Храм Святого Духа в Талашкино. Талашкино храм святого духа


Николай Константинович Рерих и необычная судьба Церкви Святого Духа.

1.22В музее-заповеднике Талашкино находится очень интересная своей историей, архитектурой и росписью церковь Святого Духа, построенная в традициях старого русского зодчества с тремя рядами кокошников и маленькой главкой.Проект был создан  несколькими авторами: С.В. Малютиным, И.Ф. Барщевским и княгиней М.К. Тенишевой. Над росписью и мозаикой Храма трудился Николай Константинович Рерих.Рерих работал не только над украшением Храма, но и участвовал в других проектах княгини Тенишевой. Художник восторженно называл её "большим человеком" и "настоящей Марфой Посадницей"Тенишева писала о Рерихе ― в вспоминаниях в Париже в 1920-е годы ― "Только с ним, если Господь приведёт, доделаю Храм. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого. Дух Святой ― сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие… Какая задача для художника! Какое большое поле для воображения! Сколько можно приложить к Духову храму творчества! Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел. Аминь. Всю дорогу от Москвы до Талашкина мы горячо беседовали, уносясь планами и мыслью в беспредельное. Святые минуты, благодатные…»2.28
Храму Святого Духа так и не суждено было обрести ту судьбу, которую ему готовила княгиня и её единомышленники. Они мечтали создать памятник, сочетающий в себе различные иконографические представления и конфессии. Пытаясь привнести новизну, художник нарушил каноны церкви и Храм не был освящён.Из других источников стало известно, что Храм не освятили из-за того, что началась 1-я мировая война и он не был до конца расписан...Но тем не менее стал усыпальницей мужа М.К. Тенишевой.После революции Мария Клавдиевна уехала из России, тело её покойного супруга из Храма убрали, а церковь стали использовать не по назначению.3.21
Несколько лет назад, когда мы приезжали сюда, храм был в заброшенном состоянии. Экскурсии внутрь не пускали. Нам удалось разглядеть в окошко кусочек сохранившейся росписи Рериха. Сейчас Храм реставрируется. Надеюсь, что реставраторы воссоздадут чудесные  роспись и мозаику. Могу немного описать что там раньше  было по воспоминаниям очевидцев. Они пишут, что центральное место среди росписей занимала Царица Небесная над рекой жизни. Но в ней художник объединяет язычество и восточные традиции. Руки Царицы Небесной сложены в характерном для Индии жесте. Одежду её украшают звериные и растительные орнаменты. Иконостас Храма настолько низок, что взору открывается часть алтарной зоны, чего не было в православных Храмах с 16 века. Рерих вспомнил древнерусские традиции, что оказалось спорным вопросом...  Рерих с Тенишевой выбрали низкий иконостас не случайно, они хотели тем самым  увидеть путь истинный, путь, указанный Христом...При возведении иконостаса художник опирался на традицию организации храмового пространства в Софии Киевской. По евангельским событиям, когда в момент смерти Христа разорвалась ткань, скрывающая алтарь иудейского храма и всё тайное стало явным. Стал виден путь искупления собственной кровью, а не кровью жертвенных животных. Путь трудный, сулящий терновый венец и распятие, но единственный, открытый всем.Споры по поводу росписи этого Храма и алтаря не умолкают до сих пор, но они ведутся на высоком религиозно-философском уровне...

4.23aТолько лик Спасителя остался нам в наследие от гениального художника в хорошем состоянии, вот уже около века  всепрощающе взирающий  на нас с западного фасада церкви...5.30aЭто фотография, сделанная в октябре 2007 году, во время дождя, в прошлый наш приезд в Талашкино...6.11Творчество Николая Константиновича Рериха (в том числе и церковное) в начале 20 века было одним из знаменательных и глубоко уважаемых явлений русской культуры.В Талашкино, помимо Храма Святого Духа, он сумел поработать надо многими темами. На фото это видно...В экспозиции музея "Талашкино" приведены следующие слова княгини Тенишевой: "...Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и их пользы..."Очень хочется, чтобы роспись Храма Святого Духа была воссоздана по сохранившимся эскизам. Приехать сюда вновь и увидеть его в том виде, в котором Храм был задуман его создателями...

your-angelika.livejournal.com

Талашкино-Фленово

Приехав в Смоленск отмечать Новый год, мы в первую очередь отправились в село Талашкино-Фленово — бывшее имение Марии Клавдиевны Тенишевой.Навигатор честно привёл нас в центр села, но делать там оказалось нечего. От старинного имения уцелели лишь остатки парка. Усадебный дом сожгли нацисты, а после войны на его фундаменте построили сельский дом культуры.

Макет усадебного дома в Талашкино

Талашкино. История усадьбыСельскохозяйственная школа для крестьянских детей М.К.ТенишевойТеремокТеремок. Коллекция музеяЦерковь Святого Духа

Талашкино. История усадьбы

Во времена польского владычества король Сигизмунд III пожаловал село некоему шляхтичу Гейдалу Талашке. Его наследники служили уже русскому престолу и вначале XVIII столетия потомок Талашки Шупинский получил Талашкино за верную службу. В конце XIX века владелицей имения становится княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская, в девичестве Шупинская. Мария Клавдиевна Тенишева была подругой княгини Святополк-Четвертинской и гостила у неё в Талашкино.В 1893 году муж Марии Клавдиевны, крупный промышленник и выдающийся учёный князь Вячеслав Николаевич Тенишев приобрёл имение для своей супруги.Мария Клавдиевна была разносторонне одарённой женщиной. Отец её неизвестен. По слухам она была внебрачной дочерью самого императора Александра II.

