Стяжи мирный дух – и люди к тебе потянутся. Стяжи мирен дух


Азбука Спасения - Мирен дух

 МИРЕН ДУХ 

 ----картинка линии разделения----

  

Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи. 

Преподобный Серафим Саровский

 

----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

 

Мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам

 

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу», ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами, ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю (Ин.14:26-31).

Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29).

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец

---картинка линии разделения---

Смущенному тотчас надо восстановить мир душевный

Всякий раз, как впадешь в какое простительное погрешение, хотя бы то тысячу раз случилось на день, как только заметишь то, не мучь себя и не трать времени напрасно, но тотчас смирись и, осознав немощь свою, обратись уповательно к Богу и воззови к Нему из глубины сердца:

"Господи, Боже мой! Я сделал это потому, что уж я таков, что от меня ничего другого и ожидать нельзя, кроме таких погрешений или чего-нибудь и больше того, если благодать Твоя не поможет мне, оставя меня с одним собою. Сокрушаюсь о сделанном потому особенно, что не отвечаю исправностью жизни Твоим о мне попечениям, но все падаю и падаю. Прости мне и дай мне силу не оскорблять Тебя более и ни в чем не отступать от воли Твоей. Ибо я усердно желаю работать Тебе и благоугождать и во всем быть Тебе послушным".

Сделав это, не томись думанием, простил ли тебя Бог. Господь близ и внемлет воздыханиям рабов Своих. Успокойся же в этой уверенности и, успокоившись, продолжай обычные занятия, как бы с тобой ничего не случилось.

Так тебе не один раз поступить должно, но если нужно – сто раз и каждую минуту, и в последний раз с таким же совершенным упованием и к Богу дерзновением, как и в первый. Действуя так, ты будешь воздавать великое чествование беспредельной благости Бога, Коего всегда долженствуешь ты созерцать беспредельно к нам благоутробным. Вследствие сего ты непрестанно будешь преуспевать в жизни своей и все подвигаться вперед, не теряя напрасно времени и труда.

Охранять мир свой внутренний при впадении в указанные выше погрешения можешь ты еще, поступая так: с внутренним действием осознания своего окаянства и смирения себя пред Богом подвигнись и на теплое воспоминание великих милостей, тебе лично явленных Богом, и тем, оживив в себе любовь к Нему, расположи себя к благодарению и славословию Его и самым делом возблагодари и восславословь Его тепло из глубины души. Поелику благодарение и славословие Бога есть самое высшее проявление живого союза нашего с Богом, то плодом падения твоего, если разумно к нему отнесешься, будет с помощию Божиею большее возвышение твое к Нему. Это следовало бы поиметь во внимании тем, которые слишком мятутся и мучаются при малых погрешениях, чтоб увидеть, как велика слепота их в сем случае и как они сами себе вредят по нерассудительности своей. Для них, собственно, и делаем мы последнее указание, дающее в руки наши ключ, которым душа отверзает великую духовную сокровищницу и в короткое время обогатиться может благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и во веки веков. Аминь

 

----картинка линии разделения----

 

 Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский

----картинка линии разделения----

Стяжи мирный дух

Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух! – сказал о.Серафим иноку и тут же начал объяснять, что значит стяжание мирного духа. Это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым. Ибо многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное. Так спасались все праведники и наследовали Царствие Небесное, а перед Ним вся слава мира сего как ничто, все наслаждения мирские и тени не имеют того, что уготовано любящим Бога в небесных обителях – там вечная радость и торжество. Для того, чтобы дать духу нашему свободу возноситься туда и питаться от сладчайшей беседы с Господом, нужно смирять себя непрестанным бдением, молитвою и памятованием Господа.

Стяжи мир и вокруг тебя спасутся тысячи

Преподобный настойчиво советовал всячески хранить “мир душевный”, за чем особенно следил и в самом себе: “Всеми мерами надобно стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других”; “Ничтоже лучше есть во Христе – мира”; “Святые отцы имели мирное устроение, и, будучи осеняемы благодатию Божиею, жили долго”; “Стяжи мир, – говорит он впоследствии, – и вокруг тебя спасутся тысячи”. А “когда человек придет в мирное настроение, тогда может от себя и на прочих издавать свет просвещения разума”; “Сей мир как некое бесценное сокровище оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею” (Ин.14:27).

О нем также говорит и Апостол: и мир Божий... да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Фил.4:7). Для сего он, прежде всего, советовал “погружать ум внутрь себя и иметь делание в сердце своем, тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении”. Затем должно приучаться “оскорбления от других переносить равнодушно... как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью Самого Бога”.

“Если же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по Псалмопевцу: смятохся и не глаголах (Пс.76:5)”.

“Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других...”; “А чтобы избавиться осуждения, должно внимать себе”...” и спрашивать: где я?” В особенности же для мира душевного “должно отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха: Печаль бо многих уби, и несть пользы в ней (Сир.30:25)”.

 

Стяжи дух мирен 

Старец Серафим  

На этом “радостном духе” подобает остановиться с особым вниманием в жизни преподобного: он был отличительным свойством его, особенно впоследствии. Но не без борьбы достался даже ему сей благодатный дар, столь спасительный для притекавших потом к нему страждущих душ. Есть основание думать, что бес уныния нападал в начале монашества и на него самого. “Трудно, – говорит преподобный, – избежать этой болезни начинающему жизнь монашескую, ибо она первая нападает на него. Потому прежде всего и должно остерегаться ее”.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский 

---картинка линии разделения---

Да не будет ничто дороже мира и любви взаимной

Мир имей и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр.12:14). Не нарушай мира из-за тленного и преходящего, из-за своего греховного самолюбия. – Возлюби мир больше всего, как Самого Господа. Да не будет ничто дороже мира и любви взаимной. Мир возлюбим, – мир, мир!

 

----картинка линии разделения----

   

Преподобный Макарий Оптинский

Преподобный Макарий Оптинский

---картинка линии разделения---

Мир душевный

Вы еще не победили страстей и имеете залоги оных в сердцах своих, но при мире не знаете об них, а враг, оными возмущая, вас борет. Вам есть случаи к истреблению оных: самоукорением, самосознанием и объяснением друг другу, но это дело не одного дня или случая, но многого времени и искуса потребно, чтобы от пажитей сердца прогнан был враг и вселился неотъемлемый мир. Все, что скоро спеет и без труда получается, непрочно.

Рано иметь покой, не потрудившись истребить страсти

Когда Господь сказал Своим ученикам: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин.14:27), то как же, получив от Бога такой великий дар мир, душа не может иметь спокойствия? Но когда кто не имеет спокойствия, то причина тому наши страсти, внутри нас кроющиеся и не побежденные и не истребленные деланием заповедей Божиих; и ежели мы удаляемся случаев, которые нам показывают наши страсти, то никогда не возможем оных истребить, а иногда и бывают случаи оскорбления от других, но мы, вместо того, чтобы попещись об исцелении своей страсти, укоряем других, нанесших нам неприятность, не понимая того, что не они вложили в нас страсть, но залог ее лежит внутри нас, а они токмо показали нам, смотрением Божиим, гнилость нашего устроения, коих бы нам должно считать своими благодетелями, ибо без них мы не познали бы нашей немощи. Вот причина, почему душа не имеет спокойствия наши страсти. А что человеку возможно иметь спокойствие души, то веруйте относительно этого не моим словам, но словам Самого Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа; Он сказал: научитеся от Мене, яко кроток семь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). Итак, когда нет спокойствия, то явно, что нет и смирения. Если мы исполняем, по-видимому, долг христианский: ходим в церковь, читаем книги и другие обязанности исполняем, и при всем том увлекаемся в высокоумие и мнение о себе, то уже нельзя ожидать мира и спокойствия, но при всем оном исполнении благого, надобно быть смиренным и нищим духом, тогда и спокойствие водворится в нас.

Ты желаешь мира и спокойствия душевного, но ведь это награда от Божией благодати за труды, подвиги и понесение искушений, а ты что понесла, а ищешь награды? Смиряйся и считай себя недостойною сего. И напомню от старцев духовных: «кто ищет покоя, он бежит от него, а кто предает себя на крест смиренным мудрованием, обретает покой».

Сердечно радуюсь, что у вас водворился мир. Да оный и не мог бы нарушаться, когда бы самоукорение не отступало, а как сего еще не стяжали, то по временам покушается быть и возмущение да смиримся. И не только в сообществе с людьми, но хоть бы и в совершенном были уединении, и тогда бы являлось возмущение внутреннее и лишение мира [по причине гордости и действия страстей], которое еще опаснее теперешнего.

Что делать, мы все пока находимся вне смиренного пути, по стремнинам и дебрям и холмам скитаемся. Видно, еще рано иметь покой, не потрудившись истребить страсти. Но милостив Бог, силен послать Свою помощь ко исцелению ее.

Мир не достигается без борьбы со страстями и победы над ними, а когда они наши господа, то где мир? не всегдашний ли плен?

Немирство наше происходит от нашего неустроения, а не от чужих страстей: они своими пороками не влагают в наши сердца немирства, но только обличают и показуют нам, что в нас есть и какой залог мы имеем в себе.

Как скоро поносительный слух касается тебя, то сердце перевернет. Это что значит? Прочти у Марка Подвижника 209 главу, а св. Симеона 31 главу, и увидишь, отчего оное происходит и чем избавиться от оного. Познание нашей немощи и самоукорение всегда нам нужно и полезно.

