Вебер «Протестантская этика и дух капитализма». Как изменяет дух капитализма отношение людей к труду и профессии


"Протестанская этика и дух капитализма"

Российский Государственный

Медицинский Университет

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

М. Вебер

" Протестантская этика и дух капитализма"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 1 курса 144группы

Куликова Антона

 

 

 

 

 

 

Москва 2002

Введение.......................................................... 3

Глава 1............................................................... 3

Вероисповедание и социальное разслоение      3

Глава2................................................................ 4

Дух капитализма............................................. 4

Глава3................................................................ 9

Концепция призвания у Лютера. Задача исследования. 9

Заключение................................................... 10

Список использованной литературы:.... 11

 

 

 

 

М. Вебер ( 1884  - 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основание данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.

Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании: «среди абитуриентов – католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и торгово – промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству (реальные гимназии, реальные училища, гражданские училища повышенного типа и т. п.), значительно ниже, чем среди протестантов – католики явно предпочитают гуманитарную подготовку классических гимназий.»[1] Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и коммерции, «опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе …. концентрируют свои усилия в области предпринимательства … Так было с поляками в России и Пруссии … с гугенотами во Франции Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в Англии и – last not least* – с евреями на протяжении двух тысячелетий. Между тем католики Германии не подтверждают эту закономерность …»[2].

Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что действительно существуют объективно-исторические причины преобладания протестантов среди наиболее обеспечнных слоев населения, он все же склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в «устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедании, а не только в историко-политическом положении»[3].

Далее следует попытка дать определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующее:        "комплекс       связей,    существующих        в      исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения[4].

Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким пропагандистом «философии скупости. Идеал её - кредитоспособный, добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель»[5]. На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной  модели мира, когда «честность полезна ибо она приносит кредит»[6].  Но высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная честность.

Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма.  Там всегда была жажда к наживе, деление на классы,  но не было нацеленности на рациональную организованность труда.

Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма  был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.

        Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу организации предприятия. Он пишет, что современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с его проявлениями. «В ряде случаев повышение расценок влечет за собой не рост, а снижение производительности труда, так как рабочие реагируют на повышение заработной платы уменьшением, а не увеличением дневной выработки»[7].

        Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду Даже чисто в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях,         когда не обеспечивает потребностей физического существования. «Низкая заработная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже в чисто количественном отношении производительность труда падает во всех тех случаях, когда заработная плата не обеспечивает потребности физического существования»[8].

        Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.

Традиционный человек

Современный протестант

Работает, чтобы жить

Живет, чтобы работать

Профессия -бремя

Профессия- форма существования

Простое производство

Расширенное производство

Не обманешь- не продашь

Честность -лучшая гарантия

Основной вид деятельности - торговля

Основной вид деятельности - производство

««Идеальный   тип» капиталистическогопредпринима-теля, к которому приближаются и отдельные выдающиеся предприниматели Германии, не имеет ничего общего с … чванством ни в его грубом, ни в его более тонком выражении. Ему чужды показная роскошь и расточительство, а также упоение властью и внешнее выражение того почета, которым он пользуется в обществе. Его образу жизни свойственна известная аскетическая направленность … сдержанность и скромность»[9]. «Самому предпринимателю такого типа  богатство «ничего не дает» (цитата Вебера), разве что иррациональное ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания»[10].

Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах: «…кто-либо может сделать единственной целю своей жизненной деятельности накоплением материальных благ, может стремиться к тому, чтобы сойти в могилу обремененным деньгами, люди иной эпохи способны были воспринимать лишь как результат извращенных наклонностей»[11]. 

Далее Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом ( если это возможно) влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.

Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти: «Источники свидетельствуюто том, что после смерти богатых людей весьма значительные суммы поступали в церковную казну в виде «покаянных денег», а в иных случаях и возвращались прежним должникам в качестве несправедливо взятых с них «usura»**. Дело обстоит иначе – если оставить в стороне еретические или рассматриваемые как сомнительные по своим учениям направления – лишь в патрицианских кругах, которые внутренне были уже свободны от власти традиции. Однако даже скептически настроенные или далекие от церковности люди предпочитали на всякий случай примириться с церковью, пожертвовав в ее казну определенную сумму денег, ввиду полной неизвестности того, что ждет человека после смерти, тем более что (согласно  весьма рспрострненному более мягкому воззрению) для спасения души одстаточно было выполнить предписываемые церковью внешние обряды»[12].

