Языческие боги у славян, художник Андрей Шишкин. Рисунки духов древних славян


Боги древних славян. Иллюстрации Игоря Ожиганова. : arpadhaizy

Когда то давным давно, еще до начала времен, жили на земле люди. И люди эти были славяне. И на столько они были велики, что даже Боги жили в те времена среди людей. Древние боги. Боги древних славян.

На работы Игоря Ожиганова я наткнулся совершенно случайно, примерно год назад. Помню искал тогда эскиз для очередной татуировки.

Работы нереально красивые. Особенно в большом формате. Вобщем просто посмотрите. Уверен, Вам понравится

01. Битва славянских воинов.  17956474.ddjjlwt6dq

02. БелбогТак же извествен в народе как Белобог и Белун. Бог добра, счастья, удачи и света. Олицетворял дневное и весеннее небо.21797299.isdscb1gnq

03 Велес - Бог покравитель сказателей и поэзииИменно этот эскиз я выбрал в свое время для татуировки. И что часое удивительное, блога у меня тогда еще небыло. Да и создавать я его не планировал. А вот как получилось. Может конечно совпадение, но все же.21797697.m1nfx3tezq

СвятогорБогатырь великан. Настолько велик был Святогор, что даже земле матушке тяжело его выносить было. Именно Святогор умирая наделил Илью Муромца невиданой силою. История кстати весьма интересная. Илью Муромцу собразнила жена Святогора. Тот узнал и убил жену, а с Ильей вступил в братство вечное. Вобщем нравы у них были те еще.21799708.pl8uxq7swn

Сирибог - бог ветров и ураганов.Идол стрибога в 980 году, установил в Киеве сам князь Владимир, в одном ряду с гравными богами21801188.sc9auuunl9

Чернобог Из названия понятно. Бог приносяший несчастья. В летописях встречается в паре с Белобогом (добро и зло)21801421.g27crrvf1k

ЯрлЭто не бог. Ярл - это высший титул в средневековой скандинавии.  По сути это правитель. В переводе на современное время - президент22163712.lquy3enuym

РодЭто главный славянский бог. Создатель всего живого на земле. Именно от его имени произошли такое слова ка роды, рожать (то есть давать жизнь).ozhiganov-02

Лель - бог любви и бракаМногие искустововеды считают что припевы многих старых русских песен (ай люли люли) использвались как восхваление бога Лельozhiganov-25

Мара - призрак, привидениеПо приданию, мара питалась человеческими страхами и по ночам, прилетала в дом, задилась на грудь спяшего человека и забирала его сны. При этом человек начинал задыхаться и умирал. Тем же, кому удавалось проснутся, кричали "-Кыш Мара". Отсюда и пошло слово Кошмарozhiganov-26

Ньерд - бог морской стихииПокровитель моряков, рыбаков. Имеет власьб над морем, огнем и ветром.ozhiganov-27

ЖиваБогиня жизни и плодородияozhiganov-29

Сварог - небесный кузнецСчитался одним из главных богов. Есть даже мнение что предков славян выковал именно Сварог.Мы живём на отцовской земле.Внуки Сварога — славные дети!И летит на крылатом конеРусь в далёкие тысячелетья!ozhiganov-30

БерегиняК сожадению, до наших дней дошло очень мало информации об этом персонаже. Принято считать что эта нечисть живушая на берегу и пугающая людей.

Благодаря пользователю qulema удалось найти дополнительную информацию о Беренине." Берегиня – достаточно абстрактный образ. Очевидно, что это существо женского пола (с женской полярностью энергетики) и вполне добродушное, не несущее в себе ни капли негатива. Берегини защищали одиноких путников от порождений Нави, в том числе от упырей, лоскотух и мавок. В древних легендах есть упоминание о том, как Берегиня спасла мужчину от песни Сирина: она своими руками накрыла его уши и увела в сторону от опасного пути. Также встречаются сведения о том, что Берегини защищали воинов в праведном бою. Возможно, в данном аспекте образ Берегини плотно переплетается с образом Валькирии, женщины, защищающей своего мужчину обережным кругом (не путать с древнескандинавскими девами-воительницами!"ozhiganov-31

СветославВеликий князь Новгородский (945-969). Великий князь Киевский (945-972). Прославился так же как великий полководец. Был убит печенегами в 972 году). Сын великого князя Игоря и княнини Ольги.Он конечно не славянский бог, но решил его оставить. Может кто то из Украинцев или Россиян заинтересуется и изучит наконец то свою историю.ozhiganov-32

Морана (морена) - женский мифологический персонаж отвечающий за сезонное перерождение природы.Использовалась в виде чучела в различных обрядах. В ЖЖ кстати есть своя Морана, но это не она )))ozhiganov-33

