Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Во имя отца и сына святого духа


Святая Троица — в чем заключается догмат о Троице и книги о нем

Просмотров: 201

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру». Пишите — [email protected]

Все статьи великопостного цикла:

 

Великий пост закончился, началась Страстная седмица.

23 апреля — Лазарева суббота, 24 апреля — Вход Господень в Иерусалим. О ​каждом дне Страстной седмицы мы будем писать отдельно — следите.

Христос во Гробе

«Христос воскресе» — вот, что специфично в христианстве, что определят, насколько оно «христианское» — мы говорили об этом в прошлый раз. Не «вообще Бог», а — Распятый. Христиане верят, что Распятый и Воскресший две тысячи лет назад — высшее, абсолютное Откровение Бога. И этот Бог — Троица. Выстраивать акт своей речи как «Христос воскрес», значит: говорить во имя Отца и Сына и Духа Святого.

Забытая Троица…

Но вряд ли можно найти что-то более незнакомое и непонятное нашим современникам, чем Троица — даже дзен-буддизм у нас знают лучше. Но быть христианином, православным во всяком случае — это исповедовать Троицу.

Идея Троицы, скажем правду, вряд ли придет на ум среднему человеку при мысли о христианстве. «Рясы», «иконы», «ходить в церковь» — это сколько угодно. В лучшем случае — «Бог», даже «Иисус», «Евангелие», если повезет. Но не «Троица». «Существует одно только имя, определяющее Божественную природу: изумление, которое нас охватывает, когда мы мыслим о Боге», — писал Григорий Богослов — и не сказать, что многим из нас свойственно это изумление. Это страшно.

Православие по Федору Студиту — это «три и два», т. е. исповедание двух природ во Христе (истинный человек и истинный Бог) и трёх Лиц в Боге. Сам термин «православие» когда-то был введен Афанасием Великим в борьбе с арианами: он защищал веру в то, что Тот, Кто воплотился в Иисусе, был одним из трёх Лиц Троицы. Православие — не русская народная вера, не луковичные купола и пр. Быть православным — значит верить в Боговоплощение и Триединство Божье. Но опять же: кому сейчас какое дело до догматики? Не зеваем ли при самой мысли о догматике?

Вселенский Собор

И вот здесь мы снова вернемся к нашему разговору о практике как метатеории.

Истины бывают разные

Много недоразумений связано с тем, что люди не различают типы речи. Стихотворение и судебный протокол — это разные способы рассказа о разных вещах с разными целями. На обывательском уровне это понятно, но стоит начать говорить о чем-то серьезном — и мы словно тупеем: не видим разницы между констатацией факта («Земля круглая»), метафизическим утверждением («Бога нет»), эстетическим предпочтением («Шекспир — гений»), этическим постулатом («нельзя воровать») и пр. Все эти типы высказываний не могут быть связаны логически: из «Земля круглая» не может следовать «нельзя воровать», и даже из чья-то гениальность не может быть причиной любви.

Но такие перескоки — на каждом шагу. Например: «мы научились летать в космос» (научный факт) — значит, «Бога нет» (метафизическое утверждение), и следовательно «всё позволено» (этический постулат). Владимир Соловьев шутил по этому поводу: «человек произошел от обезьяны, следовательно будем любить друг друга».

Эволюция и творение

Истины бывают разные. Науки изучают тот или иной регион сущего (бактерии, звезды, числа, историю, литературу и пр.). Философия — это особый режим мысли и речи, режим осознанного незнания — мысль, которая отвлекается от того или иного сущего, и концентрируется на том, что сущее вообще есть, т. е. от фактов — к тому, что вообще какие-то факты имеют место быть. В каком-то смысле философия — это анти-наука. А есть сфера досужего говорения, от сплетен до новостей — априори ложная.

Но нас интересует другое. Есть истины, рожденные и практикуемые сообществом, а сообщества, в свою очередь, рождены тем или иным событием. Таков марксизм — не наука и не философия, но опыт революции. Таков психоанализ — истина, извлеченная из практики анализа и одновременно констурируящая его. Теории марксизма и психоанализа рождаются из — и призваны служить — определенному заданию: революции, познанию желания — хранить истину, явленную тем или иным событием, породившим то или иное сообщество.

