Сегодня термин «охота на ведьм» используется чаще всего тогда, когда речь идёт о гонениях на сторонников политических взглядов, которые не разделяет большинство. Но на протяжении веков «охота на ведьм» была охотой в прямом смысле: охваченные религиозной истерией люди стремились истребить тех, кого подозревали в колдовстве. Жертвами подобной охоты в Западной Европе стали десятки тысяч человек. Не минула чаша сия и Новый Свет, где одной из самых известных и страшных историй стал процесс над «салемскими ведьмами». Городок Салем был основан в 1629 году английскими колонистами-пуританами. Салем ничем особенным не выделялся среди других поселений Америки. Пуритане, будучи людьми глубоко и истово верующими, склонны были считать различные бедствия — неурожаи, эпидемии, нападения индейцев — происками дьявола, действующего через подручных. Такими считались люди, занимавшиеся колдовством. К колдовству отношение было чрезвычайно серьёзным: в 1641 году за него была законодательно установлена смертная казнь. Полвека Салем не вспоминал о подобной каре для колдунов, пока в 1692 году не произошли события, которые впоследствии прогремели на весь мир. В январе 1692 года у дочери и племянницы местного пастора Сэмюэла Пэрриса — девятилетней Элизабет Пэррис и двенадцатилетней Эбигейл Уильямс — были обнаружены симптомы неизвестной болезни. Девочки кричали, издавали странные звуки, прятались под мебелью, их тела принимали необычные позы. Когда пастор пытался читать девочкам проповедь, они затыкали уши. Спустя несколько дней аналогичные симптомы заболевания были отмечены у нескольких подружек Элизабет и Эбигейл. 8 февраля 1692 года доктор Уильям Григгс объявил, что все девочки стали жертвами колдовства. Свои выводы доктор обосновал ссылкой на работу Коттона Мэзера «Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions», где описывался подобный случай, произошедший в Бостоне. Виновницу нашли быстро: в доме Пэррисов служила рабыня по имени Титуба. По некоторым данным, её привезли с Барбадоса. Девочки объявили, что Титуба рассказывала им о колдовстве. Тем временем количество девочек со странным заболеванием увеличивалось, достигнув семи. Тогда жители Салема сделали вывод: Титуба действовала не одна. Пострадавших девочек снова допросили, и они указали ещё на двух женщин: нищенка Сара Гуд и тяжелобольная вдова Сара Осборн. 1 марта 1692 года все три женщины были арестованы. Поначалу арестованные все отрицали, но давление на них усиливалось. Над Сарой Гуд провели «следственный эксперимент»: привели пострадавших девочек и велели «ведьме» посмотреть на них. Девочки тут же начали кричать и корчиться. Для судей это было убедительным доказательством виновности. Вскоре задержанные стали признаваться в связи с дьяволом: в частности, в наведении порчи, встречах с оборотнем и полётах на мётлах. К чести жителей Салема, среди них нашлись и те, кто с самого начала не поверил в эту историю, посчитав, что девочки на самом деле просто симулируют странный недуг. «Если этим девчонкам дать волю, так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами. Так что надо бы их привязать к столбу, да и выдрать как следует», — сказал один из горожан. Сами девочки, видя, что происходит, тоже испугались. Две из них попытались забрать показания назад, сказав, что всё выдумали. Но остальные «жертвы» их не поддержали, а сами «борцы с ведьмами» готовы были заподозрить в колдовстве и раскаявшихся. Перепугавшись, девочки снова стали говорить о том, что на них напустили порчу ведьмы, обвинив ещё несколько человек. В марте 1692 года были арестованы четырёхлетняя дочь Сары Гуд Дороти, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Марта Кори относилась к числу тех, кто считал происходящее фарсом, и это тоже сочли знаком причастности к колдовству. Маленькая Дороти Гуд просто хотела к маме, ради чего, по настоянию взрослых, согласилась признать себя ведьмой. Если первые три арестованные женщины не посещали церковь, что в глазах пуритан делало их преступницами, то новые подозреваемые были прилежными прихожанками. Среди жителей Салема произошёл раскол: многие считали, что дело зашло уже слишком далеко. Однако большинство было на стороне обвинения. Расследование продолжалось. В апреле 1692 года по обвинению в колдовстве были арестованы Сара Клойс, Элизабет Проктор и её муж, Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль и ещё несколько человек. 