Бог Святой Дух. Дух бога


Бог Святой Дух Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. дух.

Свято́й Дух — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы.

Слово, обозначающее «Святой Дух», имеет грамматический мужской род в русском языке, на латыни (Spiritus Sanctus). На иврите (‏רוח הקדש‏‎, Руах hакодеш), на арабском языке (روح القدس, Ар-рух аль-кудс) и в прочих семитских языках (Ру́ах) — женского рода, в то время как в греческом (Агио Пне́вма — Άγιο Πνεύμα) — среднего.

Иудаизм

Выражение «Святой Дух» появляется в Ветхом завете нечасто, например: дважды в Пс. 50:12—13 и трижды в Ис. 63:10—14. Выражение «дух» в Еврейских Писаниях со ссылкой на «дух Божий» употребляется множество раз. В иудаизме Бог один, идея двоичности или троичности Бога для иудеев неприемлема. Термин Руах ха-Кодеш (Святой дух) находится часто в талмудической литературе. В некоторых случаях это относится к пророческим вдохновениям, а в других она используется в качестве обозначения силы Бога. Пророческое видение Иезекииль называет «руах Элохим» или «руах Адонай». У иудеев «святой дух» имеет определённую степень персонификации, но он остаётся «качеством принадлежащим Богу, одним из его атрибутов», тогда как в христианстве Святой Дух — Одно из Лиц Триединого, то есть Неслитного, Нераздельного, Неизменного и Неразлучного Бога[1].

В иудаизме ссылок на Дух Божий (Руах ха-Кодеш), Святой Дух Иеговы (Яхве), предостаточно, однако он отвергает любую идею, что Святой Дух — это вечный Бог, как часть триединого божества. Термин руах ха-кодеш (ивр. ‏רוח הקודש‏‎, «Святой Дух» — транслитерация руах ха-кодеш) приводится один раз в Псалме 51:11, а также дважды в Книге Исаии. Это три библейских стиха, где используется выражение «Руах ха-Кодеш». При этом существительное руах (רוח), часто использующееся в отношении Духа Всемогущего Бога, а также вообще относится к понятию дух, буквально означает «дыхание» или «ветер». Существительное руах, так же, как русское слово «дыхание», означает либо ветер, либо невидимую движущую силу[2].

Таким образом Святой Дух всегда воспринимался и воспринимается до сих пор иудаизмом как действующая сила, дыхание самого Бога Иеговы (Яхве), которыми Он всё делает и творит. Впоследствии же словом «дух» (רוח) стали обозначать самостоятельное сверхземное существо. Такое обозначение встречается в некоторых апокрифических сочинениях, а также в Талмуде и Мидраше. Особенное развитие получило это представление в христианстве. Тут речь идёт уже не об особом качестве Господа, не об исходящем от Него просветлении, а об объективно существующем, живом и личном начале. Такому воплощению Святой Дух никогда, вероятно, не подвергался у евреев; но и евреи усматривали в нем иногда эманацию божественной силы, действующей самостоятельно[3].

Христианство

Важность Святого Духа в жизни каждого верующего признаю́т большинство традиционных христианских конфессий. Святой Дух — лицо Троицы, через которое триединый Бог действует в человеке и церкви. Если понятие Бога Отца было первостепенным в Ветхом Завете, служение Сына — в период, описанный в Евангелиях, то в настоящий момент в Христианской церкви более заметны Дары Святого Духа[4].

Развитие представлений о Святом Духе

В седьмой главе Дидахе содержится формула крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа»[5].

В конце I века Климент Римский соединил три Лица Троицы в клятве: «жив Бог и жив Господь Иисус Христос и Дух Святый, вера и надежда избранных»[6]. Он же задал риторический вопрос: «Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас?»[7]. Также, Климент упоминает Духа как автора и вдохновителя Священного Писания. Ориген утверждал, что Дух Святой «обладает таким достоинством и властью» и сопричастнен Отцу и Сыну[8]. О поклонении Духу Святому говорит Ипполит Римский[6]. О полной божественности Духа Святого и Его единосущности с Отцом и Сыном заявлял Афанасий Великий.

Одновременно, в церкви появились и противоположные взгляды на природу Святого Духа. Так, Константинопольский епископ Македоний в IV веке выражал мнение, будто Дух Святой — «слуга и служитель одного уровня с ангелами»[9] и подчинён Богу Отцу и Сыну. Кизикский епископ Евномий высказывался о происхождении Духа «вследствие повеления Отца и действия Сына»[10]. Учения македониан и евномиан о Духе Святом были рассмотрены на Константинопольском соборе в 381 году, признаны еретическими и преданы анафеме.

В средние века интерес к Духу Святому подогревался спорами о филиокве. В конечном итоге, различные взгляды на природу схождения Духа Святого стали одним из поводов для Великого раскола.

В ходе реформации Жан Кальвин заявил о том, что Святой Дух доносит смысл Священного Писания до сердец и умов верующих. Джон Уэсли учил об участии Святого Духа в «освящении» верующего. Продолжением взглядов Уэсли стало движение святости в XIX веке. В XX веке учение о крещении Духом Святым стало одним из самых главных догматов пятидесятников.

Действия Святого Духа

С точки зрения ортодоксального христианства (признающего первые символы веры христианства, в частности Никео-Цареградский Символ веры), Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров —

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

Ещё царь Давид молился в Ветхом Завете о ниспослании ему Духа Святого:

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых.

