ОдигитриЯ Православие или смертЬ. Что такое лукавый дух


дух лукавый — православная социальная сеть «Елицы»

Неправославный дух всегда стремится проникнуть в жизнь православных людей. Хитрый змий ищет лазейки к человеку, через которые сможет утащить его за собой в ад. И легче всего ему это сделать не явным образом, а загримировавшись под светлое и доброе, под то, что большинство людей не сможет отличить от добра истинного.Мы принимаем ложь за истину, и наши души искажаются, как исказились души Адама и Евы, когда они поверили дьяволу и поступили по слову его. Неправильное действие, слово - это следствие уже совершившегося духовного падения человека. Прикоснувшись ко лжи сам, внутренним своим естеством, становишься ложью. И только покаяние перед Господом может вернуть потерянное. Но хитрость лукавого в том и заключается, что он пытается приобщить человека своей лжи незаметно, чтобы он не понимал своей неправоты, падения, не увидел пропасти, разверзающейся между ним и Богом, и не чувствовал необходимости покаяния для своего возвращения в лоно Церкви.Taк, очень многие люди считают себя православными, не являясь ими перед Господом. И может быть даже не так страшно за «православных по факту крещения», сколько за «православных», участвующих в таинствах церкви, молящихся, постящихся, людей, думающих, что они живут с Господом, поучающих других, а по сути своей далеко отстоящих от Него.

Можно сказать, мы все неправославны, потому что «всяк человек ложь». Или, как святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что мы все в той или иной степени находимся в духовной прелести... Но есть здесь важный момент. Когда человек начинает совершать поступки, говорить слова по своей убежденности, согласно тому, что он сам в себе считает правдой, с желанием быть услышанным, или получая некую самоудовлетворенность от своих действий... то это путь, уготованный дьяволом. Потому что «всяк человек ложь», и он не может творить никакую правду, которой можно было бы хоть сколько- нибудь удовлетворить свою душу. Наоборот, постоянное видение своего несовершенства, неспособности сделать что-либо идеально по Богу (потому что даже, если Сам Господь нашими руками будет творить, мы все равно умудримся испортить Его дело) и приводит к православному состоянию смирения перед Всесовершенным Господом, Единственно Праведным и являющимся Истиной; которую человек не может вместить, но в которую может влиться по Его Святому Милосердию.Лукавый действует лукаво. Главная его цель - искоренить Церковь. И в условиях, складывающихся на сегодняшний день, легче всего ему это сделать, исказив церковную жизнь, сознание верующих таким образом, чтобы мы, продолжая свои богослужения в храмах и думая, что «все хорошо», постепенно отошли бы от их православной внутренней сути, заключающейся в живом общении человека и Бога, человека с человеком в Боге, соединении всех верующих во Единое Тело Христово, Которое и является свидетельством уже пришедшего Царствия Божия среди этого далекого от Него мира. То есть мы, пришедшие ко Христу люди, собирающиеся за Трапезой Его, соединенные «во Единого Духа Причастие» и являемся Присутствием Божиим в мире сем.

Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них». И двое или трое плюс Господь - это не трое или четверо, это двое или трое, соединенные Господом в Себе в одно единое целое, то есть уже один Человек. Бог проявляет Себя в этом мире, как Любовь, Которую ни пощупать, ни увидеть, ни понять разумом нельзя, только на опыте узнать, что значит быть соединенным своей душой с другой душой этой Любовью. И православное понимание Церкви в этом и заключается, что мы все идем навстречу друг другу, преодолевая разделяющие нас грехи, омывая их Кровью Спасителя нашего, чтобы быть Единым Телом Христовым, местом, где еще пока есть место для Любви, местом Присутствия Господа в этом мире до скончания века сего. В этом „призвание Церкви истинном, которую «не одолеют врата ада». И вот эту-то суть и старается исказить дьявол, вкладывая в умы и сознания людей любые другие для них смыслы посещения храма: прикосновение к святыне, получение благодати, собственное- некое очищение и соединение с Господом, якобы независимое от других людей... все, что угодно, в максимально благочестивом виде, только бы обойти то главное, что и спасает человека из его лап: что идти навстречу с Господом - все равно, что идти навстречу ближнему, постоянно искореняя в себе то, что мешает этой «встрече», что в таинстве Причастия мы соединяемся не только с Кровью и Плотью Христовою, а со всеми причащающимися Кровью и Плотью Его - и это и есть основная цель таинства.

