Читать онлайн "Культура Духа" автора Архимандрит (Нойка) Рафаил - RuLit - Страница 5. Дух растений читать онлайн


Тайная сила комнатных растений читать онлайн, Елена Мазова

От автора

Поднимаются вверх деревья, тянутся к солнцу цветы. Каждая травинка даже в темноте безошибочно чувствует, где свет, и стремится к нему, не сбиваясь с пути. А человек? Как живем мы с вами? Разве всегда знаем, куда идем, когда остановиться и где повернуть? Правильно ли выбрали цель? Многие из нас, как несчастные, выросшие в подвале или у дороги, растения, живут без света, задыхаются в пыли негодований, попадают под колеса страстей и злобы.

Бесконечно уставшие, потеряв покой и душевное равновесие, мы мечемся в поисках утешения и спасения от болезней. И, разуверившись в могуществе цивилизации, находим все это у природы, получая силы от чутких растений. Общение с растениями в комнате зимнего сада или в лесу может успокоить, вылечить нас. Царица Флора всегда готова прийти на помощь человеку: поправить расстроенные чувства, вновь подружить с гармонией жизни, подлечить физические недуги. Веточки растений тянутся к нам, предлагая свою помощь, ведь растениям небезразлично, кто живет рядом с ними. Они радуются, когда мы счастливы.

Получая помощь от природы, мы помогаем и самой природе, и всем, кто рядом с нами. «Изменишься сам, и изменится мир вокруг тебя». И если мы с вами станем чуточку спокойнее, то и люди вокруг нас, и растения, и животные, и сама Земля, почувствовав это, станут спокойнее, а значит люди, растения и животные станут меньше болеть, а Земля будет реже содрогаться от извержений вулканов и землетрясений.

Человек, животные, растения, минералы – это отдельные, но переплетенные между собой цивилизации Земли, связанные воедино энергиями самой Земли, Солнца и других планет. Все жители Земли нуждаются в этих энергиях, но не все могут брать из атмосферы бесценную солнечную энергию любви, добра и творчества. А вот зеленые растения умеют аккумулировать энергию Солнца и, трансформировав ее в процессе фотосинтеза, передавать минералам, животным и человеку.

Каждое зеленое растение – посредник между Солнцем, которое в астрологии символизирует самого Бога, и Землей, а значит и человеком. Растения помогают нам впитывать солнечные энергии радости и творческого вдохновения. Растения первыми из всех природных цивилизаций Земли готовы дать нам крупицы солнечной, божественной мудрости. Именно этим и ценно царство Флоры. Но кто она, царица Флора? Поэтический образ из сказок, легенд и преданий? Или тончайшая реальность, божество, покровительствующее всему царству растений? Не она ли своими незримыми каналами связывает растения с Солнцем? Вы не верите в то, что нельзя потрогать руками? Но богиню Флору можно потрогать, нужно лишь прикоснуться к листику дерева, провести рукой по траве, вдохнуть цветочный аромат – и ваша душа ощутит богиню Флору во всей ее волшебной реальности. Все так просто – семя, росток, цветы, плоды, листья, фотосинтез… Но что-то большее, чем прозаичная ботаника, скрывается в растениях. И не увидишь это в микроскоп, только душою почувствовать можно.

Богиня Флора, все ее зеленое царство привлекали меня с детства. И поныне растения – моя любовь и даже страсть. Я не видела растения, которое не понравилось бы мне. Порой деревья и травы кажутся мне интересней любого человека. Каких только причудливых форм и расцветок не встретишь в царстве Флоры!

Мне всегда казалось обязательным присутствие комнатных растений в наших домах, и всегда настораживали люди, в чьих домах не было ни одного растения. Своими домами, дорогами и другими сооружениями мы заняли места, где росли растения. А по закону кармы, истребив, уничтожив что-то, рано или поздно мы должны вернуть столько же. И лучше возвращать разведением дома растений, чем каким-то другим, принудительным способом, о котором мы сейчас еще не знаем, но с которым неизбежно столкнемся.

Пусть растут в наших домах настурция и герань, лимонные и апельсиновые деревья, кактус и бегония, всевозможные вьюнки и фиалки. Пусть радуют они нас каждый день, и каждый день совершают незримую работу, очищая атмосферу в домах и совершенствуя наши души.

Все царство Флоры источает аромат тайн. У каждого растения свои собственные секреты, но есть и общий: каждое растение не только поглощает углекислый газ, выделяет кислород и делает доступными для живых организмов солнечную энергию и углерод, но и трансформирует энергию человеческой злобы, несдержанности, пессимизма в энергию добрую, благую, активную. То есть растения на тонком, невидимом уровне чувств и мыслей превращают яд в безопасную пищу. Но каждое растение поглощает только определенный яд. Одни растения перерабатывают яд наших лишних, суетных мыслей, другие – яд пессимизма, третьи – яд обид. Не было бы рядом с нашими домами и в самих домах растений, мы давно бы задохнулись в пыли собственных греховных помыслов и желаний. Обособившись от природы в железобетонных клетках, мы уже задыхаемся, не понимая, что травимся собственным ядом, что это – причина бесконечных аллергий и хронических заболеваний. Но поставьте в доме одно живое растение – и одной проблемой станет меньше, поставьте два – и решатся две проблемы. Только, выбирать цветы нужно осознанно, как лекарство. Вот послушайте историю одного фикуса.

