Добрые и злые духи. Злые духи и добрые


Поверья и приметы -Добрые и злые духи

«Однако благотворные духи не были врагами духов зловредных, и как первые не были всегда благодетельными, так вторые - всегда вредными. Человек никогда не мог поручиться за настроение духов, под опекою которых он находился; боялся оскорбить друзей, боялся разозлить врагов и, в равном усердии одинаковых средств, старался расположить к себе всех их, не вверяясь слишком – никому». (А. Амфитеатров)

На дворе 21 век. Прогресс движется вперёд семимильными шагами. Наука раздвигает рубежи непознанного и непонятного… А газеты пестрят объявлениями магов и колдунов – помогу, верну, приворожу… И на экранах телевизоров нет-нет, да и мелькнёт лицо то того, то другого «всемогущего». И клиенты у них есть всегда.

И что интересно, к магам и колдунам обращаются не столько малограмотные «колхозницы», сколько люди с высшим образованием. И не только женщины, но и мужчины. Немало бизнесменов верит, что маг наладит их дела и разрешит проблемы. И это в нашей стране, где не один десяток лет велась активная пропаганда атеизма. Вот такая метаморфоза случилась с нами.

Хотя, чего греха таить, и в годы советской власти многие обращались к знахарям и колдунам. Только искали их не в газетах «Из рук в руки», а передавали их координаты «из уст в уста», то есть по сарафанному радио…

И дело тут не в человеческой глупости, не в образовании, а в том, что в каждом из нас живёт вера в чудо, ожидание чего-то необычного. И ещё в каждом из нас живёт маленький ребёнок, которому хочется, ну очень хочется, чтобы кто-то о нём позаботился, защитил от мнимых или реальных угроз внешнего мира, а порой и от самого себя. Мы искренне верим, что этот кто-то всемогущ.

Наверное, многие из нас помнят поветрие «красной нитки», когда буквально целые классы повязывали на запястье красную шерстяную нитку. Что только учителя не предпринимали – и разъясняли, и нитки срывали. Всё бесполезно! Вера в силу красной нитки была нерушима.

А пришло это из древней славянской магии вязания узлов – наузов. Знахари рекомендуют привязывать шерстяную красную нитку при болях в суставах. Как ни странно, у подавляющего большинства воспользовавшихся этим советом через некоторое время боль значительно уменьшается. Кроме того, в народе до сих пор живёт вера, что красная нитка защищает от несчастий и исполняет заветные желания.

Должно быть, наша надежда на магически силы впитана нами с молоком матери, передана нам генетической памятью. Мир наших предков был заполнен злыми и добрыми духами. От злых нужно было защищаться. Добрых можно было просить о помощи и защите.

Большое значение придавалось возведению дома, ведь дома и стены помогают (мой дом – моя крепость). Но для того, чтобы так и было, предстояло правильно заготовить материалы для строительства и возвести дом с соблюдением множества примет. Знающие люди говорили: «Если три лесины не понравились с приходом в лес, не руби совсем в тот день».

В сохранении уже построенного дома большая надежда возлагалась на домового. Мы до сих пор соблюдаем обычай «присесть на дорожку», хотя многие из нас делают это только потому, что его соблюдали бабушки-дедушки и родители. В древности же знали, что пока отъезжающие присели, домовой стоит рядом, благословляя их на удачную дорогу. В эти несколько минут он может напомнить хозяевам о забытой вещи, невыключенном утюге или предостеречь от чего-то.

К двери прибивали подкову рожками вверх, чтобы дьявол, мечась по разомкнутому кругу, не смог чинить обитателям дома козни. От нечистой же силы под кроватью хранили пучок полыни. При полыни в доме ни одна ведьма не войдёт.

У наших предков существовал обычай – в течение 3-4 недель рождённого младенца никому не показывали, опасаясь сглаза. И что интересно, кошка или крольчиха и другие животные также не любят показывать до определённого времени своих малышей. Может быть, наши предки были благоразумнее нас, и в этом действительно что-то есть? Если женщине казалось, что её ребёнка чересчур захваливают, она облизывала лицо ребёнка языком, как делает это кошка. Моя прабабушка матерям, жалующимся на сглаз, рекомендовала на утренней зорьке обтереть лицо ребёнка подолом материнского платья или юбки.