Царствие Божие - вечное Таинство Жизни в соединении со всеми ближними. И в Него нельзя войти, если желать не видеть кого-то рядом с собой. Нам поэтому и заповедано: «Возлюби врага своего...», - что, не преодолев этой разделенности друг между другом, мы так и останемся разделенными... за пределами Царства Его.Лукавый всячески пытается внедрить свою подмену в церковную жизнь. Под нетронутым внешним, обрядовым, благочестивым аккуратно втискивая свой ложный дух. В безбожное время таинство Венчания заменили торжественной церемонией бракосочетания в ЗАГСе. У людей внутренняя потребность была в выделении этого знаменательного события, как соединение двух жизней в одну: так было веками. Многие целомудренно вступали в такой гражданский брак, и, удовлетворившись созданной торжественностью, начинали семейную жизнь. Но сути, что дает таинство Венчания, действия Духа Святого, соединяющего двоих в «плоть едину», не получали, зато получали последствия подобных союзов, нарастающие с каждым поколением. Сначала перестали и в гражданский брак вступать целомудренно: «неделей раньше, неделей позже» - ведь, действительно, нет разницы. Потом вовсе ЗАГС перестали воспринимать, как нечто необходимое. Семью перестали воспринимать... Это пример, может быть, не совсем подходящий к теме, но в нем видно, как отсутствие Святого Духа во внешней форме разлагает «окружающее пространство». Точно также и отсутствие Духа Истины во внешних богослужебных формах очень быстро способно уничтожить православную жизнь людей.И еще один момент, о котором хотелось бы сказать... Как уже было оговорено, лукавый всегда пытается увести человека с истинного пути к ложной цели. И если людей нецерковных, не живущих Господом, нет труда поймать даже на явно дурно пахнущую гнилую наживку, то для церковных приходится ее заворачивать в блестящую обертку с изображениями светлых ангелов. Труда не намного больше получается, зато злорадного смеха над беднягами намного...

Самый простой способ сделать православного человека неправославным - это перенаправить его от внутренней духовной жизни (заключающейся когда-то в Раю в естественном простом богообщении, а после падения в непрестанном самоанализе, сравнении своей жизни с тем насколько она далека от жизни Христа, видении того, как глубоко мы исказили в себе себя, тот образ, что заложен в нас Богом) к жизни внешней, касающейся земного существования, отстаивания всевозможных якобы праведных идей, прав на комфортное и бескрестное житие «во всяком благочестии и чистоте». И вот нам подбрасываются наживы в виде создаваемой паники с ИННами, ювенальной юстицией, детскими прививками и прочих идей, выводящих мир из сердец несчастных православных, и ввергающих их в духовно прелестное состояние боеготовности сражаться до последней капли крови со злом... Но не в себе! Это самое главное. Неправославный человек, уязвленный духом лжи, всегда готов сражаться с любым внешним «злом», сопротивляться властям, которые от Бога, сопротивляться времени, которому должно быть, потому что исполняется, сказанное в Писании, но закрывать глаза на собственное падение, которое и утаскивает весь мир, все общество в погибель.

Наталья ПАВЛОВА myisrael.at.ua/_ph/13/379858863.jpg

elitsy.ru

это какой? Значение слова "лукавый" и его синонимы

Если кто-то спросит: «Лукавый – это какой?» - никто не удивится, ибо язык меняется. Старые словечки не сказать, что умирают, но перемещаются в архив языка. Им на смену приходят другие. Но порой людям по разным причинам все же нужно знать смысл некоторых. Сегодня мы поговорим о «лукавом». Приведем примеры, расскажем о синонимах.

Смысл

лукавый это

Начнем с того, что если человек использует это слово в прямом значении, то оно не несет в себе ничего хорошего. Лукавый – это:

  • Недобрый.
  • Тот, кто врет и обманывает.
  • Нечестный.
  • Хитрый, с камешком за пазухой.
  • Вероломный.
  • Нечестивый.

Но если речь идет о переносном значении. Например, девушка смотрит на парня лукаво. Это еще совсем не значит, что она его обманывает, хитрит с ним или, если взять выше, то неверна ему. Нет, совсем нет. Когда девушка смотрит на парня лукаво – это, напротив, добрый знак, потому что такой взгляд свидетельствует о заинтересованности женщины.

лукавый значение

И в данном контексте прилагательное «лукавый» - это игривый.

Но лукавство в хорошем переносном значении может сопровождать отношения не только влюбленных, но и родителей и детей. Когда, например, ребенок хочет сделать сюрприз маме или папе и ему не хватает хладнокровия, чтобы скрыть намерение. Его глаза (которые, как известно, зеркало души) блестят, когда думает о том, как обрадуются родители, получив подарок. Глаза светятся лукаво. Точнее и сказать нельзя.

Синонимы и контекст

Слова-замены, которые могут занять место «лукавого» в предложении, предстали перед глазами читателя, когда речь шла о значении. Правда, к ним можно добавить еще кое-что:

  • Двуличного или двоедушного человека называют лукавым.
  • Себе на уме.

значение слова лукавый

Одно предостережение: строго следить за стилистикой устного высказывания или письменной речи. Потому что прилагательное «лукавый» - это не то слово, которое можно использовать всегда и везде. По правде сказать, «лукавый» в прямом значении слегка устарел, и если можно заменить прилагательное более современным аналогом, то не думайте дважды при принятии решения. Потому что если речь человека будет несуразной, то на стыке стилистик – современной и устаревшей – может возникнуть комический эффект.

И это не страшно, если человек сознательно решил соорудить лингвистическую шутку, а вдруг такая игра смыслов появилась случайно и крайне некстати? Чтобы избежать подобной проблемы, есть проверенное средство – использовать только те слова, значение которых человеку хорошо известно. Не так уж сложно понять прилагательное «лукавый». Синонимы, заменяющие его, так же не тайна.

