Орден Святого Духа — Википедия. Орден святого духа франция


Орден Святого Духа — Википедия

Орден Святого Духа (фр. Ordre du Saint-Esprit) — высший орден Французского королевства в период Старого порядка. Учреждён 31 декабря 1578 года королём Генрихом III. Упразднён в 1830 году королём Луи-Филиппом I.

Первая церемония пожалования в орден Святого Духа. Герцог Неверский приносит клятву королю Генриху III. Вокруг короля стоят командоры и офицеры-командоры ордена.

В разгар религиозных войн XVI века перед королём Франции возникла потребность в новом сильном королевском ордене, поскольку единственный существовавший к тому времени королевский орден Святого Михаила утратил свой авторитет в силу многочисленных и часто неразборчивых пожалований, и уже не мог служить средством сплочения французского дворянства вокруг особы короля. Учреждением нового ордена король надеялся привлечь на свою сторону католическую знать Франции, всё более склонявшуюся под знамёна герцога Генриха де Гиза и руководимой им Католической лиги.

31 декабря 1578 года король Генрих III объявил об учреждении ордена Святого Духа и провозгласил себя его сувереном и гроссмейстером, приняв из рук архиепископа Реймского Луи Лотарингского (младшего брата Генриха де Гиза) орденскую мантию и цепь. Название ордену было выбрано в память важнейших событий, случившихся с Генрихом III в день Святой Троицы: 11 мая 1573 года он был избран королём Польши и 30 мая 1574 года вступил на престол Франции. Орден провозглашал своей целью защиту католической веры и особы короля. Девизом ордена стало: «Duce et Auspice» (Предводительствуя и покровительствуя).

Тогда же (31 декабря 1578 г., 1 и 2 января 1579 г.) король назначил первых членов ордена: 8 духовных лиц (командоров) и 27 кавалеров (рыцарей). Первым кавалером ордена был назван герцог Неверский, первым командором — кардинал де Бурбон.

Резиденцией ордена был избран монастырь Больших Августинцев в Париже, где и происходили ежегодные церемонии принятия в орден и хранилась казна ордена. При Людовике XIV церемонии стали проходить в часовне Версальского дворца.

Король Генрих IV начал принимать в орден иностранных монархов и вельмож. Так же он постановил, что сыновья короля и старший сын дофина становились кавалерами по праву рождения, а принцы королевской крови — по достижении совершеннолетия.

Король Франции являлся сувереном и гроссмейстером ордена. Число могущих состоять одновременно в ордене членов было установлено в 100 человек:

  • 9 духовных лиц (8 кардиналов и прелатов, и Великий капеллан Франции), именовавшихся командорами;
  • 4 кавалера, составлявших администрацию ордена и именовавшихся офицерами-командорами:
    • Канцлер — хранитель печати,
    • Великий казначей,
    • Прево-церемониймейстер,
    • Секретарь;
  • 87 кавалеров из дворян-католиков.

Иностранные кавалеры не входили в это число. Так же к канцелярии ордена относились несколько официалов (интендант, генеалогист, казначей, историограф, архивариус, герольд, делопроизводитель, канцеляристы), не являвшихся кавалерами ордена.

Все члены ордена должны были доказать своё дворянство до прадеда включительно (от этого требования были избавлены только Великий капеллан, Великий казначей и Секретарь) и быть не моложе 35 лет. Сыновья короля и старший сын дофина становились кавалерами по праву рождения, но допускались в орден только в 12 лет. Другие принцы королевской крови принимались в орден в 16 лет. Иностранные принцы должны были быть не моложе 25 лет.

Все кавалеры ордена Святого Духа (кроме духовных лиц) должны были быть кавалерами ордена Святого Михаила. Если же они таковыми не были ранее, то накануне принятия в орден Святого Духа они принимались в орден Святого Михаила. Таким образом они получали почётный титул «кавалеры королевских орденов» (фр. Chevaliers des Ordres du Roi).

Французские короли стремились поддерживать авторитет ордена на высоком уровне и старались соблюдать уставы ордена в отношении численности кавалеров и требований к ним. Так, маршал Фабер (фр. Fabert), которого король Людовик XIV хотел посвятить в кавалеры ордена, не смог стать им, поскольку не являлся дворянином в трёх поколениях.

После революции 1789 года назначения в орден были прекращены, а 6 августа 1791 года, решением Национального собрания, орден Святого Духа, вместе с другими королевскими орденами, был упразднён. Однако король в изгнании Людовик XVIII не признавал этого решения и продолжал пожалования в орден, находясь в эмиграции.

После Реставрации Бурбонов королевским указом от 28 сентября 1814 года орден Святого Духа был восстановлен в полной силе. Первыми пожалованными стали иностранные монархи (Александр I, Франц I, Фридрих Вильгельм III) и полководцы (Веллингтон, Шварценберг) — победители Наполеона. После признания Людовиком XVIII прав и привилегий имперского дворянства, некоторые бывшие высокопоставленные сановники Империи были приняты в орден Святого Духа. Среди российских кавалеров ордена — управляющий Министерством иностранных дел Карл Васильевич Нессельроде и министр Императорского двора и уделов князь Пётр Михайлович Волконский.

Последняя церемония пожалования ордена прошла в Троицын день 1830 года, в часовне Святого Людовика дворца Тюильри, когда король Карл X принял в орден архиепископов Бордоского и Парижского.

1 августа 1830 года, после Июльской революции, король Луи-Филипп Орлеанский подтвердил права только ордена Почётного легиона, как национального ордена, не упомянув других королевских орденов. За время своего царствования Луи-Филипп не производил пожалований орденом Святого Духа, который тем самым (de facto) прекратил своё существование во Франции. Однако, претенденты на трон Франции, легитимисты и орлеанисты, продолжали считать орден существующим и жаловали его от своего имени.

Цепь ордена Святого Духа.

Звезда ордена Святого Духа.

Знак

Знак ордена представляет собой золотой мальтийский крест с шариками на концах и золотыми геральдическими лилиями в углах (позже стал известен как гугенотский крест). Крест обрамлён широкой каймой белой эмали и имеет на плечах языки пламени зелёной эмали, исходящих от центра креста. Центральный медальон с лицевой стороны знака золотой и также покрыт зелёной эмалью в виде языков пламени. Поверх креста и медальона наложен символ Святого Духа — летящая вниз золотая, покрытая белой эмалью, голубка с распростёртыми крыльями.

У кавалеров и офицеров-командоров центральный медальон оборотной стороны знака содержит в себе знак ордена Святого Михаила: Архангел Михаил, поражающий дракона.

У командоров (духовных лиц) оборотная сторона знака идентична лицевой стороне.

Звезда

Звезда ордена серебряная, шитая. Своим видом повторяет лицевую сторону знака. Нашивалась на камзол на левой стороне груди. В XIX веке звезды стали изготавливать из металла.

Командорам звезда не полагалась.

Цепь

При учреждении ордена для торжественных церемоний была установлена орденская цепь из 40 звеньев с монограммами: латинскими M и L, и греческими Φ (фи) и Δ (дельта).

Король Генрих IV установил новый образец цепи: 32 звена из чередующихся трофеев и монограмм короля Генриха (латинская H), соединённых золотыми геральдическими лилиями.