Добрым духом считалась Дрёма, которая навевала сны младенцам и нашёптывала сказки. Зато наши предки очень боялись одноглазого духа Лихо - оттуда и берёт свои корни пословица: «Не буди Лихо, пока оно тихо». Считалось, что Лихо, в силу своего плохого зрения, часто набрасывается не на того, на кого следует – помилует пьяницу и бездельника, а хорошему человеку от него достанется. А ещё Лихо был бессовестным иждивенцем – сядет на шею хорошему человеку и сидит, пока не развалит все дела и не пустит несчастного по миру. После этого Дух-захребетник слезает с шеи и ищет другого хозяина.

Но, в сущности, мы точно так же, как и наши предки, оцениваем окружающий мир, всё явное и скрытое от нас завесой тайны, исходя из собственных потребностей, приписывая и реальности, и зазеркалью наши скрытые и явные желания, забывая о том, что мир, который нас окружает существует по иным законам, часто не совпадающим с нашими предпочтениями.

Вместо того, чтобы прислушаться к чему-то, смутно подсказывающему нам нечто правильное с точки зрения природы, мы диктуем свои условия, требуем их выполнения, торгуемся… В смысле: и богу свечка, и чёрту кочерга. Об этом замечательно сказал Ксенофан, живший в VI-V вв до н.э.: «Если бы кошки имели своего бога, то они приписали бы ему ловлю мышей».

Вот так же и мы приписываем духам волю и желание исполнять наши желания, помогать нам или, напротив, вредить и пугать. Кто знает, легче нам от этого живётся или сложнее. К тому же ещё никому не удавалось приподнять завесу тайны и заглянуть за черту – что же ТАМ на самом деле…

Во всяком случае, у каждого из нас есть ангел-хранитель, то есть добрый дух, который беспокоится о нашем благополучии, ведёт нас в трудные моменты жизни. Совсем неплохо научиться прислушиваться к его советам. Некоторым удаётся беседовать со своими ангелами-хранителями и даже узнавать их имена. Для этого, наверное, просто нужно захотеть прислушаться к самому себе. И ваш Ангел непременно откликнется.

* * * * *Буду благодарен, если поделитесь этой статьей: Работа в интернете

medic07.narod.ru

Добрые и злые духи Античного мира

Магия играла чрезвычайно важную роль в жизни народов Античного мира. Пережитки тотемизма и анимизма, жречество и всевозможные предсказатели влияли на их умонастроения. Разумеется, не были исключением в этом ряду и, казалось бы, прагматичные древние римляне.

Злые и добрые духи

Долгое время считалось, что сведений о развитии суеверий в Риме в древнейшую эпоху очень мало. Считали, что в древнеримской религии не было развитого учения о демонах, но римляне верили в привидения и души злых людей, осужденных за свои грехи после смерти блуждать по земле. Ныне же ученым ясно, что для древних римлян мир был полон добрых и злых духов, и их благосклонности надлежало достигать при помощи молитв, магических заклинаний и жертвоприношений.

Поскольку основным занятием римлян было сельское хозяйство, существовало множество божеств, которые олицетворяли буквально все явления природы и виды сельскохозяйственных работ. Например, три божества — Вервактор, Редаратор и Обаратор — помогали крестьянам при вспашке целины. При удобрении поля надлежало молиться и приносить жертвы Сгеркулинию, при севе — Сатурну и Семоне. Созревание колосьев находилось под покровительством бога Лакгурна.Целый сонм божеств охранял безопасность и благополучие дома и семьи. Так, лары и пенаты опекали жилище, Янус охранял двери, Веста — домашний очаг. Каждый человек имел своего духа-покровителя — гения, в котором проявлялась жизненная сила отдельной личности. Римляне считали, что существуют «гениус фамилиэ» — покровители семьи и «гениус лоци» — покровители места.

Души умерших почитались как духи-маны. Манов было принято считать добрыми духами, но если семьи усопших пренебрегали обрядами для успокоения душ умерших, они могли явиться смертным как грозные и мстительные лемуры. Для задабривания душ предков могилы поливали молоком или вином, рядом рыли глубокую дыру, через которую твердая пища могла попадать к мертвым.