Такие истины фундаментально ангажированы — ангажированы Событием, вызвавшим их на свет. Для адептов таких истины свойствена вера — верность Событию. Верность предполагает практику истины, актуализацию её в опыте. Такие истины опытны — постигаемы в опыте и поверяемы им. Поэтому такие истины носят фундаментально не-академический характер, они постижимы только изнутри События: практика таких истин есть их метатеория. Событие, явившее истину и сообщество актуализирующее эту истину — вот, что нам важно.

Об истинах, рожденных тем или иным Событием — скажем, революцией — о событийном характере истины писал Ален Бадью в «Апостоле Павле».

Ту же природу, те же особенности имеет и теория, носящая имя «православная догматика». Догматика — это выражение определенного опыта определенного сообщества, рожденного определённым событием, и она призвана «держать» это сообщество в верности этому опыту.

Сохранять верность Завету

Пятикнижие Моисея — не плод изучения чего бы то не было и не плод философского незнания. Это выражение опыта Израиля, освобожденного из Египта. Бог Израиля — не абстрактный «Высший Разум», а Тот, кто вывел евреев из дома рабства. Держаться опыта освобождения из Египта, быть верным синайскому опыту — суть Израиля. Тора, хроники, псалмы, книги мудрецов и пророков призваны эту верность сохранить: не дать забыть Синай. Тора — это истина события освобождения Израиля.

Исход

То же самое с православной догматикой — тем более, что последняя есть наивысшее выражение опыта Израиля, ведь Христос пришел не нарушить Тору, но исполнить.

Был Еврей, Который говорил такие слова и делал такие вещи, что его ученики поняли: Он — Мессия. Они поняли, что ошиблись, когда Его распяли и дело Его погорело (мы поговорим об этом в следующий раз). А потом произошло нечто, что «переломило ход истории».

Одна Пасха — первая, Синайская, и вторая — Христова. Господь вывел Израиль из рабства на свободу: в пустыню и войну. Иисус воскрес, вывел нас из рабства греху, смерти и аду — в пустыню и войну истории: в Церковь, в Новый Израиль.

Опыт жизни с Иисусом — опыт покаяния, прощения, молитвы, исцелений, милосердия, кротости, смирения, пиров, куда приглашались все и пр. и пр. Главное — опыт пасхальной радости, победы над смертью. Из этого опыта, из этой конкретной реальности ученики поняли: Он — Бог; и так они «утвердили» первый и главнейший догмат христианства, основу его «теории»: Иисус — Бог.

Ученики Христовы были призваны продолжить этот опыт пасхальной радости, сохранить его, распространить. Явить в себе. И в этом опыте открылось: Тот Бог, что явил в Себе Иисус — Троица.

Я хотел бы подчеркнуть практический (прикладной) смысл тринитарного богословия. То сообщество, что желает жить как заповедал Иисус не может исповедовать другого Бога, кроме Троицы. Православная догматика — истина пасхального события.

Любовь Трёх

«Бог» — не Принцип, не Центр, не Старик, не Господин, не Пустота, не что-то еще (всё это тоже выражения каких-то опытов — но не христианских). Бог — это Любовь, Любовь Трёх. Любить может Личность. Если Бог — любовь, как Он может любить — кого — в Своей вечности? Ответ таков: Бог может любить, потому что Он Троичен. Отец в избытке Своей радости «исходит» Духа через Сына. Дух в ответном движении через Сына возвращается к Отцу. Это то, что Отцы называли перихорезой — вечным движением любви в Троице, которое есть Сама Троица.

Святая Троица Андрей Рублев

И опять же — от избытка Своей радости — а эта радость воистину избыточна, бесконечна — Троица творит мир, т. е. множество других личностей, призванных войти в радость Троицы. «Человек — это животное, которому приказано стать богом» — как говорил Василий Великий.

Быть личностью, т. е. чем-то таким, чему «возможно» войти в Троичную жизнь, значит быть свободным. Быть свободным, помимо прочего, значит быть свободным от Бога. И мы воспользовались этой свободой: отпали от Бога, не захотели войти в Троичную жизнь.

Но дар, в отличии от сделки имеет свойство бесконечного повторения (это одно из главных правил«христианской моральной экономики»). Один раз сотворив нас к вхождению в Троичную жизнь, Бог повторил Свой дар — в Иисусе, во Христе — в Церкви, в Теле Его, в сообществе, призванном войти в Троичную жизнь.

