Мною уже был написан один пост на тему восприятия немцами некоторых событий, происходящих в современном мире. Пост тот носил весьма обнадеживающий и оптимистичный характер, он даже в определенной степени служил для меня знаком, что мыслительная жизнь Германии не настолько ограничена и примитивна, как нам кажется из России, и в целом я не намерен отказываться от своих слов о том, что среди немецкого студенчества, а значит будущей интеллигенции, встречаются весьма трезвые люди, способные несмотря на мощнейшую идеологическую обработку СМИ все же видеть за искусственными образами реальные явления. Но сейчас скорее приходится с грустью констатировать, что подобных людей ощутимое меньшинство. Основная же масса, как мне кажется, является жертвой гораздо более глубинных и трагичных изменений, пережитых Германией во второй половине XX столетия. Посему в этом посте мне хотелось бы не только и не столько рассказать о видении немцами событий, происходящих в России и мире, но порассуждать на тему природы вышеупомянутых мною процессов, а также на тему того, что вообще в культурном отношении представляет из себя сегодняшняя ФРГ. Что - то подсказывает мне, что России стоит очень внимательно присмотреться к этому опыту. Одним из главных заблуждений как самого западноевропейского общества, так и многих прозападно настроенных индивидов в нашей стране является, на мой взгляд, наивная вера в то, что им удалось избавиться от гнета идеологии и постулировать тем самым торжество объективного восприятия мира - подобно тому, как Робеспьер в эпоху Французской революции стремился через взрыв Собора Парижской Богоматери символизировать победу разума над традиционным сознанием. В действительности же и Нотр Дам де - Пари, как известно, устоял, да и старая необходимость в создании аксиом и поклонении им никуда не делась, но попросту приняла иные формы. Идеология в Германии, безусловно, есть, причем она по - настоящему страшная, так как абсолютно неестественная, но навязанная извне в ходе политики 4 "Де" (денацификация, декартелизация, демилитаризация, демократизация), проводимой западными союзниками по окончании Второй мировой войны. США прекрасно понимали, что Германия - ключ ко всему европейскому континенту - страна, которая ввиду как своего географического положения и экономической мощи, так и исторического развития соединяет регион воедино, является мостом между славянским Востоком и романо - германским Западом, посему контроль над ней при помощи создании нового идейного поля, а главное недопущение возрождения ее геополитической самостоятельности или распространения влияния Советского Союза становились их первоочередной задачей, с которой, надо сказать, справились США блестяще. Необходимо особо отметить, что для того, чтобы получить возможность контролировать Германию в том числе и настроение ее элиты американцам и их влиятельным союзникам британцам удалось совершить очень тонкий ход: сломать хребет германскому духу. На самом деле известные слова Уинстона Черчилля: "Вы должны понять, что эта война ведется не против национал - социализма, но против силы германского народа, которая должна быть сокрушена раз и навсегда независимо от того, в чьих руках она находится: в руках Гитлера или в руках священника - иезуита...Мы воюем не с Гитлером, а с немецким духом, духом Шиллера, чтобы этот дух не возродился" имеют очень большое значение. Германия была очень сильным и самобытным обществом с глубинным историческим содержанием, начиная от идеи единения всего западнохристианского мира в новой Римской империи, заканчивая беспрецедентной архаично - модернистической моделью Третьего Рейха. Союзники верно оценили, что для строительства новой подходящей им Германии нужно лишить ее историотворческой инициативы, национального духа и ценностей. Мощнейшее духовное выхолащивание, проводимое на протяжении 15 - 20 лет после окончания Второй мировой войны завершилось успехом: ФРГ с энтузиазмом, сравнимым со строительством социализма в ГДР, прокладывала себе дорогу к постмодернистическому будущему, в котором нет места христианским ценностям (Германия, например, голосовала против упоминания христианских корней европейской культуры при разработке конституции ЕС), патриотизму, традиционному жизненному укладу (различия между мужчиной и женщиной в социальной среде почти незаметны), поскольку все эти явления в обработанном сознании немцев воспринимаются как возврат к "темному" прошлому, зато дичайший атеизм, любые меньшинства - извращенцы, космополитизм, тотальный неолиберализм и навязчивая идея демократии (в чем, в принципе, нет ничего плохого) становятся светочами Нового дня. На меня уже несколько раз смотрели с заметной опаской, когда я называл Вагнера своим любимым композитором, а также выражал свое уважение к Моммзену, Ницше, фон Тирпицу и Трейчке. С другой стороны, никого из немцев не шокирует абсолютно постмодернистская (ввиду своей полной и абсолютной аморальности) шутка ведущего программы "Heute Show" на 2DF, когда во время проповеди Бенедикта XVI на Олимпиаштадионе в Берлине он заявил: "Давно столько христиан на собиралось на одном стадионе. Кто же выпустит львов?". Более того, американцам удалось, грамотно играя на послевоенном чувстве вины, не только навязать Германии разъедающую культуру идеологию виноватого отказа от своих традиций, но и создать собственный образ нравственных учителей, избавивших немцев от гнета их страшной тысячелетней истории. Я готов утверждать, что эта неолиберально - демократическая, космополитическая, атеистическая, проамериканская идеология имеет столь же крепкие позиции в головах немцев, сколь в свое время нацистские и расистские теории и полностью детерминирует отношение общественности ФРГ ко всем происходящим в мире событиям. Это во многом объясняет специфику восприятия скандала с Pussy Riot, когда немецкая пресса объясняет заточение "борцов за свободу" тем, что они выкрикивали антипутиновские лозунги. Очевидно, что пост-, а во многом и антихристианское сознание не воспринимает пляски в Церкви спиной к алтарю, на котором находятся святые дары: кровь и тело Христовы, как нечто ненормальное, зато всякое сопротивление антидемократичному