«О небесах, о мире духов и об аде» — Эммануил Сведенборг. Эмануэль сведенборг о небесах о мире духов и об аде


Мои рассуждения о книге Эмануэль Сведенборга "О небесах, о мире духов и об Аде"

О небесах, о мире духов и об Аде

(Эмануэль Сведенборг, «Амфора», Торгово-издательский дом «Амфора»,

2006, 415с., 197342, Санкт-Петербург, наб. Черной речки, дом 5, лит А.). 

Второй раз попадает мне в руки книга «О небесах, о мире духов и об Аде», Эмануэля Сведенборга, и каждый раз я никак не могу достигнуть состояния удовлетворенности, т.к. возникают какие-то нюансы. Например, мне не нравится стиль изложения, многие утверждения и выводы автора. Мне кажется, что изложение неоправданно затянуто, идут многочисленные повторы, которые мало что проясняют. Держу у себя книгу уже около месяца, надеюсь, что будет желание и время всерьез ею заняться, но, увы. Опять подходит время книгу возвращать, а я так и не смог с нею нормально поработать. Однако очень хочется для себя хоть что-то сказать об авторе и его книге, т.к. я сам интересуюсь этими же вопросами. Возникает сразу же вопрос: «Неужели я такой умный, что могу разобраться в трудах и даже критиковать «пророка» Сведенборга».

Общее впечатление об авторе: неординарен, есть задатки к обобщениям, способен к мистическому созерцанию, однако, многие выводы сделаны с позиций протестантской веры, с которыми никогда не согласятся другие христианские течения. Книга пробуждает мысль читателя и одновременно утомляет своим стилем изложения и непоследовательными выводами. Если говорить языком Сведенборга, что нет книг бесполезных, то его книга весьма туманная даже для его периода времени, стала в наше время, в силу накопления опыта цивилизацией и трудов других подобных авторов, еще более туманной. Лишь с немногими утверждениями автора может согласиться католик, православный и даже протестант. С точки зрения Православия эта книга зловредная, т.к. в корне расходится с мировоззрением Православия.

Эмануэль Сведенборг (1688-1772) родился в Стокгольме, скончался в Лондоне, т.е. практически всю свою жизнь прожил в Европе, что, конечно, не могло не сказаться на формировании его мировоззрения. Европа – это место широкого распространения католичества и протестантизма. Я специально заостряю на этом моменте внимание, т.к. протестантский дух мы можем увидеть во всех утверждениях Сведенборга. Из этого наблюдения вытекает, что с Эмануэлем работал дух из Тонкого мира, который входит в протестантский эгрегор (объединение, община), и, возможно, является духом не рядовым.

Отец Эмануэля известный лютеранский (протестантское течение) епископ. С детства Эмануэль любил общаться с духовными лицами, бывающими у отца. Эмануэль имел много талантов в разных областях: выучился на переплетчика, столяра, часовщика, наладил изготовление линз и научного инструмента, рисовал карты для глобусов, занимался естественными науками, алгеброй, анатомией, химией, физикой, астрономией. Имел успех и как практик-изобретатель: спроектировал летательный аппарат, подводный аппарат для военных нужд. Издавал научный журнал. Деятельность его весьма разносторонняя: он любил музыку, особенно оперу, заседал в Сенате, путешествовал, работал в промышленном департаменте. Он мог бы быть знаменитым ученым, если бы его не влек к себе неудержимо путь мистика (проводник, связник с потусторонним миром).

С его слов, в 1745 году в его жизни произошло главное событие: он вступил в общение с самим богом. Этому событию предшествовали молитвы, периоды воздержания, неуверенность, кропотливый научный и философский труд, вещие сны. Он описывает это событие так. В апреле, ночью, он шел по улице и заметил, что его стал преследовать незнакомец, который зашел вслед за ним в комнату и представился богом. Незнакомец возложил на него миссию возрождения веры через откровения, которые будут ему даны через ангелов, бесов, демонов и умерших людей. Для лучшего понимания мистических откровений, он побывает в Раю и Аде. Я пишу слово «бог» с маленькой буквы, в своем описании встречи Сведенборга с богом, т.к. сомневаюсь, что это действительно был Бог, т.к. явление Бога Иисуса Христа православным святым происходит другим образом. Бог приходит к ним в виде необъяснимого и несравнимого ни с чем на земле источника света, тепла, любви, радости, а не как какой-то прохожий в человеческом облике. Возможно, что эта встреча описана недостоверно самим Сведенборгом или издателями его книг. Но материал, который излагает Сведенборг, все же говорит о том, что общение его происходило с бесами, а не ангелами или Богом. Бесы могут принимать любой облик, в т.ч. принимать образ светоносного ангела, существа в любом облике (мужчина, женщина, животное и т.п.)  или прикидываться богом.

По разным сведениям Сведенборг занимался мистикой от 13 до 30 лет, записывая информацию, которую иногда он не понимал. Посмотрим, что наводит нас на такие выводы. Сведенборг предпочитает точность, но т.к. не всегда понимает, какую информацию он мысленно принимает и записывает из Тонкого мира (ментограмма – мыслезапись), то впадает в излишнее многословие. Он не ссылается в своих трудах ни на какие авторитеты, т.к. информация через него – как бы откровение библейского пророка, ведь они таким же путем получали откровения от ангелов.

Нельзя сказать, что он отвергает авторитет Библии и толкование  ее современниками, особенно на первых порах своих размышлений, но все же он хочет во всем разобраться сам, пользуясь по возможности первоисточниками. Для чтения Библии в подлиннике он изучает древнееврейский и греческий языки. Он избегает полемики, т.е. споров и разбирательств чьих-то трудов. Он избирает путь изложения своих записей и размышлений как бы от первого лица, как пророка Бога.

