Демоны и духи в тувинской мифологии. Демоны и духи


Самые могущественные демоны | Potu-storony.ru

Самые могущественные демоны

В каждой мифологии существует свой перечень наиболее могущественных творений, как представляющих силы света, так и силы тьмы.

В некоторых религиях они более структурированы, в некоторых менее. В христианстве, оказавшем немалое влияние и на оккультные взгляды на демонологию, существует несколько противоречивых взглядов на демонов их суть, образ, мощь и иерархию.

Но, тем не менее, можно вычленить самых могущественных демонов, которые, несомненно, занимают ключевые места в иерархии ада.

Имена демонов и мощь

По разным сведениям к числу самых могущественных демонов относится разное их количество. Тут будет выделены те из них, которые считаются самыми сильными по версии большинства религиозных учений христианства и близких к нему религий.

Самые могущественные демоны

А также, по мнению большинства мистиков и оккультистов. Самыми могущественными считаются:

СатанаДьявол, Сатана, Люцифер – самый могущественный демон гиены огненной, владыка ада сосредоточия вселенского зла.

Он имеет огромное количество имён и обликов. Причём в разных авраамистических религиях и в разные эпохи в его описании есть отличия.

Его обозначают как падшего ангела, восставшего против господа. При этом также в средневековье дьявола соотносили с Вельзивулом, хотя данный демон является и самостоятельным существом.

Возможно, что Сатана более широкое понятие, чем просто имя или титул и включает в себя собирательный образ высших демонов. Но это утверждение спорно.

ВельзевулПравая Рука владыки ада

Вельзевул – высший демон, происходящий в язычестве от бога Баала. Обладает огромной силой, уступая лишь Люциферу (по некоторым версиям они равны в мощи).

У его имени есть много вариантов произношения: Веельзевул, Вельзебуб, Вельзевув, Баал-Зебуб и Веельзебут.

По своему статусу Вельзевул занимает 2 место в аду после Сатаны (Люцифера).

Мамона Демон жадности

Мамона – один из высших демонов, занимается соблазнением, по некоторым версиям происходит от древнееврейского бога богатства. Символ алчности.

Если человек главным в своей жизни считает финансовое благополучие, то говорят, что он одержим духом Мамоны.

Согласно легенде Дьявол был тем, кто подсунул людям в качестве бога материального счастья демона, поэтому можно найти упоминания, что предки приносили ему в жертву своих детей, чтобы тот подарил им богатство.

Демон АсмодейДемон Блуда

Асмодей – также один из могущественнейших демонов, не уступающий или почти ни уступающий по силам Сатане.

Его главным предназначением является разрушение семей, для чего он толкает мужчин и женщин на измены.

Он считается покровителем воинов, поскольку он управляет стихией разрушения.

Приписывают Асмодею власть над азартными играми, поэтому он является распорядителем игорных заведений Ада.

Демон ВелиалДемон лжи

Велиал – могущественный демон, специализирующийся на обольщении и совращении с истинного пути.

Велиал командовал 88 легионами демонов (по 6666 демонов в каждом) и был представителем дьявольских войск. При его вызове необходимо было принести жертву. Велиал часто нарушал обещания, но если кто-то добивался его расположения, тот был щедро вознагражден.

Демон БельфегорДемон уныния

Бельфегор – так же вероятно изначально языческое божество, высший демон обладает огромной силой, вероятно не уступая Асмодею и Вельзевулу.

Считается, что этот бес вносит среди людей раздоры и заставляет страдать.

Имеет способность принимать облик молодой обнаженной женщины, поэтому в некоторых источниках Бельфегор описан, как демоница женского пода.

Современные экстрасенсы уверяют, что демон превратился в старика, который передвигается на инвалидном кресле. Вызывать его лучше всего, находясь на вершине холма.

Демон АбаддонДемон страха

Абаддон – могущественный демон чаще всего называемый одним из главных генералов ада и советником Сатаны по военным вопросам.

Большинство ученых уверяют, что Абаддон – демон, который изначально выполнял функции губителя, находясь на Божественной службе. Любовь к убийствам стала причиной изгнания его с небес в Ад, где он является главным военачальником.

В Откровении Иоанна описано, как Абаддон ведет против человечества полчище саранчи.

Демон АстаротДемон отчаяния

Астарот – один из верховных демонов ада, обладает огромной мощью и возможно происходит от изменённого имени богини Астарты.

Демон Астарот имеет огромные силы, так ему открыты тайные секреты всех людей на земле. Его знания безмерны, например, ему известны истинные причины того, почему каждый из падших ангелов предал Бога.

Также некоторые относят в список самых могущественных демонов Пифона имеющего облик гигантского змея и Мерихима и Левиафана.

Демон змейПоследний гигантское морское чудовище, которое считается по некоторым версиям высшим демонам, по другим одним из воплощений сатаны. Весьма неоднозначным является положение Лилит.

Но она однозначно, занимает высокое положение и обладает огромной силой.

По ряду делений четырьмя верховными владыками ада, а значит и самыми сильными демонами являются Люцифер, Левиафан, Сатана и Белиал.