Король Людовик XVI установил третий и окончательный образец орденской цепи:

29 звеньев квадратной формы в виде языков пламени красной эмали, на которые наложены изображения трёх видов:

  • 15 звеньев — золотая геральдическая лилия;
  • 8 звеньев — монограмма короля Генриха IV (латинская литера H), покрытая белой эмалью, окружённая тремя королевскими коронами и подпираемая снизу двумя рогами изобилия;
  • 6 звеньев — трофей (рыцарский шлем и воинская арматура), покрытый зелёной, голубой и белой эмалями.

Звенья соединены небольшими колечками. К цепи золотыми цепочками крепится знак ордена.

Командорам цепь не полагалась.

Лента

Лента ордена голубая, муаровая.

Изначально все члены ордена (и кавалеры и командоры) носили знак ордена на широкой ленте на шее. При короле Людовике XIV было установлено для кавалеров ношение знака у бедра, на широкой ленте через правое плечо. Командоры по прежнему продолжали носить знак на шее.

Чётки

Каждый кавалер получал при посвящении в орден чётки («dizain») и был обязан всегда иметь их при себе и каждый день произносить десять молитв, по числу зёрен в чётках.

Чётки состоят из десяти зёрен из слоновой кости и одиннадцатого зерна бо́льшего размера, к которому крепится орденский крест также из слоновой кости. Зёрна нанизаны на ленту голубого цвета.

Орденское одеяние[править]

Для орденских церемоний кавалерам ордена полагалась длинная мантия чёрного бархата, с золотой бахромой. Мантия расшита золотыми языками пламени и имеет по всему краю вышитое изображение орденской цепи. На груди нашивается серебряная звезда ордена, большого размера (ок. 280 мм). Воротник мантии зелёного шёлка, расшитый серебром. Подбой мантии и воротника из оранжевого атласа.

  • Спасский И. Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. — Л., 1963. — 193 с.: илл.
  • Афонькин С. Ю. Всё о самых знаменитых орденах мира. — СПб., ООО «СЗКЭО», 2008. — 256 с.: илл.
  • Luigi Cibrario. Descrizione storica degli ordini cavallereschi. — Torino, 1846.

wp.wiki-wiki.ru

Орден Святого Духа — Википедия

Первая церемония пожалования в орден Святого Духа. Герцог Неверский приносит клятву королю Генриху III. Вокруг короля стоят командоры и офицеры-командоры ордена.

В разгар религиозных войн XVI века перед королём Франции возникла потребность в новом сильном королевском ордене, поскольку единственный существовавший к тому времени королевский орден Святого Михаила утратил свой авторитет в силу многочисленных и часто неразборчивых пожалований, и уже не мог служить средством сплочения французского дворянства вокруг особы короля. Учреждением нового ордена король надеялся привлечь на свою сторону католическую знать Франции, всё более склонявшуюся под знамёна герцога Генриха де Гиза и руководимой им Католической лиги.

31 декабря 1578 года король Генрих III объявил об учреждении ордена Святого Духа и провозгласил себя его сувереном и гроссмейстером, приняв из рук архиепископа Реймского Луи Лотарингского (младшего брата Генриха де Гиза) орденскую мантию и цепь. Название ордену было выбрано в память важнейших событий, случившихся с Генрихом III в день Святой Троицы: 11 мая 1573 года он был избран королём Польши и 30 мая 1574 года вступил на престол Франции. Орден провозглашал своей целью защиту католической веры и особы короля. Девизом ордена стало: «Duce et Auspice» (Предводительствуя и покровительствуя).

Тогда же (31 декабря 1578 г., 1 и 2 января 1579 г.) король назначил первых членов ордена: 8 духовных лиц (командоров) и 27 кавалеров (рыцарей). Первым кавалером ордена был назван герцог Неверский, первым командором — кардинал де Бурбон.

Резиденцией ордена был избран монастырь Больших Августинцев в Париже, где и происходили ежегодные церемонии принятия в орден и хранилась казна ордена. При Людовике XIV церемонии стали проходить в часовне Версальского дворца.

Король Генрих IV начал принимать в орден иностранных монархов и вельмож. Так же он постановил, что сыновья короля и старший сын дофина становились кавалерами по праву рождения, а принцы королевской крови — по достижении совершеннолетия.

Король Франции являлся сувереном и гроссмейстером ордена. Число могущих состоять одновременно в ордене членов было установлено в 100 человек:

  • 9 духовных лиц (8 кардиналов и прелатов, и Великий капеллан Франции), именовавшихся командорами;
  • 4 кавалера, составлявших администрацию ордена и именовавшихся офицерами-командорами:
    • Канцлер — хранитель печати,
    • Великий казначей,
    • Прево-церемониймейстер,
    • Секретарь;
  • 87 кавалеров из дворян-католиков.

Иностранные кавалеры не входили в это число. Так же к канцелярии ордена относились несколько официалов (интендант, генеалогист, казначей, историограф, архивариус, герольд, делопроизводитель, канцеляристы), не являвшихся кавалерами ордена.

Все члены ордена должны были доказать своё дворянство до прадеда включительно (от этого требования были избавлены только Великий капеллан, Великий казначей и Секретарь) и быть не моложе 35 лет. Сыновья короля и старший сын дофина становились кавалерами по праву рождения, но допускались в орден только в 12 лет. Другие принцы королевской крови принимались в орден в 16 лет. Иностранные принцы должны были быть не моложе 25 лет.

Все кавалеры ордена Святого Духа (кроме духовных лиц) должны были быть кавалерами ордена Святого Михаила. Если же они таковыми не были ранее, то накануне принятия в орден Святого Духа они принимались в орден Святого Михаила. Таким образом они получали почётный титул «кавалеры королевских орденов» (фр. Chevaliers des Ordres du Roi).

Французские короли стремились поддерживать авторитет ордена на высоком уровне и старались соблюдать уставы ордена в отношении численности кавалеров и требований к ним. Так, маршал Фабер (фр. Fabert), которого король Людовик XIV хотел посвятить в кавалеры ордена, не смог стать им, поскольку не являлся дворянином в трёх поколениях.

После революции 1789 года назначения в орден были прекращены, а 6 августа 1791 года, решением Национального собрания, орден Святого Духа, вместе с другими королевскими орденами, был упразднён. Однако король в изгнании Людовик XVIII не признавал этого решения и продолжал пожалования в орден, находясь в эмиграции.

После Реставрации Бурбонов королевским указом от 28 сентября 1814 года орден Святого Духа был восстановлен в полной силе. Первыми пожалованными стали иностранные монархи (Александр I, Франц I, Фридрих Вильгельм III) и полководцы (Веллингтон, Шварценберг) — победители Наполеона. После признания Людовиком XVIII прав и привилегий имперского дворянства, некоторые бывшие высокопоставленные сановники Империи были приняты в орден Святого Духа. Среди российских кавалеров ордена — управляющий Министерством иностранных дел Карл Васильевич Нессельроде и министр Императорского двора и уделов князь Пётр Михайлович Волконский.

Последняя церемония пожалования ордена прошла в Троицын день 1830 года, в часовне Святого Людовика дворца Тюильри, когда король Карл X принял в орден архиепископов Бордоского и Парижского.

