\»Блаженны нищие духом\». Блаженны духом


Блаженны нищие духом или по каким заповедям мы живем

Заповеди блаженства — это ступени, по которым человек может подняться в Царство Небесное. Но, к сожалению, большинству тех, кто называет себя православными, они неизвестны.

Пение заповедей блаженства начинается на литургии во время малого входа с воспоминания о молитве благоразумного разбойника. Того разбойника, который был распят рядом со Христом. Он стал молиться тому, кого все хулят, на кого плюют, кого предали на смерть, мучительную и страшную. Он обратился к тому, кому осталось жить на земле несколько часов, и попросил Его — вспомнить о нем, когда Он придет как Царь. Мы начинаем пение заповедей, данных нам Богом для блаженства, с тех слов, которые сказал разбойник: «Во Царствии Твоем помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». После них начинается пение самих заповедей, которые хорошо бы петь вместе с хором, чтобы проверять себя каждый раз — исполняю я это или нет?

«Блаженны нищие духом» — говорит нам Господь. Что это означает? Эта заповедь самая непонятная и самая загадочная из всех. Есть разные объяснения того, что означают эти слова. Самое простое объяснение: «нищие духом» значит смиренные, те, которые, осознавая свои грехи, понимая свое недостоинство, считают себя духовно нищими. Эта заповедь ободряет их. Говорит, что, если ты видишь свои грехи, как песок морской (так говорили святые в патериках), тогда ты положил начало своему спасению. Путь к совершенству начинается с сознания своей худости, малости, с осознания своей греховности. Это осознание обязательно для человека. Именно поэтому, возможно, сейчас так мало людей ходят в храм. Потому что люди считают себя хорошими, самодостаточными, им не нужно Царство Небесное. У них уже есть все на этой земле. Наш псевдоблагополучный век создает иллюзию, что можно жить, можно жить хорошо, можно жить еще лучше. Можно надеяться на то, что ты сделаешь себе карьеру, накопишь денег на старость, что ты отдохнешь, попутешествуешь, что ты получишь удовольствие от еды, питья, общения с противоположным полом, посмотришь интересные фильмы, поиграешь в интересные игры. Земная жизнь наполняется различными приятностями, удовольствиями. Вот это обольщение богатством, обольщение мнимым благополучием, оно мешает видеть свои грехи.

Более или менее устроенная жизнь становится как бы сетью, накрывающей людей, и они не видят за ней своей испорченности, не видят того, ради чего они были созданы. Как замечательная чаша, украшенная каменьями, позолоченная, созданная для того, чтобы быть царским кубком, используется в песочнице, чтобы делать куличики из песка. Или может быть для еще более низких потребностей. Эта чаша забыла, для чего создана. Ей, может быть, хорошо и тепло в песочке. И она забыла царский пир, его веселье и радость. Так и человек потерял память о своем величии, которое вложено в него Богом. Ему не с чем себя сравнивать. Забыты святые, о них не говорят. Забыты чудеса, которые совершал Господь. Зачем они нам, когда есть современная медицина, которая тоже совершает чудеса исцелений: можно пересаживать органы, можно излечивать тяжелейшие болезни, чтобы жить как-то дальше. Царство Небесное открывается тем, кому неуютно на земле, кому не хочется делать куличики в песке, кто хочет жизни с Богом. Путь к Богу начинается с осознания своей всецелой недостаточности и греховности.

Святые отцы еще одно дают толкование словосочетанию «нищий духом»: тот человек, который ни к чему не привязан на земле, дух которого свободен от всяких привязанностей — от богатства, от удовольствий, от осознания своей значимости. С этого начинается путь блаженства. И конечно, когда человек осознает себя так — он плачет. Поэтому блаженны плачущие. Хотя слово «плачет» не совсем правильно переведено на русский. Я читал, что здесь стоит греческое слово, которое переводится как «скорбит, печалится». Когда мы говорим «плачет», мы имеем в виду плачет слезами, увлажняются глаза. Но это не всегда происходит, когда человек скорбит, печалится о своем состоянии. И главное — он не заглушает в себе эту скорбь, не утешает себя развлечениями, вкусной едой, а продолжает печалиться. Такого человека утешает сам Бог. И утешение, которое дает Бог, несравнимо с теми утешениями, которые мы сами для себя придумываем.

Еще эта заповедь означает, что блажен тот, кто ищет Духа, просит его у Бога. Это мое толкование, не знаю, насколько оно верно. Это не просто бедный духом человек, это нищий духом. Нищий тот, кто просит все время. Нищими мы называем тех, кто попрошайничает. Не просто бедствуют, но просят. Тот человек, который просит у Бога, тот, кто ищет Бога, кто обращен к Богу, он блажен, потому что ему открывается Царство Небесное.

Кроткие

Дальше говорится удивительная и непонятная для нас вещь: блаженны кроткие. Это совершенно противоположно духу нашего времени. Кроткий человек у нас ассоциируется с человеком забитым. С человеком, который не умеет за себя постоять. С человеком, который трусливо прячется от бед, опасностей, не противостоит им. Но кротость — это совсем другое слово. В XIX веке об этой добродетели знали русские люди. О ней писал Достоевский. Но в наше время кротость — это что-то совершенно таинственное и непонятное для людей. «Кто смел, тот два съел», «при каждой неудаче давайте сдачи» — и вообще, если не отвечать, то они же все распустятся, нужно уметь постоять за себя. А кротость — это надеяние на Бога, это сохранение мирного устроения души, тишина сердца, нежность, согласие с другой волей (не злой, конечно, волей, не дьявольской, нельзя быть кротким с дьяволом!), надеждой на Бога, что он защитит от зла. Вот эта кротость — драгоценное качество души. Сам Господь называет себя кротким. Есть даже такое толкование, что заповеди блаженства — это портрет Господа нашего Иисуса Христа, описание Его души. И мы с вами должны быть подобны Ему, если хотим в Царство Небесное.

Именно кроткие наследуют землю. Есть два толкования этих слов. Кротость как наследование новой земли, Царства Небесного, и кротость как обладание собой. Только кроткий умеет обладать собой. Гневливый, раздражительный собой не обладает. Им обладает гнев. Им властвует раздражение. А кроткий властвует собой, он наследует землю. Земля — это мы. Мы же взяты из земли. Конечно, это немного странно и непонятно — как из черной земли может вырасти красный помидор или зеленый огурец. Как из земли могут появиться голубые глаза или льняные волосы, кожа, сердце, кровь… Но наше тело взято из земли и в землю должно отойти. Мы должны возделывать нашу природу. И только кроткий имеет такую власть.

Тех, кто милостив, милует Бог

Когда человек научился владеть собой, научился кротости, он обращается к небу. И хочет узнать Бога. Хочет узнать истину. Человек, который жаждет этого так, как голодный хочет есть, как жаждущий хочет пить, только такой алчущий человек насыщается Богом. Бог не дает свои истины тем, кто хочет узнать их из любопытства или просто для развлечения. Бог открывает свои истины, свою правду тому, кто болен жаждой, кто хочет жить в этой истине, по этим правилам. Поэтому Господь говорит, что блаженны алчущие и жаждущие правды.

А когда человек познает истину, которая заключается в том, что Бог есть Любовь, он становится милостивым. Мы заставляем себя быть милостивыми, но у нас это не получается. Как быть милостивым к какому-нибудь мерзавцу и разбойнику? К тому, кто насилует детей, устраивает теракты? Но человек, который познает истину о любви Божией, он становится милостивым ко всем. Это тайна. Но она открывается тем, кто ее ищет. Тех, кто милостив, милует Бог. Таким Господь прощает грехи, беззакония, которые они творили, покрывает все неправды.

И когда Бог милует их, тогда становится чистым их сердце. А ведь люди совсем не заботятся о чистоте сердечной. Они заботятся только о внешней чистоте. Современные люди очень брезгливы. Они чистюли, душ принимают по десять раз в день. Изобретают шампуни, кондиционеры для волос, лосьоны. Часто меняют одежду, носят белые сорочки — чистота возведена в современном мире в принцип. А сердце? Сколько грязи в моем сердце, хотя я архиерей и должен о нем заботиться особенно тщательно. Сколько грязи люди черпают ковшами, даже не лопатами, в интернете — плотской грязи, нечистоты, мыслей грязных. Глаза их открыты непотребным зрелищам, уши наполнены звуками, которые нарушают покой сердца. И в этой заповеди говорится, что человек, которого милует Бог, уже не хочет этой грязи в своем сердце, и тогда ему открывается видение Бога. Без чистоты сердечной человек не может увидеть Бога. Так же как глазами, залепленными грязью, нельзя увидеть солнечный свет. Можно так исказить свое зрение, что не видеть вообще ничего.

