Тесту по методологии К социальным функциям исторического знания не относится функция … А) познавательная Б) социального проектирования В) прогностическая Г) воспитательная Функция истории, позволяющая людям, знающим закономерности исторического развития, предвидеть возможные варианты развития событий в стране и мире, называется … А) прогностической Б) образовательной В) социально-технологической Г) воспитательной Абсолютизация божественной воли, мирового духа в историческом процессе характерна для _________ подхода к истории. А) формационного Б) теологического В) цивилизационного Г) рационалистического Познавательная функция истории заключается в … А) формировании нравственных и гражданских ценностей Б) формировании историзма мышления В) изучении и теоретическом обобщении исторических фактов и событий Г) укреплении обороноспособности государства Историко-философский подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития, называется … А) рационализмом Б) марксизмом В) эволюционизмом Г) субъективизмом Одним из ведущих представителей государственной школы, автором многотомного капитального труда «История России с древнейших времен» являлся … А) С. М. Соловьев Б) В. О. Ключевский В) Н. М. Карамзин Г) Б. Д. Греков Выявление закономерностей исторического развития относится к _______ функции истории. А) коммуникативной Б) познавательной В) преобразовательной Г) управленческой Функция истории, позволяющая влиять на поведение и действия людей, называется … А) воспитательной Б) аксеологической В) познавательной Г) коммуникативной Историко-системный метод состоит в … А) изучении хронологической последовательности событий Б) классификации явлений, событий и объектов В) сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени Г) установлении взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии Первым историком-марксистом, основоположником советской исторической школы, являлся … А) П. Н. Милюков Б) Л. Н. Гумилев В) М. Н. Покровский Г) В. Н. Татищев Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся собиранием, описанием и изданием древних письменных памятников, называется … А) хронология Б) археография В) этимология Г) генеалогия Для формационного подхода к истории характерно положение о(об) … А) человеческом разуме как двигателе истории Б) отсутствии единого мирового пространства В) решающем значении в истории народонаселения Г) классовой борьбе как движущей силе истории Выработка научного взгляда на мир, общество, законы его развития относится к _____________ функции истории. А) коммуникативной Б) мировоззренческой В) управленческой Г) познавательной Формирование социалистического интернационализма относилось к ______ функции советской исторической науки. А) образовательной Б) познавательной В) статистической Г) воспитательной Выявление главных тенденций развития исторического процесса, закономерностей развития общества относится к _________ функции истории. А) познавательной Б) мировоззренческой В) аксиологической Г) воспитательной М. Н. Покровский считается основоположником … А) гуманистической историографии Б) советской исторической науки В) государственной школы в русской историографии Г) славянофильства Сущность субъективизма как методологического подхода к изучению истории состоит в признании … А) разума единственным источником познания Б) Бога-Творца создателем мироздания и человека В) существования локальных цивилизаций Г) активной роли выдающихся личностей в истории Известный историк С. М. Соловьев основной силой общественного процесса считал … А) государственность Б) деятельность государей В) «свободное народовластие» Г) деятельность политических партий Принцип историзма предполагает изучение исторических явлений … А) с учетом политики правящей партии Б) с учетом социальных интересов различных слоев общества В) во всей их многогранности и противоречивости Г) в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой «Повесть временных лет» относится к _________ историческим источникам. А) вещественным Б) этнографическим В) устным Г) письменным Возникновение первых аудиовизуальных документов относится к _____ веку. А) XVIII Б) XVII В) XX Г) XIX Конкретные способы изучения исторических процессов называются … А) историко-философскими подходами Б) принципами В) методами Г) категориями Возникновение в России такого исторического источника, как периодическая печать, относится к _____ веку. А) XVII Б) XIХ В) XVIII Г) XVI Выявление главных тенденций развития исторического процесса, закономерностей развития общества относится к _________ функции истории. А) воспитательной Б) аксиологической В) мировоззренческой Г) познавательной Суть прогностической функции исторического знания заключается в … А) предвидении будущего Б) выработке научно-обоснованного политического курса В) выработке мировоззренческих установок личности Г) описании исторических событий Одной из функций исторического знания является … А) организационно-технологическая Б) мировоззренческая В) управленческая Г)экономическая Одной из функций исторического знания является … А) преобразовательная Б) прикладная В) статистическая Г) прогностическая Выработка научно-обоснованного политического курса относится к ________ функции истории. А) познавательной Б) прогностической В) воспитательной Г) практически-политической Характерной чертой современной исторической науки в России является … А) географический детерминизм Б) методологический плюрализм В) эволюционизм Г) субъективизм Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят … А) классовой борьбе Б) экономике В) религии Г) народонаселению Советские историки в изучении и освещении истории в основном придерживались ________ подхода. А) эволюционного Б) формационного В) цивилизационного Г) субъективного Сущность субъективизма как методологического подхода к