Вебер проводит глубокий анализ развития взглядов на занятие мирской деятельностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием религиорзных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.

 

Вебер проводит морфологический разбор слова «Beruf» - призвание в немецком и «calling» в английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. «Безусловно новым было то, однако, следующее: в этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека»[13]. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех профессий перед Богом.

Основные значимые догматы протестантизма:

1. .Человек изначально грешен

2. До начала жизни все предопределено

3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в своей профессии.

4. Послушание властям

5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.

6. Примирение со своим местом в мире.

Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.

 

Главной филосовской идеей в данном произведении является на мой взгляд следующее:

1) Целерациональный тип действия, то есть

a) направленное к достижению ясно сознаваемых самим действующим индивидом целей и

b) использующее для достижения этих целей средства, признаваемыми за адекватные самим действующим индивидом.

2)  Три типа господства:

a) Легальный,

b) традиционный,

c) харизматический.

3)  Три ценности:

a) этика братской любви,

b) освобожденный от ценностей и ставший чисто функциональным «разум», то есть формальная рациональность,

c) стихийно – экстатическое начало, харизма.

Мировоззренческой основой мышления Вебера является политеизм, «вечная борьба богов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. М. Вебер "Избранные произведения", М. «Прогресс», 1990

[1] Вебер М. Избранные произведения., М.:Прогресс, 1990, стр. 63

* В последнюю очередь, но не в меньшей степени (англ.).

[2]  Там же, стр. 64-65

[3] там же, стр 65

[4] там же, стр, 70

[5] там же, стр, 73

[6] там же, стр, 74

[7] там же, стр, 80

[8] там же, стр, 82

[9] там же, стр, 90

[10] Там же, стр., 90

[11] Там же, стр., 90

** Проценты (лат.)

[12] Там же, стр., 93

[13] Там же, стр., 97

Теги: "Протестанская этика и дух капитализма"   Реферат  Философия

dodiplom.ru

Вебер «Протестантская этика и дух капитализма». - Ответы на вопросы - Ответы на экзаменационные билеты

  Одной из основных работ М.Вебера является " Протестантская этика и дух капитализ-ма", в которой Вебер описал сравнительный анализ наиболее значимых религий и про-анализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религи-озных убеждений. В начале своей книги М. Вебер проводит детальный анализ статисти-ческих данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных со-циальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.   Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди католи-ков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовя-щихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.  Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и ком-мерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе концентрируют свои усилия в области предпринимательства и торговле. Так было с по-ляками в России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии.  Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что действительно существуют объектив-но-исторические причины преобладания протестантов среди наиболее обеспечнных слоев населения, он все же склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-полит. положении.  Далее следует попытка дать определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующие: "комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения.  Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек - " кредито-способный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего ка-питала как самоцель". Высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаж-дения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что та-кая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбо-ра.  Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, новсем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную орга-низованность труда.  Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извле-чения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образо-ванных проповедниками северных штатах.  Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу организации предприятия. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая интенсив-ность труда, то была проведена попытка стимулировать производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее повыше-ния. Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного "традиционным" капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое отношение к труду.  Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населе-ния, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработан-ная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже чисто в количественном от-ношении производительность труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потреб-ностей физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство от-ветственности, и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания.   Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду. Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того времени, Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо исполненного долга.   Далее Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что ка-питалистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом (если это возможно) влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззре-ние теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору. По-добно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регла-ментирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью он, может быть, использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох. Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, счи-тая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, по-дарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти.Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской деятель-ностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздей-ствия их учений были лишь следствием религиорзных мотивов. Вебер считает, что куль-турные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и англий-ском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение централь-ный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мир-ских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех профессий перед Богом.Основные значимые догматы протестантизма: 1. Человек изначально грешен; 2. До начала жизни все предопределено; 3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в своей профессии; 4Послушание властям; 5.Отрицание превос-ходства аскетического долга над мирским; 6. Примирение со своим местом в мире.Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека бы-ли определены предельно жестко - есть избранные и есть неизбранные, изменить ниче-го нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.