и антилиберальному Путину есть само по себе великая ценность. Посему абсолютно логично, что немецкое ТВ дотошно и детально освещает протестное движение, но при этом ни словом не обмолвилось о прошедшем в Москве стоянии и молебне в защиту православия и православных святынь, на которое собралось в пять раз больше людей чем на Болотной площади и которое стало подлинной народной реакцией на выходку Pussy Riot. Для постмодернистской Германии, столь ожесточенно уничтожавшей в 1999 году православно - патриотичных сербов, проявление подобных настроений в России в лучшем случае - повод для раздражения. Проамериканская (особенно сейчас, при Меркель) ориентация ФРГ отражается в ее отношении к "делу Магнитского". Мало кого интересуют бесчисленное множество прецедентов пыток над людьми и их убийства в американских тюрьмах смерти наподобие Гуантанамо или Абу Грейба, по которым не вынесено ни одного официального следственного заключения, зато факт смерти или возможно убийства Магнитского мгновенно вызывает огромный резонанс. И дело, конечно, не в том, что тевтонцы столь холодны к страданиям десятков иракцев и так переживают за невинную замученную русскую душу, но просто первые либо вовсе не замечаются, либо рассматриваются, как нелюди, противопоставившие себя светлому и демократическому духовному учителю, а второй - безусловная жертва тиранического тоталитарного режима. Россия в целом бельмо на глазу для всего Западного мира, поскольку с ней не удалось реализовать "германский проект". Как бы не желал Билл Клинтон в 1995 году оставить нам возможность существовать, но никогда не позволить снова обрести великодержавный статус, становится очевидно, что нынешняя Россия движется именно по этому естественному для себя пути. Мы не настолько слепые, чтобы не понимать, что вся эта критика в отношении недостаточно развитой демократии в России суть не акты заботы со стороны западных гуманистов (чьи вооруженные силы, напомню, за последние 20 лет в ходе участия в 4 полномасштабных войнах уничтожили по некоторым оценкам более миллиона гражданских лиц), но новые попытки ослабить и все же подчинить себе Россию, которая на данный момент относится к 3-4 странам мира, способных вести независимую или полунезависимую внешнюю политику и выстраивать тем самым собственную геополитическую стратегию. Нет ничего удивительного, что Россия в современном германском общественном сознании играет роль антитезиса, поскольку именно им она на самом деле и является: в Германии приветствуются гей - парады, выпуск во Франции Библии для гомосексуалистов, в России - принимается закон, предполагающий ответственность за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, в Германии не принято показывать какие - либо признаки особой любви к Родине и национальному достоинству, но лучше растворяться в общеевропейской идее и звездно - полосатом космополитизме, в России как никогда за последние 30 лет сильны патриотические настроения, в Германии (за исключением традиционалистски настроенных южан - католиков, да и те уже сдают позиции) продолжает навязываться мысль о ретроградности христианской морали по сравнению с секулярной вседозволенностью, и даже сами священнослужители, как мне видится, воспринимают местное христианство, как пародию, в то же время в России молодежь заметно воцерковляется, а лекции и высказывания представителей Православия вновь становятся одной из неотъемлемых составляющих интеллектуальной жизни страны. В Германии - полная зацикленность на европоцентризме и универсальности либерально - демократических ценностей для всего остального мира, в России - осознания самобытности и неповторимости каждой культуры, в том числе и собственной. На мой скромный взгляд, нам необходимо никогда не забывать об этом печальном опыте Германии - великой культуры, давшей миру, по выражению Александра Блока, десятки и сотни "сумрачных гениев", но выхолощенной во второй половине XX века в безликую массу, в идейном отношении способную сегодня в основном только ретранслировать ценности англо - саксонского мира. От Германии Майстера Экхарта и Николая Кузанского, Дюрера и Кранаха, Гёте и Хёльдерлина, Гейне и Вагнера не осталось и следа, лишь величественные готические соборы подобно надгробиям возвышаются над могилами классической культуры, туманно напоминая о ее былом величии. В 90 - е гг. мы так же стояли на краю пропасти, но все же нашли силы отстоять самих себя. Теперь остается сохранять и приумножать, чтобы ни в коем случае разрушающее начало, заложенное в самой природе западного постмодерна, не убило в нас самих дух Достоевского. krasulin-stas.livejournal.com Поэт, драматург, один из основоположников немецкой классической литературы Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился 10 ноября 1759 года в Марбахе (Вюртемберг, Германия). Выходец из низов немецкого бюргерства: мать - из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец - полковой фельдшер. Поэт, драматург, один из основоположников немецкой классической литературы Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился 10 ноября 1759 года в Марбахе (Вюртемберг, Германия). Выходец из низов немецкого бюргерства: мать - из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец - полковой фельдшер. Окончив в 1772 году латинскую школу в Людвигсбурге, по приказу герцога Карла Евгения в 1773 году Шиллер был зачислен в военную школу, переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. По окончании в 1780 году академии, получил в Штутгарте место полкового врача. Свою поэтическую деятельность Шиллер начал в эпоху "Бури и натиска" (литературное движение в Германии 1770-х годов, получившее название по одноименной драме Фридриха Максимилиана Клингера). К этому периоду относятся первые драматические произведения Шиллера: "Разбойники" (1781), республиканская драма "Заговор Фиеско в Генуе" (1783) и мещанская драма "Коварство и Любовь" (1784). Историческая драма "Дон Карлос" (1783–1787) завершает первый период драматического творчества Шиллера. Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Шиллер поднял движение "Бури и натиска" на новую высоту, придав ему более целеустремленный и общественно действенный характер. В начале 1782 года драма "Разбойники" была поставлена в Мангейме. 