Разделы: Русский язык Цели урока:
Ход урока 1. Орг.момент. 2. Индивидуальные задания на
компьютере(6человек) 3. Фронтальный опрос - Какая наука изучает словарный состав языка? - Что такое лексическое значение слова? - Сколько значений может иметь слово? Как они
называются ,приведите пример. - Какие слова называются омонимами? - Какие слова называются синонимами? - На какие группы делятся слова русского языка? - Назовите группы необщеупотребительных слов? - Какой путь проходит неологизм? Приведите
пример. 4. Объяснение новой темы. Слово учителя. Сегодня мы продолжаем изучение лексикологии.
Тема нашего урока: "Фразеология". (Сообщение темы, целей урока, запись в тетрадь) Презентация, слайд №1, 2 - Что такое фразеологизмы? (слайд №3, 4) Фразеологизм-это устойчивое неделимое
сочетание слов,которое можно заменить
синонимом,одним словом. Лексическое значение
имеет весь фразеологизм в целом.Фразеологизм -
это средство выразительности языка,они делают
нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой. - Какое значение имеет фразеологизм? (слайд №5, 6,
7)
- Где мы можем найти значение фразеологизмов?
(слайд №8 - зачитывают учащиеся). 5. Работа сучебником. Найдите в
толковом словаре учебника
фразеологизмы,выпишите их и дайте его
лексическое значение. (У доски работает 1 человек,
с фразеологическим словарем 2 человека) 6.Словарь просит выполнить задания. "Помоги
иностранцу" (слайд 9,10). - объясни значение
фразеологизмов.
6. Следующее задание словаря: на место
пропусков в тексте вставить фразеологизмы и
подчеркнуть каким членом предложения является.
(слайд №11) Вывод:(формулируют учащиеся) Для чего в речи мы
употребляем фразеологизмы? (слайд №12) 7. Продолжи предложение. (слайд №13) - Самому надо отвечать за свои поступки, а не
прятаться за: - На садовом участке ребята работали дружно,
старались: - Бросились искать приезжего, а его и след : - У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой : - Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи: - Мы его расспршиваем, а он словно воды: Обиделся Петя на замечания товарищей,надулся
как: 8. Составь предложения с фразеологизмами.
(слайд №14). 9. Исправь ошибку (слайд №15). 10. Откуда берутся фразеологизмы и сфера их
употребления (слайд №16,17) 11. Распределительный диктант (устно). 1 Разговорный; 2 Книжный; 3 Публицистический.(слайд №18) 12. Сегодня вы хорошо поработали,
посмотрим как вы усвоили сегодняшнюю тему.
Работа в группах. 1 группа. Распределите
фразеологизмы на две группы в зависимости от
значения,дайте названия группам (что для них
является общим), определите значение
фразеологизмов. Вне себя.Выйти из себя. Довести до белого
каления. И бровью не шевельнул. Как с гуся вода.
Махнуть рукой. Моя хата с краю. Хоть бы что.Рвать и
метать. 2 группа. Запишите фразеологизмы
по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение. Вон оно что!.Воспрянуть духом. Вот так штука!
Глазам своим не верю. Как баран на новые ворота.
Наверху блаженства. Не укладывается в голове.
Подумать только. Развести руками. Ума не приложу.
Хорошенькое дело! Скажи на милость Вот так номер. 3 группа.К данным фразеологизмам
подберите синонимичные слова и обороты. Рукой подать.Спервого взгляда.С горем пополам.
С первых слов. Засучив рукава. Затаив дыхание. На
каждом шагу. Остаться сносом. Опустить руки. Так
себе. Черным по белому.Два сапога пара.Мороз по
коже. 13. Итог урока - Что такое фразеологизмы? - Для чего служат в речи? - Кто больше?(слайд №22) Выставление оценок (слайд №23) Домашнее задание (слайд №"24). Разделы: Русский язык Цели:
ХОД УРОКА 1. Оргмомент 2. Индивидуальные задания на компьютере (6
человек) 3. Фронтальный опрос – Какая наука изучает словарный состав
языка?
