Рязань. Храм Сошествия Святого Духа в КремлеАдрес: Рязань, КремльГоды строительства: 1642 — основная часть, 1798 — трапезная и придел, 1864 — колокольняАрхитектор колокольни: Иван Васильевич СтопычевСтиль: Древнерусское зодчество Одно из самых необычных и красивых зданий в архитектурном ансамбле Рязанского кремля — церковь Святого Духа. Находится она на высоком берегу Трубежа, недалеко от впадения в него Лыбеди. Когда-то на этом месте находился древний монастырь. ДУХОВНОЕ ГОРЕНИЕ В здании бывшей Духовской церкви размещается сейчас научная библиотека музея-заповедника. А в давние времена церковь Святого Духа входила в состав одноимённого монастыря, который был основан в XV веке. Первоначально храм, как и весь монастырь, был деревянным. Каменная церковь в честь Святого Духа была построена в XVII веке по проекту талантливого архитектора Зубова. Этот мастер сам приехал тогда в Рязань и руководил постройкой. Сохранилась часть размещённого над западным порталом закладного камня с надписью: «Лета 7150 (1642) совершена была сия церковь при архиепископе Моисее Рязанском, при игумене Севастиане. А мастер был Соли Галицкой зодчий Василий Харитонович Зубов».Храм Святого Духа — творение уникальное. Даже ничего не понимающий в архитектуре человек не может не заметить особенной красоты этой церкви. Небольшая по размеру, с двумя апсидами, она увенчана двумя шатрами и двухъярусными кокошниками. Создаётся впечатление, что шатры как бы вырастают из кокошников.Духовский монастырь XV века можно по праву считать одним из главных духовных центров Рязанской епархии. Тогдашнее время было расцветом монашества на Руси. В Рязани, например, на сравнительно небольшой территории рядом располагались три мужские иноческие обители — Симеоновская, Спасская и Духовская. БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА АЛЕКСАНДРА До 1642 года все постройки монастыря Святого Духа, в том числе и церковь, были деревянными. Частые пожары не щадили и этого святого места. Когда в конце XV века город полностью выгорел, не стала исключением и Духовская обитель. Новый храм на месте сгоревшего возводили сами монахи.В 1783 году очередной пожар оказался настолько силён, что частично разрушил даже каменную монастырскую церковь. На этот раз полного восстановления обители не произошло, и в 1787 году она перестала существовать. Монашескую братию перевели в Скопинский Троицкий монастырь, который с того времени сменил название и стал именоваться тоже Свято-Духовским.Монастырская церковь в Рязани долгое время стояла обезображенной. Её отремонтировали в 1798 году и вновь освятили. Благодетельницей выступила княжна Александра Владимировна Козловская, пожертвовавшая на восстановление храма и сооружение нового придела в честь святой мученицы Александры все свои сбережения. По существующему среди рязанских старожилов преданию, один из братьев княжны был иноком Свято-Духовского монастыря и смог оказать благотворное влияние на сестру, ранее добродетелями не отличавшуюся.На восстановление разрушенной пожаром колокольни денег Козловской не хватило. В полную силу колокола на звоннице зазвучали лишь в 1864 году, когда на средства епархии построили по проекту зарайского архитектора Стопычева новую колокольню. ТАИНСТВЕННЫЙ ГОЛОС Монахи Духовского монастыря перенесли древние традиции иночества из Рязани в Скопин, с берегов Лыбеди на берега Вёрды. Усилиями переселенцев уже к началу XIX века в их новой обители на скопинской земле были поставлены два каменных храма.Прервала православные традиции и в Скопине, и в Рязани революция 1917 года. Своё существование монастырь прекратил в 1918 году, церковь закрыли в 1929-м. В святых стенах вдохновлённые революционным энтузиазмом люди решили разместить клуб работников водного транспорта.В 1964 году рязанские водники для проведения клубных мероприятий получили новые помещения. Тогда же на освобождённой площади бывшей церкви разместилась библиотека музея, которая пребывает в старых стенах и поныне.Что касается Духа Святого, то он «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит... ». http://www.history-ryazan.ru/node/13984 sterh1973.livejournal.comПравославные церкви Рязани. Церковь в рязани святого духа
Рязань. Храм Сошествия Святого Духа в Кремле: sterh2973
Церковь Святого Духа Рязанского кремля
ДУХОВНОЕ ГОРЕНИЕ
В здании бывшей Духовской церкви размещается сейчас научная библиотека музея-заповедника. А в давние времена церковь Святого Духа входила в состав одноимённого монастыря, который был основан в XV веке. Первоначально храм, как и весь монастырь, был деревянным. Каменная церковь в честь Святого Духа была построена в XVII веке по проекту талантливого архитектора Зубова. Этот мастер сам приехал тогда в Рязань и руководил постройкой. Сохранилась часть размещённого над западным порталом закладного камня с надписью: «Лета 7150 (1642) совершена была сия церковь при архиепископе Моисее Рязанском, при игумене Севастиане. А мастер был Соли Галицкой зодчий Василий Харитонович Зубов».
