Презентация "Традиционные религии России" (умк "Планета знаний"). Действия которые связывают людей с миром богов или духов называются


КИМы по ОРКСЭ 4-5 класс

Фоос Светлана Викторовна МОУ «СОШ № 8»

Чурилова Нелли Анатольевна

Краснова Юлия Михайловна МОУ «СОШ № 33»,

КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ ОРКСЭ

«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

4 – 5 классы

Магнитогорск – 2013 год

Тест № 1 (от 1урока до 8)

1 вариант

Часть 1

1. Слово «религия» произошло от латинского слова:

А) соединять Б) Бог В) вера Г) все правильно

2. Как называется священное сооружение мусульман?

А) мечеть Б) церковь В) храм Г) все верно

3. Религия, в которой почитается много богов, называется:

А) пантеоном Б) монорелигией В) многобожием

4. Слово «Евангелие» переводится как:

А) Благая весть Б) Три корзины мудрости В) Тора

Часть 2

5. Буддисты верят, что душа рождается – однажды? (Да или нет, обоснуй ответ)

6. Главным условием спасения в христианстве стала вера в Иисуса Христа? (Да или нет)

Часть 3

7. Религия - это связь человека и Бога. Что должен делать человек, чтобы восстановить разорванную связь с Богом? Как это действие называется в разных религиях и какого его значение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы:

1.А

2.А

3.В

4.А

5.Нет

6.Да

7. Для восстановления связи с Богом человек должен молиться. В христианстве молитва - это естественный путь для общения с Богом, разговор с ним. В иудаизме через молитву иудеи сохраняют Завет с Богом. В Коране предписано, что мусульманин должен совершать пять молитв в день (намаз). В буддизме молитва (мантра) служит для правильной настройки сознания человека, чтобы вывести его из зависимости от всего суетного.

2 вариант

Часть 1

1. Назовите традиционные религии России:

А) буддизм Б) ислам В) христианство

2. Первым народом, который поверил в Единого Бога, был народ:

А) иудейский Б) индийский В) греческий Г) римский

3. Основателем буддизма является:

А) Иисус Христос Б) Моисей

Б) Мухаммад Г) Сиддхартха Гаутама

4. Коран разделен на 114 частей, которые называются:

А) сурами Б) ведами В) писаниями

Часть 2

5. Священные действия в христианстве, через которые верующие могут духовно прикоснуться к Христу, называются – общение? (Да или нет, обоснуй ответ)

6. Какое искусство сложных орнаментов развилось в исламе арабески или каллиграфия?

____________________________________________________________________________

Часть 3

7. Как вы думаете, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? За чем они посылаются людям?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответы:

1.В

2.А

3.Г

4.А

5.Нет, не общение. а таинство

6.Арабески

7. Нельзя прожить без испытаний и трудностей. Они приближают нас к Богу. Ставят нас в ситуации выбора; когда не совпадает правильное и легкое, доброе и выгодное, честное и удобное. В молитве мы просим Бога, чтобы таких случаев, когда мы можем ошибиться и выбрать зло, было поменьше в нашей жизни.

Тест № 2 (от 9 урока до 16)

1 вариант

Часть 1

1. Действия, связывающие людей с миром богов или духов.

А) ритуалы Б) молитвы В) жертвоприношения Г) все верно

2. Человек, предположительно контактирующий с Богом, и служащий посредником между Ним и человечеством.

А) пророк Б) апостол В) священнослужитель.

3. Определите соответствия:

1. Яхве А. Ислам а. Библия

2. Аллах Б. Буддизм б. Тора

3. Иисус В. Христианство в. Коран

4. Будда Г.Иудаизм г.Типитака

4. Буддийское Священное писание получило название

А) Библия Б) Танах В) Типитака Г) Веды

Часть 2

5.Заполните схему.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.

6. Заполните пропуски в таблице.

Религия

Храмы

священнослужители

Христианство

Пагода, ступа

имам

иудаизм

раввин

Часть 3

7. Вставь пропущенное слово: «Синагогу украшает _______________________».

Вставь пропущенное слово: «Символический вид буддийской Вселенной _________________».

2 вариант

Часть 1

1. Главным условием спасения в христианстве стала вера в:

А) Иисуса Христа Б) Будду В) Мухаммада Г) Моисея

2. Коран предписывает совершать следующее количество молитв в день:

А) две Б) три В) четыре Г) пять

3. Назовите авторов Евангелия:

А) Матфей Б) Лука В) Марк и Иоанн Г) все верно

4. Книга, в которой записано все, во что верят иудеи, стала их:

А) Библией Б) Священным писанием В) Веды Г) Танах

Часть 2

5.На скрижалях были записаны заповеди Бога еврейскому народу. (Да или нет )

6. Мировая религия буддизм возникла в Аравии. (Да или нет)

________________________________________________________________________________

Часть 3

Почему царевич Сидхартха Гаутама покинул свой дворец и, что открылось ему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы: 1 вариант

1.Г

2.В

3. 1 – Г-б,2 – А –в, 3 – В –а, 4 – Б –г

4.В

5. – буддизм, ислам, христианство

6.

Религия

Храмы

священнослужители

Христианство

церковь

епископ

Буддизм

Пагода, ступа

лама

Ислам

мечеть

имам

иудаизм

синагога

раввин

7. Семисвечник, Мандала (круг)

Ответы: 2вариант

1.А

2.Г

3.Г

4.Б, Г

5.Да

6.Нет

7. Он покинул дворец и начал скитаться в поисках истины. Эти истины состояли в том, что 1) в мире существует страдание; 2) причина страданий - желания; 3) нирвана - освобождение от страданий; 4) есть путь освобождения от страданий.