СиринРайская птица с головой прекрасной девы. Считалось что время от  времении Сирин прилетает на землю и поет вещие песни, извещая людей о грядушем счасте. Однако, встреча с райской птицей может принести и вред. Описываются случаи когда увидившие ее и услышавшие ее пение, теряли рассудок. Видимо от счастьяozhiganov-36

Вещий ОлегОснователь Древнерусского государства.Именно он, после смерти Рюрика, получив власть над новгородчиной, захватил Киев и перенес туда столицу древнерусского государства. Благодаря этому, было объеденено два главных центра восточных славян.ozhiganov-37

Илья Муромец.Тут я думаю писать излишне. Все и так знают кто это. А родом он кстати из Черниговской области Украины. При этом богатырь он Русскийozhiganov-54

Надеюст пост заставит многих задуматься. А еще лучше, если этот пост заставит хоть кого то заинтересоватся историей нашего великого славянского рода

arpadhaizy.livejournal.com

Языческие боги у славян, художник Андрей Шишкин: svetan_56

Язычество – религия, основанная на веровании в существование нескольких божеств, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.

Славянская культура отличалась великим своеобразием. Наши предки поражали представителей других рас силой своего духа и уникальной тягой к созиданию и познанию окружающего мира. Славянская мифология представляет своеобразную концепцию передачи сакральных знаний миропонимания и жизни в гармонии с природой, а также знаний об образе жизни предков.

Перун Громовержец — главный бог пантеона, покровитель князя и дружины, также громовержец.

Хорс — олицетворение солнца.

Числобог — один из высших богов у славян. Жрецы Числобога знали тайные древние науки счёта дней, месяцев и лет. Легенда гласит: «было у него два лица: одно - подобное солнцу, другое - полумесяцу, ибо Солнце отмеряет течение дня, а Луна - ночи.

Числобог является хранителем Вселенских Весов, на которых отмеривается время и мера каждого Сущего, и Чаши Времени, испив из которой можно вернуть прошлое или же попасть в будущее. Символы Числобога – весы, счёты, измерительные приборы, числа и арифметические знаки. Сакральная птица – вещунья кукушка, которая в определенные дни и часы вещает людям об отпущенных им сроках».

Даждьбог — солнечное божество, считается предком русских людей.

Стрибог — божество, связанное с ветрами.

Велес — покровитель сказителей и поэзии.

Святобор — бог лесов и лесных угодий.

Род и Рожаницы — божества, олицетворяющие судьбу.

Заря-Зарница — Богиня утренней зари.

Девана — богиня охоты.

Квасура — бог веселья, радости и хмеля.

Лель — бог Любви.

Белун — воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба.

Коляда — Бог зимних празднеств, Бог начала новой жизни.

Сурица — солнечная Богиня радости и света.

Купало и Кострома. Кострома – сестра и жена Купайлы, богиня плодородия, урожая, лета и Солнца, покровительница влюбленных. Являлась стихийным воплощением Воды, созидательной женской первоэнергии. Купала (верное произношение Купайло или Купайла) - древнеславянское солярное божество, олицетворяющее собой апофеоз активной творящей энергетики солнечного света.

Вольга - былинный персонаж.

Матерь Птица Сва Слава — Великая Мать Слава, покровительница земель Русских, прародительница всех Родов Русских.

Былина. Были́ны (стáрины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков.

Волхв — колдун, чародей, прорицатель, мудрец.

Наречение именем. Считалось, что лишь тот человек, который прошел священный Обряд Имянаречения, является действительно полноценным и имеет право занять соответствующее место в роде.

Травник — в слав. миф. лесное божество.

Родник. В древности родник наделяли волшебной силой и поклонялись ему, как божеству.

http://www.liveinternet.ru/users/oksana_mueller/post365062533/

svetan-56.livejournal.com

Славянские обереги для тату - значение татуировок

[Смысл тату] Славянские обереги

Славянские татуировки

Славянские татуировки пользуются огромной популярностью и несут в себе богатый смысл.

Любая славянская татуировка является оберегом и обладает очень мощной энергетикой, поэтому чаще всего эти рисунки встречаются на теле смыслящих в славянской культуре людей.

Что изображают на славянской татуировке?

Что изображают на славянских тату?

Чаще всего на этих древних тату изображают следующее:

  • Расписные знаки
  • Образы былин и песен
  • Узоры, содержащие в себе элементы книжного изобразительного искусства язычников
  • Полотна русских художников
  • Языческих богов
  • Животных
  • Славянские руны
  • Разнообразные орнаменты
  • Сложные геометрические фигуры и звезды
  • Цепочные сплетения листьев, цветов, ветвей, зелени

Происхождение славянских тату

Славяне-язычники глубоко верили в различных богов, духов, колдунов, леших и других фантастических существ. Некоторые из этих существ вселяли в людей страх, другие же становились предметом обожания и поклонения, что и повлекло за собой увековечивание этих персонажей в славянской культуре.

