Какую роль сыграли казаки в истории нашего края? — Да самую непосредственную, если принять во внимание тот факт, что именно они в числе самых первых прибыли на наши земли, стали их осваивать. История города Петропавловска неразрывно связана с Сибирским казачьим войском, так как начало городу положила крепость Святого Петра – главная на Новоишимской линии, огромное участие в строительстве которой принимали именно казаки. Строительство укреплений осуществлялось силами регулярных и нерегулярных войск – выписных казаков. Вместе с регулярными войсками на вновь возводимую линию прибыло и православное духовенство, тем самым можно считать, что именно с казаками в наши края пришла православная религия.Еще в начале XVIII века организатор российской армии и флота император Петр I повелел «быть священнослужителям при каждом полку и корабле». В соответствии с «Воинским Уставом» 1716 года назначение священнослужителей к воинским частям стало регулярным. Русская Православная Церковь с самого начала своего существования являлась духовной наставницей воинства и военному духовенству по праву принадлежала особая роль в русской армии. Хотя военные священники не принимали непосредственного участия в боях с оружием в руках, их оружием было Слово Божие. Они отправляли религиозные обряды, нравственно воспитывали личный состав, просвещали молодое пополнение – помогали скорее вступить в строй, провожали увольняемых в запас, с должным почтением провожали в последний путь погибших за Отечество на поле брани. Исторически в Петропавловске проживают казаки Сибирского казачьего войска. Но, так как в советское время к нам приезжали переселенцы из разных мест огромной страны, есть потомки донских, волжских и других представителей казачества. Казак без общины не казак. На территории нашего города имеются две казачьих общины – землячество казаков «Горькая линия» и «Братство Сибирских казаков», которые ставят перед собой задачи по возрождению традиций, по сохранению истории, работают на общественных началах. Основная цель – возрождение, сохранение традиций, пропаганда казачьего образа жизни, а также участие в городских мероприятиях.Продавец «Казачьей лавки» Денис Мокринский входит в казачью общину «Братство Сибирских казаков», атаманом которой является Николай Авдеев, казачий полковник. Это областная организация, в неё входит пять станиц.— В нашей общине более конфессиональный, более этнический состав, — поясняет Денис Александрович. – У нас есть и мусульмане, и протестанты, есть казаки. Есть татары, есть казахи, есть русские и украинцы. Казак – это состояние души, образ жизни. Казаки считаются военным сословием. После революции сумели сохраниться только два сословия – священство и казачество. Сейчас сословного деления как бы нет, но моё личное мнение, что казаки, как сословие сохранилось не без помощи такого писателя, как Михаил Шолохов. Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев является почётным атаманов Союза казаков Казахстана. Он от Верховного атамана Юрия Захарова принял атрибуты атаманской власти.Внутри казачества чины присваиваются верховным атаманом. Сейчас они не являются военными, а чинами внутри общины за заслуги. Первично офицерский чин подхорунжие, который приравнивается к младшему лейтенанту, присваивается при наличии высшего образования.Казаки обеспечивают крёстный ход, охрану общественного порядка в церкви, когда во время великих праздников, таких, как Рождество, Крещение или Пасха, в храмах собирается огромное количество народа. Чтобы избежать давки в церкви, движения люда православного регулируют казаки, входящие в состав общины «Братство Сибирских казаков».Это сложилось исторически, казаки всегда были защитниками православия земли русской. Имеются исторические справки и мнения учёных России, что казаки приняли христианство на 120 лет раньше принятия этой веры на всей Руси.У казака свой неординарный и неповторимый образ жизни. Он заключается в видении мира, в традициях, способности прогнозируемо реагировать на определённые моменты жизни. Казак в основной массе – православный, воцерквлённый человек, который свою жизнь соизмеряет со священными писаниями православного толка. Свою жизнь казак сопоставляет с традициями своих предков – это обязательная служба своей Родине, отечеству, отношению к семье, к дому, к женщине. Женщина-казачка – это определённый «сорт» женщин, сильных, волевых, которые одновременно могли растить детей и вести всё хозяйство без мужей, часто находившихся в военных походах. При этом, не жалуясь на тяжёлую судьбу, а принимая всё как данность. Так казаки и живут, передавая и в устной форме, и в наглядной – ношение справы, обязательные лампасы, как символ казачьего сословия, свои ценности, традиции и взгляды на жизнь.На территории Горькой линии Петропавловска атаманы и целые сотни исповедовали мусульманскую веру, но они служили Царю-батюшке. Основная масса казаков — православные христиане, они составляют порядка 98 процентов. Не смотря на это, казачеству всегда были присущи многоконфессиональность и многоэтничность, но единая цель и единый образ жизни обеспечивали идентификацию казачества от других народов и культур. В казачество попадали и попадают разными путями. Как говорится, казаком можно родиться, казаком можно стать, казаком нужно быть. В своё время Пушкин, служа на Кавказе, был принят в казаки. У него есть хорошее четверостишие о казаках, которое он написал по приезду в родное село: «Был и я среди донцов, гнал и я османов шайку. В память битвы и шатров я домой привёз нагайку».— Лев Толстой писал, что «все русские хотят быть казаками», — говорит Денис Александрович, — поэтому, слава Богу, что мы казаки!Состояние души казака и состояние русской души в общем-то одинаковы. В нём заключены понятия государственности, не родоклановое и племенное ощущение себя, а именно государственником. Это основная черта не только казаков, но и русского народа. С этим, наверняка, связаны проблемы русского народа – его разобщённость. Когда общая беда есть – сплачиваемся, потому что государственники, а в частных вопросах можем «чубы рвать, аж пиджак будет заворачиваться». В отличие от других народов того же Кавказа, Средней Азии, которые по родоплеменному восприятию своего мира всегда горой за родственников.Казаком можно быть не по крови, а по духу, обязательно. Если вы чувствуете, что ваше восприятие мира, жизненные позиции близки к казачьим и хотите вступить в общину для этого нужно иметь 18 лет от роду, написать заявление атаману, выдержать испытательный срок. Кандидат участвует в мероприятиях, которые проводит община – следит за порядком на массовых скоплениях людей в церквях во время служб, участвует в спортивных мероприятиях, ухаживает за подшефными стариками; живёт жизнью общины, экипируется сам – шьёт себе справу или покупает. Через год советом принимается решение о принятии данного кандидата в общину.В минувшее воскресенье, в великий праздник Рождества в храме Петра и Павла отец Максим принимал в светлое Христово воинство казаков, изъявивших такое желание. По окончании службы отец читал молитву, а позже казаки перед Христом, Евангелием и личным составом зачитывали присягу, целовали Крест, Евангелие, войсковое знамя, получили благословение от священника и поздравления атамана. Более десяти человек приняли казачью присягу. Около двух месяцев назад в нашем городе в крытом помещении рынка «Алтын Арман» открылась «Казачья лавка», где, наконец-таки, местным казакам стало возможным приобрести для себя всё необходимое в плане одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров и т.д. История её создания уходит в август прошедшего года: на заседании правления казачьей общины было решено, что экипироваться казакам в Петропавловске негде, то есть нет ни погонов, ни шевронов, ничего. За исключением единичных случаев, когда что-то привозилось из России попутно. Но, конечно, этого было не достаточно. Было принято решение продумать вопрос об организации лавки, где бы продавался такой товар. Дело это было поручено казаку Денису Мокринскому.Ассортимент лавки на сегодняшний день достаточно велик. Это, в частности, казачья справа: гимнастёрки образца 1907 года, которые приняты как национальная форма одежды казаков. Погоны, как рядового казачьего состава, так старшего и младшего офицерского состава. Нашивки, шевроны, папахи пошива сибирского и кубанского образцов. А так же современные футболки с казачьей символикой.Мужская казачья одежда шьётся по лекалам, которые имеются в общине в ателье и мастерских нашего города. Всё отличного качества, одежда прочная, отвечает всем требованиям казачьих правил экипировки. Гимнастёрка подгоняется практически под любой размер при помощи ремня и портупеи. На протяжении долгих лет можно проходить в одном «обмундировании».Также представлена литература – книги по казачеству, об истории царской семьи, стихи о России. Казачья памятка, в которой вкратце рассказывается об 11 казачьих войсках, более подробно о Сибирском казачестве, а также указаны правила ношения казачьей справы, экипировка. Также представлена обувь – сапоги, как мягкие, так и хромовые – офицерского образца.Здесь можно найти варианты амуниции – казачьи эмблемы (шажки и подкова, перекрещенные шажки), пуговицы, кокарды (полевая и парадные), современный вариант армейских жетонов, магниты на холодильник, сувенирные медали и ордена.Лавка не прошла стороной мимо сувенирной продукции. Здесь имеются кружки с казачьей символикой. Статуэтки с изображением Ермака Тимофеева – основателя Сибирского казачьего войска. Он, можно сказать, стоял во главе присоединения царства Сибирского к России.— Казаки Тобольска считают, что расширение России как государства шло на казачьих плечах: сначала шёл казак, завоёвывал, а за ним следовал простой мужик и осваивал землю, — рассказывает Денис Александрович. Сами казаки – воины-земледельцы, которые не только виртуозно владели оружием, но и были способны вести хозяйство; ни как регулярная армия, которую надо было кормить. Они сами себя прокармливали, а также содержали в порядке ту землю, на которой жили.Любой может носить данную одежду, за исключением погон.— Хотелось бы, чтобы каждый казак, придя в лавку мог одеться с ног до головы, — мы работаем над данным вопросом, но пока тяжеловато с размерами одежды и обуви. В скором времени хотим выходить на поставки из Москвы. Развиваться, увеличиваться, расти. Вести пропаганду, работу среди молодёжи, чтобы становились казаками, которые близки к этой общине по духу.Здесь же рядом с «Казачьей лавкой», которая находится на втором этаже крытого рынка, представлен музей истории казачества, который располагает как историческими фотографиями и сведениями о казаках, так и о жизни этих общин в настоящее время. Стараясь сохранить стилистику казачества и выполняя пожелания женщин, лавка была укомплектована платками, шалями и палантинами. Они завезены в лавку с разных мест СНГ. Здесь представлен Узбекистан, а также знаменитые «павловопосадские» платки — Россия, выполненные из натуральных материалов – шерсти, шёлка, хлопка. Каждая женщина найдёт здесь что-нибудь по своей душе. Эти платки не только согревают тёплыми расцветками, буйством красок и узоров. Они действительно тёплые, потому что выполнены из натуральных тканей по многовековым технологиям.Меняются времена и технологии, но платок и шаль всегда остаются лучшим подарком. Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоевывать высокие награды на международных выставках, пришла слава и к русским платкам и шалям.Ярким примером традиций набивного рисунка являются платки и шали фабрик Александровых (Калужская губерния) и мануфактуры Лабзина и Грязнова (Павлово-Посад). Цветочные композиции каждой мануфактуры имеют свой узнаваемый и неповторимый художественный стиль.Шали и платки «павлопосадские» — это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали.«Казачья лавка» находится на втором этаже центрального рынка «Алтын — Арман». Крытое здание, за экскалатором. Время работы: 10 — 16 часов. Ольга ВАЙТОВИЧ,фото автора Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск Оцените материал:
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.Система Orphus.