Война против всех

А когда люди видят Бога, они видят, как мир принести на землю. Ведь мы находимся в постоянной вражде: с самими собой, с Богом, с друзьями, с женами, с мужьями, с детьми, с родителями, с сотрудниками, с начальниками, с другими партиями, с другими национальностями, с другими государствами. Война всех против всех — как ее успокоить? Вот тот человек, который видит Бога, тот становится миротворцем. Он приобщается Богу и называется сыном Божиим.

Дальше начинается интересное развитие этих заповедей блаженства. До сих пор познание добродетели что-то давало нам. Была удовлетворена наша жажда истины, мы были помилованы Богом, мы Бога увидели, мы научились быть миротворцами. И вдруг дальше говорится совершенно удивительная вещь — блаженны изгнанные правды ради, яко их есть Царство Небесное. Мы поднимались в гору, приобретали те или иные положительные качества, и вдруг на тебе — изгнаны правды ради. Дело в том, что мы не понимаем, откуда изгнаны. А изгнаны мы из мира, где царствует грех. Когда святых изгоняли из мира, когда они умирали, когда их лишали почестей, чинов, когда им не давали возможности совершать их служение в этом мире — они радовались. Потому что жить в этом мире тяжко и трудно. Блаженны, когда поносят вас, когда вас изгонят, когда будут говорить всякое зло на вас, радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах, говорил Господь. Этими словами заканчиваются эти заповеди. Они заканчиваются исходом из мира и входом в Царство Небесное. При пении этих слов на литургии совершается вход с Евангелием в алтарь. Священник или диакон, если он несет Евангелие, возглашает: «Премудрость прости!», иногда совершает крестное знамение молящихся Евангелием и входит в алтарь. Как бы входит в Царство Небесное.

Вечная новость

На литургии мы вспоминаем вечные истины, которыми мы не живем. Мы привыкли жить чем-то временным. Нам кажется, что это временное интереснее, привлекательнее, содержательнее, чем вечное. Мы гонимся за новизной и находимся в постоянной суете. Литургия обращает наше внимание к тому, что пребывает вечно, является вечной радостью, вечной новостью. Является вечной жизнью. Но иногда даже вечная жизнь кажется нам какой-то устаревшей формулой, кажется для нас забытым явлением, которое было когда-то. На самом деле это — приобщение к вечной жизни. К жизни в Боге. И то, что кажется нам мертвым, на самом деле может ожить, если мы будем стараться молиться Богу, если будем видеть за этой внешней формой внутреннее содержание. Нельзя останавливаться просто на произнесении слов. Нельзя останавливаться на том, что мы понимали в этих словах вчера или на прошлой литургии. Нужно понимать, что каждый раз за этими словами может открыть себя нам живой Бог. Открыть нам новый смысл, открыть новую истину, открыть новое видение. Возвести нас на новую ступень понимания того, что означают эти слова. Поэтому при совершении литургии нужно совершать постоянную работу. Сознание, чувства наши, сердце, душа наша должны все время работать — прославлять Бога, каяться. И мы должны внутренне обращаться к себе и внутренне все время трудиться на литургии. К сожалению, мы вот так трудиться не умеем. Мы привыкли жить беспорядочно. Привыкли следовать за тем, на что обращает внимание наш ум. Он вертится, меняются картины, образы. Мы не умеем жить осознанно, не умеем жить целенаправленно. А этому тоже учит литургия.

Заповеди блаженства (Мф. 5:3-12):

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Епископ Пантелеимон (Шатов) dishupravoslaviem.ru

spas-urik.cerkov.ru

"Блаженны нищие духом" - Хлеб насущный

Евангелие от Матфея 5:3

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Не беспокойтесь из-за того, что вся эта глава посвящена только этому одному стиху. Некоторые стихи полны такими захватывающими истинами, что им нужно было бы посвятить целые главы комментарий.Хорошую иллюстрацию к тому, что такое гордость, а гордость является грехом, который ненавидит Бог, дал недавно работник Библейского Института имени Муди, который перед проповедью на тему о гордости с иронией сказал: "Я собираюсь вам рассказать что-то замечательное относительно гордости".Конечно же, по-настоящему гордый человек редко видит себя таким, какой он есть на самом деле, поскольку в таком случае ему нужно будет признать, что его образ жизни противоречит Нагорной проповеди Иисуса. Христос предложил блаженство, основанное на новом образе жизни, на идеалах праведности и на понятиях самоотречения. Эта величайшая проповедь, когда-либо сказанная на земле, говорит о таком блаженстве, которое вытекает из самоотречения.