Тест № 3 (от 17 урока до 25)

1 вариант

Часть 1

1. Самое священное место в православном храме:

А) амвон Б) алтарь В) кафедра

2. Определи соответствия:

1.Сооружение, в которых помещен прах Будды. А) Пагода.

2.Многоярусный буддийский храм Б) Мандала.

3. Обтянутый материей стол с различными В) Ступа

ритуальными предметами.

4.Круг из окрашенного песка- символический Г) Алтарь.

вид буддийской Вселенной.

3. Какая религия сменила язычество в X веке?

А) христианство В) буддизм

Б) иудаизм Г) ислам

4. Садовое искусство, получившее развитие под воздействием буддизма:

А) флористика Б) живописные аллеи

В) парковый дизайн Г) сад камней

Часть 2

5.Вставьте пропущенные слова:

А. Кровлю христианского храма в большинстве случаев венчает … .

Б .Внутри синагоги часто располагается светильник - … .

В. Доски с изображением Христа и святых называются … .

Г. Роспись по сырой штукатурке называется - … .

Д. В исламе развивалось искусство … - сложных орнаментов состоящих из геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растения.

Е. Искусство красивого и чёткого письма в исламе называется - … .

6. Храму, какой религиозной конфессии соответствует данная схема?

Часть 3

7.Исправьте ошибки:

1.Большинство мечетей имеют специальную башню,- михраб, с которой верующих призывают к намазу.2. В каждой мечети есть ниша ,обращенная в сторону Мекки – минарет. 3.Молитвой в мечети руководит раввин.

1;_________________;2 ______________________.;3. ________________________ .

2 вариант

Часть 1

1. Укажите еженедельные дни праздничной молитвы в следующих религиях:

А) ислам - ___________________

Б) иудаизм - _________________

В) христианство ___________________

2. Определите соответствия:

А) христианство 1. мантра

Б) иудаизм. 2. евхаристия

В) буддизм 3. шаббат

Г) ислам 4. намаз

5. хадж

3. Укажите имя князя(гини), крестившего(шей) Русь.

А) Иван Калита В) Ольга

Б) Олег Г) Владимир

4. Какой праздник празднуется в память чуда, произошедшего после победы евреев в восстании против иноземного царя Антиоха?

А) Рождество Б) Пасха В) Ханука Г) Суккот

Часть 2

5. Мусульмане считают, что добро и зло существуют в мире не в силу чьих-то ошибок, а по воле Бога (Да или нет)

6. Заполните таблицу

религия

Путешествие по святым местам

Святой город

Святыня

буддизм

Будхгая

Иерусалим

Стена Плача

паломничество

Гроб Господень

ислам

хадж

Часть 3

7. Заполни таблицу названиями религиозных праздников

Православная культура

Исламская культура

Буддийская культура

Иудейская культура

Ответы-1 вариант:

1.Б

2.-1-В,2-А.3-Г,4-Б

3.А

4.Г

5.крест, семисвечник. икона, фреска, арабеск, каллиграфия

6.православному

7.минарет, михраб, намаз

Ответы-2 вариант: 4.В 5.Да

1.пятница, суббота, воскресенье

2.А-2,Б-3,В-1,Г-4,5

3.Г

6.

религия

Путешествие по святым местам

Святой город

Святыня

буддизм

Святые места

Будхгая

ступа

иудаизм

мицва

Иерусалим

Стена Плача

христианство

паломничество

Иерусалим

Гроб Господень

ислам

хадж

Мекка

Кааба

Тест № 4 (от 26 урока, итоговый)

1 вариант

Часть 1

1. Как называют семью в православии?

А) маленькой церковью Б) храмом В) Ячейкой общества Г) Школой любви.

2. Какая религия считает главной заповедью рождения детей?

А) христианство Б) иудаизм В) буддизм Г) Ислам

3. Какая религия рассматривает брак как обязанность?

А) христианство Б) иудаизм В) буддизм Г) Ислам

4. Какая религия рассматривает семью как идеал человеческих взаимоотношений.

А) христианство Б) иудаизм В) буддизм Г) Ислам

Часть 2

5. Найдите соответствия:

А) христианство 1. Труд – основной долг каждого человека

Б) иудаизм 2. Жизнь угодная богу – завести семью, родить детей, трудиться

В) Буддизм 3. Порицание праздности и надежду на помощь других.

Г) Ислам. 4. Запрещает монахам трудиться.

6. Вставьте пропущенное слово: «_______________– самый важный буддийский праздник».

Часть 3

7.Объясните понятия:

1.Курбан-байрам -_______________________________________________________________

2. ханука -______________________________________________________________________

3. пасха -_______________________________________________________________________

4. мавлит -______________________________________________________________________

5. дончод -______________________________________________________________________

6.крещение -____________________________________________________________________

7. шавот-________________________________________________________________________

2 вариант

Часть 1

1. Кому принадлежит краткая характеристика Десяти заповедей христианства?

А) Мухаммаду Б) Будде В) Иисусу Христу

2. Как называются божества, почитаемые наравне с Буддой?

А) бодхисатвы Б) святые В) апостолы Г) все правильно

3.Какая религиозная культура не рекомендует изображать людей и животных?

А) ислам Б) язычество В) иудаизм Г) буддизм

4. Как называется центр иудейской религиозной жизни?

А) храм Б) кирха В) мечеть Г) синагога

Часть 2

Вставь пропущенные слова:

5. Первая главная заповедь христиан - «возлюби ___________________ твоего всем сердцем твоим»

6. Буддисты считают совершенно недопустимым __________________ как источник всякого насилия.