Здание мира и любви разрушается гордостию и созидается смирением

Злокозненный враг стал крепко вооружать вас друг против друга, и не без вины вашей: а верно, было возношение о мире, ибо где падение, там предварила гордость, по слову Иоанна Лествичника. Смотрите же: как возношением ниспровергается здание мира и любви, так смирением паки воссозидается. Гасите искру вражды, пока она еще мала, а возгорится, тогда труднее будет. Я вам говорил и писал, что мир и любовь противными искушаются. Покажи любовь твою сестре, когда видишь ее возмущаемую от врага, она, бедная, не рада тому, но и скорбит, но прилог вражий колеблет устроение, подай милостыню душе в это время, она дороже той, которую подаем бедным, это настоящая монашеская милостыня. Это я пишу к обеим вам, каждая в свою очередь делай так, и сети вражии сокрушатся, помощию Божиею.

Меня много утешает ваше мирное согласие, чему я радуюсь как собственному благу, оно много подаст вам силы к вашему подвигу, впредь предлежащему на поприще жизни вашей, вы, кажется, довольно поискусились и узнали, какая тягость происходит от смущения, а что оному причиною? Явно, что самолюбие и гордость, от которых и зависть у А. возмущалась, а у М. рвение воспламенялось.

Сколько ни старались об них, все одно и то же: все правы, нет ни одной виноватой, какому же тут быть миру? О капризах же нечего и говорить: не хотим познавать, что страсти нами господствуют, а думаем люди виноваты. Горе нам! оставили смиренный путь, а идем гордым, строптивым, за то лишаемся мира и спокойствия.

Вражду надо пресекать в самом начале, чтобы из искры не возгорелся пламень

Бога ради, прошу, не допускайте западать искре немирства в сердцах ваших, да не возгорится сильный огонь.

Более всего да не закрадается искра вражды между вами: враг не дремлет, с обеих сторон старается сделать возмущение, а вы низлагайте его самоукорением и объяснением, не без труда же это быть может, ибо враг сопротивляется сему, а когда смирим себя, то после мир обретаем, это вы на опыте дознали.

Не давайте западать искре немирства и вражды, чем далее, тем более старается враг делать между вами возмущения; да не поругается он вами, блюдите. Смирение разрушает все его козни.

Согрешая пред Богом, теряем мир, который возвращается через наше самоукорение и смирение

Все, все, кажется, хорошо и приятно подает надежду к успокоению, но иногда бывает тишина морская предвозвестница бури, и если не будет между вами и у вас самоукорения и смирения, то что будет? враг же не дремлет, а будет всеми мерами стараться возмутить вас.

Ныне только прочитал ваши письма, и скорбно было видеть ваши волнения, кои хотя и прекращались объяснениями, но все видно, что что-то запало между вами неладное. Всякая видит свою правость и обиду от другой: какой же будет тут прочный мир? Ежели бы считали каждая себя последнейшею, то при таком уготовании не мог бы враг успевать насевать плевелы свои посреди вас, а хотя бы и приняли что одна на другую, то объяснением и оное бы потреблялось... О любви же и смирении сих спасительных средствах много твердил вам, теперь уже нечего о них поминать, кажется, вы их далеко от себя удаляете, когда закрался залог вражды, так что и после мнимого примирения остается язва, и только стоит коснуться малым приражениям, она паки растравляется. Сохрани, Господи, до чего это вас доведет! Такое попущение последовало с вами, как и с М., за возношение ваше и мнение, что вы мирно живете и лучше других, увлекшись сими помыслами, смотрите, в какую сеть запутались. Пишете обе: «разберите меня, наставьте»; как же разбирать и наставлять, когда много было писано и наставляемо, чтобы принимать с самоукорением, а не с самооправданием, или, по смущении, скорее изгонять сего змия объяснением!

Вот вам урок не увлекаться в тщеславие и ради Бога творить все: Бог нам заповедал мир и любовь, а враг влагает вражду, подозрение и смущение, заметьте ж, где Божие дело, там мир и спокойствие, а где вражие прилоги и наущения, и по принятии их что бывает в душе? Какая буря и смущение? Просто ад! В это время был ли у тебя, А., хотя след смирения? А о любви нечего и говорить, мне крепко жаль вас, что так пострадали. Бога ради оставляйте пустые дрязги и подозрения, хоть бы и точно что случилось, то надобно считать оное поводом к любомудрию и научению тому, что мы читаем и поучаемся и даже желаем исполнять, смиряться и любить.

Мы, согрешая пред Богом, теряем мир, а покаянием оный возвращается милосердием Божиим. Подобно лишаемся мира, приемля скорбь и враждуя на людей, а когда самоукорением угасим сей пламень, то водворяется и мир.

