Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев ЛЕСНЫЕ ДУХИ — мифические (и мистические) обитатели наших лесов. Славянские ведические духи леса — это, конечно, не боги; но тем не менее, это существа, наделенные магическими свойствами. СВЯТОБОР (БОР) – бог леса, главная фигура лесного пантеона. Святобор — олицетворение вечно живой природы БОГИНЯ ТАРА — богиня-покровительница живой природы и, в частности, лесов. ЛЕШИЙ — хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц . ДРУГИЕ ИМЕНА: лесовик, лешак, гаркун, лесной дядя, лесни́к, лесу́н, лису́н полису́н), лесной дедушка, лесной дядя, лесной житель, лесной хозяин, боровик, бор, албастый, лобастый, лопастый. В Польше леший известен под именем боровой, боровик, борута, гаевой, а также — Лесное Лихо. Этимология “лиха” аналогична этимологии “лешего”. Леших во многих местах считают и называют «дикинькими мужичками» (диковатыми) и «щекотунами», последнее связано с тем, что лешие могут до смерти защекотать людей. Младшие лесные духи. Аука– дух лесного эха. ВОРСА — коми-зырянский Леший ГАЕВКА — внучка Лешего, покровительница зверей и птиц ГРИБИЧ — отвечает за хороший рост грибов. ДЕРЕВЯННИК — дух, отвечающий за крепость ствола ДРЕВОБОГ — Бог всех деревьев ДРИАДЫ — покровительницы деревьев. ДУБЫНЯ — лесной великан, ДУПЛИЧ — дух, что отвечал за дупла в деревьях. Его помощником явно был дятел. ЗАЗОВКА — лесная красавица, что заминивала путников в самую чащу. КУЩАНИКИ (КУСТИНЫ) — духи растущих кустарников. ЗЕЛЕНИЦА — дух почек, отвечающая за то, чтобы деревья не забыли проснуться после зимы и начали зеленеть. ЗЫБОЧНИК — дух, качающийся на ветвях. КЛЕНИЧ — осенний славянский бог, дух клена. ЛЕСАВКИ — лесные духи, ближние родственники Лешего. ЛЕСОВИК — добрый дух Леса ЛИСТВИЧ (ЛИСТИН) — дух листвы МАНИЛА — дух-хитрован, что манит-заманивает в лес Моховой — крошечный лесной бог Мха. ПОДКУСТОВНИКИ — духи растущих кустарников. ПОЛУВЕРИЦА — дух, охраняющий клады ПТИЧИЧ — дух, что заботиться о птицах. ПУЩЕВИК — дух чащоб и буреломов СВИДА — лесной дух, что в любого зверя или человека обратиться может СТУКАЧ — лесной дух, что по деревьям точь в точь, как дровосек стучит ТУРОСИК -лесной дух, который в тура или в оленя оборотиться может ХУХА — дух лесной тайны ЦВЕТИЧ — цветочное божество, отвечает за красивые цветы. ЧОМОР — один из хранителей леса ШЕПТУН — дух, что своим шепотом способен заглушать доводы разума и заманивать в чащу ЩЕКОТУН — дух, охраняющий клады ЯГОДНИЧ — Божество, отвечающее за вызревание ягод. Цернунн У разных народов — самые разные лесные духи: с рогами и без оных, в звериных шкурах или в мягких накидках, с оружием или грозные настолько, что страшны и без оружия. КЕРНУНН (Цернунн) — кельтский дух леса. Получеловек — полузверь. Он очень похож на человека, только голову его ветвистые рога украшают. (А рога — это символ плодородия). Но говорят, что и действия его, и поступки, да и энергия его внутренняя — все это больше звериное, чем человеческое. Он — покровитель Дикой Охоты, где Старое умирает, освобождая дорогу Новому. Иногда приходится заночевать в лесу. Чтоб не страшно было, обратитесь за помощью к духам леса. В ЛИТЕРАТУРЕ. Олег отрезал ломтик сала, добавил к нему немного сушеного мяса, отнес к кустам, положил с поклоном: — Не серчайте, жители малые, что покой ваш нарушил. Делюсь, чем могу. Примите мои подарки, поделитесь своим местом. Сон мой защитите, слово злое, взгляд черный от меня отведите. Разумеется, добродушная лесная нежить больше всего ценила то, чем сама разжиться не могла: хлебушек мягкий, молоко свежее. Но этого угощения Середин и сам давно уже во рту не держал. Трава возле кустарника зашевелилась. Небалованные подарками здешние обитатели обрадовались и тому, что есть. Значит, и сон охранят, можно даже защитного круга не рисовать. Так уж на стоянках издавна заведено — добром за добро платить. А.Прозоров, Тень воина (Ведун-7). ЛИТЕРАТУРА. Ведун вернулся к сумке, достал краюху хлеба, обломил краешек, добавил немного пшена, прихватил миску для воды. — Жалко, молока нет. Лесные жители молоко любят. Не видя поблизости кустов, он выставил угощение в густую траву — там, где горькая полынь захватила себе несколько саженей светлого места, — поклонился: — Сытости вам и радости, жители лесные, берегини и травники, лешие и лесавки и всякая душа, что возле нашего шалаша. Примите наше угощение, не сердитесь за вторжение. Вместе повечеряем, вместе переночуем, а поутру друзьями расстанемся. А.Прозоров, Креститель (Ведун-6) bogislavyan.ru Лесные Духи Служебные духи природы, обитающие в наших лесах: Светобор, Лесовик, Листвич, Ягодник, Пущевик, Моховик, Зеленицы, Дубравницы – и многие, многие другие. В каждом лесу свои Лесные духи, выполняющие свои обязанности по его сохранению и обновлению. Они рождаются вместе со своим лесом и уходят, переходят (умирают) в мир иной вместе с ним. Человеку прийти в лес, бор, рощу, дубраву – всё равно, что прийти в гости в дружную семью Лесных духов: надо и поздороваться, и угощение принести, и уметь себя вести правильно. Тогда и дарами лесными порадуют, и чудес много покажут, и от опасностей оберегут. Сам Лес издревле воспринимался Русским народом как одно живое существо, соединяющее в себе множество характеров его загадочных обитателей, как расположенных к человеку, так и злокозненных. Например, обитают в нём древние Лесавки – дед и бабка Лешего – маленькие, серенькие, похожие на ежей. Их дом – прошлогодняя листва. С конца лета и до поздней осени проказливые Лесавки бодрствуют: веселятся, водят хороводы из опавшей листвы, шелестят, копошатся. Эти маленькие лохматые духи за короткое время