Я верю, что Нагорная проповедь относится ко всему человечеству. Некоторые евангельские верующие считают Нагорную проповедь слишком возвышенной и невыполнимой. Так например, слова сказанные Иисусом Христом в Евангелии от Матфея 5:48: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", они считают слишком трудновыполнимыми и относят их к Тысячелетнему царству. Они говорят, что в Нагорной Проповеди даны принципы жизни Божьего Царства. Однако такая точка зрения создает много проблем.Во-первых, сам текст ничего не говорит о Тысячелетнем царстве. Во-вторых, Иисус обращался к людям, которые жили не в Тысячелетнем царстве (это, пожалуй, самый сильный аргумент). В-третьих, становится совершенно непонятно, как могут события описанные в Нагорной Проповеди, происходить в Тысячелетнем Царстве, а именно: гонение на истинно верующих, изгнание их и всяческое несправедливое злословие. Откуда такие злые люди смогут взяться в Царстве Божьем?Слова из Евангелия от Матфея 5:44: "Любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" не имело бы никакого смысла, если бы речь в Нагорной проповеди шла о Тысячелетнем Царстве. Кроме того, все принципы, о которых идет речь в Нагорной проповеди могут быть найдены и в других местах Нового Завета. Мы не можем отнести всю эту проповедь к особо святым людям, которые будут жить в Тысячелетнем Царстве.Эта проповедь сказана для нас. В ней изложены отличительные черты, присущие истинному христианину, живущему в любом историческом периоде. Она призывает нас придти к новому образу жизни. Иисус говорит: "Ваш образ жизни должен стать таким, если вы хотите познать блаженство". Разве не прекрасно знать что наш Бог вовсе не хочет лишить человека радости, как это утверждают некоторые неверующие? Или то, что Он вовсе не собирается "командовать вашим парадом"? Бог хочет, чтобы мы были счастливы. Бог хочет, чтобы мы были благословенны. И Он даст нам те принципы, которые вполне доступны для нас.Это особенная жизнь. Если жить такой жизнью, уверяю вас, что вы будете отличаться от других людей. Однако немногие люди живут по этим принципам. Многие христиане сегодня потеряли те отличительные качества, о которых говорится в Нагорной Проповеди. Мир сформировал нас по своему собственному образцу и заставил принять мирские понятия о музыке, морали, браке, разводах, освободительном движении, материализме, диетическом питании, алкоголе, танцах, спорте, коммерческой этике, одежде, развлечениях и т.д. Однако Бог хочет, чтобы мы отличались от мира. И Он говорит, что если мы будем жить по Его образцам, то мы будем блаженны. Но, однако, все начинается с сознания духовной нищеты.Когда я покупаю новый автомобиль, я прежде всего ознакамливаюсь с инструкцией к нему, чтобы знать, как им управлять. Конечно, я уже знаю основные вещи, касающиеся управления автомобилем, однако в инструкции к данному автомобилю сказано кое-что, что я могу прочитать только в этой инструкции, поскольку никто не знает лучше этого автомобиля, чем те, кто его сконструировал. В нашем мире все создано Богом, однако немногие люди обращаются к Нему за советом о том, как устраивать свою жизнь. А ведь они должны были бы спрашивать у Бога, как им исполнить свое предназначение. "Ты меня создал, Ты и скажи мне". И Иисус говорит, все что нужно для жизни на земле!Его интересует внутреннее состояние человека. Но это не означает, что поступки его не имеет никакого значения. Однако если внутри все правильно, то и внешнее будет правильным. Вера без дел мертва. Вы созданы во Христе Иисусе на добрые дела. Однако поступки человека могут быть истинным только в том случае, если внутреннее человек исполнен истиной. Если это звучит парадоксально, то заметьте, что все, сказанное в Заповедях Блажества, является священным парадоксом и находится в резком контрасте с мирскими представлениями.Понятиям благословение и блаженство, переводится греческое слово макариос, в Священном Писании противопоставлено слово несчастье, горе. Причем Иисус не говорит: "Я желаю, чтобы вы были блаженны". Он говорит в категорической форме: "Блаженны вы..." И когда Он говорит противоположное: "Горе вам..." - это не просто пожелание. В обоих случаях - это судебный приговор.Обратите внимание на последовательность изложения Заповедей Блаженства. Сначала мы видим блаженство нищих духом, что является правильным отношением к греху и что потом, в стихе 4, ведет к скорби, слезам. Осознав свою греховность и оплакав ее, вы испытаете чувство кротости. Затем вы начнете алкать и жаждать правды. Замечаете ли вы этот прогресс? Затем вы станете милостивым (ст. 7), чистым сердцем (ст. 8) и, наконец, миротворцем (ст. 9). Результатом же того, что вы станете чистым сердцем, милостивым и миротворцем, будут гонения и неправедное злословие. Почему? Потому что сознание всей вашей духовной нищеты, ваша скорбь и слезы греховности, кротость, милосердие, алчность и жажда правды, ваше миротворчество - все это будет раздражать мир.Однако, когда все это произойдет, согласно стиху 12, у вас появится радость и чувство блаженства от сознания что вас ждет награда на небесах. И если вы будете жить по этим обетованиям Блаженства, вы получите уверенность о том, что вы соль земли. Именно так обстоит дело. И вы будете также светом для мира. Однако вы не сможете быть ни солью, ни светом, о которых говорится начиная с 13 стиха, если вы не начнете со стиха 3. Так рассмотрим стих 3.Почему Иисус Христос начал с духовной нищеты? Он хотел рассказать о новой жизни, о новых понятиях и о новом образе жизни. Почему же Он начал с этого? Почему духовная нищета делается источником блаженства? Потому, что она является основной характерной чертой христианина. Сознание своей духовной нищеты - это самое первое, что необходимо человеку, чтобы войти в Царство Божье. Никто не может войти в него на основании своей гордости. Дверь в царство Божье очень низкая и войти в нее может только тот, кто низко поклонится.Как ни парадоксально, но зная, что христианину нужно подняться на высоту и достичь высочайших идеалов в жизни, мы рано или поздно приходим к выводу, что это невозможно. И чем раньше мы придем к такому заключению, тем раньше мы прибегнем к Тому, Кто Один может помочь нам достичь всего этого. Другими словами Иисус говорит нам: "Вы не можете быть наполненными, пока вы не станете пустыми. Вы не можете стать ценными, пока вы не осознаете того, что вы ничего не стоите".Меня удивляет, что в наше время христиане так мало говорят о своей пустоте. Я знаю много книг о том, как исполниться радостью, как исполниться Духом Святым, как исполниться тем-то и тем-то, но не знаю книг, говорящих, как опустошить себя. Можете ли вы представить себе книгу под названием: "Как можно стать ничем?" или: "Как можно быть никем?" Как вы думаете, станут ли такие книги популярными?Духовная нищета - это фундамент благодати, и тем не менее современное христианство стремится к гордости. Вы можете ожидать, что фрукты вырастут сами собою без соответствующего фруктового дерева, с таким те успехом, как и то, что ваша христианская жизнь будет возрастать в благодати без смирения. До тех пор пока мы не будем нищими духом, мы не можем получить благодати. Нельзя стать христианином, если вы не нищие духом. Если в христианской жизни не быть нищи духом, то никогда нельзя познать, что такое благодать.Иисус говорит: "Начинайте с этого. Блаженство принадлежит нищим духом". До тех пор пока человек не проявит смирения, Христос не будет дорог ему. Мы не можем видеть Его таким, какой Он есть, пока смотрим не на Него, а на себя. Пока человек видит только свои желания, нужды и требования, он не сможет понять неизреченных богатств Христовых. До тех пор пока человек не увидит насколько он осквернен, ему не увидеть насколько славен Христос. Пока мы не увидим нашей нищеты, мы не увидим Его богатства. В смерти мы оживем. Никто не может придти к Иисусу Христу и не может войти, в Его Царство без ужаса содрогания, без сознания своей греховности и без покаяния. В Притчах 16:5 сказано, что гордость является мерзостью перед Богом.Бог дает благодать смиренным. Вот почему с самого начала речь идет о смирении. Единственный путь, которым можно придти к Богу - это исповедание своей неправедности, признание своей неспособности соответствовать Божьим нормам, признание того, что вы не способны исполнять Божьи требования. Человек должен придти к Богу с чувством беспомощности и безнадежности, чтобы получить от Него Божью благодать, и нужно поддерживать чувства, чтобы сохранять благодать в христианской жизни. Хотя это может показаться парадоксальным, но этот принцип действует, и мы убедимся в этом позже.В этом мире много безумцев, никогда не знавших истины. Даже христиане, пришедшие к Богу на верном основании, позднее пускается в погоню за восторгами современного христианства. Однако в нашей плоти мы не имеем ничего доброго. Вот почему Христос начал Свою проповедь с вопроса о духовной нищете.Что же означает быть "нищим духом"? О какой нищите идет здесь речь?Некоторые считают, что речь идет о материальной нищите. Но если бы Иисус Христос имел в виду только людей без денег, то самое плохое, что мы могли бы сделать как христиане - это отдать деньги тем, у кого их нет! Помощь нуждающимся была бы очень нежелательна. Накормить голодных - было бы недопустимым. Мы должны были бы прекратить всякую благотворительность. Нам нужно было бы отобрать деньги у всех людей и сделать всех нищими, чтобы они стали блаженными и готовыми войти в Царство Божье. И тогда мы были бы хорошими миссионерами, не так ли? Иметь деньги было бы ужасно, и мы, конечно, погибли бы.Однако Бог ничего не говорит о материальной нищите. Более того, Давид говорит, что он никогда не видел праведника нуждающимся или его детей, просящими хлеба (Пс. 36:25). Хотя апостол Павел испытал, что такое голод и нищета, он никогда не был нищим. Иисус Христос никогда не просил пищи. Христа и Его учеников обвиняли в том, что они были "не в своем уме", когда хотели "перевернуть" мир, но их никогда не обвиняли в том, что они были нищими. (Если бы они были нищими, то книжники и фарисеи не преминули бы указать на это.)Итак, какую же нищету имеет в виду Христос? Он говорит: "нищие духом", т.е. о духовной нищете. Греческое слово токае, переведенное словом нищие, означает материальную нищету, т.е. совершенно безнадежное состояние, когда человек даже стыдится, как бы его кто не узнал. Речь идет не о простой бедности, а об абсолютной нищете. В Библии есть другое слово - пенасе, которое означает, что человек настолько беден, что должен зарабатывать себе на жизнь. Птокас означает - нищий, который должен просить милостыню. Пенасе - это бедный вынужденный заработать себе на жизнь. Птокас означает, что без посторонней помощи вы не сможете прожить. В этом случае вы полностью зависите от других."Именно такие, - говорит Иисус, - блаженны".Как это может быть? И снова это кажется абсурдом, не так ли? - Но ведь мы только что установили, что речь идет не о материальной нищете. Иисус Христос говорит о духовной нищете, и слово, употребленное Им, как раз подходит в данном случае. Это лучшая аналогия, которую можно найти. Духовно нищий человек поистине духовно пуст, нищ и беспомощен. Может ли он заработать себе спасение? Является ли он духовно пенасе, т.е. таким, который может лишь заработать себе жизнь вечную? Нет. Он не пенасе - бедный. Он поистине птокас - нищий.Человек абсолютно беспомощен и зависит только от Божьей милости, и Христос говорит: "Блаженны неимущие, лишенные абсолютно всего, нищие". Какое странное заявление! Однако пойдем дальше.Сказано "нищие духом", следовательно речь идет о душе человека, а не о его теле. То есть сущность человека заключается в его душе, а не в теле. Бог так говорит об этом: "А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис. 66:2). В Псалме 33 стих 19 говорит: "Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет". А в Псалме 50:19: "Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже".Бог близок к тем, кто нищ духом, а не самодовольным, кто считает, что он сам сможет заслужить себе спасение. Нищий духом не означает, что у такого человека унылый дух и что он лишен всякого энтузиазма. Это не означает, что такой человек ленив или тих, безразличен и пассивен. Нищий духом тот, у кого нет чувства самодовольства.Посмотрите на самый лучший пример самоунижения и самовозвышения, приведенный в Евангелии от Луки в главе 18. Это история о фарисее, который гордился своей праведностью, и мытарь, который подобно нищему, просит у Бога милости. Евангелист Лука повествует о чем-то очень важном: "Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу". Как же Иисус закончил эту хорошо известную притчу? Вот что Он сказал о мытаре: "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (ст. 14).Сказано предельно ясно. Блаженны те, кто нищ духом. Блаженны духовные бедняки, блаженны духовно пустые, духовные банкроты, "загнанные в угол" и умоляющие о Божьей милости. Именно они счастливы. Но почему? Потому, что только они знают об истинном источнике блаженства. Только они могут познать Бога. Они наследуют Царство Небесное не только потом, но также здесь и сейчас.Эта истина выражена не только в Нагорной проповеди. Иаков в своем послании 4:10 говорит: "Смиритесь пред Господом; и вознесет вас". Это не та нищета, против которой восстает человеческая воля, но нищета, при которой смиряется. В современной жертвы эта доктрина весьма непопулярна, особенно среди христиан, добившихся успеха и признания, а также богатства и влияния. Однако блаженство принадлежит смиренным.Ветхозаветный Иаков должен был осознать свою духовную нищету перед тем, как Бог смог употребить его. Он боролся с Богом всю ночь, как сказано в главе 32 книги Бытия, и Бог ранил его в бедро. Он положил его, так сказать "на лопатки", и потом сказано: "И благословил (Бог) его там" (Быт. 32:29). Мне это нравится. Бог благословил Иакова, когда тот смирился.Бог не мог употребить пророка Исайю, пока он не стал нищим духом. В год смерти царя Озии, он плакал о своей потере. и тогда Бог по Своей милости показал пророку, чем является его собственная жизнь, и кем он является в действительности. Бог также показал пророку Себя в видении Великим и Превознесенным, и тогда Исайя воскликнул: "Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами ...и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис. 6:5). И только после этого Бог благословил его.Гедеон сознавал свое бессилие. Он сказал: "Господи! как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший" (Суд. 6:15). На это Бог ответил ему: "Господь с тобою, муж сильный!" (ст. 12). Отсюда можно узнать, кто из людей является самым сильным. Это тот, кто сознает свое человеческое бессилие.Таким был дух Моисея. Он настолько ясно осознавал свое бессилие, свою неспособность и настолько понимал свое несоответствие и непригодность, что Бог использовал именно Моисея, поставив его во главе избранного народа Божия. Таким же было и сердце Давида, который говорил Богу: "...Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил" (2 Цар. 7:18).То же самое вы видим и в Петре, который по природе был человеком настойчивым и самоуверенным. Тем не менее он сказал Иисусу: "Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный" (Лук. 5:8). Апостол Павел признавал, что в его плоти нет ничего доброго. Он был величайшим из грешников, гнал и преследовал церковь Божью. Все, что он считал преимуществом, было на самом деле недостатком. От всего этого он отказался. Ни на что доброе он сам лично не был способен. И он стал сильным в своей немощи.Мир говорит человеку: "Отстаивай свои права, гордись собою, завоюй себе место под солнцем". Но Бог говорит, что когда человек сознает свою слабость, когда признает, что он ничто, то это не конец, а напротив - начало! Однако труднее всего поступать так, Иисус говорит, что первое, что нужно сделать человеку - это осознать свое бессилие. В этом заключается духовная нищета. Задумайтесь над притчей о рабе-должнике, записанной в главе 18 Евангелия от Матфея. Он задолжал своему господину такую огромную сумму, которою он никогда бы не смог уплатить. Далее сказано: "Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: "государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу" (Матф. 18:26). Другими словами: этот раб надеялся, что сам сможет заплатить свой долг.Иисус Христос хочет показать этой притчей как неразумно говорить Богу: "Потерпи и я смогу сделать все". Быть нищим духом - означает сознавать, что у нас нет возможности угодить Богу, а потому нам нечем гордиться, не на что полагаться и не на что надеяться. Нужно быть пустым, чтобы потом наполниться. И это путь, по которому мы должны идти всю жизнь, а не только путь к получению спасения; такой должна быть вся наша жизнь.Перед своим обращением святой Августин так гордился своей мудростью, что это мешало ему стать верующим человеком. И только после того, как он отказался от своей гордости, он смог познать Бога. Великий Мартин Лютер в молодости ушел в монастырь, чтобы своим благочестием заслужить себе спасение. Когда же он после многолетних стараний убедился в своей неспособности достичь этого, он вынужден был открыто признаться что не может угодить Богу. Он опустошил себя и признал, что надежду на спасение дает Бог по вере. Надежда на жизнь существует только для тех, кто знает, что они не в состоянии угодить Богу. Это настолько высокое мерило, что его не могли достичь даже на короткое мгновение те, кому впервые был дан Закон на горе Синае. Бог в Своем Законе запретил идолопоклонство, блуд, воровство, убийство и так далее. Но даже в момент, когда Бог давал этот закон, люди тут же нарушали его. Пока Бог говорил с Моисеем, Аарон допустил, чтобы народ впал в оргию. Божьи мерило находится далеко за пределами человеческих способностей.Некоторые из древних израильтян сознавали это, и по Божьему указанию они приносили соответствующие жертвы, и в смирении исповедовали свои грехи, и Бог по великой милости прощал их. Но были и такие, которые думали, что они смогут все исполнить. Они приносили жертвы, и гордились самоправедностью, и пытались исполнить закон собственными усилиями. Однако они не могли исполнить закон и тогда вместо того, чтобы в смирении взыскать милость Божью, они начали постепенно заменять требования закона человеческими традициями. А человеческие традиции намного легче исполнять, чем Божьи законы.Законы Талмуда - это иудейские законы, основанные на Торе (истинном Законе Божьем) которые являются ни чем иным, как явно заниженными нормами Торы. Утешаясь их исполнением, человек думает, что он исполняет Божьи законы. Раввины говорили, что они пытаются отстаивать законы Божьи, однако на самом деле речь шла о значительно более низких требованиях, соответствующих их уровню самоправедности. В то время, когда Иисус Христос пришел на землю, они имели большой успех в вопросе исполнения второстепенных требований закона, тогда как ежедневно нарушали основные требования истинных законов Божьих (см. Ис. 29:13 и Матф. 15:9).Нагорная Проповедь - это закон Божий. Он предписывает какой образ жизни нужно вести. Однако мы не в состоянии выполнять закон! Но при содействии Духа Святого и сознании нашей зависимости от Иисуса Христа у нас появляется желание жить именно по предписанию закона. Убедившись в нашей неспособности жить такой жизнью, мы в сокрушении раскаиваемся. Иисус привел нам Свои примеры, когда сказал: "...Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Матф. 5:48).Он также говорит, что если праведность человека не превзойдет праведности фарисеев и книжников, живших исполнением второстепенных требований закона и обрядов человеческих, то он не войдет в Царство Небесное. Истинная цель закона, данного на Сионе, та же что и Нагорной Проповеди, а именно: показать людям, что они не в состоянии сами исполнить Божьих повелений. Более низкое мерило, придуманное людьми, только цель, ради которой была дана Нагорная Проповедь.Мы должны осознать величие Божьего закона и исповедать нашу духовную нищету и нашу полную зависимость от Бога, и тогда, мы сможем исполнить Его закон. Вы не можете дать этот закон невозрожденному человеку и ждать, что он станет жить по нему. Апостол Павел прямо говорит, что цель закона заключалась в том, чтобы каждый человек смог осознать свою виновность перед Богом и придти к Иисусу Христу, Который Один только может снять нашу вину. Именно о такой духовной нищете говорит Иисус Христос.Каков же результат? "...Ибо их есть Царство Небесное". Какое чудесное обетование! Это не просто пожелание. Это реальный факт! Царство Небесное уже принадлежит нищим духом. И этому утверждению вполне можно доверять. Итак, кому же принадлежит Царство Небесное? - Кто есть нищий духом. Глагол стоит в настоящем времени. А значит Царство Небесное принадлежит мне и вам, если мы соответствуем мерилу Божьему.Мы говорим не только о Тысячелетнем царстве. Это наше Царство и принадлежит оно нам уже сейчас. Конечно, когда-нибудь будет и Тысячелетнее царство, в котором обетование будет исполнится реально и полностью расцветет, но то Царство, о котором идет речь в Нагорной Проповеди, уже есть сейчас. В нем блаженство царит уже сейчас. В нем блаженство царит уже сейчас. Царство Небесное - это воцарение и правление Иисуса Христа в сердце каждого, кто верит в Него и принял своим Спасителем и Господом. И это не только картина Мессианского будущего, это выражение настоящего. Мы уже теперь царственное священство. Мы уже теперь принадлежим Христу. Мы уже теперь являемся победителями. Мы уже, как сказано во главе 2 Послания к Ефесянам, посажены на небесах, и на нас простерлась Его милость и благодать отныне и вовек.Царство это, насколько я понимаю, - благодати и славы. Благодати сейчас, а славы потом. У нас есть царство. Оно наше, в нем управляет Христос и Он же управляет нашей жизнью. Знаете ли вы, что это значит? Мы принадлежим Христу, и Он заботится о нас. Он пополняет все нужды наших сердец. И это является результатом духовной нищеты.Как же можно стать нищим духом? Вы скажете: "Я согласен, что самое важное - это быть нищим духом. Но как я могу стать таким?" Позвольте мне изложить три принципа. Во-первых, не пытайтесь достичь этого самостоятельно. Это то, в чем ошибаются люди, предпочитая монашество. Некоторые думают, что они будут нищими духом, если станут отшельниками, продадут все свое имущество, оденут на себя лохмотья и уйдут в монастырь. Все это нисколько не поможет. Неважно, как вы выглядите в собственных глазах или в глазах других людей. Важно то, как вы выглядите в глазах Божьих.Читайте Библию. На страницах Священного Писания нарисован образ Божий. Смотрите на Христа, рассуждайте о Нем и о Его Слове, и тогда вы забудете о себе. И это вовсе не мистика. Это должно стать повседневным практическим занятием. Мы должны ежедневно смотреть на Бога. В этом состоит первый принцип.Во-вторых, укрощайте свою плоть. Я не говорю о пище, которой питается наше тело, речь идет о посте для нашей плоти. В наше время даже некоторые христианские служители постоянно питают свою плотскую природу гордостью. Мы должны стараться обнажить нашу плотскую природу. Лично для меня это постоянная борьба в поисках такого духа. Как приятно слышать слова: "Благодарю вас, ваша проповедь принесла мне благословение". Или: "Через вашу проповедь я покаялся". Или: "О, ваша церковь так прекрасна!" Или: "Какую прекрасную проповедь вы сказали". Такие комплименты легко принимать. Раньше я не считал нужным бороться с этим. Однако около года тому назад, я почувствовал в своем сердце жажду обнажить свою плотскую природу.Я фактически желал себе падения, поскольку знал, что это приведет меня в присутствие Божье, а в присутствии Божьем я почувствую всю свою нищету. Не так давно я не желая того, глубоко огорчил некоторых людей. Моей первой реакцией было - обидеться, поскольку я считал, что не допустил никаких ошибок. Однако Бог проговорил к моему сердцу и я понял, что случилось то, в чем я больше всего нуждался. А нуждался я в том, чтобы убедиться в своем ничтожестве, в том, что за одно мгновение я могу потерять все, о чем я мечтал в служении Богу (и в чем Он, между прочим, не нуждался).В моей нищете, падении, потере, безрассудности я ощутил такое большое утешение, за которое я просто не мог в полной мере возблагодарить Бога. Моя плотская природа была настолько унижена, что у меня не оставалось никакого повода для гордости. Хотя это похоже на самобичевание, я почувствовал тогда себя так близко к Богу, как не чувствовал давно. Это заставило меня полностью положиться на Господа, поскольку у меня не оставалось никаких других возможностей справиться со своей неудачей. И это то состояние, в котором все мы должны пребывать - состояние полной зависимости от Бога.Третий принцип очень простой - это прошение. Желаете ли вы быть нищим духом? - Просите об этом у Бога. "Боже, - говорил мытарь, - будь милостив ко мне". Иисус сказал, что мытарь пошел в дом свой оправданным. Блажен человек нищий духом. Он один из тех, кому принадлежит Царство Небесное.Так почему же Иисус начал с того, что надо быть "нищими духами". Потому, что это является основой всего остального быть духовным банкротом и сознавать это. В результате Царство Небесное будет принадлежать нам здесь, сейчас на земле и навеки. Как же можно стать нищим духом? - Повторяю смотрите на Бога, умерщвляйте свою плоть, просите как нищий. Бог ничуть не против этого.

