По всей России в банях больных людей растирали снадобьями, лечили, растягивали мышцы, выпаривали болезни горшками. Для приготовления растирок применялась редька, хрен, масла, мед, соль, глина разных цветов, ил. Иногда мочалку заменяли на крапиву, что помогало избавиться от неприятных ощущений в костях. Жители Украины пользовались вениками из крапивы, если чувствовали ломоту в теле. Для банных процедур пользовались и такими травами: клоповник (отваром из этой травы мылись), папоротник (шел на веники, эффективен при заболеваниях кожи, зуде), бодяга (готовился настой и втирался после парной от простудных заболеваний). Болезни, при которых тело лихорадит, тоже лечили в бане. Для этого использовали холст из льняной ткани и пропаривали через него. Это делалось для того, чтобы болезнь подумала, что человек уже умер и отступила. Такой же ритуал проводили перед дальней дорогой, считалось, что он спасает от сглазов, от неудач в торговле. Чтобы пропариться под льняным холстом, требуется помощник, но после такой пропарки кажется, что молодеешь как минимум на двадцать лет. Раньше в банях не только купались и парились, там принимали роды. Ведь благодаря высоким температурам, помещения бань стерильны. Во многих деревнях России, Украины, Беларуси баня была и родильной палатой тех времен. Беременные женщины отправлялись в баню на несколько дней перед родами, рожали там и оставались ещё на несколько дней для восстановления. Там роженица парилась, парился и новорожденный, читались заговоры, проводились обряды, благодаря которым и женщина, и её ребенок набирались сил и здоровья. Повитухи после родов шептали заговоры на хлеб и соль, оставляя их на печи в бане. В заговорах к ребенку призывалось здоровье, отгонялись болезни, горе. Заговоренный кусочек хлеба ложился новорожденному на животик, а ребенка держали над горячей печью. Хлеб и соль оставляли духу бани – баннику, чтоб он оберегал ребенка. Похожие обряды проводили для матери, кусочек хлеба клали на другую сторону печи. После этого снова проводились ритуалы для младенца: из печи доставались три камня и их клали в воду, где будут купать новорожденного. Над водой читалась молитва, в которой обращались к высшим силам с просьбами, чтобы камни, которые упали на дно, забрали с собой все беды, чтобы ребенок рос послушным, почитал своих родителей. При купании ребенка также читались молитвы, произносились заговоры, защищающие ребенка от всяческих напастей. Духи бани Часто баню в заговорах упоминали как одушевленное существо, которое олицетворяет предков, как место очищения. Также по поверьям существовала банная бабушка или банный дедушка – духи, которых представляли как старушку или старика. Банную бабушку также называли баянной бабушкой, баннихой, байницей, банницой. Согласно русским поверьям банная бабушка – добрая сущность, которая могла излечить все болезни и покровительствовала целителям, знахарям. Этот дух следит за рожающими женщинами, их младенцами, помогает всем больным, ослабевшим людям. После родов и пропарки роженицы, повитухи легкими движениями старались как бы вкрутить пупок. Считалось, что так растянутые мышцы быстрее придут в норму. Для того чтобы лучше сцеживалось грудное молоко, делали массаж веником, накладывали на грудь горячие примочки из клевера. Наверное, такое представление о доброй банной сущности, скорее всего, связано с тем, что все обряды проводили повитухи. Они и стали прообразом банной бабушки. Потому-то и связывали появление этого духа с родами. Не любила банная бабушка и тех, кто пробирался в баню со злыми намерениями. Таких людей она могла покалечить. Не переносили духи запах алкоголя. Потому в банях давних времен не распивали спиртного, чего не сказать о современных парилках. Современные люди не задумываются, чем рискуют, и какие беды могут на себя навлечь. Распивая алкоголь в бане, занимаясь там не пристойными делами, неудивительно, что даже молодым людям приходится обращаться к врачам, в том числе и с проблемами половых органов. Но полноправным хозяином бани считался банник. Также славяне называли его байник, баеник, байнушка, банный хозяин, банный шиш, банный нечистик. Это злой дух, напоминающий черта, если человек сделает что-то такое, что не понравится баннику. Пословица утверждает, что нет никого злее банника, но и добрее тоже. Ведь если вести себя подобающим образом, не злить банника, то он будет относиться к своим гостям радушно, доброжелательно. В таких поверьях можно найти отражение двойственного значения бани: это и место, где можно очиститься, но и место не очень доброе, ведь бани никогда не освящали. К тому же в бане снимают кресты с тела, что является разумным, так как разгоряченный металл может оставить ожоги, волдыри. Возможно, именно поэтому бани считались полными нечисти. Банник мог разозлиться, если его гости не умели париться. Таким людям грозили обмороки, угары. Дух вредит и опасен только тем, кто не соблюдает правила. Банный хозяин мог навредить тем, кто приходил в баню в ненадлежащее время суток. Считалось, что ночью банник любит мыться сам, париться, мыть волосы, пользоваться вениками, оставленными людьми. Обычно люди мылись с пяти до семи часов вечера, разделяясь на три захода. А приходя париться после семи, ночью или после трех смен людей, можно было не на шутку разозлить банника. Тогда он мог бы напугать, кинуть камнем, облить кипятком, накричать, напустить угар. Из-за