Обзор русской демонографии (6). Дух полевик фото


Славянская мифология. Полевой - дух полей

Полевой — хозяин полей, один из персонажей славянской мифологии. С ним связаны многие обычаи и поверья, сопровождавшие посев, выращивание и сбор урожая. Полевого, или полевика, старались задобрить, болезни пасущегося скота и зреющих колосьев объясняли его немилостью.

Внешний облик

Каким изображала духа славянская мифология? Полевой чаще всего представлялся человеком в белых одеждах. В зависимости от местности, он обретал новые черты. Пожалуй, самый интересный образ полевого сложился в Орловской области. Тут хозяин полей предстает как нагой мужик с черным телом и разноцветными глазами. Иногда в сказаниях он рисовался старичком с колосьями и травами вместо волос и бороды.мифология полевой

Как и некоторые другие персонажи славянской мифологии, полевой часто наделялся животными чертами. Это были рожки, глаза навыкате или хвост-метелка, которым он поднимал облако пыли, чтобы укрыться от любопытных.полевой мифология

Иногда полевика описывали покрытым шерстью цвета огня. При его появлении на поле человеку могло показаться, что промелькнула искра. А в лунную ночь или в полуденный зной он представал в образе высокого юноши.

Повадки

Как описывает мифология, полевой очень быстро бегает. Он относится к низшим духам, в большинстве своем враждебным человеку. Если его не задобрить, полевик будет мучить скотину на пастбище или засушит колосья.

Хозяин полей в сознании наших предков был схож с лешим и другими враждебными человеку персонажами, которыми полна славянская мифология. Полевой может сбить с пути странника, заставить его заблудиться. Иногда он пугает свистом и хлопками. А бывает, заманивает цветами детей, и они потом долго ищут обратную дорогу. Может он наслать и солнечный удар или лихорадку, особенно если уснуть на поле в жаркий полдень.

Олицетворение ветра и огня

Полевой (мифология наших предков полна указаниями на это) представлял собой силу ветра и огня. Приписываемые духу способности мелькать искрой, насылать солнечный удар и иссушать посевы напрямую указывают на родство между ним и дневным светилом. Подобно полуденному жару, хозяин полей мог согреть и наполнить силой колосья или же уничтожить их.

В некоторых областях бытовало поверье, что перед пожаром можно увидеть полевика, мчащегося по селу на тройке лошадей. Его считали не только предвестником бедствия, но и его причиной.

Очень быстр был полевой. Мифология всех народов связывает скорость с ветром. Полевик очень быстро бегает, а еще любит посвистеть. Нередко в дошедших до нас сказаниях хозяин посевов дует изо всех сил, отчего колосья гнет к земле.

Как задобрить полевого?

Если дух расположен к хозяину поля, колосья на нем растут хорошо, приносят богатый урожай, скотина здорова. Чтобы задобрить полевика, ему несли угощения и денежку. Кусочки хлеба и монетки с особыми приговорами бросали через плечо. Обязательно подношения полевому несли на Духов день (51-й день после Пасхи). Часто на поле для него оставляли яйца и безголосого петуха. Такая жертва, как считали наши предки, полевому нравилась. После этого он оберегал посевы от болезней и засухи, не мучил скотину.

Также после сбора урожая на поле оставляли сноп колосьев. Считалось, что в нем полевик может перезимовать. Зерна из снопа затем сеяли в землю, тем самым помогая духу возродиться с приходом весны. Иногда оставшиеся колосья связывали, украшали и под веселое пение уносили в деревню.персонажи славянской мифологии полевой

В некоторых областях встречаются упоминания о родственных духу полей персонажах. Как рассказывает мифология, полевой имел жену, были у него и дети - межевики и луговики. Они отвечали за земли согласно своему имени. Нередко межевики и луговики считались и самостоятельными духами. Близок к полевому и образ полудницы. Она следила, чтобы никто не работал в самый жаркий час дня. В полдень природа отдыхает, и не стоит ее тревожить. Непослушного человека полудница могла наказать, наслав солнечный удар.полевой хозяин полей

В некоторых регионах нашей страны поверья, связанные с полевым, живы до сих пор. Сегодня, когда интерес к славянским мифам возрождается с новой силой, такие предания становятся ценным источником знаний. Кроме того, сохранившиеся мифы наших предков помогают понять их жизнь, особенности мышления и мировоззрения, что немаловажно как с точки зрения сохранения истории, так и для понимания особенностей менталитета современных жителей России.

fb.ru

Полевой (полевик) это дух полей, лугов

Полевой славянская мифология

Полевой, или по другому, полевик — представитель низших духов и ближайшая родня домового, если верить мифологии славянских народов. Живет он в обработанном людьми поле, но не чурается и диких степей. Известен он также под именами белун и луговик (это если он живет на лугах). Есть поверье, что предстает он перед человеком с просьбой вытереть ему сопли, которые свисают аж до самой бороды. Тому, кто откажется, он обязательно приведет неудачу, а тот человек, которые не побрезгует, и выполнить его просьбу, получит от него горсть серебряных монет.

Появляется луговик перед человеком в виде седобородого старика маленького роста, и по своему характеру терпеть не может, если кто-либо работает на полях.

полевик мифология

В новгородских краях много знают об этом существе, говорят, он создан охранять поля.

На вид он весь черный, с разноцветными глазами, на голове заместо волос длиннющая зеленая трава, и нет на нем ни одежды ни даже шапки никакой. По их поверьям, на одну деревню приходится в среднем четыре таких духа. Для тех мест это логично, ведь тот край богат черноземом, и не справиться один маленький полевик с задачей. А вот в лесах встречается он довольно нечасто, хотя многие из жителей лесов берется утверждать, что слыхивали его речь. А те, кто его видел, рассказывали, что вида он уродливого, маленького, но говорит по-человечески.

По своему проказливому, но довольно доброму отношению к людям полевик очень похож на домового, но сами шутки у него более злые, такие как у лешего: сбивает человека с пути, может бросить в болото, и очень любит подшутить над пьяными работниками в поле.

Любимое место его обитания — это межевые ямы. Недаром запрещено спать на них, ведь детки этого духа бродят там и ловят птиц для родителей. Им нечто не мешает навалиться на спящего там человека и начать его душить.

полевой миф

Полевики отличаются от других существ тем, что их любимое время - полдень, именно тогда они предстают перед счастливчиками.

Но в описании внешнего вида этого духа и в его поведении так много путаницы, что доподлинно сложно сказать, что он любит, где появляется, как может наказать обидевшего его. Ведь порой два человек, утверждающие что видели его одновременно, описывают его по разному, и говорит он с ними разными словами.

Таким образом, во всех славянской мифологии полевик получается что едва ли не самое смутно и малоизученное существо. Все знают только, что порой он бывает зол, и не прочь жестоко подшутить над человеком.

Еще он легко гневается, частенько капризен, и в это время он может начать мучить скот, который пасется на его полях, отправляя на него полчища слепней с мухами. Еще он может уронить хлеба, наслать засуху, сломать ограду у поля. Особенно любить он заманивать детей в поля, показывая им красивые полевые цветки, и заставляет их блуждать по полям. Незваных же гостей любить напугать злобным смехом, либо свистом, или в виде ужасающей человека тени начинает за ним гоняться.

дух полей, лугов

До наших времен дошла история, которая была когда-то давно записана с разговора одного крестьянина Зарайского уезда, в которой говорится, как уговорили они сестру его замуж выйти за крестьянина из соседнего села, Родиона. И, как следует погуляв на свадьбе, и немало подпив, поехали в ночь в родное село жениха. И что ехали они себе спокойно в поле, и вдруг по шутке полевого оказались в вместе с лошадьми в реке, еле как оттуда выбрались, а одну телегу там и оставили. Когда же домой вернулись, оказалось, что нет с ними свекрови новоявленной. Вернувшись на реку, под телегой то и нашли её мертвое тело.