Храм Святого Духа — творение уникальное. Даже ничего не понимающий в архитектуре человек не может не заметить особенной красоты этой церкви. Небольшая по размеру, с двумя апсидами, она увенчана двумя шатрами и двухъярусными кокошниками. Создаётся впечатление, что шатры как бы вырастают из кокошников.
Духовский монастырь XV века можно по праву считать одним из главных духовных центров Рязанской епархии. Тогдашнее время было расцветом монашества на Руси. В Рязани, например, на сравнительно небольшой территории рядом располагались три мужские иноческие обители — Симеоновская, Спасская и Духовская.
БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА АЛЕКСАНДРА
До 1642 года все постройки монастыря Святого Духа, в том числе и церковь, были деревянными. Частые пожары не щадили и этого святого места. Когда в конце XV века город полностью выгорел, не стала исключением и Духовская обитель. Новый храм на месте сгоревшего возводили сами монахи.
В 1783 году очередной пожар оказался настолько силён, что частично разрушил даже каменную монастырскую церковь. На этот раз полного восстановления обители не произошло, и в 1787 году она перестала существовать. Монашескую братию перевели в Скопинский Троицкий монастырь, который с того времени сменил название и стал именоваться тоже Свято-Духовским.
Монастырская церковь в Рязани долгое время стояла обезображенной. Её отремонтировали в 1798 году и вновь освятили. Благодетельницей выступила княжна Александра Владимировна Козловская, пожертвовавшая на восстановление храма и сооружение нового придела в честь святой мученицы Александры все свои сбережения. По существующему среди рязанских старожилов преданию, один из братьев княжны был иноком Свято-Духовского монастыря и смог оказать благотворное влияние на сестру, ранее добродетелями не отличавшуюся.
На восстановление разрушенной пожаром колокольни денег Козловской не хватило. В полную силу колокола на звоннице зазвучали лишь в 1864 году, когда на средства епархии построили по проекту зарайского архитектора Стопычева новую колокольню.
ТАИНСТВЕННЫЙ ГОЛОС
Монахи Духовского монастыря перенесли древние традиции иночества из Рязани в Скопин, с берегов Лыбеди на берега Вёрды. Усилиями переселенцев уже к началу XIX века в их новой обители на скопинской земле были поставлены два каменных храма.
Прервала православные традиции и в Скопине, и в Рязани революция 1917 года. Своё существование монастырь прекратил в 1918 году, церковь закрыли в 1929-м. В святых стенах вдохновлённые революционным энтузиазмом люди решили разместить клуб работников водного транспорта.
В 1964 году рязанские водники для проведения клубных мероприятий получили новые помещения. Тогда же на освобождённой площади бывшей церкви разместилась библиотека музея, которая пребывает в старых стенах и поныне.
Что касается Духа Святого, то он «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит... ».
