Пять правил богатства. Тело разум душа дух четыре вида энергии приводящей к успеху


Четыре вида жизненной энергии — Ольга Скребейко

Часто мы говорим: «У меня совсем нет сил». Или: «Энергии не хватает, подзарядиться бы!»

Где же находятся наши батарейки? Как можно их подзарядить?

Запаситесь ручкой и бумагой, прежде чем читать дальше!

Давайте рассмотрим сначала уровень жизненной энергии как нечто целое. Задайте себе вопрос: «По шкале от 1 до 10 насколько я сейчас полон сил?» (где 1 — не могу ни рукой, ни ногой пошевелить; 5 — хожу, что-то делаю, живу, но без особого энтузиазма; а 10 — я не хожу, я летаю!) Дальше можно поспрашивать себя: а что я могу начать делать прямо сейчас, чтобы повысить наполненность энергией? Лучше записать то, что приходит в голову.

А сейчас представим, что есть несколько видов энергии.И их можно изобразить в виде пирамиды. Давайте с ними познакомимся.

Первый, базовый уровень — физическая энергия. Это основное, фундаментальное, самое главное, на что нужно обратить внимание. Что нужно нашему телу? Достаточное количество сна, качественное питание, много движения и отдых, расслабление. Прежде всего необходимо наполнить себя физической энергией. Восполнять ее. Спать, много и активно гулять и тренироваться, принимать пищу вдумчиво, освоить методы релаксации. Да, это очень простые и банальные вещи. Но без них говорить о других видах энергии просто нет смысла. Спросите себя снова: а насколько (по шкале от 1 до 10) я прямо сейчас чувствую себя на физическом плане? Запишите, какие маленькие шаги к оптимальному уровню физической энергии можно сделать прямо завтра?

Второй уровень — эмоциональная энергия. Оптимистическое, беззаботное, легкое и расслабленное состояние, ощущение вдохновения или беспокойство, тревога, недовольство, раздражительность и апатия — что вы чувствуете прямо сейчас? Каков уровень радости в вашей жизни? И как можно шаг за шагом повышать его каждый день? Пишите, пишите, не откладывайте!

Третий уровень — интеллектуальная энергия. Когда хорошо телу, когда радостно на душе, тогда и соображать легче, так ведь? Чувствуешь ясность ума, можешь концентрироваться на цели — всё дается проще, решения принимаются легче, и вообще живётся веселее. На другом конце шкалы — поверхностность, забывчивость, неразборчивость, полная пустота в голове или ощущения вязкого студня. Совсем не творческое состояние. Какова острота вашего ума сейчас? Как бы вы оценили её? И как можно «накачать» свою интеллектуальную энергию? Каким будет первый шаг к еще более ясному уму? Зафиксируйте его письменно. 

Четвертый уровень — энергия духовная. Обширная, глубокая, сильная тема. На голодный желудок, невыспавшийся, злой, унылый человек вряд ли будет размышлять о высоком. Высокий уровень духовной энергии — это понимание жизненных ценностей и принципов и их выражение. Ясность Цели, видение Пути. Осознание смысла жизни и собственной значимости — это уникальный источники энергии, которые разжигают энтузиазм, концентрацию и уверенность в своих силах. Насколько наполненной вы ощущаете свою жизнь? Прямо сейчас? Какое то небольшое изменение, которое продвинет вас к Жизни, наполненной Духом? Запишите, что придёт на ум. 

Вот так можно разложить энергию на составляющие, проанализировать каждый из четырех ее видов, поисследовать, как можно повысить удовлетворенность в каждой сфере: физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной — и сделать это!

Желаю вам интересных открытий в этом удивительном исследовании!

А на вебинаре «Четыре вида энергии» мы делаем это вместе — исследуем, продумываем первые шаги к наращиванию внутренней силы и делимся идеями. Приглашаю!

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

E-mail

skrebeyko.com

Сказкотерапевтическое занятие 'Страус'

Сказкотерапевтическое коррекционно-развивающее занятие 'Страус'

Цель: обучение новым моделям поведения в кризисных ситуациях, повышение уверенности в себе.

Основные задачи:

  • осмысление собственной модели поведения в кризисной ситуации;
  • обучение навыкам релаксации;
  • поиск новых путей разрешения личных проблем.

Необходимые материалы:

  • стулья по количеству участников;
  • по 3 листа бумаги формата А4 для каждого участника;
  • цветные карандаши, краски, кисточки.

Приветствие

Ведущий приветствует всех участников занятия и представляется им. Если члены группы не знакомы друг с другом, проводится процедура знакомства. Каждый участник пишет свое имя на небольшом листе бумаги и с помощью булавки или бэйджика прикрепляет его на груди.

Составление правил группы

Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, они примерно такие же, как и правила психотерапевтической группы: конфиденциальность; доверие; «Я-высказывания»; возможность сказать «нет»; активность и др., и принимает их.

Разминка. Упражнение «Мое настроение»

Ведущий предлагает участникам группы показать с помощью большого пальца правой руки, в каком настроении они пришли на занятие. Если настроение радостное, бодрое — палец поднят вверх, грустное, подавленное — опущен вниз, а если нейтральное — палец находится в горизонтальном положении.

Введение в сказку

Ведущий: Сегодня вы познакомитесь со сказкой о Страусе, который боялся опасности, и узнаете, как он научился справляться со своими страхами.

Итак:

Жил-был Страус, который очень боялся Опасности.

Едва завидев даже маленький признак неприятности, он поспешно закрывал глаза и быстро прятал голову в песок.

Когда Опасность подходила к этому согнутому созданию, она задевала его. Иногда сильно, иногда не очень. И шла себе дальше.

Как только Страус понимал, что Опасность миновала, он поднимал голову, облегчённо вздыхал и продолжал дальше жить своей растительной жизнью.

Упражнение «Образ агрессии»

Ведущий предлагает участникам…

Продолжение сказки

Ведущий:

Однажды Страусу повстречался другой Страус.

— Слушай, друг, — спросил тот, — а почему ты все время прячешь голову в песок? Ведь с твоими сильными ногами от Опасности можно убежать так быстро, что она никогда тебя не догонит.

— А ведь верно, — откликнулся наш герой и стал бегать от Опасности.

«Как здорово! Зоркий взгляд, сильные ноги и никаких грубых пинков!» — однажды остановившись, подумал Страус.

Он вздохнул, вспомнив свое недавнее прошлое, а затем снова куда-то побежал.

Упражнение «Взаимодействие со страхом»

Ведущий: Многие наши страхи и ограничения мешают нам двигаться вперед…

Обучение приемам эмоциональной разрядки и мышечной релаксации

Ведущий: А сейчас вы научитесь приемам расслабления, которые можно использовать в любых сложных жизненных ситуациях…

Продолжение сказки

Ведущий:

Вскоре страус встретил Орла.