Все началось с того, что решила я подарить одной моей знакомой обычный фикус – одно из тех растений, которое украшало дома наших прабабушек, а у нас перевелось, из моды вышло. Тогда я уже знала, что каждое растение влияет на атмосферу, очищая ее от определенных нежелательных энергий, но не придавала этому свойству большого значения. От каждого растения есть какая-то польза, но мне неважно было, в чем именно она заключается. Однако фикус, подаренный мною, произвел такое большое впечатление на мою подругу и на других людей, находившихся в комнате, что мой интерес к влиянию комнатных растений на жизнь человека разгорелся, как костер, в который подкинули дров.

Фикус был еще небольшой, меньше тридцати сантиметров, с совершенно обычными, травянистого цвета широкими листьями – самое заурядное растение. Но все сразу же обратили на него внимание, неосознанно почувствовав что-то таинственное, почти мистическое в этом зеленом госте. Но еще никто не знал, что же именно.

Надо сказать, что в дом, в который попал фикус, постоянно приходило много людей. Хозяйка дома была ясновидящей, и к ней шли за решением своих проблем, оставляя эту тяжелую энергетику в ее доме. И хотя хозяйка постоянно очищала энергетику своей квартиры святой водой, молитвами, благовониями, свечами, но чувствовала, что все это уже не помогает, и в отравленной чужими бедами атмосфере долго находиться становилось невозможно. Но не случайно хозяйке дома был подарен волшебный фикус. После того, как он появился, уже через неделю все почувствовали изменение энергетики дома – там стало приятней, появилось ощущение уюта, воздух как будто начал звенеть. Кто бы мог подумать, что фикус лировидный (F. lurata) совершит такое чудо?

Оказалось, что фикус работает, как пылесос, очищая пространство от пыли наших тревог. Не бывает так, чтобы в доме никто не думал плохо, не переживал, не нервничал, не говорил сорных слов. Наши печали и тревоги, наше нервозное состояние и соответствующие ему мысли невидимой пылью засоряют атмосферу вокруг. Когда этой пыли скапливается много, в доме становится трудно дышать. Однако волшебный фикус лировидный оказался способным очищать атмосферу дома от невидимой, скверной пыли.

Из моего изумления и восхищения фикусом и родилась эта книга. Я очень благодарна ему за то, что вдохновил меня на изучение тайных свойств других комнатных растений. Узнав об этих свойствах, мы сможем более грамотно подбирать и расставлять растения в доме и в итоге улучшим нашу жизнь. Сколько непознанного еще скрывается в том, что видим мы каждый день! Сколько таинственного, неведомого человеку хранит в себе царица Флора. Давайте же приоткроем дверь в мир тайн, давайте осторожно заглянем в сердце, в душу своих комнатных любимцев. И обрадуемся новому знанию! А наши растения обрадуются тому, что мы стали лучше их понимать.

knigogid.ru

rumagic.com : Глава четвертая Дух растений и животных : Архиепископ Войно-Ясенецкий : читать онлайн

Глава четвертая

Дух растений и животных

ОДУХОТВОРЕННОСТЬ животных совершенно яcно свидетельствуется Священным Писанием. Вот тексты, подтверждающие это:

Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 8, 21).

Боже, Боже духов и всякой плоти!(Чис. 16,22).

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей(Быт. 2,19).

Душа тела (животных) в крови... потому Я сказал сынам Израилевым: Не ешьте крови ни из какого тела(Лев. 17, 11-14). Кровь жертвенных животных свята и освящает, потому что в ней душа животного, дыхание Духа Святого. Поэтому запрещено употреблять ее в пищу.

Дух животворит(Ин. 6, 63).

Вошел в них дух жизни от Бога(Откр. 11,11).

В молитве Духу Святому именуем Его подателем жизни. И если даже в неорганической природе так ясно присутствие Духа, то, конечно, и растения и животных надо считать одухотворенными. Самый общий, самый распространенный в природе из всех даров Святого Духа есть дух жизни, и он, конечно, свойственен не только животным, но и растениям. Индусы и другие народы Азии совсем не так смотрят на растения, как европейцы. Они глубоко признают одухотворенность растений.

Растения всем существом своим жадно воспринимают свет, воздух, влагу, от которых зависит вся их жизнь. Они явно радуются свету, ветру, росе, дождю. Почему же не допустить, что они ярко воспринимают и чувствуют эти источники своей жизни и радости: может быть, совсем иначе, чем человек или животные, которые далеко не столь безусловно нуждаются в свете, как растения. Растение, может быть, гораздо глубже, чем животное, чувствует все тончайшие свойства почвы, в которой с таким богатством разветвляются его корни, от которой, как от света и воздуха, зависит вся его жизнь. Знаем мы, как тонко выбирают из почвы разные растения питательные вещества, необходимые именно им, а не другим растениям. Разве -не безусловно, что для этого растения должны обладать совершенно особой чувствительностью, которой нет у животных и людей (Фехнер).

