VII. "ПЛОД ЖЕ ДУХА: ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МИР, ДОЛГОТЕРПЕНИЕ, БЛАГОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ВЕРА, КРОТОСТЬ, ВОЗДЕРЖАНИЕ" (См. Гал. 5:22-23). Плод же духа любовь радость мир долготерпение благость милосердие вера


любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание , смотреть онлайн

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 5, ст. 22–26; глава 6, ст. 1-2.

 

5:22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

5:23. кротость, воздержание. На таковых нет закона.

5:24. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

5:25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

5:26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

6:1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

6:2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

(Гал. 5, 22 – 6, 2)

 

Этот отрывок, дорогие братья и сестры, мы с вами некогда уже читали и комментировали. В прошлый раз этот отрывок хронологически следовал за предыдущим в составе рядового чтения – когда отрывки разбиваются и равномерно читаются в течение года. Мы с вами пытаемся читать рядовые отрывки. Иногда они переносятся на какой-то другой день: в день большого праздника читается не рядовой отрывок, а посвященный, например, Богородице или какому-то святому, а рядовой отрывок читается за день до того или в день, следующий за праздником. Чтение рядовых отрывков правильнее с той точки зрения, что таким образом мы не пропускаем некоторые отрывки, а какие-то не приходится комментировать по несколько раз в течение года.

Сегодня мы читаем этот отрывок потому, что он посвящен празднику преподобного Серафима Саровского, который отмечается 15 января. Рядовой отрывок в календаре даже не учтен, поэтому решили остановиться на этом отрывке, очень знакомом всем людям, которые посещают богослужения. Он читается в праздник всех преподобных и тех князей, которые принимали иночество ближе к смерти, например, благоверный князь Александр Невский, благоверные князь Петр и княгиня Феврония, в честь которых называется храм, где я прохожу свое служение. Отрывок действительно очень важный. Что-то я напомню, а также постараюсь остановиться на том, что не обсуждалось в прошлый раз.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Хочется напомнить очень важный момент: русский перевод иногда почему-то не учитывает тот факт, что в определенных местах текста речь идет не просто об абстрактном духе или духе человеческом, а о Духе Святом, Духе Божием. Чтобы читающий человек мог это понять, нужно писать слово дух с большой буквы, как и все слова, которые являются именами собственными или особо важными, сакральными. Иначе не всегда можно понять, где и о чем идет речь. В 22-м стихе во фразе Плод же духа имеется в виду не абстрактный дух и не дух конкретного человека, здесь Павел ведет речь о Духе Святом, поэтому слово дух следовало писать с большой буквы. Так же и в 25-м стихе: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны, то есть не по своему человеческому, ограниченному духу. Речь идет о Духе Святом, значит слово в этом предложении везде должно быть с большой буквы: «если мы живем Духом, то согласно Духу Святому и поступать должны».

В этом же отрывке в 1-м стихе 6-й главы другой случай. Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости. Здесь, по всей видимости, имеется в виду дух как абстрактное понятие, например дух кротости, дух радости. Мы часто употребляем слово дух в контексте нашего настроения, даже иногда говорим «он в духе» или «он не в духе», то есть в настроении или не в настроении. К Духу Святому это не имеет никакого отношения. В данном отрывке, если не размышлять и не комментировать специально этот момент, можно не разобраться, где Дух Божий, а где дух человеческий или абстрактный. Об этом нужно всегда помнить, когда мы читаем Послание к Галатам или какое-то еще, где Павел ведет речь о Духе Божием.

Также важно напомнить, братья и сестры, что апостол Павел говорит именно о плодах Духа, потому что Дух взращивает плоды на почве нашего сердца, Он субъект нашего спасения, а мы готовим «почву». Плохо подготовили «почву» – Духу Святому трудно будет вырастить какие бы то ни было плоды; хорошо подготовили «почву» – значит вырастут плоды, о которых здесь сказано. С одной стороны, объективно спасение в нашу жизнь приносит только Бог, только Дух Святой. Мы не зарабатываем спасение, объективно не «дополняем» спасение какими-то добрыми делами. Иногда человек, даже христианин, мыслит по-ветхозаветному: «Я все-таки должен вложиться (в юридическом смысле) в свое спасение; Бог меня спасет на 90%, но хотя бы на 10% я должен сделать это сам». Это не преодоленное ветхое понимание. Бог со Своей стороны спасает нас на 100%, Он объективно открывает для нас эти двери, дает нам Духа. Однако со своей, субъективной, стороны мы также должны на 100% сделать все, что зависит от нас. Все, что связано с «почвой», зависит только от нас. Эту работу не сделает ни один другой человек, в том числе священник, этого не сделает даже Бог. Эта часть работы – наша и только наша, но она чисто субъективная, а то, что делает Дух – это объективная часть работы. Нужно об этом помнить, не смешивать эти моменты. С одной стороны, следует понимать, что спасение по благодати – это дар Божий, дар Духа Святого, а не что-то заслуженное. С другой стороны, нельзя забывать о «почве»: если мы ее не подготовим, то никто за нас этого не сделает, даже Бог. Он ценит и уважает нашу свободу, Он призывает нас, Он готов нам подарить Дух Святой и сделать Его фактором того, что эти плоды будут расти в нашей «почве», но саму «почву», повторю, возделать можем только мы.