Именно поэтому все эти образы и символы, которым поклонялись, и которых остерегались люди, стали находить место на коже славян.

Славянское дерево

Славяне изображали на теле деревья, воспевая тем самым Богов и плодородие. Так же люди изображали на теле различных животных, что выполняло роль амулетов и оберегов, защищавших славян от злых духов, болезней и других напастей.

Славянский орел

Интересно знать! В древней Руси считалось, что татуировки со славянской символикой, как и любые другие татуировки в принципе нельзя наносить на тела людей, чей возраст не превышает тридцати трех лет. Дело в том, что именно в этом возрасте завершаются базовые, формирующие процессы в физическом теле, и уже тогда можно наносить на тело обереги.

С приходом христианства в древнюю Русь славянские тату стали искоренять. Церковь рассматривала их как составляющую часть языческих обрядов, что было категорически запрещено. Но, тем не менее, ни одна религия не отрицает присутствия тату орнаментов на теле.

Значение славянских оберегов на теле

Славянский оберег

Славяне вкладывали большой смысл в нанесение рисунков на тело. Многие исконно древние символы обладают мощной энергетикой и несут за собой великий смысл, разгадать который поможет эта статья.

Ниже представлены основные славянские символы и элементы культуры тату с фото и подробным описанием.

Значение тату славянских рун

Славянские руны, подобно китайским иероглифам, несут в себе глубокий и богатый смысл. Каждый символ руны имеет загадочное изображение и несет в себе следующий смысл, описанный такими словами: мир, радуга, сила, ветер и имена богов.

Славянские руны

Значение славянского орнамента

Славяне очень любили украшать свое тело различными орнаментами, которые, в свою очередь, символизировали плодородие. Эти узоры состояли из точек, ромбов, треугольников и квадратов, спиралей и крестов.

Женщины наносили татуировки с изображениями крестов, лиственным и цветочным орнаментом, а также цепочные сплетения цветов, листьев, ветвей и зелени. Мужские орнаменты показывали силу и власть своего обладателя.

Славянские орнаменты

Значение славянской свастики

Татуировки со славянскими свастиками несут в себе огромный смысл. Часто слово «свастика» навязывает на ум фашистские проделки, но это совсем не так. Гитлер так же позаимствовал этот символ у древних славян.

Славянская свастика изображается в виде креста с загнутыми по часовой стрелке концами, что символизирует круговорот вещей в природе, перемены: смена дня и ночи, чередование сезонов. Славянская свастика может нести в себе как минимум три изгиба, количество которых может достигать даже 10.

И так, славянская свастика символизировала правильный порядок вещей в природе, а точнее здоровье, силу, радость, солнце и свет.

Славянская свастикаТату свастика

Значение татуировок со Славянскими Богами

Славяне любили изображать на теле Богов, в которых веровали. Это символизировало силу и могущество, а так же этим люди выказывали свою любовь к высшим божествам. Ниже представлены примеры тату с изображением славянских Богов.

Изображение на теле Перуна символизировало могущество и покровительство. Его часто изображали в сражении с драконом.

Бог Перун

Бог Велес был стражем леса и открывал медицину и земельные работы.

Бог Велес

Сварога славяне почитали как небесного хранителя и отца всего созданного на Земле.

Бог Сварог

Ярило был символом плодородия и воплощал силу солнца.

Бог Ярило

Славянские обереги и амулеты

Славяне верили, что утонувшие девушки принимают облик русалок, которые могут запросто утянуть на дно одинокого путника или насмерть защекотать ночного купальщика.

Вампиром же становился не погребенный по обряду покойник. Эти и другие персонажи страшили людей, что и подтолкнуло их носить различные амулеты и обереги, которые по их словам должны были оберегать их души от зла.

Амулеты в виде животных часто наносили на тело, как татуировки. Древние люди считали, что эти рисунки будут оберегать их от злых духов.

Амулет с животными

Татуировки драконов, львов, медведей, волков и тигров наносили на тело воины, чтоб показать свою силу, храбрость и могущество.

Славянский драконСлавянский лев

Цветок Папоротника олицетворял чистоту духа и обладал целительными свойствами.

Цветок папоротника

Тату со знаком Ладинец символизирует счастье, любовь и гармонию и считался истинным источником женского счастья.

Тату Ладинец

Как славянские тату влияют на жизнь?