Во многих вопросах он очень категоричен. Например, Сведенборг не одобряет аскетизма, хотя католики и православные считают аскетизм ступенью восхождения к Богу. Иисус Христос является аскетам для общения с ними и одобряет аскетизм как подвиг и самопожертвование человека всем ради Бога. Протестантизм не призывает своих верующих к аскетизму, т.к. ни один из родоначальников протестантских течений не прошел этот путь сам. Вожди протестантских течений не очень склонны к различным лишениям, т.к. концентрируют свое внимание на толковании веры по Библии, считая все остальное второстепенным и неважным. В трудах Сведенборга мы видим воочию, как проявляется в нем плоды его родословия и протестантского воспитания.

Сведенборг считает, что у Господа есть 1000 способов, чтобы войти в сердце человека без аскетизма. Защищаясь от критики в свой адрес, он говорит, что бесполезных книг не бывает. Даже в самой скверной книге есть что-то полезное. Зачем все эти уловки? Протестантизм развивался в условиях преследования со стороны Католицизма и, чтобы выжить, научился мимикрии (приспособление к условиям жизни). Отстаивая свои позиции, Протестантизм проводит в жизнь следующую мысль: «Почему мы внимаем только откровениям библейских пророков, ведь в современном мире немало мистиков, которые родились с той же миссией?» Одним из таких пророков-знаменосцев протестантов видимо должен был стать Сведенборг. Уступчивость, терпимость и отсутствие строгости к верующим – это основные условия мимикрии Протестантизма. Именно эти «льготы к верующим» позволяют сформировать Протестантскую Церковь. Человечество имеет в своем составе людей с разнообразными характерами и среди них немало людей отвечающих критериям Протестантизма.

Книга опубликована впервые в 1758 году в Амстердаме (свободный город в религиозных вопросах). Книга Сведенборга – это сборник ментограмм, полученных им из Тонкого мира. Тонкий мир – это зеркально противоположный нашему Плотному миру мир духов: ангелов, бесов, демонов и душ умерших людей.

Самым главным трудом Сведенборга считается, со слов многих его сподвижников, учение о соответствиях. Сведенборг предполагал, что все слова в Библии – это символы и имеют скрытый духовный смысл. Он много времени посвятил созданию соответствий, т.е. символическому переводу Библии. От Библии он перешел к символическому прочтению Вселенной и человека, опубликовав свои труды.

В 1758 году Сведенборг объявил, что год предыдущий был годом Страшного Суда, и что это событие совпадает с кризисом общества и упадком веры в Бога. Из истории нам известно, что протестанты не раз объявляли в разные годы о Конце Света, а затем переносили это событие на другой период времени, когда оно не происходило в действительности. Люди-кликуши о Конце Света есть в любом христианском течении. Как правило, – это провокация бесов. На их удочку попадались даже известные святые.

Сведенборг в своей книге в точности выражает взгляд протестантов на догмат «О Святой Троице». Протестанты практически разрушают этот догмат, оставляя в Троице лишь Сына, низвергая куда-то Отца, а Святого Духа относят как исходящему от Сына. Здесь мы видим налицо искажение догмата «О Святой Троице» в понимании Православия. Догмат «О Святой Троице» дам нам через Библию и апостолов. Православие считает себя наследником апостольской веры и в Православии этот догмат оформлен в виде «Символа веры» – краткого вероучения православных. Если принять точку зрения православных за истину, то Сведенборг, разговаривая с «ангелами -?», на самом деле, говорит с бесами, от которых он и получает сведения, что люди, верующие в Святую Троицу, не принимаются на Небеса. Также за пределами Небес остаются верующие, которые верят только в Отца, отвергая Сына. Такое вольное обращение с догматами всегда приводило к расколам и распрям среди христиан.

Именно догмат «О Святой Троице» разделил христиан на католиков, православных и протестантов. Католики считают, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына. Православные считают, что Святой Дух исходит от Отца и наследуется Сыном. Ранее вы увидели взгляд протестантов, излагаемый Сведенборгом, на этот же догмат, где одно лицо Святой Троицы – Отец умаляется и исчезает полностью из рассуждений Сведенборга, а Святой Дух исходит от Сына. Говорить на эту тему – это все равно, что толочь воду в ступе. Каждый человек имеет право выбора критериев веры в Бога или даже неверия в Него. На протяжении веков этот вопрос так и не разрешен христианством. Ни одному христианскому течению не удается переубедить иноверцев.

Попробуем разобраться в том, что излагает Сведенборг, и выразим свое мнение по ряду вопросов. Наверное, из предыдущего критического материала уже ясно, что практически все вопросы, которые разбирает Сведенборг, будут подвергнуты критике т.к. исследование ведется с православных позиций.

  1. Сведенборг говорит, что ангелы в совокупности называются небесами.

             С этим можно согласиться, оговорив несколько моментов. Ведь если есть Рай и Ад, которые антиподы, то Ад нельзя отнести к небесам. Поэтому небеса делят как бы на два полюса: Рай – высшие слои небес (духовный мир), Ад – низшие слои небес (плотный мир), а между ними есть условный Нуль – не выражающий ни одну позицию – ни «за», ни «против». В тоже время при расширении Нуля до вершин полюсов плотного и тонкого миров – Нуль поглощает эти миры и становится универсальным миром, где есть позиции – «за и против», но они уравновешены между собой. Нуль есть ничто, но может быть всем: духовным, тонким и плотным мирами.