Произносились специальные заклинания, приглашающие мертвых есть и пить. Всех этих божеств и духов жители Вечного города первоначально отнюдь не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов. Переход к антропоморфизму богов произошел под влиянием этрусков во времена царя Тарквиния Древнего.

Не подлежит сомнению, что уже в древнейшие времена римлянам были известны некоторые сложные магические приемы. О преемнике Ромула, Нуме Помпилии, которому приписывают упорядочение древнеримского календаря, учреждение жреческих и ремесленных коллегий, причастность к братству пифагорейцев, рассказывали, что он занимался теургическим искусством, то есть магическими действиями, при помощи которых мог заставить богов появляться в видимом образе. Его воинственный преемник Тулл Гостилий, по преданию, был поражен молнией за то, что при одном таком случае то ли обманул богов, то ли совершил непоправимую ошибку в ритуале, ухитрившись взобраться с ногами на алтарь. Тит Ливий по этому поводу писал: «Царь Тулл, нашедши в комментариях Нумы указания на некоторые торжественные и чрезвычайно таинственные жертвоприношения, которые законодатель посвящал Юпитеру Элицию, удалился в скрытое место для приведения в исполнение этого священного опыта; но, не соблюдши в точности всех предписанных обрядов, с самого начала опыта или в продолжении оного был вместе со всем своим домом сожжен молнией».

Римляне также верили, что при помощи магии можно переманить хлеб с чужого поля на свое, и законы двенадцати таблиц (около 450 года до нашей эры) содержали запрет на такие действия. Известны факты, свидетельствующие, что для вредоносной магии римляне порой использовали свинцовые таблички с изображением богини лунного света Гекаты с выползающими из ее головы змеями. Считается, что змеи в данном случае были орудиями исполнения проклятия.

Авгуры и гаруспики

Уже в XIX веке, если не ранее, историки были хорошо осведомлены о древнеримском искусстве прорицания или гадания. Это искусство у римлян, как и у греков, носило чисто религиозный характер: боги путем особых знамений выражали свою волю, и людям лишь оставалось толковать эти знаки. Древнейшее учение авгуров, вероятно, опиралось у римлян исключительно на наблюдения за полетом птиц. На эти знамения обращали внимание при всех важных общественных вопросах, а также во многих частных делах. Всякий образованный римлянин должен был уметь толковать полет птиц, но для государственных целей назначались особые чиновники, авгуры, которые профессионально толковали волю богов при помощи этих знамений.

Авгур очерчивал своим жезлом некое пространство в небе и там после молитвы к богам ожидал от них знамения. Последнее толковалось в утвердительном или отрицательном смысле, так что в нем видели прямой ответ богов на вопрос о том, следует ли претворять в жизнь какое-либо начинание. Для этой цели, однако, могли служить не все птицы, и не всякому давались знамения.

Голуби могли служить знамением только для царей, потому что эти птицы никогда не летают в одиночку, подобно тому как правители не выходят без свиты. У некоторых птиц, как, например, у воронов, ворон, сов, петухов, знамением служил крик, у других, как, например, у орла или коршуна, — полет. Благоприятным у одних птиц считался полет слева направо, у других — справа налево.

Позднее, когда вера в старинные методы прорицания несколько ослабела, между тем как государство в силу традиции все-таки сохраняло должность авгуров, был изобретен новый прием — получение знамений посредством кормления кур. Для этой цели в клетке держали молодых кур, и когда нуждались в знамении, выпускали их и наблюдали за тем, как они клевали брошенный корм.

Если куры жадно набрасывались на него, так что даже роняли часть из клюва, — это был хороший знак. Если же они, напротив, не обращали внимания на корм, это трактовалось как предвестие беды. Такой способ был очень удобен, так как можно было легко заранее обеспечить себе желанный знак, заставив кур голодать, или, напротив, предварительно накормив их.У своих ближайших соседей, этрусков, римляне уже в очень раннюю эпоху научились другим формам прорицания.

Этрусское искусство прорицания демонстрировало странное сходство с халдейским, и едва ли это можно объяснить случайностью. Недаром Геродот считал этрусков выходцами из Лидии — области на Анатолийском полуострове. К числу различных отраслей мантики (гаданий) у этрусков, как и у халдеев, принадлежали толкование чудесных событий, наблюдение за молниями, внутренностями жертвенных животных, полетом и криком птиц, новорожденными уродцами и так далее. Со всем этим познакомились и римляне.

