Дух Эпохи - это... Дух эпохи это


ДУХ ЭПОХИ - это... Что такое ДУХ ЭПОХИ?

- синонимично выражению "дух времени"  (Zeitgeist) и означает культурно-смысловое единство эпохи Д. э представляет интегрированную целостность смыслов, значений, образов мысли, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих обществу, народу в определенный культурно-исторический период его существования.

Введение в исследовательский оборот понятия "Д. э." приписывается немецким историкам X. Мейнерсу и Д Тидеману (XVIII в.) X. Мейнерс выражал этим понятием связь между образом мыслей и общим состоянием культуры в ту или иную эпоху Д. Тидеман с его помощью связывал философию с политикой, правом, нравами, т. е. с жизнью общества в самых различных проявлениях. Понятием "дух времени" активно пользовался Г. В. ? Гегель. Он считал, что в его эпоху духовную целостность общества определяет философия и именно философия выражает Д. э. Через духовное единство общества определяли "модель культуры" и "тип цивилизации" П. Сорокин и А. Тойнби. Духовную целостность принимал за основание и выражение локальной культуры и О. Шпенглер. При разнообразии смысловых оттенков, во всех этих позициях Д. э. фактически оказывается "эхом жизненного многообразия", выражением всей полноты жизни, спроецированным в символически-смысловых корреляциях. ""Дух" здесь не существо, обладающее высшими силами, не самостоятельное и отрешенное бытие, но и не чисто идеальная сущность, равно и не состояние индивида вне его воли и управления, а чуткий орган коллективного единства, откликающийся на всякое событие в бытии этого единства" (Г. Г. Шпет).

Д. э. является ярким воплощением интегративных характеристик жизни общества, а также типичных, специфичных свойств, характерных для определенного культурно-исторического этапа жизни народа, региона. Т. е. Д э. связывает воедино общественное целое в его локальном, культурно-историческом проявлении и отличает одну общность от другой, одну эпоху от иной. Д. э. - аккумулятор смыслов эпохи. Система же смыслов выражается в миропонимании. В качестве миропонимания Д э. имеет сложную внутреннюю структуру. В "горизонтальном" плане его элементами являются мировоззрение, мировосприятие, мироощущение. Мировоззрение - концептуальное миропонимание, вырастающее в мирообъяснение, - представляет собой единство теоретически выраженных идей и идеалов общества, человека о мире, о себе, о своем месте в мире.

Мировосприятие - миропонимание в форме наглядно-чувственного образа, или образно-чувственного суждения о мире, о себе и своем месте в мире, а также особые каноны, стереотипы восприятия мира и себя. Это именно чувственный образ, картина (мир как лестница божественных творений, мир, стоящий на четырех слонах, человек в образе пятерицы и т. ? ).

Мироощущение - эмоциональнообразное миропонимание - стихийно возникающий эмоциональный настрой, установки в отношении к миру, себе, своему месту в мире, пронизанные тем не менее особой "эмоциональной логикой" ("логика" оптимизма или пессимизма, "логика" добра или зла и т п.).

В "вертикальном" (функциональном) плане Д. э. делится на сферу образов (логико-концептуальных в мировоззрении, чувственно-наглядных в мировосприятии, эмоционально-оценочных в мироощущении) и на сферу мироустановок (идеалов в мировоззрении, канонов восприятия в мировосприятии, эмоциональных установок в мироощущении). Через сферу образов Д. э. как миропонимание порождает высшие формы сознания и самосознания в виде обобщенных философских принципов, научной картины мира и т. п. Через сферу мироустановок миропонимание переходит в жизненнодеятельные акты, Д. э. обретает деятельную силу

Д. э. - сфера укорененности культуры, сфера предпонимания, о котором много писал X. Г Гадамер. Именно Д э выступает "призмой", через которую человек постигает мир, относится к нему, строит свои действия в отношении к миру и себе самому. Говоря о предпонимании, в нем выделяют уровни пред-рассудка, пред-видения, пред-желания как своеобразное проявление мировоззрения, мировосприятия, мироощущения. Принадлежа определенной эпохе (обществу, этносу), человек разделяет ее пред-рассудки, пользуется ее стереотипами восприятия и пронизан ее эмоциональным настроем. С этой т. зр. индивиды оказываются "органами" своей эпохи. Между структурными составляющими Д. э. существуют сложные взаимоотношения и взаимодействия. Обычно приоритет отдается мировоззрению. Чаще всего именно мировоззрение исполняет системообразуюшую роль в духовном единстве эпохи, является ядром этого единства и наиболее отрефлексированной формой самосознания общества. Идеи, идеалы приоритетной мировоззренческой концепции принимаются за неоспоримые ценности и ориентиры своего времени. Через них, с их помощью все объясняется, оценивается, строится. Т е идеи приоритетного мировоззрения выполняют роль эталонов.

