Духовная общность родителей, учителей с детьми. Воспитание в духе любви и уважения к человеку это функция


Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам

Примерный план реферата «Воспитание дошкольника в духе мира и уважения к другим народам».

Введение.

1. Сущность и содержание определений понятий «мир», «обучение миру», «интернационализм».

2. Новые подходы в определении задач и содержания педагогической работы по воспитанию детей в духе мира и интернационализма.

3. Задачи воспитания детей в духе мира и уважения к другим народам.

4. Содержание работы по воспитанию детей в духе мира (обозначить основные направления, содержание).

5. Основные средства воспитания детей в духе мира и толерантного отношения к другим народам:

6. Художественная литература и искусство разных национальностей и рас.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Азбука мира – программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 8.

Воспитание в духе патриотизма, других народов, веротерпимости. Круглый стол // Педагогика.– 2000.– № 5.

Серикова М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Серикова // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 11.

Спецкурс. Воспитание у детей этики межнационального общения / под ред. Э. К. Сусловой / Э. К. Суслова.– М., 1994.

Универсальное и национальное в дошкольном детстве: матер. междунар. сем. / под ред. Л. А. Парамоновой.– М., 1994.– С. 3-9, 13-22.

Дополнительная

Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников : уч. пос. ддя студ. пединстит. / М. И. Богомолова.– М.: Просвещение, 1988.

Ильченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности / Л. Ильченко // Дошкольное воспитание.– 2004.– № 8.

Михайленко А. Введение дошкольника в мировую культуру / А. Михайленко // Дошкольное воспитание.– 2005.– № 5.

Суслова Э. Когда живется дружно, что лучше может быть? / Э. Суслова // Дошкольное воспитание.– 1991.– № 11, 12.

Суслова Э.К. Ботнарь В. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов / Э. К. Суслова, В. Ботнарь // Дошкольное воспитание.– 1994.– № 3.

Суслова Э. Общение с детьми разных национальностей – важное средство интернационального воспитания / Э. Суслова // Дошкольное воспитание.– 1990.– № 6.

Суслова Э. Художественная литература как средство воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей / Э. Суслова // Дошкольное воспитание.– 1991.– № 9.

Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника / Н. Туранина // Дошкольное воспитание.– 2006.– № 8.

И другая литература по выбору студентов.

Тема 7: Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.

Примерный план реферата «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников»

Введение.

1. Сущность, содержание и взаимосвязь понятий «дисциплинированность», «дисциплина», «культура поведения».

2. Особенности проявления дисциплинированности у дошкольников.

3. Особенности усвоения правил детьми.

4. Задачи воспитания культуры поведения и дисциплинированности у дошкольников.

5. Содержание педагогической работы по воспитанию дисциплинированности и культуры поведения (дать анализ одной из программ детского сада).

6. Возможности средств воспитания дисциплинированности и культуры поведения в семье и детском саду.

7. Особенности применения методов воспитания дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.

8. Формы организации педагогической работы по воспитанию дисциплинированности и культуры поведения.

Выводы.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Козлова С.А. Педагогика : уч. пос. для студ. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998, 2002.– С. 127-133.

Дудникова С.А. Формирование самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста / С. А. Дудникова // Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников : пос. для вос. дошк. образ. учр. / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. .– М.: Просвещение, 2004.– С. 74-88.

Дополнительная

Ерофеева Т. Представления детей старшего дошкольного возраста о правилах поведения и их влияние на взаимоотношения со сверстниками / Т. Ерофеева // Отношения между сверстниками в группе детского сада.– М.: Просвещениие, 1978.

Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина // Книга для воспитателя детского сада / С. В. Петерина.– М.: Просвещение, 1986.

Дополнительно рекомендуемая

Валеев А. Идея саморегуляции: ее реализация в контексте свободного воспитания / А. Валеев // Дошкольное воспитание.– 2007.– № 12.

Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду.– 2003.– № 2.

Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание.– 2000.– № 3.

Зурабова К. Воспитать уважение к культуре / К. Зурабова / Дошкольное воспитание.– 2005.– № 4.

Курочкина И. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И. Курочкина // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 11.

Курочкина И. О культуре поведения и этикете / И. Курочкина // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 10.