Христиане верят, что через действие Святого Духа воплотился Бог-Сын —

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

Подобным же образом, Духом Святым происходит преложение Святых Даров: хлеба и вина в Тело и Кровь Христа —

С действиями Святого Духа связывают такие религиозные понятия как: крещение Святым Духом, плод Святого Духа, дары Святого Духа.

Крещение Святым Духом

В исторических церквях крещение Святым Духом, или миропомазание осуществляется священником: в православии единовременно с крещением водой, а в католичестве в более взрослом возрасте. Пятидесятники и некоторые представители иных христианских конфессий верят, что крещение Духом Святым доступно для всех верующих (независимо от традиции Церкви) после дня Пятидесятницы, и является не только обрядом, но и личным духовным переживанием, в некоторых случаях сопровождающимся различными эмоциями.

я крестил вас водою, а Он (Иисус) будет крестить вас Духом Святым
Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
Дары Святого Духа

Дары Святого Духа — это 9 перечисленных в 1Кор. 12:8-10 сверхъестественных проявлений Духа Божьего в верующих людях, предназначенных для привлечения внимания неверующих к проповеди Евангелия (1Кор. 14:25-25), созидания Церкви (1Кор. 14:12), или отдельных верующих (1Кор. 14:3), или же для личного назидания (1Кор. 14:4). Дары Святого Духа являются личными инструментами Духа Святого, посредством каждого из которых Он проявляет Себя изнутри новозаветного верующего. Учение о дарах изложено Апостолом Павлом преимущественно в 1Кор. 12:4-11:

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Слово «проявление» говорит о явной демонстрации Духа Святого, обитающего в новозаветном верующем. При этом, проявление даров зависит не от человека, но от суверенной воли Святого Духа: «разделяя каждому особо, как Ему угодно».[11][12]

Плоды Святого Духа

Плоды Святого Духа — добродетели, которые требуют помимо усилий самого человека содействия Бога. По толкованию Феофилакта Болгарского, «от нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом — это зависит от Бога»[13]. Их называет апостол Павел в 5 главе послания к Галатам:

Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Видимые явления Святого Духа

В Новом Завете описаны следующие видимые явления Святого Духа:

  • В виде голубя (Лк. 3:22, Мф. 3:16, Мк. 1:10, Ин. 1:32). Этот эпизод, описывающий Крещение Господне, является в христианской иконографии единственно возможным сюжетом, который допустим - как изображение Духа Святого в виде голубя, сходящего с Небес. То есть все прочие изображения голубя, не связанные с сюжетом Крещения Господа, не изображают Духа, но всего лишь голубя.
  • В виде огненных языков (Деян. 2:3).
  • В виде иных языков, когда люди, на которых снизошёл Дух Святой, начинали говорить на разных языках, которых до этого эти люди не знали (Деян. 2:3-10).

Теология Святого Духа

Хула на Духа Святого

Согласно Евангелию, грех хулы на Святого Духа не прощается:

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

...

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Согласно толкованию Исидора Пелусиотского и Василия Великого хула на Духа Святого — это приписывание действия Духа Божьего князю бесовскому. Иоанн Златоуст считал, что хула на Духа Святого — это отвержение человеком очевидной истины.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Пастор Андрей Шаповалов Тема: "Дух Бога" (Ноябрь 8, 2015) - 12 Ноября 2015 - Блог

«Дух Бога» Аудио/ВидеоПастор Андрей Шаповалов 

На протяжении долгого времени меня интересовал один уникальный вопрос, почему число Бога 7, а число человека 6?

Когда я начал задумываться и молиться над этим Бог показал мне Минору (семисвечник)И место из Библии (Ис.11:2)  “На Нем будет покоиться Дух Господа – Дух мудрости и разума, Дух совета и силы, Дух знания и страха Господня,” (RSZ‬‬)

Семь Духов Бога. По середине Миноры находится главная центральная свеча (Дух Господа), она же является и основанием (подставкой) которая держит всё, без неё ничего не может держаться.

После грехопадения человек был лишён Духа Бога. Человек не умер физически, но он умер по отношению к Богу, потому что то, что Духа Божьего не имеет, то не может принадлежать Ему.

Человек продолжал состоять из шести компонентов: мудрость, разум, совет, сила, знание и страх.Но всякая мудрость, знание или сила без Бога, Библия называет это безумием.

В тот момент когда Дух Бога отступил от человека, это и было падением. Человек был отсоединён от Духа Бога навсегда.

Это значит что человек может иметь все компоненты, что и до падения, но все компоненты без Духа Бога, это тьма и безумие.

Таким образом человек творение Бога, никогда не был предназначен жить вне Бога и без Бога.

Творец это сделал таким образом, чтобы эксклюзивные права быть Богом, и не зависит не от кого были только у Него.

То есть до падения, мы были сотворены Богом как боги, но Он сделал так, что без Него и Его Духа мы не можем быть богами. Это гарантировало то, чтобы не появился ещё один Люцифер.

И теперь когда Бог пожелал приблизить человека к себе, Он даёт ему закон, чтобы тот не погибнул в вечности.

Когда родился Иисус, он родился как 7, то есть он был неповреждённый Сын Бога.

То есть только такой человек мог соединить две навсегда разорванные субстанции.