1 августа 1830 года, после Июльской революции, король Луи-Филипп Орлеанский подтвердил права только ордена Почётного легиона, как национального ордена, не упомянув других королевских орденов. За время своего царствования Луи-Филипп не производил пожалований орденом Святого Духа, который тем самым (de facto) прекратил своё существование во Франции. Однако, претенденты на трон Франции, легитимисты и орлеанисты, продолжали считать орден существующим и жаловали его от своего имени.

Цепь ордена Святого Духа.

Звезда ордена Святого Духа.

Знак

Знак ордена представляет собой золотой мальтийский крест с шариками на концах и золотыми геральдическими лилиями в углах (позже стал известен как гугенотский крест). Крест обрамлён широкой каймой белой эмали и имеет на плечах языки пламени зелёной эмали, исходящих от центра креста. Центральный медальон с лицевой стороны знака золотой и также покрыт зелёной эмалью в виде языков пламени. Поверх креста и медальона наложен символ Святого Духа — летящая вниз золотая, покрытая белой эмалью, голубка с распростёртыми крыльями.

У кавалеров и офицеров-командоров центральный медальон оборотной стороны знака содержит в себе знак ордена Святого Михаила: Архангел Михаил, поражающий дракона.

У командоров (духовных лиц) оборотная сторона знака идентична лицевой стороне.

Звезда

Звезда ордена серебряная, шитая. Своим видом повторяет лицевую сторону знака. Нашивалась на камзол на левой стороне груди. В XIX веке звезды стали изготавливать из металла.

Командорам звезда не полагалась.

Цепь

При учреждении ордена для торжественных церемоний была установлена орденская цепь из 40 звеньев с монограммами: латинскими M и L, и греческими Φ (фи) и Δ (дельта).

Король Генрих IV установил новый образец цепи: 32 звена из чередующихся трофеев и монограмм короля Генриха (латинская H), соединённых золотыми геральдическими лилиями.

Король Людовик XVI установил третий и окончательный образец орденской цепи:

29 звеньев квадратной формы в виде языков пламени красной эмали, на которые наложены изображения трёх видов:

  • 15 звеньев — золотая геральдическая лилия;
  • 8 звеньев — монограмма короля Генриха IV (латинская литера H), покрытая белой эмалью, окружённая тремя королевскими коронами и подпираемая снизу двумя рогами изобилия;
  • 6 звеньев — трофей (рыцарский шлем и воинская арматура), покрытый зелёной, голубой и белой эмалями.

Звенья соединены небольшими колечками. К цепи золотыми цепочками крепится знак ордена.

Командорам цепь не полагалась.

Лента

Лента ордена голубая, муаровая.

Изначально все члены ордена (и кавалеры и командоры) носили знак ордена на широкой ленте на шее. При короле Людовике XIV было установлено для кавалеров ношение знака у бедра, на широкой ленте через правое плечо. Командоры по прежнему продолжали носить знак на шее.

Чётки

Каждый кавалер получал при посвящении в орден чётки («dizain») и был обязан всегда иметь их при себе и каждый день произносить десять молитв, по числу зёрен в чётках.

Чётки состоят из десяти зёрен из слоновой кости и одиннадцатого зерна бо́льшего размера, к которому крепится орденский крест также из слоновой кости. Зёрна нанизаны на ленту голубого цвета.

ru-m.wiki.ng

Орден Святого Духа — википедия орг

История

Первая церемония пожалования в орден Святого Духа. Герцог Неверский приносит клятву королю Генриху III. Вокруг короля стоят командоры и офицеры-командоры ордена.

В разгар религиозных войн XVI века перед королём Франции возникла потребность в новом сильном королевском ордене, поскольку единственный существовавший к тому времени королевский орден Святого Михаила утратил свой авторитет в силу многочисленных и часто неразборчивых пожалований, и уже не мог служить средством сплочения французского дворянства вокруг особы короля. Учреждением нового ордена король надеялся привлечь на свою сторону католическую знать Франции, всё более склонявшуюся под знамёна герцога Генриха де Гиза и руководимой им Католической лиги.

31 декабря 1578 года король Генрих III объявил об учреждении ордена Святого Духа и провозгласил себя его сувереном и гроссмейстером, приняв из рук архиепископа Реймского Луи Лотарингского (младшего брата Генриха де Гиза) орденскую мантию и цепь. Название ордену было выбрано в память важнейших событий, случившихся с Генрихом III в день Святой Троицы: 11 мая 1573 года он был избран королём Польши и 30 мая 1574 года вступил на престол Франции. Орден провозглашал своей целью защиту католической веры и особы короля. Девизом ордена стало: «Duce et Auspice» (Предводительствуя и покровительствуя).

Тогда же (31 декабря 1578 г., 1 и 2 января 1579 г.) король назначил первых членов ордена: 8 духовных лиц (командоров) и 27 кавалеров (рыцарей). Первым кавалером ордена был назван герцог Неверский, первым командором — кардинал де Бурбон.

Резиденцией ордена был избран монастырь Больших Августинцев в Париже, где и происходили ежегодные церемонии принятия в орден и хранилась казна ордена. При Людовике XIV церемонии стали проходить в часовне Версальского дворца.

Король Генрих IV начал принимать в орден иностранных монархов и вельмож. Так же он постановил, что сыновья короля и старший сын дофина становились кавалерами по праву рождения, а принцы королевской крови — по достижении совершеннолетия.

Король Франции являлся сувереном и гроссмейстером ордена. Число могущих состоять одновременно в ордене членов было установлено в 100 человек:

  • 9 духовных лиц (8 кардиналов и прелатов, и Великий капеллан Франции), именовавшихся командорами;
  • 4 кавалера, составлявших администрацию ордена и именовавшихся офицерами-командорами:
    • Канцлер — хранитель печати,
    • Великий казначей,
    • Прево-церемониймейстер,
    • Секретарь;
  • 87 кавалеров из дворян-католиков.

Иностранные кавалеры не входили в это число. Так же к канцелярии ордена относились несколько официалов (интендант, генеалогист, казначей, историограф, архивариус, герольд, делопроизводитель, канцеляристы), не являвшихся кавалерами ордена.

Все члены ордена должны были доказать своё дворянство до прадеда включительно (от этого требования были избавлены только Великий капеллан, Великий казначей и Секретарь) и быть не моложе 35 лет. Сыновья короля и старший сын дофина становились кавалерами по праву рождения, но допускались в орден только в 12 лет. Другие принцы королевской крови принимались в орден в 16 лет. Иностранные принцы должны были быть не моложе 25 лет.

Все кавалеры ордена Святого Духа (кроме духовных лиц) должны были быть кавалерами ордена Святого Михаила. Если же они таковыми не были ранее, то накануне принятия в орден Святого Духа они принимались в орден Святого Михаила. Таким образом они получали почётный титул «кавалеры королевских орденов» (фр. Chevaliers des Ordres du Roi).

Французские короли стремились поддерживать авторитет ордена на высоком уровне и старались соблюдать уставы ордена в отношении численности кавалеров и требований к ним. Так, маршал Фабер (фр. Fabert), которого король Людовик XIV хотел посвятить в кавалеры ордена, не смог стать им, поскольку не являлся дворянином в трёх поколениях.