изучению истории состоит в признании … А) разума единственным источником познания Б) Бога-Творца создателем мироздания и человека В)существования локальных цивилизаций Г) активной роли выдающихся личностей в истории Подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения общества на все более высокий уровень развития, называется … А) теологическим Б) субъективным В) рационалистическим Г) эволюционным Определяющим фактором в развитии общества в соответствии с марксистской теорией является … А) божественная воля Б) способ производства материальных благ В) географическая среда Г) еятельность людей Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется … А) генеалогией Б) хронологией В) гносеологией Г) методологией Одним из методов исторического познания является … А) лабораторный эксперимент Б) ассоциативный эксперимент В) историко-типологический Г) спектроскопический Крупными теоретиками цивилизационного подхода к истории были … А) К. Маркс, Ф. Энгельс Б) О. Шпенглер, А. Тойнби В)Ш. Монтескье, Т. Мальтус Г)Д. Беркли, Д. Юм Одним из важнейших произведений русской историографии второй четверти XVIII в. стала «История Российская», написанная … А) С.М. Соловьевым Б) В.Н. Татищевым В) Д.И. Иловайским Г) Н.М. Карамзиным Автором 29-томной «Истории России с древнейших времен» стал российский историк … А) С.М. Соловьев Б) М.Н. Покровский В) В.О. Ключевский Г) М.В. Ломоносов Выдающимся русским историком конца XIX – начала XX вв., уделявшим значительное внимание социально-экономическим вопросам, являлся … А) Н. М. Карамзин Б) В. О. Ключевский В) Б. Д. Греков Г) В.Н. Татищев Существенный вклад в развитие отечественной исторической науки в ХХ веке внес … А) В.Н. Татищев Б) М.В. Ломоносов В) М.Н. Погодин Г)Б.А. Рыбаков Исследователем истории Древнерусского государства был советский историк … А) М.Н. Покровский Б) В.О. Ключевский В) Б.Д. Греков Г)С.М. Соловьев Субъективистский подход к историческому процессу, отождествление истории России с историей самодержавия был характерен для … А) В. О. Ключевского Б) Н. М. Карамзина В) М. Н. Покровского Г)А. А. Корнилова Возникновение в России такого исторического источника, как периодическая печать, относится к _____ веку. А) XVIII Б) XIХ В) XVII Г) XVI Исторические источники, которые повествуют о прошлом на основании личного опыта автора, называются … А) летописями Б)былинами В)мемуарами Г)хронографами Ценным источником, посвященным истории борьбы русского народа с монголо-татарами, является … А) «Повесть временных лет» Б) «Хождение за три моря» В) «Слово о полку Игореве» Г) «Задонщина» Культурно-бытовые традиции разных народов относятся к __________ источникам исторического исследования. А) лингвистическим Б) этнографическим В) устным Г) археологическим «Былое и думы» А. И. Герцена можно отнести к историческим источникам … А) личного происхождения Б) статистическим В) законодательным Г) делопроизводственным Наиболее полные сведения о восточных славянах, Древней Руси содержатся в … А) «Степенной книге» Б) «Повести временных лет» В) «Задонщине» Г) «Слове о полку Игореве» «Повесть временных лет» относится к _________ историческим источникам. А) вещественным Б) этнографическим В) письменным Г) устным Наука о способах и методах изучения исторических источников называется … Напишите фамилию автора «Древней российской истории», «Краткого российского летописца с родословием», в которых было положено начало борьбе против норманнской теории образования Древнерусского государства. Одним из составителей «Повести временных лет» считается … studfiles.net Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова» Д.В. ЖИЛЯКОВ, О. Е. КОНТЕВА, О.А. ЛИТВИНОВА ИСТОРИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕПОСОБИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ББК 63.3 я 73–1 Ж–726 Рецензент: Суверов В. М., доктор исторических наук, профессор Жиляков Д. В., Контева, О. Е., Литвинова О.А. История : учебно-методическоепособие для организации самостоятельной работы студентов / Д.В. Жиляков, О. Е. Контева, Е. В. Кунгурова, О. А. Литвинова. – Барнаул: Типография АлтГТУ, 2012. – 130 с., илл. © Д.В. Жиляков, О. Е. Контева, О. А. Литвинова, 2012 2 Оглавление ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................ 4 Содержание педагогических измерительных материалов (ПИМ) итогового тестирования.............................................................................................. 5 Теория и методология исторической науки.................................................... 7 Модуль I. «Средневековый период Отечественной истории. История России с древнейших времен до конца XVII века. Основные этапы становления российской государственности»............................................. 17 БЛОК 1............................................................................................................................. 17 БЛОК 2............................................................................................................................. 38 БЛОК 3............................................................................................................................. 41 Модуль II. «XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение.Особенности российской модернизации»................................................................................................................ 50 БЛОК 1............................................................................................................................. 50 БЛОК 2............................................................................................................................. 57 БЛОК 3............................................................................................................................. 