Потому что в Иисусе было достаточно Бога и достаточно человека, чтобы соединить эти две субстанции, Иисус был "Богочеловек".

До прихода Иисуса, никому не было возможно, войти к Отцу, даже все праведники и пророки ветхого завета, ждали жертвы Крови Иисуса, и только после этого они могли выйти из лона Авраама (отца всех по вере) и войти к Отцу Небесному.

Теперь вход к Небесному Отцу возможен только через Иисуса. Потому что Он есть лоза а мы ветви.

‭‭(ОТ Иоанна‬ ‭14:6)‬ ‭‭“Иисус ответил: – Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня.” ‭(RSZ‬‬)

Это значит что он та центральная свеча, и мы сами по себе существовать не способны.

‭‭(ОТ Иоанна‬ ‭15:4-8)‬ “Будьте во Мне, и Я буду в вас. Ветвь сама по себе плодов приносить не может, если не будет на лозе. Вы тоже не сможете приносить плод, если не будете во Мне. Я лоза, а вы ветви. Кто находится во Мне, а Я в нем, приносит много плода. Без Меня вы не можете делать ничего. Кто не пребывает во Мне, тот подобен ветке, что выброшена вон и засыхает. Такие ветки подбирают, бросают в огонь, и они сгорают. Если вы будете во Мне и если Мои слова будут в вас, то все, о чем бы вы ни попросили, вы получите. Если вы будете приносить богатый урожай и если вы будете Моими учениками, то Мой Отец будет прославлен.” ‭(RSZ‬‬)

Теперь Рождение Свыше или Возрождение от Духа, абсолютная необходимость, чтобы вернуться к Небесному Отцу и быть там где Он.

После Рождения Свыше ты из 6 превращаешься в 7 возрождается твоё духовное ДНК только теперь ты становишься полноценным сыном и наследником Царства Бога. Теперь твой семисвечник может гореть и быть запитанным от самого Духа Бога.

Вот именно по этому хула на Духа Бога не прощается, потому что совершив это преступление, тебе закрыта дорога для восстановления твоего семисвечника. И ты без Духа Бога никогда не сможешь стать Божьим 7 и навсегда остаёшься падшим 6

Потому что единственная личность, которая это делает и восстанавливает, навсегда покидает тебя.

‭‭(Матфей‬ ‭12:30-32‬) Вы же знайте: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает. Потому говорю вам: всякий грех и хула любая людям простятся, но хула на Духа не простится. Если скажет кто слово против Сына Человеческого, простится ему, но кто скажет против Духа Святого, не простится ему ни в этом мире, ни в грядущем. (‭BTI‬‬)

Поверь какие бы хорошие дела ты не совершал и каким бы прекрасны человеком ты ни был, твои шесть свечей не имеют никакого значения без центральной седьмой.

Божьими могут называться только те, кто через Жертву Крови Иисуса, восстановили центральную свечу и Дух Бога возродил их и присоединил к Семье Бога, где Детьми Бога могут быть только ДНК Бога 7.

Именно по этому Дети Бога будут судить и Ангелов, потому что в них находится Дух их Отца и они выше всего творения Бога.

И по этому поймите, что Бога грех вообще не волновал и не волнует, Его волнует разрыв Его детей с Его Духом.

Иисус пришёл во первых восстановить наши отношения с Богом через Рождение Свыше и естественно простить наши грехи. По этому я хочу задать тебе вопрос, ты на лозе?

Рождение Свыше стало абсолютным концом закона и ветхого завета Бога с человеком!

Исполнение Субботы, это заменитель центральной свечи. Когда ты Рождаешься Свыше, и восстанавливается твоя центральная свеча, больше нет нужды исполнять Субботу. Потому что День Суббота должна была исполнятся до того, как пришла Личность Суббота (Иисус Христос)

(Матфея 12: 1,2 и 6-8) 1 Тогда же в одну из суббот случилось Иисусу идти через пшеничное поле. Ученики Его были голодны; они сорвали несколько колосьев пшеницы и стали жевать зерна. 2 Фарисеи, увидев это, сказали: „Смотри! Твои ученики делают недозволенное в субботний день!" 6 Но скажу вам, что сейчас здесь нечто более великое, чем храм. 7 Если бы вы понимали, что имеется в виду в Писании, когда говорится: "Милости хочу, а не жертвы", то не осуждали бы невинных. 8 Да, Сын Человеческий - Господин субботы". (СП)

То есть, после восстановления центральной свечи, теперь закон Бога находится внутри меня, через Дух Святой живущий во мне. Закон был дан людям как заменитель центральной свечи (Духа Святого) Закон был дан как путеводитель до того, пока не пришёл Господин Субботы.

Мне честно очень жаль всех тех, кто по сей день пытается угодить Богу через исполнение Субботы, это свидетельствует о том, что ты не доверяешь Святому Духу внутри тебя, ты пытаешься исполнить Его миссию. Потому что в реальности угодить Богу может только Дух Бога живущий внутри тебя.

Когда каждый день горит моя центральная свеча, то я не исполнил субботу, я живу в Субботе, и Дух Бога внутри меня свидетельствует, что я исполнил весь Закон, я абсолютно оправдан Кровью Его Сына, и мне больше ничего не нужно делать, потому, что только Его жертва Совершенна в глазах Небесного Отца.

Иисус мой путь, моя истина и моя жизнь!

