Программная работа итальянского философа и правоведа Э. Бетти, экспонирующая принципы методологической герменевтики в полемике с философской герменевтикой Х.-Г. Гадамера. Пер. с нем.: Е. В. Борисов. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. — 144 с. ISBN 978-5-88373-001-9. Западная философия от истоков до наших дней. Бетти эмилио герменевтика как общая методология наук о духе
Герменевтика как общая методология наук о духе
Эмилио Бетти - Герменевтика как общая методология наук о духе
Герменевтика как общая методология наук о духе - Содержание
От переводчика
Герменевтическая проблематика в современном сознании
Объективации духа
Смыслосодержащие формы
Функция презентации и выраженный смысл
Истолкование и понимание
Истолкование как трехчленный процесс
Инверсия процесса творчества и перемещение в чужую субъективность
Канон смысловой связности (принцип целостности)
Аналогия и развитие
Канон актуальности понимания
Жизненное отношение к предмету и направление вопроса
Вопрос: достижима ли объективность исторических феноменов
Роль оценочного чувства историка: оценочная интерпретация
Ответ на поставленный исторический вопросЗначение исторического феномена и его значимость для сегодняшнего дня
Диалог и монолог
Истолкование в истории и наделение смыслом в эсхатологии
Опасность устранения объективности
К теологической герменевтике и «демифологизации» керигмы
Новейшее обращение к историчности понимания
Предрассудки как условие понимания.
Экзистенциальное обоснование герменевтического круга
Вопрос о правильности понимания
Историческое понимание как опосредование Прежде и Сегодня
Требование аппликации истолкования
Она оправдана только для нормативно-ориентированного истолкования
Канон герменевтического смыслового соответствия (смысловой адекватности понимания)Характер произведения, присущий жизненным формам, вводит проблематику более высокого уровня
Технико-морфологическое истолкование в свете проблем формообразования
Смысловая взаимосвязь и стиль как продукт собственной законосообразности сил духа
Эмилио Бетти - Герменевтика как общая методология наук о духе - От переводчика
Итальянский правовед и философ Эмилис Бетти (1890-1968) является автором масштабного проекта герменевтики как общей методологической основы наук о духе. Главное герменевтическое произведение Бетти - двухтомный трактат «Общая теория интерпретации» - был опубликован в Милане в 1955 г. Публикуемый текст, написанные в 1962 г., представляет собой лаконичный, не систематически полный очерк герменевтической методологии Бетти: здесь определяются основные герменевтические понятия (смыслосодержащая форма, презентация, творчество, понимание, истолкование и т.д.), эксплицируется эпистемологическая специфика и различаются основные виды интерпретации и, наконец, формулируются нормативные принципы (каноны) интерпретации.
Работа может рассматриваться как второй вариант «герменевтического манифеста» Бетти - столь же краткого очерка герменевтической методологии, опубликованного в 1954 г. и переизданного в 1988 г. с послесловием Х.-Г. Гадамера. Отличительная черта публикуемого текста состоит в том, что здесь Бетти ставит перед собой не только экспозиционные, но и полемические задачи: позиционируя себя в качестве продолжателя романтической герменевтики, Бетти отстаивает ее принципы в полемике с проектом философской герменевтики, представленным в «Истине и методе» Х.-Г. Гадамера. Неслучайно данный очерк был написан по-немецки и опубликован в Германии через два года после выхода в свет «Истины и метода»: по замыслу Бетти, он должен был нейтрализовать растущее влияние философской герменевтики (а также близких к ней концепций, таких как теологическая герменевтика Р. Бультмана) в немецкоязычном сообществе.
Главная полемическая цель Бетти состоит в демонстрации эпистемологического идеала объективности как конститутивного элемента всякой научной интерпретации. Онтологическим эквивалентом этого идеала в науках о духе является тезис о независимости и чужеродное интерпретируемого смысла по отношению к интерпретатору, в частности, о независимости (бытии «самом по себе») прошлого по отношению к настоящему. Этот тезис Бетти противопоставляет учению Гадамера об «опосредовании прошлого и настоящего», которое явным образом направлено против объективистского самосознания наук о духе, но тем самым, по мнению Бетти, лишает истолкование какой бы то ни было научной значимости. При этом Бетти вполне отчетливо видит, что позиция Гадамера имеет определенные основания: интерпретация в науках о духе, в отличие от объяснения в естествознании, предполагает субъективную актуальность объекта для интерпретатора (см. «Канон актуальности понимания»).