Другие позиции

могущественные демоныОтдельное деление предлагается сатанистами с более чёткой структурированностью. Но оно поддаётся критике, как церкви, так и оккультистов.

Сами мистики и оккультисты, так же не имеют единого мнения в вопросах могущества демонов.

Бывают случаи, когда представители разных направлений спорят о значении и мощи отдельных демонов.

Совершенно отдельным взглядом на мощь демонов является утверждение, которое редко выходит из круга некоторых мистиков о том, что все демоны ада делятся по видовой принадлежности.

И представители одного вида, будучи неразрывно связанны, обладают равной силой. Таким образом, вырисовывается совершенно иная иерархия.

Подробности, которые впрочем, неизвестны. Так как сторонники данной классификации демонов практически не делятся данной информацией.

potu-storony.ru

Демоны - происхождение и описание

Подробности Родительская категория: Новости, статьи Опубликовано: 15 декабря 2012 Обновлено: 31 декабря 2017 Просмотров: 5215

Демон (др.-греч. даймон, «божество») — в мифологии собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами.

Смысловое содержание понятия "демон" возникло еще раньше и относилось к духам-хранителям, элементалам и прочим сущностям. В ранних источниках различие между терминами «демон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь демонов исключительно с силами зла или добра. Отсутствие дифференциации между классом демонов и другими сущностями в архаичные времена было обусловлено, прежде всего, практичностью подобного единства всех сущностей. Не важно к кому обращался древний человек - он обращался за помощью, и ждал помощи, ему было безразлично, откуда помощь придет.Демон - это не только карающий, но и помогающий. Всем знакомые ангелы - это тоже демоны... Эта мысль даже не противоречит религии, гласящей, что демоны - это порождения падших ангелов.Ангел имеет то же самое строение, что и демон. Мало того, ангел обладает теми же клише поведения, что и демон. Разница лишь в восприятии...

В христианской традиции, как и в иудаизме, произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческой традиции и противящиеся единому Богу. К этой же категории были отнесены все зловредные духи. Духи, не отпавшие от Бога, называются ангелами. Отсюда же происходит христианское представление о демонах, как о падших ангелах, утративших благосклонность Господа.

Основные сведения о даймонах (гениях) в древнегреческой классике почерпнуты из «Диалогов» Платона «Послезаконие», «Пир», «Апология Сократа» и др.

В диалоге «Послезаконие», Платон называет даймонов разновидностью воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвёртый ранги и занимающих своё место после звёзд и богов. Даймоны, будучи чем-то средним между богами и людьми, исполняют функции посредников (между богами и людьми) и потому их следует особенно почитать в молитвах. Даймон (гений) приставлен к человеку от рождения и сопровождает его до самой смерти (ср. ангел). Даймоны четвёртого ранга состоят только из воздуха и эфира и потому «как бы близко от нас они ни находились, они остаются неразличимыми». В то же время они относятся к роду «умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью».

Ямвлих в своём сочинении «О Египетских Мистериях» отличает даймонов от видимых (понятых) и невидимых (превосходящих рациональное восприятие) богов, и от смертных полубогов-героев. По своей природе даймоны ниже богов.

Согласно талмудическому преданию, демоны были созданы Богом в сумерки после первой субботы. Прежде чем он успел доделать их, наступила ночь, и потому демонам не досталось тел. Они занимают промежуточное положение между ангелами и людьми, обитая в воздухе между землёй и луной, предпочитая нечистые и пустынные места.

Христианская традиция считает демонов злыми слугами Сатаны, обитающими в аду, но способными бродить по свету, разыскивая готовые к падению души. Демоны, согласно учению христианской церкви — существа властные и корыстолюбивые. В их мире принято втаптывать в грязь низших и пресмыкаться перед более сильными.

 

Иерархия и классификация Демонов

Авторы гримуаров и демонологи приводят различные классификации духов и демонов, которых может попытаться вызвать маг. Существуют духи семи планет и семи дней недели, духи знаков Зодиака и сторон света, духи двенадцати ночных и двенадцати дневных часов. Одни из них добрые, другие - злые. Выделяется также категория "элементалов" - духов стихий. В V веке Прокл разделил духов на пять классов, четыре из которых связаны со стихиями - Огнем, Воздухом, Водой и Землей, а пятый - с недрами земли. Михаил Пселл в XI веке добавил шестой класс, назвав его "lucifugum" - "бегущие света".

Один из первых каталогов демонов появляется в "Завете Соломона", который датируют приблизительно 100- 400 годами н. э. Здесь повествуется о том, как ангел Господень принес царю Соломону волшебный перстень. С помощью этого перстня царь мог заставить любого демона открыть ему своё истинное имя, благодаря чему получал над ним власть. Среди злых духов, упомянутых в "Завете Соломона", названы князь демонов Вельзевул и демон похоти Асмодей, который описан как наполовину дух, наполовину человек. Имена демонов восходят к еврейским, греческим, египетским, ассирийским, вавилонским и, возможно, персидским источникам. Как и в более поздних гримуарах, в "Завете Соломона" перечисляются различные иерархии и функции злых духов.