Говорят, что имеется у полевика помощница полуденица, красивая девушка из племени русалок, живущая в поле.

 

darkbook.ru

Полевик и полевые духи  » Боги Славян

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

полевик-

ПОЛЕВИК

Поле – это самое  главное, что есть у земледельца, и поэтому здесь, на поле, так много духов, божков и прочих волшебных существ.

Самый главный – это, конечно – Полевик.

СТИХИИ. Все полевики относятся к стихии  ЗЕМЛИ.

ХРАНИТЕЛИ КЛАДОВ. Полевики иногда охраняют полевые клады. Охраняют ревностно, никому и никогда их не отдают, сделок по кладам не заключают. Поэтому кладоискатели даже не пытаются умилостивить полевика. А если найдут клад — спешат побыстрее скрыться.

ПОЛЕВИК (полевой, житный дед) — дух, охраняющий хлебные поля. Иногда появляется в образе старца в белых одеждах и пугает людей. В черноземных районах на одно поле по четыре полевика приходится.

А там, где земля скудна, бывает, что на четыре поля – один полевик.

Полевик не просто на солнышке греется, он Хозяину помогает.А уж если Хозяин сможет ключ подобрать к полевику, то тот точно лениться не будет.

Если полевик благоволит к хозяину, будет посевы его лелеять, а иногда может за стогом спрятаться и что-нибудь такое важное предсказать… Ведь все они, нечистые-то, отчего-то хорошо наше будущее знают. Если полевик сильный, мощный, то и поле будет хорошее, и урожай высокий.

полевик

Полевик

В ПРЕДАНИЯХ:  Иногда люди  встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не  боится выпачкать рук.ПОЧИТАНИЕ: Как и все из нечисти, полевики — взяточники, гордецы и капризники — любят, чтобы их ублажали.  Полевика старались умилостивить – оставляли ему подарки: тёмной ночью клали в овраг несколько яиц и петуха

В ЛИТЕРАТУРЕ: Другой старичок — процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьём вместе не видно: там закопал себя старичок в землю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник называется старик Полевик, а веку ему пятьсот годов.

Н.С. ЛЕСКОВ «Час воли божьей»

полевик-зеленушка

Истинная Зеленушка

Поля посевной гречихи стережёт ГРЕЧИШНИК   (или Гречуха), поля хлопка – лохматый ХЛОПЧАТНИК; за межами и границами на полях присматривают Межевики, а за первой зеленью трав – ЗЕЛЕНИЧИ: Зеленчуки и Зеленушки…

полевик-гречуха-

Вот так цветет гречиха

ГРЕЧИШНИК – добрый дух гречихи. Наши предки в больших количествах поглощали блюда из гречки непосредственно перед серьезными испытаниями. По приданию, в гречке обитает добрый дух, который прибавляет ума и сообразительности, поэтому знающие люди усиленно употребляют ее перед экзаменами. Но варить волшебное блюдо можно только в керамической емкости (железные и чугунные никак не подходят). Считается, что кашу в этом случае нельзя доедать до конца — остатки «отдают домовому», припрятав кастрюльку в укромном месте на кухне (только не в шкаф и не на пол, лучше повыше, на шкаф, например). Крышкой накрывать не стоит. После успешной (а куда деваться!) сдачи экзамена нужно не забыть достать заныканную кашу и отдать домашним или уличным животным

полевик-луговик-

Луговик и Луговичка

ЛУГОВИЧОК – дух плуга,  маленький, мохнатенький зелёный человечек в одежде из трав; служебный дух лугов. Он помогает росту трав, готовит их к сенокосу и цветению. Когда он бежит по лугу – видно, как трава шевелится, тропкой завивается (словно ветерок по полю гуляет). Люди думают, что он живёт в норках, и часто оставляют ему там угощение. Луговичок бывает очень сердит, когда люди покос прозевают или придут косари «не в пору». Тогда и траву заплетёт так, что не разорвать, или высушит на корню, тогда и косы будут враз тупиться – сколько не точи, или просто обломаются о кочки. На будущий год трава на плохом покосе может плохо расти. Следит Луговик и за жадными травниками – лишняя трава им впрок вряд ли пойдёт.

полевик- ржаница-

РЖАНИЦА

РЖАНИЦА  — полевой дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти такое поле может только человек, сведущий в этом деле. Несведущему это может стоить жизни. Еще ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи в небольшой вершок шириной, которые проходят из одного края загона до другого и по которым все колосья срезаны.

Ржаница любит бродить по колосящемуся полю, любуясь колосьями и шевеля их прозрачной рукой, помогая наливаться зерну силой и спелостью. Её можно узнать по венку из колосьев на голове или по букетику колосьев в руках. Если злой и жадный человек пожалеет эти колоски и закричит на неё, желая прогнать, чтобы она не ходила среди посевов – он обязательно пожалеет об этом: сами собой появятся в посевах множество троп, начнут ходить по ним лесные звери, а само зерно либо обсыпится, либо птицы его поклюют…

Худ.Л.Стойлик

Худ.Л.Стойлик

МЕЖОВИЧКИ —  вредные создания. Межевик — брат луговика (лугового), такой же маленький, в одежде из травы, но не зелёный, а чёрный. Бегает по меже, охраняет её, так же, как и брат ищет пищу своему родителю полевику. Наказывает тех, кто нарушает межу, переходит её незаконно; устанавливает и поправляет вешки, помогает работящим хозяевам в поле. Но если находит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит. Межевики очень не любят детей, которые в поле выходят васильки собирать. Завлекают детишек в игру, зовут их весёлыми голосами и заводят подальше в высокую рожь, да так, что ребёнок, если невысок, то и выбраться не может – не знает, в какую сторону идти. Но главная цель межевичков – удержать человека в поле до полудня.

А там уж за него возьмётся полуденица.

-полевик-спорыш-

СПОРЫШ

СПОРЫШ (Спарыш)— божество изобилия, семян и всходов, дух жатвы у восточных славян, живущий в двойном колосе, воплощение плодородия. В облике кудрявого светловолосого юноши ходит по полям, охраняет их от всяких бед. Царь-колос. Из таких двойных колосьев наши предки плели венок. Считалось, что этот венок сплел сам Спорыш и подстраивали, чтобы венок нашла самая красивая девушка. Колосья в венке с зерном. Сопровождаемая песнями, девушка относила венок в амбар.

В ЛИТЕРАТУРЕ: Так и есть, это Спорыш. Там — в колосьях-двойчатках! Как он вырос: как колос! А в майских полях его незаметно — от земли не видать, когда скачет он скоки по целой версте. — А ты не пугайся: он венок вьёт. Колосяной венок, золотой — жатвенный. А кладут венок в засек, чтобы было все споро, хватило зерна надолго., A.M.Ремизов, «К Морю-Океану»

полевик-житнич-

ЖИТНИЧ

ЖИТНИЧ – покровитель жито.

ИМЯ: Его имя, как и имя богини Живы, произошли от слова «жизнь» (раньше говорили – живот), отсюда такие слова как жито – основная еда, дом — жилье, хорошая жизнь-житуха, домашние животные – живность, животина…

Житом в старину называли большинство зерновых культур.  От того, сколько зерна в амбаре будет, напрямую зависело и благосостояние всей семьи. Поэтому Житничу особый поклон был.

Зернышко к зернышку — и будет колосок, колосок к колоску будет поле.