Часть 3

7. Заполни таблицу «Основные нравственные нормы»

Ислам

Иудаизм

Ответы-1 вариант:

1.А

2.Б

3.Г

4.А

5.А-1, Б-3,В-4,Г-2

6.Весак

Ответы-2 вариант:

1.Б

2.А

3.А

4.Г

5.ближнего

6.гнев

7.

Ислам

Иудаизм

Жить по Корану, путь совершенствования- по Шариату

Соблюдение заповедей (Тора, Талмуд)

doc4web.ru

ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс ТЕСТ ЗА 1 ПЛУГОДИЕ

ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур»

4 класс

ТЕСТ ЗА 1 ПЛУГОДИЕ

«Россия — наша Родина»

Культурные традиции — это

а) народные праздники

б) богатство нашей многонациональной страны

в) морально — этические нормы

  1. Что вы вносите в понятие «народы России»:

а) все люди на Земле

б) люди всех национальностей, живущих в Москве

в) люди живущие в России

«Культура и религия»

3. Что такое религия:

а) одна из форм народных традиций народа

б) необходимая часть для всех людей

в) важнейшая часть большинства духовных традиций

4. Ритуалы — это

а) действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов и духов

б) праздники, на которых люди общаются друг с другом

в) действия направленный на познание нового и интересного

5. Мировые религии — это

а) религии, в которых верующие живут в разных странах и принадлежат к разным народам

б) все религии мира вместе

в) это любая религия мира

  1. Что такое культура?

а) это материальные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

б) это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

в) это духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

  1. К памятникам духовной культуры мы относим:

а) идеи и образы, которые создали художники, писатели, зодчие..., а также понятия нравственные нормы поведения человека, религии

б) памятники известным людям страны, которые украшают скверы и площади нашей страны.

в) только те идеи, образы и нормы поведения людей, которые имеют конкретное отношений к поведению во время религиозных обрядов

«Возникновение религий»

  1. Как называется религия, в которой почитается много богов.

а) многобожием б) пантеон в) верование

  1. Какой народ поверил в Единого Бога?

а) еврейский б) русский в) индусы

10. Что такое «скрижали»?

а)каменные таблички, на которых записано как построить храм

б) каменные таблички, на которых был рисунок как дойти из пустыни в Землю Обетованную

в) каменные таблички данные Богом, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу

11. Получив от Бога таблички Моисей тем самым заключил договор с Богом. Согласно этому договору Бог оберегает народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди. Это договор стал называться:

а) Библией б) Заветом в) Законом

«Религии мира и их основатели»

  1. Что проповедовал Иисус, когда вырос:

а) не давать себя в обиду и всегда учить тех, кто обижает тебя и других

б) учил, что люди должны любить Бога и своих ближних

в) учил, что надо правильно пользоваться дарами природы во благо своего здоровья и других

  1. Посланник Бога Мухаммад призывал людей уверовать в Единого Бога. Он считал, что Бог (Аллах) давно отправлял людям своих посланников и Моисея и Иисуса. Он сумел объединить разрозненные племена Аравии. Как стала называться эта религия?

а) ислам б) буддизм в) христианство

  1. Религия, возникшая в далекой Индии:

а) ислам б) буддизм в) иудаизм

  1. Как переводится Будда

а)Озаренный б) Просветленный в) Прозревший

«Священные книги религий мира»

16. Что означает «Библия»

а) «слова» б) «писание» в) «книги»

17. Пятикнижие (Тора)это -

а) первая часть Библии

б) пятая часть Библии

в) все части Библии

«Хранители предания в религиях мира»

  1. Жрецы — это

а) посланники Бога

б) монахи

в) хранители (служители)религиозных традиций ,ритуалов, преданий

  1. Раввины — это

а) мудрецы, которые четко выполняли все заповеди и законы

б) мудрецы, которые объясняли народу Священное писание, растолковывали заповеди и предписания законов

в) верующие иудеи

«Добро и зло»

  1. Что станет концом человеческой истории в разных религиях? Расставь верно стрелки.

Христиане

В завершении истории народом будет править Мессия, который принесет ему избавление от всех бед, а всему человечеству — мир и благоденствие

Иудаизм

Бог окончательно решит судьбу людей в Судный день в зависимости от того, как они вели себя в земной жизни. Верующим — вечное блаженство, неверующим — вечные муки ада.

Ислам

Освобождение от страдания

Буддизм

Победа над грехом, окончательное

восстановление связи человека и Бога

«Священные сооружения»

  1. Синагоги — это

а) «дома свиданий» для совместного чтения книг

б) «дома собраний» для совместных молитв и чтение Священного писания

в) «сооружения древних иудеев для молитв

  1. Каково назначение священных сооружений верующих:

а) для совместного участия в ритуалах

б) для совместного проведения досугов

в) для совместного празднования значимых событий

  1. Есть ли в мечети картины, скульптуры и изображения живых существ?

а) да

б) нет

«Искусство в религиозной культуре»

  1. Иконы — это_______________________________________________

  2. Арабеска — это_____________________________________________

____________________________________________________________

  1. Во время одного из обрядов монахи — буддисты в Тибете тщательно изображают манбалу ( в переводе «круг») - символический вид буддийской Вселенной. Что означает разрушение манбалу из окрашенного песка в конце ритуала?

а) конечность бытия

б) отрешенность монахов от всего земного и от сотворенной ими самими красотами.

в) отречение от всего земного

  1. Что объединяет слова каждого ряда?

а) Коран, хафизы, мечеть - ________________________________

б) алтарь, икона, фреска - _________________________________

в) Тора, менора, кипа - ____________________________________

  1. Определите и подчеркните, что из перечисленного относится к христианству- одной чертой, исламу- волнистой линией.

