода («шурукъа») солнца.Шейх Ибн Бааз رحمه الله сказал: «Салят аль-ишракъ – это салят ад-духа в начале его времени» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Баз», 11\401).Время духа- молитвы начинается после восхода и поднятия солнца и заканчивается незадолго до зухр-намаза

Шейх Ибн Усеймин رحمه الله определил это время как время, начинающееся от восхода солнца (через четверть часа) и до того, как наступает зухр-намаз, за 10 минут («аш-Шарх аль-Мумтиъ», 4\122).Все это время – время духа-намаза.Лучше всего молиться духа-намаз после усиления жара солнца, согласно словам пророка صلى الله عليه وسلم:صلاة الأوابين حين ترمض الفصال« Молитва кающихся – когда фисаль (детеныши верблюдов) нагреваются (от солнца)» (Муслим, 748).И «фисаль» — это детеныши верблюдов, а «нагреваются» — значит, что усиливается палящий зной (Ибн Баз, «Маджмуъ фатава», 11\395).Ученые определили, что это время наступает по прошествии четверти светового дня, т.е. на половине времени между восходом солнца и салятом «зухр» (см. «аль-Маджмуъ» ан-Навави, 4\36, «аль-Мавсуъа аль-фикъхия, 27\224).http://www.islam-qa.com/ar/ref/22389/

Вопрос: какие достоверные хадисы приводятся относительно достоинства духа-намаза?

Ответ: хвала Аллаху.Во-первых: салят духа – это сунна муаккада, и достоверно известно, что ее делал пророк صلى الله عليه وسلم, как привел Муслим (1176) в хадисе Аиши رضي الله عنها, которая сказала: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم молился салят ад-духа 4 ракъата и прибавлял столько, сколько желал Аллах».К духа-намазу пророк عليه الصلاة والسلام направлял своих сподвижников, как это придет в хадисах.Шейх Ибн Баз رحمه الله сказал в «Маджмуъ аль-фатава», 11\389: «Салят ад-духа – сунна муаккада, которую делал пророк صلى الله عليه وسلم и направлял к ней своих сподвижников».На сайте ранее упоминалась законность салята духа- и лучшее время для его совершения (см. вопросы № 129956 и № 22389).Во-вторых: относительно достоинства салята духа от пророка صلى الله عليه وسلم приводится несколько хадисов. Некоторые из них:1. Передается от Абу Зарра رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:يصْبِحُ عَلَى كُلِّ سُلَامَى مِنْ أَحَدِكُمْ صَدَقَةٌ ، فَكُلُّ تَسْبِيحَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَحْمِيدَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَكْبِيرَةٍ صَدَقَةٌ وَأَمْرٌ بِالْمَعْرُوفِ صَدَقَةٌ ، وَنَهْيٌ عَنْ الْمُنْكَرِ صَدَقَةٌ ، وَيُجْزِئُ مِنْ ذَلِكَ رَكْعَتَانِ يَرْكَعُهُمَا مِنْ الضُّحَى«С наступлением утра каждому из вас следует давать садаку. Каждое произнесение слов «субханаллах» سبحان الله есть садака, и каждое произнесение слов «альхамдулиллях» الحمد لله — садака, и каждое произнесение слов «ля иляха илляллах» لا إله إلا الله — садака, и каждое произнесение слов «Аллаху акбар» الله أكبر есть садака, и побуждение к одобряемому — садака, и удержание от порицаемого — садака, но всё это заменяют собой два ракъата салята духа » (Муслим, 1181).Ан-Навави رحمه الله сказал: «Слова пророка صلى الله عليه وسلم: «юджзи мин залик» — «все это заменяют собой (два ракъата салята духа )», мы произносим как «яджзи» и «юджзи», и «юджзи» — от слова «заменение» («иджза» إجزاء), а «яджзи» — «возмещение, награждение», т.