Пасторальный - это...Значение слова. Пасторальная симфония Людвига ван Бетховена. Пасторальный дух


это...Значение слова. Пасторальная симфония Людвига ван Бетховена

Пасторальный - это жанр в литературе, музыке, живописи и театре. Каково значение данного слова? Что может называться пасторалью? Какие существуют примеры употребления слова в литературе? Что такое пасторальная музыка? В творчестве каких композиторов встречаются произведения, посвященные изображению сельской жизни или природы?

Значение слова пасторальный

Это, прежде всего, жанр, который используется в различных видах искусства (живописи, музыке, литературе и театре). Его применяют для изображения и поэтизации сельской и мирной жизни человека. Также он соотносится по значению с существительным. Его характеризуют как тихий и умиротворенный. В переводе от французского pastorale (пасторальный) - это пастушеский, сельский.

Пастораль - уникальный жанр

В европейской художественной культуре он существует на протяжении многих столетий. История подтверждает его долголетие и указывает конкретную цифру - 23 века. Сначала он оформился в особый жанр поэзии. Но быстро распространился в других видах литературы, а потом и в иных искусствах: живописи, музыке, драме, прикладном творчестве. Формы его проявления и варианты создавала каждая эпоха. Итак, пастораль - это одновременно и родовая, и видовая жанровая категория. Музыкальный компонент пасторали лежит еще в древних истоках. Именно под ее влиянием развивалась пастораль в европейском искусстве. Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов, игры на "пастушеских" инструментах (свирели и прочих).

Примеры употребления слова в литературе

"Он ехал три километра среди призрачных пустынь и заснеженных вулканов, которые не имеют ничего общего с пасторальными рассветами его долины".

"Кабинет был как и прежде. Его стены были покрашены в однотонный зеленый цвет и никаких пасторальных пейзажей не было и в помине".

"Наемные специалисты засевали и подкармливали почву. Для Джека же пасторальное занятие подравнивания травы было некой терапией".

Как видим, в литературе "пасторальный" - это часто используемое слово, которое применяется в разных речевых оборотах для подчеркивания нужного смысла. Вот еще некоторые удачные и разноплановые примеры.

"Молодой человек, который только проснулся от пасторальных звуков, смог разглядеть солнечного зайчика, промелькнувшего по потолку над его головой".

"Он бродил по удивительному и чарующему лесу, которому он посвятил целую поэму. В ней пасторальные мотивы тесно переплетаются с мифологическими образами и сочетаются с политическими оценками".

"Пасторальную пьесу он превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе".

Пастораль в музыке

Для изображения сельской жизни или природы создаются произведения, которые могут быть малой или крупной формы.

По своим масштабам они тоже бывают разные. Пасторальная музыка имеет характерные черты:

  • Движение мелодии спокойное и плавное.
  • Наиболее часто используется размер 6/8 или 12/8.
  • В мелодии зачастую удваивается терция.

К пасторали обращались многие композиторы. Среди них: И.С.Бах, А.Вивальди, Ф.Куперен, Д.Скарлатти, Л.Бетховен и другие. Пасторальные оперы имеются в творчестве К.Глюка, Ж.Рамо, Ж.Люлли, В.Моцарта, М.Равеля и многих других композиторов.

Шестая симфония Бетховена

Пасторальная симфония в творчестве композитора относится к центральному периоду. Дата ее создания - 1806 год. В этом произведении отсутствует борьба со злодейкой-судьбой. Здесь на первом плане стоят простые события мирской жизни и прославление великой силы природы.

Она посвящена князю Ф.Лобковицу (венскому меценату), который был покровителем композитора. 22 декабря 1808 года симфония впервые прозвучала в Венском театре. Изначально она носила название "Воспоминание о сельской жизни".

Первая премьера произведения была провальной. Оркестр состоял из сборных исполнителей и был невысокого уровня. Зал был холодный, публика в шубах не восприняла сочинение как высокохудожественный образец и не оценила по достоинству.

Пасторальная симфония Бетховена занимает особое место в творчестве композитора. Из девяти существующих только она программная. Она имеет как общее название, так и заголовки непосредственно к каждой из пяти частей. Их количество и отклонение от традиционного четырехчастного цикла также обусловлено программой. Драматическая картина грозы составляет контраст простодушным деревенским танцам и умиротворенному финалу.

Эта симфония является одним из самых романтических произведений Бетховена. Сам композитор писал, что она рисует чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни.