Тора, апостол, ступа, раввин, мечеть, икона, мантра, кипа, лама, семисвечник, имам, диакон, хафиз,скрижали, Иерусалим, Храм Единого Бога, Иисус Христос, Мессия,распяли на кресте, Мухаммад, Аллах, Сиддхартха Гаутама, нирвана, веды, Типитака, Трипитака, пали, Танах, Библия, Коран,сурами, епископ,священник, грехопадение, имам, грех, покаяние, суд, воздаяние, освобождение, Адам, Ева, Крещение, Храм Единого Бога, синагога, менора, фреска, алтарь, минарет, пагода, искусство арабесок, Тора, манбалу

29. Авторитетные учителя, ведущие верующих по пути, указанному Буддой

- это __________________

30. Умма - ______________________________________________________

31. Хафизы это___________________________________________

_____________________________________________________________

32. Сангха — это_______________________________________________

infourok.ru

Итоговый тест "Основы мировых религиозных культур"

Итоговый тест по модулю "Основы мировых религиозных культур". 4 класс

  • 1.Материальный мир — это

  • а) информация из книг, журналов, СМИ

  • б) вещи, предметы, явления природы, которые нас окружают

  • в) явления природы, которые нас окружают

  • 2.Духовный мир — это

  • а) знания и информация из различных источников, которые мы видим

  • б) знания и информация из различных источников, отношения между людьми

  • в) вещи и предметы

  • 3. Сегодня религией называют:

  • а) различные верования людей, поведение людей в повседневной жизни, участие в религиозных действиях

  • б) участие в религиозных действиях

  • в) посещение храмов и церквей

  • 4. Мировые религии — это

  • а) религии, в которых верующие живут в разных странах и принадлежат к разным народам

  • б) все религии  мира вместе

  • в) это любая религия мира

  • 5.Что такое культура?

  • а) это материальные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

  • б) это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

  • в) это духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

  • 6.Приведите конкретные примеры материальных ценностей культуры_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • 7.Приведите конкретные примеры духовных ценностей культуры_____________________________________________________________________________

  • 8.Во что изначально верили люди:

  • а) в духов

  • б) в богов и духов

  • в) в единого Бога

  • 8.Как называется религия, в которой почитается много богов?

  • а) многобожием

  • б) пантеон

  • в) верование

  • 9.Какой народ поверил в Единого Бога?

  • а) еврейский

  • б) русский

  • в) индусы

  • 10. Как стало называться учение о жизни и воскресении Иисуса Христа

  • а) религия

  • б) христианство

  • в) верование

  • 11. Посланник Бога Мухаммад призывал людей уверовать в Единого Бога. Он считал, что Бог (Аллах) давно отправлял людям своих посланников и Моисея, и Иисуса. Он сумел объединить разрозненные племена Аравии. Как стала называться эта религия?

  • а) ислам

  • б) буддизм

  • в) христианство

  • 12.Как назвали учение, проповедуемое Буддой

  • а)христианством

  • б) исламом

  • в) буддизмом

  • 13. В какой стране написаны одни из древнейших текстов, которые считаются священными:

  • а) в Китае

  • б) в Индии

  • в) в России

  • 14.Как называется буддийское священное писание?_____________________

  • 15. Как в современной религии называется Священное писание и иудеев, и христиан?

  • а) Библия

  • б) Танах

  • в) Веды

  • 16.Как трактовали появление добра и зла? Сопоставь и соедини стрелками.

  • 17.Что станет концом человеческой истории в разных религиях? Сопоставь и соедини стрелками.

    • В завершении истории народом будет править Мессия, который принесет ему избавление от всех бед, а всему человечеству — мир и благоденствие

    • Бог окончательно решит судьбу людей в Судный день в зависимости от того, как они вели себя в земной жизни. Верующим — вечное блаженство, неверующим — вечные муки ада.

  • 18.Какие сооружения верующие считают священными:

  • а) это постройки, в которые ходят люди

  • б) это сооружения, в которых верующие совершают ритуальные действия

  • в) это сооружения, в которых люди объединяются для каких-либо целей

  • 19.Каково назначение священных сооружений верующих:

  • а) для совместного участия в ритуалах

  • б) для совместного проведения досугов

  • в) для совместного празднования значимых событий

  • 20.Что объединяет слова каждого ряда?

  • а) Коран, хафизы, мечеть - ________________________________

  • б) алтарь, икона, фреска - _________________________________

  • в) Тора, менора, кипа - ____________________________________

  • 21.Ритуалы — это

  • а) различные действия и движения человека во время молитвы

  • б) поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром

  • 22.Какой день недели является праздничным у мусульман?

  • а) пятница

  • б) воскресенье

  • в) суббота

  • 23.Какой день недели является праздничным у иудеев?

  • а) пятница

  • б) воскресенье

  • в) суббота

  • 24.Какой день недели является праздничным у православных христиан?

  • а) пятница

  • б) воскресенье

  • в) суббота

  • 25.Как называется путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющегося особенным для верующих данной религии

  • а) туризм

  • б) вояж

  • в) паломничество

  • 26.Главный праздник мусульман?

  • а) Курбан - байрам

  • б) Шавуот

  • в) Суккот

  • 27.Песах — это главный праздник

  • а) иудаизма

  • б) ислам

  • в) христианства

  • г) буддизма

  • 28.Как называется праздник Воскресение Христово?

  • а) Рождество

  • б) Пасха

  • в) Новый год

  • 29.В честь какого события отмечается праздник Дончот?