этого нельзя было ходить в баню ночью, а сейчас многие парятся и после полуночи. А ведь именно в это время банник делал свои злые дела и если попадался ему человек, то приходилось несладко незваному гостю: он мог и обжечься, и утомиться, и получить вместо отдыха тяжелый день, причем следующий день после такого посещения парной также обычно бывал нелегким. Если кто-то парился один, то банник мог подстеречь такого человека и даже задушить его: усыпить, высушить тело горячим воздухом, чтоб никому больше не захотелось нарушать правила. Банный хозяин мог и кусаться – мог и так загрызть, что тело покрывалось пятнами, синяками. И голову дух сдавливал неосторожным гостям с такой силой, что приходилось терпеть невыносимые боли. Но запрещено было посещать ночью баню не только из-за самого банника, ведь к нему в гости в такое время сходилась всякая нечисть. Если попадался в такое время человек, то нечистая сила могла напугать, придушить. А если не гости у банника, так ему нужно и своими делами заняться: пригласить свою бабу (баннюху), постираться, навести порядки. И тому, кто помешает, не поздоровится. Если всякая нечистая сила только иногда посещает баню, приходит в гости, на праздники, то банник там живет всегда, даже, когда парилка не топится. Банный хозяин полностью властвует над баней. К гостям относится по-разному: к одним хорошо, к другим так, что в баню их больше и силой не затянешь. Но не только в бане, согласно славянским сказаниям, живет банник. Он может обитать и в других местах, где люди занимаются водными, гигиеническими процедурами. Иногда банный хозяин становится хозяином печи, которые расположены в избах и топятся для подогрева воды. В современные дома и квартиры банника может привлечь травяные запахи в ванных комнатах. Обычно банные духи невидимы, но ночью их хорошо слышно. Они могут, что-то бормотать, шелестеть вениками. Иногда некоторые люди видят банника. Они описывают его как: Однако многим банный хозяин напоминает их знакомого или родственника. Считается, что он принимает облик того человека, который ему нравится. Но, тем не менее, в таком облике банный дух может завлечь таким знакомым и родным видов людей и запарить его ради потехи. Поэтому перед входом в баню читались заговоры и мантры, после которых человек и дух договаривались, и банник не смел трогать гостя. В некоторых банях живет несколько духов: сам банник, его баннюха и дети – байнушки. Жену байника ещё называли обдерихой. Нрав и облик у ней был такой же, как и у мужа. К хорошим людям, которые ничего не нарушали, она обращалась по-хорошему, к плохим – по-плохому, могла запарить. Байнушки любят проказы, это хулиганы. Сам банник мог послать своих детей к людям, чтоб они хулиганили, кричали. Поэтому в бане никогда не оставляли одну роженицу или новорожденного. Ведь ребенка могли подменить, оставив вместо здорового ребенка байнушку, который был отсталым, неразвитым. Подмененный ребенок мог умереть, превратиться в веник, головешку. Кроме этого банный дух мог погубить и роженицу. Наверняка, предки придумывали эти страшные истории, чтоб мать и дитя не оставались одни. Ведь только что родившей женщине нужен был покой для восстановления сил, полноценный сон, и кто-то должен был следить и за неё, и за её ребенком. По некоторым поверьям баня обретает хозяина – банника – только после того, как там родился ребенок. Если там не бывала роженица, то и банного духа, скорее всего тоже нет. Банник был в каждой бане для того, чтоб не допускать в неё чужие силы, которые живут за пределами обжитых пространств, чтоб лешие, упыри, ведьмы не показывались в бане. Банный дух – домашний, поэтому его задача состоит в защите человека от нечисти. У банника можно было попросить избавиться от нечистой силы, нечистых помыслов, тоски. Если была такая необходимость, в бане натирали тело полынью, произнося заговоры и обращаясь к баннику. Конечно, как и всякого духа, банного хозяина, нужно было задобрить. Тогда вероятность того, что он примется за злые дела, значительно меньше. Так в бане нельзя было шуметь и ругаться, ведь банник этого не любит. Хотя при этом в других местах, славяне считали, что брань и матерные слова отгоняют нечистые сущности, оберегают в путешествиях. Банные помещения содержали в чистоте. Считалось, что если у хозяев бани и духа хорошие отношения, то он поможет убирать, не будет сорить в бане. Строя баню, банному духу обязательно подносили дары. Ещё, чтоб в праздники он не пугал и не обижал людей, тоже приносили подарки. В чистый четверг оставляли хлеб с солью. Если в новую баню шли в первый раз, то многие верили, что баннику нужно принести квасу и полить его на стены. На печь насыпали соль, чтоб дух не пугал и не допустил угара. Возле бани сажали кусты крапивы. Думали, что так духи не смогут проникнуть в помещение. Чем выше были кусты, тем было лучше и безопасней. Каждый поход в баню тоже сопровождался обрядами, ритуалами. К духу стучались, просили разрешения искупаться. А покидая баню, оставляли хозяину мыла, воды, веники, благодарили банника и саму баню за здоровье, которое она дарит. В старину люди стремились избегать духа. Так было в большинстве случаев. Но иногда, какому-то человеку нужно было увидеть банника для того, чтобы попросить о помощи, узнать свое будущее. Банные духи часто являлись участниками гаданий. Люди, занимающиеся торговлей, оставляли монету, сверху сыпалась соль. Если утром