Таким образом, рассмотренный жанр используется в различных видах искусства (живописи, литературе, музыке, театре). К пасторали обращались многие композиторы. Особое место занимает Пасторальная симфония Бетховена, которая является программным сочинением. Она передает чувства, наполненные вдохновением от чудесной окружающей природы и сельской жизни.

fb.ru

Что такое пастораль. Пастораль - Всё о создании электронной музыки

Новый проект телеканала Россия К

Телеканал «Россия К» представляет вниманию зрителей очередной уникальный проект «Большой джаз» – это состязание талантливых джазовых исполнителей, приехавших в Москву из самых разных уголков России, а также из зарубежных стран.

далее...

Импрессионизм в музыке

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети XIX — начале XX вв. Применение термина «импрессионизм» к музыке во многом условно — музыкальный импрессионизм не составляет прямой аналогии к импрессионизму в живописи и не совпадает ...

далее...

Шутливая и шкодная музыка

Скерцо (итал. scherzo — буквально «шутка») — произведение шутливого характера, может быть частью симфонии, сонаты, квартета или самостоятельной музыкальной пьесой в живом, стремительном темпе, с остро характерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трёхдольном размере. В музыке XVI—XV...

далее...

Сюита, что это такое

Сюита (с фр. Suite — «ряд», «последовательность») — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. Она представляет собой многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общей х...

далее...

Что такое трио

Итальянское слово «трио» имеет несколько значений. Во-первых, это ансамбль из трёх музыкантов-инструменталистов или певцов. Вокальное трио (или — по-другому — терцет) может быть самостоятельной пьесой или же частью крупного произведения, например оперы. Если три партии терцета основаны на одно...

далее...

Интонация в музыке

Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения. Как она устроена? Подобно слову, интонация — единство звука и смысла. Но и звук, и смысл, и ха...

далее...

Квартет

В музыке квартетом называют ансамбль, состоящий из четырех музыкантов или певцов. Наибольшее распространение среди них получил струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Возник он еще в XVIII в., когда музыканты-любители, собираясь вместе по вечерам, проводили свой досу...

далее...

Симфония

Симфония (от греч. «созвучие») — жанр симфонической инструментальной музыки многочастной канонизированной формы фундаментального мировоззренческого содержания. Симфония, обычно, является сочинением для оркестра, состоящее, как правило, из нескольких частей. Это один из главнейших жанров европейск...

далее...

Что такое рондо

Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами A — B — A — C — A — … — A Неизменная главная тема — рефрен— подобна припеву, побочные темы — э...

далее...

Что такое увертюра

Увертюра (от фр. ouverture, вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — театрального спектакля, оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке...

далее...

Соната

Соната, музыкальная композиция для одного или нескольких инструментов. В классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного или духовного инструмента с фортепиано, состоящему из нескольких самостоятельных частей. План составной многочастной сонаты и огран...

далее...

Сольфеджио

Сольфеджио (итал. solfeggio — от названия музыкальных нот соль и фа) — это учебный предмет, посвящённый развитию музыкального слуха. В основе сольфеджио лежит пение с называнием звуков. Отсюда произошло и само слово: оно образовалось из сочетания двух слогов — «соль» и «фа» (в странах английс...

далее...

Полифония

Полифония (от греческого «поли» — «много», «фон» — «звук») — вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий. В этом ее отличие от гомофонии (от греческого «гомо» — «равный»), где лишь один голос является ведущим, а другие его сопровождают ...

далее...

Музыка

Музыка — один из видов искусства. Она, подобно живописи, театру, поэзии - является художественным (образным) отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Велика её роль в...

далее...

История виолончели

Виолончель (итал. violoncello, сокращённо. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) — смычковый струнный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века Виолончель имеет такое же строение, что и скрипка, однако значительно больших размеров. На виолон...

далее...

cjcity.fdstar.ru

Пастораль - это... Что такое Пастораль?

ПАСТОРАЛЬ, или как прежде называли, буколики — собственно пастушеская поэзия, зародившаяся в Сицилии, а затем, особенно по словоупотреблению нового времени, вообще деревенская сельская поэзия, изображающая картины также из мирной жизни земледельцев, рыбаков и проч. К П. относятся и деревенские идиллии (см. это слово).