Божественная природа совершает движение от Отца через Сына в Духе и обратно. Это обратное движение возвращает отпавшее творение к Отцу: Духом через Сына к Отцу. Распространение этого движение на весь мир — задача Церкви. Церковь в глубине своей и есть это движение.

Благовествование, покаяние, отпущение грехов, свобода во Христе, дела любви и милосердия — эти практики Церкви, сообщества новых людей, спасенных во Христе — это повторение Троичной жизни. В церковном опыте, если он и вправду был церковным, т. е. опытом любви и пасхальной радости, мы на деле познаём Бога — Бога-Любовь, Любовь Трёх. Поэтому церковные практики неотторжимо связаны с догматом о Троице. Если мы живем по-церковному — мы познаем Триличного Бога; если познаем Триличного Бога, то живём по-церковному. И именно поэтому так страшно забвение — многовековое забвение — Троицы. Кто сейчас скажет, что христианство — религия Троицы? Нет, оно — религия клира, обрядов, «традиционных ценностей» и прочего и прочего…

Ещё раз акцентируем: троичный догмат ниоткуда не выводим, кроме пасхального события. Мне всегда нравилась древняя аналогия Троицы: «три солнца и одно сияние». Аналогия эта прекрасна тем, что иллюстрирует нечто непредставимое чем-то невозможным. Реальный опыт жизни во Христе — бытие Церкви —это врастание в Троичное движение.Итак: реальная жизнь, реальный опыт, из которого Церковь «вывела» свою догматику; догматика, призванная «держать» этот опыт в подлинности. Пространство опыта — это история. Бог, согласно Библии, является в истории — в конкретных исторических обстоятельствах конкретным историческим общностям.

Двухтысячелетняя история Церкви, приведшая к вроде бы как «антихристианской» современности и массовому атеизму. Что это значит? Как так получилось? Об этом — в следующий раз, в статье, завершающей наш великопостный цикл.

А пока приведём несколько книг по теме:

Прекрасно обо всём этом писал Честернон в«Ортодоксии». Приведу две цитаты:

Честертон

«Триединый Бог — загадка для разума, но таинственность и жестокость султанов свойственны ему куда меньше, чем одинокому богу Магомета. Одинокий бог не просто король, он восточный царь. Сердцу человека, особенно европейца, гораздо ближе неясные намеки и символы Троицы, образ совета, где равны милость и правосудие; вера в то, что свобода и разнообразие живут и в сокровеннейшем средоточии мира. Европейцы всегда остро чувствовали, что «нехорошо человеку быть одному». Тяга к обществу утверждалась всюду, и восточных отшельников вытеснили западные монахи. Так даже аскетизм стал братским, и немые трапписты нуждались друг в друге. Любя сложность жизни, мы, несомненно, должны предпочесть унитаризму веру в Троицу. Ибо для нас, тринитариев (если можно так выразиться), для нас сам Бог — не одиночка, а общество. Учение о Троице — бездонная тайна, а я не слишком умелый теолог. Достаточно сказать, что эта тройная загадка бодрит, как вино, и греет, как английский очаг; и то, что так смущает разум, удивительно успокаивает сердце. Но из пустыни, из глухого песка и яростного солнца идут жестокие дети одинокого Бога, настоящие унитарии, которые с ятаганом в руке разорили мир, — ибо нехорошо Богу быть одному.»

«Люди просвещенные любят приводить как пример догматического крохоборства и мелочных сектантских споров вопрос о предвечности Сына. Те же либералы вечно приводят как пример чистого, простого христианства, не испорченного догматическими спорами, слова: «Бог есть Любовь». Но ведь это одно и то же; во всяком случае, второе почти бессмысленно без первого. Сухая догма — логическое выражение прекраснейшего чувства. Если безначальный Бог существует прежде всех, кого же любил Он, когда некого было любить? Если в немыслимой вечности Он был один, что значат слова о том, что Он — Любовь? Эту тайну можно объяснить только мистически: по-видимому, в Его природе есть что-то, подобное самовыражению; Он что-то порождал и созерцал порожденное Им. Без этого поистине неразумно усложнять последнюю суть Божества такой идеей, как любовь. Если наши современники действительно ищут простую религию любви, пусть они обратятся к Никейскому Символу Веры. Трубный глас истинного христианства — весь мятеж, вся любовь, вся милость Вифлеема — звучал особенно громко и чисто, когда Афанасий бросил вызов холодному компромиссу ариан. Это он сражался за Бога Любви против бога бесцветного далекого надзора, бога стоиков и агностиков. Это он защищал Младенца Христа от серого божества фарисеев. Он бился за ту несравненно прекрасную связь, ту взаимную близость, благодаря которой Пресвятая Троица полна тепла и любви, как Святое Семейство.»