                   Представители Рая – это ангелы (сторонники Бога), представители Ада – демоны (сторонники сатаны – существа практически без света), представители Нуля – бесы (существа с разной светимостью, но недостаточной светимостью для мира ангелов и недостаточной темнотой для мира демонов, «бес» – в токовании существо «без света, темноты»). Бесов можно условно назвать анархистами – существами, имеющими на все свою точку зрения. Анархисты по характеру эгоисты, оберегающие личную свободу. Бесы могут быть сторонниками Бога и сатаны в силу своего развития в понимания любви и свободы. В силу молодости нашей Вселенной эти вопросы у цивилизации в стадии развития и поэтому существует неопределенность в сознании существ тонкого и плотного миров. Можно сказать, что в таком состоянии находится подавляющая масса существ, которые формируют законы и мораль цивилизации, определяют программы обучения молодого поколения.

  1. Сведенборг говорит, что люди, жившие в мире, переходят на небеса и сами становятся этими небесами.

Здесь надо дать подробное разъяснение. Умершие люди действительно переходят в Тонкий мир, образуя слои Тонкого мира, но при этом только 9 верхних утонченных слоев относятся к небесам (смотри труды св. Дионисия Ареопагита «Об иерархии», где ангелы делятся на 9 чинов). В силу зеркальности миров: духовного и плотного, в плотном мире также есть 9-ти уровневая иерархия демоническая, которая управляет людьми (относятся к земле). Раздел между высшими слоями (духовный мир) и низшими слоями (плотный мир) образует Нуль – тонкий мир. В Нуле, хаосе, неопределенности пролегает раздел между светом и тьмой.

Надо добавить, что 9-ти уровневая ангельская иерархия работает  тройками (три по три): ангелы 3-х высших категорий иерархии небес (Духовный мир) были уже до образования нашей Вселенной, т.к. эти ангелы приходят от Отца и рождают Господа Иисуса Христа (Помазанного Спасителя) и нашу Вселенную. Средняя иерархия во главе с Господом созидает Тонкий мир, а низшая иерархия управляет Плотным миром во главе с сатаной.

Из этих рассуждений следует, что есть ангелы – светоносные существа, которые образуют Небо, есть демоны-сатанисты – темноносные существа, которые образуют землю, и есть нулевые существа – бесы-анархисты, которые не являются сторонниками ни Небес, ни земли, которые образуют хаос или Нуль.

Посмотрим, так ли это, вчитываясь в Библию. Из Библии: две трети ангелов упали с небес и стали аггелами – не ангелами. Ангелы – это слуги Бога Отца, которые поддерживают истину в нашей Вселенной и составляют одну треть ее управляющих сил. Одна треть аггелов – это ангелы-бесы, которые сейчас управляют Вселенной из Тонкого мира. И еще одна треть – это демонические силы сатаны, которые управляют Плотным миром людей. Из Библии: Люцифер – светоносный ангел упал с небес на землю и правит землей как князь мира сего; сатана предлагает Христу встать под его знамена, за что он сделает его правителем на земле.

Мы видим, что наша Вселенная разделена на три части:

-   Плотный мир – земля, обитель правды в человеческом (демоническом) понимании;

-   Тонкий мир – небо, обитель знания;

-   Духовный мир – Царство Небесное, обитель Истины.

Можно продолжить тему разделения Вселенной, начиная со стороны Бога Отца: мир ангелов, нуль, земля. Господь есть Нуль и Бесконечность, Альфа и Омега, Начало и Конец. Сравнение Господа с Нулем непривычно, т.к. мы в настоящее время считаем, что нуль – это ничто. На самом деле, в понятие нуль вложен совсем иной смысл – неопределенность. Пребывая в нулевом и одновременно в бесконечном состоянии, что и составляет неопределенность, Господь обеспечивает свободу каждому существу во Вселенной независимо от их размеров и других характеристик.

Нуль – это ось, коридор, тоннель, трансформатор, по которому осуществляется духовная связь со всеми вселенными, их мирами и существами. Свобода развития всех существ обеспечивается любовью микро- и макрочастиц друг к другу и из этого состояния рождается Святой Дух Любви, Который исходит из Супербесконечности Отца и приводит любую макро- и микрочастицу к Отцу через Господа – Наместника Любви. Можно условно сказать, что нуль вбирает в себя пространство и существа, примиряет их между собой, как бы тучнеет, и постепенно вмещает в себя все большее и большее пространство и массу. Такое поглощение пространства и массы требует, чтобы существа добровольно или свободно входили в нулевое пространство из середины, сердцевины, туннеля или связывались по принципу от сердца к сердцу, т.е. свободной любовью. Свобода подчеркивается любовью к Личности, который дает эту свободу и потому первая заповедь христианства – это любовь к Богу и ближнему, которая обеспечивает свободу.