Левин-Щирина Ф. Некоторые методы и приемы воспитания поведения дошкольника / Ф. Левин-Щирина // Дошкольное воспитание.– 2008.– № 4.

Логинова В.И. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. пединст. в 2 ч. / В. И. Логинова / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М.: Просвещение, 1988 – Ч. 1.– С. 199-203, 215-219.

Ломакина Т. Культура поведения, культура речи, речевой этикет / Т. Ломакина // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 8.

Сисякина И. и др. Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников / И. Сисякина // Ребенок в детском саду.– 2001.– № 1-6.

Шевченко В. Игра – детская школа нравственности / В. Шевченко // Ребенок в детском саду.– 2001.– № 1-6.

Юдина Н. Уроки вежливости / Н. Юдина // Дошкольное воспитание.– 1988.– № 4.

Примечание: студенты самостоятельно выбирают темы рефератов и готовят по ним выступления (10-15 минут). Возможно выделить в группе студентов, которые готовят одну тему: докладчик и содокладчики (они могут подготовить сообщение по отдельным вопросам темы). После знакомства с сообщениями организуется их обсуждение.

studfiles.net

Педагогика.Духовные истоки нар.педагогики

услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть

вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям

поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.

Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение

(объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы

ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий,

действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность

руководствоваться им.

Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в

практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в

оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей

– это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения,

народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители

обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами

«молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень

разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с

улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители

скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают,

как оценена их деятельность.

Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый

действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их

труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к

окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером

для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная

мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать

положительный пример : «Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным

человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей»

Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было

родительское благославление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до

свадьбы детей своих », - скажет народ человеку, создающему молодую семью.

Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как

принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще

применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий.

Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и

устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из

воспитательных мер предупреждения.

Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как «бесценное

богатство » человека. Народ имеет определённое представление о целях,

задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных

и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в

раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.

Общие ценности, сложившиеся народом.

Эстетическое воспитание ребенка начинается с ранних лет. Первое, с

чем осмысленно знакомится ребенок, - это голос матери. Колыбельные песни

- это первые шаги при общении ребенка к музыкальной культуре и

художественному слову. В колыбельных был заложен глубинный смысл и

обереговая функция, ведь слову над колыбелью придавали значение

заклинания.

По мере взросления ребенок, вращается среди взрослых, постоянно

слыша ласковые слова. В русской семье – это были либо ласковые имена,

либо нежные прилагательные, либо ласкательные существительные.

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе

народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С

древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей

обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных

институтов.

Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан прежде всего с

животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами.

Бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями

земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные

представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены

отношением человека к матери – сырой земле. Нелёгкий труд земледельца и

животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у

детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет

труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует

его вдохновенный характер : «Труд – всему отец».

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало

рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов

существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому

мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт

вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и

навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками

требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь

пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что - бы

выучиться ».

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка

гласит : « В дождливый день много желающих кур поить». Особенно

отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые

любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося о

результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В

таких случаях говорят : «Подрубив топором корни дерева, вершину водой

поливает».

Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в

современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее

трудовое воспитание , за добросовестный, систематический и разумный

общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в

волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом

осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно

идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в

человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для

достижения намеченной цели.

не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для

труда в общественном коллективе.

Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был

принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом,

любовью, без боязни «трудового пота».

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания

А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью

ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование

чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что

правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое.

Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям

иметь в виду ряд обстоятельств.

Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, В

– третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные

нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку,

нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от

труда.

В – четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только

«физического развития в труде», но и психологического и духовного

развития человека.

В – пятых, важно учитывать , что трудовая подготовка в семье имеет

большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей

профессии и квалификации.

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования

проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они,

безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким

пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого

поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности

человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся

является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей

народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической

проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во

всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего

трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность

видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу

социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому

должны быть подготовлены не только учителя, но и родители

В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся

трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки.

При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим

педагогическим требованиям : систематический и коллективный характер

труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и

постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать

с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход

от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять

нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей

трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда,

стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и

дисциплинированное отношение к труду.

