Основные отличия духовных ценностей от материальных. Дух ценности


Духовные ценности

Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне развития, о личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не сколько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу.

Именно эти ценности помогают каждой личности вырваться из среды изолированности, ограниченной лишь материальными потребностями. Благодаря им человек становится частью созидательной энергии высших сил. Он способен выйти за пределы собственного внутреннего «Я», открывшись во взаимосвязи с миром на более высшем уровне развития.

Важно отметить, что духовные ценности мотивируют человека на совершение определенных поступков, кардинально отличающихся от обычных, приземленных. Помимо этого, они выступают некой предпосылкой ответственности, даруя личностную свободу, безграничность.

Виды духовных ценностей

1. Смысложизненные ценности являются идеалами, основным жизненным ориентиром, связывающим мироздание личности с обесчеловечим бытием. Они несут сугубо индивидуальный характер, как для самого человека, так и для истории каждой культуры. Главными понятиями, присущих этому виду, есть жизнь и смерть, противостояние добра и зла, мира и войны. Прошлое, память, будущее, время, настоящее, вечность — именно такие мировоззренческие ценности подвергаются осмыслению личностью. Они формируют представление о мире в целом, что, несомненно, свойственно каждой культуре. Кроме того, такие мировозренческо-философские ценности помогают определить отношение каждого из нас к окружающим, о месте в этом мире. Представления об индивидуальности, свободе, гуманизме и творчестве помогают нам в этом. Стоит отметить, что именно они граничат с ценностями, относящимися ко второму виду.

2. Нравственные относятся к тем духовным ценностям, что помогают личности регулировать ее отношения с людьми с точки зрения вечной борьбы между сущих и должных поступков, понятий. Данная категория ценностей связана с такими неписаными законами как: запреты, принципы, нормы, предписания. Основными здесь являются добро и зло. Представление человека о них определяет, в первую очередь, трактовку им следующих ценностей: достоинства, человечности, справедливости и милосердия. Именно с их помощью человек способен видеть себя частью всего человечества. Благодаря этим понятиям формулируется главное, «золотое», правило нравственности : «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали по отношению к тебе». Нравственные ценности регулируют отношения между сообществами, группами людей и также включает в себя следующие понятия:

  • добросовестность;
  • верность;
  • патриотизм;
  • долг;
  • честь;
  • коллективизм;
  • трудолюбие;
  • вежливость;
  • такт.

3. Эстетические ценности, связанные с созданием гармонии, ее выявлением. Ощущение психологического комфорта наступает именно тогда, когда индивиду удается наладить отношения с миром, с окружающими и с самим собой. Эта категория духовных ценностей играет немаловажную роль в жизни человека, потому как они тесно связаны с его эмоциональной культурой, способностью к переживаниям сильного характера, умением ощущать различные оттенки чувств и настроения. Эстетические ценности составляют представления о целостности, совершенстве и включают в себя: комическое, прекрасное, трагическое и возвышенное.

Духовные и моральные ценности

Моральные ценности — это совокупность норм, образующих нравственный кодекс каждого человека. Они наряду с духовными образуют основу общества. Так, ценности духовного характера являют собой измерение жизни не количеством новых материальных приобретений и денежной суммы в кошельке, а моральные — принципы, являющиеся для личности основополагающими в любой ситуации. Их она не нарушит ни при каких обстоятельствах.

 

womanadvice.ru

Духовные ценности - что такое, основные духовные ценности

Духовные ценности представляют собой некие установленные обществом идеалы, которые невозможно ничем измерить и дать им цену. Духовные ценности лежат в основе внутреннего поиска человека, его стремлений, формирования мировоззрения, индивидуального взгляда на окружающую действительность.

Духовные ценности человека относятся к категории нематериальных категорий, которые управляют жизнью личности, помогают ей осуществлять каждодневный выбор, принимать правильные решения. Что можно причислить к духовным ценностям? Данная статья призвана ответить на этот вопрос.

Основные духовные ценности

Добро

Эта категория духовных ценностей ценилась всегда. Добрых людей уважали, относились к ним с особенным внутренним почитанием. В то же время добрый человек больше подвержен различным страданиям из-за сильно развитой чувствительности и неравнодушия. Ему нередко приходится переживать предательства со стороны близких людей. Доброте часто сопутствует желание быть нужным кому-то. На самом деле в основе всякого благого дела лежит бескорыстие. Доброта сама по себе является внутренней потребностью личности. Сделав что-то полезное, мы начинаем чувствовать себя увереннее, на душе становится легко и свободно.