е. «обеспечение, принесение пользы». Подобно этому – слова Всевышнего Аллаха:لَا تَجْزِي نَفْس«…ни один человек не принесет пользы другому…». В хадисе говорится:لَا يَجْزِي عَنْ أَحَد بَعْدك«Не принесет никому пользы после тебя…». В этом содержится далиль на величие достоинства духа-намаза, и что можно совершать его двумя ракъатами» («Шарх Муслим» ан-Навави).2. Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра».Абуд-Дарда رضي الله عنه сказал: «Мой любимый пророк صلى الله عليه وسلم завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать духа-намаз и не спать, пока не совершу витр» (Муслим, 1183).Аль-Къуртуби رحمه الله сказал: «Завещание пророка صلى الله عليه وسلم Абуд-Дарде и Абу Хурейре رضي الله عنهما указывает на достоинство духа-намаза и большую награду за его совершение, если делать его постоянно и не оставлять» («аль-Муфхим лима ашкаль мин тальхис Муслим»).3. От Абуд-Дарды и Абу Зарра رضي الله عنهما передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم передал слова Аллаха:ابْنَ آدَمَ ارْكَعْ لِي مِنْ أَوَّلِ النَّهَارِ أَرْبَعَ رَكَعَاتٍ ، أَكْفِكَ آخِرَهُ«О сын Адама, сделай Мне в начале дня 4 ракъата, и Я избавлю тебя в его конце», хадис передал ат-Тирмизи (437), и шейх аль-Альбани назвал его сахихом. Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал: «В начале дня», — говорили, что имеется в виду духа-намаз, ишракъ-намаз или сунна и фард фаджра-намаза, потому что он совершается в начале дня. Я сказал, что ат-Тирмизи и Абу Дауд отнесли эти ракъаты к духа-намазу, и они поместили этот хадис в главу «Салят ад-духа». «Я избавлю тебя», — т.е. от твоих забот, «в его конце», — т.е. в конце дня. Ат-Тыби сказал: «Т.е. Я избавлю тебя от твоих забот и защищу тебя от того, что ненавистно тебе, после твоего намаза и до конца дня. Очисти свою душу в начале дня, и Я очищу твою душу в конце дня, исполнив твои нужды» («Тухфат аль-Ахвази», 2\478).4. Передается от Абу Хурейры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:لا يحافظ على صلاة الضحى إلا أواب، وهي صلاة الأوابين«Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся! . Хадис передал Ибн Хузейма, и аль-Альбани назвал его хасаном в «Сахих ат-таргъиб ват-тархиб», 1\164).5. Анас бин Малик رضي الله عنه передал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:منْ صَلَّى الْغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ، ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ ، كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ ، وَعُمْرَةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракъата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».Хадис передал ат-Тирмизи, 586, и шейх аль-Альбани رحمه الله назвал его хасаном в «Сахих Сунан ат-Тирмизи».Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал в «Тухфат аль-Ахвази бишарх Джамиъ ат-Тирмизи», 3\158: «Его слова «затем совершил два ракъата», т.е. после восхода солнца. Ат-Тыби сказал: «Т.е. потом сделал намаз, после того, как солнце поднялось на высоту копья, когда кончается нежелательное время, и этот намаз называется «ишракъ-намаз», и это начало времени салят ад-духа».И Аллах знает лучше.http://www.islam-qa.com/ar/ref/145070/% … 8%AD%D9%89