Вот такие мысли, братья и сестры, на мой взгляд, важные, хотелось донести до нашего с вами внимания. Отрывок хоть и часто читаемый, но очень глубокий, и, наверное, о нем можно говорить не раз и не два.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

tv-soyuz.ru

VII. "ПЛОД ЖЕ ДУХА: ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МИР, ДОЛГОТЕРПЕНИЕ, БЛАГОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ВЕРА, КРОТОСТЬ, ВОЗДЕРЖАНИЕ" (См. Гал. 5:22-23). Велик Бог наш

23. Обретенная вера

Эта история произошла в Китае в те времена, когда европейцам ещё дозволялось жить в Поднебесной империи.

Чанг был главарём разбойничьей шайки, хорошо известной в округе, и славился своей ловкостью и жестоким нравом. Днём разбойники скрывались высоко в горах, где правительственным войскам почти невозможно было их обнаружить; а тёмными ненастными ночами спускались, вооружённые до зубов, в долины и подкрадывались к околицам деревень. По условному знаку бандиты разом врывались в селения и принимались грабить, пристреливая на ходу свирепых сторожевых псов и беспощадно убивая крестьян, пытающихся оказать сопротивление. Удалившись с богатой добычей, они понемногу распродавали её на базарах, расположенных за десятки вёрст от тех мест; а когда запасы награбленного подходили к концу, начинали готовиться к новому налёту. Ни один житель во всей округе не мог считать себя в безопасности: ведь до сих пор никому не удавалось ни выследить, ни поймать банду, ни отбить её нападение.

На этот раз Чангу пришла в голову блестящая идея - это было кое-что покрупнее, чем обычный набег на горную деревушку. Собрав всю шайку в потайном убежище в неприступных скалах, он изложил свой план.

Сообщники Чанга были в большинстве своём отпетыми негодяями. Они боялись и ненавидели своего главаря, всегда загребавшего себе большую часть добычи, но вынуждены были подчиняться ему. Почти каждый из них оказался здесь, спасаясь от тюрьмы либо от смертного приговора, и потому путь назад был для них отрезан.

Разбойники молча слушали Чанга. Он говорил о том, что ц последнее время в деревнях нечем поживиться и следовало бы отыскать более обильный источник дохода. К югу от тех мест у самого подножия горной цепи раскинулся небольшой городок, где было множество лавок, магазинчиков и прочих заведений. Но соблазнительнее всего выглядела в глазах Чанга небольшая больница, которую содержали три европейских доктора. Со всей округи народ тянулся туда за лекарствами; имелось там и несколько коек для тяжелобольных. У врачей наверняка найдётся что взять. В больнице, скорее всего, есть деньги, а также одеяла и прочее барахлишко, что обычно используют европейцы. Можно надеяться на неплохой улов!

Разбойники слушали Чанга, храня угрюмое молчание. Предлагаемый им проект был намного рискованнее, чем всё, что они предпринимали до сих пор. Однако неповиновение означало верную и немедленную смерть, в то время как участие в налёте давало шанс уцелеть. Эти люди постоянно ходили на краю пропасти, и тень смертельной опасности лежала на каждом мгновении их существования, но иной жизни они себе не мыслили. В конце концов зимой в горах одеяла будут очень кстати, если, конечно, им будет позволено оставить их при себе.

