Объяснения Церковных и домашних молитв: Молитвы на сон грядущим. Упование мое отец прибежище мое сын покров мой дух святый


Изучаем священное писание -Объяснения Церковных и домашних молитв: Молитвы на сон грядущим

Молитва святого Иоанникия

Упование мое — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе.

Молитва святого Иоанна Дамаскина

Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю: Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся Небесныя силы, и святаго Ангела хранителя моего. Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию: и якоже хощеши, устрой о мне вещь.

Перевод: Владыка Человеколюбец, неужели это ложе мне будет гробом или еще несчастную мою душу озаришь светом дня; ибо вот гроб стоит предо мною, вот смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюсь и бесконечной муки, зло же делать не перестаю и всегда прогневляю Тебя, Господа моего, Пречистую Твою Матерь, все небесные силы и святого Ангела хранителя моего. Знаю, Господи, что недостоин я человеколюбия Твоего, но достоин всякого осуждения и муки. Но, Господи, хочу или не хочу, спаси меня. Если праведника спасаешь, нет ничего великого, и если чистого помилуешь, нет ничего удивительного, ибо они достойны Твоей милости, но прояви дивную Твою милость на мне, грешном, и яви в этом Твое человеколюбие, да не превзойдет мое зло Твою неизреченную благость и милосердие, и как только хочешь, устрой дело моего спасения.

Молитва Честному Кресту Господню

Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Расточатся — рассеются, разбегутся. Беси — бесы, диаволы. Знаменующийся — осеняющийся, накладывающий на себя знамение. Глаголющий — говорящий. Пречестный — многочтимый. Поправшаго — победившего, одержавшего верх. Пропятый — распятый. Супостат — противник, враг. Животворящий — дарующий жизнь, воскрешающий.

В этой молитве Честному Кресту мы выражаем веру, что крестное знамение есть сильнейшее средство на прогнание бесов, и просим у Господа духовной помощи силою святого Креста. Крест называется Животворящим потому, что Иисус Христос, будучи распят на Кресте, тем самым избавил людей от вечной смерти в аду и даровал вечную жизнь в Царстве Небесном.

Слова во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю означают, что Иисус Христос после Своей смерти и до Воскресения был в аду, откуда вывел в Царство Небесное святых людей (например, Адама, Моисея) и тем самым показал, что Он попрал, или уничтожил, силу диавола.

Перевод: Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Или кратко:

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Огради — огороди, защити.

Перевод: Защити меня, Господь, силою Честного (Чтимого) и Животворящего Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла.

Эту молитву следует произносить перед самым сном, поцеловав крест, носимый на груди, и оградив себя и постель крестным знамением.

Завершающие молитвы

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Перевод: Ослабь, отпусти, прости, Боже, прегрешения наши, вольные и невольные, совершенные словом, делом, сознательно и несознательно, днем и ночью, умом и мыслью, все нам прости, как Милосердный и Человеколюбивый.

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Перевод: Ненавидящих и обижающих нас прости, Господи Человеколюбец. Делающим добро сделай добро. Милостиво исполни прошения братьев и родных наших о том, что ведет ко спасению, и даруй им жизнь вечную. Немощных посети и даруй им исцеление. Находящихся на море управь; путешествующим сопутствуй; всем православным христианам помоги. Служащим нам и жалеющим нас дай оставление грехов. Поручивших нам, недостойным, молиться о них помилуй по великой Твоей милости. Вспомни, Господи, прежде усопших отцов и братьев наших и упокой их там, где сияет свет лица Твоего. Вспомни, Господи, братьев наших, находящихся в плену, и избавь их от всякого несчастья. Вспомни, Господи, приносящих плоды трудов своих и украшающих святые Твои церкви, дай им по прошениям их то, что ведет ко спасению, и жизнь вечную. Вспомни, Господи, и нас, грешных и недостойных рабов Твоих, и просвети наш ум светом, происходящим от познания Тебя, и выведи нас на путь заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, и всех Твоих Святых, так как Ты благословен во веки веков. Аминь.

Когда отходишь ко сну, произноси:

В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой, Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.

Перевод: В руки Твои, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, предаю душу мою. Ты же меня благослови, Ты меня помилуй и даруй мне вечную жизнь. Аминь.

01.06.2016, 1958  просмотров

.

www.sobor26.ru

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!