58 Модуль III. «Основные тенденции развития всемирной истории в XIX – начале XX в. Проблемы модернизации стран».................................. 60 БЛОК 1............................................................................................................................. 60 БЛОК 2............................................................................................................................. 76 БЛОК 3............................................................................................................................. 78 Модуль IV. «Положение в мире, социально-экономическое и политическое развитие в стране с октября 1917 г. по 1930-егоды XX века»................................................................................................................................ 90 БЛОК 1............................................................................................................................. 90 БЛОК 2.......................................................................................................................... 100 БЛОК 3.......................................................................................................................... 101 Модуль V. «Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа. Послевоенный мир. От первых попыток модернизации к глобальному кризису»........................................................ 108 БЛОК 1.......................................................................................................................... 108 БЛОК 2.......................................................................................................................... 123 БЛОК 3.......................................................................................................................... 126 3 ВВЕДЕНИЕ Данное учебно-методическоепособие предназначено с целью организации самостоятельной работы по курсу «История» для студентов всех направлений, обучающихся в АлтГТУ по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения. Учебный курс определён рабочим учебным планом в объеме четырёх (пяти) зачётных единиц. Дисциплины изучается на аудиторных занятиях (17 лекционных и 34 практических) и посредством самостоятельной работы студентов (от 59 ч.). В пособии представлены тестовые задания открытых и закрытых типов (кейс-задания),предлагаемые в качестве тренировочных упражнений. Основой для данных заданий являются материалы, размещённые на сайтеwww.i-fgos/ru. Структура пособия определена методикой преподавания дисциплины и включает в себя: педагогические измерительные материалы (ПИМы), представляющие собой основные темы курса; тестовые задания, структурированные по модулям курса в соответствии с памяткой дисциплины. Данное учебно-методическоепособие предлагается использовать совместно с учебным пособием В. М. Суверова «История России IX-XXвеков». 4 Содержание педагогических измерительных материалов (ПИМ) итогового тестирования Тема 1. Теория и методология исторической науки. Тема 2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. Тема 3. Русские земли и княжества в начале ХII–ХIIIвв. Политическая раздробленность. Борьба русских земель и княжеств с иноземными захватчиками в XIII в. Тема 4. Объединительные процессы в русских землях (XIV – середина XV вв.). Возвышение Москвы. Тема 5. Особенности становления государственности в России и мире. Русские земли и европейское средневековье. Тема 6. Образование единого Российского государства. Иван III. Тема 7. Российское государство в XVI в. Иван IV. Смутное время. Тема 8. Россия в XVII в. Тема 9. Россия во второй половине XV–XVIIвв. в контексте развития европейской цивилизации. Тема 10. Петр I и начало модернизации страны. Эпоха дворцовых переворотов. Тема 11. Россия во второй половине XVIII в. Екатерина II. Тема 12. Россия в первой половине XIX в. Александр I. Николай I. Тема 13. Россия во второй половине XIX в. Александр II. Алек- сандр III. Тема 14. Россия и мир в XVIII–XIXвв.: попытки модернизации и промышленный переворот. Тема 15. Россия на рубеже XIX–XXвв. Николай II. Первая российская революция(1905–1907гг.). Тема 16. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Тема 17. Становление советской государственности. Первые мероприятия советской власти. Гражданская война и иностранная интервенция. 5 Тема 18. Внутренняя политика СССР в 1920–1930-егг. Социальноэкономические преобразования. Культурная революция. Советская внешняя политика в1920–1930-егг. Тема 19. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945гг.). Тема 20. Россия и мир в первой половине XX века. Тема 21. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1945–1964гг. Тема 22. Внутренняя и внешняя политика СССР в1964–1985гг. Тема 23. СССР в1985–1991гг. Перестройка. Распад СССР. Внутрен- няя и внешняя политика современной России. Тема 24. Россия и мир во второй половине XX – начале XXI века. 6 Теория и методология исторической науки 1.К социальным функциям исторического знания не относится функция … А) познавательная Б) социального проектирования В) прогностическая Г) воспитательная 2.Функция истории, позволяющая людям, знающим закономерности исторического развития, предвидеть возможные варианты развития событий в стране и мире, называется … А) прогностической Б) образовательной В) социально-технологическойГ) воспитательной 3.Познавательная функция истории заключается в … А) формировании нравственных и гражданских ценностей Б) формировании историзма мышления В) изучении и теоретическом обобщении исторических фактов и событий Г) укреплении обороноспособности государства 4.Функция истории, позволяющая влиять на поведение и действия людей, называется … А) воспитательной Б) аксеологической В) познавательной Г) коммуникативной 7 5.