/ История методология. Абсолютизация божественной воли мирового духа в историческом процессе характерна для


История методология

Тесту по методологии

  1. К социальным функциям исторического знания не относится функция …

А) познавательная

Б) социального проектирования

В) прогностическая

Г) воспитательная

  1. Функция истории, позволяющая людям, знающим закономерности исторического развития, предвидеть возможные варианты развития событий в стране и мире, называется …

А) прогностической

Б) образовательной

В) социально-технологической

Г) воспитательной

  1. Абсолютизация божественной воли, мирового духа в историческом процессе характерна для _________ подхода к истории.

А) формационного

Б) теологического

В) цивилизационного

Г) рационалистического

  1. Познавательная функция истории заключается в …

А) формировании нравственных и гражданских ценностей

Б) формировании историзма мышления

В) изучении и теоретическом обобщении исторических фактов и событий

Г) укреплении обороноспособности государства

  1. Историко-философский подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития, называется …

А) рационализмом

Б) марксизмом

В) эволюционизмом

Г) субъективизмом

  1. Одним из ведущих представителей государственной школы, автором многотомного капитального труда «История России с древнейших времен» являлся …

А) С. М. Соловьев

Б) В. О. Ключевский

В) Н. М. Карамзин

Г) Б. Д. Греков

  1. Выявление закономерностей исторического развития относится к _______ функции истории.

А) коммуникативной

Б) познавательной

В) преобразовательной

Г) управленческой

  1. Функция истории, позволяющая влиять на поведение и действия людей, называется …

А) воспитательной

Б) аксеологической

В) познавательной

Г) коммуникативной

  1. Историко-системный метод состоит в …

А) изучении хронологической последовательности событий

Б) классификации явлений, событий и объектов

В) сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени

Г) установлении взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии

  1. Первым историком-марксистом, основоположником советской исторической школы, являлся …

А) П. Н. Милюков

Б) Л. Н. Гумилев

В) М. Н. Покровский

Г) В. Н. Татищев

  1. Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся собиранием, описанием и изданием древних письменных памятников, называется …

А) хронология

Б) археография

В) этимология

Г) генеалогия

  1. Для формационного подхода к истории характерно положение о(об) …

А) человеческом разуме как двигателе истории

Б) отсутствии единого мирового пространства

В) решающем значении в истории народонаселения

Г) классовой борьбе как движущей силе истории

  1. Выработка научного взгляда на мир, общество, законы его развития относится к _____________ функции истории.

А) коммуникативной

Б) мировоззренческой

В) управленческой

Г) познавательной

  1. Формирование социалистического интернационализма относилось к ______ функции советской исторической науки.

А) образовательной

Б) познавательной

В) статистической

Г) воспитательной

  1. Выявление главных тенденций развития исторического процесса, закономерностей развития общества относится к _________ функции истории.

А) познавательной

Б) мировоззренческой

В) аксиологической

Г) воспитательной

  1. М. Н. Покровский считается основоположником …

А) гуманистической историографии

Б) советской исторической науки

В) государственной школы в русской историографии

Г) славянофильства

  1. Сущность субъективизма как методологического подхода к изучению истории состоит в признании …

А) разума единственным источником познания

Б) Бога-Творца создателем мироздания и человека

В) существования локальных цивилизаций

Г) активной роли выдающихся личностей в истории

  1. Известный историк С. М. Соловьев основной силой общественного процесса считал …

А) государственность

Б) деятельность государей

В) «свободное народовластие»

Г) деятельность политических партий

  1. Принцип историзма предполагает изучение исторических явлений …

А) с учетом политики правящей партии

Б) с учетом социальных интересов различных слоев общества

В) во всей их многогранности и противоречивости

Г) в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой

  1. «Повесть временных лет» относится к _________ историческим источникам.

А) вещественным

Б) этнографическим

В) устным

Г) письменным

  1. Возникновение первых аудиовизуальных документов относится к _____ веку.

А) XVIII

Б) XVII

В) XX

Г) XIX

  1. Конкретные способы изучения исторических процессов называются …

А) историко-философскими подходами

Б) принципами

В) методами

Г) категориями

  1. Возникновение в России такого исторического источника, как периодическая печать, относится к _____ веку.