Бог – осознается каким угодно сознанием микро- и макрочастицы как Святая Троица в силу свойств сознания личности:

  1. Сознание воспринимает себя и других только в каких-то определенных границах, а без границ размеры перестают существовать, а значит, исчезает, перестает быть существо. Несмотря на то, что границы могут варьировать, изменяться, быть в колебаниях разной частоты, тем не менее, границы у всех существ есть. В высшем смысле это состояние всех существ выражено в религиозных понятиях как Сын или Господь – Правитель, Наместник.
  2. Понятие о Святом Духе вытекает из того, что мельчайшие частицы созидают большие существа, которые созидают бесконечно большие существа, но сила, которая может созидать любое существо лишь одна – Любовь. Эта сила носит женское имя для существ Плотного мира, а для мира ангелов Любовь – это дух, который носит имя мужское в высшем смысле – Святый Дух. Потому мы говорим об одном и том же, когда говорим Любовь и Святой Дух. Отсюда идет путаница в нашем сознании. Мы не делим миры и не меняем соответственно род для каждого мира.
  3.  Бог – это обобщенное понятие Трех Личностей. Почему именно Трех? Ранее мы рассмотрели только Две Личности и необходимости в Третьей вроде бы нет. Посмотрите, говоря о Двух Личностях, мы замыкаем пространство в ограниченность и тем самым лишаем себя движения в бесконечность, а самое интересное, что мы замыкаем свое сознание в незнание. Почему? Без третьего лица невозможно ответить на вопросы: «Где начало мироздания? Как зародилась жизнь и кто ее поддерживает?» Только вводя в понятие о Боге Третье лицо – Отца, Которого никто и никогда не видел, мы можем добиться осознания всего происходящего вокруг нас, с нами и осознать самих себя.
  4. Господь возглавляет аггельские силы нашей Вселенной, доводя до высшей иерархии ангелов – представителей Бога Отца, результаты деятельности в нашей Вселенной. В силу молодости нашей Вселенной в  возрасте отрочества нулевым пространством – Тонким миром управляют аггелы-бесы. С Плотным миром людей работает низшая иерархия духов – аггелы-демоны. Рассматривая представленную здесь картину, мы видим, что управляют людьми сейчас молодые духи, которые не могут, в силу своего сознания, управлять людьми справедливо. Мы видим, что наш мир переполнен несправедливостью. В тоже время, мы видим, что идет борьба в установлении справедливости, проблески которой нам дают Господь и святые, устанавливая и утверждая законы, доводя до нас примеры самоотвержения, аскезы, любви к ближнему и т.п.

 Господь формирует сейчас свои силы из сторонников любви, побеждая демонов и вразумляя бесов силой Святого Духа, исходящего от Бога Отца и передаваемых Ему через иерархию ангелов духовного мира.

Свобода – эта та сила, которая не дает демонам победить Светлые силы Бога. Эгоизм выстраивает всю свою деятельность на свободе и существующем законе. Закон обеспечивает относительную свободу личности и независимость в жизнедеятельности каждого существа. Именно этот принцип – пребывать в свободе, локализует порабощение всех существ Темными силами Сатаны.

Почему Господь не уничтожает Темные силы? Значит он не Хозяин нашей Вселенной? Вопросы интересные! Только, если допустить, что кроме нашей Вселенной есть другие вселенные выше и ниже нашего развития, то все встает на свое место. Темные силы нашей Вселенной являются светлыми силами во вселенной ниже нашего уровня развития. Именно поэтому Темные силы ни в одной из вселенных не уничтожаются. Господь вселенной работает с темными и светлыми силами как единой силой, борющейся за свободу в диаметрально противоположных направлениях. Светлые силы всегда побеждают в силу того, что созидательная сила развития личности в свободе всегда имеет преимущество перед темными силами разрушения и деградации личности. Нет ни одной вселенной, в которой бы не было борьбы за свободу и не было бы двух противоположных сил называемых каждый раз созидательными – светлыми и разрушительными – темными.

Здесь надо сказать, что Сведенборг намного превзошел в своем толковании «о небесах», как места примирения тонких существ, многие церкви, определив для них обители, которые не выглядят тупиковыми и ужасными. Слово «ужас» просто исключено из его лексикона. Запугивание верующих ужасами Ада есть неправомерное событие, которое не отвечает истинной любви. Да, действительно плохо душе пребывать в Аду, но иного она, бывает просто, не заслужила. Страх – антипод любви, другое дело, когда человек сам боится остаться без Бога, т.к. это тупик, но его никто не должен запугивать. Никто и нигде не поощряет лень, не стимулирует тунеядство и другие пороки, но искоренять их с помощью страха, подавления личности, также нельзя. Только терпение, только воспитание здравомыслия, охрана свободы каждой души может дать положительный результат – добровольное принятие истины сначала через правду, затем через знание и только в конце испытаний истина становится единственным мерилом справедливости и свободы.

Таким образом, надо сказать, что Господь с любовью относится к сатане, демонам, бесам, ангелам, людям и всем другим существам, но любовь к каждому существу в силу их светимости (понимания) неравнозначна. Темных Он поругивает, анархистов переубеждает, светлых воспламеняет на подвиг. Надо признать, что не все души устремляются к исполнению закона любви, злоупотребляя предоставляемой всем свободой. Что с ними делать? Ведь свобода – это проводник любви, бесценное достижение любви и ее надо охранять.

По истечению определенного срока – достижению вселенной старости или созревания происходит автоматическое рассеивание зрелых семян – душ. Темные семена автоматически по каналу любви проваливаются вниз во вселенную с меньшим светом, другие по каналу любви поднимаются вверх во вселенную с большим светом, а некоторые, оставшиеся в свете своей вселенной никуда не перемещаются, являясь рабочими силами своей вселенной. В Библии описано, что в силу их светимости 2\3 ангелов пали с небес. Из них 1\3 провалилась в Плотный мир, 1\3 попала в Тонкий мир в меру их светимости, а 1\3 ангелов остались учителями вселенной в духовном мире – это Светлые силы нашей Вселенной. Именно эти силы сейчас и работают в нашей Вселенной. Светлые силы – это кандидаты на переход в конце жизни вселенной в более развитую вселенную.