Не истребив память прежних обид, нельзя надеяться иметь мир

Вот как непрочен мир ваш, и хотя ты пишешь в конце письма, что сердце успокоилось и совершенно умиротворилась к сестре, но пока совершенно не истребится память прежнего друг друга оскорбления и не убиется самолюбие смирением, нельзя надеяться иметь мир.

«Собрание смиренных яко же собрание Серафимов»

Слава Богу, что вы, по возможности, стараетесь о сохранении мира и любви о Господе, но чем оные, совершаются и укрепляются? Вы довольно это знаете смирением и самоукорением. Постарайтесь о сем, Господа ради, умоляю вас. «Собрание смиренных яко же собрание Серафимов», пишет св. Исаак.

Все мы несовершенны и находимся в подвиге на духовной брани нашей, а как оную побеждать, учат нас святые отцы: самоукорением и смирением, дондеже достигнем врат любви.

Семя вражие не принесет плода добра, спокойствия и мира, ищи сих плодов в самоукорении и смирении.

Слава Богу, что вы были мирны между собой, когда будете себя укорять и смиряться, то ничтоже успеет враг с своими кознями.

Благодарение Господу, сохраняющему между вами мир и согласие, когда будете наблюдать за собою и всегда во всем смиряться, то стрелы вражии все сокрушатся, они все борют вас то тем, то другим, то одною, то другою страстию, но где истинное самоукорение, там ничтоже успеют, и всегда будет оставаться на вашей стороне победа, помощию Божиею, на смиренные призирающего. Берегитесь же самомнения, помните слово Исайи пророка, паче же Божие: «горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни».

Слава Богу, что между вами мир сохраняется, меня это весьма утешает, ибо я знаю, что оный по Бозе, а не по страсти, и потому часто враг старается нарушать оный между вами0 но самоукорением, сознанием своей худости и смирением сохраняйте оный. Всякая добродетель трудом, подвигом и временем исправляется, а скоро приобретенное нетвердо, непрочно, неполезно. Теперь Господь благословил вас миром и согласием, но какие же были между вами потрясения и смущения?.. Блюдите же и цените мир, как он дорог на пути нашем, вменяйте вся за уметы, да приобрящете мир, дарованный нам Христом.

За возношение сердца попускается немирствие

И о том не возноситесь и не высокомудрствуйте, что теперь между вами мир, но смиренно оный сохраняйте, помня слово: идеже рекут мир, тамо всегубительство и погибель (1 Фес.5:3), а это за самонадеяние, как видим из псалма: Аз рех во обилии моем: не подвижуся... отвратил же еси лице Твое, и бых смущен (Пс.29:7,8).

После мира, пишешь ты, постигло тебя волнение и буря смущения и немирства. Этого и надобно было ожидать, я заметил, как вы обе увлечены были каким-то самонадеяннем на мир ваш, а враг и без того старается чем бы нибудь нарушить оный, и какие ж были предлоги? после и сами дивитесь сему, ни самоукорения, ни смирения, ни любви тут недостало, а напротив, все противное было. Тут ему и удобно было ругаться вами. К тому же тебя постигло малодушие за неисправление; а оно еще более смутило тебя и вместо того, чтобы, раз укорив себя, объясниться и сказать: «прости», как прежде бывало, и успокоиться, до тех пор страдала, пока довольно сама себя наказала.

Я писал к вам, дабы не был самонадеян ваш мир, но поставьте стражу: любовь и смирение. Любовь не падает, а смирение еще более не допустит и укрепит, но тут нужна работа, а не слова.

Советую не дерзать крепко самонадеянием, что сохраню мир, ни смущаться, что не будет оного: это две крайности, противные друг другу и бесполезные. А когда сохраняется между вами мир, не высокомудрствуйте, и ежели явится смущение, не закосневайте, а обвинением и самоукорением низвращайте оное.

Вы мирны между собой, но да не возносятся о сем сердца ваши и не приписуйте каждая себе, что от тебя или от твоего старания мир устроивается, но паче пусть каждая предпочитает другую и ей приписывает несение немощи, а себя да укоряет.

Вы мирны между собою и спокойны по келлии, но храните сей дар смирением, берегитесь возношения и мнения, что вы лучше других живете, напротив, считайте себя хуже всех.

 «Егда обрящешь на пути твоем мир неизменен, тогда убойся»

Рать и заступление, смущение и мир, скорбь и утешение» поочередно посещают нас в подвиге нашем, что вижу и на тебе: то «томно и скорбно», то паки «радостно и приятно», и от сего приходит человек во смирение и преуспеяние духовное. Ежели всегда будешь иметь или желаешь иметь «мир неизменен, тогда убойся», пишет св. Исаак (Слово 78), а в постепенном изменении познается истинный путь, коим шествуем.

