Теория прав человека и гражданина: основные концепции. Право выражение духа народа


Теория прав человека и гражданина: основные концепции.

Представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:

1. Теория естественного права

Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Идея естественного права возникала еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского.

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства Рассказов Л. П., Упоров И. В. Естественные права человека. 2001. С. 96..

Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Естественные прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

2. Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья. Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе длительного исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право.

Право с точки зрения представителей исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно создается не только государством, но и самостоятельным развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом, подобно тому, как язык не возник из договора и не дан готовым от Бога, а развивается сам собою. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.

Видными представителями исторической школы права были немецкие юристы Густав Гюго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и другие.

Они справедливо считали, что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению. Его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.

3. Социологическая школа права - одно из основных направлений правоведения ХХ века. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», т.е. системы правоотношений, поведения людей в сфере права.

Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих. В России социологическую школу права представляли С. М. Муромцев и Г. Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права считается Р. Паунд.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.

В трактовке Дюги социальная норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права. Правила социальной солидарности, подчеркивал Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство Дюги Л. Общество, личность, государство. 1999. С. 43..

Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

4. Психологическая теория. Значительное распространение данная теория получила в начале ХХ века в фундаментальных воззрениях видного русского ученого Л. И. Петражицкого, а затем и в работах зарубежных авторов: Дьюн, Мэрилла, Росса, Элиота и других.

Суть концепции Петражицкого в том, что он различает позитивное право, официально действующие в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Позитивное право, выражаемое в законах и других актах, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве Петражицкий называет фантазмами.

Иное дело интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции - импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенное действие. Такие эмоции Петражицкий подразделяет на две группы:

1) императивные, или нравственные, эмоции;

2) императивно-атрибутивные или правовые;

Императивная эмоция предполагает одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого лица, однако оно не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности. Например, переживание прохожим обязанности подать милостыню нищему.

Императивно-атрибутивная - двусторонняя эмоция, при которой переживание одним лицом обязанности по отношению к другому лицу сочетается с переживанием последним права потребовать выполнения данной обязанности. Например, отношения должника и кредитора.

Из таких двусторонних императивно-атрибутивных эмоций и складывается интуитивное, психическое право, которому, по мнению Петражицкого, принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений, постоянно возникающих в жизни людей Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. 1997. Т. 1. С. 63..

Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современными науками.

5. Нормативстское направление объединяет неоднозначные взгляды на право и его роль в общественной жизни, хотя в них просматривается и определенное единство. Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Р. Штаммлером в его работе «Wirtschaft und Recht», в которой он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. В развитие права заключается развитие самого общества. «Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение и следование основной идее права, как конечной цели человеческого общества» Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. 1998. С. 59.. Указанная закономерность проявляется только в такой социальной жизни, регулирование которой осуществляется в интересах свободы каждого, кто находится в сфере права. Идеал общества - это общество «свободно хотящих людей», в котором всякий считает своими объективно правомерные цели другого. С таким регулированием должен согласиться всякий из подчиненных праву, если уж он принял решение, свободное от чисто субъективных желаний, но соответствующее закону, считает Штаммлер.

Согласно данной теории вся система права имеет ступенчатое строение, то есть последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Поэтому задача теории состоит в том, чтобы в каждом конкретном правовом явлении вскрыть его соответствие верховной норме, обладающей высшей юридической силой. Данная теория доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. В этом смысле закону, как нормативно - правовому акту, обладающему высшей юридической силой, должны соответствовать все подзаконные правовые акты. Без этого правовое регулирование не может достигнуть своей цели.

С другой стороны заслуги нормативистской теории состоит в том, что она вычленила формальные признаки права, которые и составляют его юридическую сущность. Абстрагируясь от всех внешних факторов, определяющих содержание права, нормативисты излагают свою позицию по вопросу, что есть право как нормативные регулятор общественных отношений.

Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идеи правовой государственности. Многие ее сторонники выступали против противопоставления государства и права, определяли государство как единство внутреннего смысла всех правовых положений, как осуществление и воплощение правовых норм в единый правопорядок. Право и государство - две стороны единого явления. Власть есть право. Право и обязанности государства ничем не отличаются от прав и обязанностей других лиц, ибо как в первом, так и во втором случае они определяются законом.

6. Реалистическая школа права. В отличие от исторического представления, согласно которому право развивается эволюционно, в силу его внутренних причин, создатели реалистической теории считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Эти факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.

Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг. По Иерингу, право есть защищенный государством интерес. Оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности права.

Автор считает, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других при непременном условии соблюдения принципов справедливости человеческого общежития.

Достойно уважения и признательности утверждение сторонников данной теории о том, что право как средство достижения цели выступает в этом качестве необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества.