– Что такое лексическое значение слова?
– Сколько значений может иметь слово? Как они
называются , приведите пример.
– Какие слова называются омонимами?
– Какие слова называются синонимами?
– На какие группы делятся слова русского
языка?
– Назовите группы не общеупотребительных
слов?
– Какой путь проходит неологизм? Приведите
пример. 4. Объяснение новой темы. Слово учителя. – Сегодня мы продолжаем изучение лексикологии.
Тема нашего урока: «Фразеология». Сообщение темы, целей урока, запись в
тетрадь. (Приложение 1,
слайды 1, 2) – Что такое фразеологизмы? (Приложение
1, слайды 3. 4)
Фразеологизм – это устойчивое неделимое
сочетание слов, которое можно заменить
синонимом, одним словом. Лексическое значение
имеет весь фразеологизм в целом. Фразеологизм –
это средство выразительности языка, они
делают нашу речь эмоциональной, выразительной и
яркой.
– Какое значение имеет фразеологизм? (Приложение
1, слайды 5, 6, 7) Море по колено – ничто не страшно.
Мухи не обидит – кроткий человек.
Как две капли воды – очень похожи друг на друга.
Тянуть кота за хвост – надолго затягивать
какое-либо решение или дело.
Витать в облаках – мечтать.
Не разлей вода – дружные ребята.
Плясать под чужую дудку – беспрекословно
выполнять волю.
Водить за нос – обманывать.
Сесть на шею – быть обузой для другого человека. – Где мы можем найти значение фразеологизмов? (Приложение 1, слайд 8 –
зачитывают учащиеся). 5. Работа с учебником – Найдите в толковом словаре учебника
фразеологизмы, выпишите их и дайте его
лексическое значение. (У доски работает 1 человек,
с фразеологическим словарем – 2 человека) 6. Словарь просит выполнить задания.
«Помоги иностранцу» (Приложение
1, слайды 9, 10) – объясни значение
фразеологизмов.
7. Следующее задание словаря: на место
пропусков в тексте вставить фразеологизмы и
подчеркнуть каким членом предложения является. (Приложение 1, слайд 11)
Вывод: (формулируют учащиеся) Для чего в речи мы
употребляем фразеологизмы? (Приложение
1, слайд 12) 8. Продолжи предложение (Приложение
1, слайд 13) – Самому надо отвечать за свои поступки , а не
прятаться за… – На садовом участке ребята работали дружно,
старались…
– Бросились искать приезжего, а его и след …
– У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой …
– Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи…
– Мы его расспрашиваем, а он словно воды…
Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся
как… 9. Составь предложения с
фразеологизмами (Приложение 1,
слайд 14). 10. Исправь ошибку (Приложение
1, слайд 15). 11. Откуда берутся фразеологизмы и
сфера их употребления (Приложение
1, слайды 16, 17) 12. Распределительный диктант (устно). 1. Разговорный;
2. Книжный;
3. Публицистический. (Приложение
1, слайд 18) 13. Работа в группах – Сегодня вы хорошо поработали, посмотрим, как
вы усвоили сегодняшнюю тему. 1 группа. Распределите фразеологизмы на
две группы в зависимости от значения, дайте
названия группам (что для них является общим),
определите значение фразеологизмов.
Вне себя. Выйти из себя. Довести до белого
каления. И бровью не шевельнул. Как с гуся вода.
Махнуть рукой. Моя хата с краю. Хоть бы что. Рвать
и метать. 2 группа. Запишите фразеологизмы по
группам: а) выражающие радость, счастье;
б) выражающие недоумение. Вон оно что! Воспрянуть духом. Вот так штука!
Глазам своим не верю. Как баран на новые ворота.
Наверху блаженства. Не укладывается в голове.
Подумать только. Развести руками. Ума не приложу.
Хорошенькое дело! Скажи на милость. Вот так номер.
3 группа. К данным фразеологизмам
подберите синонимичные слова и обороты. Рукой подать. С первого взгляда. С горем
пополам. С первых слов. Засучив рукава. Затаив
дыхание. На каждом шагу. Остаться сносом.
