Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует. Ф. Тютчев. Не плоть а дух растлился в наши дни


Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Стихи Федора Тютчева

Открыть стихи на сайте АЗБУКА ВЕРЫ

 

 

ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ
     Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них.
<1830>

 

НАШ ВЕК
     Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует; Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.      Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит... И сознает погибель он, И жаждет веры... но о ней не просит.      Не скажет век, с молитвой и слезой, Как ни скорбит пред замкнутою дверью: "Впусти меня! Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!.."
1851

 

***
     Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя.

1855

 

* * *
     О, вещая душа моя, О, сердце полное тревоги, О как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!..      Так, ты жилица двух миров, Твой день - болезненный и страстный, Твой сон - пророчески-неясный, Как откровение духов...      Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковыя, Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть.
1855

 

1857-й
      Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой?      Блеснет твой луч и оживит И сон разгонит и туманы... Но старые, гнилые раны, Рубцы насилий и обид,      Растленье душ и пустота, Что гложет ум и в сердце ноет... Кто их излечит, кто прикроет? - Ты, риза чистая Христа...

 

ПРИ ПОСЫЛКЕ НОВОГО ЗАВЕТА
      Не легкий жребий, не отрадный, Был вынут для тебя судьбой, И рано с жизнью беспощадной Вступила ты в неравный бой.      Ты билась с мужеством немногих И в этом роковом бою Из испытаний самых строгих Всю душу вынесла свою.      Нет, жизнь тебя не победила, И ты в отчаянной борьбе Ни разу, друг, не изменила Ни правде сердца, ни себе.      Но скудны все земные силы: Рассвирепеет жизни зло, И нам, как на краю могилы, Вдруг станет страшно тяжело.      Вот в эти-то часы с любовью О книге сей ты вспомяни И всей душой, как к изголовью, К ней припади - и отдохни.
1861

 

СВЯТЫЕ ГОРЫ
      Тихо, мягко над Украиной, Обаятельною тайной Ночь июньская лежит; Небо так ушло глубоко, Звезды светят так высоко, И во тьме Донец блестит.      Сладкий час успокоенья: Звон, литии, псалмопенья Святогорские молчат; Под обительской стеною, Озаренные луною, Богомольцы мирно спят.      И громадою отвесной В белизне своей чудесной Над Донцом утес стоит, К небу крест свой возвышая, И, как стража вековая, Богомольцев сторожит.     Говорят, в его утробе, Затворившись как во гробе, Чудный инок обитал, Много лет в искусе строгом Сколько слез он перед Богом, Сколько веры расточал!..      Оттого, ночной порою, Силой и поднесь живою Над Донцом утес стоит, И молитв его святыней, Благодатной и доныне, Спящий мир животворит.
1862  

 

Назад к списку

uspenie-kamishin.prihod.ru

Не плоть, а дух растлился в наши дни, — КиберПедия

И человек отчаянно тоскует...

Он - к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

Он жаждет веры... но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед закрытой дверью:

"Впусти меня! - Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!.."

Ф. И. Тютчев

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет. О. Мандельштам

СТИХИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

О. Мандельштам очень не любил и побаивался слова "развитие". В "Путешествии в Армению" он писал: "Скучное, бородатое развитие". Надежда Мандельштам, уточняя такую позицию супруга, пишет, что он "боялся этого слова из-за того, что оно сочеталось с понятием прогресс"1.

И дело не только в том, что слово прогресс вызывает у любого верующего человека в лучшем случе снисхождение. Дело еще и в том, что когда мы говорим о динамике психических процессов - внимания, ощущения, памяти, то здесь, видимо, нормально и уместно говорить о развитии. Но применительно к личности понятие "развитие" формализует, обобщает и выхолащивает глубину и тайну внутреннего личностного роста или, напротив, падения.

