Жизнь первобытных людей Около 4 млн лет назад – появление человекоподобных существ – «австралопитеков» («южные обезьяны»). 2 млн лет назад – 10 тыс. лет назад – эпоха палеолита (древний каменный век). Д елит-ся на д ревний (нижний) палеолит – время существования древнейших людей, средний и поздний (верхний) палеолит – время возникновения человека современного типа, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Около 2 млн лет назад – появление «человека умелого» (Homo habilis). Около 1,6–1 ,5 млн лет назад – появление «человека прямоходящего» (Homo егесtus). Около 700 тыс. лет назад – расселение древнейших людей на территории России – на Северном Кавказе и в районе р. Кубань, в ледниковый период – на территории Среднего и Нижнего Поволжья. 40 тыс. лет назад – формирование человека разумного (Homo sapiens). Возникновение родовых общин, искусства и религиозных верований. Около 10-5 тыс. лет назад (для Европы), 12-9 тыс. лет назад (для Ближнего Востока) – эпоха мезолита, средний каменный век, эпоха перехода от палеолита к неолиту. Появление лука и стрел, микролитических (миниатюрных) каменных и костяных орудий, приспособлений для рыболовства и охоты на морского зверя. При переходе от мезолита к неолиту появление глиняной посуды, приручение собаки и некоторых других видов животных (свинья, овца, коза). Около VIII–III тыс. до н. э. – эпоха неолита, новый каменный век. «Неолитическая революция» – переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). Появление прядения, ткачества, новых способов обработки орудий труда (шлифовка, сверление). Развитие оседлости, резкое увеличение численности населения, формирование древнейших классовых образований и государств, появление первых цивилизаций на территории Междуречья, Египта, Китая и древней Америки. Около VIII тыс. до н. э. – появление земледелия и скотоводства. Около VII тыс. до н. э. – начало обработки металлов – медно-каменный век (энеолит). Около IV тыс. до н. э. – начало I тыс. до н. э. (в отдельных регионах позднее) – начало бронзового века. Появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности, рабовладения (Ближний Восток, Китай, Южная Америка и др.). Около IV тыс. до н. э. – переход от эпохи варварства к эпохе цивилизации. Признаки цивилизации: наличие городов, государства и письменности. Древний Восток и Азия Конец IV тыс. до н. э. – образование первых государств в Египте и Двуречье. Начало IV тыс. до н. э. – появление пи сьмен-ности в Египте; на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. – в Шумере (Двуречье). Около I тыс. до н. э. – создание фи никийского алфавита. Содержал 22 буквы, обозначающие на письме согласные звуки, текст записывался справа налево. На его основе созданы все алфавиты мира. X в. до н. э. – ц арство Д авида и Соломона в П а-лестине. VIII–VII в. до н. э. – могущество Ассирии. Государство возникло в Северном Двуречье на территории современного Ирака), подчинило всю Переднюю Азию кроме Урарту) и Египет. В 612 г. до н. э. объединенное войско вавилонян и мидийцев захватило и сожгло столицу Ассирии город Нинению. Около 3000 г. до н. э. – образование единого государства в Египте по течению Нила от первого порога до Средиземного моря). Столица – город Мемфис. Около 2600 г. до н. э. – постройка пирамиды Хеопса в Египте. 1792–1750 гг. до н. э. – правление Хаммурапи в Вавилонском царстве подчинил территорию Ассирии, южную и среднюю части Междуречья, создал древнейшие из дошедших до нас письменные законы) Около 1500 г. до н. э. – завоевательные походы фараона Тутмоса III (подчинение Сирии, Финикии, Палестины, территорий к западу от Евфрата, Ливии, Нубии). 1419–1400 г. до н. э. – правление фараона Аменхотепа IV (Эхнатон – «полезный Атону»). Проведение религиозной реформы запрещение культа Амона, провозглашение нового государственного культа бога Атона). Столица государства – город Ахетатон (совр. Эль-Амарна). После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе жречество и знать добились восстановления старой религии. Около 1400-1 392 гг. до н. э. – правление египетского фараона Тутанхамона из XVIII династии (эпоха Нового царства). 538 г. до н. э. – взятие Вавилона персами во главе с царем Киром. 525 г. до н. э. – захват Египта персами во главе с царем Камбизом. III тыс. до н. э. – образование древнейших городов в Индии в долине р. Инд. II тыс. до н. э. – образование первых государств в Китае. V в. до н. э. – возникновение буддизма в Древ-ней Индии. Основатель – Сиддхартха Га-утама Шакьямуни, которого называли Буддой («Просветленным»). Буддиз м отрицает жертвоприношения и деление на касты. В III в. до н. э. стал государственной религией Индии. III в. до н. э. – объединение Индии в единое государство при царе Ашоке. Границы государства охватывали территорию почти всей Индии и части современного Афганистана и Пакистана. Распространение буддизма, развитие индийской культуры, архитектуры, распространение письменности. Около 551 г. до н. э. – 479 г. до н. э. – годы жизни Конфуция (Кун-цзы), древнекитайского мыслителя, основателя конфуцианства. Конфуцианство характеризуется отсутствием жречества, мистики, строгим соблюдением обрядов, культом предков, обожествлением императоров, почтительностью и уважением к старшим по возрасту и положению. Во второй половине II в. до н. э. становится государственной религией Китая.Основные термины и даты по истории Древнего мира (5 класс). Духи это 5 класс история древнего мира
История Древнего мира. 5 класс — Мегаобучалка
Древняя Греция
III тыс. до н. э. – середина II тыс. до н. э. – существование на о. Крит минойской цивилизации (названа в честь легендарного царя Миноса).
II тыс. до н. э. – образование первых городов-государств в Греции (Микены, Ти-ринф, Пилос, Афины).
XV в. до н. э. – гибель Критского ц арства в результате извержения вулкана на острове Фера в Эгейском море совр. – Санторини).
Согласно последним исследованиям, это произошло между 166 и 1613 гг. до н. э.
Около 1200 г. до н. э. – Троянская война между Троей и коалицией ахейских царей под главенством царя Микен Агамемнона. Причина войны: соперничество между греческими городами-государствами и Троянским царством за господство в Эгейском море и в Малой Азии. После 1 – летней осады Троя пала. Поражение троянцев облегчило переселение части ахейцев в Малую Азию после их вытеснения из Греции дорийцами.
VIII в. до н. э. – создание Г омером п оэм «Илиада» и «Одиссея».
VIII в. до н. э. – создание греческого алфавита. Состоял из 24букв, обозначающих на письме согласные и гласные звуки.
VIII–V I вв. – массовая колонизация греками побережья Средиземного и Черного морей.
753 г. до н. э. – основание Рима. Согласно римскому преданию основателем Рима и первым царем был Ромул, сын весталки Реи Сильвии и бога Марса.
