Конспект урока по музыке в 4 классе Урок по теме: «Музыка русского народа». Музыка в народном духе 4 класс конспект урока
Конспект урока по музыке в 4 классе Урок по теме: «Музыка русского народа»
Образовательная программа общего образования
Конспект урока по музыке в 4 классе
Урок по теме: «Музыка русского народа».
подготовила
учитель музыкального искусства
Битютская Елена Евгеньевна
г. Чапаевск
2011Цель:
закрепить знания учащихся о русской народной песни;
дать понятие характерные особенности русской народной песни; развивать творческий потенциал при помощи методики сотворчества (выращиваем ромашковое поле русской народной песни).
Ход урокаI. Организационный этап.II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Он будет посвящен нашим истокам. Музыкальным истокам. Сегодня мы с вами поговорим о музыке нашей родины. Музыке русского народа.(слайд № 1)
- Наша страна богата своей историей, традициями и конечно культурой. Вот о музыкальной культуре и в частности о русской народной песне мы сегодня с вами и поговорим. Вы на уроках литературного чтения, русского языка знакомились с фольклорным жанром.
- Что такое фольклор? (Народная мудрость)
- А что мы подразумеваем под фольклором? (Загадки, песенки. потешки, сказки, пословицы, поговорки и т.д.)
- Песни на Руси возникли не внезапно, а из-за необходимости. Люди давно стали замечать, что с песней и работать веселей, и горе переживать легче. Песни сопровождали с рождения (колыбельные) и до смерти ( оплакивание). И мудрый народ создал не одну пословицу и поговорку связанную с пен6рием и музыкой. Для вас я приготовила следующее задание. На листе у каждой группы написаны по 5 пословиц о музыке. Но они разбиты на две части и перемешаны. Ваша задача за 1-2 минуты найти части пословиц и соединить их стрелочками.
(слайд № 2)
- А кто мне скажет, с чем ассоциируется у вас слово РОССИЯ? (подвести к ромашковому полю)
(слайд № 3,4,5)
- И сегодня наша с вами задача вырастить свое, необычное музыкальное ромашковое поле. Музыкальные ромашки вырастут тогда, когда мы узнаем о том, какая она, русская народная музыка. И для примера я вам предлагаю послушать песню «Вниз по матушке по Волге» в исполнении великого русского баса Федора Ивановича Шаляпина.
(слайд № 7,8,9)Работа по слайду №10 или по таблице с нотной записью песни
- Посмотрите на нотную запись и вспомните звуковой файл. Что можно сказать о песни, какая она? (Распевная, протяжная)
- Если смотреть на запись, то как движутся нотки (По ступенькам подряд и потом скачок). Это очень характерно для русской народной песни.
- А что можно сказать о настроении. (Грустная)
- Всегда ли грустная или меняется характер? (Потом становится светлой). То есть переменный лад. Для русской народной песни это тоже характерный признак – переменный лад.
- Посмотрите, всегда ли на каждую ноту соответствует слог? (Нет, есть слоги, которые тянутся на протяжении нескольких нот). Это распевы, еще одна характерная черта.
- А в тексте, есть ли что то интересное? (Слова не допеваются а обрываются)
- Совершенно верно!
- А сейчас послушайте еще одну русскую народную песню «Во кузнице» и постарайтесь найти уже знакомые нам характерные черты, а может что то вы услышите и новое.
^ (слайд № 11)Работа по слайду №12
- Какие характерные черты уже знакомые нам с вами вы услышали? (Распевы, обрыв слов, поступенное движение со скачками)
- А что необычного вы услышали в той песни? (подвести детей к перемене ударения и форме вариации)
- А теперь давайте с вами еще раз вспомним и обобщим, какие же характерные черты присуще русской народной песне.
(слайд № 13)
Характерные особенности русской народной песни
- поступенное движение мелодии в сочетании со скачками;
- форма вариации;
- переменный лад:
- перенос ударения.
- А теперь вернемся к нашему музыкальному ромашковому полю. Перед вами у каждого есть вот такая ромашка. Подумайте и напишите на ней какая она, русская народная песня. По характеру, по манере исполнения. Кто напишет – несет на наше поле.
(слайд 14)ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ – разучить 1 куплет песни «Во кузнице».(слайд № 15)
- - Подведём итог нашей работы и оценим её.