соли не было, значит, банник поможет привлечь удачу. Гадания в бане Банные духи помогали определить будущее. Для того чтоб погадать, человек приходил в банное помещение, когда зайдет солнце. Там он раздевался, становился в центре, поворачивался вокруг себя девять раз по направлению против часовой стрелки и просил у баюнушки рассказать, что его ждет. Затем по обычаю надо было стать на колени, отвесить по сорок поклонов до касания лбом пола на каждую сторону света: сначала на север, затем восток, на запад и на юг. После такого ритуала снился вещий сон. И даже, если человек забыл сон, банник придет на помощь, даст подсказки и знаки. Это должно произойти в течение трех дней после гадания. Таинственные предметы банника Общение с хозяином бани были и опасными, и в то же время многие стремились к нему, потому что банник владел волшебными предметами. Говорили, у него есть и шапка-невидимка, и неразменные монеты. Те, кто смог бы достать шапку-невидимку или покров-непрогляд, были бы удачливы во всех делах. Как добывали покров-непрогляд? Для этого человек шел перед закатом солнца в баню сам, парился там и оставлял воду на ночь. Утром вода выливалась вокруг человека, чтоб мокрый след образовывал круг. Причем делалось это справа налево. Тщательно рассчитывалось количество воды: её должно было хватит для круга. Если все получалось как нужно, то считалось, что человек в трудную минуту может не бояться недоброжелателей. Что касается неразменного пятака, то тут всё было сложней. Чтоб добыть его, под левой подмышкой целых 9 дней носился пятак. При этом нельзя было мыть подмышку. Монета оставалась на одном месте даже ночью. Вероятней всего для этого её приходилось привязывать. По истечению девяти дней, нужно было пропариться в бане вечером, оставить пятачок в бане, припрятав его за веником, этот веник осыпался солью. Утром следовало войти в баню, пятясь задом наперед, достать, не поворачиваясь и не просыпая соли, монету и уйти, не оглядываясь. Те, кто не удерживался и оглядывался, могли на всю жизнь остаться без денег. Добытая таким образом монета приносила удачу в торговых делах. Иногда банный дух одаривал волшебной силой тех, кто принимал процедуры по правилам и в положенное время. Правильное время высчитывалось по фазам луны. Если человек посещал баню в нужное время девять месяцев, то на десятый он мог получить магические способности. Какие они будут, принесут добро или зло, зависело от банника, обитающего в парилке. Если он добрый, то и силы даст добрые, например, целительские. А злой дух может одарить только злыми колдовскими способностями. Чтоб злой банный дух стал добрее, его нужно задабривать. Для этого приносится квас, которым поливается баня, потолки, стены, полки. Помогают подобреть и веники, в которые вплетены душистые травы. За это банник полюбит гостей, будет стараться восстановить их силы, сохранить здоровье. Такой дух способен на многое: даже покинуть стены бани и прийти на помощь больному, который не в состоянии париться. Энергия духа может исцелить. Традиции и обряды, связанные с праздником Иван-Купала Банные обычаи и обряды, связанные с родами, свадьбой, любовью, исцелениями, посвящены языческим богам: Купале и Купаве – это муж и жена, светлые и чистые духи. Именно в их честь совершались ритуалы. Эти обряды, обычаи были призваны очистить, оздоровить, исцелить тело и душу человека. Человек стремился не только к чистоте тела, а также заботился о чистоте дома. Люди считали, что такое отношение к себе и жилищу гарантирует красоту, здоровье, благополучие. Так на праздник Иван-Купала стремились очистить тело и дух. Для этого ходили в баню, заваривали травяные настои, плели венки и заговаривали их, читали молитвы, просили счастливой жизни без нужды и горя. Наши предки верили, что если изготовить веник до праздника, то он будет способен только мыть, но не будет иметь лечебных свойств. А трава, собранная во время купальских праздников и после них, обладает целебными качествами. Потому венки и веники заготавливали во время праздников и верили в их способность лечить от всех болезней. В Иванов день – ночью и на заре – купались в водоемах, считалось, что вода в реках, озерах подарит здоровье и красоту, достаток. Женщины в праздник собирали росу, то есть нагие они бегали по траве, чтобы тело полностью покрылось влагой, и трава отхлестала тело до красноты. Росу собирали и льняными холстами. Потом их выжимали в сосуды. Росу использовали для умывания, мытья волос. Это помогало сделать и лицо, и волосы красивыми, избавиться от болезней. Предки верили, что волосы связаны с Богиней Макошью. Если волос останется мало, то полотно судьбы быстро будет допрядено и жизнь будет короче. Также считалось, что какое состояние волос, такая и судьба. Роса на Иванов день обладала поистине чудесными свойствами. Травы, которые лежали на росе всю ночь, имели более выраженные целебные свойства. Поэтому в купальские дни заготавливали травы на год вперед. Также росой пользовались для того, чтобы залечить раны, избавить человека от болей. Собранную росу хранили год и использовали, когда подступала болезнь. В различных обрядах росу использовали для обрызгивания больных, перед этим её наговаривали. Лен, который использовали для сбора росы, считали целебным, его хранили и берегли. sauna.ru Изначальный смысл бани заключается в заботе о чистоте тела человека, а воздействие банной процедуры начинается