Портрет княгини Тенишевой работы Константина Коровина. 1899 год

Княгиня Тенишева увлекалась музыкой, живописью, эмальерным делом, коллекционировала и изучала древнерусское искусство, старалась сохранять и развивать народные промыслы. Имение Талашкино стало одним из центров формирования «неорусского стиля».В центре Смоленска на улице, с недавних пор носящей имя Тенишевой, уцелело старинное здание музея «Русская старина», где хранились коллекции, собранные Марией Клавдиевной. Увы, после 1917 года многое разошлось по разным музеям, что-то вообще пропало, а здание занимает отдел природы Смоленского музея.

Сохранилось лишь майоликовое панно над входом, напоминающее о собрании княгини Тенишевой.

В 1894 году Мария Клавдиевна приобрела хутор Флёново в полутора верстах от Талашкино. Там расположилась одна из главных затей княгини Тенишевой — сельскохозяйственная школа для крестьянских детей. Именно во Фленово находятся музей в здании школы, замечательный «теремок» в неорусском стиле и церковь Святого Духа.

Фленово. Сельскохозяйственная школа для крестьянских детей М.К.Тенишевой

Школа занимает скромное одноэтажное здание с мезонином, когда то это был усадебный дом Краснополянских, владевших хутором до того, как в 1894 году его купила Мария Клавдиевна.

Обучение в школе было бесплатным, детям неимущих родителей предоставлялся пансион, одежда и обувь. По воспоминаниям княгини Тенишевой мальчики охотно шли учиться, а девочки стеснялись. Девочек привлекали возможностью сшить себе сарафан или другую одежду, но, получив готовое платье, девочки часто исчезали.

Одежда и обувь, которую выдавали ученикам школы во Флёново

Дети изучали общеобразовательные предметы: русский язык, арифметику, географию, закон Божий, физику и химию.

Кроме того каждый ученик обязательно изучал одно из ремёсел: девочки обучались рукоделию,

а мальчики по выбору занимались столярно-плотничьим

шорным, кузнечным или гончарным делом.

Ученики начинали с простейших работ, а в третьем специальном классе уже ремонтировали классную мебель, делали веялки и ульи, оконные рамы и сундуки.В кузнице ребята учились ковать подковы, обивали железом ящики и бочки, ремонтировали металлический сельскохозяйственный инвентарь.В шорной мастерской ученики чинили сбрую, делали хомуты и уздечки.Девочки учились шить бельё, занимались кружевоплетением и вышивкой.С такой подготовкой будущие крестьяне могли ремонтировать и изготавливать вещи, необходимые в хозяйстве.Сельскохозяйственное обучение велось по специальным программам: садоводству, земледелию, огородничеству, пчеловодству с обязательной летней практикой.

Талашкино-ФленовоОбучение в тенишевской школе готовило детей к будущему ведению собственного хозяйства, поступлению в Сельскохозяйственную академию и работе управляющими в имениях.

Оркестр балалаечников М.К.Тенишевой

На хуторе Флёново Мария Клавдиевна организовала оркестр балалаечников. Руководил оркестром выпускник Петербургской консерватории Лидин — лучший музыкант из знаменитого оркестра Василия Васильевича Андреева. Сам Андреев побывал в Талашкино накануне выступления тенишевского оркестра на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Концертные костюмы оркестра балалаечников

Для концерта на всемирной выставке княгиня Тенишева придумала изготовить расписные балалайки. Врубель, Коровин, Малютин, Сомов и сама Мария Клавдиевна украсили инструменты для оркестра. Ей предлагали за них огромные деньги, но Тенишева не продала ни одной балалайки.

С.В.Малютин. Балалайка «Змей Горыныч»М.А.Врубель. Балалайка «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Мария Клавдиевна Тенишева организовала в Талашкино любительский театр. Его оформлением занимался С.В.Малютин, приехавший в Талашкино по рекомендации М.А.Врубеля. По эскизу Малютина был создан занавес «Баян, играющий на гуслях».

Под занавесом работы Малютина виден макет здания театра и инструменты тенишевского оркестра балалаечников.

Резное панно «Садко», украшавшее театр, также вырезали по эскизу Малютина.

Мария Клавдиевна принимала самое деятельное участие в постановке спектаклей как режиссёр, гримёр и костюмер.

Я.Ф.Ционглинский. Портрет М.К.Тенишевой 1896 год
Теремок

Главным украшением Флёново служит «теремок», построенный Сергеем Васильевичем Малютиным в 1901 году. Это яркий образец «неорусского стиля». Малютин построил «теремок» на склоне холма. Он состоит из нескольких срубов на кирпичном подклете. Асимметричная композиция, разнообразие объёмов, различные по формам и размерам окна, резные расписные украшения создают праздничный сказочный облик «теремка». Его необходимо рассматривать со всех сторон, каждый его фасад, каждая деталь единственны и неповторимы.