В "обустроенные" эпохи (термин M Бубера) мироощущение и мировосприятие строго коррелируют с мировоззрением, соответствуют ему и чаще всего им и задаются, под его влиянием формируются. В кризисные же, переходные, "бездомные" эпохи соотношение между элементами Д. э. может резко измениться. Ведущую роль в создании нового миропонимания могут играть мироощущение и мировосприятие. Именно они и будут определять Д. э. и мировоззрение.

Д. э. через свои компоненты связывает между собой разные формы общественного сознания,  жизни, деятельности· науку, искусство, политику, мораль, экономику, философию.

Л. М. Мясникова

Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.

encyclopedia_philosophy.academic.ru

Дух Эпохи - это, определение слова, понятие. Что такое Дух Эпохи, значение, словарь, энциклопедия

- синонимично выражению "дух времени" (Zeitgeist) и означает культурно-смысловое единство эпохи Д. э представляет интегрированную целостность смыслов, значений, образов мысли, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих обществу, народу в определенный культурно-исторический период его существования. Введение в исследовательский оборот понятия "Д. э." приписывается немецким историкам X. Мейнерсу и Д Тидеману (XVIII в.) X. Мейнерс выражал этим понятиемсвязь между образом мыслей и общим состоянием культуры в ту или иную эпоху Д. Тидеман с его помощью связывал философию с политикой, правом, нравами, т. е. с жизнью общества в самых различных проявлениях. Понятием "дух времени" активно пользовался Г. В. ? Гегель. Он считал, что в его эпоху духовную целостность общества определяет философия и именно философия выражает Д. э. Через духовное единство общества определяли "модель культуры" и "тип цивилизации" П. Сорокин и А. Тойнби. Духовную целостность принимал за основание и выражение локальной культуры и О. Шпенглер. При разнообразии смысловых оттенков, во всех этих позициях Д. э. фактически оказывается "эхом жизненного многообразия", выражением всей полноты жизни, спроецированным в символически-смысловых корреляциях. ""Дух" здесь не существо, обладающее высшими силами, не самостоятельное и отрешенное бытие, но и не чисто идеальная сущность, равно и не состояние индивида вне его воли и управления, а чуткий орган коллективного единства, откликающийся на всякое событие в бытии этого единства" (Г. Г. Шпет). Д. э. является ярким воплощением интегративных характеристик жизни общества, а также типичных, специфичных свойств, характерных для определенного культурно-исторического этапа жизни народа, региона. Т. е. Д э. связывает воедино общественное целое в его локальном, культурно-историческом проявлении и отличает одну общность от другой, одну эпоху от иной. Д. э. - аккумулятор смыслов эпохи. Система же смыслов выражается в миропонимании. В качестве миропонимания Д э. имеет сложную внутреннюю структуру. В "горизонтальном" плане его элементами являются мировоззрение, мировосприятие, мироощущение. Мировоззрение - концептуальное миропонимание, вырастающее в мирообъяснение, - представляет собой единство теоретически выраженных идей и идеалов общества, человека о мире, о себе, о своем месте в мире. Мировосприятие - миропонимание в форме наглядно-чувственного образа, или образно-чувственного суждения о мире, о себе и своем месте в мире, а также особые каноны, стереотипы восприятия мира и себя. Это именно чувственный образ, картина (мир как лестница божественных творений, мир, стоящий на четырех слонах, человек в образе пятерицы и т. ? ). Мироощущение - эмоциональнообразное миропонимание - стихийно возникающий эмоциональный настрой, установки в отношении к миру, себе, своему месту в мире, пронизанные тем не менее особой "эмоциональной логикой" ("логика" оптимизма или пессимизма, "логика" добра или зла и т п.). В "вертикальном" (функциональном) плане Д. э. делится на сферу образов (логико-концептуальных в мировоззрении, чувственно-наглядных в мировосприятии, эмоционально-оценочных в мироощущении) и на сферу мироустановок (идеалов в мировоззрении, канонов восприятия в мировосприятии, эмоциональных установок в мироощущении). Через сферу образов Д. э. как миропонимание порождает высшие формы сознания и самосознания в виде обобщенных философских принципов, научной картины мира и т. п. Через сферу мироустановок миропонимание переходит в жизненнодеятельные акты, Д. э. обретает деятельную силу Д. э. - сфера укорененности культуры, сфера предпонимания, о котором много писал X. Г Гадамер. Именно Д э выступает "призмой", через которую человек постигает мир, относится к нему, строит свои действия в отношении к миру и себе самому. Говоря о предпонимании, в нем выделяют уровни пред-рассудка, пред-видения, пред-желания как своеобразное проявление мировоззрения, мировосприятия, мироощущения. Принадлежа определенной эпохе (обществу, этносу), человек разделяет ее пред-рассудки, пользуется ее стереотипами восприятия и пронизан ее эмоциональным настроем. С этой т. зр. индивиды оказываются "органами" своей эпохи. Между структурными составляющими Д. э. существуют сложные взаимоотношения и взаимодействия. Обычно приоритет отдается мировоззрению. Чаще всего именно мировоззрение исполняет системообразуюшую роль в духовном единстве эпохи, является ядром этого единства и наиболее отрефлексированной формой самосознания общества. Идеи, идеалы приоритетной мировоззренческой концепции принимаются за неоспоримые ценности и ориентиры своего времени. Через них, с их помощью все объясняется, оценивается, строится. Т е идеи приоритетного мировоззрения выполняют роль эталонов. В "обустроенные" эпохи (термин M Бубера) мироощущение и мировосприятие строго коррелируют с мировоззрением, соответствуют ему и чаще всего им и задаются, под его влиянием формируются. В кризисные же, переходные, "бездомные" эпохи соотношение между элементами Д. э. может резко измениться. Ведущую роль в создании нового миропонимания могут играть мироощущение и мировосприятие. Именно они и будут определять Д. э. и мировоззрение. Д. э. через свои компоненты связывает между собой разные формы общественного сознания, жизни, деятельности· науку, искусство, политику, мораль, экономику, философию. Л. М. Мясникова