Евгений Дмитриев
Газета «Панорама города», №36 (745) 2010 г.
www.history-ryazan.ru
Церкви Рязани - на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных
Церковь Благовещения
Рекомендовать место
5
3
Благовещенская церковь в Рязани была возведена в 1673 году. В 1744 году в храме появился придел, посвященный святому мученику Иоанну Воину. Рязанский меценат Г.В. Рюмин являлся попечителем и старостой этой церкви в начале XIX века. В 1935 году храм сначала передали обновленцам, а затем он был закрыт.
В 1958 году храм собирались снести, как строение, не являющееся архитектурным памятником. Успели снести часть колокольни церкви, а также купола. В 1990-е годы церковь вновь стала действующей. Были проведены восстановительные работы, храм был полностью восстановлен и освящен. В настоящее время восстанавливается роспись внутренних помещений церкви.
Церковь представляет собой четырехугольное в плане сооружение, соединенное с шатровой колокольней трапезным храмом и увенчанное пятью золочеными куполами, имеющими луковичную форму.
+7 27-25-40
390006 г. Рязань, ул. Затинная, 60
Церковь Спаса на Яру
Рекомендовать место
5
1
Храм во имя Спаса Преображения, или храм Спаса на Яру самый древний из действующих церквей Рязани. Пятиглавая церковь находится на краю обрыва реки Трубеж. Колонны по углам здания придают ей стройность, колокольня построена в виде столпа, покрытый восьмигранным шатром.
Впервые о ней упоминается в 1626 году, где говорится, что построил храм поп Петр. Революция 1917 года разорила храм, а в 1935 году церковь вообще была закрыта. В здании организовали морскую школу ДОСААФ. В 1955 году начинается реставрация храма. Рязанские казаки, принимавшие активное участие в восстановлении святилища установили перед входом поклонный крест, посвященный 555-летию рязанского казачества.
Недалеко от церкви стоит памятник Сергею Есенину, который был построен в октябре 1975 года.
Сегодня в нем регулярно проводят службы, мало того храм Спаса на Яру - украшение Рязани.
+7 (4912)25-29-35
г. Рязань, ул. Петрова, д.14.
Николо-Ямская церковь
Рекомендовать место
4
1
Новоямская Никольская церковь, называемая в народе Николо - Ямской, находится в Рязани. Каменная пятиглавая церковь была построена в 1788 году. Церковь, посвященная святому Николаю Чудотворцу строилась на средства, пожертвованные ямщиками. Колокольня церкви была построена в 1822 году. Величественная церковь в то время являлась самым высоким строением в Рязани.
После 1917 года были разрушены главки церкви, колокольня и иконостас. Церковные ценности из храма были изъяты. В помещениях церкви долгое время функционировал пивоваренный завод.
В 1992 году полуразрушенная церковь вновь поступила в распоряжение Рязанской епархии. Восстановительные работы продолжались несколько лет. В 2004 году церковь была освящена, в 2009 году стала архиерейским подворьем.
В храме хранятся такие святыни, как икона Божьей Матери "Корчемная", икона святого Николая Чудотворца с частицей его мощей, мощи блаженной Любушки Рязанской. В церкви находятся епархиальные учреждения, православная библиотека, читальный зал.
+7 44-63-50
390023 г. Рязань, ул. Циолковского, д. 8
Входноиерусалимская церковь
Рекомендовать место
2
1
Входоиерусалимская церковь в Рязани была возведена в 1550 году. Сначала храм был построен из дерева. В 1676 году церковь сгорела в результате пожара. Каменный храм был построен и освящен в 1684 году. На протяжении XIX века церковь часто реставрировалась. В 1918 году группа верующих заключила договор с государством об уходе за этой церковью, после чего храм был передан им. В 1936 году церковь была закрыта. Вновь верующим ее вернули в 1992 году.