В более поздней редакции "Завета Соломона" приводится другой перечень демонов; в него входят Асмодей, Астарот и Магомет. Большинство имен злых духов здесь искажены, и происхождение их неясно. Эта версия "Завета" установила своеобразный стандарт классификации бесовских имен, на который ориентировались все позднейшие гримуары: рядом с именем каждого демона приводится его "метка, печать" - магический символ, эквивалентный истинному имени и дающий магу власть над данным злым духом.

В "Grimorium Verum" и в "Большом гримуаре" тремя верховными князьями тьмы названы Люцифер, Вельзевул и Астарот. В обоих гримуарах перечисляются "имена духов, непосредственных подчиненных этим верховным демонам, с указанием их функций, иерархии и с "печатями". Перечни демонов приводятся также в "Лемегетоне" и в "Псевдомонархии демонов" - трактате XVI века, который принадлежит перу демонолога Иоганна Вейера, ученика и друга Агриппы Неттесгеймского.

Классифицировать демонов довольно трудно, поскольку зачастую возможности и природа разных духов переплетаются и оказываются взаимосвязанными. Однако голландский врач и оккультист Иоганн Вейер в своей книге «Pseudomonarchia Daemonum», (1588) приводит подробную классификацию демонов и инструкции для желающих вызывать их.

Выделяются следующие чины:

  • Девятый, низший чин — «Искусители и злопыхатели», заведующие низкими страстями. Среди них встречаются демоны чревоугодия, пьянства, корыстолюбия и так далее. Возглавляет их Маммона.
  • Восьмой чин — «Обвинители и соглядатаи», старающиеся вселить в людей отчаяние и отвратить от раскаяния. Их предводитель — Астарот.
  • Седьмой чин — «Фурии», они же сеятели бед, войн и раздоров. Глава их — Аваддон.
  • Шестой чин — «Воздушные власти», витающие в воздухе твари, разносящие моровое поветрие, наводящие заразу и другие бедствия, Ими руководит Мерезин.
  • Пятый чин — «Обманщики», творящие ложные чудеса и знамения, которые совращают народ. Глава им — Сатана.
  • Четвёртый чин — «Каратели злодеяний», демоны, заведующие карами злодеям, мстительные демоны. Их возглавляет Асмодей.
  • Третий чин — «Сосуд беззаконий» — Изобретатели злых дел и порочных искусств. Им принадлежат идеи крепкого спиртного, азартных игр и многого другого. Их князь — Велиал.
  • Второй чин — «Духи лжи» — Оракулы, прорицатели, дурачащие людей предсказаниями. Князь им — Пифон.
  • Первый, высший чин — «Псевдобоги», ложные боги. Именно они требуют от людей поклонения им и кровавых жертв. Их возглавляет Вельзевул.

 

В книге "Зогар" и более поздних каббалистических текстах злых духов часто именуют "клипот", что означает "оболочки" или "скорлупки". Это излишки, отбросы или скверна, от которой освобождается "организм" вселенной. К XIII веку сформировалось учение о десяти дьявольских сефирот, которые полярно противоположны десяти божественным сефирот. Каждой дьявольской сефирот управляет один из князей тьмы, над которыми, в свою очередь, властвует Самаэль - падший ангел, а ныне демон-отравитель. Макгрегор Мазерс классифицирует их в следующем порядке:

Сатана и Молох

Вельзевул

Люцифуг

Астарот

Асмодей

Вельфегор

Ваал

Адраммелех

Лилит

Наама.

 

Им соответствуют 9 чинов Ангелов:

9 - серафимы

8 - херувимы

7 - престолы

6 - господства

5 - силы

4 - власти

3 - начала

2 - архангелы

1 - ангелы.

 

Ямвлих, крупный теургист неоплатонической школы, человек, искусный в священной магии, учит, что: «Добрые даймоны являются нам на самом деле, тогда как злые могут проявляться лишь в призрачной форме фантомов».

Далее он подтверждает Порфирия, говоря: «Добрые даймоны не боятся света, тогда как злые нуждаются в темноте. Чувства, которые они вызывают в нас, заставляют нас поверить в реальность вещей, которые они нам показывают, хотя бы эти вещи отсутствовали».

«Боги, ангелы и даймоны, также как и души, могут быть вызваны путем призывания и молитв. Но если во время теургического действа происходит ошибка, - берегитесь! Не воображайте, что вы общаетесь с благодетельными божествами, которые отвечают на вашу искреннюю мольбу; нет, ибо это - злые даймоны, только под личиной добрых, ибо элементарии часто прикидываются добрыми, и делают вид, что они принадлежат к гораздо более высокому рангу, чем они занимают на самом деле. Их выдает хвастовство».

Маги, придерживающиеся теории Каббалы, которая представляет собой таинственный и сложный комплекс древних учений, насчитывают десять таких сил. Астрологи в прошлом полагали, что основных сил во вселенной семь – по числу планет, видимых невооруженным глазом (планетами считали также Солнце и Луну). Теперь они учитывают уже десять сил, добавив к семи видимым планетам Уран, Нептун и Плутон.