Поделиться:

insai.ru

ДУХ ЭПОХИ это что такое ДУХ ЭПОХИ: определение — Философия.НЭС

ДУХ ЭПОХИ

синонимично выражению "дух времени" (Zeitgeist) и означает культурно-смысловое единство эпохи Д. э представляет интегрированную целостность смыслов, значений, образов мысли, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих обществу, народу в определенный культурно-исторический период его существования.

Введение в исследовательский оборот понятия "Д. э." приписывается немецким историкам X. Мейнерсу и Д Тидеману (XVIII в.) X. Мейнерс выражал этим понятием связь между образом мыслей и общим состоянием культуры в ту или иную эпоху Д. Тидеман с его помощью связывал философию с политикой, правом, нравами, т. е. с жизнью общества в самых различных проявлениях. Понятием "дух времени" активно пользовался Г. В. ? Гегель. Он считал, что в его эпоху духовную целостность общества определяет философия и именно философия выражает Д. э. Через духовное единство общества определяли "модель культуры" и "тип цивилизации" П. Сорокин и А. Тойнби. Духовную целостность принимал за основание и выражение локальной культуры и О. Шпенглер. При разнообразии смысловых оттенков, во всех этих позициях Д. э. фактически оказывается "эхом жизненного многообразия", выражением всей полноты жизни, спроецированным в символически-смысловых корреляциях. ""Дух" здесь не существо, обладающее высшими силами, не самостоятельное и отрешенное бытие, но и не чисто идеальная сущность, равно и не состояние индивида вне его воли и управления, а чуткий орган коллективного единства, откликающийся на всякое событие в бытии этого единства" (Г. Г. Шпет).

Д. э. является ярким воплощением интегративных характеристик жизни общества, а также типичных, специфичных свойств, характерных для определенного культурно-исторического этапа жизни народа, региона. Т. е. Д э. связывает воедино общественное целое в его локальном, культурно-историческом проявлении и отличает одну общность от другой, одну эпоху от иной. Д. э. - аккумулятор смыслов эпохи. Система же смыслов выражается в миропонимании. В качестве миропонимания Д э. имеет сложную внутреннюю структуру. В "горизонтальном" плане его элементами являются мировоззрение, мировосприятие, мироощущение. Мировоззрение - концептуальное миропонимание, вырастающее в мирообъяснение, - представляет собой единство теоретически выраженных идей и идеалов общества, человека о мире, о себе, о своем месте в мире.

Мировосприятие - миропонимание в форме наглядно-чувственного образа, или образно-чувственного суждения о мире, о себе и своем месте в мире, а также особые каноны, стереотипы восприятия мира и себя. Это именно чувственный образ, картина (мир как лестница божественных творений, мир, стоящий на четырех слонах, человек в образе пятерицы и т. ? ).

Мироощущение - эмоциональнообразное миропонимание - стихийно возникающий эмоциональный настрой, установки в отношении к миру, себе, своему месту в мире, пронизанные тем не менее особой "эмоциональной логикой" ("логика" оптимизма или пессимизма, "логика" добра или зла и т п.).