 Вопрос: если я пропустила салят духа и не сделала его до 12 часов дня, могу ли я восполнить его после зухр салята?Ответ: хвала Аллаху.Во-первых: время салята духа начинается с момента восхода солнца на высоту копья, и это происходит через 15 или 20 минут после восхода солнца, и заканчивается за 5-10 минут до полудня (когда наступает время зухр-намаза) («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Усеймин رحمه الله», 14\306).Ибн Муфлих رحمه الله сказал: «Время этого салята – от окончания времени запрета и до полудня, и имеется в виду, и Аллах знает лучше – за несколько минут до полудня» («аль-Фуруъ», 1\567).Во-вторых: ученые разделились в вопросе о восполнении (каза), салята духа, если его время вышло. Некоторые считают, что его можно восполнять, и это мнение шафиитов. Так же сказали некоторые ханбалиты. Другие же сошлись на том, что этот салят не восполняется, и это мнение ханафитов, маликитов и старое мнение шафиитов.Ан-Навави رحمه الله сказал в «аль-Маджмуъ», 3\532): «Наши товарищи сказали, что навафили бывают двух видов: один из них – без определенного времени, когда навафили делаются по случаю, как при солнечном затмении, салят с просьбой о ниспослании дождя и приветствии мечети, и если пропустить такой салят, его нельзя восполнять. Второй вид – связанный со временем, как праздничный салят (салятуль-ид), салят духа, раватибы после фардов, сунна салята зухр и др. Относительно них существует 3 мнения, правильное из них то, что восполнять их – мустахабб (желательно), как сказал аль-Къады Абут-Тайиб и другие.Второе мнение – что такие дополнительные саляты не восполняется, и это старое мнение Абут-Тайииба, и так говорил Абу Ханифа.Третье мнение – что редкие саляты , как праздничный намаз и духа-намаз, восполняются, а частые, как раватибы после фард-намазов, – не восполняются. И если их можно восполнять, то правильно то, что их можно восполнять в любое время. Некоторые наши товарищи высказали слабое мнение, что их можно восполнять во время дня, до захода солнца, или ночью, пока не наступил фаджр, т.е. сунну фаджра, например, можно восполнять только до захода солнца. Все эти разногласия – слабые, и правильно то, что желательным является все это возмещать в любое время, и далиль на это – слова пророка صلى الله عليه وسلم:من نام عن صلاة أو نسيها فليصلها إذا ذكرها«Кто проспал намаз или забыл его, пусть сделает его, когда вспомнит».В хадисе Абу Къатады رضي الله عنه говорится, что пророк صلى الله عليه وسلم не успел совершить фаджр-намаз в путешествии до того времени, пока не взошло солнце, и он совершил омовение, затем сделал два суджуда, затем был икъамат, и он сделал утренний намаз (хадис привел Муслим). Под двумя суджудами имеется в виду два ракъата сунны ратибы, которую делают до фаджра. Также есть хадис Умм Салямы رضي الله عنها, что пророк صلى الله عليه وسلم сделал два ракъата после асра. Она спросила его об этом, и он сказал:إنه أتاني ناس من عبد القيس بالإسلام من قومهم فشغلوني عن الركعتين اللتين بعد الظهر فهما هاتان الركعتان بعد العصر«Воистину, ко мне пришли люди из племени абдулкъайс, сообщая о принятии ислама, и отвлекли меня от совершения двух ракъатов после зухра, и поэтому эти два ракъата я сделал после асра». Хадис привели аль-Бухари и Муслим.В хадисе Абу Хурейры رضي الله عنه говорится, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:من لم يصل ركعتي الفجر حتى تطلع الشمس فليصلهما«Кто не сделал два ракъата фаджра до того, как взошло солнце, пусть сделает их (потом)». Хадис привел аль-Байхакъи с хорошим иснадом.От Абу Саида رضي الله عنه передается, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:من نام عن وتره أو نسيه فليصل إذا ذكره«Кто проспит свой витр или забудет его сделать, пусть совершит его, когда вспомнит». Хадис привел Абу Дауд с хорошим иснадом.Аиша رضي الله عنها передала, что когда пророк صلى الله عليه وسلم пропускал ночной намаз из-за болезни или чего-то другого, он делал его днем в 12 ракъатов. Хадис привел Муслим.По этому вопросу есть много хадисов, помимо тех, которые здесь упомянуты, и их достаточно, и с Аллахом – успех».Аль-Мардави сказал в «аль-Инсаф», 2\191: «Шейх Абдулкъадер сказал: «Он может сделать его (намаз) после полудня, и если он не сделает его до того времени, как сделает зухр, ему желательно восполнить его».Ханафиты сказали, что если сунны пропущены – они не восполняются, кроме сунны фаджра, если она была пропущена вместе с фардом, и ее можно возмещать до полудня («аль-Фатава аль-хиндия», 1\112).К этому мнению пришли также маликиты, и у них не восполняются дополнительные намазы, кроме двух ракъатов фаджра, и их можно восполнить до полудня, не важно, пропущены они вместе с фардом фаджр-намаза или нет («Бальгатус-салик», 1\408). (См. также «аль-Маусуъа аль-фикъхия аль-кувейтия», 34\37).Шейх Ибн Усеймин رحمه الله выбрал мнение, что духа-намаз не восполняется, если его время вышло. Его спросили, можно ли восполнить духа-намаз или нет? Он ответил: «Если время «духа» вышло, то и намаз вышел, потому что сунна духа-намаза связана со временем. Но если были пропущены раватибы, следующие за фард-намазами, то их можно возместить, и так же витр, как достоверно известно в сунне, что когда пророка صلى الله عليه وسلم одолевал сон или болезнь ночью, он совершал днем 12 ракъатов. И витр также восполняется» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Усеймин», 14\305).И вопрос обширный, и хвала Аллаху.И Аллах лучше знает.http://www.islam-qa.com/ar/ref/72828/%D … 8%AD%D9%89