Красота

Представляет собой одну из самых загадочных категорий духовных ценностей. Если подойти на улице к первому попавшемуся человеку, он вряд ли сможет ответить, что такое красота. Каждый вкладывает в это понятие свое значение. Красота заключается повсюду: в природе, в другом человеке, в отношениях между людьми. Художник, умеющий видеть красоту и переносить ее в творчество, равен Богу. Красота как духовная ценность нередко вдохновляла писателей и музыкантов на создание своих нетленных произведений. Красота – категория чрезвычайно тонкая. Чтобы ее почувствовать и понять, необходимо быть чутким и воспринимающим человеком. Красота как духовная ценность существовала всегда и во все времена люди стремились всеми силами души постичь ее.

Истина

Людям всегда было свойственно искать правду, доходить до сути вещей. В этом выражается естественное стремление к самопознанию и изучению окружающего мира. Истина как духовная ценность многое способна дать человеку. С помощью истины люди учатся анализировать свои поступки, рассматривать все те действия, которые совершают, на предмет правильности и нравственности.

Доказывать свою правду нелегко. Проблема в том, что каждый понимает истину по-своему и для всякого она своя. К примеру, то, что свято для одного, для другого вообще не представляет никакой значимости. Духовные ценности вообще и истина в частности формировались годами, десятилетиями, веками. Люди иногда не задумываются, откуда взялась та или иная общественная установка. Все нормы и морали были когда-то созданы человеком для обеспечения комфортного существования в социуме. Истина как духовная ценность обладает всеми необходимыми характеристиками для формирования нравственной природы человека.

Искусство

Существует множество мнений, каким должно быть настоящее искусство и что она дает обществу. Искусство как духовная ценность позволяет личности приобщиться к категории прекрасного, воспитать в себе чувствительность и восприимчивость. Искусство как духовная ценность делает человека духовно богаче, наполняет его жизнь особым смыслом, дает дополнительную энергию для самореализации. Если бы мы жили, основываясь только на обыденном существовании, то не смогли бы развиваться в полной мере, прогрессировать. В таком случае жизнь человека ограничивалась бы только физиологическими и материальными потребностями. Но, к счастью, это не так.

Искусство в чем-то повторяет жизнь, способствует ее всестороннему осмыслению, выстраиванию соответствующих выводов. Человек, связанный с искусством, наполняется энергией и сам способен создавать художественные образы, творить реальность вокруг себя. Чаще всего, он начинает искать собственный особый смысл жизни, который отличается от духовных ценностей остальных людей.

Творчество

Созидание лежит в основе всего сущего. Если бы каждый человек научился относиться с уважением ко всему, что делает он сам и другие, в мире не было бы столько искалеченных судеб. Тогда бы личность могла жить в соответствии со своей внутренней природой и накапливать в сердце только радость и удовлетворение. Творчество как духовная ценность представляет собой способность человека создавать новые художественные образы. Подлинное творчество всегда облагораживает личность, возвышает душу, повышает психическую активность.

Творения великих мастеров остаются в нашем сознании и влияют на жизнь последующих поколений. Творческий человек – это всегда первопроходец, который прокладывает путь вперед. По этой дороге не всегда бывает легко идти, особенно сталкиваясь с непониманием и осуждением общества. Как это ни странно, именно творческие люди чаще претерпевали на себе несправедливое отношение окружающих.

Любовь

Это высшая духовная ценность, без которой жизнь человека вообще сложно себе представить. Любовь ищут, ее находят, теряют, разочаровываются в ней, совершают во имя нее настоящие подвиги. Любовь бывает физической, духовной, материнской, безусловной, дружеской и т.д. В любом случае это чувство охватывает человека изнутри, заставляет пересматривать имеющиеся взгляды на жизнь, становиться лучше, работать над привычками и характером. Любви посвящают песни, стихи, литературные и музыкальные произведения.

Таким образом, духовные ценности оказывают мощное воздействие на жизнь каждой отдельно взятой личности. Мы не можем жить изолированно от общества, не принимая во внимание царящие в нем нормы и порядки. Духовные ценности формируют в нас нравственные идеалы, рождают индивидуальные стремления.

psyh.info

Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных. Материальные и духовные ценности

Каждый человек имеет свою собственную неповторимую систему ценностей. В современном мире часто на первый план выходят материальные блага, при этом люди совершенно забывают о духовной стороне. Так что же все-таки важнее? Каковы материальные и духовные ценности человека?

Понятие и примеры материальных ценностей

Наше общество на данный момент построено так, что человек не сможет существовать без набора определенных вещей, предметов, делающих его жизнь проще и комфортнее. Таким образом, истоки материальных ценностей кроются в необходимости удовлетворения людьми своих потребностей.