Несмотря на внешнюю «воинственность» реалистической концепции, она в определенных аспектах соединяет представления о праве различных теорий: органической, естественной, экономической, психологической.

Во-первых, реалистическая теория признает единство и изменчивость права. С одной стороны, для нее не существует разделения права на право позитивное и естественное - право существует только в виде позитивного права. С другой стороны, в праве нет ничего неизменного, вечного: это постоянно меняющееся явление, отражающие новые условия общественной жизни.

Во-вторых, представители данной школы видят непосредственную связь права с государством. Государственная власть есть необходимое условие существования права. В отличие от теории естественного права признается необходимость правотворческой деятельности государства как сознательного творца права. С. М. Муромцев писал, что право не бессознательный продукт народного духа, а продукт сознательной деятельности людей Муромцев С. М. Образование права по учениям немецкой юриспруденции. 1886. С. 28, 34..

В-третьих, реалистическая школа обосновывает воспринятое многими учениями о праве единство юридических прав и субъектов правоотношений, без которого невозможно существование гражданского общества, нормальное взаимодействие его членов.

В-четвертых, в воззрениях реалистов содержится важнейший элемент законности: отрицание произвола. Только государственная власть на основе установленных законов может применять принуждение по отношению к человеку.

При всех достоинствах и недостатках реалистическая школа внесла свое понимание права, которое в ряде принципиальных положений не подверглось существенным изменениям и в более позднее время.

7. Марксистская теория права. В отличие от рассмотренных выше учений, основанных на различных течениях философского идеализма, марксистская теория права, как и учение марксизма в целом, зиждется на материалистической философии.

Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве основоположники марксизма видели в его классовой сущности.

Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли в правотворчестве, однако считает, что само государство должно подчиняться законам, а не стоять над ним.

Несомненно, заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Тем не менее, ее понимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества.

Право выступает необходимым инструментом обеспечения экономической свободы индивида. Нравственные, религиозные, национальные и другие факторы, включаясь в сферу правового регулирования, ориентируют и в значительной мере определяют направления экономического развития общества. В этой связи экономическая обусловленность права выступает как «подвластный фактор», обеспечивающий индивидуальные интересы людей, в том числе и экономические.



infopedia.su

Историческая школа права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII–начале XIX вв.

Право – выражение духа народа, народного правового убеждения, формирующегося подобно языку, постепенно и в силу этого независимо от государства. Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению, а вправе фиксировать лишь то, что сложилось в виде норм.

В соответствии с позитивистским направлением познания права эта школа по своей методологической установке была направлена против теории естественного права, т.е. вечного, неизменного права, утверждавшего произвольность и случайность установлений позитивного права.

Представители: Фридрих Карл фон Савиньи, Георг Фридрих Пухта и др.

Для исторической школы права характерны следующие черты:

1. Право есть продукт и проявление народного, национального духа, так же как язык, и так же как язык право постепенно и незаметно развивается независимо от чьего бы то ни было желания и идеала. Следовательно,

2. Сущность права коренится в основах так называемой «национальной» души или национального духа.

В народной душе заложены начала национального права, и последние в истории постепенно раскрываются в виде соответствующих «общих убеждений». Право это общее убеждение, общая воля членов данного народа.

3. Историческая школа первостепенное значение в содержании права придает юридическому фактору, приписывая ему натуралистические черты организма, развивающегося по «естественным» закономерностям от низших форм к высшим. Поэтому историческая школа как бы соприкасается с естественно-правовой доктриной и с последующей формационной логикой марксисткой исторической концепции.

Историческая школа привлекла внимание к весьма важному измерению права – национальной специфичности, как ведущему фактору конструирования его реальной жизненной «позитивности». В этом смысле, она верно подметила недостатки естественно-правовой доктрины с её элиминацией культурно-исторического своеобразия. Эта характерная черта исторической школы права нуждается в преемственности в современном правосознании.

Однако, в своем первоначальном виде историческая теория далеко не во всем может быть принята современной методологией права. Прежде всего, по причине слишком прямолинейного позитивизма в своих непосредственных выводах. Эта прямолинейность проявилась в том, что историческая школа рассматривала законодателя как главного «представителя народного духа».

 

Во второй половине XIX столетия в Германии наибольшую значимость получает теория права Рудольфа фон Иеринга, согласно которой сущность и смысл права состоят в борьбе за защиту личных интересов. Право, согласно Иерингу, есть защищенный государством интерес. Основным средством обеспечения интересов в праве Иеринг рассматривал судебную форму, через предъявление индивидуальных исков.