Нумерологи имеют дело с девятью силами, соответствующими числам от 1 до 9.  Великие силы вселенной нельзя назвать ни добрыми, ни злыми. У каждой из них есть своя добрая и своя злая сторона - или, выражаясь оккультными терминами, свой позитивный и негативный аспект. Злая сторона той или иной силы - это сфера действия могущественных злых существ, так называемых "демонов". Добрая сторона, соответственно, - это сфера "ангелов", или благих духов. Магическая вселенная подобна океану, в котором вечно катятся незримые волны гигантских приливов и отливов; эти волны увлекают всех нас за собой, но находятся достаточно сильные и умные люди, способные обуздать их и использовать.

Оккультисты (равно как и католические теологи) не советуют пренебрегать демонами и не считают их всего лишь продуктом разыгравшегося воображения. В оккультной традиции выделяются два основных подхода к проблеме Дьявола и ангелов. Одни маги считают, что Дьявол - это бог чародеев и ведьм, и чтобы заслужить его благосклонность, следует поклоняться ему и исполнять его повеления. Другие убеждены, что демоны - это злые сущности, наделенные великой силой, однако достаточно могущественный и смелый маг способен подчинить их своей воле. Чтобы принудить демона к повиновению, необходимы ритуалы, в ходе которых маг совершает жертвоприношения, жжет благовония, чертит оккультные знаки и произносит заклятия. Подобные магические операции считаются крайне опасными.

 

Демоны и Боги

 

Как отмечали многие исследователи, демонами обычно становятся боги чужих народов. Именно так обстоит дело со многими злыми духами, упомянутыми у Вейера и в "Лемегетоне". Некоторые из них первоначально были богами племен, обитавших по соседству с древними евреями, или ханаанеян, чью территорию евреи завоевали. Поскольку в Ветхом Завете эти боги упоминаются только с гневом и презрением как соперники Иеговы, то позднее они стали восприниматься как обитатели ада.

Вельзевул, Повелитель Мух, считался владыкой демонов в народных еврейских преданиях во времена Христа, которого книжники обвиняли в том, что "Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя" (Марк, 3:22). Изначально этот демон был богом Баал-зебубом, почитавшимся в филистимском городе Екроне; царь Охозия к недовольству пророка Илии отправлял к нему послов как к оракулу. Имя этого бога можно перевести либо как "повелитель мух", либо как "повелитель, изгоняющий мух"; не исключено также, что жрецы Баал-зебуба гадали по полету мух.

Ваал (Баал) означает "владыка"; этот титул присоединялся к именам многих местных богов в Сирии и Палестине. Верховный Ваал был великим богом плодородия у ханаанеян. В Ветхом Завете говорится, что приверженцы Ваала якобы приносили ему в жертву младенцев: они "устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу" (Иеремия, 19:5). Предпринимались попытки связать Ваала с кельтскими солнечными богами Беленусом и Белинусом, а также с Бельтаном - кельтским праздником огня, отмечавшимся 1 мая; однако, по-видимому, эти соотнесения основаны на ложной этимологии.

Детей также приносили в жертву Молоху - финикийскому и ханаанейскому богу - и Адраммелеху, культ которого, по-видимому, принесли в Самрию переселенцы из Сирии. Имя демона "Хамос" - искаженное "Хемош", а "Мельхом" – искаженное "Мильком"; Шемеш был богом моавитян, а Мильком - аммонитян.

Дагон был верховным божеством филистимлян; именно в его храм они поместили Ковчег Завета, захваченный в битве с израильтянами. Сила, заключенная в Ковчеге, уничтожила идола Дагона, расколов его на куски.

Еще один демон, первоначально бывший ханаанейским богом, - Баалберит, "владыка завета", т. е. бог договоров и соглашений. Вместе с другими бесами (в том числе Вельзевулом, Астаротом и Асмодеем) он овладел сестрой Мадлен де Демандоль, монахиней начала XVII века из монастыря урсулинок в Экс-ан-Прованс. Под влиянием демонов ее посещали видения; она танцевала и пела любовные песни, принимала непристойные позы и рассказывала леденящие кровь истории о содомии и пожирании младенцев, свидетельницей которых она была на ведьмовских шабашах. Следователи установили, что Мадлен соблазнил и околдовал ее исповедник, отец Гофриди. Он был подвергнут пыткам, а затем удавлен и сожжен в Эксе в 1611 году.

Прототипом демона по имени Астарот была богиня ханаанеян и финикийцев Астарта, тождественная вавилонской Иштар. Культ ее отличался особой пышностью, и ветхозаветные пророки постоянно осуждали ее приверженцев. Впоследствии эта богиня превратилась в демона мужского пола, который является заклинателю в облике прекрасного ангела, но обладает зловонным дыханием. Астарот обучает мага всем наукам и открывает ему истину о прошлом, настоящем и будущем.

