Конспект урока по музыке в 4 классе Урок по теме: «Музыка русского народа». Музыка в народном духе 4 класс конспект урока


Конспект урока по музыке в 4 классе Урок по теме: «Музыка русского народа»

ГОУ СПО Чапаевский губернский колледж

Образовательная программа общего образования

Конспект урока по музыке в 4 классе

Урок по теме: «Музыка русского народа».

подготовила

учитель музыкального искусства

Битютская Елена Евгеньевна

г. Чапаевск

2011Цель:

закрепить знания учащихся о русской народной песни;

дать понятие характерные особенности русской народной песни; развивать творческий потенциал при помощи методики сотворчества (выращиваем ромашковое поле русской народной песни).

Ход урокаI. Организационный этап.II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Он будет посвящен нашим истокам. Музыкальным истокам. Сегодня мы с вами поговорим о музыке нашей родины. Музыке русского народа.(слайд № 1)

  • Наша страна богата своей историей, традициями и конечно культурой. Вот о музыкальной культуре и в частности о русской народной песне мы сегодня с вами и поговорим. Вы на уроках литературного чтения, русского языка знакомились с фольклорным жанром.
  • Что такое фольклор? (Народная мудрость)
  • А что мы подразумеваем под фольклором? (Загадки, песенки. потешки, сказки, пословицы, поговорки и т.д.)
  • Песни на Руси возникли не внезапно, а из-за необходимости. Люди давно стали замечать, что с песней и работать веселей, и горе переживать легче. Песни сопровождали с рождения (колыбельные) и до смерти ( оплакивание). И мудрый народ создал не одну пословицу и поговорку связанную с пен6рием и музыкой. Для вас я приготовила следующее задание. На листе у каждой группы написаны по 5 пословиц о музыке. Но они разбиты на две части и перемешаны. Ваша задача за 1-2 минуты найти части пословиц и соединить их стрелочками.

(слайд № 2)

  • А кто мне скажет, с чем ассоциируется у вас слово РОССИЯ? (подвести к ромашковому полю)

(слайд № 3,4,5)

  • И сегодня наша с вами задача вырастить свое, необычное музыкальное ромашковое поле. Музыкальные ромашки вырастут тогда, когда мы узнаем о том, какая она, русская народная музыка. И для примера я вам предлагаю послушать песню «Вниз по матушке по Волге» в исполнении великого русского баса Федора Ивановича Шаляпина.
(слайд № 6)^

(слайд № 7,8,9)Работа по слайду №10 или по таблице с нотной записью песни

  • Посмотрите на нотную запись и вспомните звуковой файл. Что можно сказать о песни, какая она? (Распевная, протяжная)
  • Если смотреть на запись, то как движутся нотки (По ступенькам подряд и потом скачок). Это очень характерно для русской народной песни.
  • А что можно сказать о настроении. (Грустная)
  • Всегда ли грустная или меняется характер? (Потом становится светлой). То есть переменный лад. Для русской народной песни это тоже характерный признак – переменный лад.
  • Посмотрите, всегда ли на каждую ноту соответствует слог? (Нет, есть слоги, которые тянутся на протяжении нескольких нот). Это распевы, еще одна характерная черта.
  • А в тексте, есть ли что то интересное? (Слова не допеваются а обрываются)
  • Совершенно верно!
  • А сейчас послушайте еще одну русскую народную песню «Во кузнице» и постарайтесь найти уже знакомые нам характерные черты, а может что то вы услышите и новое.

^ (слайд № 11)Работа по слайду №12

  • Какие характерные черты уже знакомые нам с вами вы услышали? (Распевы, обрыв слов, поступенное движение со скачками)
  • А что необычного вы услышали в той песни? (подвести детей к перемене ударения и форме вариации)
  • А теперь давайте с вами еще раз вспомним и обобщим, какие же характерные черты присуще русской народной песне.

