Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт». Твой стих как божий дух носился


ТВОЙ СТИХ, КАК БОЖИЙ ДУХ, НОСИЛСЯ НАД ТОЛПОЮ...

 Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Этой дате я приурочил и своё чувство поэта и отношение к его творчеству. Это не анализ и не попытка дать какое-то обобщающее, глубинное его восприятие. Нет. Это просто два момента из моей жизни позволившие мне познакомиться с Поэтом и его творчеством.              

 

К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

 

Долго я не мог понять с чего начать писать этот материал. Задаваясь вопросом, что меня побудило обратиться к лермонтовской теме, прихожу к ответу: долг и судьба. О чем это я? А вот о чем. До зрелых лет своих я не очень увлекался поэзией и, следовательно, поэтами. О Лермонтове знал не более того, что преподавалось в средней школе: знал наизусть его «Парус» и … «Смерть поэта». Не было какого-то глубокого проникновения в суть творчества поэта, не было и даже потребности понять внутренний мир Михаила Юрьевича.

Но, вот в уже далеком 1984 году, будучи с инспекцией в одной из воинских частей гарнизона Белая, что расположен в нескольких километрах от Усолье-Сибирское Иркутской области, неожиданно для себя соприкоснулся с творчеством Михаила Юрьевича.

А было дело так. После строевого смотра войсковой части подполковника Тараненко В.Г., была у меня плановая встреча с женщинами гарнизона Белая. Женщины вообще народ бойкий, разговорчивый, а жены офицеров и прапорщиков, служащие СА — тем более. К концу встречи, которая длилась почти два часа, я уже знал так много о состоянии дел в части, что можно было, не продолжая дальнейшую работу, садиться и писать отчет об инспекции - «Акт проверки». Активность женсовета (были в наше время такие общественные женские организации) части была налицо. Женсовет в этом отдаленном гарнизоне был, скажем без какой-либо натяжки, центром не только культурно-просветительской, но и образовательной работы. Абсолютное большинство жен офицеров имели высшее образование. Среди них и педагоги, и музыканты, и врачи и …

Я об этих, заброшенных судьбой в сибирскую глушь, женщинах всегда вспоминаю с теплотой и любовью.

Особняком в моей памяти стоит, бывшая в те годы заведующей библиотекой части, жена военного лётчика-стратега Галина Ивановна Васильева. Эта молодая, красивая женщина очаровала меня глубоким знанием русской литературы. Ей понадобилось от силы пятнадцать минут, чтобы завоевать моё расположение. Галина Ивановна пригласила меня на вечер, посвященный Дню памяти поэта, который проводился в форме устного литературного журнала. На страницах литературного журнала было сказано много о «втором поэте» России, его творческой биографии, его смелости и даже дерзости в его гениальных стихах. Затаив дыхание я слушал, как «...пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова» (А. Герцен), о трагедии Печорина и о том, что любовь не может воскресить того, кого общество сделало «нравственным калекой». Рефреном всего вечера звучали слова поэта о том, как Вадим Новгородский, сражаясь с Рюриком, похитившим вольность славян пал за свободу новгородцев («Он пал в крови, и пал один — последний вольный славянин». Выделено мною- А.Ш.). К счастью в моём архиве сохранилась

обычная школьная тетрадка в которой я делал краткие пометки с того вечера в сибирском гарнизоне Белая. Это позволило мне теперь достаточно точно воспроизвести основные моменты.

С каким теплом и любовью рассказывала Галина Васильева о стихотворении Лермонтова «Парус»...

- Тема вольности и свободы звучит во многих произведениях поэта, - говорила Галина Ивановна, - но стихотворение «Парус» - это гимн свободе и мятежности человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремлению к обновлению мира... Но не только это. Одинокий парус Лермонтова символизирует сильную, независимую личность, одиночество её и трудность пути предназначенного этой личности.

Сегодня, спустя почти тридцать лет и столкнувшись непосредственно с европейскими «ценностями», уже начинаешь понимать значение, звучавших на этом вечере слов о развращающем влиянии цивилизации на человека. Нахожу кавказскую поэму «Измаил-Бей» и в ней строчки: «Развратом, ядом просвещенья// В Европе душной заражен» главный герой поэмы стал соблазнителем и «был лукавым сластолюбцем». А ведь в целом это положительный герой, ему присуще чувство высокой ответственности за родину, он верен высокой цели служения Отечеству...