Форма П. может быть как драматической, так и повествовательной, а также смешанной. Сюда входят и небольшие стихотворения (часто в диалогах) и поэмы, и сценические произведения, и романы. Древнейшие и лучшие образцы пасторальной поэзии дал греческий поэт Феокрит (Сиракузы, 3-й век до нашей эры). В его изображении простая жизнь дана без всяких прикрас, со всеми лишениями, как спутниками бедности и тяжелого труда. В том же роде писали греческие поэты II-го века до нашей эры Бион (которого переводили Батюшков и Фет) и Мосх (его стихотворение «Земля и море» переведено Пушкиным). У римлян славились «буколики» Виргилия (I-й век до нашей эры). Здесь уже проявляется стремление противопоставить городской жизни простую и близкую к природе жизнь. Кроме того, Виргилий ставил себе целью прославление Августа и потому поместил в своих «буколиках» много намеков на современную ему политическую жизнь. Поэтому при всей поэтической прелести у Виргилия нет той простоты и естественности, как у Феокрита.

Другое заглавие «буколик» у Виргилия — эклоги (как их и назвал Мерзляков в своем переводе «Эклоги Виргилия» 1807 г.). По буквальному значению слова, эклога — выбор, и первоначально у греков этим именем назывались изборники стихотворений. Попытки теоретиков литературы старого времени выделить признаки эклоги в отличие от других видов П. ни к чему не привели: эклоги и буколики, — термины устаревшие и неупотребительные в новой литературе.

В 1-м веке нашей эры софист и философ Дион Хризостом написал повесть из жизни охотников, в которой показывал, что деревенские бедняки лучше и счастливее богатых граждан. Под влиянием этой повести Лонг (в 4-м веке) написал знаменитый пастушеский роман «Дафнис и Хлоя», вызвавший многочисленные подражания; а имена его героев употреблялись в поэзии, как нарицательные, вплоть до новой литературы 19 века. Затем в эпоху раннего Возрождения появляется «Амето» Боккаччио (1340 г.) — полудрама, полуроман, в которой выведены пастух, охотники, античные божества (нимфы, дриады) и вместе с тем сказывается влияние Данте в том аллегорически-христианском элементе, с каким изображена идеальная любовь Амето. Особенно же сильное влияние на пасторальную литературу оказал роман Саннацаро «Аркадия» (1541 г.). Автор повествует от своего имени. Именно, под влиянием несчастной любви, он удалился в Аркадию, где поселился в прекрасной долине. Сюда сходились окрестные пастухи для игр и празднеств, описание которых и составляет содержание романа. Все здесь искусственно и не является изображением действительной пастушеской жизни. Однако, успех «Аркадии» был огромный; о нем свидетельствуют и более полусотни изданий ее в Италии, и переводы ее на многие европейские языки. В Италии под влиянием «Аркадии» были написаны пасторали в драматической форме: «Аминта» Торквато Тассо (1583 г. Есть русский перевод М. Столярова и М. Эйхенгольца 1921) и „Pastor Fido“ Гварини (1590). В Испании под влиянием «Аркадии» написан знаменитый пастушеский роман «Влюбленная Диана» Монгемайора (следы этого романа находят в пьесах Шекспира «Два веронца» и «Сон в летнюю ночь»). Оба эти произведения оказали влияние на поэму Сиднея (англ.) «Аркадия» (1580 г.), ставшую любимейшей книгой того времени. Авторами английских пастушеских романов являются еще Грин и Лодж. Шекспир знал пастушеский роман и заимствовал оттуда эпизод Глостера и его сыновей в «Короле Лире». Судьбу Памелы, героини романа Сиднея, воспроизвел Ричардсон (18 век) в своем знаменитом романе «Памела». Наконец, в первой четверти 17 века появился лучший из пастушеских французских романов — «Астрея» Оноро д'Юрфе, написанный, главным образом, под влиянием испанского романа «Диана». Успех этого романа не имел себе подобного, а имя главного героя Селадона сделалось нарицательным. В 17 веке пастушеский роман во Франции уступает место героическому, а затем психологическому и бытовому, а пасторали пишутся более в форме сценических представлений. В 18-м веке большой славой пользовались П. швейцарско-немецкого поэта Гесснера, а во Франции к П. принадлежат некоторые стихотворения Андре Шенье, сумевшего воссоздать дух древних П. У немцев наиболее замечательны пасторальные стихотворения Гебеля.

