Ответ: Первое направление работы Духа – процесс возрождения. В связи с этим мы имеем понятие «рождения свыше». Классический текст в подтверждение вышесказанного можно найти в Евангелии от Иоанна: «Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится свыше, сможет увидеть Царство Бога!» (Иоанна 3:3; тут и далее – современный перевод Российского Библейского Общества). Возникает вопрос: какое это имеет отношение к работе Святого Духа в Ветхом Завете? Позже, в своем диалоге с Никодимом Иисус говорит ему следующие слова: «Ты – учитель Израиля и не знаешь таких вещей?» (Иоанна 3:10). Иисус открывает Никодиму истину, что Святой Дух является источником новой жизни, как показано в Ветхом Завете. Примером могут служить слова Моисея израильтянам, сказанные перед входом в Землю обетованную: «Господь, ваш Бог, сделает обрезанными ваши сердца и сердца ваших потомков, чтобы вы любили Господа, вашего Бога, всем сердцем и всей душой – и остались живы» (Второзаконие 30:6). «Обрезание» сердца является работой Духа Божьего и может быть выполнено только Ним. Также мы встречаем тему возрождения в Иезекииля 11:19–20 и 36:26–29. Плодом работы Духа по возрождению является вера (Ефесянам 2:8). Мы знаем, что существовали люди веры в Ветхом Завете, так как в Евреям 11 приводятся имена многих из них. Вера, производимая деятельностью Святого Духа, должна была присутствовать у ветхозаветных святых, которые видели то, что произойдет в будущем на кресте и были убеждены, что обещанное Богом в отношении их искупления сбудется. «Они видели обещанное далеко впереди себя и приветствовали его» (Евреям 11:13), принимая верой то, что Бог им обещал, если они будут с Ним. Вторым аспектом работы Духа в Ветхом Завете является Его пребывание или наполнение Ним. В этом заключается основное различие между ролями Духа в Ветхом и Новом Заветах. Новый Завет учит о постоянном пребывании Святого Духа в верующих (1 Коринфянам 3:16–17; 6:19–20). Если мы верим во Христа как нашего Спасителя, то Дух Святой наполняет нас. Апостол Павел называет это постоянное пребывание залогом «того, что мы получим наше наследие» (Ефесянам 1:13–14). В отличие от работы в Новом Завете, Его появление в Ветхом Завете было избирательным и временным. Дух нисходил в Ветхом Завете на Иисуса Навина (Числа 27:18), Давида (1 Царств 16:12–13) и даже Саула (1 Царств 10:10). В книге Судей Дух пребывал в различных вождях, которых Бог избирал с целью вызволения Израиля от его притеснителей. Святой Дух посещал этих людей для выполнения конкретных задач. Его пребывание было проявлением Божьей милости к человеку (в случае с Давидом), и если Божье благоволение покидало его, то Дух уходил (как в случае с Саулом в 1 Царств 16:14). Наконец, Дух нисходил на определенных людей, несмотря на их духовное состояние (например, Савла, Самсона и многих из судей). Таким образом, если в Новом Завете Дух обитает только в верующих и Его пребывание является постоянным, то в ветхозаветные времена Дух нисходил на определенных лиц для выполнения конкретного задания, независимо от их духовного состояния. Как только задача выполнялась, предположительно, Дух оставлял этого человека. Третий аспект работы Духа в Ветхом Завете заключается в сдерживании от греха. В Бытие 6:3 указано, что Святой Дух сдерживает греховность человека и что Его работа в этом направлении может быть остановлена, если терпение Бога в отношении греха достигнет «точки кипения». Эта мысль находит свое отражение во 2 Фессалоникийцам 2:3–8, когда растущее отступничество в конце времен будет свидетельствовать о приближении Божьего суда. До определенного времени, пока человек, являющийся «воплощением зла» (ст. 3), не будет выявлен, Святой Дух будет сдерживает власть сатаны, но Он освободит его тогда, когда это будет отвечать Божьим планам. Четвертым и последним аспектом работы Духа в Ветхом Завете является наделение возможностями для служения. Подобно тому, как духовные дары действуют в Новом Завете, Он нисходил на определенных людей для служения. Рассмотрим пример Бецалела в книге Исход 31:2–5, который был одарен с целью выполнения разнообразных работы, связанных с сооружением скинии. Кроме того, учитывая выборочное и временное пребывание Святого Духа, как описано выше, мы видим, что эти люди были одарены для выполнения ими определенных задач, например, руководства народом Израиля (например, Саул и Давид). Можно также вспомнить о роли Святого Духа в Творении. Бытие 1:2 говорит о Духе, который «веял над водами» и участвовал в деле творения. Аналогичным образом, Дух отвечает за «новое творение» (2 Коринфянам 5:17), так как Он объединяет людей в Царство Божье через возрождение. В целом, сегодня Дух выполняет практически те же функции, что и во времена Ветхого Завета. Основное различие заключается в постоянном обитании Духа в верующих нашего времени. Как сказал Иисус относительно этого изменения в служении Духа: «Но вы его знаете, ведь он теперь с вами и останется в вас» (Иоанна 14:17).
www.gotquestions.orgКакой была роль Святого Духа в Ветхом Завете? Дух святой в ветхом завете
Какой была роль Святого Духа в Ветхом Завете?
Дела Святого Духа в Ветхом Завете
Изучение дел Святого Духа в целом мы начнем с рассмотрения Его служения в Ветхом Завете. В Ветхом Завете часто бывает трудно точно определить, где именно речь идет о Святом Духе, так как он отражает ранние стадии прогрессивного откровения. Фактически здесь редко используется термин "Святой Дух", обычное выражение - "Дух Божий". Следует иметь в виду, что еврейский язык - это конкретный язык с относительно небольшим количеством прилагательных. Там, где в английском языке мы употребляем имя существительное с прилагательным, в еврейском чаще всего используются два существительных, одно из которых в родительном падеже1285. Например, там, где по-английски мы сказали бы "праведный человек", в еврейском мы обычно встречаем выражение "человек праведности". Аналогичным образом, в большинстве случаев, когда в Ветхом Завете упоминается третье Лицо Троицы, используется выражение, состоящее из двух существительных - Дух и Бог. Из такой конструкции не следует с очевидностью, что речь идет об особом лице. Выражение "Дух Божий" вполне можно было бы понять как относящееся просто к воле, уму или деятельности Бога1286. Но в нескольких случаях Новый Завет ясно указывает, что слова Ветхого Завета о "Духе Божием" относятся к Святому Духу. Одно из самых известных подобных мест в Новом Завете - Деян. 2:16-21, Где Петр объясняет, что случившееся в день Пятидесятницы есть исполнение слов пророка Иоиля: "Излию от Духа Моего на всякую плоть" (Иоиль 2:28). События Пятидесятницы были, несомненно, и исполнением обещанного Иисусом: "Но вы примете силу, когда сойдет на нас Дух Святый" (Деян. 1:8). Короче говоря, выражение Ветхого Завета "Дух Божий" - это синоним имени Святого Духа1287.