 

Меня подкупала вовлеченность (с точки зрения активного участия) в этот лермонтовский вечер офицеров, сержантов, солдат и жен военнослужащих, их детей. Именно тогда я понял, какая, во истину народная любовь у гения русской литературы М.Ю.Лермонтова.. Уже тогда я поставил себе целью перечитать всё, что доступно из Лермонтова.

 

Вернувшись в Новосибирск я не пожалев времени, перечитал основные стихотворения и поэмы Михаила Юрьевича. Лермонтов мне помог глубже заглянуть в историю нашей страны. Повесть Лермонтова в стихах, посвященная Н.С. Шеншину, ( друг поэта университетской поры, одновременно поступивший с Лермонтовым в школу гвардейских прапорщиков) «Последний сын вольности» привела меня к Думе «Вадим» К. Ф. Рылеева, а чуть позже мне удалось познакомиться и с трагедией Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский».

Лермонтовская мысль о гибели «исконной славянской вольности» после пришествия в Новгород и утверждения власти варяга Рюрика до сих пор не даёт мне покоя. Всё настойчивее желание понять чем отличается «истинная славянская вольность» от свободы.

 

* * *

 

Ещё не раз судьба меня заставляла обращаться к творчеству М.Ю. Лермонтова. Так было в лихие 90-е прошлого века в период первой и второй кавказских (чеченских) войн. Пытаясь глубже понять причины происходившего в то время на Северном Кавказе неоднократно перечитывал «Измаил-Бея», «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени» и многое другое. Находил много интересного и полезного для практического применения во время командировки на Северный Кавказ в начале 1995 года.

Но более всего удивила меня судьба, когда в 2010 году преподнесла мне подарок побывать в родовой усадьбе Столыпиных - Арсеньевых - Лермонтовых – Середниково (Московская область).Попал я туда по приглашению руководителя ассоциации «Лрмонтовское наследие» - доктора культурологии и полного тёзки поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова в то время руководителя секции федерального научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия при Министерства культуры и массовых коммуникаций России.

Это было время когда в Середниково еще царил дух и сохранялась атмосфера празднования 950-летнего (!!!) юбилея фамилии Лермонтов — Лермонтовых. С особым благоговением и святостью перелистываю страницы подаренной мне любезно нынешним хозяином Середниково Михаилом Лермонтовым книги Ттьяны Молчановой и Рекса Лермонта «Лермонты — Лермонтовы» (Москва. «Логос». 2008). В этой книге в кратком виде изложены результаты исследований истории рода русских Лермонтовых от шотландских Лермонтов. Полные же результаты исследования описаны в двух манускриптах на русском и английском языках «Лермонты — Лермонтовы 1057 — 2007», каждый из которых содержит 430 страниц и 175 иллюстраций. Эти манускрипты были представлены в России на праздновании 950-летнего юбилея фамилии в августе 2007 года. Один экземпляр этих двух манускриптов сегодня находится в фондах Центральной библиотеки им М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге (Литейный проспект, д. 9) и еще один экземпляр в мемориальном музее поэта в Середниково Московской области.

… Август 2010 года — в Москве и Подмосковье стоит неимоверная жара (устремленная к 40 градусной отметке со знаком «плюс» по Цельсию), жители столицы и области задыхаются от дымов горящих торфяников, а я заботливо поселен Михаилом Юрьевичем в помещении архива усадьбы Столыпиных-Лермонтовых. Тут земляной пол и от него идёт прохлада. Но главное не это. Куда важнее то, что в этом помещении витал дух самого поэта. Две ночи, проведенные в этом хранилище книг, дневников, тетрадей и других вещей хранивших тепло рук поэта, энергию его мыслей, - окончательно породнили меня с поэтом: он мне стал по духу так близок, что я уже не для «забавы», а для познания почему «...жизнь скучна, когда боренья нет..» обращаюсь к творчеству великого поэта России Лермонтова Михаила Юрьевича. И вслед за ним я повторяю:

 

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

 

maxpark.com

ТВОЙ СТИХ, КАК БОЖИЙ ДУХ, НОСИЛСЯ НАД ТОЛПОЮ...

 Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Этой дате я приурочил и своё чувство поэта и отношение к его творчеству. Это не анализ и не попытка дать какое-то обобщающее, глубинное его восприятие. Нет. Это просто два момента из моей жизни позволившие мне познакомиться с Поэтом и его творчеством.              

 

К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

 

Долго я не мог понять с чего начать писать этот материал. Задаваясь вопросом, что меня побудило обратиться к лермонтовской теме, прихожу к ответу: долг и судьба. О чем это я? А вот о чем. До зрелых лет своих я не очень увлекался поэзией и, следовательно, поэтами. О Лермонтове знал не более того, что преподавалось в средней школе: знал наизусть его «Парус» и … «Смерть поэта». Не было какого-то глубокого проникновения в суть творчества поэта, не было и даже потребности понять внутренний мир Михаила Юрьевича.

Но, вот в уже далеком 1984 году, будучи с инспекцией в одной из воинских частей гарнизона Белая, что расположен в нескольких километрах от Усолье-Сибирское Иркутской области, неожиданно для себя соприкоснулся с творчеством Михаила Юрьевича.

А было дело так. После строевого смотра войсковой части подполковника Тараненко В.Г., была у меня плановая встреча с женщинами гарнизона Белая. Женщины вообще народ бойкий, разговорчивый, а жены офицеров и прапорщиков, служащие СА — тем более. К концу встречи, которая длилась почти два часа, я уже знал так много о состоянии дел в части, что можно было, не продолжая дальнейшую работу, садиться и писать отчет об инспекции - «Акт проверки». Активность женсовета (были в наше время такие общественные женские организации) части была налицо. Женсовет в этом отдаленном гарнизоне был, скажем без какой-либо натяжки, центром не только культурно-просветительской, но и образовательной работы. Абсолютное большинство жен офицеров имели высшее образование. Среди них и педагоги, и музыканты, и врачи и …

Я об этих, заброшенных судьбой в сибирскую глушь, женщинах всегда вспоминаю с теплотой и любовью.

Особняком в моей памяти стоит, бывшая в те годы заведующей библиотекой части, жена военного лётчика-стратега Галина Ивановна Васильева. Эта молодая, красивая женщина очаровала меня глубоким знанием русской литературы. Ей понадобилось от силы пятнадцать минут, чтобы завоевать моё расположение. Галина Ивановна пригласила меня на вечер, посвященный Дню памяти поэта, который проводился в форме устного литературного журнала. На страницах литературного журнала было сказано много о «втором поэте» России, его творческой биографии, его смелости и даже дерзости в его гениальных стихах. Затаив дыхание я слушал, как «...пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова» (А. Герцен), о трагедии Печорина и о том, что любовь не может воскресить того, кого общество сделало «нравственным калекой». Рефреном всего вечера звучали слова поэта о том, как Вадим Новгородский, сражаясь с Рюриком, похитившим вольность славян пал за свободу новгородцев («Он пал в крови, и пал один — последний вольный славянин». Выделено мною- А.Ш.). К счастью в моём архиве сохранилась

обычная школьная тетрадка в которой я делал краткие пометки с того вечера в сибирском гарнизоне Белая. Это позволило мне теперь достаточно точно воспроизвести основные моменты.

С каким теплом и любовью рассказывала Галина Васильева о стихотворении Лермонтова «Парус»...

- Тема вольности и свободы звучит во многих произведениях поэта, - говорила Галина Ивановна, - но стихотворение «Парус» - это гимн свободе и мятежности человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремлению к обновлению мира... Но не только это. Одинокий парус Лермонтова символизирует сильную, независимую личность, одиночество её и трудность пути предназначенного этой личности.

Сегодня, спустя почти тридцать лет и столкнувшись непосредственно с европейскими «ценностями», уже начинаешь понимать значение, звучавших на этом вечере слов о развращающем влиянии цивилизации на человека. Нахожу кавказскую поэму «Измаил-Бей» и в ней строчки: «Развратом, ядом просвещенья// В Европе душной заражен» главный герой поэмы стал соблазнителем и «был лукавым сластолюбцем». А ведь в целом это положительный герой, ему присуще чувство высокой ответственности за родину, он верен высокой цели служения Отечеству...