Набег был назначен на новолуние, когда ночь особенно темна. Чанг заранее послал на разведку одного из своих приближённых, чтобы тот выяснил все подробности, связанные с местоположением больницы, и теперь вся шайка сгрудилась возле набросанного углём на камне топографического плана. Главарь дал каждому чёткие указания, где и что нужно делать. По завершении операции налётчики должны были дружно уйти в горы по свистку Чанга, также принимавшего участие в деле. Всё должно быть закончено в течение нескольких минут.

Наступила ночь новолуния. Разбойники спустились с гор, подошли к больнице и по условленному знаку бросились вперёд. Вначале всё шло по плану. Убрав ночного сторожа, Чанг с двумя разбойниками ворвался внутрь и принялся грабить, хватать, громить, ослепляя сбежавшихся испуганных санитарок ярким светом фонаря.

Налётчики как раз выходили из ворот больницы, когда увидели бегущего к ним врача-европейца, за которым бежали, не поспевая, две медсестры. С ними главарь шайки разделался быстро: выхватив меч, он ударил им плашмя по протянутой руке доктора с такой силой, что хрустнула кость; безоружные женщины отпрянули назад, лишь завидев блеснувшее лезвие. Чанг уже собирался свистеть отбой, как вдруг заметил, что дело неладно: каким-то образом на этот раз в городе узнали о предстоящем нападении, и теперь полиция окружала пытавшихся убежать бандитов.

Завязалась жестокая схватка: стрельба, пронзительные крики, испуганно мечущиеся в ночном мраке тени... Чанг колебался - вмешаться в дело и попытаться спасти своих людей или же раствориться в черноте ночи за подступающими сзади к больнице деревьями? Наконец он решил, что в такой ситуации каждый должен думать сам о собственной шкуре. Швырнув горящий фонарь в штабель досок, чтобы занявшееся пламя прикрыло его отход, Чанг отступил в темноту. Спотыкаясь, набивая синяки и изрыгая ругательства, он перебирался через заваленный мусором пустырь, падал в какие-то полные вонючей жижи канавы, продирался сквозь колючий кустарник... Наконец крики и перестрелка остались далеко позади, и видно было лишь зарево пожара, охватившее багровым светом полнеба.

Чанг почувствовал себя безмерно одиноким в ночном мраке и безмолвии. Однако опасность ещё не миновала. На рассвете полиция может начать прочёсывать окрестные холмы, так что надо уходить в горы, в тайные укрытия в скалах и глубоких долинах, известные ему одному.

Утром, когда взошло солнце, Чанг забился в чащобу у подножия гор. Кто признал бы сейчас грозного атамана разбойничьей шайки в этом измученном, дрожащем за свою жизнь беглеце?

...Ему удалось уйти. Много дней он шёл горными тропами, то прося подаяние в деревнях, то подрабатывая на уборке урожая. Никому и в голову не могло прийти, что это сам Чанг, король разбойников, ужас всей округи.

На душе у него было тяжело. Как бы испорчен и эгоистичен он ни был, всё же он был главарём шайки. Бывало, он помыкал своими подручными и обманывал их, но теперь, в своём горьком одиночестве, он начал тосковать по ним. Конечно, между ними не могло быть и речи о нежных чувствах, но он по-своему гордился ими. Сколько их погибло в той схватке? Скольких захватила полиция? Скольким удалось спастись?

В конце концов Чанг больше не мог этого вынести. Розыск, должно быть, давно прекратился, да и его собственные люди вряд ли узнали бы его в таком виде. Он решил спуститься в город и навести справки. Кроме того, там можно попытаться найти работу, а со временем - как знать? - даже купить небольшую ферму и рисовое поле. Казалось, вся воинственность Чанга исчезла с гибелью его банды, и теперь он хотел бы встать на путь иной жизни, если только это возможно.

Он спустился в город в базарный день вместе с потоком идущих на рынок крестьян. Прохаживаясь по городским улицам, он делал вид, что ничто окружающее его не интересует, но при этом замечал каждую мелочь. Больницу ещё не восстановили, доктора-европейцы временно покинули город. Чанг остановился, рассматривая руины, и обратился с вопросом к одному из местных жителей:

- Какое несчастье! Я слышал, здесь жили иностранцы. Как же так случилось, что дом сгорел?

- Всё проклятые грабители. Они подожгли больницу и ранили нашего доктора. Сейчас его нет в городе, но он со своими друзьями обязательно вернётся.

- А что случилось с грабителями? Надеюсь, их расстреляли на месте?

-Да, одних убили, других взяли живьём. Было трое тяжело раненных.

- И что с ними сделали?