www.pkzsk.info • Рекомендуем лучшее! Опубликовано 04.07.2017 в 07:01 Реакции на статью С вашего аккаунта зарегистрирована подозрительная активность. Для вашей безопасности, мы хотим удостовериться, что это действительно вы nespeshnyrazgovor.mirtesen.ru Какую роль сыграли казаки в истории нашего края? — Да самую непосредственную, если принять во внимание тот факт, что именно они в числе самых первых прибыли на наши земли, стали их осваивать. История города Петропавловска неразрывно связана с Сибирским казачьим войском, так как начало городу положила крепость Святого Петра – главная на Новоишимской линии, огромное участие в строительстве которой принимали именно казаки. Строительство укреплений осуществлялось силами регулярных и нерегулярных войск – выписных казаков. Вместе с регулярными войсками на вновь возводимую линию прибыло и православное духовенство, тем самым можно считать, что именно с казаками в наши края пришла православная религия.Еще в начале XVIII века организатор российской армии и флота император Петр I повелел «быть священнослужителям при каждом полку и корабле». В соответствии с «Воинским Уставом» 1716 года назначение священнослужителей к воинским частям стало регулярным. Русская Православная Церковь с самого начала своего существования являлась духовной наставницей воинства и военному духовенству по праву принадлежала особая роль в русской армии. Хотя военные священники не принимали непосредственного участия в боях с оружием в руках, их оружием было Слово Божие. Они отправляли религиозные обряды, нравственно воспитывали личный состав, просвещали молодое пополнение – помогали скорее вступить в строй, провожали увольняемых в запас, с должным почтением провожали в последний путь погибших за Отечество на поле брани. Исторически в Петропавловске проживают казаки Сибирского казачьего войска. Но, так как в советское время к нам приезжали переселенцы из разных мест огромной страны, есть потомки донских, волжских и других представителей казачества. Казак без общины не казак. На территории нашего города имеются две казачьих общины – землячество казаков «Горькая линия» и «Братство Сибирских казаков», которые ставят перед собой задачи по возрождению традиций, по сохранению истории, работают на общественных началах. Основная цель – возрождение, сохранение традиций, пропаганда казачьего образа жизни, а также участие в городских мероприятиях.Продавец «Казачьей лавки» Денис Мокринский входит в казачью общину «Братство Сибирских казаков», атаманом которой является Николай Авдеев, казачий полковник. Это областная организация, в неё входит пять станиц.— В нашей общине более конфессиональный, более этнический состав, — поясняет Денис Александрович. – У нас есть и мусульмане, и протестанты, есть казаки. Есть татары, есть казахи, есть русские и украинцы. Казак – это состояние души, образ жизни. Казаки считаются военным сословием. После революции сумели сохраниться только два сословия – священство и казачество. Сейчас сословного деления как бы нет, но моё личное мнение, что казаки, как сословие сохранилось не без помощи такого писателя, как Михаил Шолохов. Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев является почётным атаманов Союза казаков Казахстана. Он от Верховного атамана Юрия Захарова принял атрибуты атаманской власти.Внутри казачества чины присваиваются верховным атаманом. Сейчас они не являются военными, а чинами внутри общины за заслуги. Первично офицерский чин подхорунжие, который приравнивается к младшему лейтенанту, присваивается при наличии высшего образования.Казаки обеспечивают крёстный ход, охрану общественного порядка в церкви, когда во время великих праздников, таких, как Рождество, Крещение или Пасха, в храмах собирается огромное количество народа. Чтобы избежать давки в церкви, движения люда православного регулируют казаки, входящие в состав общины «Братство Сибирских казаков».Это сложилось исторически, казаки всегда были защитниками православия земли русской. Имеются исторические справки и мнения учёных России, что казаки приняли христианство на 120 лет раньше принятия этой веры на всей Руси.У казака свой неординарный и неповторимый образ жизни. Он заключается в видении мира, в традициях, способности прогнозируемо реагировать на определённые моменты жизни. Казак в основной массе – православный, воцерквлённый человек, который свою жизнь соизмеряет со священными писаниями православного толка. Свою жизнь казак сопоставляет с традициями своих предков – это обязательная служба своей Родине, отечеству, отношению к семье, к дому, к женщине. Женщина-казачка – это определённый «сорт» женщин, сильных, волевых, которые одновременно могли растить детей и вести всё хозяйство без мужей, часто находившихся в военных походах. При этом, не жалуясь на тяжёлую судьбу, а принимая всё как данность. Так казаки и живут, передавая и в устной форме, и в наглядной – ношение справы, обязательные лампасы, как символ казачьего сословия, свои ценности, традиции и взгляды на жизнь.На территории Горькой линии Петропавловска атаманы и целые сотни исповедовали мусульманскую веру, но они служили Царю-батюшке. Основная масса казаков — православные христиане, они составляют порядка 98 процентов. Не смотря на это, казачеству всегда были присущи многоконфессиональность и многоэтничность, но единая цель и единый образ жизни обеспечивали идентификацию казачества от других народов и культур. В казачество попадали и попадают разными путями. Как говорится, казаком можно родиться, казаком можно стать, казаком нужно быть. В своё время Пушкин, служа на Кавказе, был принят в казаки. У него есть хорошее четверостишие о казаках, которое он написал по приезду в родное село: «Был и я среди донцов, гнал и я османов шайку. В память битвы и шатров я домой привёз нагайку».— Лев Толстой писал, что «все русские хотят быть казаками», — говорит Денис Александрович, — поэтому, слава Богу, что мы казаки!Состояние души казака и состояние русской души в общем-то одинаковы. В нём заключены понятия государственности, не родоклановое и племенное ощущение себя, а именно государственником. Это основная черта не только казаков, но и русского народа. С этим, наверняка, связаны проблемы русского народа – его разобщённость. Когда общая беда есть – сплачиваемся, потому что государственники, а в частных вопросах можем «чубы рвать, аж пиджак будет заворачиваться». В отличие от других народов того же Кавказа, Средней Азии, которые по родоплеменному восприятию своего мира всегда горой за родственников.Казаком можно быть не по крови, а по духу, обязательно. Если вы чувствуете, что ваше восприятие мира, жизненные позиции близки к казачьим и хотите вступить в общину для этого нужно иметь 18 лет от роду, написать заявление атаману, выдержать испытательный срок. Кандидат участвует в мероприятиях, которые проводит община – следит за порядком на массовых скоплениях людей в церквях во время служб, участвует в спортивных мероприятиях, ухаживает за подшефными стариками; живёт жизнью общины, экипируется сам – шьёт себе справу или покупает. Через год советом принимается решение о принятии данного кандидата в общину.В минувшее воскресенье, в великий праздник Рождества в храме Петра и Павла отец Максим принимал в светлое Христово воинство казаков, изъявивших такое желание. По окончании службы отец читал молитву, а позже казаки перед Христом, Евангелием и личным составом зачитывали присягу, целовали Крест, Евангелие, войсковое знамя, получили благословение от священника и поздравления атамана. Более десяти человек приняли казачью присягу. Около двух месяцев назад в нашем городе в крытом помещении рынка «Алтын Арман» открылась «Казачья лавка», где, наконец-таки, местным казакам стало возможным приобрести для себя всё необходимое в плане одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров и т.д. История её создания уходит в август прошедшего года: на заседании правления казачьей общины было решено, что экипироваться казакам в Петропавловске негде, то есть нет ни погонов, ни шевронов, ничего. За исключением единичных случаев, когда что-то привозилось из России попутно. Но, конечно, этого было не достаточно. Было принято решение продумать вопрос об организации лавки, где бы продавался такой товар. Дело это было поручено казаку Денису Мокринскому.Ассортимент лавки на сегодняшний день достаточно велик. Это, в частности, казачья справа: гимнастёрки образца 1907 года, которые приняты как национальная форма одежды казаков. Погоны, как рядового казачьего состава, так старшего и младшего офицерского состава. Нашивки, шевроны, папахи пошива сибирского и кубанского образцов. А так же современные футболки с казачьей символикой.Мужская казачья одежда шьётся по лекалам, которые имеются в общине в ателье и мастерских нашего города. Всё отличного качества, одежда прочная, отвечает всем требованиям казачьих правил экипировки. Гимнастёрка подгоняется практически под любой размер при помощи ремня и портупеи. На протяжении долгих лет можно проходить в одном «обмундировании».Также представлена литература – книги по казачеству, об истории царской семьи, стихи о России. Казачья памятка, в которой вкратце рассказывается об 11 казачьих войсках, более подробно о Сибирском казачестве, а также указаны правила ношения казачьей справы, экипировка. Также представлена обувь – сапоги, как мягкие, так и хромовые – офицерского образца.Здесь можно найти варианты амуниции – казачьи эмблемы (шажки и подкова, перекрещенные шажки), пуговицы, кокарды (полевая и парадные), современный вариант армейских жетонов, магниты на холодильник, сувенирные медали и ордена.