 

Меня подкупала вовлеченность (с точки зрения активного участия) в этот лермонтовский вечер офицеров, сержантов, солдат и жен военнослужащих, их детей. Именно тогда я понял, какая, во истину народная любовь у гения русской литературы М.Ю.Лермонтова.. Уже тогда я поставил себе целью перечитать всё, что доступно из Лермонтова.

 

Вернувшись в Новосибирск я не пожалев времени, перечитал основные стихотворения и поэмы Михаила Юрьевича. Лермонтов мне помог глубже заглянуть в историю нашей страны. Повесть Лермонтова в стихах, посвященная Н.С. Шеншину, ( друг поэта университетской поры, одновременно поступивший с Лермонтовым в школу гвардейских прапорщиков) «Последний сын вольности» привела меня к Думе «Вадим» К. Ф. Рылеева, а чуть позже мне удалось познакомиться и с трагедией Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский».

Лермонтовская мысль о гибели «исконной славянской вольности» после пришествия в Новгород и утверждения власти варяга Рюрика до сих пор не даёт мне покоя. Всё настойчивее желание понять чем отличается «истинная славянская вольность» от свободы.

 

* * *

 

Ещё не раз судьба меня заставляла обращаться к творчеству М.Ю. Лермонтова. Так было в лихие 90-е прошлого века в период первой и второй кавказских (чеченских) войн. Пытаясь глубже понять причины происходившего в то время на Северном Кавказе неоднократно перечитывал «Измаил-Бея», «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени» и многое другое. Находил много интересного и полезного для практического применения во время командировки на Северный Кавказ в начале 1995 года.

Но более всего удивила меня судьба, когда в 2010 году преподнесла мне подарок побывать в родовой усадьбе Столыпиных - Арсеньевых - Лермонтовых – Середниково (Московская область).Попал я туда по приглашению руководителя ассоциации «Лрмонтовское наследие» - доктора культурологии и полного тёзки поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова в то время руководителя секции федерального научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия при Министерства культуры и массовых коммуникаций России.

Это было время когда в Середниково еще царил дух и сохранялась атмосфера празднования 950-летнего (!!!) юбилея фамилии Лермонтов — Лермонтовых. С особым благоговением и святостью перелистываю страницы подаренной мне любезно нынешним хозяином Середниково Михаилом Лермонтовым книги Ттьяны Молчановой и Рекса Лермонта «Лермонты — Лермонтовы» (Москва. «Логос». 2008). В этой книге в кратком виде изложены результаты исследований истории рода русских Лермонтовых от шотландских Лермонтов. Полные же результаты исследования описаны в двух манускриптах на русском и английском языках «Лермонты — Лермонтовы 1057 — 2007», каждый из которых содержит 430 страниц и 175 иллюстраций. Эти манускрипты были представлены в России на праздновании 950-летнего юбилея фамилии в августе 2007 года. Один экземпляр этих двух манускриптов сегодня находится в фондах Центральной библиотеки им М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге (Литейный проспект, д. 9) и еще один экземпляр в мемориальном музее поэта в Середниково Московской области.

… Август 2010 года — в Москве и Подмосковье стоит неимоверная жара (устремленная к 40 градусной отметке со знаком «плюс» по Цельсию), жители столицы и области задыхаются от дымов горящих торфяников, а я заботливо поселен Михаилом Юрьевичем в помещении архива усадьбы Столыпиных-Лермонтовых. Тут земляной пол и от него идёт прохлада. Но главное не это. Куда важнее то, что в этом помещении витал дух самого поэта. Две ночи, проведенные в этом хранилище книг, дневников, тетрадей и других вещей хранивших тепло рук поэта, энергию его мыслей, - окончательно породнили меня с поэтом: он мне стал по духу так близок, что я уже не для «забавы», а для познания почему «...жизнь скучна, когда боренья нет..» обращаюсь к творчеству великого поэта России Лермонтова Михаила Юрьевича. И вслед за ним я повторяю:

 

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

 

maxpark.com

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

План

В сознании читателей и исследователей представление о Лермонтове ассоциируется с некоей загадочностью, таинственностью. Но все же за сравнительно непродолжительный период его жизнедеятельности им было создано огромное количество бессмертных и гениальных произведений. Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» поможет глубже проникнуть в суть проблем того времени и понять, что творилось в сознании и в душе гениального автора.