А) XVII

Б) XIХ

В) XVIII

Г) XVI

  1. Выявление главных тенденций развития исторического процесса, закономерностей развития общества относится к _________ функции истории.

А) воспитательной

Б) аксиологической

В) мировоззренческой

Г) познавательной

  1. Суть прогностической функции исторического знания заключается в …

А) предвидении будущего

Б) выработке научно-обоснованного политического курса

В) выработке мировоззренческих установок личности

Г) описании исторических событий

  1. Одной из функций исторического знания является …

А) организационно-технологическая

Б) мировоззренческая

В) управленческая

Г)экономическая

  1. Одной из функций исторического знания является …

А) преобразовательная

Б) прикладная

В) статистическая

Г) прогностическая

  1. Выработка научно-обоснованного политического курса относится к ________ функции истории.

А) познавательной

Б) прогностической

В) воспитательной

Г) практически-политической

  1. Характерной чертой современной исторической науки в России является …

А) географический детерминизм

Б) методологический плюрализм

В) эволюционизм

Г) субъективизм

  1. Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят …

А) классовой борьбе

Б) экономике

В) религии

Г) народонаселению

  1. Советские историки в изучении и освещении истории в основном придерживались ________ подхода.

А) эволюционного

Б) формационного

В) цивилизационного

Г) субъективного

  1. Сущность субъективизма как методологического подхода к изучению истории состоит в признании …

А) разума единственным источником познания

Б) Бога-Творца создателем мироздания и человека

В)существования локальных цивилизаций

Г) активной роли выдающихся личностей в истории

  1. Подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения общества на все более высокий уровень развития, называется …

А) теологическим

Б) субъективным

В) рационалистическим

Г) эволюционным

  1. Определяющим фактором в развитии общества в соответствии с марксистской теорией является …

А) божественная воля

Б) способ производства материальных благ

В) географическая среда

Г) еятельность людей

  1. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется …

А) генеалогией

Б) хронологией

В) гносеологией

Г) методологией

  1. Одним из методов исторического познания является …

А) лабораторный эксперимент

Б) ассоциативный эксперимент

В) историко-типологический

Г) спектроскопический

  1. Крупными теоретиками цивилизационного подхода к истории были …

А) К. Маркс, Ф. Энгельс

Б) О. Шпенглер, А. Тойнби

В)Ш. Монтескье, Т. Мальтус

Г)Д. Беркли, Д. Юм

  1. Одним из важнейших произведений русской историографии второй четверти XVIII в. стала «История Российская», написанная …

А) С.М. Соловьевым

Б) В.Н. Татищевым

В) Д.И. Иловайским

Г) Н.М. Карамзиным

  1. Автором 29-томной «Истории России с древнейших времен» стал российский историк …

А) С.М. Соловьев

Б) М.Н. Покровский

В) В.О. Ключевский

Г) М.В. Ломоносов

  1. Выдающимся русским историком конца XIX – начала XX вв., уделявшим значительное внимание социально-экономическим вопросам, являлся …

А) Н. М. Карамзин

Б) В. О. Ключевский

В) Б. Д. Греков

Г) В.Н. Татищев

  1. Существенный вклад в развитие отечественной исторической науки в ХХ веке внес …

А) В.Н. Татищев

Б) М.В. Ломоносов

В) М.Н. Погодин

Г)Б.А. Рыбаков

  1. Исследователем истории Древнерусского государства был советский историк …

А) М.Н. Покровский

Б) В.О. Ключевский

В) Б.Д. Греков

Г)С.М. Соловьев

  1. Субъективистский подход к историческому процессу, отождествление истории России с историей самодержавия был характерен для …

А) В. О. Ключевского

Б) Н. М. Карамзина

В) М. Н. Покровского

Г)А. А. Корнилова

  1. Возникновение в России такого исторического источника, как периодическая печать, относится к _____ веку.