натрудятся, умаются, а потом долго спят. В непроходимой чаще живёт Пущевик. У него руки – как сучья, которыми он цепляет неловкого путника, не желая пускать в свои владения. Прикидывается то кустом колючим, то корягой сухой – лишь глаза в чаще сверкают, да тёмно-зелёные волосы выдают его присутствие. Никто его не видит, но все чувствуют его пристальное внимание. Во владениях Пущевика всегда сумрак и прохлада – убежище в жару для всяческой живности лесной. В чаще своей Пущевик останавливает непрошенных гостей и тушит лесные пожары. Клады в лесу охраняют крохотные Щекотуны, ягоды – Ягодник, грибы – Грибнич с Боровиком; во мхах копошится маленький старичок Моховик (Моховичок), а под кустами прячутся Подкустовники и Кущаники (Кустины). Манила и Водила, балуясь, завлекают грибников и ягодников в буреломы. А если те пришли без подарков или плохо себя ведут, сердятся и уводят их всё дальше в лес, заставляя плутать. Летом и осенью в лесу лёгкий шепоток слышится – это Листин и его жена – баба Листина советуются: когда и кому шелестеть. Листин – старый слепой дух, весь из листьев; а баба Листина – с туловом изо мха, вместо рук (так говорят в народе) еловые шишки, на ногах – настоящие лапотки. Они не такие буйные и шустрые как Лесавки, но попугать случайного человека тоже могут. Особенно любят они тихие дни листопада, когда ведут безконечные мирные беседы. Всеми мелкими духами командует добрый дед Лесовик: руки и ноги у него покрыты корой, в волосах и бороде вьётся плющ, на голове – птичье гнездо. Если заблудишься в лесу, надо сразу сказать: «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык», - и сразу отыщешь верную дорогу. Даже перед рассердившимся Лешим может заступиться Лесовик за человека, если тот что-то натворил не со зла, а по незнанию.Лесные духи древних славян. Дух леса
Лесные духи » Боги Славян
ЛЕСНЫЕ ДУХИ
Леший
Служебный дух Светлой Нави – Хозяин леса и диких зверей, Царь лесной, Лешак. В своём лесу наделён большой сказочной силой, с которой считаются все. Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего показывается древним стариком или здоровенным мужиком без шапки. Его иногда описывают и рисуют одетым в звериную шкуру, иногда – с рогами и копытами. Так думают потому, что он легко может принимать облик самого крупного животного в лесу (медведя, оленя, кабана и прочих), но может вселяться и в малых зверей, в травы и деревья, даже в пни старые и коряги. Иногда его называют Душой леса, так как он чувствует и объединяет в единое сообщество всех лесных обитателей: все растения, всех зверей и птиц, духов лесных и болотных. Все лесные обитатели повинуются и служат ему. С Бабой Ягой он дружит, помогает ей в её служении, ходит к ней в гости.
Особенно любит Леший жить в больших еловых лесах. Любит лесную тишину, но может и побаловать: покричать в лесу на разные голоса, заухать филином, чтобы попугать народ, - а когда шутка удаётся, то хохочет и хлопает в ладоши. Может и тумана напустить, и в чащу завести. Но Леший больше проказит и шутит, чем вредит людям. Если кто-то из людей заблудится в лесу, то думает, что это Леший завёл, и чтобы выйти из леса нужно вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы он не узнал и отпустил, иногда нужно просто хорошо попросить его об этом.
Не любит тех, кто шумит и не умеет вести себя в лесу, собирает его дары без разрешения. Наказывает за употребление в лесу сквернословий и поклятий. Плохо приходится и тому, кто безпокоит его по пустякам. Нельзя кому-то, рассердившись, говорить: «Забери тебя, леший!». А то и правда забрать может – и детей, и взрослых, и скотину. Если уж такая беда случится (пропал кто-то), надо обязательно сказать: «Леший, Леший! Какого взял, такого и верни!», – а то может в шутку подменить пропажу своим «лесным детищем».
Приходя в лес, каждый должен с ним поздороваться и попросить разрешение на ночёвку или сбор лесных даров; нужно оставить под деревьями или на пеньке угощение для Лесного хозяина и лесных обитателей. Доброго и умелого путника он ещё и одарит, покажет красоты и чудеса лесные. Может помочь или ответить на вопросы. Любит поговорить со знающим человеком; любит загадывать загадки.
Тем, кто хочет увидеть его, надо знать присказку: «Дедушка Леший, покажись не серым волком, не чёрным вороном, не елью жаровою, покажись таковым, каков я», - чтобы он явился в человеческом обличье, и с ним можно было поговорить. Чаще всего можно увидеть Лешего в Купальские дни – тогда он ходит по лесу рядом с людьми, смотрит на их игры и забавы. В людские поселения заходит редко, уважительно относясь к их служебным духам – Домовым, Дворовым и Банникам. Дружит со спокойными соседями – Полевиками и Межевиками, с полевыми духами. А вот с Водяным и дружит, и часто ссорится – такие уж у них разные характеры. Но если случается большая беда – пожар, мор, война – они всегда помогают друг другу и совместно оказывают помощь лесным обитателям.
В стародавние времена деревенские пастухи даже заключали с Лешим договор: чтобы скотина в болото не забредала, чтобы её зверьё лесное не трогало, чтобы коров не сдаивало и другое – записывали на бересте или на доске свои взаимные обязательства. После чего уносили «берестяную грамоту» и угощение Лесному хозяину в лес на заветное место. Если случалась беда в лесу, то люди обращались к нему за помощью на опушке леса или посреди большой поляны; иногда писали в этом случае «Прошение (жалобу) к Лесному царю» (про это записано в старых книгах) и оставляли его на большом пне или в дупле дерева. За помощь люди всегда щедро благодарили Лешего, так как понимали, что жить в мире и дружбе с лесными обитателями всем лучше.
«Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идёт лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы. Свободно укрываясь под любым ягодным листочком».
Энциклопедия русских преданий
служебные духи природы
www.prekrasana.ru
Лесные духи древних славян — Славянская культура
Предки наши считали лесное пространство, где, по древнейшим верованиям, обретались души предков, сакральным, таинственным. Поэтому в представлениях славян оно было заселено множеством духов. В сегодняшнем рассказе речь пойдет о тех из них, которые не принадлежали непосредственно к семейству Лешего и не имели особой склонности проказничать.
Его часто путают с Лешим по той причине, что того действительно так называли в некоторых местностях, но в других это был самостоятельный персонаж, даже портретно сильно отличающийся от «тезки». У этого доброго деда руки и ноги были покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, а на щеках красовался зеленый мох. Кроме того, у него на темечке размещалось… птичье гнездо.
Лесовик помогал заблудившимся в лесу, если к нему обращались со словами «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». А если леший шалил, то в дупло дерева можно было положить записочку с жалобой, и тогда добряк непременно рассудит по совести да по справедливости. У дедушки была целая команда помощников, которые присматривали за порядком в лесу, имея каждый свою сферу полномочий, а также могли пойти на службу людям.
Колтки.
Это весьма забавные духи. Внешность малоросликов была примечательна тем, что они имели аж два лица, причем одно из них располагалось на животе. Возможно, эти крошки были хромоножками, быть может, очень уж разговорчивыми или же их прозванье связано с поселением в зарослях бузины – шумного дерева.
Место проживания их указано, в частности, в знаменитых «Сокровищах Ретры» Андреаса Готтлиба Маша (1771). Любопытно, что на Западной Украине тоже сохранились свидетельства о лесных духах, обитающих в зарослях бузины. О колтках известно также, что они вели сумеречный образ жизни и могли пойти на службу к людям, если те приносили им угощения.
Прибывая к жилищу нанимателей, они возвещали им об этом тем, что съедали приготовленную в ожидании работников пищу, собирали в кучу мусор и хворост либо подсыпали мусор в молочные кувшины. Последнее было испытанием: только в том случае, если молоко хозяева выпивали, то колтки вселялись в дом и выполняли приказания людей, в том числе, добывали съестные припасы на стороне, точнее, у других жителей селения.
Листин и Листина.
Эта супружеская пара весьма солидного возраста имела особый круг компетенции, который не сразу определяется по их именам. Сидя в куче палой листвы возле пня или в каком-нибудь овраге, незрячий Листин и его верная спутница Листина руководили лесавками, приказывая им, когда и как шелестеть, время от времени шуршали – перешептывались друг с дружкой, обсуждая принимаемое совместно решение. В старинные времена даже игрушка такая была – баба Листина: туловище из мха, руки-ноги из еловых шишек и непременно лапоточки.
Боровик (Подгрибовник, Боровой) и Боровички.
По поверью, это дух бора и начальник над старичками Боровичками – хозяевами грибов, живущими под рыжиками и груздями. Боровик, как считалось, выглядел как огромный медведь, но в отличие от косолапого, не имел хвоста. К нему обращались с просьбами найти и вернуть тех, кто пропал в лесу или заболел, побывав в нем, но очень своеобразным способом: нужно было принести в бор кошку и начать ее душить. Ох…
…и другие.
Под началом Деда Лесовика находились и иные бестелесные существа, так сказать, узкой специализации. Кустич, как явствует из его имени, хозяйничал в кустах, Листовик/Листич оберегал листву, Травник/Травяник ухаживал за травой, Корневик отвечал за корни, Стебловик, соответственно – за стебли.
Были еще Орешич, Ягодник, Грибник. Кроме того, существовал целый отряд женских персонажей, в том числе Дубравицы, Травницы, Земляничницы, Березницы, Дивницы, Сенявы, Русявы и Зеленицы. А еще были охранители лесных кладов – Щекотуны и Полуверицы, священные деревья. В общем, компания большая.
Оттает земля, появится на ней травка, раскроются почки на деревьях и кустах, а там, глядишь, и цветы пойдут, грибы да ягоды. Пусть лес живет своей жизнью, будем его беречь. Быть может, преданья старины глубокой о его обитателях, даже если и вызовут улыбку, помогут нам уважительнее относиться к природе, где все – живое?
У этого персонажа имеются и другие имена, например, лешак, лесной дядя, лисун, дед лесовик, дикинький мужичок, праведный леса, лесной херувим и другие. Не правда ли, перечень их вызывает некоторое удивление?
Согласно славянской мифологии, это дух-хранитель леса. Облик его наши древние предки в разных местностях представляли по-разному, говаривали, что он может представать в виде медведя, дряхлого старика или здоровенного мужика, дерева, козлоногого и рогатого существа, в остальном подобного человеку, а то в облике изрядно покрытого шерстью и даже обезьяноподобного верзилы. В качестве особых примет называли отсутствие ресниц, бровей и правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, зачесанные налево.
Считалось также, что он может изменять свой рост сообразно окружающей растительности: то возвыситься выше сосен, то обратиться ниже былиночки. Кроме того, у него лапти обуты наоборот – левый на правую, правый на левую ногу, и кафтан либо полушубок запахнут слева направо. Показываясь людям, леший старался прикинуться обычным человеком, и насчет опознания его истинной сущности имелось поверье, что раскусить его хитрости можно, взглянув через правое ухо коня.
Места предположительного проживания лешего полагалось обходить стороной. При этом они получали статус заповедных, посвященных Святобору. Но перед входом в любой лес у лесного дяди полагалось спрашивать разрешения, поскольку он начальствует над всей растительностью и всеми существами в нем, а также является волчьим и медвежьим пастухом.
Лешему приписывали способность пугать людей диким хохотом и водить кругами. Тот, кто оказался его жертвой, не должен был ничего есть или иметь при себе лутовку – липовую дощечку без коры, перевернуть стельку в своей обувке и вывернуть наизнанку одежду. Можно было также произнести любимую поговорку этого господина леса: «Шел, нашел, потерял». А вот чего он особенно не любил и потому не прощал, так это бранных речей и проклятий.