Происходящая сегодня перестройка содержания образования преследует

цель создать условия для достижения личностью высокого уровня

интеллектуального, нравственного, эстетического и физического. Именно это

сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние

гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В

содержании образования важно отразить традиции и социально - культурные

ценности народа. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия

различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко

проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры,

истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных

традиций. Умственное воспитание новых поколений всегда было предметом

первой заботы народа. Народ, хотя и был в прошлом лишен знаний, но в

глубине сознания народных масс всегда таилось огромное стремление к

образованию и науке. «Знание – светоч ума» - народный афоризм.

В представлении народа только умный человек может овладеть глубокими

знаниями.

«Дороже ума богатства нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум – одежда,

которая никогда не сносится, знания – родник, который никогда не

исчерпаешь» - такова народная оценка значения знаний. Но особенно по

современному звучит пословица : « Не удивляй одеждой, а удивляй

знаниями». Это как бы народный отклик на стремление части молодёжи

выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными

на деньги родителей. Народ выработал свои собственные дидактические

принципы обучения и приобретения знаний, которые близки принципам научной

педагогики . Связь знаний с жизнью – важнейшее дидактическое требование

народа. Народ интуитивно пошёл к осознанию того, что необходима

систематичность в получении знаний и непрерывность образования. Это ещё

одно дидактическое требование, выработанное столетиями. Эта мысль очень

образно характеризует такая пословица : «Учиться – всё равно что плыть

против течения : остановился на минуту – и тебя отнесло назад».

Основным источником знаний всегда были книги и чтение. «Нет больше

наслаждения, чем читать книги, нет дела важнее, чем учить сына» -

говорится в народных афоризмах. О значении книги как друга, советчика

человека, как источника знаний говорится и в таких афоризмах : «прочтёшь

незнакомую книгу, словно обретёшь хорошего друга, перечитаешь книгу,

словно встретишь старого знакомого », «Книга - ключ к знанию ».

Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы

и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной

среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий

на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня

вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание,

физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами

разностороннего, гармоничного развития личности.

Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии,

воспитание выносливости, ловкости, сноровки – всё это всегда было

предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и

подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах

борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определённое представление о

функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах

физического развития. Было понимание того, что чистый воздух – важнейший

элемент здоровья : «Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство».

Народ понимал, что залог здоровья - физическое воспитание . Порою

молодёжь беззаботно относится к своему здоровью.

Многие народные афоризмы рассматривают здоровье, как величайшее

богатство, как неповторимое благо для человека. Казахи поддерживают эту

мысль в социальном аспекте : «Богатство бедняка – это его здоровье».

Народ не только знал факторы физического воспитания, но и

эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное

изречение : «Держи голову в холоде, а ноги в тепле ». Простудившемуся

человеку в народе говорят : « Пропотеешь – и жар пройдёт». Народ понимает

силу внушения и разумно предупреждал : «От мнительности можно и

заболеть». Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению.

«Кто курит, у того горят нутро и деньги», - остроумно замечает народ.

Центральное место в системе физического воспитания занимали

детские игры. В народном представлении игры не только развлечение, но и

средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры

реализуется самодеятельность детей : детские тайные языки, считалки,

жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д.

Особое значение народ придавал национальным играм – как важному

фактору физического развития и воспитания. По поводу характера

национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил : «все люди похожи друг на

друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим

сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем

узнавать друг друга ».

Таким образом идеалом физического воспитания, в представлении

народа, было воспитание молодой смены – здоровой, жизнерадостной,

сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину,

разумное питание, использование природных факторов, игры, спортивные

соревнования и праздники, обеспечивал нормальное физическое развитие

детей.

Заключение.

Исследования народной педагогики позволяют утверждать что концепция

народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики,

определены её источники, принципы, методы, характерные особенности.

Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения

народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками

накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению

молодого поколения, воплощённых в разнообразных памятниках устного

народного творчества.

Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только

изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика

до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических

исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит,

прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта

данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа,

представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает

самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения,

творческого использования.