Асмодей, демон блуда, похоти и всяческих излишеств, часто упоминается в еврейских источниках. Этот персонаж, по-видимому, изначально был злым духом. Согласно некоторым легендам, у него ноги петуха - птицы, известной своим сладострастием. Именно Асмодей убил семерых мужей Сарры в "Книге Товита". Возможно, имя его восходит к персидскому "Айшме дева"; так звали "демона ранящего копья", демона страсти, гнева и ярости. Другие исследователи связывают имя Асмодея с еврейским словом "shamad" - "разрушать". В "Лемегетоне" указывается, что вызывать его нужно с непокрытой головой.

Велиал (Велиар) - "ничтожный" демон лжи; он также, по-видимому, с самого начала был духом зла. Имя его возводят к еврейскому словосочетанию "beli ya'al" - "бесполезный". Древние евреи иногда называли его верховным демоном. В тексте "Война сынов света против сынов тьмы", найденном среди рукописей Мертвого моря, Велиал выступает как предводитель войска тьмы. "Но для порока сотворил ты Велиала, ангела вражды. Все его владения во тьме, и стремление его - нести грех и вину. Все духи, подвластные ему, -ангелы разрушения"'. Заклинателю он является в облике прекрасного ангела и говорит обманчиво ласковым, приятным голосом.

Маммон, демон стяжательства, первоначально был просто арамейским словом, обозначавшим богатство или прибыль. А демоном он стал считаться из-за того, что Иисус сказал: "Не можете служить Богу и маммоне" (Матф. 6:24).

Имя демона Кимариса, восседающего на черной лошади и повелевающего всеми духами Африки, по-видимому, происходит от названия киммерийцев - народа, который, по словам Гомера, населял туманные и погруженные во тьму области Крайнего Запада. Этот демон предсказывает будущее и, возможно, тождествен Валааму, который в Ветхом Завете представлен как алчный маг, а в Новом - как символ стяжательства либо идолопоклонства и прелюбодеяния (II Петр 2:15; Откр. 2:14).

Имя "Сатана" происходит от древнееврейского слова, означающего "противостоять". В ранних книгах Ветхого Завета, записанных еще до вавилонского пленения (т. е. до VI века до н. э.), слово satan употребляется в значении "противник". В эпизоде, повествующем о путешествии Валаама, Ангел Господень "стал на дороге, чтобы воспрепятствовать (satan) ему" (Числ. 22:22). При этом слово satan вовсе не обязательно относилось к сверхъестественному противнику. Так, филистимляне отказались принять помощь Давида, опасаясь, что в сражении он переметнется на сторону врага и станет их satan, т. е. противником (1 Цар. 29:4). Слово "сатана" в более привычном нам значении появляется в двух более поздних фрагментах, написанных после вавилонского пленения. Здесь сатана (satan) - это ангел, принадлежащий к окружению Иеговы и выступающий в роли обвинителя грешников перед Богом. В Книге пророка Захарии, приблизительно датирующейся концом VI века до н. э., описано видение, в котором первосвященник Иисус предстает пред судом Божьим. По правую руку от Иисуса стоит сатана, "чтобы противодействовать ему", т. е. выступать в роли обвинителя.

You have no rights to post comments

www.xn--80agpndfhq8a.xn--p1ai

Демоны и духи в тувинской мифологии — Daily03.ru

Деление Вселенной на три большие области, стоящие друг над другом, известно с древнейших времен всем народам Сибири. Земля с её обитателями всегда принимается за некую отправную точку — светлый Средний мир или, по-тувински, Ортаа оран.

Помимо животных и человека, согласно мистической философии шаманов, в этой области Вселенной обитают невидимые глазу духи — ээзи, составляющие суть различных природных объектов и явлений: духи воды, огня, земли, камня, ветра, дерева и т.д. Также каждая из этих сил может быть рассмотрена персонифицировано: дух конкретного озера, а не воды вообще; дух определенной горы, а не любого камня. Между человеком и духом издревле установлены особые взаимоотношения: люди почитают окружающую природу, не берут от нее больше, чем нужно, а духи одаривают их богатым уловом, удачной охотой, попутным ветром. В благодарность люди оставляют для них в особых местах лучшую пищу и табак, завязывают на ветвях деревьев разноцветные ленточки — чалама. Известно множество легенд о том, как человек случайно или целенаправленно выполняет особые действия и вызывает тем самым духа, который соглашается помогать ему, если тот обещает не разглашать полученную тайну. Нередко при этом дух и человек вступают в супружеские отношения и даже имеют детей от такого брака. Рано или поздно человек нарушает договор и лишается помощи потусторонней силы. Одним из порождений зла в Среднем мире является бук (бук-тар). Он возникает в результате совершенных человеком злодеяний, проявлений жестокости, воровства, распространения клеветы. Это чёрная сила, сгусток негативной энергии, которая может присутствовать на месте преступления незримо или в виде самых различных животных: собаки, козы, суслика, птицы, пчелы. Считается, что человек, который задумал причинить кому-то вред, уже носит бука в самом себе. Тувинцы про него говорят: «Багай кара куштер сине берген кижи» — «Поселилась в человеке чёрная сила». В ряде случаев буком становится сам человек или животное, по отношению к которому была совершена несправедливость. При этом он становится движим местью и сурово наказывает своего обидчика. Шаманы считают, что от бука, поселившегося в солнечном сплетении, происходят болезни печени, желудка, алкоголизм. Изгоняют бука с помощью особого обряда с жертвоприношением барана или козы: Бук, племя твое отдельно и кости твои чужие, Бук, ты сюда пришел, заблудившись в дороге. Ведь у тебя есть дети, внуки и правнуки. Ведь у тебя есть аал и край, они вдалеке. Слушай меня, бук провожу тебя до родных, Они живут богато и у них есть пища разная. Прошу тебя не отказаться. Прошу быть послушным...