 

www.hijamabio.com

СЛЕДУЕМ СУННЕ ПРОРОКА

НАМАЗ ДУХА — БЕСЦЕННАЯ МОЛИТВА

Если подумать, нормальный человек, когда встает утром в здравии (хвала Аллаху), его  глаза видят, уши слышат, суставы двигаются, встал бодрым по милости Аллаха, он,  сколько сможет, заплатит цену в благодарность Всевышнему за эти блага.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С наступлением утра каждый сустав любого из вас должен давать садака (милостыню)! Каждое прославление Аллаха (субханаллах) есть милостыня. Каждое восхваление Аллаха (альхамдулиллях) есть милостыня. Каждое произнесение слов «ля иляхаилляллах» – милостыня. Каждое возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) –милостыня. Побуждение к одобряемому  – милостыня и удержание от порицаемого –  это тоже садака (милостыня). Но всё  это могут заменить собой два ракаата дополнительного  намаза-зуха!» (Муслим).

أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال (يُصبح على كل سُلامى من أحدكم صدقة ، فكل تسبيحة صدقة، و كل تحميدة صدقة ، و كل تهليلة صدقة، و كل تكبيرة صدقة ، و نهي عن المنكر صدقة ، و يُجزي من ذلك ركعتان يركعُهُما من الضحى). رواه مسلم .

Если подумать, есть ли богатство больше, чем здоровье, а благодарность за это богатство выражается в совершении всего лишь  двух желательных ракаатов намаза — духа! Посмотри на щедрость твоего Господа: совершенный за две минуты намаз-зуха заменяет собой всё это! Вдобавок к этому Всевышний говорит:

لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ

 «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим» (14:7).

Если ты проявляешь благодарность Всевышнему за здоровье, то будь уверен, что Всевышний даст ещё  больше здоровья  по Своей милости.

Пророк (мир ему и благословение) однажды отправил отряд в поход, но они быстро вернулись с победой и большими трофеями, и сподвижники удивились и сказали: «Мы не видели короче и богаче похода, чем этот!»  Тогда Пророк (мир ему и благословение сказал): «Поистине, кто совершит намаз-духа – он быстрее этого похода и богаче трофеями». Представь себе, совершенные  два ракаата  зуха  более полезны, чем тот отряд, который вернулся с большими трофеями!

Достоинства  намаза духа

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

منْ صَلَّى الْغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ، ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ ، كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ ، وَعُمْرَةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ

 «Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, это станет для него наградой  как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».

Пророк (мир ему и благословение) подтвердил три раза, что она полноценна,  после этого как может человек упустить такое большое и, в тоже время, лёгкое  в совершении действие.

Как много достоинств намаза-духа: легок  в совершении, самое меньшее количество ракаатов – два, некоторые учёные говорят– четыре, другие – восемь ракаатов, а   третьи говорят, что нет ограничения. Но, однако, хватает совершения двух ракаатов, и потом, времени для намаза-зуха   отпущено достаточно   много: от восхода и поднятия солнца и незадолго до обеденного намаза. У человека есть  возможность совершить  намаз-духа  дома перед выходом на работу или  на  работе в офисе, это не займет больше двух или трёх минут, но взамен человек получает огромную пользу. Как может человек упускать такой  шанс заработать милость Аллаха?!

Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал читать в намазе-зуха следующие суры из Корана: 91сура «аш-Шамси» и 93 сура «аз-Духа». В одном из изречений Пророка (мир ему и благословение) говорится, что тот, кто регулярно совершает намаз-зуха, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане.

Сам  Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) регулярно совершал намаз-духа и говорил, что тот, кто регулярно совершает намаз-зуха, тот  будет из числа кающихся рабов (таваббин). Этим качеством сам Всевышний восхвалял даже пророков (мир им): «Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда каялся и обращался к Аллаху». И если ты тоже будешь регулярно совершать намаз-духа, Всевышний запишет  тебя в число кающихся рабов.

Если ты любишь Всевышнего Аллаха и жаждешь  довольства  и любви  Аллаха, и, узнав  от Пророка (мир ему и благословение) о достоинстве этих двух ракаатов  за такой промежуток времени, как же человек после этого может  не воспользоваться этой  возможностью?!

