Женский Гид. Парфюмерные изделия это духи


Духи (парфюмерия) - это... Что такое Духи (парфюмерия)?

Эта статья о парфюмерном средстве. См. также слово «дух».

Духи́ — парфюмерия, парфюмерное (ароматизирующее) средство, спиртовые или спирто-водные растворы смесей душистых веществ — парфюмерных композиций и настоев.

Из всех парфюменых средств в духах наиболее высока концентрация эфирных масел (от 15 до 30 и более %), растворенных почти в чистом спирте (96 %). Поэтому стойкость запаха духов гораздо выше, чем у других парфюмерных средств (5 и более часов; на хлопчатобумажной ткани должна быть не менее 30 часов).

Состав парфюмерных композиций

Бельгийские духи, окрашенные в розовый цвет.

Для приготовления парфюмерных композиций используется более трёхсот натуральных и синтетических душистых веществ, получаемых из растительного, животного и химического сырья.

В среднем в состав композиции входит от 15 до 60 и более различных душистых веществ.

Обычно композиция составляет 10-25 % от массы духов, в некоторых духах — до 50 %.

Душистые вещества

Сырьём для душистых веществ растительного происхождения служат прежде всего лепестки цветов, плоды, листья, корни растений эфироносов. Из них путём паровой перегонки и экстракции получают эфирные масла или при дальнейшем сгущении «цветочную помаду». Розовое, кориандровое, сандаловое масло применяются как самостоятельные душистые вещества. Листья пачули, семена кориандра, дубовый мох применяются в виде настоев. Как правило, вещества растительного происхождения составляют основную ароматическую массу духов.

Душистые вещества животного происхождения используются только в виде настоев для фиксации аромата. К ним относятся амбра, мускус, кастореум и цибетин. Сырьё животного происхождения дороже других компонентов, но именно его наличие или отсутствие определяет уровень качества духов.

Из веществ растительного происхождения химическим путём изготовляют синтетические душистые вещества. В качестве сырья для их получения используются, например, кориандровое, сасафрасовое, анисовое масло. Это позволяет получать ароматы, не имеющие аналогов в природе.

Растворитель

В качестве универсального растворителя используется этиловый спирт очень высокой концентрации (до 96 %).

Красители

При изготовлении духов используют красители. Их добавляют для придания парфюмерной жидкости необходимого цвета, что обычно не влияет на её ароматические свойства. Красители добавляются в виде водных растворов.

Упаковка

Духи традиционно разливаются в фигурные стеклянные флаконы оригинальной формы. Дизайн флаконов весьма разнообразен, и составляет заметную часть маркетингового образа духов.

Производство

Производство духов, известняк, фрагмент из гробницы IV век до н. э.

Существует два основных вида получения духов — это дистилляция (процесс паровой перегонки) и анфлераж (процесс, основанный на впитывающих свойствах жиров).

При дистилляции, эфирные масла испаряются при определенной температуре и конденсируются в емкость вместе с водой, но из-за низкой плотности они оказываются на поверхности. После чего масла просто собирают.

Анфлераж основан на сублимации твердых тел. Для улавливания паров используют очищенный жир (в основном свиньи). Жир впитывает пары масел, а затем с помощью все той же перегонки, их отделяют. Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирные масла, не подвергая сами растения или предметы, с которого получают запах, термической обработке.

Кристаллические душистые вещества предварительно растворяют в спирте или в одном из жидких труднолетучих компонентов.

В зависимости от вида сырья, процесс экстрагирования душистых веществ длится от нескольких часов до 1 года. Для более полного извлечения душистых веществ сырьё обрабатывают спиртом 2-3 раза.

По характеру запаха:

  • Цветочные духи имитируют запах одного или нескольких цветов.
  • Духи, созданные фантазией парфюмеров.

По силе запаха:

  • Духи с лёгким нежным запахом.
  • Духи с сильным запахом.

Структура аромата

Классические парфюмерные композиции составляются по принципу триады: «начальная нота», «нота сердца» и «конечная нота». На протяжении определенного времени эти три ноты сменяют друг друга, и характер аромата меняется — иногда говорят, что аромат «раскрывается».