  1. Почему Господь был распят и воскрес? Светлые силы рождают из себя кандидата на должность Наместника Вселенной. Наместник проходит испытание, проявляя Себя во всех мирах: Плотном, Тонком и Духовном. В Духовном Он начинает свой путь в качестве Помазанника, Который разрабатывает структуру вселенной, затем Он спускается в Тонкий мир, где устанавливает границы вселенной, т.е. материализует вселенную, затем он спускается в Плотный мир, где проявляет себя как эталон сознания для людей. Люди, естественно, в силу правления ими молодыми, бестолковыми еще духами, подталкиваемыми сатаной, убивают Помазанника и посягают тем самым на свободу всех вселенных. Население малых и великих вселенных не согласны с убийством истины и свободы, поэтому принимается коллегиальное решение, как воля Отца, восстановить свободу и воскресить символ свободы и любви Иисуса Христа.

Распятый Господь воскресает из мертвых, Эталон Свободы и Любви становится Спасителем своей Вселенной на законных основаниях, которые уже никто, а особенно сатана – руководитель темных сил не может оспорить. После этого во Вселенной наступает затишье, как бы некоторое перемирие в виде боев местного значения. Спаситель призывает все существа Вселенной к свету, а сатана – во тьму, назад в прошлое. Ни один из руководителей, как темных, так и светлых сил не имеет преимущества в своих доказательствах. Каждый человек волен принимать решение без давления со стороны, причем не в переносном, а в буквальном смысле.

 Что влияет на нас при принятии решения – с кем нам быть? Сатана – это самый явный эгоист, который перетягивает на свою сторону людей, используя самые подлые уловки и самые передовые знания. Атрибуты, которыми он оперирует известны: лень, зависть, алчность, ненависть, обман, подлость и т.п. Господь оперирует лишь свойствами любви к созиданию, миру, справедливости, свободе, равенству, братству и т.п. Сатана не гнушается на словах говорить также об этих атрибутах, не собираясь ничего исполнять. Нам следует выбирать из всего нагромождения хорошего и плохого то, что соответствует нашим убеждениям или устремлениям. Осознание добра и зла является сложным процессом. Движение вверх к Свету требует от нас невероятных усилий, а падение во тьму без зоркого наблюдения за собой происходит естественно и незаметно. Никто не в состоянии остаться в стороне от этой борьбы с самим собой. Все Церкви на планете стараются рассказать об этой борьбе, но сатана не дремлет, и старается раздробить и уничтожить правильные вероисповедания, создавая свои церкви, сеет вражду между руководителями и членами праведных церквей. Он, прикидываясь светлым ангелом, разоблачает даже свои церкви, для того, чтобы внедрять в другие церкви своих сторонников – предателей Света. Сатана все время предлагает нам компромиссы, играя на личных слабостях индивидуума, стремясь увести от истины. Зачем он это делает? Ведь он такой умный! А он просто играет, забавляется не в силах понять трагичности ситуации.

Никто не в силах был бы спастись от сатаны, если бы на страже свободы и любви не стояли бы Светлые силы, которые бесстрастно и справедливо возвращают в жизнь правду, знание и истину людям, не взирая на то, что они постоянно заблуждаются, попадая в сети сатаны.

Эмануэль Сведенборг искренне верил в то, что он представитель Светлых сил. Это лишь отчасти так.  Сатана незаметно уловил его в свои сети и стал использовать его как рупор, выдавая через него правильные и неправильные знания вперемежку, тем самым запутывая людей, используя при этом его авторитет как выдающего человека своего времени. В таком положении оказывались многие именитые люди.   

idoorway.mirtesen.ru

Эммануэль Сведенборг - О Небесах, о мире духов и об аде

Эммануил Сведенборг

О НЕБЕСАХ, О МИРЕ ДУХОВ И ОБ АДЕ

Объяснительный словарь

Слог Сведенборга во всех его богословских сочинениях отличается математической точностью употребляемых выражений и простотой, доходящей даже до сухости; в подобного рода сочинениях это скорее достоинство, чем недостаток. Я старался передать подлинник как можно ближе, чтоб читатель мог получить верное понятие о слоге самого автора, но я не упускал из виду главную цель перевода, а именно его понятность и общедоступность. Поэтому, передавая почти всегда одинаково одни и те же выражения автора, я, однако, иногда заменял их другими, более общеупотребительными, когда по смыслу оказывалась в этом надобность. При этом я всегда сопоставлял и латинское выражение, делая то же самое и для всякого другого слова, когда для полнейшего уразумения его находил это полезным. Переводя с подлинника, я пользовался и французским, и английским переводами. Первый сделан с дословной точностью: в нем сохранены даже все частицы и почти вся пунктуация подлинника, которая весьма небрежна; вследствие этого перевод читается с трудом и кажется темным. Второй несравненно лучше: при такой же точности он ясен и легок, но, разбив все периоды на отдельные фразы, он впал, я нахожу, в другую крайность. Я избрал середину и старался сохранить, по возможности, полноту латинского периода. Нечего говорить о том, что перевод всякого философского сочинения на русский представляет немало трудностей; тем более было их в этом деле, что у Сведенборга встречаются слова, которые употребляются им в особом значении. Я старался приискать для них равнозначащие выражения в нашей письменной, народной или славянской речи, не прибегая к составлению новых слов, как вынуждены были это сделать французские и английские переводчики несмотря на сходство их языков с латинским. Главное дело в философском сочинении – точное определение выражений, поэтому я и счел должным представить здесь с некоторыми объяснениями список всех тех слов, которые употреблены мной в этом переводе в особом значении и которые могли бы для иных показаться непонятными, а для других быть вовсе неизвестными.