После прогулки с детьми жена моего брата Любовь подошла ко мне и рассказала, о том, что на детской площадке к ней подходила Кристина, которая говорила о Боге и оказалась «свидетельницей Иеговы». Любовь, как могла, засвидетельствовала об истинности Православия; главный аргумент у ней был такой: «у нас множество святых, которые нам помогают через свои образы-иконы и молитвами». Они обменялись телефонами, чтобы потом Кристина встретилась со мной.

Люба, вернувшись домой рассказала мне о Кристине, и я позвонил ей. Кристина, на улице соглашавшаяся на встречу за чашкой чая у неё дома, отказалась, сказав, что дома муж. На улице лично со мной тоже отказалась разговаривать, так как, говорит, «не пристало женщине наставлять мужчину». Ответил ей, что меня это не смущает, и мы можем встретиться и, что я жду разговора и, как только она будет готова, приду на встречу поговорить о Самом Главном. Кристина спросила, что для меня является самым главным. Ответил: «Иисус Христос». Она сказала, что очень любит Иисуса, но поклоняется Тому, Кому поклонялся Иисус Христос. На что я ответил, что у нас появилась тема для разговора. Кристина пообещала позвонить, когда вечером пойдёт гулять с детьми. Я же поспешил в ближайший храм на службу, т.к. наступал день святого Серафима Саровского. Успел под конец полиелея.

После службы позвонил Кристине спросить, не гуляет ли она. Из дома она ещё не выходила. Подумал, что сегодня не встречусь. Пришёл домой и стал читать вслух маме замечательнейшую книгу: «Моя жизнь со старцем Иосифом» старца Ефрема Филофейского. Не закончил абзаца, как позвонила Кристина и сказала, что едет к своим взять литературу, и я могу поехать с ней. Помолившись поехал, и мама со мной, т.к. она в последнее время начав общаться со «свидетелями» и была очень заинтересована в том, чтобы увидеть диалог того, кто имеет чуть больший опыт общения с сектантами.

Встретились на остановке с Кристиной, она была с дочкой Софией, сидевшей в коляске. Кристина сказала, что познакомит меня с Артёмом, с которым будет интересно пообщаться. Я был рад тому, что можно будет многим рассказать о правильной вере в Бога. Доехав до метро Чертановкая, встретились с её подругой Галиной. Т.е. их было уже трое, и я, малодушный, стал в душе колебаться, потому что сектантов становилось больше, и я думал, смогу ли я вести разговор, держать внимание столь нетерпеливых сектантов, т.к. из небольшого опыта общения с ними и сведений о них знал, что именно они любят держать и вести разговор, поучать, но не желают слушать и слышать, также я толком именно с представителями этой секты ещё не общался. Начал про себя читать: «А́ще ополчи́тся на мя́ пóлкъ, не убои́тся сéрдце моé: áще востáнетъ на мя́ брáнь, на Негó áзъ уповáю» (Пс.26:3).

Подойдя к их стенду, мы познакомились с Артёмом и Тамарой. Около стенда играл музыкант, поэтому мы отошли оттуда и сели около спортивной площадки на лавочке. Всех нас было пятеро: Артём, Кристина с маленькой дочкой, моя мама и я, - Галина и Тамара остались у стенда.

Удивительно и слава Богу! Мне дали начать разговор, который до конца полностью контролировался мною по благодати Божьей. Тема была выбрана: Иисус Христос и Иегова. Я рассказал о Христе, за основу взяв разобранные на неделе цитаты: http://r-b-vsevolod.livejournal.com/3390.html . Артёму не было, что возразить. На то или иное моё утверждение я требовал понимания и повторения от Артёма, я задавал вопросы, на которые ждал ответа, и пока он не отвечал старались далеко не уходить от разбираемого вопроса. Т.е:В: -  11. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному.12. Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. 13. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе.(Ис.48:11-13)В: - Кто это говорит?А: - Иегова.В: - 16. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.(Ис.48:16)В: - Смотрите, здесь Тот Иегова, Который во всей книге говорил через пророка Исаию, посылается Господом Богом и Духом Его. В Евангелии же мы читаем, что «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:16,17).Мы, православные, видим в словах Исаии пророчество о том, что Иегова Отец и Дух Его посылает Сына Своего Иисуса Христа на землю ради спасения рода человеческого. Этот же Сын говорит через пророка Исаию во всей его книге о Себе, как о Иегове, как о Боге:11. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня.12. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог;13. от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? (3)14. Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. 15. Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш. (Ис.43:11-15)Кто послал Иегову?