После революции 1789 года назначения в орден были прекращены, а 6 августа 1791 года, решением Национального собрания, орден Святого Духа, вместе с другими королевскими орденами, был упразднён. Однако король в изгнании Людовик XVIII не признавал этого решения и продолжал пожалования в орден, находясь в эмиграции.

После Реставрации Бурбонов королевским указом от 28 сентября 1814 года орден Святого Духа был восстановлен в полной силе. Первыми пожалованными стали иностранные монархи (Александр I, Франц I, Фридрих Вильгельм III) и полководцы (Веллингтон, Шварценберг) — победители Наполеона. После признания Людовиком XVIII прав и привилегий имперского дворянства, некоторые бывшие высокопоставленные сановники Империи были приняты в орден Святого Духа. Среди российских кавалеров ордена — управляющий Министерством иностранных дел Карл Васильевич Нессельроде и министр Императорского двора и уделов князь Пётр Михайлович Волконский.

Последняя церемония пожалования ордена прошла в Троицын день 1830 года, в часовне Святого Людовика дворца Тюильри, когда король Карл X принял в орден архиепископов Бордоского и Парижского.

1 августа 1830 года, после Июльской революции, король Луи-Филипп Орлеанский подтвердил права только ордена Почётного легиона, как национального ордена, не упомянув других королевских орденов. За время своего царствования Луи-Филипп не производил пожалований орденом Святого Духа, который тем самым (de facto) прекратил своё существование во Франции. Однако, претенденты на трон Франции, легитимисты и орлеанисты, продолжали считать орден существующим и жаловали его от своего имени.

Знаки ордена

Цепь ордена Святого Духа.

Звезда ордена Святого Духа.

Знак

Знак ордена представляет собой золотой мальтийский крест с шариками на концах и золотыми геральдическими лилиями в углах (позже стал известен как гугенотский крест). Крест обрамлён широкой каймой белой эмали и имеет на плечах языки пламени зелёной эмали, исходящих от центра креста. Центральный медальон с лицевой стороны знака золотой и также покрыт зелёной эмалью в виде языков пламени. Поверх креста и медальона наложен символ Святого Духа — летящая вниз золотая, покрытая белой эмалью, голубка с распростёртыми крыльями.

У кавалеров и офицеров-командоров центральный медальон оборотной стороны знака содержит в себе знак ордена Святого Михаила: Архангел Михаил, поражающий дракона.

У командоров (духовных лиц) оборотная сторона знака идентична лицевой стороне.

Звезда

Звезда ордена серебряная, шитая. Своим видом повторяет лицевую сторону знака. Нашивалась на камзол на левой стороне груди. В XIX веке звезды стали изготавливать из металла.

Командорам звезда не полагалась.

Цепь

При учреждении ордена для торжественных церемоний была установлена орденская цепь из 40 звеньев с монограммами: латинскими M и L, и греческими Φ (фи) и Δ (дельта).

Король Генрих IV установил новый образец цепи: 32 звена из чередующихся трофеев и монограмм короля Генриха (латинская H), соединённых золотыми геральдическими лилиями.

Король Людовик XVI установил третий и окончательный образец орденской цепи:

29 звеньев квадратной формы в виде языков пламени красной эмали, на которые наложены изображения трёх видов:

  • 15 звеньев — золотая геральдическая лилия;
  • 8 звеньев — монограмма короля Генриха IV (латинская литера H), покрытая белой эмалью, окружённая тремя королевскими коронами и подпираемая снизу двумя рогами изобилия;
  • 6 звеньев — трофей (рыцарский шлем и воинская арматура), покрытый зелёной, голубой и белой эмалями.

Звенья соединены небольшими колечками. К цепи золотыми цепочками крепится знак ордена.

Командорам цепь не полагалась.

Лента

Лента ордена голубая, муаровая.

Изначально все члены ордена (и кавалеры и командоры) носили знак ордена на широкой ленте на шее. При короле Людовике XIV было установлено для кавалеров ношение знака у бедра, на широкой ленте через правое плечо. Командоры по прежнему продолжали носить знак на шее.

Чётки

Каждый кавалер получал при посвящении в орден чётки («dizain») и был обязан всегда иметь их при себе и каждый день произносить десять молитв, по числу зёрен в чётках.

Чётки состоят из десяти зёрен из слоновой кости и одиннадцатого зерна бо́льшего размера, к которому крепится орденский крест также из слоновой кости. Зёрна нанизаны на ленту голубого цвета.

Орденское одеяние

Для орденских церемоний кавалерам ордена полагалась длинная мантия чёрного бархата, с золотой бахромой. Мантия расшита золотыми языками пламени и имеет по всему краю вышитое изображение орденской цепи. На груди нашивается серебряная звезда ордена, большого размера (ок. 280 мм). Воротник мантии зелёного шёлка, расшитый серебром. Подбой мантии и воротника из оранжевого атласа.

Примечания

Литература

  • Спасский И. Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. — Л., 1963. — 193 с.: илл.
  • Афонькин С. Ю. Всё о самых знаменитых орденах мира. — СПб., ООО «СЗКЭО», 2008. — 256 с.: илл.
  • Luigi Cibrario. Descrizione storica degli ordini cavallereschi. — Torino, 1846.

Ссылки

См. также

www-wikipediya.ru

Французский орден Святого Духа | Тайны веков

Долгое время орден Святого Духа, учрежденный в 1579 году Генрихом III – последним королем из династии Валуа, был высшим, но не старейшим из королевских орденов Франции. Еще в 1352 году Людовик I Анжуйский, король Иерусалима, Неаполя и Сицилии, основал орден Святого Духа, или Узла (L'ordre du Saint-Esprint au droit desir on du Noeud), – один из самых малоизвестных европейских орденов.

Отличительным знаком этого ордена являлся связанный определенным образом из шелкового золотого шнура узел (бант), который закреплялся (или нашивался) в центр одежды или на правой стороне груди. Правда, в единственном описании орденского банта, которое нашлось в изданной в XIX веке энциклопедии П. Ляруса, говорится, что узел-бант завязывался вокруг правой руки. Однако ни на одной из сохранившихся миниатюр не встречается подобного изображения, зато наряд одного из рыцарей, который низко склонился перед королем, украшен такими узлами-бантами со всех сторон.

Английский исследователь рыцарства Морис Кин отмечал, что некоторые средневековые ордены учреждались как бы по готовой литературной модели, пользовавшейся огромной популярностью. Орден Узла замышлялся как союз 300 воинов – ровно столько было рыцарей Вольного

Чертога в романе XIV века «Персефорест». Роман посвящался приключениям Персефореста, сопровождавшего Александра Македонского во время его мифической экспедиции в Британию.

Вольный Чертог – это чудесная круглая башня, построенная самим Господом Богом. В этой башне Персефорест и его товарищи обнаруживают огромный круглый стол из слоновой кости, за которым одновременно могут разместиться 300 избранных рыцарей. Место каждого рыцаря за этим столом отмечено его гербовым щитом, и Господь сам назвал герою романа имена первых 63 рыцарей.