В 78 Слове [св. Исаака Сирина] мы писали тебе прочитать статью: «егда обрящешь на пути твоем мир неизменен, тогда убойся», которая очень удобовразумительна и дающая познать, что когда думает человек иметь мир всегдашний, то сего бы опасаться. Ибо в борьбе со страстями, пока они не будут совершенно побеждены и мы не приидем во смирение, нельзя иметь всегдашнего мира, но бывает рать и заступление, страх и надежда, мрак и свет.

Мы должны сами в себе искать мира и любви, а не от людей их требовать

Вопрос твой на Евангельские слова: и на земли мир «где же мир?» не совсем ловок. Мир дан нам, но мы сами причиною, что лишаемся его, исполним заповеди Божии, то ничто не может отнять от нас мира. Мы должны сами в себе искать любви и мира, а не от людей оных требовать. Когда не могло быть нам оскорблений к нашему искусу, то на что ж бы и заповедь о терпении и люблении врагов? До пришествия Христова люди были под клятвою и мира не имели, а оным (пришествием) примирены с Отцем.

Как стяжать мир Божий?

Всегда имейте Бога помощника себе, не уповайте на свой разум и на свои силы, считайте себя последнейшими всех и между собою имейте любовь о Господе и смирение, да не будет между вами старшей, но каждая считай себя последнею, и всех сестер считайте лучшими себя, не глядите ничьих пороков и не судите, то и мир Божий будет с вами!

Прочный мир вместе живущих достигается через искушения

Мир не может быть прочен, когда нет никаких приражений, и не опытен, а ежели являются в чувствах друг против друга оскорбления, то надобно оные в себе уничтожить смирением и любовию. Враг не оставит, чтобы не воздвигать друг против друга рвения и укоризн, но вы испытали на опыте самоукорение и смирение низлагают его козни, а когда одна скажет что, хотя и с любовию, другая оскорбится, и по прошествии смущения, по откровении, возьмет помысл: «теперь не буду говорить», сего не могу похвалить. В простоте сердца с любовию предостерегайте друг друга и советуйтесь во всем, хотя и случится какое смущение, но оно паки низложится, сохрани Бог, ежели западет в сердце искра и утаится, то может и большой пожар произвести, не допускайте до сего: у вас по келлии нет старшей, но каждая считай себя меньшею другой, то и старшая будет каждая... Смотрите ж, да не вознесется сердце ваше, что будто вы хорошо живете и мир имеете, за мнение большой искус можете потерпеть, считайте себя худшими и последнейшими всех.

Я сердечно радуюсь, что у вас мир между собою и что вы познали, откуда происходит смущение каждой от себя и от своего устроения, знайте же и то что, когда бы не было брани, не было бы и искуса, вы видели брань, победу и побеждение, познали оружие против злокозненного врага самоукорение и смирение, коими привлекается и помощь Божия.

Кто с благодарением терпит все скорби - обретает мир

Терпеть скорби за грехи наши в здешней жизни мы должны, если желаем помилованы быть на Страшном Суде, потому лучше терпеть те, какие Господь посылает: считайте себя недостойною спокойствия, и тогда все, находящие со стороны, от родственников ли то или от N.. вам оскорбления будут сноснее и легче, другого средства к сохранению мира душевного, среди сего мира, исполненного бед и несчастий, не могу указать. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21:19), говорит Сам Господь, и все отцы святые учат, что в терпении скорбей заключается спасение наше.

Нарушение заповедей Божиих приводит к брани и лишению мира, что есть уже наказание Божие

Он [Бог] оставил нам и даровал мир Свой, заповедал иметь любовь и научаться от Него смирению и кротости, чем можем обрести покой душам нашим. Когда вникнем в глубину сердец наших, обрящется ли хотя искра покорности нашей к исполнению сего любвеобильного Господня к нам заповедания? Почему и имеем нестроения, ссоры, споры, брани, и все только виним других, а не себя, а за это и есть Божие наказание самое то неустроение и лишение мира.

Особые партии разрушают мир и любовь

Избави Боже вас от особых партий и чтобы одна другой не знала, это значит истребить любовь, насажденную Богом и утвержденную Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он заповедал нам: тогда познают вси, яко ученицы Мои есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35), а когда оной нет, то чьи же будут ученицы? И св. апостол Иоанн все свои Послания пронзил любовию, желая оную утвердить в учениках Христовых... Впрочем, любовь к ближним не тем являть, чтобы обходить все келлии, но тем, чтобы не избегать сообщества и братского приветствия, не так, как некоторые считают, что одной матери дочери не должны иметь с другими уже никакого сношения, это не угодно Богу, и я вам не советую следовать сим правилам, ежели бы случилось что подобное.