- Полиция хотела бросить их умирать, но доктор попросил не трогать их.

- Доктор просил за них? Почему?! Он что, сам хотел добить их?

- Что вы! Эти европейцы проповедуют религию любви. Больница сгорела, но он велел отнести их к себе домой. У доктора была перебита рука, и потому он не мог лично заняться ранеными, но дал указания медсестрам, что нужно делать. Сам он отправился в другой город, чтобы наложить на руку гипс, однако уже на следующий день вернулся. Денно и нощно он заботился о трёх негодяях, как о родных детях, и эти волки превратились в ягнят. Один умер, но двое выжили.

- Где же они сейчас? Он передал их полиции?

- Нет-нет! В полиции их считали умершими и больше за ними не приходили. Когда доктор уезжал, они последовали за ним. Он стал им как отец, и я не думаю, что они когда-нибудь смогут покинуть его...

Чанг не мог поверить своим ушам. Лишь услышав эту невероятную историю несколько раз от различных людей, он уверовал в то, что она действительно произошла.

Человек возлюбил своих врагов и сделал добро тем, кто громил, грабил, поджигал, - и враги превратились в друзей. Значит, любовь сильнее меча!

Раньше Чангу не приходилось слышать ничего подобного. Поистине, то была неземная любовь! Ночью, лёжа без сна в гостинице, бывший бандит решил отыскать источник этой любви. Горожане говорили, что европейцы проповедуют религию любви и что среди китайцев немало тех, кто принял её.

Чанг выполнил то, что задумал. Скитаясь по городам и сёлам, перебиваясь случайными заработками, он искал веру, несущую людям дар любви к врагам. И наконец настал день, когда он нашёл последователей Христа и всей душой принял Его учение, дарующее любовь.

Бог - источник милосердной любви, и эта любовь излилась в мир через Иисуса. Этот дар любви дан нам в Святом Духе, благодаря которому мы можем научиться любить и прощать, как это делает Бог.

Чтобы узнать о Божественной любви, прочитай 1 послание Иоанна, гл. 4, стихи 7-21; как она важна, ты поймёшь, прочитав 1 послание к Коринфянам, гл. 13.

КЛЮЧ, "...любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5:5).

МОЛИТВА. Любовь не ошибается. Любовь - тот дар святой, Который нам открыл Иисус, Пожертвовав Собой. Так научи, о Боже, нас Любить ещё сильней, Ибо другого нет пути К обители Твоей.

ПОДУМАЙ: Иисус выразил сущность Божественного милосердия в словах Господней молитвы: "Прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим". Как мы можем следовать этим словам в нашей жизни?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Добродетели

Источник любой добродетели – Бог. Во Христе все добродетели существуют в высшей и совершенной степени; кроме того, они неделимы и составляют единое целое. Ибо мы – Его творе­ние, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог пред­назначил нам исполнять. (Еф.2:10)«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Добродетель

Определение

Свящ. Писание

Условия стяжания

Примеры

Плоды

Прочее: степени, связь, образы

Вера

Добровольное согласие человеческой воли на принятие Богооткровенной Истины, доверие к Богу как Любящему Отцу и Его Всеблагому Промыслу.

Мф.16:24 Мф.21:21-22Откр.3:20

Безусловное доверие Богу. Следование Христовым Заповедям.

Праотец Авраам

Апостол Андрей Первозванный

Благоразумный разбойник

Первомученик, архидиакон Стефан

Все поступки совершаются в согласии с волей Божией и являются исполнением её. Стяжевается упование на всеблагой и премудрый Промысл Божий в любых обстоятельствах.

Верующий православный христианин является членом Церкви и ведёт активную духовную жизнь. Вера взращивается  участием в Таинствах (Исповеди  и Причастия), изучением Священного Писания, Житий святых и личным общением с подвижниками благочестия.

Воздержание

Удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.

Греческое слово «воздержание» означает: держать под контролем, владеть собой. Часто оно переводится словом «самообладание» и подразумевает «сдерживать пыл, влечение, желания».

1Кор.6:12 1Кор.9:25 Лк.1:14-16 Мф.11:11 Гал.5.24

Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности.

С 1-м требуется беспощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Преподобный Герасим Иорданский

Тело должно покориться душе, а душа — духу.

Подвиг воздержания простирается вообще на все, что препятствует богоугодной жизни. С этой точки зрения воздержание (принимаемое в широком смысле), как добродетель, является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.

