Подробно рассмотрев внешнее архитектурное убранство соборов Московского Кремля и познакомившись со многими архитектурными деталями, на которые раньше мало обращала внимания, я стала обращать внимание на другие церкви и сравнивать их с кремлёвскими. В рабочей поездке в Троице-Сергиеву Лавру с взглянула на церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов совсем другими глазами. Мне даже показалось, что она очень похожа на храм Ризоположения в Московском Кремле. Для чистоты экперимента я приведу снимки храмов с восточной стороны (Ризоположенскую церковь фотографировать крайне неудобно, она «зажата» соседними зданиями ). Сравните: Правда, похожи? Прежде чем сравнивать оба храма и рассматривать детали, напомню, что Духовская церковь построена в 1477 году. Её создателями были псковские мастера. Те самые, которых пригласил в Москву великий князь Иван III для перестройки архитектурного ансамбля Кремля. Образцом для строительства Духовской церкви служили отнюдь не московские храмы, а древний монастырский Троицкий собор. Но нельзя не заметить сходство трёх церквей — московских Благовещенского собора, Ризоположенской церкви и Духовского храма Лавры.Тем не менее, в облике Ризоположенской и Духовской церквей видны заметные различия, особенно с восточной стороны.1.Духовская церковь особенная. Под куполом церкви устроена небольшая звонница. Такой тип храмов называют «иже под колоколы».2.Форма главы у храмов разная. У Ризоположенской церкви — шлемовидная глава, у Духовской — луковичная. На куполе Ризоположенской церкви проложены ряды «бегунка» («бегунца») и «поребрика». На Духовской церкви их нет. Подкупольная часть барабана Духовской церкви украшена таким же орнаментом, как и стены храма. А вот и знаменитые псковские «бегунок» и «поребрик» на Ризоположенском храме. 3.У Ризоположенской церкви апсиды низкие, у Духовской высокие, доходят почти до закомар. 4.Рисунок декоративного пояса на восточных стенах разный. 5.По всему периметру нижней части стен Духовской церкви проложен пояс клеверообразноого орнамента. Знаток архитектуры, несомненно, назовёт ещё несколько отличий восточных стен храмов. Другие различия увидим несколько позже, остановимся на сходстве двух храмов.1.Оба храма четырёхстолпные, трёхапсидные. Их размеры примерно одинаковы.2.Закомары имеют килевидную форму. А теперь обратите внимание на пояс ниш с балясинами. Привожу два снимка и не называю храмы. Я показала фрагменты двух разных храмов! Верхний — фрагмент Духовской церкви, нижний — Ризоположенской. И вот ещё одна загадка. Посмотрите на два портала. По форме они очень похожи — килевидные перспективные порталы на обоих храмах. (Перспективный портал был известен ещё в романской архитектуре. Это выразительно решённый вход в здание. Он оформлен суживающимися уступами, как бы ступеньками. Ряды уступов перекрыты рядами уменьшающихся арок). Но весьма заметна и разница в деталях. На Ризоположенской церкви (верхний снимок) капители колонн выполнены в виде перевязанных снопов. На южном портале Духовской церкви капители многослойные, имеют правильную классическую форму. А вот на западном портале они иные, гораздо проще. И колонны перехвачены московской «бусиной». Другое отличие Духовской и Ризоположенской церквей — вертикальные лопатки стен. На Духовской церкви они выпуклые, ступенчатые, хорошо выражены, с капителями, подчёркнуты дополнительной полуколонной на каждой лопатке. Лопатки на стенах Ризоположенской церкви простые, плоские, широкие, без каких-либо украшений. Ещё я обратила внимание на основания центрального барабана. На церкви Ризоположения постамент барабана невысокий, гранёный. На Духовской церкви основание барабана украшено высокими кокошниками. Так чего же больше мы увидели, сравнивая два храма — сходства или различия? Построены они в одно время. Обе церкви приписываются псковским мастерам. Но даже если и строили их одни и те же зодчие, они ни в коем случае не копировали свои работы. Создавали новое, уникальное, неповторимое. В заключении добавлю ещё один снимок восточной стены Духовской церкви. Видите лестницу? Я сначала подумала, что она реставрационная. Но потом догадалась, что она предназначена для звонарей. Ведь первоначально не предусматривалось специального хода на колокольню церкви. Звонари стояли на земле, а к колоколам были привязаны длинные верёвки, за которые монахи дёргали, раскачивая языки колоколов. Со временем стратегия звона изменилась и сейчас монахи поднимаются на колокольню по приставной лестнице.