В статуте Ордена Святого Духа приведены рекомендации, в каких костюмах должны появляться кавалеры в том или другом случае – на придворном балу и для поединка. Например, по четвергам, в память о распятии Иисуса Христа, рыцари Ордена должны были носить черный шаперон без украшений и простую одежду самых скромных расцветок. Парадная одежда рыцарей Ордена Святого Духа состояла из длинной бархатной мантии, расшитой серебром и золотом. Вышивки на ней представляли собой лилии и золотые узлы; среди трех наклонных серебряных вензелей (выше узлов и лилий) помещался золотой факел. К мантии прилагалась зеленая серебристая накидка с той же вышивкой, что и на самой мантии. Кроме вензелей, на накидке помещался и серебряный голубь. И мантия, и накидка были подбиты атласной желто-оранжевой подкладкой. Дополняла парадный костюм черная шляпа с белым пером. А в праздник Троицы кавалерам Ордена Святого Духа следовало надевать ослепительно белый кот и сюрко.

Людовик I Анжуйский включил в орденский устав требования увенчивать особо отличившихся рыцарей лавровым венком, как героев римской античности. Он напомнил членам Ордена и о легендарной связи резиденции Ордена в Кастельнуово с пещерой, где по преданию Вергилий работал над своими дивными произведениями. В уставе Ордена Святого Духа предусматривалось и ведение специальной «книги приключений», куда должны были записываться наиболее выдающиеся подвиги рыцарей.

Но со смертью Людовика I Анжуйского в 1384 году орден Святого Духа прекратил свое существование, однако он стал образцом для создания ордена Генрихом III, о чем напоминает инициал «Н», многократно повторяющийся в орнаментальном украшении богатого орденского платья. Этот же инициал присутствует и на цепи орденского знака, однако геральдические лилии на платье и цепи – это уже эмблема королей из династии Бурбонов, унаследовавших орден Святого Духа.

Знак ордена Святого Духа представляет собой золотой крест белой эмали с золотыми лилиями в углах. В центре креста, на фоне золотых завитков, изображена белая рельефная фигурка летящего вниз голубя – Святого Духа. Серебряная звезда ордена Святого Духа повторяет форму орденского знака.

В июне 1815 года, после «Ста дней Наполеона», в Елисейском дворце орденом Святого Духа был награжден российский император Александр I. Адъютант князя Волконского так описывал эту сцену: «Когда вышли оба монарха из комнаты, где они беседовали вдвоем, король обратился к присутствующим и сказал: «Ваше Величество, объявите этим господам, что на Вас не лента ордена Андрея Первозванного!».

agesmystery.ru

Орден Святого Духа — Википедия

Орден Святого Духа (фр. Ordre du Saint-Esprit) — высший орден Французского королевства в период Старого порядка. Учреждён 31 декабря 1578 года королём Генрихом III. Упразднён в 1830 году королём Луи-Филиппом I.

История

Первая церемония пожалования в орден Святого Духа. Герцог Неверский приносит клятву королю Генриху III. Вокруг короля стоят командоры и офицеры-командоры ордена.

Филипп герцог Орлеанский («Филипп VIII»), претендент-орлеанист на трон Франции, со звездой ордена Святого Духа (слева внизу) после объединения претензий.

В разгар религиозных войн XVI века перед королём Франции возникла потребность в новом сильном королевском ордене, поскольку единственный существовавший к тому времени королевский орден Святого Михаила утратил свой авторитет в силу многочисленных и часто неразборчивых пожалований, и уже не мог служить средством сплочения французского дворянства вокруг особы короля. Учреждением нового ордена король надеялся привлечь на свою сторону католическую знать Франции, всё более склонявшуюся под знамёна герцога Генриха де Гиза и руководимой им Католической лиги.

31 декабря 1578 года король Генрих III объявил об учреждении ордена Святого Духа и провозгласил себя его сувереном и гроссмейстером, приняв из рук архиепископа Реймского Луи Лотарингского (младшего брата Генриха де Гиза) орденскую мантию и цепь. Название ордену было выбрано в память важнейших событий, случившихся с Генрихом III в день Святой Троицы: 11 мая 1573 года он был избран королём Польши и 30 мая 1574 года вступил на престол Франции. Орден провозглашал своей целью защиту католической веры и особы короля. Девизом ордена стало: «Duce et Auspice» (Предводительствуя и покровительствуя).

Тогда же (31 декабря 1578 г., 1 и 2 января 1579 г.) король назначил первых членов ордена: 8 духовных лиц (командоров) и 27 кавалеров (рыцарей). Первым кавалером ордена был назван герцог Неверский, первым командором — кардинал де Бурбон.

Резиденцией ордена был избран монастырь Больших Августинцев в Париже, где и происходили ежегодные церемонии принятия в орден и хранилась казна ордена. При Людовике XIV церемонии стали проходить в часовне Версальского дворца.

Король Генрих IV начал принимать в орден иностранных монархов и вельмож. Так же он постановил, что сыновья короля и старший сын дофина становились кавалерами по праву рождения, а принцы королевской крови — по достижении совершеннолетия.

Король Франции являлся сувереном и гроссмейстером ордена. Число могущих состоять одновременно в ордене членов было установлено в 100 человек:

  • 9 духовных лиц (8 кардиналов и прелатов, и Великий капеллан Франции), именовавшихся командорами;
  • 4 кавалера, составлявших администрацию ордена и именовавшихся офицерами-командорами:
    • Канцлер — хранитель печати,
    • Великий казначей,
    • Прево-церемониймейстер,
    • Секретарь;
  • 87 кавалеров из дворян-католиков.

Иностранные кавалеры не входили в это число. Так же к канцелярии ордена относились несколько официалов (интендант, генеалогист, казначей, историограф, архивариус, герольд, делопроизводитель, канцеляристы), не являвшихся кавалерами ордена.

Все члены ордена должны были доказать своё дворянство до прадеда включительно (от этого требования были избавлены только Великий капеллан, Великий казначей и Секретарь) и быть не моложе 35 лет. Сыновья короля и старший сын дофина становились кавалерами по праву рождения, но допускались в орден только в 12 лет. Другие принцы королевской крови принимались в орден в 16 лет. Иностранные принцы должны были быть не моложе 25 лет.

Все кавалеры ордена Святого Духа (кроме духовных лиц) должны были быть кавалерами ордена Святого Михаила. Если же они таковыми не были ранее, то накануне принятия в орден Святого Духа они принимались в орден Святого Михаила. Таким образом они получали почётный титул «кавалеры королевских орденов» (фр. Chevaliers des Ordres du Roi).

Французские короли стремились поддерживать авторитет ордена на высоком уровне и старались соблюдать уставы ордена в отношении численности кавалеров и требований к ним. Так, маршал Фабер (фр. Fabert), которого король Людовик XIV хотел посвятить в кавалеры ордена, не смог стать им, поскольку не являлся дворянином в трёх поколениях.

После революции 1789 года назначения в орден были прекращены, а 6 августа 1791 года, решением Национального собрания, орден Святого Духа, вместе с другими королевскими орденами, был упразднён. Однако король в изгнании Людовик XVIII не признавал этого решения и продолжал пожалования в орден, находясь в эмиграции.