ПОКЛОНЕНИЕ:  В цикле календарных обрядов всех славянских народов присутствует так называемое “хождение в жито” — комплекс ритуальных действий, поверий, примет и фольклорных текстов, относящихся к практикуемым в весенне-летнее время обрядовым обходам полей.

Как и всякому полевому духу, Житничу нравится, когда его задабривают да привечают. В подарок Житничу приносят молоко.

Худ.Н.Антипова

Худ.Н.Антипова

ЗЕРНИЧ – помощник Ярилы-Солнца. Следит за зернами: чтоб прорастали вовремя, чтобы всходы дружно в рост пошли, колосья соком налились да и поспели вовремя. А главное — чтоб не осыпались они в землю, а попал в закрома богатый урожай, а на следующий год вновь на полях появились новые ростки.

Все зерновые культуры у крестьянина в почете были. Все они  дома нужны, все в хозяйстве важны.

И просо, и ячмень, и гречиха и рожь, и, конечно же, пшеница. Пашеничка — так ласково величали ее крестьяне.

полевик-страдич-

СТРАДИЧ

СТРАДИЧ – у славян — ответственный за сбор урожая.

ИМЯ: Древний смысл страды – особый труд и труд этот сбор продуктов питания.  Страда — самое горячее время года — так много надо успеть.  Летний день — год кормит.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Страдич живет по пословице «В страду одна забота — не стояла бы работа».  Считается, что он следит за уборкой урожая и наказывает нерадивых.

полевик-соломич

СОЛОМИЧ

СОЛОМИЧ. Зерно для крестьянина,  безусловно, всегда было на первом месте. Но в хозяйстве без соломы тоже — никак. Вот за качество этой соломы и отвечал Соломич – мелкое славянское божество. И на подстилку в хлеву солома пойдет, и саман без нее не сделаешь, а в долгие зимние вечера из соломки можно и кукол сделать и шляпу сплести.

Соломич дружен со СТОГОВЫМ. ведь именно Стоговой сбережет солому, сметанную в стога, не даст ее пропасть, от гнили убережет.

Худ.В.Забирохин

Худ.В.Забирохин

БЕЛУН  по белорусским поверьям дух жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся. Солнце любит, без него темно в лесу. Очень старый, немножко глухой, ходит возле ржи или на опушке леса, а за ним пчёлы летают, на плечи птички садятся, у ног зайчата скачут.

В ЛИТЕРАТУРЕ: За могильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун — старик добрый. С рассветом рано отправлялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он всё утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шёл Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку. A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

1-полевик-анчутка

Анчутка полевой

АНЧУТКА ПОЛЕВОЙ — не самый добрый дух поля. Но из песни слов не выкинешь — и он тоже есть на поле.

 

(163)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.

Дополнительная статья

— Травник-травич

 

 

 

bogislavyan.ru

ПОЛЕВИК И ПОЛЕВЫЕ ДУХИ

Полевик и полевые Духи

polevikСлужебный дух Светлой Нави, живущий в полях. Старший над всеми полевыми духами, которых превеликое множество: хлебные поля охраняет Житный дед, поля посевной гречихи стережёт Гречуха (или Гречишник), поля хлопка – лохматый Хлопчатник; за межами и границами на полях присматривают Межевики, а за первой зеленью трав – Зеленчуки и Зеленушки...

Любимое время Полевика – летний полдень, когда каждый может увидеть этого маленького старичка с телом цвета земли, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из трав и колосьев. Но в начале лета можно увидеть его и в образе высокого молодого мужчины, который с большой скоростью передвигается по зеленеющим полям, чтобы наполнить молодые всходы силой и здоровьем. Живёт Полевик в поле только во время роста и созревания хлебов, трав, льнов, гречи и других полевых растений, помогая им и людям в их трудах. С началом жатвы и уборки начинается для него нелёгкая, безсонная пора – старается, чтоб каждый злак, трава, овощ были замечены и убраны человеком или живностью лесной на хранение, чтобы ничего из даров земных не пропало. Последний сноп на поле люди оставляют для зимнего приюта Полевика и относятся к этому снопу с особым почётом: иногда наряжают и с песнями несут в деревню или житницу, где он будет храниться до нового сева; иногда оставляют украшенным на поле. Зёрнами из последнего снопа начинают новую посевную, чтобы дать Полевику возможность возродится с новыми всходами. Считается, что задобренный Полевик станет всячески оберегать ниву зорким хозяйским глазом. Поэтому и приносят ему землепашцы угощение по праздникам, перед началом сева и жатвы. После окончания уборочной поры благодарят уставшего и состарившегося Полевого деда, отпуская на покой и обещая не безпокоить зимой его поля.

Если Полевика чем-то рассердить, то он может уйти с нивы обидевших его людей, что привлечёт на это поле всякие напасти. Или может все хлеба перепутать так, что вырастет среди ржи пшеница, а меж проса – ячмень, лён поляжет, а трава высохнет. Да и с человеком злым или ленивым может недобро пошутить – среди знакомого поля может с тропы сбить и в болото завести!

Его детки и внуки – Межевички и Луговички – во всём помогают Полевому деду в присмотре за полями. Луговичок – маленький, мохнатенький зелёный человечек в одежде из трав; служебный дух лугов. Он помогает росту трав, готовит их к сенокосу и цветению. Когда он бежит по лугу – видно, как трава шевелится, тропкой завивается (словно ветерок по полю гуляет). Люди думают, что он живёт в нор- ках, и часто оставляют ему там угощение. Луговичок бывает очень сердит, когда люди покос прозевают или придут косари «не в пору». Тогда и траву заплетёт так, что не разорвать, или высушит на корню, тогда и косы будут враз тупиться – сколько не точи, или просто об- ломаются о кочки. На будущий год трава на плохом покосе может плохо расти. Следит Луговик и за жадными травниками – лишняя трава им впрок вряд ли пойдёт.

Дружен Полевик и с Полудницей – дневной Солнечной девой. По- лудница бдит, чтобы в жаркий полдень, когда вся природа отдыхает (и даже птицы затихают), никто не тревожил посевы и травы. Пора её трудов и стражи – время цветения трав и злаков. Говорят, что это таинство (начало цветения) свершается в полдень, поэтому и дали этой хрупкой, но строгой Деве такое имя. Никто не должен потревожить начало цветения, так как от этого зависит будущий урожай. В такое время и люди должны отдыхать – и в труде, и в пути. Иначе Солнечная дева закружит голову, опалит солнечным огнём, наведёт сон прямо на поле или вовсе заведёт не туда, уводя с хранимых ею посевов. По этому поводу в «Поучении Владимира Мономаха» сказано: «Спаньё в полдень предназначено самим Богом всякой твари, и зверю, и птице, и человеку»...

А когда заколосится рожь, в ней поселится Ржаница, которая любит бродить по колосящемуся полю, любуясь колосьями и шевеля их прозрачной рукой, помогая наливаться зерну силой и спелостью. Её можно узнать по венку из колосьев на голове или по букетику колосьев в руках. Если злой и жадный человек пожалеет эти колоски и закричит на неё, желая прогнать, чтобы она не ходила среди посевов – он обязательно пожалеет об этом: сами собой появятся в посевах множество троп, начнут ходить по ним лесные звери, а само зерно либо обсыпится, либо птицы его поклюют...

