Тема урока «Дух предпринимательства преобразует экономику». Дух предпринимательства преобразует экономику таблица


Тема урока «Дух предпринимательства преобразует экономику»

История Нового времени. 7 класс.

Тема урока «Дух предпринимательства преобразует экономику»

Цели урока:

-вспомнить определения понятий «традиционное общество», «индустриальное общество»;

- познакомить учащихся с особенностями развития европейской экономики в XVI - XVII вв., с новыми понятиями т. к. монополия, биржа, мануфактура, капитал, капитализм, углубить знания уже известных понятий и терминов: рынок, банк, предпринимательство;

- продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы, сравнительный анализ.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор.

Планируемые результаты обучения: учащиеся узнают новых явлениях в торговле (развитии мирового рынка, создании банков, бирж, компаний), о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Проблемный или частично поисковый метод с применением новых педтехнологий.

Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с художественным текстом, текстом параграфа, обучение решению учебных проблем, метод ассоциаций.

Развитие умений учащихся: учатся делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с художественным текстом, работать с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку событиям.

Основные понятия и термины: монополия, мануфактура, капитал, капитализм, биржа, банк, торговая компания.

План урока:

1 Организационный момент. Приветствует учащихся. Психологическая установка на работу.

2 Мотивационная часть урока. Цель и проблема урока.

3 Изучение нового материала.

4 Подведение итогов.

Ход урока:

1 Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся. Психологически устанавливает на работу.

2 Мотивационная часть урока. Цель и проблема урока.

Слайд 1

Ребята, а когда вы были на рынке? Часто ли вы бываете на рынках? Сейчас, в наше время, какие типы рынков можно выделить? Отлично. Молодцы.

Сегодня мы поговорим о развитии рынков в Новое время. Давайте вспомним, какие рынки были в Средневековье? Итак, что же собой представляют рынки Нового времени и как они продолжали развиваться.

Слайд 2

Т.О. тема сегодняшнего урока «Дух предпринимательства преобразует экономику».

Слайд 3

3. Изучения нового материала.

План изучения нового материала:

1. Рост рынков.

2. Развитие мировой торговли.

3. Биржи и банки.

4. Мануфактура - предприятие нового типа.

Записывают тему и план в тетрадь.

Слайд 4

- Предлагает рассмотреть иллюстрацию учебника на стр. 37:

Задание: Рассмотрим рисунок, представим себе городской рынок.

- Задает вопросы классу:

Что такое рынок? Какие ассоциации к слову «рынок» мы можем выделить?

- Уточняет определение термина:

Слайд 5

Рынок – место, где сходятся интересы покупателей и продавцов.

Рассказ о рынках:

Здесь толпы носильщиков, возчиков, метельщиков, зарабатывающих на жизнь подсобной работой. Есть продавцы и есть покупатели (обычно это крестьяне, зажиточные горожанки, служанки и другие). Были здесь и сборщики рыночных пошлин. На рынке каждый, богат или беден, мог найти товар по своим средствам. На прилавках – куски мяса, сыра, рыбы, дичь, овощи, фрукты. Из деревень привозят солому, дрова, сено, шерсть, лён, холсты. Рынки стали работать ежедневно. Строятся и крытые рынки. Самые большие из них были построены в Париже и Лондоне. С рынками соперничали лавки, они располагались обычно на первых этажах городских домов.

- Ребята, а в Средние века были лавки? ( там торговали ремесленники, а сейчас профессиональные торговцы).

Активно практиковалась торговля вразнос. Разносчиков можно было встретить на улицах всех крупных европейских городов, на главных площадях в Париже, Риме, Кёльне, Лондоне. Их крики были слышны из далека: предлагали хлеб, зелень, апельсины и многое другое. Солидная публика относилась к ним подозрительно, считая их бродягами. А зря! В один прекрасные день такой разносчик, пересчитав накопленные денежки, покупал или арендовал лавку.

Слайд 6

Приходим к выводу, что развивалась внутренняя и мировая торговля.