2 декабря 1992 года архиепископ Рязанский и Касимовский Симон освятил придел церкви в честь Иерусалимской иконы Божией матери. В храме была проведена реставрация, был восстановлен главный алтарь храма, который был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим.
В церкви сохранилась икона XVII века "Вход в Иерусалим". Не сохранилась до наших дней часовня, ранее располагавшаяся рядом с храмом.
+7 27-22-12
390006 г. Рязань, ул. Скоморошинская, д. 6
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Рекомендовать место
3
1
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Коленцы Рязанской области была построена в начале 19 века. Храм отличается своим стройным ярусным силуэтом. С западной стороны над ним возвышается высокая колокольня, которая соединена с основным пространством церкви небольшой трапезной.
Сегодня храм Благовещения Пресвятой Богородицы частично сохранен, частично разрушен, но не является действующей церковью. Внутри левого придела сохранились фрагменты росписи и фрагмент деревянной иконы. Интересно, что фрагмент сохранившейся росписи "Страшный суд" имеет необычные свойства. невооруженным взглядом его практически нельзя заметить, но он отчетливо проступает при фотографировании.
Сегодня Благовещенская церковь не смотря на свое состояние вошла в число претендентов областного конкурса "7 чудес Рязанской области".
Коленцы, Старожиловский район,Рязанская область
Церковь Святого Духа
Рекомендовать место
7
Церковь Святого Духа Рязанского кремля - памятник архитектуры первой половины XVII века. Она построена в 1642 году известным мастером из Солигалича В.X. Зубовым и представляет собой редкий образец шатрового храма.
Небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик храма увенчан горкой живописных кокошников и двумя шатрами. Особенностью церкви является то, что она имеет две апсиды.
В конце XVIII века к церкви была пристроена трапезная, а в 1864 году архитектором И. В. Стопычевым возведена трехъярусная шатровая колокольня вместо разобранной первоначальной.
Церковь Святого Духа - единственная сохранившаяся постройка Духовского монастыря, основанного не позднее XV века и располагавшегося на северо-восточной окраине Переяславля Рязанского.
Введенская церковь
Рекомендовать место
6
1
В селе Пет, Пителинского района, Рязанской области возвышается старинная Введенская церковь, создание которой было приурочено к трехсотлетию дома Романовых. Выделил средства на строительство церкви местный купец Портной. К сожалению, историей утрачено имя архитектора, который создал этот необычный проект. Первое упоминание о Церкви Введения Богородицы в храм встречается со времени основания 1912-1913 годах. Это живописная равнинная местность.
Строение представляет собой, компановку, по бокам которой - четыре столпа, три аспиды, пять глав являются привычными для русско-православной храмовой архитектуры. Лишь несколько компонентов напоминают готический стиль. Вместе с шестой верхушкой колокольни, вся композиция напоминает закаменевшее пламя свечи. Роспись на стенах не сохранилась до сегодняшних дней, лишь изредка проявляются ее отдельные фрагменты.
Начиная, с послереволюционных событий храм был заброшен. В настоящее время желание и попытки местного населения, восстановить Введенскую церковь на собранные средства, оказались безуспешными.
Россия, Рязанская область, Пителенский район, село Пет.
Церковь Богоявления
Рекомендовать место
3
2
Церковь Богоявления — памятник архитектуры середины XVII в., построена предположительно архитектором В. Зубовым на месте более древней белокаменной церкви XVI в., разрушенной пожаром 1647 г. Небольшой четверик храма с полукруглой апсидой завершается изящным позолоченным пятиглавием (сами главы —первая половина XVIII в.). Трапезная и особенно шатровая колокольня, расположенные ассиметрично по отношению к основному объему церкви, создают приятный живописный силуэт. В XX веке здесь размещался архив ЗАГСа администрации Рязанской области.
Рязанская церковь Евангельских Христиан Баптистов
Рекомендовать место
1
1
Церковь расположена недалеко от пересечения улицы Салтыкова-Щедрина с улицей Есенина. Основная миссия церкви — проповедь Евангелия, воспитание прихожан высокоморальными духовными наставниками.