—  Послушай, птица, почему ты все время бегаешь от Опасности? — спросил тот. — У тебя же есть крылья! Поднимись над Опасностью, и она не доберется до тебя.

—  Страусы не летают, — с сожалением ответил наш герой.

— Но у тебя есть крылья, — повторил Орел — значит, ты можешь летать. Только попробуй. Вот, смотри, как я это делаю.

И Орел взлетел высоко в небо.

—  Ух ты! — восторженно воскликнул Страус и сделал робкую попытку взлететь. Крылья его не послушались. — Ну вот, я так и знал, — грустно сказал он себе и продолжил, как и прежде, убегать от Опасности.

Но однажды Опасность окружила Страуса со всех сторон.

— Некуда бежать, — с грустью пробормотал он и собрался было, как прежде, спрятать голову в песок, как вдруг вспомнил слова Орла: «Ты можешь летать. Только поверь в себя!»

И Страус впервые ощутил свою внутреннюю силу. Он направил ее в крылья и... взлетел.

Упражнение «Горная вершина»

Ведущий предлагает участникам занятия сесть поудобнее, при желании закрыть глаза, глубоко вдохнуть несколько раз и расслабиться…

Окончание сказки

Ведущий:

Итак, Страус последовал совету Орла. Он махал своими крыльями все сильнее и сильнее и вдруг почувствовал радость полета. Он забыл об Опасности и парил в небе, наслаждаясь простором и свободой.

Когда Страус посмотрел на землю, то увидел Опасность, от которой он улетел. С высоты птичьего полета она показалась ему такой маленькой, что Страус, удивившись, подумал: «Это ее я все время боялся? Да она же совсем не страшная!»

Он спустился вниз, по-новому посмотрел на Опасность и спросил:

— Что тебе от меня надо?

—  Ничего, — ответила Опасность и улыбнулась. — Я просто играла с тобой. Пока!

И она ушла искать других страусов, чтобы поиграть с ними.

— Вот оно что, — глубокомысленно произнес наш герой и снова взлетел в небо.

Уж очень ему понравилось летать.

Анализ сказки «Страус»

Ведущий предлагает участникам занятия ответить на вопросы для анализа сказки.

1. О чем эта сказка?

2. Почему Страус боялся Опасности?

3. Можно ли было считать его по-настоящему сильной птицей?

4. Чем отличался маленький Орел от большого Страуса? Чему он его научил?

5. Что нужно было сделать Страусу, чтобы взлететь?

6. Почему, когда Страус посмотрел Опасности в глаза и поговорил с ней, она ушла от него?

7. Что делает с человеком страх?

8. Как вы поступаете в сложных жизненных ситуациях?

9. Есть ли у вас внутренняя энергия и сила? Где в теле вы ее ощущаете?

10. Что такое «сила духа» ?

11. Чему мы можем научиться у этой сказки?

Обсуждение занятия

Участники обсуждают занятие, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватало? Говорят о том, какой вывод для себя сделали.

Завершение занятия

Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной.

Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. — М.: Генезис, 2012.

< Предыдущая Следующая >
 

psixologiya.org

Упражнение на концентрацию

Выполните упражнение на концентрацию. Сядьте на стул, чтобы ноги касались пола, положите руки на колени или бедра и сделайте 3-12 вдохов-выдохов в три приема следующим образом:

  • сосредоточьтесь на дыхании и сделайте вдох на счет «раз- два-три»;
  • задержите дыхание на счете «три», сожмите кулаки и напрягите мышцы ног и притяните пупок к позвоночному столбу;
  • медленно выполняйте полный выдох на счет «четыре-пять- шесть», ослабляя напряжение мышц по мере того, как будете ощущать поддержку от стула и пола.

Прочитайте следующие инструкции вслух и запишите их на диктофон. Сядьте,включите запись, закройте глаза и сосредоточьтесь на успокоении своей энергии и ослаблении напряжения своих мускулов.

1. Когда вы делаете выдох, ощущайте, как вы соприкасаетесь со стулом и полом, которые представляют собой нечто более сильное, чем ваш разум или ваше эго, сражающиеся в одиночку. Это нечто могло бы быть вашим сильнейшим «я», поддержкой земли, законами Вселенной, более глубокой мудростью интегрированных левого и правого полушарий вашего мозга или, если хотите, Бога или иной высшей силы.

2. Когда вы направляете внимание на свое тело и ощущение соприкосновения со стулом после каждого выдоха, пытайтесь почувствовать, как стул поддерживает вас. Ощущайте теплоту стула ягодицами и спиной. По мере того как вы переключаете внимание на свои чувства в настоящем, вы сообщаете разуму и телу: «Нахождение здесь останется безопасным в течение нескольких следующих минут. Вас не ждет срочная работа, и никуда не надо спешить. Вы можете ослабить свое напряжение. Вы можете избавиться от необходимости работать изо всех сил. Я предпочитаю спокойно сидеть здесь, в данный момент — единственный момент, который существует».

3. Приветствуйте любую мысль или любую часть своего «я», которая пытается цепляться за прошлое или контролировать будущее. Верните эту часть «я» и свой путешествующий во времени разум в настоящее, сказав: «Да, я слышу тебя. Сейчас я здесь с тобой. Тебе не нужно решать проблемы прошлого или будущего в одиночку. Подходи и будь со мной сейчас, в этот момент».

4. Снова заявите о приверженности защите своих тела и жизни и относитесь с сочувствием и пониманием к каждому аспекту своего «я». Будучи наделенными дополнительной властью в роли лидера, направляйте все части своего «я» в этот уникальный момент отдыха от забот о прошлом и будущем. Сосредоточьте свое внимание на том, что вы можете сделать сейчас для повышения своих шансов на достижение успеха и внутреннего мира.

Записывайте все физические и эмоциональные изменения, которые наблюдаете.

Резюме — 1 минута для концентрации на настоящем

Это резюме для упражнения на концентрацию научит ваш разум ожидать трансформирующего изменения уровня энергии и смещения сосредоточенности в течение всех двенадцати циклов вдоха-выдоха. (Вы найдете полную версию этого упражнения в приложении Б.)

Выполняйте это минутное упражнение по крайней мере пять раз в день для облегчения перехода к любой новой задаче или ситуации. Вы обнаружите, что за две недели выполнения этого упражнения вы станете значительно более спокойным и терпеливым в отношениях с людьми, креативным и продуктивным в работе.