Тату обереги пошли из древних времен, когда люди верили в то, что нанесение на тело священного рисунка спасет их души от темных сил, оздоровит их, принесет удачу и любовь. Правда это или нет — не нам судить.

Но с полной уверенностью можно сказать, что человек, который отнесется к нанесению славянского оберега на тело серьезно, получит свой результат. Любое тату работает только тогда, когда в него искренне верят.

Фото славянских тату

Ниже представлены несколько фотографий красивых славянских тату на разную тематику.

Эскизы славянских тату

Для тех, кто влюбился в идею славянских тату, ниже представлены несколько потрясающих эскизов.

tattooha.com

Славянские татуировки — Славянская культура

Славянские татуировки

…Рисунок дышит вместе с телом. Татуировка у меня Живет своею, странной жизнью... 

Славянские татуировки

В последнее время многие люди наносят на тело татуировки. Славянские татуировки приобретают всё большую популярность среди любителей наносить на тело этнические мотивы. Традиционных славянских татуировок не существует. Для рисунков используются мотивы скифских узоров, русских орнаментов из старинных книг, элементы вышивки на старинной одежде, сказочные и мифологические персонажи и т.п. А предки делали себе татуировки, вопрос интересный не так ли … 

Славянские татуировки

У древних славян татуировки присутствовали – этот факт не оспаривается учёными. К тому же наука по понятным причинам не располагает вещественными свидетельствами того, какими были татуировки славян – нет славянских захоронений, в которых бы кожный покров похороненного сохранился настолько хорошо, чтобы можно было увидеть на нём татуировки.

Исходя из известного тяготения славян оставаться в плену мифологических мировоззренческих установок, гипотетически можно утверждать, что история происхождения обычая татуирования у прародителей русских уходит в далёкое прошлое. Литературными источниками и сохранившимися обычаями русичей доказано, что одним из главных героев былин, сказаний и других форм культуры древнеславянского народного творчества был дракон. У восточных славян сохранились рассказы о том, как Перун преследуя змея (дракона), пронзал его в одном случае копьем, в другом - молнией. Такой сюжет можно было встретить и в деревянном творчестве, и в резьбе по кости (в Новгороде). Вспомним возвращенное из прошлого наследия изображение нынешнего герба Москвы - Георгия Победоносца, пронзающего копьем змея-дракона. 

Славянские татуировки

Славяне-язычники глубоко верили в духов, колдунов, домовых, леших, банных и тому подобных фантастических существ, которые, по их представлениям, жили по соседству с ними. Одних они любили, других боялись. И все это, естественно, находило и продолжает находить свое отражение в их творчестве. Предметно-образные символы реальных и нереальных существ, животных и птиц, которых древние славяне использовали в своем фольклоре, изобразительно-художественном и декоративном творчестве, стали излюбленными персонажами (героями) сюжетно-композиционных решений накожной живописи у современных россиян.

Славянские татуировки

Известно сообщение арабского дипломата Ибн-Фадлана, о том, что он во время своего путешествия из Багдада в страну русов, расселившихся вдоль реки Волги, наблюдал у местных жителей татуировку от ногтей рук до шеи - изображения деревьев, фигур животных и иных знаков и символов. Перечисленный набор татуировок был не случаен: дерево символизировало не только пространство, но и время. Об этом свидетельствует дошедшая до нашего времени загадка: "Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда, в гнезде по 7 птенцов" - о годе, 12 месяцах, 4 неделях, 7 днях. Образ дерева присутствовал и в заговорах. По верованиям славян, на священных деревьях (дуб, яблоня, береза, явор и др.) обитают Богородица, Параскева и другие святые. Дерево в свадебных обрядах воплощало плодородие живой природы, древо жизни. Изображение различных животных выполняло роль амулетов и оберегов, защищающих славян от злых духов и колдунов.

Славянские татуировки

С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, ибо рассматривался церковью как составная часть языческих обрядов. Возможно, запрещение татуирования было вызвано стремлением христианских священников оградить народ от всякого рода лжепророков, каждый из которых уже тогда говорил о конце света и называл себя новым Мессией. В то же время, когда татуировка способствовала пропаганде религиозного культа, конкретного вероисповедания, церковь ее всячески приветствовала. Например, в Боснии среди католического крестьянского населения редко можно было найти женщину или девушку без татуировки, изображающей крест на лбу, на груди и на верхней части предплечья. Отрицать факт татуирования среди ранних христиан нельзя. Можно допустить, что первые христиане наносили инициалы, связанные с именем Христа (X или И.Н. - Иисус Назаретянин), изображение ягненка, креста или рыбы.