Сначала они приглашали этрусских гаруспиков, то есть исследователей внутренностей животных. Позднее в обыкновение вошло посылать в Этрурию знатных юношей для обучения различным видам мантики. Но из всех этих видов в Риме распространение, кажется, получили, по крайней мере по отношению к государственным предприятиям, лишь наблюдения за внутренностями животных и молниями.Сивилловы книги

Римское государство обладало еще одним в высшей мере замечательным произведением из области магии — «Книгами Сивилл», к которым обращались за советом в особенно трудных случаях, если вдруг авгуры и гаруспики оказывались бессильны.

Согласно преданию, царю Тарквинию Гордому (последний, седьмой царь Древнего Рима в 534-509 годах до нашей эры) сначала предложили купить девять таких книг, но он нашел их цену слишком высокой. Тогда продавец, пророчица Демофила из греческого города Кумы в Кампании, сожгла сначала три книги, а затем еще три.

Наконец, царь, которого умолили перепуганные советники, купил три оставшиеся книги за ту же цену, в какую изначально были оценены все девять. Они были написаны греческими гекзаметрами на пальмовых листьях. Первая книга якобы состояла из пророчеств самой Кумской сивиллы, вторая — из предсказаний самой известной из Тибуртинских сивилл, третья — из мудрых изречений различных сивилл, которые были записаны римскими братьями Марциями. Их положили на хранение в храм Юпитера Капитолийского.

Для толкований учредили коллегию из 15 человек, которые должны были хранить содержание книг в глубочайшей тайне.Предполагают также, что эти книги представляли собой собрание изречений греческих оракулов, изложенных так, чтобы они могли годиться на все времена. Цицерон писал по этому поводу: «Автор изложил их так искусно, что все происходящее можно считать предсказанным в них, так как в этих изречениях нет никаких указаний на определенных людей или определенную эпоху.

Кроме того, он нарочно выражается тактемно, что одни и те же стихи в различные эпохи могут быть отнесены к совершенно различным событиям. Строение стихов показывает, однако, что они написаны не сумасшедшим; в них виден скорее результат искусства и прилежания, чем плод внутреннего возбуждения и волнения».

Это таинственное сочинение погибло во время пожара около 400 года до нашей эры. Однако хранители книг не смирились с потерей. По памяти они сумели воспроизвести и вновь записать несколько сотен изречений сивилл. Впоследствии из них было составлено несколько свитков, которыми тайком пользовались вплоть до V века. Известно также, что в 293 году в Риме разразилась страшная эпидемия чумы.

Никто не знал, что предпринять. Но на страницах одной из восстановленных книг было найдено указание — привезти в Рим статую бога Эскулапа из города Эпидавра. Туда были срочно отправлены гонцы, статую упаковали и срочно направили в Рим. Едва телега с драгоценным грузом проехала через городские ворота, как эпидемия пошла на спад.

Андрей ЧИНАЕВhttp://paranormal-news.ru/news/koldovstvo_po_drevnerimski/2015-03-28-10643

anomalno.ru

Александр Белов - Русь арийская. Наследие предков. Забытые боги славян

Злые и добрые духи

Если мы правильно выстраиваем логическую цепочку событий, то многоглавые божества у славян являются символом богатства и ассоциируются с золотым веком.

Идея золотого века нашла свое отражение и в персидской мифологии. Так, парсы описывают счастливое правление царя Джамшида. В те далекие легендарные времена люди и скот были бессмертны. Источники влаги не пересыхали, а пища никогда не переводилась.

Буддисты заимствовали идею золотого века у индоариев. В те времена над землей парили прекрасные бестелесные духи, имеющие огненное змеиное тело. Однако зло появилось в мире в виде сладкой пены. Отведав ее, духи сами впали во зло. Они потеряли свое бессмертие, превратились в людей, стали рожать детей и умирать, строить жилища из камня и устанавливать касты.