  • В течение трех дыхательных циклов выдыхайте свои мысли и образы, связанные с прошлой работой, а также старое, ограниченное ощущение своего «я», его истории и проблемы. Освободите свой разум от образов работы и проблем из своего прошлого. Выкиньте из головы последний телефонный разговор. Освободитесь от разочарований, ассоциируемых с недавним рабочим совещанием или утренними пробками по дороге на работу.
  • В течение трех дыхательных циклов выдыхайте ваши мысли и образы,связанные с будущей работой. Освободите свой разум от воображаемого будущего.
  • В течение трех дыхательных циклов давайте своему разуму и телу знать, что в данный момент вы будете пребывать с этой работой (или с этим человеком) в настоящем. Пусть ваше сознание остается в настоящем, где оно будет связано с вашим телом и с мудростью вашего дремлющего подсознания.
  • Сделайте три дыхательных цикла, считая при этом от одного до трех. На счет «раз» скажите: «Я любопытен, и мне интересно узнать, насколько быстро я перейду от незнания к знанию». На счет «два» скажите: «Я делаю выбор в пользу того, чтобы оставаться здесь, переходя от беспокойства к удивлению». На счет «три» скажите: «Я связываюсь с более глубокой мудростью, и я готов и хочу начать работу». Затем медленно откройте глаза и сосредоточьтесь на своей задаче.

Легкий способ начать новую жизнь. Как избавиться от стресса, внутренних конфликтов и вредных привычек / Нейл Фьоре; пер. с англ. В. Кузина. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. Публикуется с разрешения издательства.

< Предыдущая Следующая >
 

psixologiya.org

Саидмурод Давлатов. Психология богатства. Я и деньги

   1. Как относиться к деньгам?   2. Как больше зарабатывать?   3. Как разумно откладывать?   4. Как инвестировать?   5. Как наслаждаться деньгами?    Это пять вопросов, ответы на которые необходимо знать каждому человеку. Помните: чтобы стать богатым, нужно сначала научиться управлять небольшими деньгами, мыслить, как богатые люди. Сначала люди становятся умными, потом богатыми. Богатые работают не ради денег, а ради повышения своего мастерства. Став мастерами, они получают наслаждение от работы, у них появляется страсть к своему делу. Это свойственно мастерам. Знаете, что даже смерть не может отнять у нас, что остается с нами навсегда? Это наше мастерство, наше достоинство, они с нами всегда. Поэтому, даже если у богатого человека отнять его богатство, он спустя некоторое время опять будет богатым. Потеряв состояние, он сохранит знания, умения, навыки, мышление – все то, что сделало его богатым.   На этот счет есть поучительная история про древнегреческого философа Бианта. Когда персидский царь Кир осадил город Приену в Ионии и готов был захватить его жители начали покидать город, унося с собой самое ценное из имущества. Лишь один Биант вышел из города с пустыми руками. Удивленные горожане спросили его почему. Философ ответил: «Все свое ношу с собой», имея в виду знания, которые важнее материальных ценностей. И действительно, в дальнейшем многие его сограждане растеряли имущество, не знали, чем заработать на хлеб. А Биант, один из семерых особо чтимых мудрецов своего времени, давал уроки, на полученные за это деньги поддерживал сограждан. Его слова стали крылатым выражением.   Наша жизнь многогранна, и нельзя рассматривать деньги в отрыве от всего остального. Для начала нужно определить причину, почему вы хотите быть богатым. Если говорить по 100 раз на дню: «Я хочу стать богатым, я уже богат, я безумно богатый человек», вы от этого станете богаче? Деньги – еще не показатель богатства. Есть люди, которые, безусловно, богаты, но, если взглянуть на их лица, они выглядят не слишком счастливыми.   Попробуйте ответить на вопрос, почему вы хотите быть богатым? Тому должна быть причина, и связана она будет с целью в жизни. Запишите ответ, но постарайтесь при этом избегать банальных, избитых формулировок наподобие «кто же не хочет, все хотят». Причина должна отражать ваш внутренний настрой, ваши мечты, ваше отношение к жизни. Она должна быть только личной, а не, к примеру, всего поколения ваших сверстников.   ____________________________________________   ____________________________________________    Наше отношение к деньгам   1. Нельзя рассматривать деньги в отрыве от всего остального, должна быть причина, почему вы хотите стать богатым.   2. Пять различных уровней успеха:   – предпринимать действия;   – техника;   – признание;   – очки;   – новое видение себя.   3. Символ богатства.   4. Денежные мускулы.

   Деньги – мерило общественного успеха.Джордж Клейсон[8]

   Первый вопрос: как вы относитесь к деньгам? Деньги помогают вам выживать или жить хорошо? Деньги портят человека, или отсутствие денег мешает вам обрести семью и быть счастливым? У каждого собственный взгляд на деньги. Вспомните разговоры, которые слышали, когда были маленькими: деньги портят людей, деньги нельзя давать детям. Вы видели какой-нибудь фильм, где богатый человек – это добрый человек? Мы выросли в обществе, в котором не было богатых. Просто кто-то был немного состоятельнее, чем другие, но не богатым. Все боялись иметь большие деньги. Если у вас было два велосипеда, шикарная машина или крыша выше, чем у соседей, это вызывало осуждение. У молодежи сейчас иные взгляды, и это хорошо. Но многие представители старшего поколения остались при своем прежнем мнении.   Времена изменились, но многие пока так и не адаптировались к новой жизни. Люди думают: зачем много денег, лишь бы не было ссор в семье да дети были здоровыми. Большие деньги могут принести несчастье в семью, есть примеры, когда и у богатых не все благополучно. Эта информация работает на уровне подсознания, хотим мы этого или нет. Иногда мы даже хотим стать богатыми, но при этом неосознанно отталкиваем от себя деньги. Верующий человек может сказать: «Из-за больших денег я не попаду в рай. Пусть я небогат, зато хороший, честный человек. Посмотри на богатых людей, они лезут в политику, нарушают законы, обманывают людей». Это неправильные рассуждения. В мире много хороших и при этом богатых людей. И вы достойны высокого благосостояния, образа жизни, о котором мечтаете.   У всех нас на каждой руке по пять пальцев, и мы не задумываемся над тем, какой из них самый нужный. Все пальцы имеют одинаковое значение. Попробуем распределить вещи, которые имеют значение для каждого из нас, загибая пальцы. Первый палец – это семья, семейное благополучие. Ваш тыл должен всегда быть обеспечен, иначе вы не сможете спокойно работать. Второй палец – это здоровье, здесь комментарии излишни. Третий палец – это деньги. Они так же важны, как здоровье и семья. Некоторые люди сначала тратят здоровье, чтобы заработать деньги, а потом тратят деньги, чтобы вернуть обратно здоровье. Так проходит жизнь.   Четвертый палец – самоощущение. Обычно на это никто не обращает внимания, поэтому жизнь подобна «американским горкам» с ее взлетами и падениями. Самоощущение – это то, кем вы себя чувствуете в жизни. Если у человека хорошее настроение, то и работать он будет хорошо. А если дела идут хорошо, жена и дети будут довольны.   Наконец, пятый палец – это цель в жизни. Есть люди, которые думают: сначала карьера, а замужество или женитьба потом. Или говорят: в первую очередь заработаю деньги, а дальше видно будет. Все сферы одинаково важны, нельзя откладывать жизнь на потом.