Для быстрого интернета Дух Бога 43M Для медленного интернета (низкое качество) Дух Бога 11М

 

Видео Дух Бога 183M

shapovalov.us

Бог Святой Дух - это... Что такое Бог Святой Дух?

Свято́й Дух, Утеши́тель (В русском языке мужского рода, в греческом (Пне́вма) — среднего, в семитских языках (Ру́ах) — женского) — в христианстве третья ипостась единого Бога - Святой Троицы.

Действия Святого Духа

Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров - "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою." (Быт.1:1-2).

Ещё царь Давид молился в Ветхом Завете о ниспослании ему Духа Святаго: "Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня." Пс.50:12-14.

Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых: "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым."(1Кор.12:3).

Через действие Святого Духа воплотился Бог-Сын - "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим." (Лук.1:35). Подобным же образом, Духом Святым происходит преложение Святых Даров: хлеба и вина в Тело и Кровь Христа - "Преложи Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь." (эпиклеза в литургии византийского обряда).

С действиями Святого Духа связывают такие понятия как: крещение Святым Духом, плод Святого Духа, дары Святого Духа.

Крещение Святым Духом

В ортодоксальных конфессиях крещение Святым Духом, или миропомазание осуществляется священником: в православии единовременно с крещением водой, а в католичестве в более взрослом возрасте. Пятидесятники и некоторые представители иных христианских конфессий верят, что крещение Духом Святым доступно для всех верующих (не зависимо от традиции Церкви) после дня Пятидесятницы, и является не только обрядом, но и личным духовным переживанием, в некоторых случаях сопровождающимся различными эмоциями.

я крестил вас водою, а Он (об Иисусе) будет крестить вас Духом Святым
Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

Плод Святого Духа

Дары Святого Духа

  • Пророческое вдохновение (мгновенное озарение) — «на него сошел Дух Божий и он пророчествовал» 1 Царств 19:23.
  • Говорение на иных языках - «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деяния 2:4)
  • Сила разрушения — «И сошел на него Дух Господень и он (Самсон) растерзал льва как козленка, а в руке у него ничего не было» Судей 14:6).

Также, в 1-ом послании Коринфянам в 12 главе сообщается:с 7 по 11 стихах:

Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

и c 27 по 31 стихах

И вы - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.

Ясновидение, экстрасенсорные способности не являются дарами Святого Духа и c точки зрения христианства имееют бесовские, оккультные корни.

Видимые явления Святого Духа

  • В виде голубя (Лк.3:22)
  • В виде огненных языков (Деян.2:3).
  • В виде иных языков, когда люди, на которых снизошёл Дух Святой, начинали говорить на разных языках которые до этого эти люди не знали (Деян.2:3-10).

Теология Святого Духа

  • В Евангелиях назван очищающей силой (Мф.3:11) и преемником Иисуса Христа (Ин.16:13).
  • Некоторые считают, что учение о Святом Духе как о самостоятельной личности Божества, единосущной Богу-Отцу и Богу-Сыну, сформировалось в IV веке (ошибка в том, что сам Иисус говорит о триединстве Бога «…крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»). «Иже с Отцем и Сыном спокланяема и сславима» (Символ веры).
  • В православии дары Святого Духа сообщаются во всех церковных таинствах: крещения, миропомазания и рукоположения и других.
  • В исламе Святой Дух (Рух аль-Кудс) отождествляется с архангелом Гавриилом, который ниспослал Коран (Коран 2:97, 16:102) и Евангелия (Коран 2:87).
  • В средневековой мистике развилось учение о Святом Духе как о символе новой постхристианской эпохи — Эры Святого Духа (Иоахим Флорский).
  • В некоторых сектах эксплуатируется идея догматической непроясненности Святого Духа, и развивается учение о новых воплощениях Святого Духа (Мария Дэви Христос, Элис Лаквена), аналогичных Иисусу Христу.

Хула на Духа Святого

Согласно Евангелию, грех хулы на Святого Духа не прощается:

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

...

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Согласно толкованию Исидора Пелусиотского и Василия Великого хула на Духа Святого - это приписывание действия духа Божьего князю бесовскому. Иоанн Златоуст считал, что хула на Духа Святого это отвержение человеком очевидной истины. По мнению Афанасия Великого хулой на Духа является безбожие, неверие и распространение еретических учений.

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ВЕЛИКИЙ ЗАМЫСЕЛ ТВОРЦА - Святой Дух Бога

Глава 15

СВЯТОЙ ДУХ БОГА

МЫ ОТМЕТИЛИ могущество Бога, которое было проявлено в делах сотворения “неба и земли,” и исследовали библейские доказательства относительно Его цели в создании человека. Мы нашли, что хотя человек нарушил Божественный закон и был приговорен смерти, – то целью Создателя было, чтобы восстановить его к жизни как человека, и если он тогда будет послушен, он сможет, став совершенным, жить вечно здесь, на земле. Мы нашли, что во исполнение великого замысла Творца Иисус был поднят из мертвых и возвеличен к бессмертию на божественном уровне жизни, и что Его верным последователям обещано такое же прославление, быть с Иисусом и царствовать с Ним для восстановления человечества к совершенной человеческой жизни.