Видно, что Артём понимал о чём я говорю, но уходил от темы и пытался найти хоть какие-то места, которые бы говорили, что Иисус не есть Иегова, а только творение Иеговы, первый из сотворенных (далее напишу, что из того, что он приводил было самое весомое). Но ничего конкретного не найдя, замолкал. Нигде в Писании не сказано, что Иегова сотворил Себе Единородного Сына Иисуса Христа. Я же, для того, чтобы он меня понимал, рассказал о том, что Писание говорит о Христе, как о вечном Сыне Божием, совечном Богу Отцу и единосущном Ему, как Единственно от Него рожденном Сыне и не сотворенном, и как о Сыне Человеческом, имеющем ум, волю, потребности и чувства человеческие, т.е. истинном человеке, рожденном во времени от Девы Марии. И что все места, где о Нём говорится как о человеке, подтверждают, что Он человек, а места, где о Нём говорится, как о Боге подтверждают, что Он истинный Бог.После этого объяснения, попросил Артёма рассказать о православной вере во Христа, как Лице, в Котором неслитно и нераздельно соединены две природы: Божественная и человеческая. Артём после нескольких попыток, смог исповедовать так, как надо.Вернувшись к теме о том, Кто послал Иегову, Артём смог сказать, о православном понимании этого стиха: о том, что Отец послал равного Себе во всём Сына на землю. Но, к сожалению, в этот день Артём ещё не усвоил, или не пожелал показать понимания, что Иегова – это и Отец, и Сын.

Таким образом мы обсуждали те или иные вопросы о Христе. Не хочу сказать, что я не давал слова Артёму. Он также говорил о своём вероучении, что я выслушивал и показывал места Писания, говорящие о несостоятельности вероучительных принципов «свидетелей Иеговы». Я не требовал от него непременного согласия со мной и моментального отказа от своих заблуждений, но просил и добивался как мог, чтобы он сам проговаривал те или иные православные догматы после моих объяснений, дабы он не думал невежественно о Православии, как другие сектанты.

Одна из цитат, которая вызвала у меня затруднение была следующая: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия…» (Откр.3:14). Артём сказал, что «начало создания» - это то, что первое сотворил Иегова. Хорошо, что у меня была с собой электронная книга. Я признался, что не знаю, что значат эти слова, но сказал, что сейчас найду объяснение. И нашёл. Святой Андрей Кесарийский помог понять, что «начало создания» - это сама причина создания, сам творец, сам автор и исполнитель сотворяемого, а не первое творение:««Начаток создания» сказано вместо «Царство и начало всего», господствующее над тварями. Ибо начало или начальство создания означает изначальную и несозданную, предначинающую причину».Т.е. эти слова опровергали утверждение Артёма.

Нашу беседу слушала и Кристина с моей мамой, но потом они отошли на детскую площадку, т.к. нужно было развлекать маленькую Софию. Там они самостоятельно продолжили беседу о Православии и вере «свидетелей Иеговы».

У меня был неприятный момент из-за моей гордости. Во время того, когда я говорил с Артёмом и Кристиной, моя мама тоже захотела что-то сказать, но я довольно резко и с внутренним раздражением сказал ей помолчать. Конечно, это некрасиво, это не по христиански. Здесь моё непочитание родителей, не любовь к ближнему и самомнение. Миссионер так поступать не может и не должен, как и всякий христианин. Цена слов миссионера в такие моменты падает. Если два православных проповедуют кому-то, то они не должны спорить, перебивать друг друга и превозноситься не только перед друг другом, но и перед тем, кому проповедуют.

На следующий день дома разобрал места из Писания, на которое пытался опереться Артём, чтобы доказать что Сын Божий Иисус Христос сотворен:

Первое затруднительное место: Откр.3:14: Καὶ И τω̣     ἀγγέλω̣ вестнику τῆς ἐν в Λαοδικείᾳ Лаодикии ἐκκλησίας церкви γράψον· напиши; Τάδε Это λέγει говорит ὁ ’Αμήν, Аминь, ὁ μάρτυς Свидетель ὁ πιστὸς верный καὶ и ἀληθινός, истинный, ἡ ἀρχὴ Нача́ло τῆς κτίσεως создания τοῦ θεοῦ· Бога…

Здесь важно понять значение слова ἡ ἀρχὴ. Основные переводы такие: 1. начало, основание, происхождение; 2. начальство, господство. Т.е. Иисус Христос не первое создание, а «происхождение/начало», т.е. именно причина создания Божия, а не первое создание. Когда я говорил об этом по телефону Артёму он в тему спросил, как переводиться слово «архимандрит». Под рукой был компьютер, и я залез в Википедию:  «Архимандри́т (греч. αρχιμανδρίτης; от αρχι — главный, старший +μάνδρα — загон, овчарня, ограда в значении монастырь), - т.е. главный, начальник над овцами-монахами в монастыре. А Сын Божий Иисус Христос - начальник всего творения, как его Творец.