Эмилио Бетти - Герменевтика как общая методология наук о духе - Объективации духа
Нет ничего ближе человеческому сердцу, чем взаимопонимание с другими людьми. И для способности понимания нет более соблазнительного дерзновения, чем попытка понять стершиеся человеческие следы, которые вдруг являются перед ним и обращаются к нему. Где бы мы не обнаружили смыслосодержащие формы , посредством которых другой дух заговаривает с нашим духом, перед нашей способностью истолкования возникает задача выведать заключенный в них смысл. Все от брошенных вскользь слов до окаменевшего источника и немого памятника, от текста до шифра и художественного символа, от артикулированной речи до фигуративно-образного и звуко-поэтического изображения, от объяснения до действия, от выражения лица до стиля поведения и характера - словом, все, что наш дух способен воспринять от чужого духа, требует и ожидает от нас понимания. Конечно, мы не должны смешивать различные уровни, на которых нам являются многообразные объективации духа. Прежде всего нам следует строго отличать высказывание
от звуков, в которых оно воплощается, и от знаков, в которых оно фиксируется. Нам вообще следует остерегаться смешения воспринимаемого носителя, который, идет ли речь об устойчивой или мимолетной объективации, относится к физическому уровню, со смысловым содержанием, которое вверено этому носителю как средству трансляции: это средство выступает как своего рода проводник смысла, но последний принадлежит уже не физическому, но принципиально иному уровню.
esxatos.com
Бетти Эмилио - это... Что такое Бетти Эмилио?
\
Герменевтика как основная методика наук о духе
\
Жизненный путь и сочинения
Эмилио Бетти родился 20 августа 1890 г. в г. Камерино (Италия). Изучал право, классическую филологию, с 1915 г. начал преподавать в университете Камерино, затем в Мачерате, Мессине, Парме, Флоренции, Милане, а с 1947 г. — в Риме. В I960 г. он стал профессором римского права университета Понтификата. Бетти с успехом прочел множество лекций в разных университетах мира. В 1955 г. основал Институт теории интерпретации при факультете юриспруденции в Риме.
Свыше двухсот работ написаны Бетти по разным проблемам права: от римского права до процессуального, от гражданского и коммерческого права до истории и международной политики. Монументальностью отличается его работа «Общая теория интерпретации» (1955). Лишь через пять лет была опубликована работа Гадамера «Истина и метод». В 1962 г. Бетти опубликовал на немецком языке исследование «Герменевтика как общая методика наук о духе», чтобы познакомить немецких ученых со своей теорией. Умер Бетти 11 августа 1968 г.
Эмилио Бетти поставил перед собой задачу обобщения всей герменевтической традиции. Он остался в рамках романтико-идеа-листического течения, хотя всеми силами пытался освободиться от психологизма дильтеевского толка, обращаясь к гегелевским темам, гуссерлианским мотивам. В его творчестве присутствует неокантианский элемент и заметно влияние Н. Гартмана
\
Интерпретировать — значит понимать
\
«Ничто так глубоко не проникает в сердце человеческого существа, как желание быть понятым ближними. Нет ничего более притягательного, чем следы исчезнувших людей... Везде, где мы находим чувственные формы, посредством которых дух одного обращен к духу другого, приходит в движение наша интерпретативная активность, ищущая смысл этих форм. Все — от вскользь брошенного слова до сухого документа, от Писания до цифры и художественного символа, от заявления до поступка, от выражения лица до стиля одежды и манеры двигаться — все, что исходит от духа другого Я, обращено к нашей чувственности и нашему разуму и взывает к нашему пониманию» — таков пафос «Герменевтики как общей методики наук о духе».
Существует, следовательно, мир объективного духа, фактов и человеческих событий, поступков, жестов, мыслей и проектов, следов и свидетельств идей, идеалов и реализаций. Весь этот мир подлежит интерпретации. Интерпретация — это процесс, цель и адекватный результат которого — понимание. Интерпретатор призван опознавать и выявлять в различных объективациях духа «творчески животворящую мысль». Он не может уклониться от понимания и верной реконструкции смысла; озвучить голос своей интуиции и тем самым осуществить инверсию творческого процесса — призвание интерпретатора. Интерпретатор должен ретроспективно воспроизвести генезис смысла путем внутреннего переосмысления. Таким образом, решающая разница между процессом истолкования и любым другим познавательным процессом заключена в том факте, что интерпретация объекта связана с обращением и объективацией духа. Интерпретатор преследует задачу переосмысления (реконструкции) послания, объективации скрытых либо ставших явными намерений. В любом случае это процесс интериоризации, когда содержание внешних форм переплавляется в другую субъективность — субъективность интерпретатора.
\
Отличие «интерпретации смысла» от «дарованного смысла»
\
Уточняя цели интерпретации, необходимо иметь в виду критическое отношение Бетти к Хайдеггеру, Гадамеру и Бультману. Для последних важно, что интерпретатор не пассивный преемник смыслов, но активно их реконструирует. Однако Бетти убежден, что Хайдеггер, Гадамер и Бультман зашли слишком далеко, настаивая на том, что смысл объекта заключен не столько в самом объекте, сколько в так называемом предпонимании субъекта. Сам термин, подчеркивает Бетти, достаточно двусмыслен, а Хайдеггер — мастер фантазий, склонный к герметическим выражениям. Экзистенциальная герменевтика Хайдеггера, Гадамера и Бультмана, отдавая дань «предпониманию» в его исключительном смысле, ведет нас к некоему «смыслу — дару», «дарованному смыслу». Он либо есть, либо его нет. Однако, по мысли Бетти, речь идет о поисках и нахождении в конце концов того смысла, что есть в источнике, свидетельстве, другими словами, нас интересует интерпретация объекта Формула объективной интерпретации, замечательным образом синтезирующая мысль Бетти, звучит так: «Sensus non est inferendus, sed efferen-dus» («Смысл следует не вносить, а выносить»).