Материальные ценности – это совокупность предметов, денежных средств, имущества, значимость которых для человека очень велика. Примерами таких ценностей являются недвижимость, автомобили, золотые украшения, меха, мебель, техника и аппаратура.

Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени подвержен зависимости от материальных благ. Некоторые люди не могут представить своего существования без дорогих вещей, другие ограничиваются лишь самым необходимым. Однако так или иначе материальные ценности занимают существенное место в жизни людей.

Основные духовные ценности человека

Духовные ценности – это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость. Они формируются с самого рождения, меняются и совершенствуются со временем. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных для того, чтобы понять, насколько они важны в нашей жизни.

К духовным ценностям можно отнести любовь, дружбу, сочувствие, уважение, самореализацию, творчество, свободу, веру в себя и в Бога. Все это помогает нам обрести гармонию с собой и окружающими людьми. Эти ценности представляют особую важность, придают смысл жизни и делают нас людьми.

Что ответить, если просят: "Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных"?

Основываясь на понятиях и приведенных примерах духовных и материальных ценностей, можно сделать вывод о том, что сходство их заключается в значимости и важности для человека. И те, и другие делают наше существование без них ущербным и бессмысленным.

Итак, вас попросили: "Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных». Что вы ответите? Ответ сводится к тому, что первые из них нельзя увидеть и потрогать. Однако это не самое главное различие.

Прежде всего, как и любые ресурсы, материальные блага ограничены. Вопреки желаниям людей они не могут быть доступны каждому из нас. Духовные ценности же имеют всеобщий характер. Их количество бесконечно и не зависит от числа людей, обладающих ими. Духовные ценности могут стать достоянием каждого человека, не зависимо от его финансового положения и прочих факторов, являющихся препятствием на пути к получению материальных ценностей.

Какие ценности для человека важнее

Кто-то скажет, что ни в коем случае нельзя возвышать материальные блага над отношениями с близкими людьми и своей собственной совестью. Для других людей нет никаких запретов и границ на пути к богатству и славе. Кто же из них прав и что важнее для человека?

Материальные и духовные ценности культуры тесно взаимосвязаны. Люди не будут ощущать себя комфортно, имея только один из этих видов ценностей. К примеру, многие бизнесмены, заработавшие огромное состояние, часто ощущают себя несчастными, так как не смогли найти гармонию со своей душой. В то же время человек с богатым внутренним миром не будет чувствовать себя хорошо, лишившись жилья или средств к существованию.

Таким образом, если вас кто-то попросит: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных и поясни, какие из них важнее для человека», скажите, что на этот счет нельзя ответить однозначно. Каждый расставляет для себя приоритеты самостоятельно.

Ошибкой некоторых людей является стремление во что бы то ни стало завладеть как можно большими богатствами. При этом в погоне за деньгами они пренебрегают дружбой, честностью, теплыми отношениями со своими близкими. Неправильным также является подход, когда люди, живя в бедности, не прилагают никаких усилий для того, чтобы улучшить свое материальное положение. Они считают, что главное для них - богатый внутренний мир, а все остальное совершенно не важно. В идеале надо постараться найти правильный баланс между духовными и материальными ценностями.

fb.ru

Основные отличия духовных ценностей от материальных

Как ни странно, стало довольно модно рассуждать о том, какие ценности для человека важнее. Между двумя «огнями» настолько тонкая грань, что порой сложно поставить то или иное на первое место. Чтобы расставить приоритеты, придется понять и изучить углубленно, какие есть основные отличия духовных ценностей от материальных. Часто люди путаются, характеризуя свои поступки совершенными во благо, а на самом деле ими движет материальная сторона.

Что такое материальные и духовные ценности для человека

Без материальных и духовных ценностей нельзя представить ни одну человеческую жизнь. Как бы кто ни гнался за деньгами и дорогими вещами, ему всегда будет необходимо понимание, забота, собственная значимость в отношениях, психическое спокойствие, любовь. А при потере материальной значимости, существование становится невыносимым, духовная сторона перестает приносить счастье.

Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства. Создаются – компании, заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы. Все что находится в офисе или квартире, также относится к материальным ценностям.

Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо.

Для более ясного понимания, следует изучить примеры материальных ценностей.

  1. Ни один человек не выживет без еды, воды, комфортных условий проживания. Чтобы это себе обеспечить, придется заработать и потратить деньги.
  2. Книги, картины, скульптуры больше относятся к духовным ценностям, но для того, чтобы ими обладать, нужно заплатить.
  3. Одежда, лекарства, автомобиль также неотъемлемые части материального мира. Без них человек не чувствует себя счастливым, становится обреченным (в случае болезни), отчужденным (одеваясь в обноски, имея непригодный транспорт).