В "вертикальном" (функциональном) плане Д. э. делится на сферу образов (логико-концептуальных в мировоззрении, чувственно-наглядных в мировосприятии, эмоционально-оценочных в мироощущении) и на сферу мироустановок (идеалов в мировоззрении, канонов восприятия в мировосприятии, эмоциональных установок в мироощущении). Через сферу образов Д. э. как миропонимание порождает высшие формы сознания и самосознания в виде обобщенных философских принципов, научной картины мира и т. п. Через сферу мироустановок миропонимание переходит в жизненнодеятельные акты, Д. э. обретает деятельную силу

Д. э. - сфера укорененности культуры, сфера предпонимания, о котором много писал X. Г Гадамер. Именно Д э выступает "призмой", через которую человек постигает мир, относится к нему, строит свои действия в отношении к миру и себе самому. Говоря о предпонимании, в нем выделяют уровни пред-рассудка, пред-видения, пред-желания как своеобразное проявление мировоззрения, мировосприятия, мироощущения. Принадлежа определенной эпохе (обществу, этносу), человек разделяет ее пред-рассудки, пользуется ее стереотипами восприятия и пронизан ее эмоциональным настроем. С этой т. зр. индивиды оказываются "органами" своей эпохи. Между структурными составляющими Д. э. существуют сложные взаимоотношения и взаимодействия. Обычно приоритет отдается мировоззрению. Чаще всего именно мировоззрение исполняет системообразуюшую роль в духовном единстве эпохи, является ядром этого единства и наиболее отрефлексированной формой самосознания общества. Идеи, идеалы приоритетной мировоззренческой концепции принимаются за неоспоримые ценности и ориентиры своего времени. Через них, с их помощью все объясняется, оценивается, строится. Т е идеи приоритетного мировоззрения выполняют роль эталонов.

В "обустроенные" эпохи (термин M Бубера) мироощущение и мировосприятие строго коррелируют с мировоззрением, соответствуют ему и чаще всего им и задаются, под его влиянием формируются. В кризисные же, переходные, "бездомные" эпохи соотношение между элементами Д. э. может резко измениться. Ведущую роль в создании нового миропонимания могут играть мироощущение и мировосприятие. Именно они и будут определять Д. э. и мировоззрение.

Д. э. через свои компоненты связывает между собой разные формы общественного сознания, жизни, деятельности· науку, искусство, политику, мораль, экономику, философию.

Л. М. Мясникова

Оцените определение:

Источник: Современный философский словарь

terme.ru

ДУХ ЭПОХИ - Философский словарь

Философский словарь

ДУХ ЭПОХИ - - синонимично выражению "дух времени" (Zeitgeist) и означает культурно-смысловое единство эпохи Д. э представляет интегрированную целостность смыслов, значений, образов мысли, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих обществу, народу в определенный культурно-исторический период его существования. Введение в исследовательский оборот понятия "Д. э." приписывается немецким историкам X. Мейнерсу и Д Тидеману (XVIII в.) X. Мейнерс выражал этим понятием связь между образом мыслей и общим состоянием культуры в ту или иную эпоху Д. Тидеман с его помощью связывал философию с политикой, правом, нравами, т. е. с жизнью общества в самых различных проявлениях. Понятием "дух времени" активно пользовался Г. В. ? Гегель. Он считал, что в его эпоху духовную целостность общества определяет философия и именно философия выражает Д. э. Через духовное единство общества определяли "модель культуры" и "тип цивилизации" П. Сорокин и А. Тойнби. Духовную целостность принимал за основание и выражение локальной культуры и О. Шпенглер. При разнообразии смысловых оттенков, во всех этих позициях Д. э. фактически оказывается "эхом жизненного многообразия", выражением всей полноты жизни, спроецированным в символически-смысловых корреляциях. ""Дух" здесь не существо, обладающее высшими силами, не самостоятельное и отрешенное бытие, но и не чисто идеальная сущность, равно и не состояние индивида вне его воли и управления, а чуткий орган коллективного единства, откликающийся на всякое событие в бытии этого единства" (Г. Г. Шпет). Д. э. является ярким воплощением интегративных характеристик жизни общества, а также типичных, специфичных свойств, характерных для определенного культурно-исторического этапа жизни народа, региона. Т. е. Д э. связывает воедино общественное целое в его локальном, культурно-историческом проявлении и отличает одну общность от другой, одну эпоху от иной. Д. э. - аккумулятор смыслов эпохи. Система же смыслов выражается в миропонимании. В качестве миропонимания Д э. имеет сложную внутреннюю структуру. В "горизонтальном" плане его элементами являются мировоззрение, мировосприятие, мироощущение. Мировоззрение - концептуальное миропонимание, вырастающее в мирообъяснение, - представляет собой единство теоретически выраженных идей и идеалов общества, человека о мире, о себе, о своем месте в мире. Мировосприятие - миропонимание в форме наглядно-чувственного образа, или образно-чувственного суждения о мире, о себе и своем месте в мире, а также особые каноны, стереотипы восприятия мира и себя. Это именно чувственный образ, картина (мир как лестница божественных творений, мир, стоящий на четырех слонах, человек в образе пятерицы и т. ? ). Мироощущение - эмоциональнообразное миропонимание - стихийно возникающий эмоциональный настрой, установки в отношении к миру, себе, своему месту в мире, пронизанные тем не менее особой "эмоциональной логикой" ("логика" оптимизма или пессимизма, "логика" добра или зла и т п.). В "вертикальном" (функциональном) плане Д. э. делится на сферу образов (логико-концептуальных в мировоззрении, чувственно-наглядных в мировосприятии, эмоционально-оценочных в мироощущении) и на сферу мироустановок (идеалов в мировоззрении, канонов восприятия в мировосприятии, эмоциональных установок в мироощущении). Через сферу образов Д. э. как миропонимание порождает высшие формы сознания и самосознания в виде обобщенных философских принципов, научной картины мира и т. п. Через сферу мироустановок миропонимание переходит в жизненнодеятельные акты, Д. э. обретает деятельную силу Д. э. - сфера укорененности культуры, сфера предпонимания, о котором много писал X. Г Гадамер. Именно Д э выступает "призмой", через которую человек постигает мир, относится к нему, строит свои действия в отношении к миру и себе самому. Говоря о предпонимании, в нем выделяют уровни пред-рассудка, пред-видения, пред-желания как своеобразное проявление мировоззрения, мировосприятия, мироощущения. Принадлежа определенной эпохе (обществу, этносу), человек разделяет ее пред-рассудки, пользуется ее стереотипами восприятия и пронизан ее эмоциональным настроем. С этой т. зр. индивиды оказываются "органами" своей эпохи. Между структурными составляющими Д. э. существуют сложные взаимоотношения и взаимодействия. Обычно приоритет отдается мировоззрению. Чаще всего именно мировоззрение исполняет системообразуюшую роль в духовном единстве эпохи, является ядром этого единства и наиболее отрефлексированной формой самосознания общества. Идеи, идеалы приоритетной мировоззренческой концепции принимаются за неоспоримые ценности и ориентиры своего времени. Через них, с их помощью все объясняется, оценивается, строится. Т е идеи приоритетного мировоззрения выполняют роль эталонов. В "обустроенные" эпохи (термин M Бубера) мироощущение и мировосприятие строго коррелируют с мировоззрением, соответствуют ему и чаще всего им и задаются, под его влиянием формируются. В кризисные же, переходные, "бездомные" эпохи соотношение между элементами Д. э. может резко измениться. Ведущую роль в создании нового миропонимания могут играть мироощущение и мировосприятие. Именно они и будут определять Д. э. и мировоззрение. Д. э. через свои компоненты связывает между собой разные формы общественного сознания, жизни, деятельности· науку, искусство, политику, мораль, экономику, философию. Л. М. Мясникова Похожие на ДУХ ЭПОХИ слова / понятия:

ДУХ НАУКИДУХ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙДУХ ВРЕМЕНИДУХОБОРЫ, ДУХОБОРЦЫ, «БОРЦЫ ЗА ДУХ»ДУХОВ ДЕНЬДУХОВЕНСТВОДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВАДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВОДУХОВНОЕ ТЕЛО И ТЕЛО ПЛОТИ

slovari-online.ru

Философская энциклопедия - дух эпохи

синонимично выражению "дух времени"  (Zeitgeist) и означает культурно-смысловое единство эпохи Д. э представляет интегрированную целостность смыслов, значений, образов мысли, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих обществу, народу в определенный культурно-исторический период его существования.

Введение в исследовательский оборот понятия "Д. э." приписывается немецким историкам X. Мейнерсу и Д Тидеману (XVIII в.) X. Мейнерс выражал этим понятием связь между образом мыслей и общим состоянием культуры в ту или иную эпоху Д. Тидеман с его помощью связывал философию с политикой, правом, нравами, т. е. с жизнью общества в самых различных проявлениях. Понятием "дух времени" активно пользовался Г. В. ? Гегель. Он считал, что в его эпоху духовную целостность общества определяет философия и именно философия выражает Д. э. Через духовное единство общества определяли "модель культуры" и "тип цивилизации" П. Сорокин и А. Тойнби. Духовную целостность принимал за основание и выражение локальной культуры и О. Шпенглер. При разнообразии смысловых оттенков, во всех этих позициях Д. э. фактически оказывается "эхом жизненного многообразия", выражением всей полноты жизни, спроецированным в символически-смысловых корреляциях. ""Дух" здесь не существо, обладающее высшими силами, не самостоятельное и отрешенное бытие, но и не чисто идеальная сущность, равно и не состояние индивида вне его воли и управления, а чуткий орган коллективного единства, откликающийся на всякое событие в бытии этого единства" (Г. Г. Шпет).