Помимо бука есть и другие «бродячие» сущности негативного характера — азалары и четкерлеры, связанные с душами мертвых. Аза (азалары) несколько напоминают чертей в славянской демонологии. Считается, что в аза превращается душа человека после смерти, если не было сделано соот­ветствующих обрядов, регламентируемых традицией. Азалары живут в заброшенных ко­шарах, на кладбищах, в пустующих домах и на перекрёстках дорог. Появляются в вечерние сумерки, особенно в конце осени. Имеют разный облик: страшного человека с перекошенным лицом, существа, покрытого шерстью, животного с кривыми рогами, длинными ушами и коровьей головой. Иногда азалары выглядят как серый вихрь или белое облако пыли (аза куу — «серый черт»), в другом случае — как красный вихрь (кызыл казыргы). Могут перевоплощаться в различных животных, странных на вид: безрогую козу, маленького филина с огромным клювом, синюю или красную собаку, волка с большими ушами. Умеют летать по воздуху. Поскольку азалары — это блуждающие души умерших людей, они могут нанести вред живым, особенно своим бывшим родственникам. Если после чьей-либо смерти люди начинают болеть или даже умирают один за другим, считается, что на них влияет аза, призывает к себе. В этом случае делают обряд замены — жертвоприношение домашнего скота — или заключают с аза договор: он оставляет живых в покое, а за это сам может забрать, например, пять баранов.

Очень близки к понятию азаларов четкерлеры, также являющиеся душами умерших людей, которые не смогли добраться до положенного им места. Четкерлеры редко являются людям в своем истинном обличии. Они имеют волосы желтого цвета, жёлтые брови и жёлтые ногти на пальцах рук и ног. Из-за этого их иногда называют сарыг четкер, то есть «жёлтый дьявол».

Некоторые тувинские шаманы считают, что ведут происхождение своего дара от азаларов. Вот образец одного алгыша (призыв), обращенного к потусторонним силам:

Обращаюсь к вам, мои четкерлер, мои азалар! Все ли вы собрались здесь и все ли прийти сюда? Вы, мои черти! Вы, мои бесы! Обращаюсь я к вам. Окончательно ли вы пришли, скрыто ли выявились?

Духи — хозяева местностей, азалары, четкерлеры и буки связаны с иными областями Вселенной, где имеют воплощение и пристанище. Вообще, в тувинских мифах духи и люди (не только шаманы) могут перемещаться по мирам (оранам)

daily03.ru

ДУХИ И ДЕМОНЫ - Древнеегипетский словарь-справочник - История

в египетской религии и мифологии многочисленные духи и демоны, приносящие вред человеку считались либо «посланниками Сехмет», либо обитателями загробного мира. Среди слуг грозной львиноголовой богини в ее яростной ипостаси были самые различные духи и существа, а помимо них — неумиротворенные души умерших, злобные призраки и даже сомнамбулы. Эти существа были особенно опасны для людей в конце года и изгонялись при помощи доброжелательных демонов, служащих Осирису и его спутникам. Их обиталища находились на краю сотворенного мира, откуда эти силы хаоса иногда наведывались в мир живых и мир загробный.

— Демоны и духи мира загробного порой кажутся еще более ужасными. На иллюстрациях к текстам о загробном мире, сохранившихся на стенах гробниц фараонов в Долине царей, особенно в усыпальницах Рамсеса VI (KV9, 1143-1136 гг. до н. э.) и Рамсеса IX (KV6, 1126-1198 гг. до н. э.), изображены мириады обитателей иных миров и пространств, которые могли быть как милостивыми, так и враждебными по отношению к живым и мертвым. В своем путешествии по иным пространствам, солнечное божество проходило через двенадцать подземных пещер, внутри каждой из которых находился свой собственный мир с пустынями, огненными озерами, реками и островами. Эти пещеры были населены самыми невероятными существами; некоторые из них изображались с головами животных, птиц, рептилий и насекомых, некоторые — многоголовыми, некоторые — с лицами, повернутыми назад, некоторые с раскаленными ножами и факелами пламени вместо ликов. Их имена содержат яркие характеристики их сущности: «Кровопийца, приходящий из бойни», «Повернутый назад ликом, приходящий из бездны» или «Поедающий экскременты позади себя». Несмотря на то, что все эти существа носят явно демонический характер, ни в коем случае нельзя соотносить области египетского загробного мира и их обитателей с описаниями христианского ада, так как все сущности из египетских запредельных реалий, какими бы ужасными они не казались, практически никогда не служат злым силам, и, наоборот, подчиняясь богам, способствуют поддержанию Маат, наказывая грешные души.