У различных народов издавна практиковался обычай татуирования и нанесения различными красителями знаков на лице с целью увековечения паломничества к святым местам. Например, начиная с XV в. появляются отчеты паломников о совершенных странствиях в Иерусалим. В частности, немец А. Баппенхейм свидетельствует, что во время своего посещения Яффы в 1563 г. он увековечил на бедре знак креста. Другой паломник, Слисанки, в 1662 г. писал, что велел в Вифлееме выколоть себе на плече изображение святого гроба и знак пяти святых крестов, а также гору Каварию и Сион. Сделал он это еще и потому, что существовало поверье: если во время путешествия по морю корабль захватят турки, то, увидев татуировку паломников, отпустят. Этот обычай просуществовал до конца XIX в., что подтверждается ссылкой биографов на Георга V (1865-1936 гг.), короля Англии, который еще в качестве наследника трона в 1881 г., посетив Иерусалим, сделал памятную татуировку на плече в виде вифлеемской звезды. Греческий автор Приск рассказывает о "скифах", проживавших в Северном Причерноморье и на Дунае в V в. н.э., которые угощали послов медом и хлебом из проса. Необходимо отметить, что скифы были разгромлены готами еще в III в. до н.э., а мед и просяной хлеб - традиционное блюдо именно у славян, поэтому Приск встречался скорее всего не со скифами, которых уже к тому времени не было, а со славянами. Эту же неточность допустил и Геродот, который считал славян потомками скифов. Однако вернемся к современным потомкам древних славян. В российской глубинке, в наиболее удаленных сельских районах нашей родины и по сей день можно встретить стариков с татуировкой в виде "шашечек" - шахматной доски, которую они называют "Утро". По их мнению, она означает, что светлые моменты жизни чередуются с темными. А иногда рисунок причудлив, и трудно сказать, что именно хотели изобразить его носители. Мы можем только догадываться, что хотели выразить этим изображением наши предки, может, это был амулет или знак принадлежности к определенной общине, помогавший предкам находить своих погибших бойцов на поле брани.

Нет оснований сомневаться в том, что славяне издревле использовали татуировку для различных обрядово-культовых, социально-общественных, религиозно-мировоззренческих и личных целей. Славянское население активно использовало татуировку и как метод противостояния приобщению к чуждой для них вере. А, что вы думаете по этому вопросу?

Похожие статьи:

История → Русская вера!

События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов

История → Ведическая культура славян ариев

Художественные фильмы → Сага древних булгар.Лествица Владимира Красное Солнышко (2004) DVDRip

Боги, духи и существа → О РОДичах, приРОДных взаимодействиях и эгрегора

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Славянские узоры, их виды и значение

Еще во времена палеолита человечество познало искусство орнамента. В повторяющийся узор вкладывали ценную информацию. Такое изображение способно вызывать ассоциации, которые переплетаются между собой, помогают понять всю глубину произведения.

Традиционные славянские узорыТрадиционные славянские узоры таят в себе множество загадок древней культуры

Древняя славянская культура в узорах и орнаментах

Славянские узоры вобрали в себя множество сакральных, магических смыслов, обладают особой энергетикой. Знаками пользовались волхвы для таинств и обрядов. С их помощью шаманы могли стирать границы между мирами и путешествовать в темный или светлый мир, общаться с богами, отдавать дань и уважение силам природы.  Человек, живший среди природы, непрерывно наблюдал за ней, переносил ее линии на ткань, посуду, предметы быта. Каждая черточка была неслучайной и наделялась своим значением. Орнамент помогал древним славянам защищать жилище, себя и свою семью, для этого узоры наносили на оконные, входные проемы, одежду, рушники.

Традиционные цвета в символике

На одежду орнамент наносился с особым трепетом, так как она защищала от злых духов того, кто ее носит. Ритуальный узор наносился на уязвимые части: горловину, ворот, подол, рукава.

ВышивкаГармоничное сочетание цвета и замысловатого рисунка позволяет создавать настоящие шедевры

Красный

Большая часть вышивки была красного цвета, как символ жизни, любви. Этот цвет оберегает живое. Красный – это еще и знак энергии, огня, то есть солнца. Он дарует здоровое тело, тепло, отводит всякий сглаз.

Красный цветКрасный цвет в славянских узорах

 

Неспроста обычные явления наделялись эпитетом «красный»: красное солнышко, дарующее жизнь всем живым организмам; весна красна – олицетворение начала жизни; лето красное – рассвет, жизнь торжествует; красна девица – красивая девушка, здоровая, полная сил и т.д.

Красные узорыКрасные узоры часто встречаются в традиционной женской одежде славян

Черный

В сочетании с красным усиливал защитное действие орнамента. Черный – плодородная Мать-земля, этому цвету отводилась роль защиты женщины от бесплодия.