На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом

воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной

педагогики. Многие поговорки и пословицы, народные

сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода

моральным кодексом семьи.

Народное воспитание – это общественное воспитание.

Литература.

1. на исторической сцене как полудикое и варварское существование. Аникин

В.П. Фольклор как коллективное творчество народа, Москва,1969 г.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер»,

2000г.

3. Бердяев Н.А. Судьба России. –М.: 1990г.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: «Академия», 1999г.

5. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск ,1926 г.

6. Гершунский В.С. Менталитет и образование.-М.: 1997г.

7. Гумелев Л.Н История людей и история природы. –М.:1993г Дейкер Х.,

8. Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. «Педагогика» 1991г.

9. Кон И.С. К проблеме национального характера. –М.: 1971г.

10. Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии

// Русская литература, 1956 г. №3

11. Лыков С.В., Волобуева Л.М. История дошкольной педагогики в России. –М

.: «Академия», 1999г.

12. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва, 1955 г. с 124

13. Образцов С.В. «Золотое дерево» // Эстетическое воспитание в семье.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Владос, 1999г.

14. Толстой А.Н. Полное собрание сочинений. Т.41 М. 1928, с. 179

15. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. –М.: 1996г.

16. Сенигов И.Народные воззрения на учение и воспитание.

17. Москва, 1966 г. с.18.

18. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-

на-Дону.: -М., 1997г

19. . Фейда Н. Национальный характер и национальные стериотипы. –М.: 1979г.

studfiles.net

Духовная общность родителей, учителей с детьми

Дорогие друзья!

Очень хочу поделиться с Вами одной своей статьей, которую написала в магистратуре Педагогического Университета ( под руководством Ш.А.Амонашвили) для недавней конференции.

На мой взгляд, эта статья будет многим полезна, т.к. она основана на трудах классиков Гуманной Педагогики, особенно на работах В.А. Сухомлинского (очень рекомендую почитать его произведения). В статье речь идет об отношения между учителем и учениками, но те же принципы работают и в отношениях родителей со своими детьми. Надеюсь, Вам будет интересно и полезно :)

***

«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» В.А. Сухомлинский.

«Сердце отдаю детям» – так назвал В.А. Сухомлинский книгу, которая стала итогом тридцати трех лет безвыездной работы в сельской школе. И название этой книги вовсе не красивый литературный оборот, а действительная правда. В предисловии В.А. Сухомлинский рассказал, какое огромное влияние на него оказали жизнь и подвиг Януша Корчака. «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной чистоты – пишет Сухомлинский, – явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им сердце».

Воспитание, согласно В.А. Сухомлинскому, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. Взаимное человеческое общение и духовное обогащение должны быть источниками полноты и многогранности. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе.

Направленность личности человека, его устремлений зависит во многом от окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и средств воспитания и образования. В.А. Сухомлинский хорошо это понимал. И он не ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностей познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию духовными ценностями». Исходя из именно таких установок в школе В.А. Сухомлинского, стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Через подобные моменты, совместную деятельность, формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

В.А. Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать внутренние силы.

В.А. Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Вера школьника в учителя, взаимная искренность между ними, человечность и сердечная доброта, сочетающаяся с мудрой строгостью - вот то, что хотят видеть дети в своем наставнике.

Учитель в первую очередь, по мнению В.А. Сухомлинского, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал В.А. Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» . И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка.

В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет». Если учитель не следует сам тому, о чем учить детей, истинное воспитание не состоится.

Путь к сердцу ребенка останется навсегда закрытым, если учитель не будет иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений, переживать вместе радости и горести, чувствовать близость ребенка. Учитель, который не знает детской души, которого интересует лишь то, как вложить побольше знаний в головы детей, не может быть полноценным воспитателем. Порой даже у знающих свой предмет учителей воспитание превращается в ожесточенную войну только потому, что никакая духовная общность не связывает педагога и учеников.

Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся пустыми звуками. В том и заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вдохновлял, вызывал те мысли, переживания, которые бы побуждали к активной деятельности.