Опять рекомендую «Красоту бесконечного» Дэвида Харта — никто не писал так прекрасно о Троице, как он.

«Тайна Пресвятой Троицы» Бориса Бобринского — всеоблемлющая книга по тринитарному богословию.

Работы великого богослова Владимира Лосского — в «Догматическом богословии» и «Очерке мистического богословия».

Прекрасно писал о Троице Флоренский.

Основная заслуга в формировании тринитарного догмата принадлежит отцам-каппадокийцам. Практически всё наследие Григория Богослова так или иначе связанно с триадологией, не зря же Предание называет его «троическим богословом». Поэтому назовём только важнейшие в догматическом отношении труды Григория. Это, во-первых, 20-е слово «о поставлении епископов и догмате Св. Троицы» и 23-е «о мире». Эти слова представляют как бы введение и краткий очерк триадологии назианского богослова. Во-вторых, важнейшие для всего православного богословия«Пять слов о богословии», прочитанные Григорием в константинопольском храме Анастасии, во время его борьбы с арианством. «Слова о богословии» — это целостная система тринитарного богословия, включающая в себя характеристику истинного богослова, изложение теории раскрытия догматов в истории, учение о Богопознании, учение о Отце, Сыне и Духе. «Слова» содержат развёрнутую полемику с аномеями, омиусианами и пневматомахами. Григорий защищает свою позицию и спекулятивно, и на основе Писания и Предания, и с сотериологических позиций.

Второй каппадокиец — Василий Великий. Рекомендуем «о Св. Духе» — пожалуй, главное пневматологическое сочинение Православия, — и «к Григорию брату о троической терминологии».

Тринитарной теме принадлежат следующие творения Григория Ниского: «Против Евномия» (разбор возражений Евномия на книги Василия Великого, разбор исповедования Евномия, предоставленного им имп. Феодосию в 363 г., изложение тринитарного учения Василия), «К Алавию о том, что не три Бога», «Слово о Духе Святом, против Македониан Духоборов».

Вообще Отцы, естественно, много писали о Троице — составить общее впечатление об этом можно из книги Флоровского.

blog.predanie.ru

Текст песни Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь., слова песни

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Тропари Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго. Господи, помилуй. (12 раз) Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай. Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложи моем: просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе Твоего, тело мое Твоею страстию безстрастною, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие. Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки. Аминь. Молитва 3- я, ко Пресвятому Духу Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или бе

webkind.ru

Крещение во имя Иисуса Христа или во имя Отца, Сына и Святого Духа? - Вопрос-ответ

Здравствуйте Ирина!

В Вашем вопросе содержится фактически две богословские проблемы: 1) допустимо ли перекрещивать христиан? 2) какие различия в крещении во имя Отца, Сына и Духа Святого и крещении во имя Иисуса Христа?

Я уважаю выбор и решения других служителей, но все же позволю себе выразить собственную позицию, которую пытаюсь выстраивать на Писании, придерживаясь обще христианских догматических воззрений. Я допускаю, что это может не совсем вписываться в учение Вашей поместной церкви.

По первому вопросу, я подробно отвечал как-то. Меня спросили почему некоторые протестанты перекрещивают людей, тогда как православные не делают этого даже с приходящими с традиционных протестантских деноминаций.

Прежде чем прочтете дальнейший мой ответ, прочтите то что уже я ответил – ЗДЕСЬ

Как Вы заметили, в том ответе я оговорил лишь вопросы перекрещивания, связанные с приемом в лоно Православия бывших протестантов и, наоборот, православных в протестантизм. Так что, в Вашем случае можно было бы говорить о третьей причине, которой некоторые руководствуются для перекрещивания, а именно: непризнание крещения во имя Отца, Сына и Духа Святого.