20 апреля 1692 года двенадцатилетняя Анна Путнам заявила, что ей являлся «призрак священника», который душил и пугал ее. Она назвала имя священника: Джордж Берроуз. Джордж Берроуз был реальной личностью, уважаемым человеком. Однако задержанные, которых к тому времени было около 30 человек, стали давать на него показания. Его обвиняли в том, что он летал с девушками на вершину горы, чтобы заставить их присягнуть дьяволу, что он организовывал шабаши ведьм, наводил порчу на солдат, которые терпели поражения от индейцев. Говоря современным языком, Берроуза объявили главарем преступного сообщества. В мае 1692 года начался процесс по делу «салемских ведьм». Сара Осборн, не дождавшись приговора, 10 мая умерла в тюрьме. Аргументы защиты судей не убедили. 2 июня прозвучал первый смертный приговор, который был вынесен пожилой женщине Бриджит Бишоп. Её повесили 10 июня. 19 июля 1692 года казнили Сару Гуд, Ребекку Нёрс и ещё несколько женщин. 5 августа очередь дошла до Джорджа Берроуза. Уже стоя под виселицей, священник попытался в последний раз образумить горожан. Он без запинки прочёл молитву «Отче наш», что, согласно поверью, колдун сделать не может. В толпе началось брожение, но распорядитель казни убедил собравшихся, что это дьявол таким образом искушает их. Джордж Берроуз был повешен. 19 сентября 1692 года к 80-летнему фермеру Жилю Кори, который категорически отказывался признавать вину, применили «а peine forte et dure»: пытку тяжестью. На грудь Кори положили тяжёлые камни, и он медленно умирал под их весом. Даже с точки зрения законов того времени применение такой пытки было нарушением. Истязание продолжалось два дня, но мужчина умер, так и не признав вины. На следующий день его жена, Марта Кори, и ещё 7 человек были повешены. Массовый психоз стал распространяться и на соседние города, где тоже начались свои процессы. Для разоблачения ведьм приглашали всё тех же девушек из Салема. Тем временем происходящее стало пугать даже тех, кто изначально инициировал процесс. Священники заявили, что видения жертв в качестве доказательств использовать нельзя, поскольку это могут быть козни дьявола с целью опорочить невиновных. Губернатор Массачусетса Уильям Фипс, изначально давший добро на суд над ведьмами, ввёл запрет сначала на вынесение смертных приговоров, а затем и на новые аресты. По некоторым данным, сделал он это по личным причинам: девочки обвинили в колдовстве его собственную жену. Из-под стражи были освобождены 28 человек, а для рассмотрения дела пятерых оставшихся был сформирован Верховный суд штата Массачусетс. В мае 1693 года все оставшиеся фигуранты дела «салемских ведьм» вышли на свободу. Настало время подводить итоги. 19 человек были повешены, один умер под пытками, до пяти человек, по разным данным, скончались в тюрьме, а всего через заключение прошли от 150 до 200 человек. Четырёхлетняя Дороти Гуд провела в тюрьме восемь месяцев и лишилась матери. В 1697 году было объявлено, что в ходе процесса была допущена судебная ошибка, а в 1702 году решение суда было признано незаконным. 14 лет спустя Анна Путнам, отправившая на виселицу Джорджа Берроуза, написала покаянное письмо: «Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году. В том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и безо всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках, навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови. Честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что всё, сказанное или сделанное мною тогда, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения. По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения». За триста лет, прошедших с момента этих событий, были выдвинуты десятки версий того, что могло стать причиной всего происшедшего. Предполагали и массовое отравление девочек, вызвавшее галлюцинации, и болезнь Хантингтона, поражающую нервную систему, и энцефалит. Кто-то настаивал на том, что девочки действительно просто заигрались. Впрочем, ни одна из этих причин не могла бы стать роковой, если бы не атмосфера общества того времени, где массовый психоз, выливавшийся в охоту на ведьм, был обычным делом. Самих девушек ждала горькая судьба. Окружающие их попросту боялись, стараясь держаться подальше. Лишь