22 сентября 1782 года Шиллер бежал из Вюртембергского герцогства. Следующим летом интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера "театральным поэтом", заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. В частности, в Мангеймском театре были поставлены "Заговор Фиеско в Генуе" и "Коварство и любовь", причем последняя имела большой успех. После того, как Дальберг не возобновил с ним контракт, Шиллер оказался в Мангейме в весьма стесненных финансовых обстоятельствах. Он принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Готфрида Кернера и с апреля 1785-го по июль 1787 года гостил у него в Лейпциге и Дрездене. В июле 1787 года Шиллер покинул Дрезден и до 1789 года жил в Веймаре и его окрестностях. Пересматривая прежний опыт и художественные принципы "Бури и натиска", Шиллер стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 году он начал редактировать серию книг под названием "История замечательных восстаний и заговоров", написал "Историю отпадения Нидерландов от испанского правления" (вышел только первый том). В 1789 году при содействии Иоганна Вольфганга Гете Шиллер занял должность экстраординарного профессора истории Йенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему "Что такое всемирная история и для какой цели ее изучают". Совместно с Гете Шиллер создал цикл эпиграмм "Ксении" (греч. - "подарки гостям"), направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. В 1793 году Шиллер опубликовал "Историю Тридцатилетней войны" и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени он стал приверженцем философии Иммануила Канта, влияние которой ощущается в его эстетических трудах "О трагическом искусстве" (1792), "О грации и достоинстве" (1793), "Письма об эстетическом воспитании человека" (1795), "О наивной и сентиментальной поэзии" (1795–1796) и др. Скудного жалованья поэта было недостаточно даже для удовлетворения скромных нужд; помощь пришла от наследного принца фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа фон Шиммельмана, которые в течение трех лет (1791-1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель Иоганн Фридрих Котта, пригласивший его в 1794 году издавать ежемесячный журнал "Оры". Журнал "Талия" - более раннее предприятие по изданию литературного журнала - выходил в 1785-1791 годах весьма нерегулярно и под различными названиями. В 1796 году Шиллер основал еще одно периодическое издание - ежегодник "Альманах муз", где были опубликованы многие его произведения. К тому же году относится и начало второго периода творчества Шиллера, ознаменованного написанием пьесы "Валленштейн". В это же время Шиллер примыкает к романтическому направлению, сменившему собой в немецкой литературе мятежный дух "бури и натиска", своей лирикой и, главным образом, своими балладами. В некоторых из них, как "Перчатка" (1797), "Кубок" (1797), "Граф Габсбургский", "Рыцарь Тоггенбург", он обращается к излюбленному романтиками средневековью. Другие – "Ивиковы журавли" (1797), "Поликратов перстень" (1797), "Элевзинский праздник" (1798), "Жалоба Цереры", – явились выражением глубокого интереса к античному миру, характеризующего последний период творчества Шиллера. Эти баллады, а также "Орлеанская Дева" (1801), наиболее романтическая из драм последнего периода, были переведены Василием Жуковским, одним из основоположников русского романтизма. Кроме собственных пьес, Шиллер создал сценические версии шекспировского "Макбета" и "Турандот" Карло Гоцци, а также перевел "Федру" Жана Расина. В 1799 году герцог удвоил Шиллеру содержание, которое, по сути, стало пенсией, так как преподавательской деятельностью поэт уже не занимался и переехал из Йены в Веймар. В 1802 году император Священной римской империи Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство. Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел, у него развился туберкулез. В последние месяцы жизни Шиллер работал над трагедией "Димитрий" из русской истории, но внезапная смерть 9 мая 1805 года оборвала его работу. ria.ru Творчество романтического бунтаря, поэта XVIII века Фридриха Шиллера не оставляло равнодушным никого. Одни считали драматурга властителем дум лириков и певцом свободы, а вторые называли философа оплотом буржуазной нравственности. Благодаря вызывающим неоднозначные эмоции произведениям классик и сумел вписать свое имя в историю мировой литературы. Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре (Германия). Будущий писатель был вторым из шести детей в семье офицера Иоганна Каспара, состоящего на службе у вюртембергского герцога и домохозяйки Элизабет Доротеи Кодвайс. Глава семейства хотел, чтобы его единственный сын получил образование и вырос достойным человеком. Именно поэтому отец воспитывал Фридриха в строгости, наказывая мальчика за малейшие прегрешения. Ко всему прочему Иоганн с юных лет приучал наследника к лишениям. Так во время обеда или ужина, глава семейства намеренно не давал сыну то, что ему хотелось отведать. Высшими человеческими добродетелями Шиллер - старший считал любовь к порядку, аккуратность и неукоснительное послушание. Однако, нужды в отцовской строгости не было. Худенький и болезненный Фридрих разительно отличался от своих сверстников-друзей, жаждущих приключений и постоянно попадавших в неприятные ситуации. Будущему драматургу нравилось учиться. Мальчик мог сутками корпеть над учебниками, изучая те или иные дисциплины. Преподаватели отмечали его прилежание, тягу к наукам и невероятную работоспособность, которую он сохранил до конца жизни. Стоит отметить, что Элизабет была полной противоположностью скупого на эмоциональные проявления мужа. Умная, добрая, набожная женщина изо всех сил пыталась смягчить пуританскую строгость супруга и часто читала детям христианские стихи. В 1764 году семья Шиллеров переехала в Лорх. В этом старинном городке отец разбудил в сыне интерес к истории. Эта страсть в итоге и определила дальнейшую судьбу поэта. Первые уроки истории будущему драматургу преподал местный священник, который оказал на ученика такое сильное влияние, что Фридрих в один момент