Нервы нельзя считать необходимым субстратом душевной жизни. Струны – нервы скрипки и рояля. Но и без струн духовые инструменты издают дивные мелодии. В растениях нет вегетативной нервной системы, без которой у человека и высших животных невозможны процессы питания, дыхания, обмена веществ, и тем не менее все эти процессы совершаются в растениях(Фехнер).

Если повернуть виноградный лист нижней поверхностью к свету, то он упорно изгибается и поворачивается, чтобы обратить к свету свою верхнюю поверхность.

Удивительны инстинктивные движения вьющихся растений. Растение сперва вытягивается в высоту, потом нагибает свой стебель горизонтально и описывает круг, отыскивает себе опору. Чем длиннее вырастает стебель, тем больше становится круг, то есть растение, не находя себе опоры, ищет ее дальше. Наконец стебель не выдерживает своей собственной тяжести, падает на землю и ползет по ней, ища новой опоры, но и в этом случае, оно руководствуется выбором: повилика не вьется около неорганических или мертвых органических опор, но только около живых растений, к которым она жадно прилепляется, ибо ее корни, находящиеся в земле, быстро умирают, и она лишается пищи, которую потом высасывает посредством сосочков из обвитого растения.

Известны явления сна у растений, когда листья или нагибаются, или складываются, цветки наклоняют свои головки и закрываются.

Удивительно целесообразны движения пестиков некоторых растений для оплодотворения рыльца пыльцой.

Вечером на цветущем лугу все множество цветов поворачивается к солнцу, точно воссылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо засыпают, чтобы утром, повернувшись на восток, опять встретить его утренней радостной молитвой.

Благоухание цветов – это фимиам Богу. Цветы кадильницы. Ненюфары широко раскрываются под голубым небом, наслаждаются светом и воздухом, складывают свои лепестки и опускаются в воду, когда темнеет.

Между миром растительными миром животным нельзя найти определенной границы, ибо в области простейших одноклеточных много почти совершенно похожих форм, из которых одни служат началом растительного мира, другие – животного, и различить их почти невозможно. Такие простейшие формы животных, как речная гидра, вольвокс, совершенно похожи на растения и по своим жизненным функциям почти не отличаются от них. От класса простейших начинаются два грандиозных мира живых существ – растений и животных. Постепенное развитие растительного мира дошло до таких великолепных, грандиозных форм, как чудно благоухающие роскошные цветы, стройные пальмы и кипарисы, величественные ливанские кедры, могучие дубы и гигантские секвойи, живущие по три тысячи лет. Совершенно ничтожны по сравнению с ними такие примитивные формы животного мира, как полипы, голатурии, морские звезды и черви, и странно было бы признавать одухотворенность этих низших животных форм и, вместе с тем, не признавать одухотворенность высокосовершенных и даже грандиозных растительных форм.

Совершенно несомненно, что весь растительный и животный мир обладает, по крайней мере, низшим из даров Святого Духа – духом жизни.

Для огромного числа натуралистов одиозно, нелепо учение виталистов и неовиталистов о жизненной силе. Но вдумайтесь в следующие факты.

По наблюдениям Спаланцани, в болотной воде и песке водосточных желобов живут коловратии, которых можно высушить вместе с песком и сохранять в стеклянных посудах. Если через 3-4 года смочить водой песок, то студнеобразные в обычном состоянии коловратии, высохшие до такой степени, что если прижать их концом иглы, то они разламываются подобно крупинке соли, опять оживают. Они могут выдерживать высушивание при 54oС, тогда как в живом состоянии они умирают, если вода достигает 25oС тепла.

Джон Франклин в своем первом путешествии на североамериканский берег Ледовитого океана видел, что рыбы, замерзшие непосредственно после того, как их вытаскивали из воды, превращались в такую ледяную массу, что их можно было разрубать на куски топором и что замерзшие их внутренности представляли твердые ледяные куски. Тем не менее, когда оттаивали этих рыб у огня, предварительно не повреждая их, то некоторые из них оживали. Эти примеры указывают на то, что, хотя в организме и исчез всякий след жизни, но все-таки способность начинать при благоприятных условиях новую жизненную деятельность в нем может оставаться, если только в нем не произошло таких перемен, анатомических или физиологических, которые делали бы невозможным восстановление жизненных функций.

Известно, что пшеница, ячмень и горчица, найденные в египетских мумиях и пролежавшие 3000 лет, если они не подвергались вредным воздействиям, в которых возможны повреждающие их ферментативные процессы, дают отличные всходы, когда их поместят в благоприятные условия влажности и тепла.