Если урок вам очень понравился и вы считаете, что принимали в нём активное участие, поднимите
Если вы считаете, что урок был хорошим и вы участвовали в нём, поднимите
Если урок вам не понравился и вы не принимали в нём участия, поднимите
(Учащиеся поднимают вверх кружки разного цвета, оценивая урок и своё участие в нём.)
- Спасибо за работу. Урок окончен.
- «Музыка 1-8 классы». Программа; М. «Просвещение» 2002г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя музыкантв»; М. «ВЛАДОС» 2000г.
- Горбачева Е.Г. «Популярная история музыки»; М. «ВЕЧЕ» 2002г.
- Куберский И.Ю. «Энциклопедия для юных музыкантов»; С-П, «Диамант» 1998г
- Музыкальный энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия» 2003г
- http://www.google.ru/
- http://yandex/
shkolnie.ru
Конспект урока на тему "Музыка без границ". 4 класс
Урок музыки в 4 классе
Тема урока: «Музыка без границ»
Цель урока: обобщить и осмыслить все накопленные знания о музыке народов мира.
Задачи урока:
- воспитать любовь к музыке и понимание её как вида искусства
-развитие творческой активности.
-формирование музыкальной культуры детей, их нравственных качеств, средствами музыки.
Оборудование:
запись музыкальных произведений народов мира,
Портреты композиторов .
Оформление центральной стены: композиция «Музыкальное дерево дружбы народов»
План урока
Организационный момент
Основная часть урока:
«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина – слушание
«Заход солнца» Э. Грига – слушание
«Полька» (чешская народная песня – танец) – исполнение
«Пастушка»(французская народная песня) – исполнение
«Вишня»(японская народная песня) – исполнение
«Катюша» М. Блантера – слушание и исполнение
Итог урока:
Композиция «Музыкальное дерево»
«Дерево дружбы» А. Пахмутовой – исполнение
Ход урока
Организационный момент:
1.Музыкальное приветствие:
Учитель – Я, приветствую Вас дорогие друзья!
Дети – Мы приветствуем Вас и желаем добра!
2. Сообщение темы урока: «Музыка без границ»
-Как вы думаете, ребята, каковы будут цели урока?
Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока.
-Много уроков мы с вами посвятили музыкальному «путешествию» по карте мира. Мы разучивали песни народов мира, слушали музыку, знакомились с творчеством композиторов разных стран, готовили и просматривали ваши презентации о разных странах. Мы узнали много интересного о жизни других народов, через их музыку, а главное, что музыкальное искусство сближает людей разных стран. И сегодня на уроке, слушая и исполняя музыку разных народов мира, мы ещё раз поговорим об интернациональной природе музыкального языка, а главное подтвердим мысль о том, что музыкальный язык не нуждается в переводе. В течение урока, мы с вами постараемся вырастить музыкальное «Дерево дружбы народов»
Основная часть урока:
- Каждый народ имеет свой разговорный (литературный) язык, как и свой музыкальный. Музыка – это тоже язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражают свои мысли и чувства. И этот музыкальный язык, в отличие от языка разговорного, понятен всем другим народам без перевода.
На какие три сферы можно разделить всю музыку? (Песня, танец, марш)
Правильно! Песня, танец и марш – это самые широко распространённые, самые массовые, самые демократические области музыки. Подобно тому, как фундамент связывает дом с землёй, на которой он стоит, так песня, танец и марш связывают всё богатство музыки с огромными массами людей.
Давайте и мы выложим фундамент – почву для нашего музыкального дерева, а всю музыку, существующую в мире, мы изобразим в виде ствола дерева.
КАРТИНКА №1
- Но ведь мы с вами сегодня говорим о музыке народов мира, поэтому символизировать музыку того или иного народа мы будем листочками разного цвета.
КАРТИНКА №2
Слушание и обсуждение произведения «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»
Дж. Гершвина.
-Знакомо ли вам это произведение?
- Что можно сказать об этом произведении?
(Исполняется на английском языке; главную мелодию исполняет женский, сольный голос; оркестр играет роль аккомпаниатора; мелодия звучит плавно, нежно; это колыбельная.)
-Нам понятен музыкальный язык? (Понятен)
- Это произведение композиторское или народное? (композиторское)
- Кто помнит, как называется это произведение? («Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»)
Вывод: По самой музыке мы определили, что это колыбельная. При общем плавном характере музыки, свойственном колыбельным песням всех народов, отчётливо заметны острые ритмические «перебои» (синкопы), присущие народной, негритянской музыке.Автор музыки – американский композитор Джордж Гершвин. Это – первый американский композитор, который завоевал популярностьи признание во всём мире.