Сребролюбие разрушает мир

Ты пишешь: «счет дружбы не теряет»; это мирская пословица, а духовное мудрование: «твое и мое» есть пекул [опека] лукавого и это в отношении к стяжательности и сребролюбию корню всех злых, а у тебя, как и сама ты видишь, из другого смрадного источника истекают расчеты, из самолюбия и гордости, равно и у той тоже, а может, и другое. Все это дружбы не созидает, а разоряет. Советую, сколько можно, избегать мелких расчетов и тебе и ей и не питать страсти сребролюбия, не желая быть обязанными друг перед другом. Это в полном смысле: «мир»! Сердечный мир и согласие дороже всех сокровищ мира, храните его больше, чем деньги, или самолюбие.

 

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам

 

 «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам»

Вы мирны между собою и спокойны, а это всего дороже, этот дар Господь наш Иисус Христос, отходя от здешней жизни, оставил св. Апостолам и всем верующим в Него: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27). Как не дорожить оным, когда оный пребывает с нами! вот то беда, когда смущение водворится где, там сопротивный с своей колесницей ездит и потрясает ум, сердце и душу и что сего горестнее? а где мир царствует, там и Бог пребывает. Где два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20), глаголет Господь. Будем же стараться сохранять сей мир с помощию Божиею.

Где мир, там Господь, а где вражда, там диавол

Где мир, там Господь посреде вас, а где смущение, там сопротивный. Первого да возжелаем и привлечем, а от последнего да отвращаемся, средства к сему известны: самоукорение и смирение. Где мир, там Бог! а где вражда, там сопротивный, от которого да избавит вас Господь!

Мир внутренний дается смирению

Спокойствие снискивается не столько от дел, сколько от смирения (сим не отметаю дела они нужны), как и Господь научает нас: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). И св. Исаак в начале 34 Слова пишет: «аще сотвориши добродетель добру, и не ощутиши вкуса заступления ея, да не удивишися: дондеже бо не смирится человек, не приемлет мзды делания своего. Воздаяние же не деланию дается, но смирению. Обидяй второе, первое погубляет».

Жизнь наша вся брань есть

Жизнь наша здешняя вся брань есть, и брань духовная, невидимая; сильнейшее на оную оружие есть смирение, что бы мы ни делали, ни предпринимали к своему спокойствию, но без смирения не обрящем его.

 

----картинка линии разделения----

www.azbukaspaseniya.com

Игорь Бекшаев - Стяжи мирный дух – и люди к тебе потянутся

Игорь Бекшаев, 20 мая 2017, 11:15 — REGNUM  

Термин «стяжание» относительно различных духовных приобретений в православном богословии прочно укрепился сравнительно недавно. Возник он, конечно, не на пустом месте, как и вошел в массовое употребление тоже не на пустом. Хотя, смотря что тут считать наполненностью «места».

Наполнил же собою православный лексикон этот термин оттого, что стал модным, вошел в моду. Но прежде чем почти все православные стали сильными богословами, глагол «стяжать» удачно употребил однажды после своей кончины объявленный святым православный подвижник Серафим Саровский. Запомнила его фраза: «Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи». Преподобный сказал ее одному из своих посетителей, и это было записано, многим понравилось и постепенно вошло в различные сборники поучений, стало употребляться в проповедях и в богословских сочинениях на самые высокие темы.

Конечно, приобрести, то есть «стяжать» те или иные положительные качества для христианина весьма важно. Образно так можно выразить метанойю или изменение строя мыслей. Людей, преображающихся согласно желанию исполнять заповеди не в виде обычного приказа сверху «делай», а согласно самому волению естества. Призывы измениться и изменить себя постоянно звучат в Евангелии. В том, чтобы образно выразить этот призыв к изменению словом, обозначающим приобретение, ничего плохого нет. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1Тим 6:6), — пишет апостол Павел.

Но знаете же, как у нас всякое разумное и полезное превращается в ничто, перемалывается в пустоту. Памятник поставить, святым объявить, а после молиться, поклоняться или «глубоко чтить память». Православное богословие, в упадническую эпоху во многом утратившее прежние методики рассуждений об истине, теперь особо отличается тем, что обычно сперва склоняет любую мысль в нужную сторону, а потом доводит ее там до полного тупика, из глубин которого можно нести всякую несуразицу. И мысли уже нет, и действий тоже, все это распиливается по кусочкам, кусочки отливаются в бронзу, а бронза сваливается в одну кучу, образуя свалку «непреходящих ценностей».

Со «стяжанием» случилась та же история. Прежде мы уже писали, как трансформировалась достаточно простая мысль преподобного: «А в «Житии» (Серафима Саровского) фраза звучала так: «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысяча душ спасется вокруг тебя». Потом стало это высказывание звучать в двух вариантах. Первый — «стяжи дух мирный, и тысячи спасутся вокруг тебя». И второй: «Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи». Эти варианты одного высказывания ни в чем не противоречат друг другу».