Лавка не прошла стороной мимо сувенирной продукции. Здесь имеются кружки с казачьей символикой. Статуэтки с изображением Ермака Тимофеева – основателя Сибирского казачьего войска. Он, можно сказать, стоял во главе присоединения царства Сибирского к России.— Казаки Тобольска считают, что расширение России как государства шло на казачьих плечах: сначала шёл казак, завоёвывал, а за ним следовал простой мужик и осваивал землю, — рассказывает Денис Александрович. Сами казаки – воины-земледельцы, которые не только виртуозно владели оружием, но и были способны вести хозяйство; ни как регулярная армия, которую надо было кормить. Они сами себя прокармливали, а также содержали в порядке ту землю, на которой жили.Любой может носить данную одежду, за исключением погон.— Хотелось бы, чтобы каждый казак, придя в лавку мог одеться с ног до головы, — мы работаем над данным вопросом, но пока тяжеловато с размерами одежды и обуви. В скором времени хотим выходить на поставки из Москвы. Развиваться, увеличиваться, расти. Вести пропаганду, работу среди молодёжи, чтобы становились казаками, которые близки к этой общине по духу.Здесь же рядом с «Казачьей лавкой», которая находится на втором этаже крытого рынка, представлен музей истории казачества, который располагает как историческими фотографиями и сведениями о казаках, так и о жизни этих общин в настоящее время. Стараясь сохранить стилистику казачества и выполняя пожелания женщин, лавка была укомплектована платками, шалями и палантинами. Они завезены в лавку с разных мест СНГ. Здесь представлен Узбекистан, а также знаменитые «павловопосадские» платки — Россия, выполненные из натуральных материалов – шерсти, шёлка, хлопка. Каждая женщина найдёт здесь что-нибудь по своей душе. Эти платки не только согревают тёплыми расцветками, буйством красок и узоров. Они действительно тёплые, потому что выполнены из натуральных тканей по многовековым технологиям.Меняются времена и технологии, но платок и шаль всегда остаются лучшим подарком. Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоевывать высокие награды на международных выставках, пришла слава и к русским платкам и шалям.Ярким примером традиций набивного рисунка являются платки и шали фабрик Александровых (Калужская губерния) и мануфактуры Лабзина и Грязнова (Павлово-Посад). Цветочные композиции каждой мануфактуры имеют свой узнаваемый и неповторимый художественный стиль.Шали и платки «павлопосадские» — это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали. Ольга ВАЙТОВИЧ,фото автора Оцените материал: history1752.su
Быть может кто-то спросит, а обязательно ли для того, чтобы заниматься различными общественно-полезными делами, одевать шаровары с лампасами и именовать себя казаком? Пусть, мол, казаки будут на Дону, а какие же казаки в центре России?
Безусловно, получение организацией статуса казачьей предполагает получение определённых преимуществ. Но главное – казаком надо быть по духу, а не по месту жительства, сохранять духовную связь с предыдущими поколениями этих доблестных русских воинов. География здесь абсолютно не важна. Ведь даже покидая родину, как это случилось после революции, казаки сумели сохранить на чужбине свою самобытность.
С распадом советского строя началось возвращение к прежним, дореволюционным традициям. В бурном вихре возвращения к истокам нашлось место и казачеству, в лице многочисленных казачьих организаций. В общем-то, это была уже не первая попытка возродить казачество после революции. Ещё в середине 30-х годов ввиду очевидной неизбежности военного столкновения с гитлеровской Германией советское руководство вспомнило о казачестве, как о реальном боевом резерве. Всеобщей воинской обязанности к началу 30-х годов не было, армия комплектовалась по территориально-кадровому принципу, а потому в случае масштабной европейской войны не могла быть быстро пополнена обученными кадрами. Тогда и потребовался опыт казаков – потомственных воинов, которых готовили с младых ногтей к военной службе. Причём государство не тратило на эту подготовку ни копейки. Казаки сами по команде вставали под ружье со своим оружием и снаряжением. Из жителей казачьих территорий были сформированы кавалерийские части, в которых была введена традиционная казачья форма одежды. Многие из этих частей храбро сражались на полях Великой Отечественной. Правда, после войны казачьи части, как и вся кавалерия, были расформированы, а о казаках быстро забыли. В конце же 80-х казачество началось возрождаться снизу. Казаки сами предложили свою службу государству. И государство не сразу, но откликнулось. В 1994 году вышел специальный президентский указ. Членов казачьих организаций стали привлекать к охране государственной границы в помощь пограничникам, к охране общественного порядка, природоохранной, егерской службе и т.п. Казаки в качестве добровольцев приняли участие в военных конфликтах в Югославии, Приднестровье, Абхазии. Эти добровольческие казачьи отряды формально входили в состав регулярных сил, но в них существовали свои порядки, была выборность командиров. И если появление казаков в традиционных казачьих краях: на Дону, Кубани, Тереке и т.п. было вполне логичным и закономерным (точнее, казаки оттуда никуда и не исчезали, а теперь просто получили возможность открыто демонстрировать свою принадлежность), то много недоумения вызвали казачьи организации, в тех местах, где казаков отродясь не было, ну если только проездом.
Автору этой статьи удалось увидеть эту проблему изнутри, вступив в 1999 году в Союз Казаков Подмосковья. Эта организация возникла в середине 90-х. Первоначально её целью, как, впрочем, и многих других ей подобных, было объединение потомков донских, терских кубанских и других казаков. Тогда стало модным раскапывать свою родословную, искать иные, чем рабоче-крестьянские корни. Именно в то время начали появляться общества потомков русских дворян, купцов. Первоначально целями Союза, учреждённого казачьим кругом в Голицино, была помощь своим членам в сборе информации о своих предках – казаках, содействие в реабилитации репрессированных представителей казачества, изучение и популяризация казачьей культуры. Союз издавал в подмосковной Коломне, где находилось его правление свою культурно-историческую газету; его атаман, ныне покойный Петр Евгеньевич Топилин, потомственный донской казак из Усть-Медведицы, написал и издал ряд книг, посвящённых истории и культуре казачества. Впрочем, довольно скоро Союз вышел за рамки чисто теоретической деятельности. В Коломне была открыта кадетская казачья школа. Хотя школа – это громкое название; скорее это был просто военно-патриотический клуб, где ребята в свободное от учёбы время изучали военное дело, историю России, Закон Божий (казаки сразу же заявили о своей неразрывной связи с Православием). Шло сотрудничество с местным военкоматом. Атаман Союза активно отстаивал идею, сводившуюся к тому, чтобы призывники, прошедшие курс обучения в казачьей школе, шли на службу в одну часть, над которой бы организация взяла шефство. Идея эта, правда, так и не была реализована, хотя в целом по России такая практика, когда членов казачьих обществ призывали в определённые части, которым дали наименование казачьих, встречалась. Такие части были созданы во многих родах войск, на флоте, во внутренних и пограничных войсках.
Лет семь назад мне довелось познакомиться с начальником московской областной общественной организации «Кинологический центр «Щит», Геннадием Васильевичем Поповым. Сперва, я тоже удивился, что может быть общего у казаков со служебным собаководством, да ещё в Подмосковье. Но тут, по большому счёту, сказался организационный момент. С началом коренных преобразований в нашей стране, падением престижа военной службы, проходили и серьезные изменения в такой достаточно мощной структуре, организованно готовившей военные резервы, как ДОСААФ. От неё начало отпочковываться множество клубов, секций, обществ. Власть несколько настороженно стала относиться к не подчинённым ей обществам, члены которых носили военную форму, готовились к службе в армии. Объявление же организации казачьей придавало ей, так сказать, большую легитимность. Ведь в различных нормативных актах о казачестве прямо говорилось, что казачьи организации помимо прочего занимаются допризывной подготовкой молодёжи. Государство, в соответствии с этими актами, должно оказывать в данном вопросе поддержку. «Щит» развернул весьма обширную и многостороннюю деятельность. Прежде всего – это комплексная подготовка допризывников к военной службе. Помимо освоения специальности кинолога, ребята проходят строевую и начальную военную подготовку на базе воинской части в подмосковном посёлке Удельная и Центра кинологической службы ГУВД Московской области в Раменском. Причем кроме ребят, занятия охотно посещают девчонки. Тесное сотрудничество с военкоматом и правоохранительными органами позволяет выпускникам учебного центра поступать на службу в армию и милицию по специальности кинолога. Ещё одной стороной сотрудничества с милицией является участие инструкторов и совершеннолетних курсантов центра в охране порядка. Первоначально казаки патрулировали территорию в составе патрульных нарядов, сейчас они вместе со своими собаками привлекаются к обеспечению безопасности на массовых мероприятиях, охране избирательных участков во время политических выборов и т. п. Надо отметить, что «Щит» является единственной в области организацией такого рода, занимающейся вневойсковой кинологической подготовкой допризывников. И то, что в течение более десяти лет он продолжает развивать свою деятельность, свидетельствует о том, что такая структура действительно нужна.