Есть несколько основных сфер деятельности Святого Духа в ветхозаветные времена. Прежде всего, это творение. В рассказе о творении мы встречаем упоминание о присутствии и деятельности Святого Духа: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). Духу приписывается и продолжающаяся деятельность Божья в сотворенном мире. Иов говорит: "От духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона" (Иов 26:13). Исайя уповает на излияние Духа в будущем как на время расцвета в сотворенном мире: опустошение и заброшенность будут царить до тех пор, "доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом" (Ис. 32:15).
Другой важнейшей сферой деятельности Духа является наделение даром пророчества и создание Писания1288. Пророки Ветхого Завета свидетельствовали, что их речи и писания были результатом сошествия на них Духа. Самый ясный пример показывает Иезекииль: "И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне" (Иез. 2:2; ср. 8:3; 11:1, 24). Дух входил даже в таких неподходящих и непривлекательных людей, как Валаам (Чис. 24:2). В качестве знамения, доказывающего, что Саул - помазанник Божий, на него явно сошел Дух, и он пророчествовал (1 Цар. 10:6, 10). Свидетельство пророков об этом событии подтвердил Петр: "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:21). Кроме того, книга Деяний содержит свидетельство о том, что Святой Дух говорил устами Давида (Деян. 1:16; 4:25). Поскольку Писание создавалось Святым Духом, о нем можно говорить, как о "богодухновенном" (qeopneustos - 2 Тим. 3:16).
Еще один вид деятельности Святого Духа, описанный в Ветхом Завете, заключался в наделении некоторых людей определенными способностями и мастерством, необходимыми для выполнения различных задач1289. Например, мы читаем, что при назначении Веселиила на работу по сооружению скинии и созданию всех ее принадлежностей Бог говорит: "И Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела" (Исх. 31:3-5). Остается неясным, обладал ли Веселиил и ранее всем этим набором способностей и умений или же они были дарованы ему для выполнения данной конкретной работы. Равным образом неясно и то, продолжал ли он обладать ими впоследствии. Аналогичный дар Духа был послан, когда Зоровавель заново построил храм после вавилонского плена: "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф" (Зах. 4:6).
Управленческие способности также, по-видимому, представляют собой дар Духа. Даже фараон признавал присутствие Духа в Иосифе: "И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?" (Быт. 41:38). Когда Моисею понадобилась помощь в руководстве народом Израиля, часть Духа была взята от него и отдана другим: "И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали" (Чис. 11:25). Здесь дар управления и руководства сопровождался даром пророчества или включал его. Хотя и нет полной ясности в вопросе о том, была ли особым образом связана с деятельностью Духа Божьего способность Иисуса Навина руководить людьми, намек на нечто подобное все же делается: "И Иисус, сын Навив, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею" (Вт. 34:9).
Во времена судей Израилевых проявления силы Святого Духа и Его даров в руководстве народом были особенно впечатляющими1290. Это было время, когда руководство народом израильским было очень слабым, многое же из того, что в этом отношении делалось, исполнялось людьми, которых мы сейчас назвали бы харизматическими лидерами. О Гофонииле говорится: "На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема" (Суд. 3:10). Сходным образом описывается и призвание Гедеона: "И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним " (Суд. 6:34). Следует отметить, что работа Святого Духа во времена судей в значительной мере заключалась в наделении умением воевать. На Гофонииле был Дух, а он вышел на войну. На Гедеоне был Дух Господень, и он, получив подтверждение и обретя уверенность, что Израиль будет спасен его рукой, начал войну. Его воины при этом действовали необычайно успешно, что совершенно не соответствовало их числу. Аналогичным образом, и Самсон, когда на него сошел Дух, преисполнился необычайной силы и оказался способным совершать поистине сверхъестественные подвиги: "И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, "вял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку" (Суд. 14:19).
Дух также наделял особыми способностями и первых царей Израиля. Мы уже отмечали, что Саул пророчествовал, когда на него сошел Дух (1 Цар. 10:10). Помазание Давида также сопровождалось сошествием на него Духа Божьего: "И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде о того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму" (1 Цар. 16:13).
Проявления Духа, однако, можно видеть не только в ситуациях, связанных с какими-то драматическими событиями. В дополнение к таким проявлениям, как качества, необходимые для руководства народом и героического ведения войны, Его присутствие выражалось и в духовной жизни Израиля. В этой связи о Нем говорится как о "благом Духе". Ездра напоминает израильтянам о заботе, проявленной в отношении их предков в пустыне: "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их" (Неем. 9:20). Псалмопевец умоляет Бога: "Дух Твой благий да ведет меня в землю правды" (Пс. 142:10). Благость Духа можно видеть также и в тех двух случаях, когда о Нем говорится как о Святом Духе. В каждом из этих случаев святость Божья противопоставляется греховности человеческих действий. Прося об очищении от грехов, о том, чтобы все беззакония его были изглажены, Давид молится: "Духа Твоего Святого не отними от меня " (Пс. 50:13). А Исайя говорит о людях, которые "возмутились и огорчили Духа Святого Его [Господнего]" (Ис. 63:10).
Свойства благости и святости Духа становятся, однако, еще более ясными и очевидными в свете выполняемой Им работы и ее результатов. Согласно описанию, Он производит страх Господень и окажется Духом праведности и истины в предрекаемом Мессии (Ис. 11:2-5). Когда изольется Дух (Ис. 32:15), результатом будут истина, правосудие и мир (Ис. 32:16-20). Излияние Духа вызывает преданность Господу (Ис. 44:3-5). В Иез. 36:26-28, отрывке, предвосхищающем учение Нового Завета о духовном возрождении, говорится, что, когда человек получает от Бога Его Дух, это сопровождается полны" выполнением заповедей и уставов Божьих и обретением нового сердца.
Приведенные выше места Ветхого Завета дают описание Святого Духа как источника нравственных и духовных качеств святости и благости в том человеке, на которого Он нисходят или в которой пребывает. Следует, однако, отметить, что, хоти в некоторых случаях Эти внутренняя работа Святого Духа является, скорее всего, постоянной, в других случаях - например; в тех, которые описаны в книге Судей, - Его присутствие, по-видимому, бывает временным, связанным с той конкретной деятельностью или тем конкретным служением, которые необходимы в данном случае.
Свидетельства Ветхого Завета о Святом Духе содержат предсказания о наступлении такого времени, когда служение Духа будет более полным1291.