753–509 гг. до н. э. – царский период истории Римского государства. Цари: Ромул и Тит Таций, Нума Помпилий, Тулл Гости-лий, Анк Марций и этрусская династия Тарквиниев – Тарквиний Древний, Сер-вий Туллий, Тарквиний Гордый.
776 г. до н. э. – начало Олимпийских игр в Греции греческое летосчисление велось от первых Олимпийских игр). Устраивались
в честь бога 3евса в Олимпии 1 раз в 4 года. Проходили в течение 5 дней; в программу игр входили состязания в езде на колесницах, пятиборье бег, метание копья и диска, прыжки в длину, борьба), кулачный бой, конкурс искусств и т. д. Отменены с победой христианства римским императором Феодосием I в 394 г. н. э.
594 г. до н. э. – реформы Солона в Афинском государстве уничтожение долгового рабства, выкуп и возвращение на родину проданных в рабство за долги афинян, аннулирование поземельных долгов, установление свободы завещания, введение новых весов и мер, разделение граждан на 4 разряда по количеству доходов с земли и наделение их политическими правами и обязанностями в соответствии с размером имущества, усиление роли народного собрания). Реформы Солона способствовали ликвидации пережитков родового строя и господства родовой аристократии, заложили основы афинской рабовладельческой демократии.
509 г. до н. э. – установление республики в Риме (власть принадлежит двум ежегодно избиравшимся консулам, сенату, народному собранию).
490 г. до н. э. – Марафонская битва во время греко-персидских войн (500–449 гг. до н. э.) у селения Марафон (северо-восточнее Афин). Войска афинского стратега Миль-тиада разбили персидскую армию.
480 г. до н. э. – Саламинская битва (греки под началом Фемистокла разбили персидский флот). После поражения персидский царь Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть своей сухопутной армии.
Древний Рим
443 г. до н. э. – избрание Перикла первым стратегом (главнокомандующим). Во главе государства Перикл находился с 443 по 429 г. до н. э. (кроме 43 г.). Осуществил дальнейшую демократизацию афинского государственного строя (отмена имущественного ценза и замена голосования жеребьевкой при избрании большинства должностных лиц, введение оплаты должностным лицам, создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра, создание военно-земледельческих поселений на территории подчиненных или союзных государств). Строительство Парфенона, Пропи-лей, Одеона. Расширение и укрепление афинской морской державы.
390-3 87 гг. до н. э. – нашествие галлов на Рим; захват и пожар Рима.
338 г. до н. э. – битва при Херонее (разгром македонской армией царя Филиппа II союзных войск Афин и Беотии). Установление гегемонии Македонии в Греции.
334–325 гг. до н. э. – поход македонского войска во главе с Александром Македонским на Восток. Создание державы Александра Македонского. 280 г. до н. э. – начало войны римлян с эпир-ским царем Пирром.
Середина III в. до н. э. – установление римского господства над Италией.
264–241 гг. до н. э. – первая война Рима с Карфагеном (Первая Пуническая война) за господство в Средиземноморье. Завершилась победой Рима и утверждением римского господства в Сицилии.
218–201 гг. до н. э. – вторая война Рима сКарфагеном Вторая Пуническая война). Установление римского господства во всем Средиземноморье.
168 г. до н. э. – битва при Пидне между римским и македонским войсками. Уничтожение Македонского царства.
146 г. до н. э. – разрушение римлянами Коринфа и подчинение Греции.
146 г. до н. э. – разрушение Римом Карфагена в ходе Третьей Пунической войны (149–146 гг. до н. э.).
133 г. до н. э. – земельный закон Тиберия Гракха в Риме ограничение пользования государственной землей, изъятие излишков за особое вознаграждение и передача бедным гражданам небольшими участками без права продажи). Цель реформы: приостановить разорение римского крестьянства социальной и военной основы римского государства).
123–122 гг. до н. э. – трибунат Гая Гракха. Восстановление аграрного законодательства Тиберия Гракха, возобновление деятельности аграрной комиссии; проведение демократических реформ. Гай Гракх предложил закон о предоставлении италийским союзникам прав римского гражданства.
74–71 гг. до н. э. – восстание рабов под руководством Спартака.
59 г. до н. э. – избрание Гая Юлия Цезаря консулом.
58–56 гг. до н. э. – завоевание Гаем Юлием Цезарем Галлии.
49–31 гг. до н. э. – гражданские войны в Римском государстве.
49–44 г. до н. э. – диктатура Гая Юлия Цезаря в Риме годы жизни Цезаря – 100-44 гг. до н. э.). Обладал полномочиями пожизненного диктатора, цензора, консульской властью, постоянной властью трибуна, главы римской религии, префекта нравов и др. Сохранил римские республиканские формы правления.
45 г. до н. э. – реформа календаря, проведенная Гаем Юлием Цезарем.
31 г. до н. э. – битва у мыса Акции во время гражданской войны в Риме. Результатом поражения флота Антония и египетской царицы Клеопатры явилось установление безраздельного господства Октавиана и провозглашение Римской империи.
30 г. до н. э. – 14 г. н. э. – правление Октавиана Августа в Риме принципат Августа). Формальное сохранение некоторых республиканских учреждений при сосредоточении всей власти в руках принцепса.
30 г. до н. э. – завоевание Римом Египта и превращение его в римскую провинцию.
I в. н. э. – возникновение христианства.
54–68 гг. н. э. – правление римского императора Нерона. Проводил политику репрессий и конфискаций, сжег большую часть Рима, преследовал христиан. Покончил жизнь самоубийством.
79 г. н. э. – извержение вулкана Везувий, уничтожение городов Помпеи, Геркуланума и Стабии.
98-117 гг. н. э. – правление римского императора Траяна. Максимальное расширение границ Римской империи в результате завоевательных войн (завоеваны Дакия, Аравия, Великая Армения, Двуречье).
284–305 гг. н. э. – правление римского императора Диоклетиана. Установление режима неограниченной монархии – домината. Исчезновение старых республиканских учреждений, сосредоточение управления империей в руках нескольких основных ведомств. Проведение реформ по стабилизации положения империи. Усиление преследования христиан.
306–337 гг. н. э. – правление римского императора Константина Великого. 3авершение формирования режима домината, усиление императорской власти.
313 г. н. э. – указ римского императора Константина о предоставлении гражданам империи свободы вероисповедания. Христианство становится «дозволенной религией».
330 г. н. э. – перенесение столицы Римской империи в Константинополь (совр. Стамбул).
395 г. н. э. – разделение Римской империи на 3ападную Римскую империю и Восточную Римскую империю.
410 г. н. э. – взятие Рима вестготами во главе с Аларихом.