Слайд 7

После ВГО центрами мировой торговли стали Нидерланды и Англия. Ежегодно в гаванях Бельгийского города Антверпен разгружалось до 250 кораблей. Современники отмечали, что в течение месяца в этом городе совершалось больше торговых сделок, чем за два месяца в Венеции. Антверпен стал «воротами Европы», через которые непрерывно поступали заморские товары.

Торговля и предпринимательство это занятия, которые были связаны с риском, поэтому купцы объединялись в торговые компании. Сначала это было семейное товарищество, в которое входили близкие родственники, делившие между собой всё- труд, риск, деньги. Затем такие компании стали принимать в свой состав и чужаков, согласных вложить деньги и труд.

В XVIII веке основная масса товариществ состояла из небольших компаний, чаще семейных(20-30 человек). Писатель Даниэль Дефо писал, что обычно служащие жили у хозяина, ели за его столом, спрашивали разрешения отлучиться, ночевали под его крышей. То есть новое уживалось со старыми традициями.

Приметой Нового времени было и то, что некоторые крупные компании, которые занимались международной торговлей, добивались до себя права на монополию, а это нарушало обычаи свободного рынка.

Слайд 8

Приметой Нового времени было и то, что некоторые крупные компании, которые занимались международной торговлей, добивались до себя права на монополию, а это нарушало обычаи свободного рынка

Монополия

- исключительное право на производство или продажу чего-либо.

В XVII веке таких монополий было больше всего в Голландии и Англии.

В 1600г. была создана Ост-Индская компания, владевшая исключительным правом ввозить страну перец.

Банкиры и ростовщики, мясники и пивовары, знатные дворяне, вплоть до короля, - все были охвачены духом предпринимательства. Мировая торговля обеспечивала её участникам получение высокой прибыли, в их руках накапливались огромные средства.

Слайд 9

Почти каждый торговый город имел свою биржу

Составим синквейн

Слово синквейн произошло от французского слова «пять» и означает «стихотворение из пяти строчек». Появился в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Работаем с учебником с.40-41

Слайд 10

Биржа

Шумная Антверпенская

Заключала влияла способствовала

«На пользу купцов всех наций и языков»

Биржа - место, для заключения торговых сделок.

Слайд 11

Биржа – место для заключения торговых сделокСлайд 12

Из истории Средневековья вы знаете о роли банков. После ВГО и с увеличением притока золота и серебра в Европу, с развитием мировой торговли – богатеют банки.

Что такое банк?

Банк- учреждение, собирающее и накапливающее деньги, предоставляющее деньги в долг, с уплатой процентов.

Банки были частные и государственные, например, Амстердамский, Английский и другие. Банки давали деньги в долг купцам, промышленникам, государству. Банковское дело требовало осторожности. Когда во Франции в 1789 г. произошла революция, приведшая к смене власти, удар пришёлся по голландским банкам: деньги, которые они одолжили французскому правительству, пропали.

Слайд 13-14 - сравнительные таблицы

Слайд 15-16 – мануфактура и картинка

Как же появились мануфактуры?

Некоторые богатые купцы, особенно те, кто разбогател на мировой торговле, стали вкладывать имеющиеся у них средства в производство изделий, пользующихся спросом, а затем вывозить их на рынок. Средства, вкладываемые в производство с целью получению прибыли – капитала.

Слайд 17

Капитал - средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

В то же время крестьяне, деревенские ремесленники, городские обедневшие ремесленники искали дополнительного заработка и готовы были работать по найму на такого предпринимателя. В таких условиях и создаётся мануфактура – предприятие нового типа.

Работа с текстом учебника – с. 42( 2 последних абзаца).

Слайд 18 и 19

рассеянная и централизованная мануфактура

Слайд 20

Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских

Такие мануфактуры преобладали в Англии, Нидерландах, Франции. Производили стекло, сахар, бумагу, шелк, сукно.

4. Подведение итогов.

Закрепление изученного.

Рефлексия. Ребята, что вы узнали нового на уроке?