Чтобы задобрить его, на пеньке оставляли угощение, прихваченное специально для этого случая из дому: пряник, например, блинчик и т.п., а также благодарили за добычу, будь она охотничьей либо грибной – ягодной. У ряда народов, например, у вепсов, бытовало представление, что подкармливать хозяина леса надо пищей, которую предпочитает медведь. На русском Севере лесорубы клали под рябину грамотки с прошениями к «праведному леса», предварительно положив против сердца рябиновую же веточку и несколько палочек, вырезанных из той же рябины.
Крестьяне в старину были убеждены, что с лешим можно договариваться, например, о защите скота от лесного зверя и даже нанять его пасти скот. Например, в лес бросали замок с ключом, ожидая, что «дядя» будет его отпирать и запирать, и при запирании стадо соберется в одном месте. За службу платили молоком, а то и парой буренок. Чтобы вернуть пропавшую корову, через головы домашних животных бросали хлеб – тоже в дар ему.
В жены он брал болотную кикимору или лисунку (лешачиху, лешуху), а то и похищал девушку, что наведалась в лес по грибы или ягоды, и считалось, что не любую, а из числа проклятых. Поскольку лесного скарба диконькому на жизнь порой не хватало, особенно после свадьбы, то он попросту крал необходимое в деревнях, наказывая таким образом хозяев, которые не благословляли пищу, не перекрещивали домашнюю утварь, не молились перед дойкой коров и т.д. Впрочем, иные авторы пишут, что леший опасался трехцветных кошек и собак, у которых над глазами светлые пятна, подобные второй паре глаз, а также черных петухов и гнева домовых и банников. Насчет предков и потомков лешего существуют разные версии. По одной, его бабушкой и дедом являются лесавки – маленькие старички, живущие в палой листве, которые вроде бы могут умыкнуть маленьких детей, но с конца лета и по осени водят хороводы, скачут и свистят, шелестят и копошатся в своем «жилище», а потом отправляются в долгую зимнюю спячку. По другой – эти же лесавки являются детьми лешего, которые, веселясь и проказничая, сбивают людей с лесных тропок, сыплют на голову труху и паутину. Во всяком случае, всеми признаются родственные связи этих лесных духов, хотя более убедительным является вариант, по которому детеныши его – аналогичные проказники, которые изначально назывались лешенями. О родителях хозяина леса история умалчивает.
Лешему приписывали страсть к картежничеству, говорили, что будто бы он режется в карты с собратом из соседнего леса, да притом азартно, и проигравший расплачивается зайцами или белками. А иногда игра ведется целыми артелями. По сообщению С.Максимова, имеются свидетельства старожилов о грандиозной «карточной схватке» русских и сибирских леших, состоявшейся в 1859 году. Победу одержали русские, и проигравшей стороне пришлось гнать целую армию таежных зайцев через Уральские горы…
Тысячелетиями живет в преданиях и сказках образ лешего. С течением времен он смешался с враждебной человеку нежитью, в результате персонаж стал выглядеть весьма противоречиво. Если присмотреться, то особо злобным изначально не являлся, скорее, выступал орудием наказания за неуважение к лесу и традициям славянской жизни, но мог ведь и наградить, коли они соблюдались: и дорогу укажет, и лесными богатствами одарит, и даже по найму пойдет работать. И не зря же он был связан со святилищами Святобора – бога лесов и лесных угодий, который олицетворял вечно живую природу, обеспечивал гармонию и согласие в ней.
Валентина Пономарева
Похожие статьи:
Боги, духи и существа → Древний хранитель семейного очага
Русский народный костюм → Славянский пояс - в народных верованиях
Культура → Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве
История → Общинное устройство славянских племен
Традиции → Обряды славян
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Славянские духи леса - Славянская мифология - Каталог статей
Лес издревле воспринимался как живое существо, вмещающее в себе множество загадочных обитателей, как предрасположенных к человеку, так и злокозненных.
В Лесе Праведном, где упокоены души предков, иногда показываются лесные старики, лесные отцы — седовласые, величавые, в белоснежных одеяниях.
Среди лесных божеств главенствует добрый дед Лесовик. Руки и ноги у него покрыты дубовой корой, в волосах и бороде вьется плющ, а на голове — птичье гнездо. Если заблудишься в лесу, скажи только: Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык, — и вскорости отыщешь верный путь. Помощников у Деда немало: Кущаник , Деревяник, Листовик , Травяник , Корневик, Стебловик, Орешич, Ягодник, Грибник. Они ухаживают за растениями, блюдут порядок в лесу, не дают буйствовать Лешему.
В озере лесном обитает благодушный Водяник с Езерицами, озерными русалками. Их подружки, живущие на суше, называются Дубравицами, Сенявами, Русявами, Зеленицами.
Клады в лесу охраняют крохотные Щекотуны и Полуверицы, под кустами прячутся Подкустовники, во мху копошится Моховик.
В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с Лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болото не загонять и т. д.
Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе — пусть Дед Лесовик сам разберется.
Детей и доныне пугают Манилой и Уводилой — они закладывают людям путь к родному дому, заставляют подолгу плутать.
А тем молодицам, которые по каким-то причинам пробудут в лесу в одиночестве две-три недели, грозит беда: могут стать лесными девками — колдуньями — и смешаться с тамошними божками.
Существует персонаж, как лесной дядя, лешак, дед лесовик, лисун, праведный леса, дикенький мужичок, лесной херувим и т.д. Подобный перечень не вызывает у вас удивление? Как гласит славянская мифология это дух-леса. Древние предки его облик представляли совершенно по-разному. Кто-то говорил, что он предстает перед нами в качестве медведя, здорового мужика, дряхлого старика, дерева, рогатого и козлоногого существа, ну, а в остальном люди говорили, что он являет подобие человека. Также утверждают, что его облик полностью покрыт шерстью либо вовсе он - обезьяноподобный верзила.
В лесу – своя жизнь, здесь навигаторы и антирадары. спасающие на современных дорожных полотнах, будут ни к чему. Техника техникой, а уметь ориентироваться на местности должен каждый, мало ли что. Так что антирадар купить стоит для поездки по трассе, где посты дорожных служб часто стоят, а вот в лесу главный прибор – компас.