Д. э. является ярким воплощением интегративных характеристик жизни общества, а также типичных, специфичных свойств, характерных для определенного культурно-исторического этапа жизни народа, региона. Т. е. Д э. связывает воедино общественное целое в его локальном, культурно-историческом проявлении и отличает одну общность от другой, одну эпоху от иной. Д. э. аккумулятор смыслов эпохи. Система же смыслов выражается в миропонимании. В качестве миропонимания Д э. имеет сложную внутреннюю структуру. В "горизонтальном" плане его элементами являются мировоззрение, мировосприятие, мироощущение. Мировоззрение концептуальное миропонимание, вырастающее в мирообъяснение, представляет собой единство теоретически выраженных идей и идеалов общества, человека о мире, о себе, о своем месте в мире.

Мировосприятие миропонимание в форме наглядно-чувственного образа, или образно-чувственного суждения о мире, о себе и своем месте в мире, а также особые каноны, стереотипы восприятия мира и себя. Это именно чувственный образ, картина (мир как лестница божественных творений, мир, стоящий на четырех слонах, человек в образе пятерицы и т. ? ).

Мироощущение эмоциональнообразное миропонимание стихийно возникающий эмоциональный настрой, установки в отношении к миру, себе, своему месту в мире, пронизанные тем не менее особой "эмоциональной логикой" ("логика" оптимизма или пессимизма, "логика" добра или зла и т п.).

В "вертикальном" (функциональном) плане Д. э. делится на сферу образов (логико-концептуальных в мировоззрении, чувственно-наглядных в мировосприятии, эмоционально-оценочных в мироощущении) и на сферу мироустановок (идеалов в мировоззрении, канонов восприятия в мировосприятии, эмоциональных установок в мироощущении). Через сферу образов Д. э. как миропонимание порождает высшие формы сознания и самосознания в виде обобщенных философских принципов, научной картины мира и т. п. Через сферу мироустановок миропонимание переходит в жизненнодеятельные акты, Д. э. обретает деятельную силу

Д. э. сфера укорененности культуры, сфера предпонимания, о котором много писал X. Г Гадамер. Именно Д э выступает "призмой", через которую человек постигает мир, относится к нему, строит свои действия в отношении к миру и себе самому. Говоря о предпонимании, в нем выделяют уровни пред-рассудка, пред-видения, пред-желания как своеобразное проявление мировоззрения, мировосприятия, мироощущения. Принадлежа определенной эпохе (обществу, этносу), человек разделяет ее пред-рассудки, пользуется ее стереотипами восприятия и пронизан ее эмоциональным настроем. С этой т. зр. индивиды оказываются "органами" своей эпохи. Между структурными составляющими Д. э. существуют сложные взаимоотношения и взаимодействия. Обычно приоритет отдается мировоззрению. Чаще всего именно мировоззрение исполняет системообразуюшую роль в духовном единстве эпохи, является ядром этого единства и наиболее отрефлексированной формой самосознания общества. Идеи, идеалы приоритетной мировоззренческой концепции принимаются за неоспоримые ценности и ориентиры своего времени. Через них, с их помощью все объясняется, оценивается, строится. Т е идеи приоритетного мировоззрения выполняют роль эталонов.

В "обустроенные" эпохи (термин M Бубера) мироощущение и мировосприятие строго коррелируют с мировоззрением, соответствуют ему и чаще всего им и задаются, под его влиянием формируются. В кризисные же, переходные, "бездомные" эпохи соотношение между элементами Д. э. может резко измениться. Ведущую роль в создании нового миропонимания могут играть мироощущение и мировосприятие. Именно они и будут определять Д. э. и мировоззрение.

Д. э. через свои компоненты связывает между собой разные формы общественного сознания,  жизни, деятельности· науку, искусство, политику, мораль, экономику, философию.