После Реставрации Бурбонов королевским указом от 28 сентября 1814 года орден Святого Духа был восстановлен в полной силе. Первыми пожалованными стали иностранные монархи (Александр I, Франц I, Фридрих Вильгельм III) и полководцы (Веллингтон, Шварценберг) — победители Наполеона. После признания Людовиком XVIII прав и привилегий имперского дворянства, некоторые бывшие высокопоставленные сановники Империи были приняты в орден Святого Духа. Среди российских кавалеров ордена — управляющий Министерством иностранных дел Карл Васильевич Нессельроде и министр Императорского двора и уделов князь Пётр Михайлович Волконский.

Последняя церемония пожалования ордена прошла в Троицын день 1830 года, в часовне Святого Людовика дворца Тюильри, когда король Карл X принял в орден архиепископов Бордоского и Парижского.

1 августа 1830 года, после Июльской революции, король Луи-Филипп Орлеанский подтвердил права только ордена Почётного легиона, как национального ордена, не упомянув других королевских орденов. За время своего царствования Луи-Филипп не производил пожалований орденом Святого Духа, который тем самым (de facto) прекратил своё существование во Франции. Однако, претенденты на трон Франции, легитимисты и после объединения претензий орлеанисты, продолжали считать орден существующим и жаловали его от своего имени.

Знаки ордена

Цепь ордена Святого Духа.

Звезда ордена Святого Духа.

Знак

Знак ордена представляет собой золотой мальтийский крест с шариками на концах и золотыми геральдическими лилиями в углах (позже стал известен как гугенотский крест). Крест обрамлён широкой каймой белой эмали и имеет на плечах языки пламени зелёной эмали, исходящих от центра креста. Центральный медальон с лицевой стороны знака золотой и также покрыт зелёной эмалью в виде языков пламени. Поверх креста и медальона наложен символ Святого Духа — летящая вниз золотая, покрытая белой эмалью, голубка с распростёртыми крыльями.

У кавалеров и офицеров-командоров центральный медальон оборотной стороны знака содержит в себе знак ордена Святого Михаила: Архангел Михаил, поражающий дракона.

У командоров (духовных лиц) оборотная сторона знака идентична лицевой стороне.

Звезда

Звезда ордена серебряная, шитая. Своим видом повторяет лицевую сторону знака. Нашивалась на камзол на левой стороне груди. В XIX веке звезды стали изготавливать из металла.

Командорам звезда не полагалась.

Цепь

При учреждении ордена для торжественных церемоний была установлена орденская цепь из 40 звеньев с монограммами: латинскими M и L, и греческими Φ (фи) и Δ (дельта).

Король Генрих IV установил новый образец цепи: 32 звена из чередующихся трофеев и монограмм короля Генриха (латинская H), соединённых золотыми геральдическими лилиями.

Король Людовик XVI установил третий и окончательный образец орденской цепи:

29 звеньев квадратной формы в виде языков пламени красной эмали, на которые наложены изображения трёх видов:

  • 15 звеньев — золотая геральдическая лилия;
  • 8 звеньев — монограмма короля Генриха IV (латинская литера H), покрытая белой эмалью, окружённая тремя королевскими коронами и подпираемая снизу двумя рогами изобилия;
  • 6 звеньев — трофей (рыцарский шлем и воинская арматура), покрытый зелёной, голубой и белой эмалями.

Звенья соединены небольшими колечками. К цепи золотыми цепочками крепится знак ордена.

Командорам цепь не полагалась.

Лента

Лента ордена голубая, муаровая.

Изначально все члены ордена (и кавалеры и командоры) носили знак ордена на широкой ленте на шее. При короле Людовике XIV было установлено для кавалеров ношение знака у бедра, на широкой ленте через правое плечо. Командоры по прежнему продолжали носить знак на шее.

Чётки

Каждый кавалер получал при посвящении в орден чётки («dizain») и был обязан всегда иметь их при себе и каждый день произносить десять молитв, по числу зёрен в чётках.

Чётки состоят из десяти зёрен из слоновой кости и одиннадцатого зерна бо́льшего размера, к которому крепится орденский крест также из слоновой кости. Зёрна нанизаны на ленту голубого цвета.

Орденское одеяние

Для орденских церемоний кавалерам ордена полагалась длинная мантия чёрного бархата, с золотой бахромой. Мантия расшита золотыми языками пламени и имеет по всему краю вышитое изображение орденской цепи. На груди нашивается серебряная звезда ордена, большого размера (ок. 280 мм). Воротник мантии зелёного шёлка, расшитый серебром. Подбой мантии и воротника из оранжевого атласа.

Примечания

Литература

  • Спасский И. Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. — Л., 1963. — 193 с.: илл.
  • Афонькин С. Ю. Всё о самых знаменитых орденах мира. — СПб., ООО «СЗКЭО», 2008. — 256 с.: илл.
  • Всё о самых знаменитых орденах мира / С.Ю. Раделов. — Bestiary, 2013. — С. 102. — 112 с. — ISBN 978-609-456-049-1.
  • Luigi Cibrario. Descrizione storica degli ordini cavallereschi. — Torino, 1846.

Ссылки

См. также

www.zirozebar.com

ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ДУХА - Награды

  1. Награды
  2. Фото: ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ-ТАМПЛИЕРОВВ 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет посвятить себя их защите, для чего требовалось создать…
  3. Фото: Сестрам Милосердия - Медаль имени Флоренс НайтингейлВ июле 1859 года швейцарский врач А. Дюнан присутствовал на поле сражения при селении Сольферино в Ломбардии. Он был человеком добрым и сентиментальным, и потому мучения раненых вызвали в нем горячее желание помочь страдающим. Но так как А. Дюнан был еще…
  1. Награды
  2. Фото: ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ-ТАМПЛИЕРОВВ 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет посвятить себя их защите, для чего требовалось создать…
  3. Фото: Сестрам Милосердия - Медаль имени Флоренс НайтингейлВ июле 1859 года швейцарский врач А. Дюнан присутствовал на поле сражения при селении Сольферино в Ломбардии. Он был человеком добрым и сентиментальным, и потому мучения раненых вызвали в нем горячее желание помочь страдающим. Но так как А. Дюнан был еще…
  4. Фото: БОЕВЫЕ НАГРАДЫ РИМСКИХ ЛЕГИОНЕРОВМногие исследователи (в частности, профессор Пермского университета А.В. Колобов) считают, что ни в одной армии древнего мира не существовало такой развитой системы боевых наград, как у римлян. Во времена Республики у римлян существовали разные виды вознаграждения для отличившихся в бою воинов…
  5. Фото: Орден Золотого РунаДесятого января 1429 года, в день своей свадьбы с Изабеллой Португальской, бургундский герцог Филипп Добрый учредил орден Золотого Руна - в честь Девы Марии и Святого апостола Андрея и в защиту веры и католической церкви. Однако символика ордена и его девиз…
  6. Фото: ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНАВесна 1802 года казалась такой счастливой в начинавшемся столетии, потому что никогда еще слава Наполеона Бонапарта, первого консула Франции, не была так велика. Даже первая триумфальная победа не принесла такой признательности соотечественников, такой искренней радости французского народа и всех народов Европы,…

ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ДУХА

Фото - ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ДУХА«ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ДУХА»

Долгое время орден Святого Духа, учрежденный в 1579 году Генрихом III - последним королем из династии Валуа, был высшим, но не старейшим из королевских орденов Франции. Еще в 1352 году Людовик I Анжуйский, король Иерусалима, Неаполя и Сицилии, основал орден Святого Духа, или Узла (L′Ordre du Saint-Esprit au droit desir ou du Noeud), - один из самых малоизвестных европейских орденов. Отличительным знаком этого ордена являлся связанный определенным образом из шелкового золотого шнура узел (бант), который закреплялся (или нашивался) в центр одежды или на правой стороне груди. Правда, в единственном описании орденского банта, которое нашлось в изданной в XIX веке энциклопедии П. Ляруса, говорится, что узел-бант завязывался вокруг правой руки. Однако ни на одной из сохранившихся миниатюр не встречается подобного изображения, зато наряд одного из рыцарей, который низко склонился перед королем, украшен такими узлами-бантами со всех сторон.