Как я могу узнать, нищий ли я духом? Нужно произвести самооценку. Далее изложено семь принципов для этого:• Вы будете отлучены от самого себя (Пс. 130:2). Нищий духом теряет ощущение своего собственного "я". Оно уходит! Вы будете думать только о Боге, о Его славе и о других людях и их нуждах.• Вы будете постоянно изумляться Иисусом Христом, "взирая на славу Господню" (см. 2 Кор. 3:18). Вы будете говорить, как Филипп: "Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас" (Иоан. 14:8). Вы будете говорить, как Давид: "Пробудившись, буду насыщаться образом Твоим" (Пс. 16:15).• Вы никогда не будете роптать на обстоятельства вашей жизни. Почему? Вы ведь не заслуживаете ничего другого, не так ли? Что вы можете предложить? Чем ниже вы опускаетесь, тем слаще для вас благодать Божья. Чем больше ваша нужда, тем больше Он печется о вас. Когда вы откажетесь от всего, вы будете готовы получить обилие благодати Божьей. В этом нет противоречия. Вы будете безропотно страдать поскольку не заслужили ничего другого, но и тогда вы будете искать Его благодати.• Вы будете видеть в других только их положительные качества, а в самом себе только свои слабости. Истинно смиренный человек всегда возвышает не себя, а других.• Вы будете проводить много времени в молитвах. Почему? Потому что нищий всегда просит. Он часто стучит в небесные двери и не уходит от них до тех пор, пока не получит благословение.• Вы придете к Иисусу на Его условиях, а не на своих. Гордые грешники тоже хотели бы иметь Христа, но и свои собственные удовольствия, Христа и свою собственную жадность, Христа и свою собственную аморальность. Нищий же духом находится в таком безнадежном положении, что готов отказаться от всего, лишь бы иметь Христа. Томас Уотсон говорит: "Осажденная крепость, близкая к падению, готова сдаться на милость победителя и тем спастись. Тот, чье сердце долгое время было крепостью для дьявола и кто противился Христу, узнав о своей духовной нищете ощутив ее, увидев что без Христа он достоин вечного проклятия, смирится перед Богом и обращается к Нему с простой молитвой: "Господи, что повелишь мне делать?"• И наконец, вы будете славить и благодарить Бога за Его милость. Если человек поистине нищ духом, он будет переполнен благодарностью Богу. Все, что вы имеете - это подарок от Бога. Апостол Павел говорит: "Благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно" (1 Тим. 1:14).