даже всерьез задумался о том, чтобы посвятить жизнь богослужению. К тому же, для мальчика из небогатой семьи это был единственный способ выбиться в люди, поэтому родители поощряли желание сына. В 1766 году глава семейства получает повышение и становится герцогским садовником замке, расположенном в окрестностях Штутгарта. Замок, а самое главное, придворный театр, который бесплатно посещал работавший в замке персонал, произвел на Фридриха впечатление. В обители богини Мельпомены выступали лучшие актеры со всей Европы. Игра лицедеев воодушевила будущего поэта, и он вместе с сестрами вечерами стал часто показывать родителям домашние спектакли, в которых главная роль всегда доставалась ему. Правда, новое увлечение отпрыска ни отец, ни мать всерьез не восприняли. Они видели сына только на церковной кафедре с библией в руках. Когда Фридриху исполнилось 14 лет отец отдал горячо любимое чадо в военную школу герцога Карла Евгения, в которой отпрыски небогатых офицеров бесплатно постигали тонкости обеспечения всем необходимым герцогского двора и армии. Пребывания в этом учебном заведении стали для Шиллера – младшего кошмаром наяву. В школе царила казарменная дисциплина, учением запрещалось встречаться с родителями. Ко всему прочему, существовала система штрафов. Так за незапланированную покупку еды полагалось 12 ударов палкой, а за невнимательность и неопрятность - денежное взыскание. В то время утешением для автора баллады «Перчатка» стали его новые друзья. Дружба стала Фридриха своеобразным эликсиром жизни, который давал писателю силы для того, чтобы двигаться дальше. Примечательно, что годы, проведенные в этом заведении не сделали из Шиллера раба, наоборот они превратили писателя в бунтаря, чье оружие - выдержку и силу духа у него никто не мог отобрать. К тому же там Автор драмы «Коварство и любовь» благодаря молодому профессору философии познакомился с литературным направлением «Буря и натиск» представителями эпохи Просвещения, а также произведениями Иоганна Гете. В октябре 1776 года Шиллер перевелся на медицинское отделение было опубликовано его первое стихотворение «Вечер», а после того преподаватель философии дал талантливому ученику прочитать творения Уильяма Шекспира, произошло, как потом скажет Гете, «пробуждение шиллеровского гения». Тогда под впечатлением от работ Шекспира Фридрих и написал свою первую трагедию «Разбойники», ставшей отправной точкой в его карьере драматурга. В этот же момент поэт загорелся желанием написать книгу, которая заслужила бы участи быть сожженной. В 1780 году Шиллер окончил медицинский факультет и покинул ненавистную военную академию. Затем по приказу Карла Евгения поэт отправился полковым лекарем в Штутгарт. Правда, долгожданная свобода не радовала Фридриха. Как врач он никуда не годился, ведь практическая сторона профессии никогда его не интересовала. Скверное вино, отвратительный табак и дурные женщины – вот что отвлекало не сумевшего реализовать себя писателя от дурных мыслей. В 1781 году драма «Разбойники» была завершена. После редактирования рукописи оказалось, что ни один штутгартский издатель не хочет ее печатать, и Шиллеру пришлось издать произведение за свой счет. Одновременно с Разбойниками Шиллер подготовил к печати собрание стихотворений, которое было выпущено в свет в феврале 1782-го под названием «Антология на 1782 год» Осенью 1782 этого же года Фридрих сделал первый набросок варианта трагедии «Коварство и любовь», которая в черновом варианте называлась «Луиза Миллер». В это время Шиллер за мизерный гонорар также напечатал драму «Заговор Фиеско в Генуе» В период с 1793 по 1794 год поэт закончил философско-эстетическое произведение «Письма об эстетическом воспитании человека», в а 1797-ом написал баллады «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и «Дайвер». В 1799-ом Шиллер завершил написание трилогии «Валленштейн», которая состояла из пьес «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна», а через год опубликовал работы «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева». В 1804 году свет увидела драма «Вильгельм Телль», основанная на швейцарской легенде об искусном стрелке по имени Вильгельм Телль. Как и любой творчески одаренный человек, Шиллер искал вдохновения в женщинах. Писателю была необходима муза, которая воодушевляла бы его на написание новых шедевров. Известно, что за свою жизнь писатель намеривался жениться 4 раза, но избранницы всегда отвергали драматурга из-за его материальной несостоятельности. Первой дамой, завладевшей мыслями поэта, была девушка по имени Шарлотта. Барышня являлась дочкой его покровительницы Генриетты фон Вальцоген. Несмотря на восхищение талантом Шиллера, мать избранницы отказала драматургу, когда он посватался к ее горячо любимому чаду. Второй Шарлоттой в судьбе писателя стала вдова фон Кальб, которая была безумно влюблена в стихотворца. Правда, в этом случае сам Шиллер не горел желанием создавать семью с крайне назойливой особой. После нее Фридрих непродолжительное время ухаживал за юной дочерью торговца книгами – Маргаритой. Пока философ думал о свадьбе и о детях, его благоверная развлекалась в компании других мужчин и даже не намеривалась связывать свою жизнь с писателем с дыркой в кармане. Когда Шиллер предложил Маргарите стать его женой, барышня, едва сдерживая смех, призналась, что просто игралась с ним. Третьей женщиной, ради которой писатель был готов достать звезду с неба, была Шарлотта фон Ленгефельд. Эта дама, рассмотрела в поэте потенциал и ответила на его чувства взаимностью. После того как Шиллер устроился преподавателем философии в Йенский университет, драматургу удалось скопить денег, которых хватило на свадьбу. В этом браке у писателя родился сын Эрнест. Стоит отметить, что несмотря на то что Шиллер хвалил ум жены, окружающие отмечали, что Шарлотта,была дамой хозяйственной и верной, но очень недалекой. За три года до смерти писателю неожиданно был дарован дворянский титул. Сам Шиллер скептически отнесся к этой милости, однако принял ее, дабы жена и дети после его кончины были обеспечены. С каждым годом драматургу, болеющим туберкулезом, становилось все хуже и он, в буквальном смысле, угасал