Четыре вида энергии

   Тело   Разум   Душа   Дух     Существует четыре вида внутренней и внешней энергии, гармония которых может сделать вас успешным.     Тело   Когда вы занимаетесь спортом, находитесь в хорошей физической форме, то чувствуете себя уверенным человеком. Люди, пренебрегающие физическим развитием, нарушают, таким образом, гармонию тела и разума, заложенную в человеке при рождении. Ребенок, едва научившись ходить, начинает неустанно двигаться – бегает, прыгает, кувыркается, залезает на деревья. Это способствует развитию его интеллекта. Уже давно доказано влияние физических занятий на активность коры головного мозга. Любые спортивные упражнения, даже самые простые, стимулируют мыслительный процесс. Не забывайте заботиться о своем физическом состоянии, от него зависит состояние духовное.   Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно. Рене Декарт    Разум   Возможности человеческого разума безграничны. Развивайте память, интеллектуальные способности. Ваш разум – это инструмент, используя который можно реализовать самые смелые мечты. Помните, что ваши способности определяют ваши возможности, в том числе и в плане карьеры.   Можно сказать, что любой человек, сколь бы гениален он ни был, в течение своей жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые ему предоставляет его мозг.Николай Дубинин[9]
История о пчелах
   Что умеют делать пчелы, какие у них способности? Пчелы умеют собирать мед, строить свои дома, они опыляют цветы, хорошо ориентируются на местности, выводят потомство, защищают свое жилище. Все знают, на что способны пчелы, когда кто-то вторгается на их территорию.   Пчелы узнают друг друга, умеют передавать информацию друг другу, поддерживать необходимую температуру в улье. При этом мозг пчелы буквально с булавочную головку. Жаль, что люди в большинстве своем не используют свои способности так же продуктивно, как пчелы. Человеческий мозг содержит почти 100 миллиардов нейронов.   Так что вы способны на многое.   Душа   Родители любят своих детей и работают для того, чтобы дать им образование. По большому счету, их интересует не работа, а чтобы дети смогли получить образование.   Это родительская любовь. Она заставляет их работать.   И конечно, каждый родитель хочет, чтобы их ребенок развивал свои таланты.   Если мужчина любит женщину, то он готов ради нее рисковать жизнью, он готов сделать все, что она захочет.   Это и есть сила души – любовь. Когда человек любит, он готов горы свернуть. Воодушевление помогает добиваться поразительных результатов.   Вы знаете, что в трудные времена, в эпоху перемен, именно женщины адаптируются быстрее мужчин. Их заставляет это делать материнский инстинкт. В отличие от женщин, мужчины слишком рациональны, они впадают в депрессию, руководствуются устаревшей информацией. Мужчина говорит: «Не может быть такого, такого никогда не было». И пока мужчины адаптируются, женщины начинают преуспевать. Даже те мужчины, которые добились впечатляющих результатов, часто бывают обязаны этим женщинам, которые были рядом с ними и которые вдохновляли их. Женщина может просто сказать: «Дорогой, как ты думаешь, если сделать вот так?» Она подает идею, а он уже начинает анализировать, думать, почему бы не сделать так. И потом делает вид, что додумался до всего сам.   Есть один секрет. Любой мужчина, добившийся успеха, даже если кто-то другой подсказал ему и помог, все равно говорит, что все сделал сам. Любой успех он считает своим успехом, радуется ему, и это помогает быть более уверенным в себе. Если же добивается успеха женщина, то она считает, что это случайность.
Притча «Богатство, успех и любовь»
   Одна женщина увидела трех седобородых старцев, сидящих напротив ее дома.   Они были не знакомы ей, и женщина сказала:   – Я вас не знаю, но вы, должно быть, голодны. Пожалуйста, зайдите в дом, разделите с нами наш обед.   – Мы не зайдем в дом вместе, – ответили они.   – Можно поинтересоваться почему?   Один из старцев объяснил, указывая по очереди на каждого:   – Его имя – Богатство, а имя другого – Успех, мое же имя – Любовь. Возвращайся и посоветуйся со своим мужем, кого из нас вы хотите пригласить.   Женщина передала мужу все, о чем услышала. Мужчина обрадовался и воскликнул:   – Как хорошо! Давай пригласим Богатство! Пусть войдет в наш дом и наполнит его достатком.   Жена не была уверена, что согласна с мужем:   – Дорогой мой! Почему бы нам не пригласить Успех?   – Не лучше ли пригласить Любовь? – воскликнула их дочь, слышавшая все и прибежавшая с заднего двора. – Представляете, тогда наш дом наполнится любовью!   – Давай прислушаемся к совету дочери, – сказал жене муж. – Выйди и попроси Любовь быть нашим гостем.   Женщина вышла и спросила трех стариков:   – Кто из вас Любовь? Пожалуйста, пройдите и будьте нашим гостем.   Один из стариков пошел к дому. Оставшиеся двое поднялись и пошли вслед за ним.   Удивленная женщина обратилась к Богатству и Успеху:   – Я пригласила только Любовь, почему же вы тоже заходите?   Они ответили:   – Если бы вы позвали только Богатство или только Успех, другие двое оказались бы за дверью. Но вы позвали Любовь, а куда бы она ни пошла, мы сопутствуем ей.   Дух   Дух проявляется в гармонии трех сил (или энергий).   Некоторые люди говорят: «Я духовно развиваюсь, совершенствуюсь. Зачем мне деньги, материальное меня не интересует. Я выше всего этого». Но как можно построить дом без фундамента? То же самое и здесь – как можно развиваться духовно, если не в порядке тело? Наше тело материально, у него есть свои потребности. От физического состояния зависит наш духовный настрой. Недаром народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».   Сила духа проявляется, когда вы уже все продумали и приняли конкретное решение. Вы настроены на победу, не намерены сдаваться, несмотря на все препятствия.   И именно от силы духа зависит ваше будущее.   Четыре внутренние энергии притягивают четыре внешние энергии.     Деньги   Когда вы хорошо зарабатываете, вы и чувствуете себя хорошо. Но заметим, что есть доброта, проистекающая от слабости, и доброта, обусловленная силой. Люди по-разному реагируют на богатство. Один, если появляются большие деньги, становится надменным, начинает здороваться по-другому, а то иногда и вовсе перестает, не замечает людей. Он смотрит на всех свысока, начинает ссылаться на постоянную занятость, говорит о совещаниях, заседаниях, перестает навещать родственников. Он становится придирчивым, капризным. Потому что его доброта от его слабости. Если денег станет еще больше, он вообще утратит связь с реальностью.   Доброта от слабости проявляется во всем. Вы откладываете деньги? Кто-то скажет: зарабатывал бы больше, тогда откладывал. Но это не так. «Больше» такого человека не изменит. Если доброта от слабости, с большими деньгами вы станете еще слабее. Если вы склонны к выпивке, будете больше выпивать. Если склонны ходить по магазинам, то будете с утра до вечера бродить по магазинам. Если увлечены политикой, значит, будете тратить деньги на то, чтобы добиться большей власти. Деньги как генератор, вырабатывающий электричество: можно осветить дом, сделать домашние дела, приготовить еду. Но если не соблюдать правила безопасности, электричество будет опасно для жизни.   Если жена часто предъявляет мужу претензии по различным поводам, пусть даже незначительным, он начинает ей потакать, уступать. Но претензий от этого не становится меньше. Или вы работаете с человеком, который постоянно ворчит. И чем больше стараетесь делать, тем больше он недоволен. Обязательно найдутся вещи, которые его не устраивают. Потому что понятие «больше» не изменяет сложившихся привычек, не влияет на характер человека.   Чтобы деньги принесли пользу и помогли обрести счастье, необходимо кое-что осознать. Доброта должна происходить от силы. Есть люди добрые, потому что они сильные. И когда они становятся богаче, они становятся еще добрее. Обычно богатые люди, которые чего-то добились своими силами, в глубине души очень добрые. Они мечтают кого-то поддержать, кому-то помочь. Они готовы поделиться своим мастерством с учениками. Их доброта проистекает из силы. Измените себя в самом начале пути. Сделайте так, чтобы ваша доброта проистекала из силы. Чтобы потом, когда вы добьетесь успеха, она проявлялась в благородных поступках.