— Великий змей Апоп, символ хаоса, разрушения и зла, повелитель всех самых ужасных демонов, представляет главную опасность для солнечной ладьи в Дуате. Длина тела его — 450 локтей, а оглушительное шипение способно наводить ужас даже на богов. Один из его эпитетов — «сотрясающий землю» свидетельствует о том, что именно в Апопе египтяне видели источник землетрясений. Солнечному божеству и его свите приходится биться с Апопом на воде, а после того, как он выпивает воды Нуна, и на суше. Только при помощи магии и при поддержке всех богов свиты Ра, Ладья миллионов лет продолжает свой путь, а поверженный змей хаоса, разрезанный на части, опускается в глубины преисподней. Многие другие демоны. Например демон темноты Небедж, также представали в облике змей.

— На своем долгом пути Солнце проходит через самую далекую область иного мира — Хетемит. Здесь, в «Месте уничтожения» все погружено в бесконечный и неизменный мрак; только символические «руки» этого пространства свидетельствуют о том, что оно распростерло свое могущество вплоть до видимых частей Дуата. В Хетемит предаются бесконечной казни злобные и разрушительные силы, враги богов и мира. Их головы отрублены, их сердца отделены от их тел, их тела сожжены, их души ба уничтожены, их тени разрушены, а их имена преданы небытию. Иллюстрации к Книге врат показывают гигантского змея, изрыгающего пламя, который душит их, предварительно связанных; ужасные духи с ножами в руках разрезают их на части и бросают их в огненные озера, где они вечно горят в неугасимом пламени. В Книге пещер демонические существа «с ликом ужасным, которые не боятся ни богов ни богинь», вооруженные огненными ножами или змеями, опять же изрыгающими пламя, разжигают угли под котлами, в которых плавают проклятые сущности или их разрозненные части. Это пространство, куда не проникает ни единый луч света, ни божественное «дыхание жизни», является тем состоянием, в которое погрузится мир в конце времен, символом которого в иероглифике является черный диск — «небытие».

— Из текста Книги мертвых и сопровождающих его виньеток хорошо известна демоница Амемит — «Пожирательница» отягощенных грехами сердец, восседающая в облике фантастического существа с частями тела льва, гиппопотама и крокодила под великими весами, стоящими перед Осирисом.

— Тексты II тыс. до н. э. называют воду средой, более всего населенной духами. В «Сказке об обреченном царевиче», сыну фараона приходится сражаться в битве крокодила и духа воды в глубине озера; многие охранительные тексты I тыс. до н. э. должны были защитить человека от потусторонних сущностей, обитающих у берегов рек, каналов, озер и колодцев. Эти тексты содержат бесконечные перечни духов и демонов, при столкновении с которыми человек нуждался в магической защите.

— Духи хранители дома, семьи и домашнего очага — Бес и Аха также примыкали к сонму духов и демонов, оберегая человека, его жизнь, его сны и его судьбу от яростных и злобных существ мира земного и мира запредельного.

— Древнеегипетские представления о духах и демонах оказали значительное влияние на формирование арабского фольклора, посвященного существующей в подземных пещерах расе джиннов и ифритов, повелевающих реками, каналами и прудами, под поверхностью которых находился вход в иной мир.

Библиография

У. Бадж «Египетская религия. Египетская магия». — М., 1996.

Я. Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта». — М., 1983.

М. Э. Матье «Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. — М., 1996.

В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». — М., 2001.

F. Lexa «La magie dans l’Egypte antique». Vol. I-III. — Paris, 1925.

D. Meeks «G_nies, anges et d_mons en Egypte». // G_nies, anges et d_mons, Sources orientales, VIII. — Paris, 1971.

G. Pinch «Magic in Ancient Egypt», — London, 1994.

ВНИМАНИЕ: Эта статья не может быть использована без ссылки на автора, так как составляет часть готовящейся к изданию работы «Древний Египет. Энциклопедия».

© В. В. Солкин

slovar.cc

Духи и демоны в Древнем Египте

В египетской религии и мифологии многочисленные духи и демоны, приносящие вред человеку считались либо «посланниками Сехмет», либо обитателями загробного мира. Среди слуг грозной львиноголовой богини в ее яростной ипостаси были самые различные духи и существа, а помимо них – неумиротворенные души умерших, злобные призраки и даже сомнамбулы. Эти существа были особенно опасны для людей в конце года и изгонялись при помощи доброжелательных демонов, служащих Осирису и его спутникам. Их обиталища находились на краю сотворенного мира, откуда эти силы хаоса иногда наведывались в мир живых и мир загробный.