только одной, согласно имеющимся сведениям, удалось выйти замуж и создать семью. В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя казненным. Их родственникам была выплачена компенсация. В 1752 году власти Салема решили, что дальше жить с подобной дурной славой нельзя, и переименовали город в Дэнверс. Это, кстати, приводит к путанице, поскольку в США и сегодня существует город Салем, к «ведьминому делу» никакого отношения не имеющий. В 1992 году, спустя 300 лет после процесса на «салемскими ведьмами», в Дэнверсе был открыт мемориал в память о тех, кто стал жертвами этой истории. www.aif.ru Охота на ведьм - одна из самых позорных страниц в истории человечества. Прокатившиеся в течение нескольких столетий по Европе ведьмовские процессы унесли жизни более ста тысяч человек. Однако одним из самых кровавых судов историки считают события в Салеме (США, штат Массачусетс). Трагические события в Салеме начались невинно. Бэтти -девятилетняя дочь преподобного Пэрриса и его племянница Абигайль Уильямс долгими зимними вечерами находились под присмотром черной рабыни Титубы, вывезенной с Барбадоса. Она развлекала девочек рассказами о своей родине, магии вуду, и этот красочный мир настолько увлек девочек, что им захотелось применить новые знания на практике. Вместе с другими подругами они соорудили примитивный магический шар, погрузив яйцо в стакан с водой, и попытались предсказывать будущее. Во время таких сеансов одной из молодых ведуний привиделся гроб, что означало скорую смерть, и после этого невинные детские шалости начали приобретать совсем другой оборот. В январе 1692 года у Бэтти Пэррис начались необъяснимые припадки, девочка стала подолгу прятаться в темных углах, издавать странные звуки, кривляться. Вскоре подобные симптомы появились и у других юных участниц оккультных занятий. В феврале пострадавшие обратились к деревенскому врачу Уильяму Григгсу. Следует вспомнить об уровне медицины в то время: не умея объяснить странное поведение детей, врач поставил диагноз - околдованы. Меры для лечения были предложены соответствующие: чтобы избавиться от наведенной порчи, необходимо изловить и уничтожить ведьму, напустившую ее. С этого момента была объявлена охота на ведьм. На основании показаний девочек, которые утверждали, что их терзают злые духи, были подписаны ордера на арест первых трех жертв: самой Титубы, городской нищенки Сары Гуд и старухи Осборн. Все три не ходили в церковь, так что не заподозрить их в колдовстве было попросту невозможно. Что заставило девочек зайти в своих играх так далеко? Неуемное детское воображение, распаленное красочными рассказами Титубы, боязнь сознаться, что все эти припадки и видения - обычное притворство, или они стали инструментами в умелых руках кого-то, кто решил воспользоваться ведьмовским процессом для сведения счетов с неугодными односельчанами? Этого мы не узнаем, так же как не узнаем, что заставило Титубу не только признаться в колдовстве, но и выдать двух других женщин как своих пособниц, входящих в тайную общину ведьм. С этого момента обвинения стали нарастать как снежный ком, видения девочек приводили на скамью подсудимых все новых обвиняемых. До вынесения приговоров все они томились в бостонской тюрьме, закованные в кандалы. В заключение стали попадать уже не только «асоциальные элементы» общины, но и вполне добропорядочные прихожане, а также те, у которых хватало смелости протестовать против этого беспредела: так случилось с супругами Проктор, открыто возмущавшимися происходящим. Уважаемая жительница Салема, Ребекка Нурс, была арестована вместе со своей четырехлетней дочерью, которая тоже обвинялась в колдовстве, и ее тоже заковали в кандалы! Дальше - больше: в тюрьму попал бывший салемский священник, преподобный Баррафс. В свое время он не сошелся с некоторыми прихожанами и теперь прошлые конфликты обернулись против него. Баррафса представили как руководителя той самой мистической общины ведьм, которая терзала окрестное население, наводила порчу и болезни на домашнюю скотину Уже были казнены несколько «ведьм», их «главарь» пойман, но остановить лавину было невозможно. Успех и всеобщее внимание кружили девочкам головы, их уже приглашали для выявления колдунов в окрестные деревни. Там у них возникли некоторые сложности: они не могли назвать обвиняемых по именам, поэтому