История создания

Основной этап жизни М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века. Для этого периода характерно состояние застоя и отсутствие каких бы то ни было нравственных и духовных ценностей. Лермонтов, будучи настоящим поэтом, не мог относиться к происходящему смиренно. Именно поэтому львиная доля написанных в этот период стихотворений относится к гражданской лирике. Его творения наполнены горечью, безысходностью, протестом. Но в то же самое время Лермонтов-поэт совершает попытку создать некий идеал, к которому сам стремится. Находясь в состоянии смятения и неудовлетворенности в 1838 году создается одно из самых лучших творений Михаила Юрьевича «Поэт».

Структура стихотворения

Особенность структуры данного произведения определяется одновременной сложностью и простотой композиции. Имеют место несколько законченных фрагментов, каждый из них обладает своей стилистикой, но все они подчинены общей цели – развитие идеи. В произведении логически выделяются две части, которые написаны посредством чередования четырехстопного и шестистопного ямба.

Анализ содержания

В своем творении автор прибегает к использованию символа-иносказания, сравнивая поэта с некогда грозным оружием. Изображая кинжал, который теперь лежит без действия, Лермонтов проводит параллель с поэтом. В памяти всплывает недалекое прошлое, когда поэт мог достойно выполнять свою миссию.

«Бывало, мерный звук твоих могучих словВоспламенял бойца для битвы,Он нужен был толпе, как чаша для весов,Как фимиам в часы молитвы.Твой стих, как божий дух носился над толпойИ отзыв мыслей благородных,Звучал как колокол на башне вечевойВо дни торжеств и бед народных.»

Композиционно в произведении четко выделяются две части. В основе каждой лежит антитеза. Первая часть описывает славное воинское прошлое кинжала.

«Наезднику в горах служил он много летНе зная платы за услугу.Не по одной груди провел он страшны следИ не одну порвал кольчугу.»

После того, как кинжал перекочевал на стену, несколько изменяется характер повествования. Показать такую перемену автору удается благодаря емким эпитетам.

Вторая часть не что иное, как сравнение с первой. В ней можно проследить дальнейшую судьбу оружия, которое превратилось в висящую на стене дорогую игрушку. По мнению автора, таковой же является и судьба поэта в современном мире.

«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,Свое утратил назначенье,На злато променяв ту власть, которой свет,Внимал в немом благоговенье?

»

В центре повествования второй части произведения находится поэт, с судьбой подобной судьбе кинжала. Лермонтов осуждает современную поэзию, считая, что она стала представлять из себя обычное салонное развлечение. Миссия поэта, при этом, кажется упрощенной, заниженной.

В завершении стихотворения можно увидеть сравнением. Но теперь сопоставляется не поэт, а вся поэзия. Сам автор призывает своих современников обратить внимание на возрождение высокой роли искусства в современном мире.

Стихотворение отличается особой эмоциональностью и обличительным пафосом, которые являются результатом осознания нереальности воплощения в жизнь своей мечты. Для Лермонтова поэт представлял собой пророка, или что-то очень близкое Богу. Анализ «Поэта» Лермонтова показал, что автор мечтает возродить искусство зажигать сердца людей словом.

Средства художественной выразительности

Для создания более красочного и полного образа, автор пользуется различными средствами художественной выразительности. Эпитеты «В наш век изнеженный», «Таинственный закал», сравнение «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитв», метафоры «Твой стих носился над толпой», помогают лучше воспринимать создаваемые картины. Заканчивается стихотворение риторическим восклицанием и вопросом для размышления.

Значение стихотворения «Поэт» в творчестве Лермонтова

Анализ стиха «Поэт» Лермонтова помог выявить тему, лежащую в основе произведения – гражданская миссия поэта. Автор предается размышлениям о состоянии, в котором невольно оказалась поэзия в России после смерти Пушкина. В этом плане творение известного лирика можно рассматривать как своеобразную литературную декларацию.

Тем не менее, созданное произведение имеет программное значение в творчестве Лермонтова. Рассматривать его можно только в контексте размышлений Михаила Юрьевича о роли поэта в жизни общества в ряду с такими произведениями, как «Смерь поэта», «Пророк».