Интересно разобрать ещё одно место, где говорится о «начале»:1) Ин.1:1: ’Εν В ἀρχῇ начале ἦν было ὁ λόγος, Слово, καὶ и ὁ λόγος Слово ἦν было πρὸς к τὸν θεόν, Богу, καὶ и θεὸς Бог ἦν было ὁ λόγος. Слово.Здесь ἀρχῇ означает именно «начало». А что было до того, когда не было творения, в самом начале? Было То, Что было всегда – Триипостасное Божество, одним из свойств Которого является вечность. Т.е., по смыслу, вместо «в начале» можно поставить «в вечности / всегда». Так эти слова научена понимать Церковь, умудренная Духом Святым:

Святой Кирилл Александрийский: «Итак, если Сын старше и самих веков, то Он не может подлежать происхождению во времени, но всегда «был» в Отце как в источнике, согласно сказанному Им: «Я от Бога исшел и пришел» (Ин.8:42).Если же Отец понимается как источник, то «было Слово» в Нем, существуя как премудрость, и сила, и начертание, и отблеск, и образ Его (Евр.1:3; ср. Лк.11:49, 9:35; Мф.11:19). И если не было такого времени, когда Отец был без Слова и премудрости и начертания и отблеска, то необходимо признать, что и Сын, который есть все это (т. е. Слово, премудрость, образ и отблеск) для Вечного Отца, также существует вечным».

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Он (евангелист Иоанн) указывает на вечность Единородного, когда говорит: «В начале было Слово», то есть было от начала. Ибо что существует от начала, у того, без сомнения, не найдется времени, когда бы оно не существовало. «Откуда, – скажет иной, – видно, что выражение «в начале было» означает то же, что от начала?» Откуда? Как из самого общего понимания, так особенно из самого этого евангелиста. Ибо в одном из своих посланий он говорит: «о том, что было от начала, что мы... видели» (1Ин.1:1). Видишь ли, как возлюбленный объясняет сам себя? Так скажет вопрошающий; но я понимаю это «в начале» так же, как и у Моисея: «В начале сотворил Бог» (Быт.1:1). Как там выражение «в начале» не дает той мысли, будто бы небо вечно, так и здесь я не буду понимать слово «в начале» так, будто бы Единородный вечен. Так скажет еретик. На эту безумную настойчивость мы ничего другого не будем говорить, кроме сего: мудрец злобы! Зачем ты умолчал о последующем? Но мы и против твоей воли скажем это. Там Моисей говорит, что в начале Бог «сотворил» небо и землю, а здесь сказано, что в начале «было» Слово. Что же общего между «сотворил» и «было»? Если бы и здесь было написано «в начале сотворил Бог Сына», то я умолчал бы; но теперь, когда здесь сказано «в начале было», я заключаю из сего, что Слово существует от века, а не впоследствии получило бытие, как ты пустословишь».

Евфимий Зигабен: «В начале было Слово,… Выражение «в начале» имеет много значений, но здесь оно собственно значит «всегда». Присоединенное к этому выражению слово «было» (ἦν) сделало его не совсем понятным. Куда бы ты ни направил свой ум, его будет предварять это «было» и, везде ему предшествуя, оно не позволяет твоей мысли найти для себя какой-нибудь предел. По отношению к тварям слово «было» означает прошедшее время, а по отношению к несотворенной Троице это обозначается словом — «всегда» (ἀεί). По отношению к чувственной и разумной твари совершенно не употребительно выражение — «в начале было», потому что все стало существовать потом, а оно приложимо только к блаженной Троице, потому что только Она не рождена, или не сотворена».

Второе затруднительное место: По переводу «свидетелей Иеговы», «Священное Писание. Перевод нового мира» (СППНМ). Артём читал по своей библии:

 «Он (Иисус Христос) — образ  невидимого Бога, первенец из всего творения» (Кол.1:15).