И пусть Всевышний Аллах дарует  всем нам  помощи в его регулярном совершении, тем самим,  записывая в число кающихся, и соседства  с господином всех посланников Мухаммадом (мир ему и благословение).Стенограмма лекции шейха Мухаммада ас-Сакафа.Автор: Мухаммадрасул ЗагировИсточник: islamdag.ru

madrasah2.ru

Какие дополнительные намазы бывают?

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного. Второй столп великого ислама является выполнением пятикратного намаза. Из слов Пророка (мир ему) становится понятным, насколько важна молитва для верующего, он также указал на достоинства намаза и как он влияет на жизнь мусульманина. На это указывают и слова самого Аллаха Всевышнего в Коране. Соблюдение пятикратного намаза – это обязанность мусульманина, а оставление является неверием, согласно достоверному хадису, который привели в своих книгах имам Ахмад, Тирмизи и Абу Дауд и другие. И это мнение Ахли Сунна по данному вопросу.

Кроме обязательных молитв, в исламе есть и дополнительные намазы, за которые обещана великая награда от Господа миров. Оставление таких молитв не считается большим грехом, но это порицаемое дело в религии. Чтобы знать, какие вообще есть дополнительные намазы, виды и их время, нужно взглянуть на сунну Посланника Аллаха (мир ему). В ней все предельно ясно и четко объясняется.

Ратибат намазы

Первый вид дополнительных молитв, который заслуживает особого внимания, – это ратибаты. Об их достоинствах Пророк (мир ему) в своем достоверном хадисе сказал, что их выстраивание станет причиной строительства дома в раю. Насчитывается 12 ракаатов в течение дня ратибат намазов. Особой сунной является читать до утренней обязательной молитвы два ракаата добровольно. Молитва читается в укороченном виде, и на нее не нужно очень много времени. Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что эта молитва лучше этого мира и всего, что в нем находится. Поэтому не стоит ею пренебрегать.

Дальше идут 4 ракаата до обеденной молитвы и два после. По примеру Пророка (мир ему) видно, что во время прочтения этих ратибатов нужно в каждом ракаате после Фатиха читать любую другую суру. Также эти дополнительные намазы включают в себя выстраивание после закатной и вечерней молитв. Читаются они по 2 ракаата, в общем получится 12. Чтобы следование за Пророком было полноценным, нужно стараться выстаивать эти молитвы. Согласно хадисам от Посланника Аллаха, эти дополнительные намазы по сунне читаются дома, чтобы Господь Миров дал долю блага в дом верующего.

Ночная молитва тахаджут

Почти год тахаджут - молитва для Пророка (мир ему) и его сподвижников - была обязательной. Затем по своей милости Аллах ниспосылает суру, в которой делает ночной дополнительный намаз добровольным. Однако все равно Посланник Аллаха (мир ему) сам был постоянен в его выстраивании и побуждал к этому своих сподвижников. Есть достоверный хадис, где Пророк (мир ему) сообщает о нисхождении Милостивого Аллаха к ближнему небу. Это происходит в последнюю треть ночи, и в это время принимаются все мольбы верующих.

Дополнительный намаз ночью нужно читать по 2 ракаата и вслух, но не очень громким голосом. Пророк (мир ему) любил долгое выстаивание, практически пока не начинало светать. Читал длинные суры, тщательно выговаривая все звуки и делая паузы. Он говорил, что после пяти обязательных молитв по награде идет тахаджут. Праведные предшественники этой общины любили проводить ночи в намазе, ведь у них было совсем другое понимание религии. Они понимали истинную ценность этой молитвы.

Витр намаз

Витр – это то, чем завершался ночной дополнительный намаз. Название такое по причине нечетности ракаатов, их может быть от 1 до 11. Посланник Аллаха говорил, что читать витр – это обязанность, а кто оставляет его, тот не из его общины. Вот насколько он был требовательным к его совершению. Нужно добавить в этот дополнительный намаз ду’а кунут. Однако есть несколько мнений по поводу того, когда его нужно добавлять. Ханафиты каждый день читают кунут в витре, шафииты же во второй половине рамадана.

Отличием этой молитвы является то, что в ней есть особая последовательность. Тут есть дополнительные суры в намазе, на которые указывает сунна Пророка (мир ему). Так, в первом ракаате после Фатихи читается «аль-А‘ля», а во втором и третьем «аль-Кяфирун» и «аль-Ихляс». Хотя прочтение других частей Корана тоже разрешается.