Л. М. Мясникова

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Дух Эпохи – значение слова Дух Эпохи в словарях

- синонимично выражению "дух времени" (Zeitgeist) и означает культурно-смысловое единство эпохи Д. э представляет интегрированную целостность смыслов, значений, образов мысли, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих обществу, народу в определенный культурно-исторический период его существования. Введение в исследовательский оборот понятия "Д. э." приписывается немецким историкам X. Мейнерсу и Д Тидеману (XVIII в.) X. Мейнерс выражал этим понятием связь между образом мыслей и общим состоянием культуры в ту или иную эпоху Д. Тидеман с его помощью связывал философию с политикой, правом, нравами, т. е. с жизнью общества в самых различных проявлениях. Понятием "дух времени" активно пользовался Г. В. ? Гегель. Он считал, что в его эпоху духовную целостность общества определяет философия и именно философия выражает Д. э. Через духовное единство общества определяли "модель культуры" и "тип цивилизации" П. Сорокин и А. Тойнби. Духовную целостность принимал за основание и выражение локальной культуры и О. Шпенглер. При разнообразии смысловых оттенков, во всех этих позициях Д. э. фактически оказывается "эхом жизненного многообразия", выражением всей полноты жизни, спроецированным в символически-смысловых корреляциях. ""Дух" здесь не существо, обладающее высшими силами, не самостоятельное и отрешенное бытие, но и не чисто идеальная сущность, равно и не состояние индивида вне его воли и управления, а чуткий орган коллективного единства, откликающийся на всякое событие в бытии этого единства" (Г. Г. Шпет). Д. э. является ярким воплощением интегративных характеристик жизни общества, а также типичных, специфичных свойств, характерных для определенного культурно-исторического этапа жизни народа, региона. Т. е. Д э. связывает воедино общественное целое в его локальном, культурно-историческом проявлении и отличает одну общность от другой, одну эпоху от иной. Д. э. - аккумулятор смыслов эпохи. Система же смыслов выражается в миропонимании. В качестве миропонимания Д э. имеет сложную внутреннюю структуру. В "горизонтальном" плане его элементами являются мировоззрение, мировосприятие, мироощущение. Мировоззрение - концептуальное миропонимание, вырастающее в мирообъяснение, - представляет собой единство теоретически выраженных идей и идеалов общества, человека о мире, о себе, о своем месте в мире. Мировосприятие - миропонимание в форме наглядно-чувственного образа, или образно-чувственного суждения о мире, о себе и своем месте в мире, а также особые каноны, стереотипы восприятия мира и себя. Это именно чувственный образ, картина (мир как лестница божественных творений, мир, стоящий на четырех слонах, человек в образе пятерицы и т. ? ). Мироощущение - эмоциональнообразное миропонимание - стихийно возникающий эмоциональный настрой, установки в отношении к миру, себе, своему месту в мире, пронизанные тем не менее особой "эмоциональной логикой" ("логика" оптимизма или пессимизма, "логика" добра или зла и т п.). В "вертикальном" (функциональном) плане Д. э. делится на сферу образов (логико-концептуальных в мировоззрении, чувственно-наглядных в мировосприятии, эмоционально-оценочных в мироощущении) и на сферу мироустановок (идеалов в мировоззрении, канонов восприятия в мировосприятии, эмоциональных установок в мироощущении). Через сферу образов Д. э. как миропонимание порождает высшие формы сознания и самосознания в виде обобщенных философских принципов, научной картины мира и т. п. Через сферу мироустановок миропонимание переходит в жизненнодеятельные акты, Д. э. обретает деятельную силу Д. э. - сфера укорененности культуры, сфера предпонимания, о котором много писал X. Г Гадамер. Именно Д э выступает "призмой", через которую человек постигает мир, относится к нему, строит свои действия в отношении к миру и себе самому. Говоря о предпонимании, в нем выделяют уровни пред-рассудка, пред-видения, пред-желания как своеобразное проявление мировоззрения, мировосприятия, мироощущения. Принадлежа определенной эпохе (обществу, этносу), человек разделяет ее пред-рассудки, пользуется ее стереотипами восприятия и пронизан ее эмоциональным настроем. С этой т. зр. индивиды оказываются "органами" своей эпохи. Между структурными составляющими Д. э. существуют сложные взаимоотношения и взаимодействия. Обычно приоритет отдается мировоззрению. Чаще всего именно мировоззрение исполняет системообразуюшую роль в духовном единстве эпохи, является ядром этого единства и наиболее отрефлексированной формой самосознания общества. Идеи, идеалы приоритетной мировоззренческой концепции принимаются за неоспоримые ценности и ориентиры своего времени. Через них, с их помощью все объясняется, оценивается, строится. Т е идеи приоритетного мировоззрения выполняют роль эталонов. В "обустроенные" эпохи (термин M Бубера) мироощущение и мировосприятие строго коррелируют с мировоззрением, соответствуют ему и чаще всего им и задаются, под его влиянием формируются. В кризисные же, переходные, "бездомные" эпохи соотношение между элементами Д. э. может резко измениться. Ведущую роль в создании нового миропонимания могут играть мироощущение и мировосприятие. Именно они и будут определять Д. э. и мировоззрение. Д. э. через свои компоненты связывает между собой разные формы общественного сознания, жизни, деятельности· науку, искусство, политику, мораль, экономику, философию. Л. М. Мясникова

vslovare.info

«Дух эпохи»ПОЧЕМУХА.РУ ответы на вопросы.