Р. Иеринг подверг критике абстрактные идеалы естественно-правовой теории, «романтизм» исторической школы права, а также догматическую юриспруденцию, сторонники которой видели основную задачу правовой науки в формально-логических опера­циях с юридическими понятиями. В своих работах он призывал ученых «спуститься с неба на землю», сосредоточить усилия на исследовании права в связи с реальной жизнью, потребностями и интересами людей.

Основное назначение права он видит в обеспечении благоприятных условий существования отдельных индивидов и общества в целом. Сущность права, утверждал Иеринг, заключается в его практическом осуществлении. Правовая норма, которая никогда не реализуется практически, не может считаться правовой.

Опираясь на принудительную силу государства, право служит, с одной стороны, охране жизни, здоровья, чести, имущества граждан, с другой – ограничению пределов самой государственной власти, особенно ее вмешательству в сферу частной собственности.

Свои представления о праве Р. Иеринг связывал с такими факторами, как сознание, воля, интересы, цели, мотивы, чувства человека. Важным понятием, позволяющим объяснить право, по его мнению, является также понятие борьбы. Всякое право есть результат борьбы нового, прогрессивного с устаревшим, отживающим. Каждое новое правовое положение утверждается через такую борьбу. Право общества в целом и право отдельного индивида нуждаются в постоянной работе по его отстаиванию и защите. Жизнь права есть непрерывная работа и государственной власти и народа, и каждой отдельной личности.

Борьба за право характеризуется Иерингом как обязанность управомоченного лица и по отношению к самому себе, и по отноше­нию к обществу. Каждый на своем месте обязан соблюдать и защи­щать закон. В этой связи он придавал важное значение воспита­нию граждан с целью развития у них «правового чувства», от силы которого зависит уровень законности в обществе.

Следует заметить также, что некоторые идеи Иеринга учитываются и современными российскими учеными, представляющими различные направления правопонимания.

Достоинства:

1. Обращение внимания на культурно - исторические и национальные особенности права.

2. Законодатель не может творить право по своему усмотрению.

3. Правовые обычаи - основное правила поведения.

Недостатки:

1. Реакция на естественно-правовую доктрину - идеология феодализма.

2. Переоценивается роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

 

studopedya.ru

Глава I. Понятие и сущность права

ПРАВО И МОРАЛЬ

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория государства и права»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

§ 1. Различные научные подходы и школы

§ 2. Право в современном понимании

Глава II. Право в системе социальных норм

Глава III. Формы взаимодействия и возможные противоречия права и морали

§ 1. Взаимодействие права и морали

§ 2. Противоречия между правом и моралью

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность курсовой работы связана с тем, что сейчас в России не часто вспоминают основополагающий конституционный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». А поскольку практически не выполняется не только этот принцип, а и вопрос знания человеком своих естественных, а гражданином - своих позитивных прав, остается открытым, необходимость в раскрытии именно этой темы.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому, регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

— право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

— право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

— право частной собственности является основой всех прав человека;

— право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Цель данной работы – изучить соотношение права и морали.

Исходя из цели, определим и задачи курсовой работы:

- разобрать понятие и сущность права;

- рассмотреть право в системе социальных норм;

- проанализировать соотношение права и морали.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрываются понятие и сущность права. Во второй главе рассматривается право в системе социальных норм. В третьей главе затрагиваются формы взаимодействия права и морали, а также возможные противоречия между правом и моралью.

При написании данной курсовой работы использовались учебники по Правоведению, Основам права и Теории государства и права таких авторов как: Матузов Н.И., Малько А.В., Лазарев В.В., Марченко М.Н., Алексеев С.С. и другие.

Глава I. Понятие и сущность права

§ 1. Различные научные направления и школы

Существует множество различных научных направлений и школ. Представления о праве классифицируются по этим научным направлениям. Среди них можно выделить такие, как «Теория естественного права», «Историческая школа права», «Социологическая школа права» и другие. Рассмотрим эти научные направления, а также сравним их с современным пониманием права.

Теория естественного права, как научное течение, имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах1.

Историческая школа права возникла как определенная реакция естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма).

Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен, фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изменить реально существующее право.

В отличие от исторического представления, согласно которому право развивается эволюционно, в силу его внутренних причин, представители реалистической школы права считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.

Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг. По Иерингу, право есть защищенный государством интерес. Оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности права1. Не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других при непременном условии соблюдения принципов справедливости человеческого общежития.

Социологическая школа права - одно из основных направлений правоведения XX века. В отличие от правового позитивизма, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности1.

В трактовке Дюги социальная норма — это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство.