Лукавый – другое имя дьявола или злого духа

В этом нет ничего удивительного, ведь в списке значений слова «лукавый» есть «нечестивый». Последнее редко относится к человеку, скорее, уж к духу или существу иной, нечеловеческой природы. Правда, иногда о человеке - грешнике тоже говорят: «Нечестивец!» Но нам сложно представить, что так говорит атеист. Прежде всего воображение рисует образ священника, или монаха, или неистово верующего.

Фразеологизм «от лукавого»

лукавый синонимы

Невозможно рассматривать значение слова «лукавый» и ни одного слова не сказать о фразеологизме, который с ним непосредственно связан. Анализируемое прилагательное сцеплено в народном сознании не только со злом, но и со сложностью и витиеватостью. Большинство людей вообще не очень любят сложность потому, что ее не понимают. Правда, бывает и так, что в пылу спора человек прибегает к очень слабым аргументам. А ему говорят: «Это от лукавого», т.е. за этими аргументами не стоит никакого содержания. Они единственно направлены на то, чтобы запутать и смутить собеседника. Чем, собственно, и занимался дьявол в свое время.

Изначально Библия настаивает на том, чтобы человек давал на любой вопрос только односложные ответы: либо отрицательные, либо положительные. И человек ни в ком случае не должен чем-то клясться. Если так происходит, то с мужчиной или с женщиной совершенно точно играет дьявол, вводит их в искушение и хочет забрать бессмертную душу людей.

Фразеологизм «от лукавого» не ограничивается тем значением, которое зафиксировано в словаре. Язык – живое образование, поэтому игра смыслом во многом зависит от говорящего. Когда человек произносит: «Это от лукавого», то, в принципе, в немилость могут попасть не только слабые аргументы собеседника, но и вообще все, что угодно. Например, кому-то не нравятся технические новинки или СМИ, и он говорит: «Это от лукавого». И такая стратегия совершенна произвольна. Думаем, никто не понимает, почему одни явления от дьявола, а другие от Бога.

Так или иначе, мы разобрали прилагательное «лукавый», значение его, синонимы и немного поговорили о фразеологизме, где оно задействовано.

fb.ru

Азбука Спасения - Дух лукавства

----картинка линии разделения----

 

Внутри в душе пресмыкается и ходит дух лукавства, этот разумный двигатель… покрывало тьмы - ветхий человек. 

Святой Макарий Великий 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Пророк (Царь) Давид

Пророк (Царь) Давид

----картинка линии разделения----

Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! (Пс.31:2)

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел 

----картинка линии разделения----

Наша браньпротив … духов злобы поднебесных

Братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый и, все преодолевши, устоять (Еф. 6:10-13).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий 

----картинка линии разделения----

Зло большей частью берет верх и творится и царит в мире

Все люди выступают на словах за добрые нравы, и все боговдохновенные писания закона или пророков и евангельские Господни и апостольские поучения определили наказания против злодеев, а делающих прекрасные и благие дела хвалят и обещают им вечное Царство; да и внешние законы язычников и их начальники наказывают согрешивших на виду у всех для устрашения остальных, желая сдержать и пресечь злодейство, учителей же и глашатаев злых дел днем с огнем не найдешь, все поют хвалу добрым делам, – но вот, как видим, зло большей частью берет верх и творится и царит в мире. Отсюда мыслящие и разумные могут понять на опыте, как и из Писания уже знают, что есть некая противоборствующая сила зла, скрытно пасущая и сбивающая род человеческий ко злу и незримо обучающая сердце всякому нечестию. Так или иначе, всем случается против желания своей воли исполнять скрытно рассеваемые в них внушения, притом большинство людей не знает, откуда сеются внушения, предполагая, что просто в некоем природном состоянии по привычке из сердца исходят противные естеству злые помышления. Разное разумение душевных помыслов даровано людям от Создателя. Как если бы кто имел великое богатство имущества и утвари, золота, серебра и всякого домашнего добра, другой владел бы самым ничтожнейшим из всех имуществом, а третий умеренным – так и души человеческие: между ними большое различие в незримом богатстве и распознании помыслов. Одни широки умом, другие ограничены.