А) XVIII

Б) XIХ

В) XVII

Г) XVI

  1. Исторические источники, которые повествуют о прошлом на основании  личного опыта автора, называются …

А) летописями

Б)былинами

В)мемуарами

Г)хронографами

  1. Ценным источником, посвященным истории борьбы русского народа с монголо-татарами, является …

А) «Повесть временных лет»

Б) «Хождение за три моря»

В) «Слово о полку Игореве»

Г) «Задонщина»

  1. Культурно-бытовые традиции разных народов относятся к __________ источникам исторического исследования.

А) лингвистическим

Б) этнографическим

В) устным

Г) археологическим

  1. «Былое и думы» А. И. Герцена можно отнести к историческим источникам …

А) личного происхождения

Б) статистическим

В) законодательным

Г) делопроизводственным

  1. Наиболее полные сведения о восточных славянах, Древней Руси содержатся в …

А) «Степенной книге»

Б) «Повести временных лет»

В) «Задонщине»

Г) «Слове о полку Игореве»

  1. «Повесть временных лет» относится к _________ историческим источникам.

А) вещественным

Б) этнографическим

В) письменным

Г) устным

  1. Наука о способах и методах изучения исторических источников называется …

  1. Напишите фамилию автора «Древней российской истории», «Краткого российского летописца с родословием», в которых было положено начало борьбе против норманнской теории образования Древнерусского государства.

  1. Одним из составителей «Повести временных лет» считается …

studfiles.net

Istoria_testy_posobie

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»

Д.В. ЖИЛЯКОВ, О. Е. КОНТЕВА, О.А. ЛИТВИНОВА

ИСТОРИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕПОСОБИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ББК 63.3 я 73–1

Ж–726

Рецензент: Суверов В. М., доктор исторических наук, профессор

Жиляков Д. В., Контева, О. Е., Литвинова О.А.

История : учебно-методическоепособие для организации самостоятельной работы студентов / Д.В. Жиляков, О. Е. Контева, Е. В. Кунгурова, О. А. Литвинова. – Барнаул: Типография АлтГТУ,

2012. – 130 с., илл.

© Д.В. Жиляков, О. Е. Контева, О. А. Литвинова, 2012

2

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................

4

Содержание педагогических измерительных материалов (ПИМ)

 

итогового тестирования..............................................................................................

5

Теория и методология исторической науки....................................................

7

Модуль I. «Средневековый период Отечественной истории. История

России с древнейших времен до конца XVII века. Основные этапы

 

становления российской государственности».............................................

17

БЛОК 1.............................................................................................................................

17

БЛОК 2.............................................................................................................................

38

БЛОК 3.............................................................................................................................

41

Модуль II. «XVIII век в западноевропейской и российской истории:

модернизация и просвещение.Особенности российской

 

модернизации»................................................................................................................

50

БЛОК 1.............................................................................................................................

50

БЛОК 2.............................................................................................................................

57

БЛОК 3.............................................................................................................................

58

Модуль III. «Основные тенденции развития всемирной истории в

 

XIX – начале XX в. Проблемы модернизации стран»..................................

60

БЛОК 1.............................................................................................................................

60

БЛОК 2.............................................................................................................................

76

БЛОК 3.............................................................................................................................

78

Модуль IV. «Положение в мире, социально-экономическое и

 

политическое развитие в стране с октября 1917 г. по 1930-егоды

XX века»................................................................................................................................

90

БЛОК 1.............................................................................................................................

90

БЛОК 2..........................................................................................................................

100

БЛОК 3..........................................................................................................................

101

Модуль V. «Вторая мировая война и Великая Отечественная война

советского народа. Послевоенный мир. От первых попыток

 

модернизации к глобальному кризису»........................................................

108

БЛОК 1..........................................................................................................................

108

БЛОК 2..........................................................................................................................

123

БЛОК 3..........................................................................................................................

126

3

 

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебно-методическоепособие предназначено с целью организации самостоятельной работы по курсу «История» для студентов всех направлений, обучающихся в АлтГТУ по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения. Учебный курс определён рабочим учебным планом в объеме четырёх (пяти) зачётных единиц. Дисциплины изучается на аудиторных занятиях (17 лекционных и 34 практических) и посредством самостоятельной работы студентов (от 59 ч.).