В русской литературе 18 века П. писали Костров, Богданович, Сумароков и другие, дававшие им название «эклоги». В 19 веке произведения этого рода давали Княжнин, а позднее Вл. Панаев (на которого Пушкин написал эпиграмму «Русскому Гесснеру»). Далее уже обладающая значительными художественными достоинствами П. «Рыбаки» Гнедича. К П. относятся превосходные и до нашего времени популярные переводы Жуковского из Гебеля: Овсяный кисель, Летний вечер, Утренняя звезда и др. П. еще у Дельвига, позднее у Майкова («Рыбная ловля», «Сенокос» и др.). У Кольцова элемент П. становится моментом народной песни.

Славились в свое время пасторальные сочинения французской писательницы Дезульер, переведенные Мерзляковым: «Эклоги г-жи Дезульер».

Особое место занимает поэзия земледельческого труда. Образец ее дал Виргилий в лучшем своем произведении «Георгики» (см.).

Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

dic.academic.ru

Пастораль в живописи: особенности жанра художники картины

Пастораль, как жанр искусства, была особенно популярна в Италии в начале 16 века, когда были опубликованы работы Саннадзаро «Аркадия». Он описал идиллический мир, населенный нимфами и пастухами, которые погружали читателей в ностальгию по более простой жизни. Источником для его произведения были работы Вергилий. Антураж пасторальных литературных произведений быстро перекочевал в живопись. В Венеции Джорджоне и молодой Тициан быстро оживили стихотворные строки изобразительными эквивалентами.

Истоки

Традиционно «Сельский концерт» приписывается Джорджоне, но в настоящее время считается, что это работа Тициана в юности. Эта таинственная картина предназначается, чтобы быть аллегорией поэзии, чьи символы — флейта и льющаяся вода — распределяются между двумя обнаженными женщинами идеальной красоты. Эти нереальные нимфы существуют только в воображении двух мужчин, которых они вдохновляют. Такое объяснение сюжету соответствовало вкусу распространенного в итальянской живописи одновременного изображения видимого и невидимого.

Тициан хотел соединить два мира — венецианскую аристократию с одной стороны, и нимф и пастухов с другой стороны, объединенных музыкой. Тема музыки в спокойном пейзаже формирует аллегорию. Тициан придает особое значение ландшафту в пасторали:

  • Природа не используется в качестве простого декора;
  • Пейзаж – это отражение определенного состояния внутреннего мира, настроения;
  • Краски приглушенные и слегка размытые;
  • Поиск баланса показан посредством интеграции фигур в обстановку, где человек и природа должны сосуществовать в полной гармонии, как у Вергилия — счастливая жизнь в тенистой роще, пастухи с музыкой и песнями.

Джорджоне и Тициан — мастер и ученик — развивали пастораль в отдельный жанр. С 1509 два художника начали работать в тесном сотрудничестве, поэтому их стиль написания картин трудно отличить.

В 15 веке

В начале 15 века пейзаж был создан как жанр в Европе и демонстрировал места проживания или путешествий людей. В век гармонии и порядка, Ренессанс, пасторальные картины были более приемлемы в обществе, чем натуральное изображение леса или поляны. Сложность естественного ландшафта или непогода не были популярными мотивами – добавлялись пасторальные черты, чтобы рассеять глубоко укоренившиеся страхи и предрассудки людей перед непонятными природными явлениями, сделать эмоциональный посыл картин позитивным.

В 17 веке

Среди художников 17 века, работающих в Риме, Клод также создавал пасторальные идиллии. Этот жанр вошел в моду в Голландии – примером может служить портрет работы Рембрандта «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры». Слово «пейзаж» переводится с голландского как «участок обрабатываемой земли».Нежная лирическая пастораль показывает горы, долины, деревья, реки и леса. Небо почти всегда включается в сюжет, и великолепная погода является элементом композиции.

Барокко

Излюбленными темами барочной живописи является все та же пастораль:

  • Галантные дамы и кавалеры;
  • Невероятно красивые пейзажи;
  • Изящная передача фигур людей;
  • Куртизанки и любовь.

Такие символы, как Венера и любовь, вернулись в жанр живописи и смешались в сценах придворной жизни, придавая композиций чувственный, веселый и свежий тон.

Пастораль во времена барокко и рококо называли очаровательным, галантным стилем. Название происходит от слова «Galer» или «галантный».

Фигура женщины является источником вдохновения в живописи. Женщина с чувственной и красивой фигурой соблазняет или принимает участие в запрещенных приключениях – эти сцены помогают «идеальному» обществу идентифицировать себя с персонажами идиллических пасторальных историй.

Романтизм

Попытка соединить романтический стиль неземной беззаботной жизни и настроение ландшафтных традиций жанра пейзажа продолжалась в 19 веке под сильным влиянием сложившихся традиций живописи.