(слайд № 13)

Характерные особенности русской народной песни

  • поступенное движение мелодии в сочетании со скачками;
  • форма вариации;
  • переменный лад:
  • перенос ударения.
  • А теперь вернемся к нашему музыкальному ромашковому полю. Перед вами у каждого есть вот такая ромашка. Подумайте и напишите на ней какая она, русская народная песня. По характеру, по манере исполнения. Кто напишет – несет на наше поле.
(творческий процесс заполнения поля ромашками детей)

(слайд 14)ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ – разучить 1 куплет песни «Во кузнице».(слайд № 15)

  • - Подведём итог нашей работы и оценим её.

Если урок вам очень понравился и вы считаете, что принимали в нём активное участие, поднимите

Если вы считаете, что урок был хорошим и вы участвовали в нём, поднимите

Если урок вам не понравился и вы не принимали в нём участия, поднимите

(Учащиеся поднимают вверх кружки разного цвета, оценивая урок и своё участие в нём.)

  • Спасибо за работу. Урок окончен.
Использованная литература.
  1. «Музыка 1-8 классы». Программа; М. «Просвещение» 2002г.
  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя музыкантв»; М. «ВЛАДОС» 2000г.
  3. Горбачева Е.Г. «Популярная история музыки»; М. «ВЕЧЕ» 2002г.
  4. Куберский И.Ю. «Энциклопедия для юных музыкантов»; С-П, «Диамант» 1998г
  5. Музыкальный энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия» 2003г
  6. http://www.google.ru/
  7. http://yandex/

shkolnie.ru

Конспект урока на тему "Музыка без границ". 4 класс

Урок музыки в 4 классе

Тема урока: «Музыка без границ»

Цель урока: обобщить и осмыслить все накопленные знания о музыке народов мира.

Задачи урока:

- воспитать любовь к музыке и понимание её как вида искусства

-развитие творческой активности.

-формирование музыкальной культуры детей, их нравственных качеств, средствами музыки.

Оборудование:

запись музыкальных произведений народов мира,

Портреты композиторов .

Оформление центральной стены: композиция «Музыкальное дерево дружбы народов»

План урока

  1. Организационный момент

  2. Основная часть урока:

«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина – слушание

«Заход солнца» Э. Грига – слушание

«Полька» (чешская народная песня – танец) – исполнение

«Пастушка»(французская народная песня) – исполнение

«Вишня»(японская народная песня) – исполнение

«Катюша» М. Блантера – слушание и исполнение

  1. Итог урока:

Композиция «Музыкальное дерево»

«Дерево дружбы» А. Пахмутовой – исполнение

Ход урока

Организационный момент:

1.Музыкальное приветствие:

Учитель – Я, приветствую Вас дорогие друзья!

Дети – Мы приветствуем Вас и желаем добра!

2. Сообщение темы урока: «Музыка без границ»

-Как вы думаете, ребята, каковы будут цели урока?

Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока.

-Много уроков мы с вами посвятили музыкальному «путешествию» по карте мира. Мы разучивали песни народов мира, слушали музыку, знакомились с творчеством композиторов разных стран, готовили и просматривали ваши презентации о разных странах. Мы узнали много интересного о жизни других народов, через их музыку, а главное, что музыкальное искусство сближает людей разных стран. И сегодня на уроке, слушая и исполняя музыку разных народов мира, мы ещё раз поговорим об интернациональной природе музыкального языка, а главное подтвердим мысль о том, что музыкальный язык не нуждается в переводе. В течение урока, мы с вами постараемся вырастить музыкальное «Дерево дружбы народов»

Основная часть урока:

- Каждый народ имеет свой разговорный (литературный) язык, как и свой музыкальный. Музыка – это тоже язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражают свои мысли и чувства. И этот музыкальный язык, в отличие от языка разговорного, понятен всем другим народам без перевода.