Благо. Bonum. Я принял это слово, а не добро, потому что оно может употребляться и во множественном числе, что весьма хорошо передает оттенок латинского bona. Выражениями благо по истине, благо по вере, зло по лжи и, наоборот, истина по благу, ложь по злу – я передавал латинские bonum veri, bonum fidei, malum falsi, verum boni, falsum mali, а иногда bomum ex vero и т. д. Русская частица по передает значение латинской ex и означает то основание, из которого вытекает понятие подлежащего; например, жить в истине по благу значит жить преимущественно во благе, или по благу, из которого вытекает и истина; это понятнее, чем сказать: жить в истине блага.

Благостыня. Charitas. У нас нет слова, которое бы с точностью передавало полноту латинского; иногда в этом смысле у нас говорят милосердие, но это выражение неправильно. Я нахожу, что слово благостыня вполне отвечает значению латинского charitas, но только не введено у нас в употребление. Как милостыня есть милость на деле, так благостыня есть благость на деле, деятельная любовь; благо или добро на деле; в этом значении оно употребляется иногда в наших славянских текстах. В некоторых случаях я переводил это слово любовью и очень редко милосердием (см. н. 112, 467).

Божественное начало. Divinum. Английский переводчик передает это выражение словом Божество на том основании, что оно ближе к понятиям автора, ибо содержит в себе понятие о личности, чего нет в отвлеченном выражении. Я нахожу такое понимание автора буквальным; придерживаясь принятого мной слова, я изменял его только в некоторых случаях, когда того требовал смысл.

Божественная человечность Господа. Divinum Humanum Domini.

Видимость, во множ. числе видимости. Apparentiae. Образы и предметы, видимо являющиеся на небесах, но в действительности не существующие, имеющие одно только объективное, а не субъективное значение. Иногда это же слово употребляется и в отвлеченном значении, в смысле качества, свойства предмета (см. н. 175).

Внутренние начала. Interiora, quae sunt mentis. Начала, относящиеся к внутреннему, или духовному, человеку; все начала разума и воли, принадлежащие духу человека. Иногда я выражал это одним словом внутреннее, внутренность, т. е. совокупность всех внутренних начал. Самые внутренние начала, самое внутреннее. Intima.

Внешние начала. Exteriora. Начала, относящиеся к внешнему, или природному, человеку, к плотскому и вещественному; иногда одним словом внешнее, внешность.

Душа и дух. На латинском четыре слова: spiritus, mens, animus, anima, для которых у нас только два – дух и душа; для первых трех – дух, для последнего – душа. Вот оттенки первых трех значений: spiritus – это дух, личность духовная, житель духовного мира; mens – совокупность духовных, сравнительно внутренних начал, образующих духовного человека, разум и воля его. Наше слово ум в значении славянских речений умы ангельские, умные телеса ангельские соответствует латинскому mens, т. е. означает цельность духовного существа; в этом смысле я употребил это слово в н. 110, 170 для передачи выражений mens naturalis, mens spiritualis. Английское mind вполне передает латинское mens, а французские переводчики составили для него новое слово – Le mental. Animus относится более к природным, сравнительно внешним началам духа. Mens и animus почти то же, что pneuma и psyche, поэтому animus и anima я передавал словом душа, а mens и spiritus словом дух.

Естество. Essentia. Это слово, как одного корня с esse, тождественно и в значении со словами сущность и суть, которыми переводится esse. Но суть и сущность (esse) относятся к существу и естеству (essentia) как начало к последствию, как esse к existere (см. н. 89).

Наитие. Influxus. Влияние высшего начала на низшее: Божественного начала на небеса, одних небес на другие, духовного мира на мир природный, внутреннего человека на внешнего. От этого слова глагол наитствоватъ, influere.

Наваждение, насаждать. Infestatio, infestare. Говорится о тех нападениях и ухищрениях, которыми злые духи искушают и соблазняют человека.

Останки. Reliquiae. Те остатки добра и истины, которые Божественным провидением хранятся внутри человека как средство для будущего возрождения его.

Отщечение, отметиться. Vastatio, vastari. Опустошение, которому подвергается человек относительно благ и истин своих, чтоб он не уносил их с собой в ад; или относительно лжи и зла своего, чтоб он был свободен от них на небесах (см. н. 551). Слово славянское.

Понятия мышления. Ideae cogitationis. У нас обыкновенно переводят idea – представление, но я нахожу первое слово проще и вернее.

Природный, – ое. Naturalis, – ia. Относящееся к природе или естеству человеческому; внешнее в сравнении с духовным. В природном мире природный человек; в природном человеке природные начала; в природных началах природный смысл: mundus, homo, sensus naturalis.

У нас, в богословии, принято слово естественный человек в значении его доблагодатного состояния, но это слово не могло бы передать всех оттенков латинского в различных сочетаниях его; к тому же оно имеет у нас и другие значения, да и корень его естество (essentia) означает совсем иное.

Рассудок, рассудочный. Rationale, rationalis. Человек рассудочный, homo rationalis, занимающий среднюю ступень между человеком природным и духовным. Разум, intellectus. Разумение, intelligentia. Указываю на эти латинские слова потому, что Сведенборг различает и употребляет их с точностью.

Служба. Usus. Назначение, цель и польза вещи. Все существует для известной службы, служба вещи соответствует ее пользе и употреблению. Исполнять службу, praestare usus – отправлять должность или служить смотря по назначению и по способностям своим; службы благостыни – дела любви, в которых она проявляется, благо на деле (см. н. 112).