Значит, можно утверждать, что в интерпретативном акте смысл не вводится и обманным путем не навязывается объекту, а искомый смысл надлежит обнаружить в самом объекте в мучительных поисках. Герменевтика Хайдеггера и Гадамера сильно отдает кантианским и неокантианским духом с его акцентом на трансцендентальные структуры субъекта. Бетти проявляет себя как реалист, настаивая на правах объекта и его гарантиях. Для него характерно акцентирование различия между науками о духе и науками о природе. Вслед за Дильтеем он настаивает на том, что предмет наук о природе радикально отличен от нас.
В любом случае, по мнению Бетти, поспешен и неразумен вывод о невозможности поддерживать четкую границу между познаваемым объектом и познающим субъектом. Так называемая объективность исторических феноменов есть не что иное, как выдумка, и в лучшем случае можно рассчитывать на объективность в естественных науках.
\
Четыре канона герменевтического процесса
\
В интерпретативном процессе есть свои категории, или каноны. Их, по мнению Бетти, четыре. Два из них относятся к объекту интерпретации, другие два — к субъекту интерпретации.
1. Первый канон герменевтической автономии объекта предполагает, что объект интерпретации — продукт человеческого духа, а значит, в нем уже наличествует некая формирующая интенция. В его генезисе присутствует активное начало. Именно этот смысл надлежит искать интерпретатору, уважая непохожесть и герменевтическую автономию объекта. Смысл есть то, что обнаружило в открытии, нечто находимое, скрытое, а не то, что привносится извне.
2. Второй канон, также относящийся к объекту интерпретации, Бетти называет критерием тотальности, или когерентности, герменевтического рассмотрения. Понимание этого критерия (увязки, связанности) мы находим еще в работах римского юриста Цельса, а в эпоху романтизма — у Шлейермахера. Он обнаруживает реальное взаимоотношение и увязку различных частей дискурса между собой. Каждая мысль находится в определенном отношении к целому. Критерий когерентности говорит нам о том, что части текста могут быть поняты в свете целого, а текст может быть понят лишь в континууме с его частями, в уточнении деталей.
3. При переходе от объекта к субъекту Бетти вводит третий канон — критерий актуальности понимания. «Трудно, — говорили древние скептики, — быть совершенно раздетым». Именно об этом хотел напомнить Бетти. Интерпретатор не может снять свою субъективность до конца. Напротив, интерпретатор идет к пониманию объекта, отталкиваясь от собственного опыта, «транспонируя» объект в его собственном духовном горизонте. Претензия, что интерпретатор может приостановить собственную субъективность, более чем абсурдна. Единственное, что он может заставить молчать, — это его собственные желания относительно результатов. Впрочем, сам процесс понимания сообщает субъекту максимальную жизненную энергию и интенсивное индивидуальное начало.
4. Четвертый канон говорит о соотносимости смысла, или о герменевтическом консонансе, или, если угодно, об адекватности понимания. «Если верно, — пишет Бетти, — что дух с духом говорит, то верно также, что понять друг друга они могут, лишь если они конгениальны и находятся на одном уровне. Желать понять — этого мало, необходим "духовный просвет", подходящая перспектива для открытия и понимания. Речь идет об определенной предрасположенности моральной и теоретической души, которую негативно можно определить как смирение, забвение, даже отказ от самого себя, что проявляется в искреннем и решительном преодолении собственных предрассудков. Позитивно она может быть определена как богатство интересов и широта горизонта интерпретатора. Это также умение принять цели объекта интерпретации как свои в самом непосредственном смысле слова».
Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. Антисери Д., Реале Дж.. 1994.
reale_antiseri.academic.ru
26. Герменевтика
Г. - теория и практика толкования текстов (в шир.смысл.)Своими корнями она уход. в древнегр. фил., где практиковалось искусство разъяснения различного рода иносказаний, Также христианские теологи использ. Г. для толкования Библии. Г. изначально ориентирована на постижение смысла текста «изнутри», отвлекаясь от социально-исторических, психологических факторов. Она занимает особое место в гуманитарном познании. А предмет познания в гуманитарных науках - текст (как особая система знаков, связан. между собой особыми отношениями) Г. нужна там, где существует непонимание. Понимание и правильное истолкование понятого – таков в общем плане герменевтический метод получения гуманитарного знания. Мощным средством анализа текста является язык, слово. Отсюда Г. методология гуманитарных наук тесно связана с анализом культуры, ее феноменов.
Г. как особое направление в фил.
Представители: Вильгельм Дильтей (немец), Эмилио Бетти (Италия), Хайдагер. Густавом Шпетом(рус.)