Пять уровней успеха

   Единственный способ что-то узнать – это что-то делать.Бернард Шоу    Предпринимать действия   Согласитесь, что вы в этой жизни уже предпринимали какие-то действия. Результат ваших действий – успехи, которых вы добились. Сегодняшний образ жизни – это результат вчерашних мыслей и вчерашних мечтаний.   Если мы хотим что-то изменить в нашей жизни, нам нужно сегодня делать больше, чем делали вчера. Вы можете сказать: «Я предпринимал много действий, но ничего не меняется». Но это не так. Посмотрите на муравья, он преодолевает любые препятствия, его не останавливают неудачные попытки, он ищет решение и находит его.   Его упорству, целеустремленности и трудолюбию можно позавидовать. Для него нет непреодолимых препятствий и недостижимых целей. Некоторые люди отказываются от своей мечты, находясь буквально в шаге от нее, потому что у них не хватает упорства, воли и веры в себя.
Притча про слона
   Один мальчик очень любил цирк. Как-то раз в их город приехал цирк с дрессированными животными, и мальчик упросил отца повести его на представление. Больше всего мальчику понравился дрессированный слон. Он творил чудеса: поднимал тяжести, жонглировал, ходил на задних ногах. После представления мальчик решил увидеть слона вблизи и уговорил отца пойти к вольерам, где держали животных. Там он увидел, что слон привязан цепью за колышек, вбитый в землю. Для могучего слона ничего не стоило вырвать этот колышек и уйти.   – Папа! А почему слон не уходит на свободу в джунгли, ведь он может с легкостью это сделать? – спросил мальчик у отца. – Он же такой сильный!   – Потому что его дрессировали, и он привык к своему положению. А еще потому, что его поймали маленьким и действительно крепко приковали цепью. Он каждый день старался освободиться от цепи, пытался ее разорвать, выбивался из сил. И, наконец, наступил день, когда он признал собственное бессилие и смирился со своей судьбой, с тем, что никогда не сможет вырваться на свободу. Сейчас, когда он вырос и превратился в большого и могучего слона, он все еще продолжает думать, что никогда не сможет вырваться на волю. Он помнит, что когда-то не смог, и, хуже всего, никогда больше не пытался, не проверял еще раз свои силы и возможности.   И мы живем, как этот слон, не веря в свои силы только потому, что когда-то попробовали и у нас не получилось.   Техника   Техника состоит в выборе направления, чтобы не тратить много времени впустую. Люди, оканчивая школу, как правило, выбирают профессию. Кто-то станет инженером, кто-то педагогом, кто-то юристом… Это техника. Ваша специальность – это то, что вы выбрали. В сфере предпринимательской деятельности техника – это отрасли, которые вы выбираете.   Поэтому выбирайте те отрасли, которые вам наиболее близки.     Признание   Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы.Людвиг Фейербах    Многие люди поднимаются только до третьего уровня. Например, вы говорите себе: я хороший работник, хороший человек, я заслужил уважения, признания, мои дети меня любят, мои родители, родственники, близкие, друзья говорят обо мне только хорошее, мои коллеги меня уважают. Этим мы себя успокаиваем. Мы все живем на первых трех уровнях, но на третьем из них многие останавливаются и даже не пытаются подняться на четвертый, словно они перестают мечтать.   Люди думают: я сделал карьеру, добился признания, у меня есть деньги, работа, хорошая семья, все сыты, одеты, обуты. Человек перестает подниматься вверх по лестнице жизни, довольствуется средним уровнем достатка. Когда я слышу фразу «У меня 20 лет стажа», я отвечаю: «Нет, у вас стаж работы всего один год, который вы просто повторили 20 раз». Год ушел на то, чтобы накопить опыт, а дальше пошли одни повторения.   Остановившись на третьем уровне, люди забывают о своих первоначальных высоких целях, не стремятся идти дальше. А ведь есть еще и четвертый. Если вы перешли на него, то за ним есть еще и на пятый. На четвертом уровне ничего, в принципе, не меняется, это некий промежуточный уровень, и лишь на пятом происходят изменения. Не останавливайтесь на полпути, смело переходите на четвертый уровень, стремитесь к своей цели.     Очки   Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.Конфуций    И тем не менее промежуточный четвертый уровень очень важный. Бодо Шефер называет его «очки», когда мы смотрим на мир своими глазами, имеем собственный взгляд на вещи, умеем видеть главное за множеством второстепенных вещей. Когда мы смотрим сквозь свои очки, иногда не замечая истины. Например, смотрим на жену и думаем, как было бы хорошо, если бы она была чуть-чуть покладистей. Или на мужа и думаем, что, если бы он был чуть умнее, было бы лучше.   Если у человека «плохие очки», он не понимает сути богатства. Нужны «правильные очки», которые помогут понять смысл благосостояния. Богатым быть лучше: вы можете накормить бедного, угостить путешественника, помочь старикам, заплатить за обучение способного ученика, который не имеет возможности сделать это сам, помочь вылечить больных детей. В мире 3 миллиарда человек живут на 1 доллар в день, 2 миллиарда не умеют читать и писать, 1 миллиард не доедают. В отличие от них мы живем очень хорошо. Но в трудное время нас тоже кто-то поддерживал. И мы обязаны помогать другим, обязаны поддерживать тех, кто нас окружает. Нуждающихся людей очень много даже среди наших близких. Вы можете сказать, что ваша помощь ничего не изменит, я не смогу помочь всем.
Притча о морских звездах