По синодальному переводу:

«Который (Иисус Христос) есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари…» (Кол.1:15).

Т.е. исходя из СППНМ можно понять, будто бы Сын Божий является первым творением (на что намекал Артём), с чем конечно нельзя согласиться. Из синодального перевода видно, что Сын Божий «рожден прежде всякой твари», но не говорится, что сотворен, что безусловно верно, ибо Он рождён от Отца прежде всех век и Сам сотворил время (Евр.1:2).Рассмотрев эти два текста, я сказал, что не буду их комментировать, но что надо будет дома посмотреть греческий текст и разобраться.

Кол.1:15: ὅς который ἐστιν есть εἰκὼν изображение τοῦ θεοῦ Бога τοῦ ἀοράτου, невидимого, πρωτότοκος первенец πάσης всякого κτίσεως, создания.

В дословном переводе текст похож на перевод СППНМ. Из всех слов стиха для нас ключевое πρωτότοκος. Означает оно означает?Переводы слова πρωτότοκος: как прилагательное: первородный; как причастие: рожденный прежде; как существительное: первенец. Теперь мы видим, что перевод «рожденный прежде» избавляет нас от непонимания текста, тогда как «первенец» может ввести в заблуждение и к мысли: будто бы Христос первое творение. Первенец – означает не просто «первый», а «первый рожденный» или «рожденный прежде» Хорошее объяснение этому стиху даёт блаженный Феодорит Киррский:««Перворожден всея твари» (ц.-сл.). Если единородный, то в каком же смысле первороден? Если «перворожден», то почему же единородный? Но в Божественном Евангелии именуется Он Единородным. Следовательно, «перворожден твари» не потому, что тварь ему сестра, но потому, что рожден прежде всякой твари. Ибо возможно ли быть и братом, и создателем твари? А если, по учению еретиков, Он тварь, то тварь Ему сестра. Но невозможно быть вместе и братом, и создателем твари. Создателем же называет Его Божественное Писание. А если Он Создатель, то не брат; и если же не брат, то и не тварь. Притом же божественный Апостол назвал Его не первозданным, но перворожденным, то есть первым. Так Он и «перворожден из мертвых» (Кол.1:18), потому что первый воскрес... А что Единородный не брат твари, но Творец, сие дают видеть и последующие слова: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано» (Кол.1:16)».

Изучив стих Кол.1:15, отослал смс Артёму и Кристине со следующим содержанием:

«Кол.1:15. (Иисус Христос Сын Божий) πρωτότοκος первенец (1) πάσης всякого κτίσεως, создания,1 – переводы слова πρωτότοκος: как прилагательное: первородный; как причастие: рожденный прежде; как существительное: первенец. Т.е. «первенец/первородный/рожденный прежде всякого создания». Если «единородный/единственный рожденный» (Ин.1:18), то в каком же смысле «первородный»? Он и «первородный» и "Единородный". Следовательно, «рожденный прежде всякого создания» не потому, что тварь ему сестра, но потому, что единственный рожден как Бог прежде всякой твари от Отца. Притом же божественный Апостол назвал Его не первосозданным, но первенцем, то есть первым. Так Он и «первенец из мертвых» (Кол.1:18), потому что первый воскрес для жизни вечной как человек. Так Он единственный рожденный от Отца, в отличие от всего создания, которое сотворено, а не рождено, и которое начало размножаться во времени только после своего сотворения. Сын же рожден от Отца вне времени – в вечности. Так Сын и называется апостолом первородным, потому что рождён от Отца прежде всякой твари, которая рождена не от Отца, но от себеподобных.А что Единородный Сын не творение и не брат твари, но Творец, сие дают видеть и последующие слова: Кол.1:16. Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано».

Вечером Артём позвонил мне прокомментировать мою смс и у нас состоялся разговор на 2-2,5 часа, которые мы провели за разбором слова Божия и чтением Златоуста, Феодорита Киррского и Феофилакта Болгарского. Да, Артём слушал отцов Церкви и, судя по его отзывам, был впечатлен их мудростью.  Наш диалог был увлекательным, но под конец мы оба утомились. Можно сказать, тема «Христос» была закончена. Артём узнал Кто Такой Иисус Христос на самом деле. Договорились в следующий раз обсудить другую тему.