Мне довелось слушать звон колоколов Духовской церкви в пасхальную неделю. Я наблюдала за звонарём с Соборной площади. Во время звона двигалась вся фигура монаха, видно было, что он орудует несколькими колоколами, а его ноги выделывали замысловатые коленца. Издали казалось, что он танцует в такт звона. Но лаврский экскурсовод пояснила, что звонарь работает не только руками, но и ногами — на звоннице есть педали, с помощью которых можно управлять некоторыми колоколами. Поэтому и казалось, что человек танцует! Если Вам интересен архитектурный анализ храмов Московского Кремля, вы найдёте их в статьях:Вокруг церкви РизоположенияВнешнее убранство Успенского собораАрхитектурный анализ Архангельского собораБлаговещенский собор. Архитектурные особенностиНапомню, что подробно об истории и особенностях русских колоколов и колокольного звона написано в статье «Колокола земли русской». kraeved1147.ru Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря. В отличие от белокаменного Троицкого собора храм-звонница сложен из кирпича, ставшего в это время основным строительным материалом. Объем Духовской церкви четко делится на две равные по высоте части: четырехстолпный четверик с тремя высокими апсидами, повторяющий формы Троицкого собора, и цилиндрический постамент на церковных сводах с шестипролетной звонницей, несущей барабан с куполом и крестом. На дубовых брусьях в пролетах звонницы висят колокола, при этом открытый внутрь купола барабан с узкими окнами выполняет функцию своеобразного резонатора звука. Декоративное убранство храма строилось по подобию Троицкого собора, но в другом материале. Трехмастный орнаментальный пояс, обрамляющий стены Духовской церкви и верх барабана, был выполнен из терракотовых балясин, окаймленных двумя рядами полихромных поливных изразцов. Устройство открытого яруса звона под центральной главой, вертикальные пропорции, богатство и нарядность белокаменных и керамических декоративных элементов (включая украшенную резными кринами ленту цоколя) придавали сооружению черты изящества и неординарности. Узорчатые пояса из терракотовых балясин и изразцов были самым ранним примером использования керамического декора и поливных изразцов в московском зодчестве. Духовская церковь строилась в те годы, когда в Москве при великокняжеском дворе работали не только лучшие мастера из разных русских городов, но и европейские зодчие. Не случайно в конструкции и декоративном убранстве храма использованы новые приемы и детали. Декоративные полуколонки с гирляндами, которыми украшены апсиды храма, аналогичны гирляндам на стенах греческой церкви Пресвятой Богородицы Пантанассы (1428) в Мистре. Впоследствии этот декоративный прием был применен в оформлении Введенской церкви Подольного монастыря (1547), стоящей недалеко от Святых врат, и церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637). Звон в церкви «иже под колоколы» был совершенно уникален для Москвы. Это был первоначально так называемый псковский звон, при котором балки с укрепленными на них колоколами раскачивали с земли. Звонили в колокола при помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Колокол раскачивался вместе с держащим его брусом, при этом язык поочередно ударялся в противоположные края колокола. Такой способ звона называется еще очапным, или псковским, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре. Изначально такой тип звона имел распространение в Европе, а в России был известен только в западнорусских землях (Новгород, Псков). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности. Внутреннее пространство Духовской церкви, лишенное верхних окон из-за наличия звонницы, освещается немногочисленными узкими боковыми окнами. Росписи на стенах были сделаны впервые в 1665 г. повелением Патриарха Никона и неоднократно поновлялись. Иконы для установленного в 1866 г. трехъярусного иконостаса из розового дерева были выполнены мастерами лаврской иконописной мастерской. В 1938-40 гг. пристройки были разобраны. В 1941-48 гг., под руководством архитектора И.В. Трофимова, были укреплены фундаменты Духовской церкви, восстановлены некоторые утраченные элементы декора фасадов, настенная масляная живопись в интерьере. В 1960 году была произведена расчистка терракотового фриза, поздняя четырехскатная кровля заменена позакомарным покрытием, раскрыта звонница. В Духовской церкви находится надгробие митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812 г.). Возле южной стены покоятся святые мощи преподобного Антония (Медведева; † 1877 г.), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, у северной стены почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556). С южной стороны храма были похоронены святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867 г.; мощи обретены в 1994 г.; перенесены в храм Христа Спасителя в Москве в 2004 г.) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879 г.; мощи обретены в 1994 г.; почивают в Успенском соборе). В воскресные и праздничные дни в храме совершается Божественная литургия (начало в 7 час. 30 мин.). См. также: www.stsl.ru Адрес: Россия, Московская область, Сергиев ПосадОснован в 1337 годуОснователь Сергий РадонежскийОсновные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1423 г.), собор Успения Пресвятой Богородицы (1585 г.), церковь Сошествия Святого Духа (1477 г.), надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1699 г.), церковь Смоленской иконы Божией Матери (1748 г.), колокольня (1770 г.) Святыни: мощи преподобного Сергия Радонежского, мощи преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского, Макария (Невского)Координаты: 56°18'37.3"N 38°07'48.9"E Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад. Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове. Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря). Свято-Троицкая Сергиева Лавра Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти. Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья. Собор Успения Пресвятой Богородицы На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен. Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни. Красная надвратная башня со Святыми ворота Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар. Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве. Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев. Собор Троицы Живоначальной Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки. Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек. Церковь Сошествия Святого Духа По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения. Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви. Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах Белокаменный Троицкий собор, возведенный с 1422 по 1423 гг., стал первым российским памятником архитектуры, чествующим основателя Лавры Сергия Радонежского. Златоглавая святыня появилась на территории монастыря в год канонизации Сергия, когда его имя было официально объявлено «покровителем земли Русской». Прах усопшего святого хранится здесь же, в помещении собора, а надгробная пелена с его изображением находится в музее. Иконостас собора богат работами Андрея Рублева, Даниила Черного и лучшими мастерами их школы. Среди всех икон особо выделяется «Троица», созданная самим Рублевым. Как главный храм Лавры Троицкий собор при строительстве украшался строгими орнаментальными лентами, соответствуя традициям аскетизма. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Второе по значимости здание-святыня – это храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Его строительство велось в 1476 г. псковскими каменщиками, которые в своей работе использовали кирпич. Результатом их труда стала Духовская церковь, привлекательная необычным расположением колокольни под главкой. В древности церкви с такой верхушкой назывались «иже под колоколы», что подразумевало сочетание церкви и звонницы в одной постройке. Но в целом ее стиль незамысловат. Успенский собор признан главным в Лавре. Его строительство начиналось еще в 1559 г. умельцами Ивана Грозного. А заканчивались работы по возведению собора в 1584 г., при царе Федоре Ивановиче. Митрополичьи покои Внешний облик святыни отличается одновременной простотой и строгостью, и лишь пятиглавый верх указывает на ее величие. Внутреннее убранство собора привлекательно огромным резным иконостасом. Позади его, высоко вверху оборудованы площадки для певчих. Во время песнопений монахов прихожанам кажется, что их голоса доносятся «аки с небес». Все стены и своды этого собора покрыты уникальными фресками. Их изготовление приходится на лето 1684 г., а имена художников можно прочесть на западной стене храма, под полотенечной росписью. Храм Зосимы и Савватия Соловецких – это аккуратная шатровая церковь, появившаяся в монастырском дворе в честь учеников Сергия Радонежского. Она входит в комплекс Больничных палат. Колокольня Долгое время ее благоустройством никто не занимался, и она постепенно разрушалась. Но благодаря умелым действиям опытного реставратора Трофимова И.В. красно-белый храм вновь обрел былое величие и стал одним из живописных уголков обители. Внутри он декорирован поливными изразцами зеленого цвета. Смоленская церковь – это изящное здание, входящее в состав Троице-Сергиевой Лавры. Своим появлением она обязана архитектору Ухтомскому, который выполнил ее в стиле «Елизаветинского барокко». Необычность планировки строения состоит в его 8-гранной форме с криволинейными выпукло-вогнутыми гранями. Нижняя часть церкви представлена высоким белокаменным цоколем. На сегодняшний день в здании святыни восстановлено 3 крыльца-паперти с парадными лестницами. Усыпальница Годуновых Венцом главы-кивера служит крест, попирающий полумесяц. Такое оформление верхушки церкви объясняется войнами с мусульманской Турцией – частым явлением в XVIII веке. Надкладезная часовня расположена рядом с Успенским собором. Ее необычный внешний вид сразу привлекает внимание прихожан. Три восьмерика, установленные на четверике – такое архитектурный замысел часто встречался в конструкции построек XVII столетия, и Надкладезная часовня стала очередным воплощением нарышкинской архитектуры. Другая Надкладезная часовня – Пятницкая, стоит к востоку от Пятницкой и Введенской церквей. За несколько веков своего существования она утратила множество украшений и не переживала реставраций. Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи Но ее волнистая кровля со световыми восьмериками, остатки наличников и мастерски обработанный входной портал говорят о былой красоте этого небольшого сооружения. Царские Чертоги – это огромный царский дворец, выстроенный для Алексея Михайловича. Столь знатный гость часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, а в его свиту входило более 500 душ. Такое большое количество посетителей нуждалось в определенном приюте, чем и объяснялось появление Чертогов на монастырском дворе. Несмотря на свое предназначение – давать крышу над головой царю и его приближенным, вместительное здание имело простые формы. Однако и отделка его интерьеров, и наружные изразцы, и 2 изразцовые печи как бы намекали на то, для каких дорогих гостей готовилась эта постройка. Пятницкая башня Митрополичьи покои на первый взгляд кажутся двухэтажным зданием. Но на самом деле этажей три. Самый древний – это нижний этаж, построенный в XVI веке. Второй этаж появился над ним в XVII столетии, а третий – ближе к середине XVIII столетия, став завершением всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры. Примерно в тот же отрезок времени появилась и небольшая Михеевская церковь. Найти ее можно рядом с Трапезной палатой – большой и пышной постройкой с необычной конструкцией и огромным, богато оформленным залом с широким сомкнутым сводом. Трапезную видно издали – она высится на подклете, а ее украшением служат резные полуколонки, наличники с узорами «под виноградную гроздь», полуциркульные раковины. Водосвятная часовня-сень со святым источником Живопись на стенах и сводах относится к XIX веку. Зал Трапезной отделен от ее остальных помещений позолоченной кованой решеткой. Привлекательно и таинственно выглядит резной иконостас, а пол здесь выложен брусками красно-коричневой яшмы. Надвратная церковь построена знаменитыми в XVII столетии Строгановыми в честь Иоанна Предтечи. Когда-то она была пятиглавой, но с течением времени из пяти глав осталась только одна. Несмотря на такую значительную утрату, старинная святыня всё равно остаётся прекрасным памятником старорусского зодчества, а ее декор аналогичен декору Трапезной палаты. Список достопримечательностей Сергиева Посада putidorogi-nn.ru Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря. Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола. Несмотря на небольшие размеры — высота храма до верха креста равна 30 м, — собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена». Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV в., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители. Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен. Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия). Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного, чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV—XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня — гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского. В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия. В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин — двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром». В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал... в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682). В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз — в 2002-2004 гг.). До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе). К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного — схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники. Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.). В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг. В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы). *** Троицкий собор — главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами. В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 году. *** - в будние дни: Общий братский молебен и полунощница у мощей преподобного Сергия Радонежского - в 5 час. 30 мин.; Божественная литургия - начало в 6 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом Божией Матери - по пятницам, начало в 17 часов; молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами - с 8 час. 30 мин. до 20 час. 30 минут.
- в воскресные и праздничные дни:
Божественная литургия - начало в 6 час. 20 мин.; молебны с акафистом преподобному Сергию - с 5 час. до 6 час. 15 мин. и с 8 час.30 мин. до 20 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом преподобному Сергию - по воскресеньям, начало в 17 часов.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.
См. также: Троицкий собор в описаниях Горского А. В.
Троицкий собор в описаниях Голубинского Е. www.stsl.ru Троице-Сергиева лавра это сокращенное название, а полностью и официально монастырь называется «Свято-Троицкая Сергиева лавра». Слово «лавра» переводится с греческого как городская улица или многолюдный монастырь. В православной традиции лаврами называют большие мужские монастыри имеющие особое историческое и духовное значение.