Следующий опыт произведен Ж. Беккерелем в Париже в 1909 г. Семена пшеницы, люцерны и белой горчицы были высушены в безвоздушном пространстве в течение 6 месяцев при 40oС и затем запаяны в откаченные стеклянные трубки. Эти трубки были посланы в Лондон и там содержались в продолжение трех недель в жидком воздухе приблизительно при -190o и затем еще 77 часов в жидком водороде при -250o. В Париже трубки снова были открыты, и семена поместили во влажную ванну при 28o. Оказалось, что прорастание произошло совершенно нормально. Никакого разлиoчия не было замечено по сравнению с пробами семян, сохраняющихся обычным способом. При столь низкой температуре, как -250o, всякий намек на жизнедеятельность исключен. Даже самые энергичные химические реакции при столь низкой температуре не происходят.

Из этих опытов мы видим, что временная смерть возможна, если действие, задерживающее жизнедеятельность, не доходит до разрушения организма (Сведберг, «Вырождение энергий»).

Если так очевидно, что временная смерть семян и животных не мешает тому, чтобы снова возникла в них жизнь, то не имеем ли мы права утверждать, что это возможно без проявления в них какой-то неведомой нам силы, жизненной энергии, совершенно не поддающейся воздействию вредных агентов, уничтожающих жизнь семян и растений? А такая энергия, конечно, может быть только духовной энергией, животворящей силой Святого Духа.

Вышеприведенные удивительные факты жизнедеятельности и одухотворенности растений дают право согласиться с Эдуардом Гартманом, когда он утверждает, что растения обладают бессознательным представлением и бессознательной волей. Смутное представление и стремление приписывает монадам и Лейбниц. А растение есть монада.

Наше убеждение в одухотворенности растений, конечно, совершенно не противоречит мнению св. Антония Великого о недопустимости признавать в растениях душу. Вот его слова: Против тех, кои дерзают говорить, что растения и травы имеют душу, написал я сию главу к сведению для простейших. Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют. Человек называется разумным животным, потому что имеет ум и способен приобретать познания. Прочие же животные земные и воздушные, у которых есть голос, имеют дыхание и душу. Все растущее и умаляющееся можно назвать живым потому, что живет и растет, но нельзя сказать, чтобы все такое имело душу. Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены каковы ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание, каковы люди; иные имеют дыхание и душу каковы животные; а иные имеют только жизнь каковы растения. Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия; но и прочее все без жизни быть не может. Всякая человеческая душа есть приснодвижна(Добротолюбие, т. 1, стр. 93).

Противоречия, конечно, нет. Мы не приписываем растениям душу в том смысле, как она понимается у человека и животных, а только бессознательное представление и бессознательную волю.

Антоний Великий, говоря о душе животных, конечно, имел в виду высших животных, а не таких, как кишечнополостные, моллюски, губки, даже инфузории, о существовании которых или о принадлежности их к животному миру он и представления не мог иметь.

Конечно, эти низшие животные формы, в отношении к их духовности, стоят не выше растений, а даже ниже, и им принадлежит только дух жизни, как и всякому животному.

Вникнем поэтому в то, что доступно познанию нашему о духе высших животных и человека.

rumagic.com

rulibs.com : Домоводство (Дом и семья) : Здоровье : Медитация третья. Дух растений : Наталья Судьина : читать онлайн : читать бесплатно

Медитация третья. Дух растений

Лягте поудобнее и расслабьтесь, положите руки как можно удобнее вдоль тела, отстранитесь от всего, что волнует вас и занимает мысли, откройтесь навстречу опыту путешествия и закройте глаза. Вслушайтесь в музыку, заранее включенную вами перед медитацией. Если это возможно, настройте свое дыхание на ее ритм. Пусть музыка несет вас все дальше, в мир образов и красок. И так до тех пор, пока вы не попадете в место абсолютного покоя и расслабленности, в ваш личный рай.

Вам все еще не избавиться от докучающих мыслей? Тогда представьте себя сидящим у реки и постарайтесь увидеть, как вода уносит все проблемы, как они тонут в глубине. И тогда вы почувствуете ни с чем не сравнимое блаженство и расслабленность.

Отправляйтесь в путь, прочь от реки, уносящей ваши проблемы. Вглядитесь в открывающиеся вашему внутреннему взору картины. Видите сад? Почувствуйте волшебный аромат растений, растущих в этом волшебном саду. Чувствуете, как ветерок ласкает вашу кожу? Здесь, в этом саду, вы можете пообщаться с некоторыми растениями. Вы можете подойти к ним поближе, правда, не касаясь растений, и, сидя рядом, попробуйте ощутить, что «чувствуют» они. По всему вашему организму растечется чувство удивительной близости всему живому из этого сада. Вы даже начнете верить, что в далекие, удивительно далекие времена вы были одним из духов природы.

А теперь взгляните вон на то дерево. Видите, к вам приближается дух растений? Протяните к нему руку. Чувствуете кору, заменяющую ему кожу? Не бойтесь и не убирайте вашу руку. Лучше задержите ее, и вы почувствуете прилив удивительной силы и энергии. Вслушайтесь, и вы обязательно услышите все, что хочет вам сказать дух растений. Главное – не отдергивайте от него руку. Разговор с духом растений должен продолжаться не больше 20 секунд. Поверьте, их будет вполне достаточно.