– Что вам понравилось на уроке, что запомнилось?

– С какими новыми терминами вы познакомились? Учащиеся высказывают свое мнение.

Итоги урока. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал и дневники учащихся.

Домашнее задание - прочитать § 4, выучить новые термины., составить синквейн со словом «банк»

ist.na5bal.ru

Урок истории для 7 класса «Дух предпринимательства преобразует экономику»

2

Мотивационная часть урока

1. Сегодняшний наш урок- урок изучения нового материала, откройте учебник на стр. 32 прочитайте название параграфа и подумайте, о чем пойдет речь на уроке?

2. Какие события XV –XVI вв. могли повлиять на развитие экономики? Каким образом?

Приложение 1 (презентация)

Показывает слайд №1 с целью фиксации учащимися темы урока, плана изучения нового материала.

План изучения нового материала:

1. Рост рынков.

2. Развитие мировой торговли.

3. Биржи и банки.

4. Мануфактура- предприятие нового типа.

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 Записывают тему в тетрадь.

 

3

 

 

 

 

 

 

1

 

3

Основное содержание

урока

  • Сообщает первый пункт изучения нового материала.

  • Предлагает рассмотреть иллюстрацию учебника на стр. 33:

Задание: Рассмотрим рисунок, представим себе городской рынок.

Что такое рынок?

Рынок – место, где сходятся интересы покупателей и продавцов.

1. Покажите на карте, где находятся страны Голландия и Англия?

2. Покажите на карте, где находится город Антверпен?

3. Что такое монополия?

Монополия- исключительное право на производство или продажу чего-либо.

Задание: Прочитать текст учебника на страницах 37-38 (до 4 абзаца) и объяснить синквейн «Биржа».

(слайд № 4)

Биржа

Шумная Антверпенская

Заключала влияла способствовала

«На пользу купцов всех наций и языков»

Место

1. Что такое биржа?

Биржа - место, для заключения торговых сделок.

1. Что такое банк?

Банк- учреждение, собирающее и накапливающее деньги, предоставляющее деньги в долг, с уплатой процентов.

1. Что собой представляла ремесленная мастерская?

  • Показывает слайд №5, затем № 6 для того, чтобы дети сравнили свои ответы с текстом слайда.

1. Подумайте, почему ремесленные мастерские в XVI в. стали препятствием в развитии экономики стран?

Капитал-средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

Капитализм- общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве.

Задание: Заполним таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской».

  • Показывает слайд № 7

  • Показывает слайд № 8 для того, чтобы дети сравнили свои ответы с текстом слайда.

1.Почему мануфактура является предприятием нового типа?

2. Что такое мануфактура?

Мануфактура- предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

 Записывают 1-й пункт плана в тетрадь.

Рассматривают иллюстрацию. Составляют рассказ.

Ребята отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

По ходу объяснения учителя заполняют  схему в тетради.

Записывают 2-й пункт плана в тетрадь.

По ходу объяснения учителя заполняют  схему в тетради.

Находят на карте страны.

Находят на карте город Антверпен.

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

Записывают 3-й пункт плана в тетрадь.

Читают материал учебника и выполняют задание.

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

Записывают 4-й пункт плана в тетрадь.

Заполняют таблицу слайд №

Отвечают на вопрос, используя план ответа (карточка № 1)

Слушают объяснение учителя.

Записывают в тетрадь определение терминов.

Заполняют таблицу, используя слайд № 7

Отвечают на вопрос, используя план ответа (карточка № 1)

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

 

 

5

5

10

docbase.org

Презентация на тему "Экономика. Предпринимательство" по истории для 7 класса

Сообщает первый пункт изучения нового материала.

Предлагает рассмотреть иллюстрацию учебника на стр. 33:

Задание: Рассмотрим рисунок, представим себе городской рынок.

Показывает слайд №2 для того, чтобы дети сравнили свои ответы с текстом слайда.

Задает вопросы классу:

Что такое рынок?

Уточняет определение термина:

Рынок – место, где сходятся интересы покупателей и продавцов.