с кожи. У различных народов существуют свои банные традиции. И хотя средства, применяемые для очищения, во многом совпадают, аналогов русской парной бани практически не существует. Но если в дореволюционной России рабочим полагалась специальная надбавка к зарплате для посещения бани, то в настоящее время цены в банях такие, что их может позволить себе далеко не каждый человек. В ванной же удается только поверхностно прогреть тело и смыть грязь с кожи. В Древней Руси существовал такой метод очищения от хворей и недомоганий, как прогревание на печи, с последующим омовением тела. В детстве мне приходилось проходить такую процедуру. Целую ночь я проводил, лежа на прогретой печи, а поутру все мое тело было расслабленным; создавалось ощущение, будто все мышцы отошли от костей. После омовения с приговорами и стакана травяного настоя я чувствовал себя совершенно здоровым. Современная наука объясняет этот феномен прогреванием в инфракрасном диапазоне, излучаемом натопленной печью. В настоящее время существуют специальные кабинки с установленными в них инфракрасными излучателями. После 20 минут нахождения в кабинке при сравнительно невысокой температуре начинается обильное потоотделение. К концу первого часа пребывания (с перерывами на отдых) потоотделение значительно усиливается, так как прогрев достигает глубинных структур организма. В этом есть определенный лечебный смысл, однако, в отличие от русской парной бани, здесь происходит не только потоотделение, но и испарение пота. В целом, очищение становится чисто механическим действием, а не ритуальным. Еще интереснее древний способ прогревания внутри протопленной и остуженной до определенного состояния печи. Саму печь вычищали от золы, выстилали соломой и помещали туда человека для проведения лечебной процедуры. В старорусских сказках сказывалось: «На лопату, да и в печь». А ведь действительно, в печь залезали при помощи специальной лопаты. Такая процедура позволяла очистить тело не только от хворей, но и от паразитарных структур, способных внедриться в организм через кожу. Эти паразиты, длинные и тонкие, очень похожи на волос, потому в народе их так и называют: «волос». При ритуале глубокого прогревания тела, лежащего на соломе, паразиты сначала вылезают из тела на поверхность кожи, а затем перемещаются в полые стебли соломы. После этого солому сжигают в печи. Существуют и другие разновидности этого ритуала. Например, весной в определенное время проводили такую процедуру: человек глубоко прогревался в парной, затем обнаженным катался в талом снегу на реке. После этого его полностью заворачивали в соломенные маты и опять несли на прогрев в парилку. Активация организма происходила на очень высоком уровне: так в древности исцеляли многие болезни, в том числе, женское бесплодие. Дух – это совокупная информация всех внутренних систем организма человека или конкретного объекта, излучаемая во внешнее пространство и рассказывающая волновым кодом о функциональном состоянии организма человека или конкретного объекта, о степени его готовности к взаимодействию с внешней окружающей средой. Эта информация связывает физическое тело человека с его тонким (волновым) телом, ответственным за формирование всех физических структур организма. В больших семьях на Руси специально строилась паровая баня, где мылись и парились не просто в сухом тепле, а в пару. Она представляла собой одно помещение, в центре которого возводилась специальная калильная печь с булыжником (каменка), которая топилась «по-черному». Также там находился полок с приступками и подголовьем, на котором парятся; лавки вокруг стен, на которых моются; чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене; шайки для мытья и оката, вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки. При порядочной бане был и предбанник, где раздевались, отдыхали, запивали баню квасом и пр. Раньше на Руси говорили «Помни день субботний: иди в баню». «Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время». «Баня все грехи смоет». «Баня смоет, шайка сполоснет». «Как с гуся вода», приговаривают, окатывая водою. «С гуся вода, с тебя худоба». «Болести в подполье (с водой), на тебя здоровье». «Веник в бане господин». «Веник в бане всем начальник». На Руси место, где баня стояла, почиталось нечистым: считалось, что строить на нем избу не годится. Согласно поверью, в бане поселялся банник (байник) – разновидность злого духа, домового. Пар временно выживал его, но в нетопленой бане он обосновывался прочно. Особенно банник не любит рожаниц, которых, однако, по тесноте в избе, всегда выводят в баню; но их там нельзя покидать одних. Нельзя было после полуночи одному человеку заходить в нетопленную баню. РУССКАЯ БАНЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В городских банях парильное отделение представляет собой большое пространство, где может поместиться от 10 до 20 человек. Деревянная площадка на верхнем уровне имеет ступенчатые полоки, на которых парятся. В самой парильне обязательно сделано окошко на улицу для проветривания воздуха. Калильная печь (каменка) снаружи обкладывается кирпичом, который усиливает тепловое излучение в инфракрасном диапазоне, что способствует более глубокому прогреванию. В «потельнях» же, как раньше именовали сауны, такого прогрева не происходит. Владимир КарпенкоЗанимался школой Чой, практиковал Раджа-йогу, работал во ВНИИФК, с 1980 преподает