Чтобы Полевые духи могли перезимовать без нужды и забот, крестьяне до сих пор, следуя стародавнему обычаю, оставляют на полях несколько несжатых колосьев, нескошенный пучок трав или пару не- убранных кореньев или бахчевых культур. Оставленные колосья и травы с песнями и молитвами связывают за макушки пучком, иногда украшают лентами – это называется «завивать бороду» Велесу (Богу-покровителю плодородия и скота) в знак уважения и признательности за богатый урожай. Это древний бог Велес, помогая крестьянам, распоряжается всеми домашними и полевыми духами, домашними и лесными животными; он считается покровителем Полевика. В христианские времена люди стали называть его «Власием, ходящим по полям». Говорят, что и в наши дни поздней осенью, после уборки урожая, ходит по полям этот древний Волосатый Дед и проверяет всё ли убрано, как положено, везде ли соблюли обычай, везде ли уважили Полевых помощников, помогая им устроиться и пережить зиму. От этого и зависит, – как он распорядится, каким урожаем на будущий год наделит людей, хозяев полевых угодий.

служебные духи природы

www.prekrasana.ru

Обзор русской демонографии (6): zidanio

Часть 6. Болотники, полевики и другие природные духи.Помимо главных природных духов — лешего и водяного, о которых было рассказано ранее, в природных экосистемах водилась и другая, безусловно, менее значимая, но вполне заметная нечисть. Это и различные обитатели болот — болотники, багники, оржавенники, шишиги, и полевые духи, среди которых более всего известны полевики и полуденницы, и иные, встречающиеся реже — покровители лугов, гор, степей... Есть и совсем уж раритетные, обретавшиеся только в определенных местностях; есть такие, сведения о которых туманны и неопределенны.

Рассказывают, что Бог на земле сначала сотворил сплошную воду. Однажды Бог, прогуливаясь по воде, увидел мутный пузырь, плавающий по поверхности. Пузырь вдруг лопнул, и из него выскочил черт. Бог велел черту нырнуть на дно и достать оттуда земли. Черт выполнил предписание, но немного земли припрятал за щеки. Тем временем Бог разбрасывал принесенную чертом со дна землю, и так появлялась суша, а на ней — деревья, кусты и травы. При этом во рту у черта тоже стали прорастать растения. Черт испугался, да и начал выплевывать землю. Так и появились болота — гиблая, разжиженная земля, на которой ничего путного и вырасти-то не может, кроме уродливых низких деревьев, колючего кустарника да грубой травы. Зато разной нечисти на болоте — как у барбоски блох. Люди, конечно же, реже сталкивались с местными нечистыми, нежели с водяными да лешими — да оно и понятно, на болоте делать особо нечего, разве что клюкву собирать, ну, еще, может, поохотиться.

Итак, главный персонаж болотной демонографии — болотник. В разных местностях его называют также болотяник, болотный дедко, шут болотный, анцыбал, анчибил, кочечник.

Использованные материалы:С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;А.Коринфский, "Народная Русь", Москва, 1901;Е.Левкиевская, "Русская народная мифология", 2009;Н.Шапарова, "Краткая энциклопедия славянской мифологии", 2001;М.Власова, "Новая АБЕВЕГА русских суеверий", 1995.На западе и северо-западе России, в Белоруссии — там, где много пространств, занятых болотными топями, соответственно, и болотных духов было изрядно. В этих местах болотников, в зависимости от сферы обитания, было принято делить на собственно болотников, а также багников — обитателей торфяных ям и оржавенников, селившихся в болотах с ржавой водой, оржавенях.
Отличительною особенностью болотной нечисти нужно считать взаимопомощь в преследовании жертвы — человека, или его пособников — домашних животных, какого единения не встречается, например, между усадебными нечистиками. При этом болотные духи не бывают сотрудниками и помощниками водяного, обычно сторонящегося этих грязных, до крайности неряшливых существ. За исключением упомянутой взаимопомощи, болотники, багники и оржавенники не сносятся один с другим, хотя нередко и живут бок о бок: они неспособны к неге и ласке, потому что неуклюжи, неподвижны, угрюмее и непокладистее всех нечистиков. Наконец, все они лишены возможности к самомалейшему изменению личного существа, затрудняющего им подход к поверхности своих обиталищ: ютясь на дне их, эти человекоподобники ищут жертву, заманивают красивыми образами и звуками. В этом и сама природа помогает им, подставляя жертве заманчивую растительность, но коварную почву, или просто дает мираж.

Они приступают к деятельности тогда, когда жертва поддалась коварству и погрязла в болотине, багне, оржавене, запуталась в корнях и стволах лозняка. Подлежащий нечистик схватывает ее за ноги и медленно, но прочно тянет к себе. Разъединенная было поверхность болотины соединяется вновь, не оставляя следов гибели живого существа. Каковы же здесь предсмертные муки последнего и издевательства нечистика над жертвою, можно лишь догадываться по диким чертам мучителя, веками поджидавшего жертву.

"Нечистики"

Одно из описаний болотного -- человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены болотник и болотница, «специализирующиеся» на затаскивании людей в трясину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны. Чаще болотниками именуются различные мифологические персонажи, обитающие в болоте и сохраняющие свои обычные характеристики, а также нечистая сила неопределенного, расплывчатогоo облика; болотные «хозяева» в народных воззрениях нередко смешиваются с лешими, водяными, а называются при этом чертями.

В Новгородской губернии полагали, что на болотах «живут болотные духи. По ночам они зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей.

В рассказе из Вологодской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемого для постройки дома (при перевозке его через болото): «Это болото пользуется у народа дурной репутацией; говорят, что в нем много чертей живет. Прежде чем купить уголок леса на избу, крестьянин решает вопрос, где купить — по эту или по ту сторону болота? За болотом лес подальше от селений и продается подешевле, но дело в том, что некоторые соседи брали лес за болотом... да у них все неладно ладилось – то выгорят, то хозяин умрет, то скотина плохо ведется. То шалит над бревнами «болотный черт», когда их провозят через болото. И решает мужик купить лес по эту сторону болота».

"Новая АБЕВЕГА русских суеверий"

Болотник — чаще всего непомерный толстяк, весь в толстом слое грязи, к которой налипли в беспорядке водоросли, мшистые волокна, улитки, жуки и другие водные насекомые. Все это, делая болотника неповоротливым, в то же время ставит его в разряд наиболее отвратительных нечистиков.

Болотники неуязвимы для громовых стрел, теряющих губительную силу при первом соприкосновении с поверхностью их обиталищ, и болотники бесстрашно, с сатанинской насмешкой подхватывают эти стрелы. Но для всех этих нечистиков есть непредотвратимая, величайшая опасность — осушение их обиталищ путем канализации: раз отсюда сведена вода, осела сгустившаяся земля — нечистик люто погиб, так как ему не уйти из обиталища, ставшего теперь его могилою. С течением времени прах нечистика сливается с землею, служа безвредным удобрительным материалом,— и одним нечистиком становится меньше, потому что все они вечно одинокие, холостяки.

Болотник тешится, когда на поверхности его обиталища идет растительная и животная жизнь: по вечерам и утрам он ревет по-коровьи (голос выпи), крякает по-утиному, булькает по-тетеревиному, чтобы приманить сюда охотника, или хищника,— дико стонет и тут же внезапно разразится хохотом молодого людского голоса, гогочет приманчивым гудом, как бекас на току. Природа разукрасила поверхность обиталища болотника чудными цветами, ягодными растениями, грибами. А болотник скрыто растит промеж них коварный багун, доводящий посетителя до угарной одури. Коротая свои нескончаемые досуги, болотник там и здесь пробивает иногда болотные оконца и окружает их то предательскою растительностью, то подгоняет рыбу к оконному отверстию. Это — сатанинская ловушка, погубившая далеко не одну жертву.