Великая борьба и труд предстоит душе, чтобы избавиться от власти лукавой тьмы

Есть благая природа света, разумная и духовная, то есть Бог, и есть природа от произволения темная, то есть духи заблуждения и князь века сего (1 Ин 4:6; Ин 12:31; 1 Кор 2:6). И душа, имеющая малый состав ума и различения, равно как и душа, богатая мыслью, разумением и умным различением, пусть борется и ревнует и стремится и ищет того, чтобы удостоиться союза с природой Божественного небесного и умного света, чтобы он уберег ее от чумы страстей, обучил ее и руководил ею в добром исполнении всех святых заповедей; освященная Божией силой, она покажет себя святою и чистой. И опять же, великая борьба и труд да будут в каждой душе, чтобы избавиться от власти лукавой тьмы (Кол 1:13), от духов злобы и злых страстей, раз уж от преступления Адама (Рим 5:14) душе сопутствует все это враждебное ей зло. Словом, такая цель будет у всякого, стремящегося удостоиться Царства, пребывает ли он в широте или ограниченности ума, чтобы отрешиться от зла страстей и удостоиться общения с духовной природой. Победа и поражение приходят здесь через решение свободной воли, прийти ли к врагам с повинной или состязаться и победить страсти и приобщиться к Духу душою освященной, соединившейся с благодатью и достойной принадлежать Господу, тогда она сподобится наследовать Царство. Ибо душу, в которой действует сила страстной тьмы и лукавство злых духов, которую на путях и тропах помышлений окружают и сопровождают невидимые духи заблуждения (1 Ин 4:6), действующие через страсти и делающие ее своей сообщницей, при выходе ее из тела принимают духи заблуждения и злорадный князь, мироправитель тьмы, забирает и удерживает ее при себе как свою собственность и рабу, творившую волю его и с ним во плоти до конца жившую. Наоборот, душу, приобщившуюся к природе вожделенной и неизреченной красоты Божьего духовного света, душу, которую на путях и тропах помышлений окружает и сопровождает благодать истины Христовой, так что она отныне удостаивается освящения сердца и вселения Христова, при выходе из тела принимают светлые духи святых и царь мира Христос (Евр 7:2), радующийся добрым душам, и Он берет ее к Себе как свою невесту и как домашнюю Свою, одну Его волю творившую на земле.

Как бы то ни было, каждый человек, наблюдая свое сердце и следя за внутренними помыслами, должен тщательнейше следить, куда склоняется душа, куда ум и с кем они в общении, с духом Божиим или с духом мира, и к чему они привязаны, и где их любовь, в заповедях ли жизни и в воле Божией, в том ли, чтобы любить Его одного всем сердцем и душою (Мк 12:30), по слову Писания, и ни на что другое не оглядываться и на ни чем другом не успокаиваться, но только за Него любовью держаться и истинной радостью считать утешение духа (Деян 9:31), – или же на земле и в веществе и в преступлении заповедей и в тленных помышлениях века сего заключена и кружит, и находит свою любовь душа. И каждый, рассмотрев в себе, на чем он и как стоит, пусть раскается и плачет и вопиет к Господу день и ночь (Лк 18:7), как Он Сам велел, – пока не увидит, что душа и ум и помыслы его хранимы в мире Христовом, и он неприступен для зла. Ибо все, что совершено от Бога через праотцев, пророков, патриархов, через законы, в последние же времена и через само Господне пришествие и воплощение, было совершено ради умной и мыслящей природы нашей драгоценной, по образу Его сотворенной души (Быт 1:26-27) и ради исправления и исцеления ума и помыслов от великого падения, от болезни страстей, которою заразилась душа, когда попала в руки к духам злобы, начальствам, властям и мироправителям тьмы из-за первого преступления Адамова, из-за которого она облеклась в злые греховные страсти и по их вине стала чуждой Богу. Объясняя исцеление и избавление умной сущности души, апостол говорит: "Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает сердца ваши и помышления по Христе" (Фил 4:7). В этом вот и заключается исцеление язв души и восстание падшего ума: прилепиться всем рассуждением и разумением и помыслами души ко Христу и сохранить и соблюсти природу души в небесном свете духа мира Его, спасая свои помыслы от духов тьмы, от лукавых и вещественных и суетных помышлений. В этом и состоит избавление Господне и Его пришествие и воплощение в роде человеческом, чтобы уже ныне восстановить умную и мыслящую и драгоценную природу души в благородстве свойственной ей изначальной чистоты и чтобы ввести ее затем в общение со Своей духовной сущностью как благородную и царственную невесту Свою.

В душе пресмыкается и ходит дух лукавства

Посему, внутри, в душе пресмыкается и ходит дух лукавства, этот разумный двигатель, то есть покрывало тьмы, ветхий человек, которого должны совлечься все прибегающие к Богу, чтобы облечься им в небесного и нового человека, то есть во Христа. Поэтому и человеку ничто внешнее не может вредить, вредит же только живой и действенный, в сердце обитающий дух тьмы, а потому каждый должен произвести борьбу в помыслах, чтобы в сердце его воссиял Христос. Ему слава во веки! Аминь.

К совершенству ведет человека, или Дух благодати, или дух лукавства

Если большой город, по разорении стен его, взят врагами и опустошен, то не приносит ему пользы обширность. Почему, при величине нужно ему иметь и крепкие стены, чтобы не вошли в него враги. Так души, украшенные ведением, разумением и самым острым умом, уподобляются большим городам. Но спрашивается: укреплены ли они силою Духа, чтобы не вошли и не опустошили их враги? Ибо мудрые мира сего, Аристотель, или Платон, или Сократ, при основательном своем ведении, уподоблялись большим городам, но опустошены были врагами, потому что не было в них Божия Духа.