Как нам оценить себя? Если мы считаем, что вообще ничего не стоим, то находимся на пути к блаженству. "Блаженны нищие духом".

luk-konstantin.livejournal.com

\»Блаженны нищие духом\» — Газета Протестант

Евангелие от Матфея 5:3

 

Джон МакАртур-младший  «Заповеди блаженства»

 

 

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Не беспокойтесь из-за того, что вся эта глава посвящена только этому одному стиху. Некоторые стихи полны такими захватывающими истинами, что им нужно было бы посвятить целые главы комментарий.

Хорошую иллюстрацию к тому, что такое гордость, а гордость является грехом, который ненавидит Бог, дал недавно работник Библейского Института имени Муди, который перед проповедью на тему о гордости с иронией сказал: "Я собираюсь вам рассказать что-то замечательное относительно гордости".

Конечно же, по-настоящему гордый человек редко видит себя таким, какой он есть на самом деле, поскольку в таком случае ему нужно будет признать, что его образ жизни противоречит Нагорной проповеди Иисуса. Христос предложил блаженство, основанное на новом образе жизни, на идеалах праведности и на понятиях самоотречения. Эта величайшая проповедь, когда-либо сказанная на земле, говорит о таком блаженстве, которое вытекает из самоотречения.

Я верю, что Нагорная проповедь относится ко всему человечеству. Некоторые евангельские верующие считают Нагорную проповедь слишком возвышенной и невыполнимой. Так например, слова сказанные Иисусом Христом в Евангелии от Матфея 5:48: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", они считают слишком трудновыполнимыми и относят их к Тысячелетнему царству. Они говорят, что в Нагорной Проповеди даны принципы жизни Божьего Царства. Однако такая точка зрения создает много проблем.

Во-первых, сам текст ничего не говорит о Тысячелетнем царстве. Во-вторых, Иисус обращался к людям, которые жили не в Тысячелетнем царстве (это, пожалуй, самый сильный аргумент). В-третьих, становится совершенно непонятно, как могут события описанные в Нагорной Проповеди, происходить в Тысячелетнем Царстве, а именно: гонение на истинно верующих, изгнание их и всяческое несправедливое злословие. Откуда такие злые люди смогут взяться в Царстве Божьем?

Слова из Евангелия от Матфея 5:44: "Любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" не имело бы никакого смысла, если бы речь в Нагорной проповеди шла о Тысячелетнем Царстве. Кроме того, все принципы, о которых идет речь в Нагорной проповеди могут быть найдены и в других местах Нового Завета. Мы не можем отнести всю эту проповедь к особо святым людям, которые будут жить в Тысячелетнем Царстве.

Эта проповедь сказана для нас. В ней изложены отличительные черты, присущие истинному христианину, живущему в любом историческом периоде. Она призывает нас придти к новому образу жизни. Иисус говорит: "Ваш образ жизни должен стать таким, если вы хотите познать блаженство". Разве не прекрасно знать что наш Бог вовсе не хочет лишить человека радости, как это утверждают некоторые неверующие? Или то, что Он вовсе не собирается "командовать вашим парадом"? Бог хочет, чтобы мы были счастливы. Бог хочет, чтобы мы были благословенны. И Он даст нам те принципы, которые вполне доступны для нас.