«Начальная нота» или «голова» аромата проявляется сразу после нанесения духов и сохраняется в чистом виде примерно на 10 минут. Начальная нота состоит из быстро испаряющихся парфюмерных материалов, например, цитрусовых и травяных нот.

Примерно через 30 минут наступает время «ноты сердца», которая остается на коже на несколько часов. Это основной и характеризующий запах. Эта нота составляется из материалов сравнительно медленного испарения, которые смешиваются в композиции, дополняя и оттеняя друг друга.

Через 12 часов остается «конечная нота» или «базовая нота», которую иногда называют «шлейфом» аромата. Он уже не изменится, пока не исчезнет аромат. Базовая нота парфюма определяется веществами с самым низким уровнем испарения, которые остаются на коже дольше всего. Одежда, особенно шерстяная, на которую попали капельки духов, может иногда сохранять аромат базовой ноты несколько месяцев.

Хранение

Существует мнение, что от длительного хранения структура аромата меняется. Это действительно так, но с оговоркой: структура меняется от неправильного хранения духов. Их надо хранить в темном прохладном месте, избегать попадания на них солнечных лучей и плотно закрывать крышечку. Некоторые компоненты при неправильном хранении склонны испаряться и портиться быстрее других, поэтому и запах по прошествии времени изменяется. Средний же рекомендованный срок хранения парфюмерии составляет 2-3 года.

Признаками порчи являются изменение цвета или появление осадка.

Парфюмерные вещества по концентрации душистых веществ

Право называться духами или одеколоном диктуется жестким стандартом ассоциации парфюмеров Франции.

Все виды парфюмерии состоят в основном из ароматического концентрата, спирта и воды и различаются лишь соотношением этих компонентов. В составе парфюмерии допускается небольшое содержание красителей и антиоксидантов, которые никак не влияют на изменение запаха парфюма. Нормы концентраций душистых веществ для разных видов парфюмерии в разных странах различны, но всегда колеблются в определенных пределах.

От большего к меньшему:

  • Ароматические масла — эфирные масла в чистом виде.
  • Духи (Parfum, Extrait — по-французски, и Perfume — по-английски означает «духи»). Содержат 18-30 % ароматных масел, это самые концентрированные и стойкие парфюмерные изделия. Это самая дорогая продукция и выпускается в основном в небольших флаконах. Духи сохраняют запах около 6 часов.
  • Парфюмерная вода (Eau de Parfum) — содержит 10-20 % ароматных масел. Парфюмерную воду часто называют дневными духами, запах сохраняется около 4 часов.
  • Туалетная вода (Eau de Toilette) — это более легкий вид парфюмерии, которым можно пользоваться несколько раз в день. Туалетная вода отлично подходит для летнего времени. Концентрация композиции здесь составляет 4-10 %.
  • Одеколон (Eau de Cologne) — - это то же самое, что и туалетная вода, но с более низким содержанием композиции около 1,5 %.
  • Парфюмированный дезодорант (Deo parfum) — - содержит 3 −5 % масел, 2 % воды. Иногда обладает антибактериальным действием. Чаще всего входит в серию парфюмерии с общим названием, усиливает аромат при комплексном употреблении набора. В жаркое время года может применяться вместо туалетной воды как самостоятельный вид парфюмерии.
  • Средство после бритья (After shave) — - содержит 2 % масел. Используется после бритья, теми, кто не любит концентрированных ароматов. Один из самых дорогих видов мужской парфюмерии, так как, кроме 2 % ароматических масел, содержит 2 % смягчающих и увлажняющих субстанций, что стоит больших денег.

Крепость запаха определяется % содержанием парфюмерной композиции. Стойкость запаха зависит не только от количества концентрата, но и от типа запаха.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

biograf.academic.ru

Духи — это непросто. Классификация — виды парфюмерной продукции — Женский Гид

Духи — это непросто.

Все виды парфюмерной продукции состоят, в основном, из пахучего концентрата, спирта и воды и отличаются их пропорциональным соотношением. Иногда, и в самых малых дозах, добавляют красители и антиокислители, но запах от этого не меняется. К сожалению, в обозначениях различных видов парфюмерной продукции царит полная неразбериха, потому что в каждой стране под ними имеется в виду что-то своё.