Пророк строго запретил ложиться спать, не прочитав витр намаз. Сам он просыпался для ночной молитвы и заканчивал свой намаз одним ракаатом молитвы витр. Мусульманин, поступающий подобным образом, будет получать много блага за свое следование за Посланником Аллаха (мир ему).

Намаз духа

Этот вид намаза читается после того, как солнце уже поднялось и до того момента, когда оно будет в зените. Духа – это молитва в то время, когда человек наиболее погружен в мирские дела. Поминание Аллаха в такое время является очень поощряемым благодеянием, и награда за это велика. В некоторых преданиях от Пророка (мир ему) передается, что Аллах простит того человека, который прочитал молитву духа, даже если грехов, как пены в море. А в другом хадисе говорится о том, что в раю есть ворота Духа-намаз, и через них будут входить в рай те, кто был постоянен в нем.

Строгих указаний на число ракаатов нет, ведь это добровольная молитва. Однако передается, что Посланник Аллаха совершал 2, 4, а иногда 8 ракаатов. Каждый выбирает, сколько он хочет и может прочитать, ведь награду получит он сам. Выполнение этого намаза становится поводом довольства Аллаха, быть может, по причине именно духа раб войдет в рай.

Пророк (мир ему) сообщил, что тот, кто прочитает утреннюю молитву с коллективом, а затем останется в мечети, поминая Аллаха, и так пока солнце не будет высоко, потом прочитает намаз духа, тот получит награду, как за полноценные умру и хадж. И это великая возможность для мусульман!

Молитва таравих в священный месяц рамадан

Священный месяц рамадан – это особое время для мусульман. В этот период нужно особенно усердно отстраняться от грехов и стремиться совершить как можно больше благодеяний. Дополнительные намазы в исламе в рамадане занимают особое место, ведь награда за них увеличивается. Однако есть молитва, которую можно застать только в этом месяце. Это таравих намаз. Данная молитва читается каждый день после вечернего намаза и до появления первых признаков зари.

Тому, кто будет читать таравих намаз, надеясь на награду Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи. Это примерный перевод хадиса от Пророка (мир ему). Это очень важная сунна как для мужчин, так и для женщин. Ее лучше читать с коллективом в мечети, но и дома тоже можно. Что касается числа ракаатов таравих намаза, то во времена праведного халифа Умара было установлено 20 ракаатов. Однако есть предания и об 11 ракатах, тут все зависит от желания людей, сколько они хотят благодеяний. Но при этом не стоит входить в крайности.

Во время намаза таравих желательно прочитать весь Коран за месяц священного рамадана. Истинно верующий получает огромное удовольствие от этой молитвы. Она также выступает фактором единения общины, ведь значение коллективного намаза невозможно переоценить.

Дополнительная молитва после омовения (тахиятуль вуду)

Совершив, как положено, омовение и прочитав специальное дуа в конце, человек становится ритуально очищенным. В этом состоянии можно обратиться к Господу Миров с любой мольбой. Однако в сунне Пророка (мир ему) есть слова о достоинстве намаза после омовения или тахиятуль вуду.

Посланник Аллаха (мир ему) как-то встретил одного из своих сподвижников, который был постоянен в совершении тахиятуль вуду. В хадисе передается, что Пророк (мир ему) спросил его о деянии, которое приближает сподвижника к раю. Передается, что были слышны шаги его в раю. Тогда сподвижник ответил, что всегда совершает два ракаата намаза после каждого ритуального омовения. Это предание отображает великое достоинство этой молитвы, и как это деяние любимо Аллаху.

Молитва приветствие мечети (тахиятуль масжид)

У каждого на свете есть свое право, и это касается и домов Аллаха. Исходя из того, как называется дополнительный намаз тахиятуль масжид, можно понять, что он напрямую связан с мечетью. Переводится он как "молитва приветствия мечети". Есть прямой приказ Посланника Аллаха, войдя в мечеть сразу не садиться, а совершить два ракаата намаза.

Есть много версий того, делается ли этот намаз всегда, или же есть время, когда его не нужно совершать. Сравнив все доводы, можно увидеть, что самым правильным мнением является первое. Пророк даже на своей пятничной проповеди остановился и заставил прочитать тахиятуль масжид одного из своих сподвижников. Настолько важным является этот намаз. Ведь пятничная проповедь занимает особое положение в исламе, и слушать ее должен каждый мусульманин. Это один из самых мощных доводов в пользу данного мнения.