//После краткой беседы на музыкальное дерево прикрепляются листочки определённого цвета.//
Прослушивание и обсуждение произведения «Заход солнца» Э. Грига
-Знакомо ли вам это произведение?
- Кто помнит, как называется это произведение? («Заход солнца»)
- Это произведение композиторское или народное? (композиторское)
(Это произведение написал норвежский композитор Эдвард Григ)
- Что можно сказать об этом произведении, какой характер музыки?
(Музыка медленная, спокойная, уравновешенная, мечтательная и др.)
- Что рисует нам музыка? (Картину природы)
- Кто как представил себе картину завершения дня? (Солнце садится , окрашивая в
багряный цвет небо, леса, поля. Облака делаются красивого цвета,от ярко – бардового
до светло – жёлтого, зелень делается тёмной, прохлада сменяет жару и т.д. Выпадает
вечерняя роса…)
- Какие здесь использованы средства выразительности?
- Понятен ли нам музыкальный язык данного произведения? (Понятен)
//После работы над произведением на музыкальное дерево прикрепить листочки определённого цвета.//
«Полька» (чешская народная песня – танец) – исполнение мелодии на фортепиано.
Разбор произведения:
- Знакомо ли вам это произведение? (Да)
- Какой характер музыки? (Весёлый, задорный, песенно – танцевальный)
- Что придаёт этому произведению особый характер музыки? (Синкопы)
- Что такое синкопа?
- Это произведение можно только петь или под эту музыку можно ещё и танцевать?
(Можно петь и танцевать польку.)
Полька – это старинный чешский народный танец, который исполняется парами по кругу
с подскоками весело и задорно.
Давайте мы споём и станцуем весёлую «Польку»
//После исполнения песни – танца на дерево прикрепляют листочки определённого
цвета.//
«Пастушка» (французская народная песня) – исполнение с последующим обсуждением произведения.
-Знакомо ли вам это произведение?
- Кто помнит, как называется это произведение?
- Это произведение композиторское или народное?
- Что можно сказать об этом произведении, какой характер музыки?
- Что рисует нам музыка?
- Понятен ли нам музыкальный язык данного произведения?
//После краткой беседы на дерево прикрепляются листочки определённого цвета.//
«Вишня» (японская народная песня) - исполнение учителем.
-Знакомо ли вам это произведение?
- Кто помнит, как называется это произведение?
- Это произведение композиторское или народное?
- Что можно сказать об этом произведении, какой характер музыки?
- Что рисует нам музыка?(Музыка рассказывает нам про самое любимое в Японии, самое красивое дерево – сакура (вишня), которое весной покрывается нежно – розовыми цветами.)
- Понятен ли нам музыкальный язык данного произведения?
//После краткой беседы на дерево прикрепляются листочки определённого цвета.//
«Катюша» М. Блантера–слушание песни на разных языках.
Звучание песни должно стать поводом к рассказу о том, чтопесня эта стала известной в разных странах мира и к мелодии этой песни иногда сочиняли новые слова.
Например: во время войны «Катюша» стала гимном итальянских партизан.
Очень полюбили «Катюшу» и в другом конце мира – в Японии. В Токио (столица Японии) есть даже клуб любителей песни, где собирается молодёжь и поёт песни разных народов мира, в том числе и наши русские песни. И называется этот клуб «Катюша» в честь любимейшей в Японии советской песни.
«Катюша» М. Блантера – исполнение
//После краткой беседы и исполнения песни на дерево прикрепляются листочки определённого цвета.//
Вывод: Песня «Катюша» - это наглядный пример того, как музыка объединяет разные народы и ещё раз доказывает нам, что музыкальный язык понятен всем без перевода.
- Силуэт какой птицы символизирует мир, дружбу народов мира?(голубь)
- Давайте мы напишем пожелания всем народам мира на силуэтах голубей, лежащих у вас на столах.
//Дети пишут пожелания и прикрепляют голубей на дерево дружбы.//
3.Итог урока.
Обобщение: Сегодня на уроке звучала музыка разных народов мира. Каждый народ имеет свой музыкальный язык. И этот язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.