Английский исследователь рыцарства Морис Кин отмечал, что некоторые средневековые ордены учреждались как бы по готовой литературной модели, пользовавшейся огромной популярностью.

Фото - ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ДУХА«ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ДУХА»

Орден Узла замышлялся как союз 300 воинов - ровно столько было рыцарей Вольного Чертога в романе XIV века "Персефорест". Роман посвящался приключениям Персефореста, сопровождавшего Александра Македонского во время его мифической экспедиции в Британию.

Вольный Чертог - это чудесная круглая башня, построенная самим Господом Богом. В этой башне Персефорест и его товарищи обнаруживают огромный круглый стол из слоновой кости, за которым одновременно могут разместиться 300 избранных рыцарей. Место каждого рыцаря за этим столом отмечено его гербовым щитом, и Господь сам назвал герою романа имена первых 63 рыцарей.

В статуте Ордена Святого Духа приведены рекомендации, в каких костюмах должны появляться кавалеры в том или другом случае - на придворном балу и для поединка. Например, по четвергам, в память о распятии Иисуса Христа, рыцари Ордена должны были носить черный шаперон без украшений и простую одежду самых скромных расцветок.

Фото - ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ДУХА«ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ДУХА»

Парадная одежда рыцарей Ордена Святого Духа состояла из длинной бархатной мантии, расшитой серебром и золотом. Вышивки на ней представляли собой лилии и золотые узлы, среди трех наклонных серебряных вензелей (выше узлов и лилий) помещался золотой факел. К мантии прилагалась зеленая серебристая накидка с той же вышивкой, что и на самой мантии. Кроме вензелей, на накидке помещался и серебряный голубь. И мантия, и накидка были подбиты атласной желто-оранжевой подкладкой. Дополняла парадный костюм черная шляпа с белым пером. А в праздник Троицы кавалерам Ордена Святого Духа следовало надевать ослепительно белый кот и сюрко.

Людовик I Анжуйский включил в орденский устав требования увенчивать особо отличившихся рыцарей лавровым венком, как героев римской античности. Он напомнил членам Ордена и о легендарной связи резиденции Ордена в Кастельнуово с пещерой, где по преданию Вергилий работал над своими дивными произведениями.

Фото - ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ДУХА«ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ДУХА»

В уставе Ордена Святого Духа предусматривалось и ведение специальной "книги приключений", куда должны были записываться наиболее выдающиеся подвиги рыцарей.

Но со смертью Людовика I Анжуйского в 1384 году орден Святого Духа прекратил свое существование, однако он стал образцом для создания ордена Генрихом III, о чем напоминает инициал "H", многократно повторяющийся в орнаментальном украшении богатого орденского платья. Этот же инициал присутствует и на цепи орденского знака, однако геральдические лилии на платье и цепи - это уже эмблема королей из династии Бурбонов, унаследовавших орден Святого Духа.

Знак ордена Святого Духа представляет собой золотой крест белой эмали с золотыми лилиями в углах. В центре креста, на фоне золотых завитков, изображена белая рельефная фигурка летящего вниз голубя - Святого Духа. Серебряная звезда ордена Святого Духа повторяет форму орденского знака.

В июне 1815 года, после "Ста дней Наполеона", в Елисейском дворце орденом Святого Духа был награжден российский император Александр I.

Адъютант князя Волконского так описывал эту сцену: "Когда вышли оба монарха из комнаты, где они беседовали вдвоем, король1 обратился к присутствующим и сказал "Ваше Величество, объявите этим господам, что на Вас не лента ордена Андрея Первозванного!"".

 

  1. Образование и справочные статьи — Награды
  2. Фото: ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ-ТАМПЛИЕРОВВ 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет посвятить себя их защите, для чего требовалось создать…
  3. Фото: Сестрам Милосердия - Медаль имени Флоренс НайтингейлВ июле 1859 года швейцарский врач А. Дюнан присутствовал на поле сражения при селении Сольферино в Ломбардии. Он был человеком добрым и сентиментальным, и потому мучения раненых вызвали в нем горячее желание помочь страдающим. Но так как А. Дюнан был еще…

  Рейтинг — 4235, Статистика просмотров сегодня — 1

the100.ru

Орден Святого Духа — Википедия РУ

История

Первая церемония пожалования в орден Святого Духа. Герцог Неверский приносит клятву королю Генриху III. Вокруг короля стоят командоры и офицеры-командоры ордена.

В разгар религиозных войн XVI века перед королём Франции возникла потребность в новом сильном королевском ордене, поскольку единственный существовавший к тому времени королевский орден Святого Михаила утратил свой авторитет в силу многочисленных и часто неразборчивых пожалований, и уже не мог служить средством сплочения французского дворянства вокруг особы короля. Учреждением нового ордена король надеялся привлечь на свою сторону католическую знать Франции, всё более склонявшуюся под знамёна герцога Генриха де Гиза и руководимой им Католической лиги.

31 декабря 1578 года король Генрих III объявил об учреждении ордена Святого Духа и провозгласил себя его сувереном и гроссмейстером, приняв из рук архиепископа Реймского Луи Лотарингского (младшего брата Генриха де Гиза) орденскую мантию и цепь. Название ордену было выбрано в память важнейших событий, случившихся с Генрихом III в день Святой Троицы: 11 мая 1573 года он был избран королём Польши и 30 мая 1574 года вступил на престол Франции. Орден провозглашал своей целью защиту католической веры и особы короля. Девизом ордена стало: «Duce et Auspice» (Предводительствуя и покровительствуя).

Тогда же (31 декабря 1578 г., 1 и 2 января 1579 г.) король назначил первых членов ордена: 8 духовных лиц (командоров) и 27 кавалеров (рыцарей). Первым кавалером ордена был назван герцог Неверский, первым командором — кардинал де Бурбон.

Резиденцией ордена был избран монастырь Больших Августинцев в Париже, где и происходили ежегодные церемонии принятия в орден и хранилась казна ордена. При Людовике XIV церемонии стали проходить в часовне Версальского дворца.

Король Генрих IV начал принимать в орден иностранных монархов и вельмож. Так же он постановил, что сыновья короля и старший сын дофина становились кавалерами по праву рождения, а принцы королевской крови — по достижении совершеннолетия.