Собь. Proprium. To, что собственно принадлежит человеку, т. е. одно зло, любовь к себе и любовь к миру. Слово это взято из народной речи, где собина, собь означает личную собственность, имущество.

Соответствие. Correspondentia. См. подробнее толкование этого слова в н. 87 и далее.

Степени сплошные и раздельные. Gradus continui et discreti. Первые суть степени прибыли и убыли, например света или тьмы; они заходят одна в другую и измеряются расстояниями. Вторые различны, как начало и конец, причина и следствие. Они не заходят одна в другую и хотя смежны, но имеют каждая свои определенные границы; они соответствуют природному, духовному и небесному началу (см. н. 33, 38, 211).

Суть, сущ. ж.р. Esse. Самая суть. Ipsum esse. Самая сущность чего-либо; в человеке – любовь и воля (см. н. 26, 447, 474).

www.libfox.ru

Читать книгу «О небесах, о мире духов и об аде» онлайн полностью — Эммануил Сведенборг — Страница 1 — MyBook

© Резник В., перевод на русский язык, 2006

© ЗАО ТИД «Амфора», 2006

О знаменитом скандинаве, шведе Карле XII, Вольтер написал, что он был самым необыкновенным человеком на земле. Превосходная степень употреблена опрометчиво и связана не столько с личной убежденностью, сколько с досужей и пустопорожней полемикой. Я бы отнес слова Вольтера не к королю Карлу XII, который был всего-то завоевателем, каких много, а к одному из самых загадочных его подданных, Эмануэлю Сведенборгу.

В блестящей лекции 1845 года Эмерсон указал на Сведенборга как на образец мистика. Это наименование, данное исключительно по праву, ненароком может способствовать возникновению образа человека на обочине, человека безотчетно отворачивающегося от нужд и обстоятельств, которые мы – никогда не пойму отчего – называем реальной действительностью. Если кто напрочь на такого человека не похож, так это блистательный и добросовестный Сведенборг, побывавший в этом мире и в ином. Кто еще жил такой полной мерой, кто еще исследовал действительность с такой страстью, с такой интеллектуальной увлеченностью, с такой жаждой в ней разобраться! Кто еще так не походил на монаха, как этот прирожденный скандинав, зашедший много дальше Эйрика Рыжего.

Как Будда, Сведенборг не одобряет аскетизма, который иссушает, а может уничтожить человека. В одном из небесных пределов он увидел отшельника, издавна домогавшегося Рая и в смертной своей жизни всегда жаждавшего уединения и затворничества. И вот, достигнув цели, простак открывает, что не способен ни принять участие в беседах ангелов, ни разобраться в тонкостях устройства райской жизни.

В конце концов ему дозволили вообразить вокруг себя пустыню. Он и сейчас в ней, как это с ним было на земле, молится и умерщвляет плоть, но Рая ему не видать.

Гаспар Сведберг, его отец, был известным лютеранским епископом, в нем сочетались – редкий случай – религиозный пыл и терпимость. Эмануэль родился в Стокгольме в начале 1688 года. С детских лет он верил в Бога и любил разговаривать с часто приходившими к отцу духовными лицами. Знаменательно, что у него спасение верой – краеугольный камень реформы, провозглашенной Лютером, – предваряется спасением делами, веским доказательством таковой. Этот одинокий и незаурядный человек был многими людьми. Он не пренебрегал ремеслами, в Лондоне еще юношей выучился на переплетчика, столяра, часовщика, наладил изготовление линз и научного инструментария. Еще он рисовал карты для глобусов. А кроме того, не надо забывать, он занимался разными естественными науками, алгеброй и новой астрономией Ньютона, с которым хотел поговорить, но знакомство не состоялось. Он был практик-изобретатель. Он предвосхитил небулярную гипотезу Канта—Лапласа, спроектировал летательный, а также подводный аппарат, предназначенный для военных нужд. Ему мы обязаны способом измерения долгот и трактатом о диаметре Луны. Около 1716 года он затеял издавать в Уппсале научный журнал, который красиво назвал «Daedalus hyperboreus»[2] и издавал его двадцать лет. В 1717 году отвращение к занятиям сугубо умозрительного свойства вынудило его отказаться от предложенной королем кафедры астрономии. Во время дерзких, ставших легендарными, войн Карла XII – они превратили Вольтера, автора «Генриады», в эпического поэта – он служил военным инженером. Он разработал и создал приспособление для перемещения кораблей волоком на расстояние более четырнадцати миль. В 1734 году в Саксонии вышли три его тома «Opera philosophica et mineralia».[3] Он писал добротные латинские гекзаметры, и английская литература – Спенсер, Шекспир, Коули, Мильтон и Драйден – привлекала его силой воображения. Если бы он не посвятил себя мистике, он стал бы знаменитым ученым. Как Декарт, он хотел найти то место, в котором душа соединяется с телом. Анатомия, физика, алгебра, химия вдохновили его на множество добросовестных трудов, которые он писал, как тогда было принято, на латыни. В Голландии он обратил внимание на твердость в вере и благополучие ее жителей и приписал это тому, что там республика, ведь в королевствах, где народ привычен льстить королю, Богу тоже обычно льстят, а Творцу эта рабская черта нравиться не может. Заметим походя, что когда он путешествовал, то захаживал в школы, университеты, бедняцкие кварталы и на фабрики, был любителем музыки и особенно оперы. Он работал в Департаменте горнорудной промышленности и заседал в Сенате. Догматическому богословию он предпочел Священное Писание. Он не довольствовался латинскими версиями, изучая исходные тексты на еврейском и греческом языках. В дневнике, который он вел, он винит себя в неуемной гордыне и как-то раз, перелистывая в библиотеке одну из стоящих на полке книг, подумал, что без особых стараний мог бы написать лучше, но потом понял, что у Господа тысячи способов дойти до человеческого сердца и что бесполезных книг не бывает. Еще Плиний Младший некогда написал, что в самой скверной книге можно найти что-то хорошее; суждение это припомнил Сервантес.