Каким путём ни привлекалась бы жертва, болотник в состоянии погубить ее только тогда, когда болотная топь достаточно глубока; в противном случае ему остается томиться бессильной злобой. Весьма много злит болотника людское приспособление ходить по топкой болотине при помощи болотных лыж: трясется почва, гнется вниз, а человек безбоязненно движется вперед!

"Нечистики"

Что касается зимнего времени, то мерзляк-болотник, корчась и ёжась на дне обиталища, принужден подумывать о собственной безопасности: вымерзнет болото — погибнет и болотник. Правда, из его берлоги поднимается время от времени теплое дыхание, дает оно болотную полынью; но ударит новый мороз — болотник в новой тревоге за существование, снова бессильно злится на конский топот, отдающийся эхом в его берлоге...

"Нечистики"

Багник ютится в торфяном, никогда не покрывающемся растительностью болоте, имеющем вид черной грязевой лужи. Он никогда не появляется па поверхности своей „багны" и присутствие в ней выдает лишь пузырями на поверхности да изредка — мелкими огоньками там же; те и другие сопровождаются особенным „пуканьем". По внешнему виду багник еще грязнее болотника. Люди вычерпывают багновую грязь для выработки топлива, удобрения полей и огородов. и тем крайне тревожат багника. В сухое лето багна (торфяник) не только подсыхает, но и кое-где горит, и полумертвый багник томится на дне своего обиталища.

"Нечистики"

Как известно, к оржавени (оржавине) не идут за кормом и питьем даже нуждающиеся животные: крайне скудная, жесткая осока да хвощ и желтая железистая вода оржавени вредны и приторны; то же свойство воды не дает возможности ютиться здесь и такой животной мелочи, как лягушки, пиявки, черви, жуки. Ясно, что оржавень в конец загажена ютящимся здесь оржавенником, который даже не хочет прикрыть срамного обиталища своего; эти мутные пузыри да „сало" (железистые свечи) красноречиво свидетельствуют о наивысшей загаженности оржавени. Каков же должен быть жилец ее? Грязно-рудый, с толстым животом и тонкими, как стебель хвоща, ногами, с ржавыми прилипами ко всему его покрову, непрестанно рыгающий, оржавенник не может привлечь к себе внимания даже неразборчивых нечистиков, а живые существа сторонятся его обиталища. Таким образом, оржавеннику весьма редко приходится иметь жертву: животное забегает в оржавень второпях, спасаясь от преследователя-хищника, а человек зайдет разве при ненормальном состоянии.

Оржавенник пока что пользуется большим покоем, чем его помянутые собратья, потому что знойное лето не высушает оржавени, а людям не нужна эта срамная, крайне непроизводительная земля. Нечистику остается валяться на дне своего обиталища, наслаиваться прилипами да поддерживать срамную муть оржавени.

"Нечистики"

В Белоруссии и на западе России к болотной нечисти относят также и лозников, или лозовиков. Вроде бы как обитают они в зарослях ивняка на болотах.
На лозников указывают как на родственных помощников водных нечистиков, или как на подростков. Они составляют отдельный скоп скорее надводной, чем водной нечисти, и притоном их служат густые кусты сплетенного малорослого лозняка, от цвета которого они воспринимают цвет своего покрова. Сами по себе лозники слишком крохотные бесики, они игривые, и не имеют ввиду погубить той жертвы, которую запутывают в кусте лозы, или заставляют проваливаться в скрытое оконце топи. Все это делается не как сатанинская напасть, а как игра, шутка, после которой они подают и помощь, пододвигая жертве куст, тростник, аир. Если и при такой помощи жертва не спаслась, так ее подхватит обитающий здесь крупный нечистик — водяной, болотник, — которым лозники не намерены были подслуживаться.

Какое именно значение имеют лозники в бесовском мире, трудно определить; следует догадываться, что эти нечистики загнаны сюда и прикованы к месту за неимением для них подходящей деятельности.

"Нечистики"

Лозовой дед, изображенный на данной иллюстрации, по всей видимости, предводитель лозовиков, а сами лозовики — это бесенята, прыгающие по веткам.

Перейдем теперь к рассмотрению представительниц, так сказать, прекрасного болотного пола. Болотницы — это отнюдь не жены болотников, те, как говорят, заядлые холостяки. Это, по некоторым данным, какие-то родственницы русалок. Поговаривают, что случаются у них амурные интриги с водяными из ближайших водоемов, которые, как известно, в отличие от болотников, к аскетизму не склонны. Обитают болотницы в белых цветках кувшинки, величиной аж с котёл. Говорят, что болотница неописуемо хороша собой, бесстыдна и обольстительна. Сидит ли она в своем цветке, или на кочке, или на бережку, но при этом ноги держит непременно в воде. А все потому, что ноги у нее, как гусиные, только с черными перепонками. При появлении человека мужского пола болотница начинает плакать и рыдать так, что у путника возникает неодолимое желание утешить прекрасную деву. Но стоит приблизиться к ней, как злодейка набрасывается на жертву и душит в своих объятиях, да и утаскивает в болотную пучину.

Другие обитательницы болот — болотные кикиморы, или шишиги, обладают куда менее привлекательной внешностью, но по части пакостей они тоже мастерицы. Могут заманить в болото или в непроходимую чащу каких-нибудь грибников-ягодников или охотников.Кикиморы не особо любят показываться людям, зато слышали их многие. Они завывают, вопят, издают пугающие звуки. Говорят, что зов кикиморы не отпугивает, а, наоборот, притягивает путников — так она и завлекает людей в болотную пучину.Строго говоря, кикиморы живут не только на болотах, их можно встретить и в лесу, и на берегах водоемов. Ходят слухи о сожительстве кикимор с лешими и водяными. Ну, у водяного выбор-то и получше есть: русалки там, болотницы, мавки — всяко попрезентабельнее будут.Относительно родства болотных кикимор с домашними есть разные мнения. Кто говорит, что это разные сущности, просто объединенные одним названием. Другие считают, что, по сути, это одно и то же, и место обитания кикиморы зависит от ее выбора спутника жизни. Выйдет замуж за домового — живет в доме, за лешего — на болоте.По поверью, кикиморами становятся девочки, проклятые собственными матерями в утробе или до крещения, умершие некрещеными, а также рожденные женщинами от лешего, водяного или иного представителя нечисти. Таких детей еще в младенчестве похищает нечистая сила, а в семилетнем возрасте они превращаются кикимор.А в принципе, создания эти никчемны, никакой отдельной функции в мире нечисти не имеют, и авторитет их среди солидных духов чрезвычайно низок.Еще на болотах, но не в трясинах, а на тех, где растут ягоды — клюква, морошка, водится самый маленький из природных духов — моховик. Является он людям в виде маленького поросёнка или барана. Совершенно безвреден, питается растениями и ягодами. Сведения о моховиках немногочисленны.Рядом с полевиком на картине изображен луговик, который держит тюбики с краской. Луговики, в принципе, тоже не слишком вредные духи, хотя на этот счет есть разные мнения.
Луговик (луговой) — в народных поверьях один из луговых духов, ребенок полевика. Крестьяне некоторых мест верили, что он в виде маленького зеленого человечка в одежде из травы бегает по лугам и ловит птиц (но некоторым поверьям, в пищу своему родителю — полевику). Иногда считалось также, что луговик — маленький и мохнатый дух, который обитает под землей в норах и выходит оттуда только в полдень и перед заходом солнца.