Примеры духовных ценностей

  1. Насколько бы сильным ни было удовлетворение от материальной жизни, душа будет тянуться к взаимопониманию, поискам истинного счастья, любви.
  2. Без любви, даже крепкая, стальная по характеру натура, со временем зачахнет и потеряет смысл жизни. Продолжение рода, воспитание детей, становятся одними из важнейших духовных ценностей.
  3. Творческая натура, не имея возможности заниматься любимым делом, теряет свое предназначение, занимаясь нелюбимой работой только для удовлетворения первичных потребностей.

Отличия духовных ценностей от материальных

Как понять, что для конкретного человека важнее? Это станет понятно, узнав какие цели он перед собой ставит. Но есть и загвоздка в том, что достижение одной ценности, всегда ведет к восполнению другой.

К примеру, человек ставит своей целью создание солидного счета в банке, построение крупного бизнеса, завоевание известности. Он идет к своим мечтам, не щадя и закрывая глаза на чувства других людей. В приоритете лишь материальный достаток. Придя к своей цели, ощущается нехватка чего-то еще очень важного. Конечно же, духовной составляющей. Во время гонок, он не задумывался о создании семьи, забыл о родителях. А внезапно потеряв все состояние, остается и вовсе ни с чем. Без друзей, без денег, без счастья.

Почему же один человек ценит только деньги, а другой довольствуется малым. Корень всех проблем или удач – воспитание. От того насколько воспитаны родители, зависит способность ребенка находить баланс, между материальным и духовным. Покупая по каждому капризу все, что пожелает ребенок, он становится уверенным, что в жизни все достается просто так. Становясь взрослым, ему потребуется работа, на которой он будет ждать, что кто-то потрудится вместо него.

Поэтому делать подарки нужно не для прекращения капризов, а дать ребенку возможность получить их, к примеру, за хорошее поведение или оценку. Карманные деньги также должны доставаться за определенные действия. И когда возникнет желание их потратить, ребенок вспомнит, каким трудом он их заработал, и какую работу придется проделать, чтобы снова их получить.

Что ответить, если вдруг попросят сформулировать основные отличия духовных ценностей от материальных?

Для каждого человека одно важнее другого. Это связано с тем, чего ему не хватает в конкретный период жизни. Если у него все в порядке в семье и отношениях, но плохо с деньгами, акцент будет на последнее. Стремление к душевному равновесию, добрым поступкам, уважению окружающих, говорит о полноценности духовного состояния. Такие люди не гонятся за славой и большими деньгами, они счастливы здесь и сейчас. Конечно же, и здесь огромную роль играет воспитание.

Как правило, человек становится счастливым, научившись поддерживать баланс между материальностью и духовностью. На это могут уйти многие годы, а то и целая жизнь. Мир же диктует свои правила – обгоняй других, иди по головам, становись самым популярным. Человек загорается, видя чужие успехи. Пробивает себе путь, забывая о морали и нравственности. Важно понять, что действительно необходимо, а без чего можно обойтись, оставаясь при этом жизнерадостным и честолюбивым. А ведь правильно говорят, какого отношения хочешь к себе, так и поступай с другими.

Собственная реализация, уважение к людям, соблюдение общественной морали есть совокупность материальных и духовных ценностей. Главное, чтобы осознание своих наиболее значимых желаний, пришло как можно скорее. Не потеряв самого быстротечного – времени.

Основные отличия духовных ценностей от материальных was last modified: Декабрь 17th, 2015 by Елена Погодаева

dizzwizz.ru

Про духовные ценности, духовность и дух: russiancommun

Последнее время все мы в повседневной жизни часто слышим такие словосочетания как духовно-нравственное воспитание и духовно-нравственные ценности. Эти словосочетания мы слышим с экранов телевизоров в рамках новостных выпусков, различных образовательных программ, то же мы слышим из уст преподавателей в детских садиках, школах и ВУЗах, где учатся наши дети, и сами частенько употребляем его в беседах и дискуссиях на темы из цикла «О времена, о нравы». При этом мы частенько не задумываемся о том, какой смысл скрывается за этими словами. Попроси любого из нас назвать эти самые духовно-нравственные ценности, как мы тут же, не задерживаясь, начнем перечислять известные нам с детства человеческие качества: доброта, любовь, счастье, дружба, бескорыстие, взаимовыручка, уважение старших и прочие, прочие, прочие. Намеренно не будем пытаться их всех перечислить, все они нам знакомы, а перечень их может быть бесконечен, ввиду того что половина из них являются синонимами. Поэтому мы и остановимся, что бы как раз не допустить того же самого со второй половиной.А теперь задачка на сообразительность. Какие из этих ценностей духовные, а какие как раз нравственные? Можно не пытаться делать такой отбор, потому что с такими начальными условиями задачка не имеет решения. Как говориться в таких случаях: «Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет».