455 г. н. э. – взятие Рима вандалами.
476 г. н. э. – падение 3ападной Римской империи. Конец Древнего мира и начало Средневековья.
megaobuchalka.ru
Основные термины и даты по истории Древнего мира (5 класс)
weburok.com
Читать книгу Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс Н. А. Селунской : онлайн чтение
Текущая страница: 1 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]
С. В. Колпаков, Н. А. СелунскаяВсеобщая история. История Древнего мира. 5 класс
Введение
Для чего мы изучаем историю?
История – это наука о прошлом. Она имеет много периодов, и в 5 классе вы познакомитесь с самым первым из них – историей Древнего мира. На страницах учебника вас ждёт рассказ о появлении первых людей, об их борьбе за существование. Вы узнаете, как со временем менялся облик и образ жизни человека, как возникали древние государства.
Изучать историю необходимо, потому что она хранит память о прошлом человечества, о его успехах и ошибках. На этих ошибках надо учиться, чтобы не повторять их. Нужно помнить и о достижениях прошлого, чтобы не пришлось вновь искать уже однажды найденные ответы на вопросы. История поможет вам не только узнать, как жили люди прежде, но и понять, как они стали такими, как сейчас. Изучая историю, вы сможете лучше понять события современности, предвидеть будущее.
Как работать с учебником?
Учебник состоит из десяти глав. Главы разделены на параграфы, в тексте которых, кроме информации по теме, есть задания, отмеченные значками. Их необходимо выполнять при работе с текстом и иллюстрациями. В конце каждого параграфа вы найдёте объяснение новых слов и даты, которые необходимо запомнить.
Условные обозначения
Новые слова, которые необходимо запомнить, в тексте они выделены курсивом.
Наиболее важные даты, требующие запоминания.
Задания, которые нужно выполнять во время работы с текстом.
Вопросы и задания к картам и иллюстрациям.
Высказывания, ярко характеризующие исторические события и их участников.
* Вопросы повышенного уровня сложности.
Глава 1Как жили люди в древности
Был ли в самом начале у мира исток?Вот загадка, которую задал нам Бог,Мудрецы толковали о ней, как хотели, —Ни один разгадать ее толком не смог.
Персидский поэт Омар Хайям
Родовая община. Современный рисунок
Расскажите о том, как жили, во что одевались и чем занимались наши далекие предки.
§ 1. Как ведется счет лет в истории
Как начался современный отсчет времени
В древности не было единого для всех календаря. 2 тысячи лет назад произошло событие, от которого люди во многих странах мира начали вести свой календарь. Этим событием стало рождение человека по имени Иисус Христос.
Солнечный календарь древних жителей Америки
Основанная им религия – христианство – со временем распространилась по всему миру. В тех странах, где христиане составляли большинство, Рождество Иисуса начали отмечать как великий праздник. Старые календари в этих странах были отменены, а новый отсчет начали вести от даты рождения Христа. Время, прошедшее от года рождения Иисуса Христа до наших дней, люди стали называть нашей (новой) эрой, сокращенно – н. э. Наша эра длится уже более 2 тысяч лет.
Счет лет до новой эры
О чем-либо, случившемся до Рождества Иисуса Христа, мы условно говорим, что это произошло до нашей (новой) эры, сокращенно – до н. э. Как быть, если мы хотим узнать, сколько лет прошло от события, происшедшего до Рождества Христова, по настоящее время? Чтобы узнать это, надо к дате, когда оно произошло, прибавить дату, которая сейчас значится по нашему календарю.
Одна из первых в истории надписей, сделанная в Древней Индии
Например, как узнать, сколько времени прошло с возникновения письменности, если известно, что она появилась в III тысячелетии до н. э.? Надо к этой дате прибавить еще 2 тысячелетия. Получается, что письменность возникла примерно 5 тысяч лет назад.
Ну а как, скажем, узнать, в каком тысячелетии до н. э. люди научились обрабатывать железо, если мы знаем, что это произошло приблизительно 3 тысячи лет назад? Для этого от трех тысяч лет надо отнять две тысячи. Получается, что это произошло в первом тысячелетии до н. э.
Подведём итоги
В настоящее время в большинстве стран мира счет лет ведется от Рождества Иисуса Христа.
«Время – вечный образ, движущийся от числа к числу».
Древний мудрец Платон
Вопросы и задания
1. Когда начался современный отсчет лет в истории?
2. Что и на сколько произошло раньше: появление письменности или начало обработки железа?
3*. Люди научились земледелию 8 тысяч лет назад. В каком веке до н. э. это произошло?
§ 2. Жизнь древних людей
Как появились первые люди
До сих пор нет единого мнения о том, как появился человек. Религия и наука дают разные ответы. Религия учит, что первого человека создал Бог по образу и подобию своему. Верующие считают, что Бог наделил человека разумом и вдохнул в него бессмертную душу.
Наука придерживается другой точки зрения. Многие учёные считают, что человек произошёл от обезьяноподобных существ, которые постепенно изменялись. Их длинные руки укорачивались, а согнутые спины распрямлялись; развивался и мозг. Существа эти становились умнее, они начали выделяться из животного мира. Так появились люди. Правда, эта теория не полностью подтверждена научными доказательствами.
Как выглядели древние люди
Ученые обнаружили на юго-востоке Африки останки человека, жившего более 2 миллионов лет назад. По этим останкам удалось предположить, как выглядел этот древнейший из известных нам людей. Он ходил, сильно наклонившись вперед, так что его длинные руки свешивались ниже колен. Лоб человека был низкий, покатый, а над глазами выступали мощные надбровные дуги. Мозг его был гораздо меньше, чем у современного человека, но все же больше, чем у обезьяны. Разговаривать люди еще не умели и лишь издавали отрывистые звуки. Со временем люди развивались, изменялся их облик, увеличивался объем мозга. Постепенно они осваивали членораздельную речь.
Древнейший человек. Современный рисунок
Первые орудия труда
Чтобы защищаться от хищников и добывать пропитание, древние люди научились изготавливать орудия труда. Орудия делали из тех материалов, которые имелись в природе. Достаточно было несколько раз ударить камнем о камень, и в руках у древнего человека оказывалось грубое, но прочное орудие с заострённым концом. Ими люди вырубали дубины, обтачивали палки-копалки. Заострённый камень, дубина и палка-копалка были первыми орудиями, которые научился делать человек. Умение изготавливать орудия труда отличало древних людей от животных.
Каменные орудия труда
Как вы думаете, для чего могло служить каждое из этих орудий?