На какие три сферы можно разделить всю музыку? (Песня, танец, марш)

Правильно! Песня, танец и марш – это самые широко распространённые, самые массовые, самые демократические области музыки. Подобно тому, как фундамент связывает дом с землёй, на которой он стоит, так песня, танец и марш связывают всё богатство музыки с огромными массами людей.

Давайте и мы выложим фундамент – почву для нашего музыкального дерева, а всю музыку, существующую в мире, мы изобразим в виде ствола дерева.

КАРТИНКА №1

- Но ведь мы с вами сегодня говорим о музыке народов мира, поэтому символизировать музыку того или иного народа мы будем листочками разного цвета.

КАРТИНКА №2

Слушание и обсуждение произведения «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»

Дж. Гершвина.

-Знакомо ли вам это произведение?

- Что можно сказать об этом произведении?

(Исполняется на английском языке; главную мелодию исполняет женский, сольный голос; оркестр играет роль аккомпаниатора; мелодия звучит плавно, нежно; это колыбельная.)

-Нам понятен музыкальный язык? (Понятен)

- Это произведение композиторское или народное? (композиторское)

- Кто помнит, как называется это произведение? («Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»)

Вывод: По самой музыке мы определили, что это колыбельная. При общем плавном характере музыки, свойственном колыбельным песням всех народов, отчётливо заметны острые ритмические «перебои» (синкопы), присущие народной, негритянской музыке.Автор музыки – американский композитор Джордж Гершвин. Это – первый американский композитор, который завоевал популярностьи признание во всём мире.

//После краткой беседы на музыкальное дерево прикрепляются листочки определённого цвета.//

Прослушивание и обсуждение произведения «Заход солнца» Э. Грига

-Знакомо ли вам это произведение?

- Кто помнит, как называется это произведение? («Заход солнца»)

- Это произведение композиторское или народное? (композиторское)

(Это произведение написал норвежский композитор Эдвард Григ)

- Что можно сказать об этом произведении, какой характер музыки?

(Музыка медленная, спокойная, уравновешенная, мечтательная и др.)

- Что рисует нам музыка? (Картину природы)

- Кто как представил себе картину завершения дня? (Солнце садится , окрашивая в

багряный цвет небо, леса, поля. Облака делаются красивого цвета,от ярко – бардового

до светло – жёлтого, зелень делается тёмной, прохлада сменяет жару и т.д. Выпадает

вечерняя роса…)

- Какие здесь использованы средства выразительности?

- Понятен ли нам музыкальный язык данного произведения? (Понятен)

//После работы над произведением на музыкальное дерево прикрепить листочки определённого цвета.//

«Полька» (чешская народная песня – танец) – исполнение мелодии на фортепиано.

Разбор произведения:

- Знакомо ли вам это произведение? (Да)

- Какой характер музыки? (Весёлый, задорный, песенно – танцевальный)

- Что придаёт этому произведению особый характер музыки? (Синкопы)

- Что такое синкопа?

- Это произведение можно только петь или под эту музыку можно ещё и танцевать?

(Можно петь и танцевать польку.)

Полька – это старинный чешский народный танец, который исполняется парами по кругу

с подскоками весело и задорно.

Давайте мы споём и станцуем весёлую «Польку»

//После исполнения песни – танца на дерево прикрепляют листочки определённого

цвета.//

«Пастушка» (французская народная песня) – исполнение с последующим обсуждением произведения.

-Знакомо ли вам это произведение?

- Кто помнит, как называется это произведение?

- Это произведение композиторское или народное?

- Что можно сказать об этом произведении, какой характер музыки?

- Что рисует нам музыка?

- Понятен ли нам музыкальный язык данного произведения?

//После краткой беседы на дерево прикрепляются листочки определённого цвета.//

«Вишня» (японская народная песня) - исполнение учителем.

-Знакомо ли вам это произведение?

- Кто помнит, как называется это произведение?

- Это произведение композиторское или народное?