В пасторалях этого периода присутствуют:

  • приглушенная цветовая палитра,
  • мягкая атмосфера и непрямое освещение работы,
  • спокойствие сельского пейзажа,
  • поучительный исторический контекст, вписанный в современные пейзажи.

Эволюция картин академического искусства пасторали происходит медленно и незаметно в течение длительного времени.

В 19 веке

Промышленная революция в 19 веке заставила людей покинуть фермы и сельскую местность. Растущая реакция живописцев против философии Просвещения выразилась в романтическом направлении искусства. Ностальгия по сельской идиллии и природе снова прочно укрепилась в жанрах живописи. Пасторали излучали духовность, свободу, добродетель, как противовес последствиям индустриализации.

В 20 веке

Художники романтического периода и до 20 века пытались передать эти идеалы в своих работах. Они отвергали рационализм, правила, упорядоченность, которые были характерны неоклассическому стилю. Как и барочные художники, романтические художники надеялись вдохновить на эмоциональный отклик зрителей. Пастораль романтического периода была направлена на ностальгическое стремление к сельской жизни, познанию тайн жизни, силы и величия природы. Пастораль прекрасно вписывается в современную жизнь. Полотна современных художников с идиллическими изображениями можно видеть в частных коллекциях и на выставках.

artrecept.com

это...Значение слова. Пасторальная симфония Людвига ван Бетховена

Пасторальный — это жанр в литературе, музыке, живописи и театре. Каково значение данного слова? Что может называться пасторалью? Какие есть примеры потребления слова в литературе? Что такое пасторальная музыка? В творчестве каких композиторов встречаются произведения, посвященные изображению сельской жизни либо природы?

Значение слова пасторальный

Это, сначала, жанр, который употребляется в разных видах искусства (живописи, музыке, литературе и театре). Его используют для изображения и поэтизации сельской и мирной жизни человека. Также он соотносится по значению с существительным. Его охарактеризовывают как тихий и умиротворенный. В переводе от французского pastorale (пасторальный) — это пастушеский, сельский.

Пастораль — уникальный жанр

В европейской художественной культуре он существует в протяжении многих веков. История подтверждает его долголетие и показывает определенную цифру — 23 века. Поначалу он оформился в особенный жанр поэзии. Но стремительно распространился в других видах литературы, а позже и в других искусствах: живописи, музыке, драме, прикладном творчестве. Формы его проявления и варианты создавала любая эра. Итак, пастораль — это сразу и родовая, и видовая жанровая категория. Музыкальный компонент пасторали лежит еще в старых истоках. Конкретно под ее воздействием развивалась пастораль в европейском искусстве. Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов, игры на «пастушеских» инструментах (свирели и иных).

Примеры потребления слова в литературе

«Он ехал три километра посреди призрачных пустынь и заснеженных вулканов, которые не имеют ничего общего с пасторальными рассветами его равнины».

«Кабинет был как и до этого. Его стенки были покрашены в однотонный зеленоватый цвет и никаких пасторальных пейзажей не было и в помине».

«Наемные спецы засевали и подкармливали почву. Для Джека же пасторальное занятие подравнивания травки было некоторой терапией».

Как лицезреем, в литературе «пасторальный» — это нередко применяемое слово, которое применяется в различных речевых оборотах для подчеркивания подходящего смысла. Вот еще некие удачные и неоднозначные примеры.

«Юноша, который только пробудился от пасторальных звуков, сумел рассмотреть солнечного кролика, промелькнувшего по потолку над его головой».

«Он бродил по изумительному и чарующему лесу, которому он предназначил целую поэму. В ней пасторальные мотивы тесновато переплетаются с мифологическими видами и смешиваются с политическими оценками».

«Пасторальную пьесу он преобразовал в реальную драму о страданиях и катастрофической судьбе».

Пастораль в музыке

Для изображения сельской жизни либо природы создаются произведения, которые могут быть малой либо большой формы.

По своим масштабам они тоже бывают различные. Пасторальная музыка имеет соответствующие черты:

  • Движение мелодии спокойное и плавное.
  • Более нередко употребляется размер 6/8 либо 12/8.
  • В мелодии часто умножается терция.

К пасторали обращались многие композиторы. Посреди их: И.С.Бах, А.Вивальди, Ф.Куперен, Д.Скарлатти, Л.Бетховен и другие. Пасторальные оперы имеются в творчестве К.Глюка, Ж.Рамо, Ж.Люлли, В.Моцарта, М.Равеля и многих других композиторов.