А люди неученые, став причастниками благодати, подобны малым городам, укрепленным крестною силою. Лишаются же благодати и гибнут они по двум причинам: или потому, что не переносят терпеливо постигших скорбей, или потому, что, усладившись греховными удовольствиями, предаются им. Не могут же они совершить пути своего без искушений. Но как при чадорождении и нищая и царица чувствуют одинаковые мучения, а подобно сему, земля у богатого и у бедного, если не будет надлежащего возделания, не может принести хороших плодов: так и в душевном делании мудрый и богатый воцаряются благодатью не иначе, как при терпении, скорбях и многих трудах, потому что таковою должна быть жизнь христиан. Как мед, будучи сладок, не принимает в себя ничего горького или ядовитого: так и христиане, при всем, что ни случилось бы с ними, доброе или худое, пребывают благими, как говорит Господь: «будете» блази, «якоже Отец ваш небесный» (Лук. 6:36). А вредное и оскверняющее человека бывает внутри его: «от сердца бо исходят помышления злая» (Мф. 15:19), как говорит Господь. Ибо, что внутри человека, то сквернит его.

Посему, внутри, в душе пресмыкается и ходит дух лукавства, этот разумный двигатель, то есть покрывало тьмы, ветхий человек, которого должны совлечься все прибегающие к Богу, чтобы облечься им в небесного и нового человека, то есть во Христа. Поэтому и человеку ничто внешнее не может вредить, вредит же только живой и действенный, в сердце обитающий, дух тьмы, а потому, каждый должен произвести борьбу в помыслах, чтобы в сердце его воссиял Христос. Ему слава во веки! Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

----картинка линии разделения----

Чьим учеником желаешь ты лучше быть?

Поэтому если послушаешься меня, то к обидным словам другого от себя прибавь нечто. Он назвал тебя подлым, бесславным, нигде ничего не значащим? А ты назови себя землею и пеплом. Ты не честнее отца нашего Авраама, который так себя называет (Быт.18:27). Он называет тебя невеждою, нищим, человеком, ничего не стоящим? А ты, говоря словами Давида, скажи о себе, что ты червь и ведешь начало от гноища (Пс.21:7). Присовокупи к сему прекрасный поступок Моисея. Укоренный Аароном и Мариамой, не жаловаться на них стал он Богу, но молиться за них. Чьим учеником желаешь ты лучше быть? Мужей ли богоугодных и блаженных или людей, исполненных духом лукавства?

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

Святитель Дмитрий Ростовский

----картинка линии разделения----

РОСА ПРОГНАНИЯ ЛУКАВЫХ ДУХОВ 

Как только ввели его в церковь… вышел из него лукавый дух

Из литовской страны, из окрестностей города Минска, человек по имени Демьян, имевший духа лукавого, мучавшего его, прослышав о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы в Ильинском монастыре и о бывающих при ней скорых исцелениях, отправился в путь, неся с собой беду свою, злого мучителя. Когда он был уже близко, напротив церкви Пресвятой Богородицы Елецкой, стоящей между Черниговом и Ильинским монастырем (тогда еще та Елецкая церковь была пуста и не было никого при ней живущего), начал его бес люто мучить, по земле валять, так что тот испускал пену. Случилось тем же путем из города в монастырь идти инокам. Увидав такие его мучения, они сжалились и, подняв, повели к иконе Пресвятой Богородицы в Ильинский монастырь. И как только ввели его в церковь, в тот же час вышел из него лукавый дух. Стал он здоров благодатью Богородичной и многое время послужил в том монастыре.   

«Не знаете, какого вы духа»

«Не знаете, какого вы духа», — сказано некогда ученикам Христовым (Лк.9:55). Если бы кто захотел присмотреться к различным духам различных людей нынешних времен, — духу гордыни, духу неправды, духу лукавства, духу вражды, духу рвения, духу ярости, духу ненависти, — что бы он сказал? Только это: «Не знаете, какого вы духа». Ибо каждый своим духом дышит, а не как прежде, когда все единым духом дышали, живя в любви, единодушные и единомыслящие. Ныне же — «друг друга раздражающие, друг другу завидующие», — многодушные (Гал. 5:26). О душе своей так иной небрежет, будто не одну, а многие имеет души и, погубив одну, про запас другую держит, и десятую. Достоин таковой называться бездушным, ибо не хранит души своей для жизни вечной, имеет в сердце своем много духов злобы, дабы сбыться слову Давидову: «Говорило    неправду сердце его, он собирал беззаконие в себе» (Пс. 40:7). 

Дух Господень отступил, и давил его дух лукавый

Но кто от нас отгонит беззаконных духов?Та, на Которую Дух Святой сошел и Которую сила Вышнего осенила, — если только мы к Ней прибегнем с сокрушенным и смиренным духом. Мучил некогда бес Саула: Дух Господень отступил, и давил его дух лукавый. Что тогда делают слуги его? Ищут Давида с гуслями. И вот, когда дух нечистый был в Сауле, «то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар. 16:23). Откуда у тех гуслей такая сила, что смогли они одним движением струн отогнать от человека духа лукавого, которого едва ли кто прилежной молитвой, великим постом и несомненной верой изгнать может? Следовательно, предзнаменовали они Богородицу Деву, ибо так Ей Церковь читает: «Радуйся, богоотца Давида цевнице Богодохновенная» (Акафист Успению Богородицы, икос 5). Потому и прогоняли гусли духа лукавого, что в них было изображение Матери Господней, а Ее молитвы, как струны: когда возгласят пред Богом, сразу все духи лукавые отбегают, будто прах, взметаемый ветром. К Ней воззовем в мольбе, дабы прогнала врага от нас, дабы умолила Бога   «дух правый обновить» во внутренности нашей (Пс. 50:12). Молитвенница теплая! Не переставай молиться о рабах Твоих!    