- Что можно сказать об этом произведении, какой характер музыки?

- Что рисует нам музыка?(Музыка рассказывает нам про самое любимое в Японии, самое красивое дерево – сакура (вишня), которое весной покрывается нежно – розовыми цветами.)

- Понятен ли нам музыкальный язык данного произведения?

//После краткой беседы на дерево прикрепляются листочки определённого цвета.//

«Катюша» М. Блантера–слушание песни на разных языках.

Звучание песни должно стать поводом к рассказу о том, чтопесня эта стала известной в разных странах мира и к мелодии этой песни иногда сочиняли новые слова.

Например: во время войны «Катюша» стала гимном итальянских партизан.

Очень полюбили «Катюшу» и в другом конце мира – в Японии. В Токио (столица Японии) есть даже клуб любителей песни, где собирается молодёжь и поёт песни разных народов мира, в том числе и наши русские песни. И называется этот клуб «Катюша» в честь любимейшей в Японии советской песни.

«Катюша» М. Блантера – исполнение

//После краткой беседы и исполнения песни на дерево прикрепляются листочки определённого цвета.//

Вывод: Песня «Катюша» - это наглядный пример того, как музыка объединяет разные народы и ещё раз доказывает нам, что музыкальный язык понятен всем без перевода.

- Силуэт какой птицы символизирует мир, дружбу народов мира?(голубь)

- Давайте мы напишем пожелания всем народам мира на силуэтах голубей, лежащих у вас на столах.

//Дети пишут пожелания и прикрепляют голубей на дерево дружбы.//

3.Итог урока.

Обобщение: Сегодня на уроке звучала музыка разных народов мира. Каждый народ имеет свой музыкальный язык. И этот язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.

- На уроке мы сегодня и пели, и танцевали, и слушали музыку.

- Какое у вас настроение?

- Чем можно изобразить ваше настроение в данной композиции? (солнышком)

//Прикрепить на доску солнышко.//

- Вот мы свами и вырастили «Музыкальное дерево дружбы»

- Посмотрите, какое оно красивое, яркое. Наш урок подходит к концу. И в заключение урока я предлагаю вам спеть песню «Дерево дружбы».

«Дерево дружбы» А.Пахмутовой – исполнение

hello_html_6b69febc.jpg

-

infourok.ru

Конспект урока музыки в 4 классе

БОУ "Андреевская ООШ"

Урок музыки в 4 классе по теме

"Оркестр русских народных инструментов"

Учитель: Т.А.Хойкка

2014-2015 учебный год

Цель урока: познакомить с оркестром русских народных инструментов, с историей его создания

Задачи:

Образовательные: осваивать знания о музыкальных инструментах России, овладевать элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности, учиться различать тембровую окраску народных инструментов.

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, нравственно-эстетические чувства, уважение к своему народу, интерес к русскому фольклору.

Развивающие: развивать способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений, выражать художественно-образное содержание произведений в исполнительской деятельности

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная установка, народные инструменты, фортепиано

ХОД УРОКА

1. Вводно-мотивационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке. Надеюсь наше занятие пройдет интересно и будет наполнено музыкой, творчеством, поиском. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Выберите себе гармошки соответствующего цвета.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

- Чтобы определить тему нашего урока, цели и задачи, отгадайте загадки, угадаете, возьмите этот предмет в руки.

* Ой, звенит она, звенит.

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая, отгадай-ка,

Это наша... (Балалайка)

* Я весь круглый,

Меня ударишь

Я бубенцами звучу,

Меня положишь - я молчу (Бубен)

* В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (Гармонь)

*На чем в гостях в дали от дома, играл Садко царю морскому?

Тот музыкальный инструмент сломал он, улучив момент.(Гусли)

* Деревянные сестрички

Друг о друженьку стучат,

Всю округу веселят (Ложки)

* Приложил к губам я трубку,

Понеслась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется... (Свирель)

* В деревнях она живет,

Очень жалобно поет (Жалейка)

*Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят, плясать велят (Трещетки)

- Молодцы! Ребята, а почему вы сели так? Что у нас получилось?