Король Франции являлся сувереном и гроссмейстером ордена. Число могущих состоять одновременно в ордене членов было установлено в 100 человек:

  • 9 духовных лиц (8 кардиналов и прелатов, и Великий капеллан Франции), именовавшихся командорами;
  • 4 кавалера, составлявших администрацию ордена и именовавшихся офицерами-командорами:
    • Канцлер — хранитель печати,
    • Великий казначей,
    • Прево-церемониймейстер,
    • Секретарь;
  • 87 кавалеров из дворян-католиков.

Иностранные кавалеры не входили в это число. Так же к канцелярии ордена относились несколько официалов (интендант, генеалогист, казначей, историограф, архивариус, герольд, делопроизводитель, канцеляристы), не являвшихся кавалерами ордена.

Все члены ордена должны были доказать своё дворянство до прадеда включительно (от этого требования были избавлены только Великий капеллан, Великий казначей и Секретарь) и быть не моложе 35 лет. Сыновья короля и старший сын дофина становились кавалерами по праву рождения, но допускались в орден только в 12 лет. Другие принцы королевской крови принимались в орден в 16 лет. Иностранные принцы должны были быть не моложе 25 лет.

Все кавалеры ордена Святого Духа (кроме духовных лиц) должны были быть кавалерами ордена Святого Михаила. Если же они таковыми не были ранее, то накануне принятия в орден Святого Духа они принимались в орден Святого Михаила. Таким образом они получали почётный титул «кавалеры королевских орденов» (фр. Chevaliers des Ordres du Roi).

Французские короли стремились поддерживать авторитет ордена на высоком уровне и старались соблюдать уставы ордена в отношении численности кавалеров и требований к ним. Так, маршал Фабер (фр. Fabert), которого король Людовик XIV хотел посвятить в кавалеры ордена, не смог стать им, поскольку не являлся дворянином в трёх поколениях.

После революции 1789 года назначения в орден были прекращены, а 6 августа 1791 года, решением Национального собрания, орден Святого Духа, вместе с другими королевскими орденами, был упразднён. Однако король в изгнании Людовик XVIII не признавал этого решения и продолжал пожалования в орден, находясь в эмиграции.

После Реставрации Бурбонов королевским указом от 28 сентября 1814 года орден Святого Духа был восстановлен в полной силе. Первыми пожалованными стали иностранные монархи (Александр I, Франц I, Фридрих Вильгельм III) и полководцы (Веллингтон, Шварценберг) — победители Наполеона. После признания Людовиком XVIII прав и привилегий имперского дворянства, некоторые бывшие высокопоставленные сановники Империи были приняты в орден Святого Духа. Среди российских кавалеров ордена — управляющий Министерством иностранных дел Карл Васильевич Нессельроде и министр Императорского двора и уделов князь Пётр Михайлович Волконский.

Последняя церемония пожалования ордена прошла в Троицын день 1830 года, в часовне Святого Людовика дворца Тюильри, когда король Карл X принял в орден архиепископов Бордоского и Парижского.

1 августа 1830 года, после Июльской революции, король Луи-Филипп Орлеанский подтвердил права только ордена Почётного легиона, как национального ордена, не упомянув других королевских орденов. За время своего царствования Луи-Филипп не производил пожалований орденом Святого Духа, который тем самым (de facto) прекратил своё существование во Франции. Однако, претенденты на трон Франции, легитимисты и орлеанисты, продолжали считать орден существующим и жаловали его от своего имени.

Знаки ордена

Цепь ордена Святого Духа.

Звезда ордена Святого Духа.

Знак

Знак ордена представляет собой золотой мальтийский крест с шариками на концах и золотыми геральдическими лилиями в углах (позже стал известен как гугенотский крест). Крест обрамлён широкой каймой белой эмали и имеет на плечах языки пламени зелёной эмали, исходящих от центра креста. Центральный медальон с лицевой стороны знака золотой и также покрыт зелёной эмалью в виде языков пламени. Поверх креста и медальона наложен символ Святого Духа — летящая вниз золотая, покрытая белой эмалью, голубка с распростёртыми крыльями.

У кавалеров и офицеров-командоров центральный медальон оборотной стороны знака содержит в себе знак ордена Святого Михаила: Архангел Михаил, поражающий дракона.

У командоров (духовных лиц) оборотная сторона знака идентична лицевой стороне.

Звезда

Звезда ордена серебряная, шитая. Своим видом повторяет лицевую сторону знака. Нашивалась на камзол на левой стороне груди. В XIX веке звезды стали изготавливать из металла.

Командорам звезда не полагалась.

Цепь

При учреждении ордена для торжественных церемоний была установлена орденская цепь из 40 звеньев с монограммами: латинскими M и L, и греческими Φ (фи) и Δ (дельта).

Король Генрих IV установил новый образец цепи: 32 звена из чередующихся трофеев и монограмм короля Генриха (латинская H), соединённых золотыми геральдическими лилиями.

Король Людовик XVI установил третий и окончательный образец орденской цепи:

29 звеньев квадратной формы в виде языков пламени красной эмали, на которые наложены изображения трёх видов:

  • 15 звеньев — золотая геральдическая лилия;
  • 8 звеньев — монограмма короля Генриха IV (латинская литера H), покрытая белой эмалью, окружённая тремя королевскими коронами и подпираемая снизу двумя рогами изобилия;
  • 6 звеньев — трофей (рыцарский шлем и воинская арматура), покрытый зелёной, голубой и белой эмалями.

Звенья соединены небольшими колечками. К цепи золотыми цепочками крепится знак ордена.

Командорам цепь не полагалась.

Лента

Лента ордена голубая, муаровая.

Изначально все члены ордена (и кавалеры и командоры) носили знак ордена на широкой ленте на шее. При короле Людовике XIV было установлено для кавалеров ношение знака у бедра, на широкой ленте через правое плечо. Командоры по прежнему продолжали носить знак на шее.

Чётки

Каждый кавалер получал при посвящении в орден чётки («dizain») и был обязан всегда иметь их при себе и каждый день произносить десять молитв, по числу зёрен в чётках.

Чётки состоят из десяти зёрен из слоновой кости и одиннадцатого зерна бо́льшего размера, к которому крепится орденский крест также из слоновой кости. Зёрна нанизаны на ленту голубого цвета.

Орденское одеяние

Для орденских церемоний кавалерам ордена полагалась длинная мантия чёрного бархата, с золотой бахромой. Мантия расшита золотыми языками пламени и имеет по всему краю вышитое изображение орденской цепи. На груди нашивается серебряная звезда ордена, большого размера (ок. 280 мм). Воротник мантии зелёного шёлка, расшитый серебром. Подбой мантии и воротника из оранжевого атласа.

Примечания

Литература

  • Спасский И. Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. — Л., 1963. — 193 с.: илл.
  • Афонькин С. Ю. Всё о самых знаменитых орденах мира. — СПб., ООО «СЗКЭО», 2008. — 256 с.: илл.
  • Luigi Cibrario. Descrizione storica degli ordini cavallereschi. — Torino, 1846.

Ссылки

См. также

http-wikipediya.ru


Смотрите также