Со временем человек научился изготавливать более совершенные орудия труда. На смену заостренному камню пришли кремневые рубила, ножи, скребки, проколки. Рубило, привязанное сухожилиями животных к крепкой рукояти, служило в качестве топора. Ножами можно было снимать и резать шкуры. Их очищали скребками, а затем проколками проделывали по краям шкур отверстия и сшивали сухожилиями. Получалась грубая, но теплая одежда. Человек изобрел также копье с каменным наконечником. С ним было легче охотиться и обороняться от хищников.
Как жили и чем питались древние люди
В древности люди не умели пользоваться огнем и строить жилье, чтобы укрыться от непогоды. Поэтому наши далекие предки жили в теплых краях, где ни одежда, ни жилье были не нужны. Спали они на земле, подстелив лишь охапку листвы. Укрытием от дождя служили кроны деревьев или пещеры.
Жили первобытные люди большими группами. Такие группы не были постоянными и напоминали стада животных. Поэтому сообщества древних людей историки называют человеческими стадами.
Питались люди в основном растительной пищей. Они собирали плоды, ягоды, грибы; палкой-копалкой из земли выкапывали съедобные корни растений. Такое занятие называется собирательством.
Занимались люди и охотой. Охотились в основном на старых, ослабленных или, наоборот, молодых животных, еще не умеющих быстро бегать. Охотники отбивали их от стада и, окружив, приканчивали копьями и дубинами.
Древние люди возле пещеры. Современный рисунок
Овладение огнем
В древности люди испытывали страх перед огнём, однако со временем они научились им пользоваться. Это имело большое значение в жизни человека. Жаренное на огне мясо становилось вкуснее и питательнее, дольше сохранялось. Огонь служил и для обогрева. Костёр, разведённый перед входом в жилище, мог отогнать любого хищника.
Огонь люди получали во время лесных пожаров. Они сохраняли его и бережно поддерживали. Постепенно люди научились получать огонь, высекая искры ударом камня о камень.
Овладение огнём и изобретение одежды позволили человеку более широко расселяться по Земле, осваивать области с холодным климатом.
Как изменилась жизнь первобытных людей после овладения огнем?
Жилище первобытного человека. Реконструкция
Появление человека разумного
Примерно 40 тысяч лет назад на Земле появился человек, который внешне напоминал современного. Его называют «человек разумный». Он ходил не сутулясь, был строен и имел развитый мозг.
Человек разумный. Реконструкция
С появлением человека разумного совершенствование орудий труда пошло быстрее. Люди научились делать их не только из камня, но и из кости. Из нее, например, делали шилья, иглы, которые облегчали изготовление одежды. Из кости вытачивали рыболовные крючки и гарпуны, что позволило добывать рыбу. В это же время люди научились делать лодки. Но самым важным изобретением стал лук со стрелами. Стрела летела дальше и поражала цель точнее, чем копье охотника.
Основными занятиями древних людей оставались охота, собирательство, к которым теперь добавилась и рыбная ловля. Собирательством занимались женщины и дети, рыболовство же и охота были уделом мужчин.
Переход от человеческого стада к родовой общине
Люди продолжали селиться многочисленными коллективами. Обитатели одного поселения постепенно осознавали, что у них общие предки и что все они – родичи. Так с появлением человека разумного на смену человеческому стаду пришла родовая община. Ее члены все делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну.
Территория, на которой люди жили и где добывали себе пищу, считалась собственностью родовой общины. В общей собственности находилось оружие и жилище. Всем этим люди пользовались сообща.
Древнее изображение охоты
Подведём итоги
Главными занятиями древних людей были собирательство и охота. Со временем люди научились пользоваться огнём, строить жилища. С появлением человека разумного произошёл переход от человеческого стада к родовой общине.
40 тысяч лет назад. Появление человека разумного.
Вопросы и задания
1. Назовите древнейшие орудия труда. Для чего служило каждое из них?
2. Когда появился человек разумный? Чем он отличался от древнего человека?
3. Какие изобретения и открытия были сделаны человеком разумным?
4. Когда и почему возникла родовая община?
5*. Назовите отличительные признаки родовой общины.
§ 3. Верования и искусство первобытного человека
Зарождение искусства
С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.
Каменная фигурка быка
На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками – красной, чёрной и коричневой – древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.
Бизон. Наскальное изображение
Зарождение у людей веры в духов и богов
У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы – часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.
Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.
Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа – боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.
Глиняная фигурка богини
Появление веры в загробную жизнь
Люди верили, что душа есть и у человека. Когда он умирает, душа покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.
В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся ещё и вещи, которыми он пользовался при жизни. Мужчина получит там возможность охотиться, а женщина – шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли учёным узнать, что у человека разумного появилась религия.
Подведём итоги
С появлением человека разумного зародилось искусство и появилась религия.
Религия – вера в существование богов, души и загробного мира.
Вопросы и задания
1*. Как вы думаете, с чем связано появление искусства? О чём это свидетельствовало?
2. Назовите древнейшие формы искусства.
3. Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?
4. Как древние люди представляли себе загробную жизнь?
§ 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла
Зарождение земледелия
Люди подметили, что зёрна колосьев или плодов, упав на рыхлую почву, прорастают и дают плоды. Они поняли, что пищу можно выращивать, и стали сажать в землю семена съедобных растений. Так из собирательства возникло земледелие.
Для посевов выбирали ровные участки, расположенные неподалёку от воды. После расчистки от деревьев поле рыхлили мотыгами. Затем бросали в землю зёрна. Такой вид земледелия называют мотыжным. Когда урожай созревал, его собирали при помощи серпов. Они состояли из дугообразной костяной или деревянной основы, в которую по краю вставляли осколки камней.
Древнейшие орудия земледелия
Со временем люди изобрели плуг. Вначале это была жердь с острым сучком на конце, которую привязывали к упряжке быков. Один человек вел их по полю, а другой шел за плугом и нажимал на него, чтобы тот глубже входил в землю. Плугом можно было обработать больше земли, да и урожай со вспаханного плугом поля был выше, чем с обработанного мотыгой. Это происходило потому, что плугом земля вспахивалась глубже, а семена, посаженные глубоко в землю, давали лучшие всходы.
Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были пшеница, ячмень и просо. Родина этих растений – Передняя Азия. Так называют полуостров Малая Азия и прилегающие к нему области. Именно здесь найдены древнейшие поселения земледельцев. Они были основаны более 10 тысяч лет назад. Из Передней Азии земледелие постепенно распространилось по всему миру.
Появление скотоводства
Человек издавна начал одомашнивать животных. Первым, кого он приручил, была собака, ставшая его верным другом. Собаки оказались прекрасными сторожами. Если они чувствовали, что к поселению подкрадываются враги или хищники, то поднимали громкий лай. На охоте собаки помогали выслеживать и загонять дичь.
Возвращаясь домой, охотники иногда приносили детенышей убитых животных. Их выкармливали до тех пор, пока те не становились взрослыми. Постепенно люди приручили и начали разводить свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство.