искать «колдунов» приходилось, методично обходя поселки. Если у ворот дома у девочек начинались корчи, то это считалось равносильным приговору- виновного немедленно заключали в тюрьму, а затем приводили в зал суда, заседания которого были больше похожи на какие-то безумные театральные представления. Людей судили на основании видений девочек, которые при появлении подсудимых начинали биться в припадках, что считалось доказательством их вины. Тех же, кто начинал сомневаться в правомочности таких методов, ждало место рядом с жертвами. Джон Уиллард, который ранее участвовал в арестах, попал в число обвиняемых после того, как отказался подписать несколько ордеров; судья Солтонстолл, засомневавшийся в объективности методов следствия, также был обвинен в колдовстве. Но многие обвиняемые от страха подписывали признания и давали показания против своих же товарищей по несчастью, тем самым еще больше укрепляя авторитет девочек. Прежде чем истерия стихла, в Салеме было повешено 19 человек из 141, проходивших по этому делу, еще двое умерли в тюрьме, не дождавшись приговора суда. Но самой ужасной была смерть 80-летнего землевладельца Джайлса Кори, который отказался признать правомочность суда. За сопротивление суд приговорил его к «строгой и мучительной» казни. Его привезли на салемские поля, положили на землю, а сверху придавили доской, на которую стали складывать камни, пытаясь таким образом «выдавить» из него признание. Вскоре от таких испытаний у Кори вывалился язык изо рта, но шериф Джордж Корвин тростью запихал его обратно. Джайлс Кори оказался упрямым человеком и на все вопросы отвечал требованием увеличить груз, что палачи и делали до тех пор, пока несчастный не был раздавлен насмерть. Такую смерть команда обвинительниц сочла вполне справедливой, они объявили, что Кори согласился подписать книгу дьявола в обмен на обещание, что он никогда не попадет на виселицу. По сему выходило, что дьявол свое слово сдержал. Конец этому массовому помешательству положил губернатор Фипс, после того как зарвавшиеся девочки обвинили в колдовстве его жену. Указом губернатора суд был распущен, а новый состав выносил уже лишь оправдательные приговоры. Ученые неоднократно исследовали феномен «салемской истерии» в частности и охоты на ведьм вообще. При этом выдвигались самые различные версии: начиная от продолжения практики искоренения ереси в лоне церкви и заканчивая массовыми отравлениями спорыньей - плесенью на хлебных злаках, вызывающей галлюцинации. Но сегодня ни одно из объяснений не кажется достаточно убедительным. Были ли в Салеме настоящие ведьмы? Один из эпизодов этой истории навевает подобное мистическое настроение. Перед казнью так и не признавшейся Сары Гуд Нойес призвал ее покаяться, на что она ответила: «Я не больше ведьма, чем ты клоун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставит тебя пить собственную кровь». Эти слова оказались пророческими: Нойес умер о 1717 году от внутреннего кровоизлияния, захлебнувшись собственной кровью... девочки. Как могла прийти им в голову мысль устроить такую массовую расправу над односельчанами, не щадя даже собственных родителей: в числе прочих обвиняемых под суд попали родители Абигайль Уильяме? А о чем думали взрослые люди, подчиняясь указаниям детей, в нормальности которых стоило бы усомниться? К сожалению, салемский процесс -это далеко не самый масштабный и уж точно не единственный пример массовой слепоты и агрессивности, которые известны истории. Сколько же еще потребуется кровавых расправ, чтобы люди научились делать соответствующие вы воды из уроков, данных нам историей? Интересные материалы: nlo-mir.ru Обвинения и суды продолжались и привели к обвинению свыше 200 людей в том, что они были практикующими ведьмами. Странное поведение трех маленьких детей вызвало серию пыток и казней, не похожую ни на какие другие, происходившие в Америке до или после этого. Происшествие и последствия испытаний были столь необычными, что о них все еще помнят спустя более 300 лет. Весь сценарий был вызван действиями трех маленьких девочек. Девочки неожиданно начали демонстрировать странное поведение. Необычное поведение включало конвульсивные припадки, выкрикивание ругательств, швыряние предметов и издавание странных звуков. Для обследования девочек были вызваны доктора. После тщательного