Затем прогуляйтесь по саду, чувствуя себя единым со всеми существами, населяющими его. Увидев красивый цветок, почувствуйте место, на котором он растет, почувствуйте себя этим самым цветком, таким же маленьким и нежным и в то же время удивительно сильным. Протяните руки навстречу солнцу, как тянется навстречу солнечным лучам цветок. Потом опять прогуляйтесь по саду, осознавая, какую роль играют в вашей жизни те или иные качества разных растений – например, нежность цветов и жгучая агрессивность крапивы.

Поднимите глаза к небу и задумайтесь над тем, какую роль до сих пор оно играло в вашей жизни, – 20 секунд хватит для того, чтобы получить ответ.

Вы можете возвращаться, вы обрели первичный опыт мира растений. Попрощайтесь с этим миром стараясь не забывать все, что увидели здесь. Вслушайтесь вновь в раздающуюся как бы издалека музыку – это поможет вам вернуться в реальный мир. Затем сделайте глубокий вдох-выдох, слегка пошевелите пальцами рук и ног, почувствуйте вашу физическую оболочку, потянитесь, привстаньте и только после этого открывайте глаза, чтобы вновь сориентироваться в реальном времени и пространстве.

Медитация четвертая. Элементы Воздуха и Воды

Лягте поудобнее, расслабьтесь, руки раскиньте по сторонам, закройте глаза. Вы спокойны, вы совершенно спокойны, вы наслаждаетесь чувством покоя, ничего больше не желая и никому ничего не задолжав. Вы просто отдаетесь воле событий, приветствуя их, и вступаете на путь в глубь собственной души.

Прислушайтесь к собственному дыханию, плывите на его волнах. Оно несет вас вперед, и с каждой новой волной вы освобождаетесь от всего наносного, вдыхая воздух и новые силы. Вы соприкасаетесь с праэлементом – с Воздухом, вы ощущаете небывалую легкость, сами становитесь воздушнее.

Плавание по реке дыхания становится частью вашего путешествия. Дыша, вы начинаете верить праэлементу. Поток энергии проникает в ваши легкие, из них в кровеносные сосуды, питает все органы и клетки тела. Вам передается сила Воздуха, не знающая границ, вольная и небесная. Дайте себе время сполна насладиться этой силой, тем, что вы сделались легче, воздушнее, ощутите радость от прикосновения ветерка к вашему лицу. Осознайте то, что игра ветра подобна игре мыслей человека, столь же стремительна и непредсказуема.

Именно этот ветер подхватит и понесет вас дальше. Вы опуститесь на берег реки. Осторожно коснитесь водной глади, ощутите ее живительную прохладу. Вы соприкоснетесь с силой праэлемента – с силой Воды. Войдите в реку и отдайтесь ее ритму. Не похож ли этот ритм на течение вашей собственной жизни? Что вы чувствуете в этот момент?

Умойтесь водой и выходите на берег, возвращайтесь на твердую почву материального мира. Сделайте глубокий вдох-выдох, пошевелите пальцами рук и ног, откройте глаза и сориентируйтесь в своем времени и пространстве.

rulibs.com

Читать онлайн "Культура Духа" автора Архимандрит (Нойка) Рафаил - RuLit

Что есть слово? Мы привыкли понимать его как способ установления контакта с другим, осуществления обмена информацией. Но мы видим, что Писание говорит о слове другое: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). «И Слово стало плотию» (Ин. 1:14). «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). И всё, что сказал Бог словом, сталось. И я снова возвращаюсь к словам Спасителя, сказавшего: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).

Что есть слово? Как его понимать? И я хотел бы связать это слово, с Божьей помощью, с понятием культуры, Культуры Духа, как я сказал. Писание показывает нам, что Бог, когда сотворил человека, — с вашего позволения я сделаю шаг назад — когда Бог творит весь мир до человека, Он творит его одним-единственным: «Да будет!» Когда речь заходит о человеке, Бог творит его иначе. Он рассудил: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26). И мы понимаем, что человек не есть такое же создание, как все другие. И это мы понимаем не от гордости своей, а по слову, которое Бог нам дал. И мы видим, как посредством слова Бог продолжает нас звать, поддерживать связь с человеком. Бог словом наставляет Адама. Когда Адам пал, и беззаконие охватило всю историю земли вплоть до губительного потопа во времена Ноя, настаёт в истории момент, когда Бог снова обращается к человеку и даёт ему Закон через пророка Моисея.