Частично это связывается с приходом Мессии, в Котором Дух должен пребывать совершенно необычным образом и в необычайной степени. Мы уже указывали на Ис. 11:1-5. К аналогичным местам Ветхого Завета относятся Ис. 42:1-4 и 61:1-3 ("Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам - открытие темницы..."). Иисус цитирует начальные стихи Ис. 61 и указывает, что теперь они исполняются в Нем (Лк. 4:18-21). Имеется, однако, и более общее обетование, которое не ограничивается только Мессией. Оно содержится в Иоиля 2:28-29: "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего". В день Пятидесятницы Петр процитировал это пророчество, заметив, что теперь оно исполнилось.
infopedia.su
Обитал ли Святой Дух в верующих Ветхого Завета?
В Евангелии от Иоанна говорится: «...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Дальше в этом же Евангелии мы читаем, что ученики не смогут принять Святого Духа до тех пор, пока Иисус не будет прославлен (7:39). Если Святого Духа можно было принять только после креста, тогда возможно ли было Никодиму родиться свыше до этого события? Действительно ли остаток верных Ветхого Завета был рожден свыше благодаря действию Святого Духа? Действительно ли Святой Дух обитал в отдельных верующих ветхозаветного периода? В данной статье я попытаюсь ответить на все эти вопросы. Основная задача в рассмотрении вышеупомянутых вопросов заключается в обобщении ряда возможных решений данной тайны. Рассмотрев все научные данные, нам необходимо будет оценить их в свете доказательств. Рассмотрение доказательств в свете библейского богословия, прежде всего, подразумевает следующий вопрос: «Есть ли в Ветхом Завете свидетельства обитания Святого Духа в верующих дохристианского периода?» Целостный библейский подход также требует скрупулезного исследования Нового Завета. Поэтому, мы уделим особое внимание исследованию текста Евангелия от Иоанна 7:39, дабы узнать, как ветхозаветный остаток верных получал Святого Духа. Рассмотрев имеющуюся в Евангелии от Иоанна информацию о том, что такое возрождение, мы можем ответить на вопрос: «Действительно ли Святой Дух обитал постоянно и на индивидуальном уровне в остатке верных ветхозаветного периода?»
Предыдущие ответы на данный вопрос
Существует, по крайней мере, пять точек зрения по данному вопросу: «Действительно ли Святой Дух обитал, постоянно и индивидуально, в остатке верных ветхозаветного периода?» Некоторые богословы предполагают, что существует и шестая точка зрения, однако я не могу найти ей подтверждения в Святом Писании. В данной работе я представлю пять бесспорных и одну сомнительную точку зрения, кратко описывая их и называя основных сторонников каждого взгляда. В вопросе роли Святого Духа в жизни верующих некоторые богословы видят взаимосвязь Ветхого и Нового Завета. Такие исследователи утверждают, что ветхозаветный остаток был возрожден и в нем обитал Святой Дух. Представителями этого взгляда являются Джон Оуэн, Б. Б. Уорфилд,Синклер Фергюсон, Дэн Фуллер и Леон Вуд. Другой лагерь богословов соглашается с тем, что ветхозаветные верующие были возрожденными людьми и Святой Дух обитал в них. Однако они пытаются включить в систему своего понимания такие тексты как Евангелие от Иоанна 7:39, используя язык, который позволяет говорить о более величественном и возвышенном опыте переживания присутствия Святого Духа в новозаветном периоде. Тем не менее, эти богословы не видят коренного изменения в опыте переживания присутствия Святого Духа с момента установления Нового Завета. Представителями данного взгляда являются: Блаженный Августин, Жан Кальвин, Джордж Лэдд, Дэн Блок и Уэйн Грудэм. Третий взгляд представляет собой компромиссный вариант всех рассматриваемых точек зрения. Богословы, придерживающиеся данного взгляда, утверждают, что в Ветхом Завете верующие были возрождены Святым Духом, однако Сам Святой Дух не обитал в них. На основании заявлений в работах Милларда Эрриксона, Д. Д. Пакера, Виллема А. Ван Гемерена и Брюса Уэра можно утверждать, что они придерживаются этой точки зрения. Следующий взгляд отстаивают те, кто считают, что Святой Дух действовал в среде ветхозаветного остатка верных, но не обитал в них. В отличие от предыдущих ученых, представители этой точки зрения не говорят о возрождении ветхозаветных верующих. Придерживающимися этого взгляда можно назвать Мартина Лютера, Льюиса Сперри Шэффера, Крэйга Блейзинга, Д. А. Карсона и Майкла Грина.На противоположной стороне от тех, кто убежден в тесной взаимосвязи служения Святого Духа в Ветхом и Новом Завете, находятся исследователи, которые считают, что верность ветхозаветного остатка никак не взаимосвязана со Святым Духом. Те, кто утверждают, что Святой Дух иногда обитал в ветхозаветных верующих, считают данное мнение единственной альтернативой для своей точки зрения. Однако я не нашел никого, кто бы придерживался такого взгляда. Тем не менее, некоторые толкователи, подчеркивая новую природу служения Святого Духа после Христова вознесения, не могут объяснить, как ветхозаветные верующие становились и оставались верными Богу. Данный подход представлен такими известными диспенсационалистами как ЧарльзРайри и Джон Уорлвуд. Сюда относится большинство ученых, писавших о Святом Духе с точки зрения богословия Нового Завета, а также несколько авторов комментариев на Евангелие от Иоанна и работ, посвященных рассмотрению служения Святого Духа в этом Евангелии, таких как К. К. Баррет, Раймонд Браун и Гэри Бурдж. Прежде чем продолжить обсуждение данного вопроса, нам следует обратить внимание на несколько интересных моментов, касающихся этих точек зрения. Во-первых, есть диспенсационалисты, которые придерживаются противоположного мнения по этому вопросу. Например, Леон Вуд считает, что Святой Дух обитал в верующих Ветхого Завета, а Крэйг Блэйзинг утверждает, что не обитал. Также есть богословы, которые, будучи в вопросах сотериологии кальвинистами, считают, что Святой Дух не обитал в ветхозаветных верующих (Карсон, Пакер, Уэр). Это довольно интересный момент, так как богословы, утверждающие, что Святой Дух обитал в ветхозаветном остатке, обычно не соглашаются с арминианским пониманием предваряющей благодати и, таким образом, считают грешников мертвыми и неспособными откликнуться на Божий призыв. Эти богословы считают, что если ветхозаветные святые были верующими, то это значит, что в них обитал Святой Дух. Более того, мнение о том, что Святой Дух не имеет ничего общего с верностью ветхозаветного остатка, в лучшем случае, можно назвать редким. Это очень важный момент, так как некоторые ученые полагают, что этого мнения придерживаются богословы, которых
Христианская проповедь:
Джеймс Гамильтон — преподаватель Ветхого и Нового Завета в кампусе «Хьюстон паркплэйс» Юго-Западной Баптистской богословской семинарии. Джеймс – рукоположенный служитель деноминации Южных баптистов. Недавно Джеймс Гамильтон закончил обучение в Южной семинарии города Луисвилл, штат Кентукки, где он учился под руководством Тома Шрайнера.
literator.org
Дела Святого Духа в Ветхом Завете.