Это особенная жизнь. Если жить такой жизнью, уверяю вас, что вы будете отличаться от других людей. Однако немногие люди живут по этим принципам. Многие христиане сегодня потеряли те отличительные качества, о которых говорится в Нагорной Проповеди. Мир сформировал нас по своему собственному образцу и заставил принять мирские понятия о музыке, морали, браке, разводах, освободительном движении, материализме, диетическом питании, алкоголе, танцах, спорте, коммерческой этике, одежде, развлечениях и т.д. Однако Бог хочет, чтобы мы отличались от мира. И Он говорит, что если мы будем жить по Его образцам, то мы будем блаженны. Но, однако, все начинается с сознания духовной нищеты.

Когда я покупаю новый автомобиль, я прежде всего ознакамливаюсь с инструкцией к нему, чтобы знать, как им управлять. Конечно, я уже знаю основные вещи, касающиеся управления автомобилем, однако в инструкции к данному автомобилю сказано кое-что, что я могу прочитать только в этой инструкции, поскольку никто не знает лучше этого автомобиля, чем те, кто его сконструировал. В нашем мире все создано Богом, однако немногие люди обращаются к Нему за советом о том, как устраивать свою жизнь. А ведь они должны были бы спрашивать у Бога, как им исполнить свое предназначение. "Ты меня создал, Ты и скажи мне". И Иисус говорит, все что нужно для жизни на земле!

Его интересует внутреннее состояние человека. Но это не означает, что поступки его не имеет никакого значения. Однако если внутри все правильно, то и внешнее будет правильным. Вера без дел мертва. Вы созданы во Христе Иисусе на добрые дела. Однако поступки человека могут быть истинным только в том случае, если внутреннее человек исполнен истиной. Если это звучит парадоксально, то заметьте, что все, сказанное в Заповедях Блажества, является священным парадоксом и находится в резком контрасте с мирскими представлениями.

Понятиям благословение и блаженство, переводится греческое слово макариос, в Священном Писании противопоставлено слово несчастье, горе. Причем Иисус не говорит: "Я желаю, чтобы вы были блаженны". Он говорит в категорической форме: "Блаженны вы…" И когда Он говорит противоположное: "Горе вам…" — это не просто пожелание. В обоих случаях — это судебный приговор.

Обратите внимание на последовательность изложения Заповедей Блаженства. Сначала мы видим блаженство нищих духом, что является правильным отношением к греху и что потом, в стихе 4, ведет к скорби, слезам. Осознав свою греховность и оплакав ее, вы испытаете чувство кротости. Затем вы начнете алкать и жаждать правды. Замечаете ли вы этот прогресс? Затем вы станете милостивым (ст. 7), чистым сердцем (ст. 8) и, наконец, миротворцем (ст. 9). Результатом же того, что вы станете чистым сердцем, милостивым и миротворцем, будут гонения и неправедное злословие. Почему? Потому что сознание всей вашей духовной нищеты, ваша скорбь и слезы греховности, кротость, милосердие, алчность и жажда правды, ваше миротворчество — все это будет раздражать мир.

Однако, когда все это произойдет, согласно стиху 12, у вас появится радость и чувство блаженства от сознания что вас ждет награда на небесах. И если вы будете жить по этим обетованиям Блаженства, вы получите уверенность о том, что вы соль земли. Именно так обстоит дело. И вы будете также светом для мира. Однако вы не сможете быть ни солью, ни светом, о которых говорится начиная с 13 стиха, если вы не начнете со стиха 3. Так рассмотрим стих 3.

Почему Иисус Христос начал с духовной нищеты? Он хотел рассказать о новой жизни, о новых понятиях и о новом образе жизни. Почему же Он начал с этого? Почему духовная нищета делается источником блаженства? Потому, что она является основной характерной чертой христианина. Сознание своей духовной нищеты — это самое первое, что необходимо человеку, чтобы войти в Царство Божье. Никто не может войти в него на основании своей гордости. Дверь в царство Божье очень низкая и войти в нее может только тот, кто низко поклонится.

Как ни парадоксально, но зная, что христианину нужно подняться на высоту и достичь высочайших идеалов в жизни, мы рано или поздно приходим к выводу, что это невозможно. И чем раньше мы придем к такому заключению, тем раньше мы прибегнем к Тому, Кто Один может помочь нам достичь всего этого. Другими словами Иисус говорит нам: "Вы не можете быть наполненными, пока вы не станете пустыми. Вы не можете стать ценными, пока вы не осознаете того, что вы ничего не стоите".

Меня удивляет, что в наше время христиане так мало говорят о своей пустоте. Я знаю много книг о том, как исполниться радостью, как исполниться Духом Святым, как исполниться тем-то и тем-то, но не знаю книг, говорящих, как опустошить себя. Можете ли вы представить себе книгу под названием: "Как можно стать ничем?" или: "Как можно быть никем?" Как вы думаете, станут ли такие книги популярными?

Духовная нищета — это фундамент благодати, и тем не менее современное христианство стремится к гордости. Вы можете ожидать, что фрукты вырастут сами собою без соответствующего фруктового дерева, с таким те успехом, как и то, что ваша христианская жизнь будет возрастать в благодати без смирения. До тех пор пока мы не будем нищими духом, мы не можем получить благодати. Нельзя стать христианином, если вы не нищие духом. Если в христианской жизни не быть нищи духом, то никогда нельзя познать, что такое благодать.

Иисус говорит: "Начинайте с этого. Блаженство принадлежит нищим духом". До тех пор пока человек не проявит смирения, Христос не будет дорог ему. Мы не можем видеть Его таким, какой Он есть, пока смотрим не на Него, а на себя. Пока человек видит только свои желания, нужды и требования, он не сможет понять неизреченных богатств Христовых. До тех пор пока человек не увидит насколько он осквернен, ему не увидеть насколько славен Христос. Пока мы не увидим нашей нищеты, мы не увидим Его богатства. В смерти мы оживем. Никто не может придти к Иисусу Христу и не может войти, в Его Царство без ужаса содрогания, без сознания своей греховности и без покаяния. В Притчах 16:5 сказано, что гордость является мерзостью перед Богом.

Бог дает благодать смиренным. Вот почему с самого начала речь идет о смирении. Единственный путь, которым можно придти к Богу — это исповедание своей неправедности, признание своей неспособности соответствовать Божьим нормам, признание того, что вы не способны исполнять Божьи требования. Человек должен придти к Богу с чувством беспомощности и безнадежности, чтобы получить от Него Божью благодать, и нужно поддерживать чувства, чтобы сохранять благодать в христианской жизни. Хотя это может показаться парадоксальным, но этот принцип действует, и мы убедимся в этом позже.

В этом мире много безумцев, никогда не знавших истины. Даже христиане, пришедшие к Богу на верном основании, позднее пускается в погоню за восторгами современного христианства. Однако в нашей плоти мы не имеем ничего доброго. Вот почему Христос начал Свою проповедь с вопроса о духовной нищете.

Что же означает быть "нищим духом"? О какой нищите идет здесь речь?

Некоторые считают, что речь идет о материальной нищите. Но если бы Иисус Христос имел в виду только людей без денег, то самое плохое, что мы могли бы сделать как христиане — это отдать деньги тем, у кого их нет! Помощь нуждающимся была бы очень нежелательна. Накормить голодных — было бы недопустимым. Мы должны были бы прекратить всякую благотворительность. Нам нужно было бы отобрать деньги у всех людей и сделать всех нищими, чтобы они стали блаженными и готовыми войти в Царство Божье. И тогда мы были бы хорошими миссионерами, не так ли? Иметь деньги было бы ужасно, и мы, конечно, погибли бы.

Однако Бог ничего не говорит о материальной нищите. Более того, Давид говорит, что он никогда не видел праведника нуждающимся или его детей, просящими хлеба (Пс. 36:25). Хотя апостол Павел испытал, что такое голод и нищета, он никогда не был нищим. Иисус Христос никогда не просил пищи. Христа и Его учеников обвиняли в том, что они были "не в своем уме", когда хотели "перевернуть" мир, но их никогда не обвиняли в том, что они были нищими. (Если бы они были нищими, то книжники и фарисеи не преминули бы указать на это.)