на глазах у семьи и друзей. Умер писатель в 45 лет 9 мая 1805 года, так и не дописав свою последнюю пьесу «Димитрий». За непродолжительную, но продуктивную жизнь автор произведения «Ода к радости» создал 10 пьес, две исторических монографии, а также пару философских трудов и ряд стихотворений. Однако заработать литературным трудом у Шиллера так и не получилось. Именно поэтому после смерти писателя похоронили в склепе Кассенгевельбе, организованном для дворян, не имеющих собственной семейной усыпальницы. Через 20 лет было принято решение перезахоронить останки великого писателя. Правда, найти их оказалось проблематично. Тогда археологи, ткнув пальцем в небо, выбрали один из раскопанных ими скелетов, заявив общественности, что найденные останки принадлежат Шиллеру. После этого их вновь предали земле в княжеской усыпальнице на новом кладбище, рядом с могилой близкого друга философа, поэта Иоганна Вольфганга фон Гете. Спустя пару лет у биографов и литературоведов возникли сомнения в подлинности тела драматурга, и в 2008 году была проведена эксгумация, которая выявила интересный факт: останки поэта принадлежали трем разным людям. Сейчас найти тело Фридриха невозможно, поэтому могила философа пустует. 24smi.org Творчество Фридриха Шиллера пришлось на так называемую эпоху «Бури и натиска» – направления в литературе Германии, для которого был характерен отказ от классицизма и переход к романтизму. Это время охватывает примерно два десятилетия: 1760–1780 годы. Оно ознаменовалось выходом в свет произведений таких известных авторов, как Иоганн Гете, Кристиан Шубарт и других. Вюртембергское герцогство, где родился Фридрих Шиллер, располагалось на территории Священной Римской империи. Поэт появился на свет в 1759 году в семье выходцев из низов. Его отец был полковым фельдшером, а мать - дочерью пекаря. Однако юноша получил хорошее образование: он учился в военной академии, где изучал право и юриспруденцию, а потом, после перевода училища в Штутгарт, занялся медициной. После постановки его первой нашумевшей пьесы «Разбойники» молодой писатель был изгнан из родного герцогства и основную часть жизни провел в Веймаре. Фридрих Шиллер был другом Гете и даже состязался с ним в написании баллад. Писатель увлекался философией, историей, поэзией. Он был профессором всемирной истории в Йенском университете, под влиянием И. Канта писал философские произведения, занимался издательской деятельностью, выпуская журналы «Оры», «Альманах муз». Скончался драматург в Веймаре в 1805 году. В рассматриваемую эпоху среди молодежи были весьма популярны романтические настроения, которыми также увлекся и Фридрих Шиллер. Основные идеи, кратко характеризующие его творчество, сводятся к следующему: пафос свободы, критика верхов общества, аристократии, дворянства и сочувствие к тем, кто по каким-либо причинам был этим обществом отвергнут. Известность писатель получил после постановки его драмы «Разбойники» в 1781 году. Эта пьеса отличается наивным и несколько напыщенным романтическим пафосом, однако она полюбилась зрителю острым, динамичным сюжетом и накалом страстей. Основу композиции составила тема конфликта двух братьев: Карла и Франца Мооров. Коварный Франц стремится отнять у брата поместье, наследство, а также возлюбленную – кузину Амалию. Такая несправедливость побуждает Карла податься в разбойники, однако при этом он умудряется сохранить благородство и свою дворянскую честь. Произведение имело большой успех, однако принесла автору неприятности: из-за самовольной отлучки он был наказан, а впоследствии изгнан из родного герцогства. Успех «Разбойников» побудил молодого драматурга к созданию целого ряда известных произведений, которые стали классикой мировой литературы. В 1783 году он пишет пьесу «Коварство и любовь», «Заговор Фиеско в Генуе», в 1785 году – «Оду к радости». В этом ряду следует отдельно выделить сочинение «Коварство и любовь», которое называют первой «мещанской трагедией», поскольку в ней впервые писатель сделал объектом художественного изображения не проблемы благородных дворян, а страдания простой девушки незнатного происхождения. «Ода к радости» считается одним из лучших произведений автора, который показал себя не только великолепным прозаиком, но и блестящим поэтом. Фридрих Шиллер увлекался историей, на сюжеты которой написал ряд своих драм. В 1796 году он создал пьесу «Валленштейн», посвященную полководцу Тридцатилетней войны (1618–1648 годы). В 1800 году он написал драму «Мария Стюарт», в которой значительно отошел от исторических реалий, сделав объектом художественного изображения конфликт двух женщин-соперниц. Последнее обстоятельство, впрочем, ничуть не умаляет литературных достоинств драмы. В 1804 году Фридрих Шиллер пишет пьесу «Вильгельм Телль», посвященную борьбе швейцарского народа против австрийского господства. Данное произведение проникнуто пафосом свободы и независимости, что было так характерно для творчества представителей «Бури и натиска». В 1805 году писатель начал работать над драмой «Димитрий», посвященной событиям русской истории, однако эта пьеса осталась неоконченной. Пьесы писателя оказали большое влияние на мировую культуру. То, что написал Фридрих Шиллер, стало предметом интереса русских поэтов В. Жуковского, М. Лермонтова, которые переводили его баллады. Пьесы драматурга послужили основой для создания замечательных опер ведущих итальянских композиторов XIX века. Л. Бетховен заключительную часть своей знаменитой девятой симфонии положил на «Оду к радости» Шиллера. В 1829 году Д. Россини создал оперу «Вильгельм Телль» по мотивам его драмы; это произведение считается одним из лучших творений композитора. В 1835 г. Г. Доницетти написал оперу «Мария Стюарт», вошедшую в цикл его музыкальных сочинений, посвященных истории Англии XVI века. В 1849 г. Д. Верди создал оперу «Луиза Миллер» на основе драмы «Коварство и любовь». Опера не получила большой популярности, однако имеет несомненные музыкальные достоинства. Итак, влияние Шиллера на мировую культуру огромно, и это объясняет интерес к его творчеству и в наши дни. fb.ru Июн 19 • Примеры успеха • 3499 Views • Комментариев к записи И. Шиллер, трагизм