1. Г. сложилась в 20 веке, ее основы заложил Дильтей. Он обосновал отличие: естествен. науки прибегают
к методу объяснения (при помощи рассудка) а для постижения письменно фиксированных проявлений жизни, для изучения культуры прошлого, необходимы понимание и истолкование ее явлений как моментов целостной духовной жизни той или иной эпохи. Это и определяет гуманитарные науки (науки о духе)
2. Этот подход продолжил Бетти. Его работа «Герменевтика как общая
методология наук о духе». Суть понимания он усматривал в узнавании смысла текста, опирающихся на его интерпретацию. Методика интерпретации требует соблюдения канонов. Один из его канонов – актуальность. Чтобы реконструировать чужие мысли, произведения прошлого нужно соотнести их с «собственным горизонтом» Это канон актуальности (он говорит о бессмысленности полного устранения субъективного фактора) 3. Хайдеггер предлагал «герменевтическую феноменологию» По его мнению, Г. – это не столько правила интерпретации текстов или методология, применяемая в науках о духе, сколько выражение специфики человеческого существования, потому что понимание и истолкование – фундаментальные способы человеческого бытия.
4. ученик Хайдеггера – Гадамер (внес самый большой вклад) Его труд – «Истина и метод», точно также как и Хайдеггер, он понимал герменевтику – как учение о бытие. У него Г. впервые превратилась в самостоятельную науку, придал ей философский статус. Его концепция:– Человек живет в мире, запечатленном в языке и вещи не существуют до тех пор, пока они не получат название с помощью языковых средств. «Язык есть все», Нас определяет язык, в котором мы живем. язык становится и условием познавательной деятельности человека. Лингвистическая природа философии обнаруживается прежде всего в ее диалогическом характере. И диалог может быть между интерпретатором и текстом. Толкователь должен уметь задавать вопросы не авторам, а историческому и литературному тексту.
Таким образом, единственно доступным и ценным миром Г. признает мир человеческого общения. Внутри него образуется мир культуры, ценностей, смыслов, а основа всего – Язык. Сущность образования состоит в том, что человек приобщаясь к культуре, делает себя духовным существом. Все составляющие культуры, все культурное достояние должны быть поняты и истолкованы. Постмодернизм
Постмодернизм –это недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является культурой постиндустриального, информационного общества. Также он проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Наиболее всего он выразился в искусстве. Существует как и отдельное направление в философии.
Философия модерна существовала вплоть до XX века, начиная с Декарта. Ее отличали культ разума и необходимость его просвещения, прорыв к предельным основаниям бытия, историзм, признающий доминантой исторического развития прогресс. Постмодернизм возник в середине XX века. Причиной возникновения послужил крах тоталитарного мышления, паралич умственных способностей человека в связи с избыточной информацией. Постмодернисты переключились на субъективность индивидов. Постмодернисты настаивают на плюрализме истины индивид может высказать об одном и том же объекте одинаково обоснованные, но противоположные суждения. В этом смысле закон исключенного третьего теряет свою актуальность.
Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного логоцентризма и рационализма. Постмодернизм=антигегельянство. Гегелевская философия строится на таких категориях как бытие, единое целое, универсальное, абсолютное, истина и т.д. А Постмодернис. философия подвергает все это резкой критике. Они считают, что в настоящее время появился новый тип рациональности, основными составляющими которого являются насилие и ослабленность! Мир воспринимается как условность, за которой нельзя отыскать никаких прообразов, истоков. Действительность – это нечто мнимое и иллюзорное. Историей они считают реконструкцию прошлого в общественном сознании. Каждый народ имеет свое сознание, одинаковой истории не существует. На одном из этапов развития произойдет распад истории, что будет означать конец.
Предшественники постмодернизма – Ницше, Хайдеггер (крайний нигилизм [отрицание всего]- утрата вера в разум, в человека, в гуманизм, выдвинули сомнения в наличия бытия, критика разума) Эти и другие идеи воплотились у философ-модернистов: Жак Деррида, Лиотар, Фуко (французы) и Ваттимо(ит.) Концепцию Деррида нельзя ни кратко изложить, ни выделить в ней ведущей темы, ни тем более понять или объяснить через некий круг идей, объяснить логику посылок и выводов.
27. Философское учение о бытие. Категория «бытие» - исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. С ней связана убежденность индивида в том, что этот мир существует, и что в нем находят свое место и человек, и вещи, и состояния, и процессы. Размышления о прошлом и будущем мира, о том, существует ли этот мир вне нашего сознания или же он является плодом нашего воображения – эти вопросы представляет собой проблему бытия (котор. С глубокой древности обсуждается в фил.) Одни философы рассматривают бытие как нечто первичное, определяющее. Другие утверждают, что единственное возможное бытие - это
бытие человека. Точка зрения у Парменида и Гераклита: бытие понимается как изначально заданное условие существования вещей, условие существования действительного мира. у Парменида бытие представляет собой единое, неподвижное, неизменное, тождественное само себе сущее. А у Гераклита наоборот, основным свойством бытия является его изменчивость, непрерывное становление. его тезис выражен в известном изречении «В одну и ту же реку нельзя вступить дважды».