Нормативистское направление объединяет неоднозначные взгляды на право и его роль в общественной жизни, хотя в них просматривается и определенное единство. Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Р. Штаммлером. Он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. Совместное действие связанных в обществе людей он называет социальной материей или хозяйством. Определяя соотношение права и хозяйства, Штаммлер пишет, что оно «представляет отношение формы и материала общественной жизни». В развитии права он видит развитие самого общества. «Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение, и следование основной идее права, как конечной цели человеческого общества»2.

В наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г. Кельзеном. Он считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об «основной (суверенной) норме» как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.

Разнообразие взглядов на право позволяет выделить его специфические признаки как государственного регулятора общественных отношений:

Во-первых, правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями, либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиций).

Во-вторых, нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, государство применяет необходимые меры для их реализации. Другими словами, к нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной)1. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Если же нарушаются требования внеправовых социальных норм, к нарушителям применяются меры общественного воздействия, которые исходят от общественных организаций, отдельных социальных групп, трудовых коллективов, людей.

Государство поддерживает те социальные нормы, которые отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается.

В-третьих, право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Внеправовые социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов общественных организаций, профессиональных коллективов и других объединений людей.

В-четвертых, право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении. Все иные социальные нормы отражают волевые интересы только определенных групп или образований людей, находящихся на территории данного государства1.

В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе.

Итак, право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

studfiles.net

39 Историческая школа права в Германии (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта)

Историческая школа права в Германии.

С критикой рационализма теории естественного права и свойственной Просвещению веры во всесилие закона в начале XIX в. выступил ряд немецких юристов, создавших историческую школу права. Представители исторической школы доказывали, что нет естественного права, а есть лишь положительное право, которое имеет свои законы развития, не зависящие от разума. Само право - историческое наследие народа, которое не может и не должно произвольно меняться. Подлинным бытием, источником права является не закон, произвольно принимаемый, изменяемый, отменяемый государством, а обычай, выражающий дух народа.

Основателем исторической школы права был профессор права в Геттингене Густав Гуго (1764-1844 гг.). В книге "Учебник естественного права, или философия положительного права" Гуго оспаривает основные положения теории естественного права. Концепцию общественного договора он отвергает по ряду оснований.

Во-первых, таких договоров никогда не было - все государства и учреждения возникали и изменялись другими путями. Во-вторых, общественный договор практически невозможен - миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они судить еще не могут, а также о повиновении еще не известным людям. В-третьих, концепция общественного договора вредна - никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее исторического происхождения из договора.

Власть и право возникали по-разному. Никакая их разновидность не соответствует полностью разуму, они признаются не безусловно, а только временно правомерными, однако то, что признано или признавалось множеством людей, не может быть совершенно неразумно.

Право, писал Гуго, возникает из потребности решения споров. Юридический порядок - такой порядок, при котором возникающие споры решаются третьим лицом. Это решение споров предоставлено власти; признак права - принуждение, но право - не (только) установление государства. Независимо от законодательной власти с древних времен существует и развивается обычное право, преторское право.

В статье "Являются ли законы единственными источниками юридических истин" Гуго сравнивает право с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний, от случая к случаю, потому что другие говорят или делают так, и к обстоятельствам подходит именно это слово, правило. Право развивается так, как правила игры (шахматы, бильярд, карты), где на практике часто встречаются ситуации, не предусмотренные поначалу установленными правилами. В процессе игр возникают и постепенно получают общее признание определенные способы решения этих ситуаций. Кто их автор? Все - и никто.

То же и право - оно складывается из обычаев, возникших и получивших признание в среде народа. Обычаи имеют то преимущество перед законом, что они общеизвестны и привычны.

Множество законов и договоров никогда не выполняется. Сколько раз в Геттингене власть переименовывала улицы - но все их привычно называли и называют по-старому. Исторически сложившийся обычай и есть подлинный источник права.

В конкретно-исторических условиях эта концепция была апологией феодального обычного права, сохранявшегося в Германии. Гуго оправдывал рабство, считал положение раба лучшим, чем положение бедняка, обосновывал право государства ограничивать свободу мыслей и вообще любую свободу во имя общественного блага.

Вторым представителем исторической школы права был профессор Берлинского университета Фридрих Карл Савиньи (1779-1861 гг.).

В 1814 г. была опубликована брошюра юриста Тибо с призывом созвать съезд юристов, теоретиков и практиков, для разработки" общего для всей Германии гражданского уложения. Савиньи ответил Тибо в том же году брошюрой "О призвании нашего времени к законодательству и правоведению".

Савиньи стремился доказать ошибочность предположения, что право создается законодателем. Оно, по мнению Савиньи, не зависит от случая или произвола. Право всех народов складывалось исторически, так же, как и язык народа, его нравы и политическое устройство. Будучи продуктом народного духа, право живет в общем сознании народа в форме не столько отвлеченных понятий, сколько живого восприятия юридических институтов.