Мы убедились, что исполнение такого великого замысла требует применения могущественной силы - силы, которую невозможно постичь человеческим разумом - и именно эта всемогущая сила упомянута в Библии как Дух, или Святой Божий Дух. Дух Бога упоминается в Библии сотни раз. В Новом Завете это обычно обозначается “Святой Дух,” и иногда неточным переводом придается традиционное неправильное представление Темных Веков, что Святой Дух это личность.

В Ветхом Завете, "дух" переведен с еврейского слова ruwach, которое профессор Стронг отождествляет со словом "ветер". То же самое слово много раз переведено как "дыхание". В Новом Завете слово "дух" [евр. ruwach] переведено из греческого слова pneuma, значения, согласно профессору Стронгу, “дыхание, или поток воздуха.” Но мы из этого вовсе не заключаем, что Святой Дух Бога - просто ветер, или поток воздуха. Древние еврейский и греческий языки не содержали точных специальных слов для всего, чтобы наиболее верно выразить мысли, имеющие отношение к Богу и к Его могущественным делам. Однако, через использование многих слов, содержащих определенные значения, подбирали подходящие или дополнительные значения. Таким образом ruwach на еврейском языке и pneuma на греческом языке, из-за их первоначального применения к невидимой силе ветра, приняли, чтобы подразумевать любую невидимую силу или власть и использовали, чтобы описать невидимую власть и силу Бога.

Вообще говоря, тогда, Дух Бога – это невидимая сила Бога, которой Он выполняет все Его чудесные намерения. Именно той всемогущей силе ничто не может помешать, и она позволит Создателю выполнить во всем Его благоугодную волю. Иегова объявляет: “Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю.” (Ис. 46:11). Создатель также утверждает, "Слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его”.- Ис. 55:11.

ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА

Дух или сила Бога проявляется через все сотворенное Им. Это был Дух Бога, который преобразовал эту планету с пустой, бесформенной массы в прекрасную землю, какой она есть теперь, делая ее способной содержать бесчисленное множество вещей, живых и неодушевленных. В том процессе устроения, это было Дух Бога, который установил границы могущественных океанов, так, чтобы Создатель мог сказать, “Доселе дойдешь, и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим”.- Иов 38:11.

Это была сила Бога, которая произрастила траву и растения на земле. Именно Его Дух осуществил Его повеление, “Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую”. (Быт.1:2,20). Это был Дух Бога, который исполнил Его Слово, “Да произведет земля душу живую по роду ее”- (Быт.1:24). Это была сила Бога, которая действовала в создании человека.- Быт. 1:27.

Это - Дух Бога, управляющий известными только Ему тайными процессами, которые позволяет всему живому на земле воспроизводить свой род. Соломон написал: “Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости в чреве беременной: так не можешь знать дело Бога, Который делает все это.” (Еккл.11:5) Соломон был мудрейший из всех людей в его дни, но он подтверждал свой недостаток понимания способа, в которой Дух Бога действует; и наши ученые сегодня так же ограничены в своем знании действия Духа Бога, как был ограничен Соломон.

Мы не можем понимать действия божественной силы. Мы можем только поражаться тому, что она производит. Подобно ветру, это действительно невидимая сила. Земное притяжение [гравитация] - одно из ее проявлений: “Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем”- (Иов 26:7). Но земля - только ничтожно малое пятнышко в безграничной вселенной. Подумайте о бесчисленных небесных телах, и все они точно так же повешены на "ничём," и все они кружатся в пределах предназначенных для них орбит, сохраняя свое местоположение тем, что мы называем “закон тяготения.”

Подумайте о силе Бога, которая содержится в нашем солнце и выделяется при управляемом процессе, которая снабжает нашу землю светом и теплом! Нам говорят, что солнце выделяет так много энергии за одну секунду, сколько человек израсходовал со всеми его орудиями с тех пор, как он существует на земле. И даже сила или энергия, используемая человеком, имеет происхождение от Бога. Человек не может производить силу(энергию), кроме как используя созданные Богом вещи.

Человек теперь открыл огромную энергию, которая содержится в одном отдельном атоме. Попытайтесь вычислять число атомов, содержащихся во всем бесконечном создании Бога. Это невозможно для человеческого разума, чтобы понять, но простая мысль об этом может помочь нам немного более реалистично умственно воспринять всемогущую силу Бога. Для Творца, обладающего такой неограниченной силой, это было простым делом -- приготовить землю для жительства человеков.

СИЛА ЖИЗНИ

Дух Бога - живительная Сила. В Бытие 6:17 слово ruwach переведено "дыхание," в выражении “дыхание жизни.” Мы можем говорить, тогда, что Дух Бога, который носился над водами, был духом жизни. Подтверждая это, в Иова 12:10 читаем, относительно Создателя, “В Его руке душа [маргинал., жизнь] всего живущего и дух [ruwach] всякой человеческой плоти.” Эту же мысль апостол Павел выразил в своей проповеди на Марсовом холме, когда он сказал о Боге, “Ибо мы Им живем и движемся и существуем”.- Деяния 17:28. Дух Бога - сила, присущая в неодушевленной так же, как в живой жизни. “Только Бог может взрастить дерево,” написал поэт, и это выдвигает на первый план факт, что без Духа Бога не было бы никаких деревьев, никаких цветов, никакой травы, никакого плода, никаких овощей. Ученые могут соединять все элементы, найденные в листочке травы, но они не могут сделать их “листочек” живым. Павел в проповеди в Афинах сказал, что Бог “не далеко от каждого из нас”. (Деяния 17:27). Наконец, Дух Бога объявляется во всем окружающем нас - в красоте и аромате цветов, в Его благодатном даре жизненных запасов, и в великолепных пейзажах, которые восхищают нас их красотой, сформированной гармонией бесчисленного множества неодушевленной жизни.