   Как-то раз один отдыхающий гулял по пляжу. Море, ветер, влажный песок, закат… Красота! Вдали он увидел человека. Тот наклонялся, брал что-то в руки, бросал в воду, опять наклонялся. Когда мужчина подошел поближе, то увидел, что человек подбирает морских звезд, которых выбросило на берег, и возвращает их в море. Он удивился и спросил:   – Добрый вечер! Скажите, чем вы заняты?   – Я возвращаю морских звезд в море. После отлива звезды остались на берегу. Если их не забросить в море, они погибнут.   – Но на пляже тысячи звезд. Невозможно вернуть всех, их слишком много! И то же самое происходит на сотне пляжей вдоль всего побережья. Разве вы не понимаете, что ничего не сможете изменить?   Человек улыбнулся, поднял еще одну морскую звезду, бросил ее в воду и ответил:   – Для этой – что-то изменится…   Однажды я поинтересовался у одного мужчины, сколько он зарабатывает. Он сказал: 300 долларов. Я спросил: почему не 2000 долларов? Он задумался и ответил, что до сих пор никто его об этом не спрашивал, никто не заговаривал с ним на эту тему. Будто кто-то был обязан сказать ему о его возможностях, о том, что он может заработать больше, вселить уверенность в собственные силы. А теперь спросите сами себя: почему вы зарабатываете столько, сколько зарабатываете, а не больше? Сформулируйте ответ в двух фразах и запишите его.   ____________________________________________   ____________________________________________     Красивое оправдание получилось, не правда ли? Когда этот вопрос задали мне, я обвинил во всех тяжких страну, завод, на котором тогда работал. Это была правда, но правда, которой я избегал. Это был вопрос о том, что я хотел от жизни. Это и есть «очки».   Всегда можно найти оправдание, но нравится ли вам постоянно оправдываться? Никакое оправдание не заменит результат. Не лучше ли все изменить и добиться своих целей, реализовать свои мечты. Иногда решение находится не там, где нам кажется. Внешние обстоятельства бывают обманчивыми, за монотонными буднями мы порой не замечаем главного.   Задумайтесь: если вы станете богатым, то сможете покупать картины, которые рисовали лучшие художники.   Вы сможете слушать любую музыку, покупать машины, о которых мечтали. И, заходя в магазин, не думать о ценах. Это и есть финансовая свобода. Все мы достойны большего и можем этого добиться.   Четвертый уровень – это очки. Уровень сложный, своеобразный. Для начала станьте наблюдателем, учеником. Иногда легче быть учителем, нежели учеником. Есть такая история. Ученик пришел к мастеру и сказал: «Я хочу узнать тайны жизни, и этому я смогу научиться у вас». Учитель попросил его рассказать о себе. Тот рассказал, где учился, каких успехов добился, какой опыт приобрел, привел несколько примеров. А потом, когда учитель начал давать ему уроки, сказал: «Учитель, вообще-то если бы было так, было бы лучше». На следующем уроке он добавил: «Почему бы не попробовать так?» На третьем уроке заметил: «Мы можем сделать это по-другому?» И тогда учитель сказал: «Вот видишь, в том-то и дело, что учителем стать легко, а учеником трудно». Очки – это ученик, способный в любой ситуации увидеть что-то хорошее, учиться и развиваться во всех сферах жизни.     Ваш взгляд на вещи, или Правильные очки   Для человека, который в состоянии хотеть, нет ничего невозможного.Оноре де Мирабо[10]    Бодо Шефер однажды поведал историю, произошедшую с одним известным американским оратором.   Стивен Кови[11] ездил с выступлениями по стране, они всегда собирали большую аудиторию. Однажды он ехал в поезде. На одной из станций в вагон зашел мужчина с тремя детьми. Мужчина сел, уставился в окно, делая вид, что наслаждается пробегающим за окном пейзажем.   Но дети повели себя не очень красиво. Они начали бегать по вагону, кричать, беспокоить других пассажиров.   В конце концов один из детей подошел к Кови и ударил его по ногам. Оратор встал, подошел к отцу и вежливо попросил: «Сэр, вы видите, что ваши дети никому не дают покоя в вагоне. Не могли бы вы сказать, чтобы они вели себя прилично?» И сел на место, удовлетворенный тем, что сделал замечание тактично и с достоинством.   

thelib.ru

Влияние негативных эмоций

Позитивное эмоциональное состояние — признак гармонии с Душой. Негативное состояние — индикатор утраты этой гармонии.

И мы теряем ее постоянно. Мы по сто раз на дню забываем о том, насколько мы потрясающие. Некоторым людям и вовсе лишь пару раз в жизни удается почувствовать, что они уникальны.

Это ужасно, но большинство людей значительную часть своей жизни находятся в состоянии войны со своей Душой, пребывают в постоянном страхе и тревоге.

Мне так хочется им сказать: «Вы просто забыли, кто вы, — но это временно!»

Сбиваться с верного пути — не только естественно, но и неизбежно для каждого из нас. При этом не имеет значения, мудрее ли вы, чем большинство окружающих, жертвуете ли собой на благо других, постриглись ли вы в монахи, читаете ли без устали книги по самосовершенствованию, ходите ли годами на терапию, практикуете ли йогу и регулярно ли очищаете свои чакры.

Все равно вы рано или поздно покинете владения своей Души и потеряетесь в лабиринте темных эмоций — сомнения, ревности, мелочности, мстительности и прочих неприятных состояний.

Но отклонение от верного пути играет важную роль в процессе личностного роста.

Отвернуться от своей сути и затем вернуться к ней — вот что дает нам возможность лучше понимать мир и верить в смысл жизни. Каждый раз, когда мы делаем неверный шаг, мы узнаем больше как о самих себе, так и о мироздании.

А как узнать, что вы пошли не той дорогой? Что ж, вообще-то при этом вы будете очень плохо себя чувствовать. Вы попадете ровно в то состояние, в котором точно не хотели бы находиться.

А как насчет того, чтобы воспринимать негативные эмоции как важные «звоночки»?

Мне нравится видеть в этих непрекращающихся мелочных негативных эмоциях регулярные напоминания обо всех изумительных вещах, к которым у меня всегда есть доступ (даже когда я чувствую себя ничтожеством).