духа Свободы, биографи Шиллера нет Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Schiller) (10.11.1759, Марбах на Неккаре, — 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), Шиллер по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу (т. н. Карпова школа), переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. В академии Шиллер познакомился с моралистической философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями английских и французских просветителей Дж. Локка, Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством Шекспира, Лессинга, произведениями поэтов «Бури и натиска». На формирование общественно-политических взглядов Шиллера повлияли и немецкая антифеодальная публицистика и освободительное движение в Америке. Реклама Реклама По окончании академии (1780) Шиллер был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия «Разбойники» (изд. 1781, пост. 1782), в которой выразился протест против феодальных порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произведение. В Штутгарте Шиллер выпустил поэтическую «Антологию на 1782 год», большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения «Заговор Фиеско в Генуе» (1783). За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллера бежать из владений герцога. Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму «Луиза Миллер» (впоследствии названа «Коварство и любовь»), затем в Мангейме. В 1785 году переехал в Лейпциг, потом в Дрезден. Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Шиллер поднял движение «Бури и натиска» на новую высоту, придав ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно велико значение «Коварства и любви» (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, немецкой политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени — между бесправным народом и правящей аристократией. Эта «мещанская трагедия» (так Шиллер в духе просветительской литературы определил её жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Шиллером на историческом материале. В 1783-1787 годах Шиллер работал над драмой «Дон Карлос» (из испанской истории 16 века). Задуманная как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя — «гражданина вселенной» — маркиза Позы. В окончательном варианте Шиллер заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, которой предстоит позднее получить у Шиллера теоретическое обоснование и поэтическое воплощение. Реклама Реклама С отъездом в Веймар (1787) открывается новая фаза в творчестве Шиллера, обещанная уже «Доном Карлосом». Пересматривая прежний опыт и художественные принципы «Бури и натиска», Шиллер стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 году он начал редактировать серию книг под названием «История замечательных восстаний и заговоров», написал «Историю отпадения Нидерландов от испанского правления» (вышел только 1-й том), в которой освободительное движение маленького нидерландского народа толковалось как предвестие схватки старого мира с просветительскими идеалами. В 1789 году при содействии И. В. Гёте с которым Шиллер познакомился в 1788 году, занял должность экстраординарного профессора истории Иенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают». В 1793 году опубликовал «Историю Тридцатилетней войны» и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Шиллер стал приверженцем философии И. Канта, влияние которой ощущается в его эстетических трудах «О трагическом искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795-1796) и др. Исследуя всеобщую историю от начальных её этапов до своего времени, Шиллер отмечал прогресс в развитии общества, которое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над историческими судьбами человечества только усилили трагическое мироощущение писателя. Шиллер сочувственно встретил весть о Великой французской революции (в 1792 году Конвент присвоил ему звание «почётного гражданина Французской республики»), но якобинская диктатура встревожила его. Одобряя низвержение феодальных порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в которой увидел насилие, неприемлемое для него теперь в любых формах. Отвергнув революционные средства общественного переустройства, Шиллер выдвинул обширную программу эстетического воспитания, полагая, что «путь к свободе ведёт только через красоту» и что миссия искусства в том, чтобы исподволь и постепенно готовить современного испорченного и порабощенного человека к грядущим разумным общественным отношениям. В соответствии с такой эстетико-политической программой Шиллер отстаивал принципы идеализации, некогда позволившие античным художникам достичь непревзойдённых образцов (т. н. «веймарский классицизм»). Это отразилось и в лирике конца 1780-90-х годов («К радости», «Боги Греции», «Художники» и др.). Сближение с Гёте составило, по признанию Шиллера, «целую эпоху в его развитии». В их переписке ставились важнейшие эстетические вопросы времени, подробно обсуждались произведения, над которыми они тогда работали. Они совместно создали цикл эпиграмм «Ксении» («подарки гостям» — греч.), направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. Дружба с Гёте содействовала новому подъёму творчества Шиллера. В 1795-1798 годах он редактирует журнал «Ди Орен» («Die Horen»), в состязании с Гёте пишет баллады «Водолаз» (в переводе Жуковского «Кубок»), «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др. В «Песне о колоколе» (1799) Шиллер вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение и эстетические взгляды Шиллера, пришедшего к заключению о коренных различиях древней, «наивной», объективной поэзии, и современной — «сентиментальной», субъективной, о необходимости сочетания в современной литературе идеального с реальным. Главной коллизией зрелого творчества Шиллера становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью (стихотворение «Идеал и жизнь», 1795). Поздние трагедии Шиллера основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной исторической необходимостью. Эта основная трагическая коллизия осложнена в них другими социально-политическими и этико-психологическими конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская, она