йогу, оздоровительный бег, каратэ. В настоящее время известно, что заложенные в банную печь камни разогреваются до температуры порядка 700 градусов. Когда баня протоплена хорошо, тепло глубоко прогревает тело. Передачу жара печи усиливает водяной пар, который образуется в воздухе после выплескивания горячей воды на раскаленные камни. Подбрасывают воду в печь небольшими порциями. В этом есть свой смысл, так как пар можно сделать сухим, чтобы не обжигать тело, и наоборот, влажным и обжигающим. У каждой печи свой нрав, а это значит, что у каждой парильни – свой Дух. Подготовить пар в парильне могут только знающие это люди. Процедура занимает по времени около 20 минут. Сначала все помещение парилки обязательно подметается и проветривается для смены воздуха, иногда по периметру вывешивают полынь. В старину парильню даже окуривали полынью или другими травами, сопровождая это специальными проговорами, чтобы изгнать злых духов. Этот ритуал, сейчас мало кому известный, выполнял только один человек. Затем поднимается жар, и в печь поддают воду с использованием специальных настоев трав или масел, что завершает ритуал изгнания злых духов; после помещение проветривается. Затем следует самая сложная часть: пар нагоняется и сажается, т.е. выравнивается по всему помещению. Пар должен быть сухим, не обжигающим тело. Дышится в нем легко и свободно, а легкие глубоко прогреваются. В настоящее время для этой цели обычно используются настои ромашки или эвкалипта, которые обладают полезным воздействием на бронхиальную систему (сейчас это называется ароматерапией). После того, как продышались, следует небольшой перерыв, во время которого готовится пар под веник. В старину говорилось, что веник служит для изгнания из тела злых духов, далеко не каждый человек может правильно им пользоваться. Самому себя парить не годится, это должен делать специально обученный человек, используя сразу два веника, дубовые, либо березовые. Жар нагоняют поближе к телу, затем хлещут и распределяют тепло скользящими массажными движениями. Вот вам рефлексотерапия посерьезнее китайской! Эффективность процедуры заключается в том, что она не только выравнивает энергию во всем организме, но еще и изгоняет паразитарные структуры; самостоятельно человек с этим справиться не может. К настоящему времени это знание парильного мастерства утеряно, так же как утеряно и народное название такого парильщика. Почему суббота считалась банным днем? Да потому, что в воскресенье человек шел в церковь для духовного очищения. Банную процедуру обязательно выполняли жених и невеста в день венчания, а также все люди перед свершением великих дел. Русская парная баня способна скомпенсировать недостаток двигательной активности за неделю. Происходит очистка от шлаков, улучшается трофика (питание) мышц, сухожилий и связок суставов, как наружных, так и внутрисуставных. Прорабатываются все суставы; особенно эффективное воздействие идет на спину. «Прижигание спины веником» – это особая процедура, которая аналогична прижиганию в китайской медицине. Только здесь прогревание идет глубже и достигает аутохтонных мышц (глубинных мышц, связывающих позвоночный столб и грудную клетку). Именно остаточная деформация (спастика) в этих мышцах создает проблемы в связках позвоночного столба. Для более глубокого прогревания спины часто использовались горячие мешочки с крупным песком или солью, накладываемые на позвоночник по всей его длине. Человека укладывали на кушетку или скамейку и укрывали одеялом; эту процедуру выполнял уже другой специалист. В конце человеку давали пить специальный настой трав. В результате всех действий достигался совокупный эффект поразительной силы, не доступный официальной медицине. Таково всеобщее полезное воздействие русской парильной бани на организм человека. Однако к ней, безусловно, необходима адаптация, определенный тренинг. Рекомендуется посещать русскую баню регулярно, один раз в неделю. В парильном отделении не следует вести разговоры и тем более ругаться и травить анекдоты. Здесь исполняется ритуал очищения. После глубокого прогревания с веником следует холодное омовение (для изгнания малых духов), а в конце парения – погружение в холодную воду, причем обязательно с головой. Троекратное погружение в воду с соответствующим проговором приводило к изгнанию главного злого духа. После этого необходимо было опять зайти в парилку и оставаться в ней до легкого прогревания. Представьте себе два рядом стоящих маленьких бассейна (2x2x2 м.). Температура воды в одном бассейне – 11 градусов, а в другом настолько горячая, что руку не опустить. Однажды после парения мне довелось пройти следующую процедуру: погрузиться на 6 секунд в холодную воду, а затем быстро окунуться с головой в горячую, тоже на 6 секунд. Я и ощутить не успел температуру воды. Когда я вылез из горячего бассейна, ощущение было неописуемым: как будто тысячи иголочек прокалывают всю поверхность моего тела (видимо, это и есть состояние «изгнания главного злого духа»). Здесь есть над чем задуматься. А ведь объяснения этих феноменов существуют. Когда идет прогревание тела снаружи-внутрь, кровь прогревается до определенной температуры, очищаясь от паразитов. При дальнейшем пропаривании тепло достигает внутренних органов. Кратковременное погружение в холодную воду или окатывание ею с головой увеличивает теплоотдачу изнутри-наружу. После охлаждения нужно обязательно