  • а) день рождения пророка Муххамада

  • б) рождение Иисуса Христа

  • в)  день рождения, просветления и ухода из земного мира Будды

  • «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»

  • 30.Важный принцип всех религий:

  • а) ценности и сохранения человеческой жизни

  • б) соблюдение всех религиозных обрядов

  • в) отказ от общественной социальной жизни

  • multiurok.ru

    Презентация "Традиционные религии России" (умк "Планета знаний")

    hello_html_m25707326.gifhello_html_598aef51.gifhello_html_598aef51.gifhello_html_598aef51.gifhello_html_598aef51.gifУро к 7. ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ РОССИИ

    Цели и задачи

    1. Познакомить учащихся с традиционными религиями России.

    2. Дать представление о взаимосвязи культуры и религии, показать это на конкретных примерах.

    3. Дать развёрнутый комментарий к ключевым словам урока: «традиционные религии», «ритуал», «богослужение».

    Ход урока

    1. Вступительная беседа.

    • Как возникли религиозные представления?

    • Что такое многобожие?

    • Какие религии являются монотеистическими?

    • Распределите религии в группы: национальные и мировые.

    • Как называется наше государство?

    • Что означает понятие «федерация»?

    • Что характеризует разнообразие народов нашей страны?

    • Какие религии исповедуют народы России?

    Учитель задаёт вопрос: «Что вам известно о религиях, которые исповедуют народы нашей страны?» Ответы детей учитель записывает на доске. (прием «кластер»)

    Анализ эпиграфа урока.

    hello_html_m42d53286.gif

    1. Рассказ учителя о традиционных религиях России.

    Ты конечно слышал слова – церковь, мечеть, Иудаизм, Будда, мусульманин, Православие? Все эти слова тесно связаны с верой в Бога. В нашей многообразной и многонациональной стране, есть четыре основные религии. Они разные, но все  говорят о том, что нужно любить человека, жить в мире, уважать старших, делать добрые дела на благо людей, защищать свою Родину. (анимация)

    Русское православное христианство.

    Это самая распространенная религия в нашей стране, которая насчитывает многовековую историю (более тысячи лет). В течение долгого времени Православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И до сегодняшнего дня большая часть русского народа исповедует Православную Веру. Основа  Православия - вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа. Каждый православный должен выполнять 10 заповедей, которые Бог дал Моисею и израильскому народу. Они были записаны на каменных досках(скрижалях). Первые четыре говорят о любви к Богу, последние шесть о любви к ближнему, то есть ко всем людям. Защита Отечества, защита Родины - это одно из величайших служений  православного христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью и воинская служба почитается как высочайшее служение. В России есть люди, которые исповедуют другие религии: ислам, буддизм, иудаизм.

    Ислам. Это самая молодая из мировых религий. Термин "ислам" означает "подчинение" воле Бога, а того, кто подчиняется, называют "муслим" (поэтому "мусульманин"). Число мусульман - граждан Российской Федерации оценивается сегодня примерно в 20 миллионов человек.

    Аллах - имя Бога мусульман. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди. Бог  провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого человека будут взвешены на весах. Те, чьи добрые дела перевесят плохие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут приговорены к аду. Но то, каких дел в нашей жизни больше, хороших или плохих  известно только Богу. Поэтому ни один мусульманин не знает наверняка, примет ли его Бог в рай. Ислам учит любить людей. Помогать нуждающимся. Уважать старших. Почитать своих родителей.

    Буддизм. По тибетски слово «БУДДА» означает –«тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества». В России буддизм начал распространяться около 400 лет тому назад. Первые ламы-монахи пришли из Монголии и Тибета. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим указом официально признает буддийскую религию.  В своей жизни буддисты руководствуются проповедями Будды о "четырех благородных истинах" и "восьмеричном пути".

    Иудаизм. Иудаизм - одна из древнейших религий, сохранившаяся до наших дней и имеющая значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира. Иудаизм фактически является государственной религией Израиля. Иудаизм проповедует – душа человека не зависит от тела, она может существовать отдельно, потому что душу сотворил Бог и она бессмертна, а во время сна Бог все души забирает себе на небо. На утро одним людям Бог души возвращает, а другим нет. Те кому Он душу не возвращает умирают во сне, и проснувшиеся по утру иудеи благодарят Бога за то что он вернул им душу. В древности центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Когда Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей - раввинов.

    1. Повторение материала предыдущего урока, определение слова «религия». 

    Самой важной частью духовных традиций является религия. Это слово пришло к нам из латинского языка и означает «связывать, соединять».

    Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение...). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere («вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление»), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством.

    Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций ( 330 г.) считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «С тем условием, —говорит он, — мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать…»

    Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин (430), хотя он считает, что слово «религия» означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. «Его-то ища, мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться».

    Рели́гия (лат. religare — воссоединять) — учение о воссоединении человека с Богом, особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное.

    Сегодня религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

    • верования людей в Единого Бога, во многих богов, в духов, в ангелов или других подобных существ;

    • участие людей в религиозных ритуалах. Ритуалы – это действия, которые связывают людей с миром богов и духов. В древности основной частью ритуала было жертвоприношение. Позднее и до сегодняшних дней главным ритуалом стала молитва.

    • Ритуал — традиционный порядок проведения какой-либо церемонии.

    Акцентирование внимания на связи религии и культуры.

    Беседа с учащимися:

    - Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?

    - Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?

    Работа в парах.

    культура

    религия

     

     

    - Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?

    - Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):

    культура

    религия

    Вежливость

    Спасибо

    Уступить

    Сдержать слово

    Аккуратность или др.