Помимо прочего, еще существовало мнение, что леший может легко менять свой образ - все зависит от окружающей его растительности, то есть он мог быть выше сосен, ну, а иногда бывал ниже былиночки. На нем обуты лапти наоборот, и кафтан запахнут слева направо. Когда леший показывался людям, он старался прикинуться в облике обыкновенного человека, и чтобы опознать его истинную сущность, нужно было постараться - существовало поверье, что его хитрость можно раскусить лишь, взглянув через правое ухо коня.
Согласно предположениям, места, где проживал леший, нужно было обязательно обходить стороной. Прежде чем войти в любой лес, необходимо было спрашивать у лесного дяди разрешения, поскольку именно он начальствует над всей растительностью и всеми существами, которые находятся в нем. Также леший - это медвежий и волчий пастух.
Люди приписывают лешему привычку пугать людей своим диким хохотом и еще водить их кругами. Тот человек, который оказывается жертвой лешего, не должен совершенно ничего есть, и обязательно при нем должна быть лутовка, то есть липовая дощечка без коры, также следует перевернуть стельку в обуви и вывернуть свою одежду наизнанку. В качестве варианта можно было произнести любимую поговорку господина леса, точнее «Шел, нашел, потерял». Ну а если человек делал что-то, что леший не любит, тогда он не прощал и проклинал.
Чтобы немного задобрить лешего, на пеньке необходимо оставлять некоторое угощение, которое изначально следует положить в карман, выходя из дома. Если человек отправлялся на охоту, тогда он обязательно должен впоследствии поблагодарить лешего за добычу.
Добавить комментарий
КРАТКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ – У, Ф, Х
· УИЦИЛОПОЧТЛИ, в мифах ацтеков верховное божество. Вбирает множество качеств разных богов – голубого неба, молодого солнца, войны и охоты; культовый бог привилегированных воинов «орлов». Ему приносились кровавые человеческие жертвы. · УМУЛЬ, втцумерском эпосе первый младенец, сотворенный богом ЭНКИ из гл.
Славянские лесные духи
Баба-Яга — лесная старуха, волшебница, ведьма. Живет в чаще, в избушке на курьих ножках. Одна нога у нее костяная; плохо видит, больше полагается на обоняние; летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Стоит на границе царства мертвых: вокруг ее дома забор из человеческих костей, засов — человеческая нога, запор — человеческая рука, замок — зубы.
Лесавки — лесные духи, родственники лесовика , старики и старушки. Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Живут в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лето до середины осени. Все это время веселятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, шуршат. За короткое время эти маленькие мохнатые клубочки натрудятся, умаются, потом долго отсыпаются.
Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху, наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Таких людей он заводит в место, откуда трудно выбраться. Обычно моховой не ведет ягодников на погибель, а лишь помучает да и отпустит.
Листин — старый слепой дух, предводитель лесавок, его жена и помощница — баба Листина. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, сидят в куче листьев возле пня или в овраге и командуют кому когда шелестеть.
Боли-бошка — дух леса, живущий в ягодных местах. Большеголовый, неуклюжий, одежда на нем рваная, вся в заплатах. Любит прикидываться старичком, который, выйдя навстречу, просит помочь найти утерянную сумку. Но на уговоры поддаваться нельзя — иначе боли-бошка вскочит на шею, голову петлей стянет и будет водить по лесу. Голова разболится — заблудишься и пропадешь.
Пушевик — лесной дух, живущий в непроходимой чаще. У него руки как сучья, которыми он цепляет путника, срывает одежды, норовит выколоть глаза — не пускает в свои владения. То кустом колючим прикинется, то корягой, то веткой сухой — только горящие очи сверкают да зеленые волосы развеваются. Здесь всегда царит мрак и гнетущая тишина, выйти отсюда — редкая удача.
Див — демонический персонаж, обитающий в лесу, живущий на верхушке деревьев. Ночью он спускается вниз и пугает путников своим страшным видом и резкими криками.
Оборотень — человек, превращенный колдуном в волка, реже — в медведя. Узнать оборотня можно потому, что у него задние ноги имеют колени вперед, как у человека, а не назад, как у волка. Вредят оборотни-волкодлаки тем, кто их испортил, но могут по ночам преследовать одиноких путников, особенно, если они пьяные. Перешел оборотень дорогу — быть беде.
л е ш и й
В славянской мифологии дух леса, враждебный людям
• в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства, хозяин леса и зверей
• в славянской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный людям
• в славянской мифологии лесной житель с зелеными горящими глазами
• нечистая сила, по народным поверьям обитающая в лесных трущобах, хозяин леса и зверей
• повелитель лесов, русский Фавн, Сатир
• пьеса Чехова
• рассказ А. Писемского
• сказочный обитатель лесов и болот
• там чудеса, а кто там бродит
• сказочный «пень с глазами»
• кого в восточно-славянской мифологии называли боровиками?
• какого персонажа славянской мифологии называли еще и такими словами как вольный, ляд, праведный, полисун и шатун?
• русская народная сказка
• лапти он обувает не на ту ногу, левую полу одежды запахивает поверх правой, а в лесу старается сбить людей с дороги, напугать
• персонаж пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»
• кто бродит там, где чудеса?
• нечисть из чащи
• сказочное существо, живущее в лесу
• персонаж оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»
• чудище из чащи
• дух рощи, дубравы, ельника и т. п.
• старик-лесовик из русских сказок
• косматый лесной старик
• злой дух леса
• нежить в чаще
• «там чудеса, там. бродит»
• страшилище лесное
• фольклорный элемент
• «там чудеса, там. бродит»
• Враждебный людям дух леса
• В восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства
• Комедия А. Чехова
• Там чудеса, там. бродит
• Там чудеса, там. бродит
• дух рощи, дубравы, ельника и т.п
• кто бродит там, где чудеса
• лешня, см. лес
Лесной дух у восточных славян какой.
kostia kk Ученик , закрыт 3 года назад
Ветер Искусственный Интеллект 3 года назад
Леший — дух-хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов.Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю. Как хозяин заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Лешему приписываются многие лесные звуки, особенно вызываемые ветром.Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила и справедливый дух. Лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказят и шутят, но делают они это грубо и зло: пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут предметы и др. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо заключить с ним договор. Леший может похищать скот и людей. Он способен предсказывать будущее. Иногда леший принимал помощь от человека.