Троице-Сергиева лавра расположена по адресу: г. Сергиев Посад, Красногорская площадь.Если ехать из Москвы по проспекту Красной Армии то лавра будет видна с левой стороны за домом 131 (Новые торговые ряды, красивое здание из красного кирпича).
GPS координаты лавры - 56.310243, 38.132373.
... 8 июля 1742 года специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.22 июня 1744 г. последовал указ Синода архимандриту Арсению с братиею о наименовании Троице-Сергиевского монастыря Лаврой...
Почему Синод почти через два года продублировал указ императрицы и какой из указов "главнее" решайте сами. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры содержит более 50 различных зданий и сооружений, среди которых более десяти храмов. Поскольку наиболее интересными объектами для внимания туристов являются именно культовые сооружения, то на плане отмечены только храмы лавры. Храмы пронумерованы в хронологическом порядке по мере их возведения в лавре.
Свято-Троицкая Сергиева лавра. План расположения храмов.
План Троице-Сергиевой лавры сделан на основе рисунка с официального сайта лавры stsl.ru 1. Свято-Троицкий собор, 1422-1423 гг. Главный соборный храм и первое каменное здание лавры. Он был воздвигнут игуменом преподобным Никоном на месте первой деревянной Троицкой церкви. В строительство храма внес вклад сын великого князя Дмитрия Донского Юрий, князь Звенигородский и Галицкий, крестник преподобного Сергия Радонежского.
Иконы и фрески Свято-Троицкого собора выполнены в 1423 (1425?)-1427 годах артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. К сожалению, первоначальный декор храма был почти весь утрачен. В 1635 году фрески были возобновлены и в дальнейшем также дописывались.
Святыни Свято-Троицкого собора.
Мощи преподобного Сергия Радонежского — в раке в южной части собора. Вещи преподобного Сергия: схима, посох и две деревянные литургические тарели.Иконы местного ряда иконостаса:
2. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь),1476-1477 гг. Духовская церковь считается древнейшей из сохранившихся храмов, построенных в стиле «иже под колоколы» - когда колокольня опирается на своды церкви. Первоначально колокольня звонила «псковским звоном» - звук издавался раскачиванием самого колокола, а не его язычка. Причем, колокол раскачивали с земли через систему канатов и рычагов.
На колокольне Духовской церкви висел особый «всполошный» колокол которым во время осады монастыря 1608-1610 годов возвещалась тревога.
Святыни Духовской церкви.
Мощи преподобных Максима Грека и Антония (Медведева) в раках.
3. Успенский собор, 1559-1585 гг. Успенский собор был выстроен по велению царя Ивана IV Грозного на месте снесенных деревянных келий братии. Стены храма кирпичные, толщиной 2.25 метра.
Фрески Успенского собора выполнены в 1584 году артелью ярославских и троицких иконописцев под руководством мастера Дмитрия Григорьева.
Святыни Успенского собора.
Иконы XVI века местного ряда иконостаса: 4. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (Никоновская церковь),1623 -1624 гг., Серапионова палатка (западный притвор Никоновской церкви), 1783 г В 1548 году рядом с Троицкой церковью была построена (вернее сказать - пристроена) каменная Никоновская церковь. Позднее на ее месте церковь была возведена заново в ее современном виде.
Святыни Никоновской церкви.
5. Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, 1635 – 1637 гг. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких возведен в честь основателей Соловецкой обители и по своему архитектурному облику напоминает Пребраженский собор (1558 г.) Соловецкого монастыря. Храм возведен стараниями келаря Александра (Булатникова).
Святыни храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, предстоящих образу Пресвятой Богородицы «Знамение»
Вид на центральную площадь Троице-Сергиевой лавры и церкви вокруг нее. 6. Успенский кладезь с часовней, 1644 г. – конец XVII в. Кладезь был устроен в 1644 году. Часовня над кладезем сооружена в конце XVII века.
7. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), 1686-1692 гг. Церковь возведена по велению царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей. Свое краткое наименование она получила из-за примыкающей к церкви трапезной палаты. Размеры палаты 34х15 метров, площадь 510 квадратных метров. После открытия лавры в сороковых годах ХХ века трапезная палата стала использоваться как продолжение храма. 8.Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (надвратная церковь),1693-1699 гг. Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи возведена на средства купца и промышленника Г.Д. Строганова на месте прежней Сергиевской церкви 1513 г. постройки. Храм расположен в нескольких метрах за Святыми воротами лавры и ее первый уровень представляет собой проездные ворота.