определяет всю структуру трагедий. С 1791 года Шиллер вынашивал замысел трагедии «Валленштейн» (опубликована в 1800 году), в процессе создания выросшей в трилогию: «Лагерь Валленштейна» (пост. 1798), «Пикколомини» (пост. 1799), «Смерть Валленштейна» (пост. 1799) — из эпохи Тридцатилетней войны 1618-1648. Противоречивый характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политических и психологических конфликтов. В «Марии Стюарт» (1801) на сюжет из истории Англии 16 века важнейшая политическая проблема современной Шиллеру Европы — взаимоотношения личности и нового, буржуазного государства — приобрела огромное трагическое звучание благодаря мастерскому изображению психологии главных героинь. В «романтической трагедии» «Орлеанская дева» (1801) Шиллер прославил французскую народную героиню Жанну д’Арк, соединив патриотическую тему с этическим конфликтом в душе героини. Драма «Мессинская невеста» (1803) — оригинальная художественная попытка возрождения классической формы и проблематики рока античной трагедии. «Вильгельм Телль» (1804) — драма о легендарном швейцарском народном герое, в ней Шиллер пришёл к оправданию, хотя и не во всём последовательному, революционного действия. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы жизни Шиллер работал над трагедией «Димитрий» из русской истории, но внезапная смерть оборвала его работу. Один из крупнейших трагиков мировой литературы, Шиллер создал особый тип драмы — драмы открыто декламируемой идейности, воплощённой в поэтических формах, и традиции её в той или иной степени сказались в драматургии «Молодой Германии» (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, в 20 веке — в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Шиллер стал известен ещё в 90-е годы 18 века, в переводах Гнедича, Державина, Жуковского (его переводы стали классическими), Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и др. Он один из самых популярных иностранных писателей. Творчество Шиллера высоко ценили В. Г. Белинский, Герцен, Тургенев, Лев Толстой; романы Достоевского содержат прямые отклики на произведения Шиллера. З. Е. Либинзон.Большая советская энциклопедия — светлые личности « Амансио Ортега, Ортега Зара, А.Ортега биография жизнь Демосфен величайший оратор, биография Демосфена » tokadoka.com Г-н Черчилль! Вы будете иметь удовольствие пережить меня и моих товарищей по несчастью. Не премину поздравить Вас с этим личным триумфом и тем изяществом, с которым вы его добились. Вам и Великобритании действительно пришлось пойти на большие затраты, чтобы добиться этого успеха. Если бы я считал Вас достаточно наивным для того, чтобы считать этот успех не более чем спектаклем, которым Вы и ваши приятели обязаны народам, которые Вы хитроумно ввергли в войну против Великой Германской Империи, а также Вашим еврейским и большевистским союзникам, то тогда моё послание к Вам в последний час моей жизни также считалось бы в глазах последующих поколений чем-то, не стоящим внимания.Я адресую эти слова Вам потому, что несмотря на то, что, будучи одним из наиболее осведомлённых в том, что касается подлинных причин этой войны и путей её избежания или же прекращения её на стадии, приемлемой для будущего Европы, Вы, тем не менее, оказались предоставить своему же собственному Трибуналу свои свидетельства и свою клятву. Таким образом, я не премину заранее призвать Вас к Трибуналу Истории и отправить моё письмо именно Вам, поскольку я знаю, что наступит день, когда этот Трибунал назовёт Вас человеком, который, обладая честолюбием, интеллектом и энергией, вверг европейские государства в рабство иностранных мировых держав. Вашим желанием было возвыситься над Германией посредством Версаля. И то, что Вам это удалось, станет для Вас губительным. Вы олицетворяете собой стальное упорство Вашего старого дворянства, но вместе с тем Вы воплощаете в себе и его старческое упрямство, направленное против последней могучей попытки возрождённой германской державы решить участь Европы в степях Азии и обеспечить ей защиту на будущее. Я от всей души желаю, чтобы Вы дожили хотя бы до того дня, когда миру и, в особенности, западным странам, придётся на собственном горьком опыте убедиться, что именно Вы и Ваш приятель Рузвельт ради дешёвого триумфа над Германией продали их будущее большевизму. Этот день наступит намного быстрее, чем Вам хотелось бы, и, несмотря на Ваш преклонный возраст, Вы будете в состоянии увидеть, как кроваво-красная заря взойдёт и над Британскими островами.Я убеждён, что этот день принесёт Вам все те невообразимые ужасы, которых в этот раз (благодаря военной удаче или из-за презрения немецкого командования к полной дегенерации методов ведения войны между нашим родственными народами) Вам удалось избежать. Моя осведомлённость в том, что касается видов и количества нового оружия и новых проектов, которые (во многом благодаря Вашей военной помощи) стали добычей Красной Армии, даёт мне право делать это пророчество. Я слишком хорошо осведомлён о Вашей силе и о изворотливости Вашего ума, чтобы считать Вас способным верить вульгарным лозунгам, с помощью которых Вы поддерживаете войну против нас и пытаетесь возвеличить свою победу над нами, устроив этот дешёвый спектакль. ...эта война стала неизбежной только из-за того, что политика Великобритании (под Вашим личным руководством и руководством Ваших приверженцев) была упрямо направлена во всех областях на удушение жизненно важных интересов и естественного развития немецкого народа и что Вы, одержимые старческим честолюбием по поддержанию британской гегемонии, предпочли Вторую мировую войну согласию (о котором искренне мечтали и которое неоднократно пытались достичь обе стороны) ...вся вина немецкого народа за мировую войну, которую навязали именно Вы, состоит в том, что он пытался положить конец тому нескончаемому бедствию, которое Вы столь гениально поддерживали и столь хитроумно раздували. Германия, которую вы покорили, отомстит вам за себя, несмотря на свой крах. .. Вы и Ваша страна вскоре пожнёте плоды Вашего политического умения. То, что Вы, циник со стажем, не хотите признавать в отношении нас (а именно тот факт, что наша борьба на Востоке была актом необходимой самообороны не только для Германии, но и для всей Европы, и поэтому немецкие методы ведения войны, которые Вы столь гневно осуждаете, были полностью обоснованы), вскоре продемонстрирует Вам и всей Британской Империи Ваш сегодняшний друг и союзник Сталин.