Знакомством, произведшим на меня глубокое впечатление, была встреча с атаманом Обнинской городской казачьей общины «Спас» Игорем Константиновичем Лизуновым. Сам Игорь Константинович – личность замечательная. Профессиональный педагог, объездивший российские города и веси, он разработал уникальную боевую систему. Точнее говоря, это не было его собственной разработкой; Лизунов лишь систематизировал разрозненные боевые приёмы и тренировочные методики, которыми, владели наши предки, и которые хотя бы отрывочно сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение. Главной отличительной чертой этой боевой системы, является физическая и внутренняя расслабленность (точнее, раскрепощенность) бойца во время тренировки и поединка. Ведь только отсутствие напряжённости, сковывающей тело, позволяет адекватно реагировать на атаку. Ещё одна особенность – это преимущественное ориентирование на бой с несколькими противниками. И как следствие, здесь нет статических стоек, заученных ударов и бросков, алгоритмов действий. Боец импровизирует. Каждый раз он реагирует и действует сообразно возникшей ситуации. Ну и конечно, русское боевое искусство немыслимо без духовной составляющей. Перед тренировкой и после неё обязательно следует молитва. Ведь воин должен быть, прежде всего, силен духом. Казаки регулярно вместе посещают местный храм. Действенность этой боевой системы подтверждается тем, что многие специалисты, в том числе из армейского спецназа приезжают в Обнинск для обмена опытом и берут на вооружение методики обнинских казаков. Деятельность «Спаса» очень обширна и многогранна. Прежде всего, это социальное служение. При общине действует реабилитационный центр, помогающий желающим избавиться от алкогольной и наркотической зависимости. Работают казаки и с беспризорными и трудными подростками. Здесь стоит вспомнить один не характерный для современной жизни случай. Однажды в казачью общину пришёл молодой паренёк. Его мечтой была служба в российской армии, но призывной комиссией он был признан негодным к военной службе. Другой бы на его месте только порадовался, а он поставил себе цель подготовиться к службе и добиться призыва. Благодаря содействию казаков сюжет об этом пареньке попал на центральное телевидение и один из депутатов Госдумы принял участие в его судьбе. Помогает в деятельности обнинским казакам и собственная материальная база. У них есть своё здание, со всеми необходимыми помещениями, в том числе, жилыми, подсобное хозяйство. Помимо обеспечения собственных нужд эта база позволяет вести производственную деятельность. В частности, обнинские казаки занимаются пошивом одежды, в том числе и для силовых структур.
Быть может кто-то спросит, а обязательно ли для того, чтобы заниматься различными общественно-полезными делами, одевать шаровары с лампасами и именовать себя казаком? Пусть казаки будут на Дону, а какие же казаки в центре России? Но здесь, как я уже говорил, имеет определенное значение организационный момент. Безусловно, получение организацией статуса казачьей предполагает получение определённых преимуществ. Но главное – казаком надо быть по духу, а не по месту жительства. Ведь «Спас» не зря назван общиной. Это и есть настоящая община, как существовавшая, например, в Запорожской сечи, где казаки жили в большом курене одной семьёй. Конечно, так жили не все казаки, а лишь сечевики, посвятившие всю свою жизнь только нелёгкому военному искусству. Да и применяемые обнинцами педагогические методики заимствованы у казаков, которые совершенствовали их веками, а каждое поколение добавляло что-то новое. Общинная педагогика, которой занимается «Спас», и общий смысл которой сводится к воспитанию детей и подростков в едином коллективе, где нет четкого размежевания между взрослыми и детьми (но при этом, уважение старших – это главный принцип), где каждый готов придти на выручку своему товарищу, как в рамках чисто общинной деятельности, так и в повседневной жизни, многим кажется сейчас определённым педагогическим ноу-хау. Однако новое, как известно – хорошо забытое старое. Так испокон веков протекала жизнь в казачьих станицах. Сейчас общинные педагогические методики «спасовцев» привлекают внимание на самом высоком уровне, а различные общественные организации стали частыми гостями обнинцев. Опыт общинного строительства сейчас востребован, и за обменом опытом в Обнинск приезжают со всей России. Так что место жительства здесь не имеет значения. Ведь даже покидая родину, как это случилось после революции, казаки сумели сохранить на чужбине свою самобытность. Ярослав Коломенский
Источник материала: http://www.win.ru/action/2369.phtml Loading... www.rusobschina.ru Что за народ – казаки? Определённая национальность или склад ума? Настоящий казак – казак в душе, независимо от принадлежности к той или иной конфессии и нации. Сегодня мы очень мало слышим об этом некогда сословии, хотя казаки стояли у истоков создания нашего города.Казаки – первооткрыватели
Какую роль сыграли казаки в истории нашего края? – Да самую непосредственную, если принять во внимание тот факт, что именно они в числе самых первых прибыли на наши земли, стали их осваивать. История города Петропавловска неразрывно связана с Сибирским казачьим войском, так как начало городу положила крепость Святого Петра – главная на Новоишимской линии, огромное участие в строительстве которой принимали именно казаки. Строительство укреплений осуществлялось силами регулярных и нерегулярных войск – выписных казаков. Вместе с регулярными войсками на вновь возводимую линию прибыло и православное духовенство, тем самым можно считать, что именно с казаками в наши края пришла православная религия.
Еще в начале XVIII века организатор российской армии и флота император Петр I повелел «быть священнослужителям при каждом полку и корабле». В соответствии с «Воинским Уставом» 1716 года назначение священнослужителей к воинским частям стало регулярным. Русская Православная Церковь с самого начала своего существования являлась духовной наставницей воинства и военному духовенству по праву принадлежала особая роль в русской армии. Хотя военные священники не принимали непосредственного участия в боях с оружием в руках, их оружием было Слово Божие. Они отправляли религиозные обряды, нравственно воспитывали личный состав, просвещали молодое пополнение – помогали скорее вступить в строй, провожали увольняемых в запас, с должным почтением провожали в последний путь погибших за Отечество на поле брани. Казак – это образ жизни
Исторически в Петропавловске проживают казаки Сибирского казачьего войска. Но, так как в советское время к нам приезжали переселенцы из разных мест огромной страны, есть потомки донских, волжских и других представителей казачества. Казак без общины не казак. На территории нашего города имеются две казачьих общины – землячество казаков «Горькая линия» и «Братство Сибирских казаков», которые ставят перед собой задачи по возрождению традиций, по сохранению истории, работают на общественных началах. Основная цель – возрождение, сохранение традиций, пропаганда казачьего образа жизни, а также участие в городских мероприятиях.
Продавец «Казачьей лавки» Денис Мокринский входит в казачью общину «Братство Сибирских казаков», атаманом которой является Николай Авдеев, казачий полковник. Это областная организация, в неё входит пять станиц.
- В нашей общине более конфессиональный, более этнический состав, – поясняет Денис Александрович. – У нас есть и мусульмане, и протестанты, есть казаки. Есть татары, есть казахи, есть русские и украинцы. Казак – это состояние души, образ жизни. Казаки считаются военным сословием. После революции сумели сохраниться только два сословия – священство и казачество. Сейчас сословного деления как бы нет, но моё личное мнение, что казаки, как сословие сохранилось не без помощи такого писателя, как Михаил Шолохов. Назарбаев – атаман
Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев является почётным атаманов Союза казаков Казахстана. Он от Верховного атамана Юрия Захарова принял атрибуты атаманской власти.
Внутри казачества чины присваиваются верховным атаманом. Сейчас они не являются военными, а чинами внутри общины за заслуги. Первично офицерский чин подхорунжие, который приравнивается к младшему лейтенанту, присваивается при наличии высшего образования.
Казаки обеспечивают крёстный ход, охрану общественного порядка в церкви, когда во время великих праздников, таких, как Рождество, Крещение или Пасха, в храмах собирается огромное количество народа. Чтобы избежать давки в церкви, движения люда православного регулируют казаки, входящие в состав общины «Братство Сибирских казаков».
Это сложилось исторически, казаки всегда были защитниками православия земли русской. Имеются исторические справки и мнения учёных России, что казаки приняли христианство на 120 лет раньше принятия этой веры на всей Руси.
У казака свой неординарный и неповторимый образ жизни. Он заключается в видении мира, в традициях, способности прогнозируемо реагировать на определённые моменты жизни. Казак в основной массе – православный, воцерквлённый человек, который свою жизнь соизмеряет со священными писаниями православного толка. Свою жизнь казак сопоставляет с традициями своих предков – это обязательная служба своей Родине, отечеству, отношению к семье, к дому, к женщине. Женщина-казачка – это определённый «сорт» женщин, сильных, волевых, которые одновременно могли растить детей и вести всё хозяйство без мужей, часто находившихся в военных походах. При этом, не жалуясь на тяжёлую судьбу, а принимая всё как данность. Так казаки и живут, передавая и в устной форме, и в наглядной – ношение справы, обязательные лампасы, как символ казачьего сословия, свои ценности, традиции и взгляды на жизнь.