***

Важно отметить, что «свидетели Иеговы», стоявшие у метро Каховская, после регулярных бесед с моей мамой ушли. При этом до этого они там собирались в течение 2-3 недель.  Как мне известно: в тех местах, где им начинают проповедовать православные, они исчезают, – думаю, очень важно не полениться уделять время сектантам, стоящим со стойкой литературы на улицах, если даже не ради них, то ради тех людей, которых они могут ввести в заблуждение. Выходит, что их старейшины, боясь как бы не поколебались не утвержденные запрещают своим адептам вступать в прения о вере.

r-b-vsevolod.livejournal.com

упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый. — КиберПедия

Исаак Сирский сообщает, что он знал подвижника, который молился так: «аз яко человек согрешил, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя», или другой подвижник, качая головою говорит – конечно в молитвенном расположении духа: «что-то будет!?…»

На все сие ответ такой: молитесь, кто как может, ибо существо молитвы не в словах, а в том, чтобы сердечное чувство души, в котором идет и держится вся наша жизнь, соединить с Господом – Источником вечной жизни. Нужно только знать, что прежде всего необходимо нам соединиться своим внутренним существом или душою своею непременно с Сыном Божиим – Спасителем нашим, потому что в деле спасения нашего, Искупитель наш Иисус Христос является к нам ближе, только чрез Него мы и можем иметь доступ к Отцу Небесному и за Его заслуги подается нам Дух Святой. Потому и молитва наша должна быть первее всего к Нему, и мы имеем нужду и заповедь святого апостола: верою вселить Христа в сердце (Еф.3,17).

Но здесь может кто-либо сказать: видишь, – «вселить Христа в сердце нужно верою, а не молитвою, как вы утверждаете!?».

Знать нужно, что в понятие молитвы вера входит, как существенная часть, в ней заключается и вместе с нею идет к одной цели, которая и там и здесь одна – именно: «живое и таинственное соединение человека с Богом». Это определение одинаково принадлежит и вере и молитве. В вере имется движение вперед – к предмету веруемому, а это движение и выражается молитвою или и есть самая молитва. Отсюда же происходит и молитва веры.

Веровах, – говорит пророк, – темже глаголах (Пс.115,1). Молитва без веры есть ничто – сеяние на камень. Верую в истинного Бога и веру свою выражаю стремлением к Нему, которое и может быть только чрез молитву, а потому и молюсь Ему, чая этим сподобиться Его милости. Молитва, по учению святых отец, называется материю всех добродетелей, поэтому в числе своих чад необходимо имеется и вера – яко первородная дщерь ее.

А что, по-видимому, молились святые и угодники Божии другими молитвами, то это вовсе не может служить нам благовидным предлогом и причиною уклонения от обязанности непрестанной Иисусовой молитвы, потому что нет ни одной молитвы, которая могла бы исключать присутствие Сына Божия, яко единого от Святые Троицы; и нет такой молитвы, в которой бы не присутствовал Он – един Ходатай Богу за человеки, Господь Иисус Христос. Есть молитвы к Отцу Небесному и Святому Духу, а более всего к Сыну Божию.

Но во всех молитвах, возносимых от земли на небо, Он есть Посредник, Ходатай и Примиритель, и потому всякая молитва, не во имя Его делаемая, должна быть суетна и безплодна, потому что Он составляет ее внутреннюю силу, хотя бы для чувственного слуха и не слышалось Его пресвятейшее имя.

Без Него недейственна никакая наша молитва – ни к Отцу Небесному, ни к Духу Святому.

Один только Он отверзает вход нашим молитвам к престолу благодати, яко Посредник между Богом и нами, яко Примиритель наш и Спаситель.

Отсюда необходимо вытекает такое заключение, что ничего не теряет в своем духовном приобретении, по внутреннему приближению к Богу тот, кто молится общими молитвами Святой Церкви с должным, конечно, вниманием, благоговением и правильным отношением своего ума и сердца к Богу и ко всему, что изложено в молитвах, равно и тот, кто исключительно все свое молитвенное упражнение производит Иисусовою молитвою, непрестанно читая ее днем и ночью, не должен надеяться на какое-нибудь преимущество, потому что сила того и другого моления состоит в одном, чтобы внутреннее чувство души соединить с Господом Иисусом Христом, предварительно очистивши его слезами покаяния, смирением и сознанием неизбежной нужды нашего единения с Господом.