Как видим, идея бессмертия увязывается с существованием и верой в духов. Древние индоевропейцы верили в духов. Очевидно, не все духи были благожелательно настроены к людям. Среди них были и злые. Для того чтобы нейтрализовать воздействие злых духов, использовали известный прием – в помощь призывали добрых.

Язычники-славяне назвали злых духов бесами. Это имя родственно литовскому "баисис". Этимология этого слова вполне понятна: оно образовано от глагола "бояться". И в самом деле злые духи вызывали порой страх и ужас. Очевидно, "бес" и "баисис" являются словами-заменителями истинных имен злых духов, которые потерялись со временем. Имелись многочисленные заговоры, которые должны были отвлечь внимание бесов и не дать исполниться их пожеланиям. Впоследствии слово перекочевало в христианскую традицию, где стало использоваться в качестве перевода греческого слова "демоны". В старых церковных поучениях против язычников слово "бесы" употребляется в своем изначальном виде – как "злые духи". Однако состав злых духов был расширен за счет включения в их число языческих богов – Перуна, Мокоши, Велеса. Все они тоже стали бесами, и их надлежало бояться.

В христианстве бесы – антагонисты добрых духов, ангелов, и Троицы. Их называют "врагами невидимыми". Они сеют дурные внушения. Люди, подверженные этим внушениям, становятся "бесноватыми". Как ни парадоксально, бесы питают особую ненависть к устоям брака. Они всячески стремятся разлучить суженых и посеять в их душах смуту и раздор. В этом мы видим старое отношение к злым духам как к душам убитых врагов, которые не желают допустить продолжения благого рода. Порой злые духи норовят сами родиться в славном роду, чтобы разрушить основу семейного счастья и уничтожить род изнутри. Эти сюжеты довольно часто можно встретить и в европейской и индийской мифологии.

Бесы и дэвы

Согласно распространенным христианским представлениям, бесы очень опасны. Они неисправимо злы. Они не могут стать партнерами никакого взаимовыгодного договора. Этот договор неизбежно будет приводить к умножению зла, а не добра. Это сближает христианские представления о бесах с представлениями о дэвах из иранской мифологии. Дэвы изначально злы, и с ними может быть только один разговор – их тотальное уничтожение. Однако в христианстве бесы не отождествляются с абсолютным злом. Их злая природа является следствием их ложного выбора между злом и добром. Именно поэтому святые и пророки пробовали себя на суровом поприще разубеждения бесов, отвращения их от зла. В зороастризме демоны-дэвы – порождение духа зла Ангро-Майнью. Они изначально неподвластны духу добра Спента-Майнью. В христианстве все обстоит несколько иначе. Бесы были созданы Богом, но отпали от него. Они его неверные слуги. Они когда-то были ангелами, но изменили Богу и впали в грех. В церковнославянском и русском народном обиходе бесов было принято называть "аггелами", в противовес "ангелам". Этим подчеркивалось, что по своему происхождению они являются падшими ангелами.

Бесы сильны в силу того, что они имеют ангельскую природу и изначально наделены свойствами воздействовать на ум и сердце человека. Они могут тонко проникать в ход человеческих мыслей и вкладывать в головы и чувства людей свои внушения. Эти внушения всегда ведут ко злу. В этом проявляется злокозненная природа бесов. С особым вниманием бесы относятся к монахам, аскетам и пустынникам. Они буквально не дают им шагу ступить.

Однако монахи, отшельники и пустынники ранней поры монашества специально выбирали для своего проживания места, которые пользовались недоброй славой. Они желали сразиться с "нечистыми" в самом их логове. Такие логова как раз располагались на месте бывших языческих капищ, а также городищ, курганов и прочих мест, связанных с культом предков у язычников. Духи предков в этих местах наиболее активны. Недаром в эти места собирались язычники, для того чтобы справить свои обряды.

Страшно…

У бесов есть такая черта. Они, как ангелы, невидимы и являются людям по своему собственному желанию. Они могут появляться в ответ на призывы и молитвы, обращенные к ним. Образ, который бесы принимают, зависит от выбора самого беса. В христианстве распространено суждение, что этот образ лишь маска, обман. Так, существует русская поговорка: "У нежити нет своего облика, она ходит в личинах". Чтобы внушить к себе доверие, бес может принять облик светозарного ангела и даже самого Иисуса Христа.

