Плоды Духа Святого (10). Воздержание – девятый плод Духа Святого. Воздержание плод духа


Урок № 26: Плод Святого Духа. ВОЗДЕРЖАНИЕ

Урок № 26: Плод Святого Духа. ВОЗДЕРЖАНИЕ.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» (Гал. 5:22-23)

 

«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.» Тит 3:3

 

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,  ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» Мф 16:24-25

 

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;  но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.» Рим 7:22-23

 

«… ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.» Рим 8:13

 

 

I. Что такое ВОЗДЕРЖАНИЕ:

  • Воздержание – это правильное отношение преображенного Богом духа к плоти и ее желаниям.
  • ἐγκράτεια – греч. воздержание – иметь полный контроль над своими желаниями и действиями (to exercise complete control over one’s desires and actions)
  • Воздержание это удерживание себя от исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей, не дают пользы душе, не обогащают ее духовно, не служат к накоплению ею «сокровищ» в Царствие Небесном.
  • Воздержание – это правильное отношение преображенного Богом духа к плоти и ее желаниям.
  • Без воздержания, взращиваемые в вас плоды Духа, будут подавлены вашей плотью.
  • Когда нет воздержания, нет защиты вокруг нас.  Воздержание – это как ключ, чтобы враг не проник в нашу жизнь. Несколько примеров из Библии:

1)      Адам и Ева не воздержались, что выразилось в непослушании.2)      В случае Каина и Авеля невоздержание проявилось в зависти Каина. Воздерживайтесь от зависти. Радуйтесь с теми, кто рядом с вами.3)      Исав не сдержался, когда был голоден и продал первородство своеми брату.  Будьте сдержанны в еде, для этог практикуйте пост4)      Аврам и Сара – не смогли дождаться обещанного сына. Аврам родил Измаила от своей служанки Агари. Впоследствии Агарь и Измаил были изгнаны. Нам нужно научится дожидаться обещанного Богом.5)      Моисей – горячая, вспыльчивая натура. Моисей  из-за невоздержания убил египтянина, и это не было от Бога. Нам нужно подчинять себя Божьей воле, гореть для Бога, а не для себя.6)      Давид согрешил, когда у него появилось много времени. Нам надо пересмотреть свое время, для чего мы его используем.7)      Анании и Сапфиры, утаили какую-то часть денег от продажи имения. Обратите внимание на воздержание в деньгах.

II. Библейская необходимость воздержания:

  • «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.» Гал 5:13
  • «… но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.» Рим 13:14
  • «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.» Гал 5:19-21
  • «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы-нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух» 1Кор 9:25-26
  • «… но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.» 1Кор 9:27

 

 

III. Библейские принципы воздержания:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.» 1Кор 10:1-6

 

A. Посвящение святости

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.» 1Кор 6:12

 

B. Посвящение созиданию

  • «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.» 1Кор 10:23
  • «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» Мф 16:26
  • «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. 1Кор 10:32-33

 

C. Посвящение славе Божьей

«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.» 1Кор 10:31

 

 

IV. Библейская школа воздержания

Как практически научиться воздержанию?

 

A. Дисциплина благодати

  • «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» Тит 2:11-12
  • «… но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.» 1Кол 9:27
  • «Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.» 1Кор 9:23

 

B. Дисциплина мыслей

«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» 2Кор 10:4-5

 

C. Дисциплина чувств

«Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;  твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.» Евр 5:13-14

 

 

D. Дисциплина желаний

«… но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав,

рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.» Иак 1:14-15

 

E. Дисциплина слов

  • «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» Иак 1:19
  • «Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать.» Прит 20:25
  • «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.» Еф 4:29

 

F. Дисциплина действий

· Воздержание в пище

«Нашел ты мед,– ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его.» Прит 25:16

· Воздержание в приобретении вещей

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» Кол 3:5

· Воздержание в удовольствиях

«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.» Еккл 11:9

· Воздержание в потреблении информации

– «А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» Еккл 12:12-13

– «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» 1Тим 4:7

 

www.prayercenter.church

ЦАРСТВО БОЖИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ

10. Глава Десятая. ПЛОДЫ ДУХА: ВОЗДЕРЖАНИЕ И ДОЛГОТЕРПЕНИЕ

  ПЛОДЫ ДУХА: ВОЗДЕРЖАНИЕ И ДОЛГОТЕПЕНИЕ

 

Если по апостолу любовь совокупность совершенства, то мы начнем сначала говорить о тех плодах, которые предшествует Любви. И первое добродетельное проявление духа, его плод, это святое воздержание.

Воздержание.

Воздержание – это вовсе не цель христианской жизни. Да и вообще всякая аскеза ради Бога не может быть целью, в достижении которой, трудится человек на пути спасения души. Воздержание это плод исполнения Духом Святым. Очень интересно, что дело нашего внутреннего воздержания от плотских помышлений, приходит к нам в более совершенном виде. В виде плода воздержания. Воздерживаясь от помышлений, получаем совершенный плод воздержания уже и от самих дел плоти. И получив плод духа, мы сможем исполнить и заповеданное апостолом, Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. (Гал. 5.25)

И каждый должен понимать, что начиная жить по Духу, мы тем самым начинаем духовное воздержание.

Часто прочитав о аскетических подвигах отцов, новоначальный ставит своей целью сугубый пост, воздержание от собственной жены, воздержание от сна или еще от чего-то. Он убежден, что именно сугубость, строгость и тяжесть поста причина особенной благодати подвижника. Но это не так. Внешний сугубый подвиг, который по слепому подражанию берет на себя человек без исполнения Духом Божьим, не принесет никакой пользы. Это принесет, как правило, надрыв и духовных и физических сил человека. Потому что причина благодати не в невероятной строгости аскетической жизни подвижника, а наоборот, это плод Духа, именно сама благодать Святого Духа есть причина удивительного воздержания. Это плод, сеющего в дух. Это плод Духа, который есть святое Воздержание. Не может человек понести подвигов воздержания, если живет по плоти и не приготовляет свою душу к исполнению Духом. И поэтому только в духе этот плод может приносить пользу, которая спасительна и приближает к совершенству. Закон без Духа ничего не довел до совершенства; но законом, лишь вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. (Евр. 7.19). Одним лишь исполнением предписаний Типикона, (и то, очень часто, лишь исполнением карикатурным), мы не получим благодать Духа. То, что получено от Духа святыми и преподобными отцами, нужно исполнять в Духе. Начинать нужно не с исполнения внешнего действия уставных правил, а наоборот, начинать сеять в дух, и Духом ты придешь к исполнению внешнего благочестия заключенного в Православном Уставе.