Согласно народным поверьям, луговой — не злой дух, он даже помогает людям во время сенокоса. Однако, если косари запаздывают с покосом, он сердится и гонит траву в буйный рост; заплетает травы так, что коса путается в них и не может срезать; сушит траву на корню; тупит и ломает косы у косарей, делая так, чтобы коса наткнулась на невидимый в траве камень, и т.д. Он также может вредить людям, заснувшим в поле, особенно на меже: наваливается им на грудь и душит до смерти или насылает на них лихорадку.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"

В стогах сена, случается, обитают стоговой и стожиха. Сведений о них не так много. Вот, например, что рассказывали на Новгородчине:
— Шла я мимо стога. Вдруг «он» и выскочил, что пупырь, и кричит: «дорожиха, скажи кутихе, что стожихонька померла». Прибежала я домой — ни жива ни мертва, залезла к мужу на полати, да и говорю: «Ондрей, что я такое слышала?» Только я проговорила ему, как в подызбице что-то застонало: «ой, стожихонька, ой, стожихонька». Потом вышло что-то черное, опять словно маленький человечек, бросило новину полотна и вон пошло: двери из избы сами ему отворились. А оно все воет: «ой, стожихонька». Мы изомлели: сидим с хозяином, словно к смерти приговоренные. Так и ушло.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"

"Кутихой" в новгородских краях называли домашнюю кикимору. Отсюда можно сделать вывод, что и стожиха была разновидностью кикиморы, либо состояла с ней в близком родстве.Вообще, существует мнение, что "стоговой" — это никто иной, как полевик, почему-то обитающий в стогу. О полевике уже упоминалось выше; ему приписывается отцовство в отношении луговика.
Относительно доброго, но проказливого нрава полевик имеет много общего с домовым, но по характеру самих проказ он напоминает лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото, и в особенности потешается над пьяными пахарями.

С полевиком особенно часто можно встретиться у межевых ям. Спать, например, на таких местах совсем нельзя, потому что детки полевиков («межевчики» и «луговики») бегают по межам и ловят птиц родителям в пищу. Если же они найдут здесь лежащего человека, то наваливаются на него и душат.

Как все нечистые духи, полевики — взяточники, гордецы и капризники. И с этими свойствами их крестьяне вынуждены считаться. Так, например, орловские землепашцы раз в году, под Духов день, идут глухой ночью, куда-нибудь подальше от проезжей дороги и от деревни, к какому-нибудь рву и несут пару яиц и краденого у добрых соседей старого и безголосого петуха — несут в дар полевику, и притом так, чтобы никто не видал, иначе полевик рассердится и истребит в поле весь хлеб.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"

У полевиков, в отличие от прочей нечисти, любимое время — полдень, когда избранным счастливцам удается его видеть наяву. Впрочем, очевидцы эти больше хвастают, чем объясняют, больше путают, чем говорят правду. Так что, в конце концов, внешний облик полевика, как равно и его характер, выясняются очень мало, и во всей народной мифологии это едва ли не самый смутный образ. Известно только, что полевик зол, и что подчас он любить сыграть с человеком недобрую шутку.

В Зарайском уезде, например, со слов крестьян, записана такая бывальщина:

«Сговорили мы замуж сестру свою Анну за ловецкого крестьянина Родиона Курова. Вот на свадьбе-то, как водится, подвыпили порядком, а потом сваты в ночное время поехали в свое село Ловцы, что находится от нас недалеко. Вот сваты-то ехали-ехали, да вдруг и вздумал над ними подшутить полевик, — попали в речку обе подводы с лошадьми. Кое-как лошадей и одну телегу выручили и уехали домой, а иные и пешком пошли. Когда же домой явились, то свахи, матери-то жениховой и не нашли. Кинулись к речке, где оставили телегу, подняли ее, а под телегой-то и нашли сваху совсем окоченелою».

"Нечистая, неведомая и крестная сила"

Область каждого полевика — поля и луга то одной, то нескольких смежных деревень. Здесь, часто в обширном пространстве, полевик ютится на горке, в овражке, в канаве, у камня, у полевого дерева, кустарника, межевого столба, непременно под прикрытием сих предметов, с коими немедленно разлучается при водополье, дождевом стоке, так как терпеть не может мокроты, уходя на места возвышенные. Полевик заботится о плодородии полей, об утучнении лугов, спугивает отсюда шкодников и выравнивает стебли и листья растений; но это делается для того, чтобы привлечь сюда возможно большее число людей, между которыми он, несомненно, найдет и жертвы. Впрочем, случается и так, что он гонит неподлежаще зашедших в его область ради собственного покоя.

Между прочим, полевик сторожит полевые клады, кои не выдает ни при какой сделке с человеком, и немилосердно мстит случайному находчику клада. Зная это, кладоискатели не обращаются к полевику, а сделавшись обладателями полевого клада, оставляют всякие сношения с местами обитания полевика.

"Нечистики"

Существенная деятельность полевика направлена к одному только вреду полевого хозяйства человека. Разрушая изгороди, вешки, он привлекает скот на поля, причем норовит сделать это на участке ненавистника. То же делает полевик, когда приманивает детей и молодежь за цветами, полевыми растениями, или просто — для игр и сборищ. Полевик чинит и прямой вред: приваливает к земле хлеб и траву, скручивает растения, отклоняет дождь, засылает вредных насекомых, водит там и здесь заблудившихся детей до изнеможения, мучит пасущихся животных, как и работающих людей, оводами, слепнями, комарами. Всех же посетителей полей и лугов он смущает диким эхом, передразниваньем, свистом, ревом, а главное — устрашающим обликом.

Полевик может принимать вид чудовищной тени, которая то гонится за человеком, то уходит от него, заманивая жертву. Стоит только поддаться коварному приманиванью — и человек много перетерпит за доверчивость: может случиться, что, лаская своим теневым обликом, полевик вдруг поражает человека ужаснейшим солнцепеком и убивает на месте.

"Нечистики"

Одна белозерская вдова рассказывает:— Пропали коровы,— я и пошла их искать. Вдруг такой ветер хватил с поля, что Господи Боже мой! Оглянулась я — вижу: стоит кто-то в белом, да так и дует, да так и дует, да еще и присвистнет. Я и про коров забыла, и скорее домой, а люди мне и сказывают:— Коли в белом видела, значит «полевой» это.

У орловских и новгородских знающих людей наоборот, этот дух, приставленный охранять хлебные поля, имеет тело черное, как земля; глаза у него разноцветные; вместо волос, голова покрыта длинной зеленой травой; шапки и одежды нет никакой.

— На свете их много (толкуют там): на каждую деревню дадено по четыре полевика.

Это и понятно, потому что в черноземных местах полей много, и мудрено одному полевику поспевать повсюду. Зато лесные жители, менее прозорливые, но не менее трусливые, видали «полевых» очень редко, хотя часто слыхали их голос. Те же, кто видел, уверяли, что полевик являлся им в виде уродливого, маленького человечка, обладающего способностью говорить.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"

Полевики общительнее друг с другом, чем усадебные духи, известно, что они гостят один у другого, помогают томить попавшуюся жертву; дружески перекликаются, особенно ночною порою, при спокойной погоде. Почти бездействуя зимою, полевики сходятся для забав, и любимейшей из них служит уничтожение дорожных вешек, запорошение дороги, занос снегом канав и рытвин, чтобы туда попал сбившийся с дороги проезжий и прохожий, которого они долго водят взад и вперед, до замораживанья.

Наиболее плохо живется полевикам весной и осенью, при тогдашней слякоти и мокроте: как ни сильно сатанинское их желание вредить человеку и его добру, они не могут расстаться с уютным сухим местом, не могут топтаться по грязной и мокрой почве. Но тут нередко сам человек дается им в руки, когда приходит для отдыха на суходолину: лаская и убаюкивая пришедшего затишьем, солнечным припеком, они удерживают отдыхающего, пока у того не начнется лихорадочный озноб.