И тогда Вы на личном опыте увидите, что значит сражаться с этом противником, и поймёте, что [в данном случае] цель оправдывает средства и что этому противнику нельзя успешно противостоять посредством юридических трактатов или авторитета Великобритании и её европейских карликов. Моя вера в жизненную силу моего народа непоколебима. Народ этот будет сильнее Вашего и проживёт гораздо дольше. .. ..начиная с 1914 года Вы настойчиво и упрямо преследовали цель по - ни много, ни мало - уничтожению Германской Империи Что я на сегодняшний день считаю самой большой ошибкой с моей стороны и со стороны национал-социалистического правительства, так это то, что мы ошибочно считали Вас проницательным государственным деятелем. К моему великому сожалению, я полагал, что Вы достаточно проницательны для того, чтобы осознавать, что в контексте мировой политики для существования Британской империи необходима удовлетворённая и процветающая Германия. К сожалению, наших сил не хватило на то, чтобы заставить Вас понять (пусть даже в самую последнюю минуту!), что уничтожение Германии станет началом уничтожения Британии как мировой державы. Каждый из нас с самого начала действовал согласно разным законам. Я действовал согласно новому закону - что эта Европа уже слишком стара; Вы же - согласно старому, а именно что эта Европа уже недостаточно влиятельна в мире.Герман Геринг, Рудольф Гесс, Йоахим фон Риббентроп Я завершаю свой жизненный путь с твёрдым убеждением, что, будучи немецким национал-социалистом, я, вопреки всему, был лучшим европейцем, нежели Вы. Пусть же приговор этому хладнокровно вынесут последующие поколения. Герман Геринг,Нюрнберг, 10 октября 1946 г. http://hedrook.vho.org/library/goering.htm Текст письма приводится не полностью. Й. Шёман, издатель, писал: Мне удалось заполучить текст письма Уинстону Черчиллю, написанного Германом Герингом всего лишь за пять дней до самоубийства, совершённого с целью избежать. Я решил напечатать английский перевод этого знаменательного документа, впервые в ЮАР.Перевод с англ. Ольги Рыжовой.Москва, 2007 год.подсмотрела ссылку на письмо тут:http://svetov.livejournal.com/21633.html#t28289 Вот что пишет А.И. Фурсов в статье Тайна Рудольфа Гесса:" Еще один вопрос: как герцог Кентский и королевская фамилия относились к курсу Черчилля? Как все они относились к войне и к Германии? Мягко говоря, Черчилля все они дружно не любили. Королева и герцог Кентский вообще выступали за заключение мира с Германией. Это была такая очень сильная античерчиллевская команда. Дело не в самом Черчилле, а в тех силах – в Англии и в Америке, которые за ним стояли. О том, что ситуация Черчилля была очень серьезной в 1941–1942-м году, мы знаем из очень авторитетного свидетельства. В мае 1941-го года, шеф ФБР Гувер написал меморандум президенту Рузвельту о том, что в Великобритании созрел заговор против Черчилля. Заговор этот возглавляет герцог Виндзорский.…..…спецслужба МИ-6 была сторонницей мира с Германией, а вот комитет спецопераций, который создал Черчилль – они были сторонниками союза со Сталиным против Германии. В любом случае в истеблишменте существовала античерчиллевская группа, стремившаяся к заключению мира с Германией и активно действовавшая под ковром. Черчилль, а точнее те англо-американские круги, которые он обслуживал, чьи интересы он выражал, мира с Германией не хотели. Они хотели ее уничтожить, причем они хотели уничтожить именно Германию, а не национал-социализм. …Возникает вопрос: а чем же так германский дух и Германия так насолили Черчиллю, что он вот так воюет с духом Шиллера. Ведь Черчилль был очень практический человек. Он не летал в эмпиреях и обращение к духу Шиллера – это нечто странное. Наверное, за этим какие-то есть материальные вещи. Может, мы, конечно, плохо думаем о Черчилле, но сам Черчилль объяснил, в чем главная вина Германии. В письме лорду Роберту Будпи, Черчилль писал: «Непростительным преступлением Германии перед Второй Мировой войной была ее попытка освободить свою экономическую мощь от мировой торговой системы и создать свой собственный механизм обмена, который лишил бы мировые финансы прибыли». Как говорил Глеб Жиглов: «А вот здесь у них логово». Письмо Черчилля лорду Роберту Будпи дорогого стоит. Черчилль откровенно говорит, в чем провинилась Германия и перед кем. Она провинилась перед мировыми финансам, потому что лишает их прибыли, а за покушение на прибыль вообще уничтожить можно. Собственно Черчилль и стремился уничтожить Германию, но уничтожить так, чтобы сделать это руками России и чтобы в процессе уничтожения уничтожились обе эти страны: Россия и Германия, то есть нужно было их стравить. В стравливании этих двух государств большую роль сыграл полет Гесса. …"http://dentv.ru/content/view/tajna-rudolfa-gessa/ nnils.livejournal.com good-gentleman.livejournal.comФридрих Шиллер: биография, творчество, идеи. Дух шиллера
Победа над духом Шиллера. (Обучение в Германии. Некоторые наблюдения. 2.1)
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер. Биографическая справка
Фридрих Шиллер – биография, фото, личная жизнь, книги, стихи
Фридрих Шиллер: биография
Детство и юность
Литература
Личная жизнь
Смерть
Цитаты
«Свободен лишь тот, кто владеет собой» «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили» «Человек вырастает по мере того, как растут его цели» «Лучше страшный конец, чем бесконечный страх» «Великие души переносят страдания молча» «Человек отражается в своих поступках» Библиография
Фото
Фридрих Шиллер: биография, творчество, идеи
Краткая биография писателя
Пьеса «Разбойники» и первый успех
Драмы 1780-х годов
Пьесы 1790-х годов
Значение творчества Шиллера в искусстве
И. Шиллер, трагизм духа Свободы, биографи Шиллера | Примеры успеха | TokaDoka
Предсмертное письмо Геринга Черчиллю - nnils
Уинстон Черчилль: мы воюем не с Гитлером, а с духом Шиллера — чтобы он никогда не возродился
Смотрите также