Проблема воцерковления людей, это проблема избежать фарисейства. Проблема в том, что от человека требуют, и сам человек от себя требует, сугубого воздержания (по уставу Иерусалимского монастыря Саввы Освященного), тогда как по духу он жить еще и не начинал. И без плода Духа, который есть, во-первых, воздержание, безрассудно требовать от себя великих внешне-телесных аскетических подвигов. Борьба с блудной страстью у новоначальных начинается с исполнением жесткого поста. Воздержанием в пище, по совету отцов, может достигаться воздержание от похоти. Но этот совет может оказаться бесполезным, о той причине, что если бороться со страстью только одним телесным постом, наверняка человек потерпит поражение в этой брани. Пост силен духовностью. Его сила не просто в воздержании от пищи, но в соединении с молитвенным устремлением нашего духа ввысь. Поэтому, Христос, говоря об изгнании нечистого духа из человека, сказал о посте не просто как о телесной аскезе, но о посте соединенным с молитвой, которая исполняет человека духом. Сей же род изгоняется только молитвою и постом. (Мф. 17.21) Молитва же здесь поставлена на первое место.

По настоящему, молиться можно только в Духе Святом, только когда человек исполнен Им. Поэтому без исполнения Духом не будет сильной молитвы ни очистительного поста, словом, не будет плодов Духа – первый из которых есть воздержание.

Если воздержание это плод духовной жизни, то видимо работа и труд, которые приносят плод должны иметь место у того, кто хочет его получить. Воздержание это понятие, что человек воздерживается удерживается, т.е. проявляет свою волю для того чтобы избежать какого-то действия, слов или мыслей. Вообще-то, воздержание - это есть вся жизнь во Христе и Духе Божьем. Ведь мы уже говорили о том, что даже для того, чтобы приготовить свою душу для Царства Божьего, нужно постараться, потрудиться. Т.е. положить начало жизни по духу. Вместо плотских помыслов назидать себя духовным словом Божьим, с благодарением Бога в сердце своем. Удерживать себя от раздражения и гнева в общении с близкими, т.е воздерживаться, проявлять воздержание. И как невозможно человеку благодатно прославлять Бога, пока он сам не начнет искать и думать о благодеяниях Творца, так и воздержание, как благодатный плод, не будет расти и увеличиваться, пока мы не положим начало духовной жизни, которая изначально есть трезвение и воздержание. Нападение и напасть это последствия того что человек откладывает то приготовление души то начальное малое воздержание, которое есть начало жизни по духу. Если человек не готовит себя для исполнения Духом, как он может надеяться, что сможет иметь воздержание, которое покоряет тело в послушание духу? Напасть, и само поражение человека в этом нападении духовных врагов напрямую зависит от того есть ли в нашей душе тот Великий Царь Царства Небесного, Который имеет силу и власть отразить эту напасть.

Апостол говорит, - «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». (Гал.5.24) Распятие это умерщвление. Как Христос на Своем безгрешном человеческом естестве понес наказание за преступления всех людей, и в Своем теле пригвоздил грех всего мира на крестном жертвеннике, так и те, кто от Бога, умерщвляют противное Богу, свои похоти и плотские помыслы распятием, на том дереве Царствия Божьего, которое вырастает из маленького семечка.

Человек исполняющийся Духом, живущий Им, имеет великую помощь Божию. Он чувствует, что если бы не Бог, то он не смог бы понести и малого в своей духовной брани. В первую очередь воин Христов должен умерщвлять не свою плоть, а помышления плотские, вслед за которыми идут и дела плоти. Умерщвление это совершается только Духом, только духовной жизнью во Христе Иисусе. И только в духовном подавлении плотских помышлений назидательными и прославляющими Бога мыслями, человек в плоде духа, воздержанием, может усмирять и порабощать правде свое тело, восстающее на дух. Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. (Рим. 8.13). Апостол Павел говорил, что и он несет сугубый подвиг воздержания. Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1Кор. 9.27).

Светильник Духа, великий апостол Павел, усмирял свое тело. Видимо и нам необходимо это делание. Но наши представления о воздержании бывают радикальными и порой противоположными.

С одной стороны, плоть – это синоним греха. Часто встречающееся мнение, что наше тело недостойно получать ни покоя, ни удовольствия. Это происходит потому, что монашествующий, (тот, кто идет путем совершеннейшей жизни во Христе в безбрачии и нестяжании), едва даст послабление своей плоти, она сразу же восстает на его чистоту жизни. Поэтому у монашествующих подвижников свой устав, свои правила поведения и жизни. Помоги им, милосердный Господи! Это совершенный путь, путь отречения от естественного желания жить по-человечески. Это путь даже не ангельский, так как некоторые ангелы согрешили получив плоть, а путь этот, подражание Христу, Путь это превыше чем ангельский, и не многие могут по слову Спасителя, вместить в себя эту жизнь. Но этот путь, путь сугубого воздержания, и без плодов духа он невозможен. Это путь постоянной брани и преодоления искушений плотских помыслов. Из жития святого Серафима мы знаем, что и он «томил, томящего его» нося на себе обрубок дерева на своих плечах. Это монашеское делание, путь немногих, и путь великого воздержания. И порой те, кто встал на этот путь, вводят в свою жизнь такие способы преодоления искушений плоти, которые мирянину могут показаться очень жестокими по отношению к своему телу. Но они нужны тем, кто идет путем особенного, монашеского воздержания.

С другой стороны, есть совершенно противоположная жизнь людей. Например, человек говорит, все что ему хочется, и требует его плоть, это естественно. Этого просит тело, которое сотворено Богом. В древние времена были даже религиозные секты, которые проповедовали такой образ мировоззрения и жизни. Но на это возражает апостол Павел: «Мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8.12-14). Человек отпав от спасительного союза с Богом, в Эдемском саду, утратил главенство правды в своем существе. Образ и подобие Бога помрачились в человеке. И это зло постоянно усиливалось грехопадением людей в земном бытии, до вочеловечивания Слова Божьего. Плоть, которая потеряла баланс правды и вышла из под контроля духа, и сейчас препятствует иметь человеку неповрежденную мудрость. По-другому – целомудрие. Поэтому помышления плоти враждебны бессмертному духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. (Рим. 8.5-8). Раз уж плоть требует не естественных потребностей установленных порядком Божественного замысла, а противного Ему, то мы и не должники ей. Значит, мы должны противопоставлять плотским помышлениям, помышления духовные и святые. В этой брани, в борьбе и противостоянии, особенно помогает славословие, благодарение Бога и чтение слова Божьего.