+ Оркестр

- И, значит, тема нашего урока?

+ Оркестр русских народных музыкальных инструментов.

- Цель и задачи урока? (СЛАЙД)

- Правильно. А что такое оркестр?

+ Это коллектив музыкантов и музыкальных инструментов, совместно исполняющих музыкальное произведение.

3. Открытие нового знания

- Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских это?

+ Гармонь и балалайка

* Балалайка - русский народный струнный щипковый инструмент. Название созвучно с о словами балагур, балакать, то есть болтать. От этих слов и произошло название. (СЛАЙД с балалайкой, Звук балалайки).

* Гармонь сначала появилась в Германии, а потом уж зазвучала в России.

* Домра - струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. На домре играют медиатором. Этот инструмент - основа народного оркестра.

* Гусли - образовано от слова "гудеть"

* Ложки - русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий звонкий звук.

* Трещетки - инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками.

* Бубен - просто встряхивают.

(СЛАЙД)

- Оркестр русских народных инструментов был создан в 19 веке. Своим появлением оркестр народных инструментов во многом обязан дворянину, музыканту, композитору, балалаечнику Василию Васильевичу Андрееву. Он являлся организатором и руководителем первого оркестра народных инструментов в России. Андреев не только усовершенствовал многие народные инструменты, но и объединил их в группы так же, как и в симфоническом оркестре (струнные, ударные и духовые).

4. Практическая работа

- А сейчас мы с вами послушаем русскую народную песню "Светит месяц", а вы определите, какой инструмент звучит. (СЛАЙД)

- Какая музыка звучала? Инструмент?

- А сейчас послушаем "Пляску скоморохов" из оперы "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова. (СЛАЙД)

- Какая музыка звучала? Инструмент?

- Давайте еще раз назовем инструменты оркестра русских народных инструментов.

Чтобы нам закрепить звучание народных инструментов, сейчас вы послушаете два фрагмента и определите, где звучит оркестр народных инструментов.

(Слушание "Камаринская", "1 часть симфонии №5")

РАСПЕВКА

Исполнение песни "Во поле береза стояла" (СЛАЙД)

Вывод (СЛАЙД)

5. Рефлексия (СЛАЙД)

- Ребята, мы все задачи урока выполнили? Были какие-то трудности? Что для вас было новое? Что понравилось? А теперь, вы не хотите выбрать другую гармошку по цвету, не изменилось ли ваше настроение?

6. Домашнее задание

На выбор:

- Составить кроссворд "Оркестр народных инструментов"

- Выполнить тест

- Нарисовать рисунок с изображением понравившегося инструмента

infourok.ru

Конспект урока 4 класс "Народная песня" с использованием НРК и применением ИКТ

Урок музыки с использованием НРК (национально – региональным компонентом) и с применением ИКТ в 4 классе на тему: “Народная песня”

Хакимова Е.Н.,учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ ”Гимназия” г.Мензелинска РТ

Тема ”Народная песня” интересна и в настоящее время. актуальна, так как:

- помогает расширить музыкальное пространство ребенка;

- способствует его духовному росту;

- создает условия для формирования интереса к истории своего народа, семьи, традициям и культуре;

- воспитывает бережное и уважительное отношение к народному творчеству.

Цель урока: обобщить полученные знания о татарских и русских народных песнях.

Задачи:

1.Выведение знаний о народной песне (татарской и русской).

2.Создание условий для:

- формирования учебной самостоятельности;

- придания личностного смысла знаниям о жанровом разнообразии народных песен;

- стимулирование творческой деятельности;

- развитие коммуникативных навыков.

Наш урок я начну словами великого русского композитора М.И. Глинки.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Что относится к произведениям народного творчества (сказки, былины, пословицы, поговорки).