Когда Павел подыскивал иллюстрацию христианской деятельности в возвещении Евангелия, он уподоблял это сеянию и поливу; но он объяснил, что именно Бог “взращивает”. (1 Кор. 3:7) Как бесполезным был бы труд земледельца в сеянии семени в свою пору, если бы Бог не давал роста! Когда земледельцы видят, как крошечные растения выходят из земли и выпускают листья, то некоторые понимают, что это действует Божья сила, дающая рост; а другие не понимают этого. Сколько еще всяких проявлений жизни, окружающей нас, сообщили бы нам, если бы мы задумались над ними, что то, что мы видим - не простой химический процесс, не случайность “слепой природы”, но действие Божьего Духа!

ВЕЗДЕСУЩИЙ ДУХ БОГА

Некоторые по ошибке говорят о вездесущности Бога, подразумевая, что Он присутствует всюду в то же самое время. Это имеет тенденцию к отрицанию личности Создателя. Однако Дух Бога, Его всемогущая сила действительно присуща повсюду и всегда. Нет никакой ситуации во всей вселенной, над которой Он не имеет полного контроля и управления, или который Он не мог бы немедленно изменить. Давид написал: “Дивно для меня ведение Твое, - высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю [sheol, смертельное состояние], и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит десница Твоя”-Пс. 138:6-10.

Здесь Давид выражает его доверие, что даже в смерти, то есть в "преисподней", он не был бы вне досягаемости божественной силы. Насколько странным было бы утверждение псалмиста, если бы ад, или преисподняя, было бы местом огня и мучения! Но когда мы принимаем библейский факт, что ад является состоянием или условием смерти, это выражение становится очень ценным по значению. Это значит, что таким поэтическим путем Давид подтверждаете его веру в обещания Бога, что будет восстановление мертвых к жизни. Это означает, что Дух Бога достигнет до смертного состояния и пробудит мертвых. Это было подтверждено в воскресении Иисуса Христа из мертвых всемогущей силой Отца. Бог не оставил душу Иисуса, Его существование, в аду, в состоянии смерти.- Пс.16:10; Деяния 2:27, 28, 32; Еф.1:19,20.

МЫСЛИ БОГА

Другой способ, в которой Бог использовал Свою силу для выполнения Своих целей, это через влияние Его мыслей над и в жизнях тех, кого Он, в исполнение Его плана, призывает для служения Ему, особенно в течение этого нынешнего века. Все мы признаем силу мысли. Жизнь каждого из нас управляется мыслями - или нашими собственными мыслями, или мыслями других, которым мы позволяем влиять на нас.

Но как Бог внедряет Его мысли, Его ум, и влияет на жизнь тех в этом веке, кто посвятили себя, чтобы служить Ему? Это - через Его письменное Слово. Бог начал подготовку Его письменного Слова через древних пророков, которые писали и говорили “будучи движимы Святым Духом ” или силой Бога. (2 Пет.1:21) Действие Святого Духа на умы пророков, которые написали Ветхий Завет, было сверхъестественным, и сами авторы имели только смутное понимание значения того, что они написали. Петр объясняет, что “Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть и Ангелы”- 1 Пет.1:12.

Мы не можем понимать, как были побуждаемы пророки, чтобы делать записи мыслей Бога. Библия просто заявляет, что это было воздействием Святого Духа. С этим знанием мы можем говорить, что Ветхий Завет, Священные Писания – это произведение, или труд Святого Духа. Божьи люди могут и должны читать и размышлять над мыслями Бога, записанными в Ветхом Завете. Но никто не может понимать истинное значение этих записанных мыслей Бога, пока не наступает должное время, и тогда открывается полное значение, которое приносит нашему вниманию другое выполнение функций Святого Духа.

Удивительное раскрытие значения сообщений Ветхого Завета началось с Иисуса. Несомненно, что еще в детстве мать Мария много раз рассказывала Иисусу обстоятельства в связи с Его рождением - что Иосиф не был Его отцом, что Он был зачат Святым Духом. Это должно было запечатлеть в сознании Иисуса факт, что Он был на земле для специальной миссии, и поэтому Он будет стремиться познать, какова же была та миссия. Так что мы находим Его в храме в раннем двенадцатилетнем возрасте, обсуждающим вопросы с учителями Закона и задающим вопросы. Он вероятно узнал от них, что согласно Закону, Ему нельзя заниматься каким-либо священническим служением для Бога, пока Он не достигнет тридцати лет. (Лук 2:42-49; Чис.4:2,3). Так что Он возвратился в Назарет, подчинялся матери и помогал отцу, пока не пришло то время.

Когда Иисус достиг возраста тридцати лет, он сразу пошел к Иоанну, крестившему в Иордане, и предложил себя для крещения. Тогда произошло замечательное чудо. На Него сошел Святой Дух. Запись утверждает: “Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголящий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лук. 3:22) Фактически, конечно, Святой Дух не в виде голубя. Святой Дух, как мы видели, является святой силой Бога, и здесь присутствие той силы было проявлено Иоанну в подобии голубя, спускающегося на Учителя. “Телесный вид” голубя был просто наглядным способом свидетельства, прежде всего для пользы Иоанна Крестителя, что позволило ему принять доказательство того, что имело место быть.