В. Непомнящий пишет: "Пушкин разрешает эту проблему художественно. Его взор прикован не к "развитию" в смысле "прогресса", а к замыслу, то, что дано в замысле, не "изменяется", не "прогрессирует", не "совершенствуется", а открывается ("откровение") ... Колесо устойчиво, хотя оно движется".2 Если же мы говорим об онтогенезе, то в таком случае, на мой взгляд, мы могли бы говорить о воспитании, созревании личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАВЕТА С БОГОМ

 

О возрождении имеет смысл говорить, когда личность переживает некий экзистенциальный конфликт с собой, с Богом, с миром. Эта, как говорят, "душевная туга" часто вообще не поддается рефлексии. Бог, мир, я сам - вообще неразличимы. Просто говорят: "душа болит". Это хорошо выражено у поэта.

Небо тусклое, с отсветом странным, Мировая, туманная боль.

Ощущение, что ты сам не у себя дома - феномен евангельского блудного сына, который ушел от чего-то заветного, бесконечно своего в "страну далече". Кроме этого, живая личность, находясь в вышеописанном состоянии, ищет, не может не искать (!), выхода, пути. В этих поисках она вольно или невольно расширяет свое семантическое поле. Кризис - это во многом и благо. Ибо страдание разрыхляет жесткую, безблагодатную почву души. Но расширение смыслового пространства вовсе еще не шаг к возрождению. И здесь возможно бегство от себя через (если так можно выразиться) "черный ход" личности. Известно множество людей, которые ушли от страдания и тонкими, только им ведомыми внутренними ходами, перевели, сублимировали страдание в уныние, в постоянную, но неострую тоску. И если в страдании не сохраняется искренняя жажда Истины, то затем постепенно и не вдруг уныние начинает обладать душой. Скепсис, витальная тоска, цинизм и отчаяние - это ступени нравственного ниспадения эмоционально-волевого и духовного строя личности.

Уныние - это не клиническое состояние. Напротив! В этом состоянии находятся сегодня многие наши современники. В этом состоянии они женятся, защищают диссертации, разводятся, пытаются воспитывать своих детей и т. д. Можно сказать, это - нравственно-психологическое состояние. Когда становится совсем невмоготу, каждый унывающий знает, что надо делать: один пьет, другой бежит трусцой, третий пишет, четвертый реализует древний принцип: "шерше ля фам" и т.д. и т.п. М. К. Мамардашвили писал, что человек для того, чтобы сбежать от себя, готов укрепиться в состоянии "упрямой хитрости, готовым на все, лишь бы не привести себя в движение и не поставить себя под вопрос".3

Видимо здесь речь идет о важнейшем, самом главном факте внутренней, незримой биографии души - заключении или незаключении завета с Богом. Ниже мы будем говорить о мистике прямой речи. Но сейчас уместно сказать о реальности некоторого диалога с Богом, где личность либо отвергает своего Творца и Бога, либо (не без внутренней борьбы) заключает соглашение. Думается, что этот факт духовного самоопределения проходят все люди, даже те, кто с детства традиционно воспитан в Боге. Факт осознания своей веры у них осуществляется не менее драматично, чем у неофитов.

Сама душа таинственно знает смысл и качество этого призыва Бога и знает, как она распорядилась с этим призывом.

О ПРОПОВЕДИ

Любому проповеднику предстоит, прежде всего, в самом себе преодолеть внутренние барьеры, которые создает современный многоликий мир на пути к Богу; и это преодоление состоит не в гневных словах миру (хотя и лежащему во зле), а в рождении в душе самого проповедника того нового человека, созданного по Богу, в которого, по словам апостола Павла, должен облечься каждый христианин, и в первую очередь каждый пастырь. Тогда, пройдя через искушения, можно и искушаемым помочь.