«Сказка-складка песня-быль»

  1. Народная песня, это народное творчество?

  2. a) Кем сочинялись народные песни?

б) Как они передавались?

в) О чём мы узнаем из народных песен?

Стихотворение о татарской народной песне.

hello_html_308a59b3.png

Вам предстоит выполнить интересное задание.

Выбрать из всех жанров, жанры татарской народной песни.

- Назовите татарские народные песни (Ай, былбылым», «Уракчы кыз», «Умырзая», «Зәңгәр чәчәк”, “Матур булсын”, “Карауҗа авылы көе”, “Әпипә”, “Шома бас”, “Сандугач күгәрчен).

- Исполним знакомую татарскую народную песню

«Тараканнар кар көри» в форме канона.

- Песня какого характера? (шуточного).

- В каком темпе исполним (в подвижном).

Настрой голосов.

Стихотворение о русской народной песни.

hello_html_m3897bd14.png

Вы догадались о каких народных песнях пойдет разговор?

(о русских народных песнях).

Задание-кроссворд. Работаем активно.

- Угадайте знакомую русскую народную песню (исполнение педагогом на музыкальном инструменте мелодии песни “В сыром бору тропина”).

- Каким звуком будем исполнять? (лёгким).

(настрой голосов)

Посмотрите на экран, даны нотные примеры татарской народной песни «Уел» и русской народной песни «Милый мой хоровод».

Назовите особенности пения татарской народной песни (одноголосная) и русской народной песни (многоголосная).

На какие два слова можно разделить слово многоголосие? (много голосов).

- Посмотрите на экран, что вы видите? (события войны 1812 года, Наполеон решил завоевать Россию, но был разгромлен).

- Какую вы знаете народную песню, посвящённую этим событиям? («Солдатушки, бравы ребятушки»)._

- Посмотрите на лица солдат, какие они? (мужественные, храбрые).

- Помогала ли песня на войне? Как воздействовала песня? (поднимала дух солдат, настраивала на победу).

Исполним русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

- Как будем исполнять? (бодро, двухголосием, с музыкальными инструментами).

Зачем нам нужны знания о народной музыке? (народная песня помогает узнать о быте, о нравах, традициях народа, заставляет глубоко проникнуть в историю народа, в его самобытный фольклор).

- Ценность народной песни в том, что она сохранилась и передалась из поколения в поколение.

- Что значит, без прошлого – нет будущего?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы повысить популярность народной песни?

- Необходимо:

1. Современные аранжировки народных песен;

2. Исполнение народных песен молодыми певцами;

3. Выпускать много компакт – дисков с музыкой народных песен.

В исполнении Загриевой Гузель звучит татарская народная песня

«Карауҗа авылы көе».

Слайд №1“ Музыку создает народ, а мы, художники только ее аранжируем”

М.И. Глинка.

Слайд №2 «Народная песня»

Слайд №3 «Татарские народные песни»

Слайд №4 «Русские народные песни»

Слайд №5 «Сказки былины, пословицы и

поговорки»

Слайд №6

1.Сочинялись неизвестными певцами-сказителями.

2. Хранятся в памяти народа, передаются из уст в уста.

3.Из народных песен узнаем о жизни народа (о труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах)

Слайд №7

Слайд №8

  1. Обрядовые песни (свадебные, гостевые рекрутские.)

  2. Музыкальный эпос (былины, книжные напевы, мунаджаты).

  3. Лирические песни

(протяжные – озын жыр, короткие песни – кыска жыр, деревенские напевы, умеренные напевы).

  1. Такмаки (игровые, плясовые.)

Слайд №9

Исполнение татарской народной песни «Тараканнар как көри».