Платон считает, что источником бытия вещей являются идеи. Они есть «истинное бытие. Идеи недоступны чувственному опыту и постигаются - лишь с помощью разума;
В философии Нового времени категория «бытие» рассматривается в тесной связи с категорией «субстанция», которая служит для выражения единства бытия . У одних философов субстанция - нечто материальное (Спиноза), у других – идеальное, духовное (Беркли), у третьих - то и другое. [У Спинозы в то же время помимо материального субстанция отождествляется с Богом]
1) В феноменологии,бытие - это бытие предмета, мыслимого в сознании(Гуссерль).
2) Для герменевтики бытие – это интерпретация, так как бытие раскрывается лишь в понимании бытия (Хайдеггер).
3) Для экзистенциальной философии бытие есть не что иное, как сам человек, его переживание своего «бытия в мире», непосредственно данное ему как существование.
Философов, работающих в рамках указанных направлений, объединяет обращение к проблеме бытия человека, его существования во взаимосвязи с бытием мира.
Основные формы бытия
Реальное бытие предстает человеку в многообразных формах. Действительно, категория «бытие» отражает наиболее общие и существенные свойства окружающего мира и мира самого человека.
(вечность существования мира, бесконечность мира,
единство мира, равенство существования природного, социального и духовного, изменчивость мира[он не остается постоянным, он находится в yнепрестанном движении, развитии],объективность мира)
Таким образом, Бытие - это все то, что существует. Бытие - это действительность в полном смысле этого слова. Это объективная и субъективная реальность в своей совокупности
*Под объективной реальностью обычно понимают мир вещей естественной природы, это материальный социо-природный мир. Субъективная реальность - это мир психических состояний человека, его сознания, его духовности.
Формы материального бытия
1. бытие вещей первой природы - естественное происхождение, живая природа (планета Земля и вся Вселенная, моря и океаны леса и горы, флора и фауна Земли)
Бытие вещей «второй природы» все, что сотворено человеком (орудия труда, здания и сооружения, корабли и самолеты, автомобильные дороги) Будучи результатом деятельности человека, они существуют вне его сознания и независимо от него. их можно назвать природно-духовно-социальной разновидностью объективной реальности.
2. Бытие человека как природного и социального существа предполагает его существование в мире вещей. Человек зависит от физического тела, но руководствуется определенными социальными нормами и правилами, позволяющими биолог. потребн. разнообразные соц. отношениями + способность к речевой деятельности +способность создавать вещи «второй природы» ( это позволяет ему значительно усилить свое влияние на «первую природу», расширить арсенал средств направленных на переустройство окружающего мира и своего собственного бытия)
3. Третья форма материального бытия - социальное бытие- это совместное бытие людей, связанных между собой многообразными отношениями, представляющими целостную, развивающуюся систему.В качестве одной из подсистем социального бытия можно выделить образование
Формы духовного бытия (сюда относят, прежде всего, такие психические феномены, как
сознание и бессознательное, вместе с такими результатами их
деятельности, как идеи, принципы, нормы и правила, знания и т.п)
1. Индивидуализированное духовное бытие - это духовное бытие, принадлежащее отдельному человеку. Это - духовный мир индивида, его психика, поведение, уровень образования и т.д.
2. Объективированное или интерсубъективное духовное бытие - коллективное сознание и коллективное бессознательное, нравственные и эстетические ценности, различные идеи и знания, закрепленные в общественном сознании с помощью знаково-символических форм, которые служат средством объективации и передачи духовного опыта.