Шестая симфония Бетховена

Пасторальная симфония в творчестве композитора относится к центральному периоду. Дата ее сотворения — 1806 год. В этом произведении отсутствует борьба со злодейкой-судьбой. Тут на первом плане стоят обыкновенные действия мирской жизни и прославление величавой силы природы.

Она посвящена князю Ф.Лобковицу (венскому меценату), который был покровителем композитора. 22 декабря 1808 года симфония в первый раз прозвучала в Венском театре. Вначале она носила заглавие «Воспоминание о сельской жизни».

1-ая премьера произведения была провальной. Оркестр состоял из сборных исполнителей и был низкого уровня. Зал был прохладный, публика в шубах не восприняла сочинение как высокохудожественный эталон и не оценила по достоинству.

Пасторальная симфония Бетховена занимает особенное место в творчестве композитора. Из 9 имеющихся только она программная. Она имеет как общее заглавие, так и заглавия конкретно к каждой из 5 частей. Их количество и отклонение от обычного четырехчастного цикла также обосновано программкой. Драматическая картина грозы составляет контраст простодушным деревенским танцам и умиротворенному концу.

Эта симфония является одним из самых романтических произведений Бетховена. Сам композитор писал, что она отрисовывают чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни.

Таким макаром, рассмотренный жанр употребляется в разных видах искусства (живописи, литературе, музыке, театре). К пасторали обращались многие композиторы. Особенное место занимает Пасторальная симфония Бетховена, которая является программным сочинением. Она передает чувства, заполненные вдохновением от расчудесной окружающей природы и сельской жизни.

www.tipsboard.ru

Что такое пастораль. Пастораль

Пастораль — (лат. pastoralis, фр. pastorale, пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:
  1. Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, И. С. Баха и других композиторов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена. Пасторалью, также может называться симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).
  2. Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на идеализированные сюжеты из сельской жизни. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. (опера Моцарта Король-пастух, 1775; балет Делиба Сильвия, 1876; и др.). Пасторальные оперы писали К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.
  3. Буколическая (от греч. «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы — эклога и идиллия.
  4. Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.
  5. Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.

    Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). В популярности пасторали мы находим косвенные свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам.

Мой миленький дружок, Любезный пастушок...

Так поет пастушка Прилепа, поджидая своего возлюбленного — Миловзора. Богач Златогор пытается прельстить юную красотку несметными сокровищами, но она отвергает его домогательства, оставаясь верной Миловзору. По этому случаю весело поют и танцуют все окрестные пастушки и пастушки. Таково содержание небольшого эпизода — пасторали «Искренность пастушки» из третьей картины оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

Название «пастораль» происходит от латинского слова «пасторалис» — «пастушеский». Истоки этого жанра уходят в Древнюю Грецию и в Древний Рим, где поэты и писатели противопоставляли городу идеализированную жизнь на лоне природы, отличающуюся в их представлении бесхитростностью нравов, простодушной искренностью и верностью в любви.

В XVII—XVIII вв. мода на пасторальные сюжеты в театре, поэзии, изобразительном искусстве широко распространилась в придворно-аристократических кругах европейских стран. Множество пасторальных сюжетов вошло в старинные оперы. Для композиторов пасторальные темы послужили поводом к созданию, особенно в программной инструментальной музыке, многих до сих пор глубоко впечатляющих образов природы, сельской жизни, народного юмора и праздничного веселья. Так, серию пасторальных картин представляет собой программа цикла из четырех оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди.

«Пасторальной» назвал Л. Бетховен свою 6-ю симфонию. Здесь каждая часть имеет свой заголовок: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья»,- «Веселое сборище крестьян», «Гроза. Буря», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства после грозы».

В начале XX в. М. Равель, использовав сюжет пасторального романа древнегреческого писателя Лонга, создал балет «Дафнис и Хлоя», оркестровые сюиты из которого часто звучат в симфонических концертах.

e-music.fdstar.ru

Пасторальный сад в ландшафтном дизайне. Пасторальный стиль

Произнесите вслух слово «пасторальный». Чувствуете его мягкость, спокойствие и размеренность? Именно эти черты воплотились в одноименном стиле ландшафтного дизайна. В нем проявляется желание уйти от помпезной, торжественной жизни, чтобы окунуться в природную идиллию. Но некоторые нотки роскоши все же остались, добавив направлению элегантности и галантности. Кому стоит заказать пасторальный стиль? Тем, кто без ума от зеленых ландшафтов, разбавленных цветущими клумбами и легкими следами роскоши.