На территории Горькой линии Петропавловска атаманы и целые сотни исповедовали мусульманскую веру, но они служили Царю-батюшке. Основная масса казаков – православные христиане, они составляют порядка 98 процентов. Не смотря на это, казачеству всегда были присущи многоконфессиональность и многоэтничность, но единая цель и единый образ жизни обеспечивали идентификацию казачества от других народов и культур. Дух казачий
В казачество попадали и попадают разными путями. Как говорится, казаком можно родиться, казаком можно стать, казаком нужно быть. В своё время Пушкин, служа на Кавказе, был принят в казаки. У него есть хорошее четверостишие о казаках, которое он написал по приезду в родное село: «Был и я среди донцов, гнал и я османов шайку. В память битвы и шатров я домой привёз нагайку».
- Лев Толстой писал, что «все русские хотят быть казаками», – говорит Денис Александрович, – поэтому, слава Богу, что мы казаки!
Состояние души казака и состояние русской души в общем-то одинаковы. В нём заключены понятия государственности, не родоклановое и племенное ощущение себя, а именно государственником. Это основная черта не только казаков, но и русского народа. С этим, наверняка, связаны проблемы русского народа – его разобщённость. Когда общая беда есть – сплачиваемся, потому что государственники, а в частных вопросах можем «чубы рвать, аж пиджак будет заворачиваться». В отличие от других народов того же Кавказа, Средней Азии, которые по родоплеменному восприятию своего мира всегда горой за родственников.
Казаком можно быть не по крови, а по духу, обязательно. Если вы чувствуете, что ваше восприятие мира, жизненные позиции близки к казачьим и хотите вступить в общину для этого нужно иметь 18 лет от роду, написать заявление атаману, выдержать испытательный срок. Кандидат участвует в мероприятиях, которые проводит община – следит за порядком на массовых скоплениях людей в церквях во время служб, участвует в спортивных мероприятиях, ухаживает за подшефными стариками; живёт жизнью общины, экипируется сам – шьёт себе справу или покупает. Через год советом принимается решение о принятии данного кандидата в общину.
В минувшее воскресенье, в великий праздник Рождества в храме Петра и Павла отец Максим принимал в светлое Христово воинство казаков, изъявивших такое желание. По окончании службы отец читал молитву, а позже казаки перед Христом, Евангелием и личным составом зачитывали присягу, целовали Крест, Евангелие, войсковое знамя, получили благословение от священника и поздравления атамана. Более десяти человек приняли казачью присягу. Казачья экипировка
Около двух месяцев назад в нашем городе в крытом помещении рынка «Алтын Арман» открылась «Казачья лавка», где, наконец-таки, местным казакам стало возможным приобрести для себя всё необходимое в плане одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров и т.д. История её создания уходит в август прошедшего года: на заседании правления казачьей общины было решено, что экипироваться казакам в Петропавловске негде, то есть нет ни погонов, ни шевронов, ничего. За исключением единичных случаев, когда что-то привозилось из России попутно. Но, конечно, этого было не достаточно. Было принято решение продумать вопрос об организации лавки, где бы продавался такой товар. Дело это было поручено казаку Денису Мокринскому.
Ассортимент лавки на сегодняшний день достаточно велик. Это, в частности, казачья справа: гимнастёрки образца 1907 года, которые приняты как национальная форма одежды казаков. Погоны, как рядового казачьего состава, так старшего и младшего офицерского состава. Нашивки, шевроны, папахи пошива сибирского и кубанского образцов. А так же современные футболки с казачьей символикой.
Мужская казачья одежда шьётся по лекалам, которые имеются в общине в ателье и мастерских нашего города. Всё отличного качества, одежда прочная, отвечает всем требованиям казачьих правил экипировки. Гимнастёрка подгоняется практически под любой размер при помощи ремня и портупеи. На протяжении долгих лет можно проходить в одном «обмундировании».
Также представлена литература – книги по казачеству, об истории царской семьи, стихи о России. Казачья памятка, в которой вкратце рассказывается об 11 казачьих войсках, более подробно о Сибирском казачестве, а также указаны правила ношения казачьей справы, экипировка. Также представлена обувь – сапоги, как мягкие, так и хромовые – офицерского образца.
Здесь можно найти варианты амуниции – казачьи эмблемы (шажки и подкова, перекрещенные шажки), пуговицы, кокарды (полевая и парадные), современный вариант армейских жетонов, магниты на холодильник, сувенирные медали и ордена.
Лавка не прошла стороной мимо сувенирной продукции. Здесь имеются кружки с казачьей символикой. Статуэтки с изображением Ермака Тимофеева – основателя Сибирского казачьего войска. Он, можно сказать, стоял во главе присоединения царства Сибирского к России.
- Казаки Тобольска считают, что расширение России как государства шло на казачьих плечах: сначала шёл казак, завоёвывал, а за ним следовал простой мужик и осваивал землю, – рассказывает Денис Александрович. Сами казаки – воины-земледельцы, которые не только виртуозно владели оружием, но и были способны вести хозяйство; ни как регулярная армия, которую надо было кормить. Они сами себя прокармливали, а также содержали в порядке ту землю, на которой жили.
Любой может носить данную одежду, за исключением погон.
- Хотелось бы, чтобы каждый казак, придя в лавку мог одеться с ног до головы, – мы работаем над данным вопросом, но пока тяжеловато с размерами одежды и обуви. В скором времени хотим выходить на поставки из Москвы. Развиваться, увеличиваться, расти. Вести пропаганду, работу среди молодёжи, чтобы становились казаками, которые близки к этой общине по духу.
Здесь же рядом с «Казачьей лавкой», которая находится на втором этаже крытого рынка, представлен музей истории казачества, который располагает как историческими фотографиями и сведениями о казаках, так и о жизни этих общин в настоящее время. Какая ж казачка без платка?
Стараясь сохранить стилистику казачества и выполняя пожелания женщин, лавка была укомплектована платками, шалями и палантинами. Они завезены в лавку с разных мест СНГ. Здесь представлен Узбекистан, а также знаменитые «павловопосадские» платки – Россия, выполненные из натуральных материалов – шерсти, шёлка, хлопка. Каждая женщина найдёт здесь что-нибудь по своей душе. Эти платки не только согревают тёплыми расцветками, буйством красок и узоров. Они действительно тёплые, потому что выполнены из натуральных тканей по многовековым технологиям.
Меняются времена и технологии, но платок и шаль всегда остаются лучшим подарком. Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.
Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоевывать высокие награды на международных выставках, пришла слава и к русским платкам и шалям.
Ярким примером традиций набивного рисунка являются платки и шали фабрик Александровых (Калужская губерния) и мануфактуры Лабзина и Грязнова (Павлово-Посад). Цветочные композиции каждой мануфактуры имеют свой узнаваемый и неповторимый художественный стиль.
Шали и платки «павлопосадские» – это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали.
“Казачья лавка” находится на втором этаже центрального рынка “Алтын – Арман”. Крытое здание, за экскалатором. Время работы: 10 – 16 часов. Ольга ВАЙТОВИЧ, Вайтович О. Особый казачий дух // Петропавловск KZ. - 2013. - 25 января elib.nklibrary.kz Дороже свободы ничего нетСохранят ли будущие поколения эти благородные традиции служения Отечеству и вольного землепашества? Ответ на этот вопрос мы попытались найти в станичной школе.– Согласитесь, что задача школы не только обучить детей грамоте, основам наук, но и заложить в них нравственные начала, воспитать гражданскую позицию. В советские времена с этим неплохо справлялась пионерская организация, несмотря на идеологические издержки, – рассуждает директор школы Татьяна Толоконникова. – Сейчас, слава Богу, этой классовой зацикленности нет.Но ничего не дадено взамен. Нет идеи, вокруг которой можно было бы сплотить детей, формировать в них гражданскую позицию. Это серьезно сказывается на духовных качествах ребят. Что предложить им взамен пионерских галстуков и лозунгов? Скаутские идеи? А может, лучше близкие и понятные нам традиции казачества, в которых есть все, что нужно для воспитания высоконравственной личности? Вот мы и вышли с предложением ввести в школе казачий компонент. Мы получили такой статус в минобразования официально, в школе имеются казачьи классы, и ей присвоено имя известного станичного атамана Василия Репникова.Добавлю, что педагоги, прежде чем начать внедрять казачий компонент, посоветовались с детьми и родителями, проведя анкетирование. Большинство согласилось с тем, что казачий дух в станице жив и его надо сохранять. Если хочешь быть казаком…Рассматриваем фотографию, на которой на фоне добротного здания запечатлены дети в кубанках, черкесках, с кинжалами. Это выпускники двухклассного мужского училища, которое было открыто в станице во времена атаманства Василия Репникова. В этом здании и по сей день учатся дети станицы Расшеватской. Территория современной школы огромна – несколько гектаров. Рядом с историческим зданием вырос современный учебный корпус, который периодически достраивался, реконструировался. Получилось весьма символическое сочетание прошлого и настоящего, которые дополняют друг друга.– Вот и мы так хотим воспитывать детей, чтобы в них сочеталось все хорошее, что было наработано прежними поколениями, с теми качествами личности, которые востребованы современной жизнью, – говорит заместитель директора по воспитательной работе Александра Зейналова, – здесь нет никакого противоречия. Разве такие понятия, как служение Отечеству, верность долгу, трудолюбие, не нужны в современной жизни? Их, наоборот, не хватает современной молодежи, потому что телевидение, масскультура насаждают не лучшие образцы поведения.– А вера в Бога, которая и сформировала в казачестве его лучшие нравственные качества, разве это пережиток прошлого? – вступает в разговор руководитель казачьего класса Светлана Кунаковская. – Мы, конечно, за светское образование, но у нас хорошие отношения с местным батюшкой, он периодически приходит к нам на классные часы. Его беседы оказывают благотворное влияние на детей.Как говорит Светлана Валентиновна, учителя, среди которых в основном женщины, понимают, что для формирования казачьего духа мужского влияния явно не хватает, поэтому школа очень хотела бы, чтобы у нее появились шефы из какой-нибудь силовой структуры. С этим пока не получается. Но нет худа без добра. Чтобы научить казачат ходить строем, достаточно и школьного преподавателя ОБЖ полковника запаса Василия Павлова, который, кстати, является кошевым атаманом станичного казачьего общества. – Вряд ли стоит зацикливаться на внешних атрибутах казачества. Форма, которая есть у ребят, строевые навыки или умение стрелять и фехтовать – это не самое главное. Наверное, есть какое-то оправдание злым языкам, которые окрестили современных казаков ряжеными как раз за пристрастие к внешним атрибутам, а не внутренней сути казачества. Мы прежде всего думаем о духовных началах. Слава Богу, что мы казакиТакой лозунг я прочитал в одном из многочисленных коридоров школьного здания. Сначала подумал: с претензией на исключительность выраженьице! Где-нибудь в Евросоюзе осудили бы за нетолерантность. А потом, когда пообщался с ребятами, когда учителя рассказали, как они изучают историю станицы, традиции местного казачества, какие проводят конкурсы на знание обычаев, фольклора, понял, какая мощная любовь к своей малой родине стоит за всем этим. Ну что плохого в том, что люди гордятся, что они русские или казаки? Лишь бы чванливость не обуяла.