Konstantin Мыслитель 3 года назад
Источники: ugabuga.ru, pagandom.ru, slavcentr.kz, scanwordhelper.ru, otvet.mail.ru
unk-files.clan.su
Какие лесные духи существовали в древней славянской мифологии?
Как считали древние предки славян, лес – это пристанище множества духов, которые разделялись на добрых и злых, а также выполняли некоторые свои природные функции: кто помогал заплутавшим выйти из леса, кто наоборот затягивал людей как можно глубже, кто шелестел листьями, кто помогал грибам расти и т.д. Количество лесных духов просто поражает, но существовал ряд основных, о котором знал каждый человек и старался почитать, чтобы не назвать беду.
Дед Лесовик: очень многие путают Деда Лесовика с Лешим, так как в некоторых областях его именно так и называли, но в других районах Древней Руси он значительно отличался от своего «тезки» как внешне, так и по своей натуре. Его руки и ноги были покрыты толстой деревянной корой, волосы и длинная борода были обвиты плющом, а на щеках, как правило, рос мох. Помимо этого на темечке Деда Лесовика всегда красовалось маленькое птичье гнездо. Вот так выглядел этот добрый лесной дух у восточных славян. Чем же он занимался?
Дед Лесовик, как правило, помогал людям, которые заблудились в лесу, выйти на тропинку, ведущую в ближайшую деревню. Чтобы этот лесной дух помог, к нему обычно обращались со словами – «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к своему дому привык». Если же в лесу, где часто ходили люди, Леший шалил, то в дупло дерева клали маленькую записку с жалобой на этого духа, и тогда добрый Дед Лесовик рассудит все по совести и справедливости. Деда Лесовика можно считать одним из главных лесных духов, так как он управлял лесом, усмирял шкодников, помогал заплутавшим и имел в своем подчинении множество лесных помощников-духов.
Духи Колтки: колтки были весьма забавными малорослыми и добродушными лесными созданиями. Их примечательность заключалась в том, что помимо небольшого роста они также имели по два лица, причем второе находилось в области живота. Эти лесные духи-крошки были хромоножками, а также очень любили пошуметь и поболтать. Жили они, как сказано в писаниях «Сокровища Ретры» Андреасса Г. Маша 1771 года, в зарослях бузины. Этот лесной дух у славян сохранил о себе писания не только на территории современной Российской Федерации, но и на территории Западной Украины.
Известно, что колтки могли пойти на службу к людям, если те часто приносили им вкусные угощения. Если человек нанял колтки, то они, при прибытии к жилищу своего нанимателя, оповещали всех вокруг об этом. То они съедят всю еду, которую хозяева приготовили рабочим, то соберут мусор во дворе в одну кучу, то кинут мелкий мусор в молоко (последнее является испытанием для новых хозяев, поэтому, если те выпивают молоко с мусором, то колтки остаются у них). Пройдя последнее испытание, колтки начинают выполнять любое приказание своих хозяев, а также дополнительно начинали добывать различные припасы в дом, чаще всего с соседских участков.
Листин и Листина: Листин и Листина – это супружеская пара лесных духов очень солидного возраста, которые имеют особый круг обязанностей. Обычно они сидят вместе в куче палой листвы возле старого большого пенька, или же в каком-нибудь небольшом овраге. Лесной дух Листин у древних славян описывается как незрячий старик, а его верная спутница жизни Листина управляет лесавками. Общались они обычно шуршанием листвы, будто шептались, чтобы согласовать тот или иной приказ мелким духам. В древние времена у маленьких детей даже была популярна такая игрушка, как старуха Листина. Изображалась она как кукла с туловищем из мха, её руки и ноги делали из еловых шишечек, а на ногах обязательно были маленькие лапти.
Боровик и Боровички: лесной дух Боровик имеет несколько имен – Боровой и Подгрибовник. Как описано в поверьях, Боровик – начальник всех боровичков, мелких духов-хозяев грибов, которые в основном живут под рыжиками и груздями. Боровик же был духом бора, выглядел как бурый медведь, хотя и не имел хвоста. Как правило, к Боровику обращались люди с просьбами найти или же вернуть домой тех, кто пропал в лесу или же заболел после того, как побывал в нем. Просьба эта была весьма своеобразной, и даже жестокой. Чтобы попросить что-то у Боровика, нужно было принести в бор любую кошку и начать её душить.
Другие лесные духи славян
В лесу действительно жило множество лесных духов. Например, под началом Деда Лесовика находились такие духи, как Кустич (хозяйничал в кустах), Листич или же Листовик (оберегал листву), Корневик, Травник и Стебловик. Помимо этих духов существовали ещё и Ягодник, Грибовник, Орешич. Существовали ещё и женские персонажи: Травница, Дубровица, Березница, Сенява, Земляничница, Дивница, Зеленица и Русява. Среди хранителей лесных кладов были такие духи, как Щекотуны и Полуверицы.
Кто такой Леший?
Леший – одни из главных злых духов, о котором постоянно упоминается в различных фольклорных описаниях. У Лешого также имеется множество различных имен: лешак, лесной дядя, дикинький мужичок, лесной херувим, лисун, праведный леса и другие. Согласно древней славянской мифологии, Леший – дух-хранитель леса. Облик его, как и имя, в разных регионах представлялся по-разному. Где-то его представляли как огромного медведя, где-то как высокого страшного старика, козлоногого и рогатого существа, дерева. Среди его особых примет в каждом образе выделяется отсутствие бровей и ресниц, а также правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, которые зачесаны на левую сторону.
Места, где проживал Леший, всегда люди обходили стороной. Тем не менее, перед входом в лес всегда полагалось спрашивать разрешения у лесного дяди, ведь он не просто дух, а хранитель всей растительности лесной, и в то же время является медвежьим и волчьим пастухом.
Лешему часто приписывали, что он пугал людей своим диким хохотом, а иногда водил заплутавших кругами по лесу. Те, кто в итоге оказался его жертвой, ни в коем случае не должен был есть, а также иметь при себе липовую дощечку без коры (литовку). Также, чтобы оградить себя от лешего, советовали перевернуть стельку в обуви снизу вверх и вывернуть наизнанку всю одежду. Самое главное – не злить Лешего, особенно бранью, так как он этого очень не любил.