Главное событие его жизни случилось в Лондоне, апрельской ночью 1745 года. Сам Сведенборг назвал его откровением. Ему предшествовали сны, молитвы, периоды неуверенности и воздержания и, что наиболее характерно, кропотливый научный и философский труд. Какой-то незнакомец молчаливо шел за ним по лондонской улице, как он выглядел, нам неизвестно, потом вдруг зашел к нему в комнату и сказал, что он Бог. Он прямо возложил на него миссию открыть впавшим в грех, неверие и заблуждения людям утраченную Иисусову веру. Он объявил ему, что дух его побывает в Раю и в Аду, сможет поговорить с демонами, ангелами и мертвыми.

Было в то время Избраннику пятьдесят семь лет, и еще в течение тридцати лет он жил жизнью провидца, протоколируя ее в увесистых сочинениях, написанных точно и ясно. В отличие от других мистиков, он чуждался метафор, экзальтации и пустых восторженных преувеличений.

Все просто. Употребление какого-то слова предполагает, что мы уже знаем, что оно означает. Если нам говорят о вкусе кофе, то это потому, что мы его уже пробовали, если речь идет о желтом цвете, это потому, что мы уже знакомы с лимоном, золотом, пшеницей и заходом солнца.

Чтобы побудить человеческую душу к невыразимому слиянию с Божеством, исламские суфии призывали на помощь чудесные аллегории, представления о розе, опьянении и чувственной любви. Сведенборг отверг все эти риторические ухищрения, потому что его интересовал не экстаз вспыхнувшей и воспарившей души, а скрупулезное описание внеземных, но точно локализованных сфер. Для того чтобы мы себе представили или, по крайней мере, начали представлять всю мелочность адских глубин, Мильтон говорит «No light but rather darkness visible».[4] Сведенборг предпочитает точность и – почему бы и не сказать об этом – время от времени впадает в многословие, как географ или исследователь, описывающий неведомые земли.

Продиктовал я эти строки и ощутил глыбой нависшее надо мной недоверие читателя. Два подозрения его питают: а не нарочно ли лгал тот, кто писал эти странные строки, а может быть, он их написал под влиянием внезапного или постепенно надвигающегося безумия? Первое неприемлемо. Если бы Эмануэль Сведенборг вознамерился нас обмануть, зачем ему было публиковать добрую часть своих творений, например двенадцать томов «Небесных тайн», анонимно, поступаясь весомостью, которую ссужает книге известное имя. Известно, что он не стремился обрести приверженцев. Подобно Эмерсону и Уолту Уитмену, он считал, что доводы никого не убеждают, а что для того чтобы быть услышанным, достаточно сказать правду. Полемики он всегда избегал. Во всех его трудах не отыщешь и одного силлогизма, но только невозмутимые и ровные утверждения. Я имею в виду, само собой, его мистические сочинения.

Предположение, что он был безумцем, не более основательно. Если бы редактор «Daedalus hyperboreus» и «Prodomus principiorum rerum naturalium»[5] спятил, ему не удалось бы так скрупулезно отредактировать тысячи страниц научных текстов, труды почти за тридцать лет, в которых нет и тени нездоровья.

А теперь обратимся к тем многочисленным и стройным видениям, которые действительно могут изумить. Уильям Уайт проницательно заметил, что мы охотно доверяем видениям древних и склонны не доверять и потешаться над видениями современников. Мы доверяем пророку Иезекиилю, поскольку отстояние от нас во времени и в пространстве делает его великим, мы верим Сан Хуану де ла Крусу, поскольку без него нет испанской литературы, а вот Уильяму Блейку, непокорному последователю Сведенборга, уже нет, равно как и его стоявшему во времени рядом учителю. Интересно было бы знать год и число, когда достоверные видения сменяются апокрифическими. То же самое говорил о чудесных явлениях Гиббон. Два года отдал Сведенборг изучению древнееврейского только для того, чтобы самому разобраться в Священном Писании. Я-то думаю – и заметьте, что речь идет об инакомыслящем, ученом человеке, а не об историке или богослове, человеке, который, как Спиноза или Фрэнсис Бэкон, являлся самобытным мыслителем, – что ему совершенно ни к чему было стараться сообразовывать свои идеи с Ветхим и Новым Заветами. То же самое случилось с еврейскими каббалистами, совершенными неоплатониками, когда они для оправдания собственных взглядов принялись ссылаться на авторитет библейских стихов, отдельных слов и даже букв.

В мои намерения не входит излагать учение о Новом Иерусалиме – так называется церковь Сведенборга, – но на двух его чертах я хочу остановиться. Во-первых, на оригинальнейшей концепции Рая и Ада. Он ее пространно излагает в самом известном и прекрасном из своих сочинений – «О небесах, о мире духов и об аде», опубликованном в 1758 году в Амстердаме. Ее подхватывает Блейк, и суть концепции выразительно воспроизведена Шоу в третьем акте «Man and Superman»[6] (1903), во сне Джона Теннера. Шоу, насколько мне известно, никогда ничего о Сведенборге не говорил, но стоит отметить, что зато он был под влиянием Блейка, которого часто и уважительно упоминает, и, может быть, это не так уж невероятно, он сам пришел к тем же выводам.

mybook.ru


Смотрите также