Духи — комбинация различных эфирных масел, объединённых в единую ароматическую композицию. Иными словами, это — смесь экстрактов, растворённых в специальном спирте, плюс закрепитель животного происхождения. Духи содержат от 15 до 22% парфюмерной композиции, растворённой в 90%-ном спирте. Это самые концентрированные и интенсивные жидкости, которые на французский манер называются Parfum, на английский Perfume; другое, несколько устаревшее название — Extrait. Духи — это самый дорогой вид ароматической жидкости.

Парфюмированная вода (Eau de Parfum) — изделие, близкое к духам. По концентрации эфирных масел она находится между духами и туалетной водой. В парфюмерной композиции её присутствуют 12-13% ароматического сырья в 90%-ном спирте.

Туалетная вода (Eau de Toilette) — концентрация душистых веществ здесь составляет 8-10% в 85%-ном спирте. Доля верхних нот усиливается, а основных — уменьшается. Это более лёгкий вид парфюмерии, которым можно пользоваться несколько раз в день.

Обозначение Eau de Cologne сегодня встречается чаще всего на флаконах с ароматическими жидкостями для мужчин и подразумевает то же, что и туалетная вода. Однако концентрация здесь составляет 3-5% в спирте 70-80%.

Дезодоранты — изделия функциональные, но зачастую ими пользуются именно из-за их аромата. Во Франции изделия такого типа вовсе не содержат дезодорирующих веществ, а действуют исключительно за счёт своего запаха. Deo Parfum обладает ароматизирующим, освежающим и гигиеническим действием одновременно.

After shave — жидкость после бритья. Здесь концентрация пахучих веществ очень низка, от 2 до 4 процентов. Может включать вещества, смягчающие и увлажняющие кожу. Выпускается без спрея, наносится на кожу рукой.

Классификация ароматов.

Классификация ароматов: шипровые, цветочные, цитрусовые, амбровые (восточные, ориентальные), папоротники (фужеры)

Предлагаем упрощённую классификацию запахов, очень удобную для изучения и для работы с ароматами.

Цветочные.

Это самая многочисленная группа, которая объединяет духи, где доминирующей темой является цветок — либо один, либо в букете с дополнительными нотами — свежими, фруктовыми или лесными. Так называемые «свежие» запахи, наиболее популярные сейчас, также являются представителями этой группы.

Например: Cool Water Woman, Dune, Kenzo, Eternity for Men, Gio, Laura, Amarige, Wings, Parfum d’Ete Kenzo, Chiffon Sorbet Escada, Eternity, Joop! Homme, Hugo, Gabriela Sabatini, Tresor, j’ai Ose, Fidji, Chanel №5, Fahrenheit, Magnetic, Dalissime, Hugo Woman, Anais Anais, Allure, Davidoff, Booster, Escape, Kenzo pour homme, Cool Water, Climat, Eau de Dolce Vita, O oui, Cerruti 1881, Good Life, Be

Шипровые.

В первом «шипре», созданном Франсуа Коти в 1917 году, был собран букет запахов пачули, дубового мха, ладанной камеди и бергамота. Именно эти ноты звучат почти во всех шипровых ароматах. Они сочетают в себе изысканную сладость и бодрящую свежесть с примесью лёгкой горечи. Шипровые духи богаты и аристократичны.

Например: Moments, Ysatis, Paloma Picasso, Beautiful

Папоротники (фужеры).

Некоторые парфюмеры относят эту группу к одной из разновидностей шипровых. Но эта группа обслуживает, в основном, мужские запахи. Чаще всего папоротниковые сочетают в себе запахи лаванды, бергамота, кумарина с ароматами древесных нот и дубового мха в основе. Туалетные воды, объединённые здесь, имеют свежий, чуть горьковатый запах.

Название группы произошло от прототипа, коим были духи Fougere royale (Королевский папоротник, 1882) Убигана, отсюда и второе название этого класса. Например: Drakkar Noir.

Амбровые (восточные, ориентальные).

Восточные духи обладают яркостью, мелодичностью, темпераментностью, пряным оттенком с экзотической нотой. Запах этих духов несколько тяжеловатый, густой, иногда пронзительный. Но нередко и сладковатый, сухой, с бальзамическими оттенками. Эти оттенки проступают благодаря сочетанию композиций и веществ с запахом жасмина, флердоранжа, ириса, сандала, ветивера, пачули, смолистых и бальзамических веществ, мускуса и амбры. Это самые эротичные, чувственные ароматы.