«Теремок». Западный фасадТалашкино-Фленово«Теремок». Вид с юго-востока.«Теремок». Лоджия«Теремок». НаличникРезной кронштейн сруба 2-го этажаРезной кронштейн карниза

Вокруг «Теремка» была ограда с четырьмя резными воротами, двое из них восстановлены.

Сказочная необычность «Теремка» поражала многих гостей Талашкино, в том числе Игоря Стравинского, работавшего здесь над балетом «Весна Священная», Николая Рериха, расписавшего церковь Святого Духа и Сергея Константиновича Маковского — поэта, литературного критика и организатора художественных выставок.

Теремок. Коллекция музея

«Теремок» построили в качестве гостевого дома и библиотеки. Сейчас его используют как музей. Среди экспонатов есть уникальная фотография Марии Клавдиевны Тенишевой в юности.

Талашкино-Фленово

Пражское переиздание её диссертации, защищённой в 1916 году.

Керамические ковшики в «русском стиле», созданные самой хозяйкой Талашкино.

Талашкино-ФленовоВторой этаж полностью сохранил планировку и отделку. Он состоит из нескольких срубов, как бы перетекающих один в другой. Помещения окружают изразцовую печь.

Комнаты наполнены образцами народного искусства из коллекции Марии Клавдиевны Тенишевой

а также мебелью, посудой и утварью, выполненными С.В.Малютиным, А.П.Зиновьевым и самой М.К.Тенишевой.

Буфет работы А.П.ЗиновьеваКресло. Эскиз М.К.Тенишевой, вышивка Е.Самусевой.Блюда. С.В.Малютин. Талашкинские мастерские.Талашкино-ФленовоПортал «Георгий Победоносец» работы М.К.Тенишевой. Дерево,эмаль.Резной деревянный столик со столешницей из агата. С.В.Малютин.

На втором этаже «Теремка» представлены эскизы церкви Святого Духа, выполненные М.А.Врубелем

Владимиром Васильевичем Сусловым — архитектором, реставратором и знатоком русских древностей.

Талашкино-Фленовои С.В.Малютиным

Последний лёг в основу проекта, по которому Малютин, Барщевский и княгиня Тенишева построили церковь в неорусском стиле, сохранившуюся до наших дней. Церковь строили с 1902 по 1905 год.

Церковь Святого Духа
Церковь Святого Духа. Вид с запада.Церковь Святого Духа. Вид с северо-востока.

В 1903 году в церкви похоронили Вячеслава Николаевича Тенишева. Спустя 15 лет «освобождённый народ» надругается над прахом учёного. Тело покойного вытащат из гроба, «усадят» в кресло и сунут газету в мёртвые руки. Затем зароют на сельском погосте. Ныне могила В.Н.Тенишева утеряна.Николай Константинович Рерих расписал церковь в 1908- 1914 годах.

Талашкино-ФленовоН.К.Рерих. Роспись церкви Святого Духа. Фото 1914 года. Источник: http://stroganov.livejournal.com/

Один из эскизов Рериха мы увидели в «Теремке».

В самой церкви росписи не практически не сохранились. В советское время здесь был склад зерна.

Зато уцелела потрясающая по силе и выразительности мозаика над западным входом в храм. Её создал знаменитый петербургский мозаичист Фролов по эскизу Н.К.Рериха. На мозаике изображён Спас Нерукотворный образ.

Мария Клавдиевна Тенишева, Сергей Васильевич Малютин и многие из замечательных деятелей искусства, бывавшие в Талашкино, после 1917 года вынуждены были покинуть Россию.В 1946 году Игорь Эммануилович Грабарь добился создания во Флёново историко-художественного заповедника.В 2008 году на 150-летнюю годовщину со дня рождения Марии Клавдиевны Тенишевой ей установили памятник. Княгиня Тенишева как будто остановилась на минутку между сельскохозяйственной школой и «Теремком».

Талашкино-ФленовоАвтор статуи заслуженный художник России Людмила Ельчанинова.

Ещё о Смоленске: Новый год в Смоленске — I, Новый год в Смоленске-IIСмоленск на тарелочкеСити-отель в СмоленскеДостопримечательности Лопатинского сада.

TEXT.RU - 100.00%

kraeved1147.ru

Талашкино - Церковь Святого Духа — Ресурсный центр Музыка

Фленово-Талашкино - Церковь Святого ДухаФленово-Талашкино - Церковь Святого ДухаФленово-Талашкино - Церковь Святого Духа

В 1902 году в Усадьбе Фленово-Талашкино началось строительство Церкви Святого Духа. Проект - результат совместного творчества С.В.Малютина, И.Ф.Барщевского, В.В.Суслова и самой М.К.Тенишевой. Постройка получилась необычной и очень выразительной. Мозаичную икону Спас Нерукотворный выполнил Н.К.Рерих.

Над ее украшением он трудился с 1908 по 1914год. До начала Первой мировой войны он успевает выполнить фрески алтаря, расписать одну из арок и выложить мозаику над главным входом.