В пособии представлены тестовые задания открытых и закрытых типов (кейс-задания),предлагаемые в качестве тренировочных упражнений. Основой для данных заданий являются материалы, размещённые на сайтеwww.i-fgos/ru.

Структура пособия определена методикой преподавания дисциплины и включает в себя:

педагогические измерительные материалы (ПИМы), представляющие собой основные темы курса;

тестовые задания, структурированные по модулям курса в соответствии с памяткой дисциплины.

Данное учебно-методическоепособие предлагается использовать совместно с учебным пособием В. М. Суверова «История России

IX-XXвеков».

4

Содержание педагогических измерительных материалов (ПИМ)

итогового тестирования

Тема 1. Теория и методология исторической науки. Тема 2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв.

Тема 3. Русские земли и княжества в начале ХII–ХIIIвв. Политическая раздробленность. Борьба русских земель и княжеств с иноземными захватчиками в XIII в.

Тема 4. Объединительные процессы в русских землях (XIV – середина XV вв.). Возвышение Москвы.

Тема 5. Особенности становления государственности в России и мире. Русские земли и европейское средневековье.

Тема 6. Образование единого Российского государства. Иван III. Тема 7. Российское государство в XVI в. Иван IV. Смутное время. Тема 8. Россия в XVII в.

Тема 9. Россия во второй половине XV–XVIIвв. в контексте развития европейской цивилизации.

Тема 10. Петр I и начало модернизации страны. Эпоха дворцовых переворотов.

Тема 11. Россия во второй половине XVIII в. Екатерина II.

Тема 12. Россия в первой половине XIX в. Александр I. Николай I. Тема 13. Россия во второй половине XIX в. Александр II. Алек-

сандр III.

Тема 14. Россия и мир в XVIII–XIXвв.: попытки модернизации и промышленный переворот.

Тема 15. Россия на рубеже XIX–XXвв. Николай II. Первая российская революция(1905–1907гг.).

Тема 16. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г.

Тема 17. Становление советской государственности. Первые мероприятия советской власти. Гражданская война и иностранная интервенция.

5

Тема 18. Внутренняя политика СССР в 1920–1930-егг. Социальноэкономические преобразования. Культурная революция. Советская внешняя политика в1920–1930-егг.

Тема 19. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945гг.).

Тема 20. Россия и мир в первой половине XX века.

Тема 21. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1945–1964гг. Тема 22. Внутренняя и внешняя политика СССР в1964–1985гг. Тема 23. СССР в1985–1991гг. Перестройка. Распад СССР. Внутрен-

няя и внешняя политика современной России.

Тема 24. Россия и мир во второй половине XX – начале XXI века.

6

Теория и методология исторической науки

1.К социальным функциям исторического знания не относится функция …

А) познавательная Б) социального проектирования В) прогностическая Г) воспитательная

2.Функция истории, позволяющая людям, знающим закономерности исторического развития, предвидеть возможные варианты развития событий в стране и мире, называется …

А) прогностической Б) образовательной

В) социально-технологическойГ) воспитательной

3.Познавательная функция истории заключается в …

А) формировании нравственных и гражданских ценностей Б) формировании историзма мышления

В) изучении и теоретическом обобщении исторических фактов и событий Г) укреплении обороноспособности государства

4.Функция истории, позволяющая влиять на поведение и действия людей, называется …

А) воспитательной Б) аксеологической В) познавательной Г) коммуникативной

7

5.Выработка научного взгляда на мир, общество, законы его развития относится к _____________ функции истории.

А) коммуникативной Б) мировоззренческой В) управленческой Г) познавательной

6.Выявление закономерностей исторического развития относится к _______ функции истории.

А) коммуникативной Б) познавательной В) преобразовательной Г) управленческой

7.Формирование социалистического интернационализма относилось к ______ функции советской исторической науки.