Удивительно эмоциональное и необычайно глубокое стихотворение Лермонтова «Поэт» представляет собой одно из лучших его творений, отражающих тему поэта и поэзии. Практически все произведение насыщено горьким пафосом и несбыточной мечтой о поэте-пророке.

Самые популярные материалы апреля для 9 класса:

obrazovaka.ru

Вспомним забытые имена... Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

  Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Этой дате я приурочил и своё чувство поэта и отношение к его творчеству. Это не анализ и не попытка дать какое-то обобщающее, глубинное его восприятие. Нет. Это просто два момента из моей жизни позволившие мне познакомиться с Поэтом и его творчеством.              

 

К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

 

Долго я не мог понять с чего начать писать этот материал. Задаваясь вопросом, что меня побудило обратиться к лермонтовской теме, прихожу к ответу: долг и судьба. О чем это я? А вот о чем. До зрелых лет своих я не очень увлекался поэзией и, следовательно, поэтами. О Лермонтове знал не более того, что преподавалось в средней школе: знал наизусть его «Парус» и … «Смерть поэта». Не было какого-то глубокого проникновения в суть творчества поэта, не было и даже потребности понять внутренний мир Михаила Юрьевича.

Но, вот в уже далеком 1984 году, будучи с инспекцией в одной из воинских частей гарнизона Белая, что расположен в нескольких километрах от Усолье-Сибирское Иркутской области, неожиданно для себя соприкоснулся с творчеством Михаила Юрьевича.

А было дело так. После строевого смотра войсковой части подполковника Тараненко В.Г., была у меня плановая встреча с женщинами гарнизона Белая. Женщины вообще народ бойкий, разговорчивый, а жены офицеров и прапорщиков, служащие СА — тем более. К концу встречи, которая длилась почти два часа, я уже знал так много о состоянии дел в части, что можно было, не продолжая дальнейшую работу, садиться и писать отчет об инспекции - «Акт проверки». Активность женсовета (были в наше время такие общественные женские организации) части была налицо. Женсовет в этом отдаленном гарнизоне был, скажем без какой-либо натяжки, центром не только культурно-просветительской, но и образовательной работы. Абсолютное большинство жен офицеров имели высшее образование. Среди них и педагоги, и музыканты, и врачи и …

Я об этих, заброшенных судьбой в сибирскую глушь, женщинах всегда вспоминаю с теплотой и любовью.

Особняком в моей памяти стоит, бывшая в те годы заведующей библиотекой части, жена военного лётчика-стратега Галина Ивановна Васильева. Эта молодая, красивая женщина очаровала меня глубоким знанием русской литературы. Ей понадобилось от силы пятнадцать минут, чтобы завоевать моё расположение. Галина Ивановна пригласила меня на вечер, посвященный Дню памяти поэта, который проводился в форме устного литературного журнала. На страницах литературного журнала было сказано много о «втором поэте» России, его творческой биографии, его смелости и даже дерзости в его гениальных стихах. Затаив дыхание я слушал, как «...пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова» (А. Герцен), о трагедии Печорина и о том, что любовь не может воскресить того, кого общество сделало «нравственным калекой». Рефреном всего вечера звучали слова поэта о том, как Вадим Новгородский, сражаясь с Рюриком, похитившим вольность славян пал за свободу новгородцев («Он пал в крови, и пал один — последний вольный славянин». Выделено мною- А.Ш.). К счастью в моём архиве сохранилась

обычная школьная тетрадка в которой я делал краткие пометки с того вечера в сибирском гарнизоне Белая. Это позволило мне теперь достаточно точно воспроизвести основные моменты.

С каким теплом и любовью рассказывала Галина Васильева о стихотворении Лермонтова «Парус»...

- Тема вольности и свободы звучит во многих произведениях поэта, - говорила Галина Ивановна, - но стихотворение «Парус» - это гимн свободе и мятежности человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремлению к обновлению мира... Но не только это. Одинокий парус Лермонтова символизирует сильную, независимую личность, одиночество её и трудность пути предназначенного этой личности.

Сегодня, спустя почти тридцать лет и столкнувшись непосредственно с европейскими «ценностями», уже начинаешь понимать значение, звучавших на этом вечере слов о развращающем влиянии цивилизации на человека. Нахожу кавказскую поэму «Измаил-Бей» и в ней строчки: «Развратом, ядом просвещенья// В Европе душной заражен» главный герой поэмы стал соблазнителем и «был лукавым сластолюбцем». А ведь в целом это положительный герой, ему присуще чувство высокой ответственности за родину, он верен высокой цели служения Отечеству...