Показывает слайд №2 и по ходу объяснения нового материала заполняет схему «Рост рынков».

Сообщает второй пункт изучения нового материала.

Показывает слайд №3 и по ходу объяснения нового материала заполняет схему «Развитие мировой торговли».

Задает вопросы классу:

  1. Покажите на карте, где находятся страны Голландия и Англия?
  2. Покажите на карте, где находится город Антверпен?
  3. Что такое монополия?

Монополия- исключительное право на производство или продажу чего-либо.

Сообщает 3-й пункт изучения нового материала.

Предлагает учащимся задание.

Задание: Прочитать текст учебника на страницах 37-38 (до 4 абзаца) и объяснить синквейн «Биржа».

(слайд № 4)

Биржа

Шумная Антверпенская

Заключала влияла способствовала

«На пользу купцов всех наций и языков»

Место

Задает вопросы классу:

1. Что такое биржа?

Биржа - место, для заключения торговых сделок.

Рассказ учителя о банках:

Задает вопросы классу:

1. Что такое банк?

Банк- учреждение, собирающее и накапливающее деньги, предоставляющее деньги в долг, с уплатой процентов.

Сообщает 4-й пункт изучения нового материала.

Задает вопросы классу:

1. Что собой представляла ремесленная мастерская?

Показывает слайд №5, затем № 6 для того, чтобы дети сравнили свои ответы с текстом слайда.

Задает вопросы классу:

1. Подумайте, почему ремесленные мастерские в XVI в. стали препятствием в развитии экономики стран?

Рассказ учителя о мануфактурах. Объяснение терминов «капитал» и «капитализм».

Капитал-средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

Капитализм- общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве.

Задание: Заполним таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской».

Показывает слайд № 7

Показывает слайд № 8 для того, чтобы дети сравнили свои ответы с текстом слайда.

Задает вопросы классу:

1.Почему мануфактура является предприятием нового типа?

2. Что такое мануфактура?

Мануфактура- предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

Записывают 1-й пункт плана в тетрадь.

Рассматривают иллюстрацию. Составляют рассказ.

Ребята отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

По ходу объяснения учителя заполняют схему в тетради.

Записывают 2-й пункт плана в тетрадь.

По ходу объяснения учителя заполняют схему в тетради.

Находят на карте страны.

Находят на карте город Антверпен.

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

Записывают 3-й пункт плана в тетрадь.

Читают материал учебника и выполняют задание.

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

Записывают 4-й пункт плана в тетрадь.

Заполняют таблицу слайд №

Отвечают на вопрос, используя план ответа (карточка № 1)

Слушают объяснение учителя.

Записывают в тетрадь определение терминов.

Заполняют таблицу, используя слайд № 7

Отвечают на вопрос, используя план ответа (карточка № 1)

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

pptcloud.ru

Дух предпринимательства преобразует экономику - ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ - МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ - Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - Поурочные разработки 7 класс - разработки уроков - авторские уроки

Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ (14 ч)

 

Тема II. ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (4 ч)

 

УРОК 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Дух предпринимательства преобразует экономику:1. «Все продается на рынке...» 2. Развитие мировой торговли. 3. Банки и биржи. 4. Мануфактура — предприятие нового типа. 5. Рождение капитализма.Возможная личностно значимая проблема: содержание урока позволяет понять некоторые проблемы в развитии современного общества: роль свободного рынка и банков в обществе (как вести себя на рынке, в магазине, насколько можно доверять банкам)

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием и признаком рождения хозяйственного уклада, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве; понимают, что рождение капитализма свидетельствует о глубоком кризисе традиционного общества

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Выделите основные причины возникновения мануфактурного производства. 2. Подумайте, какие изменения в экономической жизни служат доказательством разложения традиционного общества. 3. Согласны ли вы с утверждением, что развитие мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма? Свою точку зрения докажите.Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.Приемы деятельности учителя: объяснение, эвристическая беседа, образное повествование, описание, комментирование рисунков в учебнике, организация проверки усвоения знаний, использование межкурсовых и межпредметных связей с курсами истории Средних веков, литературы, МХК (повторение вопросов развития хозяйственной жизни, черт традиционного общества и т. д., необходимых для решения познавательных и проблемных заданий). Обучение решению проблемных заданий и предъявлению результатов учебной деятельности