Церковь Вознесения Господня
Рекомендовать место
6
2
Первоначальное основание Вознесенской церкви относится к 1550 году. 22февраля 1765 года прихожане этой церкви обращаются с просьбой о постройке каменного храма на месте деревянного. В 1834 году устроен придел в честь трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В церкви находилась деревянная икона «Обновления храма Воскресения Христова».
После 1917года церковная служба прекращена. Вознесенская церковь была закрыта в 1935 году. Здание церкви долгое время использовалось автошколой ДОСААФ.
Храм был возвращён церкви в 1992 году. В том же году он был освящён. Первая служба состоялась на праздник Вознесение Господне(4 июня).
www.openarium.ru
Православные церкви Рязани - это... Что такое Православные церкви Рязани?
dic.academic.ru
Церковь Святаго Духа | История, культура и традиции Рязанского края
Татьяна Синельникова
Церковь Святого Духа. Фото Т.ШустовойВ Евангелие от Матфея сказано: «Всякий грех и хула простятся людям; а хула на Духа не простится людям (5.31) Наверно поэтому много храмов на Руси было посвящено Третьей Божией Ипостаси - Святому Духу. Желая прославить Вечного Творца, Вездесущего, Всеведующего и Всемогущего, люди выбирали для строительства храмов дивные места. Так и наш храм Святаго Духа или Духовской, как его иногда величали в народе, стоит на крутом берегу, и бескрайние речные просторы простираются перед его окнами-глазами.
Об этой небольшой, но удивительно царственной церкови написано не очень много трудов. А причин к тому нет, ведь и время ее построения, и архитектурное решение уносит нас в глубь веков.
Когда-то на этом месте находился Духов монастырь, возникший еще в 15 веке. В 1505 году княгиня Агриппина «дала в дом сошествия св. Духа игумену Макарию» села и деревни «с нивами и пожнями, и с землею борною и с бобры». Богатеть бы монастырю да процветать во Славу Божью, да беда - пожары часто напоминали о себе.
В 1514 году весь монастырь погорел, но был восстановлен. В 1724 году 5 мая указом св. Синода было велено «малобратныя монастыри и пустынки сводить с прочими в совокупление», и Духов монастырь был приписан к Троицкому монастырю. В самом же монастыре «положено было быть школе». Указом св. Синода 1727 года Духов монастырь, наравне с прочими, был оставлен на прежнем месте и в том же положении. К сожалению, об этом периоде существования монастыря сохранилось мало документальных свидетельств.
В 1783 году пожар вторично истребил монастырь и в 1787 году был упразднен. Братия была переведена в Скопинский Троицкий монастырь. Дело в том, что многие правители царственного дома не всегда равнозначно относились к монастырям и их насельникам. После Петра Великого сохранилось такое предубеждение, что монахи «поядали чужой хлеб». И удивительно, что монастырь этот не был упразднен в 1764 году, когда на территории Рязанской епархии было закрыто много монастырей.
Известно, что до 1764 года за монастырем состояли вотчины, а настоятелями в нем были сначала игумены, потом архимандриты.
Духовская церковь, которая осталась как памятник тому, что здесь был когда-то монастырь, первоначально построена в 1642 году архиепископом Моисеем Рязанским при игумене Севастиане. Это было видно из надписи над входом в храм. Мастером построения этого храма был Василий Харитонов сын Зубов из Соли Галицкой. Однако и этот храм простоял до очередного пожара.
Это случилось в 1783 году. Огонь причинил большой вред храму, но не только огонь. Время тоже сделало свое дело. Однако тут же нашлись доброделатели и храм был восстановлен. Как отмечал И.Добролюбов, строители сделали все, чтобы «вполне был сохранен характер древней архитектуры».
В Государственном архиве Рязанской области сохранилось дело за 1789 год о перестройки этой церкви. В документах имеются и описание ее, и сметы, и переписка с княгиней. Вообще храм этот получал много подарков и, в основном, от женщин.