укутаться в простыню или банное полотенце и пить горячий травяной чай для дополнительной очистки крови и почек. Улучшается кровообращение во внутренних органах и, следовательно, их питание. Когда температура крови при прогревании достигает максимума, совершают более глубокое охлаждение тела. Вот вам и изгнание «главного злого духа», в котором – глубочайший смысл русской паровой бани, приводящей к очищению духа человека! В этой статье предпринимается лишь попытка рассмотреть дух русской бани, выделить некоторые важные моменты, взятые из моей памяти и памяти людей, у которых я учился искусству русской паровой бани. Я признателен всем своим наставникам, но в особенности «профессору», у которого я учился готовить парную в Коптевских банях. Ибо, благодаря этим знаниям, я смог, хоть и весьма скудно, обрисовать Дух русской парной бани, которая способна очистить Дух человека. othereal.ru Во все времена человека манило неизведанное, тайное. Безусловно, никто не верит ни в лешего, ни в домового, ни в языческие божества и уж подавно не верит в духа бани — Баенника. Но, между тем, рассказы о них слушаем с замиранием сердца. Так уж мы устроены. Баня всегда считалась особым местом. Это было своего рода переходное место, таинственная черта. Граница между миром живых и мёртвых. Днём она служила для людей, а ночью в ней собиралась нечистая сила, духи бани. В рождественскую пору гаданий ходили девицы ночью в баню. Гадали о своей судьбе. И гадания эти очень страшные, не каждый решится на такой эксперимент. Потому как, сообщить неведомое может только лукавый. Истинным хозяином бани является Баенник. Это довольно зловредное существо. Милости от него ждать не стоит. Баня его дом, а нас он видит наглецами, которые посягнули на его имущество. Он невидим для людского глаза, но на короткое время может принимать то или иное обличие. Может обернуться чёрной кошкой, а может предстать в образе женщины. Не стоит трудов для баенника обернуться маленьким старичком с зелёной бородой. Вся тайна духа бани спрятана в его шапке-невидимке. Седые старцы говорили, что раз в год, баенник кладёт шапку-невидимку на каменку для просушки. Только узнать точное время, месяц, день — невозможно. Не стоит даже помышлять о краже. Живёт дух бани за каменкой или в самой каменке. Бывали случаи, когда именно оттуда слышен его голос. Что бы напугать посетителей бани, он может выть, свистеть, хохотать. Баня родной дом для этого существа, поэтому место жительства он выбирает самостоятельно. Слышали его и под полком, на котором парятся. Говорили, что он может жить под порогом. Не случайно нельзя не только сидеть и стоять на банном пороге, но даже прикасаться к нему. Вообще, баенник — божество языческое, ему чужды любые законы религии. Поэтому в бане не вешают икон. Не признаёт хозяин и никаких атрибутов церкви. Даже когда шли прибираться в бане, снимали нательный крест. Входили в баню без молитвы. Считалось, что входя в баню без оберегов, люди показывали своё доверие её хозяину. Полностью отдавались его власти. Есть у баенника свои неписанные законы, они давно нами утрачены. Перестали люди следовать им. Стали мы забывать про особенности русской бани. Перед тем, как ставить баню, с хозяином договаривались сколько смен народу будет ходить париться. Потому как после оговорённых правил, сам хозяин мылся. Но до сих пор существуют правила: нельзя шуметь, ругаться, громко говорить. Нет в бане места и плотским утехам. Не пьют воду приготовленную для мытья, какая бы она чистая ни была. Эту воду по своим свойствам приравнивают к живой крови. Я точно знаю, что не говорят «спасибо» за хорошо истопленную баньку. Поскольку благодарить следует именно баенника. Он позволяет хорошо попариться, помыться. Именно он не даёт нам угореть в бане! Есть поверье, что благосклонно хозяин относится только к роженицам. В старину все роды повитухи принимали только в бане. Возможно параллельная жизнь, какое то недосягаемое измерение и существует. Домовые, баенники, лешие и прочие языческие божства как раз оттуда родом. Думаю не стоит гневить их. А стараться соблюдать нехитрые правила поведения как в бане, так и дома и в лесу. blogobane.ru Банник (рус. - байник, баенник, байнушко, банной, банный, баянник, банный хозяин, жихарь, белорус. - лазьник (от белорусск. "лазня" - "баня")) - в русских и белорусских поверьях - дух-хозяин бани!Имена банника "жихарь", "пастырь", "хозяин" отражают представления крестьян о баннике как об исконном обитателе и "хозяине" бани.Банник был не просто разновидностью домового. Его происхождение сложнее - в нём участвовали и дух воды, и духи-предки, и духи огня, поскольку в бане ритуальная роль приписывалась огню. Считается, что изначально банник несомненно был предок, но с течением времени он переосмыслился и стал представителем не столько предков, сколько пограничья (порога). А в качестве охранителя границы он и не должен быть особенно доброжелательным персонажем. Этим банник напоминает бабу-ягу, так же охраняющую границу, и проявляющую то благожелательную натуру, то вредоносную. Пословица "Нет злее банника, нет его добрее" тоже косвенно подтверждает принадлежность банника к границе между "своим" и "чужим" пространствами. Еще существует мнение, что образ коварного банника является персонификацией жара, морока, душащего человека, персонификацией опасностей, которые подстерегают в бане. Чаще всего банник был невидим