(еще в последние годы стало распространятся термин виртуальное бытие, модель, созданная с помощью компьютера, эффект присутствия в этой реальности человека, который взаимодействует там с другими объектами, Виртуальная реальность – иллюзорная, воображаемая)
studfiles.net
Евгений Борисов ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ «ГЕРМЕНЕВТИКИ КАК ОБЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ НАУК О ДУХЕ» Э. БЕТТИ 1
Олег Мухутдинов ВРЕМЯ И ПОНИМАНИЕ
Олег Мухутдинов ВРЕМЯ И ПОНИМАНИЕ Познание есть отношение человека к действительности, и в самом широком смысле оно включает в себя не только теоретическое знание, но и практическое действие. Опыт, с одной
ПодробнееО теории интерпретации Э.Бетти
Ю.Г. Россиус О теории интерпретации Э.Бетти Предлагаемый вниманию читателей текст представляет собой перевод на русский язык отрывка из книги итальянского правоведа, историка и философа Эмилио Бетти (1890
ПодробнееДИАЛОГ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ
ДИАЛОГ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ М. Ф. Печенко, доцент кафедры гуманитарных наук Белорусской государственной академии искусств, кандидат философских наук Культуру можно рассматривать как гуманитарное
ПодробнееФилософия языка в России начала ХХ века
Федеральная таможенная служба Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» В л а д и в о с т о к с к и й ф и л и а л Н. В. Скрынникова
ПодробнееАннотация рабочей программы дисциплины
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
ПодробнееФилософия. 1. Цели и задачи дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины Философия Целью преподавания дисциплины «Философия» является формирование у студентов теоретических знаний, практических навыков по вопросам представляющим общенаучную (общеметодологическую)
ПодробнееОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА
ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора философских наук, профессора ВАРАВЫ Владимира Владимировича на диссертацию Большакова Евгения Владимировича «Соотношение морали и права в истории общественной мысли:
Подробнее2. ПОСТРОЕНИЕ ИНВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ ЭМОЦИИ
2. ПОСТРОЕНИЕ ИНВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ ЭМОЦИИ В данном разделе предпринимается попытка построения инвариантной модели эмоции, модели, которая явится обобщенным фактом, выражающим сущность бытования эмоциональной
ПодробнееФилософия познания Сознание и бытие
Философия познания Сознание и бытие 1. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта стало рассматриваться в А. Немецкой классической философии Б. Философии Французского просвещения В. Философия
ПодробнееОТВЕТ С. И. РУДАКОВУ
В. А. Вазюлин Москва, Россия. Доктор философских наук профессор, руководитель Международной логико-исторической школы ОТВЕТ С. И. РУДАКОВУ ПЕРВОЕ С. И. Рудаков говорит о том, что «многие аспекты «Логики
ПодробнееПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА в аспирантуру
ПодробнееАннотация к дисциплине «Философия»
Аннотация к дисциплине «Философия» 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины Целью изучения дисциплины является приобретение студентом знаний и умений в сфере философии и развитие навыков, необходимых
ПодробнееИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
1 Министерство образования и науки Российской Федерации Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина Экономический факультет Кафедра философии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПодробнееОсновные сферы современных исследований
Основные сферы современных исследований Одновременно с широким распространением во второй половине XX в. системных исследований в различных областях науки, техники, организации и управления производством
ПодробнееСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ НГТУ. 2006. 1(43). 153 158 УДК 101.1: 316 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ
ПодробнееЗадания С8. Тема: Познание и знание.
Задания С8. Примеры по составлению развернутых планов Тема: Познание и знание. С8. Подготовьте развернутый ответ по теме «Уровни познания». 1. Две стороны познания. 2. Основные формы чувственного познания:
ПодробнееЗаконы алгебры диалектики
Законы алгебры диалектики (продолжение работы «Диалектический анализ числового ряда») Иванков К.В. [email protected] http://kivankov.ru Для того чтобы в большей мере использовать математический аппарат
ПодробнееМосква Философия И. Канта
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА Философский факультет Кафедра истории зарубежной философии НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Москва 2008 Философия И. Канта 1. «Коперниканский
ПодробнееФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» ИОНЦ «Толерантность, права
ПодробнееОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для аспирантов по организации и содержанию научно-исследовательской деятельность и подготовки научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание
ПодробнееФилософия немецкого идеализма
Философия немецкого идеализма УДК 1(430) (091)"18" ББК 87.3 (4Гем)52 И. А. Протопопов Образование как принцип единства божественной и человеческой природы в философии Шеллинга и Гегеля Статья проясняет
Подробнееdocplayer.ru
Глава 24 Дальнейшее развитие герменевтической теории 1 ЭМИЛИО БЕТТИ И ГЕРМЕНЕВТИКА КАК ОСНОВНАЯ МЕТОДИКА НАУК О ДУХЕ 1 1 Жизненный путь и сочинения
Глава 24. Дальнейшее развитие герменевтической теории
1. ЭМИЛИО БЕТТИ И ГЕРМЕНЕВТИКА КАК ОСНОВНАЯ МЕТОДИКА НАУК О ДУХЕ
1.1. Жизненный путь и сочинения
Эмилио Бетти родился 20 августа 1890 г. в г. Камерино (Италия). Изучал право, классическую филологию, с 1915 г. начал преподавать в университете Камерино, затем в Мачерате, Мессине, Парме, Флоренции, Милане, а с 1947 г. — в Риме. В 1960 г. он стал профессором римского права университета Понтификата. Бетти с успехом прочел множество лекций в разных университетах мира. В 1955 г. основал Институт теории интерпретации при факультете юриспруденции в Риме.
Свыше двухсот работ написаны Бетти по разным проблемам права: от римского права до процессуального, от гражданского и коммерческого права до истории и международной политики. Монументальностью отличается его работа «Общая теория интерпретации» (1955). Лишь через пять лет была опубликована работа Гадамера «Истина и метод». В 1962 г. Бетти опубликовал на немецком языке исследование «Герменевтика как общая методика наук о духе», чтобы познакомить немецких ученых со своей теорией. Умер Бетти И августа 1968 г.