До этого Николай Константинович уже приезжал в Смоленск по приглашению княгини. Достопримечательности Смоленска, а особенно Смоленская Стена, его сильно впечатлили. Рерих написал здесь несколько картин («Сторожевая башня», «Общий вид стен кремлевских», «Смоленская башня» и др.). В Художественных мастерских он занимался керамикой (в «Теремке» есть его работы – ваза и картины).

Фленово-Талашкино - Церковь Святого ДухаФленово-Талашкино - Церковь Святого Духа

Николай Рерих для Фленово - прежде всего художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший ее внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой, которая удивительным образом сохранилась до наших дней. В отличие от росписей - они были на тканевой основе! – и по этой причине не сохранились.

Фленово-Талашкино - Церковь Святого ДухаФленово-Талашкино - Церковь Святого Духа

Смальтовая мозаика Н.К. Рериха "Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами" над порталом церкви.

Но отступления от православного канона - Рерих над алтарем изобразил не Русскую Богородицу, а Матерь Мира - послужили причиной того, что церкви строго отказали в освящении. Освятили лишь её цокольный этаж - Храмовую Усыпальницу, где в 1903 году был захоронен прах умершего в Париже князя Тенишева. (Гроб сохранялся в подклети Храма до 1917 года).

В 1919 году Тенишева вместе с Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В.А. Лидиным покинула Россию навсегда. М.К. Тенишева скончалась 14 апреля 1928 года в парижском пригороде Сен-Клу.

В некрологе, посвященном Марии Клавдиевне, просветительнице, меценату, организатору одного из крупнейших художественных центров начала XX века - Талашкина, И.Я.Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

После залпа Авроры во Фленово стали твориться немыслимые вещи: его разграбили, из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, местными жителями был вынесен и разломан гроб князя Тенишева, тело тайно перенесено сочувствующими крестьянами на сельское кладбище на территории березовой рощи. После бомбежки во время Великой Отечественной войны могила была утеряна. Впоследствии около церкви Святого Духа был установлен символический памятный крест в память о хозяине этих земель, Вячеславе Николаевиче Тенишеве, благодетеле и муже княгини Марии Клавдиевны Тенишевой.

Судьба творческого наследия М. К. Тенишевой трагична. В России находятся только пять ее эмальерных произведений. Все остальное разбросано по частным коллекциям и музеям мира.

Фленово-Талашкино - Церковь Святого ДухаФленово-Талашкино - Церковь Святого ДухаФленово-Талашкино - Памятник хозяйке усадьбы в стиле городской реалистической скульптуры во Фленове появился в 2008 году к 150-летию Тенишевой - нарядная статная дама как бы встречает гостей, опираясь на зонтик. На памятном камне слова М.К.Тенишевой: "Храмы, музеи, памятники строятся не для современников... Они строятся для будущих поколений."

Подготовила: Венская И.С.

Читайте также:

rcmuzyka.com

Н.В. Тютюгина: Храм Святого Духа в Талашкино

В связи с недавним посещением губернатором Смоленской области храма Святого Духа 1 февраля 2018 года в СМИ появилась публикация:

«Мы заново открыли фреску Рериха». Островский намерен добиться дальнейшего восстановления уникального храма во Флёново.

Видео размещено видеопорталом "Первый Смоленский"

 

Тютюгина Наталья Владимировна, историк искусства, член Ассоциации искусствоведов России, предоставила пояснения об истории создания храма, попытках его реконструкции и перспективах восстановления. Иллюстрации: здесь.

 

ХРАМ СВЯТОГО ДУХА ВОЗРОЖДАЕТСЯ

Где желать вершину красоты, как не в храме,

высочайшем создании нашего духа?

Н.К. Рерих

 

В 1900 году в деревне Фленово, в имении князей Тенишевых Талашкино под Смоленском, был заложен храм. Главным архитектором строительства выступила покровительница и подвижница русской культуры - княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.[1] В 1903 году умер муж М.К. Тенишевой князь Вячеслав Николаевич Тенишев, и храм стал фамильной усыпальницей[2]. Строительные работы были полностью завершены к 1905 году. Но в России в тот год начались революционные беспорядки, которые коснулись, в том числе, имения княгини: Мария Клавдиевна вынуждена была уехать в Париж. Вернулась она лишь в 1908 году с мыслью, наконец, завершить церковь во Фленове[3]. Тогда же пришло решение посвятить храм Святому Духу.

Расписать церковь княгиня предложила своему близкому другу – художнику Николаю Константиновичу Рериху. «Я только забросила слово, а он откликнулся. Слово это – храм – вспоминала в Париже в 1920-е годы М.К. Тенишева, – Только с ним, если Господь приведет, доделаю его. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого. Дух Святой – сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие. Какая задача для художника! Какое большое поле для воображения! Сколько можно приложить к Духову храму творчества! Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел. Аминь. Всю дорогу от Москвы до Талашкина мы горячо беседовали, уносясь планами и мыслью в беспредельное. Святые минуты, благодатные» [Рерих в России. - М.: Международный Центр Рерихов, 1993. – 79 с. С. 71].