Когда хотим отогнать от себя злобных духов…

Не только пред Саулом, но и пред Богом пел Давид с гуслями, ибо говорит: «Воспою Тебе на гуслях, Святый Израилев» (Пс. 70:22). Пел пред Саулом, чтобы отогнать злого духа. Пел пред Богом, чтобы привлечь благого Духа. «Уста мои, — говорит, — я открыл и привлек в себя Дух. Дух Твой благий поведет меня в землю правды» (Пс. 118:131, 142:10). Но в какие гусли пел Давид пред Богом? Думаю, что не в вещественные, но в духовные, то есть в Божий установления, сохраняя их: «Буду хранить уставы Твои, не оставляй меня совершенно» (Пс. 118:8). Божии заповеди и вправду гуслями называться могут, ибо, как в гуслях: если хотя бы одна струна не будет настроена, все гусли несогласную издадут песнь, — так и в заповедях Божиих: если хоть одна не будет исполнена, все ни во что вменятся. «Кто согрешит в одном чем-нибудь, — говорит апостол Иаков, — тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). И мы, когда хотим отогнать от себя злобных духов и привлечь благого Духа, примем гусли — Божий заповеди, — и сохраним их все. Если же не все сохраним, то не будет приятна песнь наша Богу. Давид говорит, что «благо — исповедать Господа и петь имени Его на десятострунной псалтири, с пением, на гуслях» (Пс.91:2,4). Под десятострунной псалтирью учителя понимают десять Божиих заповедей. Когда кто-либо во все эти струны воспоет, то есть когда исполнит все заповеди, то его исповедание — благо.    

Вспоминает Господь в Евангелии женщину, потерявшую из десяти одну драхму, — как с прилежанием ее ищет: возжигает светильник и выметает храмину, «и ищет тщательно, пока не найдет, а найдя, созывает подруг и соседок и говорит им: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму» (Лк. 15:8-9). И что же это значит, что радуется так об обретении десятой драхмы? Не без труда, думаю, приобрела и первую, и вторую, и третью драхму, и прочие, но ни об одной так не радуется. Только когда обрела потерянную, тогда созывает подруг и соседей сорадоваться ей. Святой Григорий учит, что десятая драхма знаменует десятую Божию заповедь. Не радовалась еще женщина, обретя первую, и вторую, и третью драхму, но возрадовалась о десятой, показывая тем, что не имеет чему радоваться человек, сохранив одну заповедь Господню, или другую, но тогда лишь поистине возрадуется он, когда и десятую совершит, когда все повеления Господни делом исполнит. «Тогда, — говорит Давид, — я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои» (Пс. 118:6). За преступление же и малой заповеди казнит Бог не только злого, но и доброго, если не в будущем, то в нынешнем веке, ибо у Него как малая добродетель без воздаяния, так и малое прегрешение без наказания не бывает. Праведен Судия и каждому воздает по делам его.

 

----картинка линии разделения----

azbukaspaseniya.ru

ОТ ЛУКАВОГО, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ, Что означает слово "лукавый"

От лукавого — Из Библии. Иисус, запретив клясться небом, землею, головою клянущегося, сказал: ◆ Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Встреча от лукавого, Полянская, Алла. Ангелина Яблонская, начальник отдела рекламы, в один отнюдь не прекрасный день нашла сомнительные документы со своей подписью.

В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 37) говорится, что Иисус Христос запретил своим последователям клясться, как они привыкли, небом, землею, своей головою.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. В евангелии, например, дано было такое правило: «Пусть ваше слово будет всегда: «да, да», «нет, нет», а что сверх того, т о от лукавого». Лукавый ходит по земле. И на плече его печать. Он с бесом дружит и не мне, об этом в ухо Вам кричать.

Чего с лукавого возьмёшь. Полагалось, что тот, кто клянется головой своей, небом или землей, делает это по настоянию дьявола. Теперь мы говорим: «Ну, это уж от лукавого», когда указываем на какие-либо запутанные доводы, которыми хотят скрыть слабость своих рассуждений.

Смотреть что такое «От лукавого» в других словарях:

Это называется красиво — литературной борьбой» (А. Афанасьев). Посему здесь нужно глубоко осознать, что не в нашей власти вступить в битву с дьяволом, этим сильным и страшным бойцом, не в нашей власти выдержать его нападения и противостать его насилию.

В этом прошении содержится большее, нежели кажется на первый взгляд. Лукавый (от слав. лука – изгиб) – одно из наименований диавола. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин.2:14). Этим словом в славянской и русской Библии переведено греческое poneros (плохой, дурной, скверный).