    Картины, кино

    Церковь

    Священник

    Крест

    Пасха

    Рождество или др.

    Работа с текстом.

    «В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

    В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

    Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

    По отчеству зовут даже крестьян.

    Черный хлеб любят больше белого.

    Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».

    Учитель: Какую культуру увидел арабский путешественник, прибыв в Россию? Приведите примеры принятия или непринятия интересов других людей, что арабского путешественника поразило больше всего в культуре русского народа?

    (Высказывания детей.)

    Работа с рассказом.

    - Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

    -  Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

    Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

    - Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

    - А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

    - Говорят «спасибо», что же ещё?

    - Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

    Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

    Беседа по вопросам:

    - Что нового вы узнали о слове спасибо?

       Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.

    -     Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

    -  Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

    - Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

    - Зачем люди строили храмы?

         Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?

    Выступление учителя «Влияние религии на культуру».

    Культура – это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

       Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.

       В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям.  (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. - А у нас в городе есть храм? Где он находится? Как называется?

     В древности в храме ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен.  Сейчас строится много красивых храмов, что бы люди могли приходить и общаться с Богом. Россия тем и прекрасна, что в ней люди различной веры и национальностей живут в мире и согласии. Один мусульманин, другой православный, третий буддист, - все мы должны уважать веру друг друга. Потому что все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной и любимой нами страны. 

     Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах  (показ репродукций). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.(прослушивание:  Рахманинов «Всенощное бдение»).  

    ВЫВОД:  Связаны ли культура и религия между собой?

    4. Работа с учебником (с. 36—39).

    2.1 Чтение текста учебника с комментариями учителя.

    2.2 Обсуждение иллюстраций и фотографий.

    2.3 Обсуждение пословицы: «Бог не в силе, а в правде».

    5. Закрепление материала.

    Работа с использованием технологии критического мышления.

    Учитель задаёт вопрос: «Что вы узнали о религиях, которые исповедуют народы нашей страны?» Ответы детей учитель записывает на доске.

    2.4 Работа с ключевыми словами.

    6. Итог урока.

    Вариативные задания

    1. Ответить на вопросы учебника.

    2. Найти информацию о художниках и композиторах, творчество которых связано с религией. Прочитать статьи и заметки из рубрики «Размышляем. Обсуждаем» и ответить

    на вопросы.

    культура

    религия

     

     

    культура

    религия

     

     

    культура

    религия

     

     

    культура

    религия

     

     

    «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

    Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

    По отчеству зовут даже крестьян.

    Черный хлеб любят больше белого.

    Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».

    «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

    Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

    По отчеству зовут даже крестьян.

    Черный хлеб любят больше белого.

    Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».

    «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

    Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

    По отчеству зовут даже крестьян.

    Черный хлеб любят больше белого.

    Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».

    «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

    Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

    По отчеству зовут даже крестьян.

    Черный хлеб любят больше белого.

    Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».

    «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

    Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

    По отчеству зовут даже крестьян.

    Черный хлеб любят больше белого.

    Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».

    христианство

    ислам

    буддизм

    иудаизм

    индуизм

    Русское православное христианство

    Это самая распространенная религия в нашей стране, которая насчитывает многовековую историю (более тысячи лет). В течение долгого времени Православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И до сегодняшнего дня большая часть русского народа исповедует Православную Веру. Основа  Православия - вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа. В 1988 г. православные народы России отметили 1000-летие принятия христианства. Эта дата обозначила годовщину его утверждения в качестве официальной религии древнерусского государства - Киевской Руси, произошедшего, согласно летописям, при святом князе Владимире Святославовиче. Первым христианским храмом, воздвигнутым в столице Киевской Руси, стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

    Каждый православный должен выполнять 10 заповедей, которые Бог дал Моисею и израильскому народу. Они были записаны на каменных досках(скрижалях). Первые четыре говорят о любви к Богу, последние шесть о любви к ближнему, то есть ко всем людям.

    1-я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.- этой заповедью Бог говорит, что нужно познавать и почитать Его одного, повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его.

    2-я заповедь. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им. –  Бог запрещает поклоняться, идолам или каким-либо вещественным изображениям придуманного божества, Иконам, или образам, не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед ними, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме перед собой.

    3-я заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не должно, например, в шутках, в пустых разговорах. Этою же заповедью запрещается: ругать Бога, клясться Богом если говорите неправду. Имя Бога можно произносить, когда молимся, ведем благочестивые разговоры

    4-я заповедь. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему. Он повелевает нам шесть дней недели работать, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч.

    5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле. - этой заповедью Бог повелевает почитать родителей, слушаться их, помогать им в трудах и нуждах.

    6-я заповедь. Не убивай. Бог запрещает убивать, то есть лишать жизни человека. 

    7-я заповедь. Не прелюбодействуй. Этой заповедью запрещается прелюбодеяние,  неумеренность в пище, пьянство.

    8-я заповедь. Не укради.  Нельзя  брать себе чужого каким бы то ни было незаконным путем.

    9-я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Бог запрещает обманывать лгать, ябедничать.

    10-я заповедь. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего. Этой заповедью запрещается не только делать что-то плохое ближнему, но и желать ему худого.

    Защита Отечества, защита Родины - это одно из величайших служений  православного христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью и воинская служба почитается как высочайшее служение.

    В России есть люди, которые исповедуют другие религии: ислам, буддизм, иудаизм.

    Ислам

    Это самая молодая из мировых религий. Термин "ислам" означает "подчинение" воле Бога, а того, кто подчиняется, называют "муслим" (поэтому "мусульманин"). Число мусульман - граждан Российской Федерации оценивается сегодня примерно в 20 миллионов человек.