Этот Закон имел два предназначения: вернуть человека от беззакония к закону — это мы все можем понять, это моральный закон, — и указать в этом Законе на то, что сделает Бог в «конце времён», лучше сказать, в исполнение времён. Это исполнение должно было стать не чем-то хронологическим, а прежде всего воплощением того самого Слова. Ибо говорит Святой Павел в своём Послании к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1–2). То есть Этот Сам Сын Его и именуется Словом Божьим: Слово Божие ныне возвращается, чтобы продолжать осуществлять Своё дело посредством «диалога» с человеком, вернее говоря, снова после отчуждения, произошедшего в Раю из-за падения Адама. Мы можем понимать слова как энергию — энергию созидательную.

А слово человеческое, что оно? Если человек есть образ Божий, тот образ Божий, который может стать подобием Божьим, то и слово человеческое есть энергия. Слово Божие учит нас тому, чтобы словом молитвы мы приближались к Богу. Посредством молитвы человек приходит в самое высокое состояние слова, то, где слово набирает силу (например, чудотворения святых) в Духе Божием, силу творить так же, как творил Бог. Человеку не суждено, чтобы он тоже так делал, чтобы он сотворил мир, человеку суждено развивать этот образ Божий в себе до полного подобия. Так мы понимаем спасение.

Как мы понимаем спасение? В Церкви мы понимаем спасение как наделение обожествлённой жизнью. Бог наделяет человека Своей жизнью. Когда человек приходит к этому полному подобию Бога, например, когда человек приходит к жизни и во славе, и в поношении, и во сраме с той же непоколебимой любовью Божьей, тогда мы на высоте. Почему? Потому, что эта непоколебимость любви не есть часть психологической структуры человека, а божественная черта: у Бога не может быть врагов. Кто может сделать что-то против Бога? Он не колеблется, ибо Он не возвеличивается той славой, что мы Ему поём, не умаляется хулой, что мы на Него произносим. Потому что Он Есть и жизнь Его вечна. Бог Есть, и Он зовёт нас к этому «быть», к этой также-вечности, которой обладает Он. Мы воистину на высоте, когда достигаем переживания всякой христианской добродетели, понимаемой не в этическом, моральном смысле, а в смысле усвоения энергии, переживаемой Самим Богом.

И тут я немного подхожу к теме разговора: какова эта энергия? Слово Божие пребывает и обитает в человеке. Бог энергией слова старается быть в контакте с человеком. Человек через слово молитвы старается отвечать Богу. Человек проявляет свою свободу и свободный выбор, когда отвечает Богу молитвой, когда может сказать «аминь» Богу, Божьему зову. Но спасающее человека опять-таки есть не то, что делает человек в своей немощи, а совершаемое Словом Божиим, в нас пребывающим.

Я бы подытожил то, что до сих пор пытался сказать, так: мы понимаем слово в его самом глубоком смысле как энергию; я хотел бы, чтобы мы все поняли это, чтобы не остались на уровне информации слова. Ибо слово в духовном переживании означает делиться, когда Бог говорит с человеком — как говорит Писание — через Самого Сына Своего. Если Вы замечаете различие между Ветхим Заветом и Новым, то там есть много различий в слове. Этический Закон Ветхого Завета означает делать то-то или не делать того-то. Сделаешь ли, не сделаешь ли, мы остаёмся при каком-то относительном «делании». Когда Сын и Слово Божие начинает наставлять человечество, Его учение начинается словами: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» и «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:3–12), и так далее. Нигде мы не видим, чтобы Спаситель с высоты повелевал, как рабам, наоборот, он воспринимает Заповеди Ветхого Завета, говоря: «Вы слышали, что написано то-то и то-то, а Я говорю вам…» (сравни Мф. 5:21–22, 27–28, 31–34) — и воздаёт подлинную меру Заповеди Ветхого Завета.

Почему я говорю «подлинную»? В Законе Ветхого Завета Он говорит с нами через пророка, в Новом же — Он Сам. Ветхий Завет был подготовкой человека к тому, чтобы немного понять Бога. То есть как мы можем понимать Бога? Как мы можем это делать воистину, ибо Писание гласит, что ум человеческий не может постичь Бога, что помыслы Божие суть выше помыслов человеческих, как небо отстоит выше от земли. И тогда Он дал человеку посредством вживания в слушание понимать Бога. Он вначале дал человеку, так сказать, этический кодекс через Моисея, через Десять Заповедей. И этим человек учится не лгать, не красть и прочему, то есть учится тому, чего Бог не хочет: чтобы мы были лжецами, убийцами и прочее, ибо Бог Сам не лжив, Бог не вор, Бог не убийца.

Но не в этой этике находим мы жизнь, ибо то, что человек ищет, то, чего он жаждет, есть в конечном итоге жизнь. И сколько бы раз мы ни слышали в наши дни: «Да, но я тоже хочу жить» — всё это, в общем, для того, чтобы оправдать распущенную жизнь. И надеюсь, что я не введу вас в заблуждение, если скажу, что, в известном смысле, человек прав, говоря так, ибо — повторю слова Спасителя: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Суббота — то есть «отдых», то есть исполнение.