Особенности пасторального стиля

Сад, выполненный в этой стилистике, станет отражением вашего внутреннего мира и настроения. В нем читается:

  • некоторая наивность благодаря простым растениям и мягким линиям, задающих общий дизайн;
  • естественность ландшафта: кусты, деревья и цветы как будто всегда находились на своих местах. Одновременно в оформлении чувствуется уход. Живые изгороди и кроны аккуратно подстрижены, цветники выделены четкими границами. Человек просто подчеркнул красоту природы, создав великолепный пейзаж с сельскими мотивами;
  • смешение стилей. Те, кто знаком с ландшафтным искусством, обязательно заметят элементы регулярного французского стиля, обаяние восточных направлений. Они органично вплетаются в идеалистическую картинку, отражая дух времени рококо, подаривший миру пастораль;
  • легкость и иллюзорность сада, который кажется бесконечно большим за счет специально спланированных лабиринтов, сложной планировки и «обманных» картинок;
  • романтизм с его милыми беседками и приватными зонами в укромных уголках участка.

Сад в пасторальном стиле создан для медленных прогулок среди обилия живой зелени, семейных обедов на лоне природы и просто для наслаждения красками жизни.

История появления

Пастораль, как жанр искусства, зародилась на территории европейских стран в XVIII веке. В это время на смену помпезному барокко пришло новое направление — рококо. Оно заключалось в отказе от всего искусственного.

Модные в ту эпоху сочинители-сентименталисты уверенно внедряли мысль о великолепии естественной природы. Человек лишь украшает ее, что подчеркивает лучшие качества его души. Новые веяния отразились на всех, в том числе и на садоводах. Регулярные парки с их формализмом стали уходить в прошлое. В сады буквально ворвалась умилительная сельская идиллия идеального сосуществования человека и дикой природы — пастораль.

Завершающим штрихом в формировании стиля стало китайское садово-парковое искусство. Пейзажные зарисовки поднебесной были описаны в книгах садоводов того времени, что и побудило включить некоторые их элементы в европейские садовые ансамбли.

С тех пор прошло три столетия. В наследство от тех времен остались великолепные парки: Стоу (Англия), Вертлиц (Германия), Врана (Болгария). Они пленяют сердца и вдохновляют ландшафтных дизайнеров на создание проекта в лучших традициях стиля.

Планировка пасторального сада

Гуляя по территории, оформленной в этой стилистике, вас не будет покидать ощущение, что вы оказались в картинной галерее. Пейзаж словно срисован с картин эпохи рококо, где главенствует сельская атмосфера. Сочетание эффектных малых архитектурных форм, лабиринтов и ярких цветников вызывает восхищение и одновременно раздвигает границы — площадь участка кажется больше, чем она есть.

С одной стороны, сад производит впечатление упорядоченного за счет ровных дорожек и идеально подстриженных изгородей. С другой — оставляет ощущение природного хаоса, когда цветы и деревья растут там, где им вздумается, тропинки огибают естественный водоем и уводят в неизвестном направлении. В этом и заключается прелесть сложной планировки пасторального сада. Она не поддается четкости и строгости. Прогулка по нему превращается в увлекательную смену пейзажных планов. Что скрывается за группой слив и яблонь, а за высокой изгородью? Зона для уединения или детская площадка? А быть может место для барбекю или маленький фонтанчик? Об этом вы узнаете после неспешной прогулки.

Дом в этой планировке играет свою роль. Желательно, чтобы он был с большими окнами. Они будут поддерживать иллюзию свободы и простора, свойственную природным ландшафтам.

Водоем

Пасторальный дизайн в ландшафте — это пейзажная лирика, в которой вода дарит прохладу и свежесть. Проникнуться сельским настроением можно возле естественного или искусственного водоема. Небольшой журчащий ручей или пруд с плавной береговой линией станет тем местом, где вы будете наслаждаться чтением книг или придаваться беседам. Обрамлением водоема также служит террасированная площадка.

Озеленение и растения

Для этого направления характерно обилие дикой растительности, ведь главная идея сада — вписать его в природный ландшафт. А он невозможен без оттенков зеленого, разбавленных вкраплениями ярких цветочных мотивов.

Клумбы и миксбордеры разбивают около дома, вдоль дорожек, изгородей и в зоне отдыха. Их границы четко очерчены, но при этом пышность и некоторая небрежность повторяют природное начало. Вот он нетронутый уголок.