Есть разные виды и степени воздержания. Как мы видим, есть особенное воздержание монашеской безбрачной жизни, есть воздержание от помыслов плоти, воздержание от совершения греховных действий и чувств, воздержание от излишеств. Это разные степени воздержания. Есть то, что разрешено, и есть то, что запрещено. И воздерживаться иногда можно и от того что разрешено и от того, что необходимо. А от того что запрещено и вредно, воздержание обязательно.

Для людей из язычников, принимавших Христа как Спасителя и Господа, апостолы установили тоже некое воздержание, кроме воздержания от плотских помышлений. Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. (Деян. 15.29)

Мы видим, что апостолы не налагали на еще недавних язычников обращенных ко Христу предписаний Моисеева Закона. Им заповедовалось воздержание от самой сути греха языческой жизни. Наверняка многие из них, были подвигнуты благодатью Божией и к более совершенной жизни.

У нас в Церкви есть устав, и по этому уставу (о постах и трапезах) новоначальный начинает свою духовную жизнь. Но жизнь, которая начинается не с отсечения грубых грехов, против 10 заповедей, не с воздержания от плотских помышлений, а с воздержания от «скоромненького», очень скоро приводит воцерковляемого к формализму, который преграждает ему (слово Христа к фарисеям), путь в Царствие Небесное. Ведь апостол сказал, что Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. (1Кор. 8.8) И сокрушается по этому поводу, что не у всех такое знание. Но все таки, христианин должен понимать, что Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. (Рим. 14.17). Степень воздержания человека по Православному Типикону должна начинаться только после того, как начнется жизнь в Духе. После того, как он научится не смотреть «вниз», а будет иметь помышления духовные. Т.е. тогда, когда начнет исполняться Духом Святым. В Духе любое действие освящаемо и имеет пользу. Красота Типикона, притом красота внутренняя, обилие пользы от исполнения этого устава, могут быть оценены только живущими по духу. Вне этой жизни вне духа, Типикон неудобоносимое ярмо ломающее хребет несущего. Ради пользы, которая появится в виде плодов духа, новоначального нужно учить прежде Царствию Небесному, которое внутри нас есть. Нужно учить воздержанию от неугодных и не покоряющихся Богу помышлений воюющих на дух. Господь Иисус Христос, когда говорил о воздержании, первое, в чем учил, это следить за сердечным устроением, за чувствами которые исходят из сердца. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими. (Лк. 21.34) Причина невоздержания тела в том, что человек не смотрит за своими сердечными чувствами. В том, что не противопоставляет плотским помышлениям помышления духовные. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. (Мф. 26.41). Мы призваны смотреть за собой, бодрствовать, стоять на страже, чтобы воздерживаться и удерживать себя от неугодного Богу. Бодрствуя, по слову Спасителя, нельзя забывать о молитве. Покаянной и хвалебной молитвой занимать свое сердце и ум.  На военной службе, караульные бодрствуют и охраняют разные по важности объекты. Есть, куда противник пытается пробраться любой ценой. А есть объекты, которые охраняются только для того, чтобы туда не забредали случайные прохожие. И в духовном воздержании есть разная степень бодрствования и бдения. И так как есть путь спасения более совершенный, то и строгость воздержания там иная. Но всегда любое воздержание начинается с воздержания от помышлений плотских, которые уводят человека от естественного в греховное, мерзкое противоестественное, в то, что противится заповедям Божьим.

Исполнив главную заповедь о воздержании, наш дух разродится плодом воздержания. И тогда, в плоде духа, нам будет удобно и спасительно исполнить Типикон – те установления Церкви, которые не просто запрещает, но совершенствуют христианина живущего по духу. Тогда, когда мы в плоде духа обретем воздержание, наши ограничения будут нам не в тягость, а в радость. Тогда мы не будем жадно объедаться на заговенье и на разговение. Не будем отсчитывать недели дни и часы до того времени когда окончится пост. Наше воздержание будет в терпении. Наша жизнь в духе, будет являть настоящее христианское воздержание.

 

Долготерпение.

Апостол Петр тоже писал о воздержании в своем послании. Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение. (2Пет. 1.5-10). Если мы верующие, и имеем веру живую, а не мертвую, как бесы отпавшие от Бога, то вера наша должна быть подтверждаема делами веры. Делание должно быть рассудительно, так как надежда и упование на одни только добрые дела приводит к гордости и забвению Спасительных страданий Христа. Человек забывает, что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть. (Рим. 3.20) Рассуждая в духе, мы будем исполнять не внешний обряд, но сначала обратим свое делание внутрь себя. И рассуждая о пользе духовной, будем воздерживаться по благодати Божией от того, что неугодно Богу. И воздержание наше будет не от начала и до конца великого поста, не только в день сочельника или в среду и пяток, но до последнего вздоха на этой земле. В воздержании нужно показать терпение. Ведь по слову Христа, плод доброй жизни нужно приносить в терпении. Те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. (Лк. 8.15). И еще сказал: «терпением вашим спасайте души ваши». (Лк. 21.19). Воздержание и терпение неразлучны. Терпение в воздержании, и во всей доброй жизни нашей нужно нам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное. (Евр. 10.36). Воздержание есть то, что помогает нам в преодолении искушений (испытаний). А от апостола мы знаем, что испытание нашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы мы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. (Иак. 1.3,4) Наша жизнь это испытание, это трудный путь до Царства Славы, который мы должны пройти до конца. Воздержание и доброделание в оскудении веры, если прекратятся в жизни христианина, то жизнь его перестанет быть христианской. В этом случае может наступить духовная катастрофа. Крушение христианского жития происходит тогда, когда человек вдруг возвращается к тому от чего когда-то ушел. Но апостол увещевает нас словами. Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще. (Евр. 12.1). Терпение необходимо. Необходима и помощь Божия. И благодать дается нам в плодах духовной жизни. Но для этого нужно исполняться Духом, пламенеть сердцем, без этого человек ослабевает на пути спасения. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. (Гал. 6.9)

Бодрствование, воздержание, терпение это те усилия которые нужно приложить для того чтобы в нас образовалось Царство Небесное. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. (Мф. 11.12)

Долготерпение. Как много обещано тем, кто имеет его. Претерпевший до конца спасется. (Мф. 10.22). Желанно нам спасение во Христе. Но ради спасения потерпеть христианину нужно во многом. Терпеть в воздержании, терпеть скорби, терпеть и долготерпеть к ближним своим.