Поначалу право существует в общем сознании как "природное право", находя формальное выражение в символических действиях, сопровождающих установление или прекращение юридических отношении. Развиваясь вместе с народом и его культурой, право становится особой наукой в руках юристов, обособившихся в сословие. Научная обработка права юристами - обязательная и необходимая предпосылка законодательной деятельности.

Но в Германии, заключал Савиньи, время для законодательных работ не пришло - в юриспруденции царит хаос разноречивых мнений, а не органическая наука, способная выработать стройное уложение. Что в таких условиях смог бы создать предлагаемый Тибо всегерманский съезд юристов?

Последователем Савиньи был его ученик Георг Фридрих Пухта (1798-1846 гг.). Пухта писал о естественном саморазвитии права, которое растет из народного духа, как растение из зерна. Оно вытекает из народного духа так же, как язык и нравы. Сознание права возникает еще в семьях, но сознание смутное; с образованием народа оно выступает на первый план, ибо люди связаны взаимным признанием прав, в силу чего в народе господствует юридическое сознание. Для охраны права от нарушений народ образовал государство.

Первоначальной формой права Пухта называл обычай, вытекающий из народного сознания. Затем для выражения обычаев в твердой форме (чего именно требует общая воля народа?) создается законодательство. Следом возникает юриспруденция, право юристов, раскрывающее юридические положения, лежащие в глубине народного духа, но не выраженные ясно обычаем и законом. И законодатель, и юристы не создают нормы права, а лишь содействуют раскрытию различных сторон народного духа.

Право и государство, писал Пухта, проистекают в конечном счете из божественной воли через народную волю (как выражение народного духа). Народ он определяет как естественное соединение людей, связанных общим происхождением, языком, местопребыванием.

Объясняя рецепцию римского права в странах Западной Европы, Пухта писал, что в праве наряду с национальными началами, выражающими народный дух, могут существовать некие общие начала, делающие возможным использование народом чужого права. Это объясняется тем, что представители исторической школы обращали основное внимание на развитие частного права. Одну из своих задач они видели в том, чтобы в процессе рецепции частного римского права освободить его от устаревших норм и органически соединить оставшееся с традиционными для Германии того времени представлениями о частном праве.

studfiles.net

3. Историческая школа права

С критикой рационализма теории естественного права и свой­ственной Просвещению веры во всесилие закона в начале XIX в. выступил ряд немецких юристов, создавших историческую школу права. Его представители доказывали, что нет естественного права, а есть лишь положительное право, которое имеет свои законы раз­вития, не зависящие от разума. Само право — историческое насле­дие народа, которое не может и не должно произвольно меняться. Подлинным бытием, источником права является не закон, произ­вольно принимаемый, отменяемый государством, а обычай, выража­ющий дух народа.

225

Основателем исторической школы права был профессор Геттин-генского университета Густав Гуго (1764 — 1844 гг.)1. В своем «Учебнике естественного права как философии позитивного права» и особенно в «Учебнике по курсу цивилистики» немецкий юрист оспаривает основные положения естественного права, отвергает концепцию общественного договора. Во-первых, таких договоров никогда не было, все государства возникали и изменялись по-друго­му. Во-вторых, общественный договор практически невозможен — миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям и лицам, о кото­рых они судить еще не могут. В-третьих, концепция общественного договора вредна — никакая власть не будет прочной, если обязан­ность повиноваться проистекает только из договора.

Право — не только установление государства. Каждое челове­ческое сообщество имеет свои собственные правовые нормы, писал Гуго, большая часть которых «возникли стихийно подобно тому, как возникли язык и нравы этого народа». Люди, живущие в обществе, привыкли считать справедливым, правомерным одно и то же. Исто­рически сложившийся обычай, нормы обычного права — истинный источник права. С распространением образования к естественно возникшим правовым нормам добавился еще один источник — правосознание юристов, книги которых народ получил возмож­ность читать. Закон же — произвольное повеление властей. Кодек­сы — «это не закон», а собрание предписаний властей. Поэтому множество законов и договоров никогда не выполняются. Сколько раз в Геттенгене власть переименовывала улицы, но все их привыч­но называли и называют по-старому. Людям лучше не вмешивать­ся в ход времени, держаться исстари заведенных порядков.

Концепция права Гуго фактически была апологией феодального обычного права, сохранившегося в Германии. Он обосновывал право государства препятствовать всяким нововведениям под влиянием Французской революции, ограничивать свободу мысли и другие сво­боды во имя общего блага и правопорядка.