Действительно, давайте покопаемся в своей изрядно перегруженной прожитыми годами памяти, и попытаемся вспомнить те теоретические и практические уроки, на которых мы постигали сложную науку определения значимости тех или иных событий и качеств, и формировали свою систему ценностей. Вспомнили? Эврика! Ведь нас учили, что весь этот перечень ценностей, по правде говоря, в нем только не было любви, именовался не иначе как моральные, или реже нравственные ценности. Что в русском языке, кстати, тоже слова синонимы. Интересно, почему же в последнее время нам и нашим детям преподносят для усвоения духовно-нравственные ценности. В чем разница?

Давайте обратимся к официальному документу. Напомню, что в России в последние годы увидели свет два знаковых документа на указанную тематику. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) – первый из документов и Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (2015 г.) – второй. Не будем анализировать содержание данных трудов, так как это не есть предмет нашей сегодняшней темы, а сразу обратимся ко второму документу. Стратегия воспитания – документ совсем свежий, датируется 2015 годом, и уже содержит перечень искомых нами духовно-нравственных ценностей. Перечень, так сказать, скрытый, потому что содержится просто в тексте документа. Итак, перечислим эти ценности: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Это ценности «сложившиеся в процессе культурного развития России», опять же, как утверждают авторы стратегии. И далее, во втором разделе, еще находим упоминание о нравственных чувствах, которые тоже перечислены: честь, долг, справедливость, милосердие и дружелюбие. Любви, кстати, почему-то опять нет. Что же имеем в остатке?

Как видим из данной Стратегии, нравственные чувства (ценности) перекликаются с духовно-нравственными ценностями. Напомню, нам нужны духовные. Прибегнем к математическому решению, а именно, вычтем нравственные из духовно-нравственных и получим в остатке, искомые нами, духовные ценности. Проделав эту нехитрую операцию, выясняем, что духовными ценностями надо считать: человеколюбие, совесть, волю, личное достоинство, веру в добро. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся.

Что есть вообще нравственность? Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Тогда духовность по этой же логике происходит от корня «дух». При этом согласно толкования Даля – ум и нрав слитно образуют дух. А современный энциклопедический словарь утверждает, что духовность, есть внутренняя, нравственная сущность человека. Получается, что духовность и нравственность это практически одно и то же? А раз одно и то же значит они, опять же, синонимы? Получается что сочетание духовно-нравственное по сути своей слегка абсурдно, так же как выражение «масло масленое». С таким же успехом можно было бы сформировать и морально-нравственные ценности. Что-то здесь не так. Вот и проверим эти сомнения, изучив словарь синонимов. А там мы наблюдаем следующие синонимы для наших понятий: нравственность – беспорочность, благородство, добродетельность, добронравность, моральность, честность и пр.; духовность – душевность, интеллектуальность, религиозность, церковность. Похоже ответ наш надо искать в религиозности с церковностью. Что нам говорит по этому поводу традиционная для России Православная христианская религия?

В первую очередь, Бог есть Любовь и только Любовь. Но, Любовь в гораздо более широком ее понимании, чем принято понимать сейчас. Любовь в христианском учении – это жертвенность, и жертвенность не слепая. Бог един по существу и троичен по Ипостасям: Отец, Сын и Дух Святой. Человек, как его создание, которое Бог сотворил по Своему образу и подобию, так же тройственный и состоит из тела, души и духа. Дух в человеке – есть связующая нить с Творцом, его частичка, делающая человека богоподобным и стремящаяся к воссоединению с прародителем. К воссоединению, то есть спасению через свое совершенствование, достигаемое путем праведной жизни, жизни по закону Божьему, данному человеку в виде десяти главных заповедей. И если признавать тот факт, что христианская религия, существующая уже более двух тысяч лет, дает нам самое устоявшееся учение о Боге и о Христе, с рождества которого ведется нынешнее летоисчесление во всем мире, то логично предположить, что христианские ценности и есть ценности духовные. Тогда представляют они собой целую систему ценностей, где во главу поставлен Всемогущий, человеколюбящий, триединый Бог и эта истина, как источник веры – есть основа всех остальных ценностей. За ним следует сам человек, а именно его духовная сущность, как творение Бога, стремящийся к Царству небесному. После чего идет учение о спасении духовной сущности человека путем совершенствования, для исполнения главной цели его земного существования. Затем Евангельские заповеди, как непосредственно механизм совершенствования. И замыкает цепочку ценностей соборный духовный опыт того самого совершенствования во имя спасения, запечатленный в святоотеческих откровениях и богослужебных книгах. Так, например, всем известное «золотое правило морали»: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше», есть ничто иное, как переработанное откровение от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мат. 7:12).