Я очень вспыльчивая и совершенно не горжусь этим, а еще я вечно все критикую. Это весьма уникальное сочетание качеств означает, что определенная степень бешенства — это неотъемлемая часть моей повседневной жизни.

  • Лапорт бесит плохое обслуживание: вы что, издеваетесь надо мной?
  • Лапорт посмотрела очередной сладенький голливудский фильм: вы что, издеваетесь?
  • Мой бойфренд опять бросил свои сапоги прямо перед дверью: ты что, издеваешься?

И так далее — так сказать, мой кратчайший путь к просветлению.

Являются ли мои мини-вулканчики показателем того, что я действую исходя из своей истинной природы?

  • Нет. Эта неудовлетворенность, которая в худшем случае может превратиться в презрение, говорит мне, что я забыла простую истину: люди делают все, что могут, каждый из нас достоин любви и все будет хорошо. Золотой свет мироздания не тускнеет от пустяков.

Приносит ли пользу мое разочарование или любая другая негативная эмоция? Содержательны ли они?

  • О да. Каждая эмоция имеет большую ценность. Хитрость в том, что сначала нужно прочувствовать ее, а затем полностью принять. Бессмысленно корить себя за то, что чувствуешь себя ничтожеством, или за то, что на минутку (или на месяц) забыл о своей божественной природе, — так вы еще больше загоняете себя в негативное состояние.

Осуждая себя за свои чувства, вы лишь обостряете их. В этом случае будет лучше, стерев плевки осуждения, обратиться к психологу онлайн, и тогда вы можете ясно увидеть, сколько отличных возможностей ждут вас повсюду.

Моя ярость напоминает мне о том, чего я действительно хочу, — о радости. Она подталкивает меня к тому, чтобы посмеяться над собой. Иногда ярость побуждает меня к действию и напоминает, что самая лучшая реакция — просто отпустить ее.

Мой гнев напоминает мне о спокойствии. Моя печаль — о счастье. Мой страх — о вере.

Даниэлла Лапорт. Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа.

< Предыдущая Следующая >
 

psixologiya.org

Энергия: 4 вида взаимодействия с миром

Когда у людей спрашиваешь: «Что для тебя источник жизненной силы?», то ответы всегда разные. Для одних — дом, который обеспечивает комфорт и безопасность. Для других — сильное и здоровое тело. Для третьих важна энергия от самореализации. Четвертые создают для себя систему позитивных установок, которые являются их энергетическим источником.

А кому-то просто достаточно оставаться самим собой, чтобы быть энергичным. У каждого свой способ. Но все их объединяет единое начало. Энергия.

В основе всего лежит Энергия. И в человеке эта вселенская Энергия представлена четырьмя базовыми течениями — физическим, эмоциональным, ментальным, духовным.

Для того чтобы Источник поддерживал в вас гармоничную и эффективную жизнь, необходимо эти энергии должным образом выравнивать, очищать и подпитывать.

Что же собой представляют эти энергии?

4 базовых энергии

Физическая энергия — все, что связано с нашим телом и нашим здоровьем.

Без этой энергии тело не сможет элементарно выжить. Физическая энергия — это основа, фундамент. Храм для Души и Сознания - верхних этажей человеческого существа. Моторика и связанное с ней мышечное чувство играют фундаментальную роль в развитии психики, интеллекта, личности человека.

Эмоциональная энергия — все, что связано с чувствами и характером.

Эмоциональная сфера и ее энергии — это пространство субъективных состояний, которое характеризуется комплексом психофизиологических реакций. Эту энергию можно черпать как из положительных, так и отрицательных эмоций. Но гораздо более эффективными являются эмоции и чувства со знаком плюс: радость, вызов, эмпатия, уверенность в себе, терпение и т.д.

Интеллектуальная энергия — все, что связано с силой нашего разума.

Это совокупность механизмов восприятия, фильтрации, хранения и выдачи информации. Наше умение фокусироваться, умственные способности, знания, память, самоорганизованность, самодисциплина и т.д. Интеллект позволяет формировать субъективную картину мира. Интеллектуальная энергия способна управлять эмоциональной сферой.

Духовная энергия — самый тонко организованный из видов энергии. Отвечает за субсенсорное восприятие мира — получение трансцендентной информации. Духовная энергия способна останавливать процессы мышления. Мы черпаем ее, когда подключаемся к своим глубинным ценностям. Это то, что вдохновляет нас и воодушевляет, поддерживает на выбранном пути. Простыми проявлениями духовной энергии являются честность, энтузиазм, сила характера, целостность личности и др.

Где можно получить энергию каждого типа?

Все эти виды энергии необходимы и используются нами постоянно. В зависимости от ситуации, разные виды энергии расходуются в различной степени, но почти всегда задействованы они все.

За примерами далеко ходить не нужно. Каждый ваш день и есть такой пример. Вы просыпаетесь по утрам, приводите себя в порядок и выходите в мир. Но для того, чтобы совершать действия, вы расходуете физическую энергию.

Важнейшими источниками для нее являются:

  • чистая вода;
  • живая еда;
  • режим дня;
  • сон.

Предположим, вы готовитесь выполнить физическую работу, но в какой-то момент понимаете, что не готовы, нет настроя и все тут. Это значит, вы соприкоснулись с пластом эмоциональной энергии. Эта энергия играет ключевую роль в организации поведения, мобилизует организм на удовлетворение потребностей, притягивает к нам людей и ситуации или отталкивает их.

Подпитка эмоциональной сферы происходит через:

  • любимое занятие — вязание, рисование или плетение;
  • приготовление обеда или уборку в доме;
  • физическую активность — танцы, пробежку, спорт;
  • общение с друзьями;
  • выезд на природу, отдых от городской суеты и др.

Для того чтобы решать интеллектуальные задачи, вам необходимо умение сосредотачиваться на них, подключая свою ментальную энергию.

Подключаться к ментальным энергиям вы можете через:

  • решение нестандартных задач;
  • прокачивание мышления и памяти за счет упражнений;
  • чтение развивающей литературы;
  • путешествия, изучение нового языка;
  • овладение новым видом деятельности;
  • и, конечно же, творчество.

Чтобы понять, чем духовная энергия отличается от ментальной и эмоциональной, представьте, что вечером вы устали, возвращаетесь домой, ложитесь в кровать и думаете, что вся эта деятельность — просто суета ради денег. Но уже в следующий миг вы осознаете, что сегодня хотя бы один человек сказал вам «спасибо» за то, что вы оказали положительное влияние на его жизнь, немного облегчив ее. Вы начинаете чувствовать ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение, улыбаетесь и понимаете, что все будет хорошо. Это и есть Духовная энергия в самом ее простом и наглядном проявлении.