Серафим Саровский

Однако и такими «толкованиями» все это не заканчивается, современная православная богословская мысль бурлит и способна в этом бурлении выдавать даже такое: «Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи Дух Мирен (Свят) и тысячи вокруг тебя спасутся». Это, с другой стороны, означает то что если в нас нет Духа Мирна, то тысячи вокруг нас погибнут. Таким образом, не стяжавши Духа Мирна, т. е. не став святыми, мы губим тысячи душ вокруг себя, а значит повинны против заповеди «не убий». Вот так, не больше, не меньше. И ведь можно же и дальше продолжать «мысль». Остановки нет.

Церковное строительство Христом объявлялось закваской этого «мирного духа». Положенная в тесто мира, закваска постепенно захватит собою все. Добрые, незлобивые люди притягательны, вокруг них постепенно начинают собираться другие люди, которым так не хватает в этом мире нормальных, здоровых человеческих отношений. Люди недоверчивы друг к другу не оттого, что они по природе такие, а потому что привыкли, что их постоянно хотят обмануть и попользовать. Мирный дух Христов крайне притягателен поэтому. Искренние отношения вызывают отклик, к ним тянутся, вокруг них сплачиваются. И не потому, что тут «таинственное» раздают в обмен на «чистосердечное признание», а потому, что это естественно человеку, органично.

«Сокровенный человек» спрятан, спрятался, сокрылся оттого, что вокруг слишком много зла, лицемерия, нечестности. Однако он отзывчив, и «мирный дух» способен его позвать и вызволить. По этой причине, конечно, тысячи вокруг получат стимул к высвобождению. Но для наших проповедников не писан такой алгоритм поведения. Есть такое понятие в богословии — «согласие святых отцов» (consensus patrum). Согласно нему, все говоримое кем-то из прославленных святых не просто «не противоречит» тому, что говорили другие святые отцы, а — обычно — это лишь другая форма выражения одной мысли. На практике получается, что сейчас, когда мысли уже и не понятны, любую из них можно и следует подогнать под общепринятое понимание. А поскольку этих «общепринятых» всего раз, два и обчелся, то все к ним и сводится.

И тут уж как «повезет» с проповедником, остановится ли он в своих рассуждениях на том, что «надо приложить усилие», или доведет все же до предела, или даже выскочит за все мыслимые границы. А еще будет иметь значение, какое богословское течение на данном этапе «в тренде». Последнее время в «тренд» угодил обшарпанный, урезанный до «понимания» любым блогером паламизм, и так-то возникший в декадентский период Церкви, в наши то дни расцветший уже с невиданной новой силой и новыми поразительными интерпретациями.

В этом смысле глагол «стяжать» богословию последнего времени пришелся очень кстати. В нем услышался тот самый эгоизм, который Церковь последние века и лелеяла. Зачем кому-то отдавать свою заботу, доброту, внимание? Стяжать, заполучить, вот что главное, а поскольку этого «получения» даров небесных, с помощью которых потом уже можно и прочих «спасать», надо добиться ни у кого-нибудь, а у Самого, то упаси Сам, чтобы от этого дела нас кто-нибудь отвлекал. Хотя и апостол Павел, и сам преподобный Серафим, говорили о «приобретении» как образе чего-то уже устойчивого, не поддающегося изменчивому настроению. А то бывает с «молитвенниками» так — сегодня «стяжал», а завтра вдруг настроение с утра плохое.

Для устойчивого и впредь неизменного же требуется не канючить у Бога ниспослания даров, ничего для этого не делая, а самому быть для кого-то этим даром. Так оно и приобретается. «Стяжается».

regnum.ru

Стяжи мирный дух — и люди к тебе потянутся — Рамблер/субботний

Термин «стяжание» относительно различных духовных приобретений в православном богословии прочно укрепился сравнительно недавно. Возник он, конечно, не на пустом месте, как и вошел в массовое употребление тоже не на пустом. Хотя, смотря что тут считать наполненностью «места».

Наполнил же собою православный лексикон этот термин оттого, что стал модным, вошел в моду. Но прежде чем почти все православные стали сильными богословами, глагол «стяжать» удачно употребил однажды после своей кончины объявленный святым православный подвижник Серафим Саровский. Запомнила его фраза: «Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи». Преподобный сказал ее одному из своих посетителей, и это было записано, многим понравилось и постепенно вошло в различные сборники поучений, стало употребляться в проповедях и в богословских сочинениях на самые высокие темы.

Конечно, приобрести, то есть «стяжать» те или иные положительные качества для христианина весьма важно. Образно так можно выразить метанойю или изменение строя мыслей. Людей, преображающихся согласно желанию исполнять заповеди не в виде обычного приказа сверху «делай», а согласно самому волению естества. Призывы измениться и изменить себя постоянно звучат в Евангелии. В том, чтобы образно выразить этот призыв к изменению словом, обозначающим приобретение, ничего плохого нет. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1Тим 6:6), — пишет апостол Павел.