Гибнут ли полевики и как именно — трудно ответить, хотя известно, что они скорее других узнают приближение грозы, умеют укрываться от громовых стрел, да и самая область обитания полевиков, если там нет высоких, одиноко растущих деревьев, редко принимает громовые удары. Люди же пока что не придумали надежных средств для погибели полевиков.

"Нечистики"

С людьми полевой ведет себя сурово и особенно не церемонится. Его излюбленное занятие — пугать и сбивать с полевой дороги людей. Особенно любит он потешаться над пьяными пахарями, заводя их в болото или в реку. Он привлекает детей полевыми цветами, красивыми васильками, цветущими во ржи. А потом сбивает их с дороги, водит по полям, заставляя блуждать. Непрошеных посетителем полем и лугов полевой пугает диким эхом или свистом. А еще он любит в полдень морочить работающих в поле людей, окликая их голосом их родственников или знакомых. Полдень, как и полночь, вообще опасное время. В это время может что-то почудиться, что-то напугать человека.

В некоторых областях России поговаривают, что в поле хозяйничает не мужчина-полевой, а женщина — полевая хозяйка или поляха. Однако ее мало кто видел. Больше слышали ее голос. Одни говорят, что поляха маленькая и уродливая. По другим сведениям, она имеет вид аиста, живущего по соседству с человеком. Поэтому строго-настрого запрещается разорять гнездо аиста — ведь именно он может оказаться полевой хозяйкой.

"Русская народная мифология"

Прямые указания на брачное сожительство полевиков отсутствуют, но, поскольку межевики и луговики фигурируют в качестве их детей, стало быть, есть у них и жены. Выше уже упоминались почившая в бозе "стожихонька" и поляха. Похоже, есть и другие женские духи, обитающие в полях. На Вологодчине бытовало поверье о некоей "жаренице", живущей в гороховом поле. "Ржаницы" или "ржицы" населяли ржаные поля в Заонежье, в Архангельской губернии, на Вологодчине, а в Олонецкой губернии духа ржаного поля звали "кудельницей". В поверьях некоторых областей русского Севера встречается еще и росомаха, но не хищное животное, а женщина-зверь с женским телом, звериной головой и лапами. Правда, ей приписывалось обитание преимущественно в конопляниках, так что, возможно, это был морок от алкалоидного воздействия. Но самый распространенный и популярный женский образ среди полевых духов — это полуденница, или полудница.На картинке полуденница изображена в нетипичном облике: ростом маленькая, пухленькая, да и платьишко у нее нее неканоническое, зеленое. Есть много разных, порой противоречивых, описаний внешности полуденницы, но большинство свидетелей утверждали, что рост у нее — либо как у обычной женщины, либо вообще баскетбольный, платье чаще всего — белое, внешность — либо прекрасной девы, либо ужасной старухи.

По поверьям Ярославщины, полудница — высокая девушка в белом, обитает в засеянных хлебом полях; она заманивает в рожь детей и «вертит» головы работающим в полдень. В поверьях Архангельской области полудница — женщина с длинными волосами; она сидит на меже, преследует появляющихся на межах людей, опасна для детей. Полудница может быть сходна и с русалкой, также сидящей во ржи гоняющейся за детьми, и с черной волосатой кудельницей, обитающей во ржи и опасной для детей, и с «лохматой» кикиморой. По поверьям Южной Сибири, полудница — старуха в лохмотьях, со всклокоченными волосами, обитает в кустах крапивы, охраняет огороды от детей; в Сургутском крае полудницей называли ряженую в шубе навыворот; ее представляли и обросшей волосами женщиной с огромными грудями, которая «косит» людей в полдень.

По поверьям Архангельской области, полудница появляется и ночью, может показать, как добыть цветок, делающий человека невидимым. Возможно, «высокая белая полудница» - один из «дневных», «летних» обликов кикиморы, которая «зимой на Святках маленькая, а затем вырастает».

Обе полудницы - и прекрасная, и страшная — духи полдня: в сущности, они охраняют не только поле, но и сам полдень. Время максимальной активизации солнца, полдень — это «межа», разделяющая день, «поворот на вечер», это время и сакральное, и опасное. Оно делает очень активными самые разнообразные силы и существа, в том числе исключительно «полдневные». Полдень искони почитался временем полудниц, человеку же полагалось отдыхать.

"Новая АБЕВЕГА русских суеверий"

Полудница появляется на межах в период цветения ржи и созревания хлебов и охраняет хлебные злаки от палящих лучей полуденного солнца. Есть добрая и злая полудница. Добрая закрывает в полдень огромной сковородой хлеб и травы от жаркого солнца, злая оборачивает раскаленную добела сковороду другой стороной и прижигает верхушки злаков и цветы растений.

Полудница очень опасна для людей. Она охраняет цветущие злаки от людей и особенно от детей. Она следит за тем, чтобы они не ходили в поле в период цветения и не мяли хлебов. Детей, оказавшихся в поле, она заманивает в гущу хлебов и заставляет их долго блуждать по ржи. Поэтому детей раньше пугали: «Не ходи в рожь, полудница тебя обожжет» или «Полудница тебя съест». Впрочем, некоторые считают, что есть разновидность полудницы, которая обитает не в ржаном поле, а в гороховом, а также на огороде. Она охраняет свои владения от набегов детей за горохом, молоденькими огурцами, репкой и прочими огородными лакомствами.

"Русская народная мифология"

Иногда рассказывали, что полуденницы носят прозрачные платья, а порой говорили, что они и вовсе никаких платьев не надевают.

— Прежде-то ходили полудницы, щекоткой защекочут до самой смерти, отец все рассказывал. До полудня они ничего не сделают, а с полдня с пожни нужно уходить домой. Как жнут рожь, так полудницы-то сидят, скрючатся все, руки, ноги вот так сложат. Теперь полудницы стали куда-то деваться. Отец в глаза не видывал их, а старухи-то жнут, так видывали. Жали. Было это со старухой. Время-то склоняется вот этак уж, с поля уходи — полудницы придут. Полудницы так угонят, защекочут, порешат человека. И вот говорили, одна женщина жала. Жала да поглядела — никого нету: «Дай еще сноп принесу». Немного сноп не донесла — прилетела полудница, ее и схватила щекотать. Щекочет она насмерть. А вниз повались — отступится (Архангельская обл.).

Полудницы не только способны защекотать до смерти. В полдень они ходят с косами по дорогам и косят косами встретившихся на их пути людей. Некоторые из этих злобных существ даже могут зайти в деревню. Поэтому раньше в полдень закрывали ставни, чтобы полудницы не заглядывали в окна.

"Русская народная мифология"

Полуденницам часто приписывался огромный рост, метров эдак четыре-пять.Прежде, чем закончить с нечистью, обитающей в полях, и перейти к покровителям других природных объектов, упомяну еще одного малоприятного персонажа, именующегося "ырка" и якобы тоже живущего в поле. Упоминание об "ырке" есть только в одном современном источнике, поэтому реальность его представляется сомнительной. Вроде бы как этот "ырка" со своим товарищем "укрутом" ловят припозднившихся путников, а также и воруют детей, да и выпивают из них кровь.

А в степи, по поверьям, хозяйничал специфический, сурового нрава дух — степовой. Видели его редко, показывался он все больше в виде пыльных вихрей.

О степовом все меньше да меньше преданий-сказаний остается в народной памяти,— вероятно, потому что и самому степному простору становится все тесней на белом свете: распахивает его острый плуг, и с каждым годом быстрее. „Степовой — не домовой, в подпечек не посадишь!" — говорят деревенские краснословы. „Степовому не поклонишься — и степь за темен лес покажется!". „Хорош хозяин у степи: ни сена не косит, ни пить-есть не просит!"