Чтобы понять, открыт ли у вас поток Духовной энергии, спросите себя:
  • идете ли вы по пути своего предназначения?
  • изучаете ли вы духовную литературу и общаетесь ли вы с духовно продвинутыми людьми?
  • помогаете ли вы людям бескорыстно?
  • стремитесь ли вы к тому, что называете Богом?
  • любите ли вы кого-то по-настоящему?

Наверняка вам известно, что в жизни часто случаются ситуации, которые требуют гораздо больше энергии, чем у нас есть в данный конкретный момент времени. Экстремальные и форс-мажорные обстоятельства, вызовы судьбы, стрессы, ссоры... Поэтому помимо восстановления энергии, необходимо и увеличивать общие ее запасы.

Как это сделать?

Практикой, практикой и только практикой. Нашу способность проводить и накапливать энергию «впрок» можно тренировать так же, как и наши мускулы. Источник

www.esotericblog.ru

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации

Единство аффекта и интеллекта

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта изначально возникла в трудах Л.С. Выготского, который открыл существование динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов [1].

Наряду с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние аффекта на мышление, которое, в частности, проявляется в том, что, во-первых "во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее" [1, с.22]; во-вторых, сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания [1, с. 357]. Согласно Выготскому, отношение мысли к слову есть "движение через целый ряд внутренних планов" [1, с. 358].

Идеи Л.С. Выготского о взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов развивали С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. Согласно С.Л. Рубинштейну, мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального, а эмоция — единство эмоционального и интеллектуального [6]. А.Н. Леонтьев показал, что мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию [2].

Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в отечественной психологии пока не получили должной разработки. Перефразируя шутливое замечание Д.А. Леонтьева, можно отметить, что до сих пор «… интеллект аффекту не товарищ» [3].

В настоящее время искомую идею единства аффективных и интеллектуальных процессов отражает термин "эмоциональный интеллект"(ЭИ) , который определяется как совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой [4, 9]. Поскольку обе указанные выше способности могут быть направлены на собственные эмоции и на эмоции других людей, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте, которые хотя и предполагают актуализацию различных когнитивных процессов, но должны быть взаимосвязаны [4].

В настоящее время актуальны исследования прогностического значения эмоционального интеллекта. Авторы модели способностей рассматривают ЭИ как предпосылку просоциального поведения [9], сторонники «смешанных» моделей – как ключевой фактор успеха в общении и деятельности [8]. С успешностью деятельности, по крайней мере с субъективным переживанием её эффективности, связана и самоактуализация – вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и мета потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности [5].

Мы предположили, что в юношеском возрасте уровень развития эмоционального интеллекта взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации. Цель исследования – изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта с индивидуальными проявлениями самоактуализации у лиц юношеского возраста. В качестве испытуемых выступали студенты Полоцкого государственного университета в возрасте 19-22 года (всего 72 человека, из них 36 юношей, 36 девушек). В процессе исследования были использованы следующие методики: опросник ЭмИн Д.В. Люсина и самоактуализационный тест Э.Шострома [7]. Для обработки результатов исследования применялись критерий различий Манна – Уитни, корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), факторный анализ (метод главных компонент, вращение по модели варимакс). Количественный анализ результатов осуществлялся с использованием пакета статистических программ Statistica 5.5 A.

На первом этапе исследования было проведено сравнение юношей и девушек по параметрам эмоционального интеллекта и самоактуализации с помощью критерия различий Манна – Уитни. На достоверном уровне не было обнаружено гендерных различий по указанным параметрам (p≥0,05). Выявлены лишь различия в самооценке важности управления собственными эмоциями и понимания чужих эмоций: указанные показатели преобладают у девушек, т.е. для них более, чем для юношей, субъективно важно уметь управлять собственными эмоциями и понимать эмоции других людей (p≤0,05).

По причине отсутствия гендерных различий в показателях эмоционального интеллекта и самоактуализации дальнейшее исследование проводилось на выборке в целом. Анализ корреляционных связей и результатов факторного анализа позволяет охарактеризовать лиц юношеского возраста с высоким уровнем ЭИ с позиции индивидуальных проявлений самоактуализации.

Обнаружено, что студенты с высоким уровнем ЭИ в целом, способные эффективно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, склонны принимать ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

Индивиды с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта: склонны ценить свои положительные свойства и уважать себя за них; принимают себя вне зависимости от своих достоинств или недостатков; независимы и склонны руководствоваться в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами и установками; обнаруживают тенденцию к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми; имеют выраженное стремление к приобретению знаний об окружающем мире; способны к целостному восприятию мира и людей, склонны воспринимать природу человека в целом как положительную; обладают способностью жить настоящим – переживать настоящий момент жизни во всей его полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть жизнь во всей её полноте.

Лица с высоким уровнем понимания эмоций сензитивны к собственным потребностям и чувствам, способны спонтанно и непосредственно их выражать.

В целом, можно отметить, что умение действовать с «внутренней средой» эмоций и чувств (высокоразвитый внутриличностный ЭИ) способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые, в свою очередь, дают возможность установить глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми.

Способность «обрабатывать» межличностную эмоциональную информацию в плане самоактуализации даёт меньше преимуществ. Лица с высоким уровнем межличностного ЭИ также обнаруживают способности к осознанию своих эмоций и спонтанности поведения, однако данная взаимосвязь у них выражена значительно слабее, чем у лиц с высоким уровнем внутриличностного ЭИ. Способность к управлению чужими эмоциями слабо связана с позитивным самовосприятием, так же как и понимание чужих эмоций – с осознанием своих собственных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М., 1982. – Т.2. – С.21-22, 357-358.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

3. Леонтьев Д. А. Однопсишия [Электронный ресурс]. – 2006. Режим доступа: http://www.master-class.spb.ru/hum-leontiev.

4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29 - 36.

5. Ребер А.Большой толковый психологический словарь. Пер.с англ. – М.: Вече.АСТ, 2000. – Т.2.– С.216.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – 423 с.

7. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. –М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – С.358-379.

8. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y. Bantam Books, 1995.– 352 p.

9. Mayer J.D. Emotional intelligence information. [Electronic resourse]. – 2006. Mode of access: http://www.unh.edu/emotional_intelligence/

---

И.Н.Андреева (Полоцк, Беларусь)

Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации // «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения». Международная науч. конференция (2006, Гомель). III Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения», 18-19 октября 2006 года: [посвящ. 110-летию со дня рождения Л.С. Выготского: материалы] / науч. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко.– Гомель: ГГУ им .Ф.Скорины, 2006. – С. 128-131.

< Предыдущая Следующая >
 

psixologiya.org


Смотрите также