А) образовательной Б) познавательной В) статистической Г) воспитательной

8.Выявление главных тенденций развития исторического процесса, закономерностей развития общества относится к

_________ функции истории. А) познавательной

Б) мировоззренческой В) аксиологической Г) воспитательной

9.Суть прогностической функции исторического знания заключается в …

А) предвидении будущего Б) выработке научно-обоснованногополитического курса

В) выработке мировоззренческих установок личности

Г) описании исторических событий

8

10.Одной из функций исторического знания является … А) организационно-технологическаяБ) мировоззренческая В) управленческая Г) экономическая

11.Одной из функций исторического знания является … А) преобразовательная Б) прикладная В) статистическая

Г) прогностическая

12.Выработка научно-обоснованногополитического курса относится к ________ функции истории.

А) познавательной Б) прогностической В) воспитательной

Г) практически-политической

13.Абсолютизация божественной воли, мирового духа в историческом процессе характерна для _________ подхода к истории.

А) формационного Б) теологического В) цивилизационного

Г) рационалистического

14.Историко-философскийподход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития, называется …

А) рационализмом Б) марксизмом В) эволюционизмом

Г) субъективизмом

9

15.Для формационного подхода к истории характерно положение о(об) …

А) человеческом разуме как двигателе истории Б) отсутствии единого мирового пространства

В) решающем значении в истории народонаселения Г) классовой борьбе как движущей силе истории

16.Сущность субъективизма как методологического подхода к изучению истории состоит в признании …

А) разума единственным источником познания Б) Бога-Творцасоздателем мироздания и человека В) существования локальных цивилизаций

Г) активной роли выдающихся личностей в истории

17.Принцип историзма предполагает изучение исторических явлений …

А) с учетом политики правящей партии Б) с учетом социальных интересов различных слоев общества

В) во всей их многогранности и противоречивости Г) в развитии, в соответствии с конкретноисторической обстановкой

18.Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят …

А) классовой борьбе Б) экономике В) религии

Г) народонаселению

19.Советские историки в изучении и освещении истории в основном придерживались ________ подхода.

А) эволюционного Б) формационного В) цивилизационного

10

studfiles.net

Тема: Методология исторической науки | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Абсолютизация божественной воли, мирового духа в историческом процессе характерна для _________ подхода к истории.

    теологического
      рационалистического
      цивилизационного …
      формационного

Принцип объективности – это изучение исторических явлений …

    во всей их многогранности и противоречивости
      с учетом социальных интересов различных слоев общества
      в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой
      в соответствии с господствующей идеологией в обществе

Историко-философский подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития, называется …

    рационализмом
      субъективизмом
      марксизмом
      эволюционизмом

Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят …

    народонаселению
      экономике
      классовой борьбе
      религии

 

Решение:Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят народонаселению, которое они рассматривают в качестве главной силы, определяющей характер общественного строя. Одним из основоположников демографического детерминизма являлся французский философ-материалист XVIII в. К.А. Гельвеций. Английский экономист Т.Р. Мальтус рассматривал народонаселение как фактор, препятствующий прогрессу общества и приводящий к социальным бедствиям.

Историческая наука в СССР основывалась на __________ подходе к истории.

    марксистском
      эволюционном
      теологическом
      субъективном

 

Одним из основных положений исторической науки, требующим при рассмотрении исторических процессов учитывать интересы определенных общественных групп, является принцип …

    социального подхода
      альтернативности
      историзма
      объективности

 

Для формационного подхода к истории характерно положение о(об) …

    классовой борьбе как движущей силе истории
      отсутствии единого мирового пространства
      решающем значении в истории народонаселения
      человеческом разуме как двигателе истории

 

Метод исторического познания, состоящий в описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов, называется …

    идеографическим
      ретроспективным
      типологическим
      хронологическим

 

Посредством историко-генетического метода исторические явления изучаются …

    в процессе их развития
      в хронологическом порядке
      во взаимосвязи с другими явлениями и процессами
      в сопоставлении исторических процессов в пространстве и во времени

 

Решение:Историко-генетический метод относится к специально-историческим методам исторического познания. Посредством этого метода исторические явления изучаются в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния. По своей логической природе этот метод является аналитически-индуктивным (восхождение от конкретных явлений и фактов к общим выводам), а по форме выражения информации – описательным. Историко-генетический метод направлен на анализ динамики исторических процессов. Он позволяет выявлять их причинно-следственные связи и закономерности исторического развития.

 

 

refac.ru


Смотрите также