Терпеть скорби с благодарением, это свойство только духовного человека, который при скорбях не унывает, но понимая, что все случающееся от Бога, принимает скорби с покорностью и надеждой участия в Царстве Божьем. Знаем, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Рим. 5.3-5). Нищий Лазарь в притче Христовой, упомянут как страдалец. В притче выделено его страдание и терпение. Ни о каких других добродетелях Христом не упомянуто. И это долготерпение ввело его в место обитания праведных, на «лоно Авраамово». Скорбящий человек имеет надежду, что претерпев скорби ради Христа, и не уклонившись от пути правды во время скорбей, он будет принят по обетованию в место упокоения со святыми. Как правило, у наученных Царствию Небесному, возникают скорби из-за того, что им приходится делать выбор в сторону исполнения заповеди и жизни по духу. Это привносит немалые ограничения и в бытовые стороны жизни христианина, в его общение и поступки. Часто христианин, живущий праведно становится бельмом на глазах живущих нечестиво. И следствие этого притеснение, ненависть и злоба от тех людей, которые безмолвно обличаются в своих беззакониях праведностью того, кто живет не так, кто живет в духе. Это же было причиной ненавистью ко Спасителю. Сам Он говорит об этом: Меня мир ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. (Ин. 7.7). И свидетельство это может быть даже без слов праведника.

Для того, чтобы стойко во Христе переносить скорби, нужно жить по духу, потому что долготерпение это плод духа. По совету апостола Иакова переносить страдания помогает молитва. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. (Иак. 5.13). И если Бог возвещает горе тем, кто является причиной скорби праведников, то в нагорной проповеди в заповедях блаженств терпящим невзгоды и гонения и скорби ради Христа возвещена радость и счастье. Это должно утешать верующих словам Божьим. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. (Мф. 5.10-12). Труд терпения, который мы берем на себя ради Христа, дает плод долготерпения. В этом вызревшем плоде духа, человек не только смиренно терпит приключившееся страдание, но и украшает терпение неизменно благочестивой жизнью, братолюбием и любовью, в которой есть радость и блаженство. И тогда, даже находясь в искушениях и несчастьях, человек благодарит Бога за все, что с ним приключается в этой жизни, радуясь в Духе Святом.

Самое высшее явление долготерпения, проявляется в терпении к людям, согрешающих лично против нас.

Терпеть можно по-разному. Например, терпеть стиснув от злости зубы, или терпеть с молитвой и благодарением. В первом случае это терпение человека не духовного. И оно оканчивается унынием, отчаянием, срывами, а в самом плохом случае самоубийством. В случае с человеком, живущим по духу, долготерпение это плод его духовной жизни, и оно совершенствуется любовью. Поступайте… со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью - говорит нам апостол Павел (Еф. 4.1,2). Терпение начинается с разумного оправдания ближнего ради Господа, Который над всеми нами. Если Бог терпит того, кого нам терпеть трудно, мы должны разумно увещевать себя тем, что если Бог дает и таким людям время покаяния и исправления, хотя и мог бы прекратить жизнь любого из нас в одно мгновение, то и мы должны иметь долготерпение к ближним своим, и ко всем людям. Если же человек пренебрегает милосердием и долготерпением Божьим, то и это должно поучать нас в отношении самих себя. Вспоминая слова апостола о долготерпении Бога к грешникам, нужно каяться в нерадивой жизни изменяя себя в лучшую сторону.

Терпение и любовь христианина к людям, не подразумевает смирения с самим грехом. Если человек терпит грех, это не долготерпение, а робость и малодушие. Терпение ближнего своего это проявление любви. А любовь не терпит греха. Праведник терпит и любит грешника как человека, но ненавидит грех в этом человеке. Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных. (Откр. 2.2). Господь хвалит верующих за терпение, и тут же за нетерпение. Хвалит за терпение скорбей, но и ставит в добродетель то, что церковь не терпит в себе греха. Совершенство плода долготерпения находится в любви, которая есть вершина и венец всех плодов духа. Терпение это спасительный помощник на нашем пути преодоления различных искушений. И мы должны утешать себя знанием того, что если терпим, то со Христом и царствовать будем. (2Тим. 2.12)

Господь да управит сердца наши в любовь Божию и в терпение Христово. (2Фес. 3.5).

Вот почему сказано: бдите и молитесь, да не внидите в напасть, то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносит нам благодать Его. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа... (прп. Серафим Саровский)

Назад к списку

ruah.ortox.ru

Воздержание - Выпуск #58 - Мир с Богом

Воздержание

 

 

          Воздержание – это способность удерживать свои неугодные Богу желания, не давать им волю, не предаваться излишествам, ограничивать себя, исходя из заповедей Божьих. Это добровольный волевой отказ. В Библии говорится, что воздержание - это один из девяти плодов духа, которые возрастают в человеке в процессе общения с Богом и исполнения Божьего Слова. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал 5: 22-23). В этом перечне воздержание стоит на последнем месте. Кто-то скажет, что это не самый важный плод. На самом деле не так. Воздержание стоит на последнем месте, потому что это завершающий плод, который вырастает на фоне первых восьми. Если у человека нет предыдущих восьми плодов, то о воздержании вряд ли можно говорить. Но Бог нас этому учит. Бог хочет, чтобы этот плод вырастал.

          Воздержание - это плод моего человеческого духа, это не плод моего интеллекта, моих знаний, моего образования, это не плод моей силы воли. Однако если бы не Дух Святой, если бы не работа Бога во мне, то я не смог бы ни воздерживаться, ни приносить какой-либо другой плод. Но всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе, слава Богу! Уже не я живу, но живёт во мне Христос.

          Все мы до того, как прийти к Господу, были одурманены порочным течением злого мира. Мы жили этим миром. Сегодня Бог нас воздерживает от того, чем мы жили, когда были невозрождёнными и неверующими. Бог воздерживает нас от греха, идолов и удовольствий мира. И воздержание как плод духа - это абсолютно практический вопрос. Плохо, если этот вопрос остаётся для верующего человека лишь теоретическим, и христианин лишь только соглашается: да, мы должны воздерживаться, ведь об этом говорит Библия.

          Бог, взращивая в нас плод воздержания, формирует у нас хорошую, святую, духовную привычку. Например, я работаю за компьютером, пользуюсь интернетом. Сначала я, контролируя себя, воздерживаюсь от нажатия на экране монитора тех ссылок, которые не касаются моей профессиональной деятельности. Спустя некоторое время у меня формируется духовная привычка. Я не обращаю внимание на эти ссылки, я от этого свободен. Я к этому привыкаю. И я в этом живу.