То есть в каком смысле прав человек? Человек ищет жизнь. Он ищет чего-то, что представляет себе как благо, а в конечном итоге, жизнь. Между тем Писание говорит не о чём-то лучшем или о чём-то худшем, а всюду говорит о жизни (сравни Ин. 10:10). А Христос говорит нам слова не какой-то высшей этики, а как Бог — слова «жизни вечной» (сравни Ин. 6:68), то есть, в конечном итоге, то, что Он хотел вдохнуть в нас и через Закон Ветхого Завета, где Он, с одной стороны, «спотыкался» о меньшее или большее совершенство пророка, а с другой стороны, о неспособность мысли человеческой подняться до духовного понимания, более тонкого, более высокого и в этом смысле более верного.

Даже в Ветхом Завете, в Десяти Заповедях, Бог говорит человеку: «Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2). Он не говорит: «Будьте святы, потому что так оно хорошо, так оно красиво», но «ибо свят Я». Итак, Бог есть Тот, кто говорит через Моисея это слово: Моисею Он открыл, что «Я Есмь». Бог есть Тот, Кто Есть: И Он хочет привести человека в то же бытие. Он с ним делится чем-то сначала; и в меру того, насколько человек даёт приобщить себя к Слову Божьему, он находит в этом слове Бога, энергию жизни.

Даже в Ветхом Завете мы видим по пророкам и по другим, что они «обрели». То есть святые Ветхого Завета обрели энергию жизни. Они не были просто людьми морали; это были люди, в которых и которым Дух мог говорить, люди, через которых Бог открыл человечеству разные, так сказать, этапы приближения человека назад, к Богу. Я говорю «назад», ибо Адам в Рай попал от Бога.

www.rulit.me

Читать онлайн "Культура Духа" автора Архимандрит (Нойка) Рафаил - RuLit

Существует духовный поиск, который должен проделать человек. Существует «почему» — вопрос, который должен поставить человек. Мы должны понимать смысл и сущность вещей. Это не просто соблюдение какого-то «делай то-то, не думай, почему, лишь бы было так-то, ведь так хорошо!». Бог не говорил Адаму: «Не ешь от того древа, потому что это плохо!». Он объяснил Адаму: «Не ешь от того древа, ибо в день, когда ты поешь, ты умрёшь!». И мы видим, что какой-то смертью он и умер, хотя тело ещё оставалось живым какой-то срок до смерти, но духом он умер, отделился от Бога, он поссорился с Богом. Вместо того, чтобы радоваться приходу Бога, он убоялся, устыдился и спрятался. Эти понятия страха, стыда и прятанья очень важны.

Таким образом, да хранит она слово Божие. Мы начинаем с того, что храним слово так, как нам приходит в голову. Но я бы хотел побудить братьев и сестёр моих понимать, желать и искать в молитве более высокое, чем приходящее нам в голову сегодня. Ведь речь не только о хранении какого-то слова — речь не об этике; слово не есть моральный наказ, хотя оно имеет и этот эффект, но это всего лишь эффект, притом эффект второстепенный. Это слово жизни. Храня слово Божие, мы даём возможность этому слову пребывать в нас и бытовать в нас. И мы узнаём, что это есть слово, нас хранящее.

В конечном итоге, кто кого хранит? Человек ли хранит слово Божие? Вернее сказать, слово, мной хранимое, хранит меня. И не только хранит, но и ведёт дальше. Как далеко? Писание говорит, что плоть и кровь не могут унаследовать Царство Небесное. Царствие Небесное не есть плоть во крови, во ядении и в упрощении: это есть Царствие Духа. Написано — там же Апостолом Павлом, которому раскрылись глубокие истины, — ибо «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Если глаз не видел и ухо не слышало, если не пришло на сердце человеку, как можем мы идти к тому, чего не видим и не слышим? Оно так далеко от нас, что ничто человеческое не может его понять. А культура Слова как раз к этому невиданному и неслышанному, непредставимому человеком и ведёт. Слово Божие приходит из Царствия Небесного и не только хранит нас, но и ведёт в Царствие Небесное.

Что есть Царствие Небесное? Спаситель говорит: «Не ищите справа и слева. Царствие есть внутри вас». Царствие есть в человеке, и слово Божие старается пребывать в человеке. Человек есть вначале как животное, без чего-либо уничижительного, то есть живущий жизнью материи, животной жизнью; но в отличие от животных, живущих, как мы, на земле, рождающихся, как мы, на земле, растущих, как мы, и будто бы умирающих, как мы (то есть мы, как они) — в отличие от этих животных мы видим в этом стремлении человека, в этих вожделениях, не исполнимых ничем материальным в человеке, тот поиск, что выдаёт образ Божий в человеке.

Человек никогда не сможет удовлетвориться на этой земле ни самыми большими удовольствиями, ни самыми страшными грехами, ни самыми знаменитыми делами в истории, а может умереть в отчаянии, даже достигнув всего, ибо к другому вожделеет человек, но достичь его не может. Плоть и кровь не могут унаследовать этих вещей, которые плоть и кровь не могут видеть, не могут слышать, не могут воспринимать, не могут интуировать более, чем как тонкую струйку. Но когда мы культивируем в себе это слово, само слово Божие, слово открывает то, чем оно является.