Правовые взгляды Гуго развивал и дополнял профессор Берлин­ского университета Фридрих Савиньи (1779—1861 гг.), известный своими работами также по цивилистике и римскому праву. 2 В бро­шюре «О призвании нашего времени к законодательству и правове-

1Гуго Густав окончил юридический факультет Геттингенского университета. В 1792 г. поступил в аспирантуру университета г.Галле. В последующем до самой смерти занимал должность профессора в Геттингенском ун-те.

К наиболее известным произведениям Гуго относятся «Учебник по истории рим­ского права» (1790 г.), «Учебник и хрестоматия классического пандектного права» (1790 г.), «Учебник естественного права» (1798 г.), «Учебник по курсу цивилистики» (1823 г.).

2 Савиньи Фридрих Карл родился во Франкфурте-на-Майне в дворянской семье. С 1795 г. учился на юр. ф-те ун-та Марбурга, затем —• Геттингена. Защитив диссерта­ цию, получил должность доцента права в ун-те Марбурга. С 1810 г. возглавил юр. ф-т Берлинского ун-та. С 1842 г. занимал пост министра юстиции Пруссии.

226

дению» (1814 г.) он не поддержал идею создания в кратчайшие сроки Гражданского кодекса Германии, базирующегося на тех же рациональных началах, что и французский Гражданский кодекс 1804 г., назвав саму идею антинациональной и неосновательной. Савиньи полагал, что распространением Кодекса Наполеона («по­добно раковой опухоли») зачеркивались национальные причины создания усовершенствованного гражданского права. Не отрицая возможности кодификации, связывал ее с созданием в Германии единой «органически развивающейся правовой науки». Считал ошибочным мнение, что право создается законодателем: оно не за­висит от случая или произвола.

Право всех народов, утверждал Савиньи, складывалось истори­чески, так же, как и язык народа, его нравы и политическое устрой­ство. Право — продукт народного духа, с движением которого эво­люционирует и право. Возникнув поначалу в сознании как «при­родное право» в форме обычаев, развиваясь вместе с народом и его культурой, право становится особой наукой в руках юристов, обосо­бившихся в сословие. Научная обработка первичного права юриста­ми — необходимая и обязательная предпосылка законодательства.

Ученик и последователь Савиньи Георг Пухта (1798—1846 гг.)1 критически оценивал попытки естественно-правовой школы вывес­ти все право из человеческого разума. «Философы, выводящие пра­во из разума, находятся вне своего предмета; они ...вовсе не доходят до понятия права...». Развивал идею своего учителя о праве как продукте исторического развития народа.

За исходную точку постижения права Пухта брал «духовную сторону человека». Благодаря ей человек достиг свободы. Свобода человека — фундамент права. Возникновение естественного, чело­веческого права и юридических убеждений он связывал с «народ­ным духом» («Volksgeist») — безличным и самобытным сознани­ем народа. Именно «народный дух» — ключевое понятие в его пра­вовой концепции (его заимствовал Савиньи).

Естественное происхождение и саморазвитие права, которое растет из народного духа как растение из зерна, — так объяснял Пухта. В своем историческом развитии право постепенно выкрис-

Основные труды Савиньи посвящены цивилистике и римскому праву — «Право владения» (1803 г.), многотомные «История римского права в Средние века» (1815—1831 гг.) и «Система современного римского права» (1840—1849 гг.). Работой «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» он ответил на призыв профессора Гейдельбергского ун-та Ю.Тибо создать в самые короткие сроки единый Гражданский кодекс Германии.

1Пухта Георг Фридрих родился в семье судьи. Под влиянием отца стал зани­маться юриспруденцией. Преподавал право в ряде немецких ун-тов, окончательно связал свою судьбу с Берлинским ун-том. Был гос. советником и членом комиссии по реформе Прусского законодательства.

В работе «Обычное право» (1838 г.) Пухта развивал идею о праве как продукте исторического развития народа.

15*

227

таллизовывается в определенные формы, правовую систему. Перво­начальной формой права становится обычай. С образованием госу­дарства выражение общей воли стало называться законом. Нако­нец, та часть народного духа, которая не выражена ясно обычаем и законом, находит отражение в праве юристов, юридической науке. Они и раскрывают юридические положения, лежащие в глубине народного духа. Призвание науки, юридической литературы — обеспечить «верное понимание непосредственного народного права и законов».

Таким образом, «право имеет историю», заявлял Пухта. Стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. Поэтому бесцельно искусственно конструировать и предла­гать людям ту или иную придуманную правовую систему. Создан­ная отдельно от самой истории жизни народного духа, не напоенная им, она не может привиться обществу.