Симон (Лагов) епископ Рязанский в1789 году писал: «Текущего января 28 дня получили мы три письма из Москвы от ея сиятельства княгини Козловской и Бригадирши Александры Владимировны тысячу рублев ассигнациями на возобновление церкви бывшаго духова монастыря… того ради определяем, первое: сумму оную … консистории принять в збережение так, чтобы оная не токмо не могла пропасть от похищения, но и ни на что иное не была трачена».
Деньги действительно не были потрачены зря, и на эти средства храм был обновлен. В июле того же года в докладе сообщалось, что «она (церковь) приходит каменною работою во окончание, исключая олтарь и трапезу подмазать, полы наслать и две печи класть».
А через несколько месяцев было дано точное описание всех работ, которые были произведены. Во-первых, был переделан алтарь, так как он «был слаб, что весь клонился к падению». В настоящей были переделаны окна и двери, поправлены стены, кресты, главы. Трапеза была вся вновь переделана, так как была «в большой ветхости». Вся церковь была «покрыта в два теса». Поправлена была и колокольня, которая сильно наклонилась. Внутри алтарь был выкрашен «под анфрес с маслиными по пристойности месте иконными штуками». Как указывалось в документе, в трапезе оставалось сделать «для предела… два иконостаса, один по желанию вкладчицы во имя мученицы Александры, а другой по прежнему, во имя Сергия Чудотворца». К этому описанию прилагались план и фасад, но, к сожалению, эти документы в деле отсутствуют.
В материалах за 1799 год храм этот описывается так: «каменная, ободном этаже Сошествие Святаго Духа з двумя пределами Сергия Радонежского и святыя девы Александры».
Клировые ведомости за 1915 год повествуют о том, что престолов в ней было три: главный – во имя Сошествия Святаго Духа на апостолов, во имя Сергия Радонежского чудотворца и во имя Св. мученицы Александры. Утварью была достаточна. Для священнослужителей почетным гражданином города Рязани и церковным старостой Димитрием Панкратовичем Морозовым в 1910 году был построен дом, который составлял собственность церкви. Свою должность Морозов исполнял с 1902 года. Кажется, сведений немного, но они весьма интересны и поучительны для людей. Не государство строило храмы, но люди. На свои кровные средства. И разрушали храмы тоже люди…
Вообще же об этой церкви в документах советского периода имеется достаточно много сведений. Храм, который находился на берегу речки Лыбеди и реки Трубежа, недалеко от красавицы Оки привлек в первую очередь внимание водников, которые решили сделать в нем свой клуб. Но до этого момента с 1919 года по 1929 год группа верующих приняла церковь под свой покров. Деятельность их была очень заметной, ведь в этом районе жили старые рязанцы в своих частных домиках. Они были верующими людьми… Только это продолжалось недолго.
Сначала храм (как и многие другие) был обследован на предмет размещения в нем склада под зерно, затем это зерно воцарилось в церкви, и только после этого было принято постановление Мособлисполкома о его закрытии. Это было в 1930 году. В этом же году водники получили храм себе и начали переделывать его под свои нужды. Они написали просьбу в вышестоящие инстанции, желая быстрее сломать колокольню и снести купол, чтобы разместить там свой клуб. В темпе делалась сцена, на которой вскоре стал выступать хор водников. Очевидцы говорили, что хор пел прекрасные русские песни. Молодые женщины, все больше приехавшие из деревень, одетые в народные костюмы, как они ощущали себя на сцене, которая некогда была алтарем? Ведь у многих из них еще сохранялись воспоминания о благодати сельских храмов?
Позднее, сюда стали бегать дети с окрестных улиц, так как в клубе стали показывать фильмы.
В настоящее время в храме размещается библиотека историко-архитектурного музея заповедника «Рязанский кремль».
Средний:Рейтинг: 5 (1 голос)
www.history-ryazan.ru