Эмилио Бетти поставил перед собой задачу обобщения всей герменевтической традиции. Он остался в рамках романтико-идеалистического течения, хотя всеми силами пытался освободиться от психологизма дильтеевского толка, обращаясь к гегелевским темам, гуссерлианским мотивам. В его творчестве присутствует неокантианский элемент и заметно влияние Н. Гартмана.
Бетти: жизненный путь и сочинения 433
Бетти: четыре канона герменевтического процесса 435
взаимоотношение и увязку различных частей дискурса между собой. Каждая мысль находится в определенном отношении к целому. Критерий когерентности говорит нам о том, что части текста могут быть поняты в свете целого, а текст может быть понят лишь в континууме с его частями, в уточнении деталей.
3. При переходе от объекта к субъекту Бетти вводит третий канон — критерий актуальности понимания. «Трудно, — говорили древние скептики, — быть совершенно раздетым». Именно об этом хотел напомнить Бетти. Интерпретатор не может снять свою субъективность до конца. Напротив, интерпретатор идет к пониманию объекта, отталкиваясь от собственного опыта, «транспонируя» объект в его собственном духовном горизонте. Претензия, что интерпретатор может приостановить собственную субъективность, более чем абсурдна. Единственное, что он может заставить молчать, — это его собственные желания относительно результатов. Впрочем, сам процесс понимания сообщает субъекту максимальную жизненную энергию и интенсивное индивидуальное начало.
4. Четвертый канон говорит о соотносимости смысла, или о герменевтическом консонансе, или, если угодно, об адекватности понимания. «Если верно, — пишет Бетти, — что дух с духом говорит, то верно также, что понять друг друга они могут, лишь если они конгениальны и находятся на одном уровне. Желать понять — этого мало, необходим "духовный просвет", подходящая перспектива для открытия и понимания. Речь идет об определенной предрасположенности моральной и теоретической души, которую негативно можно определить как смирение, забвение, даже отказ от самого себя, что проявляется в искреннем и решительном преодолении собственных предрассудков. Позитивно она может быть определена как богатство интересов и широта горизонта интерпретатора. Это также умение принять цели объекта интерпретации как свои в самом непосредственном смысле слова».
2. ПОЛЬ РИКЁР. ПОГРЕШИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
2.1. Жизнь и сочинения
Поль Рикёр родился в Балансе 25 февраля 1913 г. в протестантской семье. В 1935 г., закончив философский факультет, он начал преподавать в лицеях. В 1939 г. он оказался на фронте. Некоторое время (до 1945 г.) Рикёр провел в заключении. Находясь в тюрьме,
436 Герменевтика
440 Герменевтика
неспособность мышления избавиться от теоретического солипсизма? Личность, как между молотом и наковальней, — меж свободой и грехом, одна-одинешенька пред Богом; подобно рыцарю веры, она в ответе за все в пустыне бесконечности.
3. ЛУИДЖИ ПАРЕЙСОН. ЛИЧНОСТЬ КАК ОРГАН ИСТИНЫ
3.1. Жизнь и сочинения
Луиджи Парейсон родился в г. Пиаско (Кунео) 4 февраля 1918 г. Философию изучал в Турине и в 1939 г., будучи учеником Августо Гуццо, выступил по поводу тезисов Карла Ясперса. Некоторое время он преподавал в Павии, затем в Турине. Академик, член Международного института философии, Парейсон с 1956-го по 1984 г. был редактором журнала «Эстетика». С 1985 г. под его началом выходил «Философский ежегодник». Парейсон умер в 1991 г.
Среди его работ назовем следующие: «Философия существования и Карл Ясперс» (1940), «Очерки по экзистенциализму» (1943), «Экзистенция и личность» (1950). Фейербах и Кьеркегор критиковали Гегеля еще до того, как понятие тотальности исторического процесса в его необходимости обнаружило свою полную несостоятельность. Фейербах показал, что история, прежде чем стать историей духа, сначала является историей материальных нужд и запросов. Кьеркегор показал, что индивид как «synolos» не сводим к законам фатальных процессов. Но даже если Гегель ошибался, нельзя думать, что христианство — уже пройденный момент в истории человечества. Принимая за основу мысль Кьеркегора, Парейсон, вопреки гегельянству, выдвигает принцип онтологического персонализма, в рамках которого личность — сущностное окно в бытие, орган истины.
Разработку темы интерпретации и истины мы находим в работе «Истина и интерпретация» (197), где Парейсон выступает как защитник автономии философии против ее вырождения в сциентизм, фидеизм и социологизм.
. Свои эстетические идеи Парейсону удалось выразить в работах: «Эстетика. Теория формирования» (1954), «Теория искусства» (1965), «Проблемы эстетики» (1965), «Беседы об эстетике» (1966). Типичная характеристика искусства — формирование, отливка, это и выдумка, и производство, и творение, т. е., по выражению Парейсона, «делание в процессе изобретения способа делания». Это вместе с тем
Парейсон: жизнь и сочинения 441
внедрение в физическую материю на основе сугубо индивидуального правила, в соответствии с которым произведение искусства явлено на свет, чтобы ее, материю, дополнить и облагородить. Эту идею мы находим в работах «Система свободы» (1965) и «Философия свободы» (1989).