– Когда я была маленькой, всегда жалела людей, которые не родились в Расшеватской, – признается Светлана Валентиновна. – Мне казалось, что нет ничего лучшего, чем наша станица. Как же они могут жить без нашей речки Расшеватки, без наших песен, без холодца с квасом и узвара из сухофруктов!Всех не местных казаки раньше называли мугарями. Что это, чванливость по отношению к чужакам? А может, та самая жалость, как у маленькой Светланы, к тем, кому не суждено было родиться в Расшеватке? А как тогда быть с местной поговоркой: «Ты что, выше Василискина?»Василискин был типичный мугарь, сирота, которого взяла на воспитание казачка Василиса. Оттого и фамилию такую дали. Но волей судеб после Октябрьского переворота он стал первым в станице председателем ревкома. Выдавал всякие справки и прочие документы – словом, всю станичную жизнь держал в руках. Не было никого выше Василискина. Он, кстати, через жену предупреждал те семьи, которые попали в список раскулаченных, чтоб, пока не поздно, бежали из станицы. За это и был репрессирован.Казачатам, старшие из которых только в шестом классе, об этом пока рано рассказывать. Но придет время – узнают. А пока они участвуют в конкурсах на знание станичного диалекта, казачьей походной и повседневной кухни, организуют торжества на Поповом кургане – месте, откуда пошла станица Расшеватская, поют старинные песни, изучают биографии тех станичников, в честь которых названы улицы. Им есть кем гордиться. Это не только дореволюционные атаманы и георгиевские кавалеры, но и герои Великой Отечественной войны, такие как Григорий Кожевников. Отважный казак, засев в дупле дуба с пулеметом, несколько часов сдерживал наступление фашистов, уничтожив сотню врагов. Немцы были поражены его мужеством и похоронили со всеми воинскими почестями. Сейчас расшеватские школьники дружат с ребятами из белорусского местечка Пружаны, чьи следопыты обнаружили медальон Кожевникова. В основном ребята общаются посредством новых технологий, через электронную почту и «Скайп».Современные симпатичные мальчишки и девчонки, с которыми было легко общаться, когда учителя повели меня в классы. Раскованные, умеющие говорить и, вместе с тем, уважительные к взрослому собеседнику. Такой, согласитесь, мы и хотим видеть современную молодежь. Кстати, общались мы в том самом здании, где было положено начало станичному образованию. Прошлое и настоящее неразделимы. Сергей ИВАЩЕНКОСтаница Расшеватская,Новоалександровский район Андрей07 февраля 2013, 08:25 ДУХ Казачества витает, но еще не спустился в КАЗАКОВ! Процесс очень длительный! Бал бы ДУХ,многие проблемы бы не существовали! www.opengaz.ru В среднюю школу станицы Расшеватской меня пригласил фермер Сергей Колесников. Он председатель попечительского совета, созданного станичными фермерами и предпринимателями. - Мне кажется, что учителя нашей школы сумели найти верный подход к воспитанию современных детей, - делится фермер. - С одной стороны, закладывают в их сознание такие нравственные понятия, как трудолюбие, целеустремленность, без которых в нынешней жизни нельзя добиться успеха, с другой - объясняют ребятам, что успех любой ценой - это не должно быть самоцелью. Без опоры на традиции предков, без любви к своей малой родине, без уважения к окружающим тебя людям ты не сможешь стать нормальным человеком. Я думаю, что нынешнему школьному образованию этой нравственной основы как раз и недостает. Пообщайтесь с учителями, со старшеклассниками, и вы почувствуете особую нравственную атмосферу нашей школы. Репетиция праздника в честь Дня Победы. Мыть полы не зазорно Директор Татьяна Валерьевна Толоконникова сразу же объяснила мне, что школа никогда не прекращала трудовое воспитание учащихся, несмотря на современные веяния, что, мол, уборка классов и прочие работы по самообслуживанию унижают достоинство ребенка. - Несмотря на существующие директивы по этому поводу, мы как-то научились их обходить, - говорит Татьяна Валерьевна, - да нам и деваться некуда. В нашей школе четыре здания, пять гектаров территории, а техперсонал по штатному расписанию такой же, как и в любой школе. Он у нас просто не справляется с такой нагрузкой. Поэтому наши дети до пятого класса вытирают пыль в учебных кабинетах, а после пятого уже полностью убирают классы. Семиклассники, например, уже косят траву на территории и выполняют другие работы по благоустройству. Мы просим родителей дать письменное разрешение на то, что их ребенок будет привлекаться к подобным работам. Все охотно дают такие разрешения. Это нормально, потому что никто не хочет, чтоб их дети выросли белоручками. Как это не уметь содержать свой дом в сельской местности? - Мы как-то были с учениками в санатории в Кисловодске, - вступает в разговор руководитель 10-го класса Светлана Валентиновна Кунаковская, - и там с нашими детьми беседовала психолог. Спрашивала, что они делают в свободное время. Оказалось, что ухаживают за огородом, кормят птицу, домашних животных, убирают за ними, а на развлечения у них времени в обрез. Психолог была крайне озадачена. - Это же нормально, - соглашается Сергей Колесников, - ко мне однажды попросились поработать летом воспитанницы детского дома. И оказалось, что они тряпку половую не умеют держать, я, мужик, гораздо ловчее это делаю. Не приучены к труду. Вот это беда! - Хорошо, что наш новый министр Ольга Васильева, считает, что надо возвращать в школу трудовое воспитание. Нынешним молодым – это как доктор прописал. А у нас, кстати, сохранился швейный цех, где девочки учатся основам швейного ремесла. Насколько знаю, в районе ни в одной школе таких цехов уже не осталось. Татьяна Толоконникова На благодатной почве Станица Расшеватская, пожалуй, самый самобытный населенный пункт в Новоалександровском районе. Здесь наиболее сильны казачьи традиции, и население умеет их хранить, здесь еще жив особый станичный диалект, на котором, правда, уже мало кто говорит, но многие его знают и гордятся такой особостью. В станице самый большой процент фермеров на душу населения не только в районе, но, пожалуй, и в крае. А что такое КФХ? Это слепок с семейного казачьего хозяйства. - Мы живем на благодатной исторической почве, и было бы грехом не воспользоваться этим для нравственного воспитания молодежи. Поэтому казачий компонент стал у нас основой в воспитательном процессе, – говорит Татьяна Валерьевна. – Мы не кадетская школа, но опора на традиции казачества присутствует во всей школьной жизни. - Но школа ведь многонациональная. Пока прошелся по коридорам, видел немало чернявых ребят кавказской, цыганской внешности. Они что, тоже хотят быть казаками? - Мы в казаки никого не гоним. Все вольны жить согласно традициям своего народа, что и происходит. Кстати, и основы православного воспитания, и истории православия мы внедряем в нашем заведении. На эти занятия охотно ходят дети из мусульманских семей, и их родители не против. Все абсолютно добровольно и как-то гармонично получается. Например, атаман в одном из классов – мальчик из корейской семьи. Был у нас такой случай, что один мальчик, у которого папа турок, попросил, чтоб мама ему крестик купила, так как он хочет ходить с детьми на церковную службу. Мама объяснила ему, что это можно делать и без крестика. Вот он так и ходит. Ему интересно. Но его никто не собирается в православную веру обращать. Сам разберется. Но мне кажется, нет ничего плохого в том, что в казачьей станице, где преобладает русское население, мы опираемся на исконные традиции. Это наша земля, наш дом, и мы хотим здесь жить сообразно своим представлениям о том, что хорошо и что плохо. Толерантность, доведенная до абсурда, это нехорошо. Быть космополитами, людьми без корней – не лучший фундамент для человеческой личности, - считает Толоконникова. Быть казаком – современно По моей просьбе в кабинет директора пришли ребята из 10-го класса со своим классным руководителем Светланой Кунаковской. Они уже пять лет считаются казачьим классом. Я спросил у них, а нет ли в этом следовании казачьим традициям чего-то искусственного, не сочетающегося с современной жизнью, некоего ретроградства? - Мне кажется, наоборот, хорошо, что мы изучаем традиции наших предков. Ведь это же хорошие традиции – любить трудиться, любить свое отечество, уметь и хотеть его защищать, ценить семейные отношения, - говорит Оля Фролова. Все ученики десятого класса являются участниками казачьего интерактивного театра. Его придумала директор Татьяна Толоконникова. В репертуаре театра небольшие сценки из произведений о казачьей жизни или инсценировки казачьего быта, обрядов. А интерактивным театр называется потому, что зрители могут участвовать в постановках. - Мы поставили несколько сценок из быта наших предков, - рассказывает Оля Журавлева, - например, проследили взросление девочки-казачки. Вот она собирается с мамой в храм. Как нужно было одеваться по такому случаю, как вести себя в церкви, обо всем этом мама рассказывает дочери. Потом она уже становится невестой. Мы показываем, как проходила подготовка к свадьбе, как одевалась невеста, какие наставления ей давали. Рассказ Оли продолжает Настя Толоконникова. Она рассказывает, как отмечали рождение ребенка. Новорожденного казака, например, обязательно клали на тулуп. Это чтобы ему сопутствовала удача, богатство. Мальчика-казака называли «ком золота», потому что именно казакам мужского пола выделялся земельный надел. Появление наследника сулило рост благосостояния в семье. Все эти сценки ставятся на расшеватском диалекте. Школьники по крупицам собирают диалектные слова. Ходят в гости к бабушкам, прабабушкам, которые еще помнят старую речь, записывают на диктофон эти интересные беседы. Я попросил девчат сказать что-нибудь по-расшеватски. Оля Фролова выдала такую скороговорку, что я даже с диктофона не смог ее расшифровать. А некоторые местные словечки весьма любопытны. Например, «матрешка» – это не деревянная кукла, а красивая косынка, платок. «Юбка гаями» – разноцветная, с разводами. «Пакабутки» – это значит «не по-настоящему». «Шибунять по планту» – бесцельно шляться по улице. - Красивый, яркий язык, - соглашаюсь с девчатами, - но уже не живой. Я опять к тому, что вписать все это в современную жизнь трудно, а многие сверстники и не поймут, зачем вам все это. Может, даже подшучивать будут, мол, ерундой занимаетесь. - В станице так мало кто думает, - говорит Настя Толоконникова, - мы же видим, как на праздниках люди с интересом смотрят наши сценки. Желание знать свою историю, родословную у нас в станице становится модным. А вообще, мне кажется, что быть казаком – это современно. Ведь главное – дух казачий, а не внешняя сторона. А дух наш – это вера, любовь к своей земле, трудолюбие. Разве сегодня эти качества не нужны? Сергей ИВАЩЕНКО Фото автора Станица Расшеватская, Новоалександровский район www.opengaz.ruОсобый казачий дух. Дух казачий
Особый казачий дух | Пkz
Что за народ – казаки? Определённая национальность или склад ума? Настоящий казак – казак в душе, независимо от принадлежности к той или иной конфессии и нации. Сегодня мы очень мало слышим об этом некогда сословии, хотя казаки стояли у истоков создания нашего города.