и обнаруживал свое присутствие шумом. Его видимые обличья были очень разнообразны. Он появлялся в виде крохотного, но очень сильного нагого старичка с радужными глазами и с длинной, покрытой плесенью бородой. Иногда он представлялся черным мохнатым человеком огромного роста с длинными волосами, с железными руками и когтями, которыми душит или "запаривает" моющихся. Иногда он был сед и мохнат, иногда - наг и покрыт грязью или листьями от веников. Голос банника был скрипучим или похожим на голос знакомых людей. По поверьям жителей некоторых районов России, банник мог превращаться в кота, собаку, лягушку, белого зайца и даже в веник или уголь. Также банник мог обернуться каким-нибудь знакомым человеком. В самой бане банник занимал место за каменкой, а когда сердился, перебирался под полок. По народному поверью, банников в бане могло быть и несколько, а иногда банник обитал там с женой и детьми. Откуда брался банник в каждой конкретной бане - неизвестно, но в ночь после ее постройки он становился там полновластным хозяином. Поэтому банника заранее задабривали: когда баню заканчивали, под порог закапывали черную курицу или черного петуха. При этом курицу полагалось не резать, а задушить и не ощипывать. Также было поверье, что банник появляется в бане после того, как там побывала роженица. Вообще, банник женщин привечал лучше, чем мужчин, особенно он не любил пьяниц!Список нарушений, из-за которых сердится банник, достаточно велик, но и разумен. В бане нельзя было громко говорить, шуметь, стучать или смеяться. Самый строгий запрет распространялся на брань. Добрая треть наказанных пострадали из-за своего пристрастия к ругани, ведь считалось, что произнесенное в бане проклятье обязательно сбудется. Также банник не любил, когда подгоняли того, кто парится в бане, или когда приходили в баню в пьяном состоянии.Банник. Резьба по дереву При посещении бани необходимо было соблюдать определенный ритуал. При входе в баню следовало спросить разрешение на помывку, а, всходя на полок, приговаривали: "Крещеный на полок, некрещеный с полка". Уходить при этом требовалось задом наперед, отвешивая поклоны и приговаривая "Мойся, хозяин!" Банник любил попариться на "четвертый пар". Так назывался заход после того, как в бане попарилось три смены людей. Поэтому последний моющийся оставлял ему метлу, кусок мыла, теплой воды в лохани и, конечно, веник. Если кто по незнанию парился на четвертый пар, банник очень сердился. Вообще, запрет мыться в бане ночью часто объяснялся не только присутствием в ней в это время банника. По народному убеждению, ночью и в "четвертый пар" в бане мылась и собиралась на посиделки вся нечистая сила - не только банники, но и черти, бесы, овинники, лешие, русалки и т. д. Человеку же в это время мыться было нельзя, так как нечистые духи непременно навредили бы ему - наслали болезнь, напугали или даже убили. Кроме этого, был еще один закон - париться только в положенное время: летом - до семи часов вечера, зимой - до полудня. И никогда не заходить в баню после захода солнца. Исключение делалось в двух случаях: для рожениц и для девушек, которые на следующий день выходили замуж. Саму баню старались держать в чистоте, чтобы банник не сердился. При этом верили, что если банный хозяин доволен людьми, то помогает им убирать в бане. Банника угощали, оставляя ему ломоть черного хлеба, изрядно пересыпанного крупной солью. А когда надо было задобрить по-крупному, ему приносили в дар черную курицу, обязательно задушенную. Нарушение правил поведения в бане влекло за собой появление разгневанного банника. Существовали различные формы расправы. Банник мог защекотать, запарить, содрать с неугодного ему человека кожу и повесить ее сушиться на печку. Также он бил по плечу, сводил с ума, лишал речи, засовывал головой в каменку, разбрасывал и рвал забытые вещи. Во многих местах было известно поверье о том, что банник может задушить человека, моющегося в одиночку вечером или ночью: сперва он усыплял человека, а потом длинными и толстыми губами обволакивал ему рот и загонял в грудную клетку горячий воздух. Злой воле банника приписывали обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Считали, что банник любил шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и стрелять ими в людей. Еще банник мог так закрыть дверь, что, хоть снаружи топором руби, не откроешь. Зато если святой водой брызнуть, она сама открывалась.Банник Существовало не так много средств защиты от банника. Несмотря на то, что христианские обереги (крест, молитва и упоминание Господа) считаются универсальными средствами против нечистой силы, против банника они действовали недостаточно эффективно. Самым надёжным средством являлось соблюдение правил поведения в бане и возле неё. Спугнуть банника мог также голос другого человека из-под окошка. По народному убеждению, если попал под руку баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу домового: "Батюшка, выручи!" Однако банник иногда проявлял себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей - хозяев бани. Он защищает их от "чужой" нечисти. На Руси рожали исключительно в бане. Как правило, будущая мать переселялась из дома в баню не менее чем за три дня до родов. Будучи самым лютым из всей "домашней" нечисти, банник лучше всех мог защитить мать и дитя, которые в это время находились на грани двух миров. Правда, при этом женщину ни на минуту