обследования доктора не смогли обнаружить никаких физических причин такого поведения. Европейцы и колониальные американцы имели сильные религиозные верования, учившие, что дьявол давал сверхъестественную силу своим последователям, и что последователи дьявола могут по своему желанию управлять действиями других людей. Благодаря этому мировоззрению пуританские общины Массачусетса пришли к крайнему выводу, что их колонию захватили ведьмы. В результате распространения этих безумных идей должностные лица начали принуждать девочек назвать имена ведьм, которые управляли ими. После долгих допросов девочки назвали имена рабыни, бездомной нищенки и пожилой женщины. Пожилая женщина и нищенка твердо отрицали обвинения, но рабыня призналась. Это разожгло большую охоту на ведьм.Все три женщины были арестованы, и был начат розыск остальных ведьм. Девочек снова заставили назвать больше имен. Девочки обвинили известного члена церкви. Общину потрясло то, что колдовство проникло даже в костяк церкви. Женщина предстала перед должностными лицами для суда.Девочек привели для допроса. Девочки начали копировать каждое движение или действие, которое делала женщина. Если она кусала губы во время допроса, три девочки кричали от боли и тоже кусали свои губы. Если обвиняемая шаркала ногами, девочки делали такое же движение. Остальные девочки из группы начали жаловаться, что не могут контролировать свои движения и страдают от необъяснимых болей. Это стало причиной быстрого вынесения приговора в колдовстве преданному члену церкви. Обвинения и суды продолжались и привели к обвинению свыше 200 людей в том, что они были практикующими ведьмами. Некоторым из обвиненных было всего 4 года. 19 человек были казнены путем повешения за шею, а одного человека казнили путем раздавливания камнями. Несколько человек умерло в тюрьме в ожидании суда. После того, как начали обвинять близких родственников должностных лиц, было принято решение, что лучше позволить практикующим ведьмам остаться на свободе, чем ненароком казнить одного невинного человека. Вследствие нового направления мыслей колониальный правитель расформировал расследование, проводимое местным судом. Предполагаемые паранормальные явления, по-видимому, распространяются из этого района. Здания и другие места, связанные с судами над ведьмами, имеет обширную историю появления призраков. Одно место, известное под именем Холм виселицы, был местом странных явлений и появлений призраков со времени казней. Очевидцы уверены, что в том месте обитают призраки людей, приговоренных к смертной казни как ведьмы. На кладбище святой Марии слышны странные звуки и видны быстро движущиеся сияющие огни, перемещающиеся по кладбищу. Документально зафиксировано возникающее на кладбище очень сильное чувство присутствия зла. Чувство присутствия зла вносит вклад в отрицательную энергию от появления призраков. В многочисленных домах и зданиях, связанных с событиями или людьми на судах, документально зафиксированы появления призраков людей, игравших главные роли в этих событиях. Суды над салемскими ведьмами имели место из-за непонимания поведения детей. Вера пуритан в сверхъестественные силы, которые дьявол дает своим последователям, представлялась наиболее вероятным ответом на вопрос, который казался не имеющим ответа. Ужасный результат расследования колдовства породил бесчисленные сообщения и легенды о появлениях призраков, наблюдениях призраков и паранормальных явлениях. Как и в случае любого значительного события, люди и события продолжили жить через пересказывание легенд о призраках, появление которых было вызвано событием. universetime.ruПришельцы и инопланетяне здесь! Призвать духов салемские ведьмы начало
Одержимые дьяволом. Настоящая история «салемских ведьм» | История | Общество
Страшная история поселения пуритан
Диагноз: «колдовство»
«Так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами»
Предводителем сил зла объявили священника
«Отче наш» под виселицей и смертельные пытки
Губернатор остановил казни, испугавшись за жену
Покаяние Анны
Посмертная реабилитация
Салемские ведьмы
Колдовство - опасная забава
Найдены виновницы болезней
Авторитет «охотниц на ведьм» растет
Суды и казни
Настоящие ведьмы
Если считать ведьм исчадиями ада, то куда больше на эту роль подходят сами
Салемские ведьмы и появления призраков в Салеме