Скотоводы. Древнее наскальное изображение
Возникновение ремесла
Появление земледелия и скотоводства изменило образ жизни людей. Теперь им не надо было переходить с одного места на другое вслед за кочующими стадами животных. Не надо было и каждый раз возводить новое жильё. Люди постепенно перешли к оседлому образу жизни. Это экономило их силы и время, которое можно было потратить с большей пользой: например, посвятить его совершенствованию орудий труда и жилищ.
Примерно в это время люди научились изготавливать глиняную посуду. В ней можно было хранить продукты, готовить пищу. Так возникло гончарное дело. Люди научились также из волокон льна и шерсти домашних животных прясть нити, из которых ткали материю для изготовления одежды. Эта одежда получалась красивее и удобнее той, что делалась из шкур животных. Так появилось ткачество.
Переход к оседлости способствовал появлению у людей новых изобретений и совершенствованию орудий труда. У них начало развиваться ремесло, то есть мелкое ручное производство различных изделий.
Древняя глиняная посуда
Начало обработки металлов
Около 7 тысяч лет назад люди научились обрабатывать металлы, первым из которых была медь. В Передней Азии, где были богатейшие залежи меди, люди порой находили руду прямо под ногами. Иногда она попадала в огонь, начинала плавиться и застывала причудливыми слитками. Люди подметили это, стали заливать расплавленную медь в специальные формы, отливая наконечники стрел, топоры, ножи и многое другое.
С помощью медных орудий труда стало легче обрабатывать дерево и кость. Но медь встречается редко, и поэтому изделия из нее были доступны далеко не всем. Почти одновременно с медью люди научились обрабатывать золото и серебро. Но эти металлы встречались еще реже, чем медь, и шли лишь на изготовление украшений.
Металлическая иголка и каменная форма для ее отливки
Подведём итоги
Освоив земледелие и скотоводство, человечество перешло от присваивающего хозяйства к производящему. Более быстрыми темпами пошел процесс совершенствования орудий труда, что привело к появлению нового занятия – ремесла.
• 10 тысяч лет назад. Появление первых земледельческих поселений.
• 7 тысяч лет назад. Начало обработки металлов.
Вопросы и задания
1. Расскажите о возникновении земледелия и скотоводства.
2. Где и когда возникло земледелие? Как называется древнейший способ земледелия?
3. Как вы думаете, какое значение имел переход к земледелию?
4. Придумайте рассказ о том, как один из охотников первым догадался принести в стойбище детёныша убитого им животного, и что из этого вышло.
5. Что такое ремесло? Как вы думаете, что способствовало развитию ремесла? Назовите два-три вида древнейших ремёсел.
Глава 2Древний Египет
«Теперь я хочу рассказать о Египте, потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами».
Древнегреческий историк Геродот
Царь Египта поражает своих противников. Изображение на стене гробницы
Опишите одежду и вооружение царя. Как вы думаете, почему он изображен выше остальных людей?
§ 5. Возникновение государства в Древнем Египте
Страна среди песков
Древний Египет
Найдите на карте долину и дельту Нила, Верхний и Нижний Египет. В какое море впадает Нил?
На северо-востоке Африканского континента простирается огромная пустыня. Среди её песков течёт река Нил. Он берёт начало далеко на юге, в центре Африки. В долине и дельте Нила раскинулась страна, которую уже с древности называют Египтом. Если взглянуть на Египет с высоты птичьего полёта, то он покажется тонкой зелёной ниточкой, протянувшейся среди необозримых жёлтых песков. В этой узкой речной долине кипит жизнь. На топких берегах, у самой воды, растёт высокий тростник – папирус. Подальше от берегов, где почвы посуше, поднимаются густые заросли акаций, смоковниц (инжира), финиковых пальм. Воды и берега Нила изобилуют живностью. В реке плещется рыба, в прибрежных заводях пасутся неуклюжие бегемоты и расхаживают важные пеликаны, а в зарослях папируса притаились огромные крокодилы.
Бегемот. Древнеегипетская фигурка
Раз в году Нил выходит из своих берегов. Это происходит оттого, что летом в его верховьях идут проливные дожди. Вся долина на несколько месяцев скрывается под водой, превращаясь в огромное озеро. Незатопленными остаются лишь вершины холмов да искусственные насыпи, на которых строят свои поселения жители долины.
С началом разлива прозрачные воды Нила превращаются в мутный зелёный поток. Таким его делают частицы ила, который несёт с верховьев реки. К середине осени воды спадают и река снова входит в свои берега. Земля долины напоена влагой и покрыта слоем мягкого плодородного ила. Её легко можно обработать, а зёрна дадут обильный урожай.
Складывание единого Древнеегипетского государства
Люди заселили долину Египта много тысяч лет назад. Их главным занятием издревле было земледелие. Климат Египта жаркий, сухой, дождей здесь практически не бывает. Единственным источником влаги для полей земледельцев были воды Нила. Но его разливы случались лишь раз в году, а в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля. Но такой труд был не по силам одной семье и даже целому посёлку. Для строительства каналов приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Чтобы руководить работами, общинники выбирали специального человека – номарха (главу нома). Постепенно он становился единоличным правителем подвластной ему территории – нома – и начинал передавать свою власть по наследству.
В древности на территории Египта существовало около сорока номов. Их правители стремились подчинить соседей и захватить побольше плодородных земель. После длительной борьбы все номы дельты Нила оказались объединены в государство Нижний Египет. Во главе его стоял царь. Одновременно на юге страны образовалось другое государство – Верхний Египет. Около 3000 года до н. э. царь Верхнего Египта подчинил Нижний Египет и объединил под своей властью всю страну. Образовалось могущественное царство, простиравшееся от порогов Нила на юге до Средиземного моря на севере. Его столицей стал город Мемфис.
Царь Верхнего Египта побеждает в битве. Изображение на каменной плите
Как было устроено Древнеегипетское государство
Во главе объединенного Египта стоял правитель, которого называли фараон. Ему принадлежала вся власть в стране и вся земля в государстве. Фараону подчинялись вельможи: ближайшие советники, военачальники, номархи. Они вершили суд, наказывали виновных, руководили строительством дорог и каналов, собирали налоги в казну. Управлять страной вельможам помогали чиновники, которых в Египте называли писцами.
Бо́льшую часть населения Египта составляли простые земледельцы. Каждый из них получал от фараона небольшой участок (надел) земли, на котором мог вести собственное хозяйство. За пользование наделом земледельцы платили фараону налог. Если налоги не сдавались вовремя, виновных наказывали.
Самую низшую ступень в египетском обществе занимали рабы. Обычно это были захваченные во время войны пленные. Рабы не имели ни земли, ни другого имущества и должны были работать на своего господина – фараона или вельможу.