 

Меня подкупала вовлеченность (с точки зрения активного участия) в этот лермонтовский вечер офицеров, сержантов, солдат и жен военнослужащих, их детей. Именно тогда я понял, какая, во истину народная любовь у гения русской литературы М.Ю.Лермонтова.. Уже тогда я поставил себе целью перечитать всё, что доступно из Лермонтова.

 

Вернувшись в Новосибирск я не пожалев времени, перечитал основные стихотворения и поэмы Михаила Юрьевича. Лермонтов мне помог глубже заглянуть в историю нашей страны. Повесть Лермонтова в стихах, посвященная Н.С. Шеншину, ( друг поэта университетской поры, одновременно поступивший с Лермонтовым в школу гвардейских прапорщиков) «Последний сын вольности» привела меня к Думе «Вадим» К. Ф. Рылеева, а чуть позже мне удалось познакомиться и с трагедией Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский».

Лермонтовская мысль о гибели «исконной славянской вольности» после пришествия в Новгород и утверждения власти варяга Рюрика до сих пор не даёт мне покоя. Всё настойчивее желание понять чем отличается «истинная славянская вольность» от свободы.

 

* * *

 

Ещё не раз судьба меня заставляла обращаться к творчеству М.Ю. Лермонтова. Так было в лихие 90-е прошлого века в период первой и второй кавказских (чеченских) войн. Пытаясь глубже понять причины происходившего в то время на Северном Кавказе неоднократно перечитывал «Измаил-Бея», «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени» и многое другое. Находил много интересного и полезного для практического применения во время командировки на Северный Кавказ в начале 1995 года.

Но более всего удивила меня судьба, когда в 2010 году преподнесла мне подарок побывать в родовой усадьбе Столыпиных - Арсеньевых - Лермонтовых – Середниково (Московская область).Попал я туда по приглашению руководителя ассоциации «Лрмонтовское наследие» - доктора культурологии и полного тёзки поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова в то время руководителя секции федерального научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия при Министерства культуры и массовых коммуникаций России.

Это было время когда в Середниково еще царил дух и сохранялась атмосфера празднования 950-летнего (!!!) юбилея фамилии Лермонтов — Лермонтовых. С особым благоговением и святостью перелистываю страницы подаренной мне любезно нынешним хозяином Середниково Михаилом Лермонтовым книги Ттьяны Молчановой и Рекса Лермонта «Лермонты — Лермонтовы» (Москва. «Логос». 2008). В этой книге в кратком виде изложены результаты исследований истории рода русских Лермонтовых от шотландских Лермонтов. Полные же результаты исследования описаны в двух манускриптах на русском и английском языках «Лермонты — Лермонтовы 1057 — 2007», каждый из которых содержит 430 страниц и 175 иллюстраций. Эти манускрипты были представлены в России на праздновании 950-летнего юбилея фамилии в августе 2007 года. Один экземпляр этих двух манускриптов сегодня находится в фондах Центральной библиотеки им М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге (Литейный проспект, д. 9) и еще один экземпляр в мемориальном музее поэта в Середниково Московской области.

… Август 2010 года — в Москве и Подмосковье стоит неимоверная жара (устремленная к 40 градусной отметке со знаком «плюс» по Цельсию), жители столицы и области задыхаются от дымов горящих торфяников, а я заботливо поселен Михаилом Юрьевичем в помещении архива усадьбы Столыпиных-Лермонтовых. Тут земляной пол и от него идёт прохлада. Но главное не это. Куда важнее то, что в этом помещении витал дух самого поэта. Две ночи, проведенные в этом хранилище книг, дневников, тетрадей и других вещей хранивших тепло рук поэта, энергию его мыслей, - окончательно породнили меня с поэтом: он мне стал по духу так близок, что я уже не для «забавы», а для познания почему «...жизнь скучна, когда боренья нет..» обращаюсь к творчеству великого поэта России Лермонтова Михаила Юрьевича. И вслед за ним я повторяю:

 

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

 

Анатолий Шишков

Красноярск

newsland.com


Смотрите также