Жертвенность

Добродетель, заключающаяся в желании и готовности жертвовать собой, своим временем, силами, средствами ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему, самоотречение.

Мф. 25:40-45 1Кор. 10:24 1Кор. 13:3

Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви. Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце.

Праведная Марфа

Праведный Иоанн Кронштадтский

Любовь как главное сокровище сердца.

Высшими формами жертвенности являются мученичество и смерть во имя Бога.

Кротость (простота, незлобие)

 

Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.

Мф.5:5 Мф.11:29 Иак.3:17 Флп.4:5 Пс.24:9

Послушание.

Испрашивание помощи у Бога.

Самоукорение.

Преподобный Павел Препростый

Святитель Спиридон Тримифунтский

Терпение, безгневие, Возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться.

Терпение оскорблений и гонений.

Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания.

Любовь

(Венец добродетелей) совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению.

Гал.5:22-23 1 Ин.4:7-16, 20–21 1 Ин.5:3 Лк.10:27 Ин.14:23,15:9-17, 6:24

«Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Преподобный Амвросий Оптинский.

Апостол Иоанн Богослов

Преподобный Силуан Афонский

Праведный Алексий Мечев

Жертвенное служение Богу и людям.

Зрение в ближних образа Божия. (Отсутствие страха).

Плод любой добродетели – умножение любви.

Христианская любовь – деятельная и жертвенная.

Милосердие и Милостыня

Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды.

Деятельное проявление милосердия.

Мф.5:7 Мф.6:3

Мф. 19:21

Мф.25:31-40 Мф. 26:9

Мк. 14:5

Лк.6:36 Лк.10:30-37

Лк. 14:13

Лк. 16:20

Лк. 19:8

Ин. 13:29

Деян. 4:34

2 Кор.9:6 Пс.40:2.

Св. Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».

Праведный Филарет Милостивый

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Иоанн Милостивый

Милосердие – лекарство от эгоизма.

Оно облагораживает душу, умиротворяет совесть, дает внутренний покой и радость, укрепляет веру.

Милостыня – царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница, учил свт. Иоанн Златоуст.

Оказание милости при жизни станет заступничеством в день Страшного суда. 

Молитва

Обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим.

 

Мф.6:6 Мф.1:35 Мф.7:7 Мф.15:8 Мф.26:39 Лк.6:12 Деян.13:2-3

Внимание, неспешность, памятование о Боге, пост, уединение, сосредоточенность, тишина. Молитву можно сделать потребностью только через молитвенный труд.

Преподобная Мария Египетская

Святитель Григорий Палама

Праведный Иоанн Кронштадский

Преподобный Серафим Вырицкий

(Матерь добродетелей).

Непрестанная память о Боге, сердечная теплота, любовь к Богу и ближним.  

Молитва – барометр духовной жизни.

Три степени молитвы: устная, умная, умно-сердечная.

Молитва является зеркалом духовного возрастания. 

Надежда

Надежда – уверенность в добром исходе нашей жизни, укорененной в вере в Бога, убеждение, что несмотря на всю тьму и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия нисходит на нас и изменяет нас.

Главным предметом христианской надежды является вечное спасение.

Пс. 32:20-22. Рим.8:24-25 Лк.12:22-32

 

Упование на Промысл Божий в любых обстоятельствах.

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Святая царица-страстотерпица Александра

Она ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги.

Надеждой гордый может быть  смирен, нечистый – очищен, слабый – укреплен, грешный – исправлен.

Надежда имеет своим основанием веру.

Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся.

Нестяжание

Удовлетворение себя (одним) только необходимым.

Пс.61:11 Мф.6:25-26, 31-33 Мф. 19:23 Лк.12:33-34 Ин.15:5

 Любление евангельской нищеты.

Преподобный Нил Сорский

Блаженная Ксения Петербургская

Новосвященномученик Фаддей Тверской

Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее.

Исторгается из сердца страсть к наживе.

 

Покаяние

Фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.

Мф.3:2 Мф.4:17 Мк.6:12. Деян.2:38, 2:21

Совершение в течение всей (человеческой) жизни, (никогда не бывает излишним)

Авва Сисой Великий

Апостол Петр

Царь и пророк Давид

 

Видение своей греховности; появление желания служить Богу и ближним; нрав становится непритворным и нелицемерным; искренность исповедания грехов; видение даже тонких греховных помыслов.

Переход на качественно иной образ мыслей.