Вот что на самом деле скрывается за словосочетанием «духовные ценности». Огромное христианское учение, которое наше государство как структура, согласно Конституции, сугубо светская, пытается уложить в набор простых определений в виде приведенных выше. А, духовные ценности – это понятия из области определений сложных, т.е. многие понятия верны, но недостаточны. Правильно воспринимать их можно только принимая все христианское учение целиком, и не просто христианское, а традиционное для России Православное учение. Но, раз уж государство в силу закона не может позволить себе называть вещи своими именами, то каждый из нас в отдельности, как свободный в выборе вероисповедания, в состоянии сделать для себя правильный выбор в вопросе приобщения к духовным ценностям. Таким образом, на вопрос: «Есть ли черная кошка в темной комнате?» - каждый себе должен ответить сам!

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

russiancommun.livejournal.com

Командный дух и истинные человеческие ценности

Что такое командный дух и истинные человеческие ценности? Пройдемся по следам проекта «Команда» с участием Рамзана Кадырова.

Среди огромной глыбы рекламы меня зацепила информация о предстоящем телепроекте «Команда», который пройдет при участии  Р. Кадырова.  По замыслу организаторов проекта  финалист получает  право работать в команде главы Чеченской республики. « Однако, — подумала я.- Что-то необычное для нашего информационного пространства.»  Не правда ли?

В моей голове сразу промелькнули залихвастые  картинки  чеченских танцев, джигитовки, соревнования борцов, умение владеть оружием…  Но то, что я случайно увидела в фрагменте передачи, заставили меня серьезно задуматься  и взяться за эту статью.

Что такое работа в команде и командный дух? Какими качествами должен обладать лидер? Патриотизм и любовь к малой родине, отношение к женщине и пожилым родителям, осуждение разводов и безотцовщины.  Вот какие вопросы обсуждались  здесь, на этом проекте.  Поражает простота и искренность, и в то же время четкость и прямолинейность   Рамзана  Кадырова.

После ряда испытаний Р. Кадыров проводил «разбор полетов». Двум командам нужно было как можно быстрее водрузить флаг республики на вершине холма. Задание непростое. Оно усложнялось тем, что у одной из команд еще до этого задания участник получил серьезную травму ноги ( перелом). Человек передвигался на костылях. Как поступил капитан этой команды? Смог ли он сохранить командный дух? Догадываетесь?

Он отдает приказ оставить бойца и работать на опережение. Главное –  дойти  первыми. Правильно ли была спланирована работа в команде? Командный дух – это всегда быть первыми или всегда вместе?

Как поступила вторая команда? Они подбирают этого парня и фактически на себе тащат его вверх, на холм. Кто поступил правильно? Здесь, наверное,  мнения однозначного не будет. Кто-то скажет, что задание любой ценой – первично. А другая группа ответит: сам погибай, а товарища выручай.

Р. Кадыров , анализируя эту ситуацию, привел пример из жизни. Во время одной из перестрелок в его отряде боец получает ранение обеих ног и в руку. Он отправляет человека в госпиталь. Тот же, истекая кровью, говорит: «У меня есть здоровая рука и я могу еще стрелять.» На что Рамзан ответил, что такими бойцами нельзя разбрасываться. Они – на вес золота, потому что не раздумывая готовы голову сложить за родную землю. Вот истинный патриотизм.

И дальше идет анализ ситуации. Почему этот парень получил травму? Потому что он пытался заработать дополнительные очки, играя за свою команду в футбол. Быть в команде и приносить своим участием  максимум пользы  – разве это не главное в командной работе ?

В горячем порыве парнишка падает, получает травму. И от такого никто не застрахован.

И было явное осуждение цинизма команды, бросившей парня.

Президент еще раз проговорил смысл проекта «Команда». Суть его в следующем: ему нужен надежный помощник, его права рука. Человек, который будет любить его республику, который  готов отдать свою жизнь за нее. А значит – за каждого человека. Этот момент так четко акцентировал важность человеческой жизни. Именно она – самое дорогое, что дано каждому из нас. Жизнь! Гуманизм и патриотизм нужен . Не кричащий, а деятельный и каждодневный. 24 часа в сутки. В любую погоду.

И он, как президент, ощущает особую ответственность за каждого: от мала до велика. А это  значит, что  победитель проекта, который хочет быть в его ближайшей команде, должен точно так относиться к человеку, к  человеческой жизни. Вот оно – истинное воспитание наших ценностей! Вот что значит работа в команде, лидерство и патриотизм.