Русское слово лукавый указывает на нравственную искривленность, лживость, неискренность демона. Прилагательное от этого слова имеет соответствующее значение. Св. апостол Павел применяет это слово для характеристики эпохи: Господь Иисус Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.1:4-5).

Семантические свойства

В конце времен лукавый, прельщающий людей, будет ввержен в озеро огненное и серное (Откр.20:10). Мир Вам! Если это Ваш первый визит к нам, то Вы можете посмотреть как пользоваться форумом в справке. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

В процессе обсуждения вопроса темы нашелся замечательный ответ поясняющий слова молитвы » и не введи нас во искушение»

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Лукавыми могут быть: дни, слова, замыслы, век, раб, язык, душа, изобретение, род, сердце, волки, речи, делатели… Так как одно место говорит о сынах лукавого, а другое о лукавом. К примеру о стрелах лукавого(в оригинале также),сбережет от лукавого(в оригинале также),победили лукавого(в оригинале также)…

Таким образом, получается, что мы просим вроде бы и не Отца, но тогда кого же? К кому мы обращаем эти тайные слова? К тому, кто нас искушает? Кто он таков? Искушает искуситель, но в таком случае мы как-бы просим его не вводить нас во искушение. Я так понимаю, что мы должны просить Отца защитить нас от искушения лукавого, но данный перевод молитвы не позволяет сделать такого заключения.

Вот уже и народ наш косит лукавый, вымираем мы, как нация от запоев, безверия и беззакония. Это толкование позволяет прояснить суть слов молитвы и тогда действительно все проясняется без изменения текста. Когда Йено пришел к Мастеру, тот сказал: – Зачем ты пришел ко мне? Нет никакой необходимости для тебя быть здесь. Ты уже в Этом. Но Йено попросил: – Позволь мне остаться.

Если будет нужно, я сам приду к тебе. Пяти сотням монахов нужен был рис, и этот человек с самого утра до позднего вечера перебирал его. Мало-помалу все мысли исчезли. В дневное время никто не осмеливался подойти к его двери, потому что все знали этого старика.

Монахи пришли на кухню и живо обсуждали этот важный вопрос. Один из них сказал: – Мастер слишком строг и, если он будет продолжать в таком же духе, то не найдет преемника. Когда Йено услышал об этих строках, он рассмеялся. Собралась толпа. Некоторые начали горячиться, говоря: – Иди и напиши свои слова на двери Мастера, если не боишься быть побитым. Идите и напишите эти строки.

Мастер прочитал эти строки, оставаясь в безмолвии. Ночью он пришел к Йено и сказал: – Я знаю, кто мог получить это озарение. Все эти 12 лет от тебя исходил свет, но никто не замечал этого. Они приходили на кухню каждый день, но никто не разглядел тебя. Они слишком ученые и, если ты останешься, они нас не поймут. Это породит много зависти. Как ещё один из вариантов смысла фразы «И не введи нас в искушение . но избави нас от лукавого» может быть следующий.

Leonid Меня интересует слово лукавый, как существительное и как прилагательное. Дело в том, что искусить можно дарами. В Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 37) Иисус говорит своим слушателям о ненужности клятв и божбы: «Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а чту сверх этого, ту от лукавого».

Еще интересное:

Связанные истории

seriostyn.ru

Дух «празднословный и лукавый…»

Александр ПрохановКто они, эти люди, в ком образ православного креста вызывает бешенство? Вид монашеского клобука или священническая ряса порождает злую иронию? Зрелище монастырской стены или пасхального шествия заставляет злословить и брызгать ядовитой слюной? Откуда явился этот дух «празднословный и лукавый»? Почему участились нападки на русские монастыри, на церковные алтари, на священные тексты, в которых божественная мудрость тысячу лет освящает дух народа, указывает ему путь к свету, справедливости и любви?

Свято-Никольский Черноостровский монастырь под Малоярославцем. Славное место для всякого русского сердца. Здесь в 1812 году шли бои с французами, и войско Кутузова не пустило врага на хлебную Калужскую дорогу, а погнало его назад в Европу по обугленной, бесхлебной Смоленской, где Наполеон бесславно погубил свою армию и, отмороженный, умчался в Париж. Сам монастырь с его белыми храмами, каменными белоснежными стенами воздвигнут в честь восхитительной русской победы. Пережив разруху и запустение, трудами монахинь он превращён в цветущее место, летом утопающее в розах, а зимой сияющее среди синих русских лесов и сверкающих льдом речек. Сто двадцать монахинь нашли в монастыре своё утешение в вечных трудах и молениях, они собирают к себе множество паломников и богомольцев. В детском приюте обрели свой монастырский дом дети, которые потеряли свой дом в миру, кого бросили родители, кто был свидетелем ужасных семейных сцен, кто погибал среди жестокого мира. Здесь, в монастыре, они окружены заботой, любовью, и я не мог без слёз смотреть на эти чудесные лица, когда дети давали концерт, играли наивную детскую пьесу, ту самую, с которой объехали десяток европейских стран, вызывая восхищение и нежность у сердобольных европейцев. И на этот монастырь идут жестокие нападки: клевета в прессе, в интернете, какая-то книга, в которой мятежная девица, переселяющаяся из монастыря в монастырь, меняющая религиозные убеждения, возводит хулу на обитель… Чего они добиваются, эти хулители и осквернители? Зачем кидают яд в колодец святой воды? Зачем мажут сажей белоснежные монастырские стены?