Подведём итоги
На плодородных землях долины реки Нил образовалось Древнеегипетское государство – одно из самых древних на Земле.
Вельможи – наиболее знатные и богатые люди.
III тыс. до н. э. Образование единого Древнеегипетского государства.
Вопросы и задания
1. Какое значение имели разливы Нила для хозяйства Египта?
2*. Что, на ваш взгляд, стало главной причиной возникновения государства в Древнем Египте? Какую роль в этом процессе сыграли природные условия и занятия его жителей?
3. Расскажите о возникновении в Египте первых государств.
4. Когда и как образовалось единое Древнеегипетское государство?
5. Каково было устройство Египетского государства? Кто составлял основную массу его населения?
iknigi.net
Справочник по истории Древнего мира
Справочник по истории Древнего мира
Древняя Греция(Эллада) – на Балканском полуострове.
Южная Греция – г. Микены,
Средняя Греция(Аттика) – г. Афины;
Южная Греция – обл. Лакония, г. Спарта.
Минотавр – чудовище с туловищем человека и головой быка.
Эгей – царь г. Афины.
Лабиринт – здание со множеством запутанных ходов.
Ариадна – дочь царя Миноса с о. Крит «нить Ариадны»
Крит – остров, который погиб от извержения вулкана на о. Фера.
Световые колодца – отверстия в крыше.
Гера – богиня, жена Зевса.
Зевс – бог грома и молний.
Афина – богиня –воительница.
Арес – бог войны.
Афродита – богиня любви и красоты.
Ахиллес – греческий воин «Ахиллесова пята»
Гектор – вождь Троянцев.
Приам – царь города Трои.
Патрокл – друг Ахиллеса.
Сцилла и Харибда – морские чудовища.
Олимп – жилища богов.
Аид – царь в царстве мертвых.
Цербер – пес с тремя головами и змеиным хвостом.
Деметра – Богиня земледелия.
Сатиры и нимфы – низшие божества.
Прометей - внук богини земледелия, дал огонь людям.
Гефест – бог кузнечного дела.
Полис – по-гречески город.
Демос – по-гречески народ.
Ареопаг – Совет знати.
Архонты – 9 правителей.
Долговой камень – ставили на участок за долги.
Солон – архонт, отменил долговое рабство.
Драхма – серебряная монета (4,36г.)
Илоты – по-гречески «захваченные», т.е рабы.
Лаконичная речь – краткая речь.
Пираты – морские разбойники.
Мрамор – твердый, блестящий камень с красивым узором.
Хитон – рубаха.
Гиматий – ткань.
Олимпия – город в Южной Греции.
Атлет – участник состязаний, силач.
Стадион – место для состязаний (пятиборье)
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Стратег – воначальник.
Фаланга – тесные сомкнутые ряды.
Фемистокл – мудрый афинянин.
Гомер – греческий поэт, написал поэмы «Иллиада» и «Одиссея».
Триер – военный корабль с тремя рядами весел.
Ксеркс – царь персидской державы.
Леонид – царь Спарты.
Саламин – остров.
Пирей – порт 5-6 км. от Афин. Состоит из 2-х частей военной и торговой.
Пошлина – плата за право торговать в Афинах.
Амфора – сосуд для вина и масла.
Пифос – глиняная бочка для хранения зерна.
Агора – главная площадь Афин.
Портик – полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Акрополь – холм, на котором была установлена статуя богини Афины.
Фидий – скульптор.
Ника – богиня Победы.
Парфенон – храм богини Афины.
Фреска – рисунок по сырой штукатурке.
Фронтон – треугольное пространство между скатами крыши.
Кариатиды – каменные фигуры девушек.
Педагог – раб, сопровождающий ребенка.
Стиль – палочка для письма.
Палестра – школа для занятий гимнастикой.
Дискобол – метатель диска.
Мирон – скульптор «Дискобол»
Поликлет – скульптор «Копьеносец».
Гимнасия – место для занятий красноречием, гимнастикой.
Красноречие – умение говорить, выступать.
Театр – место для зрелищ.
Орхестра – площадка для выступления актеров.
Трагедия – заканчивается гибелью героя.
Комедия – веселое представление.
«Антигона» - трагедия Софокла.
Перикл – стратег в Афинах.
Оратор – человек умеющий произносить речь.
Геродот – греческий историк.
Сократ – афинский мудрец.
Аристотель – греческий ученый.
Исократ - афинский писатель.
Демосфен – афинский оратор.
Парменион – военачальник македонян.
Филипп и Александр македонские – цари Македонии.
Фаросский маяк – на о. Фарос.
Геометрия – раздел математики, изучающий фигуры.
Рим –расположен на реке Тибр, на Капитолийском и Палатинском холмах, на Аппенинском полуострове.
Весталка – жрица богини огня и очага Весты.
Марс – бог войны.
Ромул – основатель Рима по легенде.
Ликторы – охрана из 12 воинов.
Плебеи - переселенцы.
Патриции – граждане, коренные жители Рима.
Сенат – Совет старейшин.
Республика – власть народа, «общественное дело»
Консулы – 2 правителя Рима.
Народный трибун – должностное лицо плебеев.
Вето – право запрета, которое имел народный трибун.
Галлы – племена, жившие на северной Италии.
Сенатор – член Сената.
Марсово поле – равнина, которой сходилось собрание граждан Рима.
Форум – главная площадь города.
Легион – боеспособное римское войско.
Тит Ливий – римский историк.
Карфаген – город в Северной Африке.
Ганнибал – Карфагенский полководец.
Сципион – римский полководец.
Диадема – головной убор, знак царской власти.
Император – повелитель, главнокомандующий, правитель.
Имение – земельное владение богатого человека.
Амфитеатр – сооружение для гладиаторских боев
Гладиаторы – рабы, которых обучали владеть оружием.
Тиберий и Гай Гракхи – народные трибуны, раздавали землю крестьянам
Фракия – страна на севере Балканского полуострова.