И второй момент, который просто врезался в мое восприятие. Рамзан рассказывал о своей семье, об отце. Тот, будучи президентом страны, старался лично всячески поддерживать и ухаживать за своим постаревшим отцом. И дальше фраза: самое непристойное и самое позорное для чеченца – отказ от родителей. Такого быть не может в принципе. Это честь, долг и почетное право – находиться с родным человеком, который в силу возраста и здоровья нуждается в поддержке близких.

Ну скажите, разве эта тема не актуальна сейчас? Еще как актуальна! Сколько одиноких стариков и старушек живут впроголодь, лишены общения с родными.  И это при живых и живущих не безбедно детях! И таких примеров – масса! Далеко ходить не надо.

У меня было 2 таких соседки… Одну похоронили пару месяцев назад. Душевная была женщина. Очень тактичная, интеллигентная и скромная. Она так боялась быть в тягость дочери,  не хотела переезжать к ней в другой город.  Но почему? Потому что не ощущала нужной чуткости к себе и боялась  быть камнем преткновения между дочерью и зятем.

Почему так случается? Всю жизнь посвящают детям, своим примером воспитывают жить по совести…  В ответ – холодность, безразличие  и цинизм.

А вторая соседушка, 82-х лет, робко рассказывает о том, что сын периодически названивает ей, устраивая психологические атаки. И все почему? Из-за завещания. За 3 года навестить мать всего  раза!!!  И это при том, что за это время она перенесла 3 сложнейших операции. Вот откуда такая черствость и жестокость?

Наверное, не те книги мы читаем, не те фильмы и передачи смотрим.  Как-то ушли на второй план истинные человеческие ценности: семья, взаимоуважение детей и родителей, почитание старших. Сама человеческая жизнь стала дешевой разменной монетой в кровавых  боевиках. В наших старых фильмах о войне мы видели меньше насилия, цинизма и крови, чем в сегодняшних сериалах, где каждые 5-10 минут на экране кого-то убивают. А  общество своим безмолвием и бездействием соглашается с таким положением вещей.

И еще одна глубокая мысль , прозвучавшая в этой передаче из уст Рамзана Кадырова:  нет большего позора для чеченца, как отказ мужчины от семьи. Таких если наберется пару-тройку, их  все знают и таких все презирают. Потому что это позор для чеченца.  Значит есть что-то в традициях и ментальности этого народа, что дает правильную основу в воспитании человека.

Командный дух, воспитание чести,  долга и достоинства, уважении к женщине, любви к детям.  Они закладывают истинные человеческие ценности.  А жизнь человеческая поставлена на высшую ступень  в этом списке.

Посмотрите  эту передачу.

P/S  На передачу был приглашен очень известный спортсмен, которого узнают в любом уголке мира.

Когда Рамзан говорил о презрении к отцам, бросивших своих детей, тот стыдливо  опустил голову… Видно, что-то было упущено в его воспитании…

Похожие статьи

nwagold.ru

Ис-во домонгольской Руси. Дух ценности Киевской Руси.

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов - центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, "нехоженых" лесов с центрами культуры.

 

Другой, не менее важной, исторической ценностью является принятие православия и преобразование языческой культуры. Православие сыграло двойственную роль в развитии культуры Руси. С одной стороны, оно во многом искореняет наследие языческой Руси, обедняет историческую память народа, придаёт забвению сложный мир её мифологических образов. Но несомненна и его прогрессивная функция, особенно на начальных этапах её развития. В период татаро-монгольского нашествия именно православие явилось духовным центром, позволившим сохранить культурную самобытность Руси, организовать нравственный отпор завоевателям, выдвинуть цели национального Возрождения. Но по мере становления культуры Нового времени роль православия падает, оно замещается новыми формами культурного творчества, центрами инновационных изменений.

 

С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965 г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице. Поэтому Псков иногда называли "Домом святой Троицы", а Новгород - "Домом святой Софии". В Киеве ещё в 952 г. появилась деревянная София, воздвигнутая Ольгой, она сгорела в 1016 г. и на её месте, уже при Ярославе Мудром, была построена каменная София . Она была "о 13 версях" - о 13 главах, куполах, как символе "Христовой и Апостольской церкви" (1 + 12 апостолов). Многие храмы периода Киевской Руси сгорели, были разрушены в период монгольского нашествия. Среди сохранившихся могут быть названы храм Покрова на Нерли (рис. 14.8), Дмитриевский собор (1194-1197). Покрытый сложной каменной резьбой, Дмитриевский собор из 566 изображений имеет только 46, непосредственно связанных с христианской тематикой. Это свидетельствует о том, что на Руси долго ещё сохранялось "двоеверие". Официальная "православность" и реальное "язычество" уживались в одних памятниках культуры. Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства. Своя система фиксации информации появляется у славян задолго до православия. Это находит своё выражение в словарном составе языка. Мы до сих пор говорим: "Завяжи узелок на память", забывая, что это "крылатое" выражение когда-то отражало реальное культурное достижение - способ "узелковой" фиксации информации, известный и другим народам. В частности, у инков с помощью такой системы, получившей название "кипу", передавались сложные исторические и художественные тексты. Другим выражением, отражающим способ передачи информации, является пословица "Заруби себе на носу". "Нос" в данном случае - это не часть лица, а дощечка, которую носили с собой, чтобы наносить зарубки память о тех или иных фактах.