          Другой пример. Сначала я, контролируя себя, воздерживаюсь от того, чтобы кричать на своих детей, когда они не слушаются меня. Спустя время Бог сформирует у меня привычку вообще не кричать на своих детей. Ещё пример. У меня формируется привычка не участвовать в неугодных Богу разговорах среди моих сослуживцев на работе, а потом у меня появляется опыт по воздержанию даже слуха. Я просто не слышу, о чём они так громко говорят. Меня это не касается, меня Бог от этого освободил. Плод воздержания во мне вырастает практическим образом. Он вырастает в нас на месте вредной привычки или греха.

          Сегодня у многих людей есть привычка - зависимость «от экрана» - телевизора, компьютера, телефона. Это увлекает их настолько, что они уже жить не могут без этого. Может быть, человек смотрит вполне невинные передачи и фильмы. Такая зависимость настолько увлекает и порабощает его, что приносит урон его духовной жизни и, соответственно, неугодна Богу и является грехом. И от этого нужно освобождаться с Божьей помощью.

Воздержание от экрана

          У меня была такая привычка: когда я заходил на кухню кушать, то мои руки тянулись в первую очередь не к посуде, не к газовой плите и не к холодильнику, а к пульту от телевизора. Я включал телевизор, нейтральный канал «Моя планета», где есть много познавательного. Но я заметил, что у меня желудочный сок вырабатывается в прямой зависимости с включённым телевизором. Я понял, что так не должно быть. Сегодня я научился воздерживаться от телевизора на кухне и не только. Плод воздержания приносит пользу.

          Когда я согрешаю, я виню себя. Виноват я. Когда у меня получается воздерживаться, я должен хвалить не себя, но Духа Святого. Я хвалю Того, Кто делает меня способным освободиться от всего греховного и неугодного Богу.

 

 

 

 

mirsbogom.ru

Плоды Духа Святого (10). Воздержание – девятый плод Духа Святого

1) Важность воздержания.

Словарь Вебстера определяет «воздержание» как «способность контролировать свои импульсы, эмоции или желания».

Даже в миру воздержание считается важной добродетелью, и человек, способный контролировать себя, имеет много преимуществ. Он может сдерживать себя и воздерживаться от грубости. Он может трезво смотреть на ситуацию, потому что эмоции не затуманивают его разум. Он может достичь гармонии, мудро контролируя все сферы своей жизни.

А человек невоздержанный ведет себя недостойно, поддавшись своим эмоциям. Поэтому у него конфликты с окружающими, и он совершает много ошибок. Он склоняется то к одному, то к другому, нарушая гармонию и баланс. Иногда, переходя границы дозволенного, он разрушает свою жизнь и совершает опрометчивые поступки. В этом мире жизнь людей, воздержанных и невоздержанных, отличается друг от друга. Способность к воздержанию имеет большое значение и в христианской жизни.

Важнее всего, что из-за невоздержанности совершается много грехов. Даже если человек решился не грешить в чем-то, он все равно может совершить этот грех из-за отсутствия самоконтроля. Если он будет продолжать так поступать, он исполнится неправды и в конце концов лишится спасения.

В Послании к Римлянам, 8:13, говорится: «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». «Жить по плоти» означает вести невоздержанную жизнь. А «умерщвлять дела плотские» значит контролировать себя под водительством Духа Святого. Чтобы стать спасенным чадом Божьим, мы должны прежде умерщвлять дела плотские, для чего нам и необходимо воздержание. Например, из-за невоздержанности мы много согрешаем своим языком. Люди, не умеющие себя контролировать, разносят сплетни о слабостях и ошибках других людей. Они сразу же выговаривают всё, что у них на уме, не задумываясь, правда это или нет. В конечном счете они судят и осуждают людей, и из-за этого разрушаются их отношения.

Если вы продолжаете выражать недовольство, не контролируя себя, то ваши чувства будут ранены, и все это обернется стеной греха между вами и Богом. Есть люди, которые не могут остановиться, когда начинают говорить, и поэтому они допускают множество непреднамеренных ошибок. Поэтому в Притчах, 10:19, сказано: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен». В процессе освящения, вам необходимо воздержание, чтобы изменить свое прежнее «я», развращенное собственными порочными желаниями; чтобы обрести новый разум и стать новым человеком, истинно праведным и непорочным, - таким, каким Бог создал нас по образу Своему.

Но воздержание как плод Духа Святого - это не просто воздержание от греха. А это также становление духовного человека в совершенной гармонии с девятью плодами Духа Святого. Некоторые думают, что в Господе хорошо любое изобилие, но нужно понимать, что нам необходимы порядок и равновесие в духовных вещах.

Поэтому воздержание - это один из плодов Духа Святого. Благодаря плоду воздержания мы можем уравновесить все остальные плоды Духа Святого. Не контролируемый избыток любви может навредить другим людям. Или, к примеру, сказано, что мы должны всегда радоваться, поэтому нам нужна мудрость, чтобы проявлять радость вовремя и к месту.

2) Признаки воздержания и невоздержания.

Чем отличается человек воздержанный от человека невоздержанного? Прежде всего, человек воздержанный в Господе не следует за каждым своим желанием, но ходит под водительством Духа Святого.

Такой человек знает, когда нужно заявить о себе, а когда лучше остаться незамеченным. Он знает, когда говорить, а когда промолчать. Прежде чем что-либо сделать, он определяет все необходимые шаги для достижения цели. Он думает о других, о том, как его поступки повлияют на них. Что бы он ни делал, даже в духовной сфере, он никогда ничего не делает сверх меры. Он не нарушает установленный порядок, он находится в мире и гармонии со всеми.

А человек невоздержанный нарушает правила и порядок и может даже навредить другим людям. Если он делает что-либо сверх меры, не думая о других, оправдывая все своими благими намерениями, он разрушает гармонию и наносит вред окружающим.

По пятницам и воскресеньям я встречаюсь со многими членами церкви и приветствую их. Но представим себе, что кто-то из них начинает свидетельствовать и не может остановиться. Конечно, он делает это для славы Божьей и чтобы порадовать меня, но из-за невоздержанности он не понимает, как много драгоценного времени он отнимает только для себя. Если он не будет держать себя в руках и думать о других, то они не смогут разделить его радости. Многие хотят поздороваться и поговорить со мной, поэтому нужно себя контролировать, чтобы сохранить гармонию.

Зачастую, люди невоздержанные слишком торопятся, совершают ошибки и страдают от плохих отношений с другими. Из-за поспешности и невоздержания они, ошибаясь, усугубляют ситуацию. Второпях они часто осуждают других, потому что не могут трезво оценивать ситуацию.