Воплощение „степного хозяина" русский народ видит в крутящихся вихрях. Иногда он, по словам суеверного люда, „показывается", и не к добру такое появление забываемого духа степей — родича-властителя буйных ветров. Вздымаются, бегут по дорогам сивые вихри, сталкиваются друг с дружкой на перекрестках. И вот — из толпы их, в самой середине-воронке, поднимается и степовой: сивый, как вихрь, высокий старик с длинной пыльной бородою и развевающейся во все стороны копною волос. Покажется, погрозит он старческой костлявой рукою и скроется. Беда тому путнику, который, не благословясь, выедет из дому, да в полдень попадет на перекресток, где крутится пыльная толчея вихрей. Бывали случаи, что так и пропадали люди. „Ведьмы свадьбу с ведьмаками правят!"— приговаривает деревня, смотря на пляску вихрей, столбами проносящихся со степи вдоль по улицам, и торопливо загоняет ребятишек по избам.

"Народная Русь"

В шахтерских регионах — на Урале и Алтае, в Южной и Западной Сибири — обитал, по поверьям, хозяин гор, горный. Принимал он чаще всего облик длиннобородого старика с горящими глазами, но иногда и чёрта. Он склонен к озорству, курит, не дурак выпить. С горным можно заключить соглашение, сделав ему подношение или пообещав часть добычи, и тогда он укажет путь к залежам сокровищ, одарит чудесными предметами для работы, например, особенной лопатой. Тех же, кто не окажет ему должного уважения или просто не понравится, горный прогоняет с приисков.И, как водится, в заключение очередной главы обзора — пара забавных картинок. Одна из жизни болотных кикимор, другая — про вездесущего маскаевского кота, который, на этот раз, завел дружбу с кем-то из болотной нечисти.

К оглавлению обзора русской демонографии

zidanio.livejournal.com

ПОЛЕВИК И ПОЛЕВЫЕ ДУХИ

Полевик и полевые Духи

polevikСлужебный дух Светлой Нави, живущий в полях. Старший над всеми полевыми духами, которых превеликое множество: хлебные поля охраняет Житный дед, поля посевной гречихи стережёт Гречуха (или Гречишник), поля хлопка – лохматый Хлопчатник; за межами и границами на полях присматривают Межевики, а за первой зеленью трав – Зеленчуки и Зеленушки...

Любимое время Полевика – летний полдень, когда каждый может увидеть этого маленького старичка с телом цвета земли, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из трав и колосьев. Но в начале лета можно увидеть его и в образе высокого молодого мужчины, который с большой скоростью передвигается по зеленеющим полям, чтобы наполнить молодые всходы силой и здоровьем. Живёт Полевик в поле только во время роста и созревания хлебов, трав, льнов, гречи и других полевых растений, помогая им и людям в их трудах. С началом жатвы и уборки начинается для него нелёгкая, безсонная пора – старается, чтоб каждый злак, трава, овощ были замечены и убраны человеком или живностью лесной на хранение, чтобы ничего из даров земных не пропало. Последний сноп на поле люди оставляют для зимнего приюта Полевика и относятся к этому снопу с особым почётом: иногда наряжают и с песнями несут в деревню или житницу, где он будет храниться до нового сева; иногда оставляют украшенным на поле. Зёрнами из последнего снопа начинают новую посевную, чтобы дать Полевику возможность возродится с новыми всходами. Считается, что задобренный Полевик станет всячески оберегать ниву зорким хозяйским глазом. Поэтому и приносят ему землепашцы угощение по праздникам, перед началом сева и жатвы. После окончания уборочной поры благодарят уставшего и состарившегося Полевого деда, отпуская на покой и обещая не безпокоить зимой его поля.

Если Полевика чем-то рассердить, то он может уйти с нивы обидевших его людей, что привлечёт на это поле всякие напасти. Или может все хлеба перепутать так, что вырастет среди ржи пшеница, а меж проса – ячмень, лён поляжет, а трава высохнет. Да и с человеком злым или ленивым может недобро пошутить – среди знакомого поля может с тропы сбить и в болото завести!

Его детки и внуки – Межевички и Луговички – во всём помогают Полевому деду в присмотре за полями. Луговичок – маленький, мохнатенький зелёный человечек в одежде из трав; служебный дух лугов. Он помогает росту трав, готовит их к сенокосу и цветению. Когда он бежит по лугу – видно, как трава шевелится, тропкой завивается (словно ветерок по полю гуляет). Люди думают, что он живёт в нор- ках, и часто оставляют ему там угощение. Луговичок бывает очень сердит, когда люди покос прозевают или придут косари «не в пору». Тогда и траву заплетёт так, что не разорвать, или высушит на корню, тогда и косы будут враз тупиться – сколько не точи, или просто об- ломаются о кочки. На будущий год трава на плохом покосе может плохо расти. Следит Луговик и за жадными травниками – лишняя трава им впрок вряд ли пойдёт.

Дружен Полевик и с Полудницей – дневной Солнечной девой. По- лудница бдит, чтобы в жаркий полдень, когда вся природа отдыхает (и даже птицы затихают), никто не тревожил посевы и травы. Пора её трудов и стражи – время цветения трав и злаков. Говорят, что это таинство (начало цветения) свершается в полдень, поэтому и дали этой хрупкой, но строгой Деве такое имя. Никто не должен потревожить начало цветения, так как от этого зависит будущий урожай. В такое время и люди должны отдыхать – и в труде, и в пути. Иначе Солнечная дева закружит голову, опалит солнечным огнём, наведёт сон прямо на поле или вовсе заведёт не туда, уводя с хранимых ею посевов. По этому поводу в «Поучении Владимира Мономаха» сказано: «Спаньё в полдень предназначено самим Богом всякой твари, и зверю, и птице, и человеку»...

А когда заколосится рожь, в ней поселится Ржаница, которая любит бродить по колосящемуся полю, любуясь колосьями и шевеля их прозрачной рукой, помогая наливаться зерну силой и спелостью. Её можно узнать по венку из колосьев на голове или по букетику колосьев в руках. Если злой и жадный человек пожалеет эти колоски и закричит на неё, желая прогнать, чтобы она не ходила среди посевов – он обязательно пожалеет об этом: сами собой появятся в посевах множество троп, начнут ходить по ним лесные звери, а само зерно либо обсыпится, либо птицы его поклюют...

Чтобы Полевые духи могли перезимовать без нужды и забот, крестьяне до сих пор, следуя стародавнему обычаю, оставляют на полях несколько несжатых колосьев, нескошенный пучок трав или пару не- убранных кореньев или бахчевых культур. Оставленные колосья и травы с песнями и молитвами связывают за макушки пучком, иногда украшают лентами – это называется «завивать бороду» Велесу (Богу-покровителю плодородия и скота) в знак уважения и признательности за богатый урожай. Это древний бог Велес, помогая крестьянам, распоряжается всеми домашними и полевыми духами, домашними и лесными животными; он считается покровителем Полевика. В христианские времена люди стали называть его «Власием, ходящим по полям». Говорят, что и в наши дни поздней осенью, после уборки урожая, ходит по полям этот древний Волосатый Дед и проверяет всё ли убрано, как положено, везде ли соблюли обычай, везде ли уважили Полевых помощников, помогая им устроиться и пережить зиму. От этого и зависит, – как он распорядится, каким урожаем на будущий год наделит людей, хозяев полевых угодий.

служебные духи природы

< Предыдущая Следующая >
 

www.prekrasana.ru


Смотрите также