НЕБЕСА ОТКРЫЛИСЬ

В Матфея 3:16 мы информированы, что, когда Святой Дух сошел на Иисуса, “отверзлись Ему небеса”. Было действие Святого Духа, отличавшееся от всех до этого бывших его проявлений. Святой Дух был задействован в создании вселенной и дал жизнь всем живым существам. Святой Дух позволил пророкам делать записи информации от Бога для пользы Его народа в последующих веках. Теперь тот же самый Дух чудесно показал Иисусу значение тех вещей, которых до этого даже ангелы могли не понимать. Теперь Иисус мог понимать их.

В этом мы видим дальнейшую действенность силы Бога в сообщении Его мыслей исключительно тем, которых Он хотел, чтобы они в надлежащем времени поддавались под Его влияние и были послушны Его воле. Однако, Бог никому не внушает Его мысли принудительно. Он не делал этого и с Иисусом. Иисус желал знать мысли Своего Небесного Отца относительно Себя. Он хотел знать волю Своего Отца, чтобы Он мог исполнить ее. Отношение Иисуса к этому описано в пророчестве о Нем. В этом пророчестве Иисус представлен со всей готовностью говорящий, “Вот, иду; в свитке книжном написано обо Мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце”- Пс.39:8,9.

“Свиток книжный” здесь относится к Ветхому Завету, который содержал полное выражение воли Бога для Его возлюбленного Сына; Сын же готов был исполнить желание Своего Отца. Он хотел, чтобы Отец показал, чего именно Отец желает от Него, и “небеса отверзлись”; то есть, Святой Дух, открыл Ему значение всего прежде написанного о Нем. Даже перед этим совершенное мышление Иисуса, вероятно, было хорошо ознакомлено с Ветхим Заветом Священных Писаний. Вероятно, Он даже запомнил многое из того, что было написано.

Теперь Святой Дух открыл Ему истинное значение Его миссии на земле, и также план Бога в целом. Запись утверждает, что Дух повел Иисуса в пустыню, где Он пребывал в течение сорока дней. Удивительное открытие истины, которую Святой Дух развернул перед Ним, было, по-видимому, настолько чрезвычайно важным, что Он чувствовал потребность изоляции от других на какое-то время, чтобы иметь спокойную возможность настроить себя к наполнению светом, истиной Ветхого Завета, которую Он воспринял своим разумом, и таким образом подготовиться, чтобы выполнить свое согласие исполнить волю Отца.

СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА

На протяжении всего времени своего служения Иисус раскрывал различные стороны истины, которая была открыта Ему. Хотя Он сам не написал своего учения, все же, позднее, под водительством Святого Духа, Его замечательные слова жизни были записаны другими и стали таким образом доступными для обучения истине Божьего народа в течение всего Евангельского века. Она [истина] состояла в полном соответствии Иисуса с намерениями Бога, как открыл Ему Святой Дух, чтобы Он подготовился стать будущим великим Царем земли; и точно так же через повиновение тем же самым намерениям Бога подготавливаются последователи Иисуса, чтобы сотрудничать с Ним в будущем труде царства - замечательном труде благословения всех народов земли.

В словах и делах Иисуса мы открываем значение боговдохновенных Писаний Ветхого Завета, что позволяет нам лучше понимать святые намерения Бога, настолько, чтобы они могли проявлять их предназначенное влияние в наших жизнях. Когда мы читаем учения Иисуса, мы узнаем из них, какова Божья воля относительно нас. Когда Иисус говорит, что мы должны любить наших врагов, это означает, что Его Небесный Отец хочет, чтобы мы любили наших врагов. В конце концов, мы готовимся, чтобы быть сотрудниками Иисуса в будущем благословении всего человечества, а многие из человеческого рода сегодня – это враги Бога и его народа. Мы должны научиться любить этих врагов, и быть должным образом подготовленными, чтобы общаться с ними и благословлять их.

СДЕРЖАННАЯ ПРАВДА

Но через личное учение и пример Иисуса мы не имеем полного знания намерений Бога. Он не высказывал всех замечательных истин, открытых Ему Святым Духом. Он сказал своим ученикам: “Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину”. (Иоанн 16:12,13). Умы учеников тогда не были подготовлены, чтобы воспринять все изумительные истины, которые были открыты Иисусу. Многое из того, что Он сообщал им, они недостаточно ясно понимали, и многое из слышанного от Него не могли запомнить.

В Иоанна 14:26 мы читаем обещание Иисуса ученикам, что в Его имя Отец пошлет им Святого Духа, который будет замечательный "Утешитель". Он сказал, что Дух “научит вас всему, и напомнит вам все, что Я говорил вам”. Какое замечательное обещание! Это означает, что, хотя было много истин, которых Иисус не высказывал ученикам, позже, через просвещающую силу Святого Духа, они смогут узнать эти истины.

Когда обещание послать им Святого Духа было выполнено, ничто не было упущено из того, что им необходимо было знать, чтобы надлежащим образом завершить божественное откровение через их устное и письменное служение.