Развитие умений учащихся

Учатся выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний, сравнивать (рынки, банки в Средние века и в Новое время, мастерская ремесленника и мануфактура), определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне необходимо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо узнать), самостоятельно работать с учебником (чтение баллады), предъявлять результаты учебной деятельности

Основные понятия и термины

Монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталистическое хозяйство

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 4. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Западная Европа в 1648 г.». Образовательное пространство расширяетсяза счет чтения научно-популярной, художественной литературы и социокультурной среды: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 293—297. Д. Дефо. Робинзон Крузо. Экскурсия по старой части города: осмотр зданий биржи, банков, гостиного двора. Любые репродукции картин, отвечающих теме урока

 

Комментарии к технологической карте

Урок имеет ряд особенностей. Во-первых, изучение нового материала в значительной степени строится на актуализации межкурсовых и межпредметных связей, на основе использования имеющихся знаний по истории Средневековья, художественной литературы, тем «Великие географические открытия», «Человек Нового времени» и др. Во-вторых, работа над понятиями заключается не только во введении новых понятий, но и в углублении уже известных понятий и терминов («рынок», «банк» и др.).

Начало урока следует посвятить рассмотрению вопросов домашнего задания (см. вопросы в методическом аппарате учебника и познавательные и проблемные задания из технологической карты).

Учитель знакомит учащихся с темой и планом урока, а затем предлагает прочитать название § 4 и подумать, о чем нам может рассказать его содержание. Ответы учащихся могут содержать разные прогнозы, но они обязательно назовут такие явления, как расширение торговли и банковского дела. Следует предложить семиклассникам вспомнить, что им уже известно по этой проблеме.

Обобщив ответы учащихся, учитель знакомит их с познавательными заданиями, которые надо выполнить в ходе урока. Первое задание обязательно для всех, второе и третье — по выбору учащихся.

Первые три вопроса плана урока, как правило, у учащихся не вызывают трудностей. Здесь уместен рассказ учителя, обращение к карте и рисункам учебника, позволяющим создать зрительный образ изучаемой эпохи. Кроме того, следует предложить ученикам вспомнить, какие они читали книги или смотрели фильмы, расширяющие их знания по этим вопросам.

Рассказывая о развитии торговли, учитель может сказать:

«Как и в эпоху Средневековья, торговля способствовала обогащению городов и городские власти покровительствовали торговле, строго наказывая тех, кто вел свои дела нечестным образом.

Власти следили за тем, чтобы монеты не были испорчены, чтобы в таверне порция еды и питья отпускалась по заведенной мере. В каждом торговом городе имелись образцы принятых в нем мер и весов, которые хранились под особым контролем специальных должностных лиц. За определенную плату они разрешали приезжим купцам сверить их меры с теми, что были приняты в их городе. В крупных городах существовали профессиональные мерщики зерна и жидкостей. По мере роста торговли распространилась практика клеймения гирь, а также «приборов» для измерения длины и объема. Какие-либо обманы с мерами и весами у городских ворот могли нанести ущерб городскому правительству, так как пошлины на ввозимый товар были важнейшим источником пополнения городской казны.

Использование неправильных мер приравнивалось к воровству и подлежало строгому наказанию. Нарушителей подвергали штрафу, а чужакам запрещали торговать в этом городе. В некоторых городах Германии в XIV—XVI вв. булочников, выпекавших хлеб меньшего, чем положено, веса, сажали в клетку, подвешенную к сооружению, похожему на колодезного журавля и установленного на берегу реки. Эту клетку периодически опускали в реку так, чтобы вода покрывала жулика с головой. Частота и продолжительность таких погружений зависела от допущенного недовеса».