Мария Клавдиевна сначала заказала Н.К. Рериху расписать лишь алтарную часть храма. Но затем в храме появились также росписи Н.К. Рериха «Трон Невидимого Бога», «Николай Угодник» и мозаика «Спас Нерукотворный». Во внутреннем пространстве храма Святого Духа Н.К. Рерих и М.К. Тенишева также поставили перед собой задачу возродить древнюю христианскую традицию, согласно которой алтарная часть храма была почти полностью обозрима для верующих. Дело в том, что окончательное становление высокого иконостаса в храмах Руси, закрывающего алтарь, относится лишь к XVI веку [Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи.- СПб.: МИФРИЛ, 1995. – 103 с. С. 49-60]. До этого периода алтарь был открыт полностью для обозрения. Позднее в храмах появилась алтарная преграда, на которой располагались иконы лишь в один-два ряда, и запрестольная роспись была видна даже при закрытых царских вратах. В XVI веке иконостас вырос в виде стены до полного сокрытия алтарной части от основного пространства церкви. Н.К. Рерих и М.К. Тенишева выбрали исторически промежуточный вариант, в котором иконостас, преграждая вход в алтарь, не скрывал его полностью. О том, что в храме во Фленове по замыслу устроителей должен быть низкий иконостас, писал Максимилиан Волошин: «Глубоко интересно, какое впечатление будет производить она (Царица Небесная – Н.Т.), когда заполнит собою все пространство главного нефа церкви над низким деревянным иконостасом» [Талашкино. Сборник документов. Составитель, автор вст. статьи, примечаний Л.С. Журавлева. – Смоленск: Издательство «Посох», 1995. – 543 с. С. 272].

В желании возродить древнюю традицию низкого иконостаса Н.К. Рерих и М.К. Тенишева среди современников не были одиноки. Подобный одноярусный иконостас представлен в настоящее время в Покровском храме в Пархомовке 1906 года (архитектор В.А. Покровский). Эта идея опиралась на образец храма Святой Софии в Киеве. Одноярусный иконостас по тому же образцу отделяет алтарь от остальной части центрального нефа и во Владимирском соборе (1896) в Киеве. Низкий иконостас согласно традиции в свое время предлагал установить в процессе реконструкции Успенского собора Киево-Печерской Лавры (1070) и архитектор А.В. Щусев. Проект был утвержден митрополитом Киевским Флавианом, но не был реализован [Сорокин Игорь. Художник каменных дел.- М.: Московский рабочий, 1987. – 317 с. С. 162-171].

Существует неверное представление о том, что храм Святого Духа не был освящен после завершения в связи потому, что росписи и мозаика художника не были приняты церковью. В действительности же храм утверждался М.К. Тенишевой исключительно как православный. «Моя школа во Фленове взяла столько моих сил, симпатий и преданности, что я уже смотрела на нее, как на нечто стойкое, прочное, вполне установившееся, и мне захотелось увенчать свое создание храмом Божиим, - вспоминала княгиня. – Некоторые практические соображения побуждали меня приступить как можно скорее к осуществлению этой мысли. В наше школьное воспитание обязательно входило церковное пение. В то время Фленово принадлежало к Знаменскому приходу, отстоявшему от Талашкино в пяти верстах, а само Талашкино – к Бобыревскому, тоже в пяти верстах. По воскресеньям и по праздникам мои ученики ходили петь в Знаменскую церковь, а в пасхальную ночь они должны были идти по грязи во всякую погоду, отдыхая в грязной сторожке, переполненной насекомыми, и возвращались домой грязными, усталыми, принося с собой паразитов. Так естественно было желать, чтобы при школе был Божий храм» [Талашкино. Сборник документов. Составитель, автор вст. статьи, примечаний Л.С. Журавлева. – Смоленск: Издательство «Посох», 1995. – 543 с. С. 323]. Предварительные эскизы Н.К. Рериха для росписи храма обсуждались с представителями Смоленской епархии и были официально утверждены. «Когда задумывался храм святого Духа в Талашкине, на алтарной абсиде предположилось изображение Владычицы Небесной. Помню, как произошли некоторые возражения, но именно доказательство Киевской «Нерушимой стены» прекратило ненужные словопрения», - вспоминал художник [Рерих Н.К. Листы дневника. - М.: МЦР, 1995-1996.– Т. 1. – 671 с. С. 471][4]. Храм Святого Духа не был освящен исключительно из-за начала Первой мировой войны, которая помешала завершить росписи, а затем Октябрьская революция вынудила М.К. Тенишеву эмигрировать в Париж. Как писал художник: «Но именно в храме прозвучала первая весть о войне. И дальнейшие планы замерли, чтобы уже более не довершиться. Но, если значительная часть стен храма осталась белая, то все же основная мысль этого устремления успела выразиться» [Талашкино. Сборник документов. Составитель, автор вст. статьи, примечаний Л.С. Журавлева. – Смоленск: Издательство «Посох», 1995. – 543 с. С. 285].