- На уроке мы сегодня и пели, и танцевали, и слушали музыку.
- Какое у вас настроение?
- Чем можно изобразить ваше настроение в данной композиции? (солнышком)
//Прикрепить на доску солнышко.//
- Вот мы свами и вырастили «Музыкальное дерево дружбы»
- Посмотрите, какое оно красивое, яркое. Наш урок подходит к концу. И в заключение урока я предлагаю вам спеть песню «Дерево дружбы».
«Дерево дружбы» А.Пахмутовой – исполнение
-
infourok.ru
Конспект урока музыки в 4 классе
БОУ "Андреевская ООШ"
Урок музыки в 4 классе по теме
"Оркестр русских народных инструментов"
Учитель: Т.А.Хойкка
2014-2015 учебный год
Цель урока: познакомить с оркестром русских народных инструментов, с историей его создания
Задачи:
Образовательные: осваивать знания о музыкальных инструментах России, овладевать элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности, учиться различать тембровую окраску народных инструментов.
Воспитательные: воспитывать художественный вкус, нравственно-эстетические чувства, уважение к своему народу, интерес к русскому фольклору.
Развивающие: развивать способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений, выражать художественно-образное содержание произведений в исполнительской деятельности
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная установка, народные инструменты, фортепиано
ХОД УРОКА
1. Вводно-мотивационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке. Надеюсь наше занятие пройдет интересно и будет наполнено музыкой, творчеством, поиском. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Выберите себе гармошки соответствующего цвета.
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
- Чтобы определить тему нашего урока, цели и задачи, отгадайте загадки, угадаете, возьмите этот предмет в руки.
* Ой, звенит она, звенит.
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,
Это наша... (Балалайка)
* Я весь круглый,
Меня ударишь
Я бубенцами звучу,
Меня положишь - я молчу (Бубен)
* В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
*На чем в гостях в дали от дома, играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент сломал он, улучив момент.(Гусли)
* Деревянные сестрички
Друг о друженьку стучат,
Всю округу веселят (Ложки)
* Приложил к губам я трубку,
Понеслась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется... (Свирель)
* В деревнях она живет,
Очень жалобно поет (Жалейка)
*Деревянные пластинки, разноцветные картинки,
Стучат, звенят, плясать велят (Трещетки)
- Молодцы! Ребята, а почему вы сели так? Что у нас получилось?
+ Оркестр
- И, значит, тема нашего урока?
+ Оркестр русских народных музыкальных инструментов.
- Цель и задачи урока? (СЛАЙД)
- Правильно. А что такое оркестр?
+ Это коллектив музыкантов и музыкальных инструментов, совместно исполняющих музыкальное произведение.
3. Открытие нового знания
- Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских это?
+ Гармонь и балалайка
* Балалайка - русский народный струнный щипковый инструмент. Название созвучно с о словами балагур, балакать, то есть болтать. От этих слов и произошло название. (СЛАЙД с балалайкой, Звук балалайки).
* Гармонь сначала появилась в Германии, а потом уж зазвучала в России.
* Домра - струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. На домре играют медиатором. Этот инструмент - основа народного оркестра.
* Гусли - образовано от слова "гудеть"
* Ложки - русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий звонкий звук.
* Трещетки - инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками.
* Бубен - просто встряхивают.
(СЛАЙД)
- Оркестр русских народных инструментов был создан в 19 веке. Своим появлением оркестр народных инструментов во многом обязан дворянину, музыканту, композитору, балалаечнику Василию Васильевичу Андрееву. Он являлся организатором и руководителем первого оркестра народных инструментов в России. Андреев не только усовершенствовал многие народные инструменты, но и объединил их в группы так же, как и в симфоническом оркестре (струнные, ударные и духовые).
4. Практическая работа
- А сейчас мы с вами послушаем русскую народную песню "Светит месяц", а вы определите, какой инструмент звучит. (СЛАЙД)
- Какая музыка звучала? Инструмент?
- А сейчас послушаем "Пляску скоморохов" из оперы "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова. (СЛАЙД)
- Какая музыка звучала? Инструмент?
- Давайте еще раз назовем инструменты оркестра русских народных инструментов.
Чтобы нам закрепить звучание народных инструментов, сейчас вы послушаете два фрагмента и определите, где звучит оркестр народных инструментов.