Выработка научного взгляда на мир, общество, законы его развития относится к _____________ функции истории. А) коммуникативной Б) мировоззренческой В) управленческой Г) познавательной 6.Выявление закономерностей исторического развития относится к _______ функции истории. А) коммуникативной Б) познавательной В) преобразовательной Г) управленческой 7.Формирование социалистического интернационализма относилось к ______ функции советской исторической науки. А) образовательной Б) познавательной В) статистической Г) воспитательной 8.Выявление главных тенденций развития исторического процесса, закономерностей развития общества относится к _________ функции истории. А) познавательной Б) мировоззренческой В) аксиологической Г) воспитательной 9.Суть прогностической функции исторического знания заключается в … А) предвидении будущего Б) выработке научно-обоснованногополитического курса В) выработке мировоззренческих установок личности Г) описании исторических событий 8 10.Одной из функций исторического знания является … А) организационно-технологическаяБ) мировоззренческая В) управленческая Г) экономическая 11.Одной из функций исторического знания является … А) преобразовательная Б) прикладная В) статистическая Г) прогностическая 12.Выработка научно-обоснованногополитического курса относится к ________ функции истории. А) познавательной Б) прогностической В) воспитательной Г) практически-политической 13.Абсолютизация божественной воли, мирового духа в историческом процессе характерна для _________ подхода к истории. А) формационного Б) теологического В) цивилизационного Г) рационалистического 14.Историко-философскийподход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития, называется … А) рационализмом Б) марксизмом В) эволюционизмом Г) субъективизмом 9 15.Для формационного подхода к истории характерно положение о(об) … А) человеческом разуме как двигателе истории Б) отсутствии единого мирового пространства В) решающем значении в истории народонаселения Г) классовой борьбе как движущей силе истории 16.Сущность субъективизма как методологического подхода к изучению истории состоит в признании … А) разума единственным источником познания Б) Бога-Творцасоздателем мироздания и человека В) существования локальных цивилизаций Г) активной роли выдающихся личностей в истории 17.Принцип историзма предполагает изучение исторических явлений … А) с учетом политики правящей партии Б) с учетом социальных интересов различных слоев общества В) во всей их многогранности и противоречивости Г) в развитии, в соответствии с конкретноисторической обстановкой 18.Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят … А) классовой борьбе Б) экономике В) религии Г) народонаселению 19.Советские историки в изучении и освещении истории в основном придерживались ________ подхода. А) эволюционного Б) формационного В) цивилизационного 10 studfiles.net Абсолютизация божественной воли, мирового духа в историческом процессе характерна для _________ подхода к истории. Принцип объективности – это изучение исторических явлений … Историко-философский подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития, называется … Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят … Решение:Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят народонаселению, которое они рассматривают в качестве главной силы, определяющей характер общественного строя. Одним из основоположников демографического детерминизма являлся французский философ-материалист XVIII в. К.А. Гельвеций. Английский экономист Т.Р. Мальтус рассматривал народонаселение как фактор, препятствующий прогрессу общества и приводящий к социальным бедствиям. Историческая наука в СССР основывалась на __________ подходе к истории. Одним из основных положений исторической науки, требующим при рассмотрении исторических процессов учитывать интересы определенных общественных групп, является принцип … Для формационного подхода к истории характерно положение о(об) … Метод исторического познания, состоящий в описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов, называется … Посредством историко-генетического метода исторические явления изучаются … Решение:Историко-генетический метод относится к специально-историческим методам исторического познания. Посредством этого метода исторические явления изучаются в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния. По своей логической природе этот метод является аналитически-индуктивным (восхождение от конкретных явлений и фактов к общим выводам), а по форме выражения информации – описательным. Историко-генетический метод направлен на анализ динамики исторических процессов. Он позволяет выявлять их причинно-следственные связи и закономерности исторического развития. refac.ru/ История методология. Абсолютизация божественной воли мирового духа в историческом процессе характерна для
История методология
Istoria_testy_posobie
Тема: Методология исторической науки | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы
теологического рационалистического цивилизационного … формационного во всей их многогранности и противоречивости с учетом социальных интересов различных слоев общества в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в соответствии с господствующей идеологией в обществе рационализмом субъективизмом марксизмом эволюционизмом народонаселению экономике классовой борьбе религии марксистском эволюционном теологическом субъективном социального подхода альтернативности историзма объективности классовой борьбе как движущей силе истории отсутствии единого мирового пространства решающем значении в истории народонаселения человеческом разуме как двигателе истории идеографическим ретроспективным типологическим хронологическим в процессе их развития в хронологическом порядке во взаимосвязи с другими явлениями и процессами в сопоставлении исторических процессов в пространстве и во времени