Вот типичный пример. Во время разговора человек воздержанный обычно выслушает своего собеседника до конца. После чего он сможет оценить ситуацию и избежать поспешного суждения. Таким образом, он приобретает возможность направить человека к истине.

Другая причина, почему воздержание в Господе так необходимо, заключается в том, что изобилие не всегда приносит людям пользу. Мы пытаемся дать человеку некий духовный дар, а он не в состоянии принять его, поскольку у него другая мера веры. По этой же причине я не говорю вам о некоторых духовных вещах, которые мне известны. Есть темы, которые я могу освещать с кафедры, но есть и сокровенные вещи, о которых можно размышлять только в небольших группах или наедине с человеком. Итак, не следует говорить всё, что вы знаете. Будем использовать мудрость, понимая, когда и кому можно говорить о духовных вещах.

Или другой пример: не всегда хорошо демонстрировать всю любовь, которую мы испытываем. И в этом мы должны контролировать себя. В наши дни многие подростки идут по неверному пути, потому что родители слишком сильно опекали их. Порой родители потакают любому капризу детей и дают им все, что они пожелают. А это портит детей. Такая любовь не является истинной любовью. Бесконтрольная любовь приведет, в конце концов, к печальным последствиям для детей.

Даже если речь идет о духовной любви, всегда нужно думать об уместности, времени и месте; о том, стоит ли ее проявлять или нет; действовать по зову любви или нет. Пока мы не станем совершенными духовными людьми, к нашей любви может примешиваться любовь плотская, и поэтому мы можем поступать по-плотски.

Кроме того, нужно думать о чувствах других людей. Воздержание необходимо даже в молитве. Если вы взываете к Богу, не думая о месте и времени, а лишь думая о том, что в этом состоит воля Божья, вы можете причинить неудобства другим людям, и тем самым опорочить имя Божье. Мы всегда должны думать о наших братьях и сестрах во Христе. Например, иногда мы проповедуем или свидетельствуем другому человеку, для того чтобы Слово Божье укрепило его веру и коснулось его. Но что будет, если вы продолжите говорить, в то время как у этого человека есть свои неотложные дела? Чтобы вас не обидеть, он, возможно, не станет вас прерывать. В такой ситуации он не будет воспринимать ваши слова, он почувствует себя в неудобном положении.

Очень часто люди затягивают свои речи на собраниях сверх отведенного им времени просто потому, что им нравится говорить. Но тогда нарушается программа собраний. Люди вынуждены задерживаться, не могут завершить свои домашние дела. Иногда во время молитвенных собраний некоторые так много говорят, что у них не остается времени на молитву. Сами того не ожидая, из-за отсутствия самоконтроля, они говорят и говорят до самого конца молитвенного собрания. Невоздержанность причиняет много вреда и людям, и Царству Божьему. Что же мы должны делать, чтобы принести этот плод Духа Святого?

Воздержание - это «способность управлять собой». И если сердце ваше исполнено истиной, вы легко справитесь с собой. Если в вашем сердце нет лжи и неправды, если сердце ваше истинное, то вы примете решение и исполните его. Но это не происходит сразу. Нужно начинать с малого, исполняя слово, данное самому себе. И когда мы накопим опыт воздержания в малом, мы получим силу управлять собой. Те из вас, кто сражается за доброе дело, чтобы обрести вечные ценности, смогут принести все плоды Духа Святого, научившись воздержанию. Как сказано в 1-м послании к Коринфянам (9:25): «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного».

www.invictory.com

Плод духа воздержание 1 прогрессивные цели, или что может измениться в моих учениках после изучения этого урока?

www.holy-day.ru Дидактика субботней школы. Автор урока: Боброва Хельга

Урок 10. ПЛОД ДУХА - ВОЗДЕРЖАНИЕ

Урок 10. ПЛОД ДУХА - ВОЗДЕРЖАНИЕ 1

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА? 1

1. Немедленные результаты 1

2. Самодисциплина и самоконтроль 1

3. Две составляющих одной победы 2

4. Дисциплина ума или Победа с помощью мышления 2

5. «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» 2

6. Перегибая палку 3

КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ @Подготовлено Орловым Анатолием 3

FISH'КИ К УРОКУ @ Подготовлено Администратором ресурса 4

ПУБЛИКАЦИИ 4

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В МОИХ УЧЕНИКАХ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО УРОКА?

1. Немедленные результаты

На этом уроке ваши ученики поймут, что ВОЗДЕРЖАНИЕ НЕ ВСЕГДА ПРИНОСИТ НЕМЕДЛЕННЫЕ ПЛОДЫ. Но плоды все равно будут – закон посева и жатвы: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). Человек, проявляющий воздержание, "сеет в дух". И, рано или поздно, он пожнет результаты. В контексте нашего урока "сеять в дух" означает укреплять и "кормить" свой разум, свою волю, свою духовную составляющую. "Сеять в плоть", напротив, означает уделять большое внимание миру материального, и отдаваться чувственному восприятию.

Чтобы проиллюстрировать закономерность посева и жатвы поразмышляйте над:

  • примером Иосифа, севшего в темницу за свое воздержание, но впоследствии обретшего большее благословение,
  • примером Самсона, загубившего свою жизнь невоздержанностью.

2. Самодисциплина и самоконтроль

Изучая этот урок члены классов субботней школы научатся себя контролировать.

Идея self-контроля - совсем не модная идея. Это раньше, во времена наших бабушек и прабабушек, вопросу самодисциплины уделялось так много внимания. Наши мамы могут вспомнить, как много было запретов, правил, установок. Это помогало жить, плоды воспитания давали хорошие всходы. Теперь же, в наше время, считается неестественным себя в чем-либо ограничивать. В еде, одежде, в речи, в мыслях и поступках - живи так, как тебе считается правильным.

И цель этого урока СШ возвысить воздержание, как способ контролировать самого себя. Как это сделать?