(Слушание "Камаринская", "1 часть симфонии №5")
РАСПЕВКА
Исполнение песни "Во поле береза стояла" (СЛАЙД)
Вывод (СЛАЙД)
5. Рефлексия (СЛАЙД)
- Ребята, мы все задачи урока выполнили? Были какие-то трудности? Что для вас было новое? Что понравилось? А теперь, вы не хотите выбрать другую гармошку по цвету, не изменилось ли ваше настроение?
6. Домашнее задание
На выбор:
- Составить кроссворд "Оркестр народных инструментов"
- Выполнить тест
- Нарисовать рисунок с изображением понравившегося инструмента
infourok.ru
Конспект урока 4 класс "Народная песня" с использованием НРК и применением ИКТ
Урок музыки с использованием НРК (национально – региональным компонентом) и с применением ИКТ в 4 классе на тему: “Народная песня”
Хакимова Е.Н.,учитель музыки высшей квалификационной категории
МБОУ ”Гимназия” г.Мензелинска РТ
Тема ”Народная песня” интересна и в настоящее время. актуальна, так как:
- помогает расширить музыкальное пространство ребенка;
- способствует его духовному росту;
- создает условия для формирования интереса к истории своего народа, семьи, традициям и культуре;
- воспитывает бережное и уважительное отношение к народному творчеству.
Цель урока: обобщить полученные знания о татарских и русских народных песнях.
Задачи:
1.Выведение знаний о народной песне (татарской и русской).
2.Создание условий для:
- формирования учебной самостоятельности;
- придания личностного смысла знаниям о жанровом разнообразии народных песен;
- стимулирование творческой деятельности;
- развитие коммуникативных навыков.
Наш урок я начну словами великого русского композитора М.И. Глинки.
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Что относится к произведениям народного творчества (сказки, былины, пословицы, поговорки).
«Сказка-складка песня-быль»
Народная песня, это народное творчество?
a) Кем сочинялись народные песни?
б) Как они передавались?
в) О чём мы узнаем из народных песен?
Стихотворение о татарской народной песне.
Вам предстоит выполнить интересное задание.
Выбрать из всех жанров, жанры татарской народной песни.
- Назовите татарские народные песни (Ай, былбылым», «Уракчы кыз», «Умырзая», «Зәңгәр чәчәк”, “Матур булсын”, “Карауҗа авылы көе”, “Әпипә”, “Шома бас”, “Сандугач күгәрчен).
- Исполним знакомую татарскую народную песню
«Тараканнар кар көри» в форме канона.
- Песня какого характера? (шуточного).
- В каком темпе исполним (в подвижном).
Настрой голосов.
Стихотворение о русской народной песни.
Вы догадались о каких народных песнях пойдет разговор?
(о русских народных песнях).
Задание-кроссворд. Работаем активно.
- Угадайте знакомую русскую народную песню (исполнение педагогом на музыкальном инструменте мелодии песни “В сыром бору тропина”).
- Каким звуком будем исполнять? (лёгким).
(настрой голосов)
Посмотрите на экран, даны нотные примеры татарской народной песни «Уел» и русской народной песни «Милый мой хоровод».
Назовите особенности пения татарской народной песни (одноголосная) и русской народной песни (многоголосная).
На какие два слова можно разделить слово многоголосие? (много голосов).
- Посмотрите на экран, что вы видите? (события войны 1812 года, Наполеон решил завоевать Россию, но был разгромлен).
- Какую вы знаете народную песню, посвящённую этим событиям? («Солдатушки, бравы ребятушки»)._
- Посмотрите на лица солдат, какие они? (мужественные, храбрые).
- Помогала ли песня на войне? Как воздействовала песня? (поднимала дух солдат, настраивала на победу).
Исполним русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки».
- Как будем исполнять? (бодро, двухголосием, с музыкальными инструментами).
Зачем нам нужны знания о народной музыке? (народная песня помогает узнать о быте, о нравах, традициях народа, заставляет глубоко проникнуть в историю народа, в его самобытный фольклор).
- Ценность народной песни в том, что она сохранилась и передалась из поколения в поколение.
- Что значит, без прошлого – нет будущего?
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы повысить популярность народной песни?
- Необходимо:
1. Современные аранжировки народных песен;
2. Исполнение народных песен молодыми певцами;
3. Выпускать много компакт – дисков с музыкой народных песен.
В исполнении Загриевой Гузель звучит татарская народная песня
«Карауҗа авылы көе».