Казачий дух
Школьные годы моей дочери выпали на 90-е, когда были резко отметены все нравственно-воспитательные наработки советской школы. Мол, слишком идеологизированы, а значит, не соответствуют задачам нового времени. Отчасти с этим можно согласиться, но что было предложено взамен? Ничего! Так и начало расти "поколение пепси", воспитывавшееся на американских мультиках, а позже - на безликой, не имеющей национальных корней масс-культуре.
Сергей Иващенко
Я просто страдал, глядя на то, как ребенок не находил опоры, фундамента, на котором можно было бы возводить здание формирующегося мировоззрения. Как мог, противостоял этим разрушительным тенденциям, что делало и большинство моих знакомых. В массе своей они не были ярыми приверженцами коммунистической идеологии, многие устали от, действительно, чрезмерного ее влияния на нашу жизнь, но и то, чем обернулся отказ от вчерашних, казалось, непоколебимых устоев, тоже не вызывало у них восторга. Безыдейная пустота – это еще хуже, это путь в никуда.
К счастью, наработанные нашими предками традиции, нравственные ценности, за которыми – тысячелетие, не смогли уничтожить ни коммунистические эксперименты, ни потуги либеральных идеологов. Народ, потерявший под ногами опору, все чаще пытается обрести ее на национальной почве. Процесс этот медленный противоречивый, но он идет. Это очевидно. Захватывает он и нашу школу. Особенно это заметно в сельской местности, где приверженность традиции всегда сильнее, чем в городе, но и в некоторых городских школах детей стали приобщать к национальным корням. Для Юга России – это, конечно же, казачий уклад, интерес к которому здесь особенно силен.
Есть в Ставрополе кадетская школа имени генерала Ермолова. Когда-то ее задумали, как школу для трудных детей, и статуса кадетской у нее не было. Просто здесь делался упор на физическое воспитание, военную подготовку, для чего в школу были приглашены отставные офицеры. Но постепенно так называемый казачий компонент здесь стал доминировать, так как нужна была какая-то идейно-нравственная подпитка.
Сейчас школа из исправительной превратилась в престижную, куда стремятся пристроить своих детей люди разных социальных слоев. Конкурс в первый класс этой школы составляет десять человек на место.
Родители готовы возить сюда детей из самых отдаленных районов города, из соседнего Михайловска, из близлежащих сел.
Захожу на территорию. Здесь многое напоминает военное учебное заведение. Перед зданием школы – плац с разметкой для строевой подготовки. На флагштоках развиваются флаги. Перед плацем установлен бюст Алексея Петровича Ермолова. И чистота. В армии так – плац всегда должен блестеть.
- Мы видим свою задачу в воспитании достойных граждан своей страны. Не обязательно, чтобы все воспитанники пошли после школы по военной линии, многие поступают в гражданские вузы. Но зато 95 процентов поступают, и учатся там хорошо. Наши дети дисциплинированы, умеют жить в коллективе, мы стараемся привить им такие понятия, как честь и достоинство. Эти качества нужны в жизни на любом поприще, – говорит директор школы Алексей Хитров, – но военная составляющая, конечно, является доминирующей. Именно в воспитательных целях.
- Если обратиться к истории, многие выдающиеся ученые, писатели, художники дореволюционной России окончили кадетские корпуса, хоть и не стали военными. Но нравственную закалку, которую они там получили, пронесли через всю жизнь, и она помогла им стать выдающимися людьми, – добавляет бывший пограничник Игорь Погосов.
Люди интуитивно чувствуют этот нравственный потенциал школы, и неудивительно, что стремятся отдать сюда детей.
Помимо учителей, среди которых по традиции большинство – женщины, в школе работают военные воспитатели. Это офицеры запаса. Они присутствуют на занятиях, занимаются с ребятами во время самоподготовки – школа является учебным заведением полного дня. Занимаются с ними строевой, огневой подготовкой и т.п. Получается, что целый день дети контактируют с людьми, имеющими военную закалку, и вольно или невольно перенимают те хорошие качества, которые всегда были присущи служивому сословию России. Ну, а на всякие казарменные издержки, типа «здесь вам не 8-е марта», всегда найдется сдерживающий фактор в лице директора, учителей-женщин. Хорошая в школе атмосфера, как и должно быть в жизни – присутствует и мужское, и женское начала.
До пятого класса дети ходят в обычной школьной форме. С пятого становятся кадетами. Принимают присягу, носят кадетскую форму. Каждый учащийся может выбрать близкое его душе направление: казачий компонент или готовить себя в пограничники, летчики, мотострелки, десантники. Есть, кому обучить: в школе работают отставные военные всех родов войск.
В тот день был праздник – Масленица, и дети собрались на площадке, где показывали умение владеть шашкой, просто танцевали, пели казачьи и народные песни.
Ко мне подвели трех мальчишек. Один постарше, в черкеске, представился урядником Ревякиным. Я даже опешил от такого уставного представления и забыл спросить, как зовут парня. Двое других, Вова Панченко и Костя Дармин, приехали на праздник из села Кочубеевского. У них в школе есть казачий кружок, куда ребята и ходят. Очень хотели бы заниматься в такой школе, как их приятель, но жаль, что пока таких заведений в их райцентре нет. Урядник Ревякин объяснил, что он является командиром отделения. В его обязанности входит проводить утренний осмотр перед началом занятий, помогать военным воспитателям во время строевой подготовки, ну, и вообще, командир должен быть лидером во всем. Мальчишка очень доволен, что учится в такой школе, все, что связано с казачеством, ему интересно, хочется быть похожим на лучших представителей этого сословия.
– Мне нравится, что мой сын учится в этой школе, – говорит Елена Романченко, мама другого кадета,– нашим детям некогда заниматься ерундой: шляться по подворотням, курить, пить пиво. Они заняты целый день. Физически крепкие, знают традиции своего народа, наши русские обычаи, песни. Здесь их и к вере приобщают. Я считаю, что это хорошо.
На праздник пригласили и шефов кадетской школы. Это представители Терского казачьего войска, региональных подразделений Росгвардии, Ставропольского филиала Голицинского института ФСБ. Трудно переоценить воспитательное значение такого общения для подростков.
На стене здания школы написаны заповеди для казака, которые мне показались весьма актуальными и в наше время: «Служи своему народу, а не вождям. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. Погибай, а товарища выручай. Береги свою семью, служи ей примером!».
В школу станицы Расшеватской меня пригласил фермер Сергей Колесников. Он – председатель попечительского совета, созданного станичными фермерами и предпринимателями, чтобы помогать школе.
– Мне кажется, что учителя нашей школы сумели найти верный подход к воспитанию современных детей. С одной стороны, закладывают в их сознание такие нравственные понятия, как трудолюбие, целеустремленность, без которых в нынешней жизни нельзя добиться успеха, с другой – объясняют ребятам, что успех любой ценой – это не должно быть самоцелью. Без опоры на традиции предков, без любви к своей малой родине, без уважения к окружающим тебя людям, ты не сможешь стать нормальным человеком. Я думаю, что нынешнему школьному образованию этой нравственной основы как раз и не достает.