Будучи в Париже проездом по пути в Индию, в 1923 году Рерихи в последний раз встретились с М.К. Тенишевой. Об этой встрече Николай Константинович также вспоминал: «Когда М[ария] К[лавдиевна] узнала об отъезде нашем в центральную Азию, она лежала больной в своем малом Талашкине. «Ну, отче Никола, видно, и взаправду собрался ты храм строить», - так напутствовала М[ария] К[лавдиевна] наше последнее свидание» [Талашкино. Сборник документов. Составитель, автор вст. статьи, примечаний Л.С. Журавлева. – Смоленск: Издательство «Посох», 1995. – 543 с. С. 286]. После возвращения из Центрально-Азиатской экспедиции в 1928 году Рерихам сообщили, что М.К. Тенишева скончалась в Париже. «Оглядываюсь с чувством радости на деятельность М[арии] К[лавдиевны], - писал Николай Константинович в память о княгине. - Как мы должны ценить тех людей, которые могут вызвать в нас именно это чувство радости. Пусть и за нею самою, в те области, где находится она теперь, идет это чувство радости сознания, что она стремилась к будущему и была в числе тех, которые слагали ступени грядущей культуры. Большой человек – настоящая Марфа Посадница!» [Талашкино. Сборник документов. Составитель, автор вст. статьи, примечаний Л.С. Журавлева. – Смоленск: Издательство «Посох», 1995. – 543 с. С. 287].

Храма Святого Духа стал вершиной сотворчества Марии Клавдиевны Тенишевой и Николая Константиновича Рериха, сотворчества, «слагающего ступени грядущей культуры». И по-своему провидчески звучат слова Н.К. Рериха, сказанные еще в самом начале строительства: «Видел и начало храма. Протекают годы в спокойной работе. Пусть она возможно полней воплотит заветы красоты. Где желать вершину красоты, как не в храме, высочайшем создании нашего духа?» [Рерих Н.К. О старине моления. Листки. Сказки. - М.: Международный Центр Рерихов, Благотворительный фонд им. Е.И. Рерих, 1999. – 301 с. С. 109].

Уникальный памятник русской православной архитектуры и живописи начала ХХ столетия, пережив забвение Первой мировой войны, погром революционных лет[5], кровавые события Второй мировой войны, неудавшуюся реставрацию 1970-х годов, не умер, но оказался на долгие годы в запустении.

В отчете Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей за 1974 год о состоянии росписей можно прочесть следующее: «Сохранилось не более одной четвертой части живописи. Утрачена вместе со штукатуркой та часть росписей, где находился лик Царицы Небесной – центральной фигуры композиции росписей. Основная причина утрат – разрушение и опадение штукатурных слоев вместе с живописью. Несомненно, помещение храма вместе с живописью испытало все превратности судьбы покинутого, а затем использовавшегося не по назначению здания. Но вместе с тем очевидно, что при строительстве, а затем и подготовке стены под живопись были допущены серьезные просчеты, необоснованные комбинации различных несовместимых материалов» [Монументальная живопись Н.К. Рериха. Исследование и реставрация. К 100-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха. - М.: Изобразительное искусство, 1974. – 56 с. С. 50–52]. Справедливости ради необходимо сказать, что уже в период окончания росписей в 1914 году были обнаружены инженерные недоработки в процессе строительства храма. Была создана комиссия во главе с братом художника - архитектором Б.К. Рерихом, которая составила соответствующее заключение и рекомендации. Но из-за начала Первой мировой войны недоработки не успели устранить. В 1970-е годы была сделана попытка реставрации храма: «В настоящее время отделом монументальной живописи ВЦНИЛКР [6] разработана методика реставрации сохранившихся фрагментов росписей в церкви св. Духа и начаты консервационные работы на памятнике, - сообщается в материалах научно-исследовательской лаборатории. Но технологическая усложненность в исполнении росписей сыграла и здесь свою отрицательную роль. Методика и способы консервации также необычайно усложнились, и для полного завершения реставрационного процесса потребуется очень много времени» [Монументальная живопись Н.К. Рериха. Исследование и реставрация. К 100-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха. - М.: Изобразительное искусство, 1974. – 56 с. С. 56]. К сожалению, реставрация храма не была завершена, и со временем росписи полностью осыпались.

Прошли десятилетия, и вот в 2012 году была начата новая реставрация храма Святого Духа, а к 2018 году завершился первый ее этап – отреставрирована мозаика входа и стены храма. Обнадеживающе звучат слова губернатора Смоленской области Алексей Островский о намерении продолжить восстановление в Храме росписей Н.К. Рериха[7].

Несомненно, храм Святого Духа ждет дальнейшей реконструкции. Нам также представляется естественным профессиональное восстановление в храме Святого Духа росписей, исполненных Николаем Константиновичем Рерихом в сотрудничестве с Марией Клавдиевной Тенишевой. Сохранились фотографии интерьера, эскизы художника, появилось новое поколение мастеров, способных со всей чуткостью проникнуть в замысел великих подвижников русской культуры. Именно к будущему обращены слова княгини М.К. Тенишевой, запечатленные в музее «Талашкино»: «Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений. Для их развития и их пользы. Остается созданное на пользу и служению юношеству, следующему поколению и Родине […]» [Тенишева Мария. Впечатления моей жизни. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 464 с.]

[1] Неистощимая энергия этой великой русской женщины с особенным вдохновением была запечатлена в картине М.А. Врубеля «Валькирия» (1899), представляющей М.К. Тенишеву в образе огненной девы.