Учителя и учеников должна объединять духовная общность. «Учительская профессия, – писал В.А. Сухомлинский, – это человековедение, постоянное, непрекращающееся проникновение в сложный духовный мир. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, видеть человека в процессе его становления – это один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших – отца, матери, учителя, – которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант самого В.А. Сухомлинского, источник которого – любовь к детям, твердая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке – всю эту мудрость Сухомлинский передал нам в своем творчестве.

Настоящая духовная общность рождается там, где учитель живет богатой духовной жизнью с ребенком, надолго становясь ему другом, единомышленником и товарищем в общем деле. Изучение внутреннего духовного мира детей, особенно их мышления, является одной из важнейших задач учителя, который должен быть для ребенка таким же дорогим и родным человеком, как мать. Такая духовная общность необходима не только для радости творчества, но и для того, чтобы учить детей науке и труду.

Одно из самых ценных качеств учителя - глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский, оставивший богатое литературно-педагогическое наследие, характеризуя важнейшие требования к учителю, писал: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках. По мнению В.А. Сухомлинского, основные требования к педагогу заключены именно в том, чтобы стать другом своим ученикам.

Добавить комментарий

www.blagoda.com

Психология учителя

1. Место педагога в современном обществе

В широком значении слова педагог - это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни. Нередко педагоги являются зачинателями новых общественных идей. Учителями целых поколений молодежи были русские революционные демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

Педагогом часто называют человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе. В педагогическом, а следовательно, более узком и непосредственном значении педагог-учитель - это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися. Его задачи и функции, роль и место в общественной жизни менялись на различных этапах развития общества, но всегда народный учитель подвергался эксплуатации и преследованиям за участие в борьбе народа. Крайне тяжелым и унизительным было положение учителя в царской России.

Только после революции 1917 года педагог-учитель занял почетное, хотя и не «хлебное» место в обществе. Сейчас в России около 2 млн. учителей. Педагоги воспитывают нового человека - всесторонне и гармонически развитого, образованного, подготовленного к жизни. Учитель преподает, организует учение детей, воспитывает их, помогает детским общественным организациям и, конечно, поддерживает постоянную связь с родителями. Много сил, знаний, душевной теплоты отдают педагоги детям. Но их великий труд не заменяет труда родителей. Есть еще отсталые люди, которые рассуждают так: «Мы заняты на работе, по дому, нам недосуг заниматься воспитанием детей, есть школа - пусть она воспитывает». Такие представления приносят большой вред детям.

Школа и семья проводят единую линию в воспитании, осуществляют ее совместно. Настоящий педагог всегда поможет отцу и матери понять сильные и слабые стороны ребенка, даст необходимый совет. Чутко и внимательно прислушиваться к совету педагога-учителя-святая обязанность родителей. В этом ключ к правильному воспитанию детей и усовершенствованию самих родителей как воспитателей. Дух любви и искреннего уважения к школьному педагогу должен царить в каждой семье. Свои чувства признательности к тому, кто открывает мир растущему человеку, и родители и дети проносят через всю жизнь. «Учитель! Слово-то какое!.. - лирично писал А. Фадеев в «Молодой гвардии».- В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель - это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце. Мы б должны, завидев его на улице, за пятьдесят метров шапку снимать из уважения к нему...».

Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него.

Педагог, вооруженный осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется всем обществом, всей системой общественных отношений и форм общественного сознания. Оно вбирает в себя и отражает всю совокупность общественных противоречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям.

Иногда педагог может отставать от требований жизни, от объективного воспитательного процесса, вступать в противоречие с прогрессивными социальными тенденциями. Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных условий и их требования. Тем самым она вооружает педагога достоверными знаниями, помогает ему стать глубоко сознательным, эффективным, способным к разрешению возникающих противоречий.

Педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса - одна из важнейших функций общества.

Для того, чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации и срочного педагогического реагирования. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте вырабатывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента.

Важным компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носителя. Вне такой культуры все другие компоненты в педагогической практике оказываются парализованными, малоэффективными. Эта общая функция включает в себя ряд более конкретных. К ним относятся: а) передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; б) развитие их интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер; в) обеспечение сознательного усвоения воспитуемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. Все эти функции неразрывно взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений и навыков, организация его многообразной и разнообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований.

Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой ее развития, возникновения передового начала.

studfiles.net


Смотрите также