Как здороваться с лесом и духами леса, с землёй.
Поделитесь с друзьями
slavculture.ru
ДУХ ЛЕСА - Славянская мифология - МИФОЛОГИЯ - РУБРИКИ
Лес. Как много в этом слове скрыто. Лес и пугает, и радует, и притягивает, прячет,кормит, одевает и, конечно, очень много духовно обогащает. Это кладезь многообразного богатства, красоты, симфонии звуков, чистого целебного воздуха и нечаянных радостей.
Зосим Федорович Лаврентьев
Лес - это особый духовный храм. Приходит в лес музыкант и слышит чудную мелодию. Художник там видит волшебную красоту, а у поэта так и льётся строка за строкой восторг.Лес - это и школа. Школа гармонии, чистоты и добра.
Когда заходишь в лес, то чувствуешь присутствие Хозяина. Его не видишь, но он есть. Это лесовик из мифов, легенд и преданий. Он добрый шутник с хитринкой, хотя может быть и суровым. Но это редко. Это к тем, кто видит в лесном кладезе только древесину.Духа лесного благодарят за возможность творчества и хорошее настроение, за праздник и счастье, и, конечно, за здоровье".
Лес издревле воспринимался как живое существо, вмещающее в себе множество загадочных обитателей, как предрасположенных к человеку, так и злокозненных.В Лесе Праведном, где упокоены души предков, иногда показываются "лесные старики", "лесные отцы" — седовласые, величавые, в белоснежных одеяниях.
Среди лесных божеств главенствует добрый дед Лесовик. Руки и ноги у него покрыты дубовой корой, в волосах и бороде вьется плющ, а на голове — птичье гнездо. Если заблудишься в лесу, скажи только: "Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык", — и вскорости отыщешь верный путь. Помощников у Деда немало: Кущаник (Кустин), Деревяник, Листовик (Листич), Травяник (Травник), Корневик, Стебловик, Орешич, Ягодник, Грибник. Они ухаживают за растениями, блюдут порядок в лесу, не дают буйствовать Лешему.
В озере лесном обитает благодушный Водяник с Езерицами, озерными русалками. Их подружки, живущие на суше, называются Дубравицами, Сенявами, Русявами, Зеленицами.
Клады в лесу охраняют крохотные Щекотуны и Полуверицы, под кустами прячутся Подкустовники, во мху копошится Моховик.
В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с Лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болото не загонять и т. д.
Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе — пусть Дед Лесовик сам разберется.
Детей и доныне пугают Манилой и Уводилой — они закладывают людям путь к родному дому, заставляют подолгу плутать.
А тем молодицам, которые по каким-то причинам пробудут в лесу в одиночестве (допустим, в охотничьей избе) две-три недели, грозит беда: могут стать "лесными девками" -— колдуньями — и смешаться с тамошними божками.
В час урочный полнолунья,С тёмным лесом наравне, —Говорит молва-вещунья, —Кто-то бродит в тишине.Пономарь пройдёт ли пеший,Псарь проедет ли верхом,Всяк, крестяся, молвит: «ЛешийЗагулял не пред добром!»
Сказки леса.Когда-то очень давно жил отшельник, чья волшебная сила была известна далеко за пределами его владений. Отшельником Аше стал не сразу. Он жил среди людей и мало чем отличался от них. Но однажды в лесу он сильно поранил ногу, потекла кровь. Помощи ждать было неоткуда, но умирать не хотелось. Зажав рану одной рукой, Аше обратился за помощью к лесу: "Духи лесные, незримые, принесите травы целебные, помогите затянуть рану и остановить кровь". Не знал он, что призвав их и дав им прикоснуться к крови, он окажется в их власти, и они обретают видимость.
И вот возник перед Аше огромный зеленый дед, весь мохнатый и страшный. Аше чуть не вскрикнул от изумления: Я принес тебе травы целебные, и теперь ты мой, говори, чего ты хочешь...". "Останови кровь, залечи рану". В один миг, как показалось Аше, от раны не осталось и следа, а вся кровь, что вытекла, превратилась в светящийся шарик и исчезла в ладони Лесовика:- Пока она у меня - ты в моей власти, человек.- Я должен идти к людям.- Нет, ты пойдешь со мной и будешь рассказывать о жизни каждого обитателя горного города.- Где ты видишь город? Это же лес, а дальше - горы, камни да скалы безмолвные.- О нет, это вы, люди, ничего не видите кроме своих домов, а здесь есть то, о чем ты даже и не подозреваешь. Постепенно ты станешь видеть и слышать. Каждая травинка скажет тебе, чем живет, но для людей ты будешь отшельником, они будут приходить к тебе за помощью.
- А если я вернусь к людям и не послушаю тебя?- Ты не сможешь жить среди людей, потому, что в твоей крови отныне течет энергия гор, они будут звать тебя, этот голос будет мучить тебя и днем и ночью, и в холод и в зной. Оставь все братьям, они не долго будут оплакивать твое исчезновение.И пошел Аше вслед за Лесовиком, долго шли они, не один день, а три дня. И вот глазам Аше открылась картина величественная, горы в закатном сиянии пели гимн уходящему солнцу. Последние лучи скользнули по вершинам. Горы вздыхали.
- Идем, этот вид ты будешь видеть часто, это нежно-розовое сияние бывает на рассвете и на закате. Нежно-розовое - подумал Аше и пошел вслед по тропинке, чувствуя утомление телесное. Взобравшись на небольшую поляну, Лесовик молвил: "Мой дом отныне твой дом, и когда ты будешь готов заменить меня, я исчезну, став частью всего живого". Пройдя по корням могучих пихт, Аше оказался у входа в небольшую пещеру.
- Я буду жить здесь, в этом холоде?- Ты человек, а я дух, камни станут мягкими для тебя, как шелковая постель, и теплыми. Ты будешь познавать, потому что дух никогда не сможет покинуть эти места, не передав часть своей мудрости.И жил Аше в пешере, которую после назвали "Нежная". И многое узнал он, много поведал ему дух гор и леса, и когда он стал невидимым и покинул эти места, о мудрости отшельника узнали люди, словно бы птицы или ветер рассказали им. И пошли к нему - кто за советом, а кто за помощью. И помогал Аше всем пришедшим, и уходили они в мир с надеждой на лучшее и с желанием блага всему миру.