орнамент черного цветаСлавянский орнамент черного цвета

 

Знак, вышитый черным зигзагом, означает не паханое поле, его носили девушки, которых нужно оплодотворить. Волнистые черные линии – поле вспаханное, готовое к тому, чтобы зерна проросли, то есть к оплодотворению.

Синий

От непогоды и природных стихий оберегал синий цвет. Его использовали преимущественно на мужской одежде, ведь именно мужчина часто находился вдали от дома, добывая пищу или находясь на войне. Голубая вода – это небо на земле, ее отражение. Синий вышитый орнамент на платье человека рассказывает нам о том, что он встал на духовную стезю самосовершенствования.

Синий цветСиний цвет в славянских узорах

 

Мужской цвет, знак готовности оберегать женщину. Если юноша дарил девушке синий вышитый платок – это означало, что он имеет самые серьезные намерения, он готов до конца жизни оберегать свою избранницу. Важный момент: мужчина обязательно сам повязывал подарок на голову девушке, тем самым подтверждая свои намерения.

Синий орнаментСиний славянский орнамент

 

Зеленый

Зеленый цвет наделялся силой растений и помогал защищать тело от ран. Символ Леса, молодости и возрождения. Зеленым изображались Дерево Мира, засеянные поля и молодые всходы.

Зеленые славянские узорыЗеленые славянские узоры

 

У славян были названия: — зеленый сад означал цветущую жизнь; — глухоморье зеленое, то же самое, что и «за тридевять земель», очень далеко; — зеленое вино имело отрицательный оттенок – сильное алкогольное опьянение. Но, в то же время, этот цвет обозначал пространство чужака, места, населенные нечистой силой.

Зеленый орнаментНесмотря на мистическую сущность, зеленый орнамент прекрасно смотрится на женской одежде

 

В южной местности у славян были заговоры, которые помогали изгонять злых духов на «зеленую траву», «зеленое дерево», «на зеленую гору». Зеленые части тела были и у мифологических героев: волосы и глаза у русалки и лешего, а водяной и сам был весь цвета морской тины.

Обрядовое платьеЗеленый цвет присутствует на обрядовой одежде

 

Белый

Двойственным цветом является белый. Он связан со всем чистым, светлым, святым, но в тоже время считался траурным. С этим цветом сочетается любой другой, поэтому белый – символ гармонии, примирения. Также белый свет – это то пространство, которое предназначено для жизни человека.

Белый цвет в узорахБелый цвет присутствует практически во всех славянских орнаментах

 

Людей, имеющих чистые помыслы и светлые мысли описывали так: белы рученьки, белое личико, белая березонька. Все, что есть на свете душевного, светлого и доброго, все находит отражение в белом цвете: — белые скатерти защищают от злых помыслов гостей; — белые простыни ограждают от смерти; — белье нательное белого цвета создает преграду для горя и болезней; — белый фартук способен защитить женские органы от сглаза.

Славянские символы и их значение

Алатырь Другое название – крест Сварога, восьмилепестковая звезда. Это Око Рода. Его наносили на одежду ведающих людей, знак выступал оберегом в опасном и дальнем пути. Крест соединяет в себе все сварги, двуглавы и триглавы и множество других священных символов, так как он является основой всего сущего.

Символ алатырьСимвол алатырь

 

Алтырь в вышивкеАлтырь в вышивке

Берегиня

Этот символ имеет множество названий: Рожаница, Мать мира, Богиня дома и другие. Она оберегает весь свой род, семью, очаг, детей. Берегине позволено хозяйничать на небе, в природе, она отвечала за плодородие. Женский образ вышивали с поднятыми или опущенными руками в знак оберега и благословения.

Образ берегиниОбраз берегини вышитый на подушке

 

Мировое дерево

Воплощение Мироздания, центр и ось мира, олицетворение всего Рода. Женщины вышивали Древо жизни на рушниках, чтобы семья была крепкой и здоровой. В сознании славян место Мировому дереву отводилось в центре мира, посреди океана на островке суши. Ветки тянутся к небу, в кроне восседают боги и ангелы. А корни уходят глубоко под землю, в Преисподнюю, где обитают демонические сущности, бесы. Берегиня и Древо познания были взаимозаменяемы. Часто Богиню дома изображали с корнями вместо ног – знак земли.

Мировое деревоКулон с изображением мирового дерева

 

Коловрат

Известный всем знак свастики берет свое начало у славянских народов (отрицательное значение он приобрел благодаря Гитлеру и нацисткой армии). Коловрат, или Солнцеворот, самый древний и глубоко почитаемый языческий оберег. Считался самым мощным обережным знаком, который олицетворяет единение Рода, его непрерывность, Коловращение всего и вся. Так получила знаковое воплощение идея о Вечном Возрождении.