Опустить руки. Так себе. Черным по белому. Два
сапога пара. Мороз по коже. 14. Итог урока – Что такое фразеологизмы?
– Для чего служат в речи?
– Кто больше? (Приложение 1,
слайд 22) Выставление оценок (Приложение
1, слайд 23) 15. Домашнее задание (Приложение
1, слайд 24). xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1aiФразеологизмы. Вон оно что воспрянуть духом вот так штука
Фразеологизмы. 6-й класс
Фразеологизмы
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ |authorSTREAM
Фразеология:
ФразеологияSlide2:
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»Slide3:
Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Фразеологизмы – это средства выразительности языка , они делают нашу речь эмоциональной выразительной и яркой.Slide4:
«Море по колено» — ничего не страшно. «Мухи не обидит» — добрый человек. «Как две капли воды» — очень похожи друг на друга.Slide5:
«Тянуть кота за хвост» — надолго затягивать какое-либо решение или дело. «Не разлей вода» — дружные ребята. «Витать в облаках» — мечтать.Slide6:
«Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека. «Сесть на шею» — быть обузой для другого человека. «Водить за нос» — обманывать.Slide7:
Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назовите фразеологизмы, которые здесь им изображены. Когда они употребляются? Составьте с ними предложения.Slide9:
Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. 1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. 2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила . 3. Кирилл целый день бездельничал . 4. Мы догадывались, что он нас обманывает . 5. Первого сентября Уля проснулась очень рано . Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СДЕЛАЮТ ВАШУ РЕЧЬ ЯРКОЙ И САМОБЫТНОЙ. :
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СДЕЛАЮТ ВАШУ РЕЧЬ ЯРКОЙ И САМОБЫТНОЙ.Slide11:
Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте. Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ... 2.На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить … 3.Бросились искать приезжего. а его и след ... 4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ... 5.Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ... 6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ... 7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...Slide12:
Определите, есть ли фразеологизмы в предложениях Врач назначил больному прием лекарства через час по чайной ложке. Девочка болела, и мама носила ее на руках.Slide13:
Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык. У лягушки дух захватило от страшной высоты. Яшка сломя голову остановился.Slide14:
Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы? Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали. (I – сломя голову, во всю прыть; II – и дело с концом, дело в шляпе; III – и след простыл, поминай как звали.)Slide15:
Сфера употребления фразеологизмов Стили речи книжный разговорный публицистическийSlide16:
Распределить фразеологизмы по сфере употребления: разговорный,книжный, публицистический Водить за нос, ломать голову, сложить оружие, сдержать слово, карточный домик, из года в год, краеугольный камень, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще, дамоклов меч, под открытым небом.Slide17:
Slide18:
Откуда берутся фразеологизмы Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья Старославянские как зеницу око, не от мира сего Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король Счастливые часов не наблюдаютРабота в группах:
Работа в группах Ответственный в группе оценивает участие в работе.Задания::
Задания: Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам(что для них является общим), определите значение фразеологизмов. 1. Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белого каления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует. 6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Моя хата с краю. 9. Хоть бы что. 10. Рвать и метать.Запишите фразеологизмы по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение.:
Запишите фразеологизмы по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение. 1. Вон оно что! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот так штука! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран на новые ворота. 6.Наверху блаженства. 7. Не укладывается в голове. 8. Подумать только! 9. Развести руками. 10. Ума не приложу. 11. Хорошенькое дело!. 12. Скажи на милость. 15. Вот так номер.К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.:
К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты. 1. Рукой подать. 2. С первого взгляда. 3. С горем пополам. 4. С первых слов. 5. Засучив рукава. 6. Затаив дыхание. 7. На каждом шагу. 8. Остаться с носом. 9. Опустить руки. 10. Так себе. 11. Черным по белому. 12. Два сапога пара. 13. Мороз по коже.Slide23:
Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... ( По Э.А. Вартаньяну ) Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?Slide24:
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одногруппников сквозь пальцы. Молодцы!www.authorstream.com