Я возвращаюсь к тому, что мы называем Заповедями Христовыми, которые, как я говорил вначале, не суть заповеди Ветхого Завета, хотя я показал, что и Ветхий Завет указует на нечто более отдалённое, чем просто на законы, просто на Рай. Слово Христово — переход от учения к жизни. Говорит ведь Евангелие от Святого Иоанна: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17).

Я хотел бы вернуться сейчас на более конкретный уровень, храня слово Божие. Но слово плотью стало, и слово передаётся человеку через все чувства, словом, как мы это понимаем, в некотором роде информативно, если хотите, но поскольку речь идёт о жизни, слово передаётся только в переживании. Недостаточно человеку читать Писание в ходе абстрактного изучения, недостаточно человеку жить, как будто в Церкви, украшать дом иконами, слушать духовную, церковную музыку, заменять человеческую культуру церковной.

Бог, нас сотворивый и знающий, из чего мы сотворены, знает, что мы суть плоть и кровь. «Слово стало плотию» (Ин. 1:14) во многих смыслах. Слово предвечное, называемое Сыном Божиим, являющееся самим Богом, воплотилось в этой истории. Он родился так же, как родился я, провёл детство так же, как и я, жил и страдал так же, как и я, умер так, как умру я, а воскрес, как я не могу воскреснуть, вознёсся на Небеса и сидит одесную Отца, и этим создал путь к деснице Отца для меня.

И когда я говорю обо «мне», я не говорю о том, кто разговаривает с вами. Я говорю о тебе. Ведь ты тоже есть такой «Я», кто бы ты ни был. Значит, слово стало плотию для причащения, и как плотию мы им причащаемся. Одним из спасительных слов Господа было то, что Хлебом Жизни станет Он Сам. В Евангелии от Иоанна есть слова: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). И далее говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). И ещё: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Эти Плоть и Кровь представляют собой, возможно, самую концентрированную сущность Церкви. Я не знаю, как это выразить. Я желаю и молю Господа, чтобы Он вложил в ваши сердца понимание слова, которое я хочу сказать. Так, где спотыкаюсь я, пусть ваше понимание идёт дальше и завершит то, чего мне не удаётся высказать.

В Святом Причастии мы едим то, что видится уму кусочком хлеба и каплей вина, то, что видят наши земные глаза, то, что обоняет наше земное обоняние, то, что чувствуют пять органов чувств: хлеб и вино. Но потаённым образом этим чувствам открывается всё сильнее и яснее, внятнее и конкретнее нечто, когда развиваются духовные чувства. И мы начинаем понимать слово Спасителя, говорящего, что это не только хлеб и вино, а сами Плоть и Кровь Его. Ведь говорит Святой Павел, что поскольку дети причастны к плоти и крови, а Он, Христос — Слово Божье — стал причастным к плоти и крови, то так же сделалось и с нами (сравни Евр. 2:14). Но непредставимым для человека образом даётся как пища.

В отношении современного человека, привыкшего к интеллектуальным изыскам, вспоминаются слова одного философа (забыл кого именно — это немецкий философ): «Man ist was man iβt». Это игра слов. «Ist» означает «быть», а написанное немного по-другому означает «есть». Человек есть то, что он ест. То есть едим материю — являемся материей. Другими словами, зачем размышлять о высоких материях? Видим, что поддерживаем свою жизнь материальным: растительностью, телами животных, другими вещами — значит, и мы — то же самое, что и эта растительность и тела животных, и мы своего рода «капуста» иногда… во многих смыслах. И мы являемся животным телом. Как животное рождаемся, как животное погибаем. Но я предполагаю, что Тот, кто сотворил человека, знал лучше, чем немецкий философ, что человек — это плоть и кровь, и поэтому преподал нам тайным образом Тело и Кровь, чтобы мы питались в духе этой едой, которую получаем телесно (Евр. 2:14).

Это многоуровневый план, потому что там есть и другой уровень. Вкушаем Тело и Кровь, но видим и чувствуем хлеб и вино. Опять-таки Бог, сотворивший человека, знает человеческое естество. Он не допустил человеку быть каннибалом. Человек, если только он, отдалившись от Бога, не становится одержимым, не выносит даже мысли о том, чтобы есть сырое мясо и пить кровь. Господь дал нам это тело и кровь самым красивым и благородным образом. Это самая благородная еда, которая известна человеку, потому что она является своего рода подобием тела и крови в этом хлебе и красном вине.

Размышляю обо всех выражениях Ветхого Завета, говорящих о «крови гроздей»: «Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние своё» (Быт. 49:11) или: «Маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод» (Втор. 32:14) — какая там была экстраординарная интуиция! Вкушая в определённой форме, не по-каннибальски, но всё-таки телесным образом, вкушаем дух, потому что человек является и духом. Христос сказал Самарянке: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). И здесь, в этой пище, вкушая это Тело, мы вкушаем Дух.

www.rulit.me


Смотрите также