И второй монастырь — Боголюбский, что на окраине Владимира. Какая красота, мощь, величие, какие великолепные синие купола с золотыми крестами! Как далеко летят монастырские звоны в бескрайние поля, в излучины рек. Монастырь встал на пути, по которому Русь перемещалась из Киева во Владимир и дальше в Москву. Князю Андрею Боголюбскому, переносившему заветы из одного русского царства в другое, на этих кручах явилась Богородица. И он, озарённый этим чудом, наказал написать икону Богородицы Боголюбивой. Этот монастырь, возведённый из праха, вознесённый своими крестами в небо трудами русских женщин-монахинь, является драгоценным для верящего русского сердца. И мне, в мои самые горькие лихие минуты, он открывал свои врата, целил мою духовную хворь.

Кому же понадобилось осквернять святыни? Кто они, эти дельцы, эти предприимчивые златолюбцы, кто решил построить прямо у стен монастыря завод по производству презервативов? А если бы такой завод они вознамерились построить у стен Кремля или пятничной мечети, или у главной синагоги? Неужели бы построили? Неужели среди пустующих земель, неухоженных сёл не нашлось места, кроме этой обители, где эти резиновых дел мастера смогли бы основать своё заведение? И тогда не было бы протестующих паломников, стенающих монахинь, рыдающих прихожан, которым страшно подумать, что слово «Боголюбово» будет значиться на этикетках злосчастных изделий.

Православные монастыри истребляются и оскверняются в Сирии безумцами-исламистами. Монастырские святыни и церкви рушатся в Косово албанскими захватчиками. Не эта ли злая энергия докатилась и до русских обителей? В чём природа зла, которое вдруг и в XXI веке обнаружило себя у монастырских оград, — после всех гонений и поношений, которым подвергалась церковь в XX веке?

Монастыри на Руси — особые места: на холмах, на кручах, окружённые лесами, на берегах рек, у больших дорог — там, где таинственные сокровенные места, где небо соединяется с землёй, где незримые световоды сочетают небесный фаворский свет с земной человеческой жизнью. И этот свет проникает в мирские жилища, в гарнизоны, в университеты, в остроги, в мысли и побуждения людей, уберегая их от зла, наполняя светом. Монахи и монахини своими нескончаемыми дневными и ночными молитвами создают этот световод. Не дают померкнуть небесному сиянию, которое вспыхивает на церковных крестах и заставляет ликовать любящее и верящее сердце. Алтари и молящиеся перед ними священники источают незримый покров, что окутывает Россию как покровом Богородицы, сквозь который на Русь не проникают силы зла, силы, желающие нам погибели.

Русское оружие, боевые корабли, самолёты и танки сберегают наши земные рубежи. А монастыри и храмы, даже самые маленькие, затерянные среди бескрайних русских пространств, — это духовное оружие, которым Россия отражает зло. В монастыри во все века, в самые страшные времена, спасаясь от нашествий, пожаров, гонений, сходились, сбегались русские люди, прятались от побоищ, писали книги, сберегали святоотеческие предания. Сегодня наши монастыри — это прибежище русскости. Здесь сберегаются православные представления о жизни и смерти, о духовном подвиге и бессмертии, память о наших праведниках, полководцах. Здесь молятся о русском воинстве, о русских героях, тех, кто сегодня сражается вдалеке от России, и тех безвестных, ещё не погребённых, чьи кости лежат в мшистых болотах и непроходимых лесах.

Сегодня православная церковь с её монастырями и приходами является нарастающей силой, которая борется с духовной скверной, человеческой тьмой, с богачами, что кичатся своими богатствами перед лицом обездоленных. Призывает к честному служению бездушных чиновников и политических лукавцев, даёт ориентиры художникам и писателям, объясняя глубинную природу их вдохновения.

Сегодня церковь служит взрастанию и укреплению нашего государства Российского, является одним из его столпов. Собирает вокруг себя представителей других религий. Сочетает нашу многоязыкую родину в симфоническое державное единство. Вот поэтому и нападки, поэтому и отрава в колодцах, поэтому бесноватый смех и хуления. И сегодня, как и сотни лет назад, продолжается невидимая брань. И сегодня продолжается борьба добра со злом. И сегодня на монастырские стены, как в стародавние времена, карабкаются осаждающие нас недруги. Церковь сражается не мечом, но духом, молитвой и добрым деянием.

Сёстры, родные мои, проживающие в Черноостровском монастыре и в ненаглядном Боголюбове, с вами вся верящая православная Россия. Вас гонят, а значит, вы правы перед Христом. И кому, как не вам, знать, что Христос поругаем не бывает. Россия поругаема не бывает. Аминь.

www.odigitria.by


Смотрите также