Более полное представление о купеческих монополиях может дать знакомство с извлечением из книги Ф. Броделя «Игры обмена» (М.: Прогресс, 1988.— С. 412—413). Текст может быть размножен и роздан учащимся вместе с вопросами.

Заметим, что вся крупная торговля Амстердама была подчинена узким группкам крупных купцов, диктовавших цены на немалое число важных продуктов: китовый ус и китовый жир, сахар, итальянские шелка, благовония, медь, селитру. Практическим оружием этих монополий были огромные склады, более емкие, более дорогие, чем большие корабли. В них удавалось держать массу зерна, равную 10—12-кратной годовой потребности Соединенных провинций (1671 г.), сельдь или пряности, английские сукна или французское вино... шведскую мебель, табак из Мэриленда, венесуэльское какао, русскую пушнину и испанскую шерсть, прибалтийскую пеньку... Правило всегда было одно: закупить у производителя по низкой цене за наличные деньги, лучше уплатив вперед, поместить на склад и дожидаться повышения цены... Как только предвиделась война, сулящая высокие цены на становящиеся редкими чужеземные товары, амстердамские купцы до отказа набивали пять или шесть этажей своих складов...

Вопросы: 1. Какие причины приводили к созданию монополий? 2. Как монополии влияли на формирование рыночных цен?

Наиболее сложными для восприятия являются проблемы, связанные с зарождением капитализма.

Выясняя причины перехода к мануфактуре, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: что представляла собой цеховая система в эпоху Средневековья? Почему эта система перестала удовлетворять общество?

Важно подчеркнуть, что с притоком золота и серебра из Нового Света того, что производили ремесленники в своих мастерских, уже не хватало. Рассказав о создании крупных предприятий, учитель объясняет понятие капитал. Это основное понятие, которым учащиеся будут пользоваться и в будущем, поэтому важно избежать ошибки, не отождествлять капитал и деньги. Определение, данное в учебнике, вполне доступно учащимся, но для его полного усвоения следует продолжить работу над ним и на последующих уроках.

Рассказав о создании мануфактур, учитель вводит понятия капиталист-предприниматель, наемные работники, мануфактура. Знания о двух типах мануфактур — рассеянной и централизованной — не являются обязательными. Хорошо, если есть возможность обратиться к картинам «Мастерская ремесленника» и «Мануфактура». Затем учащимся предлагается ответить на вопрос: почему мануфактура является предприятием нового типа? Задача учащихся — сделать сравнительный анализ и выделить отличия мануфактуры от ремесленной мастерской. Целесообразно при выполнении этого задания заполнить таблицу:

Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской

 

Вопросы для сравнения

Ремесленная мастерская

Капиталистическая мануфактура

Каковы размеры предприятия?

 

 

Кто работал на предприятии?

 

 

Какие орудия труда применялись?

 

 

Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция?

 

 

Существовало ли разделение труда?

 

 

 

После работы с таблицей учащимся предлагается самостоятельно прочитать извлечение из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери» Томаса Делони и ответить на вопросы (см. учебник). Задание достаточно увлекательное и простое, но оно помогает семиклассникам усвоить основные черты предприятия нового типа.

В заключение учитель предлагает учащимся прочитать вывод в конце параграфа, где дается полное определение понятия «мануфактура» и вводится новое понятие — «капитализм».

После этого учащиеся предъявляют варианты решения познавательных заданий. Важно, чтобы, говоря о глубоком кризисе традиционного общества, они назвали рост торговли, развитие денежного обращения, банков, бирж, капиталистических предприятий — мануфактур и само явление становления капитализма.

Затем можно спросить учащихся, что из узнанного на уроке важно для них лично? Вполне возможно, что семиклассники используют содержание урока для расширения своего жизненного опыта.

Вопросы для домашнего задания содержатся в конце параграфа. Следует обратить внимание на задания творческого характера (3 и 4). Материал для дополнительного чтения мог быть уже использован на вводном уроке для иллюстрации «предпринимательского духа».

www.compendium.su


Смотрите также