Тут мы подходим ко второму вопросу: действительно ли это крещение? Можно ли крестить так?

В Писании сказано: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19). С другой стороны, в Деяних не раз встречается фраза, что апостолы крестили во имя Иисуса (Деян.2:38; 10:48; 19:5; 22:16).

Я не думаю, что в этом следует усматривать противоречие, так как первая церковь не противопоставляла крещение во имя Иисуса крещению во имя Отца, Сына и Духа Святого. Отчасти подтверждение этому можно видеть в одном из перечисленных отрывков о крещении во имя Иисуса, описанном в Деяниях.19:1-5 «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя некоторых учеников, 2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. 3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. 4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. 5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса...».

Когда Павел нашел учеников Иоанна, то он сначала принял их за христиан, так как начал им говорить сперва не об Иисуса Христе, а о Духе Святом. Но те ответили, что даже не слышали о Нем.

Такой ответ ефесян, удивил Павла, поэтому он уточнил: «во что же вы крестились?». Задумайтесь, какая логическая связь между тем, чтобы слышать о Духе Святом, и крещением? ПОЧЕМУ Павел строит так свой вопрос? Единственное решение этого ребуса, которое мы можем найти, заключается в том, что Павел знал, что хотя бы раз ефесяне (а он думал сначала, что они уверовали во Христа) могли слышать о Духе Святом во время крещения, когда их крестили во имя Отца, Сына и ДУХА СВЯТОГО. Но так как они сказали, что не слышали о Нем, то у апостола зародились сомнения об их приверженности ко Христу, и тогда он начал проповедовать об Иисусе: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса».

И после написано, что Павел крестил их во имя Господа Иисуса.

Все это наводит на мысль, что в первой церкви эти формулировки крещения были взаимозаменяемы или же взаимодополняемы, но никак не противопоставляемы.

Но уже чуть позже, к концу первого века, христиане четко выработали свою позицию о крещении – крестить во имя Отца, Сына и Духа Святого. Это подтверждает и памятник раннехристианской письменности – Дидахе, датируемый первой половиной II века. Мы можем прочесть в Дидахе: «1 Что же касается крещения, то крестите так: предварительно всё это сказав, крестите в проточной воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. 2 Если же у тебя нет проточной воды, то крести в другой воде; если не можешь крестить в холодной воде, то крести в тёплой. 3 А если у тебя нет ни той, ни другой, то трижды полей водой на голову крещаемого во имя Отца и Сына и Святого Духа". (Дидахе. 7 – о крещении)

Так же можно найти свидетельство о том, что подобное крещение окончательно сформировалось к началу третьего века, периоду, когда еще канон Нового Завета не был утвержден. Апостольские правила (обратите внимание, что это важный исторический документ, но никак не эквивалент Священному Писанию) говорят «49 . Если кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению во Отца и Сына и Святого Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержен. (85 Апостольских правил)»

В последствии мы находим еще больше примеров подобного крещения.

Какую же позицию следует занимать христианам? Если человек был крещен во имя Иисуса или же во имя Отца, Сына и Духа Святого, но при этом он ВЕРУЕТ в догму о Триединстве Бога и другие общехристианские догмы, то он не нуждается ни в каких перекрещиваниях. Стоит отметить, что ранняя церковь достаточно строго относилась к этому вопросу и не позволяла перекрещивать, ибо крещение может быть только одно. Такая традиция до сих пор существует в Православии (как я писал выше) в отношении всех, кто сохранил догмы христианской веры.

Если же Вы относитесь к церкви, отрицающей Триединство Бога, то в таком случае, не удивительно, что этот вопрос столь болезненно принимается в Вашей церкви. Но Вам следует также знать, что большинство христиан не разделяют такие убеждения о Боге.

В любом случае, какая бы не была ситуация по поводу происходящего в Вашей поместной церкви, ни в коем случае не надо идти в чужой монастырь со своим уставом. Много Вы не добьетесь, а огорчения обретете немало. Пусть Господь даст Вам мудрость, как мирно, духовно, свято и не конфликтно действовать в Вашей ситуации.

Всех Вам благословений!

С уважением,

Денис Подорожный

domnaskale.org


Смотрите также