Слайд №1“ Музыку создает народ, а мы, художники только ее аранжируем”
М.И. Глинка.
Слайд №2 «Народная песня»
Слайд №3 «Татарские народные песни»
Слайд №4 «Русские народные песни»
Слайд №5 «Сказки былины, пословицы и
поговорки»
Слайд №6
1.Сочинялись неизвестными певцами-сказителями.
2. Хранятся в памяти народа, передаются из уст в уста.
3.Из народных песен узнаем о жизни народа (о труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах)
Слайд №7
Слайд №8
Обрядовые песни (свадебные, гостевые рекрутские.)
Музыкальный эпос (былины, книжные напевы, мунаджаты).
Лирические песни
(протяжные – озын жыр, короткие песни – кыска жыр, деревенские напевы, умеренные напевы).
Такмаки (игровые, плясовые.)
Слайд №9
Исполнение татарской народной песни «Тараканнар как көри».
Слайд №10
Слайд №11
Работа с интерактивным планшетом HITACHI
Один из самых древних жанров русской народной песни, появившийся более 1 тысячу лет назад (ответ: былина)
Русская народная песня, связанная с определённым временем года (ответ: календарная)
3. Русские народные песни, связанные с прошлым нашей страны (исторические).
Русские народные песни, в которых поётся о событиях, происходящих в стране (революционные).
Русские народные песни, связанные с определенными временами года (календарные).
Один из самых древних жанров русской народной песни, появился более 1 тысячи лет назад (былины).
Русские народные песни, отражающие труд человека (трудовые).
Исполнение русской народной песни
« В сыром бору тропина» двухголосием.
Слайд №12 (нотный пример).
Исполнение русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
Слайд №13 «Без прошлого– нет будущего».
Слайд №14 «Спасибо за внимание!»
infourok.ru
Конспект урока в 4 классе на тему
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ
Школа: МБОУ «СОШ №7»
Класс: 4 "А"
Учитель: Кузнецова Инна Александровна
Тема урока: Лирические песни
Тип урока: Углубление темы, промежуточное обобщение.
Цель:
знакомство с лирическими песнями, их художественными особенностями;
воспитание любви к культурному наследию русского народа.
Выявить жанровые особенности плясовых и хороводных песен.
Задачи:
Предметные:
1.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.
2. Познакомить учащихся с особенностями хороводных песен и плясовых.
3. Пробудить желание научиться играть на русских народных инструментах
4. Развивать умение слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.
Метапредметные
1. В ходе совместной деятельности развивать умение сотрудничать друг с другом (парная, групповая работа)
2. Используя средства изобразительного ряда, способствовать одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии
3. Способствовать развитию таких логических операции как сравнение, классификация, анализ, синтез.
Личностные
1. Расширять музыкальный и жизненный кругозор учащихся, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса
2.Развивать музыкальные способности(музыкальный слух, чувства ритма, память).
Ход урока:
I. Организационный момент:
Слайд №1(Урок музыки)
-Здравствуйте. Садитесь.
-С какими музыкальными жанрами мы знакомились на предыдущих уроках?(трудовые, былины, исторические, колыбельные)
-Какие музыкальные произведения относятся к историческому жанру?(Опера Иван Сусанин)
- Какие музыкальные произведения относятся к былинам? (Садко)
-А какие музыкальные произведения относятся к трудовым?(эй ухнем, урожайная)
- Молодцы ребята.
II. Открытие новых знаний.
-Сегодня мы с вами познакомимся с новым жанром музыки, а именно с лирическими песнями
Слайд №2
Лирические песни для русского народа были способом выражения своих мыслей и чувств, радости, горя, тоски. Главными героями лирических песен всегда были простые люди: крестьяне, солдаты, бурлаки, ямщики.
В песнях рассказывалось о простой повседневной жизни: о чувствах к далекому любимому, о воспоминаниях, о родине, о жалобах на свою жизнь. Такие песни исполнялись чаще сольно.
-Лирический герой – это всегда простой человек, человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат, ямщик, бурлак, разбойник. Именно их глазами , их умом и сердцем воспринимается в песне жизнь, именно они дают различным явлениям жизни свою оценку.