Вектор жизни изменяет направление от собственного «я» к Богу.

Послушание

Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, творчестве, смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божию.

В более широком смысле – согласование своей воли с волей Божией.

Лк.16; Ефес.4:11-12 Быт.22:1-18 Мф.26:39 Ин.6:38 Фил.2:6-8 Деян.4:19

Отсечение своей воли (имеется в виду воля греховная и гордость).

Для него необходимы: смирение, вера, надежда, любовь, чистота намерений, жертвенность, рассудительность.

Духовный руководитель может указать на какие-то ориентиры, но проходить путь от ориентира до ориентира человек должен сам.

Исаак при жертвоприношении Авраама

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Преподобный Акакий Синайский

 

Приходит внешний порядок жизни.

Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение.

Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным.

Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.

Образом послушания указывают ртуть, т.к. она спускается ниже всякой жидкости и не смешивается с нечистотою.

Правда

Правда – стремление к справедливости. Она отражена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии, возлюбить ближнего своего – тоже, что и творить правду.

 

Притч. 21:3 Пс. 4:6 Пс. 10:7 Пс. 30:24 Пс. 131:9 Мф. 5:6 Мф. 5:10 Еф. 4:25

 

Для развития этого чувства необходимо: — чаще прислушиваться к голосу совести; — исполнять заведи Бога.

Святитель Николай Чудотворец

Праведный Иоанн Кронштадтский

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Максим Исповедник

Плод правды — совершенство добродетели; из него вырастает древо жизни (свт. Иоанн Златоуст).

Вставший на путь правды, прилепится к свободе во всяком деле (прп. Исаак Сирин).

Признаком совершения всякой правды является радость (прп. Феодор Студит).

Человеческая правда, по аналогии с Божественной, в высшем своём проявлении должна соизмеряться с такими добродетелями как мудрость и милосердие.

Рассуждение

Благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией.

2Пет.1:5 Пс.78:16 Притч.2:3-5

1. Самоконтроль. Внутреннее внимание. 2. Избегание крайностей. 3. Сообразование собственной аскезы и духовной пользы окружающих. 4. Чтение святых отцов и Житий святых. 5. Развитие навыков рассуждения.

Рассуждение невозможно для новоначальных. Поэтому неопытным необходимо недоверие к себе и послушание духовному руководителю.

Святитель  Иоанн Златоуст

Преподобный Амвросий Оптинский

Святитель Феофан Затворник

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

 

 

Просвещенный ум. Способность принимать правильное решение в любых обстоятельствах и подавать душеполезный совет ближнему.

Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

 

Рассуждение – Дар Божий, а не просто интеллектуальная развитость.

Без рассуждения ни одна добродетель не имеет настоящей цены в очах Божиих. Будет ли то молитва, или пост, или милостыня — без рассуждения все это может обратиться даже во вред.

 

Образом добродетели рассуждения в церковной письменности являются руль и соль.

Ревность

Сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божией воли.

Исх.30:3-5 Пс.36:8 Пс.68:10 Рим.10:2

Необходимо преобразить противоестественную ревность о временном и преходящем, изначально присущей человеку, – ревностью к познанию Бога и соединению с Ним.

Пророк Иеремия,

Праведный Иоанн Кронштадтский,

Преподобный Иосиф Волоцкий

Новосвященномученик Иоанн Рижский

Отвага, усердие,  душевная сила и телесная старательность.

С ослаблением ревности приходит теплохладность.

Ревность в духовной жизни не должна исключать такую добродетель, как рассуждение. Ревность без рассуждения в патристике именуется ревностью не по разуму, неразумной ревностью (Рим. 10:2).

 

Святость (обожение)

Высшая степень приобщения подвижника к божественной благодати, причастность к Богу.

Лев.11:44 1Пет.1:15 Мф.5:48

Святые отличаются от обычных людей той решительностью и решимостью, с которой они меняют жизнь после обращения к Богу.

Преподобный Серафим Саровский

Святитель Иоанн Шанхайский

О святости свидетельствуют не подвиги, а богоподобные качества.

Три степени: освящение, просвещение, усовершение.

Скромность

Добродетель проявляемая в нежелании выказывать свои достоинства и заслуги.

Рим. 12:3

 

 

 

 

 

1. Смиренное отношение человека к себе, как к творению Божьему. 2. Сокрушение о грехах. 3. Телесные труды.

Скромность и смирение явственно рождается в душе от исполнения заповедей.