Проповедовать Христа - это значит для всех быть всем, т.е. знать и чувствовать, и постигать меру духовности и восприимчивости самых разных людей, стоящих в храме в данный момент. Надо просить апостола Павла и святителя Иоанна Златоуста об этом даре, чтобы, с одной стороны, нам не дать "твердой пищи" младенцам, а с другой, - не потакать греховным немощам слушающих. Таковы узкие врата проповеди. Современному проповеднику, говоря сегодняшним языком, полезно чувствовать себя как бы миноискателем, который посылает радиоволны и ждет возвращения сигналов.

Проповедь - это диалог: один говорит о Христе, другие же не только внимают слову, но внутренне отвечают. Диалог всегда незавершен, его хочется продолжить, поэтому темы и поводы к проповеди разные, а канва одна - разговор об Истине, о Христе, о спасении. Не случайно один из видов проповеди называется беседой, хотя говорит один проповедник.

Если священник, будучи частью народа Божия и выражая его мысли и чувства, уловил молитвенное настроение народа и возвратил его в слове тем, кто, умея чувствовать, затрудняется словами выразить свои чувства, такую проповедь можно назвать откровением, пусть малым, но откровением о том, как спасать свою душу во Христе для Вечной Жизни. Аминь.

 

cyberpedia.su

Россия Пруссия Австрия Швеция Дания Норвегия Германия

GEOMETR.IT  http://Obitel-nikolskoe.ru

*Единство, – возвестил оракул наших дней, –Быть может спаяно железом лишь и кровью…Но мы попробуем спаять его любовью…

В противоположность Бисмарку, пруссаку и канцлеру, спаявшему Германию «железом и кровью»», русский философ и дипломат Тютчев призывал положить в основу объединения народов христианскую любовь.

В стихотворении «Два единства» ( 1870 год) читаем:

Из переполненной Господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней –

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! –

Славянский мир, сомкнись тесней…

«Единство, – возвестил оракул наших дней, –

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью, –

А там увидим, что прочней…

Современная ситуация во многом получает довольно прозрачный смысл, будучи освещенной провиденциальными предсказаниями русского поэта. О Европе, потрясенной к середине XIX столетия революционными нестроениями, он писал в своей работе «Россия и Революция»:

« Уже давно в Европе существует только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой.

От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества»

В 1815 году по инициативе российского императора Александра I был создан именно религиозно-политический Братский Христианский Союз, более известный в истории под названием «Священный Союз», объединивший монархов России, Пруссии и Австрии. Согласно «единому преобладающему правилу» этого Союза, следовало «почитать всем себя как бы членами единого народа Христианского» .

Кстати, в Священный Союз в течение двух лет после его создания вступили многие другие правители Европы, в том числе Швеции, Дании, Норвегии, Германии.

Для Тютчева именно религиозное начало является определяющим в историческом развитии событий. Оно лежит в основе и его определения самобытности России и сущности Революции:

«Прежде всего Россия – христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря той способности к самоотречению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы.

Революция же прежде всего – враг христианства.

Антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство. Ее последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления – всё это частности и случайные подробности. А оживляет ее именно антихристианское начало, дающее ей также (нельзя не признать) столь грозную власть над миром.

Кто этого не понимает, тот уже в течение шестидесяти лет присутствует на разыгрывающемся в мире спектакле в качестве слепого зрителя» .

Вину за происходящие на Западе крушения и исторические катастрофы Ф.И. Тютчев возлагал именно на римскую церковь: «В течение веков Церковь на Западе, под покровительством Рима, почти совсем растеряла предписанный ей изначально законом характер.

Среди великого человеческого сообщества она перестала быть обществом верных, свободно соединившихся в духе и истине под Христовым законом. Она стала учреждением, политической силой – Государством в Государстве.