Прошение помощи в делах через молитву истихора

Знания человека ограничены, и он часто не знает, как поступить в определенной ситуации. Однако Аллах всеведущ, и Он обладает бескрайними знаниями. Поэтому во всех делах, где есть сомнение, нужно просить помощи у самого Владыки Миров. В сунне Пророка (мир ему) есть такой замечательный намаз, как истихора. Эта молитва является обращением за помощью к Аллаху.

Истихора состоит из двух ракаатов, после которых нужно прочитать специальную мольбу. Содержанием этой мольбы являются восхваление Аллаха Всевышнего и озвучивание проблемы, которая заботит верующего. В мольбе мусульманин просит своего Господа о помощи в выборе и уповает на Него в этом вопросе. Такое отношение к делу позволяет снять напряжение. А далее следует помощь от Аллаха в виде лучшего варианта.

Прочитав намаз истихора, нужно посоветоваться с обладателями знания и поступать в соответствии со знаниями. Аллах обязательно найдет способ помочь своему искреннему рабу. Ведь есть обещание Всевышнего Господа в коране, а это уже много стоит.

Молитва при затмении

По сунне есть дополнительные намазы на многие случаи жизни. В случае солнечных и лунных затмений Пророк (мир ему) читал добровольный намаз, а его пример – это лучшее руководство для верующего.

Совершать нужно этот намаз без азана и икомата, он чем-то похож на пятничную молитву. Отличием является, что не читается проповедь. Согласно ханафитскому мазхабу намаз затмения читается как обычные два ракаата. А мнение шафиитских ученых – это совершение дополнительных земных поклонов, которые совершаются после прочтения суры «Аль-Фатиха». Читается Коран про себя при солнечном затмении, а при лунном - вслух. Можно читать как с джамаатом, так и индивидуально.

Данная сунна в наше время не очень распространена, но за ее оживление можно получить богатую награду. Ведь согласно хадису, тому, кто оживит сунну, запишется благодеяние ста шахидов.

Молитва тасабих

Еще одним намазом из числа дополнительных молитв является тасабих. Этой молитве Пророк (мир ему) научил своего дядю Аббаса и обрадовал верующих благоприятной новостью. Он сообщил, что будут прощены все прегрешения, если мусульманин совершит хотя бы один раз тасабих намаз.

В этой молитве произносятся следующие слова «Субханаллахи валь-хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар». Их нужно повторять по семьдесят пять раз, в каждом ракаате намаза. Сама молитва-тасбих читается в четыре ракаата. Главным отличием от других четырехракаатных намазов является только данная формула тасбиха, которая произностится практически во всех положениях.

Делается намерение на совершение добровольной молитвы в четыре ракаата. Потом нужно произнести такбир и прочитать дуа истигфар, после этого 15 раз нужно произнести вышеупомянутую формулу тасбиха. Далее читают суру аль-Фатиха и любую другую суру и пятнадцать раз произносят тасбих. После совершают поясной поклон, и в этом положении тасбих произносится десять раз. Затем выпрямляются из поясного поклона и снова десять раз произносят эту формулу тасбиха. Совершается земной поклон и десять раз произносится тасбих. Между земными поклонами и во время второго также произносят эту формулу по десять раз. В итоге один ракаат содержит семьдесят пять произношений тасбиха. Последующие ракааты читаются подобным образом. За всю молитву формула тасбиха повторяется триста раз.

Эта молитва может совершаться как с коллективом, так и в одиночку. Но имея в виду, что это добровольная молитва, лучше будет совершить ее одному. Вообще, добровольные молитвы предпочтительно делать не на людях, чтобы исключить элемент показухи.

Мы рассмотрели дополнительные намазы и их описание, теперь становится понятным, что милость Аллаха велика по отношению к людям. Каждый вид молитвы, указанный в сунне Пророка (мир ему), является величайшим богатством мусульманина. В зависимости от того, как называется дополнительный намаз и когда он совершается, нужно совершать его в соответствии с сунной. Если все условия соблюдены, человек может приближаться к Аллаху и получать за это огромную награду, величину которой знает только Всевышний. Известно одно: воздаянием за благодеяния будет рай. Для верующего что может быть лучше, чем прибывать в обители наслаждений и знать, что Аллах доволен тобой? Ведь добровольный намаз - лучший способ для довольства Всевышнего. По этой причине можно отдалиться от огня ада и войти в райские сады. Это успех, после которого нет успеха!

fb.ru


Смотрите также