В Пятидесятницу это обещание было выполнено. В тот незабываемый день была величайшая демонстрация силы. Объясняя её, Петр сказал, что это Иисус, “приняв от Отца обетование Святого Духа,.. излил то, что вы ныне видите и слышите.” (Деяния 2:33). Святой Дух был излит. Это выражение не дает никакого повода для искажения переводчиками этого утверждения, чтобы внушать мысль, как если бы Святой Дух был третье лицо в тройце богов. Личность не может “излиться”, а сила может; и именно эта сила, “Святой Дух правды,” сошел в Пятидесятницу на ожидающих учеников.

Хотя тогда обильно благословились “излитием” обещанного Святого Духа все ученики, ожидавшие в Иерусалиме, но только апостолы получили от этого удивительное просвещение их умов. Они были особенно отмечены тем, что на них почило видимое проявление Духа в виде раздвоенных языков. Они, в свою очередь, через их устное учение и их послания, сделали разъяснения "видения" для остального Божьего народа на весь Евангельский век. Бог не делает чудес, и напрямую не открывает истину Своему народу в целом, хотя Он помогает им понимать истину, которая уже была чудесно показана. Со служением апостолов, вдохновенное учение Библии было закончено.

УТЕШИТЕЛЬ

В обещании, что изольет Святого Духа на учеников, Иисус сказал, что он будет для них "Утешитель». И как верным это, оказалось, было! Когда Иисус был взят от них и замучен, ученики были с опечаленными сердцами. Это было гораздо больше, чем потеря в смерти возлюбленного друга. Они принимали Иисуса как предсказанного Мессию. Ученики знали, что Бог Израиля обещал послать Мессию по линии Давида, и что этот великий Царь должен был установить царство, правительство, которое освободит Израиля от римских оккупантов, и в конечном счете проявит влияние и возьмет контроль над всем миром. Они полагали, что Иисус и был этот великий Царь, и они полагали, что в соединении с Ним они будут иметь участие в Его царстве.

Со смертью Иисуса эта надежда была потеряна, и только когда на них излился Святой Дух, тогда они поняли, что мессианское царство должно было быть более эффективным, и более славным, чем они когда-либо мечтали, что это могло быть. Они также поняли, что это было необходимо для Иисуса, умереть, чтобы искупить мир от смерти. Они теперь знали, что, когда Небесный Отец воскресил Иисуса из смерти, Он возвеличил Его настолько высоко, что непостижимо было для их умов. Они теперь знали, что, если они стали подобными характеру Иисуса и искренне посвятили их жизни как Его свидетели, они, в установленное Богом время, разделят с Ним славу Его царства и славу возвышенного положения на троне Бога. Как чудесно они были утешены Святым Духом!

ВОЗВЕСТИТ БУДУЩЕЕ

Иисус также сказал, что, когда Святой Дух правды сойдет на учеников, он откроет им “будущее”, и так было. (Иоанн 16:13) Пример этого найден в проповеди, сказанной Петром вскоре после Пятидесятницы. Эта проповедь была побуждена чудом, которое он выполнил через силу воскресшего Иисуса. Это было исцеление человека, который был хромой со времени его рождения. Петр объяснил, что Иисус должен придти снова, и когда он возвратится, настанет “время свершения [восстановление, реституция] всего, что”-- добавил он,-- “Бог говорил устами всех своих святых пророков от века” (Деяния 3:19-21). Однако, только когда в Пятидесятницу был излит Святой Дух правды, Петр осознал эту великую истину о реституции для потерянного мира.

С излиянием в Пятидесятницу Святого Духа закончилось удивительное откровение божественной истины, которая была дана Иисусу в Иордане. Таким образом, через Его учение, а также учения Его апостолов, включая Павла, который позже также стал одним из вдохновенных апостолов - открытие божественной воли для последователей Учителя был закончено, и теперь содержится во вдохновенном Слове. Никакое дальнейшее сверхъестественное откровение не нужно. Павел подчеркнул это, когда он написал Тимофею, высказываясь, что “Все Священное Писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий, ко всякому доброму делу приготовлен”-2 Тим. 3:16,17.

“Все Священное Писание, вдохновенное Богом” – это то, о чем мы говорим как Старый и Новый Заветы. В этих двух частях Библии, поэтому, Бог сделал запись и открыл Свои мысли; мысли, которые Он разработал, проявляют силу над и в жизнях тех, кто, в течение теперешнего века в божественном плане, полностью посвящены Ему, войдя с Ним в завет [договор]. В этой замечательной договоренности чудесным образом проявляется способ, в который Божий Святой Дух истины действует в умах и сердцах тех, кто поддаются его влиянию, таким образом выполняя замысел Творца в жизнях тех, кто назвались соучастниками с Иисусом в Его царстве.

В сочетании с письменным Словом, сила Бога также действует на благо Его детей в теперешнем веке через Его чудесную провиденциальную заботу о них. Божественное провидение, должным образом понятое, всегда содержится в письменном слове Бога, и каждый последователь Учителя радуется им, поскольку он может постоянно удостоверяться, как чудно исполняются обещания Бога в каждодневных опытах его жизни. Как благодарным должен быть каждый последователь Учителя, понимая, что та самая сила Бога, которая изливалась над всеми делами творения, действует в нем, готовя его, чтобы жить и править с Христом тысячу лет для восстановления человеческого рода из греха и смерти к праведности и вечной жизни!

Следующая Глава 16       к Содержанию       на Главную

study6.narod.ru


Смотрите также