В категориях: Библия говорит,Комментарии
Миллард Эриксон
Дела Святого Духа представляют для христиан особый интерес, поскольку в основном именно через эту работу Духа Бог лично участвует и действует в жизни верующего. К тому же, в последнее время этот аспект учения о Святом Духе стал предметом серьезных разногласий. В центре полемики находятся некоторые из особенно впечатляющих Его даров. Но вопрос об этих особых дарах слишком узок, чтобы мы могли использовать его в качестве основы для обсуждения всей темы. Ибо работа Духа - тема обширная, охватывающая множество областей исследования. Вопросы же, являющиеся предметом упомянутой полемики, следует рассматривать на фоне более общего представления о работе Духа.
Дела Святого Духа в Ветхом Завете
Изучение дел Святого Духа в целом мы начнем с рассмотрения Его служения в Ветхом Завете. В Ветхом Завете часто бывает трудно точно определить, где именно речь идет о Святом Духе, так как он отражает ранние стадии прогрессивного откровения. Фактически здесь редко используется термин "Святой Дух", обычное выражение - "Дух Божий".
Следует иметь в виду, что еврейский язык - это конкретный язык с относительно небольшим количеством прилагательных. Там, где в английском языке мы употребляем имя существительное с прилагательным, в еврейском чаще всего используются два существительных, одно из которых в родительном падеже1285. Например, там, где по-английски мы сказали бы "праведный человек", в еврейском - мы обычно встречаем выражение "человек праведности". Аналогичным образом, в большинстве случаев, когда в Ветхом Завете упоминается третье Лицо Троицы, используется выражение, состоящее из двух существительных - Дух и Бог. Из такой конструкции не следует с очевидностью, что речь идет об особом лице. Выражение "Дух Божий" вполне можно было бы понять как относящееся просто к воле, уму или деятельности Бога. Но в нескольких случаях Новый Завет ясно указывает, что слова Ветхого Завета о "Духе Божием" относятся к Святому Духу. Одно из самых известных подобных мест в Новом Завете - Деян. 2:16-21, Где Петр объясняет, что случившееся в день Пятидесятницы есть исполнение слов пророка Иоиля: "Изолью от Духа Моего на всякую плоть" (Иоиль 2:28). События Пятидесятницы были, несомненно, и исполнением обещанного Иисусом: "Но вы примете силу, когда сойдет на нас Дух Святый" (Деян. 1:8). Короче говоря, выражение Ветхого Завета "Дух Божий" - это синоним имени Святого Духа.
Есть несколько основных сфер деятельности Святого Духа в ветхозаветные времена. Прежде всего, это творение. В рассказе о творении мы встречаем упоминание о присутствии и деятельности Святого Духа: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). Духу приписывается и продолжающаяся деятельность Божья в сотворенном мире. Иов говорит: "От духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона" (Иов 26:13). Исайя уповает на излияние Духа в будущем как на время расцвета в сотворенном мире: опустошение и заброшенность будут царить до тех пор, "доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом" (Ис. 32:15).
Другой важнейшей сферой деятельности Духа является наделение даром пророчества и создание Писания1288. Пророки Ветхого Завета свидетельствовали, что их речи и писания были результатом сошествия на них Духа. Самый ясный пример показывает Иезекииль: "И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне" (Иез. 2:2; ср. 8:3; 11:1, 24). Дух входил даже в таких неподходящих и непривлекательных людей, как Валаам (Чис. 24:2). В качестве знамения, доказывающего, что Саул - помазанник Божий, на него явно сошел Дух, и он пророчествовал (1 Цар. 10:6, 10). Свидетельство пророков об этом событии подтвердил Петр: "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:21). Кроме того, книга Деяний содержит свидетельство о том, что Святой Дух говорил устами Давида (Деян. 1:16; 4:25). Поскольку Писание создавалось Святым Духом, о нем можно говорить, как о "богодухновенном" - 2 Тим. 3:16).
Еще один вид деятельности Святого Духа, описанный в Ветхом Завете, заключался в наделении некоторых людей определенными способностями и мастерством, необходимыми для выполнения различных задач. Например, мы читаем, что при назначении Веселиила на работу по сооружению скинии и созданию всех ее принадлежностей Бог говорит: "И Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни и резать дерево для всякого дела" (Исх. 31:3-5). Остается неясным, обладал ли Веселиил и ранее всем этим набором способностей и умений или же они были дарованы ему для выполнения данной конкретной работы. Равным образом неясно и то, продолжал ли он обладать ими впоследствии. Аналогичный дар Духа был послан, когда Зоровавель заново построил храм после вавилонского плена: "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф" (Зах. 4:6).
Управленческие способности также, по-видимому, представляют собой дар Духа. Даже фараон признавал присутствие Духа в Иосифе: "И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?" (Быт. 41:38). Когда Моисею понадобилась помощь в руководстве народом Израиля, часть Духа была взята от него и отдана другим: "И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали" (Чис. 11:25). Здесь дар управления и руководства сопровождался даром пророчества или включал его. Хотя и нет полной ясности в вопросе о том, была ли особым образом связана с деятельностью Духа Божьего способность Иисуса Навина руководить людьми, намек на нечто подобное все же делается: "И Иисус, сын Навив, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею" (Вт. 34:9).
Во времена судей Израилевых проявления силы Святого Духа и Его даров в руководстве народом были особенно впечатляющими1290. Это было время, когда руководство народом израильским было очень слабым, многое же из того, что в этом отношении делалось, исполнялось людьми, которых мы сейчас назвали бы харизматическими лидерами. О Гофонииле говорится: "На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема" (Суд. 3:10). Сходным образом описывается и призвание Гедеона: "И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним " (Суд. 6:34). Следует отметить, что работа Святого Духа во времена судей в значительной мере заключалась в наделении умением воевать. На Гофонииле был Дух, а он вышел на войну. На Гедеоне был Дух Господень, и он, получив подтверждение и обретя уверенность, что Израиль будет спасен его рукой, начал войну. Его воины при этом действовали необычайно успешно, что совершенно не соответствовало их числу.
Аналогичным образом, и Самсон, когда на него сошел Дух, преисполнился необычайной силы и оказался способным совершать поистине сверхъестественные подвиги: "И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, "вял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку" (Суд. 14:19).
Дух также наделял особыми способностями и первых царей Израиля. Мы уже отмечали, что Саул пророчествовал, когда на него сошел Дух (1 Цар. 10:10). Помазание Давида также сопровождалось сошествием на него Духа Божьего: "И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде о того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму" (1 Цар. 16:13).