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Александр Свирский

Скромный никогда в жизни не проигрывает; его таланты и достоинства не унижаются его скромностью, наоборот, еще больше вырастают, писал архиепископ Иоанн Шаховской. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают.

Скромность не означает слабости, но, напротив, она подчёркивает силу и доблесть духа.

Смирение и смиренно-мудрие

Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов.

 Смиренномудрие – одна из граней смирения, правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире.

Исх.66:2 Мф.26:63 Мф.11:29  Ин.13:14-15.

Преподобный Сергий Радонежский

Андрей, Христа ради юродивый

Преподобный Агафон Египетский

 

Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят.

Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых). Признак глубочайшего смирения, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет.

Цель христианской жизни – обо́жение, а кто больше познает Бога, тот более и смиряется.

Только этой добродетели не могут подражать бесы.

Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.

О необходимости смирения говорит первая Заповедь блаженств.

Если любовь является вершиной дома добродетелей, то фундаментом ему служит смирение. Благоразумные строители начинают возведение дома с основания, а не с крыши.

Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов.

Для духовного дома христианина кирпичами являются добродетели, а известью служит смирение.

Страх Божий

Благоговение перед Богом, боязнь оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, утратить ощущение благодатного Божественного присутствия.

Пс. 33:23 Пс. 110:10 Притч. 1:7 Притч. 8:13 Иер. 32:40 Лк. 17:10

 

Никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских; когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви, учил прп. Серафим Саровский.

Праотец Авраам

Пророк Моисей

Благоразумный разбойник

Отречение от суеты мира во имя любви к Богу ведет к стяжанию новоначального страха Божия, а в свою очередь страх Божий начинает вести человека к любви совершенной, к тем семи дарам Святого Духа, о которых сообщает Писание.

Страх Божий – основа прочих добродетелей. Страх Божий следует отличать от панического страха перед Богом.

Терпение

Стойкое перенесение скорбей с благодарением Богу.

 

Сир. 2:14 Пс.39:2 Мф.24:13 Лк.21:19 Иак.1:3-4 Евр.10:36 2 Сол.3:5.

Терпение есть готовность к скорби и ежедневное ожидание ее.

В терпении нужно упражняться прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, быть во всеоружии.

(Нужно считать любое бесчестие посланным от Бога для упражнения в его преодолении.)

Праведный Лот

Праведный Иов Многострадальный

Богоотцы Иоаким и Анна

Великомученик Евстафий

Благоверная княгиня Анна Кашинская.

Терпеливому чужда обида.

Терпеливый стяжевает всегдашнее спокойствие и сохраняет душевный мир в любых обстоятельствах.

Терпение вырабатывается несением скорбей.

Терпение даётся Богом по мере смирения.

Высшей степенью является перенесение обид с радостью, даже имея возможность отразить их.

Трезвение

С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать.

1 Петр.5:8 Пс. 79:12 1Кор. 14:16 Мф.24:45-51 Мф.26:41

 

Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Преподобный Пахомий Великий

 

Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души.

Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях.

Духовная бдительность помогает очищению ума и сердца и стяжанию прочих добродетелей.

Трудолюбие

Любовь к богоугодному труду, желание старательно и добросовестно трудиться.

Притч.11:15 Притч.12:14 Притч. 14:23 Притч. 16:26 Притч. 24:27 Притч. 28:19 Екк.1:3 Екк. 3:9 Екк. 6:7 Екк. 10:15 Сир. 7:15 Прем. 3:15 1Кор. 4:12 2Фес. 3:10 2Тим. 2:6

1. Избегание праздности. 2. Понуждение себя к труду.

 

Апостол Павел

Преподобный Арсений Трудолюбивый

Преподобный Серафим Саровский

 

«Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод», учил прп. Антоний Великий.

Святитель Феофан Затворник писал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных.

Целомудрие

Совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела.

«По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» (свящ. Павел Флоренский)

Числ.6:8 2Кор.6:6 1Тим.4:12, 5:2 1Кор.3:17 Тит.2:5-6. 1Фес.4:7 Пс.138:14 Притч.6:25

Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания.  Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души. Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою.

Равноапостольная Фекла

Мученица Евфрасия

Мученица Пелагея дева

Мученицы Домнина, Виринея и Проскудия

Мученица Фомаида

Благоверная княгиня Иулиания Вяземская

Телесная и духовная чистота.

 

По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

azbyka.ru


Смотрите также