Традиции исторической школы права нашли отражение в со­временных правовых системах Германии, Швейцарии, рассматрива­ющих закон и обычай как два источника права одного порядка.

Итак, представители исторической школы права предприняли плодотворную попытку, во-первых, превзойти понимание права как произвольной людской выдумки, дать его трактовку как закономер­ного исторического продукта общественной жизни. Впервые было обосновано значение обычного права в историческом процессе нор­мотворчества, влияние обычаев народа на законодательство. Верен был вывод о том, что право в целом создается не теоретическим творчеством, а объективным процессом жизни народа. Во-вторых, ими верно подмечена слабость естественно-правовой доктрины с ее представлением о вечности и неизменности права. Право и государ­ство — результат бытия конкретных народов, зависящего от ряда факторов (климатических, этнических, политических и др.). Зако­нодательство каждого народа должно соответствовать условиям его жизни, а не абстрактным представлениям о человеке вообще. В-третьих, будучи сторонниками идеи органического развития пра­ва, Савиньи, Пухта признавали тем не менее и субъективные факто­ры в процессе правообразования. Они считали, что правоведение служит для народа наукой познания права, интересам его развития, ценили деятельность правоведов по объяснению рецепции римско­го права. Пухта говорил о римском праве как всемирном праве, способном уживаться с любыми национальными особенностями, о взаимном влиянии правовых систем разных народов.

Вместе с тем, историческая школа не восприняла идей Просве­щения и Французской революции, общечеловеческих ценностей, ко­торые утверждали Декларация прав человека и гражданина, Граж­данский кодекс 1804 г., закрепившие представления о правах чело­века, делавшие их применимыми к другим народам. Представители школы были неспособны смириться с мыслью о всеобщем пра-228

вовом равенстве, свободы как зависимости от одних законов. Их критика естественно-правовой доктрины и вытекавших из нее де­мократических и революционных выводов была направлена на со­хранение феодальных порядков. Они выступали в защиту монархи­ческой государственности, крепостничества и феодального права, говорили о ненужности или несвоевременности кодификации зако­нодательства. Плодотворный исторический подход к праву у них сочетался с критикой правотворчества законодателя, переоценкой стихийности образования норм общения. Позитивное право рас­сматривалось как производное от права обычного, произрастающего из «народного духа».

Консервативная по своим практически-политическим выводам, историческая школа права тем не менее пополнила теорию права плодотворными гипотезами, ценными наблюдениями методологи­ческого характера, с которыми последующие поколения правоведов не могли не считаться.

Однако наибольшее влияние на развитие учений о праве и госу­дарстве оказали учения Канта и Гегеля. Учение Канта представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридичес­кой мысли XVIII в. В нем были подняты такие кардинальные воп­росы, как методологические основания научной теории права, мо­ральная обоснованность права, право как условие общественного бытия автономных и ценных по своей сущности личностей, способ обеспечения равной для всех свободы. Не менее сильно влияние Канта на развитие идей правового государства. С позиций морали и права он логически вывел правовую взаимосвязь личности — обще­ства — государства: нравственная свобода, составляющая сущность человека, требует внешних условий ее реализации, которые создают­ся равным для всех правом, обеспечивающим всеобщую свободу; из необходимости права следует существование государства, не име­ющего иной цели, кроме поддержания и охраны свободы и ра­венства людей. Верховенство права во взаимоотношениях личности и государства — путь преодоления политического отчуждения. Кантовский проект «вечного мира» сегодня стал условием выжива­ния человечества.

Неисчерпаема и философия Гегеля, при всей умеренности его по­литических взглядов. Проблему политического отчуждения он пред­лагает решать правовыми средствами, методами политики в рамках правового гражданского общества, «разумного государства». В таком государстве свобода достигает наивысшего, подобающего ей права. И Кант, и Гегель утверждали: свобода имманентна человеческой лич­ности, свобода — фундамент права. И хотя классики немецкой фило­софии расходятся во мнениях на решение многих проблем, их объе­диняет идея свободы человека и человечества, ненависть к рабству, произволу, к феодальному гнету, уважение к законности, уверенность, Что государство может и должно стать разумным.

229

ЛЕКЦИЯ XVII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

1. Английский либерализм. Теория утилитаризма И. Бентама. Дж. Миллъ о свободе. 2. Французский либерализм: Б. Констан, А. де Токвиль. 3. Социалистические учения: III. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн. 4. Философский и юридический позитивизм. О. Конт, Дж. Остин.