28 мая (нов.ст.) 1746 года в Сергиевом Посаде напротив лавры в Служней слободе случился пожар, который затем перекинулся на лавру. Больше всех пострадала от пожара надвратная церковь как самая ближняя к эпицентру огня. Сгорел также архив лавры. После восстановления церковь Иоанна Предтечи вновь была освящена 14 июня 1763 года (нов.ст.) в присутствии императрицы Екатерины II.
В 1806 году было принято решение разобрать четыре боковых купола церкви, что, как тогда представлялось, улучшит архитектурный облик храма. Через 160 лет, в 1974 году вкусы изменились и облик храма был восстановлен в первоначальном виде.
9. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми АпостоламиПреподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь), 1732-1734 гг. Самая маленькая по размерам церковь в лавре была построена по распоряжению императрицы Анны Иоанновны. Короткое название церкви происходит в честь преподобного Михея Радонежского, который был свидетелем явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому в 1385 году.Церковь освящена 10 (21 нов.ст.) 1734 года.
Святыни Михеевской церкви.
Мощи преподобного Михея Радонежского (под спудом).
10. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, 1746 – 1753 гг. Церковь Смоленской Божией Матери Одигитрии располагается на месте снесенной братской поварни.
Церковь освящена 17 июня (нов.ст.) 1753 года.
Иконостас церкви не сохранился и был заменен иконостасом московской церкви великомученицы Параскевы Пятницы, разобранной в 1932 году.
Святыни церкви Смоленской иконы Божией Матери.
Чтимая копия чудотворной каменной резной иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии — на наружной восточной стене храма.
11. Колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1741 – 1770 гг. Колокольня Троице-Сергиевой лавры начала строиться в 1741 году по проекту придворного архитектора Иогана Шумахера. В первоначальном виде колокольня была задумана трехъярусной, но сам проект содержал слишком много недочетов. Дело завершилось тем, что проект передали другому архитектору, Дмитрию Ухтомскому, который просто полностью переработал его и создал один из великолепнейших образцов русской архитектуры 18 века - пятиярусную колокольню высотой 88.5 метра. Это самое высокое сооружение подобного рода в России.
До революции колокольня насчитывала 42 колокола, среди которых был и самый большой в России царь-колокол весом 67 тонн. В конце двадцатых годов ХХ века он был сброшен и разбит. Сейчас на колокольне 23 колокола.
Последний раз перед закрытием лавры при советской власти колокола звонили 31 мая 1920 года. Пожилой звонарь инок Сергий не нашел в себе сил звонить в этот день, разрыдался и послал вместо себя на колокольню своего ученика, четырнадцати летнего Костю Родионова, попросив его поцеловать на прощание колокол "Лебедь"...
Ныне действующие на колокольне часы были установлены 3 (16 нов.ст.) ноября 1905 года. Часы изготовила московская фирма А.А.Энодина. До этого на колокольне с 18 века стояли часы тульского мастера Ивана Кобылина.
Дорогие и уважаемые туристы!Троице-Сергиевская лавра в первую очередь является действующим мужским монастырем Русской Православной церкви. Просим вас при посещении лавры с уважением относится к правилам посещения и поведения в подобных местах.С правилами можно ознакомиться на странице Правила посещения церкви и монастырей.
Настоящий монастырский квас. Завершить экскурсию по Троице-Сергиевой лавре я советую настоящим монастырским квасом. Правда, у этого кваса есть один существенный недостаток – попробовав его вы уже вряд ли захотите пить другие напитки, которые явно лишь по недоразумению именуются «квас». Настоящий квас - это монастырский квас!