Некоторые классификации выделяют в отдельную группу запахи пряные, большинство же включает их в качестве подгруппы в восточную. Пряные духи — менее сладкие, доминантными нотами здесь являются перец, гвоздика, лавровый лист, древесные и животные оттенки.

Например: Samsara, Loulou, Obsession, Ysatis, Opium pour homme, Opium, Venezia, Nuit d’Ete, Roma, Casmir, Le Male, Passion, Magie noire, Contradiction, L’Eau D’lssey Homme; где Ysatis, Roma, Obsession, Contradiction, L’Eau D’lssey Homme — пряные

Цитрусовые.

Эфирные масла, используемые для создания ароматов этой серии, получают путём экстракции из цедры цитрусовых: бергамота, мандарина, лимона. В сочетании с нотой цветков горького апельсина именно эти компоненты определяют главный аккорд ароматов этой семьи.

К главному аккорду могут примешиваться ноты цветочные (чаще всего — жасмин) или древесные.

Вопросы концентрации и стойкости.

Концентрация ароматических масел и вопросы стойкости.

Относительно рекомендаций «Le Comite Francais du Parfum», концентрация ароматических масел в парфюмерной коллекции Lambre составляет:

Норма концентрации Коллекция Lambre
Норма стойкости
Коллекция Lambre
духи до 22 % 21 % от 6 часов от 6 часов
парфюмированная вода до 13 % 13 % от 3 часов от 4 часов
туалетная вода до 10 % 12 % от 1,5 часов от 3 часов

Стойкость любого парфюма также зависит:

от типа духов: для цитрусовых — от четырёх до шести часов, для цветочных — от шести до восьми часов, для амбровых — более восьми часов;

от места нанесения: аромат следует наносить на «теплые точки», волосы;

от времени года: зимой стойкость ароматов выше, летом — ниже;

от окружающей обстановки: при нахождении рядом с электрооборудованием, компьютером, ксероксом, стойкость духов может существенно понижаться;

от особенностей организма: каждый человек имеет свой химический состав кожи, на жирной поверхности кожи аромат держится значительно меньше, чем на сухой.

Аромат хороших духов не обрушивается внезапно, а постепенно развивается, разворачивается и держится, не ослабевая, как можно дольше, создавая «симфонию».

©

Смотрите также:

womensgid.ru

Парфюмерия - это... Что такое Парфюмерия?

   (франц. < итал.) - ароматические вещества бытового назначения: духи - спиртовые и спиртоводные растворы ароматических веществ, применяющиеся для ароматизации кожи, волос, одежды и пр.; одеколон (франц., букв. «кельнская вода») - спиртоводные растворы ароматических веществ, использующиеся как освежающее, гигиеническое и ароматическое средство; туалетная вода, саше, душистое мыло и т.п.

   Изготовление парфюмерных изделий обычно сочетается с производством косметики. Благовонные масла и мази применяли уже в глубокой древности. В египетских гробницах были обнаружены богато украшенные сосуды с различными благовониями, розовым маслом, мазями, маслами, содержащими мускус. Евреи пользовались благовонными мазями и курениями, приготовляли благовонные масла из корицы, мирры, кассия для умащения тела. Особым расположением у них пользовались цветы кустарника алканны.

   Женщины Ассирии натирали тело благовониями. Греки, вначале пользовавшиеся для этих целей оливковым маслом или овечьим жиром, стали добавлять к ним пахучие вещества; такие масла превратились очень скоро в предмет роскоши, и пользовалась ими, в основном, знать: твердыми веществами и мазями - для втираний, жидкими - как духами.

   Уже в Древней Греции для ароматизации постели и одежды применяли пудру из тертых подсушенных пахучих цветов.

   Из Греции парфюмерно-косметические средства добрались до Рима.

   Славилась своими благовониями Мавритания (Марокко). Согласно легенде в 12 в. при строительстве башни Кутубия в Марракеше было использовано 960 бочек благовоний: их добавляли в глину и раствор штукатурки. И по сей день можно ощутить тонкий аромат, размяв в руках комок земли у башни.