  1. В первую очередь СЛЕДУЕТ ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ самообладания: как позитивные, так и негативные. Для этого пункта можно вооружиться библейскими главами об Иосифе и Самсоне. Если для ваших "зубров" субботней школы эти примеры окажутся слишком классическими, в разделе ПУБЛИКАЦИИ этого выпуска вы найдете 2 лекции Ольги Стасюк из курса "Дело, которое за вас никто не сделает". Там полно историй о самообладании и его отсутствии.
  2. Надо сделать так, чтобы ваши ученики ПОЧУВСТВАЛИ, ОСОЗНАЛИ СВОЮ ПРОБЛЕМУ И ПЕРЕСТАЛИИ ЕЕ ОТВЕРГАТЬ, ЕЕ СТЕСНЯТЬСЯ. Сделать это можно выполнив творческое задание "10 причин, которые заставляют вас терять самообладание", оно предлагается нам в комментариях для учителей (см. Шаг 4). В задании предлагается анонимно написать 10 причин, которые выводят вас из себя (заставляют терять самообладание). Наиболее часто встречающиеся слова учитель пишет на доске (листке) и все видят, что они не одиноки в своих проблемах.
  3. Теперь, когда проблема открыта, ПОПРОСИТЕ В КЛАССЕ ПОДЕЛИТЬСЯ, КТО КАК СМОГ ВОЗОБЛАДАТЬ С СОБОЙ. Пусть члены вашего класса расскажут, как им удалось воздержаться от того или иного порока. Как учитель запаситесь несколькими насущными примерами, чтобы оживить обмен опытами.
  4. В конце ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ того, как же следует одерживать над собой победы. Здесь должна быть и помощь свыше - участие Бога в вашем самообладании, и ваши личные действия - то, что вы делаете для самоконтроля.
Чтобы грамотно вести дискуссию о методах самообладания, внимательно прочитайте вторую из предложенных лекций Ольги Стасюк.

Надеюсь, эта простая психолого-педагогическая схема поможет вам удачно провести беседу.

3. Две составляющих одной победы

Как учителя, в классах мы сосредотачиваем внимание на 2-х условиях победы: это наша воля и помощь свыше. Победа в деле воздержания - это воздействия Духа святого + наши усилия. Сослаться в этом случае можно на слова ап. Павла в Римлянам 7-я глава, где он подчеркивает, что как бы он ни старался, собственных усилий не достаточно для победы. Однако уже в Римл. 8:1 апостол провозглашает: "Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу". Цитата

"Я не ведаю, что делаю, вернее, я делаю то, что сам же ненавижу. И если я творю то, чего сам не желаю, то значит, я согласен с законом в том, что он добр. Но на самом деле не я всё это делаю, а грех, живущий во мне. Да, я знаю, что добро не живёт во мне, в моей грешной природе. Желание совершать праведные поступки всегда со мной, но я не совершаю этих поступков" (Современный перевод, К Римлянам 7:15-18).

"Так что нет никакого теперь осуждения тем, которые 'живут' во Христе Иисусе" (Институт перевода Библии в Заокском, К Римлянам 8:1).

"Великая борьба - это не просто символ... но и сражение в каждом человеке. Хотя Христос проложил путь всем людям, поделившись Своей победой, борьба за наше сердце и плоть все еще продолжается в нашем сердце и плоти. Безусловно, Христос победил ради нас. Но мы должны все время сознательно притязать на эту победу, и благодаря нашему выбору и решениям мы оказываемся на той или другой стороне великой борьбы" (Пособие).

В цитате из Пособия, которую я привела выше, мне очень нравится идея, что мы должны сознательно притязать на победу, которую УЖЕ одержал для нас Христос.

В других отрывках Павел дает рекомендацию, какие усилия с нашей стороны приблизят нас к самоконтролю. Речь идет о дисциплине ума, когда наше освященное мышление становится залогом правильных поступков. Об этом поговорим в следующем пункте.

4. Дисциплина ума или Победа с помощью мышления

Изучив этот урок ученики субботней школы смогут контролировать свое поведение с помощью мыслительной деятельности. Из урока мы знаем, что мышление и поведение сильно связаны. Мы ведем себя, исходя из того, что наполняет наш разум.

Библия дает несколько рекомендаций позитивного мышления. В тексте Филп. 4:8 перечисляются темы, которые должны находиться в центре нашего внимания.Цитата

"И еще 'скажу вам', братья: пусть мысли ваши будут заняты 'только' тем, что истинно и честно, что справедливо и чисто, что достойно любви и восхищения, тем, что 'во всех отношениях' хорошо и похвально" (Институт перевода Библии в Заокском, К Филиппийцам 4:8) .

Размышление над следующими темами способствует развитию воздержания:

Цитата

"Так как вы воскресли из мёртвых вместе со Христом, пекитесь о том, что в небесах, где Христос восседает по правую руку от Бога. Продолжайте думать о том, что в небесах, а не о том, что на земле, ибо ваша прежняя суть умерла, а ваша новая жизнь сокрыта со Христом в Боге" (Современный перевод, К Колоссянам 3:1-3).

5. «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская»

К сожалению, прочтение текста 1Иоан. 2:15,16 создает у некоторых христиан лишь ограниченную ассоциацию. Она касается сексуального влечения, порнографических журналов и тривиальной гордости. Автор Пособия мыслит несколько шире, и я с ним согласна.

Цитата

"Хотя сегодня похоть плоти и имеет устойчивую ассоциацию, она не ограничивается только сексуальным контекстом. Мы становимся жертвой похоти плоти, когда считаем удобства и удовольствия или достижение их наивысшей целью своей жизни.

«Похоть очей» означает желания, вызванные взглядом. Это не только порнография и все, что связано с ней. Это относится не только к тому, что мы буквально видим. Иначе это можно назвать поверхностным взглядом, склонностью оценивать вещи на основании их внешней привлекательности.

Мы можем даже считать «похоть плоти» силой, которая лежит в основе религиозного лицемерия, поскольку лицемер заинтересован в том, чтобы выглядеть религиозным. То же самое можно сказать и о некоторых формах законничества, когда люди думают о том, как они выглядят, делая правильные вещи или, более вероятно, не делая того, что кажется неправильным.

Рядом с «похотью плоти» находится «гордость житейская» — чрезвычайно сильное желание казаться выше других или убежденность в своей исключительности. Мы наблюдаем это сегодня в желании многих людей прославиться хоть чем-то и желательно на телевидении. Возможно, более точно это желание можно назвать «гордость этого века», поскольку жертва такого побуждения считает достижение высокого статуса и известности в этом веке самым важным в жизни" (Пособие).Эту идею можно хорошо развить на уроке субботней школы. Из этого материала выйдет хорошее творческое задание. Итак, мозговой штурм!

  1. Создайте в классе установку на то, что тексты 1Иоан. 2:15,16 следует понимать в широком контексте. Назовите те распространенные ассоциации, которые вызывают стихи 1Иоан. 2:15,16, и выскажите свое недовольство ограниченностью такого мышления.
  2. Разделите класс субботней школы на 2 команды и попросите привести как можно больше примеров вышеуказанных "похотей".
  3. Подведите итоги.
Ваши ученики класса субботней школы станут понимать текст 1Иоан. 2:15,16 в самом широком контексте.