Но дело в том, что при чтении продолжительных молитв, является немалая трудность, но причине многих предметов, там содержащихся, иметь ум свой единично прилепленным к Господу Иисусу, потому что разнообразие предметов держит его на себе, что в свою очередь, дает врагу немалую возможность всевать в ум молящегося и свои помыслы. Молитва же Иисусова, будучи чужда всего этого, прямо и непосредственно обращает все наше внутреннее существо ко Господу Иисусу Христу и тем дает нам легчайший способ единения с Ним, а врагу там уже нет места, чтобы сеять свои плевелы.

В доказательство сему можно привести учение святого Григория Синаита. Он делает вопрос: «откуда это различие, что одни учат много петь псалмов, другие – мало, третьи совсем не петь?»

Ответ: разрешение сего вопроса таково: которые деятельною жизнью, чрез многие труды и в долгие годы обрели действа благодати, те как сами научились сему, так и других учат. Они не верят тем, кои говорят о себе, что по милости Божией, достигли сего в короткое время – теплою верою, как говорит святой Исаак, и порицают таковых, будучи окрадаемы неведением и самомнением, других уверяют, что, если что бывает иначе, чем у них, то оно прелесть есть, а не действо благодати.

cyberpedia.su

Невидимая брань - Никодим Святогорец, глава 51

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава пятьдесят первая

О молитве Иисусовой

Были и есть такие молитвенники, которые излюбляли одну краткую молитовку и ее непрестанно повторяли. Св. Кассиан говорит, что в Египте в его время обычною всем коротенькой молитвой был 2-й стих 69-го псалма: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися. О св. Иоанникии пишется в житии, что он все повторял такую молитовку: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый. Ее же Он прилагал и к каждому стиху 30 псалмов, им заученных и составлявших его молитвенное правило. Другой некто постоянной своей молитвой имел такие слова: Аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя. Иные, конечно, иные излюбляли для себя молитовки. С самого древнего времени очень многими избираема была молитовка: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Видим указание на нее у св. Ефрема, св. Златоуста, св. Исаака Сирианина, св. Исихия, св. Варсанофия и св. Иоанна и св. Лествичника. Потом она, все более и более обобщаясь, уста всех исполнять стала и вошла даже в устав церковный, где предлагается взамен всех молитвословий домашних и всех служб церковных. У нас потому она из кратких молитв преимущественно и находится в употреблении. Ей потрудись навыкнуть и ты.

Молитва сия названа Иисусовою потому, что обращается к Господу Иисусу и есть по составу своему словесная, как и всякая другая краткая молитовка. Умною же она бывает и называться должна, когда возносится не одним словом, но и умом и сердцем, с осознанием ее содержания и чувствованием, и особенно когда чрез долгое со вниманием употребление так сливается с движениями духа, что они одни и присущими видятся внутри, а слов как бы нет. Всякая короткая молитовка может взойти на эту степень. Иисусовой же молитве принадлежит преимущество потому, что она с Господом Иисусом сочетавает душу, а Господь Иисус есть единственная дверь к богообщению, к снисканию которого и стремится молитва. Ибо Он Сам сказал: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6). Посему стяжавший ее усвояет себе всю силу воплощенного Домостроительства, в чем и есть наше спасение. Слыша сие, ты не удивишься, почему ревнители о спасении не жалели труда, стараясь навыкнуть сей молитве и усвоить себе силу ее. Возьми с них пример себе и ты.

Навыкновение молитве Иисусовой внешне состоит в достижении того, чтоб она сама собой непрестанно вращалась на языке, внутренне же – в сосредоточении внимания ума в сердце и непрестанном в нем предстоянии пред Господом, с сопровождающею сие сердечною теплотой в разных степенях, и отреванием всяких других помышлений, и наипаче с сокрушенным и смиренным припаданием к Господу Спасителю. Начало сему навыку полагается частым сколько можно повторением сей молитвы со вниманием в сердце. Частое повторение, установляясь, собирает ум воедино в предстоянии Господу. Установлению такого строя внутри сопутствует согреяние сердца и отгнание помыслов даже простых, а не только страстных. Когда в сердце начнет непрестанно теплиться огонь прилепления к Господу, тогда вместе с сим водворится внутри мирное устроение сердца с сокрушенным и смиренным мысленным припаданием к Господу. Доселе доходит собственный наш труд с помощию благодати Божией. Что еще, высшее сего, может совершаться в деле молитвы, то будет даром единой благодати. У святых отцов поминается о сем для того только, чтобы кто, достигши показанного предела, не подумал, что ему нечего уже больше желать, и не возмечтал, что стоит на самом верху совершенства, молитвенного или духовного.