Проявления Духа, однако, можно видеть не только в ситуациях, связанных с какими-то драматическими событиями. В дополнение к таким проявлениям, как качества, необходимые для руководства народом и героического ведения войны, Его присутствие выражалось и в духовной жизни Израиля. В этой связи о Нем говорится как о "благом Духе". Ездра напоминает израильтянам о заботе, проявленной в отношении их предков в пустыне: "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их" (Неем. 9:20). Псалмопевец умоляет Бога: "Дух Твой благий да ведет меня в землю правды" (Пс. 142:10). Благость Духа можно видеть также и в тех двух случаях, когда о Нем говорится как о Святом Духе. В каждом из этих случаев святость Божья противопоставляется греховности человеческих действий. Прося об очищении от грехов, о том, чтобы все беззакония его были изглажены, Давид молится: "Духа Твоего Святого не отними от меня " (Пс. 50:13). А Исайя говорит о людях, которые "возмутились и огорчили Духа Святого Его [Господнего]" (Ис. 63:10).
Свойства благости и святости Духа становятся, однако, еще более ясными и очевидными в свете выполняемой Им работы и ее результатов. Согласно описанию, Он производит страх Господень и окажется Духом праведности и истины в предрекаемом Мессии (Ис. 11:2-5). Когда изольется Дух (Ис. 32:15), результатом будут истина, правосудие и мир (Ис. 32:16- 20). Излияние Духа вызывает преданность Господу (Ис. 44:3-5). В Иез. 36:26-28, отрывке, предвосхищающем учение Нового Завета о духовном возрождении, говорится, что, когда человек получает от Бога Его Дух, это сопровождается полны" выполнением заповедей и уставов Божьих и обретением нового сердца.
Приведенные выше места Ветхого Завета дают описание Святого Духа как источника нравственных и духовных качеств святости и благости в том человеке, на которого Он нисходят или в которой пребывает. Следует, однако, отметить, что, хотя в некоторых случаях внутренняя работа Святого Духа является, скорее всего, постоянной, в других случаях - например; в тех, которые описаны в книге Судей, - Его присутствие, по- видимому, бывает временным, связанным с той конкретной деятельностью или тем конкретным служением, которые необходимы в данном случае.
Свидетельства Ветхого Завета о Святом Духе содержат предсказания о наступлении такого времени, когда служение Духа будет более полным.
Частично это связывается с приходом Мессии, в Котором Дух должен пребывать совершенно необычным образом и в необычайной степени. Мы уже указывали на Ис.11:1-5. К аналогичным местам Ветхого Завета относятся Ис. 42:1-4 и 61:1-3 ("Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам - открытие темницы..."). Иисус цитирует начальные стихи Ис. 61 и указывает, что теперь они исполняются в Нем (Лк. 4:18-21). Имеется, однако, и более общее обетование, которое не ограничивается только Мессией. Оно содержится в Иоиля 2:28-29: "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего". В день Пятидесятницы Петр процитировал это пророчество, заметив, что теперь оно исполнилось.
Миллард Эриксон, Христианское богословие. Издательство: Библия для всех, 2009, стр.1088. С-Петербург.
Мир в Боге.ру
Смотрите также:
www.mirvboge.ru
Дела Святого Духа в Ветхом Завете
Изучение дел Святого Духа в целом мы начнем с рассмотрения Его служения в Ветхом Завете. В Ветхом Завете часто бывает трудно точно определить, где именно речь идет о Святом Духе, так как он отражает ранние стадии прогрессивного откровения. Фактически здесь редко используется термин "Святой Дух", обычное выражение - "Дух Божий". Следует иметь в виду, что еврейский язык - это конкретный язык с относительно небольшим количеством прилагательных. Там, где в английском языке мы употребляем имя существительное с прилагательным, в еврейском чаще всего используются два существительных, одно из которых в родительном падеже1285. Например, там, где по-английски мы сказали бы "праведный человек", в еврейском мы обычно встречаем выражение "человек праведности". Аналогичным образом, в большинстве случаев, когда в Ветхом Завете упоминается третье Лицо Троицы, используется выражение, состоящее из двух существительных - Дух и Бог. Из такой конструкции не следует с очевидностью, что речь идет об особом лице. Выражение "Дух Божий" вполне можно было бы понять как относящееся просто к воле, уму или деятельности Бога1286. Но в нескольких случаях Новый Завет ясно указывает, что слова Ветхого Завета о "Духе Божием" относятся к Святому Духу. Одно из самых известных подобных мест в Новом Завете - Деян. 2:16-21, Где Петр объясняет, что случившееся в день Пятидесятницы есть исполнение слов пророка Иоиля: "Излию от Духа Моего на всякую плоть" (Иоиль 2:28). События Пятидесятницы были, несомненно, и исполнением обещанного Иисусом: "Но вы примете силу, когда сойдет на нас Дух Святый" (Деян. 1:8). Короче говоря, выражение Ветхого Завета "Дух Божий" - это синоним имени Святого Духа1287.
Есть несколько основных сфер деятельности Святого Духа в ветхозаветные времена. Прежде всего, это творение. В рассказе о творении мы встречаем упоминание о присутствии и деятельности Святого Духа: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). Духу приписывается и продолжающаяся деятельность Божья в сотворенном мире. Иов говорит: "От духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона" (Иов 26:13). Исайя уповает на излияние Духа в будущем как на время расцвета в сотворенном мире: опустошение и заброшенность будут царить до тех пор, "доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом" (Ис. 32:15).
Другой важнейшей сферой деятельности Духа является наделение даром пророчества и создание Писания1288. Пророки Ветхого Завета свидетельствовали, что их речи и писания были результатом сошествия на них Духа. Самый ясный пример показывает Иезекииль: "И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне" (Иез. 2:2; ср. 8:3; 11:1, 24). Дух входил даже в таких неподходящих и непривлекательных людей, как Валаам (Чис. 24:2). В качестве знамения, доказывающего, что Саул - помазанник Божий, на него явно сошел Дух, и он пророчествовал (1 Цар. 10:6, 10). Свидетельство пророков об этом событии подтвердил Петр: "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:21). Кроме того, книга Деяний содержит свидетельство о том, что Святой Дух говорил устами Давида (Деян. 1:16; 4:25). Поскольку Писание создавалось Святым Духом, о нем можно говорить, как о "богодухновенном" (qeopneustos - 2 Тим. 3:16).
Еще один вид деятельности Святого Духа, описанный в Ветхом Завете, заключался в наделении некоторых людей определенными способностями и мастерством, необходимыми для выполнения различных задач1289. Например, мы читаем, что при назначении Веселиила на работу по сооружению скинии и созданию всех ее принадлежностей Бог говорит: "И Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела" (Исх. 31:3-5). Остается неясным, обладал ли Веселиил и ранее всем этим набором способностей и умений или же они были дарованы ему для выполнения данной конкретной работы. Равным образом неясно и то, продолжал ли он обладать ими впоследствии. Аналогичный дар Духа был послан, когда Зоровавель заново построил храм после вавилонского плена: "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф" (Зах. 4:6).