не оставляли одну, люди все таки не до конца доверяли баннику. Считалось также, что в лечении баннику нет равных. В древности любую хворь лечили, парясь в бане, и исцеление приписывалось не целебным свойствам пара, а лекарским умениям банника. Баня - место жительства банникаБаня в народном быту была обычным местом для гаданий, а банник принимал непосредственное участие в девичьих гаданиях. Существовало следующее гадание. В полночь девушки шли к бане и, завернув подол на голову, обнажали ягодицы. Затем они, пятясь, входили в баню, приговаривая: "Мужик богатый, ударь рукой мохнатой!". Считалось, что если к голому телу прикоснется волосатая рука, то жених будет богатый, если безволосая - бедный, если жесткая - злой, а если мягкая - добрый. Были схожие гадания, когда совали руку в дымник, ожидая прикосновения. По народному убеждению, такие способы гадания были сопряжены с опасностью, так как банник мог навредить гадающим. Так, девушке, просунувшей руку в дымник, он мог сковать пальцы железными кольцами. Будущее можно было узнать в бане и другими способами, более лёгкими и менее страшными. Например, бросали на горячую каменку камни с улицы, чтобы узнать характер будущих свекрови и свёкра. Банными вениками, составленными из разных трав и веток, гадали о своем будущем, бросая с крыши бани. Считалось, что если веник упадет вершиной к погосту, то умрешь, а не вершиной, так жива останешься. Ну а куда веник комлем упадет, туда и замуж идти. Кроме того, узнать будущее можно было с помощью предметов, взятых из бани: камней с каменки, золы. Вещи, взятые в бане, увеличивали достоверность других гаданий. По преданию, у банника можно было заполучить его волшебную шапку-невидимку. Для этого необходимо было прийти в баню во время христовой заутрени и, найдя там банника, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и бежать как можно быстрее в церковь. Если успеть добежать, прежде чем банник проснется, то будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе банник догонит и убьет. Согласно верованиям крестьян, был у банника и "беспереводный" целковый. Чтобы получить его, нужно спеленать черную кошку и в полночь бросить ее в баню с приговором: "На тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый!" Затем быстро выбежать и крестом очертить себя три раза, тогда банник не сможет навредить и отдаст желаемую монету. www.bani.ds37.ru Атеисты могут отдыхать и не читать эту статью, или прочесть молитву специально написанную для атеистов: «Я – атеист. Поэтому, прошу тебя, Господь Всемогущий, защити мои чувства от оскорблений верующими в Тебя». Речь пойдет о духах. Не будем говорить о всех. Баня — наш профиль, и поговорим о Баннике — духе бани. По древним пересказам и верованиям, которые известны нам, в бане жил Банник — покровитель русской бани. Баня — место не чистое с точки зрения религии, поэтому образ Банника рисовался как наиболее злобный людям из всех домашних духов. Изображения, которые дошли до наших дней описывали его как карлика, или маленького старичка. В некоторых регионах банника рисовали как карлицу — женщину или банную старушку (банная бабушка). Известна и женская форма духа бани — Шишига. Существовали и поддерживаются традиции поклонения Баннику, которые были направлены на примирение с этим злым духом: С теми, кто эти правила нарушает Банник мог сотворить неприятность: ожег, удушие, головокружение и т.п. Абсолютно оправданной традицией банных процедур есть запрет париться в нетрезвом состоянии. За такие фокусы Банник мог кожу «на полок натянуть» Все банные обряды всегда были согласованы с ограниченными территориями и временем. Баньку топили с обеда, чтоб помыться да попариться до полуночи. Лучшее время — с 5 до 8 вечера. Это совсем не значит что баня пустовала перед полуночью. Вот в это время, когда баня опускалась в сумрак и начали топить печь и варить зелья бабки-гадалки, ворожки раскладывали карты и заговаривали привороты- отвороты. Считалось что тот кто идет самый последний в баню париться — будет общаться с потусторонними силами. Третьего захода в баню нельзя было делать по традиции. Семьи в старые времена были большие. Ну никак не могли в два захода поместиться и помыться в одной бане все члены одной семьи. Это послужило зарождению совместной помывку и мужчин и женщин. Некоторые пикантные особенности такой бани описаны в увлекательной статье Русская семейная баня. Восстание плоти. Такие процедуры вызывали изумление у иностранных гостей. Так, еще в 18 веке один из немцев приближенных к царице Екатерине 11 рассказал ей о такой совместной помывке и возможных оргиях. Указ не заставил себя долго ждать и было запрещено проводить совместную помывку в банях. Среди многих строительных обрядов закладки домов-срубов практически не встречаются обряды по строительству Бани. Не зазывали в баню счастье , достаток и т.п. Место на котором стоит баня называлось Баннищем и считалось оно нечистым местом. Но многие века это никак не мешает оставаться русской бане самым желанным местом для отдыха и оздоровления тела. Поэтому и существует у многих народов разные виды бани и Банники у них тоже разные — адаптированные под этнос и культуру. Мой банник — не злой дух бани! dombrus.org.uaБанник- злой дух бани. Дух бани
Статьи по теме:
Дух русской бани | Иная реальность
Дух бани - Баенник
Дух - хозяин бани.
Банник- злой дух бани
Банник. Что ждать от духа?
Смотрите также