    Аллах - имя Бога мусульман. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди. Ислам - не только религия, но и образ жизни. К каждому человеку приставлены два ангела: один записывает его добрые дела, другой - плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джинны. Мусульмане верят, что род джиннов был создан из огня, они обычно злые. Бог  провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого человека будут взвешены на весах. Те, чьи добрые дела перевесят плохие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут приговорены к аду. Но то, каких дел в нашей жизни больше, хороших или плохих  известно только Богу. Поэтому ни один мусульманин не знает наверняка, примет ли его Бог в рай.

    Ислам учит любить людей. Помогать нуждающимся. Уважать старших. Почитать своих родителей.

    Молиться (салят).Мусульманин каждый день должен произносить семнадцать молитв - ракатов. Молитвы совершаются пять раз в сутки - на восходе солнца, в полдень, в 3-4 часа дня, на закате и через 2 часа после заката.

    Подавать милостыню (закят). Мусульмане обязаны отдавать одну сороковую часть своих доходов бедным и нуждающимся;

    Совершить паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни обязан совершить путешествие в Мекку, если только ему позволяют здоровье и средства.

    Мусульманские храмы называются Мечетями, крышу мечети венчает минарет. Минарет – это высокая около 30 метров башенка, с которой мудзин призывает верующих на молитву. Муэдзин – мусульманский священник.

    Буддизм

    По тибетски слово «БУДДА» означает –«тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества». В России буддизм начал распространяться около 400 лет тому назад. Первые ламы-монахи пришли из Монголии и Тибета. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим указом официально признает буддийскую религию.  В своей жизни буддисты руководствуются проповедями Будды о "четырех благородных истинах" и "восьмеричном пути".

    Первая истина говорит о том, что существование есть страдание, которое испытывает каждое живое существо.

    Вторая истина утверждает, что причиной страдания являются "беспокоящие эмоции" – наши желания, ненависть, зависть и другие пороки человека. Действия образуют карму человека и он  в следующей жизни  получает  то, что заслужил в предыдущей. Например, если  человек в настоящей жизни совершал плохие поступки, в следующей жизни он может родиться червяком.  Закону кармы подвержены даже боги.

    Третья "благородная истина" говорит, что пресечение беспокоящих эмоций ведет к прекращению страданий, то есть если человек внутри себя погасит ненависть, злость, зависть и другие эмоции, то страдания его могут прекратиться.

    Четвертая истина указывает на срединный путь, согласно которой смысл жизни состоит в получении удовольствий. Этот "срединный путь" именуется "восьмеричным", поскольку состоит из восьми ступеней или шагов: понимания, мысли, речи, действия, образа жизни, намерения, усилия и сосредоточения. Следование этим путем ведет к достижению внутреннего спокойствия, так как человек умиротворил свои мысли и чувства, развивает в себе дружелюбие, сострадание к людям.

    Иудаизм 

    Иудаизм - одна из древнейших религий, сохранившаяся до наших дней и имеющая значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира. Иудаизм фактически является государственной религией Израиля.

    Эта религия небольшого, но очень талантливого народа, внесшего огромный вклад в развитие человечества.

    Иудаизм проповедует – душа человека не зависит от тела, она может существовать отдельно, потому что душу сотворил Бог и она бессмертна, а во время сна Бог все души забирает себе на небо. На утро одним людям Бог души возвращает, а другим нет. Те кому Он душу не возвращает умирают во сне, и проснувшиеся по утру иудеи благодарят Бога за то что он вернул им душу.

    Верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы), носить маленькую круглую шапочку (кипу), пройти обряд обрезания. В древности центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Когда Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей - раввинов.

    Тора – главная книга всех иудеев. Она всегда и во все времена пишется вручную, Тору хранят в синагогах (место, где молятся иудеи). Иудеи считают , что именно Бог дал людям Тору.

    Сейчас строится много красивых храмов, что бы люди могли приходить и общаться с Богом. Россия тем и прекрасна, что в ней люди различной веры и национальностей живут в мире и согласии. Один мусульманин, другой православный, третий буддист, - все мы должны уважать веру друг друга. Потому что все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной и любимой нами страны. 

    infourok.ru

    Урок по ОРКСЭ "Культура и религия"

    Московского района Санкт-Петербурга

    Урок по теме «Культура и религия»

    Курс «Основы религиозной культуры и светской этики»

    Цель: познакомить с понятиями религия, мировые религии, национальные религии; показать связь религии и культуры.

    Задачи:

    1.Дать представление о том, что такое религия, какие бывают религии и какое место в религиях занимает ритуал.

    2.Актуализация личного опыта учащихся, развитие речи, коммуникативной культуры.

    3.Способствовать воспитанию уважительного отношения к культурным традициям многонационального населения России и народов мира, уважительного отношения к одноклассникам и их мнению.

    Оборудование:

    Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур» 4 – 5 класс авторы: А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С.Токарева и др.

    Электронное пособие к учебнику.

    Тетради учащихся.

    1.Введение в тему. Постановка проблемного вопроса.

    Что мы сегодня узнаем на уроке?

    Чтение рублики «Вы узнаете» (стр. 6)

    Что же такое религия?

    Давайте выберем из предложенного списка слов то, что можно отнести к религии:

    Статуя, боги, жертва, отечество, вера, знания, Единый Бог, добро, зло, храм, Родина, духи, ангелы, книги, знания, икона, поведение, ритуалы, искусство, наука.

    К какому миру можно отнести остальные слова?

    2.Беседа с учителем и работа с учебником.

    Слово «религия» произошло от латинского слова «связывать», «соединять» является важнейшей частью большинства духовных традиций людей.