 

Памятники киевской арх 12 в.

Памятники киевской архитектуры XII в. отличаются от более древних пе только по композиции, но и по строительной технике. Кладку стен ведут теперь исключительно из кирпича, используя камень лишь для фундаментов. Кирпичи стали изготовлять более толстыми (до 5 см) и более узкими. Применение кирпичей удлиненной формы дало возможность вести кладку, не сдвигая каждый ряд кирпичей по отношению к нижележащему, т. е. перестали употреблять кладку "со скрытыми рядами".

 

Теперь кладка делалась равнослойной, т. е. все ряды кирпичей выходили на фасад. Такая кладка давала меньше декоративных возможностей, а между тем техника кладки по-прежнему определяла как фактуру, так и все декоративные элементы степ. Естественно поэтому, что появилась необходимость во введении каких-то дополнительных декоративных элементов для обогащения фасадных поверхностей. Стали применять сдвоенные или строенные окна, массивные полуколонны, прислоненные к лопаткам, аркатурные пояски.

 

В Киеве хорошо сохранившимся памятником этого времени является Кирилловская церковь, построенная в середине XII в. Это типичный образец шестистолпного храма, обладающий всеми отличительными особенностями киевской архитектурной школы XII в. Другой памятник такого же типа - церковь в Каневе. Примером четырехстолпных храмов может служить ныне, к сожалению, не существующая Васильевская (Трехсвятительная) церковь в Киеве.

 

В Чернигове типичным шестистолпным памятником является Борисоглебская церковь. Раскопки, проведенные вокруг этой церкви, показали, что к ней с трех сторон примыкала галерея. Здесь же были найдены резные белокаменные капители, очевидно принадлежащие этой церкви. В настоящее время Борисоглебская церковь реставрирована, однако галерея ее не восстановлена, так как формы ее определить не удалось. Раскопками в Чернигове были обнаружены нижние части Благовещенской церкви, также представлявшей собой большой шестистолпный собор с галереей. В виде редкого для XII в. исключения в этой церкви был мозаичный пол. Близок к этим памятникам также и собор Елецкого монастыря в Чернигове, почти полностью сохранившийся, хотя еще не восстановленный в своих первоначальных формах. Отличительной особенностью этого собора является наличие трех глав - пример исключительно редкий в XII в.

Памятники Владимиро-суздальской арх школы 12-13 в.

В период феодальной раздробленности роль Киева как политического центра начинает ослабевать, в феодальных центрах появляются значительные архитектурные школы. В XII—XIII веках важным культурным центром становится Владимиро-Суздальское княжество. Продолжая византийские и киевские традиции, архитектурный стиль видоизменяется, приобретает собственные, индивидуальные черты.

Во время правления Андрея Боголюбского владимиро-суздальская архитектура достигла наибольшего расцвета. В столице княжества Владимире разворачивается активное строительство, город застраивается монументальными сооружениями. До настоящего времени сохранились такие памятники архитектуры Владимира как Успенский собор и Золотые врата.

Одним из наиболее выдающихся памятников зодчества владимиро-суздальской школы является церковь Покрова на Нерли, построенная в середине XII века. От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик и глава. Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. В составе объекта «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» церковь входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Светская архитектура Владимиро-Суздальской земли мало сохранилась. До двадцатого столетия, только Золотые Ворота Владимира, несмотря на большие восстановительные работы XVIII века, могли быть расценены как подлинный памятник предмонгольского периода. В 1940-ых годах, археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбово (1158—1165).

Русские художники 15 в

В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря[6] (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва[источник не указан 184 дня].

Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV века; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1405) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции[7][нет в источнике 184 дня]. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные[1][нет в источнике 184 дня].

Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня». Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».

Разные источники указывают разные даты смерти Дионисия: «после 1503 года», «до 1508 года», «после 1519 года», «середина 1520-х годов» и т. д.

По решению ЮНЕСКО 2002 год объявлен годом Дионисия.

Читайте также:

lektsia.com


Смотрите также