Управленческие способности также, по-видимому, представляют собой дар Духа. Даже фараон признавал присутствие Духа в Иосифе: "И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?" (Быт. 41:38). Когда Моисею понадобилась помощь в руководстве народом Израиля, часть Духа была взята от него и отдана другим: "И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали" (Чис. 11:25). Здесь дар управления и руководства сопровождался даром пророчества или включал его. Хотя и нет полной ясности в вопросе о том, была ли особым образом связана с деятельностью Духа Божьего способность Иисуса Навина руководить людьми, намек на нечто подобное все же делается: "И Иисус, сын Навив, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею" (Вт. 34:9).
Во времена судей Израилевых проявления силы Святого Духа и Его даров в руководстве народом были особенно впечатляющими1290. Это было время, когда руководство народом израильским было очень слабым, многое же из того, что в этом отношении делалось, исполнялось людьми, которых мы сейчас назвали бы харизматическими лидерами. О Гофонииле говорится: "На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема" (Суд. 3:10). Сходным образом описывается и призвание Гедеона: "И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним " (Суд. 6:34). Следует отметить, что работа Святого Духа во времена судей в значительной мере заключалась в наделении умением воевать. На Гофонииле был Дух, а он вышел на войну. На Гедеоне был Дух Господень, и он, получив подтверждение и обретя уверенность, что Израиль будет спасен его рукой, начал войну. Его воины при этом действовали необычайно успешно, что совершенно не соответствовало их числу. Аналогичным образом, и Самсон, когда на него сошел Дух, преисполнился необычайной силы и оказался способным совершать поистине сверхъестественные подвиги: "И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, "вял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку" (Суд. 14:19).
Дух также наделял особыми способностями и первых царей Израиля. Мы уже отмечали, что Саул пророчествовал, когда на него сошел Дух (1 Цар. 10:10). Помазание Давида также сопровождалось сошествием на него Духа Божьего: "И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде о того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму" (1 Цар. 16:13).
Проявления Духа, однако, можно видеть не только в ситуациях, связанных с какими-то драматическими событиями. В дополнение к таким проявлениям, как качества, необходимые для руководства народом и героического ведения войны, Его присутствие выражалось и в духовной жизни Израиля. В этой связи о Нем говорится как о "благом Духе". Ездра напоминает израильтянам о заботе, проявленной в отношении их предков в пустыне: "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их" (Неем. 9:20). Псалмопевец умоляет Бога: "Дух Твой благий да ведет меня в землю правды" (Пс. 142:10). Благость Духа можно видеть также и в тех двух случаях, когда о Нем говорится как о Святом Духе. В каждом из этих случаев святость Божья противопоставляется греховности человеческих действий. Прося об очищении от грехов, о том, чтобы все беззакония его были изглажены, Давид молится: "Духа Твоего Святого не отними от меня " (Пс. 50:13). А Исайя говорит о людях, которые "возмутились и огорчили Духа Святого Его [Господнего]" (Ис. 63:10).
Свойства благости и святости Духа становятся, однако, еще более ясными и очевидными в свете выполняемой Им работы и ее результатов. Согласно описанию, Он производит страх Господень и окажется Духом праведности и истины в предрекаемом Мессии (Ис. 11:2-5). Когда изольется Дух (Ис. 32:15), результатом будут истина, правосудие и мир (Ис. 32:16-20). Излияние Духа вызывает преданность Господу (Ис. 44:3-5). В Иез. 36:26-28, отрывке, предвосхищающем учение Нового Завета о духовном возрождении, говорится, что, когда человек получает от Бога Его Дух, это сопровождается полны" выполнением заповедей и уставов Божьих и обретением нового сердца.
Приведенные выше места Ветхого Завета дают описание Святого Духа как источника нравственных и духовных качеств святости и благости в том человеке, на которого Он нисходят или в которой пребывает. Следует, однако, отметить, что, хоти в некоторых случаях Эти внутренняя работа Святого Духа является, скорее всего, постоянной, в других случаях - например; в тех, которые описаны в книге Судей, - Его присутствие, по-видимому, бывает временным, связанным с той конкретной деятельностью или тем конкретным служением, которые необходимы в данном случае.
Свидетельства Ветхого Завета о Святом Духе содержат предсказания о наступлении такого времени, когда служение Духа будет более полным1291.
Частично это связывается с приходом Мессии, в Котором Дух должен пребывать совершенно необычным образом и в необычайной степени. Мы уже указывали на Ис. 11:1-5. К аналогичным местам Ветхого Завета относятся Ис. 42:1-4 и 61:1-3 ("Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам - открытие темницы..."). Иисус цитирует начальные стихи Ис. 61 и указывает, что теперь они исполняются в Нем (Лк. 4:18-21). Имеется, однако, и более общее обетование, которое не ограничивается только Мессией. Оно содержится в Иоиля 2:28-29: "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего". В день Пятидесятницы Петр процитировал это пророчество, заметив, что теперь оно исполнилось.
Читайте также:
lektsia.com
Какой была роль Святого Духа в Ветхом Завете? / Ответы на вопросы / Библия Онлайн
Роль Святого Духа в Ветхом Завете такая же, как и в Новом Завете. Когда мы говорим о ней, то можем выделить четыре основных направления, в которых действует Святой Дух: 1) возрождение, 2) наполнение, 3) сдерживание и 4) наделение возможностями для служения. Доказательства работы Святого Духа в этих областях присутствуют в Ветхом Завете, так же как и в Новом.
Первое направление работы Духа – процесс возрождения. В связи с этим мы имеем понятие «рождения свыше». Классический текст в подтверждение вышесказанного можно найти в Евангелии от Иоанна: «Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится свыше, сможет увидеть Царство Бога!» (Иоанна 3:3; тут и далее – современный перевод Российского Библейского Общества). Возникает вопрос: какое это имеет отношение к работе Святого Духа в Ветхом Завете? Позже, в своем диалоге с Никодимом Иисус говорит ему следующие слова: «Ты – учитель Израиля и не знаешь таких вещей?» (Иоанна 3:10). Иисус открывает Никодиму истину, что Святой Дух является источником новой жизни, как показано в Ветхом Завете. Примером могут служить слова Моисея израильтянам, сказанные перед входом в Землю обетованную: «Господь, ваш Бог, сделает обрезанными ваши сердца и сердца ваших потомков, чтобы вы любили Господа, вашего Бога, всем сердцем и всей душой – и остались живы» (Второзаконие 30:6). «Обрезание» сердца является работой Духа Божьего и может быть выполнено только Ним. Также мы встречаем тему возрождения в Иезекииля 11:19–20 и 36:26–29.