В создании проекта храма вместе с М.К. Тенишевой принимали участие археолог и собиратель народного искусства И.Ф. Барщевский, художник С.В. Малютин, искусствовед А.В. Прахов, архитектор В.В. Суслов, художник М.А. Врубель. [Талашкино. Авторы-составители Б.Ф. Рыбченков, А.П. Чаплин. - М.: Изобразительное искусство, 1973. – 183 с. Комментарии, IV]; [Талашкино. Сборник документов. Составитель, автор вст. статьи, примечаний Л.С. Журавлева. – Смоленск: Издательство «Посох», 1995. – 543 с. С. 322]; [Княгиня Мария Тенишева в зеркале Серебряного века. Каталог выставки. - М.: Научно-издательский отдел ГИМ, 2008. – 216 с. С. 66-67]

[2] Первоначально храм задумывался во имя Преображения Господня. «Смоленский вестник» за 1900 год по этому поводу сообщал: «В четверг, 7 сентября, в имении Талашкине, в 15 верстах от Смоленска, совершена была закладка новой церкви во имя Преображения Господня. Церковь сооружается владелицей имения кн. М.К. Тенишевой преимущественно для нужд местной сельскохозяйственной школы. Церковь строится по личным указаниям владелицы в строго древнерусском стиле, будет богато расписана и разукрашена мозаикой, майоликой и обещает быть выдающимся в художественном отношении сооружением» [Талашкино. Авторы-составители Б.Ф. Рыбченков, А.П. Чаплин. - М.: Изобразительное искусство, 1973. – 183 с. С. 323].

[3] Фленово – это деревня, которая входила в состав имения Талашкино. Во Фленове княгиня М.К. Тенишева построила школу для крестьянских детей, которых обучали не только грамоте, но и художественному ремеслу.

[4] «Нерушимой стеной» в народе называют образ Богоматери Оранты в храме Святой Софии в Киеве.

[5] Во время революционных беспорядков 1917 года усыпальницу храма разорили, а над телом князя В.Н. Тенишева надругались.

[6] Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей (с 1979 года ВНИИР, ныне ГосНИИР).

[7] Электронный ресурс: https://smoldaily.ru/myi-zanovo-otkryili-fresku-reriha-ostrovskiy-nameren-dobitsya-dalneyshego-vosstanovleniya-unikalnogo-hrama-vo-flyonovo (дата обращения 09.02.2018).

 

xn----7sbhgebbvdxuvxbg8e.xn--p1ai

Храм Святого Духа в Талашкино

Храм Святого Духа в Талашкине Презентация выполнена ученицей 4-б класса МБОУ Пригорская СШ Смоленского района Лесковой Дарьей Игоревной. Руководитель: учитель начальных классов Чуркина Светлана Петровна Консультант: научный сотрудник историко-архитектурного комплекса «Теремок» Смолий Ольга Петровна 2015г.

Храм Святого Духа в Талашкине

Презентация выполнена ученицей 4-б класса

МБОУ Пригорская СШ Смоленского района

Лесковой Дарьей Игоревной.

Руководитель: учитель начальных классов

Чуркина Светлана Петровна

Консультант: научный сотрудник историко-архитектурного комплекса «Теремок» Смолий Ольга Петровна

2015г.

 Данная презентация может быть использована в начальной школе: - на уроках азбуки Смоленского края; - на уроках ОРКСЭ; - на уроках изобразительного искусства; - при организации заочной экскурсии; - при проведении внеклассных мероприятий.

Данная презентация может быть использована в начальной школе: - на уроках азбуки Смоленского края; - на уроках ОРКСЭ; - на уроках изобразительного искусства; - при организации заочной экскурсии; - при проведении внеклассных мероприятий.

 Литература: 1. Журавлёва Л.С. Талашкино. М.: Изобразительное искусство, 1989. 2. Рерих Н.К. Листы дневников. М. 1995. 3. Бурый В.П., Жаренков Г.В Работа над росписями Н.К. Рериха в Талашкине. Изобразительное искусство, 1974.

Литература: 1. Журавлёва Л.С. Талашкино. М.: Изобразительное искусство, 1989. 2. Рерих Н.К. Листы дневников. М. 1995. 3. Бурый В.П., Жаренков Г.В Работа над росписями Н.К. Рериха в Талашкине. Изобразительное искусство, 1974.

 Храм – освящённое здание, в котором верующие собираются славить Бога и молиться ему. По своему наружному устройству Божьи храмы отличаются от прочих обыкновенных зданий. Главный вход в храм всегда бывает с запада. Самая важная часть храма, алтарь, всегда обращена на восток. Храмы завершаются одной или несколькими главами, увенчанными крестами. Одна глава на церкви Божьей проповедует о том, Бог есть един.

Храм – освящённое здание, в котором верующие собираются славить Бога и молиться ему. По своему наружному устройству Божьи храмы отличаются от прочих обыкновенных зданий. Главный вход в храм всегда бывает с запада. Самая важная часть храма, алтарь, всегда обращена на восток. Храмы завершаются одной или несколькими главами, увенчанными крестами. Одна глава на церкви Божьей проповедует о том, Бог есть един.

 Храм-усыпальница Святого Духа находится неподалёку от Талашкина в бывшем имении Флёново удивительно талантливой женщины, горячо любившей русское искусство, Марии Клавдиевны Тенишевой.