socna5.at.ua

Эссе по работе М. вебера " Протестантская этика и дух капитализма": galina_nik4895

Макс Вебер,известный экономист и социолог , в 1905году пишет свою очередную работу-«Протестантская этика и дух капитализма».Он говорит отом, что существует взаимосвязь междувероисповеданием и расслоениямиобщества: протестанты, согласностатистике, чаще являются владельцамипредприятий,капитала и т. д. Причинаэтого не в исторически сложившемсяблагосостоянии, а в своеобразном складепсихики, обусловленной воспитанием,религиозной атмосферой родины и семьи.

Вебер определяетряд задач, которые он хочет реализоватьв своей книге. Необходимо сформулироватьнеустоявшиеся представления (о «духепроизводственной деятельности»протестантов, и отрешенности от этогокатоликов, которые предпочитаютспокойную, отчужденную жизнь) с наибольшейчеткостью. Для этого нужно попытатьсякак можно лучше разобраться в исследуемыхявлениях, определить существующиеразличия между вероисповеданиями.

Необходимодать определение понятию «дух капитализма»-Вебер говорит о том, что каждое определениедолжно соответствовать конкретнойзадаче исследователя, поэтому онпредлагает дать определение этомупонятию в конце своего исследования.

ПроповедьБенжамина Франклина пропитана духомкапитализма. В ней говорится, чтоприумножение капитала- являетсясамоцелью каждого человека. Такиекачества, как честность, пунктуальность,аккуратность- являются добродетелями,так как дают возможность получениякредита. Идеал философии Франклина-«кредитоспособный, добропорядочныйчеловек, долг которого рассматриватьприумножение капитала, как самоцель»1.Специфика социальной этики состоит втом, что цель человека- получение прибыли,но законным путем, и при полном отказеот наслаждения даруемого деньгами.Понятие « профессионального долга»является очень важным. Человек, какэлемент современного хозяйственногостроя, вынужден подчиняться нормамкапиталистического, хозяйственногоповедения, иначе он исключается,посредством экономического отбора.

Капитализм,добившись господства, создает для себянеобходимые объекты, предпринимателейи рабочих. Для того, чтобы у них возникопределенный вид поведения, он долженвозникнуть как мироощущение у группылюдей.

Одним изпротивников духа капитализма был типвосприятия и поведения, которыйпредставляет собой нормативнообусловленный стили жизни, выступающийв «этическом» обличии- традиционализм.

Традиционализмможет проявляться в среде рабочих.

Вебер приводитряд примеров, исходя из которых делаетвывод, что рабочие не заинтересованныв преувеличении прибыли, им важнее тотпривычный образ жизни, который приноситим доход, достаточный для того, чтобыудовлетворить свои потребности.

Предприниматель,при желании повысить производительность-повышает зарплату рабочим. По логике-это должно увеличивать и производительность,но происходит наоборот:производительностьпадает. Это происходит, как уже сказановыше, из-за того, что человек заинтересованлишь в том «сколько ему нужно трудиться,чтобы заработать столько, сколько онпривык, для обеспечения своих традиционныхпотребностей»2.По идее, чтобы производительностьувеличить, нужно понизить доход рабочим,но в ряде случаев это не приводит кожидаемому результату, т. к. человеккоторый едва может обеспечивать своесуществование; еще это невозможно тогда,когда требуется наличие квалифицированныхкадров.

В настоящеевремя, пишет Вебер, и речи быть не можето связи капиталиста и его образа жизни,его целей и идеалов с вероисповеданием.Мировозрение, которое раньше определялосьрелигией, сейчас определяется исключительноинтересами торговли и промышленности.К религии прибегают лишь как к средствуотвлечения от дел, труда. Это отчуждениепроисходит от того, что она (религия)стремление к наживе считает постыдным,более важным для нее являетсянравственность.

1Вебер М. «Протестантская этика и духкапитализма» стр 28

2ВеберМ. «Протестантская этика и дух капитализма»стр. 33

galina-nik4895.livejournal.com


Смотрите также