Плодом работы Духа по возрождению является вера (Ефесянам 2:8). Мы знаем, что существовали люди веры в Ветхом Завете, так как в Евреям 11 приводятся имена многих из них. Вера, производимая деятельностью Святого Духа, должна была присутствовать у ветхозаветных святых, которые видели то, что произойдет в будущем на кресте и были убеждены, что обещанное Богом в отношении их искупления сбудется. «Они видели обещанное далеко впереди себя и приветствовали его» (Евреям 11:13), принимая верой то, что Бог им обещал, если они будут с Ним.
Вторым аспектом работы Духа в Ветхом Завете является Его пребывание или наполнение Ним. В этом заключается основное различие между ролями Духа в Ветхом и Новом Заветах. Новый Завет учит о постоянном пребывании Святого Духа в верующих (1 Коринфянам 3:16–17; 6:19–20). Если мы верим во Христа как нашего Спасителя, то Дух Святой наполняет нас. Апостол Павел называет это постоянное пребывание залогом «того, что мы получим наше наследие» (Ефесянам 1:13–14). В отличие от работы в Новом Завете, Его появление в Ветхом Завете было избирательным и временным. Дух нисходил в Ветхом Завете на Иисуса Навина (Числа 27:18), Давида (1 Царств 16:12–13) и даже Саула (1 Царств 10:10). В книге Судей Дух пребывал в различных вождях, которых Бог избирал с целью вызволения Израиля от его притеснителей. Святой Дух посещал этих людей для выполнения конкретных задач. Его пребывание было проявлением Божьей милости к человеку (в случае с Давидом), и если Божье благоволение покидало его, то Дух уходил (как в случае с Саулом в 1 Царств 16:14). Наконец, Дух нисходил на определенных людей, несмотря на их духовное состояние (например, Савла, Самсона и многих из судей). Таким образом, если в Новом Завете Дух обитает только в верующих и Его пребывание является постоянным, то в ветхозаветные времена Дух нисходил на определенных лиц для выполнения конкретного задания, независимо от их духовного состояния. Как только задача выполнялась, предположительно, Дух оставлял этого человека.
Третий аспект работы Духа в Ветхом Завете заключается в сдерживании от греха. В Бытие 6:3 указано, что Святой Дух сдерживает греховность человека и что Его работа в этом направлении может быть остановлена, если терпение Бога в отношении греха достигнет «точки кипения». Эта мысль находит свое отражение во 2 Фессалоникийцам 2:3–8, когда растущее отступничество в конце времен будет свидетельствовать о приближении Божьего суда. До определенного времени, пока человек, являющийся «воплощением зла» (ст. 3), не будет выявлен, Святой Дух будет сдерживает власть сатаны, но Он освободит его тогда, когда это будет отвечать Божьим планам.
Четвертым и последним аспектом работы Духа в Ветхом Завете является наделение возможностями для служения. Подобно тому, как духовные дары действуют в Новом Завете, Он нисходил на определенных людей для служения. Рассмотрим пример Бецалела в книге Исход 31:2–5, который был одарен с целью выполнения разнообразных работы, связанных с сооружением скинии. Кроме того, учитывая выборочное и временное пребывание Святого Духа, как описано выше, мы видим, что эти люди были одарены для выполнения ими определенных задач, например, руководства народом Израиля (например, Саул и Давид).
Можно также вспомнить о роли Святого Духа в Творении. Бытие 1:2 говорит о Духе, который «веял над водами» и участвовал в деле творения. Аналогичным образом, Дух отвечает за «новое творение» (2 Коринфянам 5:17), так как Он объединяет людей в Царство Божье через возрождение.
В целом, сегодня Дух выполняет практически те же функции, что и во времена Ветхого Завета. Основное различие заключается в постоянном обитании Духа в верующих нашего времени. Как сказал Иисус относительно этого изменения в служении Духа: «Но вы его знаете, ведь он теперь с вами и останется в вас» (Иоанна 14:17).
© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
www.bibleonline.ru
Обитал ли Святой Дух в верующих Ветхого Завета » Большая христианская библиотека
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 958 Все тексты автора Джеймс Гамильтон
Возрождение и присутствие Святого Духа в Евангелии от Иоанна
Как я уже упоминал ранее, нет экзегетических свидетельств того, что Святой Дух пребывал в ветхозаветных верующих. Более того, текст Евангелия от Иоанна представляет неоспоримое новозаветное экзегетическое доказательство факта, что Святой Дух не обитал в верующих Ветхого Завета. Если это утверждение верно, тогда было бы справедливым задать следующий вопрос: «Как же, в таком случае, ветхозаветный остаток становился и оставался верным Господу Яхве?» В данном разделе я попытаюсь доказать, что ветхозаветные верующие были рождены свыше благодаря Святому Духу, несмотря на то, что Он не пребывал в них.[31] Во-первых, мы рассмотрим концепцию возрождения в Евангелии от Иоанна, во-вторых, обсудим следующий вопрос: «О каком присутствии Святого Духа говорится в Евангелии от Иоанна?»
Возрождение в Евангелии от Иоанна
Рассматривая вопрос возрождения в Евангелии от Иоанна, мы, главным образом, будем обращать внимание на то, что в данных текстах подразумевается под возрождением. В этом разделе я попытаюсь показать, что в Евангелии от Иоанна под возрождением подразумевается создание новой способности воспринимать, понимать и верить. С другой стороны, эти тексты не говорят нам о том, что рождение свыше обязательно должно включать в себя действие Святого Духа, обитающего в сердцах возрожденных людей. Говоря просто, я попытаюсь показать, что возрождение не следует приравнивать к присутствию Святого Духа.
Мы уже упоминали текст Евангелия от Иоанна 1:12-13. Тринадцатый стих говорит о «рожденных от Бога». Эта концепция, как мне кажется, более полно представлена в Евангелии от Иоанна 3:1-12. Но прежде чем мы приступим к рассмотрению данного текста, нам следует отметить, что в Евангелии от Иоанна 1:12-13 нет свидетельств тому, что «рождение от Бога» приравнивается к «присутствию Святого Духа».
В беседе Иисуса с Никодимом (Ин. 3:1-12) подчеркивается упомянутая ранее способность. Слово «дунамай» (я способен) присутствует в той или иной форме в Евангелии от Иоанна 3:2-5 и снова появляется в девятом стихе третьей главы. Иисус объясняет Никодиму, что рождение свыше проявляется в способности видеть Царство Божье и входить в него (3:3-5). Увидев на лице Никодима глубочайшее удивление, Иисус говорит ему: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин.3:12). Суть 12 стиха заключается в том, что Никодим не способен поверить.