   В эпоху крестовых походов (11-13 вв.) крестоносцы познакомили Европу с аравийскими косметическими средствами и привезли способ изготовления розовой воды.

   В средние века появились специальные капсулы сферической формы с филигранными стенками, из золота и серебра, в которых хранили мускус, драгоценное по тем временам ароматическое средство. Эти так называемые «мускусные яблоки» носили обычно на поясе, рядом с футляром для иголок и пр.

   В 16 в. на смену им приходят изящно отделанные капсулы с амброй, которая обходилась дешевле мускуса.

   Свое дальнейшее развитие парфюмерия (и косметика) получила во Франции в 17-18 вв. Начиная с этого времени Франция диктовала всей Европе свои вкусы в отношении магических снадобий, так как колдунами и чародеями считались те кто составлял рецепты молодости, красоты и здоровья. Рецепты приготовления духов обычно держались в тайне, и химики-парфюмеры не трудились о передаче их потомству.

   С появлением духов начали делать и флакончики для них, причем рассматривали эти сосуды, подобно капсулам, не только как необходимый парфюмерный аксессуар, но и как украшение; поэтому создавали их в соответствии с художественными вкусами данной эпохи. Так, например, в конце 18 - начале 19 вв. изготавливали флакончики, украшенные драгоценными камнями и эмалью, которые можно было носить на поясе или на шейной цепочке.

   В отличие от Франции, в богобоязненных Англии и Голландии 17-18 вв. было запрещено пользоваться и косметическими средствами, и духами. В Московской же Руси «всякие душистые воды и мыла» были в большом почете при царском дворе. Ароматы и бальзамы (духи и помада) изготовлялись в Царской аптеке и сберегались в золотых, серебряных и костяных ароматниках (флаконах).    В 1679 г. было сделано для царя Федора в хоромы «12 ароматников одинаких да два больших о шести мест, розвертные»; в 1680 г. еще «6 ароматников слоновой кости больших, 4 тройных, 2 одинаких»; и в этом году еще дважды поставлялись в царские хоромы «роматники», в том числе и из рыбьей кости. Изготавливались, кроме того, особые ящички, погребцы, с различными стеклянными и фарфоровыми сосудами, в которых хранили разные душистые водки (духи). В 18 в в Петербурге на Невском проспекте имелся косметический магазин Данилова, где продавался даже воздушный прибор для опрыскивания духами.

   Промышленное производство парфюмерно-косметических изделий возникло во Франции на рубеже 17-18 вв., в России - в 40-х гг. 19 в. Первое заведение такого рода было открыто в Москве французом А. Ралле в 1843 г., второе - в 1864 г. - французом Г. Брокаром. Брокара называли «некоронованным королем парфюмерии». Он доказал, что российская парфюмерия не уступает заграничной. Он изобрел способ изготовления концентрированных духов. Огромную популярность снискала сюрпризная коробка из 10 мини-предметов: духов, мыла одеколона, пудры, помады, зеркальца, щеток для волос. Выпускались саше и мини-календари с рекламой - подлинные произведения полиграфического искусства. - помещавшиеся в упаковки с товаром. Странички календаря на 1914 г. чередовались с перфорированными листками промокательной бумаги, пропитанной образцами духов. Листы можно было отрывать и закладывать для отдушивания в книги, письма, белье.

   В 1914 г. в России работало на импортном сырье уже несколько парфюмерно-косметических фабрик, но основными оставались «Товарищество Брокар» (будущая «Новая заря») и «Товарищество Ралле» (будущая фабрика «Свобода») Процессы производства тогда были ручными. Однако, с неуклонным повышением спроса на парфюмерно-косметические товары технология производства, естественно, менялась, стали появляться автоматы, конвейеры, техника совершенствовалась, и процесс этот продолжается и по сей день.

   К настоящему времени одним из основных (и одним из старейших) производителей парфюмерно-косметических изделий является Франция, а основная масса предприятий расположена в районе Парижа. В США особенно развито произвол ство косметических и туалетных препаратов (высшие сорта парфюмерии и большая часть эфирных масел импортируются из Франции).

   (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Энциклопедия моды и одежды. EdwART. 2011.

fashion.academic.ru


Смотрите также