Появившись в таком облике перед монахом, лже-Христос начинает внушать ему гордыню и мысли о его святости. Сохранилась итальянская легенда о молодом ученике Франциска Ассизского, к которому стал являться лже-Христос. Учитель повелел своему ученику ответить грубой матерной бранью в ответ на льстивые речи лжемессии. Ученик так и поступил. Лже-Христос тут же исчез с сильным шумом и серным запахом. Согласитесь, это довольно странно, что лже-Христос испугался матерного слова. Матерные слова как раз являлись атрибутами языческих игрищ и ритуалов плодородия, с ними связанных. По логике вещей дьявол должен был быть доволен.

Бесы посещают пустынников в виде их умерших друзей. Они могут посещать вдов, принимая обличье их погибших мужей. В западноевропейском Средневековье бесы становятся синонимами сексуальной распущенности. Приняв соблазнительный облик обнаженной красотки, женский дух суккуб вводит мужчину в грех. Для женщин предназначены мужские духи – инкубы.

Бесы могут являться в облике сатиров или фавнов. Они безобразны, рогаты, хвостаты, у них темная кожа, на ногах копыта, а голова порой у них звериная. Это прямое заимствование облика древних божеств скотоводческого культа. Иногда у бесов за спиной появляются большие крылья, похожие на крылья летучей мыши. Страшно… Иногда бесы могут принимать облик многоглавых драконов, испускающих пламя. Эти стремятся напугать.

Во всем этом многообразии бесов мы с вами можем без труда увидеть карикатурные изображения древних богов, а также и собственно духов умерших или погибших людей. Сохранилось выражение "бесовская идиллия" – это уже о языческих предках, о древних культах и игрищах, о золотом веке вообще.

Страшный суд

Вся эта страсть божия завершится в "конце времен" Страшным судом. Под громогласные звуки ангельской трубы Сын Человеческий воссядет на престоле и перед ним соберутся все народы. Рыбы, птицы и гробы отдают назад поглощенные ими тела мертвецов. Человек, очнувшийся от векового сна, со страхом видит грозную славу Христову и ждет своего приговора. Ангелы раскрывают книги, в которых содержится полная летопись человеческих прегрешений. Вот тогда произойдет окончательное разделение добрых людей и злых. Когда свершится суд, оправданные станут по правую руку от судьи, а осужденные – по левую. Праведники, приветствуемые ангелами, проследуют в рай. Грешники, насильно увлекаемые глумливыми бесами, отправятся в ад. Фоном для Страшного суда будет космическая катастрофа: звезды падают с небес, солнце и луна меркнут, небо свертывается, как свиток. От престола судьи льется огненная река.

В этом сюжетном построении мы без труда узнаем знакомую нам тему периодической гибели Вселенной (пралайя) в конце каждого мирового цикла. Эта картина также напоминает Страшный суд зороастрийцев. Согласно их учению все восставшие из гроба люди "в конце времен" пройдут через поток горячего металла. Для праведников этот поток покажется теплым молоком, а грешники в нем погибнут.

Таким образом, мы можем видеть, что гибель не наступает вместе со смертью человека. Она, как некий карающий меч судьбы, все время висит над головой человека… даже если он умер. Каждому человеку угрожает вторая смерть, уже настоящая, а не мнимая – "в конце времен". Этой смерти удастся избежать только праведникам. Отсюда вывод: не греши, а если уже согрешил, то покайся!

Материалистически настроенные ученые дают свою характеристику духам предков. Они считают, что представление о духах предков "выросло из страха первобытного человека перед грозными и опасными силами природы. Эти явления получили в сознании человека антропоморфные черты и воплотились в представления о бестелесных духах – добрых или злых". Материалисты как всегда в своем амплуа: первобытный человек, природа, страх. Материалисты тем не менее признают, что категория злых и опасных духов возникла в результате межплеменной вражды. В качестве примера обычно приводятся иранские дэвы, которые первоначально считались духами предков кочевников тура. Убитые воины даже после своей смерти мстят убийцам и чинят всевозможные козни мирным домовладельцам и пастухам. Такое представление о злых духах дошло и до наших дней. Чтобы свести на нет воздействие духов зла, нужно просить помощи у божества добра.

profilib.net


Смотрите также