Эта новая способность даруется во время рождения свыше Духом Святым (Ин. 3:3-5). В Евангелии от Иоанна 3:6 мы читаем, что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Кажется, что выражение «рожденный от Духа» является, своего рода, синонимом выражения «рожденный от Бога» (1:13). Нам не следует думать, что выражение «рожденное от Духа есть дух» (3:6, выделено мной) подразумевает, будто в рожденном свыше человеке живет Святой Дух. Имеется в виду, что человек, «рожденный от Духа», способен действовать в духовных сферах.[32]
Также в Евангелии от Иоанна 6:63 указывается на служение возрождения Святого Духа. Иоанн записал слова Иисуса: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Данный текст ясно показывает, что слова Иисуса принадлежат к духовной сфере. В таком случае, для истолкования и понимания духовного послания плоть совершенно бесполезна. Человек сможет понять слова Иисуса, которые принадлежат духовной сфере и обетованию жизни, только тогда, когда Святой Дух возродит его.[33] Таким образом, родившийся свыше, получает от Духа новую способность понимать и верить. Эти тексты не говорят о том, что когда такое происходит, Святой Дух вселяется в человека. На самом деле, Иоанн как раз и говорит о тех, кто уверовали, но все еще не получили Святого Духа (7:39). Ничто, как в Евангелии от Иоанна, так и во всем остальном Новом Завете, не мешает сделать вывод, что Святой Дух аналогичным образом в Ветхом Завете давал людям способность верить и понимать духовные истины. Таким образом, на мой взгляд, ответ на вопрос: «Как ветхозаветный остаток хранил верность Господу Яхве?» таков: «Святой Дух возрождал их и таким образом давал им способность верить».
Концепция присутствия Святого Духа в Евангелии от Иоанна
Если присутствие Святого Духа не равнозначно возрождению в Евангелии от Иоанна, тогда что же это? В данном разделе я попытаюсь объяснить, что присутствие Святого Духа — это Божье заветное присутствие. Павел очень ясно говорит, что благодаря присутствию Святого Духа верующие образуют собой Божий храм: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16). Хотя Иоанн не говорит об этой реальности так же однозначно как Павел, тем не менее, четвертое Евангелие показывает, что присутствие Святого Духа помогает верующим получать в Иисусе те благословения, которые ранее они получали в храме.
Евангелие от Иоанна говорит о том, что Иисус заменяет Собой храм. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус заменяет храм, как о чем-то обычном.[34] Обычным есть и то, что Святой Дух продолжит служение Иисуса, после Его вознесения.[35] Данный подход является отличным основанием для понимания служения Святого Духа в Евангелии от Иоанна, однако он не позволяет определить другие очень важные аспекты Его служения. Я имею в виду то, что в Евангелии от Иоанна есть несколько важных указаний на то, что замена иерусалимского храма Иисусом делает Его новым местонахождением Божьего присутствия и местом, где уничтожаются грехи.[36] Далее Иоанн пишет, что Иисус посылает на служение Своих учеников как и Отец послал Его (20:21), Он говорит им, что они станут обитанием Божьего присутствия после Его восшествия на небо (14:15-23), и вверяет им ключи Царства (20:23). На основании этих данных можно сделать вывод, что Иоанн говорит об учениках не только как о продолжателях служения Иисуса с помощью Духа, но и как о тех, кто заменит Иисуса в качестве живого Храма. Таким образом, Святой Дух в учениках продолжает служение Иисуса в качестве замены храма.
Как было отмечено ранее, в Ветхом Завете можно было искать и найти Бога только в храме. Однако в Евангелии от Иоанна описана беседа Иисуса с самарянкой, когда Он сказал, что время поклонения в особенных местах подходит к концу. «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин.4:21). Поклонение в месте, выбранном Богом и утвержденном Ветхим Заветом (Втор. 12:5), заменено поклонением «в духе и истине» (Ин. 4:23). Это новое, не привязанное к определенному месту, поклонение произойдет в сферах духовной реальности.
Иисус провозглашает ученикам, что вместо того чтобы обитать в особом храме и в особенном городе, Он и Отец будут пребывать в тех, кто соблюдает Его Слово (Ин. 14:23). В Евангелии от Иоанна 14:15-23 Иисус говорит, что Отец, Дух и Сын будут обитать в тех, кто верит и повинуется.
Данный текст ясно показывает нам, что присутствие Святого Духа не следует приравнивать к возрождению. Ведь возрождение проявляется в новой способности видеть и веровать. А присутствие Святого Духа — это заветное присутствие Бога. В 15-16 стихах мы читаем слова Иисуса: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14:15,16). Если присутствие Святого Духа производит повиновение и любовь к Иисусу, тогда кто сможет исполнить условие, поставленное Им? Но если те, кто уверовал, возрождены Святым Духом и получили от Него силу, тогда они способны исполнить требование любить Иисуса и соблюдать Его слова (Ин. 14:15). На мой взгляд, Святой Дух уже возродил их и даровал им способность повиноваться. Сейчас они ответственны за то, чтобы исполнять необходимые условия, дабы место Божьего присутствия было святым. Такой подход согласуется с Божьим требованием, чтобы Израиль исполнил определенные условия в отношении своей святости, дабы Он мог обитать среди них. В 3 Царств 6:11-13 мы читаем:
«И было слово Господа к Соломону, и сказано ему: вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля».
Слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 14:23: «… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» поразительно напоминают Божьи слова, обращенные к Соломону относительно необходимых условий, при исполнении которых Бог будет обитать в храме. Как народ израильский должен был соблюдать Божье слово, дабы содержать место Божьего пребывания в святости, так и ученики Христовы должны любить Его (Ин. 14:15) и соблюдать Его слово (14:23), чтобы святить место обитания Божьего. Если в первом случае местом Божьего присутствия был храм, то во втором случае, согласно Евангелию от Иоанна 14:15-23, Он, по Своему обетованию, пребывает в верующих.
Еще один намек на то, что может означать присутствие Святого Духа для верующих, представлен в Евангелии от Иоанна 20:22-23. Дунув на учеников и повелев им принять Святого Духа (20:22),[37] Иисус говорит: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23). В ветхозаветный период люди были обязаны идти в храм для приношения жертв за грех и получения прощения. Однако во времена Нового Завета жертва за грех была завершена смертью Иисуса на кресте (Ин. 19:30). Бог может обитать в храме, где не приносятся жертвоприношения, но где можно обрести прощение. Эта истина проясняет заявление Иисуса о том, что Дух не может быть дан ученикам до тех пор, пока Иисус не будет вознесен на крест (Ин. 16:7). Верующие не могут заменить храм, как место Божьего присутствия, пока Иисус не положит конец всем жертвам единократным приношением Себя в жертву за грех.
Присутствие Святого Духа в Евангелии от Иоанна, по всей видимости, содержит в себе способность передавать благословения, которые ранее можно было получить только в храме. Будучи местом пребывания Святого Духа, равно как и Отца, и Сына, община верующих является местом присутствия Божьего и прощения грехов, – благословений, которые раньше можно было получить только в храме. Таким образом, становится понятным, почему данные из Евангелия от Иоанна относительно присутствия Святого Духа служили историческим основанием для восприятия ранней Церковью себя как Божьего храма.[38]
soteria.ru