Итак, какую же нищету имеет в виду Христос? Он говорит: "нищие духом", т.е. о духовной нищете. Греческое слово токае, переведенное словом нищие, означает материальную нищету, т.е. совершенно безнадежное состояние, когда человек даже стыдится, как бы его кто не узнал. Речь идет не о простой бедности, а об абсолютной нищете. В Библии есть другое слово — пенасе, которое означает, что человек настолько беден, что должен зарабатывать себе на жизнь. Птокас означает — нищий, который должен просить милостыню. Пенасе — это бедный вынужденный заработать себе на жизнь. Птокас означает, что без посторонней помощи вы не сможете прожить. В этом случае вы полностью зависите от других.

"Именно такие, — говорит Иисус, — блаженны".

Как это может быть? И снова это кажется абсурдом, не так ли? — Но ведь мы только что установили, что речь идет не о материальной нищете. Иисус Христос говорит о духовной нищете, и слово, употребленное Им, как раз подходит в данном случае. Это лучшая аналогия, которую можно найти. Духовно нищий человек поистине духовно пуст, нищ и беспомощен. Может ли он заработать себе спасение? Является ли он духовно пенасе, т.е. таким, который может лишь заработать себе жизнь вечную? Нет. Он не пенасе — бедный. Он поистине птокас — нищий.

Человек абсолютно беспомощен и зависит только от Божьей милости, и Христос говорит: "Блаженны неимущие, лишенные абсолютно всего, нищие". Какое странное заявление! Однако пойдем дальше.

Сказано "нищие духом", следовательно речь идет о душе человека, а не о его теле. То есть сущность человека заключается в его душе, а не в теле. Бог так говорит об этом: "А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис. 66:2). В Псалме 33 стих 19 говорит: "Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет". А в Псалме 50:19: "Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже".

Бог близок к тем, кто нищ духом, а не самодовольным, кто считает, что он сам сможет заслужить себе спасение. Нищий духом не означает, что у такого человека унылый дух и что он лишен всякого энтузиазма. Это не означает, что такой человек ленив или тих, безразличен и пассивен. Нищий духом тот, у кого нет чувства самодовольства.

Посмотрите на самый лучший пример самоунижения и самовозвышения, приведенный в Евангелии от Луки в главе 18. Это история о фарисее, который гордился своей праведностью, и мытарь, который подобно нищему, просит у Бога милости. Евангелист Лука повествует о чем-то очень важном: "Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу". Как же Иисус закончил эту хорошо известную притчу? Вот что Он сказал о мытаре: "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (ст. 14).

Сказано предельно ясно. Блаженны те, кто нищ духом. Блаженны духовные бедняки, блаженны духовно пустые, духовные банкроты, "загнанные в угол" и умоляющие о Божьей милости. Именно они счастливы. Но почему? Потому, что только они знают об истинном источнике блаженства. Только они могут познать Бога. Они наследуют Царство Небесное не только потом, но также здесь и сейчас.

Эта истина выражена не только в Нагорной проповеди. Иаков в своем послании 4:10 говорит: "Смиритесь пред Господом; и вознесет вас". Это не та нищета, против которой восстает человеческая воля, но нищета, при которой смиряется. В современной жертвы эта доктрина весьма непопулярна, особенно среди христиан, добившихся успеха и признания, а также богатства и влияния. Однако блаженство принадлежит смиренным.

Ветхозаветный Иаков должен был осознать свою духовную нищету перед тем, как Бог смог употребить его. Он боролся с Богом всю ночь, как сказано в главе 32 книги Бытия, и Бог ранил его в бедро. Он положил его, так сказать "на лопатки", и потом сказано: "И благословил (Бог) его там" (Быт. 32:29). Мне это нравится. Бог благословил Иакова, когда тот смирился.

Бог не мог употребить пророка Исайю, пока он не стал нищим духом. В год смерти царя Озии, он плакал о своей потере. и тогда Бог по Своей милости показал пророку, чем является его собственная жизнь, и кем он является в действительности. Бог также показал пророку Себя в видении Великим и Превознесенным, и тогда Исайя воскликнул: "Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами …и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис. 6:5). И только после этого Бог благословил его.

Гедеон сознавал свое бессилие. Он сказал: "Господи! как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший" (Суд. 6:15). На это Бог ответил ему: "Господь с тобою, муж сильный!" (ст. 12). Отсюда можно узнать, кто из людей является самым сильным. Это тот, кто сознает свое человеческое бессилие.

Таким был дух Моисея. Он настолько ясно осознавал свое бессилие, свою неспособность и настолько понимал свое несоответствие и непригодность, что Бог использовал именно Моисея, поставив его во главе избранного народа Божия. Таким же было и сердце Давида, который говорил Богу: "…Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил" (2 Цар. 7:18).

То же самое вы видим и в Петре, который по природе был человеком настойчивым и самоуверенным. Тем не менее он сказал Иисусу: "Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный" (Лук. 5:8). Апостол Павел признавал, что в его плоти нет ничего доброго. Он был величайшим из грешников, гнал и преследовал церковь Божью. Все, что он считал преимуществом, было на самом деле недостатком. От всего этого он отказался. Ни на что доброе он сам лично не был способен. И он стал сильным в своей немощи.

Мир говорит человеку: "Отстаивай свои права, гордись собою, завоюй себе место под солнцем". Но Бог говорит, что когда человек сознает свою слабость, когда признает, что он ничто, то это не конец, а напротив — начало! Однако труднее всего поступать так, Иисус говорит, что первое, что нужно сделать человеку — это осознать свое бессилие. В этом заключается духовная нищета. Задумайтесь над притчей о рабе-должнике, записанной в главе 18 Евангелия от Матфея. Он задолжал своему господину такую огромную сумму, которою он никогда бы не смог уплатить. Далее сказано: "Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: "государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу" (Матф. 18:26). Другими словами: этот раб надеялся, что сам сможет заплатить свой долг.

Иисус Христос хочет показать этой притчей как неразумно говорить Богу: "Потерпи и я смогу сделать все". Быть нищим духом — означает сознавать, что у нас нет возможности угодить Богу, а потому нам нечем гордиться, не на что полагаться и не на что надеяться. Нужно быть пустым, чтобы потом наполниться. И это путь, по которому мы должны идти всю жизнь, а не только путь к получению спасения; такой должна быть вся наша жизнь.

Перед своим обращением святой Августин так гордился своей мудростью, что это мешало ему стать верующим человеком. И только после того, как он отказался от своей гордости, он смог познать Бога. Великий Мартин Лютер в молодости ушел в монастырь, чтобы своим благочестием заслужить себе спасение. Когда же он после многолетних стараний убедился в своей неспособности достичь этого, он вынужден был открыто признаться что не может угодить Богу. Он опустошил себя и признал, что надежду на спасение дает Бог по вере. Так зародилась Реформация.

Надежда на жизнь существует только для тех, кто знает, что они не в состоянии угодить Богу. Это настолько высокое мерило, что его не могли достичь даже на короткое мгновение те, кому впервые был дан Закон на горе Синае. Бог в Своем Законе запретил идолопоклонство, блуд, воровство, убийство и так далее. Но даже в момент, когда Бог давал этот закон, люди тут же нарушали его. Пока Бог говорил с Моисеем, Аарон допустил, чтобы народ впал в оргию. Божьи мерило находится далеко за пределами человеческих способностей.

Некоторые из древних израильтян сознавали это, и по Божьему указанию они приносили соответствующие жертвы, и в смирении исповедовали свои грехи, и Бог по великой милости прощал их. Но были и такие, которые думали, что они смогут все исполнить. Они приносили жертвы, и гордились самоправедностью, и пытались исполнить закон собственными усилиями. Однако они не могли исполнить закон и тогда вместо того, чтобы в смирении взыскать милость Божью, они начали постепенно заменять требования закона человеческими традициями. А человеческие традиции намного легче исполнять, чем Божьи законы.

Законы Талмуда — это иудейские законы, основанные на Торе (истинном Законе Божьем) которые являются ни чем иным, как явно заниженными нормами Торы. Утешаясь их исполнением, человек думает, что он исполняет Божьи законы. Раввины говорили, что они пытаются отстаивать законы Божьи, однако на самом деле речь шла о значительно более низких требованиях, соответствующих их уровню самоправедности. В то время, когда Иисус Христос пришел на землю, они имели большой успех в вопросе исполнения второстепенных требований закона, тогда как ежедневно нарушали основные требования истинных законов Божьих (см. Ис. 29:13 и Матф. 15:9).

Нагорная Проповедь — это закон Божий. Он предписывает какой образ жизни нужно вести. Однако мы не в состоянии выполнять закон! Но при содействии Духа Святого и сознании нашей зависимости от Иисуса Христа у нас появляется желание жить именно по предписанию закона. Убедившись в нашей неспособности жить такой жизнью, мы в сокрушении раскаиваемся. Иисус привел нам Свои примеры, когда сказал: "…Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Матф. 5:48).