Но знаете же, как у нас всякое разумное и полезное превращается в ничто, перемалывается в пустоту. Памятник поставить, святым объявить, а после молиться, поклоняться или «глубоко чтить память». Православное богословие, в упадническую эпоху во многом утратившее прежние методики рассуждений об истине, теперь особо отличается тем, что обычно сперва склоняет любую мысль в нужную сторону, а потом доводит ее там до полного тупика, из глубин которого можно нести всякую несуразицу. И мысли уже нет, и действий тоже, все это распиливается по кусочкам, кусочки отливаются в бронзу, а бронза сваливается в одну кучу, образуя свалку «непреходящих ценностей».

Со «стяжанием» случилась та же история. Прежде мы уже писали, как трансформировалась достаточно простая мысль преподобного: «А в „Житии“ (Серафима Саровского) фраза звучала так: „Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысяча душ спасется вокруг тебя“. Потом стало это высказывание звучать в двух вариантах. Первый — „стяжи дух мирный, и тысячи спасутся вокруг тебя“. И второй: „Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи“. Эти варианты одного высказывания ни в чем не противоречат друг другу».

Однако и такими «толкованиями» все это не заканчивается, современная православная богословская мысль бурлит и способна в этом бурлении выдавать даже такое: «Преподобный Серафим Саровский говорил: „Стяжи Дух Мирен (Свят) и тысячи вокруг тебя спасутся“. Это, с другой стороны, означает то что если в нас нет Духа Мирна, то тысячи вокруг нас погибнут. Таким образом, не стяжавши Духа Мирна,

т. е.

не став святыми, мы губим тысячи душ вокруг себя, а значит повинны против заповеди „не убий“. Вот так, не больше, не меньше. И ведь можно же и дальше продолжать „мысль“. Остановки нет.

Церковное строительство Христом объявлялось закваской этого „мирного духа“. Положенная в тесто мира, закваска постепенно захватит собою все. Добрые, незлобивые люди притягательны, вокруг них постепенно начинают собираться другие люди, которым так не хватает в этом мире нормальных, здоровых человеческих отношений. Люди недоверчивы друг к другу не оттого, что они по природе такие, а потому что привыкли, что их постоянно хотят обмануть и попользовать. Мирный дух Христов крайне притягателен поэтому. Искренние отношения вызывают отклик, к ним тянутся, вокруг них сплачиваются. И не потому, что тут „таинственное“ раздают в обмен на „чистосердечное признание“, а потому, что это естественно человеку, органично.

»Сокровенный человек» спрятан, спрятался, сокрылся оттого, что вокруг слишком много зла, лицемерия, нечестности. Однако он отзывчив, и «мирный дух» способен его позвать и вызволить. По этой причине, конечно, тысячи вокруг получат стимул к высвобождению. Но для наших проповедников не писан такой алгоритм поведения. Есть такое понятие в богословии — «согласие святых отцов» (consensus patrum). Согласно нему, все говоримое кем-то из прославленных святых не просто «не противоречит» тому, что говорили другие святые отцы, а — обычно — это лишь другая форма выражения одной мысли. На практике получается, что сейчас, когда мысли уже и не понятны, любую из них можно и следует подогнать под общепринятое понимание. А поскольку этих «общепринятых» всего раз, два и обчелся, то все к ним и сводится.

И тут уж как «повезет» с проповедником, остановится ли он в своих рассуждениях на том, что «надо приложить усилие», или доведет все же до предела, или даже выскочит за все мыслимые границы. А еще будет иметь значение, какое богословское течение на данном этапе «в тренде». Последнее время в «тренд» угодил обшарпанный, урезанный до «понимания» любым блогером паламизм, и так-то возникший в декадентский период Церкви, в наши то дни расцветший уже с невиданной новой силой и новыми поразительными интерпретациями.

В этом смысле глагол «стяжать» богословию последнего времени пришелся очень кстати. В нем услышался тот самый эгоизм, который Церковь последние века и лелеяла. Зачем кому-то отдавать свою заботу, доброту, внимание? Стяжать, заполучить, вот что главное, а поскольку этого «получения» даров небесных, с помощью которых потом уже можно и прочих «спасать», надо добиться ни у кого-нибудь, а у Самого, то упаси Сам, чтобы от этого дела нас кто-нибудь отвлекал. Хотя и апостол Павел, и сам преподобный Серафим, говорили о «приобретении» как образе чего-то уже устойчивого, не поддающегося изменчивому настроению. А то бывает с «молитвенниками» так — сегодня «стяжал», а завтра вдруг настроение с утра плохое.

Для устойчивого и впредь неизменного же требуется не канючить у Бога ниспослания даров, ничего для этого не делая, а самому быть для кого-то этим даром. Так оно и приобретается. «Стяжается».

weekend.rambler.ru


Смотрите также