По правде сказать, в Средние века Церковь на Западе оставалась лишь римской колонией, устроенной в завоеванной стране»

Всё это послужило причиной Реформации и возникновения протестантизма:

«Но так как издавна Рим старательно вклинился между вселенской Церковью и Западом, то вожди Реформации вместо того, чтобы нести свои жалобы на суд законной и сведущей власти, предпочли взывать к суду личной совести, то есть сделали себя судьями в своем собственном деле»

Дойдя до отрицания авторитета Церкви, протестантизм подменил христианскую сущность веры революционным по своему существу человеческим чувством:

«Через брешь, проделанную Протестантизмом, так сказать, бессознательно, и вторглось позднее в западное общество антихристианское начало. Такой исход стал неизбежным, ибо предоставленное самому себе человеческое я по своей сущности является антихристианским.

Бунт и злоупотребления этого возникли, конечно, не в три последних века. Но именно в это время, что оказалось новым, впервые в истории человечества можно было наблюдать, как бунт и злоупотребления человеческого я возводятся в принцип и осуществляются под видом неотъемлемо присущего личности права» .

Ф.И. Тютчев раскрывает причины поразившей европейские народы революционной болезни, развившейся постепенно и проявившейся не сразу:

«В течение трех последних веков историческая жизнь Запада была – и не могла не быть – лишь непрерывной войной, постоянной атакой на всякий христианский элемент в составе старого западного общества. Эта разрушительная работа продолжалась долго, так как до нападения на установления необходимо было уничтожить их скрепляющую силу, то есть веру.

Первая французская революция навсегда останется памятной датой мировой истории именно тем, что положила почин возведению антихристианской идеи на престол правительственного управления политическим обществом. <…> Впрочем, Революция сама позаботилась о том, чтобы не оставить нам ни малейшего сомнения относительно ее истинной природы, так высказав свое отношение к христианству:

«Государство как таковое не имеет никакой религии». — Вот Символ веры современного Государства и, собственно говоря, та великая новость, которую Революция принесла в мир»

Беды и страдания мятущегося человечества, пораженного безверием, поэт выразил в написанном 10 июня 1851 года стихотворении с характерным обобщающим названием – «Наш век»:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры – но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Русский мыслитель видел, что у Европы и России общий враг – это Революция со своим антихристианским, «злым началом, самым изобретательным и чудовищным из когда-либо виденного людьми», с ее «церковью безверия» и «мятежным правительством».

В материалах к трактату «Россия и Запад» Ф.И. Тютчев не случайно отметил: «Западные люди, судящие о России, немного похожи на китайцев, судящих о Европе, или, скорее, на греков (Greculi), судящих о Риме.

Это, видимо, закон истории: никогда то или иное общество, цивилизация не понимает тех, кто должен их сменить. <…>

Запад, поныне видящий в России лишь материальный факт, материальную силу. Для него Россия – следствие без причины. То есть, являясь идеалистами, они не видят идеи. Ученые и философы, они в своих исторических мнениях зачеркнули целую половину европейского мира»

Непонимание России Западом является, по Тютчеву, одной из ключевых причин в проблематичном выстраивании их взаимоотношений.

«Февральский мятеж [Февральская революция 1848 г. во Франции. – В.З.], – пишет в биографическом очерке И.С. Аксаков, – сильно возбудил и подвиг все нравственное существо Тютчева…

Как в статье о Революции, так и в другой статье «О Римском вопросе и па<п>стве» <…> выступает наружу замечательная способность Тютчева: усматривать в отдельном явлении, в данном внешнем событии, его внутренний, сокровенный, мировой смысл.

Вот и причина, почему его политические статьи <…> нисколько не утрачивают значения современности. <…> время не упразднило самих вопросов, а многие из них поставило еще резче».

Восшествие на римскую кафедру папы Пия IX, либеральные преобразования в Риме, влияние февральской революции и последующих событий во Франции на создание и скорую гибель Римской республики, бегство из Вечного города и возвращение в него Пия IX на фоне весьма сложной политической ситуации в Италии – все это рассматривается как более или менее хаотическое выражение глубинного смысла» .

http://Obitel-nikolskoe.ru

GEOMETR.IT

geometr.it


Смотрите также