6. Перегибая палку

Хорошее - в меру! Даже такое благое дело, как самоконтроль может довести до законничества. Предложите членам класса субботней школы пофантазировать, какие последствия может иметь фанатизм в вопросах самоконтроля.

Сегодня на уроке мы рассмотрели, какие благословения приносит нам самоконтроль. Но каждая палка - о двух концах. С одной стороны, разумное воздержание является плодом Духа, с другой - оно может стать проявлением фанатизма. Пофантазируйте, какие последствия может иметь фанатизм в вопросах самоконтроля?

В качестве примера можете использовать историю о стоиках (из Пособия). Приверженцы стоической школы утверждали, что эмоции крайне вредны для человека, и только сильные люди могут позволить себе ничего не чувствовать.

В ходе изучения этого урока ваши ученики научатся отличать разумное отношение к самоконтролю от фанатичного.

КОММЕНТАРИИ И ПЕРЕВОДЫ @Подготовлено Орловым Анатолием

Цитата

"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (К Галатам 5:22,23).

Синодальный перевод использует слово воздержание. Словарь Ожегова производит это существительное от глагола воздержаться - удержать себя, отказаться от какого-нибудь действия. Но слово воздержание не передает всего смысла, заключенного в греческом слове, использованном Павлом. Апостол употребляет слово энкрАтэйя (ударение на "А"). Буквальное значение этого слова: власть, господство [эн - приставка со значением в, внутри; крат - корень от кратос сила, власть = внутренняя власть; власть, действующая внутри.]. Второе значение - самообладание. Большинство английских переводов используют слово самоконтроль (self-control).Примечание @Администратора:

Правильно читать именно "энкратэйя", а не "эгкратэйя", как написано в Пособии. Греческая буква гамма перед другой гаммой, каппой, хи и кси передает звук "н".Посмотрим, как использовалось это греческое слово в то время. Для этого ниже имеется перевод статьи из англоязычного богословского словаря Нового Завета.энкрАтэйя - самоконтроль; целомудрие

энкратэУомай - проявлять самоконтроль; быть целомудренным

энкрАтэс - целомудренный

1. В философской этике классического периода и позднего эллинизма энкрАтэйя (от корня крат-, означающего силу или власть) играет значимую роль. Это слово и его производные приобретают особую важность в трудах Филона и ессеев. ЭнкрАтэйя обычно используется по отношению ко всем человеческим желаниям, включая потребность в пище и питье, сексе и общении. Таким образом энкрАтэйя обозначает свободную, самостоятельную и независимую личность, которая не позволяет себе быть искушаемым или отвлечённым какими-либо соблазнами.

2. Поскольку греческие мыслители часто используют слово энкрАтэйя , редкое использование его в Библии удивляет. В Септуагинте мы его находим только в нескольких отрывках литературы мудрости, испытавших влияние эллинизма (Книга Сираха 18:20; 4-я книга Маккавейская 5:34 - отказ от сексуальной и других чрезмерностей; Книга премудрости Соломоновой 8:21 - дар от Бога). В Евангелиях это слово вовсе не употребляется.

3. Группа слов с комплексом энкрат- встречается только 7 раз в остальном Новом Завете: существительное в Деян.24:25; Гал.5:23 и 2Петр.1:6 (дважды), глагол в 1Кор.7:9 и 9:25, прилагательное в Тит.1:8. В Посланиях Галатам, Титу и 2-ом Петра эти слова появляются в списках добродетелей и обозначают противоположное к асэлгэя, упомянутому в списке противоположных добродетелям качеств (Гал.5:19). Во всех случаях энкрат- относится прежде всего к половому воздержанию, и только во вторую очередь расширяет своё значение, включая позитивный аспект, т.е. общий самоконтроль и дисциплину.

4. Рассматривая значимость энкрат- в Новом Завете, необходимо различать друг от друга три характерные утверждения:

а) В 1Кор.9:25 Павел размышляет об целесообразной самодисциплине, служащей для большего блага. Он использует образ победы в атлетике, хотя на самом деле говорит о благовестнической миссии своего апостольства.

б) Греческая и эллинистическая идея добродетели присутствует в Деян.24:25 и в списках добродетелей в Гал.5:23; Тит.1:8 и 2Петр.1:5-7.

в) Конечно же, новозаветные авторы не позволяют своей концепции энкрАтэйя исчерпываться эллинистической концепцией добродетели. Лука в первую очередь пишет о "вере во Христа Иисуса"(Деян.24:24) и только затем о "правде и энкрАтэйя"(Деян.24:25). Павел описывает свою собственную энкрАтэйя (1Кор.7:9) как "дарование от Бога"(стих 7). В Гал.5:23 он описывает энкрАтэйя как "плод Духа". Далее, прежде чем требовать претворения в жизнь таких качеств как добродетель, рассудительность, энкрАтэйя и т.д., Петр указывает, что его адресаты приняли дар от Бога (2Петр.1:1-7). Призыв к целомудрию и самоконтролю основан на обетовании спасения во Христе Иисусе и Его Духе (Климент).

5. Библейские авторы редко употребляют группу слов с комплексом энкрат- потому, что были убеждены, что христианский образ жизни не есть вопрос самодостаточной этики, но скорее должен пониматься только как ответ на дар спасения, даваемый Самим Богом. Таким образом энкрАтэйя казалось им словом, имеющем ограниченное применение для выражения этой темы Библии.

Итак, библейское понимание воздержания - это не только просто самоконтроль, осуществляемый нами без чьей-либо помощи извне, а самоконтроль, вытекающий из полного подчинения Духу Святому.

FISH'КИ К УРОКУ @ Подготовлено Администратором ресурса

Ну, о-очень коротко о Творческих заданиях на сегодня.
  1. Настоятельно рекомендую провести ТЗ, описанное в Шаге 4 Пособия. Мы говорили о нем в ПРОГРЕССИВНЫХ ЦЕЛЯХ, когда затрагивали тему "Самодисциплина и самоконтроль".
  2. Можно провести мозговой штурм, подробнее об этом в теме «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», там же в ПРОГРЕССИВНЫХ ЦЕЛЯХ.

ПУБЛИКАЦИИ

Дело, которое за вас никто не сделает

Так называется сборник лекций Ольги Стасюк. В сегодняшнем выпуске мы публикуем 3 лекции этого христианского психолога на тему самоконтроля и воздержания. Скачать ЗДЕСЬ>>

Желаю вам благословенных уроков субботней школы! Хельга

www.holy-day.ru Дидактика субботней школы. Практикум

5-bal.ru


Смотрите также