Везувий - вулкан
Спартак – гладиатор восставший
Красс – римский полководец
Даты по истории Древнего мира. | |
Конец 4-го тысячелетия до н.э. | Первые государства в Египте и Двуречье |
Около 3000 года до н.э. | Образование единого государства в Египте |
3-е тысячелетие до н.э. | Древнейшие города Индии |
Около 2600 года до н.э. | Постройка пирамиды Хеопса в Египте |
1792-1750-годы до н.э. | Правление Хамураппи в Вавилонии |
2-е тысячелетие до н.э. | Первые государства в Китае и Греции |
Около 1500 года до н.э. | Завоевания фараона Тутмоса |
15-й век до н.э. | Гибель Критского царства |
Около 1200 года до н.э. | Троянская война |
10-й век до.н.э. | Царство Давида и Соломона в Палестине |
776 год до н.э. | Начало Олимпийских игр |
753 год до н.э. | Основание Рима |
8-7-й век до н.э. | Могущество Ассирии |
612 год до н.э. | Разрушение Ниневии, столицы Ассирии |
594 год до н.э. | Реформы Солона в Афинах |
538 год до н.э. | Взятие Вавилона Персами |
525 год до н.э. | Захват Египта Персами |
509 год до н.э. | Установление республики в Риме |
490 год до н.э. | Марафонская битва |
480 год до н.э. | Саламинская битва |
443 год до н.э. | Избрание Перикла первым стратегом Афин |
5-й век до н.э. | Возникновение буддизма |
338 год до н.э. | Битва при Хиронее |
334-325 годы до н.э. | Поход македонского войска на восток |
280 год до н.э. | Начало войны римлян с царем Пирром |
3-й век до н.э. | Объединение Индии в единое государство |
221 год до н.э. | Объединение Китая в единое государство |
218-201 год до н.э. | Вторая война Рима с Карфагеном |
146 год дон.э. | Разрушение римлянами Коринфа и Карфагена |
133 год до н.э. | Земельный закон Тиберия Гракха в Риме |
74-71 год до н.э. | Восстание Спартака |
49 год до н.э. | Захват Цезарем власти в Риме |
30 год до н.э. – 14 год н.э. | Правление Октавиана Августа в Риме |
1-й век н.э. | Возникновение христианства |
313 год н.э. | Указ Константина, разрешающий христианам открыто молиться |
330 год н.э. | Перенесение столицы империи в Константенополь |
395 год н.э. | Разделение Римской империи на два государства |
410 год н.э. | Взятие Рима готами |
455 год н.э. | Взятие Рима вандалами |
476 год н.э. | Падение Западной Римской империи |
Автор-составитель: Соловьева Н.М.
kopilkaurokov.ru
Важнейшие даты и события Древнего Мира (5 класс) — КиберПедия
Важнейшие даты и события Древнего Мира (5 класс)
• Около 3 млн. лет назад – появление древнейшего человека в Восточной Африке.
• Около 40 тыс. лет назад – появление кроманьонца \человек разумный\.
• IV тыс. до н.э. – возникновение городов-государств в Междуречье.
3тыс до – письмо?
• Около 3100 г. до н.э. – образование единого государства в Египте.
• 2300-1700 гг. до н.э. – существование Индской (Хараппской) цивилизации.
• II тыс. до н.э. – основание первой древнекитайской династии Ся.
• 1792-1750 гг. до н.э. – законы царя Хаммурапи.
• Около 1500 г. до н.э. – завоевания египетского фараона Тутмоса III.
• 1372-1354 гг. до н.э. – правление египетского фараона Эхнатона.
• Конец XI в. до н.э. – образование Израильско-Иудейского царства.
• VIII в. до н.э. – наивысшее могущество Ассирии.
• 776 г. до н.э. – начало Олимпийских игр в Греции.
• 753 г. до н.э. – основание города Рима.
• 722 г. до н.э. – завоевание Израильского царства Ассирией.
• 612 г. до н.э. – разрушение Ниневии.
• 594 г. до н.э. – реформы Солона.
• 586 г. до н.э. – завоевание Иудейского царства Вавилоном. Разрушение Иерусалима.
• 550 г. до н.э. – начало истории Персидского государства.
• 510 г. до н.э. – установление республики в Риме.
• 490 г. до н.э. – Марафонская битва.
• 480 г. до н.э. – Саламинская битва.
• 444-429 гг. до н.э. – правление Перикла в Афинах.
• 431-404 гг. до н.э. – Пелопоннесская война.
• 338 г. до н.э. – битва при Херонее.
• 336-323 гг. до н.э. – правление Александра Македонского.
• 334-325 гг. до н.э. – поход войск Александра Македонского на Восток.
• 221-207 гг. до н.э. – китайская империя Цинь.
• 206 г. до н.э. – 220 г. н.э. – китайская империя Хань.
• 64-241 гг. до н.э. -1 Пуническая война.
• 149-146 гг. до н.э. – III Пуническая война.
• 146 г. до н.э. – падение Карфагена.
• 146 г. до н.э. – завоевание Греции римлянами.
• 82-79 гг. до н.э. – диктатура Суллы.
• 74-71 гг. до н.э. – восстание Спартака.
• 49 г. до н.э. – захват Цезарем власти.
• 27-14 гг. до н.э. – правление Октавиана Августа, первого римского императора.
.
• 306-337 гг. – правление Константина I.
• 330 г. – перенос столицы Римской империи в Византию (Константинополь).
• 394 г. – провозглашение христианства государственной религией в Риме.
• 395 г. – раздел Римской империи на Западную и Восточную.
• 410 г. – взятие Рима готами.
• 476 г. – падение Западной Римской империи.
Конец античной цивилизации.
Конец истории древнего мира.
\6 класс\
Список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных
стран, знание которых может проверяться в заданиях 1 и 11 ЕГЭ.
476 г.− падение Западной Римской империи
V в. − возникновение государства франков (Хлодвиг –чаша)
527-565 гг. − правление Юстиниана в Византийской империи
нач. VII в. − возникновение ислама (Магомет)
VII в. − возникновение государства у арабов
800 г. − провозглашение Карла Великого императором
843 г. − распад Франкской империи
862-882 – образование государства Киевская Русь (Рюрик –Олег)
962 г. − образование Священной Римской империи
Крещение Руси
1054 г. − разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую)
Русская правда Ярослава Мудрого
1066 г. − нормандское завоевание Англии
Феодальная раздробленность Руси
1096 – 1204 − Крестовые походы (1240,1242)
1204 г. − захват Константинополя крестоносцами
1215 г. − принятие Великой хартии вольности в Англии
Битва на Калке
1265 г. − возникновение Английского парламента
1302 г. − созыв Генеральных штатов во Франции
1335-1573 гг. − Столетняя война
1358 г. − Жакерия во Франции
Куликовская битва (ДД)
1381 г. − восстание под предводительством У. Тайлера в Англии
15 июня 1389 г. − битва на Косовом поле (1389 г.)