На странице Туры по Золотому кольцу России вы можете выбрать и заказать тур или экскурсию в Сергиев Посад или по всему Золотому кольцу России, а также найдете немного общей информации про Золотое кольцо России.Если не хотите сами искать тур, то просто оставьте свой телефон и мы перезвоним вам.
www.gbxtour.ru Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря. Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола. Несмотря на небольшие размеры — высота храма до верха креста равна 30 м, — собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена». Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV в., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители. Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен. Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия). Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного, чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV—XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня — гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского. В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия. В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин — двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром». В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал... в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682). В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз — в 2002-2004 гг.). До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе). К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного — схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники. Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.). В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг. В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы). *** Троицкий собор — главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами. В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 году. *** - в будние дни: Общий братский молебен и полунощница у мощей преподобного Сергия Радонежского - в 5 час. 30 мин.; Божественная литургия - начало в 6 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом Божией Матери - по пятницам, начало в 17 часов; молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами - с 8 час. 30 мин. до 20 час. 30 минут.
- в воскресные и праздничные дни:
Божественная литургия - начало в 6 час. 20 мин.; молебны с акафистом преподобному Сергию - с 5 час. до 6 час. 15 мин. и с 8 час.30 мин. до 20 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом преподобному Сергию - по воскресеньям, начало в 17 часов.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.
STSL.Ru www.stsl.ru За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Успенский собор был возведен в 1559-1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами семьи царя Бориса Годунова. Напротив Успенского собора — комплекс казначейского корпуса и примыкающих к нему больничных палат с шатровой церковью Прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1638). За ними располагаются Крепостная палата и комплекс Келарских палат (рубеж XVI-XVII вв.). На месте древней надвратной церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского (1513) у главного входа в монастырь был построен пятиглавый надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1692-1699). Декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом Преподобного Сергия Радонежского (1686-1692) выполнена в стиле «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей. До конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и уже упомянутая надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. К памятникам XVIII века относится небольшая церковь во имя Преподобного Михея Радонежского, построенная над его гробом в 1734 году. Напротив больничных палат в 1746-1748 годах возведена изящная церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко. Здание Митрополичьих покоев расположено в юго-западной части монастыря, оно относится к XVI–XVII вв., а фасад обновлен в 1778 г. Центральное место в архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой Лавры занимает великолепная пятиярусная колокольня, которая видна со всех сторон за несколько километров до подъезда к монастырю. По архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества XVIII века. Недалеко от колокольни в 1792 году поставлен памятный четырехгранный памятный обелиск, сложенный из дикого камня. Крепостные стены с одиннадцатью башнями (от двенадцатой сохранился лишь фундамент) (1540-1550 гг.) общей протяженностью 1370 м опоясали монастырь неправильным четырехугольником, сохраняя древнюю «четверообразную» планировку. Современный вид крепостные сооружения приобрели в середине XVIIв., когда велись работы по их усилению и совершенствованию. Адрес Лавры: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Телефон монастырской проходной (496) 540-53-34 (круглосуточно справки по общим вопросам), канцелярии тел. (496) 540-59-42, тел./факс (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов по Московскому времени). Проезд от Ярославского вокзала г. Москвы на пригородном электропоезде до г. Сергиева Посада или автобусным маршрутом пригородного сообщения от Щелковского автовокзала (ст. метро "Щелковская") или от ст. метро "ВДНХ". Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде – (496) 540-58-78, автостанции – (496) 540-62-90. Получатель: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
ИНН 5042016770, КПП 504201001 ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 р/с 40703810440380101340 в Сергиево-Посадском ОСБ 2578 Сбербанка РФ г. Москва к/с 30101810400000000225 БИК 044525225 Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. Пожертвование на требы (с именами поминаемых) Получатель: Свято-Троицкая Сергиева Лавра ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 ОГРН 1035000008262 р/с 40703810230740484101 в ОАО "Промсвязьбанк" г. Москва к/с 30101810400000000555 БИК 044525555 Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. Пожертвование на требы (с именами поминаемых) www.stsl.ruЦерковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ). Церковь святого духа троице сергиева лавра
Духовская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. )
Троице-Сергиева Лавра: история, описание, фото
Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском
Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями
Рейтинг достопримечательности
Троице-Сергиева Лавра на карте
Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:
Троицкий собор (1422-23 гг.)
Троице-Сергиева лавра
Содержание страницы.
Краткая история Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
к оглавлению План Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Храмы Троице-Сергиевой лавры.
к оглавлению
Правила посещения Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Монастырский квас.
На экскурсию в Сергиев Посади по Золотому кольцу России с ГлобЭкс!
Храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Троицкий cобор
Архитектурный ансамбль