Различного рода свастикиРазличного рода свастики встречаются у многих народов мира

 

По направлению вращения свастики (посолонь\противосолонь) определяют Солнце летнее и зимнее. Стремление по ходу солнца (Яви) светлое, это Созидательная сила, некий символ управления энергией, превосходства над сущей материей. Ей противопоставлена левосторонняя свастика (Солнце Нави), это торжество всего земного, превосходство материальной сущности и инстинктивности вещей.

ПосолоньПосолонь

 

ПротивосолоньПротивосолонь

 

Свастика в вышивкеСвастика в вышивке

 

Орепей

Несомненно, самыми распространенными были символы, которые несли счастье. Орепей (или Арепей) один из них. Такое название гребенчатый ромб получил в Рязанской области. В других регионах он известен как дубок, колодец или репейник. Сам ромб в славянской орнаментальной традиции имеет много толкований: земледелие, плодородие, считалось, что и женское, солнце.

Символ орепейСимвол орепей вышивался на мужской и женской одежде

 

Знак с располагавшейся в ней точкой означал землю, засаженную семенами. На одеянии женщины в районе плеча Орепей обозначал Мировую гору, Алатырь-камень с богом, сидящим на нем. Врата в мир иной вышивались на подоле. На локте значит предок. Часто узор из ромба заканчивался крестами. Так славяне считали, что распространяют счастье и благо на все четыре стороны. Символ засеянной нивы приносил славянам достаток, успех, богатство, увеличивал жизненные силы, давал человеку уверенности в себе.

ОрепейОрепей наносится на традиционные пояса

 

Футболка с вышивкойВ наши дни этот символ можно встретить и на более современной одежде: футболках, батниках и т.п.

 

Громовник

Знак Перуна (бога-громовержца) изображался как крест с шестью концам, который был вписан в шестиугольник или круг. Сначала его могли использовать только мужчины и исключительно в воинской среде, его изображали на оружии и доспехах воинов. Считалось, что Громовник пагубно действует на женскую энергетику. Позже орнамент стали наносить на простую одежду и жилище, чтобы защититься от разрушительной молнии. Часто этим знаком украшались ставни и дверные косяки.

оберег громовникСлавянский оберег громовник

 

Макошь

Небесная Богородица – вершительница судеб. Со своими дочками Долей и Недолей она плетет нити судьбы богам и людям. Те, кто придерживается праведного образа жизни, чтит святых, знает каноны, вытягивают добрый жребий, и Макошь дает им Долю, хорошую судьбу. У тех людей, которые идут на поводу у своих желаний и эгоизма, хозяйкой судьбы будет Недоля. Макошь покровительствует плодородию, женским занятиям рукотворчеством, на ее плечах ответственность за перекрестки Межмирья.

Амулет МакошиАмулет Макошь

 

Пример схемы для вышивкиПример схемы для вышивки Макошь

 

Бережа

Символ помогает призывать на помощь силу богов, он охраняет, исцеляет, помогает обрести гармонию и счастье. Знак, похожий на петлю, способен соединять разорванные, растерянные и разбитые части в единое целое.

БережаДомашний оберег Бережа

 

медальон БережаСеребряный медальон Бережа

 

Вода

Вода выступала не только как стихия, она – знание, начало которого в Межмирье. Олицетворение Смородины-реки, которая служит границей между Явью и Навью, река, несущая знания древних предков, забвение и смерть. Река Ра – светлая дорога к богу. Несет знание высшего уровня и дарует бессмертие молочная река в Ирии.

Символ водаЖивотворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок

 

Свадебник

Сильный оберег, олицетворяющий соединение двух Родов. Этот орнамент обязательно присутствовал на свадебной вышивке. Узор означает вечное духовное, душевное и физическое слияние сущностей: двух молодоженов и двух Родов. Нити Тела, Души, Духа, Совести обоих Родов переплетаются в новую созданную Жизненную Систему.

символ СвадебникСлавянский символ Свадебник

 

Сильное и слабое начала в Свадебнике обозначаются цветом: мужское – красное (огонь), женское – синее (вода). Объединение энергий двух Стихий порождает новую универсальную энергию и является проявлением бесконечной жизни во времени и пространстве.

СвадебникАмулет Свадебник

 

СвадебникСвадебник в традиционной вышивке

 

Огневица

В культуре древних славян Огневица являлась сильным женским оберегом. Благотворное влияние оказывалось только на зрелый женский организм и сформированную душу. Не допускалось наличие этого образа на одежде молодых девушек и девочек. Огневица эффективно действовала на замужних женщин, которые родили хотя бы одного ребенка. Она защищала от всего дурного, начиная от случайного слова и заканчивая целенаправленными злыми деяниями.