(с )lunarmage.ucoz.ru
Дух леса — RealFear.ru
Дарья Ивановна, а ранее юная девушка Даша некогда проживала в маленькой деревеньке, которую разделяла железная дорога. Мать у неё умерла сразу после её рождения, а отец женился на другой – на Галине, полагая, что девочке нужна была мама. К 10 годам Даши, отец полностью спился от не весёлой жизни обычного деревенского рабочего, и неожиданно для всех помер, когда ему не было и 40ка.Осталась девочка вдвоём с мачехой, женщиной строгой, уже не молодой. Детей у неё не было, поэтому она привязалась по своему к ребёнку, заботясь о единственном родном ей человечке.Годы неслись с огромной скоростью, жили они хорошо, можно даже сказать в достатке. Даша помнит необычную ночь, когда её мачеха вернулась из болот, сказав, что заблудилась, вся растрёпанная, вымотанная, с пустой корзиной без ягод. Но именно тогда они зажили лучше, Даша никогда не знала голода, у неё всегда были обновки, хоть мачеха никогда и не работала на престижной работе, была обычным ветеринаром при колхозе.Раза 2 в месяц мачеха уходила якобы на работу в ночную смену, но однажды к Даше зашла соседка, попросив помощи, девочка побежала к мачехе на работу, но здание было закрыто. Всю ночь девочка переживала и гадала, где Галина. Под утро уставшая и бледная, женщина вернулась. Девочка спросила, где она была, на что мачеха ответила как обычно – на работе. Когда Даша сказала, что приходила к ней и ждала её там 2 часа, женщина смутилась и очень быстро перевела разговор на другую тему.Тогда Даша начала думать, что мачеха ходит к одному мужику, что живёт за 3 дома от них, который не редко заглядывал к ним. Успокоившись в своих выводах, девочка перестала обращать внимания на мачехины ночные уходы.Когда Даше исполнилось 20, она вышла замуж за местного сельского парня. Молодая семья осталась жить с Галей, так как неудобств та не причиняла, всегда заботилась о падчерице. Дашиного мужа отправили в командировку на повышение квалификации, парень был смекалистым, в колхозе его ценили, а в то время Дарья должна была родить. Когда начались схватки, мачехи не было дома, было уже поздно, Даша очень сильно испугалась и пошла её искать. Зайдя к Галине на работу, поняла, что там никого, решила пойти к Фёдору, который был дружен с ними все годы. Но и там её не оказалось, а Фёдор очень удивился, что Даша полагает, что мачеха ходила к нему. Постеснявшись говорить соседу про схватки, которые были ещё лёгкими и вполне переносимыми, Даша пошла домой. По дороге она увидела, как мелькнула за деревьями за поворотом тень. Не известно, почему девушка решила, что это её Галя, и она пошли туда. Подойдя к опушке леса, Даша уже держась за живот, поплелась туда. Что двигало девушкой она не понимала, она просто шла, всё было как в тумане.Дойдя до опушки она увидела свечение, исходящее из земли. Даша легла на мох, уже не в силах стоять. Страх, боль, волнение, смесь разных чувств кружились в голове. Она увидела, как Галя, раздевшись до гола, идёт на этот странный свет, похожий на лунный, но немного цветне. Пронзительный стон издала её мачеха, свет ярко вспыхнул и погас. Галя упала на мох без движения. В ужасе Даша ползком поползла от этого места, как она дошла до соседей она не помнит. Родила она у них.Утром домой пришла уставшая Галина. Бледная, с жёлтым лицом и синими кругами вокруг глаз, она выглядела так измождено, что казалось, будто это живой труп. Еле улыбнувшись Даше с малышом, Галя легла на постель. Девушка почувствовала, что её мачехе не долго осталось. Она подошла к ней и взяла её за руку. Галина приоткрыла глаза и слабым голосом сказала: «Я знаю, что ты видела меня. Я должна была тебе давно объяснить, но я боялась, что ты сочтёшь меня безумной. Все эти годы я любила тебя как родную дочь и готова была ради твоего благополучия отдать всё. Однажды в лесу я заблудилась, попала в болото и начала тонуть. Я взмолилась, не знаю почему, я позвала духа леса, пообещала дать ему самое ценное, что у меня было, лишь бы он отпустил меня. И тут же болото отпустило меня – я стала лёгкой и смогла доползти до сухой земли. Но тут из земли заструился свет и какие то мысли сказали мне в моей голове – «ты будешь отдавать мне свою силу, в замен своего благополучия, приходя всякий раз, как почуешь беду и я помогу тебе.» В первый раз я пошла, когда ты заболела. У тебя была высокая температура и я не знала, что делать. Денег у нас было очень мало, поехать в соседнюю деревню было невозможным и я пошла в отчаянии к лесу. Дух сам нашёл меня и я почувствовала, как подкашиваются мои ноги и я падаю на сырую траву. Утром ты была полностью здорова. И так все эти годы я стала по любым причинам ходить в лес за помощью. Сегодня я пошла потому, что знала, что скоро ты родишь. Наверное это последнее, что я могу сделать для тебя, потому что сил больше нет, я пуста.»Галина закрыла глаза, а Даша почувствовала, как к горлу подкатил ком и она заплакала.Когда наступила ночь, Галина тихо спала, Дарья, собравшись, вышла из дому. Она пошла в сторону чёрного ночного леса, зайдя не далеко в его тёмные недра она громко позвала лесного духа и попросила взять её силу, чтоб её мачеха осталась живой. Вдруг всё закружилось у неё перед глазами, и что-то силой вытянула из её груди горячий комок сил, Даша без чувств упала на сырой мох.Рано утром, вернувшись в дом, она увидела как Галина няньчит её малыша. Она посмотрела на неё и в её взгляде Даша прочла благодарность и грусть.Больше никогда ни Галина, ни Дарья не ходили в лес, справляясь с проблемами сами. Галина прожила ещё 12 лет, Дарья родила 3х сыновей, часто болела, но была вполне счастлива.И вот на смертном одре Дарья рассказала всё своему старшему сыну – моему мужу.
realfear.ru