3.2. Историческая условность, личностное начало и спекулятивная ценность философии
Если философия всегда исторически обусловлена, то как возможно философствование? Как совместить историческое сознание с требованиями спекулятивной созерцательности, бескорыстного знания? Можно ли еще говорить об истинной ценности философии после столь «щедрых» разоблачений Гегеля, Маркса, Ницше, Фрейда, Дилътея? Несть числа доказательствам исторической, материальной, идеологической ангажированности, констатирует Парейсон во введении к четвертому изданию «Экзистенции и личности». Признавать сущностную множественность философского знания не значит ли компрометировать целостность истины? Возможно ли плюралистическое, но не релятивистское понимание истины? Какой должна быть точка зрения, позиция, открывающая продуктивную перспективу диалога, что позволяет нам удержать единство истины во множестве ее возможных формулировок?
Отвечая на эти вопросы, Парейсон стремится избежать релятивистского понимания философии как идеологической концептуализации исторических условий существования, равно и догматизма, вечный грех которого — монологизм закрепощенного сознания. Как продукты распада (криптогегельянства) рассматривает Парейсон философские интерпретации, ориентированные на невоспроизводимость непроницаемых в своей уникальности ситуаций. Впрочем, крах идеи тотальности и однолинейности исторического процесса вовсе не доказательство в пользу софистики и релятивизма. Необходимо реальное признание трех начал в их продуктивном синтезе: исторической условности, спекулятивной ценности философии и личной ответственности ученого. Философия, по Парейсону, есть одновременно выражение духа времени и личностного и спекулятивного начал в их максимальной ценности.
3.3. Единство философии как «конфилософия»
Философия, конечно, дает образ времени, но не ограничивается им. В противном случае бессмысленно было бы говорить об ее автономии. Слишком плотное сближение с временной горизонталью
442
Луиджи Парейсон (1918—1991)
Парейсон: спекулятивная ценность философии 443
446 Герменевтика
4. ДЖАННИ ВАТТИМО. ГЕРМЕНЕВТИКА, «ДЕБОЛЬНОЕ»1 МЫШЛЕНИЕ, ПОСТМОДЕРНИЗМ
4.1. Жизнь и сочинения
Ученик Парейсона, Джанни Ваттимо родился 4 января 1936 г. в Турине. Он закончил Гейдельбергский университет в 1959 г. и в этом же году познакомился с Гадамером (книгу которого «Истина и метод» Ваттимо перевел на итальянский язык). Ныне преподает в Туринском университете, руководит изданием журнала «Эстетика». Среди его многочисленных работ нельзя не упомянуть такие: «Бытие, история и язык в творчестве Хайдеггера» (1963), «Поэзия и онтология» (1967), «Шлейермахер, философ интерпретации» (1968), «Введение к Хайдеггеру» (1971), «Субъект и маска» (1974), «Похождения дифферента» (1981), «Дебольное мышление» (1983), «Конец модернизма» (1985), «Введение к Ницше» (1986), «Прозрачное общество» (1989).
4.2. «Дебольное» мышление
Сколько бы философы ни спорили, сегодня они сходятся, по мнению Ваттимо, в одном: последнего, единственно нормативного обоснования знания больше нет. А это значит, что метафизическая авантюра научной мысли близится к концу. Философия, бодро претендовавшая на определенность и фундаментальную неколебимость теоретических построений о человеке, Боге, истории и ее ценностях, приказала долго жить. Кризис оснований привел к смещению самой идеи истины. Плотный туман затянул веками сиявшую вершину знания.
В очерке «Диалектика, различие и дебольное мышление» Ваттимо пишет, что философия от Аристотеля до Канта шла к уяснению предельного основания знания: от последнего смысла бытия — к философии Аристотеля до универсально закрепленных модусов познания — к философии Канта. И что же? Суетность ее претензий на обладание первой и последней истиной была показана уже Ницше и Хайдеггером. Дальнейшие пробы лишь подтвердили это.
Мир современной науки разросся и усложнился до такой степени, что существование философии, управляющей и поддерживающей все виды знания унитарным образом, увы, маловероятно. Кроме
1 Debilis — ослабленный (лат.)
Ваттимо: «дебольное» мышление 447
451
ЧАСТЬ 11. БЕРТРАН РАССЕЛ, ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН И ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
Философия не может быть плодотворной, если она отделена от науки.
Бертран Рассел
...Если бы на все возможные вопросы были найдены ответы, то проблем нашей жизни они даже не коснулись бы.
Людвиг Витгенштейн
Для философии характерно проникновение сквозь склеротический панцирь, образованный традицией и условностями; разбив оковы, она приходит к новому способу видения вещей.
Фридрих Вайсман
Никакое императивное заключение нельзя должным образом вывести из суммы посылок, не содержащих хотя бы одного императива.
Ричард М. Хеар
452
Бертран Рассел (1872—1970)
453
uchebana5.ru