На фоне монотонности зелени выделяются желтые и пурпурные ирисы, сиреневые клематисы, голубоватые гортензии и белые розы. Сочные и яркие цветы оживляют ландшафтный дизайн и создают микс из благоухающих ароматов.

Но растительность призвана не только радовать взгляд и дарить волшебные запахи. С ее помощью дизайнеры меняют перспективу, раздвигают пространство и создают главный элемент пасторального сада — «обманные» картины. Представьте себе арочную деревянную конструкцию, обильно увитую диким виноградом и стоящую в конце участка. За ней открывается красивый и манящий вид — стоит сделать шаг и вы окажитесь там. Но эта иллюзия. И арка — всего лишь ее часть. На самом деле конструкция установлена у стены, на которую нанесен живописный пейзаж.

Для «обманных» картин используют зеркала для отражения небольших ручьев, отдельно стоящие стены с имитацией оконной рамы. И все это в обрамлении правильно подобранных цветущих и зеленеющих растений. В противном случае эффекта иллюзорности не достичь.

Мощение и дорожки

Сеть дорожек разграничивает территорию и одновременно увлекает внутрь сада. Это узкие и широкие тропинки, по которым удобно гулять вдвоем. Для их мощения используют кирпичную крошку, гравий и крупнозернистый песок. Формальность стилю придают каменные плиты, с помощью которых создают узкие аллеи.

Дорожки и тропинки повторяют прямые и дугообразные линии. От дома может простираться прямая дорога, от которой в стороны расходятся фигурные.

Газон

Пасторальный сад на загородном участке раскроется перед вами аккуратно подстриженными небольшими газонами. Они гармонируют с высокими живыми изгородями, которые очерчивают участок по периметру и удивляют ровностью.

Оформление сада

Владельцев внушительных участков ждет настоящий зеленый лабиринт. Он создает великолепный, уютный, пасторальный вид и настраивать на отдых и размышления. Этот элемент привлекает внимание взрослых и детей, в которых мгновенно просыпается исследовательская жилка и желание найти свой укромный уголок.

Лабиринты создают из кустарников и лиан. Барбарис, жимолость, тис и тую высаживают по заранее намеченному плану. Кроны обязательно подстригают, чтобы образовать ровные стенки. Дорожки заполняют толченым кирпичом или гравием, а вход украшают вазонами или шарообразными самшитами.

На всем протяжении сада вас будут встречать небольшие горшки с цветами и ажурные арки, архитектурные и созданные из специально высаженных для этих целей растений. На открытых площадках и в укромных зонах можно отдохнуть на красивой садовой мебели. Она изготавливается в основном из дерева и окрашивается в белые тона, которые оттеняют окружающую зелень. Внешний вид скамеек подчеркивает романтичный характер сада благодаря филигранным и узорчатым спинкам.

Освещается территория кованными фонарями. Они устанавливаются по периметру, в различных точках участка и создают великолепную игру света и тени в вечернее время.

Единство элементов превращает пространство сада в неуловимую страну Фантазию. Здесь легко потерять грань реальности и раствориться в спокойном созерцании природы. А романтически грезы — отдельная история.

Дополнительные дизайнерские решения

Поэзия восточных стилей читается в выгнутых мостиках. Деревянные строения возвышаются над водоемами, создавая романтический настрой. Дух спокойствия вносит еще один элемент японского сада — пагода. Эта многоярусная конструкция символизирует буддийский храм и, по мнению жителей Страны восходящего солнца, гармонизируют энергию вокруг. В сочетании с пасторальной идиллией восточный символизм успокаивает, настраивает на позитив и позволяет привести мысли в порядок.

Из восточной архитектуры европейцы позаимствовали и круговые обзорные входы. Они создаются в стенах и дополняют иллюзорную картинку: расширяют пространство и увлекают пейзажными видами. Постройку увивают дикий виноград и плющ, имитируя органичное сплетение деятельности человека и природы.

Легкий, романтичный, слегка ироничный и располагающий к отдыху — именно так выглядит пасторальный сад в ландшафтном дизайне, заказать который мы предлагаем у нас. Его легко воссоздать на участках Москвы и Подмосковья. Но за этой легкостью скрывается талант и мастерство дизайнеров. Им под силу создать пасторальную колористику, превратить не облагороженную площадь в идиллию, где вы будете отдыхать вечерами в окружении близких вам людей.

www.agava-m.ru


Смотрите также