Храм-усыпальница Святого Духа находится неподалёку от Талашкина в бывшем имении Флёново удивительно талантливой женщины, горячо любившей русское искусство, Марии Клавдиевны Тенишевой.

 Проекты этой церкви, созданы М.А.Врубелем, В.В. Сусловым, С.В. Малютиным, И.Ф. Барщевским и самой М.Кл. Тенишевой. При входе в здание висит плита с надписью: «Храм Духа. Усыпальница князя В.Н. Тенишева. Авторы проекта: С.В. Малютин, М.Кл. Тенишева, И.Ф. Барщевский. 1900 – 1904».

Проекты этой церкви, созданы М.А.Врубелем, В.В. Сусловым, С.В. Малютиным, И.Ф. Барщевским и самой М.Кл. Тенишевой. При входе в здание висит плита с надписью: «Храм Духа. Усыпальница князя В.Н. Тенишева. Авторы проекта: С.В. Малютин, М.Кл. Тенишева, И.Ф. Барщевский. 1900 – 1904».

 В архитектуре церкви соединились формы древнерусского зодчества с народной сказочностью.

В архитектуре церкви соединились формы древнерусского зодчества с народной сказочностью.

Фасад храма с восточной стороны - алтарь

Фасад храма с восточной стороны - алтарь

 Внешний облик храма определяют цоколь, облицованный природным камнем, череда возносящихся кокошников, декоративные пилястры, ажурные решётки на окнах

Внешний облик храма определяют цоколь, облицованный природным камнем, череда возносящихся кокошников, декоративные пилястры, ажурные решётки на окнах

 Вместо цилиндрического барабана – совершенно необычная пирамида, оканчивающаяся большой луковицей.

Вместо цилиндрического барабана – совершенно необычная пирамида, оканчивающаяся большой луковицей.

 Конструкция храма с сомкнутым сводом сведена к упрощённому варианту кубического объёма, к которому с боков примыкают две галереи-паперти

Конструкция храма с сомкнутым сводом сведена к упрощённому варианту кубического объёма, к которому с боков примыкают две галереи-паперти

Южный фасад храма

Южный фасад храма

Западный фасад, главный вход в храм

Западный фасад, главный вход в храм

 Спас Нерукотворный. Мозаика по эскизу Н.К. Рериха над входом в храм. Лик Спаса написан в цветовой гамме, подобной хмурым облакам.

Спас Нерукотворный. Мозаика по эскизу Н.К. Рериха над входом в храм. Лик Спаса написан в цветовой гамме, подобной хмурым облакам.

 Обрамлённый кольцом тёмных волос , выложенных синими и коричневыми смальтами, лик Спаса, кажется, светится, как нимб. В то же время эта цветовая гамма позволяет оттенить белки глаз. И хотя они совершенно незначительны по размерам, но, впечатляют своей выразительностью. Взгляд его огромных , запавших в глубоких впадинах глаз неподвижен в стоическом противостоянии злу мира.

Обрамлённый кольцом тёмных волос , выложенных синими и коричневыми смальтами, лик Спаса, кажется, светится, как нимб. В то же время эта цветовая гамма позволяет оттенить белки глаз. И хотя они совершенно незначительны по размерам, но, впечатляют своей выразительностью. Взгляд его огромных , запавших в глубоких впадинах глаз неподвижен в стоическом противостоянии злу мира.

 Мозаика над порталом, заключённая в большой килевидный кокошник, представляет сложную композицию.

Мозаика над порталом, заключённая в большой килевидный кокошник, представляет сложную композицию.

Сырость привела к тому, что в настоящее время от росписи остались лишь небольшие фрагменты.

Сырость привела к тому, что в настоящее время от росписи остались лишь небольшие фрагменты.

Херувимы. Фрагмент мозаики на арке входа.

Херувимы. Фрагмент мозаики на арке входа.

Серафим. Фрагмент мозаики.

Серафим. Фрагмент мозаики.

К сожалению время не пощадило этот шедевр зодчества.

К сожалению время не пощадило этот шедевр зодчества.

 Необходимо беречь оставшиеся фрагменты мозаики, стены и душу этого храма.

Необходимо беречь оставшиеся фрагменты мозаики, стены и душу этого храма.

 Попадая во внутрь храма , стены как будто начинают разговаривать с тобой. Шепчут о прошлом, о смысле человеческого существования.

Попадая во внутрь храма , стены как будто начинают разговаривать с тобой. Шепчут о прошлом, о смысле человеческого существования.

 Но больше всего они просят, молят о продлении своего века. А чтобы храм мог ещё долго- долго жить ему нужна вера людей и любовь. Любовь к Всевышнему.

Но больше всего они просят, молят о продлении своего века. А чтобы храм мог ещё долго- долго жить ему нужна вера людей и любовь. Любовь к Всевышнему.

 В распахнутом взоре Спаса, полном боли и страдания, ясно выражено желание жертвовать собой ради спасения человечества. Неужели современные люди не смогут спасти это чудесное творение?

В распахнутом взоре Спаса, полном боли и страдания, ясно выражено желание жертвовать собой ради спасения человечества. Неужели современные люди не смогут спасти это чудесное творение?

multiurok.ru


Смотрите также