Итак, первое тебе дело предлежит – частое, сколько можно частое, повторение молитвы Иисусовой, пока навыкнешь непрестанно ее повторять. Делай сие так:

1) Определи в молитвенном твоем правиле часть и молитве Иисусовой. Твори несколько раз сию молитву в начале своего молитвословия и несколько раз после него. Если есть усердие, и после каждой молитвы, входящей в такое молитвословие, делай то же, подражая св. Иоанникию Великому, который после каждого стиха читаемых им на правиле своем псалмов повторял свою краткую молитовку: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый.

2) Число, сколько раз повторять в каком случае сию молитву, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвой, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких повторений, не отказывай.

3) Не спеши гнать одну молитву за другой, а с мерною длительностью произноси их, как обыкновенно говорят пред большим лицом, когда просят его о чем. Однако ж не об одних словах заботься, а паче о том, чтобы ум был в сердце и предстоял Господу, как присущему, с полным сознанием Его величия и благодати, и правды.

4) Если имеешь свободу, то во время между одним и другим молитвословием положи себе становиться, как обычно становишься на молитву, и возносить к Господу несколько раз молитву сию. А если нет такой свободы, то внутренне вставляй сию молитву всюду между делами твоими и даже речами.

5) Творя сию молитву на правиле или кроме его, становясь для нее в молитвенное положение, при каждом разе ее произношения делай поклон – десять раз поясной, а потом земной,- так, пока кончишь. Ты, конечно, слыхал или читал, что святые отцы в своих правилах о молитве полагают множество поклонов. Один из них сказал: недостаточна молитва, когда кто не преутрудит на ней тела своего поклонами. Если ты положишь, по силе своей, подражать сему, то скорее увидишь плод от труда своего над навыкновением молитве Иисусовой.

6) О дальнейших наставлениях, указаниях и предостережениях касательно молитвы Иисусовой читай в "Добротолюбии" Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Никифора монаха, Игнатия и Каллиста; и всех других отцов уроки о внутренней молитве могут быть прилагаемы и к молитве Иисусовой. Заметь: в уроках сказанных отцов ты найдешь указания, как сидеть, как держать голову и действовать дыханием. Эти приемы, как сказали Каллист и Игнатий, не существенно необходимы, а суть только внешние приспособления, не для всех пригодные. Для тебя довольно быть вниманием в сердце пред лицем Господа и возносить к Нему сию краткую молитовку благоговейно и смиренно, с поклонами, когда стоишь на правиле, и с одним мысленным припаданием, когда делаешь это между делами.

7) Заметь еще: быть вниманием надо в сердце или внутри персей, как говорят иные отцы, именно – немного выше левого сосца, и там повторять молитву Иисусову. Когда от напряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как советует монах Никифор, именно – подымись с того места и стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими собой, под кадыком наверху груди. После опять сойдешь над левый сосец. Не побрезгуй сим замечанием, как оно ни покажется тебе слишком простым и мало духовным.

8) У святых отцов встретишь много предостережений. Ко всем им поводы даны опытами неправильного действования. Чтоб избежать сих неправильностей, имей советника – отца духовного или собеседника – брата единомысленного – и поверяй им все случающееся при таком труде твоем. Сам же всегда действуй в наибольшей простоте, в великом смирении и неприсвоении себе успеха. Ведай, что настоящий успех происходит внутри, незаметно, не выдаваясь, как совершается рост тела. Потому, когда возгласится у тебя внутри: а, вот оно! – знай, что это возглас вражий, представляющий тебе нечто кажущееся вместо действительного. Тут начало самопрельщения. Заглушай сей глас сразу, иначе он, как труба, будет гудеть у тебя, питая самомнение.

9) Не определяй времени, потребного для успеха в молитве сей. Положи только трудиться и трудиться. Пройдут месяцы и годы, пока покажутся слабые начатки успеха. Один из афонских отцов говорил о себе, что прошло два года труда, пока согрелось сердце; у другого некоего это пришло чрез восемь месяцев. У всякого это происходит по мере сил его и усердия к сему делу.

 

Система Orphus Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

www.biblioteka3.ru


Смотрите также