Он также говорит, что если праведность человека не превзойдет праведности фарисеев и книжников, живших исполнением второстепенных требований закона и обрядов человеческих, то он не войдет в Царство Небесное. Истинная цель закона, данного на Сионе, та же что и Нагорной Проповеди, а именно: показать людям, что они не в состоянии сами исполнить Божьих повелений. Более низкое мерило, придуманное людьми, только цель, ради которой была дана Нагорная Проповедь.

Мы должны осознать величие Божьего закона и исповедать нашу духовную нищету и нашу полную зависимость от Бога, и тогда, мы сможем исполнить Его закон. Вы не можете дать этот закон невозрожденному человеку и ждать, что он станет жить по нему. Апостол Павел прямо говорит, что цель закона заключалась в том, чтобы каждый человек смог осознать свою виновность перед Богом и придти к Иисусу Христу, Который Один только может снять нашу вину. Именно о такой духовной нищете говорит Иисус Христос.

Каков же результат? "…Ибо их есть Царство Небесное". Какое чудесное обетование! Это не просто пожелание. Это реальный факт! Царство Небесное уже принадлежит нищим духом. И этому утверждению вполне можно доверять. Итак, кому же принадлежит Царство Небесное? — Кто есть нищий духом. Глагол стоит в настоящем времени. А значит Царство Небесное принадлежит мне и вам, если мы соответствуем мерилу Божьему.

Мы говорим не только о Тысячелетнем царстве. Это наше Царство и принадлежит оно нам уже сейчас. Конечно, когда-нибудь будет и Тысячелетнее царство, в котором обетование будет исполнится реально и полностью расцветет, но то Царство, о котором идет речь в Нагорной Проповеди, уже есть сейчас. В нем блаженство царит уже сейчас. В нем блаженство царит уже сейчас. Царство Небесное — это воцарение и правление Иисуса Христа в сердце каждого, кто верит в Него и принял своим Спасителем и Господом. И это не только картина Мессианского будущего, это выражение настоящего. Мы уже теперь царственное священство. Мы уже теперь принадлежим Христу. Мы уже теперь являемся победителями. Мы уже, как сказано во главе 2 Послания к Ефесянам, посажены на небесах, и на нас простерлась Его милость и благодать отныне и вовек.

Царство это, насколько я понимаю, — благодати и славы. Благодати сейчас, а славы потом. У нас есть царство. Оно наше, в нем управляет Христос и Он же управляет нашей жизнью. Знаете ли вы, что это значит? Мы принадлежим Христу, и Он заботится о нас. Он пополняет все нужды наших сердец. И это является результатом духовной нищеты.

Как же можно стать нищим духом? Вы скажете: "Я согласен, что самое важное — это быть нищим духом. Но как я могу стать таким?" Позвольте мне изложить три принципа. Во-первых, не пытайтесь достичь этого самостоятельно. Это то, в чем ошибаются люди, предпочитая монашество. Некоторые думают, что они будут нищими духом, если станут отшельниками, продадут все свое имущество, оденут на себя лохмотья и уйдут в монастырь. Все это нисколько не поможет. Неважно, как вы выглядите в собственных глазах или в глазах других людей. Важно то, как вы выглядите в глазах Божьих.

Читайте Библию. На страницах Священного Писания нарисован образ Божий. Смотрите на Христа, рассуждайте о Нем и о Его Слове, и тогда вы забудете о себе. И это вовсе не мистика. Это должно стать повседневным практическим занятием. Мы должны ежедневно смотреть на Бога. В этом состоит первый принцип.

Во-вторых, укрощайте свою плоть. Я не говорю о пище, которой питается наше тело, речь идет о посте для нашей плоти. В наше время даже некоторые христианские служители постоянно питают свою плотскую природу гордостью. Мы должны стараться обнажить нашу плотскую природу. Лично для меня это постоянная борьба в поисках такого духа. Как приятно слышать слова: "Благодарю вас, ваша проповедь принесла мне благословение". Или: "Через вашу проповедь я покаялся". Или: "О, ваша церковь так прекрасна!" Или: "Какую прекрасную проповедь вы сказали". Такие комплименты легко принимать. Раньше я не считал нужным бороться с этим. Однако около года тому назад, я почувствовал в своем сердце жажду обнажить свою плотскую природу.

Я фактически желал себе падения, поскольку знал, что это приведет меня в присутствие Божье, а в присутствии Божьем я почувствую всю свою нищету. Не так давно я не желая того, глубоко огорчил некоторых людей. Моей первой реакцией было — обидеться, поскольку я считал, что не допустил никаких ошибок. Однако Бог проговорил к моему сердцу и я понял, что случилось то, в чем я больше всего нуждался. А нуждался я в том, чтобы убедиться в своем ничтожестве, в том, что за одно мгновение я могу потерять все, о чем я мечтал в служении Богу (и в чем Он, между прочим, не нуждался).

В моей нищете, падении, потере, безрассудности я ощутил такое большое утешение, за которое я просто не мог в полной мере возблагодарить Бога. Моя плотская природа была настолько унижена, что у меня не оставалось никакого повода для гордости. Хотя это похоже на самобичевание, я почувствовал тогда себя так близко к Богу, как не чувствовал давно. Это заставило меня полностью положиться на Господа, поскольку у меня не оставалось никаких других возможностей справиться со своей неудачей. И это то состояние, в котором все мы должны пребывать — состояние полной зависимости от Бога.

Третий принцип очень простой — это прошение. Желаете ли вы быть нищим духом? — Просите об этом у Бога. "Боже, — говорил мытарь, — будь милостив ко мне". Иисус сказал, что мытарь пошел в дом свой оправданным. Блажен человек нищий духом. Он один из тех, кому принадлежит Царство Небесное.

Так почему же Иисус начал с того, что надо быть "нищими духами". Потому, что это является основой всего остального быть духовным банкротом и сознавать это. В результате Царство Небесное будет принадлежать нам здесь, сейчас на земле и навеки. Как же можно стать нищим духом? — Повторяю смотрите на Бога, умерщвляйте свою плоть, просите как нищий. Бог ничуть не против этого.

Как я могу узнать, нищий ли я духом? Нужно произвести самооценку. Далее изложено семь принципов для этого:

• Вы будете отлучены от самого себя (Пс. 130:2). Нищий духом теряет ощущение своего собственного "я". Оно уходит! Вы будете думать только о Боге, о Его славе и о других людях и их нуждах.

• Вы будете постоянно изумляться Иисусом Христом, "взирая на славу Господню" (см. 2 Кор. 3:18). Вы будете говорить, как Филипп: "Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас" (Иоан. 14:8). Вы будете говорить, как Давид: "Пробудившись, буду насыщаться образом Твоим" (Пс. 16:15).

• Вы никогда не будете роптать на обстоятельства вашей жизни. Почему? Вы ведь не заслуживаете ничего другого, не так ли? Что вы можете предложить? Чем ниже вы опускаетесь, тем слаще для вас благодать Божья. Чем больше ваша нужда, тем больше Он печется о вас. Когда вы откажетесь от всего, вы будете готовы получить обилие благодати Божьей. В этом нет противоречия. Вы будете безропотно страдать поскольку не заслужили ничего другого, но и тогда вы будете искать Его благодати.

• Вы будете видеть в других только их положительные качества, а в самом себе только свои слабости. Истинно смиренный человек всегда возвышает не себя, а других.

• Вы будете проводить много времени в молитвах. Почему? Потому что нищий всегда просит. Он часто стучит в небесные двери и не уходит от них до тех пор, пока не получит благословение.

• Вы придете к Иисусу на Его условиях, а не на своих. Гордые грешники тоже хотели бы иметь Христа, но и свои собственные удовольствия, Христа и свою собственную жадность, Христа и свою собственную аморальность. Нищий же духом находится в таком безнадежном положении, что готов отказаться от всего, лишь бы иметь Христа. Томас Уотсон говорит: "Осажденная крепость, близкая к падению, готова сдаться на милость победителя и тем спастись. Тот, чье сердце долгое время было крепостью для дьявола и кто противился Христу, узнав о своей духовной нищете ощутив ее, увидев что без Христа он достоин вечного проклятия, смирится перед Богом и обращается к Нему с простой молитвой: "Господи, что повелишь мне делать?"

• И наконец, вы будете славить и благодарить Бога за Его милость. Если человек поистине нищ духом, он будет переполнен благодарностью Богу. Все, что вы имеете — это подарок от Бога. Апостол Павел говорит: "Благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно" (1 Тим. 1:14).

Как нам оценить себя? Если мы считаем, что вообще ничего не стоим, то находимся на пути к блаженству. "Блаженны нищие духом".

 

www.gazetaprotestant.ru

www.gazetaprotestant.ru


Смотрите также