Директор Татьяна Валерьевна Толоконникова сразу же объяснила мне, что школа никогда не прекращала трудовое воспитание учащихся, несмотря на современные веяния, что, мол, уборка классов и прочие работы по самообслуживанию унижают достоинство ребенка.
– Несмотря на существующие директивы по этому поводу, мы как-то научились их обходить, – говорит Татьяна Валерьевна, – да нам и деваться некуда. В нашей школе четыре здания, пять гектаров территории, а техперсонал по штатному расписанию такой же, как и в любой школе. Он у нас просто не справляется с такой нагрузкой. Поэтому наши дети до пятого класса вытирают пыль в учебных кабинетах, а после пятого уже полностью убирают классы. Семиклассники, например, уже косят траву на территории и выполняют другие работы по благоустройству. Мы просим родителей дать письменное разрешение на то, что их ребенок будет привлекаться к подобным работам. Все охотно дают такие разрешения. Это нормально, потому что никто не хочет, чтоб их дети выросли белоручками. Как это не уметь содержать свой дом в сельской местности?
– А это же нормально, – соглашается Сергей Колесников, – ко мне однажды попросились поработать летом воспитанницы детского дома. И оказалось, что они тряпку половую не умеют держать, я, мужик, гораздо ловчее это делаю. Не приучены к труду. Вот это беда!
Станица Расшеватская, пожалуй, самый самобытный населенный пункт в Новоалександровском районе. Здесь наиболее сильны казачьи традиции, и население умеет их хранить, здесь еще жив особый станичный диалект, на котором, правда, уже мало кто говорит, но многие его знают и гордятся такой особостью. В станице самый большой процент фермеров на душу населения не только в Новоалександровском районе, но, пожалуй, и во всем Ставропольском крае. А что такое крестьянско-фермерское хозяйство? Да это слепок с семейного казачьего хозяйства.
– Мы живем на благодатной исторической почве, и было бы грехом не воспользоваться этим для нравственного воспитания молодежи. Поэтому казачий компонент стал у нас основой в воспитательном процессе, – говорит Татьяна Валерьевна, – мы не кадетская школа, но опора на традиции казачества присутствует во всей школьной жизни.
– Но школа ведь многонациональная. Пока прошелся по коридорам, видел немало чернявых ребят кавказской, цыганской внешности. Они что, тоже хотят быть казаками?
– Да мы в казаки никого и не гоним. Все вольны жить согласно традициям своего народа, что и происходит.
Кстати, и основы православного воспитания мы внедряем в нашем заведении. На эти занятия охотно ходят дети из мусульманских семей, и их родители не против этого. Все абсолютно добровольно и как-то гармонично получается. Например, атаман в одном из классов – мальчик из корейской семьи.
Был у нас такой случай, что один мальчик, у которого папа турок, попросил, чтоб мама ему крестик купила, так как он хочет ходить с детьми на церковную службу. Мама объяснила ему, что это можно делать и без крестика. Вот он так и ходит. Ему интересно. Но его никто не собирается в православную веру обращать. Сам разберется. Но мне кажется, нет ничего плохого в том, что в казачьей станице, где преобладает русское население, мы опираемся на исконные традиции. Это наша земля, наш дом, и мы хотим здесь жить сообразно своим представлениям о том, что хорошо и что плохо. Толерантность, доведенная до абсурда, это нехорошо. Быть космополитами, людьми без корней – не лучший фундамент для человеческой личности, – считает Толоконникова.
По моей просьбе в кабинет директора пришли ребята из 10-го класса со своим классным руководителем Светланой Валентиновной Кунаковской. Они уже пять лет считаются казачьим классом. Я спросил у них, а нет ли в этом следовании казачьим традициям чего-то искусственного, не сочетающегося с современной жизнью, некоего ретроградства?
– Мне кажется, наоборот, хорошо, что мы изучаем традиции наших предков. Ведь это же хорошие традиции – любить трудиться, любить свое Отечество, уметь и хотеть его защищать, ценить семейные отношения, – говорит Оля Фролова.
– Желание знать свою историю, родословную у нас в станице становится модным. А вообще мне кажется, что быть казаком – это современно, – говорит Настя Толоконникова. – Ведь главное – дух казачий, а не внешняя сторона. А дух наш – это вера, любовь к своей земле, трудолюбие. Разве сегодня эти качества не нужны?
Так думают на Ставрополье многие молодые люди, в чем я мог убедиться, посетив Детский православный казачий фестиваль, который уже второй год подряд организовывает служитель храма Архангела Михаила из села Высоцкого протоиерей Петр Гриценко. Батюшка фактически является главным спонсором фестиваля, направляя на его организацию значительную часть доходов от своего фермерского хозяйства.
В программе были конкурсы на лучший народный костюм, народные и патриотические песни, спортивные состязания, джигитовка, скачки. Главная цель фестиваля – приобщение подрастающего поколения к русской культуре, к традициям православия, воспитание патриотизма.
У батюшки пять дочерей, младшей 2,5 года, старшей – 14. Все красавицы, воспитаны в православной традиции, и вместе с тем веселые, современные девчонки.
Глядишь на них, и душа радуется. Такими и хочется видеть молодых людей: помнящими свои корни, знающими родную культуру, говорящими на нормальном русском языке и вместе с тем не чурающимися современной цивилизации, умеющими отделять в ней зерна от плевел.
Народу собралось много: сами участники фестиваля, их родители, дедушки, бабушки, братья, сестры. Многие в казачьей форме, в народных костюмах. На ветру развиваются российские флаги, знамя Победы. Торжественно и красиво. Совсем не хочется брюзжать на молодежь, радость наполняет грудь!
Как и положено по православной традиции, вначале молитва. Отец Петр и приехавшие помогать ему другие священники начинают священное действо.
Смотрю на ребят. Многие крестятся искренне, кто-то, как говорится, за компанию. Что ж, каждый сам придет к вере, или не придет... А вот то, что есть люди, которые готовы повести их за собой к свету Добра и Любви, это здорово. Думаю, надо поклониться в ноги отцу Петру за то благородное дело, которое он делает. Труды его дадут хорошие всходы.
Вместе с детьми в одном строю стоят их наставники. Это разные люди, есть среди них и преподаватели, и отставные военные, и предприниматели. Объединяет их всех одно: любовь к казачеству и вера в то, что и сегодня его дух, основополагающие заповеди могут быть опорой для современного человека.
Среди гостей фестиваля выделялись крепкие мужи в камуфляже и кубанках. Это казаки-добровольцы, приехавшие из Донбасса. Отец Петр не раз ездил в Новороссию с гуманитарной и духовной миссией. У него там корни по материнской линии. Но, прежде всего, зовет его туда убежденность в правоте той борьбы, которую ведут люди Донбасса за сохранение своего родного русского языка, права жить по законам предков, за сохранение нашего общего русского мира.
В последней поездке отец Петр познакомился с известным русским писателем Захаром Прилепиным, которого и пригласил на фестиваль.
Сейчас Захар служит заместителем командира батальона в армии ДНР. Он решил для себя, что не может оставаться в стороне, когда брошен вызов единству русского мира, от которого он не отделяет Украину, и от того, чем закончится противостояние в Донбассе, по его мнению, будет зависеть и судьба России.
– Вы делаете хорошее дело, укрепляя духовность, традиционные ценности. В опоре на нашу самобытность залог силы и единства России и всего русского мира, – сказал Захар в своей короткой речи.
Пока ребята соревновались, мне удалось поговорить с некоторыми наставниками.
Денис Бережной из села Родниковского Арзгирского района привез на фестиваль школьный казачий ансамбль. Сам Денис работает в школе завхозом, ну, а по духу он казак. Сам научился фланкировать (жонглировать шашкой), и делает это теперь виртуозно, учит этим приемам ребят. Но главное – не внешняя атрибутика. Казак должен быть образцом чести и смелости.
С ним согласен и предприниматель из Светлограда Иван Вишняков. Он занимается ремонтом бытовой техники, а все свободное время отдает воспитанию детей в казачьем кружке.
– У казачества есть идея служения Отечеству, есть свои нравственные принципы и есть организованность. Все это делает его серьезной силой, которая в трудную минуту станет опорой нашей страны. Поэтому я и занимаюсь с детьми, чтобы из них выросли надежные люди, патриоты, и я вижу, что мои труды даром не проходят.
Безвременье 90-х осталось в прошлом. Мы выкарабкиваемся из ямы забвения. Благодаря дальновидным педагогам, незаметным подвижникам из сельской глубинки, нынешняя молодежь во многом отличается от «поколения пепси» 90-х годов.
Источник → Поиск по блогу
Особый казачий дух — Исторический Петропавловск
Казак – это образ жизни
Назарбаев — атаман
Дух казачий
Казачья экипировка
Какая ж казачка без платка?
Дух казачества и задачи современности
Возрождение традиции
От теории – к практике
Надежный «Щит»
Сильные телом и духом
Казачья община: один за всех, все за одного
Особый казачий дух — Электронная библиотека североказахстанской ОУНБ им. С. Муканова
Дух казачества | «Открытая газета»
В станице Расшеватской число фермеров одно из самых высоких на Ставрополье. Станичники объясняют феномен тем, что здесь до сих пор жив
Казачий дух в эпоху гаджетов
Как в станичной школе детей приобщают к труду и традициям предков
Смотрите также