Попытки описать тот или иной исторический период в нескольких словах, сформулировать основной жизненный принцип той или иной культуры, найти некий «дух эпохи» предпринимались с самого зарождения современной исторической науки. С одной стороны, попытки эти откровенно упрощают всю историю, с другой – оказываются отчасти удачными, по крайней мере, при сопоставлении двух крупных исторических эпох. Воспользуемся и мы этим приемом.

При сравнении античности и Средневековья как двух хронологически близких исторических эпох античность нередко рисуют временем торжества мира над духом, когда человек воспевал красоту природы и себя самого. Средневековье же предстает в таких сравнениях мрачной порой, когда люди отказывались видеть в окружающем их мире хоть что-то прекрасное, обращая взоры к небесам. При всей примитивности подобного анализа, он отчасти верен.

Для античного человека боги были частью природы, для средневекового – природа была лишь частью единого, вездесущего и всемогущего Бога. Материальный мир существовал в представлении средневекового христианина лишь до тех пор, пока была на то воля Божья. Все, что происходило в мире – плохое ли, хорошее – исходило от Бога и не могло совершаться без божественного ведома. Смиряясь с невзгодами телесными, человек укреплял дух. Расцвет средневекового искусства после Х века – наиболее заметный результат «накопления сокровищ небесных», заповеданного Евангелием и вновь провозглашенного Григорием Великим.

В Средние века духовное начало глубоко проникло в материальный мир. Люди западноевропейской цивилизации представляли себе Ад, Чистилище и Рай как вполне реальные области Вселенной. Более того, эти области находились не где-то в потустороннем мире, а практически по соседству с миром живых. Наилучшая иллюстрация этому – начало путешествия Данте по загробному миру. В долину, где он встретил Вергилия и откуда началось его странствие, итальянский поэт забрел совершенно случайно, заблудившись «в сумрачном лесу». Несмотря на явную аллегоричность рассказа о том, как он «утратил правый путь во мгле долины», все части загробного мира, согласно воззрениям поэта, находились в мире материальном. Более того, Данте указывал конкретные координаты и пропасти, ведущей в Ад, и горы Чистилища, которую возможно увидеть человеку (как увидел ее Одиссей, страдающий в одном из кругов Дантова Ада), и кругов Рая, находящихся на небесах и планетах (Луне, Венере, Марсе, Солнце). И Данте был не одинок в стремлении материализовать загробный мир. Видения, особый жанр литературных произведений, сложившийся за два-три века до Данте и сочетавший в себе античную традицию (в первую очередь, «Энеиду Вергилия) с арабским «мираджем» и евангельскими «откровениями», рисуют вполне реалистичную картину Ада и Чистилища — мест, где можно ходить вперед и назад, вправо и влево, то есть где существуют те же координаты, что и в мире живых. Представления о географии мира в Средние века были весьма своеобразны: на знания о пределах обитаемого мира (ойкумены) накладывались не менее (а порой и более) подробные “сведения” о сверхъестественном мире.

Время и пространство, отношения в обществе, власть господина над подданным, взаимоотношения сеньора и вассала – на все это средневековый человек смотрел через призму божественного. Анализируя западноевропейское общество эпохи Средневековья (неважно, Раннего или Позднего), нельзя не делать поправку на мировоззрение той эпохи, которое покоилось на идее миропорядка, установленного Богом, и на представлении о том, что всякий человек занимает в этом миропорядке раз и навсегда отведенное ему место.

Именно этим мировоззрением европеец Средневековья отличается от сына эпохи Возрождения. Правда, последний тоже осознавал себя творением «по образу и подобию Божьему». Но для человека Возрождения «по образу и подобию» означало «с правом творения, подобно Творцу». Возрождение было активно по отношению к окружающему миру, а Средневековье — пассивно. Этот «дух эпохи» сохранялся на протяжение всего Средневековья, и даже Возрождение (эпоха скорее культурная, чем историческая) не избежало его влияния.

Интересные сведения:

«Мирадж» (ар. «восхождение») – жанр, получивший название от легендарного путешествия пророка Мухаммеда на небо, где ему были продиктованы заповеди Корана.

На свадьбу нам с женой подарили крутые велосипеды. Теперь мы каждый день совершаем http://velostars.ru/articles/puteshestvie-na-velosipede.html по утрам. Езда на велосипеде очень полезна для здоровья.

pochemuha.ru


Смотрите также