Слайд №10

Слайд №11

Работа с интерактивным планшетом HITACHI

  1. Один из самых древних жанров русской народной песни, появившийся более 1 тысячу лет назад (ответ: былина)

  2. Русская народная песня, связанная с определённым временем года (ответ: календарная)

  3. 3. Русские народные песни, связанные с прошлым нашей страны (исторические).

  4. Русские народные песни, в которых поётся о событиях, происходящих в стране (революционные).

  5. Русские народные песни, связанные с определенными временами года (календарные).

  6. Один из самых древних жанров русской народной песни, появился более 1 тысячи лет назад (былины).

  7. Русские народные песни, отражающие труд человека (трудовые).

Исполнение русской народной песни

« В сыром бору тропина» двухголосием.

Слайд №12 (нотный пример).

Исполнение русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».

Слайд №13 «Без прошлого– нет будущего».

Слайд №14 «Спасибо за внимание!»

infourok.ru

Конспект урока в 4 классе на тему

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ

Школа: МБОУ «СОШ №7»

Класс: 4 "А"

Учитель: Кузнецова Инна Александровна

Тема урока: Лирические песни

Тип урока: Углубление темы, промежуточное обобщение.

Цель:

  • знакомство с лирическими песнями, их художественными особенностями;

  • воспитание любви к культурному наследию русского народа.

  • Выявить жанровые особенности плясовых и хороводных песен.

Задачи:

  • Предметные:

  • 1.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.

  • 2. Познакомить учащихся с особенностями хороводных песен и плясовых.

  • 3. Пробудить желание научиться играть на русских народных инструментах

  • 4. Развивать умение слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.

  • Метапредметные

  • 1. В ходе совместной деятельности развивать умение сотрудничать друг с другом (парная, групповая работа)

  • 2. Используя средства изобразительного ряда, способствовать одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии

  • 3. Способствовать развитию таких логических операции как сравнение, классификация, анализ, синтез.

  • Личностные

  • 1. Расширять музыкальный и жизненный кругозор учащихся, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса

  • 2.Развивать музыкальные способности(музыкальный слух, чувства ритма, память).

Ход урока:

I. Организационный момент:

Слайд №1(Урок музыки)

-Здравствуйте. Садитесь.

-С какими музыкальными жанрами мы знакомились на предыдущих уроках?(трудовые, былины, исторические, колыбельные)

-Какие музыкальные произведения относятся к историческому жанру?(Опера Иван Сусанин)

- Какие музыкальные произведения относятся к былинам? (Садко)

-А какие музыкальные произведения относятся к трудовым?(эй ухнем, урожайная)

- Молодцы ребята.

II. Открытие новых знаний.

-Сегодня мы с вами познакомимся с новым жанром музыки, а именно с лирическими песнями

Слайд №2

Лирические песни для русского народа были способом выражения своих мыслей и чувств, радости, горя, тоски. Главными героями лирических песен всегда были простые люди: крестьяне, солдаты, бурлаки, ямщики.

В песнях рассказывалось о простой повседневной жизни: о чувствах к далекому любимому, о воспоминаниях, о родине, о жалобах на свою жизнь. Такие песни исполнялись чаще сольно.

-Лирический герой – это всегда простой человек, человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат, ямщик, бурлак, разбойник. Именно их глазами , их умом и сердцем воспринимается в песне жизнь, именно они дают различным явлениям жизни свою оценку.

Слайд №3

-Композиционно лирическая песня представляет собой монолог или диалог. Это излияние своих чувств девушки к милому, его к ней, горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, жалобы молодца на худую жену, размышления бурлака о своей судьбе, воспоминания ямщика и т.д.Это может быть и диалог: разговор девушки со своим милым, подругами, родителями и т.д.

Слайд №4

-Наиболее древними символами русской обрядовой лирики являются такие образы, как месяц – символ отца, солнце- матери, звёзды – детей, а также месяца – молодца, девушки – зорюшки

Слайд №5

-Часто в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Символом молодца в них обычно является соловей, сокол, селезень, голубь, а девушка – белая лебедушка, серая утушка, пава, голубка.