Символ ОгневицаСимвол Огневица

 

Неся сакральный смысл, Огневицу вышивали только на одежде, ее не встретишь на предметах быта. Этот символ способен отвести от женщины всякую беду, направить ее на позитивные устремления. В тандеме с ней часто выступает Славец – свастичный солярный символ, помогающий оберегать женское здоровье. Славяне знали, что Огневица усиливает действие энергетических потоков обережных символов, которые находятся рядом с ней.

Вышитый символ ОгневицаВышитая подушечка с символом Огневица

 

Стрибожич

Стрибожич направляет свою энергию созидания на защиту от стихий (ураган, метель, шторм, засуха и другие). Оберег давал неприкосновенность всему Роду и хозяйству Рода. Любили этот символ и моряки. Они вырезали знаки на плавательных судах, и Стрибожич дарил им хорошую погоду. Почитали его земледельцы и хлеборобы. Вышитый на рабочей одежде, узор призывал прохладный ветер в жаркий полуденный зной. Существует мнение, что лопасти ветряных мельниц строили в соответствии с расположением лепестков символа. Это позволяло использовать энергию ветра наиболее эффективно.

Медальон СтрибожичМедальон Стрибожич

 

Огромное значение славяне придавали цветовой гамме. Красные лопасти знака – солнечная энергия, активность. Внутренне пространство белого цвета означает единение с Вселенскими небесами, то место, где берет начало энергия. Внешний синий цвет говорит о сакральности, высшей ступени духовного становления. Эту мудрость не дано постичь всем, она дается только избранным.

Вышивка СтрибожичВышивка Стрибожич в традиционных цветах

 

Спираль

Спираль – знак мудрости. Узор синего цвета означал сакральную мудрость. Орнамент, выполненный в других цветах, был оберегом от злых сил и сглаза. Славянские женщины любили вышивать спиральные образы на головных уборах.

Сама по себе спираль – древнейший символ Вселенной, ведь по этому принципу располагаются многие галактики. И человечество с древнейших времен развивается по спирали вверх.

Оберег спиральОберег спираль

 

Еще немного о символах

Постичь всю красоту обережных славянских символов возможно в том случае, если изучить их значения. Наблюдая узорную вышивку, рассматривая причудливые переплетения орнаментов, глаз теряет фокус, и картина становится «голографической». Внимание переключается между темными и светлыми знаками. Где темное – все земное, а светлое – небесный мир.

Славянские узорыКаждый узор таит в себе свое послание, читать которое нужно научиться

 

Желая расшифровать заложенный в узорах смысл, необходимо учитывать то, что в зависимости от расположения обережной символики на одежде меняется и ее трактовка. Славяне принимали трехчастное деление мира: Явь, Навь и мир, где отведено место человеку. Соответственно: горловина, плечи – это высший божественный свет, подол – Преисподняя, рукава – срединный человеческий мир.

Размещая один знак в разных мирах, он обретал и различные значения. Мужское и женское, свет и тьма, земля и небо, верх и низ – такие противоположности в итоге приводят к тому, что процесс движения, развития происходит непрерывно и вечно.

Мужская вышиванкаКогда-то каждый крестик и завиток нес в себе глубинный смысл

 

Древние славяне должны были соблюдать золотую середину, держать в балансе две стороны силы. Символы создавались и совершенствовались столетиями, они вобрали в себя особые сакральные смыслы, магию, труды предков. Это сильные защитные обереги, поэтому об их красоте и эстетике нужно судить в самую последнюю очередь. Очень долго мастера чтили каноны, по которым вышивался орнамент, ведали смыслом. Но к началу ХХ века многое растерялось.

Современные вышивальщицы уже не могут объяснить того, что ими вышито, но где-то в далеких глубинках еще живут древнейшие узоры и радуют своих почитателей. Еще живут люди, которые сознательно носят обережную одежду, вникая и постигая тайны прошлого.

Этническая вышивкаОдежда с этнической вышивкой славян постепенно возвращается в моду

 

Славянский костюм всегда вызывал восхищение у заморских купцов. Одеждой умело подчеркивали внешнюю и духовную красоту. Немалую роль играет ритм геометрических деталей. Познать истину, ощутить гармонию и великолепие возможно через творчество. Тем не менее, не стоит на бегу разглядывать загадочный орнамент. Для этого нужно особое настроение, духовный настрой, когда человек слышит свое сердце и готов идти по его зову.

 

Вам также будет интересно:

ethnoboho.ru


Смотрите также