    Прочитайте на стр.6, что же включает в себя понятие религия и выделите опорные слова. (верование в Единого Бога или во многих богов, в духов, ангелов и других подобных существ; поведение людей в повседневной жизни; участие в религиозных действиях – ритуалах, которые связывают, соединяют людей с миром богов и духов).

    Что было основной частью ритуалов в древности? (принесение жертвы богам)

    Что стало ритуалом позднее? (молитвы)

    3.Ознакомление с религиями народов и мира.

    Использование материала электронного учебного пособия к учебнику. Чтение и просмотр слайдов.

    По мнению современных учёных религия возникла одновременно с появлением на Земле человека разумного. Даже захоронение первых людей демонстрирует следы заботы об умерших. Заупокойные приношения в виде украшений и орудий труда свидетельствуют о вере в жизнь после смерти (просмотр фото – слайдов «Первое украшение», «Древние орудие труда»).

    В тот период люди одушевляли природу и считали, что владельцами гор, тайги, моря и всего в природе являются духи. В честь духов – хозяев устраивались праздники и выполнялись ритуальные действия. Так люди надеялись добиться их покровительства и помощи (просмотр фото – слайдов «Фигурка половецкого божества», «Идол» - статуя, изваяние, которому язычники поклоняются как божеству).

    Постепенно в мире возникло много разных религий. Древний Египет – одно из первых государств на нашей планете, возникшее на рубеже 4-3 тысячелетий. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если люди не угодят богам, те разгневаются. Чтобы этого не произошло, люди строили жилища для богов (храмы), где жрицы (служители богов) читали особые молитвы. Египтяне поклонялись богу солнца Амон – Ра. Они верили в существование бога тьмы Анона, бога земли Геба, богиню неба Нут, бога мудрости Тота, богиню красоты Басет, бога царства мёртвых Осирис и др. (просмотр фото – слайдов «Пирамида фараона Хеопса», «Египетские боги»).

    Прочитайте на стр.6-7 какие бывают религии. Рассмотрите рисунок на стр.6.

    Древние греки тоже верили, что всё в мире происходит по воле богов. Согласно представлениям людей, боги живут во дворцах на вершине горы Олимп. Власть над миром велят три брата: Зевс, который господствует на Небе, Посейдон – владыка морей, Аид – мрачный хозяин царства мёртвых. Кроме того греки верили в существование богини земледелия Деметры, богини охоты Артемиды и множества других богов (фото-слайд «Древнегреческий бог Зевс»).

    Давайте обсудим вместе (рубрика стр.7), почему одни религии называются мировыми, а другие национальными?

    Многие народы создали собственные религии. Верующие этих религий принадлежат в основном к одному народу. Например, индуизм – религия индусов, иудаизм – религия евреев.

    Иудаизм – религия евреев. Возникла в первом тысячелетии до н.э. в Палестине. Иудеи верят в единого Бога-творца и властелина Вселенной, в бессмертие души, в загробную жизнь, в грядущий приход Мессии (Спасителя). Они считают, что еврейский народ избран Богом, что бы передать человечеству божественное откровение. (просмотр фото – слайдов «Иерусалим, Стена плача», «Иудейские святыни», «Свиток Св. Торы»).

    Со временем появились мировые религии, верующие, которые живут в разных странах и принадлежат разным народам. Сегодня это христианство, ислам, буддизм.

    Христианство возникло 2 тыс. лет назад среди евреев Палестины и сразу же распространилось среди народов Средиземноморья. В 4 веке христианство стало господствующей религие й Римской империи. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. В дальнейшем стало основной религией в Европе. В основе христианской религии – вера в Иисуса Христа – богочеловека, спасителя. Источник вероучения христианства – Священное писание(Библия). (просмотр фото – слайдов «Икона Божьей Матери», «Икона Спасителя», «Свято-Троицкая Сергиева Лавра и церковная служба»).

    Ислам (мусульманство) - самая молодая по времени возникновения и вторая по численности мировая религия. Ислам был основан пророком Муххамадом (Магометом) в 7 веке и, затем, постепенно распространяется по всему миру. Главные принципы ислама изложены в священной книге – Коране. Мусульмане поклоняются единому всемогущему Богу – Аллаху, верят в бессмертие души и загробную жизнь. (просмотр фото – слайдов «Мекка», «Коран», «Намаз- мусульманский религиозный обряд»).

    Буддизм – одна из трех мировых религий по времени возникновения. Возникла в Древней Индии в 6-5 веках до н.э. Основоположником был индийский принц Гаутама, носивший почетный титул Будда («Просветленный»). В центре буддизма учение о четырех благородных истинах. Буддисты считают, что существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет представления о душе и о Боге, как о Творце.(просмотр фото – слайдов «Будда», «Статуя Великого Будды в Японии», «Многорукий Будда», «Каменное изваяние Будды»).

    4. А какие же религии существуют в России?

    Работа с учебником. Стр.7.

    5. Закрепление основных понятий урока. (Работа с тренажером электронного пособия).

    6. Фронтальная работа.

    Соедини линией слова и их значения:

    Религия

    Действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов и духов

    Ритуал

    Иудаизм, индуизм

    Национальные религии

    Буддизм, христианство, ислам

    Мировые религии

    Явления в жизни людей, отличительной чертой которых, является вера в Бога, в сверхъестественное

    Традиционные религии России

    Буддизм, иудаизм, христианство, ислам

    7. Что мы сегодня узнали на уроке? Что было интересного?

    Подумайте дома над вопросами и заданиями на стр.7.

    4

    doc4web.ru


    Смотрите также