Демоны и духи мира загробного порой кажутся еще более ужасными. На иллюстрациях к текстам о загробном мире, сохранившихся на стенах гробниц фараонов в Долине царей, особенно в усыпальницах Рамсеса VI (KV9) и Рамсеса IX (KV6), изображены мириады обитателей иных миров и пространств, которые могли быть как милостивыми, так и враждебными по отношению к живым и мертвым. В своем путешествии по иным пространствам, солнечное божество проходило через двенадцать подземных пещер, внутри каждой из которых находился свой собственный мир с пустынями, огненными озерами, реками и островами. Эти пещеры были населены самыми невероятными существами; некоторые из них изображались с головами животных, птиц, рептилий и насекомых, некоторые – многоголовыми, некоторые – с лицами, повернутыми назад, некоторые с раскаленными ножами и факелами пламени вместо ликов. Их имена содержат яркие характеристики их сущности: «Кровопийца, приходящий из бойни», «Повернутый назад ликом, приходящий из бездны» или «Поедающий экскременты позади себя». Несмотря на то, что все эти существа носят явно демонический характер, ни в коем случае нельзя соотносить области египетского загробного мира и их обитателей с описаниями христианского ада, так как все сущности из египетских запредельных реалий, какими бы ужасными они не казались, практически никогда не служат злым силам, и, наоборот, подчиняясь богам, способствуют поддержанию Маат, наказывая грешные души.Великий змей Апоп, символ хаоса, разрушения и зла, повелитель всех самых ужасных демонов, представляет главную опасность для солнечной ладьи в Дуате. Длина тела его – 450 локтей, а оглушительное шипение способно наводить ужас даже на богов. Один из его эпитетов – «сотрясающий землю» свидетельствует о том, что именно в Апопе египтяне видели источник землетрясений. Солнечному божеству и его свите приходится биться с Апопом на воде, а после того, как он выпивает воды Нуна, и на суше. Только при помощи магии и при поддержке всех богов свиты Ра, Ладья миллионов лет продолжает свой путь, а поверженный змей хаоса, разрезанный на части, опускается в глубины преисподней. Многие другие демоны. Например демон темноты Небедж, также представали в облике змей.

На своем долгом пути Солнце проходит через самую далекую область иного мира – Хетемит. Здесь, в «Месте уничтожения» все погружено в бесконечный и неизменный мрак; только символические «руки» этого пространства свидетельствуют о том, что оно распростерло свое могущество вплоть до видимых частей Дуата. В Хетемит предаются бесконечной казни злобные и разрушительные силы, враги богов и мира. Их головы отрублены, их сердца отделены от их тел, их тела сожжены, их души ба уничтожены, их тени разрушены, а их имена преданы небытию. Иллюстрации к «Книге врат» показывают гигантского змея, изрыгающего пламя, который душит их, предварительно связанных; ужасные духи с ножами в руках разрезают их на части и бросают их в огненные озера, где они вечно горят в неугасимом пламени. В «Книге пещер» демонические существа «с ликом ужасным, которые не боятся ни богов ни богинь», вооруженные огненными ножами или змеями, опять же изрыгающими пламя, разжигают угли под котлами, в которых плавают прóклятые сущности или их разрозненные части. Это пространство, куда не проникает ни единый луч света, ни божественное «дыхание жизни», является тем состоянием, в которое погрузится мир в конце времен, символом которого в иероглифике является черный диск – «небытие».

Из текста «Книги мертвых» и сопровождающих его виньеток хорошо известна демоница Амемит – «Пожирательница» отягощенных грехами сердец, восседающая в облике фантастического существа с частями тела льва, гиппопотама и крокодила под великими весами, стоящими перед Осирисом.

Тексты II тыс. до н.э. называют воду средой, более всего населенной духами. В «Сказке об обреченном царевиче», сыну фараона приходится сражаться в битве крокодила и духа воды в глубине озера; многие охранительные тексты I тыс. до н.э. должны были защитить человека от потусторонних сущностей, обитающих у берегов рек, каналов, озер и колодцев. Эти тексты содержат бесконечные перечни духов и демонов, при столкновении с которыми человек нуждался в магической защите.

Духи хранители дома, семьи и домашнего очага – Бес и Аха также примыкали к сонму духов и демонов, оберегая человека, его жизнь, его сны и его судьбу от яростных и злобных существ мира земного и мира запредельного.

Древнеегипетские представления о духах и демонах оказали значительное влияние на формирование арабского фольклора, посвященного существующей в подземных пещерах расе джиннов и ифритов, повелевающих реками, каналами и прудами, под поверхностью которых находился вход в иной мир.

Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. – М., 1996.Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. – М., 1983.Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. - М., 1996.Солкин В.В. Египет. Вселенная фараонов. - М., 2001.Lexa F., La magie dans l’Egypte antique. Vol. I-III. – Paris, 1925.Meeks D. Génies, anges et démons en Egypte. // Génies, anges et démons, Sources orientales, VIII. – Paris, 1971.Pinch G. Magic in Ancient Egypt, - London, 1994.

Цит. по: Солкин В.В. Духи и демоны. // Древний египет. Энциклопедия. М., 2005.Илл: Духи иного мира и трансформация Солнца. "Книга Акера". Расписанный рельеф стены погребальной камеры гробницы Рамсеса VI в Долине царей. 12 в. до н.э.

ancient-ru.livejournal.com


Смотрите также