1419-1434 гг. − Гуситские войны
1440-1450 гг. − изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом
1455-1485 гг. − война Алой и Белой розы в Англии
Стояние на Угре (Иван 3)
1461-1483 гг. − правление Людовика XI во Франции
1453 г. − падение Византийской империи
1485-1509 гг. − правление Генриха VII в Англии
1492 г.− открытие Америки Христофором Колумбом
1492 г. − завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове
Принятие общерусского Судебника
\7класс\
1498 г. − открытие Васко да Гамой морского пути в Индию
1517 г. − выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии
1519-1522 гг. − кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана
1521 г. − Вормсский рейхстаг. Осуждение М. Лютера
1524-1526 гг. − Крестьянская война в Германии
1509 г. − начало Реформации в Англии
Книга Коперника «Об обращении небесных тел»
Земской Собор Ивана Грозного
1555 г. − Аугсбургский религиозный мир
1562-1598 гг. − религиозные войны во Франции
1566-1609 гг. − освободительная война в Нидерландах
1569 г. − образование Речи Посполитой
24 августа 1572 г. − Варфоломеевская ночь во Франции
1579 г. − Утрехтская уния
1588 г. − разгром Англией Непобедимой армады
Урочные лета –начало закрепощения крестьян
1598 г. − Нантский эдикт Генриха IV во Франции
Казнь Джордано Бруно на костре в Риме
Воссоединение Украины с Россией
1660 г. − реставрация династии Стюартов в Англии
1688-1689 гг. − «Славная революция» в Англии
Северная война Петра 1
1715-1774 гг. − правление Людовика XV во Франции
1740-1786 гг. − правление Фридриха II в Пруссии
Паровой автомобиль
1804 г. − провозглашение Наполеона императором Франции
Восстание декабристов
27-29 июля 1830 г. − революция во Франции (1830 г.)
1836-1848 гг. − чартистское движение в Англии
1848–1849 гг - «весна народов»: революции в европейских странах
1853-1856 - поражение в Крымской войне (Нахимов, Пирогов, Петр Кошка, Дарья Севастопольская, Лев Толстой, Николай 1)
Парижская коммуна
1882 г. − создание Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и
Италия)
1895 – изобретение кино
\9 класс/
1904 г. − создание Антанты (Россия, Англия и Франция)
1912-1913 гг. − Балканские войны
28 июня 1914 г. − «Сараевский инцидент», убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда
1914-1918 гг. − Первая мировая война
1918 г. − революция в Германии (1918 г.)
1919 г. − парижская мирная конференция (1919–1920 гг.)
1919-1920 гг. − учреждение Лиги Наций
1921-1922 г. 1− Вашингтонская конференция
1922 г. - приход фашистов к власти в Италии
1929-1932 гг. − мировой экономический кризис, «великая депрессия»
1933 г. − приход Гитлера к власти в Германии
1933 г. − «новый курс» Ф. Рузвельта в США
1936-1939 гг. − фашистский мятеж и гражданская война в Испании
1936 г. − Антикоминтерновский пакт Германии и Японии
1938 г. − захват Австрии нацистской Германией (аншлюс)
1938 г. − подписание Мюнхенского соглашения
1939-1945 гг. − Вторая мировая война
7 декабря 1941 г. − японская атака на Пёрл-Харбор и вступление США в войну
Июнь 1944 г. − высадка англо-американских войск в Нормандии. Открытие Второго фронта
август 1945 г. − атомная бомбардировка США Хиросимы и Нагасаки
2 сентября 1945 г. − капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны
1945-1946 гг. − Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками
1949 г. − образование HATО
1 октября 1949 г. − провозглашение Китайской Народной Республики
1959 г. − победа революции на Кубе
1965-1975 гг. − война США во Вьетнаме
1966-1976 гг. − «Культурная революция» в Китае
Конец 1980-х – начало 1990-х гг. − «бархатные» революции в странах Центральной и Восточной Европы
1990 г. − объединение ГДР и ФРГ
Важнейшие даты и события Древнего Мира (5 класс)
• Около 3 млн. лет назад – появление древнейшего человека в Восточной Африке.
• Около 40 тыс. лет назад – появление кроманьонца \человек разумный\.
• IV тыс. до н.э. – возникновение городов-государств в Междуречье.
3тыс до – письмо?
• Около 3100 г. до н.э. – образование единого государства в Египте.
• 2300-1700 гг. до н.э. – существование Индской (Хараппской) цивилизации.
• II тыс. до н.э. – основание первой древнекитайской династии Ся.
• 1792-1750 гг. до н.э. – законы царя Хаммурапи.
• Около 1500 г. до н.э. – завоевания египетского фараона Тутмоса III.
• 1372-1354 гг. до н.э. – правление египетского фараона Эхнатона.
• Конец XI в. до н.э. – образование Израильско-Иудейского царства.
• VIII в. до н.э. – наивысшее могущество Ассирии.
• 776 г. до н.э. – начало Олимпийских игр в Греции.
• 753 г. до н.э. – основание города Рима.
• 722 г. до н.э. – завоевание Израильского царства Ассирией.
• 612 г. до н.э. – разрушение Ниневии.
• 594 г. до н.э. – реформы Солона.
• 586 г. до н.э. – завоевание Иудейского царства Вавилоном. Разрушение Иерусалима.
• 550 г. до н.э. – начало истории Персидского государства.
• 510 г. до н.э. – установление республики в Риме.
• 490 г. до н.э. – Марафонская битва.
• 480 г. до н.э. – Саламинская битва.
• 444-429 гг. до н.э. – правление Перикла в Афинах.
• 431-404 гг. до н.э. – Пелопоннесская война.
• 338 г. до н.э. – битва при Херонее.
• 336-323 гг. до н.э. – правление Александра Македонского.
• 334-325 гг. до н.э. – поход войск Александра Македонского на Восток.
• 221-207 гг. до н.э. – китайская империя Цинь.
• 206 г. до н.э. – 220 г. н.э. – китайская империя Хань.
• 64-241 гг. до н.э. -1 Пуническая война.
• 149-146 гг. до н.э. – III Пуническая война.
• 146 г. до н.э. – падение Карфагена.
• 146 г. до н.э. – завоевание Греции римлянами.
• 82-79 гг. до н.э. – диктатура Суллы.
• 74-71 гг. до н.э. – восстание Спартака.
• 49 г. до н.э. – захват Цезарем власти.
• 27-14 гг. до н.э. – правление Октавиана Августа, первого римского императора.
.
• 306-337 гг. – правление Константина I.
• 330 г. – перенос столицы Римской империи в Византию (Константинополь).
• 394 г. – провозглашение христианства государственной религией в Риме.
• 395 г. – раздел Римской империи на Западную и Восточную.
• 410 г. – взятие Рима готами.
• 476 г. – падение Западной Римской империи.
Конец античной цивилизации.
cyberpedia.su
Рабочая программа по Истории Древнего мира, 5 класса страница 5
Глава 3. Счет лет в истории – 1час.
Древний Восток – 20 часов.
Глава 4. Египет – 7 часов. Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись». Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Глава5.Западная Азия в древности – 7 часов.
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покореннных областей). Город Персеполь.
infourok.ru