-Также представлен в виде символов и растительный мир: девушка- белая березка, калина, малина, сладкая вишня; молодец –дуб, хмель, виноград.

-Чаще символы употребляются попарно: селезень и утушка, голубь и голубка, дуб и осина.

-Символическое значение имеет и состояние растительности: цветение- веселье, увядание – печаль. Печаль символизируют и такие образы, как горы, чисто поле, ветер, туман.

-Образные картины природы в лирических песнях помогают создать постоянные эпитеты: зеленый сад, чистое поле, буйный ветер, темный лес, сырая земля.

Слайд №6

-Ребят, посмотрите на слайд что вы видите? (Рябина)

-Сейчас вы прослушаете произведение "Тонкая рябина" и ответите мне на такие вопросы, какой характер этой песни, какой настроение у вас вызвало оно и что же вы представили слушая эту песню.

Звучит песня "Тонкая рябина"

-Какой же характер этой песни?

-Какое настроение у вас вызвало?

-Что же вы представили?

-Это произведение мы прослушали в вокально-инструментальном исполнении.

-А так же есть инструментальная версия этого произведения. Давайте сейчас прослушаем вариации.

Звучит вариация

-Какой инструмент звучал в вариации?

-Давайте сравним сейчас вокально-инструментальное исполнение и инструментальное исполнение, чем они различались?

-Молодцы ребята

-Мы с вами сегодня выучим ещё один музыкальный жанр ,но чтобы узнать с каким, посмотрите на слайд, что это?

Слайд №7 (хоровод)

-С каким же жанром мы ещё познакомимся сегодня с вами?

Слайд №8

-В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья.

-Хоровода начинали водить с праздника Егорьев день - это праздник пастушков. Именно с этого дня выгоняли на поля, луга , пастбища домашний скот: коровушек, овечек, коз и лошадей. Чтобы они свежей, молоденькой травушки поели и молочка больше дали. Водили хороводы до самой осени, праздника Покров День, который отмечается 12 октября. В этот день снег покрывал землю , становилось холодно и домашних животных загоняли в хлев зимовать до будущей весны.

-Давайте сейчас вспомним хороводную песню "Во поле берёза стояла"

Во поле береза стояла,Во поле кудрявая стояла,Люли-люли, стояла,Люли-люли, стояла.

Некому березу заломати,Некому кудряву заломати,Люли-люли, заломати,Люли-люли, заломати.

Я ж пойду погуляю,Белую березу заломаю,Люли-люли, заломаю,Люли-люли, заломаю.

Срежу я с березы три пруточка,Сделаю из них я три гудочка,Люли-люли, три гудочка,Люли-люли, три гудочка.

Четвертую балалайку,Четвертую балалайку,Люли-люли, балалайку,Люли-люли, балалайку.

Пойду на новые на сени,Стану в балалаечку играти,Люли-люли, играти,Люли-люли, играти!

-Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись

Слайд №9

По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Такой хоровод называли игровым или драматическим.

Слайд №10 (виды фигур)

Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, звездочкой и другими. В таких хороводах читался узор, орнамент и называли их орнаментальными.

-А сейчас давайте разучим песню "Русская изба"

Разучивание песни

Наши прадеды любовно

Топором тесали бревна,

Гвозди крепко забивали,

Песни громко запевали.

Припев:

Ставенки узорные —

Тонкая резьба...

До чего просторная,

До чего просторная

Русская изба!

Что избе капризы моды?

Что ей годы, непогоды!

В ней хозяевам не тесно –

И для гостя хватит места.

Припев

Дорожим мы стариною,

Стала нам она родною.

Вечно прадедов работа

Будет радовать кого-то!

IV. Итог урока.

-С какими жанрами вы сегодня познакомились?

-Как называлась лирическая песня?

-Какую хороводную песню повторяли?

infourok.ru


Смотрите также