Наиболее влиятельным политическим и интеллектуальным направлением политической мысли в Европе первой половины XIX в. выступил либерализм. Его социальную основу составляли предпри­ниматели, часть чиновников, люди свободных профессий, универси­тетская профессура, кто исповедовал идеалы личной свободы, свобо­ды частной инициативы, предпринимательства, договоров, кто вы­ступал за конституционализм, самоуправление, господство права, невмешательство государства в экономическую жизнь. В обществе утверждалась формула взаимоотношений с государством: laissez faire, laissez passer (не вмешивайтесь, предоставьте свободу дей­ствий). Наконец, теоретическим отражением воплощенных в но­вом законодательстве принципов гражданского общества стал фи­лософский и юридический позитивизм как специфическая форма философского и юридического мировоззрения. Место критики фео­дального права с позицией естественно-правовой теории заняла апо­логия действующего позитивного права.

studfiles.net

Тема 1. Основы теории государства и права

  1. Право – это:

  1. выражение духа народа, складывающегося в ходе исторического процесса;

  2. система обязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений;

  3. защищенный государством интерес.

  1. Обязывающие нормы:

  1. запрещают совершать определенные действия;

  2. предоставляют право совершать положительные действия;

  3. устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия.

3. Правовая культура включает в себя:

  1. все духовные ценности;

  2. все материальные ценности;

  3. все духовные и материальные ценности;

  4. духовные и материальные ценности, относящиеся к праву, включающие в себя лишь то, что можно считать прогрессивным, социально полезным и ценным.

4. Элементами правоотношения являются:

  1. субъекты, объекты, содержание;

  2. гипотеза, диспозиция, санкция;

  3. правоспособность, дееспособность, правосубъектность;

  4. события, действия, бездействие.

5. Юридические акты – это:

  1. правомерные действия, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут за собой такие последствия;

  2. правомерные действия, которые специально совершаются людьми с целью вступления их в определенные правоотношения;

  3. юридические факты, происходящие независимо от воли людей;

  4. юридические факты, которые противоречат (не соответствуют) требованиям правовых норм.

Тема 2. Основы конституционного права

1. Основой правовой системы Российской Федерации является:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Федеративный договор;

  3. федеральные конституционные законы;

  4. федеральные законы Российской Федерации;

  5. общепризнанные принципы и нормы международного права.

2. Правоспособность – это способность:

  1. своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения;

  2. иметь права и обязанности, предусмотренные законом;

  3. участвовать в правоотношениях;

  4. нести ответственность.

  1. К гражданским правам относится право:

  1. на жизнь;

  2. участвовать в управлении делами государства;

  3. на свободу и личную неприкосновенность;

  4. на равный доступ к государственной службе.

  1. К политическим правам относится право:

  1. избирать и быть избранным;

  2. участвовать в управлении делами государства;

  3. на социальное обеспечение;

  4. на жилище.

  1. К социальным правам относится право:

  1. частной собственности;

  2. на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

  3. на охрану здоровья и медицинскую помощь;

  4. на объединения.

Тема 3. Система органов государственной власти Российской Федерации

1. Основными признаком государственного органа является:

  1. наличие права издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы;

  2. структурная обособленность;

  3. применение мер принуждения, убеждения, воспитания поощрения для того, чтобы обеспечить выполнение требований нормативно-правовых актов;

  4. осуществление надзора за реализацией нормативно-правовых актов.

2. Президент РФ издает:

  1. приказы;

  2. указы;

  3. декреты;

  4. распоряжения.

3. Председатель Правительства Российской Федерации назначается:

  1. Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы;

  2. Государственной Думой;

  3. Советом Федерации.

4. Элементами судебной системы Российской Федерации являются:

  1. Конституционный Суд Российской Федерации;

  2. нотариат;

  3. суды общей юрисдикции;

  4. арбитражные суды;

  5. адвокатура.

5. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между:

  1. федеральными органами государственной власти;

  2. органами местного самоуправления;

  3. органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

  4. высшими государственными органами субъектов РФ;

  5. государственными органами и органами местного самоуправления субъектов РФ.

Тема 4. Основы гражданского права

  1. Способами обеспечения исполнения обязательств являются:

  1. неустойка;

  2. залог;

  3. уступка требования;

  4. удержание имущества должника;

  5. поручительство;

  6. банковская гарантия;

  7. задаток.

  1. Перевод долга на другое лицо допускается:

  1. лишь с согласия кредитора;

  2. без согласия кредитора.

  1. Ничтожной признается сделка:

  1. не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов;

  2. совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение;

  3. мнимая сделка;

  4. совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства.

  1. Понуждение к заключению договора:

  1. не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ;

  2. не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор, предусмотрена законом;

  3. не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор, предусмотрена добровольно принятым обязательством.

studfiles.net


Смотрите также