Слайд №3
-Композиционно лирическая песня представляет собой монолог или диалог. Это излияние своих чувств девушки к милому, его к ней, горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, жалобы молодца на худую жену, размышления бурлака о своей судьбе, воспоминания ямщика и т.д.Это может быть и диалог: разговор девушки со своим милым, подругами, родителями и т.д.
Слайд №4
-Наиболее древними символами русской обрядовой лирики являются такие образы, как месяц – символ отца, солнце- матери, звёзды – детей, а также месяца – молодца, девушки – зорюшки
Слайд №5
-Часто в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Символом молодца в них обычно является соловей, сокол, селезень, голубь, а девушка – белая лебедушка, серая утушка, пава, голубка.
-Также представлен в виде символов и растительный мир: девушка- белая березка, калина, малина, сладкая вишня; молодец –дуб, хмель, виноград.
-Чаще символы употребляются попарно: селезень и утушка, голубь и голубка, дуб и осина.
-Символическое значение имеет и состояние растительности: цветение- веселье, увядание – печаль. Печаль символизируют и такие образы, как горы, чисто поле, ветер, туман.
-Образные картины природы в лирических песнях помогают создать постоянные эпитеты: зеленый сад, чистое поле, буйный ветер, темный лес, сырая земля.
Слайд №6
-Ребят, посмотрите на слайд что вы видите? (Рябина)
-Сейчас вы прослушаете произведение "Тонкая рябина" и ответите мне на такие вопросы, какой характер этой песни, какой настроение у вас вызвало оно и что же вы представили слушая эту песню.
Звучит песня "Тонкая рябина"
-Какой же характер этой песни?
-Какое настроение у вас вызвало?
-Что же вы представили?
-Это произведение мы прослушали в вокально-инструментальном исполнении.
-А так же есть инструментальная версия этого произведения. Давайте сейчас прослушаем вариации.
Звучит вариация
-Какой инструмент звучал в вариации?
-Давайте сравним сейчас вокально-инструментальное исполнение и инструментальное исполнение, чем они различались?
-Молодцы ребята
-Мы с вами сегодня выучим ещё один музыкальный жанр ,но чтобы узнать с каким, посмотрите на слайд, что это?
Слайд №7 (хоровод)
-С каким же жанром мы ещё познакомимся сегодня с вами?
Слайд №8
-В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья.
-Хоровода начинали водить с праздника Егорьев день - это праздник пастушков. Именно с этого дня выгоняли на поля, луга , пастбища домашний скот: коровушек, овечек, коз и лошадей. Чтобы они свежей, молоденькой травушки поели и молочка больше дали. Водили хороводы до самой осени, праздника Покров День, который отмечается 12 октября. В этот день снег покрывал землю , становилось холодно и домашних животных загоняли в хлев зимовать до будущей весны.
-Давайте сейчас вспомним хороводную песню "Во поле берёза стояла"
Во поле береза стояла,Во поле кудрявая стояла,Люли-люли, стояла,Люли-люли, стояла.
Некому березу заломати,Некому кудряву заломати,Люли-люли, заломати,Люли-люли, заломати.
Я ж пойду погуляю,Белую березу заломаю,Люли-люли, заломаю,Люли-люли, заломаю.
Срежу я с березы три пруточка,Сделаю из них я три гудочка,Люли-люли, три гудочка,Люли-люли, три гудочка.
Четвертую балалайку,Четвертую балалайку,Люли-люли, балалайку,Люли-люли, балалайку.
Пойду на новые на сени,Стану в балалаечку играти,Люли-люли, играти,Люли-люли, играти!
-Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись
Слайд №9
По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Такой хоровод называли игровым или драматическим.
Слайд №10 (виды фигур)
Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, звездочкой и другими. В таких хороводах читался узор, орнамент и называли их орнаментальными.
-А сейчас давайте разучим песню "Русская изба"
Разучивание песни
Наши прадеды любовно
Топором тесали бревна,
Гвозди крепко забивали,
Песни громко запевали.
Припев:
Ставенки узорные —
Тонкая резьба...
До чего просторная,
До чего просторная
Русская изба!
Что избе капризы моды?
Что ей годы, непогоды!
В ней хозяевам не тесно –
И для гостя хватит места.
Припев
Дорожим мы стариною,
Стала нам она родною.
Вечно прадедов работа
Будет радовать кого-то!
IV. Итог урока.
-С какими жанрами вы сегодня познакомились?
-Как называлась лирическая песня?
-Какую хороводную песню повторяли?
infourok.ru